Скачать презентацию на тему что такое государство. Презентация на тему "Для чего нужно государство? Урок: " Что такое государство?"


Авторы – религиозные философы, Августин Блаженный (), Фома Аквинский (), Филофей (XVI в.), Жан Маритен (XXв.). Официальная идеология Ватикана. Суть - божественное (сверхъестественном) происхождение государства, общей системы власти, правил общественного поведения. Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Достоинства: Укрепляет гражданское согласие и духовность; Препятствует насилию Недостатки: не научна Теологическая 11 Фома Аквинский


Авторы – Аристотель (до н.э.), Конфуций (до н.э.), Р. Филмер () Суть - возникновение государства из семьи, а общественной и государственной власти из власти отца семейства. Патернализм. Достоинства: формирование уважения к государственной власти, сплочение общества Недостатки: отрицание специфики государства и госвласти, их качественного отличия от семьи и отцовской власти 1 Патриархальная 2


Авторы – Г. Гроций (), Т. Гоббс (), Д. Локк (), Ж.-Ж. Руссо (), А.Н. Радищев () Суть - государство возникло в результате общественного договора, по которому люди часть своих прав, присущих им от рождения, передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека Достоинства: демократическое содержание, обосновываются естественные права народа на формирование государственной власти, а также на её свержение Недостатки: игнорируются объективные внешние факторы, влияющие на государства (социально- экономические, военно- политические). Договорная 3 Г. Гроций


Авторы – Ф. Энгельс () К. Маркс () В.И. Ленин () Суть - государство есть результат изменения социально- экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство Достоинства: основывается на социально- экономическом факторе общества Недостатки: недооценка национальных, религиозных, психологических, военно- политических и иных причин Классовая 4 Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И. Ленин


Авторы – Огюст Конт (), Герберт Спенсер () Суть – государство - живой организм, продукт социальной эволюции, в котором более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в органической системе общества и государства. В процессе борьбы и войн (естественного отбора) складываются конкретные государства, формируются правительства, совершенствуется структура управления, при этом данный социальный организм поглощает своих членов Достоинства: биологические факторы повлияли на появление государства, так как человек является существом биосоциальным. Недостатки: нельзя распространять все закономерности, присущие биологической эволюции, на социальные организмы Органическая 5 О. КонтГ. Спенсер


Авторы – Е. Дюринг (), К. Каутский (), Л. Гумплович () Суть – государство - результат насилия (внутреннего или внешнего), например, завоевание слабых и беззащитных племен более сильными и организованными, то есть государство является не итогом внутреннего развития, а навязанной извне силой, аппаратом принуждения Достоинства: элементы насилия действительно были присущи процессу возникновения некоторых государств Недостатки: кроме военно- политических факторов в регионе присутствуют также и социально-экономические. Теория насилия 16 К. Каутский


Авторы – Л.И. Петражицкий (), З. Фрейд () Суть – государство образовалось вследствие психологической потребности человека жить в рамках организованного общества. Психике индивида изначально присуща потребность к повиновению, подчинению "выдающимся личностям" Достоинства: указание на то, что в процессе образования государства большую роль играют психологические факторы и то, что различные интересы людей реализуются только через психику Недостатки: нельзя свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и государства общими законами психологии 1 Психологическая 7 ПетражицкийЗ. Фрейд


Сущность государства Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Нормативный подход: государство – это совокупность норм, регулирующих поведение, социальные и политические отношения Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Институциональный подход: государство – это совокупность социально-политических институтов, имеющее сложную социально-политическую природу и иерархическую структуру Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население Социологический подход: государство – это социально дифференцированное общество, определенным образом организованное население


Отношение к государству 1 Государство: – цель и высший результат общественного развития - безусловная польза для общества - должно быть сильным 2 Государство: - социальное и нравственное зло - должно быть ограничено правом (либералы) - должно быть уничтожено (марксисты, анархисты) Этатизм Антиэтатизм


Понятие государства Государство – организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (Ленин В. И.) «Государство это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений. Оно существует в сложном, стратифицированном обществе, расположенном на определённой территории и состоящем из двух основных страт правителей и управляемых» (Claessen H. J. M.)


