Правовые взгляды Т. Гоббса


Содержание
1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды. 2
2.Соотношение экономики, политики, права. 3
3.О каком юридическом правиле писал Т. Гоббс: «Действие не становится 10 преступлением, если закон издан после его совершения. Закон, изданный после совершения действия, не делает это действие преступным»?
4.Решите задачи. 11
5.Литература. 13

1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств, применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4)создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
1)по предмету правового регулирования – конституционный, административный, земельный и т.д.;
2)по их юридической природе – материальный и процессуальный;
3)по содержанию – валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
4)по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;
5)по функциям права – режим особого регулирования и особой охраны;
6)по формам выражения – законный и договорной;
7)по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный;
8)по сфере использования – внутри государственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и прочее).
2.Соотношение экономики, политики, права.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Археологи установили, что примерно в VII-IIIвв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений – экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.
Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально- политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это не что внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. права.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.
Право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIXв. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.
Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая, политическая и духовная свобода. В странах с неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т.е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.
Политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Содержание политики, т.е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т.д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Основные теории возникновения права:
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу пр
и т.д.................

Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной по­литической власти." В начале революции он выступил защитни-

1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской

ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку?

Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство спо­собностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обурева­емое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находят­ся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоя­нии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии.

Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества?

Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе чело­века: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разу­ме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами».

Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определя­ет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В есте­ственном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, есте­ ственные законы. Следовательно, право и закон различаются меж-

работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посе­тив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трак­тат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромве­лем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гоне­ниям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиа­фан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещен­ных книг.

ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стре­миться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.

Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасно­сти личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они - начало и источник справедливости. Справедливость и собствен­ность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он назы­вает еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая уг­розой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобре­тают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государ­ ства, а сила - с появлением гражданских законов.

Цель государства - главным образом обеспечение безопасно­сти, поскольку естественными законами она не гарантируется. Со­глашения без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс.

Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, еди­ное лицо - государство. «Государство, - дает определение мысли­тель, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сде­лало себя путем взаимного договора между собой огромное множе­ство людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним челове­ком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верхов­ной властью - суверен. Всякий другой - его подданный.

Таким образом, абсолютная власть государства - вот, по мне­нию Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движе­ние всему телу» - душа; должностные лица исполнительной и су-

дебной власти - искусственные суставы; награды и наказания - нервы; благосостояние и богатство граждан - сила; безопасность народа - занятие; его советники - память; справедливость и зако­ны - разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - бо­лезнь; гражданская война - смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель.

Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограни­ченная власть над жизнью и смертью подданных не может считать­ся несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый под­данный является виновником каждого акта, совершаемого сувере­ном», - считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла - гражданс­кий закон, единственный судья - законодатель.

Предполагая возражения против безропотного подчинения при­хотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограни­ченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение челове­ка всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравне­нию с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть - гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав от­дельного индивида, правовой организации самого государства.

В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена - только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государ­стве. Однако правовая организация самого государства у него вклю­чает права и свободы подданных, обязанности суверена.

Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограничен­ной властью суверена?

Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыс­литель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. граждан­ ские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю-

чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы остав­ляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразуме­вается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсо­лютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим под­данным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоход­ство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветитель­ной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гу­манный социальный смысл.

Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обя­зан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п.

В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе пересту­пать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязы­вает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запреща­ет защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возмож­ность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему.

Иное дело - гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами.

По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью пред­писаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека мо­жет быть урезана и ограничена, что «является естественной целью

издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон - установление разума и приказа­ ние государства. Следовательно, толкование закона зависит от вер­ховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен.

Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (опреде­ляющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом.

Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа - высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью - изданием и применением хороших законов, воспитанием рав­ной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходи­мым средством к миру», условием общежития в трактате называ­ется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанно­стям суверена он относит также правильное применение вознаг­раждений и наказаний.

Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как послед­ний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, уста­новленные для подданных, на него не распространяются. В его кон­цепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшеству­ющих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях.

Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государ­ ства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суве­рен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста-

9 Г. Г. Демиденко

точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту под­данным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпа­тии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на сто­роне монархии, потом - на стороне сильной власти лорда-протек­тора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реали­зуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными.

Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права - идея всеобщего естественного равен­ства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и пока­зал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса - гражданское общество, охраня­емое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть

суверена и права подданных. Его возвеличивание государства

Левиафана, правопорядка - не гимн тоталитаризму, а правовая аль­тернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним.

Безопасность как главная политическая ценность

Томас Гоббс (1588-1679) был первым писателем Нового времени, который, основываясь на началах естественного права, создал полное и систематическое учение о государстве . Будучи свидетелем револю

ционных потрясений середины XVII в. в Англии, он выступил как яростный противник революции. В своей политической теории он исходил из представлений о безопасности государства как главной политической ценности, причем для ее достижения он нашел такое средство, как абсолютизм верховной государственной власти, основанной на непоколебимых устоях естественного закона.

