Система органов и учреждений, исполняющих наказания. Система учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, и их функции

Исполнение уголовных наказаний признается исключительной прерогативой (функцией) государства, для осуществления которой, как правило, создаются специализированные государственные учреждения и органы.

Условное наказание в виде ограничения свободы, которое заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора, исполняется исправительными центрами. Органы местного самоуправления содействуют исправительным центрам в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания.

Исполнение лишения свободы возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом ПМР «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» в уголовно-исполнительную систему ПМР.

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны ПМР (ч. 12 ст. 4 УИК ПМР).

Исправительными учреждениями являются:

  • -·исправительные колонии;
  • -·воспитательные колонии;
  • -·тюрьмы;
  • -·лечебные исправительные учреждения.

Исправительные колонии предназначены для отбывания наказания осужденными к лишению свободы, достигшими совершеннолетия.

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режима совершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 70 УИК ПМР, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

В колониях-поселениях отбывают лишение свободы, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, если срок лишения свободы не превышает пяти лет. Кроме того, в этих колониях могут отбывать лишение свободы осужденные впервые к лишению свободы за умышленные преступления небольшой и средней тяжести, переведенные из колонии общего режима за хорошее поведение и честное добросовестное отношение к труду.

В тюрьмах отбывают наказание лица, осужденные к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений. Причем таким лицам назначается отбывание в тюрьме не всего срока наказания, а только части его. В тюрьмах отбывают наказание также лица, переведенные из исправительных колоний общего, строгого и особого режима за нарушение режима отбывания наказания в этих колониях, если они дважды в течении года подвергались наказанию в виде перевода в помещения камерного типа или в одиночную камеру и вновь совершили злостное нарушение требований режима содержания. Эти лица переводятся в тюрьму на оставшийся срок наказания, но не свыше трех лет.

В тюрьмах отбывают лишение свободы также лица, оставленные в тюрьме для работ по хозяйственному обслуживанию этих учреждений.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения.

Вид исправительного учреждения определяет суд при вынесении приговора. Не позднее десятидневного срока со дня вступления приговора в законную силу либо со дня обращения его к исполнению, осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания в назначенную судом колонию. Семья осужденного становится в известность о том, куда направляется осужденный для отбывания наказания.

В исправительных учреждениях устанавливается раздельное содержание мужчин и женщин, несовершеннолетних и взрослых, впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших лишение свободы.

Под ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы следует понимать лиц, которые за совершенное в прошлом преступление были осуждены к наказанию в виде лишения свободы, и отбывали это наказание в тюрьме, исправительной колонии или воспитательной колонии, независимо от снятия или погашения судимости к моменту вынесения приговора за вновь совершенное преступление.

Осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания в одной исправительной колонии, тюрьме или воспитательной колонии. Перевод осужденного из одной колонии или тюрьмы в другую того же вида режима возможен при наличии исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему содержанию осужденного в данной колонии или тюрьме (болезнь, изменение характера работы, соображения безопасности осужденного и т.п.). Перевод осужденного из одной колонии в другую с иным видом режима, а также из колонии в тюрьму и из тюрьмы в колонию осуществляется судом в случаях, предусмотренных законом.

Перевод осужденного из исправительного учреждения в следственный изолятор или тюрьму допускается в двух случаях:

  • -·в связи с рассмотрением дела в суде;
  • -·в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другими лицами.

Для исполнения других уголовных наказании специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных исполнителей, суда вынесшего приговор, а также суда по месту нахождения имущества и по месту работы осужденного.

Наказание в виде обязательных работ исполняются уголовно-исполнительными инспекциями по месту жительства осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного, колониями-поселениями и исправительными учреждениями. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется администрацией организации по месту работы осужденного, а также органами, правомочными аннулировать решения на занятие соответствующими видами деятельности. Если лицо в качестве основного наказания отбывает лишение свободы, а в качестве дополнительного приговорено к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, то последнее наказание исполняется администрацией исправительного учреждения при решении вопроса о трудовом устройстве лица в исправительном учреждении.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - на суд, вынесшего приговор. Аналогичное положение существует при исполнении наказании в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждении, органов и воинских формировании. За осужденными условно военнослужащими контроль осуществляется командованием по месту прохождения службы.

