Органы, осуществляющие финансовый контроль в РФ (перечень).
По времени проведения финансового контроля:
Предварительный - проводится до совершения финансовых операций, и поэтому имеет важное значение для предотвращения нарушения финансовых норм. В его рамках проверяются обычно либо проекты финансовых документов, либо ещё не исполненные финансовые документы. Напр., при подаче кредитной или кассовой заявки в банк, он проверяет все поданный документы в 100% случаев. Хороший пример - обсуждение проекта бюджета РФ на следующий год.
Текущий - это контроль в процессе совершения финансовых операций. Напр., контроль в ходе капитального строительства какого-либо объекта.
Последующий - контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций. Напр., контроль исполнительного органа за исполнением бюджета за первые 9-ть месяцев года и т.д.
В зависимости от обязательств:
Обязательный - проводится: а) в силу требований закона; б) по решению компетентных органов государства.
Инициативный - осуществляется по инициативе хозяйствующих субъектов.
По субъектам: финансовый контроль представительных органов власти; президентский, исполнительно-распорядительных органов, контроль финансово-кредитных органов, ведомственный финансовый контроль, внутрихозяйственный, независимый хозяйственный контроль.
Органы финансового контроля:
Государственная Дума правомочна на образование счетной палаты РФ, порядок действия счетной палаты определяется федеральным законом. К полномочиям Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение председателя счетной палаты и половины состава её аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает заместителя председателя счетной палаты и вторую половину состава. Государственная Дума утверждает федеральный бюджет РФ, а также отчет о выполнении федерального бюджета. В составе Государственной Думы действует комитет по бюджету и налогам, банкам и финансам, который непосредственно занимается всеми видами финансового контроля, основной является работа по формированию и контролю за исполнением федерального бюджета.
Счетная палата . Органы подобные счетной палате созданы во всех субъектах РФ. Основная задача направлена на проведения контрольно-аналитических мероприятий в отношении различных государственных расходов. Эти мероприятия могут быть:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и субъектов федерации;
оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета, обычно, когда он ещё находится в проекте;
финансовая экспертиза законопроекта;
анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и подготовка предложений по их изменению;
контроль за законностью и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета в ЦентрБанк России и уполномоченные банки;
регулярное представление Федеральному Собранию информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проведения контрольных мероприятий.
Счетная палата вправе выносить предписания в случае нарушений хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта, они являются обязательными для исполнения и в случае неисполнения предписания, коллегия счетной палаты вправе по согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении исполнения финансовых операций субъекта-нарушителя. Это решение может быть обжаловано в суд.
Контрольное управление и ведомства . Ранее контрольное управление находилось в составе администрации Президента, с приходом В.В. Путина статус самого управления повысился, и оно стало называться президентским контрольным управлением, оно имеет свои представительства в федеральных округах. Президентский контроль сегодня олицетворяет государственный контроль, в рамках которого и осуществляется финансовый контроль. Функции этого управления:
Анализ финансовой деятельности органов исполнительной власти, как федеральных, так и субъектов РФ.
Рассмотрение жалоб и обращений граждан.
Контрольное управление президента не наделено полномочиями по применению санкций и обходится представлениями в компетентные органы государства для возбуждения соответствующих процедур (прокуратура и т.д.). Нормативный срок рассмотрения таких представлений - 10 дней.
Правительство РФ контролирует проведение единой финансовой политики государства, этот процесс реализуется через текущий контроль за федеральным бюджетом на различных стадиях. Одновременно Правительство контролирует подведомственные министерства и ведомства, а также направляет деятельность специализированных органов финансового контроля.
Министерство финансов осуществляет финансовый контроль за рациональным использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных средств. Для реализации контрольных полномочий Минфин может запрашивать от любых предприятий и организаций необходимую информацию. Минфин вправе давать обязательные для исполнения указания об устранении выявленных нарушений, ограничивать или приостанавливать государственное финансирование, взыскивать с предприятий, учреждений и организаций, полученные ими средства из федерального бюджета.
