Правовой порядок признания гражданина безвестно отсутствующим. Признание гражданина безвестно отсутствующим: последствия

Военные действия в Ираке уже давно прекратились, однако на его улицах и рынках продолжалась борьба. Теперь уже идет противостояние между долларом США и иракским динаром. Победитель получит приз – прописку в бумажниках и кошельках иракцев. Несмотря на оккупацию, динар пока сохранил за собой право на жизнь.

Валютная предыстория

Дальнейшая валютная политика поверженного Ирака остается под вопросом. Наблюдатели и аналитики наперебой предлагают использовать опыт прошлого и вернуться к валютному режиму, существовавшему когда-то в стране. Ирак на своем веку успел перепробовать разные валютные варианты. Какой из них будет выбран в ближайшее время? Увы, по всей видимости, самый невзрачный.

Когда Ирак был составной частью Османской империи, на его территории имели хождение самые разные европейские валюты, которые обращались наравне с турецкой лирой. После Первой мировой войны, благодаря мандату Лиги Наций (прототипа современной ООН), Аравия, Палестина, Трансиордания и Месопотамия перешли под контроль британской империи.

Решением правительства Великобритании Ирак был включен в индийскую денежную систему. В результате этого рупия стала основным средством обращения. В 1931 г. в Лондоне было сформировано иракское валютное правление, которое эмитировало новые конвертируемые иракские динары, равные по номиналу фунту стерлингов.

Валютное правление придерживалось крайне консервативной денежно-кредитной политики, его резервы с лихвой покрывали денежное предложение. Оккупационные власти рассматривали валютное правление как временную меру, пока в Ираке не будет организован независимый центральный банк.

«Временная» мера просуществовала десять лет, Национальный банк Ирака (НБИ) был создан после Второй мировой войны в 1947 году, а реально начал действовать в 1949 г. Организация Нацбанка никак не повлияла на денежно-кредитную политику. Он продолжал сохранять более чем достаточное обеспечение иракского динара. В 1956 г. НБИ был преобразован в Центральный банк Ирака. В его обязанности входили денежная эмиссия и регулирование, валютный контроль и надзор за банковской системой.

Как и в большинстве развивающихся стран, ЦБ Ирака возглавляло неумелое руководство. Из-за этого слабая национальная валюта не пользовалась популярностью на международном рынке. Центральный банк обслуживал бюджетные потоки правительства и без ограничений позволял залезать исполнительной власти в свой карман. Приход к власти арабского социалистического возрождения БААС сопровождался преобразованием иракской денежной системы. В 1964 г. все банки и страховые компании были национализированы, и в течение последующих десятилетий в стране действовала монобанковская система – близнец советской финансовой системы. К 1987 году банковская система Ирака состояла из Центрального банка и четырех специализированных прогосударственных кредитных банков. Накануне революции 1968 г., в ноябре 1967 г. в связи с девальвацией фунта стерлингов курс динара изменился на 1.66 за фунт. В 1972 г. Центральный банк Ирака отказался от привязки к фунту стерлингов в пользу доллара США. Мусульманская революция полностью перевернула иракскую денежную систему. Приход к власти Саддама Хусейна в 1979 г. сопровождался валютным крахом, который нимало не повлиял на состояние финансового сектора. В 1982 году курс иракского динара (Iraqi dinar, IQD) был официально зафиксирован на отметке 0.3109 за доллар США. Хотя формально динар не девальвировали, его курс на черном рынке стремительно обесценивался на протяжении двух последних десятилетий. Если в декабре 1996 г. за доллар давали 910 динаров, то накануне вторжения американских войск в начале 2003 г. он оценивался уже в 4000 динаров.

Хусейн и его ближний круг пользовались официальным курсом для обмена, все остальные должны были прибегать к посредникам черного рынка.

Военные коллизии

В марте 2003 г. США вместе с немногочисленными союзниками по коалиции развернули военные действия против режима Саддама Хусейна. Через двадцать два дня вся территория Ирака была оккупирована американо-британскими войсками.