Признаки государства Публичная власть, отделенной от общества (аппарат управления и аппарат принуждения) 1 Собственная территория, имеющая административно-территориальное деление 2 Налоговая система 3 Институт гражданства (подданства) 4 Признаки, отличающие государство от догосударственных форм общества Публичная власть: -Отделена от общества и непосредственно ему не подконтрольна -Осуществляется особым слоем людей, наделенных властными полномочиями, для которых управление является профессией -Опирается на право -Подкрепляется принудительной силой государства Государственная символика (гимн, герб, флаг) 5


Признаки государства Суверенитет – независимость от всякой иной власти 1 Исключительное право на правотворчество 2 Исключительное право на эмиссию денег 3 Монополия на легальное применение насилия 4 Признаки, отличающие государство от других политических институтов Представляет интересы общества в целом 5


Функции государства Это основные направления деятельности государства, в которых выражается и конкретизируется его сущность и социальное значение Внутренние функции государства 1 Правовая функция обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина 2 Политическая функция обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества 3 Организаторская функция упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы


Функции государства4 Экономическая функция организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций Экологическая функция гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования 5 6 Социальная функция обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта


Функции государства7 Культурная функция создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики 8 Образовательная функция деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей получения образования 9 Идеологическая функция воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей


Функции государства Внешние функции государства 1 Обеспечение национальной безопасности поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства 2 Поддержание мирового порядка участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества 3 Взаимовыгодное сотрудничество в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами

Слайд 2

Цель: ввести учащихся в одну из самых трудных и основных тем правоведения, раскрывая исторически логичную закономерность возникновения и существования такого орудия власти, как государство.

Слайд 3

Задачи: Показать причины возникновения, функции трех ветвей государственной власти. Способствовать формированию политической и правовой культуры обучающихся. Формирование навыков работы в группах над решением правовых задач.

Слайд 4

«Если бы люди были ангелами, то не требовалось бы никакого правительства» Дж.Мэдисон

Слайд 5

Слайд 6

Почти 2 млн. лет люди жили без государства. От охоты и собирательства постепенно человечество перешло к земледелию, скотоводству, ремеслам, появились металлические орудия труда. Развилась торговля. С развитием и усложнением хозяйственной жизни люди стали делиться на богатых и бедных.

Древние славяне

Слайд 7

Чтобы регулировать эти непростые общественные отношения, нужна была специальная власть, которая должна была организовывать жизнь людей в стране, следить за порядком. Древние греки называли такую форму общественного устройства - ПОЛИС. Отсюда пошло слово ПОЛИТИКА, что означает «государственная деятельность».

Слайд 8

Государство – это организация, осуществляющая власть в стране. Основные признаки государства: 1.Наличие особых органов и учреждений; 2. Право, то есть система законов, принятых государством; 3.Определенная территория, на которой действуют данные законы.

Слайд 9

Аристотель Еще в античную эпоху философ Аристотель выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, чтобы не было диктатуры, не было попирания прав человека.

Слайд 10

Структура государства Государство – это а) аппарат управления (бюрократия) б)граждане Структура государства Представительные органы (парламент) Надзорно- контрольные органы Органы охраны общественного порядка Вооруженные силы Исполнительно- распорядительные органы: президент, премьер, правительство Судебная система Органы государственной безопасности

Слайд 11

Признаки государства.

Государство как политический институт обладает рядом существенных признаков: Государство выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны. Государство представляет собой особую организацию политической власти, обладающую специальным механизмом, системой органов и учреждений, которые осуществляют непосредственное управление обществом. Государство организует общественную жизнь на основе права. Только государство имеет право на регулирование жизни общества с помощью законов. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государство располагает системой принудительно взимаемых налогов и иных обязательных платежей, которая обеспечивает его экономическую самостоятельность.

Слайд 12

Заседание совета федерации Заседание Государственной Думы Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию, которое состоит из 2-х палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Слайд 13

Судебная власть означает правосудие в государстве через деятельность судов. Исполнительная власть осуществляется Правительством Российской Федерации

Слайд 14

Основные функции государства оборона страны дипломатические отношения с другими государствами финансы налоги развитие производства организация торговли, транспорта, связи правоохранительная деятельность культурная деятельность

Слайд 15

Государство призвано стоять на защите общества, чтобы обеспечить каждому гражданину право на жизнь и безопасность. Для этого существуют закрепленные государством правовые нормы-законы. Законы составляют правовую систему. ПРАВО – это правила, установленные и охраняемые государством.

