Правовое урегулирование проблемы невостребованных земельных долей. Невостребованные земельные доли: что это

УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНО - ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ КАЛИНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Организационно-правовой отдел Управления земельно-имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области

для органов местного самоуправления

«Пошаговая процедура оформления невостребованных земельных долей»

Оформление невостребованных земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения на сегодняшний день является актуальным вопросом среди муниципальных образований сельских и городских поселений.

Данная методическая рекомендация предназначена для органов местного самоуправления муниципальных образований, а в частности для глав и специалистов администраций, занимающихся вопросом оформления невостребованных земельных долей на основании Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ожидаемые результаты это овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий, может способствовать повышению мотивации специалистов администраций муниципальных образований.

Особенность и новизна методических рекомендаций выражена подробным описанием процедуры действий глав и специалистов администраций при оформлении невостребованных земельных долей, учтены пожелания глав администраций муниципальных образований Калининского муниципального района в разработке проектов образцов документов.

Пути решения проблемы: В данном исследовании, во-первых, был определен круг лиц в чью компетенцию входит решение вопроса, во-вторых, описана подготовка и проведение процедуры пошагового оформления невостребованных земельных долей, в-третьих, разработаны образцы документов применяемых в решении данного вопроса.

Исследование показало, что в ходе 8-недельного цикла большинство глав и специалистов муниципальных образований Калининского муниципального района применяя настоящие методические рекомендации смогли довести решение вопроса по оформлению невостребованных земельных долей до логического завершения (т.е. оформить в установленном законном порядке невостребованные земельные доли), что подтверждает эффективность предлагаемой методики.

В заключение необходимо обозначить, что методические рекомендации подобного рода эффективны и необходимы в решении вопросов местного значения.

п/п

1. Общие положения

1.1. Цель разработки

Настоящие методические рекомендации подготовлены организационно -правовым отделом Управления земельно имущественных отношений администрации Калининского муниципального района Саратовской области на основании Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

В п.1 и п. 2 ст.12.1 Закона установлены юридические основания, по которым земельные доли (см. ст.15 Закона) могут быть признаны невостребованными.

Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по данному основанию.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

В тоже время поясняем, что Согласно ст. 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.

В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории:

жилое помещение;

земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества;

доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.

Жилое помещение, указанное в абзаце втором настоящего пункта, включается в соответствующий жилищный фонд социального использования.

Согласно п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений).

Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается муниципальному образованию в лице соответствующих органов в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.

Юридически указанные доли признаются невостребованными с даты утверждения списка невостребованных земельных долей, сведения о которых включены в указанный список (см. п.7 ст.12.1 Закона).

Первым основанием для признания земельной доли невостребованной является отсутствие юридически значимых действий собственника земельной доли, направленных на распоряжение такой долей, как минимум, в течение трех лет подряд.

При этом по данному основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются свидетельствами о праве на земельные доли, выданными до вступления в силу ФЗ от 21.07.1997г. N122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» или выписками из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющими права на земельную долю, но записи о таких земельных долях их основанию могут быть признаны невостребованными только такие земельные доли, права на которые удостоверяются в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Вторым основанием для признания земельной доли невостребованной является:

а) отсутствие сведений о собственнике такой доли в документах, указанных в п.2 ст.12.1 Закона;

б) наличие у земельной доли, собственник которой умер, признаков выморочного имущества, предусмотренных в ст.1151 ГК РФ.

Согласно п.3 указанной статьи, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом.

В соответствии с п.3 ст.12.1 Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в п.1 данной статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в п.2 этой же статьи (далее - список невостребованных земельных долей).

Иными словами, если имеются указанные в п.1 и 2 ст.12.1 Закона основания для признания земельных долей невостребованными, то по инициативе органа местного самоуправления может быть начата предусмотренная данной статьей юридическая процедура признания этих долей невостребованными.

Земли сельскохозяйственного назначения земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей;

Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями в составе земель сельскохозяйственного назначения;

Земельная доля - земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Закона об обороте, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Размеры земельных долей (долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения) могут быть выражены разными способами: в виде простой правильной дроби; в гектарах; в баллах (баллогектарах). (пример, 1/6 или 1/900; 6,3 га; 138 б/га.