Наведение порядка сопровождалось одноразовыми субсидиями лояльных властям жителей страны. В частности, государственным служащим выдали по двадцать долларов на руки в качестве некоего подобия зарплаты. Пока в стране не было сформировано новое законное правительство, денежное обращение вернулось на столетие назад, в эпоху Османской империи. Как и тогда, на внутреннем рынке имели свободное хождение западные валюты, прежде всего доллар, евро, а также старый динар с портретом Саддама Хусейна и курдский динар, отпечатанный в Швейцарии, который обращался в курдских областях Ирака. Сейчас старые динары являются предметом гордости коллекционеров.

Задержка в создании новой денежной системы грозила многими бедами – инфляцией, глубокой долларизацией экономики и появлением сепаратных валютных зон. Пока же американо-британская коалиция не придумала ничего нового как печатать старые деньги. Летом 2003 г. миллионы свежих динаров с обликом сверженного диктатора были напечатаны и пущены в оборот.

Глава временной администрации Поль Бремер поспешил заявить, что старые иракские динары будут обращаться три месяца, пока в октябре 2003 г. прежние деньги не заменят на новые. Контракт на печать новых банкнот был заключен без какого-либо публичного конкурса, что стало предметом разбирательства Министерства юстиции США. Бремер также заявил, что эмиссией новых динаров будет управлять независимый центральный банк, о создании которого никто еще ничего не знает. Пока в стране царила денежная неразбериха, на черном валютном рынке происходило нечто необъяснимое – доллар дешевел по отношению к динару. С начала оккупации его курс опустился с 3300 до 2600 динаров и даже достигал отметки 1200.

Одно из наиболее правдоподобных объяснений столь неестественного колебания валютного курса заключается в денежной инъекции, произведенной временной администрацией в отношении 2.5 млн. госслужащих. Выданные им $50 млн. в условиях товарного дефицита и неизменного предложения динаров и привели к обесценению доллара.

В сентябре 2003 г. заместитель министра финансов Джон Тэйлор огласил план финансовой реконструкции Ирака. Он включает пять пунктов: 1) восстановление системы оплаты труда госслужащих и выдачи пенсий, 2) валютную унификацию, 3) реформу банковского сектора, 4) реструктуризацию внешнего долга и 5) международное содействие экономическому развитию.

По оценке Казначейства США, первый пункт плана был выполнен с «большим» успехом. С мая прошлого года началась регулярная выплата зарплаты служащим госсектора. Осенью власти приступили к унификации динара и введению новой денежной единицы. Новая валюта, имеющая шесть номиналов, заменила динары Саддама и «швейцарские» динары по фиксированному курсу из расчета 5000 старых динаров за доллар.

Обмен длился с 15 октября 2003 г. по 15 января 2004 года. ФРС США разместила заказы в Великобритании, Испании и других странах коалиции и отпечатала 2.3 тонны банкнот. Новая валюта повторяет дизайн старого динара, но на купюре нет портрета диктатора. В конце 2003 г. ожил иракский банковский сектор. Открыли двери отделения двух крупнейших государственных банков, в стране появился Торговый банк. Кроме того, возобновлено кредитование мелких и средних предприятий. Однако до эффективного функционирования банковского сектора еще далеко. Властям предстоит реструктурировать принадлежащие государству банки, пересмотреть банковское законодательство и реорганизовать ЦБ.

Куда динару податься?

Валютная унификация и новая денежная единица – еще полдела, гораздо сложнее верно выбрать денежно-кредитную и валютную политику. Еще до начала военных действий мировое академическое сообщество выступило с несколькими предложениями по реформе иракской денежной системы. В зависимости от номинального якоря денежно-кредитной политики их можно разделить на две группы (табл. 1). Внешний номинальный якорь подразумевает фиксацию обменного курса динара к «внешнему» активу, не контролируемому в рамках национальной экономики.

