Скорость устойчивых верховых пожаров. Лесной пожар

Самые первые краски, с которыми знакомятся наши дети, далеки от гордого звания «акварельных». Наш ребёнок получает небольшую симпатичную пластиковую коробочку с 6-8-ю яркими цветами под прозрачной крышкой и кошмарной пластиковой кисточкой внутри, которой проще размазывать клей по картонке, чем творить шедевры. А между тем, акварельные краски были известны и в Древнем Китае, и в Египте, и в Риме и Греции, правда, использовались они по большой части не по назначению, а для письма и графических иллюстраций к тексту, потом – для макияжа, и уж только после – для рисования.

Живопись акварельными красками, как таковая, возникла гораздо позже, лишь в конце XVIII века. В начале XIX века она окончательно оформилась, как самостоятельный вид искусства и стала считаться предметом увлечения для избранных особ, которые могли позволить себе часами овладевать этой сложной техникой рисования.

Название техники находится в прямой зависимости от влажности бумаги, на которую наносится рисунок. Так, техника «английской акварели» выполняется на мокрой бумаге, «итальянская» – «по-сухому». Комбинация этих техник даёт воистину прекрасные произведения, где мягкие цветовые переходы очерчены строгими рамками другого полупрозрачного тона.

A la Prima – быстрое письмо по мокрому полю, создание неповторимых эффектов разводов, перетекание одного цвета в другой, с разноцветными переливами и прозрачным «стеклянным» фоном. Эта техника требует отточенности чувства цвета и композиционного решения, т.к. пишется за один сеанс – возможность каких-либо исправлений исключена. Это однослойная техника.

Многослойная предполагает искусство лессировки – способ нанесения акварельных красок полупрозрачными мазками, более тёмных на более светлые (и наоборот), уже высохшие слои. В лессировке мазки редко смешиваются, часто даже видны границы самого мазка, но просвет бумаги должен оставаться обязательно и верхний цвет совершенно необязательно того же оттенка, что предыдущий.

Это лишь общие понятия о множестве техник и «подтехник», доступные и понятные для художников, избравших для своей музы художественную краску акварель. Но пока это всё ещё не доступно для юного «Микеланджело» — вашего ребёнка, ему только предстоит узнать, как смешивать цвета для выбранного рисунка, как выбрать подходящую кисть и технику, как обрести свою собственную манеру письма, чтобы его работы узнавали «по руке мастера», а картины знали «в лицо».

Со временем он начнёт разбираться в красках и холстах, тональностях разных мазков по степени влажности разных частей бумаги и пр. и пр., а для начала ему надо просто купить хорошие акварельные краски 12 цветов любой понравившейся вам марки.

На видео: проверка акварельных красок на качество.

Акварель отечественного производства

Отложим в сторону художественные краски для детей с 6-ю кюветами и топорщащейся во все стороны щёткой, без зазрения совести именуемой «кисточкой для рисования». Присмотримся к продукции ОАО «Гамма» (Москва) и ЗХК (Завод художественных красок) «Невская палитра» (Санкт-Петербурга).

«Гамма» – очень неплохая акварель для первых шагов в мир искусства, но до уровня профессиональных красок она всё-таки не дотягивает, хотя и значится таковой.

А вот Питерские акварели – настоящая легенда со времён СССР. Такие названия, как «Сонет», «Нева», «Ладога», «Белые ночи» музыкой звучат для ушей художников-акварелистов, знакомых с детства с яркими, красивыми цветами в мини-контейнерах. Это не только широчайшая гамма цветовой палитры, это – высочайшее качество продукции!

Акварели в наборе «Ладога» – маркированы, как краски профессиональные, и для профессионального обучения.

«Сонет» и «Белые ночи» подойдут как крутым акулам кисти, так и ребёнку для знакомства с канонами акварельной живописи. Краски отличаются отличной смешиваемостью, экономичностью использования.

