Особенности административной юрисдикции. Особенности административной юрисдикции Источники административной юрисдикции

Договорной режим имущества

Общие положения закона, определяющие имущест­венные отношения супругов, могут быть изменены ими путем заключения брачного договора. Брачный договор составляется в письменной форме и подлежит нотариально­му удостоверению. Этот договор определяет только имуще­ственные права и обязанности супругов в браке и в слу­чае расторжения брака. Он может быть заключен как в период брака, так и до его регистрации и по взаимному соглашению сторон может быть изменен или расторгнут. По требованию одного из супругов брачный договор может быть изменен или расторгнут только в судебном порядке. Расторжение брачного договора не ведет к расторжению брака, но расторжение брака ведет к автоматическому пре­кращению брачного договора (за исключением тех случа­ев, когда в тексте брачного договора предусмотрены обсто­ятельства, действующие в течение определенного периода после прекращения брака).

Административное право - отрасль права, регули­рующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Основными источниками административного права являют­ся:

1) Конституция РФ,

2) Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП), в котором определена ответственность за административные проступки. Этот кодекс содержит нормы и материального, и про­цессуального права (как если бы УК и УПК были бы объ­единены).

3) законы РФ (например, закон РФ «О милиции»),

Особенности административно-правовых отношений:

1) не­пременное участие в них какого-либо органа государственной власти;

2) отсутствие юридического равенства сторон (одна из них обладает определенными властными полномочиями по от­ношению к другой).

В КоАП РФ сформулированы различ­ные виды административных правонарушений:

1) посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

2) посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологиче­ское благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несо­вершеннолетних в употребление спиртных или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

3) в области охраны собственности (пользование недрами без разрешения, самовольное занятие участка леса, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.);

4) в области охраны окружающей природной среды и при­родопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

5) на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, бесплатный проезд и т. д.);

6) в области дорожного движения (превышение установ­ленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);



7) в области предпринимательской деятельности (незакон­ная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

8) в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

9) посягающие на институты государственной власти (незаконные действия по отношению к госу­дарственным символам РФ и т. д.);

10) против порядка управления (самоуправство, неповино­вение законному распоряжению сотрудника милиции и т. д.);

11) посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (мелкое хулиганство, демонстрирование фашистской атрибутики или символики, нарушение требова­ний пожарной безопасности, стрельба из оружия в неотве­денных для этого местах и т. д.);

12) в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицин­ского обследования и т. д.).

Административная юрисдикция - производстве по административным правонарушениям (от лат. iurisdictio - судить - полномочия юридически оценивать факты, назначать наказания).

Кто может рассматривать дела об административных правонарушениях?

1) Это прежде всего суды, рассматривающие наиболее важные де­ла и являющиеся последними инстанциями при обжалова­нии постановлений других органов о наложении админи­стративных наказаний.

2) Затем - районные комиссии по делам несовершеннолетних, административные комис­сии.

3) Большинство дел по нарушению общественного по­рядка рассматривают органы МВД, в частности начальни­ки (заместители) отделов милиции, ГИБДД и др.

4) Дела о правонарушениях в различных областях об­щественной жизнедеятельности (на транспорте, в строи­тельстве, рыболовстве, пожарной безопасности и т. п.) поручено рассматривать органам (должностным лицам), осуществляющим государственное управление, надзор в этих областях.

К ним относятся: налоговые, пожарные, санитарные и другие инспекции, органы рыбоохраны, ор­ганы ведомств, управляющих водным, воздушным и иным транспортом.

Субъектами административной ответственности могут быть:

1) граждане (с 16 лет);

2) должностные лица (руководи­тели организаций и т. п.);

3) юридические лица.

При этом в Кодексе установлены разные размеры штрафов по одина­ковым правонарушениям в зависимости от того, кто из этих лиц данное нарушение совершил. Например, за само­вольное занятие земельного участка размеры штрафа для граждан - от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), должностных лиц - от 100 до 200 МРОТ.

Виды административных наказаний:

Административные наказания, которые могут приме­няться к нарушителям, также перечислены в КоАПе.

1) предупреждение (напр. за нарушение правил дорожного движения. Как взыскание рассматривается, если выражено в письменной форме)

2) административный штраф;

3) возмездное (т. е. с возмещением его стоимости) изъя­тие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета адми­нистративного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физи­ческому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация.

!!! Кроме предупреждения и штрафов, все дру­гие наказания назначаются только судом.