Самым естественным шагом была бы замена иракского динара на доллар США. Иностранная валюта обращалась на территории Ирака в период Османской империи и позже, во время действия британского мандата Лиги Наций. Времена меняются. Сейчас самой популярной валютой является доллар (табл. 2). Ирак может стать самой крупной долларизированной экономикой в мире. Однако замена национальной валюты на доллар придала бы нежелательный экономический оттенок действиям США на Ближнем Востоке.

Альтернативу официальной долларизации составляет валютное правление. Оно является учреждением, чьи банкноты при первом требовании свободно конвертируются по фиксированному курсу в иностранную валюту. Ирак уже знаком с институтом валютного правления, оно действовало в стране в 1932-47 гг., когда динар фиксировался к фунту стерлингов. Сторонники валютного правления призывают воспользоваться опытом прошлого и вернуть былую денежную стабильность за счет организации валютного правления. В пассивах правления числятся наличные деньги в обращении, которые должны не менее чем на 100% покрываться валютными резервами.

Однако таких денег у Ирака нет. В запасниках Саддама было обнаружено активов на $1.7 млрд., что явно недостаточно для обеспечения иракской валюты. Помочь может разве что Казначейство США, выделив ЦБ Ирака дешевый долгосрочный кредит. Более мягкий вариант стабилизации динара – обычная фиксация курса к доллару США или финансовой корзине. Ирак уже фиксировал курс динара к доллару с 1982 года до 2003 г. Доллар был выбран якорем в связи с тем, что страна является экспортером нефти, и цены на нее выражаются в американской валюте. Любой фиксированный курс требует высокого доверия к политике властей и стабильности национальной экономики, иначе спекулянты растерзают валюту, как только такая возможность появится.

Однако завоевать доверие иракцев к собственной валюте – дело непростое, учитывая непомерное бремя внешнего долга, оцениваемого более чем в $300 млрд. Даже если половину долга спишут и 50% доходов от нефтяного экспорта пойдет на выплату долгов, Ираку для выполнения своих обязательств потребуется двадцать лет.

Другие варианты, в частности фиксация к цене на нефть или смешанной финансовой корзине, имеют тот же недостаток – любой фиксированный курс нуждается в низкой долговой нагрузке. Некоторые экономисты предлагают использовать внутренний номинальный якорь. В частности, организовать в стране таргетирование инфляции. В Ираке предполагается создать клон немецкого Бундесбанка, которого, кроме ценовой стабильности, мало что заботит. Курс динара отправляется в свободное плавание, а Центробанк полностью концентрирует свои силы на снижении инфляции. Намеки об организации денежно-кредитного регулирования в стиле инфляционного таргетирования уже можно услышать в речах руководителей временной администрации Ирака. Однако по большинству параметров этот вариант не может быть эффективно применен. Прежде всего, в Ираке нет развитой банковской системы и финансового рынка, поэтому у ЦБ отсутствуют инструменты для таргетирования инфляции. Сохраняется зависимость внутренних цен от внешнеэкономической конъюнктуры, в случае кризиса долговой рынок не в состоянии поглотить эмиссии государственных обязательств. С большой долей вероятности иракская экономика будет продолжать находиться в кризисном состоянии, с неустойчивой валютой и сильной зависимостью от внешних товарных и финансовых рынков. Без масштабных финансовых вливаний и поддержки со стороны США Ирак не выживет. По всей видимости, динар будет неконвертируемой валютой с фиксированным курсом. Центральный банк Ирака введет полноценный валютный контроль и станет придерживаться денежно-кредитной политики вообще без какого бы то ни было номинального якоря.

Пример Ирака не является чем-то экстраординарным в мире. Аналогичного денежно-кредитного режима придерживается большинство развивающихся стран Африки и Ближнего Востока. С приходом к власти Саддама Хусейна ВВП на душу населения в Ираке упал на 90%. Сейчас он составляет $237 на человека. И шансов вернуться к крепкой валюте, которая была во времена британского владычества, никаких нет. Ирак будет оставаться в лагере беднейших стран в мире со слабейшими валютами.