Томас Гоббс родился в Мамзбери в семье викария, однако уже в раннем детстве остался без попечения родителей, и все заботы о воспитании молодого человека легли на плечи его дяди. В возрасте 14 лет

Гоббс поехал учиться в Оксфорд, где изучал схоластическую философию, неприязнь к которой сохранил на всю жизнь. Сам Гоббс увлекся эмпирической философией, а также интересовался математическими методами познания, что роднит его с такими учеными и философами, как Ф. Бэкон, Р. Декарт, П. Гассенди и Г. Галилей. С ними он лично познакомился при многочисленных поездках на континент, куда он приезжал в качестве гувернера- воспитателя, сопровождая своих богатых и знатных учеников. По возвращении в Англию 50-летний Гоббс начал разрабатывать основы политической теории. Его взгляды

на верховную власть не понравились ни одной из борющихся политических партий - ни роялистам, ни республиканцам, и Гоббс, будучи осторожным человеком, уехал на десять лет во Францию. Опубликовав в 1651 г. свое главное политическое произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского», Гоббс поссорился также и с французским духовенством, недовольным его антикатолицизмом, и вынужден был бежать обратно в Англию. Там он отошел от политической жизни, отказался от предложенного ему видного государственного поста, подчинившись диктатуре Кромвеля. После Реставрации Гоббс снова приобрел расположение короля, однако его произведение «Левиафан» после большого пожара и чумы в Лондоне стало объектом особенно недоброжелательной критики, было причислено к чему-то злостно-атеистическому, якобы ответственному некоторым образом за столь жуткие события. В это время популярность Гоббса за границей была выше, чем у него на родине.

Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится в таких его сочинениях, как «Элементы законов, естественных и политических», в третьей части философской трилогии «Основы философии» - «О гражданине» (первые две части озаглавлены «О теле» и «О человеке») и в упомянутом выше сочинении «Левиафан». Через несколько лет после смерти Гоббса его политические произведения были включены в индекс запрещенных книг, составленный Оксфордским университетом, и сожжены.

Основные положения политико-правовой теории Гоббса. Основные положения, которые защищает Гоббс в «Левиафане», можно свести к следующему. Гоббс разработал новое политическое понятие - «естественное состояние», охарактеризовав его как состояние, где нет власти, держащей людей в страхе, как «состояние войны всех против всех». Пагубность такой ситуации побуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния, взаимному отказу от права на все. Люди отказываются от естественных прав (т.е. свободы делать все для самосохранения и безопасности) и переносят их на государство, власть суверена в котором абсолютна. Подданные не имеют никаких прав в области политики, а поддержание справедливости в области частноправовых отношений, в том числе сохранение каждым того, что ему принадлежит, соблюдение незыблемости договоров, беспристрастная защита каждого в суде и т.п. также вменены в обязанности суверену. Возможность поступать по своему усмотрению подданные имеют лишь в том, в чем суверен не предписал никаких правил.

О методе получения новых политических знаний. Искусство строительства и сохранения государства, писал Гоббс, подобно арифметике и геометрии, основано на определенных правилах, а не только на практике. Для того чтобы найти эти правила, нужны досуг, любознательность и метод. Аристотель и Цицерон получали политические знания, анализируя политическую практику собственных государств, и не пользовались таким методом, как выведение знаний из принципов природы. Сам Гоббс в своей теории государства и права воспользовался именно последним методом.

О естественном состоянии как состоянии «войны всех против всех». В естественном состоянии все люди равны и между ними возникает вражда. Причины этой вражды лежат в природе человека, и основных причин три: соперничество, недоверие, жажда славы. Соперничество равных по природе людей протекает с использованием насилия, оно возникает по поводу их притязаний на объекты собственности, будь то имущество другого человека или он сам, его жена, дети, скот и проч. Недоверие между людьми ведет к тому, что люди употребляют насилие в целях самозащиты. Жажда славы приводит людей к использованию насилия с целью добиться от других почестей, признания своего превосходства, большего уважения и проч.

Гоббс не согласен с хорошо известным в истории политической мысли тезисом Аристотеля о том, что человек есть общественное животное и не может жить вне общения. Напротив, Гоббс убежден, что люди не испытывают никакого удовольствия от жизни в обществе и заставить их жить вместе и в мире друг с другом способна только верховная власть, держащая всех в подчинении. Гоббс убежден, что «пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» .

В этом естественном состоянии нет места для трудолюбия, так как никому не гарантированы плоды его труда, нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет знания земной поверхности, исчисления времени, ремесла, литературы - одним словом, нет общества. Зато у людей, живущих в естественном состоянии, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, а жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна.

Состояние войны всех против всех характеризуется также тем, что понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Мерой добра и зла для человека, находящегося в естественном состоянии, являются лишь его личные влечения. Там, где нет верховной власти, нет закона, а там, где нет закона, нет несправедливости.

В естественном состоянии отсутствуют собственность, владения, точное разграничение «моего» и «твоего», человек находится в плохом положении, и выйти из этого состояния он может отчасти благодаря своим страстям, а отчасти благодаря разуму.

Страсти, делающие людей склонными к миру, - это страх смерти, желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием. А разум подсказывает подходящие условия мира, на основе которых люди могут прийти к соглашению. Эти условия суть то, что называется естественными законами.

Определение естественного права и естественного закона. Естественное право есть «свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной природы, т.е. собственной жизни, и, следовательно, свобода делать все то, что, по его суждению, является наиболее подходящим для этого» .

Свобода - это отсутствие внешних препятствий, которые лишают человека возможности делать то, что он хотел бы. Естественный закон есть «предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни» . Право и закон необходимо различать, хотя обычно эти понятия смешиваются. Между тем право состоит в свободе делать или не делать что-то определенное, а закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы.

Формулировки основных естественных законов. Первый и самый главный естественный закон гласит: следует искать мира и следовать ему. Если у человека не будет надежды достигнуть мира, то за ним остается естественное право защищать себя всеми возможными средствами.