Меры обеспечения производства

1) доставление, например, пьяного скандалиста в отделение.)

2) админист­ративное задержание, т. е. кратковременное ограничение свободы. Оно допускается до 3 часов, и лишь иногда до 48. По просьбе задержанного в кратчайшие сро­ки уведомляются его родственники, администрация по ме­сту работы или учебы, а также защитник. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей либо за­конных представителей обязательно.

3) личный досмотр, досмотр вещей, транспортного средст­ва, документов. Эти действия производятся при участии понятых. Причем личный досмотр осуществляется лицами того же пола.

4) изъятие вещей и документов

5) медицинское освидетельст­вование, например на состояние опьянения.

6) а рест товаров, транспортных средств и др.

7) отстранение от управления транспортным средством

8) Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

9) привод

!!! О примене­нии каждой указанной меры обязательно составляется протокол. Заведомо незаконное задер­жание или арест являются преступлениями

Участники производствапо делам об административ­ных правонарушениях

1) органы, которые рассматривают дело

2) нарушитель (Надо понимать, что термин «нарушитель» применяется условно, ибо лицо еще только обвиняется в нарушении.) Ему предоставляются права, аналогичные правам обвиняемого по УПК, - знакомиться с делом, при­глашать адвоката, заявлять ходатайства. Он должен быть обязательно оповещен о месте и времени разбирательства.

3) потерпевший, кото­рому действиями нарушителя причинен вред.

4) привлекаются также свидетели, эксперты, понятые, пере­водчики.

Лекция:

Административные правоотношения

Административное право регулирует правоотношения, возникающие в сфере государственного управления и осуществления исполнительной власти. Отличительной особенностью данной отрасли является неравноправие сторон. Одной стороной административных правоотношений является должностное лицо органа государственного управления, наделённое властью, а другой лицо, находящееся в подчинении. Таким образом, административное право регулирует властно-подчинительные общественные отношения, к примеру, отношения между сотрудником ГИБДД и водителем, отношения между налоговыми органами и гражданами, отношения между паспортно - визовой службой и гражданами и т.д.

Административные правоотношения бывают двух видов:

  • между соподчинительными сторонами, в которых одна сторона имеет преимущественные властные полномочия, например, министерство образования и управление образования; директор школы и учитель.
  • между не соподчиненными сторонами, например, между министерством образования и министерством спорта.
Основным источником административного права является Кодекс об административных правоотношениях, который закрепляет виды административных правонарушений и правила назначения административных наказаний. Деятельность органов государственного управления (судов, полиции, Комиссии по делам несовершеннолетних, налоговых органов, инспекций труда, пожарных инспекций и других) и их должностных лиц по разрешению административных дел называется административной юрисдикцией.

Производство по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях включает в себя административно - правовые нормы и деятельность уполномоченных органов по применению административного наказания и состоит из следующих стадий:

  • возбуждение административного дела;
  • рассмотрение административного дела;
  • принятие решения и постановления об административном деле.

Участниками производства по административному делу являются:

    компетентные органы и должностные лица,

    нарушитель и потерпевший, если они несовершеннолетние, то и их законные представители (родители, усыновители, опекуны или попечители),

    свидетели, понятые, эксперты, переводчики и другие специалисты.

Основаниями возбуждения административного дела являются:
  • обнаружение уполномоченным лицом факта совершения административного правонарушения;
  • жалобы граждан.

Административное дело возбуждается при наличии признаков административного правонарушения:

  • противоправность деяния;
  • виновное действие или бездействие (вина возможна в форме умысла, например, агитация за кандидата в день голосования или в форме неосторожности, например, выезд на обгон по встречной полосе, повлекший аварию);
  • посягательство на общественный порядок, порядок управления, экологию, собственность, исторические и культурные памятники и др.;
  • деяние влечёт к ответственности по КоАП.

На практике, порой, бывает сложно определить то, каким является правонарушение, уголовным или административным. Их отличие в степени вреда, в административных правонарушениях он не такой существенный и опасный как в преступлениях. К примеру, нарушение требований об охране объектов культурного наследия влечёт к административной ответственности, а их повреждение или уничтожение к уголовной ответственности. Распространёнными примерами административных правонарушений являются нарушения правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, надписи на скамьях или зданиях, появление в нетрезвом состоянии в общественных местах, безбилетный проезд, сопротивление распоряжениям сотрудника полиции, проведение несанкционированного митинга, предвыборная агитация за сутки до дня голосования и др.