Сами кюветы-контейнеры заполнены полностью, сверху наложена плёнка с правильными названиями цветов на двух языках, что поможет ребёнку сразу выучить название краски на русском и английском.12 или 16 цветов вполне достаточно для первых уроков, 36 – много и дорого, но лучше всего приобрести набор из 24-х кювет. Конечно, и из 12-ти цветов можно получить достаточно большое количество красивых смешиваемых цветов с различными оттенками, но выбор 24-х будет оптимальным, да и цена по карману не ударит.

В принципе, какой бы из питерских наборов вам ни приглянулся, вы не прогадаете: все они похожи между собой, у всех цвета яркие, декоративные, а пигменты вообще одинаковые. Разница лишь в цене. Удобен и тот факт, что любую из использованных кюветок легко заменить, докупив точно такую же отдельно от набора, и вставив в освободившееся гнездо.

Совет! Не выбрасывайте опустошённые ванночки-кюветы! Они ещё не раз пригодятся вашему юному художнику для хранения смешанных красок, которые он научится составлять сам.

Зарубежные аналоги

Есть ли альтернатива питерской акварели? Есть. Поскольку с российским производителем мы определились, посмотрим, какие акварели нам предлагают «забугорные друзья»:

  • Голландия.

Знаменита не только своими тюльпанами, но и изумительной акварелью Van Gogh (Ван Гог), выпускаемой заводом Royal Talens. Имя этого художника должно знаменовать высокое качество краски, и это полностью оправдывает её название. Учитывая солидный возраст бренда и его непоколебимость на рынке художественных изделий, можно не сомневаться в качестве этих живописных красок.

Под маркой «VG» выпускаются пастели, бумага, холсты, кисти и карандаши. Все краски могут быть как в кюветах, так и в тубах (тюбиках).

Голландия может предложить и другую линейку Royal Talens – акварельные, масляные и акриловые краски Rembrandt (Рембрандт). Это самый старый бренд, известный с 1899 г, как вино – чем старше, тем лучше вкус (качество). Это воистину культовый бренд!

Выпускает Royal Talens и жидкую акварель Ecoline в фирменных квадратных бутылочках.

  • Германия.

Славится брендом «флорентийского производства» — акварелью, маслом, акрилом натурального и синтетического состава Da Vinci (Да Винчи). Краски выпускаются в двух наборах: для профессионалов и начинающих художников – study. Но особое признание получили немецкие кисти, которые изготавливаются вручную из меха колонка, соболя, песца и щетины вола. Есть и синтетические аналоги. Если есть возможность выбрать кисти, то остановитесь именно на них. Это – лучшие из лучших!

Среди немецких брендов явно лидируют краски фирмы Schmincke – акварельные краски AKADEMIE® Aquarell (премиум класса) . Они созданы по старинным, можно сказать, семейным рецептам. Но мы не будем останавливаться на них – цена в 130$ за одну кювету не отпугивает только профессионалов.

  • Франция.

Представлена компанией Sennelier, основанной Гюставом Сеннельѐ в 1887 г. Красками Sennelier вполне могли пользоваться и Пикассо, и Сезанн, Гоген и сам Ван Гог. Компания выпускает профессиональные художественные акварели Sennelier Artists для высоких профессионалов (другое название «L’aquarelle») в 98 (!) цветов и акварель классом пониже – «Raphael» (Рафаэль). Однако, независимо от класса, обе краски сделаны только на натуральных основах, в частности – на меду.

  • Англия.

Конечно, не могла остаться в стороне, и с 1832 г выпускает фантастический по своему качеству товар компании Winsor&Newton – художественные краски (акварель, масло, акрил) «Winsor&Newton» (Винзор энд Ньютон). Начало триумфальному шествию продукции положило объединение профессиональных интересов художника Генри Ньютона и химика Уильяма Винзора.

Как принято во многих других компаниях, акварельная краска winsor newton «W&N» выпускается двух классов: «Winsor&Newton cotman» — для общих работ, и «Winsor&Newton artist» — для создания высокохудожественных акварелей. Компания славится также товарами для графики и выполнения каллиграфических работ. Голова идёт кругом от разнообразия акварельных изысков!

Что лучше выбрать?

