Понятие признаки государства его сущность. Теория государства и права

Гуманитарными науками выработано, множество определений государства. Приведем некоторые из них:

«Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью» (Р. Моль).

«Союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти» (В.М. Хвостов).

«Союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории» (Е. Трубецкой).

«Оседлая и организованная масса лиц и общественных союзов, живущих на определенной территории и подчиненных одной верховной власти, облеченной правами законодательства, суда и управления для обеспечения юридического порядка и общих условий благосостояния» (А. Градовский).

«Общественный союз, представляющий собой самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми» (Н.М.Коркунов).

«Политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (С.С. Алексеев).

«Универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая, прежде всего, интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи» (В. Чиркин).

«Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И.Ленин).

«Множество людей (субъектов государственного общения, граждан или подданных), объединенных на определенной территории публичной политической властью правового типа» (В. А. Четвернин).

Несмотря на некоторые различия, все определения содержат сходные признаки.

Признаки государства:

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как «внешних» границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов:

1) сухопутная часть, включающая материковую поверхность, острова и анклавы (части территории, окруженные со всех сторон территорией других государств и не имеющие выхода к морю);

2) водная часть, включающая воды рек, озер, искусственных водохранилищ, расположенных в пределах сухопутной части государства, а также морские воды, омывающие его побережье;

3) подземная территория, а именно недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства;

4) воздушная территория - атмосфера над сухопутной л водной территорией государства;

5) иные объекты, как-то: морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, подводные телеграфные кабели, трубопроводы, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

В настоящее время практически вся сухопутная поверхность планеты поделена между государствами. Не относятся к территории какого-либо государства открытые моря и океаны, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, а также целый материк - Антарктида.

Население . Представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством (подданством). В первобытном обществе людей связывают кровное родство, общий предок - тотем, клановая организация повседневной жизни. Охота и собирательство ввиду постепенного истощения пищевых ресурсов исключают круглогодичное сосредоточение племени на одном месте, обусловливают кочевой образ жизни. Переход от родовой к соседской общине, породивший тесные связи между людьми по месту общего проживания, - важнейший фактор возникновения и становления государства.

Но проживания на определенной территории еще недостаточно, чтобы включить индивида в состав населения государства. Требуется особое, устойчивое правоотношение между человеком и государством, включающее взаимные права, обязанности и ответственность. Такое правоотношение называется гражданством. Гражданином государства становятся по различным основаниям: по рождению, если оба или один из родителей являются гражданами государства; по ходатайству на"имя высшего должностного лица государства, как правило, президента; в результате территориальных изменений между государствами и т.д. Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Последнее касается избирательного процесса, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общую территорию проживания можно назвать формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовно-культурные и этнические факторы, элементы материальной культуры и масса других аспектов. В совокупности все эти факторы и обусловливают принадлежность индивида к населению определенного государства.

Государственный аппарат . Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства. Государство есть политически организованное общество.

Власть - способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В первобытном обществе власть носит характер общественного самоуправления, выражает интересы всех членов рода как одной большой семьи, в управлении жизнью которой принимают участие все соплеменники. В свою очередь, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая «внешнее» управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Последние не участвуют в материальном производстве и производстве нематериальных благ. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни. Для этого чиновники наделены государственно-властными полномочиями. В условиях первобытной борьбы за существование все индивиды должны были заниматься производительным трудом. Здесь не было возможности освободить кого-либо от добывания материальных благ, поэтому не существовало людей, занимавшихся исключительно управлением. Производительный труд совмещался с периодически осуществляемой управленческой, военной, ритуальной, судебно-правоохранительной деятельностью. В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями (армия, тюрьмы, полиция). Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие, включая смертную казнь индивида. Разумеется, такое насилие должно носить правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона.

Суверенитет. Включает два аспекта - внутренний и внешний. К. первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организации. Слово «суверенитет» происходит от французского «sovreins», означающего «неограниченный», «самодержавный», «абсолютный».