Земельный участок часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами;

Проект межевания земельного участка или земельных участков документ, утверждаемый общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, определяющий размеры и местоположение границ земельного участка и земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей;

Государственный кадастр недвижимости систематизированный свод сведений об учтенном в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» недвижимом имуществе, а также о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, о границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных указанным выше федеральным законом сведений;

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом о государственном кадастре недвижимости сведений о недвижимом имуществе;

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Невостребованный пай

Можно ли вернуть невостребованный пай земли (более 10 лет) в собственность? Вовремя не оформили документы на наследство.

Добрый день Все зависит от того, что с ним сейчас, а для этого необходимо знать кадастровый номер участка, тогда можно по кадастровой карте посмотреть. А далее по ситуации.

Нужно знать пользовались ли зем участком, принимали ли иное наследство умершего. Если да, то можно оформить. МОжно также договориться арендатором земли...

Вопрос в том как из невостребованных паев получить свой пай, в то время когда при раздаче паев в 1992 году человек находился в армии и его пропустили.

Здравствуйте Что значит пропустили? В этой ситуации нужно разбираться берите все документы которые у вас есть на руках и Обращайтесь к юристу очно в вашем городе.

Доброе утро. Трудоемкий у вас процесс будет, начать нужно с архивных документов, где указано на основании чего и кому что выдавалась, и потом в суд, если откажут. Без помощи юриста не обойтись.

Администрация выиграла дело по невостребованным паям. В их список вошли две доли по 8.35 га каждая. Они принадлежали миом родственникам. Я один прямой наследник. Находясь в другом регионе, пропустил судебные процессы. Доли отошли адмистрации в июле 2015 года. Можно ли что-то предпринять по их возврату и дальнейшему оформлению? Спасибо.

Доброй ночи! Что бы знать что предпринять, нужно ознакомиться с материалами дела, - Иск, решение суда. Вы вступали в наследство или нет? По какой причине пропустили суды? Такие вопросы в рамках заочной бесплатной консультации не решаются.

Добрый вечер!Интересует вопрос по невостребованному земельному паю. Я собственник земельного участка, право собственники на этот участок зарегистрированно в росреестре. Земельный участок приобретен в 2016 году. Ко мне обратился продавец этой земельной доли с повесткой из суда. В повестке сообщается, что продавца земельного пая вызывают на суд по поводу признания права муниципальной собственности на невостребованный земельный пай. Т.е местный муниципалитет включил в список невостребованных земель и тот пай, который был мной приобретен и право на него зарегистрировано. Меня интересует вопрос, есть ли основания у муниципалитета, считать что

Пай невостребованный?

Возможно, что Вы приобрели земельный участок тогда, когда муниципалитет уже подготовил иск. В администрациях этот процесс достаточно длительный, поэтому данный пай и был включён в список невостребованных. Вам необходимо обратиться в администрацию, предоставив им свидетельство о праве собственности на земельную долю. В этом случае они откажутся от иска в части Вашего земельного участка. На всякий случай, продавцу следует направить в суд копию договора купли-продажи с ходатайством об отказе в иске в данной части.

Как вернуть земельный пай, после смерти матери его забрали как невостребованный.

Здравствуйте Алексей! Все зависит от того, когда скончалась ваша мать. Мало информации. Здравствуйте Алексей! Все зависит от того, когда скончалась ваша мать. Мало информации.

Здравствуете! Невостребованные земельные паи начал оформлять 09.июля 2015 г в декабре 2016 г Подрядчик уведомляет меня что эти паи которые уходят в администрацию района и долнейшие их оформление не возможно. Что можно предпринять чтобы продолжить оформление?

Здравствуйте, вам нужно уторчнять собственника земельного участка и затем уже решать вопрос. Если паи уходят в администрацию и у Вас нет ни каких правоустанавливающих докуметов, решайте вопрос с администрацией, пишимте заявление. После получения ответа вы можете признать право собственности через суд.