Второй естественный закон утверждает: в случае согласия на то других людей человек должен отказаться от права делать все, что он хочет, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, какую он допустил бы у них по отношению к себе. Мотивом и целью при отречении от права является гарантия безопасности человеческой личности. Безопасность Гоббс понимает как сохранение жизни при условии, что жизнь не стала бы тяжелой . Взаимное перенесение права или обмен прав есть то, что люди называют договором.

Гражданское состояние связывается Гоббсом с понятием государства, которое определяется как организация принудительной власти. Гоббс объяснял, что если естественное состояние есть состояние войны всех против всех, то в гражданском состоянии имеется власть, установленная для оказания принудительного воздействия на тех, кто без этого воздействия нарушил бы свое слово.

Третий естественный закон есть закон справедливости, в соответствии с которым люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Природа справедливости состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, но сама обязательная сила соглашений начинается лишь с установления гражданской власти, достаточно сильной, чтобы принудить людей к выполнению своих соглашений, с чем совпадает также начало собственности.

Четвертый естественный закон Гоббс формулировал так: человек, получивший благодеяние от другого человека по его милости, а не по принуждению, должен вести себя так, чтобы человек, оказавший благодеяние, не имел разумного основания раскаиваться в своей доброте.

Пятый естественный закон есть закон любезности: каждый человек должен приноравливаться ко всем остальным.

Шестой естественный закон есть закон прошения: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого.

Седьмой закон гласит, что при отмщении (воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершенного зла, а с размерами того блага, которое должно последовать за отмщением. Этим законом людям запрещается налагать наказание с какой-либо иной целью, нежели исправление преступника или предостережение других.

Восьмой закон устанавливает следующее правило: ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому.

Рассуждая по поводу девятого закона, Гоббс пишет, что в естественном состоянии все люди равны, а существующее в настоящее время неравенство было введено гражданскими законами. Он замечает, что знаком с доктриной Аристотеля о природном неравенстве людей, являющейся основой его «Политики». По Аристотелю, есть люди, предназначенные самой природой к управлению как наиболее мудрые, другие же, обладающие сильным телом, - к службе, как будто разделение на хозяев и слуг было установлено не соглашением людей, а различием ума. Но против этого говорит не только разум, но и опыт. Ведь, не без юмора заключает Гоббс, мало найдется дураков, которые не предпочитали бы сами управлять собой. Формулируя девятый закон, Гоббс пишет, что если природа сделала людей равными, то это равенство должно быть признано; если же природа сделала людей неравными, то равенство все же должно быть допущено, так как люди считают себя равными и вступают в договор не иначе, как на равных условиях. Сам же закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость. Таким образом, Гоббс не настаивает на равенстве людей как на эмпирическом факте, а признает равенство в качестве политического требования.

Из этого закона вытекает следующий: при вступлении в мирный договор ни один человек не должен требовать предоставления себе какого-либо права, предоставить которое любому другому человеку он не согласился бы. Если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то следующий естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Следующий закон гласит, что неделимые веши должны быть, если возможно, использованы сообща, причем, если количество вещей позволяет, без ограничения, в противном случае - пропорционально числу тех, кто имеет право. То, что всем людям, которые являются посредниками мира, должна быть предоставлена гарантия неприкосновенности, - это тоже естественный закон. Другой естественный закон - в случае спора стороны должны подчинить свое право решению третьего лица - арбитра.

«Таковы естественные законы, предписывающие мир как средство сохранения людей в массе и относящиеся лишь к учению о гражданском обществе», - резюмирует Гоббс 1 . Конечно, рассуждает он, большинству простых людей, заботящихся лишь о пропитании, некогда заниматься дедукцией и выводить самим эти естественные законы из собственного разума. Но чтобы никто из людей не мог оправдываться незнанием этих законов, они были резюмированы в одном легком правиле, доступном пониманию и самого неспособного человека. Это правило гласит: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано тебе.

Наука о естественных законах есть моральная философия. Естественные законы неизменны и вечны. Ибо несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными. Наука об этих естественных законах есть моральная философия. Таким образом, Гоббс, исходя из единого начала - сохранения мира и безопасности сообщества как главной ценности человеческого общежития, выводил как юридические, так и нравственные законы, которые сливались воедино.

Гоббс считал, что в естественном состоянии то, что он формулирует в качестве естественных законов, существует как известного рода определенная природная предрасположенность людей, о которой с помощью разума можно сделать умозаключение. Эти предписания разума обычно называют законами, что, однако, не соответствует их сущности. Ибо эти предписания лишь определенные умозаключения, а законом в собственном юридическом смысле является только то, что издано верховной властью и опирается на меч государства. Исходя из этого, можно понять, почему для Гоббса не существовало более высокой инстанции в вопросах права и морали, чем государство, которое с помощью законов регулировало, как бы мы сейчас сказали, политическое поведение людей (внешнюю сторону поведения). Поэтому, как пишет К. Хюбнер, в противоположность Бодену Гоббс «отбрасывает естественное право, признавая значение лишь издаваемого сувереном гражданского государственного права. Естественно-правовые законы (как, например, запрет краж или смертоубийства) суть лишь пустые формулы, которые практически бесполезны. То, является ли нечто кражей и в каких случаях это является кражей, или является ли нечто убийством и в каких случаях это является убийством в уголовно-правовом смысле, - все это подлежит определению исключительно в рамках законов, которые устанавливают, что вообще следует понимать под моим и твоим, под правом на жизнь и так далее» .