Лица, осужденные условно, находятся под контролем уголовно-исполнительной инспекции.

Они специально созданы для исполнения наказания. Находятся в 2-х министерствах – Минюст и Министерство обороны (дисциплинарные воинские части). Контроль за военнослужащим и запрет заниматься какой-то деятельностью. Наличие этих воинских частей обусловлено военным характером преступлений, в общей колонии он только испортился, а еще и потому, что он еще остается военнослужащим. В Минобороны (существует 5 дисциплинарных воинских частей).

Министерство Юстиции:

Уголовно-исполнительная система (УИС) функционирует в рамках минюста.

Основные структурнее элементы УИС закреплены в законе «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» (принят 21.07.1993):

    Органы управления . Три уровня:

    1. Центральный орган – ФСИН РФ. В соответствии с указом Президента от 13.10.04 («Вопросы ФСИН») утверждено положение о ФСИН. Согласно данному Положению, ФСИН РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

Дополнительно ФСИН РФ осуществляет контроль по реализации принудительных мер медицинского характера, когда они назначены совместно с уголовным наказанием; отчасти осуществляют контроль за условно-досрочно освобожденными посредством мониторинга последних.

ФСИН РФ подведомственна Минюсту РФ. Директор ФСИН РФ – А.А. Рейнер.

Ранее ФСИН РФ именовалась ГУИН..1

      Межтерриториальные органы управления: управление по федеральным округам. Построение системы централизации и вертикали власти привели к тому, что такие органы есть.

      Территориальные органы управления: есть в каждом субъекте. В Кр – Главное управление ФСИН России по Красноярскому краю (Шаешников).

Перевод УИС из ведения МВД в ведение Минюста произошло на основании Указа Президента РФ 1 сентября 1998 года.

    Исправительные учреждения:

Исправительные колонии общего/строгого/особого режима : около 550 колоний + около 180колоний-поселений.

В РФ всего 7 тюрем. Отбывают наказания 2700 человек. Но также насчитывается около 50 помещений, функционирующих в режиме тюрьмы или СИЗО. Там отбывают наказания около 7 тысяч человек.

Воспитательные колонии: 11 тысяч человек в 132 колониях.

Лечебные исправительные учреждения: около 130 учреждений

    СИЗО (Следственные изоляторы). В Кре-ке СИЗО №1 (на Маерчака).

В Кр.кр СИЗО есть: в Норильске, Красноярске, Енисейске, Канске, Ачинске, Абакане.

В РФ 209 СИЗО.

    Уголовно-исполнительные инспекции: приблизительно 2750 в РФ. На учетах УИИ Кр.Кр. на 1.01.2010 состоит 16801 человек. По России – 534 тысячи человек.

    Лечебные, инструкторские, проекторские, учебные и проч. учреждения.

    Арестные дома – арест (не как мера уголовно-процессуального пресечения).

Правовому регулированию деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, а также контролю их деятельности посвящена глава 3 УИК.

Таблица №2 .Субъекты исполнения уголовных наказаний. Статья 16 УИК !

Уголовные наказания (ст. 44 УК)

Субъекты, исполняющие/контролирующие исполнение наказаний

Судебные приставы-исполнители по месту жительства осужденного

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства (работы) осужденного, исправительное учреждение или дисциплинарная воинская часть; требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

Суд, вынесший приговор; требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Обязательные работы

Исправительные работы

Уголовно-исполнительная инспекция

Ограничение по военной службе

Командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие

Ограничение свободы

Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного

Арестный дом

Специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями

Лишение свободы на определенный срок

Исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой.

