Неприкосновенность жилища относится правам свободам. Правовое регулирование права на неприкосновенность жилища и формы его реализации

1.1 Неприкосновенность жилища: понятие, сущность и значение

Неприкосновенность жилища как одна из составляющих частной жизни определяет степень свободы жизни и свободы выбора, а искажение или неполное понимание смысла ставит под угрозу реализацию гражданином этой универсальной ценности.

Значение данного права трудно переоценить. Оно является одним из важнейших не только в российском праве, но и в праве международном, причем последнее во многом обусловливает содержание внутренних национальных норм. Праву на неприкосновенность жилища посвящены положения целого ряда основополагающих международных правовых актов. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., статья 12 которой провозглашает, что «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища... Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Аналогичную формулировку содержит в себе и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 17).

Кроме того, Российская Федерация совместно с другими странами, входящими в состав Содружества Независимых Государств, указала в Конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г. на то, что «каждый человек имеет право на уважение... его жилища» (п. 1 ст. 9). Однако есть установленные границы, за пределами которых это право может ограничиваться со стороны государственных органов. Сюда относятся случаи, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 9).

Немалую роль в толковании вышеуказанных норм играет Европейский суд по правам человека. В своих решениях он называет ограничения права на неприкосновенность жилища в правомерных целях объективно необходимыми условиями обеспечения справедливого баланса между интересами индивидуума и всего общества в целом, а необходимость их использования в каждом конкретном случае должна быть четко установлена.

Также Европейским судом была изложена позиция расширенного толкования терминов:

- «жилище», к которому он относит помимо жилых, еще и служебные помещения, учитывая невозможность четкого разграничения этих понятий. Такой подход предоставляет возможность правовой защиты по ст. 9 Конвенции лицам, чья профессиональная и непрофессиональная деятельность тесно переплетены;

- «вмешательство со стороны государственных органов» в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища, куда Европейский суд относит и традиционные формы ограничения (такие, как обыск), и ряд других форм (например, уничтожение силами безопасности страны жилых домов посредством их поджога или ввод в эксплуатацию предприятия по переработке отходов в непосредственной близости от жилища, вследствие чего оно было покинуто).


Как уже было сказано, такое вмешательство возможно, только если оно предусмотрено законом. Европейский суд в данном случае имеет в виду как писаное, так и неписаное право, причем право внутреннее, национальное, в составе которого учитываются и нормативные акты более низкой категории, чем закон, и сложившаяся судебная практика. Также Суд оперирует и таким понятием, как качество конкретного закона - это его доступность для заинтересованного лица, которое могло бы предвидеть последствия его применения в отношении себя, и непротиворечие закона принципу верховенства права.

Степень допустимого вмешательства со стороны государственных органов в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища должна быть соразмерна правомерным целям таких действий, конкретным интересам и ценностям. Это позволяет говорить об условиях необходимости в демократическом обществе конкретных способов ограничений этого права.

Российская Федерация является демократическим обществом, следовательно, эта норма, также как и все вышеперечисленные, в нашей стране должна соблюдаться. Но закрепление они теперь уже находят во внутринациональном законодательстве. Оно же их конкретизирует и развивает, отражая специфику российской действительности.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни, т.е. той области жизнедеятельности личности, которая находится вне сферы общественного и государственного интереса. Гражданину в нашей стране предоставляется возможность жить в соответствии со своими желаниями (не нарушая при этом закон) путем установления запрета на любые формы произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства или третьих лиц.

В Конституции - нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, - принцип неприкосновенности жилища закреплен в ст. 25. Он дублируется в отраслевом законодательстве - в ст. 3 ЖК РФ.

Эти нормы провозглашают: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан». Такое согласие должно быть ясно выражено, ведь речь идет о праве на обособление, уединение человека в занимаемом им и его близкими помещении, о тайне всего происходящего в жилище, в т.ч. и о тайне хранящихся в нем материалов (личные бумаги, дневники и др.).

Законность оснований на занимаемое жилое помещение должна быть подтверждена правоустанавливающими документами (свидетельство о праве собственности, договоры аренды, найма, субаренды, поднайма и т.д.), титулодержателями, должностными лицами и т.п.