Административная ответственность возникает с 16 лет. Если административное правонарушение совершено лицами от 14 до 16 лет, то ответственность несут родители. А лицо, совершившее правонарушение будет передано под контроль Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН).

Мерами административного воздействия (ответственности) являются предупреждение, штраф, конфискация орудия правонарушения, лишение водительского, охотничьего и других специальных прав, дисквалификация, арест до 15 суток, арест до 30 суток. Законодательство предусматривает для иностранных правонарушителей или лиц без гражданства выдворение за пределы России. По отношению к несовершеннолетним правонарушителям от 16 до 18 лет применяются меры, предусмотренные Положением о КДН, это принесение извинения потерпевшему, предупреждение, выговор или строгий выговор, наложение штрафа, передача под надзор родителей, передача в специализированное воспитательное учреждение.

При назначении наказания учитывается личность виновного, его имущественное положение, характер и обстоятельства правонарушения.

Исключают административное наказание такие обстоятельства, как:

    крайняя необходимость, когда человек находился в опасности и был вынужден совершить правонарушение во избежание ещё большего вреда;

    невменяемость нарушителя, когда он не осознавал противоправность своего поведения, из-за нарушений психики;

    решение суда, если правонарушение признано малозначительным;

    решение Комиссии по делам несовершеннолетних, если правонарушителем было лицо от 16 до 18 лет.

Деятельность по разрешению административных дел должна соответствовать принципам:

  • законности,
  • гласности,
  • презумпции невиновности,
  • оперативности и экономичности (разрешение дела в сжатые сроки и при минимальных затратах),
  • права нарушителя на защиту (доказывание невиновности или приведение смягчающих наказание обстоятельств) и др.

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти органами государства. Источниками российского административного права наряду с Конституцией РФ являются: международные правовые акты, Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП), федеральные законы; законодательные акты субъектов РФ; указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; приказы и инструкции министерств и ведомств; акты руководителей аппаратов Государственной Думы и другие.

Нормы административного права включают правила организации государственных органов, разъясняют обязанности и права этих органов и их служащих, обеспечивают соблюдение и охрану общественного порядка. Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «руководство-подчинение».

Административное принуждение выступает как часть государственного принуждения вместе с уголовным, дисциплинарным, гражданским и представляет собой психическое, физическое, экономическое воздействие на сознание и поведение людей, применяемое в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения административных правонарушений. Административное принуждение применяют такие органы, как суды, административные комиссии, различные инспекции, органы милиции и т. д.

* Административно-предупредительные меры носят профилактический характер и направлены на предотвращение правонарушений.

* Меры административного пресечения направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.

* Административное наказание представляет собой меры административной ответственности и применяется за совершение административного правонарушения, носит штрафной характер, т. е. лишает правонарушителя определенных прав, благ и возлагает на него специальные (штрафные) обязанности в воспитательных целях.

* Меры процессуального обеспечения направлены на выявление правонарушения, установления личности нарушителя, обнаружения и исследования доказательств, необходимых для установления истины по делу.

* Восстановительные меры применяются с целью возмещения причиненного ущерба, восстановления прежнего положения вещей (изъятие имущества и документов, принудительное прекращение права собственности, взыскание незаконно полученного, отмена незаконных актов и т. д.).

Административное правонарушение – противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, за которое будет установлена административная ответственность.

Виды административных правонарушений: посягающие на права граждан; посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность; в области охраны собственности; в области охраны окружающей природной среды и природопользования; в промышленности, строительстве и энергетике; на транспорте; в области дорожного движения; проступки в области связи и информации, в области предпринимательской деятельности; правонарушения против порядка управления; правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность; правонарушения в области воинского учета.

Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания. К административной ответственности могут привлекаться индивидуальные субъекты (граждане с 16 лет, должностные лица, индивидуальные предприниматели), юридические лица, военнослужащие и призванные на военные сборы граждане (в соответствии с дисциплинарными воинскими уставами); сотрудники органов внутренних дел (в соответствии с нормативными актами, регламентирующими порядок прохождения службы в данных органах); иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения.

Виды административных наказаний: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный арест; административное выдворение за пределы России иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении

1) доставление (принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения);

2) административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении). Срок административного задержания не должен превышать 3 часа, в отдельных случаях 48 часов.

3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.

4) изъятие вещей и документов (допускается изъятие вещей и документов, которые явились орудием совершения правонарушения и служат доказательством совершения правонарушения).

5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида.

6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации.

8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей.