Земельный пай признан как невостребованная земля, законно ли с меня брать налог за эту землю? Куда обратиться?

Уважаемый Николай! Земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Законом N 122-ФЗ, не могут быть признаны невостребованными земельными долями. Если Вы являетесь собственником, земли, то соответственно с Вас и берут земельный налог.

Земельный пай был продан как невостребованный пока человек сидел. Выдан пай был на основании постановления сельсовета в 1992 г.Свидетельство на право собственности не получал. Все документы были утеряны. В архиве ничего не нашли. Как можно вернуть пай? с чего начинать?

Здравствуйте Сергей никак нельзя вернуть, если у Вас даже документов нет на земельный участок Спасибо, что посетили наш сайт. Всегда рады помочь! Удачи Вам.

Нужно провести межевание невостребованного земельного пая а затем его собственник сможет подарить. Вопрос Доверенность на межевание нужно брать по месту нахождения Пая (район) у Нотариуса или можно взять у Нотариуса в областном центре по месту прописки?

Доверенность можете оформить у любого нотариуса

На межевание доверенность не нужна.

у любого нотариуса

Невостребованные земельные паи отошли органу местного самоуправления.
Может ли орган местного самоуправления голосовать своими долями на общем собрании собственников?

Добрый день. Может

Конечно может

Невостребованный земельный пай перешел в муниципальную собственность и был продан с торгов в 2015 году. Могут ли бывшие владельцы заявить свои права на эту землю?

Добрый день! Нужно знать на каких основаниях собственность перешла муниципалитету. А так если сохранили документы у собственников или в администрации, то вполне могут.

да, могут, если не прошел срок давности - три года по общему правилу - ст. 196 ГК

Что подразумевает термин невостребованные земельные доли (паи)?

С принятием новой редакции ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” термин невостребованная земельная доля из закона исчез. Однако появились правила, по которым та или иная земельная доля может быть отнесена к невостребованной. Основания признания земельной доли невостребованной В отличие от предыдущих, действующая редакция ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” к невостребованным земельным долям подходит более дифференцировано. Во-первых, в законе отсутствует понятие земельной доли. Законодатель изменил формулировки, и теперь земельная доля на земельный участок не является невостребованной, а может быть признана таковой, если собственник земельной доли не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом - п.1 ст.12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” Во-вторых, законодатель ввел дополнительные основания, по которым земельная доля может быть признана невостребованной. Такими основаниями являются: отсутствие сведений о собственнике земельной доли в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятых до вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”; у умершего собственника земельной доли нет наследников ни по закону, ни по завещанию; наследники умершего собственника земельной доли не имеют право наследовать; наследники умершего собственника земельной доли отстранены от наследства, либо наследники отказались или не приняли наследство.

Можно ла вернуть земельный пай признанный невостребованным и переданный администрации сельского совета?

Здравствуйте! если данный земельный пай признан по решению суда невостребованным, обратно вернуть его у Вас не получиться.

Какой мне могут присудить штраф за невостребованный пай земли.

Штрафа за данное бездействие нет, но могут изъять пай в судебном порядке.

У меня умерла бабушка у неё остался невостребованный пай, могу ли я оформить его на себя или на отца, и что для этого надо? Она умерла семь лет назад.

Наследниками по закону являются родители, дети и супруг(а) Наследодателя. Если Ваш отец - сын умершей бабушки, то возможно, но для начала необходимо восстановить сроки принятия наследства в судебном порядке.

В этом году оформил документы на земельный пай. он был мной невостребован с 2009 года. Кто должен возращать деньги за пользование моей землей в течении 6 лет?

если у вас был договор аренды пая то арендатор должен заплатить аренду

в чем вопрос-то? В скажите спасибо за то, что у вас его не забрали. Нет такой нормы-не востребован, не оформляю. Есть не обрабатываешь 3 года- теряешь право.

Как получить невостребованный пай?

Обратитесь к собственнику пая.

Мы выделили свою земельную долю.
Кто имеет право приобретения невостребованных паев после признания права за админитсрацией сельского поселения по решению суда на невостребованные паи?