Сами законные жильцы по собственной воле могут вселить в жилое помещение других граждан, и они, в свою очередь, также наделяются правом на неприкосновенность занятого помещения. При самовольном вселении, например в освободившуюся комнату в коммунальной квартире или в новый дом посторонних лиц, нарушенное право восстанавливается путем осуществления выселения, а виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Однако законно проживающие в жилище граждане не вправе препятствовать вселению других лиц, которые также имеют право на данное помещение. Действия последних по принудительному вселению и оказание им помощи в этом со стороны сотрудников правоохранительных органов не будет являться нарушением неприкосновенности жилища. Это же относится и к случаям воспрепятствования снаружи вхождению в жилое помещение граждан, проживающих в нем на законных основаниях (например, опечатывание дверей). С учетом конкретных обстоятельств это может быть расценено как превышение полномочий, самоуправство, нарушение права пользования или права собственности на жилище.

Нарушением права на неприкосновенность жилища будет являться и размещение в нем специальных технических средств для аудиовизуального наблюдения или временное использование для любых целей жилого помещения в отсутствие законного владельца или пользователя жилища.

Основываясь на решениях все того же Европейского суда по правам человека, это не только место жительства, но и место пребывания. В первом случае имеются в виду те помещения, где гражданин постоянно или преимущественно проживает - квартира, дом, комната, в т.ч. и специализированные помещения, такие, как общежитие, гостиница-приют, дом престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов, и др. Такое жилище может быть арендованным, государственным, муниципальным, служебным или на праве собственности. Во втором - место, где проживание носит временный характер и не является местом жительства, например санаторий, туристская база, дом отдыха, пансионат, кемпинг, дача, садовый домик, больница, другое подобное учреждение.

Все это - жилище. И только федеральным законом или на основе судебного решения его неприкосновенность может быть ограничена, а проникновение в жилище - признаваться допустимым. И то - в строго определенных целях при отсутствии согласия проживающих на законных основаниях лиц. Обратимся к конкретным нормам российского права, чтобы их обозначить.

В ЖК РФ указаны такие цели, как: спасение жизни граждан и (или) их имущества; обеспечение их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ст. 3).

Сотрудники органов федеральной службы безопасности также как и сотрудники полиции имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (ст. 13 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. предоставляет право судебному приставу-исполнителю в процессе исполнения требований исполнительного документа входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (но только с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава, а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без такого разрешения), накладывать арест на обнаруженное имущество, изымать его и передавать на хранение (п. 6, 7 ч. 1 ст. 64).

В целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя временное ограничение права на неприкосновенность жилища допускает и Конституция РФ (ст. 56), делая отсылку при этом к нормам Федерального конституционного закона. Здесь подразумевается Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» N 3-ФКЗ от 30 мая 2001 г., и прежде всего нормы статей 12 и 13. Они предусматривают случаи, когда в соответствии с введенным на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особым правовым режимом деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений такие ограничения являются необходимыми для устранения чрезвычайного положения, нормализации обстановки, стабилизации работы всей системы власти, восстановления законности и правопорядка. Причем единственным способом достижения указанных целей является применение таких чрезвычайных мер. В зависимости от конкретных обстоятельств это может быть досмотр жилища, временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Есть еще ряд «мероприятий», пусть и совершенно другого свойства, при проведении которых также ограничивается право на неприкосновенность жилища. Это, прежде всего, осмотр жилища, обыск и выемка. Два последних производятся только на основании судебного решения, а осмотр, помимо этого, допускается и при наличии выраженного согласия проживающих лиц. Об этом говорится в ст. 12 УПК РФ. А вот нормы статей 176 - 177, 180, 182 - 183 уже детально раскрывают содержание этих следственных действий. Что же они собой представляют?

Осмотр жилища заключается в визуальном наблюдении материальных объектов, находящихся внутри помещения и имеющих значение для уголовного дела, с последующей фиксацией их признаков с помощью протоколирования и применения технических средств. При обыске в жилище на основании достоверных данных отыскиваются и изымаются предметы и документы, имеющие доказательственное значение по делу. Выемка же производится, когда для обнаружения указанных предметов, документов, денег, других ценностей не требуется проведение поисков, они просто изымаются. Целью обыска может быть и обнаружение разыскиваемых лиц. Во всех случаях обязательно присутствие не менее чем двух понятых, которые удостоверяют факт производства следственного действия, его хода и результатов, ну и, конечно, самого лица, у которого производятся обыск или выемка, или совершеннолетних членов его семьи.

