Превышение мер при задержании лица. Задержание лица, совершившего преступление

Тема: «Безработица, её причины и последствия».

Наличие безработицы - это хорошо или плохо для развития экономической сферы жизнедеятельности общества?

Повторение. В чем заключаются характерные особенности рыночной экономической системы? Каковы экономические цели и функции государства?

Каждый ли имеет право на труд?

Задание № 1. Прочитайте статью 37 Конституцией РФ, вставьте пропущенные слова:

«1. Труд... Каждый имеет право … к труду, выбирать … 2. ...труд запрещён. 3. Каждый имеет право на …, а также право на защиту от …».

Задание №2. Заполните таблицу «Особенность и характер труда в различных экономических системах»

Характеристика труда:

1. Обязательный

2. Добровольный

3. Свободный

4. Принудительный

Название системы

Характеристика системы

Характеристика труда

Командная экономика

Монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало 100% занятость населения.

Рыночная экономика

Наличие частного индивидуального труда. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. Свобода предпринимательской деятельности и частной инициативы, конкуренция в различных отраслях производства и сферах услуг.

Вывод: В различные исторические эпохи формировались экономические системы, где положение трудоспособного населения и характер труда был... В рыночной экономике экономическая свобода производителей (принятие самостоятельного решения кого …) и добровольность занятости (работник сам решает …) приводят к тому, что трудоспособный человек …

Что такое безработица.

Задание № 3. Работа с документом. Используя отрывок из документа, выясните, кого по закону РФ можно считать занятым, а кого безработным и попытайтесь сформулировать определения: безработица; занятость населения.

ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. (ИЗВЛЕЧЕНИЯ)

Статья 1. Занятость граждан . Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход…

Статья 2. Занятые граждане. Занятыми считаются граждане: работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ… зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, … проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, … проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения …временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, …

Статья 3. Порядок и условия признания граждан безработными. 1.Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. 2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки … документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) - паспорта и документа об образовании. … При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов….3.Безработными не могут быть признаны граждане не достигшие 16-летнего возраста;…

Задание № 4. Работа с учебником (стр. 166-168): выяснить причины безработицы, ответ оформите в виде схемы.

Доп. информация. В зависимости от причин возникновения выделяют следующие виды безработицы : фрикционная, структурная, циклическая, сезонная.

Фрикционная- связана с поиском и ожиданием работы. Имеет в основном добровольный и кратковременный характер. Работу могут искать молодые специалисты, уволившиеся по собственному желанию.

Структурная- связана с внедрением новых технологий, автоматизацией производства, изменением рынка товаров и услуг. Имеет в основном вынужденный и довольно долговременный характер.

Циклическая - связана с наступлением фазы общего экономического спада в экономическом цикле. Имеет вынужденный характер. В фазах оживления и подъёма появляются новые рабочие места и безработица уменьшается.

Сезонная - связана с неодинаковыми объёмами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды года, т. е. в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растёт и, следовательно, уровень безработицы уменьшается, в другие спрос падает, а уровень безработицы растет.

Задание № 5. Распределите последствия безработицы в таблицу по двум показателям: экономические и социальные последствия.

1. Снижается общий объем производимых в стране экономических благ и услуг;

2. Ухудшение физического и психического состояния;

3. Опасность возрастания социальной напряженности в обществе и рост преступности;

4. Размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;

5. Теряется квалификация и стаж работы;

6. Сокращается потребительский спрос;

7. Отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;

8. Потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;

Закрепление. 1. Некоторые экономисты утверждают, что умеренная (5-6%) безработица имеет ряд позитивных последствий. Как вы думаете, они правы?

2.Какие меры предпринимает наше государство для борьбы с таким явлением сегодняшней действительности как безработица?

3.Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах, запишите формулу.

4. При каких условиях человек готов трудиться, а подходящего места работы нет? Как будут называть трудоспособного человека, не имеющего работу?

5. Можно ли утверждать, что безработица – это явление, с которым сталкиваются практически все страны мира?

Доп. информация.

Скрытая безработица заключается в том, что работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, т. к. не может найти другую работу с полной занятостью.

Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы. Через рынок труда происходит продажа рабочей силы на определённый срок. Рынок труда характеризуется такими показателями, как численность экономически активного населения, численность людей, занятых в экономике, уровень безработицы. Особенностью рынка труда является то, что он имеет дело с особым ресурсом - «человеческим капиталом».