Если невостребованные паи переданы в муниципальную собственность, то приобретение этих земельных участков (паёв) возможно по общим основаниям приобретения имущества, находящегося в муниципальной собственности. Вы вправе обратиться в местную администрацию с заявлением о приобретении этих земельных паёв.

Просрочили оформление наследства на земельный пай. сейчас хотят признать его невостребованным. Какие нужны документы для оформления наследства на пай.

Решение суда о восстановлении срока вступления в наследство.

Положена ли материальная компенсация при изъятии по суду земельной доли (пая) как невостребованного.

Увы, не положено. Поэтому и изъят как невостребованный

Колхоз ранее передал колхозникам земельные паи (1992 г) . Реорганизовался в ЗАО. Есть невостребованные участки. Имеет ли право ЗАО претендовать на возврат себе этих земельных участком и оформить на них собственность.

Добрый день! Только с разрешения администрации. Паи нужно выкупать либо брать в аренду.

Претендовать может на общих основаниях.

Невыделенный земельный пай моей бабушки (умерла в 1997 году) находится в списках невостребованных. Через неделю его собираются по суду признать невостребованным и передать в муниципальную собственность. Наследником был сначала мой отец (но не оформлял пай на себя), теперь я (тоже не оформлял).
Если я не предъявлю права на пай и его передадут в муниципальную собственность, возьмут ли с меня налог за землю за время, прошедшее со смерти бабушки? Налоговые уведомления не приходили ни мне, ни отцу (видимо, потому что пай не оформлялся) и налог не платился.

Здравствуйте! Налог в данном случае с Вас не возьмут.

Могу ли я отсудить земельный пай, который перешел в собственность к государству, как невостребованный?

Добрый день! Нет, не можете согласно ФЗ РФ "Об обороте земель сельхозназначения".

Пришло письмо с суда на наследство невостребованного земельного пая на умершего дядю в 2007 г. я хотела бы оформить на себя наследство с чего мне начать, какие документы и где взять. И сколько будет стоит такое оформление?

С востановления сроков для принятия наследства.

Я хочу продать пай, но в администрации сказали, что он числится в списках невостребованных долей. На сколько я знаю, невостребованным пай признается только после решения суда, которого не было. Могу ли я в таком случае оформить сделку?

Добрый день! Не совсем так! Невостребованные паи - это те у которых нет собственника. Попросите предоставить вам списки таких долей.

Можно ли вернуть земельный пай, признанный невостребованным и переданный решением суда в собственность краю?

Нужно ознакомиться с решением суда. Есть ли возможность его обжалования?

У меня есть выделенный невостребованный земельный пай, могу ли я купить в этом же СПК у другова пайщика ещё не выделенный пай. спасибо.

Здравствуйте, Александр! Вы можете купить пай в следующих случаях: - если Вы являетесь членом крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности или - если Вы являетесь участником общей долевой собственности на земельный участок.

Земельные реформы в России проводились неоднократно, последняя земельная реформа была проведена в 1991 году в соответствии с указом Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановлений Правительства РФ от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и от 04.09.1992 № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий агропромышленного комплекса» колхозам и совхозам было вменено в обязанность провести в 1992 году реорганизацию и привести свой статус в соответствии с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности».

С тех пор прошло уже более 20 лет, и можно констатировать, что концепция российской земельной реформы не является лучшим вариантом подобных преобразований.

Все сельскохозяйственные угодья были поделены на условные земельные доли без определения их границ на местности с передачей земли в общую долевую собственность граждан. Право на получение земельной доли в собственность получили работники сельскохозяйственной организации, пенсионеры этой организации, а также работники предприятий здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли, питания, образования, расположенных на территории этой сельскохозяйственной организации. Пенсионеры объектов социальной сферы на селе прав на земельную долю не получили.

Итог реформы - общая долевая собственность граждан на сельскохозяйственные угодья.

