Определяется конституцией рф. Конституция РФ определяет

главный нормативный акт РФ, имеющий высшую юридическую силу на всей территории РФ и закрепляющий основы ее социального, экономического и политического устройства.

Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных избирателей, или 54,8% от внесенных в списки. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тыс. 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.

До 12 декабря 1993 г. в РФ действовала Конституция РСФСР 1978 г. с многочисленными изменениями и дополнениями. Проект новой Конституции начал разрабатываться в июне 1990 г. специально созданной для этого Конституционной комиссией Съезда народных депутатов РСФСР.

К. РФ состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений. Преамбула К. РФ представляет собой небольшой вводный текст, имеющий важное концептуально-идеологическое значение. Она провозглашает идею приоритета прав и свобод человека, настраивает общество на гражданский (т.е. внутренний) мир и согласие. Последовательно отражена идея сохранения государственного единства РФ, возрождения ее суверенной государственности в сочетании с равноправием и самоопределением народов. Подчеркнуты стремление обеспечить благополучие и процветание РФ, идеи ответственности перед настоящим и будущими поколениями и включения (интеграции) РФ в мировое сообщество.

Подобно многим другим новейшим конституциям текст К. РФ начинается главой, посвященной основам конституционного строя, в которой устанавливается конституционный статус РФ как демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления и содержатся следующие фундаментальные принципы: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью; б) признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Отражая этот принцип конституционного строя, РФ учитывает международный опыт и принципы, отраженные во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. и гласящей: признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, равных и неотъемлемых прав их - основа свободы, справедливости и всеобщего мира; в) народовластие. Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народный суверенитет означает, во-первых, принадлежность народу всей полноты власти в РФ, во-вторых, возможность осуществления народом принадлежащей ему власти как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; г) демократия как основа образа жизни в РФ и ее политического режима; д) идеологическое и политическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной. Политическое многообразие означает свободу деятельности в рамках закона различных политических сил, что выражается прежде всего в признании многопартийности. Партии и другие общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений. цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований. разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни; е) свобода экономической деятельности и многообразие форм собственности. В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В соответствии с господствующей в современной мировой конституционной практике традицией в К. РФ сразу за главой об основах конституционного строя помещаются положения о правовом статусе личности. В гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" К. РФ в соответствии с нормами международного права устанавливает, что принципами конституционного статуса личности в РФ являются: свобода личности; принадлежность человеку основных прав и свобод от рождения и их неотчуждаемость; соответствие статуса личности в РФ требованиям и стандартам, сложившимся в мировом сообществе; сочетание индивидуальных интересов личности с интересами других лиц, общества и государства; всеобщность основных прав, свобод и обязанностей: юридическое равенство, т.е. равноправие граждан, включая равенство всех перед законом и судом, равные права и свободы для мужчины и женщины: непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина, соответствие конституционным основам статуса личности всех норм текущего законодательства и правоприменительной практики; обеспеченность конституционного статуса личности процессуальными и иными гарантиями.

Указанные принципы свидетельствуют о коренном изменении концепции регулирования основных прав и свобод. В советских конституциях человек рассматривался как часть определенной социально-экономической системы, а также как непременный, активный участник политической жизни страны, и только затем уже шла о нем речь как об индивиде, имеющем личную жизнь, до известных пределов неприкосновенную для публичного интереса и охраняемую государством. Соответственно, основные права и свободы делились на три группы в следующем порядке приоритетности: социально-экономические, политические, личные.

В действующей К. РФ личные права и свободы поставлены на первое место. Вторая группа - общественно-политические, или публично-политические, права и свободы (поскольку по сравнению с советским временем общественная жизнь в значительной степени деполитизирована). На третьем месте стоят социально-экономические права, причем и содержание этих прав, и их последовательность принципиально иные, чем в советское время. На первом плане - свободное использование своих способностей для предпринимательской и иной экономической деятельности, право частной собственности, свобода труда, затем уж все остальное. Большое внимание уделяется обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Третий крупный блок норм в К. РФ посвящен территориальной организации РФ. В гл. 3 "Федеративное устройство" содержатся положения, раскрывающие принцип федерализма как одной из основ конституционного строя. К.РФ предусматривает три вида субъектов федерации - республики в составе РФ (государства), национально-территориальные образования - автономная область, автономные округа, территориальные (или территориально-государственные) образования - края, области, города федерального значения.

Как и многие зарубежные конституции, К. РФ содержит поименный перечень всех субъектов Федерации, причем изменения наименований субъектов отражаются в К. РФ автоматически, т.е. без соблюдения обычной процедуры внесения поправок. К. РФ определяет, что субъекты РФ являются равноправными и между собой, и в отношениях с федеральными органами государственной власти. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.

Исходя из принципа единства государства К.РФ использует понятие "суверенитет" только по отношению к РФ, утверждая, что суверенитет РФ распространяется на всю ее территорию. К. РФ.и ФЗ имеют верховенство на всей территории государства. РФ обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Уважая право субъектов на свою территорию, РФ, тем не менее, не допускает установления внутренних таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Виды форм собственности, определенные К. РФ, могут существовать на территории каждого субъекта РФ, им обеспечивается равная защита государством. Общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются ФЗ.

К. РФ определяет предметы исключительного ведения РФ, а также совместного ведения РФ и субъектов РФ. Она провозглашает принцип: вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Обеспечивая самостоятельность субъектов, РФ, тем не менее, оставляет за собой право на установление общих принципов организации государственной власти и местного самоуправления; в отношении законодательства она требует, чтобы акты субъектов РФ соответствовали К. РФ и законам РФ; но в случае противоречия между ФЗ и нормативным правовым актом субъекта РФ, изданным последним в пределах своих прав, действует акт субъекта.

Задачей К. РФ является установление формы правления и системы; органов власти.

В гл. 4 "Президент Российской Федерации" закреплены статус Президента РФ и перечень его властных полномочий.

В гл. 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента РФ, представительного и законодательного органа РФ.

В гл. 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство РФ как орган, осуществляющий исполнительную власть.

Глава 7 "Судебная власть" содержит комплекс норм, определяющих основы организации судебной системы РФ и осуществления правосудия. В ту же главу включена статья о прокуратуре РФ.

Предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, СФ, ГД, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группы депутатов. В гл. 9 предусмотрено четыре различных процедуры внесения поправок в К. РФ в зависимости от вида норм, подлежащих пересмотру.

Положения гл. 1 "Основы конституционного строя", 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9 не могут быть пересмотрены ФС. Оно вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Если предложение о пересмотре будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой конституции, который принимается Конституционным Собранием 2/3, голосов от общего числа его членов или выносится на референдум. При проведении референдума К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании.

Поправки к остальному тексту К. принимаются квалифицированным большинством голосов - не менее 3/4 в СФ и 2/3 в ГД. Принятые поправки вступают в силу только после их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов РФ. Поправки принимаются в форме особого правового акта - ФЗ о поправке к К. РФ.

Изменения ст. 65 К. РФ, касающиеся состава субъектов РФ, вносятся на основании ФКЗ о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.

Заканчивается К. РФ разделом вторым "Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. Этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия К. РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г.

В разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоры между органами власти субъектов - действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации - "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

Слово «конституция» происходит от латинского constitutio — установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме отдельные акты императорской власти, которыми учреждались новые порядки, именовались конституциями. Однако современное значение этому термину стали придавать лишь в период возникновения буржуазных государств, когда с помощью конституции учреждались буржуазные порядки в той или иной стране. Первой писаной конституцией (т. с. представляющей единый основной закон с внутренней структурой, которому должны были соответствовать все другие правовые акты в стране) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую до сих пор. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции 1791 г. и Конституция Польши 1791 г. В настоящее время конституция — не только правовой акт. В ее содержании присутствуют ориентиры справедливости для всего общества.

В то же время конституции как любому нормативному правовому акту присущи следующие признаки: общеобязательность; формальная определенность; многократность применения ее норм к общественным отношениям определенного вида; защищенность принудительной силой государства.

Конституция обладает и особыми юридическими свойствами , отличающими ее от всех иных правовых актов. Это связано с тем, что в современных условиях конституция является основным законом государства и в отличие от других законов является актом правового учредительства. В ней весь уклад жизни общества и государства приобретает первоначальную правовую форму. Конституция как основной закон государства учреждает, юридически оформляет политическую форму существования общества, систему органов государственной власти, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов основной закон государства должен быть стабильным и долговременным, поэтому нормы конституции имеют общий характер, а сама конституция принимается путем референдума (Россия, Франция, Греция, Испания), конвентом (США), учредительным собранием (Индия, Италия) или специально созываемым конституционным собранием страны. Конституция может быть октроирована, т. е. введена в одностороннем порядке актом исполнительной власти — главы государства.

Конституция РФ была принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 г. после официального подсчета голосов Центральной избирательной комиссией РФ, которая признала референдум состоявшимся, а Конституцию — принятой. В связи с этим прекратила свое действие Конституция РФ. принятая 12 апреля 1978 г. Это был очень важный шаг в осуществлении конституционной реформы.

Но с принятием Конституции конституционная реформа в России не закончилась. Ее продолжением являются принятие предусмотренных Конституцией федеральных конституционных законов (некоторые уже приняты, например о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ), приведение законодательства в соответствие с Основным законом, а также возможные и допустимые изменения самой Конституции.

Конституция РФ состоит из преамбулы и двух разделов.

Преамбула , т. е. вводная часть, не содержит правовых норм, однако она имеет существенное значение, так как в ней указаны основания и обстоятельства, послужившие поводом к принятию Конституции. Раздел 1, состоящий из девяти глав, является основной частью Конституции РФ. Раздел 2 включает заключительные и переходные положения.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей. В гл. 1 «Основы конституционного строя» утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной; признаются многопартийность, идеологическое многообразие (ст. 13).

В гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной их основополагающих в Конституции РФ.

Глава 3 называется «Федеративное устройство». После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию.

В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов (республики в составе Российской Федерации, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область). Субъектам РФ удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для полноценною развития.

Остальные главы посвящены системе государственной власти и принципам организации местного самоуправления в России.

Конституция РФ как Основной закон нашей страны обладает важными юридическими признаками.

В отличие от других законодательных актов Конституция РФ имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества. Предметом конституционного регулирования являются основные свойства политической, экономической, социальной и духовной сфер жизни общества. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

Верховенство как юридическое свойство Конституции РФ означает, что она по значимости регулируемых отношений и правовой силе ее норм составляет вершину системы права и действует на всей территории РФ. Как основной источник права Конституция РФ содержит исходные начала всей системы права. Все законы и иные акты государственных органов издаются на ее основе и в соответствии с ней. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция РФ содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, ст. 70 закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция РФ — центр правового пространства, она определяет согласованность развития и систематизации права.

Высшая юридическая сила Конституции РФ определяется с тепенью ее обязательности. Соблюдать Конституцию должны все органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения (ч. 1 ст. 15). Ее нарушение признается правонарушением, а виновные лица в зависимости от тяжести содеянного привлекаются к различным видам ответственности. Строгое и точное соблюдение Конституции — это наивысшая норма поведения для всех субъектов права.

Прямое действие Конституции РФ означает, что установленные ею нормы, принципы используются прямо и непосредственно при регулировании конкретных отношений, не требуется принятия дополнительных нормативных актов. В применении Конституции РФ не может быть отказано под предлогом отсутствия федерального закона, иного нормативного акта, призванного определить порядок действия соответствующей конституционной нормы.

Стабильность Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения. Конституция характеризуется устойчивостью и защищена от поспешных корректировок особым порядком внесения в нее поправок. Согласно нормам гл. 9 Конституцию РФ можно принять либо на референдуме, либо на специально созванном Конституционном Собрании. Поправки к гл. 3-8 Конституции принимаются в порядке, установленном для принятия федерального конституционного закона (необходимо, чтобы за поправку проголосовали две трети депутатов Государственной Думы и три четверти членов Совета Федерации). Затем требуется одобрение поправок органами законодательной (представительной) власти не менее чем двумя третями субъектов РФ. Предложения о новой редакции гл. 1, 2, 9 рассматриваются Конституционным Собранием либо могут быть вынесены на всенародное голосование — референдум; поправки в них не вносятся. Пересмотр гл. 1, 2, 9 Конституции РФ имеет принципиальное значение, которое влечет существенное изменение Конституции, почти равносильное принятию новой. Поэтому названные главы не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием (ч. 1 ст. 135).

