Происхождение, значение и использование кадила в религиозном культе. Что такое кадило? Правила пользования кадилом

греч. ?????????, позднее????????????, лат. fumigatorium, thuribulum, turibulum) - богослужебная утварь для совершения каждения - сжигания на горящих углях ладана или фимиама в определенные моменты богослужения. Хотя термины «К.» и «кадильница» (греч. ??????????, лат. incensorium) часто выступают в качестве синонимов, в наст. время «кадильница» преимущественно означает стационарный сосуд для каждения, а К. - переносный.

Воскурение ароматических смол с глубокой древности было частью культа в различных рел. традициях. В в.-з скинии воскурение фимиама совершалось как на золотом жертвеннике курений (Исх 30, 1–10), так и в золотых кадильницах (Лев 16, 12; 4 Цар 25, 15; ср. Евр 9, 4), являвшихся, в частности, принадлежностями стола для хлебов предложения (Исх 25, 29; 37, 16). 12 золотых кадильниц упомянуты среди приношений начальников 12 колен Израиля (Числ 7). Кадильницы использовались и после построения Иерусалимского храма (3 Цар 7, 50; 4 Цар 25, 15), причем только священниками (2 Пар 26, 16–19). В масоретском тексте ВЗ использованы 2 слова: mahtah (греч. ??????, лат. turibulum; Лев 16, 12; Числ 16, 17; 17, 11) и miqteret (греч. ??????????, лат. turibulum; Иез 8, 11; 2 Пар 26, 19), вероятно, обозначавшие различные конструкции кадильниц: небольшого размера на длинной ручке и более широкую на вертикальной подставке; второй термин мог обозначать вообще сосуд для перенесения углей. В Откровении Иоанн Богослов говорит о золотой кадильнице в руках ангела (Откр 8, 3.5).

С введением в христ. богослужение использования ладана (IV в.) была заимствована форма К., употреблявшаяся в античных языческих культах, - небольшая металлическая чаша, подвешенная на трех цепочках к металлическому кольцу; такая форма известна по памятникам христ. иконографии начиная с V в. Существовали и стационарные кадильницы, ставившиеся на пол или прикреплявшиеся, например, к киворию. От VI–VII вв. сохранились бронзовые К. (на цепях) из сиро-палестинского региона, а также кадильницы на подставке, часто украшенные рельефным орнаментом и изображениями сцен из свящ. истории. Сохранились свидетельства об использовании разных видов К. на Западе: согласно Liber Pontificalis, одна стационарная кадильница из золота была подарена имп. Константином I Латеранской базилике, другая установлена в соборе Св. Петра при Папе Сергии I; изображение К. на коротких цепях можно увидеть на мозаике VI в. в базилике Св. Виталия в Равенне. К XI в. конструкция подвесного К. была усовершенствована: чтобы угли не выпадали при совершении каждения, чаша была снабжена крышкой с отверстиями, часто с навершием в виде креста; для удобства накладывания ладана была добавлена еще одна цепочка, поддерживающая крышку; для того чтобы можно было регулировать высоту крышки над корпусом, не снимая К. с руки, цепочку для крышки (с кольцом, надеваемым на палец) стали продевать через отверстие посередине диска, на котором закреплены остальные цепочки и за который держат К. Такое устройство К. стало преобладающим как на Западе, так и на Востоке. В XV–XVII вв. рус. мастера изготовляли К. в виде моделей храмов, наиболее изысканные из них выполнены из золота и украшены драгоценными камнями. В рус. ист. памятниках XII–XIX вв. засвидетельствовано также использование К. с рукояткой, которое называлось кацея (или кация; из итал. cazza «ковш» через средне-греч. к????? или др. формы).

КАДИЛО

Что такое кадило, для чего им кадят, откуда берется ладан, причем здесь жертвенники, как выглядит кация и какими кадилами пользовались в Древней Руси?


Кадило — сосуд для каждения на богослужениях и требах, который используют священнослужители. Кадило разжигается с помощью древесного угля, на который кладется ладан. При сгорании он выделяет благовонный дым — фимиам.

Огонь кадила символизирует Божественную природу Христа, уголь — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу. Кадило — это образ Богородицы, которая вместила Самого Христа.

Каждение

Каждение совершается в наиболее торжественные моменты богослужения. Оно бывает полным, когда священнослужитель обходит с кадилом весь храм, и малым, когда каждение совершается в алтаре и перед иконостасом.