Старые сельскохозяйственные организации фактически прекратили свое существование, а новым сельскохозяйственным обществам, товариществам и кооперативам пришлось решать вопросы использования сельскохозяйственных земель и имущества бывших колхозов и совхозов на добровольных договорных отношениях с гражданами-собственниками земельных долей и имущественных паев.

Несовершенство законодательства породило множество спорных ситуаций, в том числе в порядке использования невостребованных земельных долей, то есть тех долей, собственники которых не распорядились своими правами: не выделили земельный участок для собственного использования, не оформили наследство, не заключили договор аренды.

Количество судебных споров, связанных с сельскохозяйственными землями продолжает расти, в том числе возрастает количество судебных споров, связанных с использованием невостребованных земельных долей.

По данным доклада о состоянии использования земель сельхозназначения Минсельхоз РФ:

На 1 января 2012 г. - площадь сельхозугодий 389,0 млн га

По сравнению с 2011 г. площадь сельхозугодий сократилась на 4,4 млн га

Невостребованные земельные доли - 24 млн га

Залежь - 5,0 млн га

Каковы причины сокращения использования сельхозугодий?

Одна из основных причин, которая лежит на поверхности - прекращение деятельности сельскохозяйственных организаций, которые ранее использовали данные земли.

Вторая причина — отсутствие надлежащим образом оформленных прав на использование земель, в первую очередь, земель, которые входят в так называемые «невостребованные земельные доли», т.к. право собственности на данную категорию земель не разграничено, документов на право использование земель, кроме «джентельменских соглашений» с местной администрацией - нет. А за незаконное использование земель, т.е. использование земель без документов, наказывают как администрацию, так и сельхозпроизводителя.

Третья причина - истечение срока права аренды земель (или временного пользования), и очередные трудности, связанные с переоформлением прав.

Четвертая причина - изменение вида разрешенного использования, в связи с изменением (установлением) границ населенных пунктов.

В настоящей статьей рассмотрим, порядок совместных действий органов местного самоуправления и сельскохозяйственных организаций по введению в оборот невостребованных земельных долей.

Основные этапы процедуры введения в оборот невостребованных земельных долей:

Процедуру введения в оборот невостребованных земельных долей можно разделить на шесть основных этапов. Самый трудоемкий и важный этап - подготовка списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

В статье 12.1. «Невостребованные земельные доли» Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2012 № 101-ФЗ (ред. от 29.06.2012) указано, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля:

Которая не передана в аренду или владелец земельной доли не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд;

Сведения о собственники которой не содержатся в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий;

Собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Для того чтобы подготовить список земельных долей, необходимо получить из архива списки собственников земельных долей, которые наделялись земельными долями в соответствии с Указом Президента РФ от 27.10.93 № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России». Как правило, таким документов является Постановление главы администрации района со списком хозяйств и собственников земельных долей.

Далее, необходимо запросить кадастровые выписки о земельном участке и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на земельный участок. В указанных документах, как правило содержатся сведения о собственниках земельных долей.

Путем анализа полученных документов необходимо из первоначального списка собственников земельных долей необходимо выбрать тех, кто уже распорядился своей земельной долей, и выделить список тех лиц, сведения о которых отсутствуют в Росреестре.

Следующий этап - направление запроса в ЗАГС о предоставлении сведении об умерших собственниках земельных долей. В запросе должны быть указаны фамилии собственников, которые не распорядились своими земельными долями, а также просьба указать, являются ли данные граждане умершими. Как правило, ЗАГС выдаст справку об отказе в предоставлении данного рода сведений, но без этого документа суд оставит без движения исковое заявление о признании права собственности на невостребованные земельные доли.

Также необходимо запросить сведения у нотариуса о наследниках собственников земельных долей.

Нотариус и органы ЗАГС в силу закона дают справки об отказе предоставления сведений о наследниках и умерших, но без этих документов невозможно будет начать судебное разбирательство.

Исключение из списка собственников невостребованных земельных долей лиц, которые могут заявить о своих правах, сокращает сроки судебного разбирательства и оформления прав на невостребованные земельные доли за органами местного самоуправления.