Экономически активное население - это население страны, включающее в себя женщин в возрасте от 18 до 55 лет и мужчин в возрасте от 18 до 60 лет.


Экономические и социальные последствия безработицы в России считаются одной из наиболее актуальных проблем современности. Нетрудоустроенность населения представляет наивысшую угрозу благополучию государства. Рассмотрим далее, какова социально-экономическая сущность, последствия безработицы.

Актуальность вопроса

Безработица влияет почти на все сферы общественной жизни. Наиболее остро проблемы проявляются в следующих областях:

  1. Политике. Под действием рассматриваемого явления происходят изменения, которые могут проявляться в виде как безответственного популизма, так и усиления авторитаризма власти.
  2. Экономике. Хозяйственная система сжимается при неэффективном использовании ресурсного потенциала государства, поскольку нетрудоустроенные граждане не принимают участия в производстве национального продукта и формировании дохода.
  3. Социальной сфере. Она начинает деградировать на фоне падения морали, под давлением пьянства, преступности, кризисов в семейных отношениях, усиления психосоматических расстройств и прочих негативных тенденций.

Ключевые проблемы

Нетрудоустроенность граждан указывает на недоиспользование производственных мощностей. Часть населения лишается зарплаты. Соответственно, экономические и социальные последствия безработицы в РФ в первую очередь проявляются в потере гражданами средств к существованию. В законодательстве страны установлена обязанность субъектов осуществлять налоговые отчисления с дохода. Поскольку у нетрудоустроенных граждан его нет, бюджет лишается части средств, которые могли бы его пополнить.

Люди, которые не работают, со временем теряют квалификацию. Кроме этого, экономические и социальные последствия безработицы проявляются в устаревании знаний, которыми обладает трудоспособное, но не осуществляющее профессиональную деятельность население. Субъекты, не участвующие в производстве благ, начинают терять уважение к себе и уверенность. Безработица – это бездействие. Оно может спровоцировать деградацию личности.

Экономические и социальные последствия безработицы для общества являются актуальной проблемой еще и потому, что большой процент среди нетрудоустроенных составляет молодежь. Из-за этого усиливается угроза разгула преступности. Нетрудоустроенное население переживает стресс. Он в свою очередь способствует ухудшению состояния здоровья, появлению разнообразных патологий. Однако на лечение у граждан зачастую не хватает средств.

Это далеко не все социально-экономические последствия безработицы (занятости). Если процент нетрудоустроенных превысит предельно допустимый показатель, вероятно обострение конфликтов между разными слоями населения. Критической величиной считают 10-12%.

Статистика

За время реформ в России наивысший уровень безработицы отмечался в феврале 1999 г. В тот год количество нетрудоустроенных граждан составляло 10.4 млн человек. Это приблизительно 14,6%. С течением времени число стало уменьшаться. На 2005 год количество безработных в РФ было 5,2 млн. Вместе с этим от 1992 до 2003 года отмечалось увеличение средней продолжительности периода поиска работы – с 4,4 месяцев до 8,5. На конец 2006 года уровень безработицы в стране находился на отметке 7%.

Предпосылки

В начале 1990 годов в России принимались решения, касающиеся либерализации рынков. Предполагалось их открытие для потенциальных участников: и зарубежных, и отечественных. Кроме этого, началась либерализация цен. Правительство оценивало вероятный масштаб безработицы.

Стоит отметить, что отечественная промышленность была неконкурентоспособной. Предприятия страны по своей производительности отставали от зарубежных в 2-3, а иногда и более раз. В связи с этим предполагалось, что после открытия рынков начнется активное вытеснение отечественных компаний. В сложившейся ситуации необходимо было политическое решение. Вариантов было два:

  1. Проводить жесткую перестройку структуры хозяйственной системы через банкротство компаний, которое спровоцировало бы резкий скачок безработицы.
  2. Поддерживать неэффективные производства при сохранении формального высокого уровня трудоустроенности граждан.

Правительство выбрало второй путь, опасаясь открытого конфликта. Поддержка неэффективных производств вскоре привела к высокой инфляции и кризису госфинансов.

Безработица: виды и социально-экономические последствия

Существует несколько типов рассматриваемого явления. В экономической теории выделяют безработицу:

  1. Фрикционную. Она возникает в связи с поиском вакансии. То есть безработными являются граждане, уволившиеся с одного предприятия, но еще не устроившиеся на другое.
  2. Структурную. Она более продолжительна, чем первая. Возникает такая безработица вследствие запаздывания реакции структуры трудовых ресурсов на изменение спроса на них.
  3. Сезонную. Она возникает в тех сферах, где люди заняты определенное время: в сельском хозяйстве, туристическом бизнесе и пр.