Сергей Моисеев

Иракский динар - официальные деньги Ирака. Один иракский динар делится на 1000 филсов. Также в ходу иракские дихрамы, которые составляют 0,2 одного динара.
В обращении можно встретить как банкноты номиналами от 50 до 25000 динар, так и монеты по 25, 50 и 100 иракских динаров. Филсы уже почти перестали встречаться в употреблении.
История становления национальной валюты Ирака весьма богата. Во время Первой мировой войны, а также после нее, Ирак состоял в империи Османов. Официально в империи использовался пиастр, но все-таки наиболее распространенной монетой в торговых сделках в то время в Ираке являлась индийская рупия.
До 1959 года, после захвата Британией, национальной валютой была объявлена индийская рупия, которую в 1931 году сменил иракский динар. По стоимости он равнялся британскому фунту, а в 1959 году динары перевели в доллары США уже по другому курсу - 2,8 долларов США за 1 иракский динар.
Деньги в Ираке были самыми стабильным в мире вплоть до первой войны в Персидском заливе, 1 динар стоил 3,3 доллара США.
Введенные в 2013 году новые банкноты имеют эффективную и современную защиту от подделок: водяные знаки, рельефные буквы, специальные защитные нити и т.д. Из-за большого количества финансовых преступлений в стране, просто необходимо знать, какая валюта Ирака на вид.

Курс

Курс иракского динара из-за неустойчивой экономической обстановки в стране, также неустойчив, тоже касается и курса дирхама. На сегодняшний день 1 доллар США стоит порядка 1160 иракских динаров.
Приехав в Ирак, можно совершать покупки на иностранную валюту (евро, доллары США или деньги соседних государств), но официально - только в специализированных магазинах столицы, причем для этого необходимо предъявить паспорт. Так что, какую валюту брать в Ирак, решать вам.

Обмен валюты в Ираке

Валюта обменивается в банках, которые работают в субботу, воскресенье, понедельник, вторник и среду, с 8 утра до 12.30, а в четверг - только до 11. Совершить обмен иностранной валюты на местную и обратно возможно исключительно на иракских рынках или обменных точках. Обналичить дорожные чеки можно, но это очень сложная процедура и займет она массу времени.
Воспользоваться для оплаты или снять деньги с пластиковой карточки не получится, так как банковская структура в Ираке сейчас только начинает восстанавливаться, а банкоматов там попросту нет.

Таможня

Ввоз валюты в Ирак не ограничен (но иностранная валюта обязательно подлежит декларации), ввоз иракского динара ограничен 25 динарами на человека. Строго запрещено ввозить валюту государства Израиль.

Признание пропавшего безвестно отсутствующим непростой процесс, о тонкостях и нюансах процедуры которого, основных юридических последствиях и участниках будет рассказано в этой статье.

Безвести пропавшие люди находятся не всегда…

Для возникновения потребности в признании лица безвестно отсутствующим требуется, чтобы сведения о его перманентном или нахождения отсутствовали вовсе. При этом имеется ввиду длящееся во времени не появление известий от такого гражданина.

В результате чего имеет место правовая неопределенность, последствия которой могут нарушать законные права других сторон правоотношений. Рассмотрим возможные варианты юридической неопределенности:

  • кредитор пропавшего гражданина не имеет возможности в законном порядке получить причитающиеся ему денежные суммы;
  • иждивенцы отсутствующего лишены необходимого ухода (а в случае нетрудоспособности, такая забота — единственный возможный источник их существования);
  • законные интересы в течение длительного срока находятся без защиты;
  • принадлежащее пропавшему лицу имущество остается без должной охраны и может подвергнуться противоправному посягательству или даже утратиться вовсе.