В любом обществе существует множество систем «власти-подчинения». При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. То есть при всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной. Последняя носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

Государство как суверен вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику. Однако свобода государственного усмотрения не должна подменяться произволом. В настоящее время интеграция мирового сообщества достигла такой степени, что политические решения государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека. Государство, которое, ссылаясь на свой суверенитет, грубо нарушает общечеловеческие ценности, общепризнанные принципы международного права, права и свободы граждан, рискует оказаться в положении изгоя на международной арене. Таким образом, суверенитет государства не носит абсолютного, неограниченного характера.

Денежная система . Включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии (выпуск новых денег в обращение) и денежного обращения.

Налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионный и др.) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Бюджет есть своеобразный «общий котел», создаваемый всеми членами общества - налогоплательщиками. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, участвовать по мере возможности в формировании государственных доходов. Государство обладает исключительной монополией принудительно и без судебного решения изымать у собственников часть имущества в централизованные денежные фонды. Во всех иных случаях изъятие собственности без согласия собственника допускается только по решению суда.

О налогах не договариваются. Налог - это обязательный взнос в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой. Собранные посредством налогов финансовые средства расходуются на выполнение государством публичных задач и функций: социальные выплаты (денежное довольствие, пенсии, стипендии, пособия и компенсации), содержание государственного аппарата, национальную оборону, правоохранительную деятельность, финансирование отраслей нематериального производства (науку, культуру, медицину, образование), промышленные инвестиции в строительство, транспорт, сельское хозяйство и т. п. Через бюджет государство перераспределяет финансовые ресурсы общества между регионами, отдельными отраслями производства, различными категориями граждан.

Система права. Представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Государственная символика . Включает официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства. Поэтому данный признак государства носит факультативный характер.

Сформулируем понятие государства, интегрирующее указанные выше признаки.

Государство - суверенная политическая организация классового общества, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, служащая целям обеспечения социального компромисса в данном обществе.

Сущность государства.

Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции?

Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.

Классовая природа государства . Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее Может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения - так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей, элиты.

Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов - владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, - это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право - всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства.

Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения.

Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми Его задача - преодоление социальных противоречии, конфликтов, разногласии, учет и координация интересов различных групп населения

Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой - «все меньше классового, все больше общесоциального».

Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н Макиавелли).

Общее благо, сформулированное и реализуемое на общемировом уровне, в масштабах человеческой цивилизации, определяется категорией «общечеловеческие ценности».

Таким образом, можно определить сущность государства как проявление определенных регулятивных, организационных начал в обществе, состоящих из разных слоев, классов, групп, упорядочения их совместной жизнедеятельности, как средство обеспечения различными методами (от убеждения до принуждения) порядка, стабильности и поступательного развития общества.

Другими словами, сущность государства заключается в том, что оно является главной управляющей системой общества, предназначенной для учета и координации интересов различных групп населения, преодоления социальных противоречий внутри страны и за её пределами.

Предыдущая

Материал предоставлен сайтом (Правовой портал).

Государство - публично-властная, политико-правовая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на определенной территории.

Государство – это политико-территориальная организация публичной власти, которая в обязательном порядке обладает аппаратом управления и принуждения, механизмом сбора налогов и законодательными органами.

Под государством разные философы и правоведы понимали:

«Сосредоточение всех умственных и нравственных интересов граждан» Аристотель

«Машина для угнетения одного класса другим, машины, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» В.И. Ленин

«Естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного порядка» Л. Гумплович

«Союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы» М. Т. Цицерон

Признаки государства:

1. население

2. территория

3. суверенитет

4. взаимосвязь государства и права

5. система налогообложения

6. публичная государственная власть

Сущность государства

Сущность государства – состоит в том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах она осуществляется. Сущность государства раскрывает понятие предназначения государства.

Подходы к определению сущности и предназначения государства:

1. Классовый подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит и осуществляется в интересах экономически-господствующего класса – собственников орудия и средств производства.

2. Общесоциальный подход к сущности государства – власть в государстве принадлежит всему обществу, лавируя между интересами отдельной личности, социальной группы, классов или всего населения страны.

3. Диалектический подход к сущности государства – власть это отражение единства и борьбы противоположностей – одновременно принадлежит и господствующему классу и всему обществу.