Департамент финансового контроля и аудита , имеет свои территориальные органы, называющиеся контрольно-ревизионными управлениями (КРУ). У этого департамента две основные функции: контроль за предприятиями, работающими с бюджетными средствами и регулирование аудиторской деятельности.
Федеральное казначейство существует на правах главного управления министерства финансов РФ. Функции федерального казначейства аналогичны функциям Минфина, только для работы с федеральным бюджетом.
Министерство РФ по налогам и сборам действует как орган финансового контроля, основной задачей которого является обеспечение единой системы соблюдения налогового законодательства РФ. Это министерство наделено достаточно широкими полномочиями, и отвечает в основном за доходную часть бюджета.
ЦентрБанк РФ как орган финансового контроля надзирает за финансовой деятельностью коммерческих банков. ЦентрБанк вправе применять к банкам нарушителям принудительные меры воздействия вплоть, до частичного (приостановление) или полного отзыва банковской лицензии.
Ведомственный финансовый контроль - контроль различных министерств и ведомств за деятельностью предприятий и организаций, входящих в систему данного министерства или ведомства. Обычно в их рамках созданы специальные контрольно-ревизионные органы. Основные задачи ведомственного финансового контроля: 1) выполнение плановых заданий; 2)экономное использование материальных и финансовых средств; 3)сохранность государственной собственности; 4)правильность постановки задач.
Внутрихозяйственный финансовый контроль - это финансовый контроль, осуществляемый внутри хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций). Его осуществляет руководство, специально созданные органы.
Аудиторские органы осуществляют финансовый контроль в соответствии с федеральным законом "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001-го года. В этом законе урегулирован весь порядок контроля и даны основные термины. Под аудиторско-финансовым контролем понимается предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчётности организаций и индивидуальных предпринимателей.
18. Финансовые органы в Российской Федерации, их правовое положение и функции.
Финансовые органы общей компетенции
Высшие представительные и исполнительные органы государственной власти руководят финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.
Полномочия Президента РФ в области финансов
Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ. Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.
Ещё одной из функции Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.
Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:
Анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
Рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.
Управление не наделено правом применение каких-либо санкций, однако оно в праве направлять предписания об устранения выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими органами и должностными лицами в течение 10 дней.
Полномочия Федерального собрания РФ в области финансов
Представительные органы в лице Федерального Собрания и представительных органов субъектов федерации рассматривают и утверждают бюджет, бюджеты республик, входящих в состав РФ.
Федеральное собрание Российской Федерации, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы занимается рассмотрением и утверждением федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации выносит проект федерального бюджета на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу РФ.
После рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете он направляется в Совет Федерации, где происходит одобрение его в целом.
После одобрения Советом Федерации законопроект подписывается Президентом РФ.
Федеральным Собранием РФ также, могут вноситься изменения в Федеральный закон о федеральном бюджете.
Полномочия Правительства РФ в области финансов
В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:
Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
Представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
Разрабатывает и реализует налоговую политику;
Обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
Принимает согласованные с Центральным банком Российской Федерации меры по регулированию рынка ценных бумаг;
Осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
Осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
Руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;
Разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.
Финансовые органы специальной компетенции
Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты;
2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Министерство финансов РФ
К основным задачам Министерства финансов РФ относят:
Совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
Разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;
Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
Разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета;
Составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
Разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации;
Управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
Разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;
Участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;
Разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;
Осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;
Центральный банк РФ
Задачи и функции Банка России определены Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Основная цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля. При этом Банк России выступает как единственный эмиссионный центр, а также как орган банковского регулирования и надзора.
Основными задачами ЦБ РФ являются:
Регулирование денежного обращения;
Проведение единой денежно - кредитной политики;
Защита интересов вкладчиков, банков;
Надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений;
Осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
4) устанавливает правила осуществления расчетов в РФ;
5) устанавливает правила проведения банковских операций;
6) осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
8) принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;
9) осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;
10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
Федеральное казначейство
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ - единая централизованная система Министерства финансов РФ, созданная в целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами федерального бюджета, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономичным использованием государственных средств.