Государство как искусственный человек. Во второй части «Левиафана» Гоббс рассматривает вопрос о государстве. Для достижения мира и безопасности люди создали искусственного человека, называемого Гоббсом государством.

Он дал следующее определение сущности государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты» . Государство Гоббс сравнивает с образом мифического Левиафана. Мысль Гоббса была хорошо проиллюстрирована на титульном листе его сочинения, увидевшего свет в 1651 г. На нем изображен по пояс огромный человек, состоящий из множества отдельных лиц, со знаками власти в обеих руках, возвышающийся над гористой местностью с очерченными границами государства.

Верховная власть, согласно Гоббсу, может быть учреждена двумя путями. Во-первых, силой и, во-вторых, по добровольному соглашению. Учрежденное по добровольному соглашению государство называется политическим. Термин «политическое государство» впоследствии получил широкое распространение. Разговор о правах, образующих сущность верховной власти и одновременно являющихся ее признаками, Гоббс начинает с этого типа государства.

Признаки политического государства. Подданные в нем не имеют права свергнуть власть суверена и вернуться к хаосу разобщенной толпы. Люди заключают договор друг с другом, а не с сувереном, поэтому невозможно нарушение соглашения со стороны суверена и, следовательно, никто из его подданных не может быть освобожден от подданства под предлогом того, что суверен нарушил какие-либо свои обязательства. Ведь очевидно, что тот, кто стал сувереном, не заключал предварительного соглашения со всеми своими подданными. Если большинство подданных своим голосованием объявят кого-то сувереном, то несогласный вынужден будет подчиниться воле большинства. Так как в таком государстве каждый подданный является ответственным за все действия суверена, то, что бы ни делал суверен, это не может рассматриваться как неправомерное и несправедливое действие по отношению к подданному. Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как-нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Поскольку в компетенции суверена находится обеспечение мира и безопасности и он вправе делать все, чтобы предупредить внутренние раздоры и угрозу извне, то в компетенцию верховной власти входит и судейство по поводу того, какие мнения и учения препятствуют или содействуют миру и безопасности. Она должна определить, «кто должен расследовать доктрины всех книг, прежде чем они будут опубликованы». Как говорит Гоббс, «действия людей обусловлены их мнениями, и в хорошем управлении мнениями состоит хорошее управление действиями с целью водворения среди них мира и согласия» 1 .

В политическом государстве к компетенции верховной власти относится право учреждать гражданские законы, особенные законы каждого отдельного государства, в первую очередь законы о собственности. Составной частью компетенции верховной власти является право юрисдикции, т.е. право рассмотрения и решения всех споров, могущих возникнуть относительно закона, как гражданского, так и естественного, или относительно того или иного факта, а также право объявления войны и заключения мира с другими государствами. Это право судить о том, что требуется в данный момент в интересах общего блага и какие силы должны быть для данной цели собраны, вооружены и оплачены, какая сумма должна быть собрана с подданных для покрытия расходов. Верховная власть имеет право распоряжаться войсками государства. Суверен всегда является верховным главнокомандующим. Он вправе как награждать и поощрять людей к служению государству, так и накладывать наказания и предавать бесчестью тех, кто наносит ему вред. Суверену принадлежит право раздавать почетные титулы, устанавливать градацию ценности людей, оказавших или способных оказать услугу государству.

Таковы признаки верховной власти. Ее права непередаваемы и неделимы. Это доказывается следующим образом. Есть такие права (не вошедшие в вышеперечисленные), которые могут быть переадресованы сувереном кому-то другому. Но если он перенесет на кого-то другого право распоряжаться войсками, то сохранение за собой права судебной власти будет бесполезно, так как у него не будет силы привести законы в исполнение. Если он уступит кому-либо право взимать налоги, то пустым остается его право распоряжаться военными силами; если он откажется от права цензуры тех или иных доктрин, то люди могут восстать.

Гоббс убежден, что причиной недавней гражданской войны в Англии послужило неправильное мнение, распространенное среди большинства населения, что указанные права должны быть разделены между королем, лордами и палатой общин. Он уверен, что в ближайшем будущем страна вернется к его идее неделимости верховной власти. Здесь, как известно из последующих событий, Гоббс ошибался.

Гоббс понимал, что положение подданных, вынужденных безропотно подчиняться прихотям и порочным страстям того или тех, кто имеет в своих руках столь неограниченную власть, весьма прискорбно. Но он знал, что есть еще более страшное положение - гражданская война или разнузданное состояние безвластия, когда люди не подчиняются законам и не признают над собой никакой принудительной власти, удерживающей их от грабежа. Он справедливо замечал, что все люди от природы как бы снабжены замечательными увеличительными стеклами, каковыми являются их страсти и себялюбие и сквозь которые каждый маленький платеж их в пользу государства представляется им великой обидой. И одновременно они лишены тех подзорных труб, а именно морали и гражданской науки, которые бы позволяли видеть издали грозящие бедствия, которых нельзя избежать без таких платежей.

