Религиозный фанатизм. Что такое фанатизм и почему он опасен

Фанатизм – это психическое заболевание, которое может затрагивать любые сферы. В международной классификации указано 7 видов заболевания, некоторые из них нормально воспринимаются в обществе:
политический;
здоровья;
идейный;
научный;
религиозный;
спортивный;
культурный.
Признаки фанатизма
У фанатизма есть две степени – средняя и крайняя. Средняя степень встречается часто и проявляется в том, что человек подвержен доминантной идее, но не доводит ее до абсурда и не навязывает окружающим. Крайняя степень психического расстройства диагностируется реже и выражается в жестком навязывании своего выбора другим людям, тирании по отношению к ним, включая пытки и другие виды физического насилия. Симптомы заболевания проявляются в следующих отклонениях от нормы:
Фанатик близко к сердцу принимает события, касающиеся его идола. Он страдает, впадает в депрессию, вплоть до самоубийства из-за женитьбы кумира, проигрыша любимого футбольного клуба.
Человек сопровождает объект поклонения на гастролях, дежурит у дома, покупает аксессуары и атрибуты, связанные с ним.
Фанатичные люди постоянно говорят об «идее фикс» – другие темы их не интересуют.
Интересы и хобби, что раньше были в радость, отходят на задний план.
Фанатик агрессивно реагирует на любые выпады окружающих, касающиеся объекта или субъекта его поклонения.
религиозный фанатизм
Фанатизм к человеку
Этот вид психического расстройства отличается от других тем, что объектом преследования и поклонения фанатика становится конкретный человек. Часто жертва фанатизма – популярный певец, музыкант, актер и другая известная личность. Главная опасность такого состояния в его устойчивости – чем ближе кумир, тем опаснее поведение его фанатов. Современная эстрада знает сотни случаев, когда поклонники в экстазе рвали одежду на знаменитостях, врывались в их дома, преследовали на гастролях.
Фанатизм может проявляться по отношению к человеку противоположного пола. Эту форму расстройства часто путают с любовью. Любовь женщины к мужчине подразумевает трезвую оценку достоинств и недостатков своего партнера, а фанатичное увлечение идеализирует и обожествляет его, преклоняется, не замечает недостатков, оправдывает любые слова и поступки своего божества.
Спортивный фанатизм
Спортивный фанатик – это человек, которого нормально воспринимает общество. Армия поклонников футбола приезжает в другие города и страны, чтобы поддержать любимую команду. Матчи заканчиваются мирно или с драками, которые затевают фанаты. В современном обществе такое поведение считается фан-движением, субкультурой или частью спортивной игры. Отличить фаната от обычного болельщика можно по следующим признакам:
Злоупотребление пивом и другими спиртными напитками.
Прием допинга (легких наркотиков, таблеток, энергетиков).
Вседозволенность в словах и действиях во время соревнований и после их окончания.
Религиозный фанатизм
Религиозные фанатики возводят свою религию в культ, отрицая существование других вероисповеданий. Ими и их единомышленниками движет желание властвовать над иноверцами. Групповые ценности фанатиков возводятся в культ поклонения – они слепо верят религиозному лидеру, беспрекословно ему подчиняются и готовы отдать жизнь, если потребуется.
Мусульманский и православный фанатизм одинаково опасны экстремистскими устремлениями. Новым членам секты «промывают мозг» за 2-3 недели, а после 4-5 лет жизни по уставу религиозной общины изменения становятся необратимыми. Любой культ объединяют одинаковые признаки:
У них есть лидер, называющей себя мессией.
В них правит тоталитарная система и философия.
Члены культа беспрекословно подчиняются правилам общины.
Фанатики беспрекословно отдают имущество и деньги на благо общины.
фанатизм
Как становятся фанатиками?
Психология фанатизма выделяет 3 причины, которые подталкивают человека к изменениям.
Зависть к чужим успехам.
Заниженная самооценка.
Известная личность, которая добилась всего и блистает.
Психология религиозного фанатизма строится на безысходности человека, когда он попадает в сложную жизненную ситуацию и не видит выхода из нее. В такие моменты он уходит в религию и незаметно для себя попадает под влияние адептов секты. Они внушают ему знание о «правильном пути», сочувствуют, выражают готовность поддержать и рассказывают о проблемах, с которыми сами столкнулись недавно. Фанатики бегут от реальности в религию не из любви к Богу, а от своих страданий и безразличия окружающих.
Как избавиться от фанатизма?
Фанатизм как психологический феномен появился в 17 веке, когда католический епископ Боссюэ ввел это понятие в обиход. Успешное избавление от болезни возможно, если:
Фанатик поймет, что его утверждения ложные.
Научится анализировать навязчивые мысли и смотреть на ситуацию с другой стороны.
Будет переключаться на другие события.
Повысить самооценку.
Обратится за помощью к психологу.
Фильмы про фанатиков
Фанатизм в любви, религии, спорте и любой социальной сфере – признак эмоциональной нестабильности, впечатлительности, отсутствия лидерских качеств, внушаемости. О фанатиках сняты десятки фильмов – они рассказывают о том, чем чревата слепая вера и следование за кумирами, религиозное раболепие.
«Фанат» с Робертом Де Ниро – драма о сложных отношениях профессионального спортсмена и его фаната.
«Мастер» рассказывает о моряке, который устроился в фотоателье после войны. Через время бывший военный попадает под влияние религиозного лидера и начинает проповедовать его заветы.
«Сдохни, Джон Такер!» Сюжет фильма рассказывает о школьном мачо, которому хотят отомстить три его бывшие девушки. Их не останавливает то, что приманкой в коварном плане выступает девушка, только что приехавшая в город.

