Процедура банкротства назначается внешний управляющий. Одним из полномочий внешнего управляющего является

Внешнее управление применяется по отношению к юридическому лицу, которое находится в процессе банкротства и является необязательным и вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Введение такого управления приобретает смысл в том случае, если существует возможность избежать процедуры банкротства, для чего арбитражным судом и назначается внешний управляющий. При этом такое лицо получает широкий круг полномочий и в полной мере заменяет руководителя предприятия-банкрота на его должности.

Важным аспектом арбитражного управления является установление моратория на кредитные обязательства юридического лица, которому грозит банкротство.

Процедура назначения внешнего управляющего

Решение о введении внешнего управления входит в предприятия-должника. На этом же собрании должна быть утверждена и кандидатура управляющего. После этого арбитражный суд вводит внешнее управление, одновременно назначая вешнего управляющего. При отсутствии такой возможности суд должен утвердить арбитражного управляющего в течение месяца после начала внешнего управления.

Кандидаты на данную должность могут предлагаться собранию кредиторов налоговым органом, конкурсным кредитором, самим должником или собственником его имущества.

Если на первом заседании кредиторов не было принято решение об арбитражном управлении, то кандидатура управляющего может быть представлена для утверждения в арбитражном суде в течение двух недель со дня вынесенного им постановления о введении на предприятии-банкроте внешнего управления.

Кого могут назначить управляющим?

Срок действия арбитражного управления составляет 18 месяцев. Но он может быть, как продлён на 6 месяцев, так и сокращён на определённый период по ходатайству собрания директоров. Решение об этом выносится арбитражным судом.

Права внешнего управляющего

Сразу после назначения внешний управляющий принимает на себя всё управление делами предприятия-банкрота, а руководитель немедленно освобождает должность.

В трёхдневный срок руководящие органы должны передать всю бухгалтерскую и другую требуемую документацию, печати, штампы и материальные ценности в распоряжение арбитражному управляющему. При этом управляющий обязуется принять в своё ведение имеющееся у должника имущество, проведя его инвентаризацию.

Ему нужно также открыть для проведения финансовых операций специальный счёт в банке, вести все виды юридического учёта и предоставлять по ним отчётность.

Деятельность арбитражного управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Определение причин, которые привели предприятие к банкротству , в том числе выяснение, не было ли оно преднамеренным.
  2. Деятельность, направленная на ликвидацию неплатёжеспособности юридического лица.

На первом этапе внешний управляющий сосредотачивается на возможности аннулирования некоторых невыгодных контрактов, которые были заключены должником в рамках гражданско-правовой деятельности. Для этого ему предоставляется 3 месяца.

Классификация таких сделок проводится по нескольким параметрам:

  • Отменяться могут только договоры , которые стороны не выполнили частично или полностью.
  • Если выполнение условий сделки повлечёт убытки , а заключенные при схожих обстоятельствах контракты ранее являлись успешными.
  • Выгода от договора рассчитана на долгосрочную перспективу , или он заключён на длительный срок (т. е. более 12 месяцев).
  • Учитываются другие условия , которые не позволяют без отмены договора возобновить платёжеспособность банкрота.

В случае аннулирования какой-либо сделки другая сторона может претендовать на взыскание нанесённого ущерба без учёта упущенной выгоды.

Арбитражный суд также может признать недействительным соглашение, которое согласно выводам арбитражного управляющего причинило убытки кредиторам. Могут быть отменены и сделки повлекшие удовлетворение материальных интересов определённых кредиторов в ущерб другим.

Второй этап своей деятельности внешний управляющий должен начать с составления плана управления. На выполнение этой задачи ему выделено 3 месяца со дня своего назначения.

Данный план должен иметь чёткие временные рамки и быть направлен на ликвидацию признаков банкротства. Понятие и признаки банкротства .

Иными словами юридическое лицо в результате арбитражного управления должно полностью избавиться от долгов и обладать хотя бы некоторым количеством финансов для продолжения хозяйственной деятельности. Именно на достижение таких результатов и направлены права и обязанности внешнего управляющего.

