Преимущественное право выкупа муниципального имущества. Как выкупить арендованное муниципальное имущество

Стать счастливым собственником арендованного имущества достаточно просто. Начало бизнеса, его раскрутка сопровождается постепенным ростом уверенности в себе и своих силах, если, конечно, развитие идет в гору. Такое естественное желание, как выкупить арендованное муниципальное имущество, законно и осуществимо. Выкуп муниципальных помещений по закону № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» является одним из оснований приватизации.

Рассматривает все возможности осуществления выкупа арендованного помещения. Законом могут быть установлены запреты на выкуп. Если желаемое помещение не относится к запрещенным, то можно надеяться на положительное решение.

Кому стоит надеяться получить право выкупа

Чтобы предпринимать какие-либо действия с целью приобретения муниципальной собственности, стоит убедиться, что относитесь хотя бы к одной из категорий:

  • юридическое лицо или ИП, имеющие регистрацию в Едином государственном реестре;
  • предприятие, имеющее регистрацию как субъект малого или среднего бизнеса;
  • не зарегистрированные субъекты, но: размер дохода в пределах 100 – 400 млн. рублей; а штат сотрудников – в пределах: 100 – 250 человек.

Выкуп может происходить на основе торгов. Законом предусмотрен преимущественный выкуп арендованного имущества. Это право получают субъекты малого и среднего бизнеса, для которых соблюдены следующие критерии:

  • не менее, чем два года покупатель использует имущество на праве аренды;
  • арендатор своевременно, планомерно, без задолженностей выполняет взятые на себя договорные обязательства;
  • помещение, на которое выдвинута претензия, зарегистрировано в едином реестре № 184-р.

Реализовать преимущественное право на выкуп можно, соблюдая определенный порядок выкупа арендованного муниципального имущества:

  • подготовить и предоставить в полномочные органы местного самоуправления пакет документов: паспорт, устав предприятия, справка о налоговом учете, справка о регистрации предприятия, протокол о полномочиях и назначении генерального директора.
  • на протяжении 30 дней с момента подачи документов комиссия выносит свое решение (отрицательное решение может быть оспорено в суде);
  • в течение 10 дней комиссия пересылает претенденту договор купли-продажи с определенной датой акцепта.

Перед тем, как выкупить муниципальное арендованное помещение, нужно знать возможности вложений, существующие у претендента. Частью 1 ст. 5 ФЗ № 159-ФЗ разрешена выплата по договору единовременно, если первое неприемлемо, то в рассрочку не более 3 лет. Право выкупа сразу нескольких помещений не возбраняется законом, причем нет ограничений на площадь.

Закон не действует, если помещение является частью большего здания или сооружения, Купить арендованное помещение невозможно без кадастровой регистрации или вещного учета.

Эти нововведения в последнее время практически единственные, выработанные с целью поддержки МСБ.

Недавно был опубликован Федеральный закон № 144-ФЗ о совершенствовании порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Закон призван увеличить количество арендуемых бизнесом помещений, предлагаемых к выкупу субъектами малого и среднего предпринимательства, и расширить перечень мер имущественной и административной поддержки предпринимателей.

Итак, что же предлагает для предпринимателей новый закон в указанных целях. Во-первых, поправки продлевает срок действия норм закона об особенностях отчуждения недвижимого имущества , находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, предоставляющих гарантии малому бизнесу. Это означает, что гарантированное законодательством преимущественное право субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендованного ими государственного или муниципального имущества будет действовать еще, как минимум, два года. То есть, до 1 июля 2015 года.

Во-вторых, значительно упрощается сам порядок приобретения в собственность такого имущества . В соответствии с новыми правилами преимущественное право на приобретение арендуемого имущества имеют субъекты малого и среднего предпринимательства, у которых имущество находится на основании договоров аренды в их временном владении непрерывно в течение двух и более лет по состоянию на 1 июля 2013 года. Напомним, ранее нужно было владеть государственным или муниципальным имуществом в течение 3 и более лет. Причем сами договоры аренды должны были быть заключены именно за три года до дня вступления в силу закона N 159-ФЗ.