О видах политического государства. Видов государства, основанного на установлении, может быть только три: монархия (верховная власть принадлежит одному человеку), демократия, или народоправство (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих всех, кто хочет участвовать в выборах), и аристократия (верховная власть принадлежит собранию граждан, представляющих лишь часть граждан). Других видов правления быть не может, ведь вряд ли кто-нибудь назовет анархию новой формой власти. Что же касается встречающихся терминов «тирания» и «олигархия», то это не названия других форм правления. Те, кто недоволен монархией, называют ее тиранией, а недовольные аристократией называют этот вид власти олигархией. Но не следует думать, что правление имеет одну форму, когда оно нам нравится, и другую, когда оно нам не нравится, справедливо указывает Гоббс.

Монархия лучше других форм государства обеспечивает мир и безопасность. Ход рассуждений Гоббса по этому поводу таков. Всякий человек, облеченный властью, несет в себе два начала: как политик он должен заботиться об общем благе, как частное лицо он имеет в виду свои собственные интересы, интересы своей семьи, родственников и друзей. Если общие интересы сталкиваются с его частными интересами, человек чаще всего отдает предпочтение своим интересам, ибо страсти сильнее разума. Общие интересы поэтому более всего выигрывают там, где они более тесно совпадают с частными интересами. Именно такое совпадение имеется в монархии. В монархии есть один властитель, который легко может удовлетворить себя и своих приближенных, в то время как у членов собрания фаворитов и родственников гораздо больше. Монарх может советоваться с тем, чье мнение сочтет нужным. В демократиях советы дают люди, имеющие на это права, а это чаще всего люди, сведущие больше в вопросах приобретения богатства, чем в знаниях, демагоги и ораторы, стремящиеся разжечь страсти, играющие на публику в ущерб интересам дела. Такое положение дурно еще и потому, что тайное ведение дел, часто необходимое в государстве, становится невозможным.

Об отеческом и деспотическом государствах. Для государства, основанного на приобретении (силе), используются такие понятия, как отеческая и деспотическая власть. В обоих случаях - как при договорном происхождении государства, так и при силовом - побудительным мотивом его образования, согласно Гоббсу, является страх. Но если в первом случае страх друг перед другом (а не перед сувереном) заставляет человека договариваться и выбирать верховную власть, то в государствах, основанных на силе, страх перед сувереном отдает людей ему в подданство. Это единственный критерий, по которому эти два разных типа государства различаются между собой.

Понятие «господство» Гоббс использует для государств, основанных на приобретении. В них господство может быть приобретено двояким путем: путем рождения и путем завоевания. Право господства на основе рождения есть право родителя господствовать над своими детьми, а такая власть называется отеческой. Право господства на основе завоевания есть право хозяина господствовать над слугой, и такая власть называется деспотической. Гоббс специально подчеркивает, что право господства как в первом, так и во втором случае основано на согласии подчиняться как отеческой власти, так и власти завоевателя, и объясняет, почему дело обстоит именно так.

О группах людей и их роли в государстве. Группы людей Гоббс сопоставил с мускулами естественного человеческого тела. Под группой имеется в виду известное число людей, объединенных общим интересом или общим делом. Одни из этих групп являются упорядоченными, другие - неупорядоченными. Упорядоченными называются те, в которых один человек или собрание людей выступают в качестве представителей всей группы. Все другие называются неупорядоченными. Само государство, рассматриваемое через теорию групп, является упорядоченной группой, причем абсолютной и независимой. Все другие упорядоченные группы зависимы, т.е. подвластны верховной власти. Из подвластных групп некоторые являются политическими (иначе их можно назвать политическими телами или юридическими лицами), другие - частными. Политическими являются те группы людей, которые образованы на основании полномочий, данных им верховной властью государства. Частными являются те, которые установлены самими подданными. Из них одни законны, другие противозаконны.

Служителями верховной власти являются те, кому суверен поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства. Некоторым из государственных служащих поручается общее управление или всем государством (протекторы, регенты), или частью его (губернаторы, наместники, префекты). Их функции соответствуют функциям нервов и сухожилий, приводящим в движение различные члены человеческого тела. Другие чиновники ведают специальными отраслями управления внутри страны или за границей. Из специальных отраслей управления внутри страны на первом месте стоит управление государственным хозяйством. Государственными чиновниками являются те, кто имеет полномочия в отношении казны, кому поручены сбор налогов, пошлин, земельных податей и других государственных доходов, а также отчетность по этим статьям. Далее, служат государству те, кто имеет полномочия в отношении войска. Не меньшее значение для государства в глазах Гоббса имеют те его служители, которые имеют полномочия учить людей их обязанностям в отношении к верховной власти и наставлять в том, что справедливо и несправедливо, дабы сделать их склонными жить в благочестии и мире между собой и противостоять врагам государства. Служителями являются также те, кому поручено судопроизводство, те, кто имеет полномочия от суверена заботиться о приведении в исполнение судебных решений, обнародовать его повеления, подавлять беспорядки, арестовывать и заключать в тюрьму преступников, а также совершать другие акты, имеющие целью сохранение мира. Их функции соответствуют функциям рук в человеческом теле. Государственными служащими за границей являются те, кто представляет своего суверена в иностранных государствах (послы, курьеры, агенты).

Качества , отличающие хорошего судью. Для наилучшего отправления своих функций государственные служащие должны обладать определенными качествами. Так, например, хорошего судью отличают следующие четыре качества. Это ясное понимание основного естественного закона, называемого справедливостью, что зависит не от чтения книг, а от собственного естественного разума человека и от его умения размышлять. Это качество предполагается у людей, имеющих наибольший досуг и склонность к размышлению о принципе справедливости. Вторым качеством является презрение к излишнему богатству и к чинам. Третьим - способность отвлечься в своем суждении от всякой боязни, гнева, ненависти, любви и сострадания. Четвертым - способность терпеливо и внимательно выслушивать и запоминать, обдумывать и применять слышанное.