Юридические особенности Конституции РФ

Конституция РФ 1993 г. является писаной. Она принята на референдуме, изменяется в жестком порядке, за исключением процедуры внесения в ее ст. 65 новых наименований субъектов Федерации.

Конституция РФ имеет прямое действие (ч. I ст. 15, ст. 18). Заранее невозможно нормативно упорядочить все возможные проявления жизнедеятельности, поэтому в правовой системе должны быть средства, которые при отсутствии отраслевых норм могут использоваться для разрешения конкретных жизненных затруднений. Именно на этом и специализируются конституционные нормы, предназначенные для закрытия «белых пятен» в правоприменительной практике. Конституция действует прямо и в том случае, когда имеющиеся правовые нормы ей не соответствуют. Прямое или непосредственное действие конституционных норм означает право граждан непосредственно опираться на них при осуществлении своих прав. Например, при обращении в суд за защитой права на благоприятную окружающую среду гражданину достаточно указать на конституционную норму (ст. 42) как на источник закрепления данного права. Он не обязан ссылаться на нормы экологического, санитарно-эпидемиологического, градостроительного и другого законодательства. Тем более что в отраслевом законодательстве могут отсутствовать необходимые правила.

Конституция РФ обладает верховенством (ч. 2 ст. 4, ч. 1 ст. 15). Ни один акт, от кого бы он ни исходил, не может быть принят, если он идет вразрез с положениями Конституции. Если же положениям Конституции противоречит акт, принятый до ее вступления в действие, то он должен быть приведен в соответствие с ней. Кроме того, из названного свойства Конституции вытекает обязанность законодателя детализировать ее содержание в отраслевом законодательстве. Названная обязанность вовсе не исчерпывается принятием законов, прямо предусмотренных Конституцией РФ (о государственных символах, о Правительстве, о Конституционном Суде и т. п.). Отраслевое законодательство должно максимально раскрывать содержание любых конституционных норм. В развитии конституционных норм особое значение принадлежит федеральным конституционным законам (ст. 108) — передаточному звену между Конституцией и обычным законодательством, детализирующему наиболее важные ее положения. Задача детализации конституционного содержания лежит и на правоприменительных органах, тех же судах.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу (ч. 1 ст. 15). Следовательно, при столкновении конституционной нормы и иных правовых норм всегда должна применяться норма Конституции. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ гласит, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Приведенное правило в силу высшей юридической силы Конституции не распространяется на нее саму, а также на законы о поправках к ней.

Высшая юридическая сила Конституции РФ дополняется особым статусом гл. 1 «Основы конституционного строя». Положениям этой главы не могут противоречить любые другие положения Конституции. Значит, нормы, закрепляющие основы конституционного строя, обладают большей юридической силой, чем иные нормы Конституции. Главу 1 иногда именуют «конституцией в конституции». Другие нормы Конституции РФ развивают, уточняют положения гл. 1, вытекают из них. Так, на детализацию положений ст. 2 Конституции РФ о человеке, его правах и свободах как высшей ценности и об обязанности государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина направлены нормы гл. 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции РФ.

Еще одна особенность Конституции РФ — особый порядок ее охраны. Все государственные органы призваны обеспечивать действенность Конституции. Однако в стране учрежден и специализированный орган конституционного контроля — Конституционный Суд РФ. К исключительной компетенции Конституционного Суда относятся толкование Конституции, проверка на предмет конституционности действующего законодательства, не вступивших в силу международных договоров.

К числу содержательных особенностей Конституции РФ относятся: сжатое, но комплексное закрепление устройства государства и негосударственных институтов; приоритетное регулирование прав и свобод людей по сравнению с их обязанностями; учреждение федерализма, республиканской формы правления, демократического правового режима. Структура Конституции РФ включает преамбулу и два раздела. В первом из них девять глав, включающих 137 статей. Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из девяти пунктов.

Одни положения российской Конституции могут быть квалифицированы как реальные (например, нормы о статусе Президента), другие остаются в значительной мере фиктивными (нормы о правах и свободах человека и гражданина).

1. Понятие Конституции.

Конституция - это нормативный правой акт высшей юридической силы каждого государства, который закрепляет основные положения и принципы организации и функционирования государства.

2. Виды конституций.

Виды конституций:

В соответствие с формой: писаные, неписанные и смешанные.

В соответствие с порядком принятия: дарованные, договорные, народные.

В соответствие со способом принятий: принятые законом, договором, на референдуме, ратифицированные.

В соответствие со способом изменения: жесткие, гибкие и комбинированные.

3.Понятие Конституции РФ.

Конституция РФ - это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма российского государства.

4. Юридические свойства Конституции РФ.

Юридические свойства Конституции РФ - это совокупность признаков, отличающих Конституцию РФ от иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.

Юридические свойства Конституции РФ:

Обладание высшей юридической силой.

Особый порядок принятия.

Закрепленность основополагающих для государства норм права.

Обладание повышенным механизмом охраны.

Особое юридическое содержание норм права.

5. Функции Конституции РФ.

Функции Конституции РФ - это направления деятельности Конституции РФ, их проявление и значение для общественно-правовой действительности РФ.

Виды функций Конституции РФ:

Учредительная функция, как гарант утвержденного в обществе общественно порядка.

Духовно-мировоззренческая.

Идеологическая.

Организаторская функция закрепляется конкретные общественные императивы принятые в общества.

Информационная.

Воспитательная.

Политическая функция закрепляет основные направления внешней и внутренней политики, утверждает «вектор» политического развития общества.

Другие функции.

6. Форма Конституции РФ.

Форма Конституции РФ - это объективное выражение Конституции РФ в общественно-правовой действительности.

Виды форм Конституции РФ:

Юридическая (писанный нормативный правовой акт высшей юридической силы, принятый в особом порядке и действующий на территории Российской Федерации).

Внутренняя (преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей).

Внешняя (особое название, деловой стиль изложения).

7. Понятие механизма защиты Конституции РФ.

Механизмы защиты Конституции РФ - это совокупность правовых средств, с помощью которых нормы права, закрепленные в Конституции РФ, обеспечиваются механизмом должного исполнения.

8. Элементы механизма защиты Конституции РФ.

Элементы механизма защиты Конституции РФ:

Субъекты механизма защиты (Президент РФ, Федеральное собрание, Конституционный суд РФ).