Характеристика

Как правило, фрикционная безработица является непродолжительной. Она показывает нормальный ход процесса перераспределения раб. силы. В связи с этим ее считают неизбежной и в ряде случаев желательной. В процессе развития экономики имеют место изменения в структуре потребительского спроса и используемых производственных технологиях. Поэтому на рынке начинает сокращаться потребность в одних трудовых ресурсах, возникает необходимость в других.

При этом существующая их структура реагирует на такие изменения с опозданием. В результате возникает безработица. Действующим кадрам необходимо пройти переподготовку. Это требует определенного времени. Как правило, большая часть сотрудников успешно проходят этот период. Но некоторым гражданам достаточно сложно перестроиться на новую систему, поэтому они становятся безработными надолго.

Экономические и социальные последствия безработицы

Нетрудоустроенность граждан влечет за собой существенные издержки. В частности, предприятия выпускают меньший объем продукции, не полностью используют производственные мощности. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема внутреннего продукта выражается в законе Оуксна. При превышении фактического ее параметра над естественным на 1% показатель фактического ВНП от потенциального отстает на 2,5%.

Экономические и социальные последствия безработицы проявляются в существенном снижении качества жизни населения, которые оказались нетрудоустроенными. Это обуславливается тем, что профессиональная деятельность для многих выступает в качестве единственного источника дохода. На рынке труда в такой ситуации повышается конкуренция. Поэтому существенно снижается уровень зарплаты людей, которые заняты на предприятиях.

Нетрудоустроенные граждане имеют право на пособие. Однако государственное обеспечение формируется из бюджета, доходная часть которого, в свою очередь, складывается из обязательных отчислений (НДФЛ и пр.). Таким образом, экономические и социальные последствия безработицы проявляются и в усилении налоговой нагрузки на тех граждан, которые устроены на предприятиях.

Заключение

Последствия безработицы, рассмотренные выше, указывают на то, что данное явление очень опасно для общества и личности. Оно требует активного участия государства. Правительственные программы должны быть ориентированы не только на устранение последствий, но и на предупреждение кризисных явлений в обществе.

Одновременно многие специалисты считают, что нетрудоустроенное население формирует резерв, который необходим для нормального функционирования хозяйственной системы. В связи с этим государственная политика нацелена, с одной стороны, на формирование мобильных ресурсов рабочей силы, а с другой – на предотвращение и устранение отрицательных последствий безработицы.

Подумай : Каждый ли имеет право на труд? Какой труд важнее - умственный или физический? Может ли подросток совмещать учёбу и работу? От чего: зависит размер заработной платы? Как не оказаться безработным?

Каждый человек ставит перед собой различные цели, в том числе экономические. Например, получить профессию, иметь устойчивый источник средств к существованию, возможность отдыха и др. Осуществление этих целей во многом зависит от желания и способности человека трудиться. Каждый ли имеет возможность заработать себе на жизнь? Что делать, если человек готов трудиться, а подходящего ему места работы нет?

Безработица - спутник рыночной экономики. Исключительное право граждан распоряжаться своими способностями к труду закреплено законом. В статье 37 Конституции РФ указано: «1.Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен». Трудовой кодекс РФ (ст. 2} признает право каждого работника на справедливые условия труда, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

При командной экономике было монопольное право государства на использование труда и предоставление работы. Государство обеспечивало стопроцентную занятость населения и в этих целях поддерживало даже убыточные предприятия.

С развитием рыночных отношений в обществе на смену общественному и коллективному труду приходит преимущественно частный индивидуальный труд. Значительная часть населения работает не на государственных предприятиях, а в организациях частного типа. (Вспомни организационно-правовые формы фирм и особенности труда в них.)

Труд в рыночной экономике носит добровольный характер.

На современном этапе экономического развития государству выгодно стимулировать самостоятельную, активную деятельность граждан по обеспечению собственной занятости. С этой целью и создана Федеральная государственная служба занятости населения. Ее главная задача - создать условия для реализации личностью своей инициативы и творческих способностей. В частности, задача службы занятости - снять препятствия, мешающие людям сохранить пли приобрести рабочее место: отсутствие информации о профессиях и рабочих местах, нехватка квалификации, ограниченная трудоспособность, семенные обстоятельства и т. д. В целях создания условий для самозанятости в нашей стране принята специальная программа поддержки малого предпринимательства, которая помогает открыть и сделать успешным собственное дело, обеспечив себя и свою семью средствами для существования.