Для лиц, указанных в статье 77 (ранее не отбывавших наказания) – следственные изоляторы.

Пожизненное лишение свободы

Исправительная колония особого режима

Смертная казнь

Учреждения уголовно-исполнительной системы

Контроль над деятельностью рассматриваемых учреждений осуществляется в следующих формах:

    Контроль со стороны органов государственной власти. Носит общий непредметный неперсонифицированный характер (контроль за соблюдением прав человека, за законностью и проч). необходим для формирования законодательной базы.

    Судебный контроль. Суд контролирует порядок исполнения своих же решений.

    Ведомственный контроль.

    Прокурорский надзор.

    Общественный контроль:

    1. С помощью СМИ

      С точки зрения различных общественных объединений и проч. «Общество матерей осужденных».

    Правозащитные организации. Носит более специализированный характер.

    Контроль со стороны международных правозащитных организаций, судебных органов и т.д.

Исполнение лишения свободы, согласно ч. 1 ст. 73 УИК, возлагается на исправительные учреждения, входящие в соответствии с Законом Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 19 августа 1993 г., № 33, ст. 1316. в уголовно-исполнительную систему Минюста России. Для исполнения наказания в виде ареста будут созданы арестные дома (ч. 1 ст. 68), в виде ограничения свободы - исправительные центры (ч. 1 ст. 47 УИК), которые согласно ч. 14 ст. 16 УИК также включены в уголовно-исполнительную систему. Уголовно-исполнительные инспекции функционируют также в структуре уголовно-исполнительной системы Минюста России и исполняют наказания в виде исправительных и обязательных работ, лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью. Они же осуществляют контроль за поведением лиц, осужденных условно в соответствии со ст. 73 Уголовного кодекса РФ Уголовный кодекс РФ // "Российская газета" от 18.06.1996 г..

Исполнение наказания в виде содержания военнослужащего в дисциплинарной воинской части возлагается на специально предназначенные для этого воинские дисциплинарные части Минобороны России (ч. 12 ст. 16 УИК).

Для исполнения других уголовных наказаний специальные государственные органы не создаются. Функция исполнения наказания для них дополнительная. Так, исполнение наказаний в виде штрафа и конфискации имущества возложено на судебных приставов-исполнителей; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград - на суды. Аналогичное положение существует при исполнении наказаний в отношении военнослужащих: исполнение ареста возлагается на командование гарнизонов, ограничение по военной службе - на командование воинских частей, учреждений, органов и воинских формирований (ч. 12 ст. 16 УИК). Исполнение смертной казни осуществляется учреждениями уголовно-исполнительной системы (ч. 11 ст. 16 УИК), как правило, это следственные изоляторы и тюрьмы.

Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, согласно ст. 56 УК, назначается в исправительных колониях общего, строгого или особого режима или в тюрьме, в колониях-поселениях, в воспитательных колониях, а также лечебных исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительное законодательство дополняет виды исправительных учреждений, вводя в их перечень следственные изоляторы (ч. 1 ст. 74 УИК). Последние выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию. наказание свобода приговор суд

Совершеннолетние осужденные отбывают наказание в колониях общего, строгого и особого режимов, а осужденные женщины - общего и строгого режима. Несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года, отбывают наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях без разделения их на виды режима. Столь разветвленная система исправительных колоний, включающая в себя учреждения полуоткрытого (колонии-поселения) и закрытого типа (все остальные), не случайна. Исправительная колония, по смыслу ст. 74 УИК, является основным видом исправительного учреждения. Она имеет ряд преимуществ перед другими учреждениями, исполняющими лишение свободы, например тюрьмой.

С учетом состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения. Например, для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, создаются лечебные исправительные учреждения (ч. 2 ст. 101 УИК).

В ч. 2 ст. 43 УК установлено, что наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений. Указанные цели во многом определяют задачи учреждений и органов, исполняющих наказания.