Объекты механизма защиты (Конституционно-правовые нормы, ФКЗ, ФЗ, иные нормативные правовые акты, отнесенные к отрасли конституционного права).

9. Формы защиты Конституции РФ.

Виды форм защиты Конституции РФ:

Гарантия защиты Конституции РФ со стороны Президента РФ (часть 2 статьи 80 Конституции РФ).

Прямой конституционный надзор (часть 2 статьи 85 Конституции РФ).

Косвенный конституционный надзор (часть 4 статьи 125 Конституции РФ).

Конституционный контроль (часть 2 статьи 125 Конституции РФ).

Особый порядок пересмотра и внесения поправок (статья 134,135,136,137 Конституции РФ).

Толкование конституционно-правовых норм (часть 5 статьи 125 Конституции РФ).

10. Понятие реализации Конституции РФ.

Реализация Конституции РФ - это деятельность по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

11. Элементы реализации Конституции РФ.

Элементы реализации Конституции РФ:

Субъекты реализации (Граждане, субъекты РФ, административно-территориальные образования, органы государственной власти РФ, элементы политической системы общества, лица находящиеся на территории РФ).

Объект реализации (Гражданское общество, государственные органы РФ, граждане, общественные объединения, общественные институты).

12. Формы и способы реализации Конституции РФ.

Формы реализации Конституции РФ - это способы действия субъектов реализации права, в рамках установленных конституционно-правовыми нормами.

Виды форм реализации Конституции РФ:

Соблюдение.

Исполнение.

Использование.

Применение.

Способы реализации Конституции РФ - это специфические методы деятельности по осуществлению конституционно-правовых норм и обеспечению действия конституционно-правовых институтов.

Виды способов реализации Конституции РФ:

Организационные:

Организация деятельности субъектов реализации.

Контроль над деятельностью субъектов реализации.

Координация деятельности субъектов реализации

Юридические:

Обязывание.

Дозволение.

Запрещение.

13. Порядок внесение поправок и пересмотр Конституции РФ.

В соответствие со статьей 134 выделяются следующие субъекты обладающие правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ:

Президент Российской Федерации.

Совет Федерации Федерального Собрания.

Государственная дума РФ.

Правительство РФ.

Законодательные органы субъектов РФ.

Группа численностью не менее 1/5 членов Совета Федерации Федерального Собрания.

Группа численностью не менее 1/5 депутатов Государственной думы РФ.

В соответствие со статьей 135 Конституции РФ изменения глав 1,2 и 9 Конституции РФ не допускается. В случае попытки пересмотра пересматривается вся Конституция. Если предложение по пересмотру глав 1,2 и 9 Конституции РФ поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной думы РФ, то созывается Конституционное собрание. Конституционное собрание может либо подтвердить неизменность Конституции РФ, либо разработать проект новой Конституции. Проект новой Конституции может быть принят либо 2/3 голосов от общего числа членов Конституционного собрания, либо 1/2 избирателей, при явке 1/2 от общего числа возможных избирателей на всенародном референдуме.

В соответствие со статьей 136 Конституции РФ изменение глав с 3-8 Конституции РФ принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной думы РФ. Далее изменения должны быть одобрены 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и в течение 14 дней изменения подлежат подписанию и обнародованию Президентов РФ. Однако изменения вступают в силу только тогда, когда будут одобрены 2/3 законодательных органов субъектов РФ.

7. Конституционное развитие российского государства:

- Конституционализм в дореволюционной России.

Зарождение реального конституционного строя в российском государстве относится к началу XX века. Именно тогда был принят важнейший документ, давший предпосылки переходу Российской Империи к такой форме правления, как конституционная монархия. Документом этим стал изданный 17 октября 1905 императором Российской Империи Николаем II манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Также были изданы Манифест «Об учреждении Государственной Думы», Закон «Об учреждении Государственной Демы»

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» провозгласил некоторые гражданские свободы, такие как:

Неприкосновенность личности.

Свобода совести.

Свобода собраний.

Свобода слова.

Свобода союзов и объединений.

В соответствие с принятым законодательством в качестве высшего законодательного органа учреждался парламент, который состоял из двух палат:

Государственного Совета

Государственной Думы

- Конституция РСФСР 1918 года.

Первая конституция советской России была принята 10 июля 1918 года V Всероссийским Съездом Советов. В соответствие со статьей 10 она провозглашала «принадлежность всей власти рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах».

Важнейшие принципы государственного устройства советской России в соответствие с Конституцией РСФСР 1918 года:

Провозглашение РСФСР республикой советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. (Часть 1 статьи 1 Конституции РФСФР 1918 года).

Установление светского характера власти (статья 13 Конституции РСФСР 1918).

Декларирование социалистической направленности государства (статья 10 Конституции РСФСР 1918 года).

Закрепление диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства (статья 9 Конституции РСФСР 1918 года).

Установление системы советов на всех уровнях (Раздел 3 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение советской России федеративным государством (часть 2 статьи 1 Конституции РСФСР 1918 года).

Ограничение прав некоторых категорий граждан («эксплуататорских классов»). (статья 7 Конституции РСФСР 1918 года).

Провозглашение широких гражданских прав и свобод граждан (14, 15 и другие статьи Конституции РСФСР 1918 года).

Структура Конституции РСФСР 1918 года:

I раздел - Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

II раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

III раздел - Конструкция Советской власти.

IV раздел - Избирательное право.

V раздел - Бюджетное право.

VI раздел - О гербе и флаге РСФСР.

Структура высших органов власти Советской России по Конституции РСФСР 1918 года:

Всероссийской съезд Советов - высший орган власти в РСФСР.

Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов (ВЦИК Советов) - является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между Всероссийскими съездами Советов.

Совет Народных Комиссаров - являлся высшим органом управления общей компетенции.

Советы депутатов различного уровня были высшими органами власти не местах.

- Конституция СССР 1922 года.

Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года II Всесоюзным Съездом Советов. Основной и важнейшей предпосылкой принятия Конституции СССР 1922 года было образование 30 декабря 1922 года Союза . Главной целью принятия Конституции СССР 1922 года было отразить изменения произошедшие после образования нового государства - СССР.

Важнейшие принципы государственного устройства СССР в соответствие с Конституцией СССР 1924 года:

Конституция закрепила образование СССР и незыблемость основ Советской власти.