Федеральное казначейство РФ руководствуется Конституцией РФ и законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Положением о Федеральном казначействе РФ, утвержденным Правительством РФ, а также приказами и распоряжениями министра финансов РФ.
Главные задачи Федерального казначейства РФ:
Организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета РФ;
Управление доходами и расходами этого бюджета на счетах Казначейства в банках исходя из принципа единства кассы;
Регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом РФ и государственными (федеральными) внебюджетными фондами, финансовым исполнением этих фондов;
Контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств.
В обязанности Федерального казначейства РФ входят:
Краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;
Оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период государственных расходов.
На Федеральном казначействе РФ возлагаются также сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; представление высшим органам государственной власти и управления РФ отчетности об исполнении федерального бюджета, деятельности федеральных (внебюджетных) фондов, о состоянии бюджетной системы РФ. Одна из основных функций Федеральное казначейство РФ - управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ государственного внутреннего и внешнего долга РФ. Федеральное казначейство РФ разрабатывает методологические и инструктивные материалы, порядок ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, обязательный для органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, осуществляет подготовку проекта бюджетной классификации, ведет операции по учету государственной казны РФ.
Счётная палата РФ
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и подотчетный ему.
К основным задачам Счётной палаты РФ относятся:
Контроль за своевременным и полным исполнением доходов и расходов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
Проверка эффективности и целесообразности, а также целевого характера расходования государственных средств и федеральной собственности;
Финансовая экспертиза законопроектов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти;
Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Федеральная служба по налогам и сборам
Федеральная служба по налогам и сборам РФ входит в систему центральных органов государственного управления РФ, подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
Федеральная служба по налогам и сборам - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей налогоплательщиками.
Основными задачами Федеральной службы по налогам и сборам являются:
Государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей в соответствии бюджеты;
Участие в разработке и осуществлении налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;
Осуществление валютного контроля в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;
Государственное регулирование и межотраслевая координация по вопросам государственной политики в области контроля и осуществление государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
Осуществление в соответствии с возложенными на него законодательством РФ функциями и в пределах своей компетенции международного сотрудничества по вопросам налогов и сборов.
Федеральная служба и его территориальные органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельную смету расходов, лицевые счета в органах Федерального казначейства, Минфина РФ, а также счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, открываемые в установленном порядке. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по налогам и сборам России и его территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета, целевого бюджетного Федерального фонда Федеральной службы по налогам и сборам, а также за счет иных источников, предусмотренных федеральными законами.
Состав и структура органов фин. контроля опр-ся гос. устройством, а так же задачами выполняемые гос-ом да данном этапе. Принципы разделения властей предопределяет создание органов фин. контроля. Подотчетных органам исполнительной и представительной власти.
Исполнительная власть осуществляет ф-ии фин. контроля посредством след. институтов:
· Президент РФ , он осуществляет президентский контроль, путемформирования нормативно-правовой базы орг-ии финн. контроля
· Контрольное упр-ие президента РФ , осуществляет надзор за деят-ью органов фин. контроля. Рассмотрения жалоб и обращений к президенту, проверку исп-ия федеральных законов и распоряжений президента
· Правительство РФ , контролирует фин. деятельность министерств и ведомств, а так же вопросы бюджетного федерализма.
· Министерство финансов РФ , - оно занимает особое место в системе гос. контроля.. Фин. контроль осуществляют в пределах своей компетенции все упр-ие министерства финансов.сущ-ют так же спец. подразделения:
Федеральная служба финансово- бюджетного надзора,- эта служба проводит ревизии и проверки, контролирует исп-ие всех бюджетов, организует контроль ден. обращения и использование валютных и кредитных ресурсов, состояние гос. внутреннего и внешнего долга, предоставление налоговых льгот, а так же деят-ть аудиторских фирм.
Федеральная служба страхового надзора, осуществляет надзор за деят-ью страхового рынка
Фед. казначейство, осуществляет контроль за исполнением фед. Бюджета.