Слайд 16

Законы должны защищать людей от преступников; Обязывают граждан платить налоги для содержания армии, милиции, чиновников. Если люди чувствуют, что государство у них честное и справедливое, что оно служит своему народу, а не угнетает его, тогда они поддерживают его власть.

Слайд 17

Деловая игра«Наше ГОСУДАРСТВО»

Инструкция. Представьте себе, что весь класс оказался на необитаемом острове, где нет ничего, кроме великолепной, щедрой природы. Все мы хотим, чтобы жизнь на острове устроилась. Какие органы власти нужно создать, чтобы на острове был порядок?

Слайд 18

Познавательная задача Однажды, обрабатывая землю под огород, ребята обнаружили сундук с драгоценностями, когда-то спрятанные пиратами. Что делать с находкой? Какой орган власти распорядится ею? Шло время, но ни один корабли не причалил к острову. Надо было думать о будущем и приступить к продолжению образования. Какой орган власти должен был заняться созданием школы?

Слайд 19

Познавательная задача Жизнь на острове входила в привычную колею. Но продуктов не хватало. Муку получали, растирая собранные зерна на каменных терках. К празднику девочки испекли из фруктов аппетитный торт. Утром оказалось, что торт исчез, от него остались только крошки. В содеянном был уличен один из мальчиков. Какой орган власти будет принимать решение о его дальнейшей судьбе?

Слайд 20

ЗАПОМНИ! Люди всегда нуждались в покровительстве, в защите от грабителей, разбойников, злодеев. Поэтому они готовы платить налоги, сборы, подати государству, подчиняясь общим интересам, соблюдая законы. Тогда союз людей и власти будет сильным, если соблюдается встречный интерес. В таком государстве люди живут счастливо.

Посмотреть все слайды

«Государство обществознание» - Форма правления (кто и как правит?). Что такое государство? Обществознание 9 класс. А) Президентская Б) Смешанная В) Парламентская. Политика. Форма политического режима (каким способом осуществляется власть в обществе?). Власть. Республика. Монархия. Форма государства: Признаки государства: Теоретические подходы сущности государства:

«Государственное устройство» - Конфедерация не имеет единой денежной единицы. Смешанная. Отсутствие единой системы органов власти. Конфедерация сочетает в себе признаки международно-правовой и государственной организации. Федерация. Признаки конфедерации. Каждое государство сохраняет собственные вооружённые силы. Формы государственного устройства.

«Государственное управление» - Курсы специализации Политический анализ Прогнозирование и управленческая оценка в государственном управлении Государственно-управленческое проектирование. Знание основ организации международных систем и режимов становится обязательным для современного специалиста в области управления. Политическое управление.

«Местное самоуправление урок» - Структура Баррикадского сельского поселения. С какой целью создаются органы местного самоуправления? Органы местного самоуправления (Конституция РФ ст.3). Оцени свою работу на уроке (по пятибалльной системе). Важнейшие принципы местного самоуправления: Была ли тема данного урока тебе интересна и что именно?

«Сущность государства» - Государство обеспечивает права и свободы человека. Элементы политической системы: 1. Государство есть воплощение нравственных начал. Уменьшается классовая сущность Увеличивается социальная сущность. Государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения. Функции государства. Люди живут по законам. (Кант, Гегель).

«Демократическое государство» - Власть народа. Анархия. Третье: в демократичном государстве должен быть парламент. Демократическое государство служит народу. Пятое: в таком государстве действует независимый суд. Демократическое государство. Демократия. Анархисты – люди подчиняющиеся только своим законам и моральным устоям. Демократия - народная форма правления в которой высшей властью обладает народ.

Всего в теме 43 презентации

ГОСУДАРСТВО

Презентация подготовлена учителем истории и обществознания ФГОУ сош № 4 МОРФ Латыповой О.Ш.


ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе.


ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА

Государство - это политический институт, который выделился из общества и осуществляет суверенную связь при помощи специального аппарата принуждения как официальный представитель всего общества.


ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

ТЕОРИИ

Религиозная теория:(Фома Аквинский)

СУЩНОСТЬ

Договорная теория:(Гоббс, Жан-Жак Руссо, Дж. Локк)

государственная власть от

народ добровольно пере

Патриархальная теория (Платон, Аристотель)

дает часть своих прав

государство вырастает из

семьи, в которой власть

государству, чтобы оно

монарха есть естественное

защитило оставшиеся

продолжение власти отца.


ТЕОРИИ

Теория завоевания:(К. Каутский,

СУЩНОСТЬ

Классовая теория:

государство – результат

Л. Гумплович

Е. Дюринг)

завоевания для

государство результат

классовой борьбы,

подчинения

возникло для защиты

побежденных

немногочисленного

класса господствующих


ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

ПРИЗНАКИ

СУЩНОСТЬ

единство территории

государство распространяет

законодательная власть

публичная власть

только государство обладает исключительным правом

свою власть на население,

специальный аппарат управ

живущее в пределах

издавать законы

ления, включающий и органы

определенной территории

принуждения,

распространяется на все

население страны.


ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

суверенитет.

налоговые сборы

Внутренний

суверенитет –

Обязательные сборы в

верховенство

пользу государства (на

государственной

власти. Внешний

армии, развитие

суверенитет –

образования,

независимость от

здравоохранения и т.п.)

других государств.


ФОРМА ГОСУДАРСТВА

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют.

Форма государства

Форма государственного (политического) режима

Форма территориально-государственного устройства

Форма правления


ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Форма правления определяет, кому принадлежит власть, то есть это способ организации верховной власти.

Монархия – это форма

правления, при которой

верховная власть в государстве

полностью или частично

сосредоточена в

руках единоличного главы государства – монарха – и передаётся им по наследству.


ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. МОНАРХИЯ

Неограниченные (абсолютные)

Ограниченные (конституционные и парламентские).


ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

Республика- это форма правления, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.


ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. РЕСПУБЛИКА

РЕСПУБЛИКА

Парламентская (ФРГ, Италия, Индия)

Президентская (США, Аргентина)

Смешанная (Россия, Франция.)


ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Это основные направления деятельности государства, в которых выражается его роль и назначение в обществе.

Внутренние функции государства:

экономическая (выработка

экономической политики

установление правовых основ

рынка и ценовой политики);

2) социальная (создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь

развитие человека);

3) экологическая;

4)развитие науки и образования

5) информационная;

6) взимание налогов;

7) охранительная


ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Внешние функции государства

  • оборонная;

2) внешнеэкономическая;

3) культурного сотрудничества;

4) дипломатическая;

5) экологическая;

6) информационная.


ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО

Форма государственного устройства определяет соотношение государства в целом и его отдельных частей. У нитарное государство - единая политическая однородная организация, состоящая из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью.

Основные признаки унитарного

государства:

единая конституция, имеющая

верховенство на всей территории

страны; ;единые для всей страны

высшие органы власти;

единая система законодательства;

единое гражданство;

единая денежная единица.


ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. ФЕДЕРАЦИЯ

Федерация - устойчивый союз государств, самостоятельных в

пределах, распределенных между ними и центром полномочий; имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы. (США, Германия, РФ, Мексика, Бразилия).


ФОРМА ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УУСТРОЙСТВА. КОНФЕДЕРАЦИЯ

Конфедерация - постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет.(Швейцария, СНГ). Признаки конфедерации:

отсутствие общей для всей конфедерации территории и государственной границы; отсутствие общих законодательных органов и системы управления;

отсутствие общей для всех участников конституции, законодательства, гражданства, финансовой системы;

наличие общего конфедеративного органа, состоящего из делегатов суверенных государств; наличие права выхода из состава конфедерации.


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

Политический режим характеризуется совокупностью средств и способов осуществления государственной власти.

Политический режим

Демократиче ский


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ТОТАЛИТАРИЗМ

Признаки тоталитарного режима: тираническая диктаторская власть;

тотальный контроль

за поведением,

деятельностью и

мышлением людей;

бессудные репрессии,

милитаризация

общественной жизни.

