Новые разработки в пожаротушении для подземных паркингов. Здание подземной автостоянки закрытого типа оборудуется автоматической установкой пожаротушения

Количество паркингов и автостоянок в нашей стране растет вместе с количеством автомобилей, поэтому задача обеспечения пожарной безопасности на этих объектах становится все более актуальной. При возникновении возгорания в салоне автомобиля, находящегося на парковке, пламя способно распространиться по салону за 8–10 минут, при этом, если не принять меры по ликвидации пожара, площадь возгорания начинает увеличиваться лавинообразно, за счет быстрого возгорания соседних автомобилей. А ведь на автостоянке в момент пожара могут находиться не только автомобили, но и владельцы, следовательно, возникает реальная угроза их здоровью и жизни.

Согласно постановлению Правительства РФ от 17 ноября 2001 года № 795 «Об утверждении правил оказания услуг автостоянок», и постановка, и хранение автомобиля на автостоянке должны производиться согласно противопожарным правилам, изложенным в законодательных актах РФ. Кроме того, статья 7 Федерального закона РФ от 17 декабря 1999 года № 212-ФЗ «О защите прав потребителей» гласит, что у каждого потребителя есть право на безопасность оказываемой услуги для его здоровья и жизни и отсутствия в результате ее оказания имущественного ущерба. Требования, обеспечивающие это право, устанавливаются законодательно.

Соответственно, требования к системам пожарной безопасности на любых автостоянках, включая закрытые и подземные, являются обязательными к выполнению и регламентируются несколькими документами:

· Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности, утвержденным Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ;

· Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, принятыми постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 года № 390;

· Сводом правил «СП 113.13330.2016. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*»;

· Сводом правил «СП 154.13130.2013. Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности»;

· Сводом правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования»;

· Сводом правил «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

· СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74;

· отраслевыми ГОСТами;

· специализированными сводами правил.

В силу особенностей конструкции, к подземным автостоянкам и закрытым паркингам предъявляются и особые требования.


Требования к планировочным и конструктивным решениям паркингов

По степени опасности развития пожара Приложение Б СП 5.13130.2009 относит автомобильные стоянки и паркинги ко 2-й группе помещений. Эта степень определяется по двум параметрам:

· функциональному назначению;

· удельной пожарной нагрузке сгораемых материалов (для автомобильных стоянок 181–1400 МДж/м 2).

Согласно СП 113.13330.2016, допустимое число этажей на стоянках, степень огнестойкости конструкции и площадь отдельного пожарного отсека определяют, руководствуясь требованиями нормативных документов, при этом наземные стоянки автомобилей не могут иметь более 9 этажей, а подземные многоуровневые автостоянки - более 5. Во внутренней отделке автостоянок и паркингов следует использовать огнеупорные материалы.

В наземных закрытых паркингах возможно хранение автомобилей в индивидуальных боксах, разделенных огнестойкими перегородками (предел огнестойкости R45). Ворота в таких боксах допускается изготавливать в виде ограждения из металлической сетки, а если в боксах применяются установки объемного пожаротушения, то разрешается использование глухих ворот.

Что касается подземных стоянок, то в них разделение машиномест на отдельные боксы полностью запрещено. Для отдельно стоящих на незастроенной территории подземных стоянок, количество этажей в которых не превышает двух, необходимо наличие на каждом этаже самостоятельных въездов-выездов.

В последнее время широкое распространение получили подземные встроенные парковки, расположенные в зданиях самого различного назначения, включая жилые дома. По требованиям пожарной безопасности автостоянки могут быть встроены в здания I и II степеней огнестойкости классов C0 и C1. Поскольку возгорание на встроенных парковках без своевременно принятых мер может перекинуться на основное строение, к ним предъявляются особенно строгие требования пожарной безопасности.

Эвакуационные выходы и пути в паркингах

На каждом этаже закрытой или подземной автостоянки необходимо оборудовать от двух и более эвакуационных выходов. В одноэтажных подземных паркингах эвакуацию допустимо производить через лестничные клетки, также оборудованные прямым выходом с паркинга. Ширина лестниц, по которым может производиться эвакуация, должна превышать 1 метр.

Максимальное расстояние от самого дальнего места парковки автомобилей до эвакуационного выхода определяют по СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы».

Таблица 1. Допустимое расстояние от места парковки до ближайшего эвакуационного выхода


На всех подземных паркингах и закрытых наземных автостоянках должны иметься световые указатели эвакуационных и аварийных выходов и путей эвакуации. Все они, а также указатели мест расположения наружных пожарных гидрантов, огнетушителей, пожарных кранов подключаются к аварийному освещению. Знаки, указывающие направление движения, размещаются на входах, въездах на этажи, поворотах, выходах на лестницу. Знаки с указанием направления движения располагают в зоне свободной видимости из любого места на путях эвакуации.

