Штрафы за невыдачу спецодежды в году. Штрафы за нарушение требований охраны труда

Выпишут ли штраф за необеспечение СИЗ? Этот вопрос особенно актуален, когда руководитель организации дал задание кадровому специалисту прояснить ситуацию со средствами индивидуальной защиты сотрудников. В частности, взвесить и оценить риски, связанные с отказом от закупок спецодежды для работников предприятия. Расскажем, какой штраф за необеспечение СИЗ в 2017 году установлен действующим законодательством.

Вредные и опасные условия на рабочем месте

Работа некоторых сотрудников подразумевает контакт с вредными или опасными производственными факторами. Чтобы минимизировать потенциальный ущерб, который они могут нанести здоровью и жизни сотрудников, применяют средства индивидуальной защиты, сокращенно именуемые – СИЗ. Понятно, что в случае необеспечения работника СИЗ он останется один на один с опасностью.

Такие спецсредства положены сотрудникам, чья работа (ст. 221 ТК РФ):

  • связана с вредными и опасными условиями труда;
  • происходит в особых температурных условиях;
  • связана с загрязнением.

Выдача СИЗ – дело важное, поэтому действующее законодательство предусматривает для работодателей ответственность за необеспечение средствами индивидуальной защиты.

Обеспечивать СИЗ должен работодатель

Обеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты возложено на работодателей (ч. 2 ст. 212, ч. 3 ст. 221 ТК РФ). Кроме непосредственной закупки СИЗ, предприятие должно позаботиться об их:

Вредные условия труда – это производственные факторы (например, шум, вибрация и т. д.), которые могут вызвать у работника заболевание.

Опасные условия труда – это производственные факторы, которые могут привести к травме или увечью работника.

(приказ Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н, постановление Правительства РФ от 25.02.2000 № 163).

За отсутствие СИЗ наказывают

Подчеркнём, что действующим законодательством предусмотрена ответственность за необеспечение СИЗ работников, которые в них нуждаются.

Так, во-первых, за нарушение правил техники безопасности и охраны труда, выразившееся в невыдаче работникам средств индивидуальной защиты, установлена административная ответственность (ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ). Так, штраф за необеспечение работников СИЗ составляет:

  • на должностных лиц – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 20 000 до 30 000 руб.;
  • для организаций – от 130 000 до 150 000 руб.

Если организацию, ее должностных лиц или предпринимателя уже штрафовали за аналогичное правонарушение, то наказание за необеспечение СИЗ увеличивается:

  • для должностных лиц – от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация от года до 3-х лет;
  • для индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • для организаций – от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Таким образом, наказание за необеспечение средствами индивидуальной защиты – не шутка. Тем более что за невыдачу СИЗ работодателя могут привлечь даже к уголовной ответственности, если нарушение повлечет за собой причинение тяжкого вреда здоровью или смерть людей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

О наказании за необеспечение средствами индивидуальной защиты

В соответствии с п. 5.5 технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс – средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс – средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ необеспечение работников средствами индивидуальной защиты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 30 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 000 до 30 000 руб.; на юридических лиц – от 130 000 до 150 000 руб.

Под средствами индивидуальной защиты в ч. 4 указанной выше статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011) ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику (примечание к ст. 5.27.1 КоАП РФ).

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 44 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2 000 до 5 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 2 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 50 000 до 80 000 руб.

Таким образом, полагаем, что за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю предусмотрена ответственность по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю ответственность по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Согласно ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 000 до 10 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 5 000 до 10 000 руб.; на юридических лиц – от 60 000 до 80 000 руб.

Если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 3, 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, то работодатель несет ответственность за каждое установленное нарушение. В то же время, если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по ч. 1, 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

Административные штрафы за нарушения требований охраны труда

В 2015 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства, в том числе и за нарушения требований охраны труда.

В новой статье 5.27.1 перечислены нарушения законодательства об охране труда, за которые трудовые инспекторы могут оштрафовать компанию (должностное лицо) или вынести предупреждение.

Среди наиболее важных изменений - диверсификация ответственности за нарушения требований охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения (теперь они варьируются от 60 000 до 200 000 руб.).

