Прокуратура суд омбудсмен полиция общее понятие. Правоохранительные органы РФ

Особенности института Омбудсмена как государственного правозащитного органа

Колопов Альберт Сексенбаевич,

соискатель Института философии и политико-правовых исследований Национальной академии наук Кыргызской Республики.

Статья описывает и анализирует отличительные возможности института омбудсмена в сравнении с институтами гражданского общества и государственными органами власти, которые призваны защищать и соблюдать права человека. Анализируемые особенности позволяют раскрыть сущность данного правозащитного института.

На основе проведенного исследования подчеркивается, что, несмотря на отсутствие у омбудсмена властных полномочий, он наделен разнообразными формами воздействия в случае обнаружения нарушений законности и прав граждан, которые на практике оказываются весьма действенными.

Ключевые слова: институт Омбудсмена, государственные органы, защита прав человека, практика правоприменения, судебная система, правоохранительная система.

This article describes and analyzes the distinctive possibilities of the Ombudsman in in the field of human rights protection and compares it with civil society institutions and the state authorities which are designed to protect and respect human rights. The comparison has revealed the nature of this human rights institution . Based on the study , it is emphasized that despite the lack of the Ombudsman the powers he is endowed with other varied forms of impact in case of detection of violations of the law and the rights of citizens which in practice are very effective.

Keywords: Ombudsman institut, public bodies, human rights protection, law enforcement, judicial system, law enforcement system.

Роль омбудсмена – защищать людей от нарушения их прав, злоупотреблений власти, несправедливых решений, для того чтобы усовершенствовать администрацию и сделать их действия более открытыми, а должностных служащих – более ответственными перед обществом.

Характерной особенностью деятельности омбудсмена как независимого посредника между гражданами и государственными органами является то, что он не имеет права самолично отменить некорректные решения органов или должностных лиц. Однако, несмотря на отсутствие у омбудсмена вышеуказанных полномочий, он наделен разнообразными формами воздействия в случае обнаружения нарушений законности и прав граждан, которые на практике оказываются весьма действенными.

Хотелось бы подчеркнуть главное и значительное отличие института омбудсмена от правоохранительных органов и органов прокуратуры . Омбудсмен не наделен официальной властью, как выше отмечено, аннулировать или исправлять решение, издавать приказ о тех или иных действиях . Он осуществляет контроль и расследование нарушений прав человека с точки зрения не только законности, но и целесообразности, добросовестности.Юридическая сила его обращений основывается на убедительности доводов и его способности завоевывать доверие парламента, государственных органов, СМИ. Омбудсмен не обязан основывать свои решения только на правовых доводах, а может обосновывать их моральными аргументами, не помещая в юридические рамки.

В отличие от судов , к омбудсмену не предъявляются требования основывать решения только на правовых соображениях; он может включать в свои заявления, постановления больше дискреционных размышлений об оправданности и целесообразности поведения административных органов, не маскируя их в «одеяния» традиционного юридического анализа.

Служба не вправе юридизировать свою деятельность до уровня, когда она станет недоступной гражданину. Уполномоченный использует критерий справедливости при оценке административных актов. В отличие от судов он не обязан основывать свои решения только на правовых доводах и может обосновывать свои решения моральными аргументами, не маскируя их в одеяния традиционного юридического анализа.

Тем не менее омбудсмен не вмешивается, если вопрос еще находится на рассмотрении суда (нижестоящего или апелляционного), за исключением случаев, когда речь идет о неразумной отсрочке разбирательства дела.

Обращения омбудсмена к органам управления не являются с точки зрения права обязательными для этих органов. Это связано с тем, что правовые гарантии, которые обеспечивали бы рассмотрение рекомендаций омбудсмена, отсутствуют. Юридическая сила его обращений основывается не на законе, а на убедительности доводов омбудсмена и его способности завоевывать доверие парламента, административных органов, прессы. Большую роль в поднятии престижа омбудсмена играет общественное мнение.

К примеру Парламентский уполномоченный Великобритании не является судом апелляции и не наделен правом изменять решения правительства. Он может только сконцентрировать внимание общественности и парламента на тех требованиях, недовольствах, которые выдвигаются в обоснованной жалобе, путем подачи каждой палате парламента специального доклада по делу. Уполномоченный не наделен никакой исполнительной властью, он может только убеждать правительственный департамент изменить свое прежнее решение или дать рекомендации о возможной компенсации в тех случаях, когда жалобщик понес убытки (моральные, материальные) и принятие нового решения не заменит их. Таким образом, восстановить положение жалобщика может только аппарат исполнительной власти.