Что такое фанатизм – преданность или безумие? Это явление старое, как мир. Оно процветало еще в древние времена, когда не было мегапопулярных артистов, футбольных команд и школ камикадзе. Само слово «фанат» происходит от латинского «жертвенник», а слово «поклонник» – самый частый его синоним, говорит само за себя. Поклонение всегда имеет религиозную почву и неважно, кому оно совершается – Богу, идее или другому человеку.

В рабском обожании есть нечто сладкое и опьяняющее. Оно ослепляет разум и толкает на поступки, которые адекватному человеку не присущи. Суть фанатизма тождественна с природой влюбленности – люди переживают чувство эйфории, восторга и бесконечной преданности. Вот только любовная страсть живет не дольше трех лет, а состояние фанатизма может длиться до самой смерти, то утихая, то разгораясь снова.

Известно, что существует религиозный, спортивный, национальный и культурный фанатизм.К фанатизму более склонны люди с флегматичным или меланхоличным типом характера. Причина этого явления – ощущение своей ничтожности и бесполезности. Человек не осознает себя полноценной личностью, теряет индивидуальность и поэтому вынужден искать утешения в лживых ценностях. Обычно настоящие фанаты не имеют четкой жизненной цели, они слабы и безвольны, хотя и способны на подвиги в порыве чувств.

Все мы слышали библейскую заповедь – «Не сотвори себе кумира». Однако, лепить кумиров – это естественная подсознательная потребность человека. Всем нужны авторитеты, образцы, учителя… С одной стороны, это хорошо, ведь восхищаясь лучшими, люди совершенствуются сами. Но с другой стороны, грань между разумным почитанием и слепым поклонением очень тонкая. Человек, творящий идола, перестает быть хозяином своей жизни, он бежит от ответственности за свою судьбу и прячется в храме первобытных инстинктов.

Конечно, «чистые» фанаты встречаются гораздо реже, чем люди, имеющие склонность к фанатизму. Во всех остальных он просто дремлет. Нет ничего плохого в том, что мы испытываем счастье, когда любимая команда выигрывает футбольный матч или отстаиваем идентичность родного народа в политике, культуре или просто в быту. Но следует контролировать своего внутреннего жреца, чтобы вера в превосходство наших богов не превратилась во вредную зависимость.

Вероятно, что в детстве фанатики недополучали любви и заботы родителей, поэтому выросли закомплексованными и несчастными. Такие подростки легко поддаются чужому влиянию, отнюдь не всегда хорошему. Молодых фанатов не составит труда собрать в послушное стадо, которое будет слепо следовать за сомнительными идеями и, не задумываясь, приносить себя в жертву.

Если ребенка воспитывать слишком строго и делить мир на белое и черное, он также вырастет фанатиком того, во что веруют его родители. Например, если в семье пуританские порядки, то дети тоже будут презирать земные радости и даже могут пойти в монастырь. В таком случае они вырастут религиозными фанатиками. Но может произойти обратное – вырвавшись на волю, они отвергнут Бога и заменят его другими, но уже мирскими божествами.