9) привод.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны; если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.

Законодательством определены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях: а) судьи районных (городских) судов, мировые судьи; б) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; в) органы внутренних дел (полиция); г) органы и учреждения уголовно-исполнительной системы; д) налоговые органы, органы налоговой полиции; е) органы, ответственные за исполнение федерального бюджета; ж) федеральная инспекция труда, государственные инспекции труда; з) органы и войска пограничной службы; и) органы и должностные лица, осуществляющие административно-надзорные функции (таможенные органы, различные инспекции и надзоры); к) военные комиссары; л) административные комиссии и иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъектов РФ (для рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания. Свидетель вправе: не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников; давать показания на родном языке или на языке, которым владеет; пользоваться бесплатной помощью переводчика; делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога , в случае необходимости – в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода, необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в суде

* объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

* устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

* проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

* выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

* разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

* если необходимо, выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела;

* выносится постановление по делу.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Административное право является одной из отраслей российского права. Оно призвано регулировать особую группу общественных отношений, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере деятельности испол­нительной ветви власти. Исполнительная власть реализует функцию государственного управления. Комплекс общественных отношений, которые регулиру­ет административное право, достаточно разнообразен. Одна­ко все они складываются в связи с реализаций функций государственного управления. Эти отношения, урегулиро­ванные нормами административного права, приобретают ха­рактер административно-правовых отношений, которые и составляют предмет административного права. Уяснить со­держание административно-правовых отношений помогает их классификация. В зависимости от участников данного рода отношений можно выделить следующие отношения:

  • между соподчиненными органами исполнительной власти, например, между Правительством РФ и каким-либо министерством РФ;
  • между несоподчиненными органами исполнитель­ной власти, например между двумя министерствами;
  • между органами исполнительной власти и находя­щимися в их организационной подчиненности государст­венными предприятиями, учреждениями, организациями, например Министерством образования и науки РФ и госу­дарственным образовательным учреждением;
  • между органами исполнительной власти и не нахо­дящимися в их организационной подчиненности государ­ственными предприятиями, учреждениями, организация­ми, например, по вопросам контроля и надзора;
  • органами исполнительной власти и органами мест­ного самоуправления;
  • органами исполнительной власти и коммерческими структурами, например, по вопросам лицензирования;
  • органами исполнительной власти и общественными объединениями и религиозными организациями, напри­мер, по вопросам регистрации;
  • органами исполнительной власти и гражданами.

В административно-правовых отношени­ях всегда участвует в качестве одной из сторон орган исполнительной власти (или его представитель). Без такого участника данные правоотношения не возникают. В качестве субъектов административного права выступают: органы исполнительной власти, государственные служа­щие, коммерческие и некоммерческие организации, граж­дане. Перечень субъектов достаточно разнообразен. Вместе с тем всех их объединяет то, что они наделены админист­ративной правоспособностью, т. е. способностью обладать правами « нести обязанности административно-правового характер… Так, например, у граждан она возникает с мо­мента рождения, а у органа исполнительной власти - с момента его образования. Однако, для того чтобы субъекты административного права могли вступать в административно-правовые отноше­ния, они должны обладать административной дееспособно­стью. Под административной дееспособностью понимается способность своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового ха­рактера. У гражданина в полном объеме она возникает с 18 лет, а частичная - с шестнадцатилетнего возраста, когда его можно привлекать к административной ответственности. Что касается органа исполнительной власти, то у него мо­менты возникновения административной правоспособности и административной дееспособности совпадают.

Административно-правовой статус гражданина

Административно-правовой статус гражданина пред­ставляет собой совокупность его прав, свобод, обязанно­стей и гарантий осуществления прав, которые закреплены нормами административного права. Государство, призна­вая гражданина субъектом административного права, при помощи норм этого права определяет его правовой статус. Административно-правовое положение гражданина характеризуется объемом и характером его администра­тивной правосубъектности, которая включает администра­тивную правоспособность и административную дееспособ­ность.

Как мы уже отмечали, под административной право­способностью гражданина понимается способность обла­дать правами и нести обязанности административно-право­вого характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. Вместе с тем правоспособ­ность может быть временно ограничена. Например, за со­вершенное административное правонарушение в сфере до­рожного движения гражданин может быть лишен на определенное время права управления транспортным сред­ством.

