Правовое положение рабов - Римское право (Исайчева Е.А.). Правовое положение рабов в древнем риме Законы древнего рима в отношении рабов

1. С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до кон­ца его существования римское общество было рабовла­дельческим.
Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху
рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны;
они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ:
не только исчезла прежняя патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержит­ся в самых тяжелых условиях; несколько сноснее были условия жизни рабов, принадлежащих самому государст­ву. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев толкали рабов на восстания.
2. Правовое положение рабов определялось тем, что раб - не субъект права; он - одна из категорий наибо­лее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.
Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба про­дать, даже убить. Раб не может вступить в брак, призна­ваемый законом; союз раба и рабыни (contubemium) - отношение чисто фактическое.
3. Пекулий. Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происхо­дило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.
На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином «пекулий», происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из обще­го имущества рабовладельца в управление раба (этот ин­ститут практиковался и в отношении подвластных детей, см. ниже, разд. IV, § 4).
Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэто­му, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделка­ми, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именнорабы, имеющие пекулий, признавались способными обя­зываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество гос­подина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, «натурально» (см. ниже, разд. VI, гл. I, § 2). Реализация такого права была возможна толь­ко в случае отпущения раба на свободу: si manumisso sol-vam, liberor, т.е., если я уплачу рабу после его освобож­дения, это законный платеж.
Таким образом, предоставление рабу пекулия и при­знание в известной мере юридической силы за действия­ми раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юриди­ческих действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производ­ства и роста товарно-денежных отношений.
Разумеется, такое примитивное построение - по сделкам раба права приобретаются господином, а обя­занности ложатся на раба (с которого ввиду его неправо­способности получить нельзя) - не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при пол­ной безответственности по этим сделкам самого рабовла­дельца нашлось бы немного. Правильно понятый инте­рес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с кото­рыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчи­тывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, кото­рые давались как дополнительные (к неснабженному ис­ком обязательству самого раба), против рабовладельца.
Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выде­ленным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба по actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить этот иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обо­гащение, в большей сумме, он отвечал в пределах обога­щения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, бу­квально - иск о поступившем в имущество).
Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика, и т.п. Например, если раб-приказ­чик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; но если раб по просьбе поку­пателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипе­ром на корабле, иск назывался actio exercitoria).
Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т.е. дал распоряже­ние, iussus), контрагент раба получал против господина ac­tio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (напри­мер, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладель­цу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa - вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потер­певшему для отработки суммы причиненного вреда.
4. Рабство устанавливалось следующими способами:
1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ре­бенка было свободное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);
2) взятием в плен или просто захватом лица, не при­надлежащего к государству, связанному с Римом догово­ром;
3) продажей в рабство (в древнейшую эпоху);
4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужден­ный к смертной казни рассматривался как раб).
Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).
В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отно­шении лица, отпустившего его на свободу).



17.ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЛЬНООТПУЩЕННИКОВ
1. В классическом римском праве правовое положе­ние вольноотпущенника определялось в зависимости от прав лица, отпускавшего на волю: например, раб, отпу­щенный на свободу квиритским собственником, приоб­ретал права римского гражданина, а отпущенный на сво­боду лицом, право собственности которого опиралось не на цивильное право, а на преторский эдикт (см. ниже, разд. V. гл. III, § 1, п. 5), приобретал только латинское гражданство. При Юстиниане эти различия были сгла­жены: если манумиссия выполнена в соответствии с за­коном, вольноотпущенник становился римским гражда­нином.
2. Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не вполне приравнивался к свободнорож­денному (ingenuus).
В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до Августа вольноотпу­щеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободно­рожденным; запрещение брака вольноотпущенника с ли­цом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юсти­ниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина (именовавшегося его патро­ном).
3. Так, патрон имел право: а) на obsequium, почти­тельность либертина в отношении патрона; это имело, например, практическое значение в том отношении, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следо­вательно, был беззащитен против произвола патрона; б) на орегае, выполнение услуг для патрона (это, по существу, моральная обязанность, но она обыкновенно подкрепля­лась договором и превращалась в юридическую). Обязан­ность либертина выполнять орегае приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки высту­пать с некоторыми ограничительными мерами; в) на bona, т.е. патрону в известной мере принадлежало право на на­следование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такое право принадлежало в случае нужды не только самому патрону, но и его детям и родителям.

16. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОЛОНОВ
1. Под именем колона в классическую эпоху подра­зумевали арендатора земли (мелкого фермера), формаль­но свободного, хотя экономически зависимого от земле­владельца. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим положением Римского го­сударства. С прекращением завоевательных войн, давав­ших Риму огромные массы рабов, прилив рабской силы приостановился, а невыносимые условия, в которых со­держались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы пе­рестало хватать для обработки земли. Процветавшее в последние годы республики плантаторское хозяйство с рабским трудом перестало быть выгодным; римские зем­левладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное возна­граждение, а за известную долю урожая (арендаторы-дольщики, coloni partiarij) и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника («барщина»). Эти мелкие арендаторы по маломощности своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев и оказывались в дол­говой от них зависимости. В период абсолютной монар­хии положение колонов осложнилось еще в связи с на­логовой политикой императоров. Колоны были обложе­ны натуральной податью, причем в налоговых докумен­тах они приписывались к соответствующим земельным участкам.
2. Эти обстоятельства приводили к тому, что, с од­ной стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а, с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответст­вующих постановлений. В IV в. н.э. закон запретил сво­бодным арендаторам, сидящим на чужих землях, остав­лять арендуемые участки, а землевладельцам было за­прещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, си­дящих на них. В результате колоны из свободных (хотя бы формально-юридически) людей превращаются в кре­постных, в «рабов земли». Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.
На положение крепостных переводились иногда по­коренные народы, переселявшиеся на римскую террито­рию. В некоторых провинциях (например, в Египте) по­добного рода отношения были известны еще до завоева­ния этих провинций Римом. В колонат перерастало ино­гда также и пользование пекулием со стороны рабов, ко­торые прикреплялись в этих случаях к земельным участ­кам. Последнее обстоятельство еще более стирало разли­чия между рабом и крепостным колоном. Колон стано­вится лицом хотя и свободным, но очень близким по со­циальному и юридическому положению к рабу. Колон становится связанным с землей, которую он сам по сво­ей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имеет право вступать в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также стано­вятся колонами. Подобно рабам колоны могли в отдель­ных случаях отпускаться на свободу, но это освобожде­ние означало для них и «освобождение» от земельного участка, которым они кормились.

18.ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА
1. Римские юристы не разработали понятия юриди­ческого лица как особого субъекта, противопоставляемо- . го лицу физическому, ввиду того, что отношения, на | почве которых возникают юридические лица, в римской | жизни не были достаточно развиты. Тем не менее уже в законах XII таблиц упоминались различные частные корпорации религиозного характера (collegia sodalicia), профессиональные объединения ремесленников и т.п. С течением времени количество корпораций (как публич­ного характера, так и частного) росло.
В древнереспубликанском праве еще не было иму­щества корпорации, это была общая собственность чле­нов корпорации, но только неделимая, пока существова­ла корпорация. В случае прекращения корпорации имущество делилось между последним составом ее членов. Корпорация, как таковая, не могла выступать и в граж­данском процессе.
Вместе с тем римские юристы стали обращать вни-мание на то, что в некоторых случаях имущество не при­надлежит отдельным гражданам, а закрепляется за ка­ким-то объединением в целом и отдельные его члены оказываются в отношении имущественных прав обособ­ленными. Так, римский юрист Марциан замечает, что театры, ристалища и тому подобное имущество принад­лежат самой общине как некоему целому, а не отдель­ным ее членам, и если община имеет раба, то это не зна­чит, что отдельные граждане (члены городской общины) имеют какую-то долю права на этого раба". Другой юрист (Алфен)1 приводил следующее сравнение. Время от времени на корабле приходится сменять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все состав­ные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же. Так, утверждал Алфен, и в легионе одни выбывают, дру­гие вновь вступают, а легион остается все тем же. Нако­нец, третий юрист (Ульпиан)2 говорил, что в корпора­тивном объединении (universitas) не имеет значения для бытия объединения, остаются ли в нем все время одни и те же члены, или только часть прежних, или все замене­ны новыми; долги объединения не являются долгами от­дельных его членов, и права объединения ни в какой ме­ре не принадлежат отдельным его членам.
2. Таким образом, римские юристы отмечали тот факт, что в некоторых случаях права и обязанности при­надлежат не отдельным лицам и не простым группам фи­зических лиц (как это имеет место при договоре товари­щества), а целой организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физиче­ских лиц. Это последнее положение наглядно выражает­ся при сравнении universitas или collegium (корпорации) с товариществом. Смерть одного из участников товарищества или его выход из состава товарищества влечет прекращение товарищества; если даже оставшиеся товарищи будут продолжать то дело, для которого обра­зовалось товарищество, это рассматривается юридически как молчаливое заключение нового товарищеского дого­вора в ином составе. Напротив, смерть одного из членов или выход из никакого влияния на существование universitas не оказывает (разве лишь убыль членов будет так велика, что не окажется необходимого по закону минимального числа членов). Равным образом вступление новых членов в universitas нисколько не из­меняет этого объединения, тогда как присоединение к членам товарищества нового лица означает образование нового товарищества.
Еще одно различие: в товариществе у каждого из членов есть определенная доля в имуществе, которая при его выбытии выделяется ему; напротив, в universitas все имущество принадлежит самому объединению, и потому выбывающий член не имеет права требовать выделения какой-либо доли этого имущества.
3. Название «юридическое лицо» римскому праву не было известно; новейшие исследования" показали, что в латинском языке даже не было специального термина для обозначения учреждения2. Римскими юристами была разработана и сущность этого явления. Они ограничива­ются лишь признанием факта принадлежности прав раз­личным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что орга­низация действует вместо лица, в качестве лица, вместо отдельных лиц, на поло­жении отдельных лиц. В этом можно видеть зародыш «теории фикции юридического лица», появившейся в средние века и получившей распространение в зарубеж­ной теории права.
Отдельные примеры такого рода субъектов, встре­чающиеся в источниках: казна (республиканская - аег-arium, императорская - fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ре­месленников и т.д., decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотворительные учреж­дения и др.
4. Возникновение юридических лиц. По законам XII таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т.п. Члены подобного рода объе­динений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы3. Этот порядок свободного образования коллегий, заимствованный, по словам Гая, из законодательства Солона, т.е. из греческого пра­ва, просуществовал до конца республики. С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуж­дать подозрение со стороны принцепсов и оказалось по­литически неприемлемым. Еще Юлий Цезарь, восполь­зовавшись в качестве повода некоторыми злоупотребле­ниями, имевшими место на почве свободного образова­ния коллегий, запустил все корпорации, кроме возник­ших в древнейшую эпоху. После этого Август издал спе­циальный закон, по которому ни одна корпорация (кро­ме религиозных и некоторых привилегированных, на­пример похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения сената и санкции императора (так называе­мая разрешительная система).
5. Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минималь­ного числа членов - три), а также если деятельность ор­ганизации принимала противозаконный характер.
6. Правоспособность юридических лиц в Риме по­нималась несколько своеобразно по сравнению с совре­менным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носив­шие почти семейный характер, и не считалось (за немно­гими исключениями) способным получать имущество по наследству и т.п.
Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели (на основании устава) физические лица (по современной терминологии - органы юридического лица).