Следует отметить, что безопасные расстояния между паркингами и зданиями, сооружениями, объектами отдыха регламентируются в том числе и нормами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (см. табл. 2).

Таблица 2. Требования к минимальным расстояниям от открытых паркингов до зданий и территорий различного назначения


Системы противопожарного водоснабжения и тушения на закрытых автостоянках

На автостоянке должен соответствовать положениям свода правил «СП 10.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности». При этом, по требованиям СП 113.13330.2016 для внутреннего пожаротушения закрытых стоянок число струй воды и ее расход на каждую из них определяется площадью защищаемого помещения. При объеме этого помещения от 0,5 м до 5000 м требуется две струи по 2,5 л/с, а при объеме защищаемого помещения более 5000 м - две струи по 5 л/с.

В одноэтажных и двухэтажных стоянках боксового типа, каждый бокс которых имеет собственный выезд, разрешено обходиться без противопожарного внутреннего водопровода. Противопожарный водопровод в подземных многоэтажных стоянках, включая и встроенные, должен иметь наружные патрубки, чтобы при необходимости к ним можно было подсоединить передвижную пожарную технику. Полы таких стоянок необходимо оснастить устройствами водоотведения в ливневую канализацию, а сам противопожарный водопровод должен быть выполнен отдельно от других внутренних водопроводных систем.

Если автомобили на стоянке хранятся в несколько ярусов, размещение проектируют так, чтобы обеспечивать тушение на каждом ярусе хранения.


Рис. 1. Система пожарной безопасности паркинга

Вентиляция и противодымная защита паркингов

Закрытые наземные паркинги и подземные автостоянки оборудуются системами противодымной вентиляции, которые должны эффективно удалять дым из помещений. В 2017 году был разработан и 22 февраля 2018 года введен в действие новый свод правил «СП 300.1325800.2017. Системы струйной вентиляции и дымоудаления подземных и крытых автостоянок. Правила проектирования», по которому должен составляться проект и изготавливаться система струйной и именно на крытых и подземных автостоянках. Вентиляционная система автостоянки, согласно данному своду правил, должна состоять из трех частей:

1) приточно-вытяжной вентиляции;

2) противодымной вентиляции;

3) струйной вентиляции (см. рис. 1).

Приточно-вытяжная вентиляция отвечает за подачу в помещение стоянки свежего воздуха извне и удаления воздуха загрязненного. Она, свою очередь, состоит из двух систем: вытяжной вентиляции и приточной вентиляции.

В систему противодымной вентиляции входят вытяжная вентиляция с вентиляторами дымоудаления и приточная противодымная вентиляция с приточными вентиляторами. Побуждение тяги в системах должно быть механическим. Все вентиляторы системы дымоудаления должны эффективно и безаварийно работать 2 часа при температуре газов в помещении, равным 400 °С. Приточные вентиляторы устанавливают так, чтобы они были способны полноценно возмещать объем удаленных дымовых газов.

Схему и параметры вентиляционной системы выбирают на основе ее способности максимально быстро и безопасно обеспечить эвакуацию людей через свободные от дыма выходы, а также обеспечить параметры воздуха на стоянке, соответствующие требованиям ПДК СО (по ГОСТ 12.1.005-88) - около 70 мг/м 3 .

Проектирование и монтаж вентиляционной установки производится согласно требованиям отраслевых нормативных документов.

Пожарная безопасность электротехнических устройств на стоянках

Электротехнические устройства на автостоянках проектируют и монтируют согласно требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, утвержденного Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ и Правилами устройства электроустановок (ПУЭ).

В первую очередь надежным электроснабжением следует обеспечить электроустановки первой категории, применяемые в противопожарной защите: и сигнализации, системы оповещения, противодымной защиты и прочие. Ко второй категории относят электроприводы лифтов и прочих механизмов для перемещения автомобилей, аварийное освещение стоянок, а к третьей - все остальные потребители электроснабжения технологического оборудования автомобильных стоянок (пункт 6.4.2 СП 113.13330.2016).

В местах прохождения электропроводок инженерных систем и кабельных линий через строительные конструкции, имеющие нормируемый предел огнестойкости, необходимо предусмотреть кабельные проходки с соответствующим пределом огнестойкости.