Одной из них является задача исполнения приговора суда в соответствии с правилами, установленными уголовно-исполнительным и иным законодательством. Учреждения и органы исполняют указанное в приговоре суда наказание как совокупность карательных правоограничений, а при исполнении отдельных видов наказаний применяют средства исправительного воздействия на осужденных. Однако этим задача исполнения приговора не исчерпывается. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны добиться исполнения приговора в части применения принудительных мер медицинского характера (ст. 18 УИК), взыскания материального ущерба, причиненного преступлением (ч. 2 ст. 107 УИК).

Важной задачей учреждений и органов, исполняющих наказания, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ст. 9 УИК).

Задача обеспечения процесса исправления осужденных приоритетная и наиболее сложная в числе задач, стоящих перед системой учреждений и органов, исполняющих наказания.

Задача специального (частного) предупреждения преступлений считается выполненной в том случае, когда осужденный не совершает нового преступления во время отбывания наказания. Для этого осужденные к лишению свободы изолируются от общества, а отдельные их категории - друг от друга. Организуется охрана и постоянный надзор за их поведением в местах лишения свободы, ограничиваются их субъективные права.

Общепредупредительная задача решается учреждениями и органами, исполняющими наказание, через реализацию в полном объеме и в точном соответствии с законом карательных правоограничений. Только этим оказывается общепредупредительное воздействие на граждан, не имеющих твердых моральных установок и вследствие этого склонных к совершению преступлений.

Таким образом, учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют четыре основные задачи: исполнение приговора суда, обеспечение процесса исправления осужденных, предупреждение как с их стороны, так и со стороны иных лиц совершения новых преступлений.

Наряду с перечисленными основными задачами учреждения и органы, исполняющие наказания, выполняют различного рода вспомогательные или обеспечивающие функции.

На учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы (исправительные учреждения), возлагаются конкретные задачи по достижению целей уголовного наказания, целей и задач уголовно-исполнительного законодательства. Данные цели реализуются с помощью указанных в ч. 2 ст. 9 УИК основных средств исправления. Это установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.

Задача обеспечения режима исполнения (отбывания) наказания для исправительных учреждений основная. Для выполнения данной задачи в исправительных учреждениях ведется в установленном порядке учет осужденных, их распределение по отрядам и объектам труда, осуществляется постоянный надзор за поведением осужденных и лиц, работающих вместе с ними (технический и административный персонал), поддерживается необходимая степень изоляции от внешнего мира и различных групп осужденных.

С целью обеспечения правопорядка принимаются меры по поддержанию дисциплины осужденных, применению к ним дисциплинарных взысканий и мер поощрения Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. С.В.Степашина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2012..

Важнейшая задача исправительных учреждений - организация труда осужденных к лишению свободы. Для этого учреждения, исполняющие лишение свободы, привлекают осужденных к труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности и, по возможности, специальности на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям, либо на предприятиях иных форм собственности. Осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию исправительных учреждений, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Задача проведения воспитательной работы с осужденными к лишению свободы поставлена перед всем персоналом исправительного учреждения. Она реализуется путем проведения нравственного, правового, трудового, физического и иных форм воспитания. Индивидуальная работа с осужденными - один из основных методов воспитательной работы. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного и с широким применением методов психолого-педагогического воздействия. Определенное воспитательное воздействие имеет религиозное обучение и образование осужденных.

Для решения задач получения общего образования и профессиональной подготовки в исправительных учреждениях создаются необходимые условия. Наиболее интенсивно проводится общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка осужденных в воспитательных колониях.

Перед исправительными учреждениями стоят и другие, только им присущие задачи.

Так, перед исправительными учреждениями поставлена задача обеспечения прав, свобод и законных интересов осужденных. Для ее реализации в ст. 13 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» устанавливаются обязанности учреждений, исполняющих наказания, по созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных к лишению свободы, охраны их здоровья. Сюда же может быть отнесена обязанность по созданию надлежащих материально-бытовых и медико-санитарных условий отбывания наказания Михлин А.С. Селивестеров В.И. Уголовно-исполнительное право. - М., 2011..