Основным принципом, определявшим правовое положение рабов на про­тяжении всей истории Рима, было признание рабов не субъектами, а объекта­ми прав.

Способы установления рабства

Основным способом установле­ния рабства был плен, захват чужеземца в войне с государством, к которому он принадлежал

Другим основанием возникновения рабского состояния было рожде­ние от матери-рабыни: заключение брака с рабыней не допускалось, а ребе­нок, рожденный вне брака, следовал состоянию матери. Однако в период империи ребенок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы то ни было момент беременности

Человек, родившийся свободным, мог, при известных условиях, быть обращен в раба. В древнейшие времена допускалась в известных случаях продажа римско­го гражданина в рабство, но не иначе как за границу. Эти основания установления рабства отпали к периоду империи. Вме­сто них появились случаи обращения в рабство уже на территории Рима в связи с присуждением судом к определенным наказаниям. Так обращались в рабство лица, приговоренные к смертной казни или к бессрочной каторге, которая отбывалась в рудниках. Свободная женщина, вступив­шая в связь с рабом и не прервавшая ее, несмотря на требование господина, становилась рабыней.

Личное положение рабов

Основной определявший правовое поло­жение рабов принцип servi res sunt исключает всякую возможность говорить о каких бы то ни было публичных правах ра­бов. Не несут они и публичных обязанностей - служба в римских войсках им недоступна; налогов они не платят, ибо они не признаются лицами.

Точно так же и в сфере частноправовой господин имеет права не по отно­шению к рабу, а на раба - так же, как он имеет права на животное или лю­бую материальную вещь. Не будучи субъектом прав, рабы, с точки зрения права, не имели семьи. Связь раба с женщиной не признается браком. Это – конкубинат, не влекущий за собою в принципе никаких правовых последствии. Раб может быть предметом сделок: купли-продажи, имущественного найма. Если рабу причинено телесное повреждение, над ним учинено насилие, со­ответствующий иск предъявляется не рабом, а господином.

В период империи ряд законов ограничивает права господина на лич­ность рабов. Закон Petronia запретил отдавать раба в труппы гладиаторов; в середине I веке н. э. было установлено, что господин утрачивает права на раба, которого покинул в старости или болезни. Во II веке н. э. установили такую же уголовную ответственность за убийство sine causa своего ра­ба, как за убийство чужого.

Имущественное положение рабов

Будучи не субъектами, а объекта­ми прав, рабы, разумеется, не имели имущества. Вещью, находящейся в об­ладании раба, независимо от того, как она в это обладание попала, с точки зрения права, обладал господин. Но раб был объектом прав, наделенным со­знательной волей и способным служить интересам господина путем проявле­ния этой воли. Поэтому было признано, что при помощи раба может быть рас­ширен круг правовых отношений господина. За рабом была признана спо­собность вступать в имущественные сделки ex persona domini, создавая при помощи этих сделок права для господина. Господин предъявлял иски из та­ких сделок, как если бы совершил их сам. Наоборот, обязательства из совер­шенных рабом сделок для господина не возникали.


Уже издревле было установлено, что если раб причинит кому-нибудь имущественный вред, украдет, испортит вещь, то господин обязан либо воз­местить этот вред, либо выдать раба потерпевшему.