9. Характеристика основных внешних функций государства

Функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач для достижения целей, обусловленных его сущностью и назначением.

Внешние функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире.

В современный период Российскому государству присущи следующие внешние функции:

    1) Функция обороны страны – деятельность государства по поддержанию достаточного уровня обороноспособности страны для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов и др. Несмотря на улучшение международной обстановки, у России еще немало внешнеполитических проблем, поэтому роль данной функции велика.

    2) Функция поддержания мира и мирового порядка – деятельность государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению и ликвидации химического и ядерного оружия, укреплению решения о нераспространении оружия массового поражения и новейших военных технологий. Кроме того, участие в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов, военно-техническое сотрудничество с другими странами.

    3) Функция делового сотрудничества с другими государствами - проявляется в разнообразной деятельности государства, направленной на установление и укрепление политических, экономических, правовых, правоохранительных, культурных и иных отношений, сочетающих интересы данного государства с интересами других государств.

    4) Функция интеграции в мировую экономику - в самостоятельную функцию выделилась лишь в последний период развития Российского государства. Данная функция означает использование возможностей для эффективной реализации интересов России в области экономики, торговли, бизнеса, научно-технического сотрудничества посредством ее интеграции в мировую экономику. Так Россия вступила в основные международные организации, заключила Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом.

10. Внутренние функции государства - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач.

В современный период Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

    1) Экономическая функция: заключается в выработке и государственной координации основных направлений развития экономики. Используются экономические методы: налоги, займы, кредиты, льготы и др.

    2) Функци социальной защиты - направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизнедеятельности для своего общества и социальную защищенность личности (поддерживать малоимущие слои населения, здравоохранение, строительство и др).

    3) Функции развития культуры, науки и образования – призвана обеспечить культурный и общеобразовательный уровень развития граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия для их участия в культурной жизни общества, пользования различными учреждениями культуры и искусства, государственную поддержку развития науки и образования. Т.е. развивать театр, литературу, кино, музыку, искусство, спорт, радио, телевидение и др., сохранение памятников, заповедных зон, музеев, библиотек.

    4) Функции налогообложения: заключаются в сбое налогов, т.к. налог все больше становится главным методом системы управления, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической.

    5) Экологическая функция - выражается в разработке природоохранительного законодательства, с помощью которого устанавливается правовой режим природопользования, в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.

    6) Функция охраны прав и свобод гражданина, всех форм собственности, правопорядка – деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”.