Подготовка к проведению общего собрания собственников земельных долей по утверждению списка собственников невостребованных земельных долей:

После того, как список собственников земельных долей, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, подготовлен, необходимо опубликовать данный список в средствах массовой информации, которые определены субъектом РФ (необходимо смотреть региональные законы, которые регулируют оборот земель сельскохозяйственного назначения).

На практике приходится сталкиваться с тем, что главы сельсоветов размещают списки в районных газетах, тогда как региональным законодательством утверждены областные СМИ, и данное нарушение служит основанием для признания начатой процедуры недействительной.

Важно, что размещение списка невостребованных земельных долей должно быть осуществлено одновременно:

В СМИ, утвержденном региональным законодательством;

На своем официальном сайте в Интернете (при его наличии, если сайта нет, необходимо получить справку в областной или районной администрации);

На информационных щитах, расположенных на территории сельсовета.

Суд откажет в принятии искового заявления, если вышеуказанная процедура нарушена.

Активизировавшийся оборот сельскохозяйственных земель
в нашем регионе заставляет органы местного самоуправления все чаще задумываться о наполнении бюджетов и возможности эффективного распоряжения невостребованными земельными массивами. Однако "видит око, да зуб неймет". Возможна ли консолидация невостребованных земельных долей в собственности области или района, рассуждает эксперт "Призыва" по обороту земель сельхозназначения Георгий САВЕНКО.

– Закон "Об обороте земель сельхозназначения" ввел в современное земельное право ранее не существовавшее понятие "невостребованные земельные доли". Что это такое?
– П. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" затрагивает вопрос, не нашедший пока единообразного решения в правоприменительной практике, в том числе в судебной. Ранее, согласно постановлению Правительства РФ от 01.02.1995 г., невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Невостребованные земельные доли с указанием их собственника должны были передаваться по решению внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст. 183 ГК РФ, а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачислялись в фонд перераспределения земель района.
Указ Президента от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" уточнил, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.
Пункт 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" под невостребованными земельными долями понимает такие земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. Если сказать проще, то невостребованными, в строгом смысле слова, являются, во-первых, доли тех лиц, которые были включены в 1992 г. в списки на приватизацию, но умерли до момента выдачи свидетельств на право собственности. Во-вторых, доли тех лиц, кто по каким-то причинам не получил свидетельства (например, выехал за пределы района).
– Да, но закон,
по сути, под невостребованные доли подводит и доли тех граждан, которые, образно говоря,
держат при себе многие годы
свидетельства
и не выделяют в счет них земельные
участки. А раз так,
то и право собственности на них может перейти к Владимирской области или
к муниципальным образованиям
районов. Насколько это реально?
– Напомню, что согласно ч. 2 ст. 35 Конституции "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами". Право распоряжаться имуществом включает в себя право собственника (сособственника) самостоятельно решать – распоряжаться им или нет. Это положение Конституции исключает отъем невостребованных долей вне рамок закона.
– Таким образом, отнять земельную долю у собственника вообще невозможно?
– Это невозможно сделать даже по чисто техническим причинам. Закон "Об обороте земель сельхозназначения" предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.
Во-первых, для образования земельного участка в счет невостребованных долей Владимирская область или районная администрация сначала принимают соответствующее решение. Во-вторых, общему собранию участников долевой собственности необходимо принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей. В-третьих, Владимирская область или районная администрация публикуют сообщение о невостребованных земельных долях, в котором указывают фамилии лиц, не распорядившихся ими. В-четвертых, Владимирская область или районная администрация устанавливают границы этого земельного участка, ставят его на кадастровый учет. В-пятых, следующий шаг – обращение в суд с заявлением о признании выделенного участка бесхозяйной вещью. В-шестых, на основании решения суда в отделе ФРС происходит регистрация участка как бесхозяйной вещи. Наконец, в-седьмых, Владимирская область или районная администрация должны обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на участок – бесхозяйную вещь.
И только после вступления в законную силу решения суда и регистрации права собственности Владимирской области или районной администрации на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей в отделе ФРС, можно говорить о том, что право собственности граждан на невостребованные земельные доли прекратилось.
– После запуска описанных вами процедур граждане не могут уже повернуть процесс вспять и распорядиться
земельными долями?
– Думаю, граждане, включая наследников, не оформивших права на земельные доли, на любом этапе могут заявить о своих правах: и тогда, когда процедуры только запускаются и идут (публикация списков, выделение участка, подготовка землеустроительной документации, постановка его на кадастровый учет), и даже тогда, когда участок переходит в собственность области или района. В последнем случае гражданин (наследник) обращается в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании права собственности области или района на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.
– Получается, что Владимирской области и районным администрациям нет смысла заниматься процедурами выделения земельных участков в счет невостребованных долей, если граждане могут обжаловать в суде их любые действия?
– Я уверен, что областным и районным властям особо рассчитывать на успешное применение п. 5 ст. 13 Закона "Об обороте земель сельхозназначения" не стоит. Даже весьма беглый анализ положений закона показывает их непоследовательность и противоречивость и, по сути, невозможность реализации на практике без существенных нарушений Конституции и гражданского законодательства.
Кроме того, на любой стадии образования участка в счет невостребованных долей, оформления на него прав публично-правовыми образованиями гражданин, заявивший право на невостребованную долю, по сути, обесценивает запущенные процедуры. Например, если он восстановил свое право, то Владимирской области или районной администрации необходимо заказывать новое межевое дело (делить участок или участки); ставить на кадастровый учет; регистрировать в ФРС право собственности на измененный земельный участок. А вслед за первым наследником объявятся второй, третий и т.д.
Наконец, насколько мне известно, в тех регионах, где раньше начали решать эту проблему, суды в подавляющем большинстве случаев встают на сторону собственников невостребованных земельных долей. Так стоит ли вообще заниматься невостребованными долями, тратить время, силы и средства?