Административная дееспособность - это способ­ность своими действиями осуществлять, приобретать пра­ва и нести обязанности административно-правового ха­рактера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достиже­нии гражданином 18 лет. Частичное появление дееспо­собности в административном праве возможно с более ран­него возраста. Так, дети школьного возраста могут сами обращаться к врачу; с 16 лет, когда наступает административная деликтоспособность — способность гражданина нести гражданско-правовую ответственность за вред, причиненный его противоправными действиями. и гражданин в случае совер­шения административного правонарушения может быть привлечен к административной ответственности за свои действия. Права граждан как элементы административно-правового статуса:

  • В статье 31 Конституции РФ закреплено право граж­дан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. В этой сфере действует уведомительный порядок, суть которого состоит в том, что организатор подает пись­менное уведомление о проведении публичного мероприя­тия в орган исполнительной власти субъекта РФ или в ор­ган местного самоуправления в срок не ранее 15 дней и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприя­тия. Публичное мероприятие не может начинаться ранее 7 часов и заканчиваться позднее 23 часов текущего дня по местному времени. Лица, нарушившие порядок организа­ции и проведения публичного мероприятия, а также уча­стия в нем при отсутствии признаков преступления, несут административную ответственность.
  • Статья 27 Конституции РФ закрепляет право на сво­боду передвижения и свободу выбора места жительства . В части 2 статьи 27 Конституции РФ провозглашено право граждан свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан РФ свободно возвращаться на ее территорию. Основными документами, удо­стоверяющими личность гражданина РФ, по которым граждане осуществляют выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: паспорт, ди­пломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт мо­ряка. Федеральный закон исчерпывающе определяет основа­ния возможных ограничений права гражданина на выезд за пределы Российской Федерации, если он: 1) осведом­лен в сведениях, составляющих государственную тайну; 2) призван на военную службу или направлен на альтерна­тивную службу; 3) задержан по подозрению в совершении преступления либо привлечен в качестве обвиняемого или осужден за совершение преступления; 4) сообщил при оформлении документов для выезда заведомо ложные све­дения; 5) уклоняется от исполнения обязательств, нало­женных на него судом. В законе определяются условия, когда перечисленные ограничения не должны применяться, например истечение установленного срока со дня последнего ознакомления со сведениями особой важности и т. д. Выезд гражданина за пределы России с целью постоян­ного проживания или временного пребывания не влечет для гражданина и для членов его семьи каких-либо огра­ничений политических, гражданских, трудовых, жилищ­ных и иных прав.
  • Право граждан на объединение закреплено в ста­тье 30 Конституции РФ. Это право может подвергаться оп­ределенным ограничениям, которые устанавливаются Кон­ституцией РФ и федеральными законами. Учредителями, членами и участниками общественных объ­единений могут быть граждане, достигшие 18 лет. Законо­датель устанавливает определенные возрастные ограниче­ния для членов и участников различных общественных объединений (так, для молодежных общественных объеди­нений - 14 лет, для детских общественных объедине­ний - 10 лет). Общественное объединение вправе не регистрироваться в органах юстиции. В этом случае данное общественное объединение не приобретает прав юридического лица. Если же общественное объединение зарегистрировано, то оно включается в Единый государственный реестр юридиче­ских лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Закон устанавливает перечень документов, которые необходимо представить для регистрации. Документы подаются в тече­ние трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

В сфере исполнительной власти реализация граждана­ми своих прав предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими и могут быть как правомерны­ми, так и неправомерными. Правомерные действия связа­ны не только с реализацией гражданами прав, но и выпол­нением возложенных на них обязанностей. Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус.

Важнейшей обязан­ностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц. Важной юридической гарантией защиты прав граждан является возможность обращаться с жалобой в различные инстан­ции . Гражданин может обратиться за защитой в суд, если государственные органы, органы местного самоуправле­ния, учреждения, предприятия и их объединения, общест­венные объединения или должностные лица своими дейст­виями (бездействием), решениями нарушили права и свободы гражданина; создали препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; незаконно возложили на гражданина какую-либо обязанность или незаконно при­влекли к какой-либо ответственности. Заявление (жалоба) на действия (решения), нарушаю­щие права и свободы гражданина, подается либо непосредст­венно в суд, либо в вышестоящую в порядке подчиненности инстанцию, т. е. предусматривается возможность выбора гражданином первоначального пути обжалования.