Омбудсмен обладает неприкосновенностью, с тем чтобы гарантировать его независимость, не подвергаясь давлению со стороны представителей органов власти при принятии решения.

Все органы государственной власти обязаны всячески содействовать омбудсмену, в том числе обеспечивать свободный доступ практически к любой документации. Воспрепятствование ходу расследования омбудсмена в отношении должностного лица – является нарушением закона.

Если же говорить о нарушениях прав человека, то бывает так, что формально закон не нарушен, но по каким-то признакам ведь произвол чиновника настолько разнообразен, толи по половым признакам, по цвету кожи, по партийной принадлежности могут быть гонения и их не видно, юрист или прокурор, или суд могут не найти здесь каких-то процессуальных нарушений, нарушений закона. Но они есть. И в этом случае должен вступить в свои права омбудсмен в защиту гражданина, исходя из требований Конституции, от произвола чиновника, от исполнительной власти, оставив процессуальные нарушения Генеральному прокурору, суду, вопросы следствия – органам предварительного следствия, вступить диалог, спор с исполнительной властью, с чиновником и сделать все, что ему предписано сделать. В этом плане роль омбудсмена очень велика.

Необходимо отметить, что без наделения института Омбудсмена реальными правами влиять на ситуацию, его существование останется только лозунгом.

Опыт деятельности правозащитных структур в мире дает все основания утверждать, что они не только играют позитивную роль в защите прав и свобод человека и гражданина, но и являются составляющей частью гражданского общества, необходимым элементом демократии, часто выполняя роль связующего звена в налаживании равноправного партнерства и взаимодействия власти и гражданского общества.

Не секрет, что доверие к государственным институтам защиты прав человека, включая правоохранительные органы, суд, прокуратуру в значительной степени подорвано.

Принцип нейтральности запрещает или ограничивает право омбудсменов заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. В законодательстве большинства субъектов РФ отсутствует закрепление данного принципа, тем не менее, он соблюдается Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, т.к. Уполномоченный в своей деятельности должен руководствоваться идеей приоритета прав человека;

Правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации характеризуется юридической неопределенностью и неконкретностью.

Важной задачей уполномоченного по гражданским правам Польши является внесение предложений по исправлению законодательства, где этого требует жизнь. На практике возможны разные интерпретации закона. Функция уполномоченного – поднимать на щит то толкование, которое в пользу гражданина.

А важный принцип в работе польского уполномоченного основан на традиционной позиции омбудсмена не заниматься какой бы то ни было политикой. Это касается как политики в точном значении этого слова, так и политики внутри отдельных сфер управления. Он лишь сигнализирует об ошибках, пробелах, разного рода упущениях, в частности, и процедурного характера, но не решает их сам по существу, не дает указаний, как данный вопрос должен быть рассмотрен. Таким образом, он занимается не делами, как другие правоохранительные органы, а правами путем обращения в соответствующие компетентные инстанции и добиваясь от них рассмотрения дел в соответствии с законом.

Отсюда вытекает, что уполномоченный не является заместителем органов управления и органов правосудия (не действует вместо них, не выручает их в работе); не замечает также учреждения социальной помощи. Он не предпринимает никаких действий в сфере распределения благ (квартир, автомобилей, телефонов). Уполномоченный не является адвокатом, которого можно нанять. В его компетенцию не входят дела о наследстве, имущественные дела, семейные, т.е. там, где граждане взаимодействуют между собой. Сфера его деятельности – отношения между гражданином и органами государства, общественными организациями, учреждениями и.т.д.

Таким образом сфера контроля омбудсмена достаточно широкая и в различных странах неодинаковая. В большинстве случаев омбудсмен рассматривает дело не только с точки зрения соответствия закону решений и действий администрации, но и, что очень важно, особенно для государств, в которых контроль за соответствием закону действий администрации осуществляется в рамках системы административных судов, может рассматривать комплексно деятельность государственных органов и вынести решение о человечности, справедливости, целесообразности их действий.

Результатом контрольных мероприятий, прежде всего являются реализация прав граждан и исправление нарушений в функционировании государственной администрации;

Основным в существовании этой формы контроля является ее простой и понятный для граждан способ работы. Он связан с непосредственным доступом населения к омбудсмену и подкрепляется принципом бесплатного производства.

Вместе с тем надо помнить, что каждый омбудсмен работает в условиях, характерных для его стран. И, исходя из этих условий, организация и способы функционирования ведомства омбудсмена различны, т.е. это связано со спецификой отдельных стран при применении к собственным, иной раз совершенно оригинальным правовым и административным система, классической модели омбудсмена, что влечет за собой многообразие форм данного института. В этой связи при исследовании института омбудсмена, его теоретических аспектов и мировой практики, видимо следует выделять и подчеркивать особые черты, которые отмечают эти контрольные институты в различных странах, с тем, чтобы анализируя их, лучше познать этот многогранный институт, сделать определенные выводы и предложения применительно к своей стране.