Сразу извинюсь перед коллегами юристами, но для простоты понимания постараюсь избежать применения большого количества специальной юридической терминологии.
Если изучить внимательно официальные печатные издания различных субъектов Российской Федерации, то можно встретить информационные сообщения, об опубликовании списков невостребованных земельных долей. Не вольно у некоторых руководителей крестьянских (фермерских) хозяйств появляется вопрос: «Что это за доли такие?».
Постараемся просто и понятно рассказать о том, что это за доли, и что делать, если в список попали ваши пайщики. Как должен действовать орган местного самоуправления и как защитить свои права.
Распределение земель среди членов колхозов и совхозов и иных категорий сельских тружеников привело к возникновению долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения и появлению таких терминов, как «земельный пай», «земельная доля», «право общей долевой собственности на землю».
Распределение носило, как правило, всеобщий характер. Право на землю получали все работники колхозов, пенсионеры, сельские учителя и др. Естественно, что при государственной собственности на землю, закрепленной в статье 95 ГК РСФСР, в которой говорилось что, земля, ее недра, воды и леса состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование.(в ред. Указа ПВС РСФСР от 24 февраля 1987 г.- Ведомости ВС РСФСР, 1987, N 9, ст. 250), люди просто не знали, что они делать дальше. Кто -то передал свой «Пай» в долгосрочную аренду, кто то продал. Но были и те, кто, отдав землю фермеру, просто не успел или не захотел оформить свои правоотношения документально. Время шло! Земля обрабатывалась, а решение вопроса о правовом статусе постоянно откладывалось. Государство тем временем несло убытки виде недополучаемого земельного налога. И выход законодателем из этой непростой ситуации был найден. В Федеральный закон №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее ФЗ-101) Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ была введена ст. 12.1 «Невостребованные земельные доли», которая четко регламентировала порядок и критерии признания земельной доли невостребованной, дав право органам местного самоуправления сельского поселения (ОМС) оформить подобные доли в свою собственность.