Разграничила предметы введенья между СССР и союзными республиками (Глава 1 и 2 Конституции СССР 1924 года).

Установила новый порядок организации верховной власти и власти на местах (Глава 3, 4, 5 и другие Конституции СССР 1924 года).

Структура Конституции СССР 1924 года:

I раздел - Декларация об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

II раздел - Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

Глава 1 - О предметах ведения верховных органов власти Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 2 - О суверенных правах союзных республик и о союзном

гражданстве

Глава 3 - О съезде Советов Союза Советских Социалистических Республик

Глава 4 - О Центральном Исполнительном Комитете Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 5 - О Президиуме Центрального Исполнительного Комитета Союза

Советских Социалистических Республик

Глава 6 - О Совете Народных Комиссаров Союза Советских

Социалистических Республик

Глава 7 - О Верховном Суде Союза Советских Социалистических Республик

Глава 8 - О народных комиссариатах Союза Советских Социалистических

Республик

Глава 9 - Об Объединенном Государственном Политическом Управлении

Глава 10 - О союзных республиках

Глава 11 - О гербе, флаге и столице Союза Советских Социалистических

Республик

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1924 года:

Съезд Советов СССР - высший орган власти в СССР.

Центральный исполнительный комитет СССР (в составе Союзного Совета и Совета Национальностей) - являлся высшим органов власти в СССР в период между Съездами Советов. При ЦИК СССР образовывался Верховный Суд СССР и Прокурор Верховного Суда СССР.

Президиум ЦИК СССР - являлся высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти в период между сессиями ЦИК СССР.

Совет Народных Комисаров СССР - являлся исполнительным и распорядительным органов ЦИК СССР.

Советы депутатов различного уровня - высшие органы власти на местах.

- Конституция РСФСР 1925 года.

Конституция РСФСР 1925 года известна в двух редакциях, от 11 мая 1925 года и 18 ноября 1926 года, это связанно с тем, что Постановлением ЦИК СССР от 18 ноября 1926 года изменялись некоторые статьи Конституции РСФСР от 11 мая 1925 года. Принятие Конституцией 1925 года была связанно с необходимость закрепления правового статуса РСФСР как субъекта СССР.

Структура Конституции РСФСР 1925 года:

I раздел - Общие положения Конституции РСФСР.

II раздел - Предметы ведения Всероссийского Съезда Советов и ВЦИК.

III раздел - Устройство советской власти.

IV раздел - О выборах в Советы.

V раздел - О бюджетном праве.

VI раздел - О гербе, флаге и столице РСФСР.

- Конституция СССР 1936 года.

«Сталинская» Конституция была принята VIII Чрезвычайным Всесоюзным Съездом Советов 5 декабря 1936 года. Важнейшей причиной принятия Конституции СССР 1936 стало становление и укрепление социалистического строя в СССР, а также, победа И.Ф. Сталина во внутрипартийной борьбе.

Важнейшие принципы государственного устройства и изменения, которые закрепила Конституция СССР 1936 года:

Закрепление СССР как социалистического государства рабочих и крестьян (статья 1 Конституции СССР 1936 года).

Закрепление плановой экономики как основной системы хозяйства (статья 4 Конституции СССР 1936 года).

Увеличилось число союзных республик до 11 (статья 13 Конституции СССР 1936 года).

Провозглашение верховным органом власти Верховного Совета СССР (статья 30 Конституции СССР 1936 года).

Увеличение количества провозглашенных прав граждан (Глава X Конституции СССР 1936 года).

Установление всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании (статья 134 Конституции СССР 1936 года).

Фактическое закрепление однопартийной политической системы.

Структура Конституции СССР 1936 года:

Глава 1 - общественное устройство

Глава 2 - государственное устройство

Глава 3 - высшие органы государственной власти союза советских

социалистических республик

Глава 4 - высшие органы государственной власти союзных республик

Глава 5 - органы государственного управления союза советских

социалистических республик

Глава 6 - органы государственного управления союзных республик

Глава 7 - высшие органы государственной власти автономных

советских социалистических республик

Глава 8 - местные органы государственной власти

Глава 9 - суд и прокуратура

Глава 10 - основные права и обязанности граждан

Глава 11 - избирательная система

Глава 12 - герб, флаг, столица

Глава 13 - порядок изменения конституции

Структура высших органов власти по Конституции СССР 1936 года:

Высший орган власти СССР - Верховный Совет, в составе Совета Союза и Совета Национальностей (полномочия указанны в статье 14 Конституции СССР 1936 года).

Президиум Верховного Совета СССР (полномочия указанны в статье 49 Конституции СССР 1936 года).

Совет Министров СССР.

- Конституция РСФСР 1937 года.

Конституция РСФСР 1937 года была принята XVII Всероссийским Съездом Советов 21 января 1937 года. Принятие было обусловлено изменениями конституционного законодательства, вследствие принятия Конституции СССР 1936 года. Конституция РСФСР 1937 года состояла из 14 глав и 151 статьи.

Структура Конституции РСФСР 1937 года:

Глава 1 - Общественное устройство.

Глава 2 - Государственное устройство.

Глава 3 - Высшие органы государственной власти Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 4 - Органы государственного управления Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 5 - Высшие органы государственной власти Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 6 - Органы государственного управления Автономных Советских Социалистических Республик.

Глава 7 - Органы государственной власти автономных областей.

Глава 8 - Местные органы государственной власти.

Глава 9 - Бюджет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Глава 10 - Суд и прокуратура.

Глава 11 - Основные права и обязанности граждан.

Глава 12 - Избирательная система.

Глава 13 - Герб, флаг, столица.

Глава 14 - Порядок изменения Конституции.

- Конституция СССР 1977 года.

Конституция СССР 1977 года была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 года. Важнейшей причиной принятия Конституции стала победа «развитого социализма». Конституция закрепляла однопартийную политическую систему, получило историческое наименование - «Конституция развитого социализма». Конституция СССР 1977 года действовала до декабря 1993. Конституция СССР 1977 года состояла из 21 главы и 174 статей.

Конституции СССР 1977 года присущи следующие особенности:

Отход от принципа диктатуры пролетариата и провозглашение СССР общенародным государством (статья 1 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление принципа демократического централизма (статья 3 Конституции СССР 1977 года).