Для человека, одержимого фанатизмом, не существует альтернативных мнений и позиций. Он утратил способность анализировать и развиваться всесторонне. Для него существует только объект или идея, которые завладели его душой. Несмотря на психологическую скованность, фанаты очень склонны к агрессии. Отстаивая свою точку зрения, они не приемлют компромиссов. Спорить с такими людьми не только бессмысленно, но и опасно.

Фанатизм – одна из мощнейших сил, которые движут человечеством. Нередко вдохновленные массы или даже отдельные фанатики меняли ход истории. Преступления мировых диктаторов, кровопролитные войны и ужасные социальные трагедии – все это случается потому, что люди позволяют себя обманывать, очаровывать харизмой великих злодеев и одурманивать идеями, которые несут лишь разрушения и горе.

Итак, слепая вера в превосходство кумира так же губительна, как и полное отсутствие веры в жизни. Фанатизм – это не любовь и не преданность, это глупое служение своим закоренелым комплексам и фобиям. Фанат – не кто иной, как безумец, которого охотно используют в своих целях более разумные индивиды. Настоящая же любовь к кому-то или чему-то – это свобода, а не рабство.

«Ради нашего гуру я на всё пойду, самого себя в жертву принесу, ничего не пожалею, а если кто слово против него скажет — жестоко покараю!», — кричит, колотя себя в грудь, на собрании секты один из её последователей, а остальные сектанты вторят ему, как загипнотизированные.

«Наша семья должна питаться только овощами и хлебом, никаких животных продуктов, ибо мясо, яйца и молоко — яд, не приносящий организму ничего, кроме вреда. Если кто из вас осмелится меня ослушаться, тот мне больше не семья! Из дома выгоню!», — возмущённо говорит женщина своим домочадцам.

Какие разные эти три примера, и, казалось бы, между ними ничего общего. Но ведь и сектант, и девочка- подросток, и женщина одержимы одной идеей, всецело служат ей и не признают отступлений. Так, девочка одержима идеей быть рядом с любимым актёром, лидер секты и её члены — идеей «служения» Богу, а женщина — идеей «здорового» питания.

Всё это — проявления фанатизма. В первом случае можно говорить об идейном фанатизме, или фанатизме искусства. Уж не знаю, почему его так называют, но к этому виду относится и футбольный фанатизм, и фанатизм от артистов эстрады и кино. Во втором случае мы видим проявления религиозного фанатизма, ну, а в третьем — фанатизма здоровья. Хотя, в принципе, третий пример тоже можно отнести к идейному фанатизму, ибо женщина поклоняется идее вегетарианства.

Что же такое фанатизм ? Это неотступное следование какой-либо идее, безрассудное, страстное поклонение чему-либо (кому-либо), обожествление, идеализация объекта поклонения, слепая вера во что-либо, в кого-либо.

В международной классификации болезней (психических расстройств) выделяется семь видов фанатизма :
религиозный, политический, идейный, фанатизм здоровья, научный фанатизм, спортивный выделяется в отдельную группу, фанатизм в сфере искусств.

Причём здесь международная классификация болезней? Дело в том, что, например, в США фанатизм считается отклонением от нормы, психическим расстройством, которое нужно лечить психологическими методами. Три вида из названных являются наиболее распространёнными: религиозный фанатизм (культы, секты, психически больные люди, не входящие в какие-либо группы), спортивный (чаще всего футбольный — болельщики) и фанатизм искусства (когда объектами поклонения являются артисты, актёры и иные служители искусства).

Вот признаки , характерные для людей, страдающих последними двумя формами фанатизма.

1. Фанатик слишком остро переживает всё, что происходит в жизни объекта его поклонения (впадает в депрессию после проигранного им матча, девушка теряет покой, если любимый артист женился и т. д.). Крайняя форма — самоубийство, особенно если объект поклонения погибает или уходит со сцены.

2. Большая часть финансовых затрат уходит на преследование объекта поклонения: фанатик ездит за ним на выступления, всюду сопровождает, скупает всю атрибутику: диски, кассеты, плакаты, одежду, символику, участвует в аукционах, чтобы купить как можно больше вещей, принадлежавших объекту поклонения.