План арбитражного управляющего

План действий управляющего должен состоять из следующих пунктов:

  • Перечень мероприятий направленных на восстановление платёжеспособности предприятия-должника. Сюда могут включаться:
    • изменение профиля деятельности,
    • закрытие убыточных производств,
    • продажа некоторой части имущества,
    • выпуск дополнительных акций,
    • переквалификация персонала,
    • увеличение уставного капитала и др.;
  • Порядок воплощения в жизнь запланированных действий.
  • Как предусмотренные, так и непредвиденные расходы, связанные с реализацией плана.
  • Конкретные временные рамки, которые должны соответствовать сроку внешнего управления.

Члены собрания кредиторов могут утвердить или отклонить план, который предложил внешний управляющий. Они вправе ходатайствовать в арбитражный суд о смещении арбитражного управляющего с должности и о его замене другим лицом.

Утверждают или отклоняют план управляющего члены собрания кредиторов.

Кредиторы наделены правом предъявления требований должнику, которые в период арбитражного управления рассматривает внешний управляющий, определяя их как установленные в соответствии с законодательством. Такие требования вносятся в реестр в течение 14 дней. образец реестра требований кредиторов . По прошествии не более 1 месяца со дня получения требования арбитражный управляющий сообщает о результатах их рассмотрения кредитору.

Обязанности при управлении предприятием должника

Стоит подчеркнуть, что привлекательной для должника стороной внешнего управления является мораторий на погашение кредиторских требований. начала внешнего управления. В это время вместо выплаты долгов, имеющиеся средства могут использоваться для оздоровления финансового состояния предприятия.

Внешний управляющий имеет право на распоряжение имуществом предприятия-должника, а собственник не может влиять на его решения. Для избежания неблагоприятных последствий такого широкого полномочия в законодательстве установлены некоторые механизмы.

Наложены ограничения на проведение сделок, которые превышают 20% стоимости активов должника и на договора, где внешний управляющий может являться заинтересованной стороной. Такие соглашения арбитражный управляющий может заключить только при одобрении кредиторов.

За 15 дней до истечения своих полномочий внешний управляющий должен представить совету кредиторов полный отчёт о своей деятельности. Это может произойти и раньше при наличии на то оснований.

В заключительном отчёте внешний управляющий обязан указать последние финансовые показатели предприятия. В них нужно высветить баланс прибыли и убытка за отчётный период, сведения о возможности выплаты долговых обязательств кредиторам.

Исходя из отчёта, совет кредиторов может вынести следующие варианты решений об итогах работы внешнего управляющего:

  • окончание внешнего управления в результате восстановления платёжеспособности должника;
  • ходатайство о продлении периода внешнего управления;
  • ходатайство о признания предприятия банкротом;
  • заключение и .

Арбитражный суд соглашается с мнением совета кредиторов или выносит другое решение.

Внешний управляющий назначается в компании, которая находится в стадии признания финансовой несостоятельности, при решении ввести здесь процедуру внешнего управления. Данная процедура вводится на предприятии в целях восстановления ее платежного баланса по инициативе кредиторского собрания. Она внедряется только при наличии реальных перспектив нормализации экономического положения.

При оптимальном варианте после восстанавливается платежеспособный баланс и появляются активы для погашения всей задолженности перед кредиторами. Именно решение данных задач возлагается на назначенного руководителя.

Функции и задачи

После введения на предприятии внешнего управления полномочия прежнего руководства прекращаются. Считается, что именно работа менеджеров привела к плачевному финансовому состоянию и главная задача управляющего – исправить ошибки прежнего руководства и стабилизировать экономические показатели. Все рычаги руководства переходят к управляющему и он может на законном основании самостоятельно распоряжаться имуществом задолжавшего юрлица.