Также в соответствии с ранее действующей редакцией закона площадь арендуемых помещений, которые могли быть выкуплены, не должна была превышать установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения. Сейчас такое ограничение снимается. Соответственно, упраздняется и ограничение возможности выкупа арендованного имущества, связанное с датой заключения арендных договоров.

Помимо исключения из закона данных норм, поправки провозглашают, что прежний отказ в приобретении субъектом малого или среднего предпринимательства арендуемого имущества, обоснованный ранее существовавшим основаниям (площадь помещения и срок действия договора) не препятствует повторному обращению с заявлением о выкупе арендованного имущества.

В целях реализации прав субъектов малого предпринимательства в этой сфере закон устанавливает, что предприниматели имеют право обжаловать любой отказ в отчуждении имущества, а также бездействие госорганов в части принятия решения и совершения юридически значимых действий, необходимых для реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Обжаловать теперь можно будет и достоверность величины рыночной стоимости объекта оценки, используемой для определения цены выкупаемого имущества.

Третье. У малого бизнеса появилась возможность выкупать помещения, включенные в утвержденный перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение субъектам малого предпринимательства. Теперь предприниматели могут в уведомительном порядке направить в уполномоченный орган заявление о реализации преимущественного права на приобретение такого имущества. Для этого необходимо, чтобы арендуемое имущество по состоянию на 1 сентября 2012 года находилось в их временном владении пользовании непрерывно в течение пяти и более лет и на протяжении такого же срока (5 и больше лет) было включено в соответствующий реестр.

Четвертое. Закон предоставляет предпринимателям ряд правовых и финансовых гарантий в целях выкупа арендуемого имущества по установленным ценам , в том числе на льготных условиях в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно его требованиям, арендуемое имущество может быть выкуплено в рассрочку посредством осуществления предпринимателем ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях. В случае, если законом субъекта Российской Федерации не установлен конкретный срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, будет применяться срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, равный трем годам.

В свою очередь регионы и муниципалитеты получили возможность оказать дополнительную поддержку бизнесу и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По закону оказание имущественной поддержки может осуществляться в виде передачи во владение и в пользование земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря и инструментов. Причем как на льготных условиях так и на безвозмездной основе.

Как реализуется данное право на практике, о камнях преткновения и путей их решения рассказала гендиректор группы компаний «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» Елена Артюх на конференции ко Дню предпринимателя в Каменске-Уральском.

Предприниматель – это три основных компонента: личность, идеи и ресурсы. Без их наличия предпринимателя не состоится. АНИТА РОДДИК Тело и душа (Body and soul, 1991; соавтор Рассел Миллер (Russel Miller)).

ПРОЦЕДУРА

Федеральным законом предусмотрена процедура преимущественного выкупа арендуемого имущества в двух вариантах.

Первый вариант - когда сам предприниматель предлагает муниципалитету продать ему имущество. Собственник, получив обращение предпринимателя, проводит оценку арендуемого имущества. Определив рыночную стоимость имущества, собственник в течение двух месяцев составляет проект договора купли-продажи, который передает на рассмотрение арендатору.

Второй вариант - когда муниципалитет сам подготавливает все документы и направляет предпринимателю предложение о приобретении арендуемого имущества.

В любом случае предприниматель может заключить с собственником имущества договор купли-продажи при соблюдении следующих условий:

НЕПРЕРЫВНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ПОМЕЩЕНИЕМ

Законом от 01.01.2001 N 149-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства , и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» указанный необходимый срок непрерывного владения арендаторами недвижимым имуществом снижен с трех до двух лет.

Практика. При заключении договора аренды недвижимого имущества осуществляется государственная регистрация. Многие предприниматели арендуют помещения без нотариального оформления. Но без факта госрегистрации договор считается незаключенным. Соответственно, сколько бы лет предприниматель не арендовал помещение, как бы прилежно не платил, только в судебном порядке он сможет установить факт беспрерывного пользования помещением в течение 2 лет.

НАДЛЕЖАЩЕЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ

Понятие «надлежащее перечисление арендной платы » в Законе от 01.01.2001 N 149-ФЗ конкретизировано. Вместо требования о «перечислении арендной платы надлежащим образом» установлено, что условием приобретения арендованного имущества в приоритетном порядке является отсутствие задолженности по арендной плате и неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендованного имущества по инициативе уполномоченного государственного или муниципального органа.

Если инициатива приобрести имущество принадлежит предпринимателю, учитывается отсутствие задолженности на день подачи заявления о реализации преимущественного права на приобретение этого имущества.

На поля:

Отказ субъекту малого или среднего предпринимательства в приобретении арендуемого имущества, выданный до дня вступления в силу Закона от 01.01.2001 N 149-ФЗ, не препятствует повторному направлению таким субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

ПЛОЩАДЬ АРЕНДУЕМОГО ПОМЕЩЕНИЯ

В соответствии с областным законодательством, арендатор может выкупить помещение площадью не более 2000 м2.

Теория. На сегодня нет однозначных подходов и ответов на вопрос о том, что площадь арендуемого имущества в 2000 м2 – это суммарно на одного предпринимателя по всем помещениям, которые он занимает, или это в отношении одного помещения, сколько бы договоров и помещений не было у него.

Исходя из общего смысла закона и прочтения совокупности различных правовых норм , юристы группы компании «ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ» придерживаются мнения, что площадь в 2000 м2 имеет отношение к одному помещению, а не к предпринимателю в целом.

НАЛИЧИЕ ИМУЩЕСТВА В ФОНДЕ ДЛЯ ПРИВАТИЗАЦИИ

Арендатору необходимо проверить, не включено ли помещение, которое он арендует, в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Перечень имущества утверждается в соответствии с Федеральным Законом от 01.01.2001 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Практика. В различных муниципальных образованиях Свердловской области существует разный подход к формированию этого перечня.

Один подход – всё имущество муниципалитета включается в этот перечень, ничего не приватизируется.

Другая ситуация возникает, когда муниципалитет заинтересован максимально запустить процесс приватизации.

Третья ситуация, которая существует и в Каменске-Уральском, – часть имущества, утверждённого городской Думой, включается в вышеуказанный перечень имущества, не подлежащего приватизации, а часть – приватизируется. Если на момент подачи заявки имущество, которое Вы хотели выкупить, не включено в перечень исключенного из приватизации, оно должно быть приватизировано.

ВЫКУП ИМУЩЕСТВА

У покупателя есть право оплатить покупку сразу, либо определить период рассрочки. В соответствии с областным законодательством, рассрочка может быть установлена на срок до 5 лет. Если стоимость имущества оплачивается не сразу, на время рассрочки имущество находится в залоге у собственника. Заключения отдельного договора о залоге выкупаемого имущества, в отличие от ранее действовавшего порядка, не требуется. Таким образом, устранена необходимость государственной регистрации отдельных договоров залога , упрощена процедура выкупа, а также исключены расходы региональных и местных бюджетов и арендаторов на уплату государственной пошлины за государственную регистрацию договоров залога.

На поля:

Рассрочка по оплате предполагает начисление процентов по ставке 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации , которая существует на дату принятия решения о приватизации. Период рассрочки выкупа арендуемого помещения определяется самим покупателем. Никакого диктата со стороны собственника не допускается.

Если стороны не договорились о цене. Вариантов поведения в этом случае масса. Можно привлечь другого независимого оценщика, можно предложить собственнику заключить договор на другую стоимость. Если согласия на этот счёт не будет получено, то стороны обращаются в арбитражный суд за разъяснением спора.

Практика. Если предприниматель не согласен с предлагаемой стоимостью имущества, есть смысл урегулировать эту сумму через суд. В ходе разбирательства дела стороны должны предъявить два заключения. От муниципального образования и от арендатора. Судья будет назначать судебную экспертизу и привлекать третьего оценщика.

В стоимость выкупаемого имущества может быть включена сумма произведенных арендатором неотделимых улучшений, которые осуществили в период аренды. Не стоит путать неотделимые улучшения с текущим ремонтом.