3. Объект поклонения становится для фанатика «идеей фикс». Человек не может ни на чём другом сосредоточиться, ни о чём ином, кроме него, думать, говорить, забрасывает письмами, надоедает звонками, ждёт у подъезда, в гримёрках и т. д.

4. Круг интересов заметно сужается: учёба, общение, иные увлечения, ранее доставлявшие радость, отходят на второй план или вовсе исчезают. Этот признак чаще всего проявляется у подростков.

5. Если кто-либо плохо отзовётся об объекте поклонения, сделает едкое замечание в его адрес, фанатик либо перестаёт общаться с этим человеком, либо реагирует агрессивно (драки болельщиков разных футбольных команд).

6. Объект поклонения возводится фанатиком чуть ли не в ранг святых, обожествляется, идеализируется им. Негативная информация о поведении, поступках «объекта» отвергается фанатичным человеком. Такой человек считает, что его любимый актёр просто не способен скандалить, грубить, злоупотреблять спиртными напитками и т. д.

Крайние проявления фанатизма встречаются в чистом виде довольно редко. В большинстве случаев фанатизм — явление преходящее, характерное для подросткового возраста и юности. Со временем оно бесследно исчезает, оставляя яркие приятные воспоминания, либо переходит в устойчивую не патологическую привязанность человека к объекту прошлых пристрастий, то есть человеку всю жизнь может очень нравиться музыка, от исполнителя которой он раньше «фанател».

Эмоционально самодостаточные, уверенные в себе, позитивно настроенные люди живут в гармонии с окружающим миром. Они не нуждаются в отстаивании своей правоты, чего бы она ни касалась. Спокойно взаимодействуя с другими, они с достоинством несут свою точку зрения, не испытывая потребности в том, чтобы кто-то ее непременно разделил. Однако в мире представлена и иная категория людей, противоположная описанной выше и именуемая «фанатики».

Фанатизм… Это что такое?

Однако не всякое проявление чрезмерного интереса к чему-либо может характеризовать человека как фанатика. И наоборот.

Фанатизм - это чрезмерное увлечение какой-либо идеей или личностью, выражающееся в посвящении объекту поклонения значительной части своей жизни и ее духовного содержания, а также в непримиримом отстаивании собственного взгляда и навязывании его другим людям, зачастую в агрессивной форме. Данное явление может иметь отношение к чему угодно - морали, знаменитой личности, политическому течению и др. Однако в качестве самой опасной его формы выступает религиозный фанатизм.

Истоки религиозного фанатизма

Религиозный фанатизм - это приверженность к определенному вероисповеданию и его традициям, которая сочетается с нетерпимым, часто агрессивным отношением к тем, чья точка зрения отлична. С момента, когда человечество обрело свою первую религию, и по настоящее время наблюдается одна и та же тенденция - приверженцы того или иного духовного течения рано или поздно возводят его постулаты в ранг неоспоримой правды. И несмотря на то что большинство религий несет в себе весьма похожие истины, так называемые фанатики не просто остаются им верны, они пытаются сделать их монопольными и навязать как можно большему количеству людей. Всемирная история знает массу примеров религиозного фанатизма, к коим можно отнести и инквизицию, и крестовые походы, и массовые самосожжения во имя старой веры… Причем в разные времена отношение общества к данному явлению было весьма различно. В перечисленных примерах имеет место и религиозный фанатизм в высших кругах, и точечные сопротивления инакомыслию. И в том и в ином случае любой перекос убеждений и веры в сторону эмоций и непримиримости несет в себе серьезную угрозу благополучию отдельных людей и государства в целом.