Для поддержания достойного жизненного уровня своих граждан и сохранения социального мира в стране государству необходимо использовать различные меры помощи населению в поисках работы и трудоустройстве.

Проверь себя

1. Почему безработица сопутствует рыночной экономике?

3. Как определить уровень безработицы в стране?

4. Чем вызвана безработица?

5. Каковы экономические и социальные последствия безработицы?

6. Как государство обеспечивает занятость?

В классе и дома

1. Заполни в своей тетради таблицу «Последствия безработицы для общества».

Впиши перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы: потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течение длительного времени; снижение уровня доходов семей; рост нарушений технологической дисциплины рабочими; неполное использование трудовых ресурсов экономики; сокращение спроса на товары и услуги; рост преступности в стране.

2. Рыночная экономика развивается таким образам, что со временем в ней увеличивается доля собственников и экономически самостоятельных производителей. Какое влияние оказывает на эти процессы существование такого явления в экономике, как безработица?

3. Узнай из материалов газет и журналов, какие требования чаще всего предъявляют работодатели к современному работнику (например, знание компьютера , высокая ответственность и т. п.), какие способности к труду и профессиональной квалификации (знание, практические навыки по конкретной специальности) предлагают наемные работники в обмен на заработную плату. Попробуй составить деловой портрет работника современного производства. Проведи самооценку своих возможностей будущего трудоустройства.

4. Старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Что значит быть конкурентоспособным в условиях рынка?». Среди ответов преобладали следующие: ориентироваться в выборе на профессию, которая соответствует потребностям экономического развития региона (отрасли); овладеть системой знаний, умений, образцами поведения, которые позволяют каждому найти себя в новой трудовой деятельности; быть готовым к обучению, переподготовке, овладению второй (смежной) профессией. Чтобы ты добавил к этим ответам? Обсуди вопрос с одноклассниками.

"" Говорят мудрые

«В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ней но личному опыту».

Л ж. Гэлбрейт (р. 1908), американский экономист.

Безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, быть остановленным.

Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых социальных последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.1 - Социальные последствия безработицы

Примечание - Источник:

Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспособления человека к существенно изменившимся социально-экономическим условиям.

Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения. Можно выделить следующие особенности социального статуса безработных:

    Безработные представляют социальные слои, начиная от среднего и ниже. У работающих разброс позиций гораздо больший, начиная с высшего слоя. Иначе говоря, безработные по слоевой идентификации значительно интегрированнее.

    Самооценки безработных свидетельствуют об ощущении собственной ущербности. Можно говорить о маргинализации (отсутствие слоевой самоиндефикации), затронувшей группы и занятого и незанятого населения.

Особое место в развитии деструктивных процессов, в концентрации бедности и маргинализации населения занимают безработные, которые формируют особую социальную группу. Особая опасность для конструктивного развития общества заключается в том, что происходит дальнейшее размывание групп среднего класса, ибо ядро безработных – это квалифицированные работники – рабочие, интеллигенция. И в решении комплекса вопросов, связанных со стабилизацией уровня жизни населения, с успехами в сфере экономики, политики, социальное государство должно учитывать особенности положения всех социальных групп, испытывающих тяготы последствий кризиса.

Реформирование трудовой сферы происходит медленно и противоречиво. Масштабы безработицы, снижение жизненного уровня большинства населения, правовая незащищенность работников свидетельствует о том, что за пореформенные годы трудящиеся больше потеряли, чем приобрели. Происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которое общество могло бы иметь при своих потенциальных возможностях. Происходит неравномерное распределение издержек безработицы среди различных социальных групп населения. Теряется квалификация работников.

По признанию западных экономистов, безработица сегодня – центральная проблема стран с развитой рыночной экономикой. Экономические потери периода массовой безработицы значительно больше, нежели потери, связанные, например, с монополизацией. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему:

Таблица 1.2 - Экономические последствия безработицы

Отрицательные

Положительные

Обесценение последствий обучения

Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики

Сокращение производства

Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду

Затраты на помощь безработным

Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования

Утрата квалификации

Стимулирование роста интенсивности и производительности труда

Снижение жизненного уровня

Недопроизводство национального дохода

Снижение налоговых поступлений

Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, до 1996 года фактически приравнивавшееся к необходимой обороне, в новом УК РФ получило статус самостоятельного правомерного деяния.