Полномочия польского омбудсмена распространяются на широкий круг органов, организаций, должностных лиц. Общественные организации также не исключены из сферы его юрисдикции. Любые государственные и общественные структуры, нарушающие права граждан, могут оказаться предметом расследования Уполномоченного Польши. Единственное ограничительное положение закона-запрет нарушать судебную независимость. Польский омбудсмен не разрешает вопросы, относящиеся к обороноспособности государства, его безопасности и вооруженным силам. Хотя закон не запрещает уполномоченному вести выяснительное производство, если по делу есть иные производства.

Несмотря на то, что омбудсмен юстиции не наделен официальной властью аннулировать или исправлять решение или издавать приказ о тех или иных действиях, его вмешательство может опосредованно привести к желаемому результату в случае установления очевидных ошибок и нарушений. Рекомендации или предложения омбудсмена юстиции заставляют должностные лица позаботиться об улучшении своей деятельности и исправлении недостатков. Мнение омбудсмена, как правило, учитывается и способствует единообразному толкованию и применению законов. Критика несовершенных административных процедур по конкретному делу в действительности нацелена на усовершенствование механизма управления в целом и лучшую защиту гражданских прав в будущем.

Нередко расследования омбудсмена юстиции приводили к изменениям практики правоприменения. В частности, одно из исследований, проводимых омбудсменом юстиции, затрагивало вопрос об обязанности административных органов перед принятием решения предоставлять сторонам возможность прокомментировать материалы, на которых предполагается основывать это решение. Данное расследование касалось значительного числа органов во всех уголках Швеции. Оно завершилось формулированием рекомендаций правительству по внесению дополнений в законодательство.

В настоящее время восстановление нарушенных прав граждан и предотвращение будущих нарушений выступают главными задачами деятельности омбудсмена. В случае нанесения ущерба гражданину государственным служащим омбудсмен юстиции требует возмещении ущерба. С другой стороны, расследования необоснованных и неоправданных жалоб способствуют защите самих публичных служащих от несправедливых обвинений в небрежности или нарушениях обязанностей. Помимо совершенствования законодательства и практики правоприменения институт омбудсмена в Швеции оказывает непосредственное воздействие на повышение чувства ответственности государственных органов и служащих, которые осознают, что они находятся под наблюдением народа.

Наряду с восстановлением нарушенных прав граждан, цель деятельности омбудсмена, основывающейся на принципах законности, справедливости, демократии, гуманности и гласности - предотвращение нарушений. Основными показателями эффективной деятельности омбудсмена являются:

2.Отсутствие повторных обращений со стороны граждан.

3.Результативность предложений государственным органам по изменению правил, организации и методов работы.

4.Привлечение виновных лиц к ответственности, как реакция на ежегодные и специальные доклады (отчеты) омбудсмена.

5.Доверительное отношение граждан к омбудсмену, выражающееся в ежегодном увеличении подаваемых жалоб и обращений.

6.Систематическое и объективное освещение средствами массовых коммуникаций деятельности омбудсмена.

7.Плодотворная превентивная деятельность омбудсмена.

8.Настойчивость омбудсмена при осуществлении своих функций.

9.Конструктивное сотрудничество с государственными, общественными и международными организациями.

10.Повышение правосознания граждан как результат активной просветительской деятельности омбудсмена.

Как свидетельствует опыт, потребность в таком институте возникает тогда, в первую очередь, когда существующие институты не позволяют реализовать эффективный контроль в сфере государственного управления, и возникает необходимость дополнительной защиты прав гражданина от административного произвола. Граждане повседневно сталкиваются с государством, и в возникающих конфликтах они должны знать и уметь, как защищать свои интересы и права,

Процесс политико-экономической трансформации в странах СНГ на рубеже XX-XXI в. в. обуславливает повышенный интерес к проблемам, связанным с взаимоотношениями власти и индивида. Характеристика этих отношений непосредственно связана с пониманием прав и свобод человека, без уважения которых не может существовать демократическая политическая система. Проводимые реформы не достигнут своей цели, если следствием их не станет изменение статуса личности.

В Конституции Кыргызстана зафиксирован достаточно широкий спектр прав и свобод человека и гражданина. Однако их формальное провозглашение не имеет ценности без наличия эффективного правового механизма обеспечения и защиты прав.

