Общая характеристика работы. Понятие права и его материальные цели

Лон Льюис Фуллер
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научная сфера:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место работы:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёная степень:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Учёное звание:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Альма-матер :

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Научный руководитель:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известные ученики:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известен как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Известна как:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Лон Льюис Фуллер (1902 - 8 апреля 1978) - выдающийся философ права, автор «Морали права» (1964). Фуллер в течение длительного времени был профессором права Гарвардского университета , в американском праве он известен своим творчеством в области договорного права . Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правовым . Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина , который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета .

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права » на примере истории о воображаемого короля по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждая из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов возбуждено, система регулирования не является правовым. Чем ближе система приближается к ним, то ближе он становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.

Напишите отзыв о статье "Фуллер, Лон Льюис"

Ссылки

  • from Harvard University Library

Отрывок, характеризующий Фуллер, Лон Льюис

– Не стоит так переживать, милая, – сказала она. – В жизни не страшно упасть, важно всегда уметь подняться.
Прошло много лет с того чудесного тёплого завтрака, но эти её слова навсегда впечатались в мою память и стали одним из «неписанных» законов моей жизни, в которой «падать», к сожалению, мне пришлось очень много раз, но до сих пор всегда удавалось подняться. Проходили дни, я всё больше и больше привыкала к своему удивительному и такому ни на что не похожему миру и, несмотря на некоторые неудачи, чувствовала себя в нём по-настоящему счастливой.
К тому времени я уже чётко поняла, что не смогу найти никого, с кем могла бы открыто делиться тем, что со мной постоянно происходило, и уже спокойно принимала это, как должное, больше не огорчаясь и не пытаясь кому-то что-то доказать. Это был мой мир и, если он кому-то не нравился, я не собиралась никого насильно туда приглашать. Помню, позже, читая одну из папиных книг, я случайно наткнулась на строки какого-то старого философа, которые были написаны много веков назад и которые меня тогда очень обрадовали и несказанно удивили:
«Будь, как все, иначе жизнь станет невыносимой. Если в знании или умении оторвёшься от нормальных людей слишком далеко, тебя перестанут понимать и сочтут безумцем. В тебя полетят камни, от тебя отвернётся твой друг»…
Значит уже тогда (!) на свете были «необычные» люди, которые по своему горькому опыту знали, как это всё непросто и считали нужным предупредить, а если удастся – и уберечь, таких же «необычных», какими были они сами, людей!!!
Эти простые слова, когда-то давно жившего человека, согрели мою душу и поселили в ней крохотную надежду, что когда-нибудь я возможно и встречу кого-то ещё, кто будет для всех остальных таким же «необычным», как я сама, и с кем я смогу свободно говорить о любых «странностях» и «ненормальностях», не боясь, что меня воспримут «в штыки» или, в лучшем случае, – просто безжалостно высмеют. Но эта надежда была ещё настолько хрупкой и для меня невероятной, что я решила поменьше увлекаться, думая о ней, чтобы, в случае неудачи, не было бы слишком больно «приземляться» с моей красивой мечты в жёсткую реальность…
Даже из своего короткого опыта я уже понимала, что во всех моих «странностях» не было ничего плохого или отрицательного. А если иногда какие-то из моих «экспериментов» и не совсем получались, то отрицательное действие теперь проявлялось уже только на меня, но не на окружающих меня людей. Ну, а если какие-то друзья, из-за боязни быть вовлечёнными в мои «ненормальности», от меня отворачивались – то такие друзья мне были просто не нужны…
И ещё я знала, что моя жизнь кому-то и для чего-то видимо была нужна, потому, что в какую бы опасную «передрягу» я не попадала, мне всегда удавалось из неё выйти без каких-либо негативных последствий и всегда как-будто кто-то неизвестный мне в этом помогал. Как, например, и произошло тем же летом, в момент, когда я чуть было не утонула в нашей любимой реке Нямунас...