Рис. 2-1. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

Системы автоматического пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации

Требования к (АУПТ) и изложены в «СП 5.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

АУПТ обязательна для закрытых наземных паркингов, имеющих два и более этажей. Кроме того, если автомобили расположены в индивидуальных боксах, подобными системами должны быть оснащены следующие одноэтажные наземные парковки:

· площадью от 7000 м 2 , I–III степени огнестойкости;

· площадью от 3600 м 2 , IV степени огнестойкости;

· площадью от 2000 м 2 , класса конструктивной пожарной опасности С1;

· площадью от 1000 м 2 , классов конструктивной пожарной опасности С2 и С3.

Подземные паркинги, включая встроенные, независимо от этажности стоянки и класса ее пожароопасности, оборудуют АУПТ. Тип огнетушащего вещества для автомобильных стоянок выбирают исходя из характеристик объекта пожаротушения и руководствуясь вышеупомянутым Сводом правил. Для автостоянок закрытого типа, как наземных, так и подземных, при температуре воздуха в них выше 0 °С обычно используют порошковые, аэрозольные или водяные системы пожаротушения (см. рис. 2-1 и 2-2).


Рис. 2-2. Спринклерная система пожаротушения в подземном паркинге

АУПС оснащают следующие объекты:

· одноэтажные закрытые наземные стоянки площадью менее 1000 м 2 или с количеством машиномест до 25 единиц;

· отдельные автомобильные боксы, в которых применяются самосрабатывающие модули пожаротушения.

В многоэтажных (не менее двух этажей) наземных закрытых стоянках, вмещающих до 100 автомобилей, должны быть установлены первого типа, а на стоянках, вмещающих более 100 автомобилей - второго типа.
Подземные автомобильные паркинги вместимостью до 50 автомобилей оборудуются СОУЭ 2-го типа, от 50 до 200 - третьего типа, более 200 - четвертого типа.

Итак, выбор решения для пожаротушения автостоянки или паркинга зависит от их конструктивных особенностей, размера помещений, температурных условий. Работоспособность всех систем пожарной защиты ежегодно проверяется представителями Государственного пожарного надзора и сопровождается составлением соответствующего акта.

Обеспечить эту работоспособность на должном уровне под силу только специализированным компаниям. возьмет на себя все работы по любого типа под ключ. Обратившись в Альянс «Комплексная безопасность», вы также сможете заключить , и , и получить квалифицированные консультации по любым вопросам пожарной безопасности.

В соответствии с СП 154.13130.2013 «Встроенные подземные автостоянки» подземной называется автостоянка, которая имеет все уровни при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.

Размещаться подземная автостоянка может в здании, выполняющем иные функции, I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, кроме объектов класса пожарной опасности Ф 1.1 и Ф 4.1 или Ф 5 категории А и Б.

При расположении подземной автостоянки для легкового транспорта в здании класса Ф 1.3 должно выполняться условие закрепления определенных мест для индивидуальных собственников.

В зданиях класса функциональной пожарной опасности Ф 1.4 автостоянки разрешается встраивать независимо от уровня их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. Автостоянка в этом случае может быть отделена только противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45.

Пожарная безопасность на подземных автостоянках

Требования к обеспечению пожарной безопасности на подземных закрытых автостоянках регламентируется также СП 154.13130.2013.

В здании подземной автостоянки (в месте хранения транспортных средств) независимо от количества уровней и мест должны быть в обязательном порядке предусмотрены установки автоматического пожаротушения. Монтируемые системы должны соответствовать требованиям СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования».

Согласно ч. 4 ст. 83 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. автоматические установки пожаротушения (АУПТ) и пожарной сигнализации в зависимости от спроектированного порядка их действия должны обеспечивать автоматическое гашение огня, передачу импульсов на оборудование для оповещения людей о пожаре и управления их эвакуацией, средства управления установками пожаротушения, а также на приборы контроля и управления системой противодымной защиты, вентиляции и т. д.

В СП 5.13130.2009 обозначены здания и сооружения, которые необходимо оснащать автоматическими установками пожаротушения во всех помещениях, кроме санитарно-бытовых (санузлов, душевых, умывальных), вентиляционных камер, помещений категории В4 и Д по пожарной опасности и лестничных клеток.

При определении расхода огнетушащих веществ для подземных автостоянок высотой в два этажа, необходимо также руководствоваться значениями, изложенными в СП 5.13130.2009, но увеличенными в два раза.

В случае многоэтажной подземной автостоянки оросители автоматической установки водяного пожаротушения должны находиться в таких точках, чтобы автомобили орошались на каждом уровне.

Подземные автостоянки с количеством мест на 200 и меньше машин (кроме встроенных в здания класса Ф 1.4) должны дополнительно оснащаться системой информирования и управления выводом людей в безопасное место 3-его типа, а с числом мест более 200 – 4-ого типа.

В помещениях хранения автотранспорта подземных стоянок рядом с эвакуационными выходами должны находиться ручные пожарные извещатели и шкафы пожарных кранов.