Перед каждением священник благословляет кадило и читает молитву:

«Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа.»

Когда священнослужитель кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает Богу подобающую честь и хвалу. Обращенное к людям кадило символизирует благословение и схождение Святого Духа. В ответ на каждение принято кланяться.

Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с чтением специальных молитв (ектений). Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.

История возникновения

Каждение установлено в Ветхом Завете самим Богом. Господь повелел Моисею сделать жертвенник для каждения и дал четкие инструкции по его изготовлению:


Каждение в Святая Святых

«И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него [должны выходить] роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на [ковчеге] откровения, где Я буду открываться тебе.

На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: [это] — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него (Исх 30:1-9).»


Стационарная кадильница, Византия-Сирия, VI век

Жертвенник для курений — прообраз современного кадила. Изначально все кадильницы были стационарные и представляли собой большую чашу на ножках, куда закладывался горящий уголь, на который специальным совком засыпался ладан.

Параллельно со стационарными кадилами стали появляться и ручные. По форме они напоминали сковороду или цилиндр с отверстиями на длинной ручке, куда засыпалось все необходимое для каждения.

Современный вид

Христиане стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.

Кадило, Византия, VI век

На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.

Кадило, Москва, конец XV века

К нему крепилась 4-я цепочка, за которую можно поднять крышку вверх и получить доступ к чаше для угля. Современное кадило в Православной Церкви выглядит именно так.

Кация

Кация — ручное кадило в форме ковша. Его использовали в древности на Востоке и на Руси до появления кадил с цепочками.


Кация на миниатюре «Отпевание и погребение князя Владимирка Володаревича». Радзивиловская летопись, конец XV века.

Кация до сих пор используется во время богослужений в Греческой Церкви и старообрядцами, в Русской Православной Церкви практически не применяется.

По форме именно на кацию очень похожа кадильница, которую используют миряне дома во время молитвы.

Ладан

Ладан — ароматическая древесная смола, благовоние. При сгорании в кадиле он символически выражает благоговение человека перед Богом.

После рождения Иисуса Христа волхвы принесли Ему в дар золото, ладан и смирну. Дары эти пророческие и символические — в частности, ладан был преподнесен Спасителю как Первосвященнику и Богу.


Ладан

Настоящий ладан — это смола редкого дерева, которое у нас называют ливанским кедром. Чтобы получить ее как можно больше, на стволе дерева делают небольшие надрезы, из которых она вытекает. Затвердевшую смолу собирают, измельчают и перемешивают с водой и ароматными маслами.

Образовавшуюся пасту раскатывают и нарезают на мелкие части, которые пересыпают белым порошком — магнезией. Это нужно для того, чтобы ладан при хранении в упаковке не слипся в один комок и можно было взять нужное количество. Сейчас ладан изготавливают из разных пород восточных деревьев.

Ладанница

Ладанница. Медь, литье, эмаль по скани. Великий Устюг, XVII в.

В древней Церкви ладан хранился в специальной ладаннице в алтаре храма. Как правило, это небольшая металлическая коробка правильной геометрической формы с крышкой в виде купола.

Ладанница в форме пятиглавого храма с растительным орнаментом

Сейчас нет обязательной практики хранить ладан именно в ней.

Изображение кадила на иконах

Мозаика с образом первомученика архидиакона Стефана из Михайловского Златоверхого Собора. Киев, XII в.

С кадилом в руках изображают святых архидиаконов Стефана и Лаврентия. Их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат. Также с кадилом изображается первосвященник Аарон.

Интересный факт:

Самое большое в мире кадило находится в соборе святого Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела. Оно весит 80 кг и изготовлено из сплава латуни и бронзы, которое покрыто тонким слоем серебра. Изначально кадило изготовили на средства Людовика XI (король Франции с 1461 по 1483 год), но в 1809 году его переплавили солдаты Наполеона. Новое кадило изготовил ювелир Хосе Лосада в 1851 году. Оно крепится к потолку собора и раскачивается с помощью веревки, при этом скорость движения достигает 60 км/час.

Кирилл БАГЛАЙ

Кад и́ ло – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.
Кадило и паникадило – это разные понятия!

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Паникадило – большая свечная люстра или канделябр в церкви.