Извлечение из КоАП

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2–4 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Законодатель отдельно выделил следующие нарушения требований охраны труда:

  • нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение;
  • допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения: обязательных медицинских осмотров; обязательных психиатрических освидетельствований;
  • нарушение обучения и проверки знаний работника требований охраны труда;
  • необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты.

Значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица - до 200 тыс. руб.

В таблице представлены виды нарушения требований охраны труда, размеры штрафов, указаны нормативные акты, за нарушение которых предусмотрена ответственность.

Штрафы за нарушение нормативных требований охраны труда (ст. 5.27.1 КоАП РФ)

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Наименование основных законодательных актов за невыполнение которых накладывается штраф

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение

От 5000 до 10 000

От 60 000 до 80 000

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (в ред. от 01.05.2016);

Приказ Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (в ред. от 07.09.2015)

Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения:

От 15 000 до 25 000

От 110 000 до 130 000

обязательных медицинских осмотров

Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014) «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 05.12.2014)

обязательных психиатрических освидетельствований

ст. 213 «Медицинские осмотры некоторых категорий работников» ТК РФ;

Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 (в ред. от 25.03.2013) «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» (в ред. от 25.03.2013)

обучения и проверки знаний работника требований охраны труда

Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций»

Необеспечение работников, занятых во вредных (опасных) условиях труда, средствами индивидуальной защиты

От 20 000 до 30 000

От 130 000 до 150 000

ст. 221 «Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты» ТК РФ;

Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» (в ред. от 12.01.2015);

Типовые нормы выдачи СИЗ

Нарушение государственных нормативных требований охраны труда

От 2000 до 5000

От 50 000 до 80 000

Все законодательство регулирующее вопросы охраны труда

Перечисленные нарушения совершены лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное нарушение

От 30 000 до 40 000

От 100 000 до 200 000

Практика работы Государственной инспекции труда в Волгоградской области и судебная практика говорит о том, что ст. 5.27.1 КоАП работает в полной мере.

Также уже есть обширная практика по обжалованию решений инспекторов. Она, как правило, не в пользу предприятия - судьи встают на сторону Государственной инспекции труда и закона.

Судебная практика

В суде Приморского краевого суда была рассмотрена жалоба генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» на решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Жалоба оставлена без удовлетворения.

Суть дела. Постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП в отношении генерального директора ООО «Водоканал-Сервис».

Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Приморском крае от 28.05.2015 № 4-525-15-ППР/000062/12/2-02661 генеральный директор ООО «Водоканал-Сервис» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 руб.

Решением судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015 по жалобе генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» обжалуемое постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе на судебное решение ООО «Водоканал-Сервис» просил отменить его и прекратить производство по делу.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора о законности судебного решения, судья пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены состоявшихся по делу решений.

За допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание для должностных лиц в виде штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В силу ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний.

Как следует из материалов дела, 23.04.2015 прокуратурой района проведена проверка соблюдения трудового законодательства в деятельности ООО «Водоканал-Сервис», в ходе которой установлено, что работникам ООО «Водоканал-Сервис» определены вредные условия труда. При этом названные работники допущены к работе без прохождения периодических медицинских осмотров.

В силу положений ст. 2.4 КоАП РФ об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Установив, что на предприятии допущено нарушение норм трудового законодательства, образующее объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, судья признал вывод государственного инспектора по труду о привлечении к ответственности директора общества обоснованным.

Событие административного правонарушения и вина генерального директора ООО «Водоканал-Сервис» в его совершении подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

постановлением исполняющего обязанности прокурора Яковлевского района от 07.05.2015 о возбуждении дела об административном правонарушении;

актом проверки исполнения требований трудового законодательства от 23.04.2015;

приказом генерального директора от 03.09.2013 № 14-к о назначении на должность;

свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения;

должностной инструкцией генерального директора ООО «Водоканал-Сервис»;

свидетельством о государственной регистрации юридического лица;

трудовым договором от 03.05.2015 № 4, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

дополнительным соглашением к указанному договору;

приказом генерального директора от 30.03.2015 № 1 о приеме на работу по внешнему совместительству;

трудовым договором по внешнему совместительству от 30.03.2015 № 1, заключенным между ООО «Водоканал-Сервис» и работником;

договором об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра от 12.11.2014 № 115 и приложениями к нему;

картами аттестации рабочего места по условиям труда;

списком работников организации.