Но неотделимые улучшения могут быть включены в выкупную стоимость (то есть, цена будет снижена на сумму произведенных неотделимых улучшений) только в двух случаях:

1. Если в ходе аренды предприниматель, прежде чем совершать неотделимые улучшения, согласовал их объем и стоимость с собственником. Например, у него есть соглашение о проведении неотделимых улучшений или смета, утвержденная собственником, по которой следует, что он согласился на эти улучшения, принимает их объем и стоимость.

2. Если нет подтверждающих расходы документов (а на практике в 99% этого нет), в процессе обсуждения договора купли-продажи не исключено, что собственник согласится с представленными арендатором расчетами и согласится включить стоимость неотделимых улучшений в стоимость выкупного имущества.

На поля:

Если в ходе аренды стоимость неотделимых улучшений уже засчитывалась в арендную плату, очевидно, что второй раз эта стоимость засчитываться не будет.

Что делать в случае, если предприниматель арендует помещение и не собирается его выкупать, а узнаёт, что это помещение выставлено на торги?

С одной стороны, собственник имеет право распоряжаться имуществом, обремененным арендой, как считает нужным. Тем не менее, собственник перед выставлением помещения на торги обязан персонально обратиться к арендатору с предложением выкупить помещение.

У предпринимателя есть 30 дней, чтобы подумать и принять решение. Он может согласиться выкупить, но может и отказаться или промолчать. Отказ или молчание будут расцениваться как нежелание воспользоваться своим правом выкупа. В любом случае, новый собственник, как и прежний, обязан сохранять договор аренды с прежним арендатором.

Практика. Были случаи, когда собственник-муниципалитет не уведомлял арендатора о том, что он собирается продавать на торгах помещение. Арендатор в таком случае вправе оспаривать состоявшуюся сделку купли-продажи.

НА ПодложкЕ.

Как обстоит процесс выкупа имущества в Каменске-Уральском на сегодня.
Конкретный случай.

Надежда ШВЫДКАЯ, начальник отдела содействия развитию предпринимательства:

В мае мы запрашивали всех предпринимателей, попадающих под действие этого закона, о том, готовы и хотят ли они воспользоваться преимущественным правом выкупа.

По данным комитета по управлению имуществом г. Каменска-Уральского, к ним обратилось 6 предпринимателей, пятерым из них было отказано по причине включения арендуемого ими имущества в перечень муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства. Шестому предпринимателю отправлен проект договора купли-продажи арендуемого им помещения.

Теперь, с изменением сроков непрерывного пользования помещением, думаем, предприниматели снова начнут обращаться с заявлениями о выкупе имущества.

Ольга СОЛДАТОВА, руководитель фитоцентра «Прасковья»:

У нас выкуп помещения осложняется тем, что мы арендуем историческое здание 1848 года, памятник архитектуры областного значения.

Работая над программой въездного туризма, хочется отреставрировать это здание так, чтобы людям хотелось к нам приезжать. Всю работу необходимо делать своими силами, своими средствами. А вкладывать деньги в то, что тебе не принадлежит, ни один предприниматель не будет.

После подачи заявления о выкупе помещения комитет по управлению имуществом заказывает независимую экспертизу. По оценке Эксперт», данное здание находится в удовлетворительном состоянии, требуется только косметический ремонт. А в обследованиях по охране памятников другая информация, противоречащая первой. Я заказала свою независимую оценку -ком». Разница оценок экспертиз – в полмиллиона рублей...

Соглашения о цене выкупаемого имущества мы не достигли. В законе порядок рассрочки не определён. Я предложила составить график не равными долями. Например, у нас летом клиентов намного меньше, чем зимой. Соответственно, я предложила выплачивать сумму выкупа летом – меньше, а зимой – больше. В таком варианте в рассрочке мне было отказано. Вопрос предлагают решать в судебном порядке.

Пока процесс выкупа приостановлен...

Вера РОМАНОВА, председатель комитета по управлению имуществом:

На данный момент идёт работа над уточнением площадей и корректировкой оценок имущества, арендуемого

Что касается рассрочки выкупа арендуемого помещения, то она установлена в соответствии с общепринятыми правилами по предоставлению рассрочки, связанными с выдачей кредитов. Ольге Ивановне мы предложили оплачивать рассрочку равными ежемесячными платежами в течение 5 лет. Такой вариант выплат является неубыточным для городского бюджета.