Одна из задач исправительных учреждений - социальная защита персонала мест лишения свободы, обеспечение его безопасности - вытекает из положений действующего законодательства (в частности, п. 13 ст. 2 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»), а также норм международных актов. В частности, в Минимальных стандартных правилах обращения с осужденными рекомендуется принимать во внимание исключительно трудные условия работы персонала в пенитенциарных учреждениях и обеспечивать соответствующие льготы и условия труда.

Учреждения, исполняющие лишение свободы, проводят оперативно-розыскную деятельность, кроме того, они обязаны оказывать содействие другим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность (милиции, органам безопасности), что является законодательной основой для взаимодействия исправительных учреждений с указанными структурами.

2 . Социально-правовое назначение и понятие контроля за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания

Контроль за деятельностью персонала; учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет большое социально-правовое значение.

Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении уголовных наказаний. Несмотря на резкий всплеск преступности в стране, профессионально-целевые задачи борьбы с нею должны достигаться на основе и во исполнение закона. Иные формы деятельности правоохранительных органов, в том числе исполняющих наказания, формы, не основанные на строгом соблюдении закона, дискредитируют государство в современных условиях.

Контроль общества имеет важное значение в обеспечении персоналом учреждений и органов, исполняющих наказания, прав и законных интересов осужденных. Обеспечение правового положения лиц, отбывающих наказания, путем различных форм государственного и общественного контроля признано приоритетной задачей в ряде международных соглашений с участием Российской Федерации. Введение международного, расширение национальных форм контроля за деятельностью персонала по обращению с осужденными, особенно в местах лишения свободы, придает особую актуальность рассматриваемой теме.

Контроль за деятельностью персонала одновременно служит средством выявления и устранения причин и условий нарушений законности в учреждениях и органах, исполняющих наказания. Он также влияет на совершенствование правовой основы законности, особенно нормативных правовых актов в случаях противоречия их действующему законодательству. Информация о применении и исполнении законов и основанных на них нормативных правовых актов позволяет судить и о качестве самих законов, пробелах и противоречиях, имеющихся в них.

Вскрывая имеющиеся нарушения законности в правоприменительной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, определяя наиболее целесообразные меры взыскания за них, контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное соблюдение законов. И в этом отношении он имеет не только профилактическое, но и воспитательное значение.

Контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, не самоцель, а необходимое средство повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия. В процессе контроля становится возможным обнаружить и устранить выявленные в деятельности персонала недостатки Уголовно-исполнительной право России: Учебник / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Юристъ, 2009. - С.173..

Значение контроля за деятельностью персонала проявляется также в том, что он позволяет экономно расходовать и перераспределять выделяемые государством на содержание системы исполнения наказания материальные средства, столь необходимые нашей стране на решение иных социальных задач.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания находится под пристальным вниманием средств массовой информации и всего общества в целом.

Контроль за деятельностью персонала, осуществляемый с использованием общественных форм, позволяет лучше информировать общественность об условиях отбывания наказания, экономических и иных трудностях, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Это, в свою очередь, способствует снижению социального напряжения в обществе, вызванного наличием различных взглядов на темпы и цели проводимых реформ.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется на основе положений закона и нормативных правовых актов. Исходя из этого, под контролем за деятельностью персонала по исполнению уголовных наказаний следует понимать систему наблюдения и проверки соответствия деятельности персонала требованиям уголовно-исполнительного законодательства, нормативных правовых актов с целью выявления и пресечения имеющихся нарушений и их предупреждения в будущем.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Российская газета. - 1997. - 16 января.. Регламентированный в данной главе, контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Деятельность персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, находится под пристальным вниманием международного сообщества. Дело в том, что государства являются участниками международных соглашений, закрепляющих общепризнанные стандарты обращения с осужденными, соблюдение их политических, гражданских и социально-экономических прав и свобод. Не исключение и Российская Федерация, которая подписала почти все международные соглашения в этой сфере.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, -- основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный, внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов, В нем следует выделить контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления, судебный контроль и прокурорский надзор. Большое значение в контроле за деятельностью персонала имеет ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль также подразделяется на определенные виды. Это контроль государственно-общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания, контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах.