Решение судьи Яковлевского районного суда Приморского края от 30.07.2015

Штрафы за нарушения требований охраны труда сейчас настолько большие, что работодателю выгоднее исполнять требования охраны труда чем не реагировать на них.

Практика работы государственной трудовой инспекции и судов показывает, что статья 5.27.1 КоАП РФ работает в полную силу.

В. А. Сенченко, руководитель Волгоградского центра охраны труда и экологии

Роструд разъяснил вопросы ответственности работодателя за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Как следует из письма Роструда от 28.11.2016 N ПГ/31983-03-3 «Об ответственности работодателя за нарушение нормативных требований по охране труда»:

  • за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты 2 класса по степени риска причинения вреда пользователю (СИЗ сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, подлежащие обязательной сертификации) предусмотрена ответственность по части 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ;
  • за необеспечение средствами индивидуальной защиты 1 класса по степени риска причинения вреда пользователю (СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия) — ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.

Кроме того, в письме отмечено, что:

  • если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 3, 4 статьи 5.27.1 КоАП, то он несет ответственность за каждое установленное нарушение;
  • если работодатель привлекается к административному наказанию в виде штрафа по частям 1, 2 статьи 5.27.1 КоАП, ответственность работодателя не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены.

Нарушение требований охраны труда, ответственность – Штраф

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ, с 1 января 2015 года КоАП РФ дополнен статьей 5.27_1, которая касается нарушения нормативных требований по охране труда и порядка проведения специальной оценки условий труда. Работодатели и работники несут ответственность за нарушение требований охраны труда в соответствии с действующим законодательством:

Административная ответственность

Статья 5.27. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

1. Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 настоящего Кодекса, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор) , – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

3. Уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

4. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 2 или 3 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц – дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации

1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда , содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 – 4 настоящей статьи, – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение – влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 – 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности средств индивидуальной защиты” ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Штрафы за нарушения требований трудового законодательства значительно увеличены

В 2015 году вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, значительно увеличивающие ответственность работодателя за нарушения трудового законодательства.

Важными изменениями являются диверсификация ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за подобные нарушения.

Раньше ответственность за любые нарушения законодательства о труде и охране труда устанавливалась общими нормами ст. 5.27 КоАП РФ «нарушение законодательства о труде и охране труда», и инспектор при проведении проверки применял санкции за все нарушения в совокупности, при этом максимальный размер штрафа составлял 50 000 руб. Сейчас ответственность за нарушения трудового законодательства и требований охраны труда регулируется отдельными статьями КоАП РФ. В каждой из статей специально выделены отдельные составы правонарушений, которые законодатель счел наиболее серьезными. Теперь, когда в этих двух новых статьях выделены отдельные составы, то и санкции, в том числе штрафы по ним, будут суммироваться (складываться). Например, в отдельный состав выделено такое распространенное на практике нарушение, как уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора или заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения. Максимальная ответственность за данное нарушение увеличилась в два раза и составляет теперь 100 000 руб. Выделение отдельных видов нарушений в специальные составы и значительное увеличение ответственности за них является сигналом для недобросовестных работодателей, что именно такие нарушения государство будет отслеживать особо тщательно.

Значительно повысились размеры административных штрафов. Если раньше максимальный штраф на должностное лицо составлял 5000 руб, то теперь эта сумма будет по отдельным нарушениям доходить до 40 000 руб. Максимальный административный штраф на юридическое лицо вырос с 50 000 до 200 000 руб.

Наиболее серьезно увеличены штрафы за нарушения требований охраны труда., Максимальный размер штрафа за нарушения общего характера увеличен до 80 000 руб. А за отдельные нарушения, например допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без обучения правилам охраны труда или без прохождения обязательного медицинского осмотра, наказывается штрафом уже до 130 000 руб. Интересно, что новая норма закона сформулирована так, что нарушение представляет собой отдельный состав в отношении каждого работника. Так, если раньше организация, в которой 10 работников не прошли обучение правилам охраны труда, могла отделаться максимальным штрафом в 50 000 руб. за всех, то теперь она может заплатить за те же нарушения до 1,3 млн. руб.

Другим серьезным изменением является увеличение срока давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушения трудового законодательства с двух месяцев до года.