Жалоба - это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или интересов других лиц. Пу­тем подачи жалобы гражданин реализует предоставленное ему право и требует восстановления нарушенных прав. В действующем законодательстве закреплено право гра­ждан на обращение в письменной и устной форме. Жалоба подается в инстанции, вышестоящие по отношению к той, чьи действия обжалуются. В том случае, если гражданин вы­брал неправильный адресат жалобы, его обращение пересы­лается в течение 7 дней в орган, полномочный ее разрешить. Жалоба рассматривается в течение 30 календарных дней со дня регистрации. В случае необходимости срок может быть продлен не более чем на 30 дней с уведомлением граждани­на, направившего обращение.

Административные правонарушения

Разновидностью юридической ответственности являет­ся административная ответственность, которая предусмот­рена Кодексом РФ об административных правонаруше­ниях (КоАП РФ) и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Ад­министративная ответственность проявляется в виде нака­заний за противоправные деяния, которые называются ад­министративными правонарушениями. Таким образом, основанием административной ответственности является административное правонарушение .

За совершение административного правонарушения устанавливается административное наказание , которое представляет собой меру ответственности, установленную государством. В КоАП РФ предусмотрены следующие ви­ды административных наказаний :

  • Предупреждение представляет собой официальное порицание, вынесенное в письменной форме. Этот вид на­казания применяется за незначительные правонарушения (ст. 3.4 КоАП РФ).
  • Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной ми­нимальному размеру оплаты труда (МРОТ), стоимости предмета административного правонарушения, сумме неуплаченных налогов, сборов, либо сумме незаконной ва­лютной операции, либо сумме неуплаченного администра­тивного штрафа. Если взять в качестве примера исчисле­ние по МРОТ, то минимальный размер штрафа равен 1/10 МРОТ, максимальный размер штрафа, налагаемого на граждан, равен 25 МРОТ (ст. 3.5 КоАП РФ).
  • Возмездное изъятие орудия совершения или предме­та административного правонарушения состоит в прину­дительном их изъятии и последующей реализации с пере­дачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом комиссионных (ст. 3.6 КоАП РФ).
  • Конфискация орудия совершения или предмета ад­министративного правонарушения заключается в безвоз­мездном обращении в федеральную собственность или соб­ственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей (ст. 3.7 КоАП РФ).
  • Лишение специального права , предоставленного фи­зическому лицу, устанавливается за грубое и систематиче­ское нарушение порядка пользования этим правом, напри­мер лишение права управления транспортным средством (ст. 3.8 КоАП РФ).
  • Административный арест заключается в содержа­нии нарушителя в условиях изоляции от общества и уста­навливается на срок до 15 суток, а за нарушение требова­ний режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 су­ток (ст. 3.9 КоАП РФ).
  • Административное выдворение за пределы Россий­ской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства представляет собой принудительное и контро­лируемое перемещение указанных граждан и лиц через Госу­дарственную границу РФ за пределы России, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируе­мом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ).
  • Дисквалификация заключается в лишении физиче­ского лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринима­тельскую деятельность по управлению юридическим ли­цом (ст. 3.11 КоАП РФ).
  • Административное приостановление деятельно­сти заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подраз­делений, производственных участков, а также эксплуата­ции агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осущест­вления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).

Все перечисленные виды наказаний являются основ­ными. Только три из них могут выступать еще в качестве дополнительных: возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфи­скация орудия совершения или предмета административ­ного правонарушения, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без граж­данства.

Существует правило, что за одно административ­ное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание. При назначении наказаний учитываются обстоятельст­ва, как смягчающие вину, так и обстоя­тельства, отягчающие вину. Перечень обстоятельств, смягчающих вину, не является исчерпы­вающим. В ходе рассмотрения дела в качестве смягчаю­щих вину обстоятельств могут быть признаны и другие. Наряду с этим перечень обстоятельств, отягчающих вину, является исчерпывающим, т. е. никакие другие обстоятельства, кроме указанных в соответствующей статье (4.3) Кодекса, не признаются отягчающими вину. Лицо, которому назначено административное наказа­ние, считается подвергнутым данному наказанию в тече­ние одного года со дня окончания исполнения постановле­ния о назначении административного наказания.

Основными задачами производства по делам об админи­стративных правонарушениях являются всестороннее, пол­ное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так­же выявление причин и условий, способствовавших совер­шению административных правонарушений. Участниками производства по делам об администра­тивных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство, также участниками могут быть потерпевший, законные представители физического лица, законные представители юридического лица, защит­ник и представитель, свидетель, понятой, специалист, экс­перт, переводчик, прокурор.

Административная юрисдикция – это понятие используют при регулировании различных правонарушений административного характера.