Однако гражданский оборот был заинтересован не только в признании ответственности раба по заключенным им до­говорам, но и в установлении ответственности по этим договорам господина. И претор выработал вид исков к господи­ну, сущность и структура которых непосредственно вытекали из жизненной и деловой обстановки, чаще всего обусловливавшей заключение рабом бо­лее крупных договоров.

Догово­ры, заключенные рабом в ходе исполнении хозяйственных заданий господина, стали признаваться основанием преторских исков к господину. Такими исками были:

Если договор был совершен рабом, управлявшим пред­приятием господина

Если договор был совершен рабом-капитаном при­надлежащего господину корабля

Если совершению договора рабом предшествует обращение господина к контрагенту раба

Если на основании договора, совершенного ра­бом, какая-нибудь ценность поступила в имущество господина

По трем первым искам господин отвечал полностью, по последнему - в пределах сумм, поступивших в его имущество на основании договора, за­ключенного рабом.

Нередко сфера хозяйственной самостоятельности раба оказыва­лась значительно шире. Господин выделял рабу определенные имуществен­ные ценности: земельный участок, скот, даже других рабов и предоставлял рабу вести самостоятельную хозяйственную деятельность, лишь внося господину определенную часть доходов. Юридически такое обо­собленное господином имущество, peculium, принадлежало господину, но фактически раб свободно располагал входившими в состав peculium иму­щественными ценностями.

С развитием экстраординарного процесса, раб постепенно приобрел право обращаться к магистрату для рассмотрения последним личных и имущественных претензий раба к другим лицам. В частно­сти, раб мог потребовать принудительного осу­ществления своей обязанности лицом, которое, получив от раба определен­ную сумму денег, обязалось выкупить раба и затем освободить из рабства.

Несколько лучше положения других рабов было положение рабов государ­ственных. В частности, за ними прямо признавалось право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Освобождение из рабства

Древнее время знало три способа освобождения из рабства по воле господина. По-видимому, древнейшим спосо­бом была manumissio testamento, то есть освобождение раба путем включения господином соответствующего распоряжения в завещание. Этот за­конодательный характер был утрачен освобождением раба по завещанию вместе с изменением порядка составления завещания.

Manumissio testamento могла совершаться в разных формах:

Завещатель мог прямо предписать: раб становился сво­бодным ispo iure с момента вступления завещания в действие, то есть с момента смерти господина

Завещатель мог возложить на наследника обязанность освободить раба - раб становился свободным с момента совершения наслед­ником одного из действий, освобождавших раба при жизни господина

За­вещатель мог освободить раба под суспенсивным (отлагательным) условием - раб становился свободным в момент наступления условия

Другим известным древнему праву способом освобождения из рабства была manumissio censu: внесение раба в спи­ски граждан с ведома господина освобождало из рабства. Этот способ осво­бождения из рабства отпал ко времени принципата с прекращением ценза.

Третий, известный древнейшему праву способ освобождения раба, назывался manumissio vindicta (мнимого процесса о свободе).

Во второй половине республики развиваются и новые неформальные спо­собы освобождения из рабства:

Путем заявления господина об освобождении в присутствии свидетелей (manumissio inter amicos)

Путем составления гос­подином отпускного письма (manumissio per epistolam)

Начиная со времени принципата, появляется и ряд случаев освобождения из рабства в силу закона: освобождаются из рабства раб, открывший убийцу господина, раб, в течение 20 лет живший как свободный, больной раб, брошенный господином.

В IV веве н.э. возникает церковная форма освобождения рабов путем соот­ветствующего заявления господина в церкви.

1. Как известно, ещё с древнейших времён, относящимся к эпохе Римского государства, и до того времени как оно прекратило своё существование. Общество Римской империи относилось к рабовладельческому типу. Стоит отметить, что социальное и правовое положение рабов в Римском праве на разных этапах развития Рима также претерпевали изменения. На самых начальных этапах каждая зажиточная семья имела в своём распоряжении небольшое количество рабочей силы. Эти рабы проживали и выполняли работу вместе с рабовладельцем, тем самым друг от друга не сильно различия были минимальны. После войн завоеванные Территории росли вместе с численностью рабов. Теперь римские рабы не жили вместе с господами. Рабов стали просто эксплуатировать. Патриархат исчез. Раб в риме выполнял частые и изнурительные виды работ и находился в нечеловеческих условиях. Если раб принадлежал государству, то он находился в более лучших условиях. Такие невыносимые условия приводили к тому, что рабы устраивали восстания.

2. В те времена правовое положение рабов определяли тем фактом, что раб не являлся субъектом права. Он относится к той категории, называемой (рэс манципи). Рабов приравнивали к животным, продавали как довесок к земле. У раба почти не было прав, власть рабовладельца не имела границ. Раба можно было продавать, поменять или даже убить. Ко всему прочему раб не мог оформить брак.