Религиозный фанатизм сегодня

В наше время примеры религиозного фанатизма можно найти во всех массовых религиях. Хотя имидж самого агрессивного вероисповедания приобрело мусульманство в связи со значительным количеством террористических актов, от которых содрогаются десятки стран на протяжении уже многих лет. Тем не менее влияние фанатизма может быть весьма губительным и без насилия. Например, родители-фанатики могут воспитывать своего ребенка вразрез с современными канонами развития и социализации человека. Известны случаи, когда в современных семьях, посещающих религиозные секты, вырастают неграмотные дети, потому что лидеры духовного течения, которому привержены родители ребенка, считают неправильным обучать детей женского пола грамоте. Католическая церковь резко отрицательно относится к абортам и предохранению от нежелательного зачатия. И хотя общество постепенно выработало довольно толерантное, а иногда и одобрительное отношение к прерыванию беременности, в некоторых странах или их отдельных регионах аборты до сих пор запрещены, что тоже принято считать проявлением религиозного фанатизма. Иногда крайняя нетерпимость людей не вредит никому, кроме них самих. Например, ярые буддисты не навязывают своей веры окружающим, не спорят, не доказывают правоты. Их фанатичность проявляется главным образом в глубоком сосредоточении, многочисленных и продолжительных духовных практиках, которые иногда доводят людей до безумия, поскольку испытания, которым они себя подвергают, зачастую немыслимы.

Отношение к фанатизму православной церкви

Православная церковь относится к этому явлению с осуждением и неприятием. Фанатизм - это грех, по мнению православных священнослужителей. Отсутствие любви ко всем людям, духовная смерть, пустословие без рассуждения не может поощряться православными. Фанатичные родители, приводящие с собой на службу маленьких детей и не замечающие усталости ребенка, его непонимания и неприятия ситуации, прививают ему не любовь к церкви, а боязнь, раздражение, нежелание приходить туда снова.

Причины фанатизма

Фанатизм - это явление, не возникающее на пустом месте. Как у любого иного отклонения, у него есть причины, которые уходят корнями, как правило, очень глубоко. Фанатичные люди чаще всего агрессивны, озлоблены, не понимают и не принимают чужую точку зрения. Иногда они становятся частью какой-либо общности, преданно следуют ее догматам и стараются перенести свой взгляд на веру на ближайший круг общения. А существует и иная категория фанатиков - лидеры, которые не только разделяют и следуют привлекательной для них философии или религии, но посредством ярких, харизматичных действий вовлекают в нее большое количество людей, не исчерпывающееся кругом родных и близких. И если первые при этом являются в целом безобидными носителями назойливой информации, то вторые представляют крайне серьезную угрозу обществу.

Ежедневно десятки и сотни людей вовлекаются в жизнь сект неизвестного происхождения, отворачиваются от своих семей, тратят огромные суммы денег на поддержание и развитие близкой по духу общности, теряют самих себя в стремлении следовать постулатам, которые нашли живой отклик в их душах благодаря харизме, уверенности и ораторскому искусству лидера.

Способы борьбы с религиозным фанатизмом

Жизнь не стоит на месте, большинство государств современного мира являются светскими. Несмотря на весьма почтительное любая держава, как правило, не заинтересована в экстремальных проявлениях религиозности. Какие же меры предпринимаются в различных странах для минимизации проявления фанатизма среди верующих? В некоторых азиатских странах за последние двадцать-двадцать пять лет было введено много запретов относительно ношения культовой одежды для обычных людей, не имеющих отношения к священнослужению. Иногда подобные запреты вызваны не столько борьбой с неистовыми фанатиками, сколько соображениями безопасности. Например, несколько лет назад Франция пошла по пути запрета ношения хиджабов. При этом данное решение стоило стране немало, учитывая непримиримое отношение мусульман к вопросам одеяния.

Очень много усилий, направленных на борьбу с религиозным фанатизмом, предпринимается в сфере образования. Детям стараются дать возможность выбора и защищают их неокрепшее сознание от натиска подкованных религиозных фанатиков. Во многих странах законодательно запрещается деятельность определенных организаций, имеющих основанную на религии идеологию.

Национальный фанатизм

Не менее страшен, разрушителен и безжалостен национальный фанатизм. Это ревностное поклонение исключительному превосходству той или иной нации или расы испещрило всемирную историю множеством примеров кровопролитных противостояний. Одним из самых ярких проявлений национального фанатизма стала идея Альфреда Плётца о делении всех людей на высшую и низшую расы, которая впоследствии положила начало Второй мировой войне.

Еще один пример - «Ку-клукс-клан», организация, насчитывавшая огромное количество людей, ненавидевших, глубоко презиравших чернокожих.

Ожесточение членов ККК привело к немыслимому количеству жертв, погибших от изощренной жестокости фанатиков. Отголоски деятельности этой организации периодически слышатся и в настоящее время.