Рассуждая о государстве, Гоббс отводит целую главу тематике преступления, оправдания и смягчающих вину обстоятельств. Источником преступления может быть незнание, ошибка в рассуждении, а также сила страстей. Незнание касается в первую очередь незнания самого закона. Незнание естественного закона ни для кого не может служить оправданием, так как само собой разумеется, что человек со зрелым умом знает, что он не должен делать другим того, чего не желал бы по отношению к себе.

О безопасности народа и государства. Обязанности суверена определяются той целью, ради которой он был наделен верховной властью - обеспечением безопасности народа. Гоббс неоднократно подчеркивал, что под обеспечением безопасности он понимает не одно лишь обеспечение существования, но также обеспечение за каждым человеком всех благ жизни, приобретенных законным трудом, безопасным и безвредным для государства. Выполнение этой задачи подразумевает ожидание от суверенной власти как общих мер, состоящих в просвещении народа и издании и применении хороших законов, так и заботу и защиту отдельных индивидуумов. Что касается просвещения народа, то оно, согласно Гоббсу, в первую очередь, должно заключаться в том, чтобы народ не увлекся формами правления соседних народов и не стремился к изменению своей собственной формы правления под предлогом того, что другие народы под иным управлением живут в благополучии и благоденствии. Ведь благоденствие народа обусловлено не формой правления, а внутренним согласием, выраженным в послушании. Устраните согласие в народе, замечает Гоббс, и народ в короткое время погибнет.

Те, кто своим неповиновением думает реформировать государство, пишет Гоббс, найдут, что они его этим разрушили. Они очутятся в положении глупых дочерей Пелея, которые, желая омолодить своего дряхлеющего отца, разрубили его по совету Медеи на куски и сварили вместе с какими-то дикими травами, но этим не сделали из него нового человека. Просвещение народа также должно включать в себя знание того, что дурной отзыв о верховной власти является преступлением, поскольку приводит к разрушению повиновения народа, и, как следствие, к разрушению государства. В целях просвещения следует специально выделить время, когда народ мог бы собираться и слушать поучения о своих обязанностях, а также время на чтение и толкование положительных законов, поскольку они касаются всех подданных. Каждый суверен обязан, кроме того, заботиться о том, чтобы народ учили справедливости, т.е. тому, что ни у кого нельзя отнимать ничего, что ему принадлежит. Также людям следует показать пагубные последствия несправедливого суда вследствие продажности судей или свидетелей, когда теряется всякое понятие о собственности и правосудие перестает оказывать какое бы то ни было действие. Что же касается средств и путей доведения этих принципов до сознания людей, то лучшим из них является правильная постановка обучения юношества в университетах.

Далее, безопасность народа требует от того или тех, кто имеет верховную власть, чтобы справедливость была в одинаковой мере соблюдена по отношению к людям всех состояний. К равной справедливости относится и равномерное налогообложение. Если многие люди будут не способны поддержать себя своим трудом, то в целях безопасности самое необходимое для них должно быть предоставлено верховной властью, а не списано на частную благотворительность. Для физически сильных людей государство-суверен должно предоставить работу, для чего необходимо поощрять развитие всякого рода промыслов, таких как судоходство, земледелие, рыболовство и всех отраслей промышленности, требующих рабочих рук. При переизбытке населения суверену следует позаботиться о переселении части его в слабозаселенные страны. Гоббс надеялся, что когда-нибудь его краткий и ясный труд попадет в руки суверена, который самостоятельно его изучит и превратит гоббсовские умозрительные истины в полезную практику.

  • См.: Чичерин Б.Н. Указ. соч. С. 165.
  • Гоббс Т. Левиафан. М., 2001. С. 87.
  • Там же. С. 89.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 89.
  • Там же. С. 92.
  • Хюбнер К. Нация. От забвения к возрождению. М., 2001. С. 84.
  • Гоббс Т. Указ. соч. С. 119.

Самое знаменитое произведение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» было опубликовано в 1651 г. в Лондоне. Произведение было задумано Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился «поднять авторитет гражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.

Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику философских исследований Гоббса, результатом которых явилось появление «Левиафана», то вырисовывается следующая картина.Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.

В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов философии и теории государства привлекала внимание Гоббса. Но он пытался, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, объяснить сущность проблемы исходя из принципов человеческой природы и разработка вопросов по теме заставила Гоббса обратиться к изучению человека.

Теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Разум не всегда требует выполнения законов. Исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.

В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты». Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:

1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является егоподанным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».

2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.

3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.

Государство обладает наивысшей возможной властью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно». Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной властью, Гоббс существенно ограничивал права подданных. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, т.е. в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным и, ни в чем не зависит от своих поданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. Вместе с тем автор «Левиафана» считает, что если большая масса людей оказала «неправильное сопротивление верховной власти», за что каждого из них ожидает смертная казнь, то они имеют право соединиться «для взаимной помощи и защиты». Здесь Гоббс отталкивается от своего понимания естественного права, которое позволяет каждому человеку «защищать себя всеми возможными средствами».

Но, уподобляя государство Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - его смерть.

Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели. Единство интересов всех граждан он считает абсолютным, постоянным фактором, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его организацию. Гоббс при этом полностью игнорировал классовые и социальные противоречия, которые столь бурно проявили себя в эпоху английской буржуазной революции. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.

Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны, бушевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.

Гоббс различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.

Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. На его взгляд, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.

Хотя Гоббс предпочитает монархию другим формам правления, но все его абстрактные доводы равно применимы и ко всем другим формам правления, в которых есть одна верховная власть, не ограниченная юридическими правами других органов власти. Он может примириться только с парламентом, но не с системой, в которой правительственная власть разделена между королем и парламентом. Гоббс говорит, что английская гражданская война произошла потому, что власть была разделена между королем, палатой лордов и палатой общин.

Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса не ограничена. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.

Полагают, что главный интерес суверена заключается в сохранении внутреннего мира и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, не может быть истиной. Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.

Допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т.д. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, «тирания», согласно Гоббсу, это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.

Автором даются различные обоснования того, что правительство монарха предпочтительнее правительства собрания. Допускается, что монарх будет обычно следовать своим личным интересам, когда они сталкиваются с интересами народа, то так же может действовать и собрание. Монарх может иметь фаворитов, но они могут быть и у каждого члена собрания; поэтому общее число фаворитов при монархии, вероятно, должно быть меньше. Монарх может слушать советы от кого-нибудь и секретно, а собрание может слушать только советы от своих собственных членов и публично. Случайное отсутствие некоторых членов в собрании может быть причиной того, что другая партия получит большинство и, таким образом, произведет изменение политики. Кроме того, если собрание разделится на враждебные партии, результатом может быть гражданская война. На основании всего этого Гоббс и заключает, что монархия является наилучшей формой правления.

Во всем «Левиафане» Гоббс нигде не рассматривает возможность влияния периодических выборов для обуздания стремлений собрания пожертвовать общественными интересами ради личных интересов своих членов. По-видимому, он в действительности думает не о демократически избираемых парламентах, а об органах, подобных палате лордов в Англии. Он представляет демократию наподобие античной, предполагающей непосредственное участие каждого гражданина в законодательной и исполнительной власти.

Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.

Межгосударственные отношения, по Гоббсу, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия. Такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, «ибо они не подчинены никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается». Очевидно, что на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотря на это, были мыслители, которые в тех же исторических условиях считали войну не естественным, а противоестественным состоянием человечества.

Но каковы права государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия, ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. «Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон, не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. «Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного человека становится воля государственной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть безусловные. Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию «войны против всех». Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного подчинения государственной власти. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование.

Ясно, что при сохранении этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:

- «меч справедливости», то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;

- «меч войны», то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти;

Право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина;

Право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит;

Право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;

Право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.

Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.

Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; а так как благо народа - высший закон, то они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права.

Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь, после выборов первого монарха. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть может установить религию и обряды. Люди неверующие должны, тем не менее, подчиниться законам государства и исполнять все религиозные внешние обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, «выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа».

Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь. Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, «их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как пилюли врача: целиком и не разжевывая».

Соответственно, по Гоббсу религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.

В Англии во времена буржуазной революции XVII в. действовало и боролось множество различных общественно-классовых группировок. Возглавляла революцию городская буржуазия, выступавшая в союзе со сред­ним и мелким дворянством. В революционный лагерь входили также крестьянство, городская мелкая буржуазия, трудящиеся массы. Противниками революции были старое дворянство и верхушка господствовавшей английской церкви. Каждая из про­тивоборствовавших сторон предлагала свои политические про­граммы и обосновывала их соответствующей теоретической ар­гументацией.

Противники революции, защищавшие феодальные поряд­ки, королевский абсолютизм и клерикальные убеждения, бра­ли на вооружение концепцию божественной природы монар­хической власти, теорию патриархального возникновения и существа государства.

Идеологи революции использовали для «чистки» англикан­ской церкви кальвинизм в его различных разновидностях, а для обоснования политических требований – положения теории естественного права, ссылались на прирожденные права анг­личан, прибегали также к идее договорного происхождения го­сударственной власти.

Своеобразную позицию среди мыслителей периода рево­люции занимал выдающийся английский философ-материалист Томас Гоббс (1588-1679гг.). Он написал несколько произведений. Основное из них – «Левиафан, или материя, форма и власть го­сударства». В целом его концепция ориентирована на разра­ботку светской теории политической власти и государства. Тем самым он продолжил линию разрыва политико-правовой тео­рии с теологией. Сфера теологии – это вера, а наука – это зна­ния о закономерностях природы и общества, получаемые пу­тем опыта и размышления, отмечал Гоббс. Но одновременно он признавал полезность религии, прежде всего в системе обес­печения политической власти, сохранения целостности государ­ства как средства воздействия на народные массы.

Гарантией правопорядка и законности Гоббс считал нео­граниченную, абсолютную власть короля. Он с осуждением от­несся к смуте, гражданской войне, попыткам парламента огра­ничить власть короля. Однако концепция Гоббса не пользова­лась популярностью и у сторонников короля. После реставра­ции Стюартов и смерти Гоббса его сочинения в Англии были даже запрещены. Обусловливалось это не только тем, что Гоббс решительно противостоял теологической идеологии абсолютиз­ма, но и тем, что консервативная, в чем-то даже реакционная суть политической платформы в его концепции соединялась с обоснованием и защитой прогрессивных для того времени прин­ципов частного права.