Вместе с тем существует реальная система реализации и защиты прав, которая, в свою очередь, подразделяется на специфические механизмы, связанные между собой и позволяющие системе эффективно работать. Можно выделить три основных механизма (подсистемы) системы защиты прав человека: судебный, институт омбудсмена, и неправительственные правозащитные организации. Изучение системы защиты прав человека имеет культурный, политический и юридический аспекты. .

Судебная подсистема является старейшим механизмом правозащитной системы. Но ее нельзя изучать в отдельности от органов внутренних дел, прокуратуры, исполнения наказания, которые тесно взаимосвязаны и работают, дополняя друг друга. Эти институты, в свою очередь, играют несколько иную роль в защите прав человека, нежели неправительственные организации и омбудсмен.

Правоохранительная система представляет собой классическую «государственную» защиту прав человека, которая стала первым правовым регулятором взаимоотношений между индивидами, властью и гражданином. Конечно, характер правоохранительной системы может сказать о многом, но только лишь по ее наличию нельзя судить о характере политического режима. Этого нельзя сказать об институте омбудсмена и неправительственных организациях. Уже само по себе наличие указанных структур говорит о начавшейся демократизации общества и политической системы.

Институт омбудсмена, также как и судебная система, является институтом «государственной» защиты прав человека, тем не менее, он воплощает собой признание необходимости контроля за самим государством, являясь «признаком» демократической политической системы. Именно институт омбудсмена фиксирует нарушения прав человека всеми ветвями власти, тем самым «контролируя качество» взаимоотношений власти и индивида.

Неправительственные правозащитные организации, являясь структурами гражданского общества, свидетельствуют о развитости последнего. Изучение современного состояния «третьего сектора» может помочь спрогнозировать возможность коэволюционного развития демократических институтов и гражданского общества в современной России. Кроме того, оценка взаимоотношений государства и неправительственных организаций характеризует степень значимости и влиятельности гражданского общества.

Появление и развитие правозащитных механизмов на Западе неразрывно связано с формированием правового государства и политико-правовых традиций западноевропейского общества. Другими словами, условием эффективной защиты прав человека является: с одной стороны - наличие развитой политической и правовой культуры, с другой - правового государства, дающего юридическую возможность гражданам защищать свои права посредством специальных механизмов.

Литература

1. «Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. С. 8.

2. «Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. с. 9.

3. В.В.Бойцова «Служба защиты прав человека и гражданина Мировой опыт».

4. Н.Ю.Хаманева «Охрана прав граждан в зарубежных странах: Институт Омбудсмена: (Сравнительный аспект) Сборник обзоров.

5. «Устойчивое развитие прав человека в условиях эффективно действующего института омбудсмена» материалы международной конференции г. Астана 2007 г.

6. Н.Хаманева «Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля». Правоведение-1992. №2 с. 84

Поступила в редакцию 18.03.2016 г.


«Деятельность института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республики в сфере защиты прав человека» Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции, посвященной 8-летия создания института Омбудсмена (Акыйкатчы) Кыргызской Республике. С. 8.

Н.Ю.Хаманева «Охрана прав граждан в зарубежных странах: Институт Омбудсмена: (Сравнительный аспект) Сборник обзоров с. 52-53.

Н.Хаманева «Место и роль института омбудсмена в системе правового контроля». Правоведение-1992. №2 с. 84.

Омбудсмен - кто это? Чьим интересам служит? Почему его роль так важна в современном мире? Омбудсмен – это лицо, которое не зависит от власти, принимает собственные решения и стоит на защите прав каждого человека и всего общества. Они защитники закона, способные повлиять на государственных служащих любого уровня и заставить их уважать права и свободы граждан.

В России многие люди все еще не знают своих прав, а чиновники злоупотребляют властью и готовы пренебречь свободами простых людей. Многие страны уже прошли этап формирования и бурного развития института омбудсмена, в России демократические процессы начали развиваться недавно и сейчас происходит апробация новых механизмов взаимоотношений общества и власти.

История возникновения «защитников общества»

Как появился первый омбудсмен? Кто это придумал, первым высказал мысль наделить определенное лицо полномочиями защищать людей перед властью? Король Швеции Карл XII выдвинул эту идею и воплотил ее в жизнь в 1713 году. Поводом к этому послужило то, что в отсутствие правителя во время войны, королевская администрация погрязла в беззаконии, коррупции и прочих пороках властных структур.

Тогда Карл расширил права сенешаля до возможности вмешательства в дела самых высоких чинов, приближенных к королю, и представителей правосудия. С 1719 года должность стала называться «канцлер юстиции».