1.1. Биография Лона Л. Фуллера

Л. Фуллер родился 15 июня 1902 г. в городе Херефорде (Hereford), штат Техас, в семье банковского служащего и владельца ранчо, Фрэнсиса Бартоу Фуллера. Между тем, американского юриста следует, по мнению Р. Саммерса, считать скорее калифорнийцем, чем техасцем, поскольку в 1906 г., когда Л. Фуллеру было четыре года, его отец занял пост президента в Национальном банке Эль Сентро, и его семья переехала в этот штат. Калифорния всегда славилась свободной интеллектуальной атмосферой и была средой, в которой выросли многие талантливые американские «диссиденты», включая современного писателя Роберта А. Уилсона - популяризатора идей лингвистической относительности А. Кожибски и Л. Витгенштейна. Столь либеральная атмосфера не сказалась на политических убеждениях Л. Фуллера, но оставила свой отпечаток на его научном подходе: до конца жизни он своим поведением доказывал необходимость мыслить самостоятельно, синтезируя в своей методологии

7 Summers S. R. Lon L. Fuller. P. 11.

актуальные философские течения вместо их механического переноса в юриспруденцию, которую ученый считал самостоятельной дисциплиной.

В 1919 году Л. Фуллер поступил в Калифорнийский университет Беркли, где в течение года изучал экономическую науку. Затем он перевелся в Стэнфордский университет, продолжив там свое обучение по данной специальности. В своих работах, написанных много позднее, Л. Фуллер часто обращался к примерам из области экономики. Весьма показательна в этом смысле глава «Моральности права», озаглавленная «Законность и экономический расчет» ("Legality and Economical Calculation"). Собственно, и право как таковое Л. Фуллер был склонен рассматривать как некое инициативное «предприятие» (дословный перевод оригинального английского слова "enterprise"). Когда вопрос о реализации базовых принципов правового «дела» уже решен, возникает необходимость наиболее эффективно достигать результатов правового регулирования. Нередко приходится «выбирать между двух зол», основываясь на анализе того, что мы можем в конкретной ситуации потерять, а что - приобрести. Например, сделать закон доступным для понимания простым гражданам, но потерять точность его применения в суде или, наоборот, обеспечить качественный процесс за счет специальных лингвистических инструментов, но сделать его туманным для тех, кому он адресован. Когда в обществе уже заложены основы правопорядка, все большее значение имеет «предельная полезность» - экономическое понятие, обозначающее дополнительную полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы

товара или услуги. В свете включенности Л. Фуллера в экономический дискурс примечательно и его внимание к трудам советского юриста Е. Б. Пашуканиса (1891-1937), создателя «меновой» теории права.

8 Fuller L.L. The Morality of Law. New Haven and London: Yale University Press, 1964.P. 46.

9 См.: Fuller L. L. Pashukanis and Vyshinsky: A Study in the Development of Marxian LegalTheory// Michigan Law Review. 1949. Vol. 47. P. 1157-1166.

Получив экономическую специальность в 1924 г., Л. Фуллер обратился к изучению юриспруденции в том же Стэнфорде. Одним из его наиболее ярких впечатлений были лекции Джозефа У. Бингхема (1878-1973), теоретика и практика, чьи работы имели весомое значение для американской юридической науки первой половины XX в. В центре внимания профессора Д. Бингхема находилась проблема ценностного наполнения нормы, создаваемой судом в системе общего права. Впоследствии ценностный аспект права будет подробно рассмотрен Л. Фуллером, а значимое место в его трудах займет проблема «моральности права». В 1941 г., в сборнике "My Philosophy of Law" эссе американского ученого будет опубликовано на равных правах с одним из его учителей. 11

В 1943 г. Л. Фуллер получил ученую степень доктора юриспруденции (J.D.). Его отец хотел, чтобы сын занялся юридической практикой, но, по словам Р. Саммерса, Л. Фуллер буквально влюбился в право и занялся