Такая юрисдикция полностью занимается регулированием процесса деятельности органов судебной системы и представительных лиц при рассмотрении дел различных административных нарушений и правонарушений. Сюда же можно отнести и регулирование процесса применения различных санкций и штрафов при совершении административных правонарушений.

Регулирование административных правонарушений

Регулированием правонарушений административных занимается кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также различные НПА (акты, правового характера).

Стоит отметить тот факт, сто в начале 21 века были большие сложности в практическом применении подобных документов, так как они не совпадали с положениями Конституции РФ. Лишь с 2002 года вступает в силу Кодекс об административных правонарушениях, который позволяет решать все возникшие несовпадения.

Юрисдикция административная, в основном, применяют во внесудебном порядке. Но в некоторых случаях, при разногласиях, данная юрисдикция принимает судебный характер.

Существуют различные органы, регулирующие подобные правонарушения:

  • КДН или комиссия по делам несовершеннолетних;
  • различные административные комиссии;
  • государственные инспекции по безопасности дорожного движения;
  • различные органы судебной власти.

Юрисдикционное производство – это юрисдикция административная, применяемая на практике. Предметом юрисдикционного производства выступает спор, возникающий в связи с тем, что одна сторона считает, что ее законные интересы и права нарушаются другой стороной.

Целью административной юрисдикции является решение любых проблем законным путем с возможным применением санкций.

Задачей административной юрисдикции является рассмотрение споров и принятие решения по нему, соответствующему всем нормам, решение публично-правовых споров.

Особенности административной юрисдикции

Юрисдикция административная является специфической отраслью – разрешения конфликта или спора административного правового характера.

Особенностью можно назвать и тот факт, что такую юрисдикцию необходимо оценивать с правовой стороны спора между сторонами. Это и будет основной стороной, которая обеспечит справедливое и законное решение спора. Еще одной особенностью можно назвать необходимость применения мер административного или дисциплинарного взыскания к виновной стороне.

По итогу рассмотрения всех особенностей юрисдикции административной, необходимо отметить следующий факт, что такая юрисдикция возникает во внесудебном порядке и требует разрешения споров в законном порядке.

Формы и виды

являются:

  • возбуждение производства по делам об административных правонарушениях;
  • производство дисциплинарное;
  • производство по жалобам;
  • производство согласительное.

Становимся более подробно на каждом виде.

Дисциплинарное производство

Производство дисциплинарное – это применение мер дисциплинарного характера за совершение различных дисциплинарных проступков, предусмотренных НПА Российской Федерации. Если говорить о муниципальных служащих, то это, например, ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей.

Меры дисциплинарного взысканию обычно накладываются на руководителей того или иного учреждения. К дисциплинарному производству часто относят и нарушение трудового распорядка в учреждении.

Санкции за дисциплинарный проступок должны быть наложены в течение месяца. По истечению шести месяцев со дня совершения проступка, привлечь виновное лицо не удастся.

Производство по жалобам

Такое производство возникает при поступлении жалобы в соответствующие органы о незаконных действиях другой стороны. Такую жалобу необходимо рассмотреть, изучить документы и дать ответ положительный либо организованный или отрицательный.

Решение по такой жалобе должно быть направлено гражданину в строго установленные сроки. В дальнейшем должностные лица обязаны систематизировать, анализировать и обобщать подобную информацию, устанавливать закономерности и причины возникновения той или иной конфликтной ситуации.

Если же гражданина такой ответ не устроит, он имеет право обратиться в судебные органы. При несвоевременном ответе на такую жалобу, могут накладываться меры дисциплинарного взыскания на должностное лицо.

Исполнительное производство

Под исполнительным производством понимается решение проблем через судебные органы путем возбуждения исполнительного производства с принудительным изъятием денежных средств или имущества в пользу государства.

Согласительное производство

Согласительное производство – это пока еще новый термин в административной юрисдикции и пока является не регламентированным.

Формы административной юрисдикции

Принято выделять следующие формы административной юрисдикции:

  • Производство дела в органе юрисдикции первой инстанции, здесь рассматриваются самые простые дела. Такое производство ведется из данных протокола и является самой популярной формой в РФ;
  • Ускоренное производство применяется, если правонарушение признается малозначительным;
  • Специальное производство применяется при рассмотрении дел, не представляющих опасности для общества, оно применяется для замены уголовного наказания административным;
  • Производство дела в органе юрисдикции второй инстанции начинается, если решение по делу обжалуется в вышестоящем органе.