Обыск и выемка в случаях, не терпящих отлагательств, могут производиться и в ночное время, так же, как и сопровождаться принудительным вскрытием любых помещений, если владелец отказывается добровольно в них пустить. При этом имущество не должно повреждаться без необходимости. Но впадать в крайности все же недопустимо: «штурм» помещения не должен происходить, если это не вызвано реальной необходимостью. Следователь обязан обращаться с присутствующими лицами вежливо, не создавать опасности для их жизни и здоровья и уж тем более категорически запрещено запирать этих лиц в комнатах или иных помещениях. Однако следователь при наличии достаточных оснований вправе запретить им покидать помещение, общаться друг с другом или иными лицами, тем самым ограничивая их право на уединение, общение, на отдых и использование свободного времени по своему усмотрению.

И именно потому, что в данном случае ставятся под угрозу столь важные права и свободы человека, законодатель установил норму о необходимости получения судебного решения, прежде чем провести обыск, выемку или осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц.

Для этого следователь с согласия руководителя следственного органа выносит мотивированное постановление о производстве следственного действия, которое в течение 24 часов с момента получения единолично рассматривает судья соответствующего районного или военного суда. При этом в судебном заседании также вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель. Результаты рассмотрения оформляются постановлением судьи либо об отказе в производстве следственного действия с указанием мотивов отказа, либо о разрешении его производства (ч. 1 - 4 ст. 165 УПК РФ).

В последнем случае следователь прибывает в место проведения осмотра, обыска или выемки, знакомит проживающих лиц с судебным решением и предлагает им добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, если только в постановлении судьи речь идет не о визуальном осмотре. И только после этого он вправе приступить непосредственно к проведению следственного действия, ход и результаты которого протоколируются в соответствии со ст. 166 - 167 УПК РФ.

Но, как известно, из каждого правила есть исключение. Законодатель в ч. 5 ст. 165 УПК РФ предусмотрел ситуацию, когда производство осмотра жилища, обыска или выемки возможно и без получения судебного решения на основании лишь одного постановления следователя. Это исключительные случаи, не терпящие отлагательств. В качестве примера можно назвать наличие реальной опасности уничтожения искомых объектов или полученные сведения о продолжении преступных действий в жилище (слышны выстрелы, крики о помощи).

Однако это не означает отсутствие судебного контроля над законностью следственного действия. На следователя возлагается обязанность в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомить судью и прокурора об этом факте с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола для обоснования своего решения, а на судью - в тот же срок, но только с момента поступления материалов, проверить законность совершенных действий и вынести соответствующее постановление. Если оно обосновывает незаконность следственного действия, то доказательства признаются недопустимыми, как те, которые были получены при его проведении, так и основанные на них (например, заключение эксперта о непригодности к стрельбе оружия, полученного с нарушением закона).

Помимо следственных действий есть еще и оперативно-розыскные мероприятия. И они также на основании судебного решения могут ограничивать право на неприкосновенность жилища. Однако в данном случае необходимым условием является наличие следующей информации:

О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.).

Все эти данные вместе с мотивированным постановлением одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, передаются на рассмотрение судье по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Он обязан их принять и рассмотреть единолично и незамедлительно. Кроме того, судья вправе запросить и дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты рассмотрения судья облекает в форму постановления, в котором либо разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, либо отказывает в этом с указанием мотивов (в этом случае орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд).

Если разрешение все же было получено, то оно должно быть реализовано в течение шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении, при этом срок его действия исчисляется в сутках со дня вынесения.

Ну и, конечно же, статья 8 Федерального закона указывает, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении либо прекратить его.

Как мы видим, законодатель строго регламентировал все случаи ограничения права человека на неприкосновенность жилища. Но, кроме того, он вполне справедливо посчитал, что оставлять такое важнейшее благо личности без правовой охраны нецелесообразно, и предусмотрел специальные рычаги, которые как раз и обеспечивают эти конституционные гарантии. Конечно же, речь идет об уголовном законодательстве. В нем нарушение неприкосновенности жилища квалифицируется как преступление по ст. 139 УК РФ.