академической карьерой. Путь Л. Фуллера как ученого проходил в два этапа. Первым из них было преподавание юридической науки и, собственно, научная работа в университетах штатов Орегон и Иллинойс в период с 1926 по 1939 г. Тогда вышли в свет его первые публикации. Они вызвали бурную реакцию юридической общественности. Речь идет о трех статьях, напечатанных в журнале Illinois Law Review в 1930 и 1931 гг., посвященных вопросам юридических фикций. 13 По словам Р. Саммерса, многие именитые профессора после выхода этих статей сразу задались вопросом о личности пока еще никому не известного молодого человека, так хорошо знакомого с

См.: Fuller L.L. My Philosophy of Law // My Philosophy of Law: Credos of Sixteen American Scholars. Boston: Boston Book Co., 1941.

11 Memorial Resolution. Joseph W. Bingham (1878-1973). // Stanford University URL:http://histsoc.stanford.edu/pdfmem/BinghamJ.pdf (05.12.2006)

12 Summers S. R. Lon L. Fuller. P. 12.

13 См.: Fuller L. L. Legal Fictions // Illinois Law Review. 1930-1931. Vol. 25. P. 363-399, 513-546, 877-910.

философией, лингвистикой, а также французской и немецкой юридической литературой. 14

Второй этап научной карьеры Л. Фуллера длился с 1939 по 1972 г. В это время он преподавал и вел научную работу в Гарварде. Однако ее интенсивность была прервана в 1941 г. с началом Второй мировой войны, когда Л. Фуллер счел необходимым заняться юридической практикой. Ученый стал практикующим юристом, de facto собирая эмпирический материал для научного анализа. В юридической фирме Ropes and Gray Л. Фуллер занимался главным образом трудовым и договорным правом сначала в Массачусетском технологическом институте (М1Т), а затем на сталелитейном предприятии Bethlehem Steel. Специфика практики помогла юристу на деле узнать особенности не только трудовых и договорных отношений, но и медиационных процедур. Впоследствии они будут отнесены Л. Фуллером к числу естественных социальных процессов, обеспечивающих упорядоченность общества («принципов социального порядка»).

Тогда, в 1948 году, вышла в свет первая книга Фуллера - "Law in Quest of Itself («Право в поисках самого себя»). Собственно, это была не монография, а курс лекций. Последние были прочитаны американским юристом в Северо-западном университете и принесли ему большую популярность. В этом же году Л. Фуллер занимает пост Carter Professor of General Jurisprudence, становясь наследником Роско Паунда (1870-1964), известного представителя социологической юриспруденции в США. Оценивая степень зависимости взглядов Л. Фуллера и Р. Паунда, Р. Саммерс подчеркивает, что, несмотря на длительное научное общение, каждый из мыслителей придерживался самостоятельных взглядов на природу права.

1950-е годы в жизни Л. Фуллера были метко охарактеризованы Р. Саммерсом как полемические. В конце 50-х имела место известная

14 Summers S. R. Lon L. Fuller. P. 13.

дискуссия Л. Фуллера с британским коллегой Г. Хартом. Последний приехал в Гарвард и выступил с несколькими лекциями, посвященными памяти О.У. Холмса мл. В Harvard Law Review решили опубликовать эти лекции. Г. Харт пригласил Л. Фуллера выступить с ответом, на что американский ученый любезно согласился. В процессе дискуссии, через призму аналитической юриспруденции, коллеги затронули огромное количество принципиальных вопросов, всколыхнувших юридическую общественность.