Так же значительно возросла административная ответственность за неисполнение предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль) за соблюдением трудового законодательства. За неисполнение предписания руководитель может быть оштрафован до 50 тыс. руб. или дисквалифицирован, штраф в отношении юридического лица составляет до 200 тысяч рублей.

Штраф за нарушения порядка приобретения и выдачи средств индивидуальной защиты

=========
1. Как говорится, ну и что.
2. http://www.kadis.ru/news/96781
Работодателей ждут новые большие штрафы за нарушения законодательства о труде

Отдельными правонарушениями могут стать непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, необеспечение безопасности работников и т.д. Штрафы достигнут 500 000 рублей.

Работодателей ждут новые большие штрафы за нарушения законодательства об охране труда. Это предусматривает законопроект, который внес в Госдуму председатель комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. Он предлагает исправить Кодекс об административных правонарушениях и статью 143 Уголовного кодекса РФ. Правовые акты будут конкретизированы: парламентарий предлагает отдельно прописать ответственность за те или иные виды правонарушений. Среди них – непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда, необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, необеспечение безопасности работников и т.д. Штрафы могут составить до 500 000 рублей. Сейчас максимальный штраф в 10 раз меньше.

По мнению автора законопроекта, количество нарушений в сфере охраны труда не снижается, а значит, нынешние меры неэффективны. В пояснительной записке народный избранник напоминает, что соответствии со статьей 37 Конституции, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того, статьей 212 Трудового кодекса обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя:

В целях усиления ответственности должностных лиц и работодателей за нарушение требований охраны труда проектом федерального закона предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях статьями 5.27.1–5.27.6, предусматривающими в качестве отдельных составов правонарушений в области охраны труда:

· непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

· допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обучение по охране труда;

· необеспечение работников средствами индивидуальной защиты;

· допуск к выполнению работ работников, не прошедших в установленном порядке обязательные медицинские осмотры;

· неинформирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах;

· необеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также безопасности применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов.

При этом штрафные санкции за данные правонарушения устанавливается в повышенном размере.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что административное приостановление деятельности (статья 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) применяется только в случае угрозы жизни или здоровью людей, законопроектом предлагается исключить данную норму в отношении нарушений законодательства о труде и об охране труда, за исключением составов правонарушений, поименованных в статьях 5.27.1–5.27.6, как напрямую связанных с обеспечением сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Кроме того, законопроектом предлагается также новая редакция статьи 143 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающая ответственность за нарушения требований охраны труда, если они повлекли за собой по неосторожности гибель двух и более лиц.

Согласно законопроекту, за нарушение порядка аттестации рабочих мест по условиям труда должностные лица и ИП заплатят 20 – 30 тысяч, юридические — от 80 до 100 тысяч. Непроведение аттестации рабочих мест по условиям труда для должностных лиц обернется штрафом в размере от 30 до 50 тысяч рублей. ИП грозит расставание с той же суммой или приостановка деятельности на срок до 90 суток. На то же время может быть приостановлена деятельность юридических лиц. Штрафы для них устанавливаются в пределах от 100 до 300 тысяч рублей.

Депутат Исаев лично или вместе с коллегами представил на рассмотрение нижней палаты 84 законопроекта. 37 из них подписано Президентом, 12 в настоящее время находятся на рассмотрении Госдумы.

Напомним, чтобы законопроект стал законом, его должно одобрить Федеральное Собрание и подписать — Президент РФ, после чего документ должен быть официально опубликован. Федеральные законы вступают в силу по истечении десяти дней после официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Добавим, что Минздравсоцразвития утвердило новый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Он вводится в действие с 1 сентября 2011 года. С этой же даты утратит силу приказ Минздравсоцразвития от 31.08.2007 N 569 «Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Согласно ст. 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты (СИЗ) в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом в силу ст. 21 ТК РФ работник обязан соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Так, в соответствии со ст. 209 ТК РФ к требованиям охраны труда (государственным нормативным требованиям охраны труда) отнесены в том числе требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.

Обязательные требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу за специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).

Согласно п. 5 Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия, и на основании результатов проведения специальной оценки условий труда.