Фото высотки или красивый вход в здание, фасад.

Анастасия Пожидаева

Говоря о выкупе муниципального имущества обычно, подразумевают передачу в собственность этого имущества. Передача эта происходит на возмездной основе, т.е. путем выкупа. В зависимости от имущества, процесс выкупа различается. Так приватизация отличается в случае:

С муниципальными предприятиями;

Объектами, отданными в аренду для развития малого и среднего бизнеса;

Имеет свои особенности процесс приватизации имущества, используемого муниципальными предприятиями.

Как правило, не сразу. Чаще всего имущество берется в аренду, после чего уже владелец, решив, что имеет смысл приобрести его в собственность, проходит процесс приватизации. Но такое возможно не всегда.

Местные органы власти должны создать специальную комиссию по вопросам приватизации. Эти комиссии, состоящие из представителей разных ведомств и местной власти, решают какие объекты можно приватизировать.

Документы об этом решении направляют в орган, на балансе которого находится соответствующее имущество.

Держателю имущества дается 30 суток, после которых можно начинать процесс приватизации.

Возможно и так, что документы на приватизацию могут направляться руководителем предприятия в случае с имуществом переданным в аренду муниципальным предприятием. В такой ситуации собственник должен согласиться на передачу имущества в порядке выкупа.

Выкуп имущества в первую очередь может проводиться арендатором. Если арендатора нет, то преимущество согласно закону имеют представители малого и среднего бизнеса.

В некоторых случаях приватизация не проводится. Причины могут быть разные: например, имущество может передаваться только предприятиям определенного профиля или представитель бизнеса, желающий приобрести имущество, не отвечает некоторым требованиям.

Арендатор, желающий приобрести имущество должен отвечать некоторым требованиям:

Срок пользования имуществом по соглашению аренды должен составлять не меньше 2-х лет; - использование имущества должно быть оплачено в соответствии с соглашением между арендатором и собственником;

Имущество не должно включаться в общий перечень имущества для приватизации, т.к. арендатор может приобрести его по собственной заявке, пройдя специальную процедуру, о чем будет сказано ниже.

Через месяц после принятия решения, собственник имущества должен сообщить о намерении провести приватизацию. Кроме сообщения о намерении провести приватизацию, собственник еще должен направить проект договора о выкупе имущества.

Если имущество находится в управлении муниципального предприятия, оформление приватизации проводится через директора предприятия, но при согласии органа, представляющего собственника имущества.

Получив документы о предстоящей приватизации, арендатор имущества имеет 30 дней на согласие. Если согласия нет, то имущество будет передано другому лицу или приватизация и вовсе может быть отменена.

Можно оттянуть сроки, сославшись на несоответствие заявленной цены имущества.

Оспаривание цены происходит в суде. В этом случае процесс дачи согласия на приватизацию откладывается до вступления решения суда в силу.

Если же проблем с ценой нет, то необходимо дать свое согласие, принести документы, подтверждающие отсутствие долга по оплате аренды.

Желающий приобрести имущество в процессе приватизации, может подать свою заявку, если нет долгов по оплате аренды, владение имуществом осуществляется уже больше 5 лет, и имущество не вошло в список приватизируемого имущества.

Оплата имущества может происходить сразу, может оформляться в рассрочку. Законом установлено ограничение о минимальном сроке рассрочки – 3 года. В любой момент покупатель, если у него появляется такая возможность, может погасить долг полностью.

Будет ли проходить оформление рассрочки, также зависит от покупателя. Данный вопрос фактически решается только покупателем, действия органов в этой части будут полностью зависеть от решения покупателя. Если же в договор о покупке имущества будет внесены правила об ограничении сроков оплаты, а также невозможности рассрочки, то согласно закону они не будут иметь силы.

Нарушения, процедур оформления приватизации, отказ проводить приватизацию, нарушение преимущественного права покупки являются основаниями для подачи заявления в суд о незаконности купли-продажи такого имущества.

В суд в такой ситуации можно пойти не позже чем через 2 месяца, после того, как стало известно о нарушениях. В случае просьбы перевести на себя права покупателя, необходимо будет внести на депозит суда соответствующую сумму.

