Особенности и виды издательской деятельности. (б) «Издательское дело Издательская деятельность понятие и виды издательской деятельности

В настоящее время под издательской деятельностью следует понимать производственно-хозяйственную и организационно-творческую деятельность лиц, являющихся издателями, по выпуску электронной, печатной продукции. В статье рассмотрим все аспекты данного вопроса.

Понятие издательского дела

Издательская деятельность - это, во-первых, экономическая деятельность, отрасль хозяйства, которая специализируется на предварительной подготовке, формировании, издании (другими словами, выпуске определенным тиражом) и массовом распространении сведений. Причем информация может быть в музыкальной, печатной и иных формах. Лицо, занимающееся издательским делом, именуется издателем. Информационно-издательская деятельность с начала своего развития была тесно связана с печатанием и дальнейшим распространением книг, брошюр, журналов, буклетов, газет, визиток, художественных альбомов, открыток, нотных сборников и так далее.

Современность

После того как появился и получил распространение Интернет и цифровые системы информации, масштабы рассматриваемого вида деятельности существенно расширились. Сегодня издательское дело включает различные электронные ресурсы. Среди них электронные книги, электронные издания периодического характера, всевозможные блоги, веб-сайты, справочные системы, представленные на электронных носителях информации, видео- и аудиодиски, компьютерные игры, кассеты.

Традиционная издательская деятельность заключается в поиске авторов и рукописей, приобретении прав автора, подготовке материала к печати (иными словами, комплекс мероприятий, включающий редактуру, корректуру и верстку), печати (или представлении в электронном виде), а также в маркетинге и выполнении функции по распространению. С практической точки зрения издательское дело может состоять лишь во взаимодействии автора и типографии.

Посредничество

Целесообразным будет более подробно рассмотреть вопрос взаимодействия автора и типографии в издательской деятельности. Фактически издательства - это своеобразные посредники между изначальными собственниками прав автора (другими словами, авторами) и потребителями издательского продукта. Работа издательской структуры заключается в формировании прогнозов спроса на произведения, приобретении авторских прав на них, воспроизводстве произведения в необходимой форме (в электронном виде или на материальном носителе), передаче носителя в каналы распространения посредством дистрибьюторских структур, торговых точек и так далее.

ОКВЭД: издательская деятельность

Издательское дело в ОКВЭД определяется кодом 58. В соответствии с пунктом 58.1 - выпуск книг, периодических изданий и иные виды издательского дела - рассматриваемая группа включает в себя издание:

  • Книг, газет, журналов и других изданий периодического характера.
  • Рекламных бюллетеней, энциклопедий, словарей, карт, атласов и всевозможных таблиц.
  • Каталогов, справочников и перечней рассылки.
  • Фотографий, открыток, гравюр, эмблем, плакатов, брошюр.
  • Репродукций авторских произведений (данные издания обладают творческим интеллектуальным потенциалом, который вложен в них процессе создания; как правило, они защищены авторским правом).

Что же еще входит в издательское дело?

В соответствии с данными ОКВЭД издательская деятельность библиотек, организаций и иных структур также включает:

  • Организацию воспроизведения информационного продукта (содержания) среди неограниченного количества лиц посредством участия или организации воспроизведения или распространения материала в разных формах. Сюда следует отнести и приобретение авторских прав.
  • Формы издательского дела, которые возможны в настоящее время. Среди них электронная, звуковая, печатная, издательская деятельность организации или другой структуры в сети Интернет, которая используется именно для коммуникации и распространения, поиска информации. Однако сюда не входит выпуск кинофильмов.
  • Производство мастер-копий (другими словами, оригинальных матриц) или звуковой информации для записи.
  • Полиграфию и печать продукции.
  • Массовое воспроизводство, иными словами, копирование сведений с записанных носителей.

Виды издательской деятельности

Ленский Б.В.

В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон Российской Федерации, название которого несколько отличалось от прежнего документа, утратившего к этому моменту свою юридическую силу. Теперь закон назывался «О средствах массовой информации» и хотя и базировался на тех же трех китах - свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности, тем не менее можно отметить, что полтора года действия предыдущего акта не прошли даром. Новый закон содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр.), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.