В процессе подготовки публикаций произошел «трагикомический» инцидент. Дело в том, что студенты, которые входили в редакцию Harvard Law Review, позволили себе сделать настолько серьезную правку текста, что тем самым исказили основные идеи не только «гостя» - Г. Харта, - но и самого Л. Фуллера. Письма Г. Харта, которое он написал гарвардскому профессору, когда увидел, что было сделано с его текстом, содержало следующие строки: «У меня проблема! Ребята из L. Rev. искалечили мою статью, попросту исключив то, что им показалось не относящимся к делу или странным. Они все испортили, перепутали ссылки на Бентама, и я написал им, что это не может быть опубликовано под моим именем с такими изъятиями, ведь важен любой нюанс. Я потратил много времени и сил на то, что они хладнокровно вырезали... Ты не мог бы вразумить их? Такое вмешательство в авторский текст в нашем случае недопустимо, и я удивлен, что такая грубая и бесчувственная ошибка могла случиться в Гарварде... Я сказал им, что если они восстановят все вырезанные фрагменты, я возьмусь за неблагодарную работу вновь свести их воедино. Однако я не буду возвращать им доказательства [их вины]... Прошу прощения, но для меня принципиально, чтобы было напечатано именно то, что я хотел сказать...» 16 В ответ Л. Фуллер написал: «Дорогой Герберт, Получив твое письмо, я тут же отправился в офис Review и обнаружил, что председатель деловито восстанавливает твою статью. Я приношу извинения за то, что было ими

16 The Hart-Fuller Debate and Student-Edited Law Review // "Volokh Conspiracy" Website, URL: http://volokh.eom/posts/l 15551 1746.shtml (29.03.09).

сделано, хотя должен признать, это, похоже, становится обычной практикой в случае с американскими авторами. Будучи рядом, я смог спасти и свое детище из-под удара. Если бы я знал, что они так поступят и с тобой, я бы все время стоял над ними». 17

Дискуссия Л. Фуллера и Г. Харта имела огромное значение для развития англо-американской философии права, но помимо нее было еще много дискуссий, в которых участвовал Л. Фуллер. Он вел активную переписку с широким кругом известных юристов, был представлен Г. Кельзену Р. Паундом как один из наиболее многообещающих молодых специалистов. Во время войны, когда австрийский нормативист эмигрировал в США, Л. Фуллер помог ему получить место в американском университете.

Одним из наиболее известных студентов ученого был будущий президент США Ричард М. Никсон. При этом Л. Фуллер входил в число активных представителей научных кругов, поддерживавших Р. Никсона в ходе его президентских кампаний. После неудачной кампании 1960 г., Р. Никсон лично отправил Л. Фуллеру письмо с выражением самой искренней благодарности за оказанную ему поддержку, а в 1968 г., когда Р. Никсон победил на выборах, он предложил ему занять место в администрации. Однако Л. Фуллер отказался от этого предложения, - в отличие от ряда коллег, он решил не приостанавливать исследовательскую деятельность. Так или иначе, Р. Никсон принимал некоторое участие в судьбе Л. Фуллера и обеспечил ему возможность несколько раз посетить восточную Европу и СССР в составе различных делегаций.

Л. Фуллер вел активную организационную деятельность, был членом нескольких философских организаций и, что наиболее актуально, президентом американской секции Международной ассоциации философии права и социальной философии (известной как Internationale Vereinigung far Rechts- und Sozialphilosophie).

Со временем расширялся круг его научных интересов. Ближе к началу составления заметок к «Принципам социального порядка» Л. Фуллер начал широко интересоваться антропологией, социологией и другими науками социально-гуманитарного цикла. По словам Р. Саммерса, «сейчас многие признают, что Фуллер был человеком необычайно творческого ума. Те, кто считает (а многие говорят, что считают), что креативность по какой-либо причине несовместима с широким чтением, в особенности, в специальной области, должны дать объяснение примеру Фуллера». 18

Скончался Л. Фуллер 8 апреля 1978 года, оставив ряд впоследствии изданных рукописей, включая статью «Limits and Forms of Adjudication», и незавершенную книгу «Principles of Social Order», изданную посмертно усилиями Кеннета И. Уинстона.