Пунктом 26 Правил обеспечение обязательности применения работниками СИЗ отнесено к полномочиям работодателя, при этом работники не допускаются к выполнению работ без выданных им в установленном порядке СИЗ, а также с неисправными, не отремонтированными и загрязненными СИЗ.

Таким образом, на время исполнения трудовых обязанностей работник, профессия (должность) которого предусмотрена типовыми нормами, обязан применять соответствующие СИЗ. В случае отказа работника получать и использовать СИЗ работодатель должен не допускать его к работе.
Согласно абз. 8 ч. 1 ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

За отказ работника получать СИЗ он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности согласно ст. 192 ТК РФ как за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Действующим законодательством установлена ответственность работодателя как за нарушения государственных нормативных требований охраны труда (допуск к работе работника, необеспеченного положенными СИЗ), так и за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты (ч. 1 и 4 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).


Публикации

26.06.2019 26.06.2019 Россия на 108-й сессии Международной конференции труда 10.06.2019 Необходимо создать действенный механизм стимулирования к сохранению здоровья работников на производстве 24.05.2019 Какой Должна Быть СУОТ в Организации 24.05.2019 Сроки Давности Привлечения к Административной Ответственности За Нарушение Требований Охраны 24.04.2019 Мы живём в эпоху вызовов 24.04.2019 При осуществлении прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан особое внимание будет уделено нарушениям требований охраны труда 18.04.2019 Рострудом подготовлены методические рекомендации по проверке создания и обеспечения функционирования СУОТ у работодателей все публикации

Получить консультацию

Вопросы

Кем проводится специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда проводится организацией, основным видом деятельности которой является специальная оценка условий труда (наличие в Уставе этого вида деятельности). В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющими сертификат эксперта. В организации в качестве структурного подразделения должна быть аккредитованная лаборатория для проведения измерений и исследований вредных и (или) опасных производственных факторов (к примеру, наша организация имеет право проведения специальной оценки условий труда).

Обязательно ли проводить специальную оценку условий труда?

Проводить специальную оценку условий труда обязаны все работодатели на всех рабочих местах, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями

Как учитываются результаты специальной оценки условий труда?

Результаты специальной оценки условий труда учитываются при уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд, в целях предоставления гарантий и компенсаций работникам, а также в иных процедурах в сфере охраны труда (обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, организации медосмотров, оценка уровня профессиональных рисков, расследование несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и др.).

Нужно ли при назначении доплаты за работу во вредных условиях труда учитывать время фактической занятости на такой работе?

Нет, не нужно. Доплату за работу во вредных условиях труда проводят без учета времени занятости сотрудника на этой работе (ст. 147 ТК), так как в законе нет нормативных указаний по учету фактической занятости. Работодатель обязан выплачивать повышенную оплату труда за вредность в размере не менее четырех процентов от оклада вне зависимости от того, сколько часов сотрудник проработал во вредных условиях. Конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливает работодатель с учетом мнения профсоюза. Время, отработанное во вредных условиях, учитывают при предоставлении молока, дополнительного отпуска и досрочной пенсии.

Почему специальная оценка условий труда выгодна работодателю?

Снижение тарифов на страховые взносы в Пенсионный фонд:
От результатов специальной оценки условий труда будет зависеть размер страховых взносов в Пенсионный фонд по дополнительному тарифу за сотрудников, занятых на вредном и опасном производстве (в Российской Федерации существуют так называемые списки №1 и №2 ; в список № 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производстве с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список №2 - с вредными и тяжелыми условиями труда). С реализацией закона о специальной оценке условий труда будет запущен механизм, когда, чем хуже условия труда, тем выше тариф отчислений; чем они лучше, тем тариф ниже. Если условия труда безопасные, то дополнительный тариф и вовсе снимается. При этом указанный тариф отчислений за работу во вредных и (или) опасных условиях труда будет постепенно повышаться (в 2015 и 2016г.). Согласно новому законодательству работодателей освободят от уплаты взносов по дополнительным тарифам, если в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах вредный и (или) опасный фактор не будет выявлен. Для подтверждения безопасных условий труда необходимо провести специальную оценку условий труда. Только в этом случае можно снять дополнительный тариф.

Электобезопасность и нормы освещения

Можно ли использовать светильник ЛПП10 с открытыми лампами в помещении изготовление окон ПВХ. Потолок деревянный стены и пол бетонный.