Развитие идеи омбудсмена в Швеции

После смерти Карла XII обязанности и полномочия канцлера юстиции претерпевали различные изменения, он подчинялся и отчитывался сначала королю, потом Риксдагу. После принятия конституции 1809 года была учреждена новая должность – омбудсмен юстиции.

С начала XX века, когда институт омбудсмена уже окончательно прижился в Швеции, появляются его новые представители, которые занимаются защитой прав гражданских и военных лиц перед прокуратурой, судебной властью, полицией, армией, налоговыми и социальными службами и т. д.

Распространение идей «защитников прав и свобод»

Омбудсмен: кто это, если не защитник прав всех без исключения людей в ситуациях, когда представителями власти, финансовых учреждений, руководства ущемляются их права? Конечно, для отстаивания интересов есть суды, полиция, прокуратура. Но что если и они нарушают права человека? Кому направлять жалобу в таком случае?

Вот для таких целей и существуют организации, в которых трудятся омбудсмены, их представители и подчиненные. Во многих странах они распространяют свою деятельность на все сферы жизни и насчитывают десятки и сотни должностных лиц, внушительный штат юристов и консультантов.

Институт омбудсмена получил большую популярность в таких странах, как Норвегия, Финляндия, Великобритания, Канада, Франция, Израиль, Швейцария, Индия, Новая Зеландия, Испания и др.

Функции омбудсмена

До середины XX века омбудсмены служили скорее контролерами властных структур, чем защитниками прав людей. Жалобы населения рассматривались и могли удовлетворяться или нет. Но различного рода прецеденты служили индикаторами того, что либо чиновники работают не добросовестно, либо законы неэффективны. Таким образом, омбудсмены корректировали действия различных ветвей власти.

И только после Второй мировой войны стало понятно, что деятельность государства должна быть подчинена основной цели – защите прав людей. Стало формироваться социально ориентированное общество.

Основные функции омбудсмена сегодня:

  1. Улучшение работы власти.
  2. Восстановление нарушенных властью прав жителей определенной территории (государства).
  3. Осуществление посредничества между обществом и представителями власти.
  4. Проведение внесудебных расследований.

Разновидности омбудсмена

Кроме защиты социальных и гражданских прав людей перед чиновниками, появляются новые формы омбудсмена, такие как:

  • финансовый омбудсмен, обеспечивающий защиту физических лиц в спорных ситуациях с кредитно-финансовыми учреждениями;
  • защита прав потребителей, обеспечивающая должный уровень безопасности производства товаров и услуг;
  • бизнес-омбудсмен, обеспечивающий выполнение правил «честного предпринимательства»;
  • защитник прав студентов и учащихся различных учреждений;
  • уполномоченный по правам детей и т. д.

Омбудсмен проникает во все сферы жизни общества.

Причины популярности института омбудсмена среди населения

Почему именно омбудсмен? Кто это решил, что один или несколько людей могут стать опорой общества и помощниками власти? Дело в том, что институту омбудсмена доверяют и простые люди, не видящие справедливости в действиях госслужащих, и чиновники, которым он дает сигнал к изменениям и усовершенствованию системы.

Для простого человека омбудсмен - это:

  • лицо, которое быстро и конкретно реагирует на жалобу;
  • человек, к которому гораздо легче обратиться, чем к высшим чиновникам;
  • незаинтересованное лицо, которому можно доверять;
  • человек, который способен повлиять на правительство, судей, полицию, чего простой обыватель сделать не может.

Причины доверия к омбудсмену со стороны власти

Все ветви власти действуют обособленно, но вместе с тем имеют тесные связи. Как законодательному органу понять, какие поправки необходимо внести в законы, исполняются те или иные нормы или нет и почему? Как выявить коррупцию и недобросовестность чиновников? В этих и многих других вопросах им и помогают «уполномоченные защитники общества».

Для чиновников омбудсмен – это:

  • лицо, которое способствует увеличению доверия к власти со стороны общества;
  • не оппозиция, а конструктивный критик;
  • человек, который выполняет функции судьи в более экономичном варианте;
  • лицо, которое поднимает и раскрывает новые проблемы, является индикатором настроений общества;
  • контроль над исполнительной ветвью власти на различных уровнях.

Институт омбудсмена в России

Главный омбудсмен в России – уполномоченный по правам человека. Первым, кто занимал эту должность, был Ковалев С.А., который и до назначения в 1994 году занимался защитой прав людей. С 1996 года в России начинают работать региональные уполномоченные.