Например,

германский фашизм


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.АВТОРИТАРИЗМ

отношению к обществу весьма жестко; власть сосредоточена в руках одного лица или группы лиц, правление осуществляется на силовой основе; выборы проводятся не регулярно и часто фальсифицируется. Режимы генерала Пиночета, СССР периода Л.И. Брежнева


ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА.ДЕМОКРАТИЯ

Признаки демократического

режима: народовластие;

правительство, основанное на

согласии управляемых; правило

большинства; строгое

соблюдение прав и свобод

человека;

свободные и частные выборы; равенство граждан перед законом; независимое судопроизводство, политический, идеологический плюрализм














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Слайд 2

Тема: Что такое государство?

МБОУ АБАНСКАЯ ООШ № 1 УЧИТЕЛЬ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ: СВИРИДЕНКО О. Н

Слайд 3

План

Виды государств. Признаки государства.

Слайд 4

Государство – важнейшее учреждение призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей

Армия Полиция Суды Чиновники Зачем нужно государство?

Слайд 5

Что вам известно о первых государствах?

Как вы думаете, что возникло первым общество или государство? Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? В каких местах обычно возникали государства? Почему люди объединялись в государства?

Слайд 6

Разбираем и записываем термин

" Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь

Слайд 7

Видыгосударства.

По форме правления: республикамонархия Россия Англия По политическому режиму: (Власть народа) (тирания)

Слайд 8

Вспоминаем и записываем черты демократии

1. Народ выбирает правителя; 2. Государство защищает права человека; 3. Народ может критиковать власть; 4. В стране существует порядок и безопасность

Слайд 9

Как вы думаете, ребята, кто такой тиран?

Комментированное чтение и анализ документа

Слайд 10

Черты недемократического государства

Правит один человек, власть не выборная; Права человека не защищены; В стране нет порядка, царит произвол; Распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

Слайд 11

Термин государство понимается в двух смыслах:

1. В широком – страна или народ проживающий на данной территории 2. В узком – система учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории

Слайд 12

Признаки государства

Единая территория – законы на всех граждан Суверенитет Поддержание порядка в стране – армия, полиция, суд, прокуратура Право на взимание налогов Гражданство – принадлежность к государству

Слайд 13

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…"

Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

Слайд 14

Рефлексия

Какая была тема сегодняшнего урока? Какие цели сегодняшнего урока? Что узнали нового на уроке? Чему научились? Что было сложным на уроке? Что было интересным на уроке?

Посмотреть все слайды

Конспект

Цели :

Задачи: 1)

Оборудование:

Основные понятия и термины: монархия; суверенитет,

Ход урока:

Изучение нового материала.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

" Государство"

Виды государства.

1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

- Работа со схемами:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

работа с документом.

" Документ. Диктатор Сулла".

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Урок: " Что такое государство?"

Цели :

Сформировать понятие государства, рассмотреть его виды и признаки.

Задачи: 1)углубление понятий демократии, республики; 2) формировать умения работать с документом; 3) Развитие умения у учащихся выделять главное в изучаемом материале;

4) развитие устной и письменной правильной речи; 5) развивать чувство патриотизма, гражданской ответственности.

Оборудование: карта мира; портрет диктатора Суллы

Основные понятия и термины: Государство; демократия; диктатор; республика;монархия; суверенитет,

Ход урока:

Анализ контрольной работы по теме " Экономическая сфера", разбор и работа над ошибками.

5-7минут разбор типичных ошибок по теме " Экономическая сфера"

Изучение нового материала.

Закрепление изученного на уроке.

План.

Что такое государство? Возникновение первых государств.

Виды государств.

Признаки государства.

II. 1. Что такое государство? Возникновение первых государств.

- Актуализация знаний к теме:

Вопрос учителя:1) Как вы думаете, что возникло первым общество или государство?

Подводя итоги, учитель делает вывод о том, что действительно раньше возникло общество, а государство появилось только 5-6 тыс. лет назад.

Учитель:2) Вспомните из курса Древнего мира, что это за государства? (Египет, Междуречье, Индия, Китай, Древняя Греция, Древний Рим)

Учитель:3) В каких местах обычно возникали государства? (В долинах плодородных рек, например Нил, Тигр, Евфрат)

Учитель: 4) Почему люди объединялись в государства? (Для наведения порядка, чтобы не было конфликтов и раздоров)

-Объяснение значений новых слов:

Учитель: 5)Разбираем и записываем термин " Государство" – важнейшее учреждение (или институт) общества, призванное обеспечить порядок и организовать жизнь людей.

Виды государства.