Преодоление такой правовой неопределенности и есть основная цель существования института безвестного отсутствия. Путей разрешения сложившийся ситуации два: признание пропавшего безвестно отсутствующим или объявление его умершим. Оба пути имеют судебный порядок их рассмотрения по существу и характеризуются особым производством.

Принципы применения института безвестного отсутствия

Чтобы признать человека безвести пропавшим, необходимо предоставить доказательства его отсутствия

Дела по заявлениям о признании гражданина пропавшим безвести принимаются к судебному рассмотрению лишь в случае давней пропажи лица. Такой факт подлежит тщательной проверке и достоверному подтверждению.

Заинтересованному лицу необходимо предоставить в суд доказательства отсутствия любых мало-мальски значимых данных пропавшего гражданина.

Кроме того, необходимо подтвердить, что и получить такие данные невозможно в настоящее время никаким способом. До обращения с заявлением необходимо выждать прописанные нормами закона сроки, предполагающие период ожидания появления сведений о нахождении или появлении лица. И только тогда появляется право на обращение в суд для признания пропавшим безвести.

Однако, когда существуют обоснованные сомнения в непреднамеренности исчезновения человека, суд не может принимать заявление к своему рассмотрению. Практика показывает, что существует целая категория граждан, специально и намеренно скрывающих место своего нахождения. Делается это обычно из корыстных мотивов, например, чтобы избежать уплаты взятого долга или выполнения .

Кроме того, гражданин может скрываться в попытке избежать ответственности за совершенное правонарушение. Если любое из перечисленных обстоятельств применимо к пропавшему человеку, признание его пропавшим безвести невозможно.

Наступающие юридические последствия

Заявление: образец

Такая социально значимая процедура безусловно сопровождается значимыми юридическими последствиями. Течение срока не получения сведений о пропавшем лице исчисляется со дня получения последних известий о месте его нахождения или проживания.

Если с определением конкретной даты возникают объективные сложности, по общему правилу срок считается с первого дня месяца, следующего за датой месяца последних имеющихся известий о лице. В случае, когда и месяц установить затруднительно, счет начинается с первого дня первого месяца года, идущего за тем, в котором еще имелись данные о пропавшем гражданине.

По завершению производства по делу, имеющееся в собственности пропавшего переходит во владение наследнику. Речь правда идет не обо всем существующем имуществе. Часть имевшихся в распоряжении пропавшего ценностей передается в качестве содержания нетрудоспособным иждивенцам последнего, часть идет на погашение различного рода задолженностей и кредитов, взятых пропавшим. Иждивенцы лица, с вынесением судом решения, приобретают право получать для себя пенсии в связи с утратой кормильца.

С признанием лица пропавшим безвести, в котором он участвовал автоматически прекращает свое действие. Доверенность, выданная пропавшим на совершение определенных действия или наоборот, выписанная на его имя и дающая право совершать действия от имени другого человека, также теряет свою юридическую значимость.

Оставшийся законный супруг пропавшего получает юридическую возможность упрощенного расторжения зарегистрированного брака.

Правовые последствия появления человека

Временные рамки изменяются согласно обстоятельствам

Если по прошествии времени после принятия судебного решения о признании человека пропавшим безвести он появляется, это отменяет вынесенное судебное решение. Имущество должно возвратиться к своему законному собственнику. Все становится также, как было до обращения в суд по делу о признании отсутствующим.

Сокращенное исчисление установленного срока

Установленный срок неполучения сведений о нахождении гражданина может быть сокращен до полугода, если исчезновение гражданина происходило при обстоятельствах, объективно ставящих его жизнь под угрозу. Так, если пропажа исследовательской группы произошла рядом с действующим кратером вулкана, это можно причислить к угрожающим их жизни обстоятельствам.

