Программа проверки пожнадзора на предприятиях. Что должно быть или, что проверяет пожарный инспектор и пожарная инспекция при проверке

Несоблюдение требований пожарной безопасности чревато для компании штрафными санкциями до 400 тысяч рублей или административным приостановлением деятельности на срок до девяноста суток. Спрогнозировать возможные убытки в последнем случае достаточно проблематично, но в любом случае - не копейки. Следовательно, дешевле соблюдать, чем не соблюдать. А вот что и как - это мы вам расскажем.

Порядок прохождения проверок, в том числе пожарных, регламентированы, прежде всего, нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муници­пального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

В соответствии со ст. 11. Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муници­пального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законом № 294-ФЗ устанавливаются:

  • порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индиви­дуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при органи­зации и проведении проверок;
  • права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление госу­дарственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринима­телей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципаль­ного контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Проверка органами государственного пожарного надзора также относится к сфере действия Закона № 294-ФЗ, организация же должна иметь внутренние документы, которые и будут проверяться инспекторами пожарного надзора по соблюдению требований, предъявляемых законодательством Российской Федерации в данной области.

Вал по плану, план по валу

Проверки организаций могут быть плановыми и внепла­новыми.

В соответствии со ст. 9 Закона № 294-ФЗ предметом пла­новой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осущест­вления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведом­лении о начале осуществления отдельных видов предпри­нимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

В соответствии со ст. 10 Закона № 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными право­выми актами, выполнение предписаний органов государ­ственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспе­чению безопасности государства, по предупреждению воз­никновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

  • истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обя­зательных требований и (или) требований, установ­ленных муниципальными правовыми актами
  • поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных пред­принимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного само­управления, из средств массовой информации о следу­ющих фактах:
    • а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, без- опасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    • в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
  • приказ (распоряжение) руководителя органа государ­ственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Пра­вительства Российской Федерации и на основании требо­вания прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Документарные и выездные

Как указано в ст. 11 Закона № 294-ФЗ, предметом доку­ментарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального пред­принимателя, устанавливающих их организационно-пра­вовую форму, права и обязанности, документы, использу­емые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требо­ваний, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержа­щиеся в документах юридического лица, индивидуаль­ного предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудо­вания, подобных объектов, транспортных средств, произ­водимые и реализуемые юридическим лицом, индивиду­альным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осу­ществления их деятельности.

…порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации...

Следовательно, если проверка плановая, то у организации будет возможность к ней подготовиться, поскольку проводится она один раз в три года, план утверждается заранее.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру.

Руководителю следует помнить о том, что внеплановая проверка подлежит обязательному согласованию с органами прокуратуры.

Итак, какие документы могут потребовать проверяющие?

Правила противопожарного режима в Российской Федерации были утверждены в Постановлении Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме».

Указанные Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.

Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.

Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации.

Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В целях организации и осуществления работ по предупреждению пожаров на производственных объектах, объектах, на которых может одновременно находиться 50 и более человек, то есть с массовым пребыванием людей, руководитель органи­зации может создавать пожарно-техническую комиссию.

В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хра­нения веществ и материалов, а также размещения техно­логических установок руководитель организации обеспе­чивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны.

На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечи­вает наличие планов эвакуации людей при пожаре.

На объекте с ночным пребыванием людей (в т. ч. в школах-интернатах, домах для престарелых и инва­лидов, детских домах, детских дошкольных учреждениях, больницах и объектах для летнего детского отдыха) руко­водитель организации организует круглосуточное дежур­ство обслуживающего персонала.

На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, теле­фонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных про­дуктов горения.

На объекте с массовым пребыванием людей руководи­тель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практиче­ских тренировок лиц, осуществляющих свою деятель­ность на объекте.

…что касается внеплановых проверок, то они проводятся без предупреждения, поводом может послужить любая жалоба не только в органы пожарного контроля, но и, например, в прокуратуру…

Чтобы не было мучительно больно

Следовательно, согласно указанным Правилам на каждом предприятии должен иметься приказ руководителя, в котором устанавливается противопожарный режим.

На наш взгляд, указанный приказ должен определять порядок функционирования и обесточивания электрооборудования в конце рабочего дня и в случае пожара, фиксировать места, в которых разрешено курение (в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака»).

Кроме того, необходимо регулиро­вать места хранения и допустимое количество единовременно находя­щихся в помещениях сырья, полуфа­брикатов и готовой продукции. Это относится к обязательным доку­ментам.

Также, как указывалось выше, на предприятии (в организации) должен быть приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму, а также о назначении ответственных за их проведение.

Также на предприятии (в организации) должны быть документы, регламентирующие вопросы о порядке действий работников при возникновении пожаров, о действиях при проведении осмотров помещений, должен быть утвержден порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ.

Утверждать подобные регламенты можно как в общем приказе о противопожарном режиме, так и в отдельных документах.

На наш взгляд, разумнее иметь отдельные документы, чтобы быстрее ознакомить с ними сотрудников, и облегчить руководству контроль за исполнением.

Наконец, отдельным приказом нужно определить ответственного за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных кранов, пожарных щитов и т. п.).

Вместе с этим следует утвердить и форму журнала, в котором будет вестись учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения.

Все документы, о которых речь шла выше, должны быть в каждой организации, но есть особенности, предусмотренные Правилами.

Так, если в помещении на одном этаже единовременно находится более 10 человек, то обязательно должны быть разработаны, утверждены и вывешены на видных местах планы или схемы эвакуации людей в случае пожара.