Право граждан на задержание лиц, совершивших преступление, уходит своими корнями в те далекие времена, когда именно граждане, потерпевшие от преступления, осуществляли по сути функции уголовного розыска и предварительного расследования, представляя суду доказательства совершенного против них преступления. В этом отношении это право можно отнести к числу естественных; хотя эволюционный переход права на уголовное преследование от потерпевшего к государству и многовековая практика именно профессионального розыска и задержания преступников несколько затеняет его естественно-правовой характер. Сегодня задержание лица, совершившего преступление, как и необходимая оборона, является обязанностью для определенных категорий лиц (сотрудников органов внутренних дел, учреждений уголовно-исполнительной системы и др.) и, вместе с тем, остается правом любого гражданина. Природа задержания, его основные объективные характеристики и цели едины для обеих групп субъектов. Отличие состоит лишь в последствиях непринятия мер по задержанию преступников: для профессионалов оно составляет правонарушение (неисполнение профессиональной обязанности) и грозит санкциями, а для вторых - нет.

Согласно ч. 1 ст. 38 УК РФ, не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления в органы власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер.

В уголовно-правовой литературе сложилось устойчивое мнение, что суть данного деяния состоит в самом факте причинения вреда лицу, совершившему преступление (В.В. Орехов). Однако представляется более точной позиция тех авторов (А.А. Арямов, Г.Б. Акылбекова), которые содержанием рассматриваемого деяния признают кратковременное лишение (ограничение) свободы лица, совершившего преступление, независимо от того, причинен ли при этом вред его здоровью, имуществу или иным благам. Действительно, сущность задержания состоит в том, что лицо, совершившее преступление, лишается возможности свободно, по своему усмотрению, передвигаться в пространстве и принудительно (при этом не обязательно с причинением вреда) доставляется в органы власти. Такое ограничение свободы лица, совершившего преступление, само по себе представляет ущемление основных прав человека и подлежит оценке вне зависимости от того, был ли при этом задерживаемому причинен какой-либо физический или имущественный вред. Причинение вреда задерживаемому имеет факультативное значение и подлежит оценке лишь в ситуации, когда такой вред был реально причинен.


Ограничение свободы и причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, будет правомерным, если соблюдены установленные законодательством условия их правомерности. В науке предложено выделять четыре группы условий правомерности: относящиеся к совершенному преступлению, к личности преступника, к обстановке и процедуре задержания. Однако при таком подходе может сложиться неверное представление, что закон допускает задержание лишь строго определенных лиц и в строго определенной обстановке. На самом деле и личность задерживаемого, и обстановка задержания могут совершенно любыми, главное - чтобы меры, предпринимаемые для задержания, были им адекватны. В силу этого предпочтительней выглядит традиционный подход, согласно которому все условия правомерности причинения вреда при задержании подразделяются на две группы: относящиеся к задерживаемому лицу и совершенному им деянию, с одной стороны, и относящиеся к действиям по задержанию и причиняемому вреду - с другой.

Условия правомерности причинения вреда, относящиеся к задерживаемому лицу и совершенному им деянию, могут быть представлены следующим образом:

1. Деяние, совершение которого дает основание для задержания субъекта, должно быть преступлением. Этот тезис необходимо конкретизировать, поскольку он вызывает проблемы в практике и ряд дискуссионных суждений в науке:

Во-первых, совершенное деяние не должно быть административным правонарушением или гражданско-правовым деликтом. В ситуации, когда лицо, осуществляющее задержание, добровольно заблуждается в юридической оценке совершенного субъектом деяния (крайне сложно, к примеру, лицу, не имеющему специальных правовых познаний, отличить административно наказуемое хулиганство от хулиганства уголовно-наказуемого), все сомнения должны трактоваться в пользу правомерно действующего лица. Только в той ситуации, когда лицо, причиняющее вред при задержании, достоверно осознает, что задерживает лицо, совершившее деяние, не обладающее признаком уголовной противоправности, причинение вреда при задержании не может быть признано правомерным.