Если незаконное проникновение в жилище было совершено против воли проживающего в нем лица, то такое деяние наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 139 УК РФ).

Если помимо этого было применено насилие или угроза его применения, то - штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 2 ст. 139 УК РФ).

Ну и самое суровое наказание предусматривается, если все вышеперечисленное было совершено лицом с использованием своего служебного положения. Это может быть штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арест на срок от двух до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 3 ст. 139 УК РФ).

Здесь следует кое-что пояснить. Деяние будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 139 УК РФ, даже если в момент совершения умышленного незаконного проникновения владелец жилища в нем не находился (был в командировке, на лечении, на отдыхе), а впустить в жилище отказалось другое лицо, проживающее в нем на законном основании. Причем ответственность могут нести как органы власти, должностное лицо, так и лицо частное (например, соседи, знакомые), достигшие возраста 16 лет. При этом учитываются обстоятельства конкретного дела: если проникновение в чужое жилище было совершено по ошибке или недоразумению, то ответственность исключается.

Иногда, хоть действие и отвечает признакам ст. 139 УК РФ, но преступлением являться не будет, например если оно совершено в состоянии крайней необходимости без превышения ее пределов и преследовало целью устранение опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ч. 1 ст. 39 УК РФ). Сюда относятся действия пожарников, спасателей и т.п.

Применение насилия или угрозы его применения, сопутствующее проникновению в жилище, является основанием для привлечения к ответственности еще и по статьям УК о преступлениях против личности (например, причинение вреда здоровью различной степени тяжести).

Если целью проникновения в жилище было похищение находящегося в нем имущества (кража, грабеж, разбой), то нормы ст. 139 УК РФ не применяются, а деяние квалифицируется соответственно по п. «б» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК РФ.

Помимо уголовного законодательства пострадавшее лицо может руководствоваться и нормами Гражданского кодекса в части компенсации морального и иного причиненного вреда (гл. 59 ГК РФ).

Но даже наличие в законодательстве всех этих положений об ответственности не останавливает определенных лиц от совершения правонарушения. Пожалуй, наиболее негативную оценку можно дать подобному поведению со стороны представителей власти - сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников системы исполнения наказания, должностных лиц тех или иных государственных органов и т.д. Их противоправные действия, как никакие другие, подрывают авторитет государства, служб, на которые возложены важнейшие обязанности - по охране общественного порядка и поддержанию законности.

Право на неприкосновенность жилища имеет очень тесную связь с недопустимостью произвольного лишения жилища. Ч. 4 ст. 3 ЖК РФ гласит: «Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг...» Исключение - случаи, предусмотренные самим Жилищным кодексом и другими федеральными законами, где устанавливают основания, порядок и условия выселения.

В соответствии с ними выселяться могут граждане, право пользования жилым помещением которых прекращено, или которые нарушают правила пользования жилым помещением (используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилыми помещениями, допуская его разрушение), поднаниматели и вселенные совместно с ними граждане, временные жильцы, наниматели и члены их семей, занимающие помещение по договору социального найма (например, граждане, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным, или в случае невнесения платы за жилое помещение или коммунальные услуги в течение более шести месяцев), жильцы специализированных жилых помещений и др.

1.2 Конституционные, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности жилища

Важнейшим конституционным правом человека и гражданина является право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). За незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, предусмотрена ответственность по ст. 139 УК РФ. Судебная практика последнего десятилетия показывает значительный рост числа лиц, осужденных за совершение данного преступления. Так, например, в 1997 г. в РФ по ст. 139 УК РФ всего было осуждено 1007 человек, а в 2011 г. - 9085 человек. Темпы прироста числа осужденных за указанный период времени составили 802%. В 2012 г. число осужденных по данной статье УК незначительно снизилось до уровня 8186 человек, что в целом соответствует общей тенденции сокращения преступности, которая наблюдается в России несколько последних лет (с 2007 г.).