Теперь вы не перепутаете кадило с , как это сделал русский классик: "Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле" (И.С. Тургенев).

Кадило церковное - необходимая утварь для каждого храма

Каждение – обряд, совершаемый во время православного богослужения и указывающий на благоухание Божественной благодати. Еще одно его значение – моления, приносимые верующими, поднимаются к Престолу Божию подобно дыму из кадильницы.

В храме каждение совершается священнослужителями, но покадить с молитвой свой дом имеют право и миряне.

Практикуется с древнейших времен: ладан воскурялся пред Богом в ветхозаветные времена; это благовоние принесли Младенцу Христу волхвы в знак Его Божеского достоинства. Каждение совершалось и на богослужениях первых христиан.

Существуют следующие виды приспособлений для каждения ладаном:
  • Кадило на цепях с бубенцами – храмовое. Состоит из двух соединенных полусфер, внутрь которых на специальный вкладыш кладется уголь, а на него – ладан . Священник или диакон ритмично помахивает кадилом , держа его за кольцо, прикрепленное к концам цепочек.
  • Кадило требное – выглядит так же, как храмовое, но имеет меньший размер и, как правило, не снабжено бубенчиками.
  • Кадильница ручная – кацея. Имеет форму ковша с длинной ручкой. Используется, в основном, вне богослужения. Кацеей могут пользоваться и миряне.
  • Насадка на лампаду – «паучок». Не требует использования угля для кадила : ладан нагревается от огонька лампадки. Применяется келейно.

Как купить кадило? Критерии выбора

«Куплю кадило» - такой заголовок часто встречается на форумах православных священнослужителей. Но на таких ресурсах, к сожалению, велик риск встретить недобросовестного производителя или даже нечистого на руку продавца. Удобнее и безопаснее купить в проверенном интернет-магазине!

Обычно батюшки руководствуются при выборе кадила следующими требованиями:

  • Надежность: важно, чтобы цепочки не порвались, вкладыш с ладаном не выпал, уголь не рассыпался. От этого зависит не только благолепие службы, но и пожарная безопасность!
  • Эстетика – как и любой другой предмет церковной утвари, кадило должно быть красивым.
  • Эргономика – хорошее кадило приятно держать в руке.
  • Звучание – тональность звона бубенцов имеет значение: он должен ласкать слух, а не раздражать!
  • Цена – мы живем на земле, и многим приходам необходимо купить кадило недорого .

В соответствии с этими требованиями для многих становится оптимальным решением купить церковное кадило из латуни , украшенное чеканными узорами. Блестящее белое никелированное кадило выглядит достаточно благородно.

Ну а храмы, имеющие такую возможность, украшают свое богослужение благозвучным звоном серебряных бубенчиков кадила, изготовленного из этого драгоценного металла.

Как бы то ни было, решая, где купить кадило , обратите внимание на торговые площадки с богатым выбором, на которых вы сможете оценить и сравнить максимальное число вариантов. Интернет-магазин – прекрасный выбор для тех, кто хочет купить кадило любой категории: старинное или сделанное в наши дни, простое или ювелирное. У нас представлена церковная утварь от отечественных и зарубежных производителей, так что вы сможете приобрести не только русское, но и греческое кадило .

Как правильно выбрать подставку для кадила

– важная принадлежность алтаря православного храма. Она представляет собой вертикальную металлическую стойку в форме шеста с крюком. Кадило на подставке не создает опасности пожара, даже если в нем находится раскаленный уголь .

Удобна многофункциональная подставка для кадила , вверху которой укреплен подсвечник либо емкость для ладана. Также к ней могут крепиться диаконские свечи в выносных подсвечниках.

Каковы же требования к данному предмету храмового интерьера?

  • надежность и безопасность: в первую очередь, подставка для кадила должна быть устойчивой;
  • легкость: вероятно, ее придется выносить из алтаря, особенно если подставка «по совместительству» служит подсвечником;
  • долговечность – достигается благодаря высокому качеству металла и покрытия;
  • эстетичность, соответствие прочим предметам утвари храма.
На портале вы приобретете качественные подставки для кадила от лучших мастерских, создающих церковную утварь . Помимо этого, у нас представлены все виды изделий, необходимых в алтаре и церковной ризнице. Вам нужно просто добавить товар в “корзину” и оформить заказ. У нас также работает удобная система доставки во все регионы России и мира.