Если же количество людей, находящихся в помещении, превышает 50, то в дополнение к схематическому плану эвакуации при пожаре нужно разработать и утвердить инструкцию о действиях персонала по обеспечению без- опасной и быстрой эвакуации. При этом полагается не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки всех задействованных в эвакуации работников, и обязательно фиксировать этот факт в специальном журнале.

…если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности…

Если в помещении не используются технические средства оповещения о пожаре, нужно издать приказ о порядке оповещения людей о возгорании и назначить ответственных за это лиц.

Если на предприятиях имеется оборудование с повышенной пожарной опасностью, то около каждого такого объекта необходимо повесить знаки безопасности.

На дверях производственных и складских помещений необходимо разместить информацию о категории пожарной опасности, а также указать на каждой двери класс зоны, который определяется по правилам устройства электроустановок. Класс взрывоопасных и пожаро- опасных зон должны определять технологи совместно с электриками проектной или эксплуатирующей организации.

Если в организации есть подразделения, отнесенные при аттестации к взрывопожароопасным и пожароопасным, то для каждого такого объекта нужно разработать и утвердить приказом руководителя отдельную инструкцию о мерах пожарной безопасности.

Если в организации будут в наличии перечисленные документы, то, на наш взгляд, это значительно упростит общение между представителями этой организации и контролирующими органами.

Немного об ответственности

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности регламентирована положениями ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

…за нарушение правил пожарной безопасности фирма может поплатиться штрафом от 150 тыс. рублей до 1 млн рублей...

В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

Часть 2 статьи 20.4 гласит, что те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной без- опасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пяти- десяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение лег­кого или средней тяжести вреда здоровью человека, влечет наложение административного штрафа на гра­ждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятиде­сяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного мил­лиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям влечет наложение админист­ративного штрафа:

  • на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей;
  • на должностных лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от ста двадцати тысяч до ста пятиде­сяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 2334 КоАП РФ дела об админист­ративных правонарушениях в сфере пожарной безопас­ности рассматривают органы, осуществляющие госу­дарственный пожарный надзор, а именно: специальное подразделение в составе МЧС России и его территори­альных подразделений.

Ольга Шибаева, эксперт журнала "Консультант"

Пожарная инспекция - это компетенция Государственной противопожарной службы. Пожарные инспекторы проводят проверки в разы чаще других контролеров, так как несоблюдение или недолжное выполнение установленных норм пожарной безопасности может стать причиной материального ущерба, или, что еще хуже, причинить вред жизни и здоровью людей.

На какие нормативные акты ссылается пожарная инспекция

Государство диктует нормы и проводит контроль за мерами пожарной безопасности предприятий в любой стране.

В Российской Федерации пожарная безопасность регламентируется органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями и непосредственно гражданами. Это ключевое понятие места и роли предприятия как одного из уровней системы обеспечения пожарной безопасности.

Иначе говоря, государство уполномочило компании всеми правами в этом вопросе и доверило им возможность принимать необходимые меры по предотвращению пожаров и установлению противопожарной защиты.

Существует ряд ключевых документов в области пожарной безопасности, предусмотренных законом и функционирующих в настоящее время на территории РФ:

  • Федеральный закон N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.;
  • Федеральный закон N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 г.

В указанных выше нормативных документах содержится информация о правилах поведения с огнем и огнеопасными материалами, чтобы предотвратить возможные возгорания.

Генпрокуратура обновила план проверок на 2019 год

Узнайте дату, вид проверки и другие детали по компании с ИНН в специальном обзоре журнала «Генеральный Директор».

Нужно беспрекословно соблюдать и специальные правила, принимаемых в соответствии с Законом N 123-ФЗ, например, Свод правил «Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации» (СП 9.13130.2009 г.), плюс ряд строительных правил (СНиП) и норм пожарной безопасности (НПБ), действующих до дня вступления в силу регламентов, предусмотренных Законом N 123-ФЗ.

По-прежнему действуют, например:

  • СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений», установлены и введены в действие постановлением Минстроя России от 13.02.1997 г. N 18-7;
  • НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», установлены приказом МЧС России от 18.06.2003 г. N 315;
  • НПБ 253-98 «Нормы пожарной безопасности. Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Вентиляторы. Методы испытания на огнестойкость», утверждены приказом ГУГПС МВД России от 29.05.1998 г. N 39.

Безусловно, сложно учитывать огромное количество нюансов, оговоренных в многочисленных актах, но, тем не менее, необходимо опираться на ключевые правила.

Инспекция пожарного надзора – это та инстанция, которая инициирует и организует проверку пожарной безопасности. Проверка пожарной инспекцией – процедура необходимая, но не самая приятная. Следует учитывать основные нюансы и документацию, которые становятся предметом внимания пожарных инспекторов, тогда их появление не будет неприятной неожиданностью.

Как владельцы, так и арендаторы объекта должны соблюдать требования пожарной безопасности. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010 г.) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

  • Компания потеряла документы: как избежать миллионных штрафов

Проверка пожарной инспекции

Бывает два типа проверок: плановые (детальные) и внеплановые, которые подразделяются на:

Детальные и контрольные проверки. У любого инспектора существует график детальных проверок на каждый месяц, где прописаны дни и компании, где будет проведена проверка.

График согласуется с главным государственным инспектором города (начальником управления) или района (начальником районного отдела) по пожарному надзору (или их заместителями) и ими утверждается.