Еще в 2008 году был принят закон, который должен был облегчить жизнь малому и среднему бизнесу.

Однако на практике, полученное ими право выкупать арендуемые у государства нежилые помещения не принесло положительных плодов. «Расчет» расскажет вам обо всех шероховатостях данных нововведений.

Начнем по порядку: бизнесмены, которые хоть раз пытались воспользоваться предоставленной возможностью, уже столкнулись с тем, что сделать это практически невозможно. Множественные противоречия законодательства и старания чиновников на местах привели к «параличу» полезной для бизнеса инициативы.

«Малышам» в помощь

Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года. Так, 24 июля 2007 года вступил в силу 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В нем давалась одна из характеристик – средняя численность работников за предшествующий календарный год – в соответствии с которой коммерсанты могли претендовать на ряд льгот и привилегий. Пункт 1 статьи 4 устанавливал, что для малого бизнеса этот показатель не должен превышать ста, а для средних предприятий – 250 человек. Выделил закон и микропредприятия, в которых трудится около 15 работников.

Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду.

Кроме того, в документе имелись ссылки на второй критерий для получения льгот, который должно было определить правительство, – максимальный размер выручки от реализации товаров (работ или услуг) за предшествующий год без учета НДС. 22 июля 2008 года постановлением правительства № 556 были установлены его следующие значения: для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб., а для среднего бизнеса – 1 млрд. руб. Таким образом, соответствуя этим двум критериям, малое и среднее предпринимательство могло претендовать на облегченные условия ведения бизнеса.

Поблажки, которые были обещаны коммерсантам, устанавливались в 7 статье 209-ФЗ. Самым главным подарком для бизнес-сообщества стал шанс получить в аренду недвижимость, принадлежащую государству или муниципалитету, на льготных условиях. Конкретизировать, какое имущество могло передаваться в пользование коммерсантам, исполнительная власть должна была сама. Для этого 8 статья 209-ФЗ наделяла правом федеральные и органы субъектов Федерации, муниципалитеты составлять специальные перечни имущества. Статья 4.2 того же закона четко устанавливала невозможность приватизации помещений, включенных в эти списки. Все, казалось бы, логично: есть площади для льготной аренды, которые не могут быть проданы кому-либо, чтобы малый или средний бизнес в любое время мог иметь крышу над головой.

Аренда для «своих»

Государство впервые серьезно задумалось о поддержке развивающегося бизнеса еще за год до финансового кризиса 2008 года.

Желание поддержать небольшие компании было омрачено особенностями работы чиновников на местах, которым дана полная свобода действий при передаче помещений в аренду. В некоторых регионах месячная плата на льготные площади взлетела до небес. «Повышенная ставка за недвижимость становится возможной при использовании схемы с посредниками, когда дружественные власти компании становятся прямыми арендаторами. При таком раскладе малый бизнес вынужден заключать договоры субаренды. Например, в Хакасии ежемесячные платежи доходят до совсем не провинциальных 3 тыс. рублей за кв. м.», – говорит руководитель регионального отделения по Республике Хакасия «Центра противодействию коррупции в органах государственной власти» Валерий Послед.

Осознав сложности, с которым столкнулся малый и средний бизнес, государство решило подумать о возможности приватизации нежилых помещений. Для этого депутаты разработали законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества», который был внесен в Госдуму еще 1 июля 2005 года. В нем говорилось о приоритетном праве на приватизацию компаний, которые арендуют государственное помещение не менее трех лет, при этом площадь помещения не должна превышать 300 метров. Именно в таком виде 14 сентября 2007 года документ был принят в первом чтении.

Напомним, что к этому моменту уже вступил в силу 209-ФЗ, который вводил перечни недвижимого имущества, предназначенного только для сдачи в аренду. Для того чтобы помещение можно было приватизировать, оно должно отсутствовать в этих списках. С этим положением 22 июля 2008 года 159-ФЗ вступил в силу. Вывод напрашивается только один: не все нововведения, которые внедряет наше правительство, оказывают позитивное влияние на общество.



Просмотров