При введении на предприятии внешнего управления временный управляющий должен разработать четкий план предполагаемых действий по восстановлению финансовых показателей компании. Он может предполагать следующие меры:


  • закрытие убыточных бизнес-направлений;
  • переориентация бизнеса;
  • передача в аренду части помещений;
  • продажа определенной части имущества;
  • эмиссия дополнительного пакета акций;
  • переквалификация персонала;
  • работа по взысканию дебиторской задолженности в добровольном и принудительном порядке;
  • увеличение величины уставного капитала и пр.

В плане внешнего управляющего содержится оценка возможности финансового оздоровления в результате его выполнения, перечень предполагаемых расходов, временные рамки реализации в пределах внешнего управления.

План подлежит обязательному . Кредиторы вправе не утвердить предложенный план действий и ходатайствовать о смещении .

За 15 дней до окончания своей работы управляющий обязан представить отчет о результатах своей деятельности. В финальном отчете должна содержаться информация об актуальных финансовых показателях, балансы прибылей и убытков, сведения о возможности выплат по обязательствам кредиторов.

По результатам отчетности кредиторы могут принять решение об окончании внешнего управления как следствие восстановившегося платежного баланса или о необходимости инициации процедуры конкурсного производства. Если были достигнуты позитивные результаты управляющий приступает к выплатам в соответствии с реестром.

Назначение внешнего управляющего

Назначать внешнего управляющего вправе только арбитражный судья. Этот факт фиксируется документально. В постановлении не только указывается кандидатура управляющего, но и размер его вознаграждения, а также источник его выплаты.

Кандидатуру управляющего могут предложить кредиторское собрание, уполномоченный представитель госоргана и другие участники дела о банкротстве. Кредиторы также могут просто указать суду на , из числа которых будет утвержден кандидат.

Если суд по каким-либо причинам не утвердит предложенную кандидатуру внешнего управляющего, то он откладывает судебное заседание по указанному вопросу на 15 дней. За это время участники процесса должны предложить нового кандидата.

При выборе и утверждении управляющего к нему предъявляется ряд требований:

  • российское гражданство;
  • действующий статус ИП;
  • высшее образование;
  • статус руководящей работы не менее двух лет;
  • прохождение стажировки в качестве помощника управляющего и сдача теоретического экзамена;
  • членство в СРО;
  • заключенный договор страхования ответственности.

Управляющий не должен иметь личную заинтересованность по отношению к юрлицу-должнику и его кредиторам, дисквалификацию, наличие невозмещенных убытков, иметь судимость или статус банкрота.

Сроки, на которые назначается управляющий, составляют максимально 18 месяцев. Указанный период может быть продлен (на период в пределах полугода), так и сокращен по ходатайству собрания. Возможно и досрочное прекращение работы внешнего управляющего из-за неудовлетворительных показателей.

Стоит отметить, что процедура внешнего управления не является обязательной и банкротство может завершиться и без нее.

Права

Права внешнего управляющего при банкротстве достаточно обширны, что обусловлено важностью, возложенной на него задачи по восстановлению финансовой рентабельности. Так, он вправе заключить мировое соглашение от имени должника. Управляющий получает доступ ко всей важнейшей бухгалтерской и управленческой документации.

Он вполне может отказаться от исполнения сомнительных сделок по выводу активов юрлица-банкрота или приносящих убытки предприятию. Для этого ему необходимо обратиться в суд в целях аннулирования контрактов и принятию дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества.

Управляющий вправе сам заключать новые контракты, а собственники не могут влиять на его решения. Но во избежание злоупотреблений с его стороны (например, исключения личной заинтересованности) сделки, цена которых превышает 20% величины активов компании заключаются только с одобрения кредиторов.

Обязанности

Спектр обязанностей внешнего управляющего содержится в ФЗ «О несостоятельности» в ст.66 . Перечислим наиболее важные обязанности:

  • обращение в суд для отстранения от должности руководства;
  • инвентаризация всего имущества;
  • ведение бухгалтерского, статистического и финансового учета;
  • ведение реестра претензий кредиторов;
  • обжалование действий должника и кредиторов;
  • информирование комитета кредиторов о ходе процедуры;
  • составление и утверждение плана управления;
  • выполнение мер по взысканию дебиторской задолженности.