В ситуации плановой инспекции необходимо присутствие непосредственно предпринимателя или одного из сотрудников фирмы (предпочтительнее, чтобы это был представитель руководящего звена или ответственный за пожарную безопасность). Инспектор, чаще всего, созванивается с компанией за пару дней, согласуя удобное для проведения инспекции время. Плановые проверки не могут быть внезапными.

Если в момент плановой проверки пожарными были обнаружены нарушения и были выписаны предписания, то они могут явиться вторично, чтобы проверить факт исполнения предписания. Это контрольная проверка. В ходе такой проверки пожарные имеют право контролировать те аспекты, которые стали причинами замечаний во время детальной проверки, предшествующей контрольной.

Оперативные проверки. Бывают случаи, когда закон разрешает инспекторам проводить незапланированные проверки. Например, в том случае, если пожарная инспекция получила сведения о нарушениях правил пожарной безопасности на предприятии или в компании, причем эти нарушения могут повлечь за собой пожар, инспекторам необходимо санкционировать проверку по факту полученных сведений. Тогда будет осуществлена оперативная проверка как в той компании, на которую была подана жалоба, так и в компаниях с подобной сферой деятельности (допустим, в автомастерских города).

Если пожар уже был, то инспекторы обязательно придут с оперативной проверкой и к нарушителям, и на предприятия, выбранные, исходя из анализа статистики возгораний. Такой анализ составляется региональными управлениями ГПС каждый квартал.

Решение о проведении оперативной проверки утверждается начальником управления или районного отдела (или их заместителями).

Проверки по жалобе. Каждый гражданин или компания могут подать жалобу в пожарную инспекцию на нарушения правил пожарной безопасности. В том случае если информация, указанная в жалобе, заслуживает внимания, инспекторы будут проводить проверку.

Допустим, жители дома в Рязани подали жалобу на то, что расположившийся на первом этаже их дома магазин бытовой техники заставил лестничные площадки и проходы первого и второго этажей картонными коробками. Внеплановая проверка подтвердила данную информацию. Директор фирмы был оштрафован на 1500 руб. (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), плюс было вынесено предписание об устранении нарушения в ближайшее время.

Нужно, однако, помнить, что инспекция не имеет права проводить проверки, основываясь на информации из жалоб от анонимов.

Детальная (плановая) проверка проходит один раз в два года и не чаще. Тем не менее, пожарные инспекторы иногда нарушают данное правило. Поэтому, в том случае когда пожарная инспекция вписала вашу компанию в график проверок раньше утвержденного срока, вы имеете право запретить проход на территорию предприятия.

Контрольная проверка, как правило, осуществляется приблизительно через месяц после плановой. Обычно месяц – это тот период, за который требуется ликвидировать выявленные нарушения. В случае невыполнения предписания пожарных инспекторов, пожарный имеет право составить протокол о нарушении и направить его районному или мировому судье.

Но случается так, что пожарные инспекторы устраивают детальную проверку, а не контрольную и снова проверяют все заново, обнаруживая новые нарушения, выписывая предписания об их устранении и через месяц (или другой срок, утвержденный предписанием), после чего возвращаются для проведения контрольной проверки. Такая ситуация может обернуться замкнутым кругом и повторяться бесконечное количество раз.

Не стоит забывать, что таких полномочий пожарная инспекция не имеет: роль контрольной проверки заключается именно в факте проверки исполнения предписания и не больше.

Периодичность оперативных или основанных на жалобах проверок нигде не оговаривается. Их проведение связано непосредственно с наличием оснований для их инициирования. Максимально возможный срок проверки – один месяц, хотя в реальности инспектор может ограничиться 1-2 днями. Чем больше помещений занимает компания, тем дольше будет проходить проверка (бывает, что она длится порядка 2-3 недель).

  • Меры пожарной безопасности в офисе: как защититься от огня

Каковы сроки и регламенты проверки пожарной инспекцией

Двадцать рабочих дней – это тот общий период, который требуется для любой ревизии. Период проверки малого предприятия не может быть более 50 часов в год, а микропредприятия – только 15 часов в год. В том случае если детальная проверка предполагает сложные и долгие исследования, испытания, специальные экспертизы или расследования, то срок может быть увеличен максимум на те же 20 рабочих дней. Если речь идет о малых предприятиях или микропредприятиях, то срок может быть продлен максимум на 15 часов.

Инспектор, пришедший с проверкой, должен иметь служебное удостоверение и заверенную копию распоряжения о проведении инспекции, которую уполномоченному представителю компании необходимо будет подписать. Лишь эти два документа дают возможность засвидетельствовать его полномочия.

Если хотя бы один из них отсутствует, то у компании есть полное право не пропустить инспекцию на территорию предприятия до того момента, пока он не предъявит нужные документы. Когда инспектор предоставляет правильно оформленные документы, то компания не может затруднять проведение инспекции.

  • Ответственность за нарушение пожарной безопасности: КоАП РФ и УК РФ

Какие документы проверяет государственная пожарная инспекция

Со своей стороны, компания тоже должна предоставить инспектору некоторые документы, перечень которых можно взять из постановления Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390 (ред. от 06.04.2016 г.), где утверждены правила противопожарного режима. Данное постановление регламентирует необходимую документацию для любого предприятия, опираясь на информацию о сфере его деятельности и численности сотрудников.