  • Предмет и методология теории государства и права
    • Предмет теории государства и права
    • Методология (методы) теории государства и права
    • Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
  • Происхождение государства и права
  • Понятие и признаки государства
    • Понятие, признаки и сущность государства
    • Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
  • Теории происхождения государства
    • Многообразие теорий происхождения государства
    • Общая характеристика основных теорий происхождения государства
  • Типология государства
    • Понятие типа государства, критерии типологии
    • Формационный подход к типологии государства
    • Цивилизационный подход к типологии государства
    • Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
  • Функции государства
    • Понятие функций государства, их признаки и содержание
    • Классификация функций Российского государства
    • Формы осуществления функций государства
  • Форма государства
    • Понятие формы государства и ее основные элементы
    • Форма правления, классификация
    • Форма государственного устройства
    • Государственно-политический режим
  • Механизм государства
    • Понятие механизма государства
    • Структура государственного механизма
    • Государственный орган - основной элемент государственного механизма
  • Государство в политической системе общества
    • Политическая система: понятие, основные черты, типы
    • Основные элементы политической системы
  • Правовое государство и гражданское общество
  • Понятие, признаки, сущность и содержание права
    • Понятие и основные признаки права
    • Сущность и содержание права
  • Основные школы права
  • Право в системе социальных норм
    • Социальные нормы: понятие и виды
    • Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
    • Право, корпоративные и технические нормы
  • Принципы и функции права
    • Понятие, сущность и классификация принципов права
    • Понятие, признаки и характеристика функций права
  • Правосознание, правовая культура, правовое сознание
  • Нормы права
    • Понятие, признаки и структура нормы права
    • Классификация правовых норм
    • Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
  • Формы (источники) права
    • Понятие формы (источника) права
    • Правовой обычай
    • Юридический прецедент
    • Нормативный правовой акт
    • Нормативный договор и иные источники права
    • Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
  • Правотворчество
  • Система права и система законодательства
    • Понятие и структурные элементы системы права
    • Основания деления права на отрасли
    • Отрасли и институты права
    • Внутригосударственное и международное право
    • Соотношение системы права и системы законодательства
    • Систематизация нормативных правовых актов
  • Правовые отношения
    • Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
    • Структура и содержание правоотношения
    • Классификация правоотношений
    • Юридические факты и их классификация
  • Реализация норм права
    • Реализация права: понятие и формы
    • Применение как особая форма реализации права
    • Стадии применения права
    • Акты применения правовых норм
  • Толкование норм права
    • Понятие толкования норм права
    • Способы (виды) толкования правовых норм
    • Виды толкования по субъектам
    • Виды толкования по объему
  • Коллизии и пробелы в праве
    • Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
    • Понятие пробелов в праве и способы их устранения
  • Правомерное поведение и правонарушение
    • Понятие и характеристика правомерного поведения
    • Классификация правомерного поведения
    • Понятие, признаки и состав правонарушения
    • Виды правонарушений
  • Юридическая ответственность
    • Понятие, признаки, основания юридической ответственности
    • Функции юридической ответственности
    • Принципы юридической ответственности
    • Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
    • Виды юридической ответственности
  • Законность, правопорядок, общественный порядок
    • Понятие и принципы законности
    • Содержание законности
    • Понятие, признаки, структура правопорядка
    • Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
    • Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
  • Правовое регулирование и его механизм
    • Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
    • Механизм правового регулирования: понятие и элементы
    • Способы, типы и режимы правового регулирования
  • Правовые системы современности
    • Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
    • Англосаксонская правовая семья (общего права)
    • Романо-германская правовая семья (континентального права)
    • Правовые семьи религиозного и традиционного права

Понятие, признаки и сущность государства

В настоящее время в юридической литературе существует большое многообразие определений государства. В истории правовых и политических учений государство определялось как исторически развивающееся явление, форма общения и общежития граждан, суверен (единое лицо), общность населения под главенством закона, общественный союз , форма организации принуждения и власти , организация властвования, «машина принуждения», организация управления , организация «всех для всех», форма солидарности» и обеспечения общественных интересов и др.

Государство понимается и как «политическая целостность», и как «коллективный гражданин», «публично-правовой союз» и «субъект, обладающий определенными «первичными» правами»» 1 Проблемы общей теории права и государства / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 515. . Политическая власть получает выражение в различных формах государственной власти, которая становится единственным официальным представителем общества, обладает суверенитетом и реализуется через деятельность специализированного аппарата управления на основе нормативно определенных функций государственных органов.

При всех существующих подходах понятие государства означает политическую организацию общества, опирающуюся на публичную власть, реализующую общезначимые задачи, сформулированные в законодательстве, на определенной территории .

Характеристика понятия государства раскрывается прежде всего через признаки, показывающие отличие государства от негосударственных институтов.

1. Государство - политическая организация целого общества, объеденного как население (народ) на определенной территории, входящей в юрисдикцию единой власти.

2. Наличие публичной власти , т.е. разделение общества на классы управляющих и управляемых, власть непосредственно не совпадает с населением (подданными, гражданами). Публичную власть составляют представители не всего правящего класса, а только тех, кто непосредственно входит в аппарат государственной власти и управления через систему наследования, назначения или избрания. Сущность публичной власти проявляется как отношение господства и подчинения.

3. Разделение населения по территориальному принципу , так как государство - организация территориальная, государства без и вне территории не существует. Оно и определяется по названиям территориальных единиц, создающих материальную основу (пространство) для действия государственной власти. Территория государства неотделима от его суверенитета. По этому принципу государство отличается от всех иных объединений, которые формируются на основе кровнородственных, этнически-политических, религиозно-культурных и других связей. Государственное устройство предполагает разделение населения по административно-территориальному, национальному или смешанному принципам.