Закрепление однопартийной политической системы (статья 6 Конституции СССР 1977 года).

Структура Конституции СССР 1977 года:

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

Глава 1 - Политическая система

Глава 2 - Экономическая система

Глава 3 - Социальное развитие и культура

Глава 4 - Внешняя политика

Глава 5 - Защита социалистического Отечества

Глава 6 - Гражданство СССР. Равноправие граждан

Глава 7 - Основные права, свободы и обязанности граждан СССР

Глава 8 - СССР - союзное государство

Глава 9 - Союзная Советская Социалистическая Республика

Глава 10 - Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 11 - Автономная область и автономный округ

Глава 12 - Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 13 - Избирательная система

Глава 14 - Народный депутат

Глава 15 - Верховный Совет СССР

Глава 16 - Совет Министров СССР

Глава 17 - Высшие органы государственной власти и управления союзной

республики

Глава 18 - Высшие органы государственной власти и управления

автономной республики

Глава 19 - Местные органы государственной власти и управления

ПРАВОСУДИЕ, АРБИТРАЖ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР

Глава 20 - Суд и арбитраж

Глава 21 - Прокуратура

ГЕРБ, ФЛАГ, ГИМН И СТОЛИЦА СССР

ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ СССР И ПОРЯДОК ЕЕ ИЗМЕНЕНИЯ

- Конституция РСФСР 1978 года.

Конституция РСФСР 1978 года была принята Верховным Советом СССР 12 апреля 1978 года. Конституция была принята в связи с принятием Конституции СССР 1977 года. Конституция РСФСР 1978 года содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей.

Структура Конституции РСФСР 1978 года:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР

Глава 1. Политическая система

Глава 2. Экономическая система

Глава 3. Социальное развитие и культура

Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества

II. Государство и личность

Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан

Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР

III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР

Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР

Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика

Глава 9. Автономная область и автономный округ

IV. Советы Народных Депутатов РСФСР и порядок их избрания

Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов

Глава 11. Избирательная система

Глава 12. Народный депутат

V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР

Глава 13. Верховный Совет РСФСР

Глава 14. Совет Министров РСФСР

VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики

Глава 15. Верховный Совет автономной республики

Глава 16. Совет Министров автономной республики

VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР

Глава 17. Местные Советы народных депутатов

Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов

VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР

Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР

Глава 20. Государственный бюджет РСФСР

IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор

Глава 21. Суд и арбитраж

Глава 22. Прокуратура

X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР

XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения

- Конституция Российской Федерации 1993 года.

Конституция РФ была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 и вступила в силу 25 декабря 1993 года.

Структура Конституции РФ 1993 года:

Преамбула

Раздел первый

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Структура Конституции это ее внутреннее строение, подразделение (рубрикация) на части, разделы, главы, статьи, пункты, внутренняя согласованность составных частей, последовательность их расположения.

Структура конституции включает преамбулу, основную часть, представленную разделами и главами, и заключительные и переходные положения. Иногда структурой конституции охватываются и приложения.

Действующая Конституция РФ по своей структуре приближена к европейским конституциям, состоит из Преамбулы, Основной части, представленной 137 статьями, объединенными в первом разделе, состоящем из 9 глав, а также в «Заключительных и переходных положениях», являющихся вторым разделом.

Структура Конституции, логическая взаимосвязь ее основных частей обусловлены пределами конституционного регулирования, господствующей в стране конституционной доктриной.

В Преамбуле российской Конституции определяются цели и задачи государства, к которым отнесены: утверждение прав и свобод человека, утверждение гражданского мира и согласия в РФ, сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности России, утверждение незыблемости демократических основ Российского государства, обеспечение благополучия и процветания России. Положения Преамбулы носят торжественно-декларативный характер, так или иначе пронизывают все статьи Основного Закона страны, в конечном счете определяют его смысл и значение.

Несмотря на своеобразие юридических конструкций (в юридическом понимании положения Преамбулы не представляют собой конституционных норм и принципов), Преамбула имеет важное юридическое значение.

Положения Преамбулы:

Служат ориентиром для законодательной и исполнительной властей, отправления правосудия;

Закрепляют общие обязательства государства перед гражданами;

Имеют отправное значение для судебного толкования Конституции, в частности толкования Конституционным Судом РФ ряда принципов федерального устройства;

Преамбула важна для отыскания права в случае обнаружения пробелов и противоречий в Конституции, а также при необходимости изменить или дополнить Конституцию, т.е. внести в нее поправки, при реализации конституционных споров и др. .

Первая глава Конституции РФ «Основы конституционного строя» состоит из 16 статей, которые закрепляют исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни российского общества, определяют сущность государства, правовое положение человека и гражданина, принципы социальных и экономических отношений, основы политической системы общества, взаимоотношений государства и религии. Основы конституционного строя составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции РФ, всей системы действующего законодательства. Нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ, обладают наивысшей юридической силой по отношению к иным ее положениям. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции этим нормам, т.е. ст. 1-15, должны соответствовать все иные положения Конституции.

Закрепление в Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью общества, определило конкретизацию основных прав и свобод человека и гражданина, их гарантий в главе 2 Конституции.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» содержит 48 статей, в которых закрепляются: принципы правового положения человека и гражданина в России; принципы гражданства в России; система гражданских (личных), политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные (конституционные) обязанности человека и гражданина.

Помещение вслед за главой о правах и свободах человека и гражданина главы о федеративном устройстве - свидетельство особой значимости для России конституционного урегулирования федеративных отношений, определение взаимоотношения Федерации и ее субъектов, разграничения предметов и сфер их ведения и полномочий, закрепление конституционных механизмов разрешения споров о компетенции.

Глава 3 «Федеративное устройство» содержит 15 статей, развивающих важнейшие положения, закрепленные в главе 1 «Основы конституционного строя», в частности в ст. 1, 4, 5 Конституции РФ. Нормы данной главы характеризируют: полный исчерпывающий перечень наименований субъектов Российской Федерации, конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов, взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации.

Главы 4-8 закрепляют организацию государственной власти и местного самоуправления в РФ.

Глава 4 «Президент Российской Федерации» состоит из 14 статей, которые закрепляют: статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность Президента РФ; полномочия Президента РФ, основания их досрочного прекращения; порядок отрешения Президента РФ от должности.