Список общих для всех предприятий документов:

  1. Инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил, исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.
  2. Приказ о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.
  3. Приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.
  4. Инструкции. В них фиксируются нормативы проведения осмотра и закрытия помещений по завершении работы, прописывается алгоритм действий персонала в случае возгорания, упоминаются правила содержания и применения огнетушителей и прочих средств пожаротушения и т.п. Положения можно прописать и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но в этом случае может быть затруднена работа с ними, а также могут возникнуть сложности в поддержании их в актуальном состоянии и ознакомлении с ними персонала.
  5. Журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма, утвержденная приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016 г.)), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и пр.

Документация должна быть оформлена должным образом, после чего руководитель утверждает ее, сотрудники заполняют и ставят подписи (когда в этом есть необходимость), после чего собранные документы оставляются на хранение в безопасном месте.

Что проверяет пожарная инспекция

Поскольку в ходе проверки помещений компании инспектор обычно находит довольно большое количество нарушений, то компании нужно регулярно проводить свою проверку соблюдения требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и пр.

Принципиальные нормы для содержания помещений утверждены в Правилах пожарной безопасности. Например, план эвакуации должен совпадать не только с планом здания, но и с действительной конфигурацией пространства, плюс на плане должны быть обозначены места расположения огнетушителей.

Инспекция учитывает наличие и состояние средств пожарной защиты, табличек с номером телефона для вызова пожарных и знаков, фиксирующих расположение огнетушителей. Также они проверяют общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и пр. Большое внимание инспекторы обращают на состояние электросетей.

В момент проверки пожарные имеют право производить отбор образцов продукции. Рекомендуется, чтобы либо непосредственно руководитель компании, либо другое должностное лицо были рядом с пожарным инспектором во время проведения проверки, потому что когда инспектор обнаруживает недочеты, есть возможность задать ему вопросы или потребовать объяснений того, что именно – какие нормативы или акты законодательства – нарушены. Это необходимо для облегчения устранения этих недочетов.

  • Пожарные проверки организаций: к чему готовиться, чтобы не получить штраф

Какую информацию содержат предписания пожарной инспекции

Потенциальные итоги:

1. Предписание об устранении выявленных недочетов.

2. Невыполнение предписаний спровоцирует еще одну инспекцию с, возможно, более строгими мерами.

3. Распоряжение о прекращении выпуска и приостановке продажи товаров или предоставлении услуг, которые не нарушают требования пожарной безопасности.

4. Возбуждение дела об административном правонарушении. Граждане получают предупреждение, предприятиям выписывается штраф до 200 тыс. рублей, либо их деятельность приостанавливается на срок порядка 90 дней. В некоторых случаях возбуждается уголовное дело (когда нарушение правил пожарной безопасности стало причиной тяжкого вреда здоровью человека или его гибель). Обвинению подвергнется лицо, которое было ответственным за соблюдение правил пожарной безопасности (как правило, согласно должностной инструкции).

Пожарная инспекция: штрафы

Нарушение

Санкции

Статья

для должностных лиц

для юридических лиц

Нарушение требований пожарной безопасности

Предупреждение или штраф 6000 –15 000 рублей

Предупреждение или штраф 150 000–200 000 рублей

Пункт 1статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение требований при особом противопожарном режиме

Штраф 15 000 –30 000 рублей

Штраф 400 000 –500 000 рублей

Пункт 2 статьи 20.4 КоАП РФ

Отсутствие свободных подъездов к зданию

Штраф 7000 –10 000 рублей

Штраф 120 000 –150 000 рублей

Пункт 8 статьи 20.4 КоАП РФ

Неверное хранение или отсутствие первичных средств пожаротушения, неисправная система противопожарного водоснабжения

Штраф 6000 –15 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 3 статьи 20.4 КоАП РФ

Неполадки с сигнализацией, системами оповещения и пожаротушения, ненадлежащее состояние эвакуационных выходов

Штраф 15 000 –20 000 рублей

Штраф 150 000 –200 000 рублей

Пункт 4 статьи 20.4 КоАП РФ

Повторное нарушение требований пожарной безопасности

Штраф 20 000 –30 000 рублей

Штраф 200 000 –400 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 5 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением легкого и средней тяжести вреда здоровью человека

Штраф 40 000 -50 000 рублей

Штраф 350 000 –400 000 рублей

Пункт 6 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью или гибель человека

Штраф 600 000 - 1 000 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток

Пункт 6.1 статьи 20.4 КоАП РФ

Нарушение, повлекшее пожар с причинением тяжкого вреда здоровью человека

Штраф до 80 000 рублей, ограничение свободы, принудительные работы или лишение свободы на срок до трех лет с дисквалификацией

Пункт 1 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью человека

Принудительные работы либо лишение свободы на срок до пяти лет с дисквалификацией

Пункт 2 статьи 219 УК РФ

Нарушение, повлекшее пожар с гибелью двух и более лиц

Принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на срок до семи лет с дисквалификацией

Пункт 3 статьи 219 УК РФ

Что следует сделать до прихода пожарной инспекции в вашу компанию

Совет 1. Кто отвечает за пожарную безопасность. Логичнее доверить разработку мер пожарной безопасности в офисе сотруднику с профильным образованием, который имеет опыт работы в государственных органах.

Сотрудник, имеющий опыт, как правило, рекомендует оптимальное для предотвращения пожара в офисе решение. С большой вероятностью можно быть уверенным, что с таким начальником работа службы пожарной безопасности в офисе не скатится к формальному «проконтролируй и доложи, когда появится начальник», для того чтобы в нужный момент выключить телевизор и принять деловой вид.