Анализ биографии американского ученого позволяет сделать несколько выводов о влиянии этапов жизненного пути на его творчество и идеалы. Во-первых, наличие первого экономического образования определенно повлияло на использование Л. Фуллером примеров из области экономики и способствовало формированию практически-ориентированного стиля научного мышления. Во-вторых, юридическая практика ученого оказала воздействие, по меньшей мере, два аспекта: осознание Л. Фуллером ценностной нагрузки науки, задачей которой является ориентирование юристов-практиков в правовой реальности, и интереса к различным «юридическим» процедурам, на которые возлагается задача повседневного (day-to-day) «социального упорядочивания».

Несмотря на активное общение с представителями других культур, Л. Фуллера сложно считать поликультурным мыслителем, поскольку в центре его внимания была, прежде всего, политическая и правовая культура США. Интерес ученого к иным наукам социально-гуманитарного цикла предопределил то, что общее исследование ученого вышло за рамки философии права как таковой.

18 Summers S. R. Lon L. Fuller. P. 13.

Л. Фуллер: внутренняя мораль права

Одним из современных сторонников теории естественного права является Лон Фуллер (1902-1978), важнейшей работой которого является «Моральность права» (1964). Фуллер предпринял попытку показать, что к идее естественного права (то есть необходимой связи между правом и моралью) ведут два важных вывода Г. Харта: теория права должна, прежде всего, рассматривать правовые системы, а не отдельные законы; правовые системы могут рассматриваться как системы правил.

Фуллер пишет, что критики теории естественного права справедливо указывают на то, что отдельные правила, даже если они глубоко аморальны, все равно могут являться законами. Но могут ли они оставаться законами, будучи частью правовой системы, которая вся целиком глубоко аморальна? Фуллер отвечает, что нет. Аморальная правовая система перестанет быть правовой системой, потому что она перестанет быть системой правил.

Что означает контролировать поведение людей с помощью правил? Это означает заранее оповещать людей о том, что за некоторые поступки придется расплачиваться таким-то и таким-то образом, и затем обращаться с людьми в соответствии с этими предупреждениями. Но что если правила будут устанавливаться произвольно (например, одинаковые проступки будут караться по-разному)? Если правила не будут оглашаться? Если они будут вводиться задним числом или меняться, от случая к случаю, или будут туманными и малопонятными, или будут предоставлять властям полную свободу действий? В этих случаях вообще нет смысла называть это контролем с помощью правил.

Лон Фуллер приводит следующий пример. Предположим, существует некий абсолютный монарх. Единственные законы в его государстве - это приказы, отдаваемые этим монархом своим подданным. При этом данный монарх жуткий эгоист и думает исключительно о собственной выгоде. Время от времени монарх отдает команды, обещая награды за подчинение и угрожая расправой за неповиновение. Король, однако, неорганизован и забывчив, плохо следит за тем, как выполняются его указания, и часто наказывает верных и награждает саботажников. Спрашивается, достигнет ли он хотя бы собственных эгоистических целей, пока не добьется хоть какого-то минимального самоконтроля и не покажет подданным, что есть связь между его словом и делом?

Предположим, что наш монарх скрепя сердце начинает следить за тем, чтобы то, что он сказал вчера, соответствовало тому, что он делает сегодня. Это, однако, требует от него столько усилий, что он теперь с трудом формулирует свои приказы. Они становятся настолько невнятными и расплывчатыми, что подданные плохо понимают, чего он хочет от них. Поэтому король, для своей же собственной выгоды, если он хочет, чтобы в его стране было что-то вроде законного порядка, должен подходить и к своей законодательной деятельности более ответственно.

О чем говорит этот пример? О том, что создание и применение юридических норм неизбежно ограничено некими принципами. В числе их - публичность, ясность и понятность, последовательность, выполнимость. Эти принципы (их можно назвать принципами процедурной корректности) - необходимая предпосылка для существования правовой системы. Если их нет, то нет и права.