По-новому зазвучали в тексте закона и основополагающие положения, они стали конкретнее и ближе к жизни, утратив ненужный идеологический пафос. К примеру, статья 1. «Свобода массовой информации» получила такую редакцию:

«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Дальнейшее развитие в законе получили вопросы недопустимости цензуры. Вместо простого упоминания об этом, содержавшегося в тексте Закона СССР, в новом правовом акте введена специальная статья 3 «Недопустимость цензуры», где развернуты содержательные аспекты этого понятия. Текст статьи гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается».

И еще одна очень важная запись в этой же статье: «Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается».

В новом Законе по-иному расставлены акценты в отношении потенциальных учредителей СМИ. Учитывая ориентированность на создание в стране гражданского общества, на защиту прав личности, изменен даже порядок перечисления субъектов, которые могут стать учредителями СМИ, на первое место выдвинут отдельный гражданин:

«Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган». Далее сделаны обоснованные оговорки, касающиеся как граждан, так и организаций, которые по тем или иным причинам не могут выступать учредителями СМИ. У граждан ограничения распространяются на тех, кто не достиг 18-летнего возраста, или отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда, или является душевнобольным, или признан судом недееспособным. Что касается других субъектов, то у них ограничение возможностей стать учредителем СМИ касается организаций, деятельность которых запрещена законом. Наряду с общими положениями, о которых было сказано выше, в законе нашли отражение вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения этой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналистов, межгосударственного сотрудничества и, конечно, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым было положено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее - Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться. Здесь текст «Положения» почти дословно корреспондируется с соответствующими статьями Закона о печати.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.

Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии - это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». Видимо, не случайно в самом Законе ни словом не упоминается о том, что учредитель издательства должен еще и получить лицензию на осуществление его деятельности. В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».

Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 г. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности, а самое главное, создающих солидный фундамент для строительства основ гражданского общества. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах».

До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.

К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.

Таким образом, к рубежу тысячелетий в России создана достаточно солидная правовая база, способствующая дальнейшему развитию издательской системы и ее полноправному функционированию. Однако, по мнению, автора, по-прежнему актуальной остается разработка «Закона Российской Федерации об издательской деятельности» либо иного документа взамен пока еще не отмененного «Временного положения» 1991 г.

В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон Российской Федерации, название которого несколько отличалось от прежнего документа, утратившего к этому моменту свою юридическую силу. Теперь закон назывался «О средствах массовой информации» и хотя и базировался на тех же трех китах - свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности, тем не менее можно отметить, что полтора года действия предыдущего акта не прошли даром. Новый закон содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр.), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.

По-новому зазвучали в тексте закона и основополагающие положения, они стали конкретнее и ближе к жизни, утратив ненужный идеологический пафос. К примеру, статья 1. «Свобода массовой информации» получила такую редакцию:

«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».

Дальнейшее развитие в законе получили вопросы недопустимости цензуры. Вместо простого упоминания об этом, содержавшегося в тексте Закона СССР, в новом правовом акте введена специальная статья 3 «Недопустимость цензуры», где развернуты содержательные аспекты этого понятия. Текст статьи гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается».

И еще одна очень важная запись в этой же статье: «Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается».

В новом Законе по-иному расставлены акценты в отношении потенциальных учредителей СМИ. Учитывая ориентированность на создание в стране гражданского общества, на защиту прав личности, изменен даже порядок перечисления субъектов, которые могут стать учредителями СМИ, на первое место выдвинут отдельный гражданин:

«Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган». Далее сделаны обоснованные оговорки, касающиеся как граждан, так и организаций, которые по тем или иным причинам не могут выступать учредителями СМИ. У граждан ограничения распространяются на тех, кто не достиг 18-летнего возраста, или отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда, или является душевнобольным, или признан судом недееспособным. Что касается других субъектов, то у них ограничение возможностей стать учредителем СМИ касается организаций, деятельность которых запрещена законом. Наряду с общими положениями, о которых было сказано выше, в законе нашли отражение вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения этой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналистов, межгосударственного сотрудничества и, конечно, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.

Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым было положено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее - Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться. Здесь текст «Положения» почти дословно корреспондируется с соответствующими статьями Закона о печати.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.

Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии - это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». Видимо, не случайно в самом Законе ни словом не упоминается о том, что учредитель издательства должен еще и получить лицензию на осуществление его деятельности. В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».

Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 г. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности, а самое главное, создающих солидный фундамент для строительства основ гражданского общества. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах».

До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.

К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.

Таким образом, к рубежу тысячелетий в России создана достаточно солидная правовая база, способствующая дальнейшему развитию издательской системы и ее полноправному функционированию. Однако, по мнению, автора, по-прежнему актуальной остается разработка «Закона Российской Федерации об издательской деятельности» либо иного документа взамен пока еще не отмененного «Временного положения» 1991 г.

29 окт 1917 декрет о гос издательстве. Возможность национализации прав авторов умерших до 1 янв 1918.

14 фев 1918 «Об издании сочинений русс писателей». Национализирование 58 беллитристов.

26 нояб 1918 декрет совнаркома «О признании науч и худ произ гос достоянием». Гос монополия на издание, распространение и воспроизводство.

10 окт 1919 «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произ литры и исс-ва». Обязательная письменная форма договора, полистная оплата не меньше нормы тарифа.

30 янв 1925 цен.исп.ком «Об основах АП». АП на производство признается незавтисимо от гражданства, если написано в СССР.

01.06.1962 введены основы гражданского законодательства.

Фев 1973, изменения в гражд законодат, для присоединения к женевской конвенции.

Срок АП 25 лет

31.05.1991 новые основы гражд закон-ва. Срок АП 50 лет. «Искл право», сужены случаи свободного исп-я, автор только физ лицо, отменены типовые авторские договоры, отменены максимальные ставки гонорара, охрана смежных прав.

Вступили в силу с 03.08.1992. приминялись всего год.

03.08.1993 закон об АП и смежных правах. Срок 70 лет с 2004 года.

23.09.1992 «О правовой охране программ для ЭВМ и БД».

03.08.1993 вступил в силу закон об АП. В нем установили, что в целях обеспечение имущ

Россия является участницей следующих международно-правовых согла­шений: Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция от 6 сентября 1952 г.; пересмотренная в Париже, 24 июля 1971 г.). Конвенция действовала в СССР с с 27 мая 1973 г., а в современной России дейстзует с 9 марта 1995 г. на основании постановления Пра­вительства РФ от 3 ноября i 994 г. № 1224

Бернская конвенция об охране литературных и художественных произ­ведений (Берн, 9 сентября 1886 г.; пересмотренна в Париже, 24 июля 1971г.

Конвенция действует в России с 13 марта 1995 г. на основании поста­новления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. № 1224.

Международная конвенция ЮНЕСКО «Соглашение о ввозе материа­лов образовательного, научного и культурного характера» («Флорен­тийское соглашение»).

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации 7 октября 1994 г. Россия присоединилась к Соглашению и Протоколу к Соглашению от 26 ноября 1976 г. (Постановление Правительства РФ «О при­соединении Российской Федерации к соглашению о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера и протоколу к нему» от 6 июля 1994 г. №795).

Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.).

Данное соглашение между странами-участниками СНГ об обеспече­нии на своих территориях выполнения международных обязательств по защите авторского права и смежных прав, вытекающих из требо­ваний Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений, Женевской конвенции об охране производителей фо­нограмм от неразрешенного воспроизведения их фонограмм, Римской конвенции об охране прав артистов-исполнителей, производителей фо­нограмм, организаций телерадиовещания.

19. Современная издательская система России Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15.04.2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.

В Российской книжной палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России. Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста.

В то же время основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% - в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая «расстановка сил» в издательском сообществе оказывает серьезное негативное влияние на проблемы книгораспространения.

Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств - это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами.

Если говорить о тиражах, то насчитывается 35 издательств, выпускающих более 1 млн. экз. в год, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего 5 издательств - «ACT», «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» (государственное издательство) и «Эксмо-Пресс» - приходится почти 33% совокупного тиража по стране.