Фед. налоговая служба. Ее основные задачи: контроль за соблюдением налогового законодательства, проверка правильности исчисления полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов.
Фед. таможенная служба, контролирует уплату таможенных пошлин, а так же осуществляет валютный контроль.
ЦБ, осуществляет надзор за деят-ью кредитных орг-ий и осуществляет валютный контроль.
Органы законодательной власти осущ-ют парламентский контроль: В обоих палатах фед. собрания созданы комитеты, к-ые контролируют показатели доходов и расходов, целевое исп-ие привлеченных средств. Кроме того создан спец. контрольный орган - счетная палата РФ. Она ежегодно составляет отчет об исполнении фед. бюджета, а так же проводит экспертизу фед. законов.
Методы фин. контроля
Основными методами проведения фин. контроля яв-ся проверки, обследования,анализ и ревизии.
· Проверки проводимые органами фин. контроля подразделяются на:
Документальные(выездные). Проводится непосредственно на п/п по отчетным док-ам в присутствии должностных лиц.
Камеральные, проводятся по месту нахождения органов фед. контроля на основе представленных отчетов.
· Обследование , оно заключается в личном ознакомлении контролирующего лица на месте, с отдельными сторонами финансово-хоз-ой деят-ти п/п, при этом могут рассматривать не только первичные и отчетные док-ты, но проводятся контрольные замеры работ, расходы ресурсов, поверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса, наблюдения и т.д.
· Анализ, проводится на основе изучения периодической и годовой отчетности, в ходе анализа выявляются: уровень выполнения плановых показателей, фин. планов и смет, соблюдение норм и нормативов фин. дисциплины.
· Ревизия (основной метод).Виды:
По ведомственной принадлежности:
Ш Ведомственные
Ш Внутрихоз-ые
По полноте обхвата:
Ш Частичные
Ш Комплексные
Ш Тематические
Ш Сплошные
Ш Выборочные комбинированные
По отношению к плану:
Ш Плановые(раз в 2 года)
Ш Внеплановые
Ш Внезапные
По привлекаемым материалам:
Ш Документальные
Ш Фактические
По очередности исп-ия ресурсов:
Ш Первичные
Ш Дополнительные
Ш Повторные
В ревизионном процессе выделяют 4 этапа:
a) Подготовительный
b) Собственно проверка
c) Обработка материалов
По результатам ревизии составляется акт ревизии. В нем констатируются выявленные нарушения, указываются виновные лица, делаются окончательные выводы и предлагаются меры по устранению выявленных нарушений.
Органы финансового контроля в РФ — это государственные структуры, ответственные за соблюдение требований законодательства в определенных сферах финансовой деятельности. Рассмотрим специфику главных российских органов финансового контроля подробнее.
Органы финансового контроля в РФ
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 некоторые органы власти в РФ получили официальные полномочия по осуществлению государственного финансового контроля. В числе таковых:
- Счетная палата РФ;
- Центральный банк РФ;
- Министерство финансов;
- Министерство РФ по налогам и сборам (по итогам административной реформы 2004 года преобразовано в ФНС России, подотчетную Минфину);
- Государственный таможенный комитет (после 2004 года преобразован в ФТС, которая стала подотчетна правительству).
Ранее к таким органам относилась и Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю, однако в 2000 году она была упразднена, а ее функции перешли к Минфину и Минэкономразвития.
В п. 2 указа № 1095 также есть положение, согласно которому государственный финансовый контроль могут осуществлять иные органы, компетентные в вопросах мониторинга поступления и расходования средств в рамках бюджетной системы России.
Таким образом, законодательно установленный перечень структур, осуществляющих финансовый контроль в РФ, не является закрытым.
Органы власти в РФ формируются также на уровне местного самоуправления. В соответствии с положениями ст. 12 Конституции России муниципальная власть отделена от государственной. Так что муниципалитеты могут в пределах своих полномочий формировать собственные органы финансового контроля. Таковыми могут быть, к примеру, городская счетная палата или рабочая группа при совете депутатов.
