Понятие правового государства было сформулировано. Рейтинг правовых государств

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Дж. Локка, Ш. Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве США и Франции в конце XVIII в. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети XIX в.

Признаки правового государства:

  • главенство права и закона во всех сферах жизни общества;
  • равенство всех перед законом;
  • разделение властей на три ветви;
  • реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.
  • признание прав и свобод человека высшей ценностью;
  • взаимная ответственность личности и государства;
  • политический и идеологический плюрализм;
  • стабильность законности и правопорядка в обществе.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

  • господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе над органами власти;
  • признание и гарантирование (см. Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.). Эти права лаются человеку благодаря факту его рождения, а не дарятся правителями;
  • взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено; все, что не разрешено органам власти, им запрещено»;
  • разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране;
  • разграничение полномочий между органами власти различных уровней;
  • контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных организаций, средств массовой информации и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система и законодательство, можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г., Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и др.

Социальное государство

Социальное государство — форма государства, важнейшей которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в XIX в. Впервые социальный характер государства был провозглашен в Конституции ФРГ 1949 г. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине XX в.

Социальное государство конструирует тип , который позволяет обеспечить более равномерное распределение материальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стартовые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное и .

Возможность практического воплощения идеи социальною государства зависит от ряда факторов:

  • высокою уровня экономического развития страны;
  • наличия правового государства;
  • соответствующего уровня политической культуры граждан.

Статус социального государства официально закреплен в конституциях Германии, Испании, Франции, России и др.

Российское государство ставит своей целью стать социально-правовым.

характеристика конституционно-правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства конституционным строем, верховенство конституции по отношению ко всем другим законам, разделение властей и институт ответственности власти как организационную основу П. г., независимость судей, приоритет норм международного права над нормами национального. Провозглашено в ст. 1 Конституции РФ. П. г. является также одной из центральных категорий современных демократических теорий права.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина. Понятие П. г. - это понятие с исторически изменяющимся содержанием. Оно отражает обусловленное историческим опытом прогрессирующее знание о том, в каких формах и в какой мере власть в государстве может быть ограничена свободой подвластных. Вместе с тем понятие П.г. возникает в Новое время и применяется к наиболее развитым формам государства индустриального общества. Именно в последнем достигается господство права, преимущественно правовое регулирование общественных отношений, всеобщее правовое равенство - в отличие от доиндустриального общества, для которого характерны привилегии, несвобода и формальное неравенство членов общества. В середине 19 в. в Германии термин «П.г.» был впервые использован для описания такого государства, которое с позиции сегодняшнего знания называется полицейским. Но немецким государствам оно тогда представлялось правовым (правом они называли законы любого содержания, или более широко - любые формально корректные нормативные акты) в том смысле, что власть была введена в рамки законности. Полицейский произвол был ограничен законом и бюрократической процедурой. Однако это был такой режим законности, который с точки зрения современного понимания естественных прав человека дозволял полицейской власти слишком много, а подвластным оставлял свободы слишком мало. Подданным были «дарованы» некоторые гражданские права и личные свободы, но надлежащих гарантий свободы в этом П.г. не было. В 20 в. появились понятия «демократическое П.г.» и «конституционное П.г.», означающие, что конституция должна гарантировать не только подчинение административной власти закону, но и подчинение закона естественным правам человека, что только демократически избранный законодатель вправе ограничивать осуществление естественных прав и свобод ради других конституционно значимых целей (в англоязычной литературе используется эквивалентный термин Яи1е оГ Ёа»у). Лежащая в основе понятия «П.г.» идеология естественных и неотчуждаемых прав человека исходит из того, что люди, устанавливая конституционную государственную власть, отчуждают в ее пользу часть своей естественной свободы и в этих пределах обязуются подчиняться власти. Оставшаяся часть свободы состоит из наиболее фундаментальных прав, которые не подлежат отчуждению, и других, существование и значение которых не отрицается и не умаляется перечислением наиболее фундаментальных и которые впоследствии также могут быть сформулированы наряду с перечисленными. Это означает, что у человека (гражданина) нет никаких обязанностей по отношению к государству кроме одной: соблюдать конституцию и законы, т.е. быть законопослушным постольку, поскольку законы не нарушают его естественные и неотчуждаемые права, не дарованные государством, а неотъемлемые. Обязанности устанавливаются законами, а права человека по отношению к государству имеют естественный, т.е. внезаконотворческий характер. Никаких обязанностей, не производных от закона, аналогичных естественным правам, у человека по отношению к государству нет. Идеальное П.г. - это государство либеральное, или «государство - ночной сторож». В идеале либеральное государство может лишь минимально вмешиваться в сферу гражданского общества, например в экономику, - когда нарушаются правовые запреты. Права и свободы человека и гражданина в П.г. могут быть ограничены законом только в той мере, в которой это необходимо ради защиты свободы всех в соответствии с принципом: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. В действительности не существует ни идеального правового (либерального), ни идеального полицейского государства (последнее легко выродилось бы в тоталитарный режим, уничтожающий всякую свободу). Первый признак П.г. - господство права, нормативное (законодательное) регулирование общественных отношений преимущественно по принципу права (формального равенства). Отсюда верховенство конституции как акта, гарантирующего свободу и связывающего законодателя, и правовых законов (в странах континентальной Европы). Правовые законы гарантируют свободу в соответствии с принципом «не запрещенное правом разрешено» и подчиняют государственную власть требованию «не разрешенное правом запрещено». Законодатель не вправе запрещать то, что входит в сферу естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, и дозволять административное вмешательство в эту сферу. Второй признак П.г. - надлежащие формально- юридические гарантии свободы, безопасности и собственности. Эти гарантии образуют общий правовой статус человека и гражданина. Он включает в себя: конституционно-правовое описание сферы свободы, в которую не вправе вторгаться ни правительство, ни частные лица; правомочия человека и гражданина требовать от государства полицейской и судебной защиты прав и свобод; правомочия, позволяющие участвовать в формировании и осуществлении государственной власти и тем самым добиваться надлежащих гарантий правового статуса. Требование надлежащих гарантий означает, во-первых, что каталог признанных в стране прав и свобод должен быть достаточно полным с сегодняшней точки зрения, удовлетворяющим современным стандартам. Во-вторых, формулировки конституционных прав должны исключать возможность чрезмерного ограничения прав законом. Есть только одно основание законного ограничения естественных прав и свобод - запрет такого осуществления прав, при котором нарушаются права других лиц. Применение этого общего принципа при законном ограничении конкретного права не должно затрагивать «существо содержания» этого права. Третий признак - надлежащие институциональные гарантии свободы, безопасности и собственности. Они достигаются за счет разделения властей и системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между ветвями власти. Наконец, в П.г. важнейшую роль выполняет суд конституционной юрисдикции, предназначенный для рассмотрения споров о праве между частными лицами и законодателем. В европейских странах - это специальные конституционные суды, обладающие прерогативой признавать законы недействительными. В системе разделения властей конституционный суд выступает как суперзаконодатель (негативный законодатель), ибо законы действуют постольку, поскольку не признаются конституционным судом недействительными. В США конституционную юрисдикцию осуществляет Верховный суд, который может признавать недействительными лишь те законы, которые он должен был бы применить при рассмотрении определенного дела. Суд конституционной юрисдикции гарантирует правовой характер законодательства. Современное П.г. справедливо называют «государством судей». Лит.: Дзодзиев В. Проблемы становления демократического государства в России. М., 1996; Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997; Четвернин В А. Демократическое конституционное государство. М., 1993; Его же. Понятие права и государства. М., 1997. ВА. Четвернин