По ситуации на сегодняшний день книгоиздательский бизнес преимущественно можно характеризовать как малый и средний, низкорентабельный и малобюджетный. Издательство, выпускающее 200 оригинальных наименований книг в год (оборот 1,5-2 млн долларов), считается крупным. Таких лишь несколько десятков. Средний срок возврата средств, вложенных издательством в производство среднестатической книги, - более полугода. В силу отсутствия у большинства издателей своих торговых сетей отпускная цена книги по пути от издателя к читателю в среднем утраивается. Большая часть прибыли оседает у торговцев-посредников. Налицо тенденция к формированию картельной модели книжного бизнеса, к поглощению мелких издательств более крупными, имеющими свои реализационные сети и типографские мощности.

Главенствующее место в системе законодательства в области авторского права занимает Конституция РФ . Конституция РФ в ст. 44 провозглашает свободу творчества. Статья 71 Конституции РФ посвящена разграничению компетенции между РФ и ее субъектами по вопросам, связанным с изданием нормативно-правовых актов, связанных с регулированием отношений, возникающих по поводу результатов интеллектуальной деятельности. В частности, п. "о" ст. 71 Конституции РФ предусматривает положение о том, что принятие подобных законов является исключительной компетенцией РФ. Отсюда можно сделать вывод, что регулирование отношений, предметом которых является интеллектуальная собственность, может осуществляться только с помощью норм федерального законодательства.

Нормативно-правовая база книгоиздания включает в себя законы и подзаконные акты, регулирующие отношения между всеми участниками издательского дела. Рассмотрим основные законодательные акты в области издательского дела.

Право массовой информации и законодательство в этой сфере относятся к тем редким отраслям российского права и законодательства, чья дата рождения может быть названа абсолютно точно. До 12 июня 1990 г . в нашей стране не существовало какого-либо правового акта, который регулировал бы общественные отношения, непосредственно связанные с организацией и деятельностью СМИ. Конечно, в различных правовых актах (Конституции СССР и РСФСР, УК РСФСР, ГК РСФСР, законах о выборах и т. д.) наличествовали нормы, касающиеся отдельных вопросов функционирования периодической печати, радио и телевидения, однако никакой связи между ними не было и в целом они не образовывали единого механизма правового регулирования.

12 июня 1990 г . был принят закон СССР "О печати и других средствах массовой информации" . Принятие союзного Закона о печати следует принимать за отправную точку становления и развития российского законодательства о СМИ. 1 августа 1990 г . Закон о печати вступил в силу. В союзном законе принципиальное значение имели две неприметные нормы, содержавшиеся в ст. 4 и 7. Так, в ст. 7 было сказано, что "право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям, общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным, религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с Законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста".

Союзный "Закон о печати" проработал в России около полутора лет. 27 декабря 1991 г . ему на смену пришел Закон РФ "О средствах массовой информации" , ставший средством его конкретизации и дальнейшей демократизации. Как и союзный, российский закон родился из инициативного проекта тех же авторов. Непосредственно из текста Закона о СМИ вытекает обязанность законодателя принять законы об издательском деле (ч. 1 ст. 21), о телекоммуникационных сетях (ч. 2 ст. 24), о порядке формирования и деятельности Федеральной и территориальных комиссий по телерадиовещанию (ч. 2 ст. 30), о дополнительных основаниях аннулирования лицензии на вещание (ч. 2 ст. 32), о государственной, коммерческой и иной специально охраняемой законом тайне (ч. 1 ст. 40), о случаях, когда журналист не вправе производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки (п. 6 ч. 1 ст. 47), о защите чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества журналиста в связи с осуществлением им профессиональной деятельности как лица, выполняющего общественный долг (ч. 4 ст. 49). Кроме того, Закон о СМИ предполагает внесение дополнений в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях для конкретизации мер ответственности за ущемление свободы массовой информации (ст. 58), за злоупотребление свободой массовой информации (ст. 59) и за иные нарушения законодательства о СМИ (ст. 60).

Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым было положено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее - Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться.

Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.

Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии - это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».

Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» , принятый 9 июля 1993 г . Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах» .

До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.

К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.



Просмотров