Во-вторых, однозначное указание закона на то, что совершенное задерживаемым лицом деяние должно быть именно преступлением, предполагает, что это лицо достигло возраста уголовной ответственности, было вменяемым и действовало виновно. В силу этого причинение вреда при задержании невменяемых или малолетних лиц не может формально подпадать под действие ст. 38 УК РФ. Это положение справедливо вызывает критическую оценку в науке и предложение о распространении правил задержания на случаи совершения общественно опасных, но не преступных деяний.

В-третьих, совершенное преступление может быть совершенно любым по своим социально-криминологическим и юридическим характеристикам (В.В. Орехов). В науке высказаны суждения о недопустимости причинения вреда при задержании лиц, совершивших преступления небольшой тяжести (А.А. Арямов); совершивших неосторожные преступления или умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности (В.И. Ткаченко), совершивших преступления, за которые по закону предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы (А.В. Наумов). Однако, они не основаны на действующем законодательстве. УК РФ санкционирует причинение вреда лицу, совершившему любое преступление, в целях его задержания; главное - чтобы этот вред был адекватным совершенному преступлению и обстановке задержания. Кроме того, вряд ли есть достаточные основания для того, чтобы возлагать на лицо, осуществляющее задержание, обязанность давать юридическую оценку (квалификацию) совершенному третьим лицом преступлению и в соответствии с этим избирать тот или иной способ задержания.

2. Совершенное преступление должно быть свершившимся фактом, находиться в прошлом по отношению к действиям по задержанию. При этом в прошлом может находиться и оконченное преступление, и покушение, и приготовление к нему. Главное - чтобы и оконченное, и неоконченное преступление были фактически прекращены преступником. Именно момент отпадения опасности немедленного причинения вреда со стороны посягающего является начальным моментом права на задержание лица, совершившего преступление. Если вред причиняется лицу в процессе совершения им преступления, то он оценивается по правилам необходимой обороны.

3. Лицо, совершившее преступление, не демонстрирует признаков раскаяния, не желает самостоятельно явиться в органы власти, обнаруживает намерение уклониться от уголовной ответственности. Такое поведение дает основание гражданину для принуждения лица, совершившего преступление, к исполнению его обязанностей в рамках возникшего с момента совершения преступления охранительного правоотношения (в частности, обязанности подвергнуться мерам государственного принуждения). И чем больше опасность совершенного преступления, чем ярче выражено намерение преступника избежать ответственности за содеянное, тем больше оснований и для самого задержания, и применения при этом насилия. Если же лицо, совершившее преступление, ведет себя неагрессивно и готово добровольно передать себя властям, то причинение ему вреда в целях задержания является уже неправомерным.

Стремление лица, совершившего общественно опасное деяние (преступление) избежать ответственности служит основанием для его принудительного задержания, а оказываемое сопротивление - основанием для причинения ему вреда. При этом действия по задержанию и причиняемый ими вред также должны отвечать определенным характеристикам - условиям правомерности.

1. Допустимо задержание лишь того лица, которое совершило преступление, и соответственно, непозволительно задерживать непричастных к преступлению лиц для того, чтобы принудить действительного преступника сдаться властям. Ситуации, при которых можно сделать обоснованный вывод о том, что именно задерживаемое лицо совершило преступление, могут быть следующими:

Лицо застигнуто на месте совершения преступления;

Очевидцы или потерпевший прямо указывают на лицо как на совершившее преступление;

На теле лица, на его одежде или вещах, а равно в жилище обнаружены явные следы совершения преступления;

Лицом совершен побег из-под стражи или из мест лишения свободы;

Известно о наличии обвинительного приговора в отношении этого лица за совершение им преступления.

2. Правом на задержание лица, совершившего преступление, и причинение ему вреда обладают в равной степени все лица, а не только те, которые по утверждению А.Г. Кибальника, стали очевидцами преступления. В частности, лица, выполняющие свои профессиональные обязанности по розыску и задержанию преступников, частные лица, которым о совершенном преступлении и преступнике стало известно из средств массовой информации или из обращений правоохранительных органов, вполне могут задержать преступника с причинением ему вреда, несмотря на то, что они не являлись потерпевшими или свидетелями (очевидцами) самого преступления.

3. Задержание лица с причинением ему правомерного вреда может быть произведено в определенный временной промежуток. В науке сложилось обоснованное и практически общепризнанное суждение о том, что задержание возможно с момента фактического окончания преступления и до того момента, пока не истекут установленные уголовным законом сроки давности привлечения лица, совершившего преступление, к уголовной ответственности или сроки давности исполнения вынесенного ему обвинительного приговора (ст.ст. 78, 83 УК РФ).