Глава 5 «Федеральное Собрание» отражает основы организации и деятельности парламента Российской Федерации и включает в себя 11 статей, которые закрепляют:

Статус Федерального Собрания - парламента как представительного и законодательного органа Российской Федерации;

Порядок формирования Федерального Собрания и его структуру;

Компетенцию Совета Федерации - верхней палаты парламента и Государственной Думы - нижней палаты парламента;

Нормы о законодательном процессе в Российской Федерации.

Глава 6 «Правительство Российской Федерации» состоит из 8 статей, регулирующих деятельность Правительства, возглавляющего исполнительную власть в Российской Федерации. В частности, в главе 6 закреплены: порядок формирования, структура Правительства; компетенция Правительства; порядок отставки, выражения недоверия Правительству.

В главе 7 «Судебная власть» содержится 12 статей, характеризующих понятие судебной власти в РФ. В главе определены: судебная система в России; статус судей, принципы судопроизводства; порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации, Прокуратуры РФ.

Глава 8 «Местное самоуправление» конкретизирует положение ст. 12 Конституции РФ и закрепляет: систему местного самоуправления в Российской Федерации; функции местного самоуправления в Российской Федерации; гарантии местного самоуправления.

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» содержит нормы, определяющие порядок изменения и дополнения действующей Конституции и ее пересмотра, т.е. принятия новой Конституции РФ.

Заключительные и переходные положения Конституции предусматривают порядок изменения и пересмотра ее положений, а также содержат нормы, указывающие на некоторые временные изъятия из действий отдельных положений первого раздела Конституции. Заключительные и переходные положения Конституции РФ представляют ее второй раздел, который состоит из 9 пунктов (частей) .

3. Социальные и юридические свойства Конституции РФ

Каждая конституция как самостоятельное явление социальной и правовой действительности характеризуется совокупностью основных черт и юридических свойств. Это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции.

Совокупность главных черт, которые характеризуют социальную и юридическую природу Основного Закона, его качественное своеобразие в правовой системе страны. Конституцию характеризуют социальные и юридические свойства.

Конституции присущ итоговый характер предписаний. Как итоговый документ конституция закрепляет достигнутый уровень развития общественных отношений, сложившихся к моменту её принятия. Каждая новая конституция выступает юридическим отражением хода исторического развития общества и государства. Содержание конституции обусловлено социально-экономическими и общественно-политическими процессами, она является правовой формой закрепления общественного прогресса, социальных завоеваний народа, революционного или эволюционного развития общества.

Будущее коренится в прошлом и настоящем. Закрепляя итоги пройденного пути, конституция вместе с тем содержит программные положения, определяет тенденции, основные направления и цели социального прогресса. Вот почему её присущ прогностический характер, такая черта как перспективность. Программные положения включаются как правило в преамбулу, а цели и задачи, определяющие направления и развития в области экономики, политике, социального прогресса, национальных отношений, культуру и других, получают выражение в главе об основах конституционного строя.

Конституция призвана обеспечить опережающее воздействие на общественные процессы, стимулировать социальную активность и правомерное поведение субъектов права.

Конституция гарантирована государством. Важнейшим условием реальности Конституции являются стабильный конституционный строй, развивающаяся экономика, авторитет институтов власти, режим законности и правопорядка, прямое действие конституционных норм. Граждане могут обратиться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на конкретные статьи конституции. Считается, что Конституция 1993 года приближена к действительности ближе, чем предшествующие ей.

Одним из юридических свойств конституции является её верховенство в правовой системе. Верховенство конституции служит проявлением доктрины господства права и означает её приоритетное положение в системе законодательства. Верховенство Конституции обеспечивается:

1) особым порядком её принятия и изменения;

2) приданием конституционным предписаниям высшей юридической силы;

3) созданием специального органа охраны конституционной законности (конституционным судопроизводством).

За соблюдение конституционных предписаний и обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных конституционных законов, законодательных актов субъектов РФ отвечают федеральные органы - Президент и Конституционный Суд РФ.

Конституция - акт долговременного действия. Стабильность проявляется во взаимодействии с субъектами права, в постоянном, целенаправленном воздействии на общественные отношения, составляющие объект конституционного регулирования, на правосознание граждан.

Социальные свойства выражают социальную природу и социальное значение Конституции в правовой системе. В совокупности социальные свойства представляют:

Реальность Конституции - ее реализуемость и способность оказывать влияние на достижение тех целей, ради которых Конституция была принята;

Программность (перспективность Конституции) - свойство Конституции, выраженное в нормах, которые определяют перспективы и цели развития общества и государства (к числу таких норм относятся положения Конституции РФ, в которых закреплены правовой и социальный характер российского государства);

Легитимность Конституции - ее официальное удостоверение (признание) в обществе. Легитимность Конституции определяется многими слагаемыми: легальностью принятия Конституции; способами ее разработки;

Политической обстановкой в стране, возможностью различных политических сил влиять на ход и характер разработки, принятия и изменения Конституции;

Уровнем политической и правовой культуры населения и др.

Считается, что участие 54,8% зарегистрированных избирателей (58 млн 187 тыс. 755 человек) в референдуме 12 декабря 1993 г., из числа которых 58,4% (или 32 млн 937 тыс. 630 избирателей) высказались за Конституцию РФ, дает основание считать действующую Конституцию РФ легитимной .

Юридические свойства Конституции - это совокупность юридических характеристик, отображающих особенности принятия Основного Закона, его строение, механизм реализации и правовой охраны, а также определяющих его место в правовой системе страны. К юридическим свойствам относятся: верховенство Конституции, ее прямое действие, признание Конституции базой текущего законодательства, особая правовая охрана Конституции, особый порядок ее изменения и пересмотра, стабильность Конституции.

Верховенство Конституции указывает на господствующее (верховенствующее) положение ее норм во всей национальной системе права, характеризует ее высшую юридическую силу, прямое действие и применимость без каких-либо изъятий на всей территории РФ. Верховенство федеральной Конституции означает также, что принимаемые в РФ законы и иные правовые акты не должны ей противоречить. В случае такого противоречия эти акты считаются неконституционными, т.е. недействительными. Верховенство федеральной Конституции обеспечивается единством государственной власти и государственной целостностью РФ.