3. Пекулий. Даже если появлялись некоторые подвижки в признании раба как личности, то они все равно были только в интересах рабовладельца. Рабов эксплуатировали все больше и все чаще. Именно на этой основе был построен институт рабского пекулия. Этот термин берет своё начало от латинского слова pecus, которое переводится как скот, имущество, которое выделяется из общественной собственности в руки раба. Как известно, управление имуществом обязательно сопровождается разными сделками. А если раб не признан лицом, наделенным правами, но он все равно за совершенные сделки нес ответственность в пределах, соответствующих положению пекулия.

Рабы, обладающие пекулием, обладали обязанностями, но не правами. Но приобретенная рабом собственность становилось имуществом рабовладельца. Рабы могли приобретать права требования, однако не могли подавать иск. Этим правом можно было воспользоваться, если раб становился свободным. Выходит, что пекулий, предоставленный рабу, давал возможность рабовладельцу ещё больше нагружать этого раба не только физической работой, но и для производства юридических сделок. Это становилось все важнее при развитии рабовладельческого строя и прогрессу материальных отношений.

Естественно, что такое построение товарно-материальных отношений, когда раб совершал сделки, приносящие пользу господину, но ответственность сохранялась за этим рабом, не способствовало экономическому развитию. Тех, кто хотел бы иметь дело с рабом для заключения сделок, зная при этом, что рабовладелец перед этими сделками не имеет ответственности, практически не было. Именно поэтому претор вводил несколько исков, которые могли быть направлены против господ.

Чтобы имущество было выделено в индивидуальное управление рабом, владелец собственности признавал своё право нести в своею очередь в рамках Пекулия свою ответственность. Проще говоря, совершенная рабом сделка согласно выделенного пекулия наделяла рабовладельца обязанностью отвечать перед второй стороной договора в рамках того же пекулия. Такой иск носил название актио де пекулио. А в тех случаях, когда с помощью совершенной рабом сделки господин получал выгоду в виде обогащения, то он обязан был держать ответ по этому обогащению.

В тех редких случаях, когда рабовладелец правами приказчика назначал раба и наделял правом совершать сделки, то он продолжал нести ответственность по этим сделкам. Так, к примеру, раб в роли приказчика купил определённый товар для организации, но не оплатил его, рабовладелец в ответе за это в сумме этого товара, однако если товар был принят рабом на хранение, то в этом случае рабовладелец ответственности не несёт.

В случаях, когда правовое положение раба в Риме наделяется полномочиями для совершения определённой сделки, которая сторона приобретала против рабовладельца иск актио вид иссью. тогда, когда раб совершал нарушение договора, то вторая сторона имеет право для предъявления господину иска актио ноксалис. В таких случаях господина обязывали оплатить ущерб, либо отдать виновного раба для того, чтоб он этот ущерб отработал.

4. Рабами становились в ряде случаев:

Рождение в семье рабов, при чем если мать не является рабом, то и ребёнок считается свободным

Взятие в плен

Продажа человека в рабы

Лишение свободы или приговор к смертной казни.

Рабство могло быть прекращено дарованием свободы, которое носит название манумиссия. Но иногда раб мог вернутся в свой статус после освобождения, например, в случаях когда допустил грубость к своему рабовладельцу.

С самых древних времен, к которым относятся наши сведения о Римском государстве, и вплоть до конца его существования римское общество было рабовладельческим.

Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории. В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов сильно увеличилось и рабство оставалось основой всего производства. Они стали жить отдельно от своих господ: не только исчезла прошлая патриархальность отношений, но осуществлялась беспощадная эксплуатация рабов. Раб исполняет огромную изнурительную работу, а содержится в самых тяжелых условиях; несколько более сносными были условия жизни рабов, принадлежащих к самому государству. Произвол и эксплуатация со стороны рабовладельцев толкали рабов на восстания.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб - не субъект права; он - одна из категорий наиболее необходимых в хозяйстве вещей, так называемых res mancipi, наряду со скотом или как привесок к земле.

Власть рабовладельца над рабом беспредельна; она является полным произволом; господин может раба продать, даже убить. Раб не может вступить в брак, признаваемый законом; союз раба и рабыни отношение чисто фактическое. Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.

На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином “пекулий”, происходящим, вероятно, от слова скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба (этот институт практиковался и в отношении подвластных детей).

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу шире эксплуатировать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения через его посредство юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.

Такое примитивное построение - по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (у которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) - не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не снабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца.

Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием хозяйственной жизни расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в сумме 500, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить иск только в сумме 500). Впрочем, если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение,

Если господин назначил раба приказчиком в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т.п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по в размере стоимости товара; на если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает.

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т.е. дал распоряжение), контрагент раба получал против господина. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить - вред. В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.

Рабство устанавливалось следующими способами:

  • 1) рождением от матери-рабыни (хотя бы отцом ребенка было сводное лицо; наоборот, если отец - раб, а мать - свободная, ребенок признавался свободным);
  • 2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанного с Римом договором;
  • 3) продажей в рабство (в древнюю эпоху);
  • 4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).

Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу). В некоторых случаях раб, отпущенный на свободу, возвращался обратно в состояние рабства (например, вследствие проявления грубой неблагодарности в отношении лица, отпустившего его на свободу).

Рабы (servi – «серви») появляются в Риме в глубокой древности. Существование рабства можно условно разделить на два периода: 1.

Период раннего, архаичного, патриархального рабства. В этот период рабов было очень мало, они дорого стоили.

Жили и работали рабы в семьях, их внешний вид зачастую был не различим со своими не очень богатыми хозяевами (принимали пищу совместно). Рабы все же считались мыслящими существами и допускались к совершению семейных религиозных празднеств. Могила раба охранялась сакральным правом, запрещалось при продаже разлучать родственников. Положение несвободных было довольно сносным. Это отчасти объясняется тем, что большинство рабов были у римлян представители родственных племен. 2.

Второй период включает в себя время классического рабства. Это период расцвета римского государства. Рабов пригоняли тысячами. Основной источник – военный плен. Рабов в Риме появляется большое количество, цена на них падает и, соответственно, и отношение к ним ухудшается. Правовое положение рабов в этот период характеризуется фразой «раб есть вещь», схожая со стулом или собакой. Как отмечал римский юрист Гай в Институциях: «господа имеют над рабами право жизни и смерти…». 3.

Третий период – это время заката государства. Следует отметить, что положение рабов начинает улучшаться после принятия в качестве государственной религии христианства в IV в. н.э. Нормы христианства вносили в общественное сознание любовь к ближнему, сострадание, осуждение убийства рабов и издевательства над ними. Количество рабов уменьшается в связи с сокращением завоевательных походов, соответственно поднимаются цены на невольников. К тому же рабский труд становился все менее эффективным (при незаинтересованности в своем труде раба), многочисленные восстания рабов подтачивают государственную машину. Римские правители, предвидя неблагоприятные последствия выступлений рабов, пытаются улучшить их положение своими распоряжениями. Так, Домициан запретил кастрацию рабов. Если при продаже рабыни давалось условие, что она не будет заниматься проституцией (prosecutor – «выставлять напоказ»), и это будет нарушаться новым хозяином, то рабыня становилась вольноотпущенницей продавца. По эдикту императора Клавдия, брошенный хозяином больной раб получал свободу. Освобождением считалась высадка больного раба (чтобы его не лечить) на Асклепиев остров на Тибре, в соответствии с эдиктом Клавдия (47 гг. н.э.).

В глубокой древности римляне не часто оставляли пленных для себя, для своего хозяйства: в их примитивном экономическом хозяйстве не было места плодотворно использовать рабов. Пленных убивали или, продавали сородичам побежденного за выкуп. Только гораздо позже, обыкновенно лишь с переходом к оседлости и земледелию, пленников начинают сохранять (servi), и тогда появляется институт рабства. И лишь с переходом к земледелию, рабов стали широко использовать в своей экономической деятельности.

Рабское состояние считалось естественным, прирожденным свойством. Обычно рабов приобретали во время войны. Воин, побеждая врага, имел право его убить. Если он его забирал в плен, в рабство, то это право (распоряжение его жизнью) оставалось у собственника раба. Древние считали, что нахождение в рабском состоянии – это вина самих побежденных или преступников и должников, а также их потомков. Римляне к рабам относились, как собственник к вещи. «Того, кто развратит чужую рабыню, следует принудить вернуть другую», писал римский юрист Юлий Павел.

Древнейшие источники рабства: военный плен, рождение от рабыни, перевод в рабское состояние преступника, продажа в рабство патерфамилиасом своего ребенка. После взятия Терента в рабство было обращено 30 тысяч человек, после победы над карфагенянами при мысе Экноме консулом Регулом было отправлено в Рим 20 тыс. рабов, при захвате города Эпира рабами стали около 150 тыс. человек. Консул Марий в Югуртинскую войну, даже после капитуляции города Югурты, приказал перебить взрослых нумидийцев, всех остальных же продали в рабство.

В рабское состояние переводились те граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств, не выполнили вовремя договорных обязательств, совершили кражу. Римские граждане продавались в рабство за границу. Позднее запрещалась продажа в рабство римских граждан за долги.

К источникам рабства относили и самопроизводство (рождение детей рабынями). Но, несмотря на выплату премий за рождение и воспитание детей, рождение детей рабынями не перекрывало высокую смертность среди рабов. Необходимо было постоянно пополнять рабскую массу извне. Рожденные в рабских семьях дети назывались вернами. Они воспитывались в покорности, обучались какой-либо профессии, такие рабы ценились очень дорого.

Много рабов поставляли в Рим пираты. В классический период в рабство могли отдать неблагодарного вольноотпущенника, свободную женщину, замеченную в сексуальной связи с рабом (после трехкратного предупреждения).