Технические коридоры в зданиях подземной автостоянки закрытого типа должны быть оборудованы оросителями автоматической установки пожаротушения, так как само здание стоянки оснащается АУПТ.

    Здание кирпичное с внутренним каркасом шага колонн 7,2х6,6 м и 7,2х 6,0 м. Ширина проездов – 6,2 м. Рампа въезда-выезда монолитная. Кладка стен выполнена кирпичом с облицовкой красным лицевым керамическим кирпичом. Класс функциональной пожароопасности – Ф5.2. Степень огнестойкости - II. Категория по взрывопожарной и пожарной опасности – В. В здании отсутствуют помещения категории А по взрывоопасной и пожарной опасности по НПБ105-03. Кроме того, в соответствии с требованиям СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализации зданий» здания оборудуются противопожарным водопроводом с сетью применения пожарных кранов. С целью повышения уровня противопожарной защиты помещений и тушения возможных очагов горения на объекте также используются первичные средства пожаротушения - огнетушители. Класс возможного пожара в этом помещениях гаражного комплекса – В1 (горение жидких веществ, нерастворимых в воде (бензин, нефтепродукты). Исходя из характеристик корпуса, вида пожарной нагрузки и особенностей развития очага горения, проектом предусмотрена защита помещения с помощью автоматической системы пожарной сигнализации и пожаротушения. Она предназначена для автоматического выявления пожароопасной ситуации, формирования сигналов пожарной опасности, выдачи информации о наличии и месте возникновения пожароопасной ситуации, локальное включение модулей порошкового пожаротушения, подачи сигнала оповещения людей о пожаре и сигнала управления автоматикой. Проектируемая АУПП построена на основе ППКОП «ЗОНД-СИ» и включает себя комплекс технических средств состоящих из: пульта контроля и управления (далее ПКУ), прибора приемно-контрольного «ЗОНД-СИ» (далее ППКОП), модулей ШС (МШС8) на 8 направлений, релейных модулей МР8 на 8 направлений, включения модулей порошкового пожаротушения Тунгус-6, бесперебойного источника питания, дымовых пожарных извещателей, тепловых пожарных извещателей и ручных пожарных извещателей. В соответствии с СНиП 21-02-99* п. 6.32 для своевременного оповещения людей проектом предусмотрено проектирование системы оповещения и управление эвакуацией СОУЭ 3-го типа на базе блока речевого оповещения «Орфей». С целью раннего обнаружения пожара все этажи корпуса оборудуются АУПП, независимо от их назначения, с обеспечением круглосуточной работы пожарных извещателей, кроме помещений с мокрыми процессами (санузлов, моек, лестничных клеток). Во всех защищаемых боксах хранения автомобилей запроектированы извещатели, реагирующие на увеличение температуры окружающего воздуха. В состав системы АУПП входят:
  • приборы приемо-контрольные пожарной и охранной сигнализации и порошкового пожаротушения «ЗОНД-СИ»;
  • модуль шлейфовый сигнальный МШС8;
  • релейный модуль МР8;
  • бесперебойный источник питания постоянного тока ББП-20;
  • извещатели пожарные дымовые ИП212-41М (U пит. = 7,0…30В; I пот.деж. = 0,05мА) ;
  • извещатели пожарные тепловые ИП103-4/1 «МАК-1» с нормально замкнутыми контактами (Т сраб. = 64…76°С; I коммут. = 150мА; U коммут. = 30,0В);
  • извещатели пожарные ручные ИПР513-2 «Агат» (U пит. = 9…28В; I пот.деж. = 0,1мА);
  • световые указатели КОП-20 (U пит. = 10 …40В; I потр.св. = 20мА);
  • блок речевого оповещения БРО «Орфей» для трансляции предварительно записанных речевых сообщений в системах пожарной сигнализации;
  • звуковые оповещатели Орфей МА исп.1 – модуль акустический настенный.

В №2-2016 научно-технического журнала «Пожарная безопасность »
вышла статья главного специалиста по системам пожаротушения
проектно-конструкторского отдела ООО «ТЕХНОС -М+» Сергея Макарова
«Применение установок пожаротушения тонкораспыленной
водой для защиты подземной автостоянки»

На сегодняшний день стоянка это важный инфраструктурный элемент любого объекта – крупного магазина, административно-офисное здание, многоквартирный жилой дом. От вместительности парковки и других её характеристик в большой степени зависит стоимость этих объектов. Многие застройщики, чтобы добавить своим объектам конкурентные преимущества, существенно перевыполняют требования этих нормативов. При значительной стоимости земли в городской черте такую возможность чаще всего предоставляет устройство подземной парковки.

