Обществознание тест 3 права и обязанности граждан. Задача: Зарегистрируют брак в этой ситуации или нет

Презентация по обществознанию Права и обязанности граждан для 7 класса. Автор не я, нашла на просторах Инета. Очень понравилось содержание. А вот тест составила сама, навеялся этой презентацией. Хорошее закрепление материала.

Просмотр содержимого документа
«Права и обязанности граждан ТЕСТ»

Права и обязанности граждан

1 вариант

    Заполните пропуски

Права человека

Гражданские права Политические права Культурные права Социально-экономические права

Право на:

участие в культурной жизни страны

доступ к культурным ценностям

творчество

Право на:

Право на:

Право на:

    Какой закон в РФ является главным? Когда он был принят?

    Какие обязанности есть у граждан РФ?

    Какие права появляются у подростков при исполнении 14 лет?

    Соотнесите:

1. Владение собственностью

2. Уплата налогов

3. Служба в армии

В. Обязанности

4. Получение образования

5. Охрана природы

6. Свобода мысли и слова

Права и обязанности граждан

2 вариант

    Продолжите записи:

Права человека

всеобщий характер неотчуждаемый характер неделимый характер

Они принадлежат…

Все люди рождаются…

Каждый …

    Назовите международные документы о правах человека, даты их подписания.

    Кто и как обеспечивает права гражданина?

    Какие права есть у подростков до 14 лет?

    Соотнесите:

1. Распоряжение собственностью

2. Уплата сборов

3. Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

В. Обязанности

4. Совершать сделки

5. Посещать музеи

6. Соблюдать Конституцию РФ

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН (ДВА УРОКА)

Цель: формирование знаний о правах, их характере, группах, об обязанностях граждан; знакомство с основными документами по правам человека.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. - М.: Просвещение, 2013.
  2. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М.: Просвещение, 2015.
  3. Презентация на тему «Права и обязанности граждан».
  4. Конституция РФ.
  5. Всеобщая декларация прав человека.
  6. Конвенция ООН о правах ребёнка.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое правило, какова роль правил в жизни человека, общества?
  2. Перечислите виды социальных норм.
  3. Что такое привычка? В чем разница между привычкой и обычаем?
  4. Как называются внешние формы поведения человека?
  5. Что такое санкции? Приведите примеры.
  6. Зачем в обществе существуют правила этикета?

Проверка письменного выполнения задания 8 из рабочей тетради. Объяснить смысл высказывания итальянского писателя А.Мандзони: «Действовать без правил - самое трудное и самое утомительное занятие». Обсуждение.

СЛАЙД 1. Притча «Гвоздь воспитания»

«Единственный сын отбился от рук. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее. Вкопал столб против дома, и после каждого проступка сына вбивал гвоздь. Прошло некоторое время и на столбе не осталось живого места. Он был утыкан гвоздями. Эта картина поразила воображение подростка. Тогда за каждый положительный поступок отец стал доставать гвозди из столба. И вот когда их не осталось, мальчик заплакал.

Что же ты плачешь? - спросил отец - Ведь на столбе не осталось и гвоздя.

Гвоздей нет, а дырки остались - ответил сын».

Вопросы: 1. Как вы думаете, что символизируют столб и гвозди?

2. Почему подросток заплакал?

Тест (КИМ. Обществознание. 7 класс). Взаимопроверка.

Вариант 1

А 1. Установленный порядок совершения чего-либо, тесно переплетающийся с особыми действиями, исполняемыми специальными людьми в строгой последовательности:

1.Привычка 2. Ритуал 3. Образ 4. Церемония

А 2. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

1. Образ жизни и действия

2. Традиционно установившиеся правила поведения

3.установленные государством общеобязательные правила

4. Внешние формы поведения человека

А. Социальные нормы разрабатываются только государственными учреждениями.

Б. В социальных нормах прописаны правила поведения на все случаи жизни.

А 4. Верно ли, что:

А. Правила этикета складывались веками.