Подчеркивая неограниченность прав и власти правителя государства в области политических отношений, Гоббс вместе с тем считал, что в области частноправовых отношений под­данным должна предоставляться широкая правовая инициати­ва, система прав, свобод и их гарантий. Гоббс обосновывает право подданных не только на жизнь и на её защиту, но и на свободу в рамках того, что не запрещено законом, а также пра­во на восстание, если монарх не обеспечивает благо народа.


Рассуждая об отношениях подданных между собой, Гоббс сформулировал ряд конкретных требований в области права: равный для всех суд присяжных, гарантии права на защиту, соразмерность наказания преступлению и пр.

Определяя права суверена – право на абсолютную власть, неделимую и не передаваемую никому другому, на утвержде­ние и поддержание формы правления, право издавать и отме­нять законы, объявлять войну и заключать мир, награждать и наказывать, Гоббс одновременно четко формулирует и его обя­занности: просвещать народ путем его обучения и издания хо­роших законов, быть справедливым по отношению к людям всех сословий, равномерно облагать налогом подданных, поощрять всякие промыслы, земледелие, торговлю, принуждать силой к труду всех здоровых граждан и т.д.

Но известность Гоббсу в истории политико-правовой мыс­ли принесли не противоречия, свойственные его политической доктрине, а приемы исследования государства и права. Учение о государстве и праве он пытался превратить в столь же точ­ную науку, как геометрия, которая «является матерью всех наук». Математический метод, считал Гоббс, свободен от субъективных оценок. Учения о праве и справедливости посто­янно оспориваются не только пером, но и мечом, между тем как учение о линиях и фигурах не подлежит спору, поскольку не задевает интересы людей, особенно власть имущих. Если бы теорема Пифагора противоречила чьему-либо праву на власть или интересам тех, кто уже обладает властью, писал он в «Ле­виафане», то все книги по геометрии были бы сожжены.

Главным творением людей Гоббс называет государство, чем продолжает линию Макиавелли о человеческой, а не божествен­ной природе государства, и ставит вопрос о причинах и спосо­бах его возникновения. Исходным положением в обосновании необходимости государства для Гоббса служит, с одной сторо­ны, тезис о том, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», а с другой – признание двуединой природы человека как существа эгоисти­ческого, обуреваемого жадностью, страхом и честолюбием, что делает людей врагами – «человек человеку – волк» (homo homini lupus est) – и ведет в конечном итоге к всеобщей войне всех про­тив всех как естественному состоянию общества.

Бедственность естественного состояния побуждает людей искать пути выхода из войны всех против всех. Этот путь ука­зывают естественные законы. Основной из них гласит, что «должно искать мира и следовать ему». Остальные естествен­ные законы, а их Гоббс называет 19, могут быть, по его сло­вам, резюмированы в правиле: «не делай другому того, чего ты не хочешь, чтобы делали тебе». К числу этих естествен­ных законов Гоббс относит: отказ каждого человека от сво­их прав в той мере, в какой того требуют интересы мира и самозащиты; справедливость, которая заключается в том, чтобы соблюдать соглашения и «давать каждому человеку его собственное», т.е. уважать его собственность; благодар­ность, взаимную уступчивость или любезность, прощение обид; принцип отмщения; законы против оскорбления, гор­дости и надменности; беспристрастие; законы об использо­вании общих вещей; о посредниках, о подчинении арбитра­жу; о том, что никто не должен быть судьей в собственном деле или в деле, к которому он проявляет пристрастие; за­кон о свидетелях.

Все эти природные законы вечны, они обязывают совесть, но сами по себе не действуют. Принудить людей к их исполне­нию может только власть, государство. Его учреждение в фор­ме общественного договора предстает как естественный закон, требование разума. Цель государства – преодоление состоя­ния всеобщей войны, обеспечение мира, безопасности, поряд­ка и совместного труда. Свою цель государство выполняет с помощью издаваемых гражданских законов, обязательных к исполнению всеми. Естественные законы являются желаемы­ми, тогда как гражданские жестко лимитируют нужное пове­дение людей. Поэтому первые опираются на разум, вторые – на силу, но по содержанию они совершенно одинаковы. Тем самым впервые Гоббс вводит различие между правом и зако­ном.

С появлением государства общество из естественного со­стояния переходит в гражданское, главным признаком которо­го служит наличие обязательной для всех и суверенной (неза­висимой) власти. Сама же власть – это –»не что иное, как право повелевать, доколе это физически возможно». Власть не толь­ко абсолютна, но и неделима, иначе будет разрушено государ­ство. Гоббс называет заключение общественного договора своеобразным согласием людей на осуществление политичес­кой власти и государства как её института. При этом государ­ство Гоббс понимает не только как организацию, обладающую полномочиями и ответственностью. Чтобы подчеркнуть орга­ническую, нерасчлененную природу государства, он уподобля­ет его человеческому организму. У государства есть душа (вер­ховная власть), суставы (должностные лица), нервы (награды и наказания), сила (благосостояние людей), цель (безопасность), память (советники), разум и воля (справедливость и закон), здо­ровье (гражданский мир), болезнь (смута) и смерть (гражданс­кая война).

Гоббс рассматривает три формы государства: монархию, демократию и аристократию. Демократию он не одобряет преж­де всего потому, что «черни недоступна большая мудрость», к тому же при демократии неизбежно возникают партии, а это ведет к гражданской войне. Аристократия лучше, но она тем совершеннее, чем меньше походит на народное правление и чем ближе к монархии. Лучшая форма государства, по Гоббсу, мо­нархия: она более всех других соответствует идеалу абсолют­ной и нераздельной власти.



Просмотров