Основной же формой административной юрисдикции считают право применения. Важное место должно отводится применению мер взыскания к нарушителям норм права.

Функции и методы

В целом, понятие функции означает обязательность, работа, проявление свойств объекта в общей системе правоотношений.

При административной юрисдикции выделяют следующие функции: регулятивная, превентивная, охранительная и воспитательная.

  1. Охранительная функция заключается в охране строя государства, прав и свобод общества, предупреждение различных правонарушений, строгое соблюдение всех норм действующего законодательства и другие. Охранная функция, в первую очередь связана через взаимодействие с правоохранительными органами.
  2. Воспитательная функция заключается в правильном воспитании граждан и всего общества в правильном поведении и соблюдении всех норм законодательства. Эта функция проявляется при решении административных дел соответствующими органами законно и с соблюдением всех этических норм.
  3. Регулятивная функция проявляется в применении норм законодательства на практике.
  4. Превентивная функция заключается в проведении мероприятий контрольными органами, направленных на реализацию мер по предупреждению правонарушений.

Реализация функций административной юрисдикции

Все функции административной юрисдикции реализовываются при помощи соответствующих методов.

Существуют так называемые универсальные методы, применяемые к любому виду деятельности: убеждение и принуждение.

При убеждении самыми популярными формами являются беседы, как индивидуального характера, так и коллективного. Они могут выражаться беседами, установление шефства и другими способами. На практике чаще всего используют беседы. Они бывают административные, ознакомительные, профилактические, воспитательные.

Принуждение выражается в прямом воздействии на объект, для достижения поставленных целей.

Органы, уполномоченные в рассмотрении дел

Кодексом об административных правонарушениях установлены следующие органы, уполномоченные в рассмотрении дел:

  • судебные органы;
  • органы при районных исполнительных органов, уполномоченные комиссии по делам несовершеннолетних;
  • органы власти федерального уровня, уполномоченные решать подобные вопросы.

Судебные органы занимаются вопросами в пределах своей компетенции.

Районные комиссии по делам несовершеннолетних занимаются подростками в возрасте от 16 до 18 лет.

Принципы административной юрисдикции

Как мы выяснили выше, что юрисдикция административная делится на административную юрисдикцию в судебном порядке и административную юрисдикцию, которая осуществляется в административном порядке.

Выделяют следующие принципы юрисдикции:

  • Подведомственности . Он означает, что все дела рассматриваются по подведомственности уполномоченным органом и никак иначе.
  • Уполномоченности . Этот принцип означает, что, например, составлением протокола занимается ответственное должностное лицо, уполномоченное совершать подобную процедуру в соответствии с законодательством.
  • Законности . Такой принцип за основу берет нормативные правовые акты, действующие на территории РФ. Он устанавливает правомерное и законное поведение всех членов общества.
  • Гласности . Все споры должны рассматриваться открыто, в присутствии всех сторон конфликта. Исключением лишь может являться тот факт, что лицо заявило о рассмотрении дела без его присутствия.
  • Презумпция невиновности . Этот принцип означает, что лицо считается невиновным до тех пор, пока решение и приговор суда не вступит в силу. Гражданин, который обвиняется в проступке, не обязан доказывать свою невиновность.
  • Экономичности и оперативности . Этот принцип выражается в довольно коротком промежутке времени между поступлением жалобы и вынесением решения по ней. Это позволяет свести к минимуму затраты на данное мероприятие.
  • Право на защиту . Означает, что обвиняемая сторона имеет полное право знакомиться со всеми материалами дела, привлекать адвоката или эксперта в момент рассмотрения дела.
  • Равенства граждан .
  • Ответственности . Означает, что любое должностное лицо, рассматривающее подобные споры должно принимать решения в соответствии с законодательством и никак иначе.

Все принципы довольно тесно взаимосвязаны друг с другом.

Во многих странах такая юрисдикция, решаемая через судебные органы, занимает приоритетное положение, чем решение споров во внесудебном порядке. В основном к таким странам относятся страны запада. В Российской Федерации данная практика пока еще находится в процессе становления и не развита до уровня других стран.

Если проанализировать органы, занимающиеся разрешением подобных споров в РФ, лидирующее место занимают органы внутренних дел РФ.

Рассмотрение дел напрямую связано с таким понятием, как юрисдикция. Эффективное и четкое использование всех норм права зависит от компетенции должностных лиц, их знаний и правильному применению их на практике.



Просмотров