Б. Правила этикета остаются неизменными в течение всей истории человечества.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

Вариант 2

А 1. Основание для действия в данных случаях, известных обстоятельствах:

1. Поведение 2. Правила 3. Общение 4. Действия

А 2. Что из перечисленного обеспечивается привычками и обычаями?

1. Закон 2. Постановление 3. Этикет 4. Указ

А 3. Верны ли суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы служат эталоном поведения человека в обществе.

Б. все социальные нормы обеспечиваются силой государства.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Манеры - это формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

Б. Знание манер не означает высокого уровня воспитанности.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Установите соответствие между этапами конфликта и их примерами. К каждой позиции, данной в первом столбике, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

3.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

«Как мне не плакать, была у меня избушка лубяная, а у лисы — ледяная. Ее избушка растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки — то и выгнала». Кто сказал эти слова. Попробуйте описать ситуацию юридическим языком (нарушено право на неприкосновенность жилища).

«Селезень любил серьезные рассуждения, причем оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех. Утка давно к этому привыкла, а сейчас волновалась по совершенно особенному случаю.
- Какой ты отец? - накинулась она на мужа. - Отцы заботятся о детях, а тебе - хоть трава не расти!..» (С
казка Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Родители обязаны заботиться о детях.

Учитель: А теперь мы можем определить тему урока (запись темы в тетрадях, СЛАЙД 2.). Какие вопросы вы предложите для изучения и обсуждения? (ответы учащихся)

Вопрос: Какие права человека и гражданина ты знаешь?

«Обсудим вместе» (учебник, стр. 16). В Конституции РФ записано: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Дополнительные сведения: Конституция - основной закон страны. Неотчуждаемый - не могущий быть отчужден, удален, устранен, передан в чужие руки, в иное владение.

4.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Объяснить самостоятельно понятия: права, обязанности (рабочая тетрадь, зад.1). Учащиеся читают варианты ответов, затем на СЛАЙДЕ 3 читают определения. Права человека - равные возможности людей удовлетворять свои основные потребности. Обязанности - безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям.

Итак, у человека и гражданина есть права и обязанности. Они закреплены в законах. Вспомните первые письменные законы в истории человечества и нашей страны (СЛАЙД 4, после ответов учащихся - клик).

Каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равными правам другого человека. СЛАЙД 5. В XVII в. английский философ Джон Локк (1632 - 1704) так сформулировал идею естественного происхождения прав человека: «Человек рождается, имея право на полную свободу и неограниченное пользование всеми правами и привилегиями естественного закона в такой же мере, как всякий другой человек или любые другие в мире…»

Задание 3 в рабочей тетради. СЛАЙД 6. В 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о Правах ребёнка. Она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Назовите группы прав, согласно схеме. Эти же группы прав, выделяют и в отношении взрослых людей. В учебнике найдите группы прав, познакомьтесь с этими группами (в пункте 1). Запишите в тетрадь список групп.

Выполним первую часть задания вместе (при необходимости с комментариями (гражданские - 1,2,4,5,9, политические - 7,6,8, экономические - 13, культурные - 3, социальные - 10,11,12). А на вопросы 1 и 2 ответить письменно самостоятельно (проверка).

Работа с учебником. Рубрика «Путешествие в прошлое». Вывод: права человека необходимо зафиксировать в документах и гарантировать их выполнение. На международном уровне такой документ был разработан (СЛАЙД 7). Всеобщая Декларация прав человека - рекомендованный для всех стран-членов ООН документ, принятый на сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года. Текст Декларации является первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди. Возьмите распечатанный текст Декларации, прочтём заключительный абзац преамбулы. Вопрос: какими мерами государства стремятся утверждать и охранять права человека? Сколько статей в Декларации?

Прочтите статью 1. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Это главный принцип, но не единственный. Определим остальные принципы и запишем их в тетрадях (работа с учебником):

  1. Всеобщий характер: все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах. ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР.
  2. Неотчуждаемый характер: неотделимы от самого человека. (Они принадлежат всем людям именно потому, что они - люди, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать). ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР.
  3. Неделимый характер: каждый человек обладает всей совокупностью прав. (Нельзя пользоваться одними правами и быть лишёнными других). ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕР.