Определенными полномочиями в сфере финансового контроля могут быть наделены Генеральная прокуратура, МВД, ФСБ — в пределах решения задач, отражающих вовлеченность данных органов в обеспечение законности бюджетных отношений. Финансовый контроль в общем случае не рассматривается как основной профиль деятельности правоохранительных структур, поэтому данное направление деятельности силовиков чаще всего связано с межведомственными коммуникациями.
Как органы финансового контроля взаимодействуют между собой
Итак, органы финансового контроля в РФ могут взаимодействовать между собой.
Выше мы отметили, что деятельность силовых структур в меньшей степени коррелирует с финансовым контролем, чем деятельность ведомств, компетенция которых определена в указе № 1095. И потому МВД и ФСБ, как правило, в рамках выполнения контролирующих функций взаимодействуют с соответствующими профильными органами.
Так, согласно п. 7 разд. II приказа Минфина России, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 контрольно-ревизионные органы могут по требованию прокурора либо при издании правоохранительными структурами мотивированного постановления инициировать проверку организации любой формы собственности.
В соответствии с п. 3 приказа Генпрокуратуры РФ и Росфиннадзора от 15.04.2014 № 162/117 органы Росфиннадзора по факту получения мотивированного требования прокуратуры могут проводить проверки организаций, которые являются участниками бюджетных отношений, распоряжаются средствами внебюджетных фондов либо материальными ценностями, находящимися в собственности государства. Проверки, проводимые в рамках взаимодействия Росфиннадзора и Генпрокуратуры, могут также касаться деятельности лиц, осуществляющих валютные операции.
Вполне возможны подобные коммуникации и между ведомствами, не относящимися к силовым структурам. Так, в соответствии с п. 2.1 ст. 2 соглашения ЦБ РФ от 29.06.2010 № 01-15/3182 и ФНС России № ММВ-27-2/5 Центробанк и налоговики могут обмениваться широким спектром сведений, касающихся лиц, взаимодействующих с 1 ведомством и одновременно интересных другому. Например, ЦБ может сообщать ФНС о банках, в отношении которых приняты меры по ограничению осуществления расчетов по транзакциям юридических лиц. В свою очередь, налоговики могут информировать Центробанк о фактах некорректного перевода денежных средств налогоплательщиков в бюджет по вине кредитных организаций.
Другой орган финансового контроля, подотчетный Минфину, — Росфиннадзор. Главный объект проверок данной структуры — финансово-бюджетные процессы, а также валютные операции. Ведомство контролирует, насколько корректно используются средства бюджета РФ, субсидии, субвенции, кредиты, выявляет нарушения в сфере финансово-бюджетного законодательства, пресекает их.
В свою очередь, Росфинмониторинг подчиняется не Минфину, а Президенту РФ. Данный орган финансового контроля осуществляет мониторинг операций, связанных с различными сделками физических и юрлиц с целью выявления каналов финансирования терроризма и иной незаконной деятельности. Также в компетенции Росфинмониторинга — привлечение к ответственности лиц, которые осуществляют запрещенные законом действия в части оборота денежных средств.
Федеральное казначейство, подотчетное Минфину, в части финансового контроля решает задачи, связанные с обеспечением исполнения госбюджета, государственных программ, эффективным расходованием средств, принадлежащих государству. В полномочиях ведомства — применение мер по устранению нарушений законов, регламентирующих пользование бюджетными средствами, а также принятие превентивных мер в отношении лиц, способных нарушать законодательство в области управления бюджетными средствами.
Органы, осуществляющие финансовый контроль в муниципалитетах и регионах
Органы финансового контроля могут формироваться также на уровне субъектов РФ и муниципалитетов. Несмотря на то что государственная и местная власть в РФ в соответствии с Конституцией независимы друг от друга, соответствующие учреждения решают общие задачи, направленные на обеспечение законности распоряжения бюджетными средствами на уровне региона либо муниципального образования.