Совет 2. Как выбрать систему безопасности . Большинство руководителей относится к мерам пожарной безопасности в офисе как к неким формальностям, нужным для соблюдения закона, чтобы впоследствии не столкнуться с проблемами в ситуации проверок контролирующих органов.

При таком подходе можно установить бюджетную неадресную сигнализацию, которая формально соответствует ГОСТу и СНиП. Стоит она примерно на 30–40% дешевле, по сравнению с более технически сложной и информативной адресной сигнализацией.

Каким образом можно оборудовать офис:

  1. Пожарная и охранная сигнализация, которая бывает двух типов: адресная или неадресная. Адресные извещатели имеют ряд достоинств: информативность, надежность, более низкие затраты на кабели. Когда раздается сигнал «Тревога», то можно достаточно точно распознать, какой извещатель сработал. В неадресных системах определяется только шлейф, к которому подключено некоторое количество извещателей. Адресные охранные системы имеют и ряд минусов: нет единого протокола, совмещение с оборудованием разных производителей невозможно; высокая стоимость.
  2. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
  3. Система контроля и управления доступом в помещение.
  4. Система телевизионного видеоконтроля.
  5. Системы дымоудаления, вентиляции и кондиционирования, аварийного освещения.

Монтаж системы безопасности должен проходить с учетом всех требований специалистов. Допустим, существуют нормативы, по которым торговые залы должны быть оснащены средствами пожаротушения и шкафами с внутренними пожарными кранами, причем размещаться они должны в строго отведенных для этого местах.

Совет 3. Выберите компанию, которая установит в офисе комплексную систему безопасности. Когда вы занимаетесь поиском компании, то больше акцентируйте свое внимание на конкретных исполнителей, хотя и на клиентскую базу, которая обычно есть на сайте, тоже обратите внимание.

Роль исполнителя крайне важна, поэтому он должен иметь документы, подтверждающие квалификацию. Хорошо, если специалисты имеют опыт в вопросах установки систем безопасности. Но в команде должны быть и молодые работники, поскольку им проще переключаться на новые технологии и приборы.

Стоит заранее уточнить, оборудование каких брендов использует компания. Например, если компания работает только с техникой какой-то конкретной марки, то это сигнал о негибкости, из-за чего страдает функциональность.

Совет 4. Учтите особенности офиса . Более продуктивным вариантом будет привязка плана эвакуации в случае пожара в офисе к этажу. Не следует заканчивать пути эвакуации у коридорных дверей, а лучше доводить до выходов на улицу или, если речь идет о верхних этажах, до лестничных клеток.

Пусть на плане эвакуации будет присутствовать и схема запасного варианта. На плане должны быть помечены места расположения ручных пожарных извещателей (так называют средства оповещения о пожаре, которые обычно устанавливают рядом с выходами с этажа или на лестничных клетках).

В том случае когда организация арендует не один этаж, то планы эвакуации стоит согласовать с арендодателями, чтобы в случае пожара основные и запасные выходы использовались персоналом офисов с одинаковой нагрузкой.

Совет 5. Проведите учения. Следует помнить о том, что невозможно продумать и спрогнозировать все заранее, ведь идеальная система оповещения и управления эвакуацией не учитывает человеческий фактор, а поведение человека в стрессовой ситуации диктуется инстинктами самосохранения.

В момент пожара обычно возникает паника, во время которой на планы и таблички на стенах никто не обращает внимания. Чтобы хотя бы отчасти подготовить людей к организованному спасению, рекомендуется несколько раз устроить учебную эвакуацию.

И если хотя бы несколько человек в момент пожара будут с уверенностью перемещаться по эвакуационным путям, то остальные последуют за ними, а это как раз то, к чему нужно стремиться.

Совет 6. Разработайте план аварийного восстановления работоспособности предприятия. За образец можно принять План устранения последствий ЧП (англ. Disaster Recovery Plan, DRP) – документ, подготовленный Национальным институтом стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology, NIST).

В плане должен быть зафиксирован детальный список процедур и манипуляций, которые следует осуществлять до, во время и после возникновения чрезвычайной ситуации (пожара). Порядок уведомления руководителей и ответственных работников должен быть установлен заблаговременно, а инструкции для персонала должны быть максимально подробно расписаны.

Будет хорошо, если вы введете классификацию степени работоспособности предприятия, учитывая последствия для нее в случае кратковременной и в случае длительной приостановки деятельности.

Варианты градации: кратковременная неработоспособность –2 - 6 часов, неработоспособность средней длительности –6 - 24 часов, длительная неработоспособность – более 1 суток.

Нужно разработать собственный план восстановления для всех трех случаев. Должен быть назначен ответственный человек, который будет отвечать за работоспособность компании в случае ЧС. Как правило, когда речь идет о производственных организациях, таким человеком оказывается главный инженер.

Нарушение требований пожарной безопасности грозит печальными последствиями, среди которых порча имущества, травматизация и гибель сотрудников. Чтобы избежать подобной участи, на производстве необходимо обеспечить полную пожарную безопасность в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 №69-ФЗ. Соблюдение ФЗ-№69 курирует госпожнадзор, находящийся под ведомством МЧС РФ и действующий согласно ст.6 №69-ФЗ. Но что именно спрашивает пожарный инспектор во время плановой проверки?