Выполнить задание 6 в рабочей тетради.

СЛАЙД 8. Декларация является частью Международного билля о правах человека, наравне с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах. В России разработано собственное законодательство, соответствующее международным нормам (СЛАЙД 9). Выполнить задание 1 учебника из рубрики «В классе и дома». Обсуждение.

Работа с текстом Конституции РФ. Ст. 2, 6, 17, 19, 45, 46.

Но мало иметь хорошие законы, нужно гарантировать их соблюдение и защиту прав человека. Каким образом? Отчасти ответ мы уже дали, познакомившись со ст.45,46 Конституции. Кроме того, каждый из нас должен уважать права других людей.

Мы уже говорили о том, почему права ребёнка провозглашены в отдельном документе - Конвенции. Есть и особые люди, отвечающие за соблюдение прав ребёнка в России, в каждом субъекте РФ (СЛАЙД 10).

Правовой статус человека с возрастом меняется. Обратимся к рубрике «Учимся пользоваться своими правами» . Прочтите и выполните задание 7 в рабочей тетради.

Решение правовых задач с использованием текста Конституции (СЛАЙД 11.)

А теперь поговорим об обязанностях человека и гражданина. Обратимся к Конституции и кратко запишем в тетради список обязанностей граждан РФ. Читаем вслух, кратко записываем ст.15, 38, 43, 44, 57, 58, 59.

5.ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Тест по теме «Права и обязанности граждан», распечатанный на партах (СЛАЙД 12).

1. Что из перечисленного наиболее точно характеризует понятие «закон»?

  1. Образ жизни и действий
  2. традиционно установившиеся правила поведения
  3. установленные государством общеобязательные правила
  4. Внешние формы поведения человека

2. Права, которые обеспечивают возможность участия в управлении страной

1) экономические 2) культурные 3) политические 4) социальные

3. Основной закон нашего государства, в котором указаны права и обязанности граждан

4. Укажите вид прав. Право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство это _________________________________________

5.

Каждый человек обладает всей совокупностью прав, нельзя пользоваться одними правами и быть лишённым других, это значит, что права человека носят ______________ характер

6. Права, обеспечивающие духовное развитие личности, это

1) Культурные 2) гражданские 3) экономические 4) политические

7. Обеспечивает соблюдение и гарантирует права человека

1) Родители 2) государство 3) политическая партия 4) сам человек

8. Укажите вид прав

Права, обеспечивающие возможность участия учиться, получать медицинскую помощь________.

9. Укажите характер прав человека

Независимо от расы, пола, вероисповедания, политических или иных взглядов, происхождения каждый имеет одинаковые права, это значит, что права человека носят _____________характер.

6.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Домашнее задание: параграф 2, в.1-5, задание 2 «В классе и дома», учить записи в тетрадях.

Проверочный тест по теме: «Права и обязанности гражданина России» за I полугодие в 9 классе по обществознанию.

    Конституция - это…

А) указ президента

Б) основной закон государства

В) правила поведения

    Когда отмечается день Конституции?

    Трудовое право – это…

А) правоотношения, регулирующиеся Семейным кодексом РФ.

Б) отрасль права, которая регулирует процесс трудовой деятельности, возникающие трудовые отношения

В) отрасль права, в которой определяется, какие деяния являются преступлениями

    С какого возраста закон разрешает приступать к трудовой деятельности :

А) с 16 лет

Б) с 20 лет

В) с 18 лет

5. Что является основным документом о трудовой деятельности?

А) паспорт

Б) трудовая книжка

В) документ об образовании

6. Задача: Законны ли условия, выдвинутые в объявлении на работу? С каким пунктом вы не согласны? (подчеркните)

Пол-мужской

Возраст- не старше 30-40 лет

Образование высшее

Национальность –русская

Не принадлежащие к каким –либо партиям

7. Где закреплены имущественные права несовершеннолетних?