Жалоба на внешнего управляющего

Результативность работы внешнего управляющего не всегда высокая. Это может быть обусловлено самыми разнообразными причинами. Так, неэффективность может обуславливаться внешними факторами: политической обстановкой в стране, инфляционными процессами, стихийными бедствиями. Иногда она связана с воздействием на процесс кредиторов, которые стремятся как можно быстрее и установить контроль над финансами.

Но часто негативные результаты внешнего управления связаны с низким профессионализмом управляющего, непониманием им основных методов решения поставленной задачи.

Для защиты своих законных могут обратиться в суд с жалобой управляющего. Согласно законодательству о несостоятельности жалобы от кредиторов должны быть рассмотрены арбитражом не позднее чем через месяц после их поступления.

Возможность обжаловать действия управляющего есть не только у кредиторов, но и у других участников процесса по признанию должника неплатежеспособным. Это граждане, которым был причинен ущерб здоровью (имеющие на руках соответствующее постановление суда), представители работников (кроме ходатайств об устранении управляющего) и собственника имущества. Представители работников наделены правом только подавать жалобы по возникшим между ними и управляющим разногласиями относительно размера и периодичности выплаты зарплаты и других положенных выплат.

Жалоба имеет письменную форму и является процессуальным документом. Она обязана содержать перечень необходимых сведений и реквизитов. В частности, указание на то, какие именно правовые нормы были нарушены управляющим и что именно требует заявитель (например, компенсировать ему нанесенный непрофессионализмом ущерб). Здесь прописываются точные реквизиты Арбитражного суда, истца/ответчика, номер дела о несостоятельности.

Случаи неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязанностей являются основанием для привлечения внешнего управляющего к ответственности в соответствии со ст.25 и 98 Закона.

Неисполнение любой из обязанностей влечет применение к управляющему определенных мер, предусмотренных Законом.

Эти меры являются специальными последствиями, установленными ст. 25 Закона. Прежде всего, последствием является отстранение арбитражным судом управляющего от исполнения обязанностей. Представляется, что суд может сделать это по собственной инициативе, а не только при наличии соответствующего ходатайства собрания кредиторов. Инициатива суда в этом случае может основываться на требовании лиц, участвующих в деле о банкротстве. При этом определение суда об отстранении (равно как и об отказе от отстранения) управляющего может быть обжаловано. Следует отметить, что отстранение управляющего возможно в силу факта ненадлежащего исполнения обязанностей - ни наличие убытков, ни вина управляющего могут не учитываться.

Практический интерес имеют специальные основания (являющиеся новеллой Закона 2002 г.) отстранения управляющего, связанные с нарушением им правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего. Эти правила могут быть двух категорий: утвержденные Правительством РФ; утвержденные саморегулируемой организацией, членом которой является управляющий.

При нарушении правил, установленных постановлением Правительства (т.е. правовым актом, источником права), управляющий отстраняется определением суда, но отмена этого определения в силу ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона влечет восстановление управляющего в рамках той процедуры, в которой он был отстранен.

При нарушении же правил, установленных саморегулируемой организацией, управляющий может быть исключен из нее, что влечет отстранение его судом от исполнения обязанностей. При этом ни отмена, ни признание недействительным решения об исключении управляющего из организации не влечет его восстановления в конкурсном процессе. Такая ситуация представляется неразумной,

поскольку открывает возможность для злоупотреблений со стороны саморегулируемых организаций.

Отстранение внешнего управляющего производится не по его воле, а в результате допущенных им нарушений при исполнении обязанностей. Отстраняет управляющего арбитражный суд, вынося специальное определение, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению.

Основанием отстранения внешнего управляющего является, прежде всего, неисполнение либо ненадлежащее исполнение им своих обязанностей.

Допускается принятие собранием кредиторов решения об обращении в арбитражный суд с ходатайством об отстранении внешнего управляющего, если он не выполняет план внешнего управления либо не исполняет другие свои обязанности.