Проведём небольшой сравнительный кастинг между самыми популярными марками. В кастинге на право называться «Наилучшим акварельным набором для начинающих» участвуют:

  • «Белые ночи» — БН.

  • «Winsor&Newton Cotman» — W&N.

  • «Van Gogh» — VG.

Палитры всех наборов яркие, сочные, богатые, крупинок не заметно (качественный перемол пигментов), значит, не будет и остатка. При плотном покрытии бумаги VG поверхность краски начинает чуть поблёскивать, словно покрытая тонкой плёнкой лака. Ни БН, ни W&N такого эффекта не дают.

Однако в наборе VG нет фиолетового цвета, зато небесный оттенок синего и голубого – выше всяких похвал! Фиолетовый придётся покупать (другого бренда) или смешивать из имеющихся цветов.

Вымывка применяется для удаления основного покрытия (краски) с бумаги влажной или отжатой кисточкой по непросохшему слою по желанию художника. Все три акварели удаляются легко, оставляя за собой лишь слабый оттенок – часть пигмента.

Попробуем переход цвета в цвет. У акварели VG переход плавный и смешивание происходит легко, без резкости и грязи. БН «зависает» в структуре зернистой бумаги, то же демонстрирует и W&N. Это не катастрофа. При смене бумажного поля всё проходит, как по маслу!

У красок W&N зелёный менее насыщенный, чем у БН и VG. Чтобы получить должный цвет, приходится гуще накладывать краску – лучше заменить кювету на ванночку из другого набора.

Все три претендента даже при сильном размывании водой показали высокую светостойкость (рисунок не будет выцветать), яркость красящего пигмента и хорошую прозрачность. У всех трёх оттенки мягкие и отлично взаимодействуют между собой (хорошее смешивание), высокая степень вязкости. Замечания к БН – проигрывают по мелкотёрстости состава, зато значительно опережают «соперников» по лёгкости набора на кисть и по созданию тёмных, глубоких, завораживающих оттенков в процессе смешения красок.

Выходит, процесс покупки хорошей акварели для ребёнка затягивается: каждый из претендентов хорош по своему и каждый имеет свои специфические недостатки. Так что делать? Купите ребёнку любой желаемый набор, который ему понравится. Пусть выберет он!

Проследите, чтобы в наборе обязательно присутствовали базовые цвета акварели: кадмий жёлтый, оранжевый, кадмий красный, охра, железо-окисная красная, краплак (карминовая), зелёная, голубая, ультрамарин, изумрудная и умбра жжёная (чёрная). Остальные можно докупить по отдельности, не взирая на марки и бренды.

И – бумага! Бумага очень важный момент! Она не менее важна, чем сама акварель и кисти для работы с этой краской. Те, кто пишет акварелью давно, уверяют, что 50% успеха зависит не от состава или бренда красок, а от выбранной бумаги. Выбирайте бумагу с хорошо выраженной структурой – зернистостью. Бумага для акварели не должна быть идеально гладкой. Никогда!

Сравнение акварели Белые ночи, Ван гог и Сеннелье (1 видео)

Лесные пожары - горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.

Лесные пожары уничтожают деревья и кустарники, заготовленную в лесу древесину. В результате пожаров снижаются защитные, водоохранные и другие полезные свойства леса, уничтожается фауна, сооружения, а в отдельных случаях и населенные пункты. Кроме того, лесной пожар представляет серьезную опасность для людей и сельскохозяйственных животных.

В зависимости от характера возгорания и состава леса лесные пожары подразделяются на низовые, при которых выгорает только лесная подстилка, мхи и лишайники, а деревья, в основном, остаются нетронутыми; верховые, при которых сгорает весь лес, и почвенные (подземные). В сухую погоду низовой пожар легко переходит в верховой, а верховой, в свою очередь, может распространиться на огромную площадь.

По интенсивности лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток и силы ветра.

По скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость распространения слабого низового пожара не превышает 1 м/мин, сильного - свыше 3 м/мин. Слабый верховой пожар имеет скорость до 3 м/мин, средний - до 100 м/мин, а сильный - свыше 100 м/мин.

Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего - 1,5 м, сильного - свыше 1,5 м. Слабым почвенным (подземным) пожаром считается такой, у которого глубина прогорания не превышает 25 см, средним - 25 50 см, сильным - более 50 см.

Существующие методики оценки лесопожарной обстановки позволяют определить площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе (области, районе). Исходными данными являются значение лесопожарного коэффициента и время развития пожара. Значение лесопожарного коэффициента зависит от природных и погодных условий региона и времени года.

Лесные пожары – явление достаточно частое: чтобы занялось дерево, иногда достаточно одной искры, одного удара молнии. Учитывая, что во многих странах, чтобы уничтожить на полях сорняки, их не выпалывают, а поджигают, количество возгораний возрастает во сто крат.

Чем больше страна, тем чаще на её территории возникают лесные и торфяные пожары. Только в России за апрель 2015 года произошло более восьмисот возгораний, в результате чего сгорело не менее 120 гектара леса, около двухсот жилых домов и погибло более двадцати человек.

Лесной пожар Россией не ограничился и перекинулся на близлежащие страны, Китай и Монголию. Тушение разбушевавшейся стихии осложнялось тем, что температура воздуха превышала 23 градусов Цельсия, а порывы ветра достигали тридцати метров в секунду. Ухудшилась и экология Забайкалья: исследования показали, что содержание в атмосфере продуктов горения превышено в тридцать три раза. Это означает, что после ликвидации стихии от её последствий регион будет восстанавливаться не один год, на что уйдут немалые средства.

Что такое пожар?

Лесным пожаром называют неуправляемое, стихийное распространение огня по лесному массиву, что приводит к частичному или полному выгоранию растительности, лесной подстилки, плодородного слоя почвы и вызывает гибель не успевших уйти от огня обитателей леса (в основном это недавно появившиеся на свет детёныши и птенцы).

Абсолютно все лесные пожары чрезвычайно опасны, поскольку огонь разгорается очень быстро и, несмотря на постоянный мониторинг пожароопасных районов, к моменту обнаружения стихийного бедствия они нередко успевают охватить немалое пространство. Особенно опасны пожары, возникающие в засуху, поскольку охватывают территорию в сотни тысяч гектаров, уничтожая расположенные возле леса населённые пункты и сельскохозяйственные угодья.

Причины возгорания

Причины возникновения лесных пожаров обычно носят природный и антропогенный характер. Самыми распространёнными естественными факторами являются молнии – на их долю приходится около восьми процентов возгораний. Если говорить про естественные причины, то в этом случае наблюдается обновление природы, поскольку в лесах, где произрастает огромное количество молодых деревьев, вероятность возгорания из-за молний намного меньше, чем в лесных массивах, состоящих из сухих и старых деревьев.

Большинство лесных пожаров на нашей планете возникает всё же в результате человеческой деятельности. Иногда их вызывают преднамеренно – и тогда они редко выходят из-под контроля (например, для борьбы с вредными насекомыми или болезнями деревьев). Также нередки лесные пожары из-за халатности (случайно брошенный окурок или не до конца дотушенный костёр), но самые масштабные пожары возникают из-за умышленных поджогов леса для дальнейшей вырубки (характерная ситуация для приграничных с Китаем регионов России).

В этих случаях поджог обычно происходит в труднодоступной местности. Пожар характеризует стойкий запах гари, нетипичные для территории смог и туман, массовая миграция животных и птиц в противоположную от стихии сторону.

Когда появляются первые видимые признаки стихии (например, в ночную пору горизонт окрашивается оранжевым заревом), это обычно означает, что момент упущен и пламя полыхает: скорость передвижения огня нередко составляет несколько километров в час и только своевременное обнаружение лесных пожаров даёт возможность вовремя принять меры и остановить стихию в зародыше.