Институт омбудсмена в России имеет свои особенности на федеральном и региональном уровнях. Идеи и пример европейских стран не могут без изменений использоваться в особых политических, экономических и социальных условиях. В некоторых регионах России они сталкивались с полным отторжением, как, например, было в Архангельской и Мурманской областях, а также в Хабаровском крае.

Медленно, но уверенно идет развитие института омбудсмена в России. Большой вклад в это дело внес В.П. Лукин, который занимал пост главного уполномоченного в течение 10 лет. В 2014 году его сменила Э.А. Панфилова, ранее занимавшая должность министра социальной политики.

Также в России появляются и другие институты «защитников», такие как финансовый омбудсмен, уполномоченный по правам детей, омбудсмен в системе образования и бизнесе. Все это говорит о положительных тенденциях и росте общественного правосознания в России.

Этот документ позволит вам разобраться в том, какими вопросами занимаются разные правоохранительные органы и куда лучше всего нести заявление, если вам нужна помощь. Чаще всего гражданину может помочь полиция, однако есть случаи, когда идти в полицию может оказаться не просто бессмысленно, но и вредно.

Чтобы заявление рассмотрели быстро – самое надежное обратиться в правильный правоохранительный орган и правильное его подразделение. Правильный правоохранительный орган (полиция, суд, СК, прокуратура) определяется по компетенции (подследственности). Правильный отдел – по правилам территориальности (место, где совершилось происшествие, о котором вы хотите сообщить или место, где вы живете).

Общая информация

Если вы стали жертвой или свидетелем правонарушения, крайне важно определить компетентный государственный орган, уполномоченный принимать решения по вашей проблеме. Конечно, если вы обратитесь не по адресу, ваше обращение не должно быть оставлено без внимания и в течение 7 дней со дня регистрации (в случае, если вы заявляете о преступлении – 3 дней) будет передано в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу. Однако подача заявления сразу же в компетентный орган имеет очевидные преимущества (см. инструкцию "Как и куда подать заявление о преступлении").

Если ваше заявление содержит информацию о совершении условно «бытового» административного правонарушения, такое заявление в большинстве ситуаций подается в полицию (подробнее см. ст. 28.3 КоАП РФ). В пределах своих полномочий возбуждать производство по делу об административном правонарушении может также прокурор (ст. 25.11 КоАП РФ). Более того, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ). Иными словами, по вашему заявлению прокурор может возбудить любое дело об административном правонарушении (см. инструкцию "Как писать заявление в полицию").

Компетенция правоохранительных органов

Установлена следующая компетенция расследования наиболее распространенных преступлений.

Следственный комитет России:

1) причинение тяжкого вреда здоровью;

2) похищение;

3) преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

6) ряд экологических преступлений;

7) возбуждение ненависти или вражды, а также преступления экстремистского характера;

8) преступления по превышению должностных полномочий или их злоупотреблениями, взятки и служебный подлог;

9) преступления против представителей власти;

10) тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних.

Полиция

1) причинение вреда здоровью различной тяжести;

2) преступления против собственности (кражи, мошенничество, грабеж, хищения и другие);

3) хулиганство;

4) нарушение правил дорожного движения и эксплуатации технических средств;

5) наряду с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) расследует дела, связанные с изготовлением и распространением наркотиков.

Суд

Действующее уголовно-процессуальное законодательство предусматривает возможность частного обвинения. В этом случае мировой судья по заявлению гражданина возбуждает уголовное дело. При этом заявитель самостоятельно осуществляет обвинение и доказывает виновность другого гражданина в совершении преступления.

Всего уголовным кодексом предусмотрено три состава преступления, обвинение по которым носит порядок частного: побои, умышленное причинение легкого вреда здоровью и клевета. Подробнее о порядке частного обвинения вы можете узнать .

Общий надзор в прокуратуре

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В органы прокуратуры можно подать любое обращение или жалобу на неисполнение законодательства любым из органов власти. Единственным исключением является суд.

Основные функции органов прокуратуры:

– надзор за исполнением законов государственными органами и частными юридическими лицами;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

– уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

– координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди всех правоохранительных органов прокуратура является самым «универсальным» с точки зрения отстаивания закона, однако важно помнить, что прокуратура не имеет полномочий по возбуждению уголовных дел.

Территориальность: в какой конкретно отдел правоохранительного органа обращаться?

Территориальная подследственность по уголовным делам определяется, как правило, местом совершения деяния, содержащего признаки преступления (ст.152 УК РФ). Значит заявление нужно нести в соответствующий орган, работающий на территории, на которой совершено преступление. Территориальная подследственность по делам об административных правонарушениях также определяется местом совершения правонарушения.