Отличное определение

Неполное определение ↓

тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и независимая судебная власть, обеспечено верховенство закона и равенство перед ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие - длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: "Политика и право", "Общественный договор"). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то "юридический позитивизм" (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. "неоконсервативной революцией" рубежа 70-80 гг. ("рейганомика" и "тэтчеризм").

Отличное определение

Неполное определение ↓

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Соответствие закона праву;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимную ответственность личности и государства;

Реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

Преодоление правового ингилизма в массовом сознании;

Выработка высокой политико – правовой грамотности;

Появление действенной способности противостоять произволу;

Разграничение партийных и государственных функций;

Установление парламентской системы управления государством;

Торжество политико – плюрализма;

Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15).Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Правовое государство - это, прежде всего конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном – конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На её базе строится механизм законности в правовом государстве. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовое акты, применяемы в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15)

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Референдум - (то, что должно быть сообщено) - это всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающий активным избирательным правом.

В отличие от выборов при референдуме, объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Референдум (закон, законопроект, конституция и т.д.).

Референдум, общенациональное, проводимое по всей государственной территории.

Местные проводятся в отдельных субъектах федерации и т.д.

Суверенитет – верховная власть, верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.,

1) С. государственный- верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее средство гос. власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.

2) С. национальный- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) С. народный- полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Литература.

1. Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.

2. Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000 г.

3. Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.

4. Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.

5. Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

Контрольные вопросы.

1. Происхождение государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права.

4. Форма, функции государства.

5. Правовое государство, признаки и понятие.

6. Условия формирования правового государства.

Правовое государство - это продукт нового времени, а точнее - XX в. Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое государство - это государство, приобретшее новые качества и занимающее более высокую ступень в развитии государственности.