При особенно торжественных случаях. Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена: жертва праведного Авеля; Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ; волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан; евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу. Каждение означало силу, отгонающую злых духов (Тов. 8, 2-3), славу Божию (2 Пар. 5, 14) и возношение молитв к Богу (Псалом 140, 2).

В иконографии кадило является атрибутом святых диаконов Лаврентия и Стефана. С кадилом изображался и библейский первосвященник Аарон. В светской семиотике кадило выступает аллегорией Азии.

В соответствии с православной традицией с кадилом в руках погребают скончавшегося диакона .

«Каждение приготовляет нас к службе „вонею благоухания“. Духовному, „умному“ богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».

Кацея́ (кация́, кацья́ ) - вид кадильницы с ручкой. Такие кадила существовали в древности на востоке и на Руси до появления кадил на цепочках в XVII веке . Изначально кацеи представляли собой ковши с длинными рукоятками.

В настоящее время кацея употребляется старообрядцами-беспоповцами , а также поповцами в случае, когда служба совершается мирянским чином, без священника.

Также некоторыми верующими православными возрождается древний благочестивый обычай кадить фимиамом свои дома, используя при этом именно кацею.

  • Даже классики иногда путали кадило с паникадилом : «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле». (И. С. Тургенев).

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кадило . Энциклопедия «Символы, знаки, эмблемы».
  • Кадильница, кадило . Библейская энциклопедия.
  • Кацея . Словарь церковных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Кадило" в других словарях:

    См. Угольница (кадильница, кадило) … Библейская энциклопедия Брокгауза

    Металл, чашка на цепочках, в которой при богослужении курится ладан на раскаленных угольях. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. КАДИЛО металлич. чашка на цепочках, в которой курится фимиам во время… … Словарь иностранных слов русского языка

    Или кадильница сосуд для курения фимиамом, производимого прихристианских богослужениях. В древности оно имело вид продолговатой,открытой или закрытой чашки, укрепленной на деревянной рукоятке (такоеК. носило название кации); такое устройство… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (кадильница), металлическая чаша с раскаленным углем, ладаном и другими ароматическими составами, подвешенная на 3 4 цепочках. Используется во время богослужения в христианских храмах … Современная энциклопедия

    Металлическая чаша с раскаленным углем и ладаном, подвешенная на цепочках. Используется во время христианского богослужения в храмах … Большой Энциклопедический словарь

    КАДИЛО, кадила, ср. (церк.). Металлический сосуд, употр. в православном и католическом богослужении для курения ладаном. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КАДИЛО, а, ср. Металлический сосуд на цепочке для курения ладаном при богослужении. Раздуть к. (также перен.: развернуть какую н. деятельность, развернуться; прост.). | прил. кадильный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 8 богородское зелье (4) кадильница (3) пахлун (5) … Словарь синонимов

Кадило – металлическая чаша на цепочках, в которую на раскаленные угли кладут ладан; во время богослужения кадило раскачивают и встряхивают, распространяя благовония.

Кадило – один из символов православного богослужения. С апостольских времен совершается каждение во время молитвы. В металлическую кадильницу на раскаленные угли полагается душистая смола восточных деревьев – ладан. При сгорании он образует благовонный дым – фимиам.

Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля. Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. Волхвы, пришедшие поклониться Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу ладан. Евангелист Иоанн Богослов видел в Откровении в Небесном храме Ангела, приемлющего золотую кадильницу.

По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля – Его человеческую природу, а ладан – молитвы людей, приносимые Богу. Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется кадилом благовонным.

Перед началом каждения священник произносит молитву: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в воню (запах) благоухания духовного, еже прием в пренебесный мысленный Твой жертвенник, возниспосли нам благодать Пресвятаго Твоего Духа». Из этой молитвы ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.

Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам – иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных, как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.

В храме следует всегда стоять лицом к алтарю, поэтому во время каждения нельзя поворачиваться к нему спиной, нужно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться.

Вслед за благовестом начинается в храме часть бдения, которую можно назвать безмолвною. Она состоит в каждении всего храма. То, что каждение это, требующее немало времени, полагается производить все до начала самой службы и в присутствии всех собравшихся к ней, которые пред ним приглашаются встать, равно как обстоятельность, с какою описывается это каждение в Типиконе, - все это делает из каждения как бы особую службу, предшествующую всенощному бдению и подготовляющую к нему, подобно тому как подготовляет к нему и благовест. Подготовление там и здесь различного рода, но от этого оно тем всестороннее. Благовест подготовляет верующих к службе звуками - музыкой. Каждение приготовляет нас к службе «вонею благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама. Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями.