4. Государственный суверенитет , т.е. верховенство государственной власти внутри страны и независимость во внешнеполитической сфере, во взаимоотношениях с другими государствами. Государственная власть обладает верховенством в обществе, т.е. суверенитетом. Внутренняя и внешняя стороны суверенитета являются дополнением друг друга. Власть осуществляет верховную юрисдикцию, формирует госорганы, принимает законы и контролирует их исполнение. В юридической литературе принято подразделять суверенитет на реальный и формальный . Разделяют также суверенитет на государственный и народный .

5. Учреждение налогов - означает установление общеобязательных платежей в бюджеты определенного уровня для содержания самой публичной власти и решения всего комплекса государственных задач, материального обеспечения реализации внутренних и внешних функций государства. Налоги имеют решающее значение в доходах бюджета, участвуя в перераспределении национального дохода. Существенным признаком налога и сбора является их обязательный характер. Социально-экономическая сущность налогов проявляется в их функциях:

  • фискальной;
  • регулирующей;
  • контрольной;
  • стимулирующей и др.

6. Монополия на правотворчество и судебная (арбитражная) роль государственной власти предполагает, что только государство в лице строго очерченных рамками закона органов может творить право, т.е. издавать юридически обязательные веления определенной формы (законы, указы, кодексы, правила, регламенты, основы законодательства, указы, постановления, распоряжения, инструкции и др.) на своей территории, на которую распространяется его суверенитет. Государство выступает в роли судьи, арбитра при разрешении споров.

7. Символы государства включают в себя герб, флаг, гимн, памятные даты, государственные традиции и ритуалы и др.

Сущность государства связана с его типологией. Тип государства в отличие от формы раскрывает содержательные аспекты его деятельности. Сущность государства проявляется в его функциях . Социальная сущность государства выражена прежде всего в реализации социальной функции, социальной защите и социальном обеспечении населения. Сущность государства раскрывает назначение государственной власти, показывает определяющие и содержательные направления ее деятельности. Как организация политической власти государство решает и общесоциальные задачи. Общие признаки родового понятия «государство» проявляются в том, что оно является объединением людей, единственной универсальной организацией, регулятивным политическим институтом, осуществляющим государственную власть, которая обладает верховенством по отношению к другим институтам общества, ему принадлежит государственный суверенитет

В науке существуют различные подходы к определению сущности и содержания государства:

  • теологический подход к определению сущности государства связан с пониманием определяющего значения Бога, божественной сущности в построении государства по принципу предопределения: государство является богоустановленной формой; «нет власти не от Бога, а если она плоха, то это следствие его воли». В раннехристианский период данная позиция рельефно отражалась в принципах построения монархической власти, освященной авторитетом церкви. Аналогично в исламе религиозные основы государственности, его сущность отражаются в концепциях религиозного (теократического) государства - имамат или халифат;
  • юридический подход к сущности государства означает прежде всего отожествление формы государства с юридическими формами и отношениями, устанавливая взаимозависимость этих форм. Определения государства в этом случае происходят через юридические определения, например государство - это форма нормативного единства его элементов;
  • арифметический подход рассматривает государство как единство и взаимозависимость трех основных элементов его физической (первичной) природы: власти, населения и территории. Этот же подход в литературе именуется также классическим;
  • социологический подход предполагает выведение сущности государства из солидаристских теорий, согласно которым государство - это «форма для народа», «общего блага», «решения общих дел» и др. Таким образом, государство при данном подходе является формой выражения идеи нации, национального единства, выполняя в таком государстве в основном посреднические, арбитражно-судейские функции;
  • кибернетический (информационный) подход связан с определением государства через информативно-коммуникативные связи и отношения. Понятие государства, структура и функции его органов строятся в этом случае аналогично принципам построения информационного общества. Обмен информацией, каналы ее размещения, характер информационного воздействия определяют сущность «транслирования» государственной воли, специфику информационно-нормативного воздействия на правосознание, которое в конечном итоге выступает материальным источником права и ценностно-нормативного регулирования отношений между различными субъектами в государстве.

Понятие, признаки и сущность государства.

Государство - это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При определении понятия государства различные ученые выдвигают на первый план либо принуждение в отношении эксплуатируемых классов, либо организацию «общих дел», вытекающих из природы всякого общества.

Так, Аристотель определял государство как соединение многих родов ради лучшей, совершенной жизни.