Плюсы подземных стоянок очевидны. Во-первых, подземные гаражи экономят территорию, поскольку могут быть размещены под существующими зданиями, дорогами и озеленением. Во-вторых, подземные стоянки, по сравнению с надземными, позволяют улучшить экологическую обстановку: выброс выхлопных газов производится через вентиляцию и в приземном слое их концентрация получается ниже. В третьих, возможно добиться существенного снижения потребления энергии на поддержание комфортной температуры внутри стоянки, т.к. температура воздуха под землёй круглогодично постоянна, и составляет 8-13°С.

Без сомнения, стоимость строительства подземных гаражей в полтора – два раза дороже, чем надземных. Но если учитывать возможность максимального использования площади под основную застройку: офисную, торговую, жилую – доходность которой гораздо выше, размещение под землей автомобильной парковки уже не выглядит экономически необоснованным. Поэтому подземная стоянка очень часто является оптимальным вариантом при застройке в центральной части города. Особенно актуален, а часто это единственно возможный вариант, подземный паркинг при строительстве в исторической части города.

Увеличение количества автомобилей, это сложившаяся тенденция. Рост числа личных автомобилей непременно вызовет и рост потребности в местах для парковки.

Кроме того, вместе с постоянным увеличением автомобильного парка страны и особенно автомобилей со значительным сроком эксплуатации, возрастает и число пожаров, связанных с автомобильным транспортом. Согласно статистике, за 2012 год во время пожаров было уничтожено 6050 и повреждено 17512 единиц автотракторной техники (АТТ) На следующий год число уничтоженных единиц АТТ составило уже 7980, а поврежденных – 22703. По данным МЧС РФ в 2014 году при пожарах число уничтоженных и поврежденных автотракторной техники возросло до 8372 и 22880 единиц соответственно.

Наиболее частые причины пожаров:

  • неисправности в электрической и топливной системах (искрение, протечки горюче-смазочных материалов, короткое замыкание и т.д.) – произошли из-за указанных неисправностей более 50% пожаров (общее число пожаров 657 за период 2001-2003 гг.),;
  • неосторожное обращение с огнем (18,5 %).
  • поджоги составляют около 12 % от общего числа пожаров на АТС.

Анализируя причины пожаров в АТС можно сделать вывод, что пожары, во-первых характеризуются своей быстротечностью. Это связано с тем, что при изготовлении и эксплуатации автомобилей применяется большое количество горюче-смазочных материалов (ГСМ), резинотехнических изделий, облицовочных, обивочных и изоляционных материалов.

Самая распространенная причина воспламенения ГСМ - перегрев ГСМ поступающим извне теплом. Перегрев может возникнуть при попадании на нагретые детали двигателя и его систем, отопителей, провода, нагретые токами перегрузки или токами короткого замыкания топлива или смазочных материалов. Возможны вспышка паро-воздушной смеси от открытого пламени и воспламенение топлива при нарушении правил пользования предпусковым подогревателем, сварочных работах вблизи топливного бака или топливопроводов, пламени спички, непотушенной сигареты

Кроме повышенной насыщенности легкогорючими материалами АТС, другим фактором, способствующим быстрому развитию пожара, является отсутствие конструктивных препятствий такому характеру протекания процесса горения, т.е. отсутствие каких-либо противопожарных преград между, салоном и моторным отсеком или салоном и багажным отделением. Дополнительно, следует учитывать и то, что интенсификация горения, до быстрого полного охвата автотранспортного средства огнём, может происходить и за счет моментального распространения пламени по поверхности топлива, вытекающего при нарушении герметичности топливной системы.

При очаге возгорания в моторном отсеке легкового автомобиля, находящегося на стоянке, пламя распространяется в объем салона через 8-10 минут. Полностью салон загорается через дополнительные 1-2 минуты. Потом автомобиль горит. Затем горит вытекающее топливо, которое вытекает из-за нарушения герметичности топливной системы. При возгорании в салоне автомобиля с открытыми окнами, остекление разрушается примерно через 6 минут.

В связи с относительно небольшими размерами автомобилей, высокой динамикой развития пожаров в АТС и, в случае если не принять активные меры по ограничению и ликвидации горения в начальной стадии развитие площади возгорания может произойти лавинообразно за счет возгорания соседних автомобилей.

Поэтому необходимость установки систем обеспечения пожарной безопасности на автостоянках и паркингах вполне обоснована, поскольку речь идет о повышенной пожарной опасности объектов как для людей, так и для материальных ценностей. Нормативы по проектированию данных систем для перечисленных объектов установлены в СНиП 21-02-99, СП 5.13130.2009, СП 1.13130.2009 и ряде других документов. Обязательность же установки системы автоматического пожаротушения автостоянок закрытого типа (подземных и надземных паркингов выше 2-х этажей) обозначена в частности в Постановлении Правительства РФ «О противопожарном режиме в РФ».