Основные методы и правовые механизмы, реализуемые на уровне субъектов РФ, в целом схожи с тему, которые применяются федеральными органами финансового контроля. В свою очередь, муниципальные структуры — в силу локальных особенностей бюджетного процесса — могут использовать частные подходы к организации работы. В некоторых случаях полномочия по осуществлению финансового контроля бюджетных отношений на уровне местной власти одновременно осуществляют несколько локальных учреждений, и это закрепляется муниципальными нормативно-правовыми актами.
Часто к процессам на уровне муниципальных бюджетных коммуникаций, касающимся финансового контроля, подключаются субъекты, не имеющие прямого отношения к структурам власти: независимые аудиторы, общественные группы, НКО.
Банк России как контрольный финансовый орган
ЦБ РФ осуществляет финансовый контроль в сфере денежно-кредитных отношений, расчетов, оборота российского рубля и иностранных валют. Главные функции Банка России:
- защита рубля от валютных колебаний, обеспечение его достаточной покупательной способности;
- повышение эффективности работы российских банков;
- обеспечение эффективной работы платежных систем, функционирующих в РФ;
- выдача кредитов частным кредитно-финансовым организациям;
- регистрация новых банков, выдача и аннулирование банковских лицензий;
- внедрение регламентов осуществления банковских операций.
Ключевые задачи, решаемые ЦБ РФ в рамках финансового контроля и сопутствующих ему видов деятельности:
- разработка эффективных алгоритмов денежно-кредитной политики;
- обеспечение достаточной эмиссии наличных денежных средств, организация их корректного обращения;
- выработка сбалансированной политики в части определения величины ключевой ставки;
- разработка норм, направленных на повышение эффективности расчетов в рамках различных платежных систем;
- моделирование экономических процессов, являющихся фактором государственной денежно-кредитной политики.
Осуществляя финансовый контроль, Банк России стимулирует выполнение участниками денежно-кредитных отношений предписаний, содержащихся в положениях федеральных законов, а также НПА, издаваемых конкретными ведомствами и самим ЦБ РФ.
Эффективный финансовый контроль ЦБ — один из ключевых факторов успешного выполнения отмеченных функций ведомства, так как многие из решений, принятых главным банком государства, требуют корректной реализации уже на уровне частных кредитно-финансовых учреждений. Задача ЦБ — проследить, насколько деятельность банков соответствует данному критерию.
О результатах такой деятельности ЦБ читайте в нашей рубрике «Банк» .
Полномочия ЦБ РФ в области некредитных финансовых отношений
Полезно будет также рассмотреть и такой важный аспект, как осуществление ЦБ РФ финансового контроля в сегментах бизнеса, не связанных с кредитными отношениями. До 2013 года эти контрольные функции выполняло другое ведомство — Федеральная служба по финансовым рынкам. Однако данная структура была упразднена, и полномочия в соответствующей области получил ЦБ.
Некредитные финансовые отношения осуществляются в таких сферах, как:
- страховой бизнес;
- рынок ценных бумаг;
- рынок паевых инвестиционных фондов;
- рынок негосударственных пенсионных фондов;
- товарные биржи;
- рынок услуг кредитных бюро;
- рынок жилищных кооперативов;
- рынок электронных платежных систем;
- рынок микрокредитования.
Деятельность организаций, относящихся к отмеченным сегментам, может потребовать проверок на предмет соответствия не только финансовому законодательству, но и нормам гражданского, налогового права. В этом смысле ЦБ РФ может разделять полномочия по осуществлению мониторинга перечисленных выше структур с другими компетентными органами финансового контроля, такими как ФНС России.
Итоги
За финансовый контроль в РФ отвечает ряд государственных структур - каждая в рамках определенной финансовой сферы и определенных полномочий. Ведущая роль среди них отведена контрольно-счетным и контрольно-ревизионным структурам, а также Центробанку. К числу контрольно-ревизионных структур в т. ч. относятся Минфин, ФНС и Федеральное казначейство. Большинство контролирующих структур федерального уровня имеют аналоги на уровне региона и муниципалитета.