Самые распространенные нарушения

Как показывает практика, причинами масштабных пожаров на производствах становятся:

  • несвоевременное сообщение о пожаре;
  • отсутствие свободного доступа, необходимого пожарной технике, к зданиям;
  • игнорирование ППБ, которые касаются поведения и действий сотрудников предприятий и организаций во время пожара;
  • грубые нарушения правил и требований ПБ на путях, предназначенных для эвакуации;
  • отсутствие/неисправность автоматических систем пожаротушения, оповещения и организации эвакуации, пожарной сигнализации, дымоудаления.

Именно эти моменты пожарный инспектор изучает максимально пристально.

Какими документами интересуется пожарный инспектор?

Представитель надзорных органов МЧС в обязательном порядке проверяет документацию, которая касается вопросов обеспечения ПБ производства или организации. Пристальной проверке подлежат:

  • свидетельство, подтверждающее регистрацию организации;
  • приказы о назначении ответственного за ПБ, о запрете табакокурения и содержании эвакуационных выходов в открытом виде, если на территории организации находятся люди;
  • инструкции, регламентирующие порядок действий в случае пожара и методы предупреждения пожароопасных ситуаций;
  • инструкция действий при пожаре для охранника здания;
  • журнал противопожарных инструкций, в котором должны быть отметки всех сотрудников организации;
  • наличие эвакуационных схем на каждом этаже здания и наклеек с категориями пожароопасности;
  • наличие журнала по учету первичных средств пожаротушения;
  • копии справок, подтверждающие прохождение ответственным за ПБ организации обучения противопожарному минимуму, а также обучение охранника мерам ПБ;
  • технической документации: план-схема пожарной сигнализации, оповестительных систем и систем, управляющих эвакуацией сотрудников (автоматика); схема внутреннего пожарного водопровода и акт, подтверждающий его работоспособность; договор на техобслуживание систем противопожарной защиты и акт проверки их исправности; дубликат договора на огнезащиту и акт проверки ее состояния; договор на очистку вентиляционной системы; акт проверки ограждений кровли при их наличии; отчет о проведении замеров сопротивления электропроводов.

Перед приходом пожарного инспектора следует проверить состояние розеток, выключателей, электрических светильников, работоспособность противопожарных систем. Необходимо очистить чердак, электрощитовую и подвал от посторонних предметов. Тамбуры и коридоры, ведущие к эвакуационным выходам, не должны быть загромождены предметами быта, ветошью, бытовым мусором и прочими посторонними предметами. Если ранее проводилась пожарная проверка, в ходе которой были предъявлены нарушения противопожарного режима, их необходимо устранить в обязательном порядке.

Как показывает практика, с первого раза пройти проверку пожарным инспектором достаточно трудно, поскольку бдительные представители надзорных служб МЧС обращают внимание на малейшие несоответствия ФЗ-№69. Однако, подготовившись к проверке как следует, можно значительно сократить штрафные санкции, а при минимальных нарушениях и вовсе можно обойтись предупреждением и рекомендациями по устранению недочетов.

Кадровая политика

Ключевая выявленная при проверке проблема — дефицит кадров. В пожарной охране текущий некомплект личного состава составляет 23,1 тыс. человек, некомплект дежурных караулов — 10,8 тыс., говорится в материалах доклада. «В министерстве существует ложное мнение о довольно благополучной ситуации с укомплектованностью дежурных караулов — около 90%. Штатная численность караулов не соответствует установленным требованиям. Например, численность боевого расчета на пожарном автомобиле составляет два-три человека вместо шести», — заявил Яцуценко.

По результатам проверки выяснилось, что после сокращения на 50% штата Государственного пожарного надзора на каждого из 9,8 тыс. инспекторов приходится более тысячи объектов (всего их в стране около 10 млн).

Проблемы с комплектованием офицерского состава выявлены в спасательных воинских формированиях Центрального федерального округа. В докладе говорится, что это произошло из-за отсутствия распределения выпускников профильных вузов в течение трех лет. Штатная численность не соответствует сложности и объему выполняемых задач также в авиационных отрядах МЧС и Государственной инспекции маломерных судов (ГИМС), укомплектованность которой составляет 82%, отмечено в докладе.

Дефицит кадров возник в результате оптимизации персонала, проходившей в 2014-2018 годах. Ее следствием стали сокращение числа плановых проверок и падение качества тушения пожаров и проведения спасательных мероприятий, заявил Яцуценко. С 2016 года МЧС не проверяло организации, выполняющие работы в области пожарной безопасности. «К примеру, в области монтажа систем пожарной безопасности работает более 50 тыс. организаций», — сообщил начальник национального центра. Он также отметил, что из-за системных ошибок и нарушений увеличилось количество пожаров, в том числе в торгово-развлекательных комплексах и торговых центрах. «Так, за шесть месяцев текущего года [в ТЦ и ТРК] произошло 56 пожаров, что на 75% выше, чем за аналогичный период 2017 года», — сообщил Яцуценко.

Без тыла и пожарной техники

Проверка также показала, что с 2014 года в МЧС были приняты управленческие решения, приведшие к «уничтожению системы материально-технического обеспечения». В материалах доклада говорится, что все специалисты в области тылового технического обеспечения были сокращены и уволены. «Единая система планирования и учета отчетности тылового технического обеспечения перестала существовать, — говорится в докладе, — этот процесс привел к разрушению вертикали управления тыла МЧС».