- Комментированное чтение по абзацам 1,2 § 6 стр.37

Беседа по прочитанному:

Какие можно выделить виды государств по форме правления?

Какие формы государств по политическому устройству?

- Работа со схемами:

После прочтения и беседы заполняем схемы, написанные на доске:

(схемы даны в готовом виде)

По форме правления:

республика монархия

(выборное правление) (передаётся по наследству)

Россия Англия

По политическому режиму:

демократические недемократические

(Власть народа) (тирания)

-Актуализация знаний к теме с опорой на текст учебника стр. 37

Учитель:6) Вспоминаем и записываем черты демократии:(1. народ выбирает правителя; 2. государство защищает права человека; 3. народ может критиковать власть; 4. в стране существует порядок и безопасность).

Учитель: 7) Другим видом государства являются недемократические, например тирания. Как вы думаете, ребята, кто такой тиран? (человек, который всю власть взял в свои руки, правит на основе силы, угрозы, наказания). После этого детям предлагается работа с документом. Главная цель работы - определить черты недемократического государства.

" Документ. Диктатор Сулла".

"В древнем Риме в I в. до н.э. люди начали ожесточённо бороться между собой за землю и богатство. Моральные запреты переставали действовать. Люди утратили способность управлять страной. Они больше не советовались друг с другом. Общие решения не принимались. Бедные боролись с бедными, богатые с богатыми. В этих условиях появился диктатор Сулла.

Он поощрял самые низменные поступки римлян. Он сталкивал их между собой. И чем больше люди ненавидели друг друга, тем сильнее была его власть.

В обстановке всеобщей ненависти люди были одиноки - каждый сам за себя. А у Суллы-армия, шпионы. Кроме того, Сулла подкупал народ. Для этого он использовал награбленные за годы войн богатства. Люди начинали думать, что можно жить не работая - нужно только отнимать результаты чужого труда.

Дошло до того, что Сулла лично составлял списки приговорённых к смерти и назначал подарки тем, кто их убьёт. Подарками одаривались те, кто донесёт на другого человека. Плутарх описывал случай с Луцием Сергием Катилиной, который из-за денег и других благ убил собственного брата.

Жизнь человека в глазах большинства членов общества потеряла ценность. Убийство стало нормой. Всё держалось только на жёсткой власти, на общем страхе перед нею".

- После комментированного чтения и анализа документа дети выделяют черты недемократического государства, которые записываются в тетрадь:

1. правит один человек, власть не выборная; 2. права человека не защищены; 3. в стране нет порядка, царит произвол; 4. распространены доносы, шпионство и убийство невинных людей.

3. Признаки государства.

- Работа с учебником стр. 41 . Читать, объяснять и выписывать признаки государства . Работа с новым понятием - суверенитет - независимость государства на международной арене.

Учитель: 8) подводит итоги.

Закрепление изученного материала:

-Использование познавательного задания:

Многие сказки начинаются словами " В некотором царстве, некотором государстве…" Прочитайте отрывки из сказок (листочки со сказками выдаются на каждую парту) и найдите в них признаки государства.

1.КОРОЛЕВСКИЙ БАРАН (английская народная сказка)

Жил-был король, и было у него три дочери. Однажды король ушёл на войну. Когда он победил и вернулся домой, то устроили большой пир. Король на пиру стал спрашивать дочерей, что им снилось прошлой ночью. Самая младшая дочь ответила: " Вы, отец, подозвали меня к себе и омыли мне руки розовой водой". Разъярённый король закричал: " Эта девица думает, что я – её слуга, а я-король!" Он вызвал охрану и приказал: " Уведите мою дочь в лес и убейте её". Охрана была в ужасе, но обещала, что в точности выполнит приказ короля.

2.СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА (французская сказка)

Когда у короля родилась дочь, злая фея предсказала, что она уколется веретеном и умрёт. Добрая фея сумела смягчить предсказание: после укола о веретено принцесса должна была не умереть, а уснуть на сто лет. Однако король попытался уберечь принцессу от несчастья, которое было предсказано. Для этого особым указом он запретил всем подданным под страхом смерти прясть пряжу и хранить в доме веретена и прялки.

V.Домашнее задание: §6, ответить на вопросы: в.1,2,3 –устно; в.4-письменно.

Скачать конспект

Просмотров