При отсутствии решения собрания (которое далеко не всегда целесообразно созывать для решения рассматриваемого вопроса) любое из лиц, участвующих в деле о банкротстве (они названы в ст.34 Закона), может обратиться с жалобой на действия внешнего управляющего. Жалоба рассматривается судьей единолично в порядке, установленном п.1 ст.60 Закона, в течение месяца с момента получения жалобы судом, и по результатам рассмотрения выносится определение, которое может быть обжаловано, но подлежит немедленному исполнению.

Жалоба может быть подана (и соответственно рассмотрена), если в результате определенных действий (бездействия) управляющего нарушены права и законные интересы самого заявителя жалобы (а не третьих лиц) либо причинены (могут быть причинены) убытки должнику или кредиторам (любому из них). Собрание может принять решение об отстранении управляющего и при отсутствии убытков (как реальных, так и потенциальных), и при отсутствии ущемления чьих-либо интересов -только на основании несоблюдения управляющим требований законодательства или плана внешнего управления.

В любом случае отстранение внешнего управляющего возможно, если им действительно были допущены нарушения и это вытекает из решения собрания или

жалобы. Отсутствие указанной информации может служить основанием для обжалования соответствующего определения суда, если оно будет вынесено.

Кроме того, основанием для отстранения внешнего управляющего служит выявление обстоятельств, препятствовавших назначению лица управляющим. При этом не имеет значения, когда появились такие обстоятельства (до или после назначения управляющего), а также причины, по которым названные обстоятельства не были известны ранее. Представляется, что отстранение внешнего управляющего по рассмотренным причинам может осуществляться судом как на основании решения собрания кредиторов либо жалобы определенных лиц, так и по собственной инициативе.

Иные основания отстранения внешнего управляющего возможны, но они должны быть названы в законе.

Высший Арбитражный Суд в информационном письме181 конкретизировал некоторые вопросы отстранения арбитражного управляющего. Так, суд подтвердил, что общим основанием для отстранения арбитражных управляющих является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с Законом о банкротстве, а также правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 25 Закона о банкротстве).

При этом, по мнению суда, следует учитывать, что в силу пункта 3 статьи 65, пункта 1 статьи 98, пункта 1 статьи 145 Закона о банкротстве арбитражный управляющий подлежит отстранению судом в случае выявления обстоятельств, препятствовавших утверждению лица управляющим (статья 20, пункт 1 статьи 23 Закона о банкротстве), а также если такие обстоятельства возникли после утверждения лица управляющим.

Если арбитражный управляющий исключен из членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих на основании пункта 2 статьи 25 Закона о

181 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004г № 88 «О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих / Справочно-правовая система «Гарант».

банкротстве, эта организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об отстранении данного управляющего.

Дела, связанные с оспариванием арбитражным управляющим решения саморегулируемой организации арбитражных управляющих, подведомственны арбитражным судам.

При наличии такого дела суд может приостановить производство, возбужденное по заявлению организации, до рассмотрения дела по заявлению арбитражного управляющего в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 143 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На практике в связи с указанными нормами неизбежно возникает проблема, связанная с ответом на вопрос о том, что делать, если управляющий будет исключен из саморегулируемой организации, а суд не отстранит его от исполнения обязанностей? Каков статус управляющего в этот период и действительны ли принимаемые им решения и заключаемые сделки? Ответ на этот вопрос представляется положительным (хотя и не бесспорным) - управляющий является таковым до момента вынесения судом определения о его отстранении.

Следующим последствием неисполнения управляющим обязанностей является возмещение убытков, причиненных действиями (бездействием) арбитражного управляющего, нарушающими законодательство РФ. Потребовать возмещения убытков могут как кредиторы, так и должник. Применительно к должнику возникают проблемы, связанные с ответом на вопрос о том, кто именно от имени должника может предъявлять требования. В течение наблюдения и финансового оздоровления это руководитель юридического лица - должника, но во время внешнего управления и конкурсного производства руководитель отстраняется, его функции исполняет арбитражный управляющий.