Автоматическое пожаротушение, согласно требованиям СП133.13130.2012 в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать в автостоянках закрытого типа:

  • подземных независимо от этажности;
  • надземных при двух этажах и более;
  • одноэтажных надземных I, II и III степеней огнестойкости площадью 7000 м2 и более, IV степени огнестойкости класса С0 площадью 3600 м2 и более, класса С1 - 2000 м2 и более, классов С2, С3 - 1000 м2 и более; при хранении автомобилей в этих зданиях в обособленных боксах (выделенных в соответствии с 6.2.2) - при количестве боксов более 5;
  • встроенных в здания другого назначения, за исключением указанных в СП 5.13130 ;
  • в помещениях для хранения автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов;
  • расположенных под мостами;
  • механизированных автостоянках;
  • пристраиваемых к зданиям другого назначения или встраиваемых в эти здания вместимостью не более 10 машино-мест.

В зависимости от характеристик объектов пожаротушения в соответствии с СП 5.13130.2009 для системы пожаротушения может быть выбран один из приведенных ниже типов огнетушащего вещества:

  • Автостоянки открытого типа (наземные автостоянки и паркинги): газовая или порошковая система пожаротушения .
  • Автостоянки закрытого типа (подземные паркинги и наземные автостоянки) при температуре в них выше нуля – тонкораспылительные, порошковые, водные системы пожаротушения.Механизированные автостоянки: водные системы пожаротушения .

Предприятие «Технос-М+» готово предложить оборудование, собственного производства, для нескольких типов систем пожаротушения парковок:

  • модули газового пожаротушения «Атака»;
  • модули пожаротушения тонкораспыленной водой МУПТВ «Атака-4»;
  • Установка пожаротушения тонкораспыленной водой агрегатного типа УПТРВ-Н-В-Атака.

Принцип пожаротушения тонкораспыленной водой

Тонкораспыленная вода (ТРВ) это – эффективное и экономичное средство тушения пожаров. Благодаря использованию в качестве огнетушащего вещества воды, подаваемой под высоким давлением, и получению капель величиной не более 100-150 микрон создается мелкодисперсный туман, который быстро насыщает защищаемый объем помещения, сокращая при этом концентрацию кислорода, значительно увеличивая эффективность пожаротушения при использовании минимального количества воды.

Кроме того, при испарении воды в зоне горения образуется пар, который на время препятствует газообмену продуктов горения с кислородом, а также участвует в снижении концентрации кислорода вблизи зоны горения.

Водяной туман, обладая высокой теплоемкостью и большой суммарной активной площадью поверхностей капель, резко снижает температуру в зоне пожара, прекращая химическую реакцию горения. Быстрое распыление и высокий охлаждающий эффект водяного тумана позволяют эвакуировать людей, находящихся в помещении, даже во время работы системы пожаротушения. Таким образом, вода, помимо охлаждения, реализует еще два механизма тушения: изоляцию и разбавление.

Преимущества модульных систем ТРВ:

  • безопасно, в качестве ОТВ используется пресная вода
  • низкая инерционность установки;
  • высокая дымоосаждающая способность, способствующая безопасной эвакуации людей;
  • минимальный расход воды;
  • тушение без причинения ущерба объекту защиты;
  • возможность тушения оборудования под напряжением;
  • пролонгированное действие - водяной туман стоит в помещении еще несколько минут после сработки системы, предотвращая повторные возгорания;
  • автономность от водопитающих сетей

Сравнение модульных установок ТРВ и традиционных спринклерных систем

Модульные установки ТРВ

Традиционные спринклерные системы

Средний расход воды, л/с·м 2

Время работы системы, мин.

не менее 60

Удельный объём воды на единицу площади за время работы системы л/м 2

Трубопроводные системы

Подводящие и распределительные трубопроводы.

Диаметры трубопроводов от 15мм до 32мм

Магистральные, подводящие и распределительные трубопроводы. Диаметры от 20мм до 108мм и выше

Зависимость от повода воды

Отсутствует

Необходимо 2 ввода от кольца городского водоснабжения

Инерционность, с

Не более 180

Площадь, защищаемая одним распылителем, м 2

Электрическая мощность, необходимая для работы системы, кВт

Площадь станции пожаротушения, м 2

Нет необходимости предусматривать специальное помещение

от 5 и выше

Области применения пожаротушения тонкораспыленной водой:

  • Ø Жилые помещения (гостиницы, общежития, индивидуальные дома).
  • Ø Публичные помещения и объекты культуры (театры, кинотеатры, стадионы, рестораны).
  • Ø Производственные помещения.
  • Ø Складские помещения.
  • Ø Архивы.
  • Ø Подземные автостоянки и объекты транспорта.