Рабов подвергали пыткам и казням, чтобы обезопасить положение богатых семей. Свою смерть рабы принимали обычно распятыми на кресте. Силианский сенатусконсульт 9 г. н.э. установил совершение казни всех рабов, находившихся в доме убитого домовладельца и не пришедших к нему на помощь. В качестве наказания рабов применяли пытку перед казнью. Свободных били палкой, рабов наказывали кнутом. «Кто укрыл беглого (раба), тот вор… Сенатусконсультом предоставлялся военным и гражданским лицам доступ в имения сенаторов или обывателей для розыска беглых… Желающим разыскивать беглецов давались письма к магистратам, и устанавливался штраф в 100 солидов к магистратам, которые, получив письма, не помогали разыскивающим.

В период домината ужесточаются наказания рабов. По постановлению императора Константина восстанавливалось право господина наказывать плохих рабов, вплоть до смертной казни. Подстрекательство к бегству наказывалось розгами и пыткой (а не штрафом, как раннее). Рабов, пытавшихся перейти к варварам, отправляли на работы в рудники, а особо опасным отрезали ногу. Подобные жестокие законы, направленные против рабов, имели своей целью подавить малейшее сопротивление и в других слоях общества.

Публичные казни, как рабов, так и преступников, часто превращались в театрализованные представления, привлекающие массу зевак. Осужденный изображал Геракла, сжигая себя на костре. Олицетворяющий Икара скользил по привязанной веревке до середины амфитеатра, но после обрыва веревки разбивался насмерть под восхищенные крики публики.

Император Тиберий гордился тем, что мог проткнуть пальцем твердое яблоко или поранить голову мальчика или даже юноши (такие эксперименты с рабами римляне проделывали, не стесняясь).

В первый период республики пленники считались собственностью римского государства. После публичных продаж они переходили в собственность частным лицам.

Рабы жили в казармах, подчиняясь строгой дисциплине. Рабы не могли заключать брак с рабыней. Только раб, управляющий поместьем (вилик), мог вступать в рабский брак (конкуберниум) и иметь пекулий (pecculium) – право выгона скота на пастбище господина.

Рабов часто заковывали в цепи, они жили в общих спальнях, утром выгонялись на работу бичами. Лучшее платье раба хранилось в кладовой вилика и выдавалось лишь в праздничные дни. Для контроля над рабами проводили переклички. В сельскохозяйственных поместьях имелись лазареты для больных рабов и карцеры для провинившихся.

Образовывались крупные центры, специализировавшие на продаже «живого товара». Одним из центров оптовой торговли рабами был остров Делос. Здесь количество проданных рабов ежедневно достигало 10 тыс. человек. В Риме рабский рынок находился около храма Кастора.

В классический период преобладали крупные сельские хозяйства с большим количествам рабов (в Африке и на Сицилии). Наиболее выгодно было возделывать оливки, виноград, производить галантерею, заниматься скотоводством. Римский историк Плиний Старший, рассказывает об одном сенаторе, имевшем 4116 рабов.

Рабы выполняли самую грязную и тяжелую работу. Они строили здания, добывали глину, работали в каменоломнях, топили печи, переносили тяжести и т.д. Масса рабов выполняла домашнюю работу. Рабы охраняли дом, сообщали хозяину о прибывших, рабы-банщики натирали и опрыскивали духами тела господ, рабы оказывали медицинскую помощь, готовили пищу и прислуживали за столом, разносили хлеб и мясо, пробовали еду прежде своих хозяев, молодые рабы, находящиеся у ног рабовладельца, исполняли любой приказ и забавляли его шутками. Рабы сопровождали своего господина при выезде из дома, при проведении выборов, приветствовали встречных прохожих, напоминая хозяину их имена. У хозяйки дома был свой штат рабов: повивальная бабка, телохранители, носильщики, рабыни, занимавшиеся ткачеством, пряжей и шитьем. Часто жены, движимые тщеславием, старались взять при выезде из дома как можно больше слуг. В огромных домах устраивались библиотеки с большим штатом рабов.

Один богатый римский гражданин по имени Сабин никак не мог запомнить имена Ахилла, Одиссея и Приама. Но, желая иметь репутацию просвещенного человека, он купил себе раба, знавшего наизусть Гомера, другого раба, изучавшего Гесиода, и еще девять, которые поделили между собой 9 греческих лириков. Сабин держал этих рабов за столом: они подсказывали ему на ухо стихи, которые тот, иногда перевирая, цитировал в своих разговорах с сотрапезниками.

Множество рабов отдавали в гладиаторы. Гладиаторские бои зародились в древности, их проводили в качестве языческих жертвоприношений. На могиле умершего вождя пленников заставляли убивать друг друга.

Позднее такие бои стали одним из любимых развлечений плебса. В 254 г. до н.э. впервые были проведены гладиаторские битвы. Устраивали морские, сухопутные баталии с участием гладиаторов. В правление Юлия Цезаря в одном из таких представлений участвовало 320 пар гладиаторов. Образовывались многочисленные гладиаторские школы, где рабов учили убивать друг друга.