Члены такой исследовательской группы могут быть признаны судом умершими по причине несчастного случая через 6 месяцев с момента их исчезновения. Пятилетнюю протяженность срока могут уменьшить на три года — до 2 лет. Для этого необходимо, чтобы пропаже лица сопутствовали события чрезвычайного или военного характера. Необходимый срок в этом случае считается со дня официального окончания военных событий.

Определение даты смерти

Если происходит одновременное признание лица безвестно пропавшим и объявление его умершим, должна быть определена конкретная дата смерти человека. По общему правилу она совпадает с моментом обретения законной силы .

Если угрожающая жизни ситуация, сопутствующая пропаже лица, объявленного впоследствии умершим, давала основания предположить возможный момент гибели гражданина, то днем смерти могут определить именно эту дату. Так, человек мог сообщать родным об угрозах свое жизни и впоследствии пропасть, в этом случае дата такого сообщения и может быть назначена датой его смерти.

Процедурные моменты судебного обращения

Существует вполне определенный порядок, соблюсти который необходимо родственникам пропавшего для признания его таковым через суд. В 1-ю очередь заинтересованным лицом пишется заявление. Такая бумага в письменном виде подлежит подаче в суд, территориально находящийся по месту нахождения заявителя.

В ходе заседания, заинтересованное лицо представляет доказательства длительного отсутствия пропавшего дома, на работе. Рекомендуем озаботиться этим заранее и подать на розыск лица заявление в полицию. Тогда к судебному делу сможет быть приобщено розыскное дело, служащее доказательством изложенных в фактов.

Определение круга заинтересованных лиц

Сидеть, сложа руки — только время зря терять!

Кем могут приходиться пропавшему заинтересованные лица, имеющие право обратиться с заявлением в суд? Рассмотрим примерный перечень:

  1. законный супруг пропавшего;
  2. нетрудоспособные иждивенцы, обеспечением которых занимался пропавший;
  3. лица, право которых нарушил пропавший гражданин;
  4. и представитель органа местной власти.

Подача заявления

Бланк заявления можно попросить в суде или самостоятельно скачать он-лайн из свободного доступа. Заполнив все графы и оплатив пошлину в размере 200 руб. можно сдавать его в суд, не забыв приложить список имеющихся по делу доказательств и свидетелей.

Последствия положительного решения о признании лица безвестно отсутствующим:

  • существующий ;
  • на собственность открывается ;
  • прекращаются личные обязательства, взятые на себя пропавшим лицом.

В случае появления лица, признанного судом погибшим, запись о смерти подлежит удалению. Сам гражданин получает право возврата принадлежащей ему собственности, даже если последнюю передали другим лицам. Если возвращение имущества в натуре невозможно ввиду его утраты, возмещается деньгами его полная стоимость. Так что, даже если вернувшийся гражданин не получит прежнюю собственность в виде вещей, ему положена полная ее стоимостного выражения.

Признание лица безвестно отсутствующим или умершим — 7 вопросов юристу:

Законодательством Российской Федерации регулируется порядок признания человека безвестно отсутствующим, в частности это предусмотрено статьей 42 Гражданского кодекса РФ.

Гражданский кодекс РФ статья 42. Признание гражданина безвестно отсутствующим

Гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания.

При невозможности установить день получения последних сведений об отсутствующем началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - первое января следующего года.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

161 юристов готовы Вам помочь.

Но не во всех случаях человек признается безвестно отсутствующим, для признания человека безвестно отсутствующим, у гражданина должен отсутствовать умысел (розыск, скрылся от преступления и т.д.). так же обязательно для признания безвестно отсутствующим, подача близкими или родственниками, заявления в полицию, и полиция после проведения проверки должна подтвердить, что человек действительно безвестно отсутствующий. После этого подается заявление в суд на признание гражданина безвестно отсутствующим, и с момента вынесения решения суда, человек признается безвестно отсутствующим. С момента вынесения решения суда, имущество которое было у безвестно отсутствующего, переходит по наследству к родственникам или близким. Если наследник не совершеннолетний или находился на иждивении, то назначается органами опеки и попечительства управляющий за имуществом.