В соответствии со ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации , наниматель обязан снабдить работников своей организации спецодеждой и средствами индивидуальной защиты (СИЗ), если им приходится трудиться в сложных или угрожающих здоровью условиях. Допуск сотрудников на рабочее место без необходимой защиты или с неисправными СИЗ строго запрещен. Рассмотрим, как регулирует законодательство вопросы обеспечения работников защитными средствами.

Можно ли учесть расходы на СИЗ при расчете налогов

Изменения при расчете налога на прибыль работодателя, в соответствии с Письмом Минфина от 16.04.2009 № 03-03-06/1/244, зависят от срока использования и стоимости защиты:

  • если срок полезного использования спецодежды превышает 12 месяцев и первоначальная стоимость больше 40 000 руб., то спецодежда включается в состав амортизируемых основных средств, и ее стоимость списывается в течение нормативного срока носки (п. 1 );
  • если срок полезного использования меньше 12 месяцев или стоимость не более 40 000 руб., то стоимость приобретенной спецодежды включается в материальные расходы единовременно в момент передачи работнику (подп. 3 п. 1 ).

Вариант учета выбирается работодателем самостоятельно и закрепляется в учетной политике. Если на предприятии требования по СИЗ повышены, по сравнению с нормативами, при расчете налогов можно использовать разъяснения Минфина России, позволяющие при расчете налоговой базы по прибыли компании учесть расходы по выдаче спецодежды в соответствии с самостоятельно утвержденными нормами (если, конечно, по закону организации обязаны обеспечивать сотрудников средствами индивидуальной защиты) (Письма Минфина России от 23.04.2007 № 03-04-06-01/128, от 14.11.2007 № 03-03-05/254).

Поскольку спецодежда не передается работникам в собственность, операции по ее выдаче не являются объектом обложения НДС. Начисления нужно будет сделать, если при увольнении или переводе на должность, не предусматривающую выдачу средств защиты, сотрудник или выкупит спецодежду, или получит ее безвозмездно (подп. 1 п. 1 , подп. 1 п. 1 ).

Поскольку СИЗ являются собственностью организации и выдаются работникам временно на возвратной основе, удерживать НДФЛ со стоимости спецодежды не требуется. Если при увольнении (переводе на должность, не требующую обеспечения средствами защиты) работник не вернет СИЗ и работодатель решит не взыскивать ее стоимость (т. е. передаст ее сотруднику безвозмездно), НДФЛ придется удержать, поскольку в этой ситуации стоимость невозвращенной спецодежды будет натуральным доходом работника. Причем налог нужно будет рассчитать с рыночной стоимости спецодежды с учетом ее амортизации. Если работодатель решит не заниматься ни взысканием стоимости одежды, ни удержанием НДФЛ, можно оформить списание такой спецодежды как изношенной.

Выскажите свое мнение о статье или задайте вопрос экспертам, чтобы получить ответ

Вопрос:

Какие средства индивидуальной защиты относятся ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику? Согласно статье 5.27.1 КОАП РФ: ч.4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Примечание. Под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Ответ:

По общим правилам за нарушение требований охраны труда, установленных законодательством, работодатель привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а в случае повторного совершения аналогичного правонарушения - в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Например, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ за неисполнение обязанности по обеспечению работников СИЗ первого класса или обязанности по своевременному ремонту и замене СИЗ. Такой вывод следует из анализа ч. 1, 2 ст. 211, абз. 7 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 221 ТК РФ, ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

В случае необеспечения работников СИЗ второго класса работодателю может грозить административная ответственность. Это следует из ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и примечания к указанной статье. При повторном совершении аналогичного правонарушения работодатель привлекается к административной ответственности в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Чтобы определить, к какому классу относятся СИЗ, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, а также Приложением N 4 к этому регламенту.

Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Организация охраны труда {КонсультантПлюс}

При выборе форм подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:

1) первый класс - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;

2) второй класс - средства индивидуальной защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.

Средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза (см. приложение к ответу).

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (ред. от 13.11.2012) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" (вместе с "ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты") {КонсультантПлюс}

Разъяснение дано в рамках услуг "ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ" консультантом по правовым вопросам ООО НТВП "Кедр-Консультант" Макшаковым Игорем Борисовичем, июль 2015 г.