МУПТВ не должны применяться для тушения пожаров класса Д по ГОСТ 27331, а также химически активных веществ и материалов, в том числе:

Взрывоопасных при взаимодействии с водой (алюминийорганические соединения, щелочные металлы);

Разлагающихся при взаимодействии с водой с выделением горючих газов (литийорганические соединения, азид свинца, гидриды алюминия, цинка, магния);

Взаимодействующих с водой с сильным экзотермическим эффектом (серная кислота, хлорид титана, термит);

Самовозгорающихся веществ (гидросульфат натрия).

Типовые схемы распределительных трубопроводов

Согласно требованиям СП 5.13130-2009, все автостоянки должны быть оборудованы системой пожаротушения . Один из наиболее надежных способов – тушение тонкораспыленной водой. Однако он является одним из самых дорогостоящих и трудоёмких в монтаже. Поэтому чаще всего используется порошковое пожаротушение. Цена за оборудование и монтаж значительно меньше, а эффективность немногим уступает водяному пожаротушению.

В качестве средств, распыляющих порошок на зону горения, используют модули порошкового пожаротушения. Модуль порошкового пожаротушения (МПП) - устройство, в корпусе которого совмещены функции хранения и подачи огнетушащего порошка при воздействии исполнительного импульса на пусковой элемент.

Автоматические модули порошкового пожаротушения могут иметь режима пуска:

  • электрический;
  • термохимический (самосрабатывание);
  • механический;
  • комбинация вышеперечисленных методов.

Одним из больших преимуществ модулей порошкового пожаротушения является их функция самосрабатывания . Выглядит это следующим образом: при достижении поблизости от модуля температуры порядка 80 градусов происходит детонация пускателя, и баллон с порошком разрывается, распыляя огнетушащее средство под модулем.

В представленном типовом решении система порошкового пожаротушения паркинга выполнена с учётом норм пожарной безопасности и строительных норм и правил. Необходимо отметить, что решение соответствует обновленным требованиям СП 5.13130-2009 в области применения негорючего кабеля для линий связи, а также контроль целостности линий связи питания световых табло «Выход» и звуковых оповещателей. Пожарная инспекция особенно часто обращает внимание именно на эти два момента.

Ключевые преимущества данного решения:

  • Полное соответствие всем нормам пожарной безопасности. Проектное решение соответствует всем требованиям МЧС по Санкт-Петербургу.
  • Высокая огнетушащая способность порошка.
  • Мгновенная детонация и быстрое тушение пожара.
  • Возможность нормальной эксплуатации установки в зимнее и холодное время года (в отличие от водяного пожаротушения, которое может замерзнуть в трубах, что приведет к большим последствиям и выходу из строя всей системы).
  • Надёжность производителя.

Вкратце о составе порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством):

  • Прибор управления пожаротушением С2000-АСПТ– 1 шт.
  • Контрольно-пусковой блок С2000-КПБ – 2 шт.
  • Тепловой пожарный извещатель ИП 103-5/3 – 110 шт.
  • Ручной пожарный извещатель ИПР-3СУ – 9 шт.
  • Звуковая сирена «ТОН-1-С-24» - 10 шт.
  • Датчик охранный магнито-контактный ИО-102-14 – 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Выход» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Автоматика отключена» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, уходи!» - 2 шт.
  • Световое табло КОП-25 «Порошок, не входи!» - 2 шт.
  • Модуль порошкового пожаротушения МПП «Буран 8У» - 20 шт.

Для построения системы пожарной сигнализации и оповещения необходимо использовать только негорючий кабель , например, КПСЭнг(А)-FRLS 1х2х0,75 или аналогичный по характеристикам.

Электропитание установки рекомендуется выполнять с отдельного автоматического выключателя на 5А. Вся проводка должна выполняться только закрытым способом в штробах, кабель-каналах, гофрированной трубе или за подвесным потолком. Не рекомендуется закладывать кабель в стяжке пола, поскольку дальнейшее обслуживание или замена кабеля будет практически невозможна.

Принцип действия установки порошкового пожаротушения в паркинге.

Основное управление системой происходит при помощи прибора С2000-АСПТ .

Прибор приемно-контрольный и управления автоматическими средствами пожаротушения и оповещателями С2000-АСПТ предназначен для автономной или централизованной (в составе системы «Орион») противопожарной защиты объектов промышленного и гражданского назначения по одной зоне порошкового, аэрозольного или газового пожаротушения.