Типы пожаров

Лесные пожары состоят из нескольких этапов, а потому характеристика и классификация лесных пожаров во многом зависит от того, когда именно они будут остановлены:

  1. Загорание – огонь охватывает не более двух гектаров, а потому предупреждение лесных пожаров на этой стадии обойдётся минимальными действиями и средствами: погасить их нетрудно;
  2. Малый пожар – от 2 до 20 гектара;
  3. Средний – от 20 до 200 гектара;
  4. Крупный – от 200 до 2 тыс. гектара;
  5. Катастрофический – превышает 2 тыс. гектара.


Интересно, что лесные пожары бывают различного типа и в зависимости от того, как именно и на какой скорости движется огонь, специалистами была разработана классификация лесных пожаров.

Низовые

Во время низового пожара полностью уничтожается лесная подстилка, травы, мхи и другая растительность. Огонь передвигается в одну сторону с ветром на скорости от одного до трёх метров в минуту, а высота пламени колеблется от пятидесяти сантиметров до трёх метров. В свою очередь, этого вида пожары бывают двух типов:

  • Беглые виды лесных пожаров зарождаются весной, после того, как просыхает верхний пласт грунта. Они уничтожают верхнюю часть грунта, лесную подстилку, молодые деревца и подлесок. Огонь распространяется очень быстро, но поскольку места с высокой влажностью обходит стороной, лес выгорает не до конца.
  • Устойчивые – характерны для середины лета. Хотя они более медлительны, устойчивые пожары полностью сжигают лесную подстилку, молодые деревья, подлесок, при этом сильно травмируют более старые деревья: у них сильно обгорают корни и кора.

Верховые

Развиваются верховые лесные пожары в сухой ветреный период, вырастая из низового пожара. Несмотря на то, что верховый пожар считается завершающимся этапом стихии, благодаря огромному количеству искр, которые он выпускает на многие метры вперёд, он также порождает и низовые пожары.


Скорость передвижения верховых пожаров колеблется от 3 до 100 м/мин. Выделяют два типа:

  • Беглые – скорость их во многом зависит от движения воздушных масс, а потому колеблется от 3 до 100 м/мин;
  • Повальные – передвигаются медленней, около 8 км/ч, зато идут сплошной огненной стеной, из-за чего лес полностью сгорает.

Подземные (почвенные)

Появление подземных лесных пожаров прежде всего связано с возгоранием торфа, при этом большинство из них происходят после удара молний (торф склонен самовозгораться, если его влажность меньше 40%).

Лесные торфяные пожары медлительны – за сутки они преодолевают около одного километра, а потому малозаметны (при этом огня совсем не видно, хотя дым поднимется по всей площади возгорания). Они имеют другую направленность, поскольку горят в глубину: обычно торфяной пласт прогорает вглубь от 25 сантиметров до нескольких метров, уничтожая грунт и корни деревьев, вызывая гибель растений.

Тушатся лесные торфяные пожары плохо: для горения торф не нуждается в кислороде, а вода на него не действует.

Поэтому пожар нередко заканчивается тогда, когда пласт торфа полностью выгорает. В России были неоднократно зафиксированы случаи, когда торфяники горели под снегом до тех пор, пока не начиналось весеннее наводнение.

Как действовать

Поскольку лесные и торфяные пожары нередко распространяются по огромной территории, сразу после обнаружения огня, нужно срочно информировать соответствующие службы, доверив работу специалистам: правила тушения лесных пожаров говорят о том, что обычными средствами стихию не погасить.

Это связано с тем, что огонь движется на огромной скорости, а потому попытки бороться с огнём на одном конкретном участке обречены на провал. Лесной пожар часто останавливают с помощью искусственных преград – канав, траншей, вырубок (словом, делают всё, чтобы остановить естественное распространение пламени).

Как быстро удастся ликвидировать очаг возгорания, во многом зависит от действий местного населения, от их поведения в лесу, соблюдения правил противопожарной безопасности, а также насколько вовремя они сообщат о беде.

Местное население, узнав об опасности, должно быть готово к срочной эвакуации – мера поведения, нередко необходимая для защиты их жизни, поскольку многие погибли, отказываясь вовремя переехать в безопасный район. Каждый житель должен учитывать, что о своей безопасности желательно позаботиться самому и заранее покинуть опасный населённый пункт.