Представляется необходимым специально указать в Законе, что в течение внешнего управления и конкурсного производства заявлять требования к управляющему, связанные с причинением им убытков должнику, может любой

182 Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 декабря 2004 г. № 88 «О некоторых вопросах, связанных с утверждением и отстранением арбитражных управляющих» / Справочно-правовая система «Гарант».

отстраненный руководитель должника, либо любой учредитель (участник) юридического лица - должника (при этом средства, полученные в результате реализации такой ответственности, поступают в имущественную массу должника).

Проблема гражданско-правовой ответственности управляющего перед кредиторами имеет еще одно проявление, состоящее в ответе на вопрос - каким образом следует обращаться с требованиями о возмещении убытков управляющим? На этот вопрос возможны два варианта ответа. Во-первых, есть основания для вывода о том, что все требования к арбитражному управляющему рассматриваются в рамках текущего конкурсного процесса арбитражным судом. Во-вторых, не меньше оснований и для вывода, в соответствии с которым требования о возмещении убытков предъявляются арбитражному управляющему как физическому лицу -индивидуальному предпринимателю вне рамок конкурсного процесса в порядке общей подсудности. Это можно сделать как в период рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, так и после завершения конкурсных процедур. Поскольку управляющий в данном случае становится обязанным перед конкурсным кредитором, то, безусловно, вопрос о передаче полученных средств в имущественную массу должника не стоит. Средства, представляющие собой компенсацию причиненных убытков, получает каждый кредитор, следовательно, и предъявлять требование должен каждый кредитор в части возмещения убытков, причиненных именно ему. При этом необходимо учесть, что основанием привлечения управляющего к ответственности может являться не только нарушение требований Закона, но и норм других законов и иных правовых актов.

Закон 2002 г., обязывая управляющего возместить причиненные убытки, устанавливает новое правило, в соответствии с которым неполное возмещение убытков является препятствием для нового назначения данного лица арбитражным управляющим.

Однако эффективность норм о возмещении убытков является крайне низкой. Это обусловлено тем, что на практике весьма сложно доказать, во-первых, размер убытков, во-вторых, причинную связь между действиями управляющего и убытками.

В.В. Голубев отмечает, что «в практике Российского сообщества независимых экспертов и антикризисных управляющих пока не было установленных судом фактов совершения арбитражными управляющими уголовных преступлений либо фактов взыскания с них нанесенного ущерба»,183 что не может свидетельствовать о том, что управляющие действуют без нарушений, а говорит о слабости правоохранительной системы, недостаточной проработанности соответствующих положений законодательства и неумении (нежелании) пострадавших лиц воспользоваться имеющимися возможностями для защиты своих прав.

Положения о правах, обязанностях и ответственности управляющих похожи на английскую концепцию профессиональной халатности: «В Англии арбитражный управляющий может быть привлечен к ответственности за убытки, вызванные его халатностью. Применяемый здесь критерий - действовал ли данный арбитражный управляющий так, как ни один компетентный и разумный арбитражный управляющий никогда не стал бы? Или, другими словами, ниже минимального профессионального уровня, применимого для арбитражного управляющего» .

Подобным образом общие вопросы полномочий и ответственности управляющих решаются во всех государствах СНГ и Балтии. Отметим, что Закон Латвии обязывает администратора предоставить обеспечение на случай причинения ущерба кредиторам или иным заинтересованным лицам. Объем обеспечения может быть менее 10% стоимости активов должника. В силу положений ст. 15 Закона Латвии обеспечением может быть залог либо страхование гражданско-правовой ответственности.

Голубев В.В. Арбитражные управляющие: квалификационные требования, этика, ответственность/ЛВестник ВАС РФ. Специальное приложение. - 2001. № 3. - С. 79.

184 Хоуман M. Повышение стандартов деятельности арбитражных управляющих // Вестник ВАС РФ. Специальное приложение. - 2001. - № 3. - С. 82.

Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с определенными рисками. Один из них – банкротство. Это ситуация, в которой организация не в состоянии выполнить свои финансовые обещания перед кредиторами. Факт банкротства устанавливает арбитражный суд, он же имеет право запустить процедуру внешнего управления предприятием-должником.

Что такое внешнее управление

Внешнее управление – это процедура передачи основных полномочий руководства компании внешнему управляющему . Он становится ключевой фигурой предприятия, его генеральным директором. Деятельность управляющего контролируется арбитражным судом и советом кредиторов.

В деле о банкротстве поэтапно применяются пять процедур по отношению должника:

  • Наблюдение . Проводится полный анализ финансовых операций без изъятия имущества;
  • Финансовое оздоровление . Составляется план для выплаты задолженностей;
  • Руководство компании лишается своих основных полномочий, на его место назначают внешнего управляющего;
  • Конкурсное производство . Имущество должника отчуждается путем продажи, полученные средства должны покрыть долги перед кредиторами;
  • Мировое соглашение . Договор, по которому стороны прекращают спор или идут на уступки. Может быть заключен на любом этапе разбирательств.

Внешнее управление может быть внедрено вместе с привлечением новых средств в капитал. Главная цель управляющего – реабилитировать предприятие и по возможности предотвратить ликвидацию компании.

Таким образом, он преследует цели каждой из сторон : должник стремится вернуть себе стабильное положение на рынке, а кредиторы – получить вложенные средства назад.

Назначение управляющего

Согласно российскому законодательству несостоятельность юридического лица определяется по финансовому и временному критериям . В первом случае долги организации превышают отметку в 300 тыс. рублей . Второй критерий справедлив, когда взятые кредиты не возвращаются в течении 90 дне й после срока погашения.

После признания банкротства арбитражный суд составляет акт по итогам собрания кредиторов и наблюдения за финансовой деятельностью компании. Руководство предприятия уведомляется о назначении управляющего, и в короткие сроки обязано передать ему весь необходимый пакет документов. За установленный срок уже новый руководитель должен выработать план и предпринять меры для полного погашения долгов предприятия .

Мораторий на удовлетворение требований

Этап Наблюдения считается успешным, если после всех действий управляющего предприятие не только выплатило долг, но и получило достаточно средств для продолжения нормального функционирования. Чтобы облегчить финансовое оздоровление, вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это предписание аннулирует большинство денежных задолженностей, срок которых истёк еще до начала исполнения процедуры.

Ввод моратория позволяет удержать шаткое положение должника на рынке и не допускает его полного разорения.

Однако, интересы кредиторов тоже учитываются. На замороженные суммы по предыдущим долгам начисляются проценты, которые определяются ставкой рефинансирования. Кроме этого, мораторий не распространяется на некоторые другие требования кредиторов:

  • Выплата должником в связи с причинением морального вреда;
  • Погашение долгов по заработной плате;
  • Возмещение вреда жизни или здоровью субъекта.

Главная цель моратория – дать управляющему время на постепенную реализацию собственного плана. Ограничения защищает компанию от попыток уничтожить её активы за короткий период времени.

Полномочия внешнего управления

Новый руководитель предприятия должен сделать всё для восстановления финансовой стабильности юридического лица. Во время действия своих полномочий он имеет право:

  • Распоряжаться имуществом предприятия в рамках закона;
  • Осуществлять хозяйственную деятельность;
  • От имени должника заключать мировой договор с советом кредиторов;
  • Требовать признать недействительными сделки, которые были проведены еще до начала процедуры внешнего управления;

Хотя он и имеет большинство прав генерального директора, практически все сделки должны быть согласованы с советом кредиторов. Продажа имущества, крупные сделки, получение или выдача займов – всё это требует подтверждение другой стороны внешнего управления.

В течении месяца после своего утверждения на посту внешний управляющий обязан разработать план , по которому будут осуществляться все дальнейшие меры погашения задолженности. Готовый план рассматривается советом кредиторов.

Планирование внешнего управления предполагает полную выплату всех долгов. При этом предприятие должно остаться в стабильном финансовом положении на рынке. Отсутствие признаков банкротства может быть зафиксировано, если компания удовлетворит еще и требования, срок исполнения которых заканчивается после завершения внешнего управления.