В качестве примера государства, где не соблюдались принципы процедурной корректности Фуллер называет нацистскую Германию. В ней власти постоянно принимали законы, имеющие обратную силу. Людей бросали в тюрьмы и концлагеря на основании секретных, никогда не публиковавшихся постановлений, задним числом им продляли сроки заключения, то есть власти и суды постоянно нарушали собственные законы. То же самое творилось и в сталинском (да и в послесталинском) Советском Союзе. Недаром правозащитники в СССР в 1960-1980-х годах выступали с таким требованием к властям: «Соблюдайте хотя бы ваши собственные законы».

Правовая система может допускать в своем составе некоторую процедурную некорректность, но когда вся система основана на секретности и произволе, как это было в нацистской Германии и сталинском Советском Союзе, то это фактически означает, что права в точном смысле слова не существует.

Какое отношение это имеет к естественному праву? Принципы процедурной корректности, по Фуллеру, есть «необходимое условие организации отношений людей друг с другом». Фуллер объясняет, что если мы задумается над такими правилами, как «подходи к одинаковым случаям одинаково», «не меняй правила задним числом», «не держи правила в тайне» и т. д., то увидим, что все это - правила, требующие соблюдения моральных ценностей («справедливости или честности).

Пожалуй, самым ярким примером несправедливости являются случаи, когда наделенное властью лицо, например судья, благосклонно подходит к одной из сторон, в отсутствие каких-либо юридически значимых различий между ними (например, потому что ему просто больше нравится внешность одной из сторон), то есть нарушает принцип «подходи к одинаковым случаям одинаково».

Итак, для того, чтобы правовая система была именно правовой системой (то есть системой правил), большинство ее правил должны удовлетворять моральным стандартам справедливости и честности - таким, как беспристрастность, своевременное уведомление о правилах и т. д. Эти критерии Фуллер называет «внутренней моралью права», или «моралью, которая делает право возможным». Любое право по необходимости морально.

Необходимо учитывать, что «внутренняя мораль права» является только формальной или процедурной, то есть она не накладывает никаких ограничений на содержание юридических правил. Например, ее требования не делают невозможным принятие правила, делающего всех негров рабами (лишь бы об этом было объявлено заранее, рабами сделали бы именно негров, а не белых). Поэтому, как отмечал Харт в своих комментариях к работе Фуллера, моральные критерии Фуллера все равно совместимы с большим количеством несправедливости.

Фуллер, однако, говорит о наличии не только «внутренней», но и «внешней моральности права». Нравственные принципы, принимаемые обществом, лежат в основе правовых институтов, обеспечивают их функционирование. Внешняя и внутренняя моральность взаимосвязаны. Невозможно быть искренне приверженным аморальной правовой системе. Поэтому в долгосрочном плане аморальная правовая система невозможна-она будет противоречить общественной нравственности, не будет иметь поддержки общества и долго не продержится.

Из книги Вне насилия автора Джидду Кришнамурти

ВНУТРЕННЯЯ РЕВОЛЮЦИЯ «Но изменение в обществе имеет второстепенное значение; оно произойдёт неизбежно и естественно, когда вы, как человеческое существо, связанное с другими, осуществите это изменение в себе самом». Мы рассматривали чрезвычайную сложность

Из книги Этика свободы автора Ротбард Мюррей Ньютон

Из книги Беседы с Кришнамурти автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла на своей голове большую корзину, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но вес не изменил ритмичное покачивание ее поступи. Походка была грациозной, легкой и плавной. На руке были большие металлические браслеты,

Из книги Философ на краю Вселенной. НФ–философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно–фантастических фильмах автора Роулендс Марк

41. Внутренняя ценность Ценность вещей или явлений, не зависящая от чего бы то ни было еще. Согласно утверждениям гедонистов, подобной внутренней ценностью обладает удовольствие, так как мы стремимся к нему ради него самого, а отнюдь не ради того, что мы можем получить

Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр

2. ВНУТРЕННЯЯ СТОРОНА Под "внутренней стороной Земли" я подразумеваю, как это должно быть ясно читателю, не материальные глубины, скрывающие в нескольких километрах под нашими ногами одну из самых манящих тайн науки - химическую природу и физические условия внутренних

Из книги Комментарии к жизни. Книга третья автора Джидду Кришнамурти

Внутренняя пустота Она несла большую корзину на своей голове, поддерживая ее одной рукой. Должно быть, она была весьма тяжелой, но ритмичное покачивание ее поступи не изменилось из-за груза. Она красиво держала равновесие, ее походка была легкой и плавной. На ее руке были

Из книги Философия права автора Гегель Георг Вильгельм Фридрих

Понятие философии права, воли, свободы и права § 1{23}Философская наука о праве имеет своим предметом идею права – понятие права и его осуществление.Примечание. Философия занимается идеями; она поэтому не занимается тем, что обычно характеризуется как представляющее собою

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

Внутренняя деятельность Я не могу действовать, не воздействуя на себя самого. Я не только набрасываю возможности деятельности в мире во внутренних пробах и планах, но, наблюдая за ними, замечаю свои побуждения, отношусь к ним, утверждая и усиливая или отвергая и тормозя.

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

1. Идея права: право власти и власть права Правопорядок как власть закона. Учение о праве является частью социальной философии, рассматривающей эту проблему под своим особым углом зрения, разумеется, с опорой на конкретные исследования юридической науки. Идея права

Из книги Философия как образ жизни автора Гусман Делия Стейнберг

Внутренняя победа Голос сознания Конечно, философ нуждается в одобрении со стороны собственной совести. Но осторожно, не стоит называть голосом совести свои желания, свои неразрешенные сомнения и колебания, свои слабости и произвол ума. Чтобы совесть могла говорить с

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

4.3. Внутренняя борьба Ходжа Насреддин обратился к толпе со словами:– Люди, хотите ли вы знание без преодоления трудностей, истину без заблуждения, достижение без усилия, продвижение вперед без жертвы?Все закричали: «Хотим, хотим!»– Чудесно, – сказал Насреддин. – Я тоже

Из книги Постклассическая теория права. Монография. автора Честнов Илья Львович

2.6. Преемственность права как аспект генезиса права Проблема преемственности права чрезвычайно актуальна как для историко-правовой науки, так и для политики права, которые очевидным образом взаимообусловливают друг друга. Особую актуальность этот вопрос приобретает

Из книги Філософія права: підруч. для студ. юрид. вищ. навч. закл. автора Колектив авторів

4.2. Субъект права как первичный элемент (аспект) системы права Проблема субъекта права - одна из актуальнейших в современной юридической науке. Ее особая актуальность, как представляется, связана, прежде всего, с изменением представления о человеке в современном

Из книги Мудрец и искусство жизни автора Менегетти Антонио

§ 3. Форми буття права: ідея права, закон, правове життя Аналіз правової реальності дає змогу виділити в ній такі форми буття права, що у сукупності виражають динаміку правової реальності:а) світ ідей: ідея права;б) світ знакових форм: правові норми і закони;в) світ взаємодій

Из книги автора

Тема 12 Інституціинии вимір права. Філософські проблеми права і влади у посттоталітарному суспільстві Однією з найважливіших функцій права є регулятивна, яка здійснюється внаслідок формалізації поведінки індивідів, тобто поміщення цієї поведінки у певні форми чи рамки,

Из книги автора

Глава шестая Ключевая проблема: мораль системы и мораль

Защитники прав животных утверждают, что животные это личности, а не частная собственность … Википедия

МОРАЛЬ - (от лат. moralitas, moralis, mores традиция, народный обычай, позднее нрав, характер, нравы) понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и… … Философская энциклопедия

Мораль - Мораль ♦ Morale Представим себе, что нам объявили: завтра наступает конец света. Информация точная и сомнению не подлежит. Политика при этом известии скончается на месте – она не способна существовать без будущего. Но мораль? Мораль в… … Философский словарь Спонвиля