Стабильность Конституции - это неизменность основных положений Конституции при не изменяющихся социально-политических условиях общества. Стабильность Конституции является одним из главных условий стабильности конституционного строя, устойчивости всей системы и организации государственной власти, ее предсказуемости, а также устойчивости всей правовой системы. Стабильность Конституции определяется социально-политическими и экономическими факторами (стабильностью регулируемых Конституцией отношений, стабильностью политической и социальной ситуации и др.), а также обеспечивается действием специальных юридических механизмов, в частности существующим порядком изменения и пересмотра Конституции.

В зависимости от того, каков порядок изменения и пересмотра основного закона, все конституции подразделяются на две группы:

1) гибкие, порядок изменения которых аналогичен обычным законам;

2) жесткие, порядок изменения которых существенно усложнен в сравнении с обычными законами.

К числу жестких конституций относится и российская. Со времени ее принятия ни одно из конституционных положений не подвергнуто изменению или дополнению.

Конституция - это база развития текущего законодательства - такова юридическая характеристика Конституции, которая выражает ее способность оказывать присущими ей способами воздействие на формирование системы законодательства, развитие национальной правовой системы.

Значение Конституции для развития национального законодательства проявляется в следующем: Конституция определяет главные цели правового регулирования, указывает на те отношения, которые требуют законодательной регламентации. Конституция РФ содержит прямое указание на необходимость принятия федеральных конституционных законов (этому посвящены 12 ее положений) и федеральных законов (около 100 статей содержат подобные отсылки).

Указанные положения Конституции обязывают Федеральное Собрание принять соответствующие законы. Влияние Конституции на развитие законодательства выражено и в том, что она устанавливает правотворческую компетенцию федеральных органов и органов государственной власти субъектов РФ; определяет официально признанную классификацию нормативных актов и их иерархию и др.

Прямое (непосредственное) действие Конституции - свойство конституционных норм оказывать без относительных конкретизирующих их актов непосредственное регулирующее воздействие на всех, кому данные нормы адресованы, а также возможность граждан требовать защиты (обеспечения) своих прав, ссылаясь только на конституционные положения. Прямое действие Конституции, предусмотренное в ч. 1 ст. 15, а также в ст. 18 Конституции РФ, означает, что она действует на всей территории страны и не требует имплементации в законодательстве субъектов Федерации. Ее положения обязательны для всех без исключения органов, должностных лиц и граждан.

Отсутствие конкретизирующих Конституцию РФ актов означает не невозможность применения ее положений, а лишь указывает на своеобразие их применения, связанного с использованием специфических правовых средств (к примеру, принятие судом решения на основе общего положения Конституции, если это необходимо для обеспечения прав и свобод граждан).

Для обеспечения прямого действия Конституции важное значение имеет позиция Верховного Суда РФ по этому вопросу. Верховный Суд РФ постановил, что при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта и во всех необходимых случаях суд должен применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия .

Суд, согласно такому разъяснению, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) если закрепленные нормой Конституции положения, исходя из смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) если суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории РФ до вступления в силу Конституции РФ, противоречит ей;

в) если суд придет к убеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции РФ, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) если закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом РФ по предметам совместного ведения России и ее субъектов, противоречит Конституции РФ, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

Заключение

Исходя из написанной работы, можно сделать следующие основные выводы.

1. Конституция - основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представителей органов власти, избирательную систему, права и обязанности граждан. Конституция -- основа всего законодательства государств.

2. Практика подтверждает, что Конституция «работает», выполняет предназначенные ей функции в развитии Российского государства. Теоретические схватки, сопровождавшие ее подготовку и принятие, ушли в прошлое, стали достоянием истории. Они не могут умалить значения ее исходных положений и общественную силу ее норм. Но столь же очевидно, что потенциал Конституции, ее опорная роль в утверждении правового государства будут раскрыты при условии, что в ее реализации, ее защите примут самое активное участие не только государство в виде системы органов, но и все общество, миллионы и миллионы людей. Действенность Конституции во многом зависит от того, насколько она усвоена, признана и поддерживается самыми широкими слоями многонационального российского народа, не только властными структурами, но и рядовыми гражданами.

3. Основные черты и юридические свойства Конституции - это такие сущностные проявления конституции, которые выражают индивидуальность, качественное своеобразие высшего закона государства. В них раскрывается правовая природа конституции. Основными чертами Конституции Российской Федерации 1993 года являются:

1. Легитимность,

2. Итоговый характер предписаний,

3. Перспективность,

4. Преемственность,

5. Реальность,

6. Верховенство,

7. Стабильность,

8. Фундамент системы права.

4. С успехами мировой цивилизации, особенно с повышением культуры и ростом знаний людей, усложнением процессов организации производства, появлением все более совершенных технологий, систем информации, ростом требований к управлению, идеи свободы личности, первичности прав человека приобретают еще более важное значение. Уважение к человеку, признание его достоинства, самоценности свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой успешного развития общества. И такой подход, тесно взаимосвязанный с повышением ответственности человека, обеспечивает сочетание общественной дисциплины и автономии личности, существование демократического эффективного и рационального государства. Свободный человек -- и это аксиома развития -- всегда дает обществу больше, чем несвободный, как бы оба понятия ни трансформировались с изменением конкретно-исторических условий.

5. Для России, устремленной ныне к высшим человеческим ценностям, идея свободы личности стала неотъемлемой частью ее конституционной концепции. Основной закон страны принят и действует не столько ради оформления новой государственности, включая принцип разделения властей современное прочтение федерализма, развитие местного самоуправления, а, прежде всего, для закрепления фундамента статуса человека и гражданина.

Само государство организуется и действует таким образом, чтобы человек был не простым винтиком в государственной организации, а воистину высшей ценностью, целью всех общественных преобразований. Только государство, основанное на объединении свободных граждан, может добиться успеха в преодолении трагического наследия прошлого, социальных болезней.

6. Конституция - это Основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества Конституции обусловлены двумя обстоятельствами. Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности.

Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать Конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

7. Роль Конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее функции:

1. политическую,

2. правовую,

3. гуманистическую.

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность, оказывающую мощное воздействие на общественные отношения. Являясь концентрированным политическим выражением состояния общества, уровня его развития, конституция регулирует основополагающие сферы его жизнедеятельности. Это и находит свое воплощение в ее характерных чертах.

Список использованных источников



Просмотров