Проверка выявила критическое положение дел с оснащением спасателей и пожарных. «Обеспечение службы тыла и вооружения в 2018 году составляет: продовольствием — 88%, вещами — 21%, горюче-смазочными материалами — 36%, средствами на содержание техники — 20%», — отмечено в докладе. Что касается технического оснащения противопожарной службы, то налицо низкий процент укомплектованности пожарной техникой, оборудованием, имуществом и инструментом. В докладе сказано, что у 67% основной пожарной техники и 73% специальной техники превышены сроки эксплуатации: «Свыше 30% пожарных автомобилей находится в эксплуатации более 25 лет». Уровень вещевого обеспечения противопожарной охраны понизился до 46% от максимальной потребности, а обеспечения горюче-смазочными материалами — до 34%. Согласно новым нормам снабжения боевую одежду пожарным выдают один раз в четыре года.

Ненужные беспилотники

Яцуценко упомянул, что на вооружении МЧС находится большое количество беспилотных систем вертолетного типа: «Их технические характеристики не соответствуют потребностям: диапазон рабочей температуры составляет от 0 до 40 градусов, а максимальное время использования — 23 минуты».

Фото: Василий Кузьмиченок / ТАСС

Было также выявлено слабое финансирование поисково-спасательных формирований и авиации МЧС. «Недостаточно финансовых средств для технического обслуживания воздушных судов — фактически выделялось в два раза меньше средств от заявленных потребностей», — сообщил Яцуценко. В 2018 году из-за отсутствия денег авиационным отрядам выделили только 30% топлива от годовой потребности.

Сильно пострадала в МЧС и социальная сфера. «Системные ошибки финансирования привели к тому, что получение медицинской помощи сотрудниками МЧС сократилось на 70%. В 65 территориальных органах отсутствует медицинское обеспечение», — отмечено в докладе.

Также практически отсутствует система обеспечения сотрудников жильем, разрушена система управления капитальным строительством. «Общий объем незавершенного строительства составил около 31 млрд руб., не завершено строительство более 300 объектов, не достроены жилые дома с фондом 706 квартир», — отмечают проверяющие.

Гособоронзаказ без лестниц и рукавов

Аудиторы установили факты «необоснованного формирования параметров гособоронзаказа»: при формировании показателей на 2018-2027 годы не были учтены предложения научно-исследовательских подразделений МЧС, а также потребности боевых подразделений.

«Из госпрограммы вооружения исключены высотная техника, автолестницы, коленчатые подъемники в количестве 340 единиц на сумму более 1 млрд руб., боевая одежда пожарных в количестве 21 тыс. единиц на сумму более 75 млн руб., пожарные рукава — более 39 тыс. единиц на сумму более 170 млн руб.», — отмечено в докладе. Зато в госпрограмму вооружения включили 2 тыс. беспилотников на 450 млн руб. Реальная потребность в них, по словам автора, составляет лишь 88 штук.

Также Яцуценко сообщил, что в гособоронзаказе указаны 1360 дорогостоящих автоцистерн на сумму 24 млрд руб. «Стоимость этих автоцистерн в два раза превышает стоимость тех цистерн, которые закупали ранее в рамках оборонзаказа», — сообщил автор доклада.

Режиссер против министра

Прежний глава МЧС Владимир Пучков накануне своей отставки собрал журналистов федеральных СМИ и сообщил о сокращении количества пожаров в стране на 20%, улучшении пожарно-спасательных технологий и качественном рывке в области технического обеспечения. Пучков также рассказывал о высоком оснащении противопожарных подразделений современным оборудованием и модернизации системы управления министерства.

Перед этой встречей известный режиссер Никита Михалков в своей программе «Бесогон», выходящей на «России 24», раскритиковал работу МЧС. Программа была посвящена анализу причин пожара в кемеровском торговом комплексе «Зимняя вишня», в котором погибли 60 человек. Как утверждали авторы передачи, из МЧС сократили почти 60 тыс. человек, по состоянию на 2017 год в среднем по министерству было сокращено 30% личного состава, в караулах — до 50%. «То есть тушить пожары в 2017 году стало фактически некому», — резюмировал Михалков, отметив, что проблемы с обеспечением пожарных стали одной из причин трагедии в Кемерово.

Пучков называл обвинения бредом и утверждал, что у пожарных нет проблем с топливом, техникой и экипировкой.

Владимир Пучков не ответил на звонки и сообщения РБК. Комментируя его выдвижение в Совет Федерации, политолог Александр Пожалов отмечал, что после проверки системы пожарного надзора могут возникнуть претензии к команде бывшего министра. «Но переход в сенаторы показывает, что претензий лично к бывшему министру возникнуть не должно», — говорил эксперт.

Как подготовиться к проверке пожарной инспекцией?

Проверка пожарной безопасности, как и любая другая ревизия, – малоприятное мероприятие, однако необходимое. Чтобы быть готовым к приходу инспекторов, нужно знать, на какие моменты они обращают больше внимания и какие документы изучают.

Соблюдение требований пожарной безопасности обязательно для всех организаций независимо от того, являются они собственниками объекта или арендаторами. В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть метрами, в том числе руководители организаций и сотрудники, ответственные за обеспечение пожарной безопасности.

Первоисточник

Проведением проверок занимается Государственный пожарный надзор. ГПН может проводить ревизии как планово, так и внепланово.
Плановые проводятся в соответствии с графиком, утверждаемым ежегодно. В большинстве случаев «по расписанию» инспекторы приходят один раз в три года. Основанием для включения компании в список ежегодных ревизий является истечение трех лет со дня: ввода объекта защиты, например, здания, в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности или окончания периода проведения последней плановой инспекции.