Условия признания человека безвестно отсутствующим

При условии если человек не появляется по месту регистрации или по месту пребывания, в течение года, такие условия позволяют признать его безвестно отсутствующим. Но пропажа человека, не должна содержать умысла, или он умышленно скрылся. При признании человека безвестно отсутствующим, в суд заявление может подать заинтересованное лицо, так как законодательно четко не определен круг лиц кто имеет право подавать заявление в суд. Но как показала практика, подавать заявление имеет право, ток у кого есть материально-правовая связь между подаваемым заявление и безвестно отсутствующим человеком.

В исковом заявлении указывается какие цели для признания гражданина безвестно отсутствующим, а так же обстоятельства при которых возникла уверенность, почему гражданин пропал. В судебном заседании могут быть заслушаны свидетельские показания. При признании человека безвестно отсутствующим, судом делаются запросы по всем известным местам пребывания человека, место регистрации, полиция, военкомат и т.д. Так же уведомляются органы опеки и попечительства на управление имущества пропавшего. С момента вынесения решения суда о признании человека отсутствующим, имущество человека переходит под управление лиц, кто заключает договор с органами опеки и попечительства на управление имущества. В судебном разбирательстве о признании человека безвестно отсутствующим, не должно содержаться имущественного спора, иначе суд будет проходить в общем порядке, связано это с тем, что суд о признании безвестно отсутствующим проводится в особом порядке.

Если человек, который был признан безвестно отсутствующим, возвращается

В том случае если человек, который был признан безвестно отсутствующим, вернулся, то судебное производство возобновляется по заявлению самого безвестно отсутствующего. Возобновленное судебное производство выносит новый судебный акт, данное решение суда является причиной, для отмены договора на управление имуществом безвестно отсутствующего. Если он был лишен иных прав, то эти права восстанавливаются.

Семейные отношения при признании безвестно отсутствующим гражданином

Законодательством так же урегулированы семейные правоотношения гражданина, который признан безвестно отсутствующим, в частности статья 19 Семейного кодекса РФ.

Семейный кодекс РФ статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

  1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.
  2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:
  • признан судом безвестно отсутствующим;
  • признан судом недееспособным;
  • осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.
  1. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.
  2. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

При расторжении брака, когда человек был признан безвестно отсутствующим, данный брак может быть восстановлен, по заявлению двоих супругов, но если один из супругов вступил уже в брак, такое восстановление не допускается. В случае если человек был признан безвестно отсутствующим, у него были лица на иждивении, то на таких лиц оформляется пенсия по потере кормильца, с момента подачи соответствующих документов в Пенсионный Фонд.

Если безвестно отсутствующий был зарегистрирован в жилом помещении, то собственник помещения, может снять с регистрационного учета безвестно отсутствующего.

Но не всегда просто признать человека безвестно отсутствующим и не всегда получается его восстановить в потерянных правах, с момента признания его безвестно отсутствующим. В таких случаях лучше обратиться к грамотным специалистам, а так же можно позвонить по номеру 8-800-777-32-63 на бесплатную горячую юридическую линию по гражданским вопросам. На Российском Юридическом Портале зарегистрировано большое количество юристов и адвокатов которые смогут вам помочь.

45 части первой ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц

  1. признан судом безвестно отсутствующим - если в течение года в месте его жительства нет сведений о его пребывании;
  2. объявлен судом умершим - если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет .

Понятие и условия признания гражданина безвестно отсутствующим

Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неиз­вестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граж­дан, с которыми он находился в правовых отношениях.

Безвестное отсутствие - особое юридическое состояние; удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его жительства, если не удалось установить место его пребывания.

Цель признания гражданина безвестно отсутствующим:

  • устранение юридической неопределенности, вы­званной длительным отсутствием гражданина, и
  • предотвращение воз­можных неблагоприятных последствий для его имущества.