Психологическая природа фанатизма

У фанатизма, развивающегося в крупных масштабах, как правило, есть причины общественного или политического характера. Экстремальное проявление веры всегда выгодно кому-то, кроме неистовых приверженцев. Но что же делает таковым конкретного человека? Почему один становится фанатиком, а другой, несмотря ни на что, продолжает идти по своему жизненному пути, не реагируя на чужое мнение и религиозные догматы.

Как правило, причины становления настоящего фанатика корнями уходят в детство. Чаще всего фанатики - это люди, с ранних лет привыкшие жить в страхе и недопонимании. Ошибки в воспитании, допущенные их родителями, в осознанном возрасте оборачиваются желанием примкнуть к какой-то группе и стать ее частью, дабы почувствовать безопасность и уверенность. Однако человек не может обрести спокойствие лишь потому, что нашлись люди со схожими взглядами. Он будет продолжать переживать, беспокоиться, искать угрозу в любом проявлении инакомыслия, сражаться с убеждая всех и вся в том, что его правда - первая. Так проявляет себя фанатизм. Что это значит? Всякий, кто думает иначе, создает угрозу его с трудом обретенному покою. Поэтому взаимодействие с фанатиком дается не так просто.

Как справиться с проявлениями фанатизма у близкого человека

Фанатизм… Это что такое? Что делать, если в числе фанатиков оказался близкий вам человек? Любые проявления крайней нетерпимости и слепого поклонения, будь то самоотверженная любовь к звезде, или агрессивное желание во что бы то ни стало разделить свою веру с другими людьми - признаки нездоровой психики.

По мнению многих исследователей, фанатизм - это болезнь. Родным и близким такого человека следует со всей серьезностью подойти к решению подобного рода проблем. И если исправить ошибки, допущенные много лет назад, уже невозможно, то поддержка, понимание, устранение причин для страхов и беспокойств, своевременное обращение к психологам, побуждение к саморазвитию и укреплению психики помогут преодолеть это явление.

Фанатизм как качество личности – склонность слепо, неосознанно, не признавая никаких аргументов, безальтернативно следовать определенным представлениям и убеждениям; проявлять крайнюю нетерпимость к любым иным мировоззрениям .

Если хотите постичь истину, идите во-о-о-он к тем скалам, - показал вдаль рукой Учитель. - И проверьте, что крепче - камень или ваши головы. Через несколько дней ученики вернулись из утомительного путешествия. Тем, кто пришёл с безучастным выражением лица, Учитель гневно сказал: - Уходите, вы не слушаетесь меня. Вы не дошли до скал. Тем, кто пришёл просветлённым, Учитель лишь улыбнулся, промолчав. У тех же, у кого лбы были разбиты в кровь, а глаза горели фанатичным огнём, он спросил тихо: - Да разве же я вас об этом просил?

Человеческий разум выполняет ряд функций – понимание истины, способность запоминать, заблуждаться и сомневаться. Сомнение – это совесть разума, заставляющая его еще раз возвращаться к пониманию того или иного вопроса, анализировать его со всех сторон. Поиск истины сопряжен сомнениями. Ее любимцы твердо знают, что нужно все подвергать сомнению, прежде чем дать отмашку на согласие, при этом не делать исключения и для себя. Когда в разум впечатлительного, эмоционального, неуверенного в себе человека поступает информация, сильно волнующая его ум и чувства, а в разуме атрофирована функция сомнения, он слепо принимает ее. В таком алгоритме зарождается фанатизм, как помешательство, безумие, исключительная увлеченность, глупая доверчивость и слепое поклонение. Как всякий нейтрализатор разума, фанатизм неуклонно ведет человека к деградации.

Фанатик – это инвалид разума, у которого атрофирована функция сомнения, и, в силу этого обстоятельства, он слепо следует любой идее, всколыхнувшей и взволновавшей его впечатлительный, эмоциональный ум. Беда фанатизма состоит в отсутствии пытливого ума и сомневающегося разума, в лени и нежелании искать истину. Ему сказали: «Во всех твоих несчастьях виноваты кавказцы», мысль взволновала неопытный ум своей простотой и ясностью, и он поверил, не анализируя, не проверяя, не сомневаясь. Фанатик говорит: «Пусть лошадь думает — у нее голова большая. Мне нечего думать и так все ясно». Так работает лень и нежелание искать истину при ампутированной функции разума на сомнение. Фанатика стоит пожалеть, ибо он слеп как андабат, и становится жертвой этого своего недуга. Андабатами в Древнем Риме называли гладиаторов, чье лицо закрывал щиток с узкими прорезями, отчего воин почти ничего не видел. Отчаянно размахивая мечом, андабат старался восполнить этот недостаток, но чаще всего поражал воздух, тогда как подкравшийся противник набрасывал сеть и наносил ему смертельную рану.