Цицерон видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы.

Шершеневич трактовал государство как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории.

Выделяют юридический подход к определению государства (Коркунов, Еллинек) - государство как целевое единство индивидов, наделенное качествами юридического субъекта, обладающее волей и являющееся носителем прав.

Философский подход (Гегель) – государство – порождение особых духовных начал человеческого бытия.

Марксистко-ленинская наука определяет государство исходя из его классовой сущности; государство – машина для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие починенные классы.

Современные исследователи определяют государство как единую политическую организацию общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом.

Признаки:

1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны. Государство, наряду с органами, издающими законы, выносящими решения и отдающими приказы, обязательно обладает особым аппаратом управления (учета, контроля и надзора), а также особым аппаратом принуждения, выделенными из общества, существующими специально для выполнения этих функций государства. Публичная власть состоит из особых отрядов вооруженных людей (армия и полиция), из тюрем, судов и других принудительных учреждений, из аппарата чиновников, занимающихся специально управлением людьми.

2. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего административно-территориального деления (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени. То есть государство имеет свою территорию, определяет и охраняет свои границы, защищает ее от нападения извне. Коренное население данной страны имеет устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется защитой государства как внутри страны, так и за ее пределами. Территориальные пределы государственной власти распространяются и на находящихся в стране иностранцев и лиц, не имеющих гражданства – их правовое положение регулируется особыми нормами права.).

3. Наличие суверенитета – верховенство власти внутри страны и независимость вне страны. Суверенитет государства выражается: в самостоятельности принятия решений в области внутренней и внешней политики (издание законов и др. нормативных актов); в распространении государственной власти на всю территорию страны, общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются; возможности отмены решений иных властей (прерогатива).

4. Связь с правом (государство не может существовать без права, т.к.право юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства).

5. Монополией на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей (жизни, свободы), определяет особую действенность государственной власти.

6. Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью и для проведения определенной политики);

Государство - это организация политической власти, содействую­щая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта:

То, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);

То, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

Главное в сущности содержательная сторона - то, чьим интересам служит данная организация. Исходя из этого выделяют такие подходы к сущности государства:

Классовый – государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. Здесь государство используется для обеспечения главным образом интересов господствующего класса.

Общечеловеческий – государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Государство используется как средство для обеспечения общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса.

Религиозный – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии (Ватикан в своей политике руководствуется в большей мере религиозными началами).

Национальный – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны (Латвия, Эстония, которые провозгласив себя демократическими правовыми государствами, на самом деле проводят во многом политику в интересах лишь коренных наций, ущемляя одновременно интересы иных наций).

Расовый – государство можно определить как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Сущность государства состоит:

В его социальном назначении, а именно: регулировать общественные отношения, управлять обществом. Для продолжения существования человеческого общества необходимо обеспечивать постоянное производство и воспроизводство общественной жизни, что достигается наличием социального управления. Назначение государства заключается в управлении процессами реализации стоящих перед обществом задач. Государственное управление – это целенаправленное воздействие государства на систему общественных отношений с целью их упорядочения и планомерного развития.

В его ценности. Ценность государства состоит в его реальной способности направлять общественное развитие.

В определении пределов управляющего воздействия государства на общественные отношения. Границы деятельности государства признаются широкими или узкими в зависимости от того, чьи интересы – личные или общественные – являются приоритетными.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государство: понятие, признаки, сущность.
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Государство - это суверенная организация публичной власти, действующая в отношении населœения на закрепленной за ним территории с использованием права и принуждения.

Признаки государства подразделяются на основные и дополнительные.

Территория Единая денежная

Населœение еденица

Публичная власть Единый государственный

Право язык

Государственный суверенитет Единое экономическое

Правоохранительные органы пространство

Армия Государственные

Налоги символы (флаг, герб,

К основным признакам государства относятся следующие:

1.Территория. Это пространственная основа государства, его физическая, материальная опора. Она включает сушу, недра, водное и воздушное пространство, континœентальный шельф и очерчена границами государства. Без территории государство не существует, хотя она может изменяться со временем (к примеру, уменьшаться в результате поражения в войне или увеличиваться в процессе экспансии). На своей территории государство поддерживает свою суверенную власть и вправе защищать ее от внешнего вторжения.