А) в домовой книге

Б) в Семейном, Гражданском кодексе РФ

В) в Конституции РФ

    Задача: Является ли эта сделка правомочной?

Алексею (11 лет) родители купили компьютер. Он решил поменяться со своим другом Сергеем(14 лет) у которого был спортивный велосипед, подаренный ему на день рождения.

    Задача: Имел ли юридическое право Николай на подобную сделку?

Николай (14 лет) увлекается фотографией. Он работал все лето и на заработанные деньги купил цифровой фотоаппарат. Спустя полгода он меняет его на старый пленочный аппарат, который валялся без дела на чердаке у одноклассника.

10.Брачный возраст в РФ:

    Заключение брака не допускается между:

А) лицами, состоящими в другом браке.

Б) лицами по добровольному согласию

В) близкими родственниками

Г) усыновителями и усыновленными

    Задача: Зарегистрируют брак в этой ситуации или нет?

Моряк находившийся в длительном плавании, узнал из телеграммы от своей возлюбленной, что у них будет ребенок. Одновременно она просила ответить, согласен ли он на заключение брака. Он ответил телеграммой, что согласен. Собрав, необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс, и объяснив ситуацию, просила брак зарегистрировать

    Кто обязан обеспечить получение детьми основного общего образования?

Тест по теме: Права и обязанности граждан

Вариант 1

А 1. Какие права не закреплены в международных документах?

  1. Гражданские 2. Социальные 3. Культурные 4. Партийные

А 2. Что означает принцип неделимости прав человека?

  1. Каждый человек обладает всей совокупностью прав
  2. Для каждого человека существуют свои права
  3. Запрет передавать свои права другому человеку
  4. Право человека самому определять свои права и обязанности

А 3. Верны ли суждения о правах человека:

А. Права человека не имеют границ.

Б. Права человека закрепляют его автономность по отношению к государству.

А 4. Верны ли суждения об обязанностях:

А. В Конституции РФ воспитание детей рассматривается как право и обязанность родителей.

Б. Обязанности подлежат безусловному выполнению

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие

«документ». Укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Декларация 2. Пакт 3. Конституция 4. Конфликт 5. Конвенция 6. Удостоверение

С 1. Что такое закон? Приведите примеры сборников законов в истории России.

Вариант 2

А 1. Основной, главный закон страны:

  1. Великая хартия вольностей 2. Декларация 3. Конституция 4. Конвенция

А 2. Утверждение, что все люди рождаются свободными и равными в своих правах, подчеркивает характер

Прав человека как:

  1. Равный 2. Неотчуждаемый 3. Всеобщий 4. Неделимый

А 3. Верны ли суждения оправах человека:

А. Гражданские права могут быть названы исходными.

Б. Права граждан России закреплены во всеобщей декларации прав человека.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

А 4. Верно ли, что:

А. Благодаря закреплению прав человека они обретают границы дозволенного.

Б. Чем старше человек, тем больше у него прав.

1.Верно только А 2.Верно только Б 3.Верны оба суждения 4.Оба суждения неверны

В 1. Что из приведенного ниже списка характеризует права человека?