Итак, алгоритм фанатизма прост: поступление входящей информации (раздражитель) – впечатлительное, эмоциональное восприятие без тени сомнений в ее истинности, доверчивость – принятие как руководство к действию – усугубление реакции – зацикливание. На последних двух стадиях фанатизм получает энергетический заряд. Человек повторно пропускает через ум ту же самую идею, только в других интерпретациях, возникает цепная реакция, когда мозг все время возвращается к одной и той же мысли. Гитлер не способен был более десяти минут не говорить о евреях. Неуверенный в себе человек, вооружившись фанатизмом, например, сотворив себе кумира, находит в нем своего рода компенсацию за свою закомплексованность.

Фанатик постоянно находится под прессом стресса. У нормального человека за сутки ум может пропустить десятки тысяч мыслей. «Болтовня ума» сопровождается свободным полетом мыслей. Фанатик – это человек одной доминантной мысли. Его заставляют обстоятельства жизни на секунду переключаться от доминантной мысли на текущие потребности дня, но он делает это машинально, в полусне, не теряя контакта с фанатичной идеей. Недаром слово “фанатизм” происходит от латинского fanaticus - “исступленный”. А то, в свою очередь, от fanum - “храм”. В Древнем Риме фанатиками называли храмовых жрецов, выказывавших особое религиозное рвение.

Фанатизм нельзя смешивать с религиозностью. Дело не в религии, а в том, как человек верит. Фанатик, в отличие от верующего, говорит: «Мой Бог лучше» и агрессивно относится к представителям других духовных традиций. Религия его не учит ненависти к инаковерующим. Если учит, значит, это не религия, а секта. Вспомните подпоручика из «Бесов» Достоевского: он разбил все иконы, затушил все свечки и тут же вывесил в красном углу портреты философов-атеистов и… снова благоговейно зажег свечи.

Парадоксально, но фанатику безразлично, какому культу служить. Был бы культ, а фанатики найдутся. Фанат получает «кайф» не от кумира, а от служения ему. То есть, кумир – это ширма фанатизма, по-настоящему он ценит не Пресли, Мерлин Монро или Аллу Пугачеву, а свое «бескорыстное» служение им. Иными словами, фанатизм – это самообслуживание впечатлительного ума удовольствием от процесса служения кумиру либо какой-то идее.

Фанатизм вечно недоволен и неудовлетворен внешним миром. Исповедуя принцип: «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас», он с юношеским максимализмом стремится раскачать политическую ситуацию в своей стране. Не случайно «темный попутчик» фанатизма пробуждается в переходные для страны периоды. Это золотое время для оголтелых фанатиков, когда можно разрушить общественное здание до основанья, а отстраивать будут другие. Фанатизм – это всегда разрушение, горе, слезы и кровь. Это заразная болезнь для обезверенных и обесчеловеченных особей, цепляющая их на крючок целеустремленности и искренности. Оскар Уайльд справедливо подметил: «Самое непростительное в фанатике – это его искренность». Твердолобый юнец завистливо смотрит на блеск глаз фанатика, его подкупает убежденность и жертвенность, отчаянная решимость и романтика его жизни. Стремясь подражать кумиру, он пополняет армию фанатиков.

Внутренний мир фанатика окрашен в черный и белый цвет. Никаких полутонов. Если враг не сдается – его уничтожают. Кто не с нами, тот против нас. Фанатизм нуждается во враге, как наркоман в дозе. Как писал Николай Бердяев, «фанатизм всегда делит мир… на два враждебных лагеря. Это есть военное деление. Фанатизм не допускает сосуществования разных идей и миросозерцаний. Существует только враг. Это страшное упрощение облегчает борьбу… Подобно ревнивцу, всюду видит лишь одно: лишь измену, лишь предательство, лишь нарушение верности единому, - он подозрителен и мнителен, всюду открывает заговоры против излюбленной идеи».