В случае если вы подаете заявление о преступлении, существует определенная подследственность среди правоохранительных органов, предусмотренная ст.151 УПК РФ (см. – компетенция).

Если место совершения административного правонарушения или преступления входит в границы подследственности одного отдела полиции, а заявление подано на территории другого отдела, то все имеющиеся материалы после регистрации передаются в нужный орган. Одновременно принимаются необходимые меры для того чтобы сохранить следы правонарушения или преступления.

Примеры:

    Вы обратились в отдел полиции с заявлением, в котором сообщили, что сотрудник ГИБДД потребовал от вас взятку в размере 1000 рублей. В таком случае полиция обязана принять и зарегистрировать ваше заявление, однако в течение 3 дней оно будет перенаправлено в Следственный комитет России.

    Предположим, вы проживаете в Центральном районе Петербурга. Выйдя из офиса, где вы работаете, расположенного в Невском районе, вы обнаружили, что лобовое стекло на вашем автомобиле разбито. Если вы обратитесь с сообщением об этом в Центральный отдел полиции, который расположен рядом с вашим домом, такое заявление полиция обязана будет зарегистрировать и перенаправить в Невский отдел полиции, так как именно там было совершено правонарушение.

Совет

Большая часть преступлений, с которыми сталкиваются граждане в быту, расследуется сотрудниками полиции. Поэтому в случае, если у вас что-то украли, вашего родственника похитили или вашему здоровью причинили вред – обращайтесь в отдел полиции. При этом куда важнее оперативно обратиться в любой ближайший отдел, чтобы преступника задержали по «горячим» следам, чем искать правильную подследственность.

Важно: единственным исключением является статья 286 УК РФ – превышение должностных полномочий в случае, если вы подозреваете в совершении преступления полицейского. В такой ситуации необходимо обращаться непосредственно в Следственный комитет России.

Следственный комитет

Следственный комитет РФ - орган в России, созданный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации и начавший свою деятельность 15 января 2011 года. До недавнего времени всеми следственными делами занималась прокуратура, хотя основной ее функцией оставался надзор за соблюдением законов. В этом и состоит парадоксальность ситуации, которая существовала в Советском Союзе и до недавнего времени в постсоветской России - обвинительная сторона в суде вела и следствие по уголовным делам. Это не совсем правильно с точки зрения правовой системы, потому сейчас все следственные дела ведет отдельный орган. В компетенции Следственного комитета РФ находятся следственные дела по таким видам преступлений, как убийства, дела, связанные с нанесением тяжких телесных повреждений, крупными экономическими преступлениями и т. д.

Прокуратура поддерживает обвинение в суде, и это означает, что суды в РФ носят состязательный характер. В судебном процессе участвуют две стороны: сторона обвинения и сторона защиты. Прокуратура в судах выступает в лице государственного обвинителя, отвечая за надзор, она предъявляет претензии к гражданам или организациям, в случае если видит или считает, что какие-либо законы в РФ были нарушены.

Суды (рис. 2) являются отправной точкой в тех случаях, если человека обвиняют в чем-то или он защищает свои права. Суд осуществляет арбитражную функцию - решает, кто виноват, а кто прав. Причем решает независимо. В древнеримской мифологии существовала специальная богиня - Фемида, которая, держа в руках весы, взвешивала, кто прав, а кто виноват, причем глаза у нее были завязаны, потому что она была непреклонна, независима и не стояла ни на чьей стороне (рис. 3).

Рис. 3. Фемида - богиня справедливости ()

Сейчас судебная система РФ проходит специфическую реформу, связанную с внедрением в практику так называемых судов присяжных. Сейчас суды присяжных действуют во всех субъектах РФ. Исторический опыт показал, что именно суд присяжных, который состоит из коллегии независимых граждан, без юридического образования и не связанных с правоохранительными органами, чаще всего принимают самые справедливые решения.

Суды являются теми организациями, которые изменяют статус граждан или организаций. До того момента пока не было принято решение судьи, к гражданину действует презумпция невиновности.

Презумпция невиновности - состояние, при котором каждый гражданин РФ считается невиновным до тех пор, пока не доказано обратное. При этом человек не должен доказывать свою невиновность, наоборот, обвинительная сторона должна доказать вину человека.

Судьи - это специально подготовленные люди, имеющие юридическое образование, прошедшие подготовку в правоохранительной системе. Все судьи в РФ назначаются на свои должности по указу Президента. Президент РФ отвечает за каждое решение в суде России, потому что оно принято на основании решения чиновника, назначенного на эту должность, исключительно по его подписи. Потому статус судьи необычайно высок.