Что касается спасательных служб, то они проводят разъяснительные работы среди местного населения, где объясняют методы защиты от дыма и огня и инструктируют о действиях в условиях чрезвычайных ситуаций. Если опасность оказывается высокой, начинают массовую эвакуацию, при этом брать рекомендуют только документы и ценные вещи (остальные предметы можно защитить, спрятав их в кирпичном помещении).

К сожалению, далеко не всё население успевает вовремя покинуть опасную территорию. Поэтому, если огонь застал в населённом пункте и эвакуироваться поздно, специалисты советуют переждать стихию на больших открытых пространствах или в погребах и убежищах. Дабы защитить свою жизнь и не погибнуть из-за дыма нужно закрыть все вентиляционные каналы и по максимуму герметизировать помещение. Также нужно держать наготове респиратор или ватно-марлевую повязку, подойдёт даже полотенце или кусок ткани.

Если во время пожара человек оказался среди леса, главное – не паниковать. Чтобы защитить свою жизнь, нужно взобраться на дерево или возвышенность, понять, в какую сторону двигается огонь. Так, будет легче принять решение, куда уходить от стихии: огонь обычно движется в ту же сторону, что и ветер.

Если стихия приближается очень быстро, нужно как можно быстрее отступать, пытаясь обойти её с наветренной стороны, при этом голову, лицо и открытые участки тела нужно максимально защитить одеждой. Передвигаться желательно не среди деревьев.

Если лесной пожар не даёт возможности покинуть территорию, полностью перекрыв все пути к отступлению, для защиты своей жизни, нужно отыскать водоёмы, каменистые возвышенности или открытые пространства. Следует учитывать, что находиться возле деревьев ни в коем случае не стоит, ведь они могут загореться, упасть.

Обнаружение

Последствия любого лесного пожара катастрофичные, так как они часто приводят или к полной, или частичной гибели леса, при этом ущерб, нанесённый огнём, измеряется шестизначными суммами. Не удивительно, что практически во всех странах мира существуют группы, в задачу которых входит мониторинг и своевременное обнаружение лесных пожаров.

Учитывая, что леса России занимают около 22% её территории, проблема лесных пожаров в стране чрезвычайно актуальна.

Поэтому в России существует немало организаций, занимающихся мониторингом лесных массивов. Среди них – Информационная система мониторинга, основная задача которой вовремя обнаруживать лесные и торфяные пожары в России при помощи спутников, анализировать причины их возникновения, давать им характеристику, разрабатывать средства тушения пожаров, а также оценивать состояние леса после ликвидации огня.

Благодаря мониторингу при помощи спутниковых снимков намного легче определить причину задымления городов России. Например, оказалось, что сильные пожары в Рязанской области при соответствующем ветре вызывает задымление в Москве. Кроме того, мониторинг показал, что ещё одной причиной, обрушивающейся периодически на столицу России, является дым от горящих торфяников, что находятся на востоке от города.

К сожалению, космический мониторинг далеко не всегда даёт возможность обнаружить очаги возгорания, поскольку большинство из них скрывает плотная пелена дыма. Такой мониторинг позволяет определить, в какую именно сторону России движутся опасные для человеческого организма продукты сгорания (прежде всего, угарный газ), выбрать правильные действия и подобрать способы ликвидации вредных проявлений стихии.

Спутниковый мониторинг даёт возможность определить масштабы и последствия лесных пожаров (в каком состоянии находится растительность и экологическая обстановка в регионе). Также даёт возможность принять решение о том, какими средствами и способами проводить тушение лесных пожаров, в каком направление двигаться и как защитить население от стихийного бедствия.

В задачу людей, которые занимаются проблемами лесных пожаров, кроме мониторинга, входит профилактика лесных и торфяных пожаров. С этой целью они разрабатывают и совершенствуют новые способы и средства защиты растительности и людей от стихии. Например, дабы лес не возгорался, для его защиты очищают поверхность от валежника, сухостоя, прокладывают минерализованные полосы, между которыми убирают напочвенный покров.



Просмотров