Тест по теме «Права и обязанности человека и гражданина» ПРАВА 1. Что из перечисленного ниже относится к политическим правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) обращение в органы государственной власти 2) доступ к государственной службе 3) защита Отечества 4) участие в управлении делами государства 5) получение квалифицированной юридической помощи 6) проведение собраний, митингов и демонстрации, шествий и пикетирований 2. Найдите в списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) свобода совести и вероисповедания 2) право на защиту чести и доброго имени 3) право на отдых 4) право на неприкосновенность жилища 5) свобода предпринимательской деятельности 6) свобода труда 3. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право участвовать в управлении делами государства 2) право на свободу и личную неприкосновенность 3) право на личную и семейную тайну 4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства 5) право участвовать в отправлении правосудия 6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду 4. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам (свободам) гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право на неприкосновенность частной жизни 2) право на защиту деловой репутации 3) право на социальное обеспечение по возрасту 4) свобода мысли, слова 5) право на жилище 6) право на отдых 5. Что из приведённого ниже относится к социально-экономическим правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право на частную собственность 2) свобода предпринимательской деятельности 3) право на защиту чести и доброго имени 4) право на жизнь 5) свобода совести, мысли, слова 6) право на охрану здоровья и медицинскую помощь 6. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право участвовать в управлении делами государства 2) право на свободу и личную неприкосновенность 3) право на личную и семейную тайну 4) право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства 5) право участвовать в отправлении правосудия 6) право свободно распоряжаться своими способностями к труду 7. Что из перечисленного ниже относится к личным (гражданским) правам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) право на неприкосновенность частной жизни 2) право на труд в нормальных условиях 3) право на тайну переписки, телефонных переговоров 4) свобода совести 5) свобода предпринимательской деятельности 6) право на отдых ОБЯЗАННОСТИ 1. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) защита Отечества 2) участие в управлении делами государства 3) выбор рода деятельности, профессии 4) трудоустройство совершеннолетних граждан 5) сохранение исторического и культурного наследия 6) уплата законно установленных налогов и сборов 2. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) социальное обеспечение 2) участие в управлении делами государства 3) выбор рода деятельности и профессии 4) сохранение природы и окружающей среды 5) уплата законно установленных налогов и сборов 6) забота совершеннолетних трудоспособных детей о нетрудоспособных родителях 3. Что из перечисленного относится к конституционным ОБЯЗАННОСТЯМ гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сохранение исторического и культурного наследия 2) уплата законно установленных налогов и сборов 3) сохранение здоровья 4) обеспечение получения детьми основного общего образования 5) выбор рода деятельности и профессии 6) сохранение природы и окружающей среды Другие примеры: 1. Установите соответствие между группами прав человека и гражданина, закреплёнными в Конституции РФ, и их составом: СОСТАВ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА А) право создавать союзы и объединения Б) право на свободу совести В) право на тайну переписки Г) право на мирные собрания Д) право на равенство перед законом и судом Ответ: ГРУППЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА 1) гражданские 2) политические А Б В Г Д 2. Верны ли следующие суждения о правах гражданина? А. Права гражданина принадлежат всем людям от рождения, даже не обладающим гражданством Б. Права гражданина, являясь моральными и социальными категориями, не всегда выступают как категории юридические 1) верно только А 2) верно только Б 3) оба верны 4) оба неверны Часть 2. Прочитайте текст и выполните задания С1-С4 «Права человека носят всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеку, кем бы он ни был, где бы он не находился. права человека – это неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. Важнейшей отличительной особенностью прав человека как феномена мировой культуры и цивилизации является то, что они воплощают в специфической форме высокие идеалы человеческой свободы и равенства, такие общепризнанные нравственные принципы, как справедливость, милосердие, гуманность. Они носят этический характер и представляют собой духовно-нравственный идеал. права человека – это гуманизм современной эпохи… Естественные права человека обусловлены его природой, включающей биологическое, социальное и духовное начала. Многосторонность природы человека придаёт правам личности многогранность и многоплановость… Если отрицать «потенциальные возможности», заложенные в неотъемлемых правах человека, придётся отказаться от всяких попыток изменить существующее положение, преодолеть несправедливость и дискриминацию, законодательно закреплённые в обществе… (А.Д. Гусев. О правах человека и гражданина) С1. На основании текста выделите основные признаки прав человека. С2. Как, по мнению автора, соотносятся права человека и права гражданина? С3. Почему автор утверждает, что права человека – это «естественное свойство личности»? Свой ответ аргументируйте. Опираясь на содержание текста и знания обществоведческого курса, приведите три примера прав человека. С4. В тексте говорится о различиях между правами человека и гражданина. Привлекая обществоведческие знания, сформулируйте два отличия прав гражданина от прав человека.



Просмотров