Но что же такое земельная доля? Ст. 15 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» содержит весьма расплывчатый термин: «Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения». (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ).
Невостребованной же земельной долей может быть признана «земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте» (ч.1. ст. 12.1 101-ФЗ).
Таким образом, невостребованная земельная доля должна иметь следующие признаки: право на нее возникло до вступления в силу Федерального закона №101-ФЗ; отсутствует договор аренды или гражданин никаким другим образом этой долей не распорядился.
Схематично изобразим алгоритм действия ОМС при оформлении невостребованных земельных долей:
1. Подготовка и опубликование в официальных печатных изданиях списка собственников земельных долей, доли которых могут быть признанны невостребованными (ч.3 и ч.4 ст. 12.1 101-ФЗ)
2. Утверждение списка собственников невостребованных земельных долей на общем собрании участников долевой собственности. Если список не утвержден общим собранием, то утверждается постановлением ОМС (ч.5 и ч.7 ст. 12.1 101-ФЗ)
3. Обращение в суд с исковым заявлением о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. (ч. 8 ст. 12.1 101-ФЗ)
4. Регистрация права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.

Если опубликован список по вашему сельскому поселению, алгоритм действий для крестьянского (фермерского) хозяйства прост.
Во- первых, внимательно изучите опубликованный список собственников, на предмет выявления знакомых вам лиц. (сразу предполагаем, что земельные доли этих лиц находятся у Вас в обработке).
Если в списке есть собственники, которые когда то передали Вам свою долю в аренду необходимо подать в администрацию сельского поселения возражение с приложением документов подтверждающих возникновение арендных отношений.
Мнения юристов разняться, но мы считаем, что наличие любого договора аренды заключенного в течении трех лет с момента возникновения права на земельную долю является основанием для исключения собственника из списка, не зависимо от срока действия договора.
Получив возражение ОМС должен исключить собственника из списка. В любом случае в этом необходимо удостовериться. Окончательный список собственников утверждается решением общего собрания участников общей долевой собственности(ч.5 ст. 12.1 Федерального закона №101-ФЗ).
Согласно ч. 6 ст.12.1 Федерального законно №101 –ФЗ «Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей» поэтому ОМС обязан принять Ваши возражения!
Хорошо если собственник жив, здоров или его наследники вовремя оформили свои права. Но что делать, если человека нет? Наследников нет? В этом случае остается одно. Дождаться, когда ОМС обратиться с соответствующим иском в суд и в рамках статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации самостоятельно вступить в дело в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора. Тем самым вы добьетесь двух результатов: Во- первых, будите в курсе как самого процесса, так и вынесенного решения суда.
Во-вторых, в ходе рассмотрения иска ОМС сможете представить суду доказательства использования земель по их прямому назначению, т.е. для сельскохозяйственного производства, что впоследствии предоставит Вам некоторые льготы при распределении земельного участка выделенного в счет невостребованных земельных долей.
Как показала практика нашей команды, при рассмотрении исков ОМС в судах Волгоградской области по вопросам признания права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, суды не только проверяют формальное исполнение процедуры со стороны ОМС (ст.12.1 101-ФЗ), но и проводят целый ряд, можно сказать «розыскных» мероприятий, по установлению местонахождения, как собственников, так и наследников. Часто разрешая вопрос, о том, являются земельные доли не востребованными или нет, не понимая при этом, что невостребованной доля признается не на основании решения суда, а на основании решения общего собрания или постановлением ОМС.
Подобная практика, приводит к существенному уменьшению долей, права на которые признаются за ОМС.
Одной из распространенных ошибок ОМС при оформлении невостребованных земельных долей является землеустроительные работы по формированию земельного участка, проводимые до обращения в суд. Если ОМС произвел землеустроительные работы, сформировал и поставил земельный участок не кадастровый учет, он автоматически теряет право на обращение в суд с иском о признании права муниципальной собственности, ведь в силу ч.8 ст. 12.1 101-ФЗ., «орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными», а у хозяйства возникает брешь в земельном массиве, в которую могут зайти конкуренты, инициировав процедуру торгов.
В любом случае, действия ОМС по оформлению невостребованных земельных долей можно использовать в своих интересах, введя в правовое поле проблемные земли вашего хозяйства. Создав для себя возможность льготного, без проведения торгов, получения данных земель в аренду.



Просмотров