2.Населœение. Это человеческое сообщество, проживающее на территории государства.

3.Право . Как система общеобязательных правил поведения, право является средством управления, юридически оформляет государственную власть, определяет рамки и формы осуществления базовых направлений деятельности государства и т.п.

4.Суверенитет – это верховенство государственной власти над всœеми иными политическими силами внутри страны, ее самостоятельность и независимость на международной арене.

5.Система налогов, податей, займов, которые необходимы для содержания государственного аппарата͵ поддержки социальной сферы, обеспечения обороноспособности страны и т.д.

6.Армия – вооруженные силы страны, основная задача которых – защита территориальной целостности государства.

7.Публичная власть. Понятие ʼʼвластьʼʼ означает способность принуждать действовать в определœенном направлении, подчинять своей воле. В государстве такие отношения складываются между населœением группой людей, осуществляющей управленческие функции.

Публичная власть обладает следующими особенностями:

· носит институциональный характер, ᴛ.ᴇ. осуществляется посредством органов и учреждений, объединœенных в единую иерархическую структуру;

· распространяет свое действие на всю территорию страны и на всœе населœение; способна решать любые вопросы, затрагивающие общие интересы;

· обладает прерогативой на издание юридических норм;

· ее указания являются общеобязательными, их исполнение поддерживается возможность применения государственного принуждения;

· действует постоянно и непрерывно;

· имеет публичную нематериальную основу (казну, государственное имущество).

Сущность государства

Как философская категория сущность - ϶ᴛᴏ совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих самые необходимые глубинные связи и отношения предмета͵ явления, о которых зависят всœе их остальные свойства и признаки. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, проблема сущности государства - ϶ᴛᴏ проблема определœения самой важной, определяющей его характеристики. Существует два базовых подхода к определœению сущности государства:

1.Классовый подход . Государство есть орудие господства одной части общества (собственников) над другой (несобственников). Основное социальное назначение государства – регулирование общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. По этой причине сущность государства составляет диктатура экономически господствующего класса.

Общесоциальных подход (общечеловеческий). Сущность государства состоит в регулировании общественные отношения, управлении обществом. государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека, оно – инструмент примирения социальных противоречий. Государство представляет интересы всœего общества. Его цель состоит в достижении социального компромисса и благоденствия всœех членов общества.

особенностью современного подхода к определœению сущности государства является признание того, что помимо классовых функций государство стремится решать и общесоциальные задачи (оборона, правопорядок, здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение).

Соотношение и взаимосвязь государства и права.

Важное значение при характеристике государства имеет выяснение его соотношения с правом, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ, как указывалось, является неотъемлемым признаком государства.

Соотношение государства и права можно проследить по трем аспектам, выявив их единство, взаимосвязь и взаимодействие. Единство между данными явлениями состоит в том, что государство и право возникают и развиваются совместно; выступают средствами управления, инструментами власти; призваны сочетать и обеспечивать личные, групповые и общественные интересы; определяются общими социально-экономическими и духовными факторами и т.п.

Различия между государством и правом состоит в следующем:

1.В случае если государство есть особая организация политической власти, то право – социальный регулятор.

2.В случае если государство выражает силу, то право – волю.

3.В случае если первичным элементом государства является государственный орган, то первичный элемент права – норма.

4.Οʜᴎ также не совпадают по формам, функциям и т.д.

Взаимодействие государства и права основано на том, что, с одной стороны, государство формирует, изменяет, отменяет право (правотворчество), а также реализует и охраняет его (правоприменение). С другой стороны, право воздействует на государство, упорядочивая деятельность государственного аппарата͵ устанавливая компетенцию его органов, создает систему ответственности (включая юридическую) государства (органов государства).

Выделяют два вида базовых типа взаимоотношения между государством и правом: когда государство стоит над правом, выступая определяющим фактором (антидемократическое государство); когда право стоит над государством, выступая его ограничителœем (правовое государство).

Государство: понятие, признаки, сущность. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государство: понятие, признаки, сущность." 2017, 2018.



Просмотров