4. Причинение лицу, совершившему преступление, при его задержании вреда является правомерным, только в случае, если иными средствами задержать лицо было невозможно, иными словами, если причинение вреда было единственно возможным средством задержания. Если же особенности личности и поведения преступника, совершенное им преступление, обстановка задержания таковы, что позволяют пресечь его возможную дальнейшую преступную деятельность и доставить в органы власти без применения насилия или причинения иного вреда, то причинение вреда является недопустимым.

5. Задержание лица, совершившего преступление, будет правомерным, если оно преследовало строго определенные в законе цели - доставление в органы власти и пресечение возможности совершения им новых преступлений.

Это законодательное положение оценивается в науке неоднозначно. Так, С.В. Пархоменко считает законодательное определение целей задержания излишним; А.Г. Кибальник пишет, что указанные цели являются равноценно альтернативными; Л.Н. Смирнова предлагает дифференцированную оценку целей, считая цель доставления в органы власти основной, обязательной, а цель пресечения преступной деятельности - факультативной; А.А. Арямов указывает, что только комплексная цель (доставление и пресечение) позволяют оценить причиненный при задержании как правомерный.

Представляется, что эта дискуссия порождена по большей части различным («авторским») прочтением текста самого УК РФ: если одна часть специалистов рассуждает о целях задержания, то другая часть - о целях причинения вреда при задержании. Буквальное толкование ч. 1 ст. 38 УК РФ показывает, что законодатель связывает цель именно с задержанием как таковым, а не с причиняемым при задержании вредом. Поэтому в изложенной дискуссии предпочтение следует отдать последней из изложенных позиций; она в большей степени отвечает логике рассматриваемого деяния, его социальной сущности. Ведь очевидно, что задержать преступника можно, не преследуя цели пресечения преступной деятельности, например, из мести; равно как возможно задержание без цели доставления лица, совершившего преступление, в органы власти, например, в целях лишения его свободы в подвале собственного дома. Только единство целей доставления в органы власти и пресечения преступной деятельности позволяет характеризовать задержание как правомерное деяние. Что же касается цели непосредственно причинения вреда лицу, совершившему преступление, то она очевидна - это непосредственно само задержание.

6. Причиняемый при задержании вынужденный вред должен быть адекватным совершенному лицом преступлению, личности преступника и обстоятельствам задержания. Уголовный закон не выдвигает жестких, формальных ограничений по виду и объему (размеру) вреда, который может быть причинен лицу, совершившему преступление. А, следовательно, мнения о том, что причиняемый при задержании вред может быть только физическим (В.А. Блинников), что этот вред обязательно должен быть минимально необходимым для задержания (А.А. Арямов), что недопустимо причинение смерти при задержании лица, совершившего преступление (В.И. Ткаченко), не основаны в полной мере на законе.

Степень адекватности, соответствия причиненного вреда выясняется путем установления того, были ли превышены пределы мер, необходимых для задержания. В ч. 2 ст. 38 УК РФ установлено, что превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

В этой законодательной формуле заложено три признака, только совокупное наличие которых может дать основание для вывода о превышении мер, необходимых для задержания:

Вред, причиненный лицу, совершившему преступление, явно, очевидно, бесспорно не соответствует характеру и степени опасности совершенного им преступления;

Этот вред не является необходимым, он явно чрезмерный, его причинение не продиктовано обстановкой задержания;

Вред причинен умышленно.

За исключением последнего, эти признаки носят оценочный характер и должны устанавливаться правоприменителем в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: характера и размера конкретного вреда, который преступник причинил или намеревался причинить определенным ценностям общества; вреда, который был причинен самому преступнику; особенностей места и времени задержания; степени интенсивности сопротивления задержанию; количества задерживаемых и задерживающих, их возрастных, половых, физических и иных характеристик, специальных навыков, вооруженности, психоэмоционального состояния и т.д.

Умышленное причинение чрезмерного вреда при задержании лица, совершившего преступление, влечет за собой уголовную ответственность по специальным нормам в случае причинения ему смерти или тяжкого вреда здоровью (ст.ст. 108, 114 УК РФ) или по общим нормам при причинении иного вреда с учетом того, что совершение преступления при нарушении условий правомерности задержания лица, совершившего преступление, является обстоятельством, смягчающим уголовное наказание.



Просмотров