Понятие «заинтересованные лица» в законе не раскрывается.

По смыслу закона к числу зинтересованных лиц относятся:

  • супруг , который может быть за­интересован в расторжении брака в упрощенном порядке;
  • иждивенцы отсутствующего, которые могут приобрести право на пенсию по слу­чаю потери кормильца;
  • другие лица , которым это необходимо для за­щиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса (например, кредиторы отсутствующего, налоговые органы и т.п.);
  • прокурор , органы государственной власти и местного са­моуправления, организации и отдельные граждане, если они по закону вправе обращаться в суд за защитой прав и интересов других лиц.

День получения послед­них известий о гражданине может быть подтвержден, например, показаниями свиде­телей. При невозможности установить этот день началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в кото­ром были получены последние известия, а при невозможности устано­вить этот месяц - первое января следующего года (абз. 2 ст. 42 ГК).

Признание гражданина безвестно отсутствующим допустимо при условии, что невозможно установить место его пребывания , поэтому до рассмотрения дела в соответствующие организации по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рожде­ния и т.п. посылаются запросы об имеющихся о нем сведениях, опраши­ваются его родственники, друзья, иные лица, с которыми он общался.

Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Имущество, принадлежащее такому гражданину, если необходимо постоянное управление им, передается в доверительное управление (в соответст­вии с решением суда орган опеки и попечительства назначает управляющего и заклю­чает с ним договор доверительного управления; законом допускается назначение управляющего имуществом от­сутствующего гражданина и до истечения года со дня получения сведений о месте его пребы­вания, без обращения в суд - п. 2 ст. 43 ГК, однако по смыслу закона в этом случае опекун назначается только для охраны имущества и не может производить из него какие-либо выплаты).
  2. В случае признания гражданина безвестно отсутствую­щим у нетрудоспособных членов семьи, состоящих на его иждивении, возникает право на пенсию по случаю потери кормильца согласно пра­вилам пенсионного законодательства.
  3. Прекращается действие доверенности, выданной на имя безвестно отсутствующего, а также выданной им самим (ст. 188 ГК).
  4. Супруг гражданина, признанного безвестно отсутст­вующим, имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через орган ЗАГСа (п. 2 ст. 19 СК).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о при­знании его безвестно отсутствующим (ст. 44 ГК). На основании реше­ния суда отменяется доверительное управление имуществом гражда­нина и прекращаются другие юридические отношения, возникшие из факта признания его безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Лица, к которым имущество гражданина, ошибочно объявленно­го умершим, перешло по возмездным сделкам (купля-продажа и ме­на), обязаны возвратить ему это имущество только в том случае, если будет доказано, что при его приобретении они знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых (т.е. были недобросовест­ными приобретателями).

Кроме того, закон не предусматривает истребование стоимости ве­щей, которые после их безвозмездного приобретения были утрачены обладателями или отчуждены ими за деньги. Если, например, наслед­ники гражданина, объявленного умершим, продали приобретенный по наследству дом, то от приобретателя, не знавшего, что объявлен­ный умершим жив, нельзя истребовать этот дом, нельзя взыскать его стоимость и с наследников. Но если имущество гражданина, ошибоч­но объявленного умершим, было утрачено или отчуждено недобросо­вестным приобретателем (который знал, что гражданин находится в живых), то последний должен возместить убытки, причиненные гражданину утратой его имущества.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, восстановле­нию (при наличии рассмотренных выше условий) подлежат лишь те его права, которые перешли к наследникам и другим лицам. Права, ко­торые прекратились, т.е. были аннулированы в связи с объявлением гражданина умершим, не могут быть восстановлены. Так, не восста­навливается действие обязательств личного характера (обязанности по выполнению какой-либо работы, совершению юридических действий, созданию произведения и т.п.). Вопрос о сохранении или прекраще­нии брака с гражданином, который был объявлен умершим, решается в соответствии с нормами семейного законодательства (ст. 26 СК).



Просмотров