Прибор позволяет осуществлять:

Контроль состояния трех шлейфов пожарной сигнализации, цепи датчиков состояния дверей, цепи датчиков ручного пуска, цепи контроля выхода огнетушащего вещества (ОТВ), цепи исправности оборудования установки пожаротушения;
Контроль исправности цепей запуска на обрыв и короткое замыкание;
Настраиваемая временная задержка перед запуском средств пожаротушения, по отдельности для каждого режима, для автоматического запуска, для дистанционного (ручного) запуска;
Передача служебных и тревожных сообщений на сетевой контроллер (пульты «С2000», «С2000М», «С2000-КС», АРМ «Орион»);
Дистанционный запуск средств пожаротушения по команде от сетевого контроллера;
Ручной запуск средств пожаротушения от датчиков ручного запуска;
Ручной (с панели прибора) или дистанционный (командой от сетевого контроллера) сброс пожарной тревоги и режима запуска средств пожаротушения;
Автоматический запуск средств пожаротушения при срабатывании двух пожарных извещателей в одном либо в двух шлейфах сигнализации;
Включение звукового и светового пожарного оповещения (сирена, световые табло);
Контроль исправности цепей оповещателей на обрыв и короткое замыкание в выключенном и во включенном состоянии;
Управление технологическим оборудованием по любой из 22 внутренних программ управления (задвижки системы вентиляции в помещении и др.);
Блокировка автоматического пуска при открытии дверей в защищаемое помещение;
Включение (отключение) режима автоматического запуска при помощи электронных ключей Dallas Touch Memory;
Управление контрольно-пусковыми блоками «С2000-КПБ» (до 16 шт.);
Ограничение доступа к органам ручного управления на передней панели прибора (IV уровня доступа);
Механический замок на верхней крышке прибора;
Контроль вскрытия корпуса прибора;
Резервное электропитание от встроенной аккумуляторной батареи;
Контроль сетевого и резервного электропитания, отключение резервного питания при разряде аккумулятора;
Возможность тестирования и развитая диагностика работоспособности прибора с отображением состояния узлов прибора на 27 индикаторах;
Возможность индивидуального отключения зон или выходов прибора по желанию пользователя.

Кроме того, С2000-АСПТ полностью соответствует требованиям Европейского стандарта EN54-2 .

Пусковые цепи на модули порошкового пожаротушения подключаются к пусковым устройствам С2000-КПБ. Всего типовым решением предусмотрено 8 зон пожаротушения. Для каждой из зон предусмотрен ручной пуск дистанционно с поста охраны.

В качестве извещателей для обнаружения признаков пожара используются тепловые максимальные извещатели ИП 103-3/5. Тепловые извещатели позволяют значительно снизить риск случайного срабатывания системы из-за повышенной запыленности помещений, а также вследствие образования выхлопных газов от автомобилей, которые также могут привести к ложному срабатыванию.

В качестве модулей порошкового пожаротушения выбраны модули МПП «Буран 8У» . МПП используется в системах противопожарной защиты (автоматических установках порошкового пожаротушения), монтируемых в производственных, складских, бытовых и других помещениях. Модуль состоит из стального корпуса, заполненного порошком, газогенерирующего элемента с электрическим активатором, расположенных в корпусе, двух фланцев (верхнего и нижнего), разрывной мембраны и выпускного насадка. Разрывная мембрана плотно прижата к нижнему фланцу, к которому жестко крепится выпускной насадок. Верхний фланец служит для крепления газогенерирующего элемента с электрическим активатором и скобы крепления.

Модуль приводится в действие от импульса тока, который может вырабатываться:

Приборами приемно-контрольными пожарными и управления;
- кнопкой ручного пуска;
- автономными сигнально-пусковыми устройствами.

Срабатывание модуля осуществляется следующим образом: при подаче импульса тока на активатор происходит запуск газогенерирующего элемента с интенсивным газовыделением, что приводит к нарастанию давления внутри корпуса модуля, разрушению мембраны и выбросу огнетушащего порошка в зону горения.

Ориентировочная стоимость типового решения порошкового пожаротушения для паркинга (расчет выполнен для паркинга, рассчитанного на 50 машиномест и имеющего встроенный пост охраны с круглосуточным дежурством) на оборудовании ТД "Болид", включая оборудование, а также все монтажные и пуско-наладочные работы, будет составлять 280.000 руб. Срок выполнения проекта при условии предоставления полного фронта работ – 15 рабочих дней.

Мы готовы выполнить для вас также проект по порошковому пожаротушению паркинга . Стоимость рабочей документации ориентировочно будет составлять 45.000 руб. При заказе проект + монтаж оформление исполнительной документации – бесплатно !



Просмотров