Правовое государство - это государство, где право перестало быть средством воплощения воли правящей элиты, а стало мерилом жизни не только для граждан, но и для нее самой.

Теория правового государства была создана на 150 лет раньше появления первых государств такого рода. Ее основателями считают английского мыслителя Дж. Локка (1632-1704), французского просветителя Ш. Л. Монтескье (1689-1755), немецкого философа И. Канта (1724-1804) и других ученых XVIII в. Практическое воплощение теория правового государства нашла в середине XX в. в таких странах, как США, Англия, Франция, Германия, и других развитых странах.

Правовому государству, в отличие от государства, которое таковым не считается, присущи следующие признаки.

1. Господство (верховенство) права . Это понятие означает, что высшей формой выражения свободы людей должен быть закон. Но не всякий закон может считаться основой правового государства, а лишь тот, который отвечает сложившимся реалиям, жизненным потребностям людей, который воплощает принципы справедливости. Законы должны приниматься с соблюдением определенной процедуры, что позволяет их оценить с разных сторон и избежать ошибок. Принятые законы не должны противоречить конституции и международно-правовым нормам. Но не только в создании качественных законов выражается господство права. Самое главное состоит в другом: законам должна подчиняться и сама государственная власть, которая создает законы. Нормы права должны быть обязательными для государственных органов и должностных лиц в той же мере, как и для граждан.

2. Разделение властей . Человеческий опыт показывает, что концентрация власти в одних руках очень часто приводит к злоупотреблению властью. Вот почему очень важно и то, как государственная власть организована, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Сначала о терминах. Строго говоря, термин «разделение властей» является не совсем точным. В самом деле, что такое власть? Власть - это способность подчинять поведение других людей своей воле, навязывать свою волю. Как можно разделить такую способность? Наоборот, органы государственной власти должны действовать в одном направлении, иначе это будет уже не власть, а сюжет из басни Крылова про лебедя, рака и щуку.

Действительно, государственная власть должна быть единой. Однако сам процесс осуществления власти неоднороден. Он включает выработку общих правил существования государства (т. е. законотворчество), практическое осуществление этих законов, а также контроль за их выполнением. Для выполнения каждой функции создается особая ветвь власти: законодательная, исполнительная, судебная. Следовательно, речь идет о распределении функций в государственном управлении, о рассредоточении, о распределении государственных дел. Разделение властей поэтому означает, что каждая ветвь власти независима, не подчиняется другим ветвям, не обязана следовать их указаниям в осуществлении своих функций.

Однако этим теория разделения властей не исчерпывается. Для того чтобы предотвратить злоупотребление властью, предусматривается система сдержек и противовесов, или инструментов контроля ветвей друг за другом. Так, парламент при определенных условиях может быть досрочно распущен королем или президентом. Президент может наложить вето на законопроект, принятый парламентом. Правительство может быть досрочно отправлено в отставку по требованию парламента. Глава правительства, министры во многих странах назначаются с согласия парламента. Президент за совершение преступлений может быть отстранен парламентом от должности в порядке импичмента. Судьи назначаются на должность или парламентом, или президентом. Конституционный суд может признать акты других ветвей власти противоречащими конституции.

Воплощение принципа разделения властей позволяет:

  1. предотвратить злоупотребление властью;
  2. повысить профессионализм в государственном управлении;
  3. осуществлять контроль за действиями государственных органов;
  4. возлагать на виновных должностных лиц ответственность за ошибки в государственном управлении.

Эти достоинства несомненны, что свидетельствует о том, что разделение властей - это большое достижение человечества в деле социальной организации.

Человечество уже много отдало за воплощение в жизнь принципа разделения властей, и борьба во многих странах за него продолжается.

3. Широкие и реальные права и свободы личности . Право на жизнь, право на свободу, неприкосновенность личности и жилища, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и др. закрепляются в конституции. Но этого мало.

В правовом государстве существуют реальные экономические, политические, духовные предпосылки для их реализации.

Конкретное право - это кусочек свободы. О том, что личность свободна, мы можем говорить только тогда, когда круг этих прав достаточно широк. Но он не может быть беспредельным. Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, здоровья, прав и законных интересов других лиц.

4. Взаимная ответственность государства и личности . Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строиться на началах равенства и справедливости.

Определяя в законах меру свободы личности, государство в этих же пределах ограничивает и себя в собственных решениях и действиях. Оно берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол с ее стороны. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями; ответственность правительства перед представительными органами; импичмент президента; дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными людьми; в некоторых случаях государство возмещает имущественный вред гражданам, причиненный незаконными действиями должностных лиц.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.



Просмотров