В св. Софии Константинопольской, по крайней мере пред богослужением, на котором присутствовал царь, производилось наполнение храма благовониями из особых отверстий в полу. В «Книге Паломник» архиеп. Новгородского Антония (XII в.), рассказывается об этом так:

«Церковь мощена красным мрамором, а под нею доплеко (второй пол), и подходят человецы и учинено сквозе мрамор проходи. И егда внидет царь в церковь ту, тогда понесут под испод много ксилолоя (алоэ) темьяна (фимиама) и кладут на углие и исходит воня проходы теми во церковь на воздух» .

По уставу грузин. Шиомгвимского мон. XIII в. кандиловжигатель между первым и вторым звоном ко всенощной кадит церковь
Особенности настоящего каждения:

а) совершитель его

Так как каждение в начале бдения первое в круге суточных служб, то оно совершается с особою торжественностью и описано с тою же подробностью, как в 22 гл. Типикона, посвященной каждению специально. На начало бдения каждение (как и возглас «Слава Святей…») перенесено с начала утрени. Посему, как и там, оно совершается священником, а не диаконом, - ввиду особой важности момента. (Ср. полиелей; на литургии кадит диакон, так как священник занят более важными священнодействиями).

Историческое основание для совершения настоящего каждения именно священником - то, что утреня и вечерня совершались без той торжественности, с какой литургия, а потому без диакона; а в монастырях не всегда и бывал диакон.

б) Свеча при каждении

Другую особенность настоящего каждения, тоже общую у него с каждением в начале утрени и полиелейным, составляет преднесение кадящему священнику свечи. На вечерне, как службе менее торжественной, чем утреня, каждение совершается без свечи; на литургии же каждение отступает на второй план перед другими более священными действиями и потому совершается с меньшею торжественностью, тоже без свечи.

Историческим основанием этой разницы является то, что утреня, с начала которой перенесено настоящее каждение на начало бдения, всегда начиналась ночью, до рассвета, когда ходить по храму и всем его нефам и нельзя было без светильника; вечерня же и литургия совершалась всегда днем.

Но так как каждение в начале бдения, как и утрени, не должно быть все же столь торжественно, как на полиелее, то светильник указано носить при каждении не диакону, как на полиелее, а параекклисиарху или кандиловжигателю. Впрочем, далее в скобках Типикон замечает, что в соборах и приходских храмах «действует сия диакон». В Киево-Печерской лавре только в начале утрени свечу предносит кадящему священнику инок в мантии, на бдении же диакон.

Историческое основание для уставного требования, чтобы кадящему священнику предшествовал со свечой параекклисиарх, а не диакон, - то, что бдение за отсутствием диаконов совершалось большей частью одним священником. На полиелее же иначе, потому что полиелей введен в службу, когда в монастырях большей частью имелись диаконы.

Частнее каждение пред бдением Типикон описывает следующим образом. Кандиловжигатель или параекклисиарх после благовеста зажигает свечу в подсвечнике и ставит ее пред царскими дверьми. В приходских церквах и в тех монастырях, где всенощную начинает диакон со священником, свечу носит диакон, который предносит ее священнику и при каждении алтаря.

В греческом уставе Шиомгвимского мон. XIII в. нет этого замечания о свече (кандиловжигатель прямо берет ее в руки пред возгласом). В рукописных греч. и слав. Типиконах XIII–XIV в. указывалось эту свечу или лампаду ставить среди церкви. В Типиконах XV и XVI вв. указывается ставить ее или «прямо царским дверем поблизко» , или «посреде церкви прямо царским дверем» . Так и в первых печатных изданиях устава. Царскими дверями называются главные двери из притвора в храм; они, следовательно, разумеются и здесь, почему свеча, стоящая пред ними, оказывается среди храма. В правленом экземпляре устава для издания 1672 г. слова «посреде церкве» и «поблизко» зачеркнуты и начиная с этого издания не вносятся в устав (в старообрядческом уставе сохранены), очевидно, потому, что под царскими дверями стали разуметь алтарные.



Просмотров