При подготовке ответа использована СПС КонсультантПлюс.

Данное разъяснение не является официальным и не влечет правовых последствий, предоставлено в соответствии с Регламентом ЛИНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ (www.сайт).

Дело № 12-65/15

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Заволжского районного суда города Ульяновска О.В. Миллер,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Альтернатива» на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области о назначении административного наказания №03/2015/4/35 от 06.02.2015 за совершение правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ,

У С Т А Н О В И Л:

06 февраля 2015 года государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. было вынесено Постановление о назначении административного наказания № 103/2015/4/35 от 06.02.2015 в отношении ООО «Альтернатива», согласно которому юридическое лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 133 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением представитель ООО «Альтернатива» обратился с жалобой в Заволжский районный суд г. Ульяновска. В жалобе просил постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В жалобе указало, что частью 4 ст. РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. В то же время в примечании к данной статье, содержится пояснение о том, что под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику. Специальная спецодежда, на отсутствие которой указывается в постановлении, относится не ко второму, а к первому классу в зависимости от степени риска причинения вреда здоровью работников, подразумевающему под собой средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия. На момент проведения проверки уборщице была выдана вся необходимая спецодежда. Спецодежда, предоставляемая грузчику, согласно нормам выдачи, предоставляется только при выполнении работы по погрузке и выгрузке вне цехов: угля, кокса, торфа и битума либо пылящихся грузов, в то время как в его организации указанные выше сотрудники используются для перемещения продуктов питания. Предоставление спецодежды водителю согласно Приказу Минздравсоцразвития от 01.19.2008 № 541 осуществляется в том случае, если указанный сотрудник относится к категориям: водитель-испытатель либо водитель электро- или автотележки. Вся необходимая спецодежда на кухонных рабочих (рукавицы комбинированы) и мойщиц посуды была приобретена и имелась на момент проверки на производстве Все вышеизложенное свидетельствует о том, что привлечение ООО «Альтернатива» по квалифицированному составу ст. РФ, предусматривающему повышенный размер ответственности, заведомо неправомерно.

Представитель ООО «Альтернатива» Харченко С.Л. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, пояснив, что все необходимые средства индивидуальной защиты имелись на предприятии на момент проверки и были выданы сотрудникам. Если и необходимо было выдавать водителю жилет сигнальный 2 класса, то это нарушение не является значительным, в связи, с чем можно ограничиться предупреждением.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении – государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания. Ранее в судебном заседании пояснил, что с жалобой был не согласен, по его мнению никаких нарушений при составлении протокола и вынесении оспариваемого.

Выслушав пояснения представителя должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, прихожу к выводу о том, что нарушения законодательства о труде и охране труда имеют место быть и вывод о наличии в действиях ООО «Альтернатива» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. РФ является обоснованным.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что квалификация действий ООО «Альтернатива» по ч.4 ст. РФ дана верно.

Вынесенное Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилиным К.Е. в отношении ООО «Альтернатива» постановление соответствует требованиям закона, является обоснованным.

Назначая наказания, государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилин К.Е., согласно требований ч.2 ст. , учел характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства, отягчающие и смягчающие административную ответственность и назначил наказание в пределах санкции ч.4 ст. РФ.

Вместе с тем, в соответствии с п.п.3.2., 3.3 ст. РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом исключения из обвинения ряда позиций, наличие правонарушения только в части невыдачи средства индивидуальной защиты в виде сигнального жилета водителю, полагаю исключительным обстоятельством, связанным с характером совершенного административного правонарушения, отсутствие последствий, имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица – работа по обслуживанию столовых средних общеобразовательных школ, полагаю изменить назначенное наказание с учетом положений п.3.2 ст. РФ.

На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление Государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области Корнилина К.Е. от 06.02.2015 года по делу об административном правонарушении в отношении генерального директора ООО «Альтернатива» Толмачева А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. РФ, изменить.

Снизить ООО «Альтернатива» наказание в виде административного штрафа до 70 000 (двадцати тысячи) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения, жалобу представителя ООО «Альтернатива» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - О.В. Миллер

Суд:

Заволжский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область)

Просмотров