Самая многочисленная структура правоохранительных органов, с которой человек сталкивается практически каждый день, - Министерство внутренних дел. Полиция - система государственных служб и органов по охране общественного порядка. Милиция (сейчас полиция) существует в России давно и имеет множество подразделений (рис. 4).

Рис. 4. Полиция РФ ()

Федеральная служба по наркоконтролю

Федеральная служба по контролю над наркотическими средствами создана не очень давно, но выполняет много важных функций. В ней сейчас работает боле 30 тыс. чел. Россия не является страной-потребителем наркотиков, но является страной-транзитом. Из стран Юго-Восточной Азии наркоторговцы пытаются провозить этот товар в Европу и далее в Америку. Наркотрафик - очень серьезная угроза мировой стабильности в целом, ведь оборот денег за продажу наркотиков огромен, и это может влиять даже на политику некоторых государств. Главным щитом в России против ввоза наркотических средств является Федеральная служба по наркоконтролю. Потому эта организация очень важна.

Полиция делится на две основные части: криминальную полицию и полицию общественной безопасности.

Криминальная полиция занимается следствием по особо тяжким уголовным делам: ограблениям, бандитизму, грабежам, кражам, преступлениям, связанным с общественной безопасностью, преступлениям против личности и имущества граждан. Этот отдел является сообществом следователей и оперативных сотрудников, которое занимается отслеживанием, розыском, поиском, допросом с лицами, нарушающими закон. Граждане, нарушающие закон не один раз, называются рецидивистами. Ведение базы данных по таким лицам, профилактическая работа с такими людьми - это все деятельность криминальной полиции России.

Полиция общественной безопасности - структурное подразделение, занимающееся безопасностью граждан. Именно с этими сотрудниками полиции обычный гражданин сталкивается почти каждый день. Люди их видят при исполнении ими служебных обязанностей. К таким обязанностям относится ношение специальной формы, патрулирование улиц, охрана остановок общественного транспорта, вокзалов и мест скопления граждан во время общественных мероприятий. Сотрудники полиции ведут каждодневную службу, выполняя работу по соблюдению законности на улицах городов, по предотвращению каких-то противоправных действий или по немедленному реагированию на совершенное противоправное действие. Если что-то происходит, то люди, как правило, звонят в полицию, и на место приезжает дежурный наряд.

В рамках МВД существуют специальные подразделения, которые занимаются детьми, не достигшими совершеннолетнего возраста. Это, в первую очередь, комиссия по делам несовершеннолетних, сотрудники которой занимаются детьми, не достигшими совершеннолетия и нарушающими закон, либо детьми, которые проживают в неблагополучных семьях. Государство в лице этих сотрудников пытается соблюсти их права. Вследствие особой специфики, как правило, люди таких профессий имеют не только юридическое образование, но могут быть и профессиональными педагогами. В состав таких комиссий входят еще и врачи, чтобы защита прав ребенка была комплексной.

Если ребенок не достиг совершеннолетия, это не значит, что он может делать все что хочет, даже нарушать закон. Уже с 11 лет к ребенку могут применяться соответствующие государственные санкции. Если ребенок совершает противоправное действие и оно признано опасным для общества, то государство, в лице судьи, может принять решение направить такого ребенка в специальное воспитательное учреждение (спецшколу или спецтехникум), где, обучаясь, дети находятся под присмотром сотрудников правоохранительных органов. При этом их права ограничены, вещи их досматриваются, они живут по специальному расписанию, изолированно от родителей. Это является серьезным наказанием для таких детей.

Так выглядит правоохранительная система в России. Ее структура будет рассматриваться более подробно в старших классах.

Список литературы

  1. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - 11-е изд. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 224 с.: ил.
  2. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание 7. - М.: Дрофа.
  3. Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание 7. - М.: Мнемозина.
  1. Pravo.vuzlib.org ().
  2. Genproc.gov.ru ().
  3. Supcourt.ru ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте § 19 Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание: Учебник для 7 класса. Ответьте на вопросы 1-4 на с. 139.
  2. Как вы считаете, насколько эффективен суд присяжных в РФ? Запишите положительные и негативные факторы, влияющие на решение в таких судах.
  3. Проведите исследование: как часто ваши одноклассники видят полицейских при выполнении ими служебных обязанностей?
  4. *Проведите игру в виде судебного процесса. Распределите роли между одноклассниками: судья, прокурор, адвокат, присяжные, преступник, свидетели. Судья и присяжные не должны знать итогового заключения, адвокат и прокурор должны всеми силами пытаться победить в процессе. Насколько адекватно сможет вынести приговор судья?

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель - это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, - тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых - в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.



Просмотров