Надо понимать, что фанатик, обладая разумом, не способным к сомнениям, испытывает состояние детской беспомощности. Ему нужна «мама», а еще лучше вместе с папой и мощными братьями, которые всем «покажут», если кто-то замыслит его обидеть. Когда нет «семейной» поддержки, неуверенный в себе человек с низкой самооценкой тревожится от своей беззащитности в окружающем враждебном мире. Вот он и тянется под крылышко стаи, пытается влезть под крышу сильных мира сего. Михаил Веллер пишет: «Когда буйная энергия юности концентрируется в одной точке - пробивная сила развивается страшная. Фанатики, достигающие порой вершин, получаются именно из ребят, чем-то природой обделённых: робких, слабых, некрасивых, бедных, - всё их стремление к самоутверждению принимает единое направление, в котором они могут превзойти других, компенсируя свою ущербность». В окаянные дни переворотов, фанатик испытывает, по мнению Э. Эриксона, острое желание «поддаться тоталитарной и авторитарной иллюзии целостности, заданной заранее, с одним лидером во главе единственной партии, с одной идеологией, дающей простое объяснение всей природе и истории, с одним безусловным врагом, который должен быть уничтожен одним централизованным карательным органом, - и с постоянным направлением на внешнего врага бессильной ярости, копящейся в этом государстве».

Фанатизм и любовь также далеки друг от друга, как добро и зло. Любовь предпочитает единение, сокровенность, слияние родственных душ. Третий лишний и прочие подсматривающие ей ни к чему. Фанатизм – стадное чувство, он «любит» кумира коллективно и прилюдно. Главное сбиться в кодлу, самоутвердиться за счет массовости, а кумир и идеи до лампады. К футбольным фанам не случайно липнет всякое отребье, которая и правил игры не знает. Есть такой фанатский анекдот: “Пацан говорит бывалому фану, что они с корешами решили организовать фан-группу. «А сколько вас?» - спрашивает фан. - “Двадцать. Только половине футбол до лампочки!»

Фанатизм – это возвеличивание абстрактного, оторванного от жизни мнения, не сомневающегося разума, в ущерб и разрушение конкретных жизней ни в чем неповинных людей. Политические и религиозные фанатики пренебрегают жизнями окружающих людей. А это уже серьезнейшая проблема, с которой человечество столкнулось в лице «идейных» террористов. Как бы они себя не называли, суть одна – фанатики. Исследуя психологию фанатиков на примере убийцы германского министра иностранных дел В. Ретенау (данный инцидент произошел в 1922 г.) Керна, Э. Фромм приводит следующее его высказывание: «Я бы не вынес, если бы расколотое на куски поверженное отечество снова возродилось в нечто великое… Нам не нужно “счастье народа”. Мы боремся, чтобы заставить его смириться со своей судьбой… На вопрос о том, как он, кайзеровский офицер, смог пережить день революции, он отвечает: “Я не пережил его. Я, как приказывала мне честь, пустил себе пулю в лоб 9 ноября 1918 г. Я мертв, то, что осталось во мне живого, это - не я. Я не знаю больше своего “Я” с этого дня… Я делаю то, что должен. Поскольку я должен был умереть, я умираю каждый день. Все, что я делаю, есть результат одной единственной мощной воли: я служу ей, я предан ей весь без остатка. Эта воля хочет уничтожения и я уничтожаю… а если эта воля меня покинет, я упаду и буду растоптан, я знаю это”». Э. Фромм отмечает: «Мы видим в рассуждениях Керна ярко выраженный мазохизм, который делает его послушным орудием высшей власти. Но самое интересное в этой связи - всепоглощающая сила ненависти и жажда разрушения, этим идолам он служит не на жизнь, а на смерть. … И когда мы анализируем психическую реальность таких людей, то убеждаемся, что они были разрушителями… Они не только ненавидели своих врагов, они ненавидели саму жизнь. Это видно и в заявлении Керна, и в рассказе Соломона (один из сподвижников Керна - В. И., М. К.) о его ощущениях в тюрьме, о реакции на людей и на саму природу. Он был совершенно неспособен к положительной реакции на какое-либо живое существо».

Петр Ковалев 2013 год



Просмотров