План управляющего должен учитывать несколько параметров:

  • Подробный порядок и меры по реализации действий, направленных на погашение долгов;
  • Условия финансирования компании-должника;
  • Расходы предприятия связанные и не связанные с процедурой внешнего управления;
  • Сроки восстановления стабильного финансового положения (не должны превышать сроков завершения процедуры);
  • Аргументы в пользу выбранного пути реабилитации на рынке;
  • Разграничение прав кредиторов и комитетов.

Все эти параметры прописаны в законе «О несостоятельности (банкротстве)». Список не является исчерпывающим, сюда могут быть добавлены дополнительные меры, которые учитывают конкретные особенности предприятия.

Необходимые меры

Утверждённый план даёт право управляющему предпринимать меры по погашению задолженности . В их число входят:

  • Смена профиля производства с учётом экономической ситуации на рынке;
  • Закрытие убыточных филиалов и подразделений предприятия;
  • Требование дебиторской задолженности от всех возможных должников юридического лица;
  • Отчуждение определенного объема имущества с целью продажи;
  • Привлечение финансовых средств от третьих лиц для расширения производства и поднятия дохода предприятия;
  • Замещение активов юридического лица.

Продажа имущества компании осуществляется только после проведения инвентаризации и независимой оценки . Оно выставляется на открытых торгах в форме аукциона, весь процесс контролируется кредиторами. Если общая рыночная стоимость всего имущество превышает отметку в 200 млн. рублей торги организовывает государство или организация, уполномоченная Правительством РФ. Продажа имущества не должна повредить хозяйственной деятельности предприятия в ходе внешнего управления.

Меры могут быть приняты как комплексно, так и по отдельности. Все действия управляющего не должны выходить за рамки действующего законодательства.

Изначально внешнее управление не должно длится дольше 18 месяц е в , но его можно продлить еще на 6 месяцев . Руководство компании уведомляется о своем отстранении в течении одного дня с момента назначения управляющего. Еще через два дня вся необходимая документация должна быть передана новому генеральному директору.

В срок до десяти дней после назначения подается публикация о смене руководства компании. Через месяц происходит первое собрание кредиторов, где управляющий предоставляет разработанный за этот срок план. В течении пяти дней он подается в арбитражный суд. Если суд всё-таки признает предприятие банкротом, стадия конкурсного производства должна начаться не позднее 122 дней с момента назначения управляющего .

Погашение задолженностей может произойти и до завершения процедуры. В таком случае управляющий остается на своем посту до избрания нового руководства.

Завершение процедуры

По завершению своей деятельности управляющий предоставляет отчёт совету кредиторов . Исходя их успешности процедуры существует два исхода:

  1. Платежеспособность восстановлена и проведен расчёт с кредиторами. В этом случае вносится предложение о прекращении процедуры. Ходатайство направляется в суд, который составляет акт прекращения дела о банкротстве.
  2. Предприятие всё еще остается должником . Арбитражный суд не утверждает отчет управляющего и выносит вердикт о начале конкурсного производства, что влечёт за собой ликвидацию предприятия.

Как показывает практика, внешнее управление не всегда оказывается удачным решением для компании. Негативные последствия напрямую связаны с квалификацией управляющего. Отсутствие профессионализма третьего лица может привести к полному краху предприятия-должника.

Экономическая и политическая обстановка в стране также значительно влияет на процедуру. Инфляция или внезапный финансовый кризис могут поставить под угрозу любой успешный план реализации внешнего управления. Иногда недобросовестные кредиторы умышленно пытаются разорить компанию с целью получения её имущества и активов.

Всё же данная процедура является «спасательным кругом» для большинства юридических лиц, которые оказались в яме кабальных долгов. При продуманном руководстве можно решить проблему банкротства и даже вывести компанию на новый уровень производства.

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ , это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления - сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства - это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий - права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ . Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа - конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, - наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.



Просмотров