В гладиаторы отдавали не только рабов и преступников, свободный также мог стать гладиатором. Однако ими становились в основном вольноотпущенники из провинций, не имевшие римского гражданства.

С гладиаторами обращались, как с преступниками. Они жили под постоянным наблюдением воинов, за малейший проступок их заковывали в цепи, клеймили, били бичами. Единственное, чего не жалели для них, это пищи. Она была необходима для поддержания хорошей физической формы.

Гладиаторами становились и свободные женщины. Это были «выдвиженки из низов», мучимые тщеславием и готовые завоевать восторг публики даже такой ценой.

В гладиаторской школе Лентула Батиата вспыхнуло восстание рабов под предводительством Спартака (74-71 гг. до н.э.), потрясшее всю римскую государственную машину. Помимо этого знаменитого восстания были и другие «рабские войны». В 198 г. до н.э. в Лации был раскрыт заговор рабов, казнено 500 человек. В 196 г. до н.э. в Этрурии регулярная воинская часть подавила вооруженное выступление рабов. В 137 г. до н.э. произошло восстание под руководством раба Эвна, восставшие насчитывали около 200 тыс. человек. В 104 г. до н.э. на Сицилии произошло мощное выступление рабов.

Положение рабов зависело и от их владельцев. Большенство рабовладельцев относилась к своими рабами очень плохо. Марк Порций Катон в своем труде «О земледелии» рекомендует при кормлении рабов собирать уже упавшие оливы и вместе с рассолом из уксуса давать им в пищу. Император Август своего раба Косму приказал заковать в цепи за высказанное им оскорбление. Рабов в случае провинностей заключали в тюрьмы, находившиеся в каждом имении. Раба могли отправить на рудники или подвергнуть мучительной смерти. Опасаясь объединения рабов, их стремились набирать из представителей разных народов.

Для полного морального подавления рабов заставляли почитать культ ларов (лары – души предков господ, хранители домашнего очага), культ гения (якобы сопровождающего римлян в течение их жизни). Рабы участвовали в семейных праздниках, проводившихся хозяином или виликом.

Цена на раба в I в. н.э. составляла от 250 до 2500 денариев. Она зависела от возраста, пола, обладания профессией. Среди рабов выделялся привилегированный слой: врачи, юристы, архитекторы и т.д. В основном это были греки. В среднем рабы стоили 500 денариев.

Достаточно хорошим было положение домородных рабов (рабов, родившихся в доме своего хозяина). Часто их отцами были сами рабовладельцы, которые относились к ним более мягко и даже могли их освободить и предоставить часть имущества.

В целом же к рабам относились как к вещи, которая должна приносить выгоду, и излишняя строгость (не говоря об убийстве или увечье раба) была не выгодна собственнику. За раба уплачены деньги, он должен, следовательно, работать на благо своего господина.

Бывали случаи, когда рабам передавалась часть наследства, и они становились вольноотпущенниками. Раб не мог отказаться от наследства.

Способным к хозяйственной деятельности рабам передавалась во владение часть хозяйского имущества, так называемый пекулий (peculium – «скот», первыми пекулиями было поголовье скота). Своим трудом они приумножали богатства хозяина. Владение пекулием было выгодно и рабам, это обеспечивало более свободное положение и вызывало заинтересованность в своем труде. Сделки совершались рабом от имени рабовладельца. Преторское право освободило держателя от сдерживающих его экономических препонов. Рабы – владельцы пекулиев часто сами имели рабов и были практически самостоятельными людьми. В памятниках римского права упоминаются рабы – капитаны кораблей и рабы – управляющие имением.

Часто рабов отдавали в наем другому лицу, причем рабам предоставлялась часть заработанной ими платы. Все это указывало на кризис рабовладения.

Отношения между рабами и хозяевами были не всегда враждебными. Во время резни в Риме в ноябре 43 г. до н.э., устроенной триумвиратом (Антоний, Лепид и Октавиан), часть рабов показывала верность, сострадание, человеколюбие по отношению к своим господам. Даже под пыткой они их не выдавали. Преданный раб сенатора Вендития вывел своего хозяина из города, переодевшись солдатом.

Рабов, ведавших хозяйственными расходами и денежной отчетностью, называли диспенсаторами.

В ходе развития римского права, под влиянием христианства, появляются нормы, ограничивающие произвол рабовладельцев. Улучшение положения рабов в имперский период коснулось и семейного права. Ранее рабам запрещалось создавать семьи. Разрешение на брачные связи между рабами – конкуберниум (concubernium) – запрещало продажу рабской семьи по частям. В постклассический период количество рабов резко сокращается, исчезают хозяйства, основанные на рабском труде, рабы уже не живут в казармах и могут иметь семьи. По постановлению императора Антонина Благочестивого, сурово наказывалось убийство своего раба без причины. Они имели право искать защиты от жестокого обращения около статуй императоров или в храмах. При выявлении чрезмерной жестокости господ, император приказывал им продать своих рабов другим лицам.



Просмотров