По сферам деятельности, подвергающейся контролю, последний также может быть подразделен на отдельные виды. Применительно к исправительным учреждениям можно выделить контроль за деятельностью персонала в сферах обеспечения режима отбывания наказания, привлечения осужденных к труду, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, проведения воспитательной работы и обучения осужденных, их материально-бытового обеспечения и медицинского обслуживания.

В зависимости от вида контроля и сфер, которые подвергаются контрольной деятельности, различаются и формы контроля. В их числе необходимо назвать: представление отчетности, в том числе и статистической, ревизии, запросы, инспектирование, проверка исполнения, согласование, обжалование незаконных действий должностных лиц, посещение учреждений и органов, исполняющих наказания, личный прием осужденных, ознакомление с личными делами осужденных, другими документами и т.п.

Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций Ольшевская Наталья

Система органов и учреждений, исполняющих наказания

Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.

Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной функцией:

а) учреждения уголовно-исполнительной системы (уголовно-исполнительные инспекции; исправительные центры; арестные дома; исправительные учреждения);

б) дисциплинарная воинская часть;

в) гауптвахты для осужденных военнослужащих или соответствующие отделения гарнизонных гауптвахт;

г) судебные приставы-исполнители.

Ко второй группе относятся учреждения и органы, для которых исполнение наказаний является дополнительной функцией к их основной деятельности:

б) администрация организации, в которой работает осужденный;

в) командование воинских частей и учреждений;

г) орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью;

д) должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган.

Наказания в виде штрафа и конфискации имущества исполняются судебными приставами-исполнителями.

Наказания в виде исправительных и обязательных работ исполняются уголовно-исполнительной инспекцией (Положение «Об уголовно-исполнительных инспекциях», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16.Об. 1997 г. № 729, УИК РФ – глава IV).

Наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются по требованию приговора суда соответствующими должностными лицами (УИК РФ – глава IX, ст. 61).

Наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы и смертной казни исполняются учреждениями уголовно-исполнительной системы:

ограничение свободы – исправительными центрами (УИК РФ – глава VIII);

Арест – арестными домами (УИК РФ – глава X);

Лишение свободы – исправительными учреждениями (УИК РФ – главы XI, XVI, XVII).

Осужденные к лишению свободы могут отбывать наказание в лечебных исправительных учреждения.

Уголовно-исполнительные органы первой группы:

1. Уголовно-исполнительная инспекция (УИИ) выполняет уголовные наказания в отношении лиц, осужденных без изоляции от общества. В своей деятельности уголовно-исполнительная инспекция руководствуется помимо УИК РФ Положением об уголовно-исполнительной инспекции. Основные задачи УИИ:

а) исполнение наказаний в виде обязательных работ, лишения права занимать определенные должности;

б) контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, которым судом отсрочено отбывание наказания;

в) предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях.

2. Исправительный центр (ИЦ) предусмотрен для исполнения основного наказания в виде ограничения свободы (гл. 8 УИК РФ).

3. Арестные дома – места отбывания наказания в виде ареста всеми осужденными к этому виду наказания, кроме осужденных, состоящих на военной службе на момент вынесения приговора (гл. 10 УИК РФ и Положение об арестных домах, утверждаемым Правительством РФ).

4. Исправительные учреждения предназначены для дифференцированного размещения и раздельного содержания лиц, осужденных к лишению свободы.

Дифференциация (классификация) осужденных к лишению свободы осуществляется по признакам пола, возраста, тяжести преступления и др.