ГПН обязан уведомить о проведении проверки не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. Для этого фирме заказным письмом с уведомлением о вручении или иным доступным способом направляется копия распоряжения о проведении проверки. Однако, кроме плановых, законодатель утвердил ощутимый список причин для нежданной встречи работников компании с ревизорами. К ним относятся: истечение выданного предписания об устранении нарушений или же поступление сведений о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной безопасности.
О внеплановой проверке фирма предупреждается не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Независимо от того, плановая проверка или нет, она всегда проводится только в выездной форме.

О внеплановой проверке пожарная инспекция должна предупредить фирму или предпринимателя не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом (п. 16 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ).
Сроки и регламенты

Общий срок проведения любой ревизии не может превышать 20 рабочих дней. При этом период проверки малого предприятия не может быть больше 50 часов в год, а микропредприятия – 15 часов в год. Если плановая инспекция связана с проведением сложных или длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, то она может быть продлена, но не более чем на 20 рабочих дней, а в отношении малых предприятий и микропредприятий – не более чем на 15часов.

Пожарный инспектор, пришедший с проверкой, обязан подтвердить свои полномочия. Для этого он должен предъявить свое служебное удостоверение и вручить коммерсанту под роспись заверенную копию распоряжения о поведении проверки.
При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать в проведении инспекции.

Необходимые документы

Какие же документы обязательно должны быть утверждены в организации и предоставлены инспектору? Для ответа на этот вопрос следует обратиться к постановлению Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390, которым утверждены правила противопожарного режима. В соответствии с положениями постановления существуют документы, которые должны быть в любой организации, а также бумаги, наличие которых зависит от вида деятельности и численности персонала.

К документам, которые обязательны для всех, во-первых, относится инструкция о мерах пожарной безопасности. Она разрабатывается в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил исходя из специфики пожарной опасности зданий, сооружений, помещений, технологических процессов, технологического и производственного оборудования.

Во-вторых, обязательно наличие приказа о порядке и сроках прохождения противопожарного инструктажа, занятий по пожарно-техническому минимуму.

В-третьих, приказы о назначении лиц, ответственных за пожарную безопасность; за приобретение, ремонт, сохранность и готовность к действию огнетушителей; за проведение противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму, о выделении места для курения или о запрете курения и т.п.

В-четвертых, необходимы инструкции. В них закрепляются положения о том, как необходимо проводить осмотр и закрытие помещений по окончании работы, как действовать персоналу при пожаре, как содержать и применять огнетушители и иные средства пожаротушения и т.д. Положения можно утвердить и в инструкции о мерах пожарной безопасности, но это может затруднить работу с ними, а также поддержание их в актуальном состоянии и ознакомление с ними сотрудников.

В-пятых, должны вестись журналы учета: проверок пожарной безопасности (типовая форма утв. приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. № 141), проведения противопожарных инструктажей, проверок наличия и технического состояния огнетушителей, технического обслуживания сигнализации и системы оповещения и др.

Все вышеперечисленные бумаги надлежаще оформлены, утверждены руководителем, заполнены и подписаны работниками, если это требуется, и хранятся в надежном месте.

При отсутствии удостоверения или распоряжения фирма вправе отказать контролеру в допуске на объект до предъявления всех надлежащих бумаг. Если же документы в порядке, то проверяемая компания не имеет права препятствовать проведению инспекции.
Осмотр объекта

При осмотре помещений фирмы инспектор может выявить довольно много нарушений, поэтому компании лучше отслеживать и контролировать соблюдение требований пожарной безопасности, предъявляемых к помещениям, огнетушителям, местам для курения и т.д.
Основные требования к содержанию помещений закреплены в Правилах. Так, план эвакуации доложен соответствовать не только плану здания, но и реальной конфигурации пространства, также на нем обозначаются места хранения огнетушителей.

Инспекторы проверят наличие и состояние средств пожарной защиты, таблички с телефонным номером вызова пожарных и знаков, обозначающих местонахождение огнетушителей, а также общее состояние помещения, проходов и эвакуационных выходов, оконных проемов, наружных пожарных лестниц и т.п. Помимо этого, контролеры изучают состояние электросетей.
При осмотре объекта пожарные вправе производить отбор образцов продукции.
Руководителю фирмы, либо иным должностным лицам лучше всего присутствовать при осмотре их помещений. Поскольку при выявлении нарушений либо недочетов можно попросить инспектора разъяснить, какие именно нормы законодательства нарушены, что потом поможет при их устранении.

Оформление результатов

По окончании проверки инспектор должен составить акт в двух экземплярах (один оригинал и копии приложений к нему передаются компании) и сделать отметку в журнале пожарных проверок. Если журнал не ведется, то данный факт фиксируется в акте.
При выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролер может выписать предписание об их устранении. В документе указываются полный перечень нарушений и сроки их устранения. За неисполнение предписаний могут привлечь к ответственности в соответствии с пунктом 12 статьи 19.5 КоАП.

Помимо этого, при выявлении серьезных нарушений, например, отсутствие эвакуационных выходов, инспектор может составить протокол об административном правонарушении. А это означает, что будет возбуждено дело. После его рассмотрения практически всегда принимается решение о привлечении фирмы к ответственности, назначается штраф, размер которого определяется в соответствии со статьей 20.4КоАП.
Инспектор должен ознакомить с актом и со всеми приложениями к нему руководителя или иных уполномоченных лиц. Коммерсант может отказаться от чтения бумаг или проставить отметку, что он с такими выводами не согласен.



Просмотров