МОРАЛЬ - форма культуры, связанная с обеспечением нормативных способов регуляции деятельности людей в об ве. Возникает из потребности установления межличностной коммуникации на базе ценностей, гарантирующих сохранение человеч. рода и достоинство… … Энциклопедия культурологии

Мораль - (sittlichkeit) переводится на основании трудов Гегеля (Hegel) как мораль. Относится к этическим нормам, возникающим в результате взаимодействия субъективных ценностей личности и объективных ценностей общественных институтов. Если эти ценности… … Политология. Словарь.

МОРАЛЬ Современная энциклопедия

МОРАЛЬ - (от лат. moralis нравственный) 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого… … Большой Энциклопедический словарь

Мораль - (от латинского moralis нравственный), 1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Мораль коммунистическая - Мораль (лат. mores нравы, moralis нравственный) санкционированные обществом (классом) формы («образцы») индивидуального и группового поведения, затрагивающего общественные интересы. Имеет духовно идеологический и социально практический аспектыНаучный коммунизм: Словарь

мораль де ла шоз - * la morale de la chose. Мораль сей басни, т. е. нравоучительный вывод (из чего л.). БИШ. Я думаю, что Полонский никогда не знал Москвы, народной, сердцевинной Москвы, ибо передние, или же все равно салоны разных бар, это не жизнь, а мираж: а он … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Мораль - (лат. moralis касающийся нравов) один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства … Википедия

В американском праве он известен своим творчеством в области договорного права . Его дискуссия с Г.Л.А. Хартом в Harvard Law Review (Т. 71) была чрезвычайно важной для оформления современных противоречий между правовым позитивизмом и естественным правом . Фуллер существенно повлиял на Рональда Дворкина , который в то время был студентом юридического факультета Гарвардского университета .

Лон Льюис Фуллер
Дата рождения 15 июня (1902-06-15 )
Место рождения
  • Техас , США
Дата смерти 8 апреля (1978-04-08 ) (75 лет)
Место смерти
  • Мюнхен , ФРГ
Страна
Место работы
  • Гарвардский университет

Восемь способов оказаться несостоятельным законодателем

  1. Недостаточность законодательного регулирования, что приводит к бессистемному судопроизводству и самосуду.
  2. Необнародование норм права.
  3. Неясность, непонятность законодательства.
  4. Обратное действие норм права.
  5. Противоречивость правовых норм.
  6. Требования, которые являются невыполнимыми для субъекта или/и правителя.
  7. Нестабильность законодательства (например, ежедневное внесение изменений в законы).
  8. Противоречия между применением законов и требованиями самих законов.

Фуллер описывает эти проблемы в своей книге «Мораль права» на примере истории о воображаемом короле по имени Рекс, который пытался править как следует, и постоянно сталкивался с упомянутыми препятствиями. Фуллер утверждает, что право является деятельностью, которая заключается в «попытке покорить поведение людей правилам». Каждый из восьми упомянутых недостатков формирует отдельный принцип: избежание соответствующего недостатка при нормотворчестве. Если хоть один из этих восьми принципов нарушен, система регулирования не является правовой. Чем ближе система приближается к указанным принципам, тем ближе она становится к идеалу, хотя на практике всегда возникает необходимость компромиссов. Эти принципы, замечает Фуллер, составляют «внутреннюю мораль права», а их соблюдение ведет к в целом к формированию справедливого права - подальше от права плохого. «Внутренняя мораль» права относится к «морали стремление» - требований, соблюдение которых не является и не может быть обязательным, но которое служит достижению идеала - в противовес «морали долга», совокупности минимальных требований к деятельности, нарушение которых влечет за собой ответственность. «Внешнюю мораль права» составляют, по Фуллером, требования справедливости самих норм права по сути, принадлежности предмета регулирования и т. д.



Просмотров