5. Дисциплинарные воинские части (отдельные дисциплинарные батальоны и отдельные дисциплинарные роты) предназначены для отбывания осужденными военнослужащими наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

6. Судебные приставы-исполнители осуществляют исполнение наказания в виде штрафа.

Уголовно-исполнительные органы второй группы:

1. Суд, рассматривавший уголовное дело в первой инстанции, в соответствии со ст. 393 УПК РФ, после вступления обвинительного приговора в законную силу посылает его копию в учреждение, на которое возложено исполнение наказания. Суд обязан следить за тем, чтобы его приговор, определение и постановление были приведены в исполнение. В ст. 16 УИК РФ возлагается на суд, вынесший приговор, исполнение наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

2. Администрация организации , по месту работы осужденного к наказанию, отбытие которого сопряжено с трудовой деятельностью в этой организации, осуществляет совместно с УИИ исполнение наказания в виде: обязательных работ; исправительных работ; лишения права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.

3. Командование воинских частей , в которых проходят службу военнослужащие, осужденные на ограничение по военной службе, исполняют это наказание. Также командование осуществляет контроль за условно осужденными военнослужащими и исполняет приговор суда в отношении военнослужащих, осужденных к лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Командование воинской части обязано сообщить в течение 10-дневного срока в уголовно-исполнительную инспекцию по месту дислокации воинской части о том, что осужденные, приговор в отношении которых вступил в законную силу, поставлены на учет и предписания приговора в отношении них приводятся в исполнение.

Орган, правомочный в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью, исполняет предписание приговора суда о лишении права заниматься конкретно определенной в приговоре суда деятельностью.

Должностное лицо, присвоившее звание, классный чин или наградившее государственной наградой, либо соответствующий орган исполняют требования приговора суда о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград (ч. 3 ст. 16 УИК РФ).

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ОРГАНОВ ЧЕЛОВЕКА – ОБЪЕКТОВ ТРАНСПЛАНТАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, КОТОРЫМ РАЗРЕШЕНО ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТРАНСПЛАНТАЦИЮ ОРГАНОВ» (с изм. от 04.03.2003)(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)Во исполнение Закона Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О

Из книги Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Глава 4. НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ АДМИНИСТРАЦИЯМИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ И НАЗНАЧАЕМЫЕ СУДОМ МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА, АДМИНИСТРАЦИЯМИ МЕСТ СОДЕРЖАНИЯ ЗАДЕРЖАННЫХ И ЗАКЛЮЧЕННЫХ ПОД СТРАЖУ Статья 32. Предмет надзора Предметом надзора

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере юстиции, а также координирующим

Из книги Уголовно-исполнительное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

10. ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Контроль за исполнением уголовных наказаний и иных уголовно-правовых мер – это процесс установления соответствия деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные

Из книги Федеральный закон РФ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан " автора России Законодательство

17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Основные виды контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: международный

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

18. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Наиболее результативной формой контроля деятельности органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания, является прокурорский надзор, осуществляемый Генеральным

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

Статья 48. Административная ответственность должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений 1. Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления,

Из книги Прокурорский надзор. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

Система органов и учреждений, исполняющих наказания Учреждения и органы, исполняющие наказания, делятся на две группы, и все они перечислены в ст. 16 УИК РФ.Первую группу составляют учреждения и органы, для которых исполнение уголовных наказаний является основной

Из книги автора

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с правоохранительными органами и иными государственными органами Взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием

Из книги автора

Тема 14. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные

Из книги автора

42. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления Существуют следующие формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания:1. Контроль органов государственной власти. Только

Из книги автора

44. Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с другими правоохранительными органами Взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью, носит специфическую основу. Ее характер обусловливаются состоянием развития

Из книги автора

45. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с судами Согласно ст. 20 УИК РФ специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или освобождении от него, но и в

Из книги автора

46. Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания, с органами власти и управления Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положение «О следственном изоляторе

Из книги автора

67. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний классифицируется по субъектам, его

Из книги автора

12. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Специфический комплекс законов,



Просмотров