Следует также сказать, что ежегодно примерно 20% нарушений неприкосновенности жилища совершается в совокупности с другими, как правило, более тяжкими преступлениями: убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилованием, похищением человека. В этих случаях нарушение неприкосновенности жилища не является конечной целью, а совершается попутно для облегчения планируемого преступления, т.к. для этого необходимо проникнуть в жилище. В 2012 г. 525 человек были осуждены за совершение этого преступления с применением насилия или угрозой его применения (ч. 2 ст. 139 УК), а 13 человек - с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК).

Среди причин, вызывающих рост числа этих преступлений в настоящее время, можно назвать: общее снижение правовой культуры граждан, неуважительное отношение к правам и свободам других лиц, обесценивание межличностных отношений, правовую безграмотность и правовой нигилизм. Как показывает судебная практика, многие лица, привлеченные к ответственности, плохо понимают, что совершают преступление, вторгаясь в чужое жилище, например, к должникам с целью возврата долга, во время бытовых ссор, в процессе выяснения отношений между бывшими супругами, знакомыми и по другим, как им кажется, «уважительным причинам».

Я. в состоянии алкогольного опьянения пришел к дому, в котором проживала потерпевшая. На требование открыть дверь она ответила отказом. Полагая, что в доме находится его должник, с которым он намеревался обсудить вопрос возврата долга, Я. разбил окно и проник в жилище. Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ.

К., будучи в состоянии алкогольного опьянения, решил проникнуть в жилище О., чтобы поговорить с ней. С этой целью он стал громко стучать в дверь ее квартиры. Потерпевшая отказалась пустить К. в свое жилище. Продолжая свои действия, он разбил стекло и через оконный проем незаконно проник в квартиру. Действия К. были квалифицированы по ч. 1 ст. 139 УК РФ.

В деятельности правоохранительных органов и судебной практике встал вопрос о том, какие помещения следует считать жилищем человека.

Понятие «жилище» применительно к составу хищения личного имущества граждан было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» и в этой части не утратило своей актуальности в настоящее время. В п. 9 Постановления сказано, что жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).

В первоначальной редакции ст. 139 УК РФ понятие жилища законодателем не раскрывалось. Федеральным законом от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» ст. 139 УК РФ была дополнена примечанием, в котором было дано законодательное определение жилища. В этой и других статьях УК (ст. ст. 158, 161, 162) под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Следует сказать, что Европейский суд по правам человека расширительно толкует понятие «жилище», признавая таковым и служебную недвижимость. По одному из дел Суд отметил, что не всегда можно провести четкое разграничение между жильем и офисом, т.к. можно заниматься делами, которые не относятся к профессиональной сфере, в офисе или коммерческих служебных помещениях. При таких обстоятельствах служебная недвижимость подпадает под защиту ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Внимание к проблемам уголовно-правовой защиты конституционного права граждан на неприкосновенность жилища со стороны ученых-юристов не ослабевает. В последнее время появились работы, в которых обосновывается необходимость совершенствования редакции ст. 139 УК РФ.

Так, Л.Г. Мачковский отмечает, что в практике правоприменительных органов возникают затруднения в тех случаях, когда лицом совершается незаконное проникновение в жилище, в котором отсутствуют проживающие лица (находятся на работе, в отпуске и т.п.). Сомнительно квалифицировать такие действия как проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, т.к. это лицо отсутствует в жилище.

В связи с этим предлагается словосочетание «против воли проживающего в нем лица» исключить из диспозиции ч. 1 ст. 139 УК РФ.

А.В. Серебренникова, проводя сравнительное исследование ст. 139 УК РФ с аналогичными нормами уголовного законодательства Германии, отмечает, что в уголовном законодательстве этой страны предусмотрена ответственность не только за проникновение, совершенное против воли, но помимо воли проживающего лица. Если бы подобное было и в ст. 139 УК РФ, то на практике таких проблем не возникало.

Способ незаконного проникновения в жилище может быть любым и не оказывает влияния на квалификацию деяния. А.Н. Красиков справедливо отмечает, что «преступным будет проникновение в жилище не только в тех случаях, когда открыто игнорируется согласие, но также если оно осуществляется путем обмана, например путем предъявления подложного документа на проведение обыска».

Эта точка зрения соответствует сложившейся судебной практике. Так, Люблинским районным судом г. Москвы Ж. осужден по ч. 1 ст. 139 и ч. 2 ст. 131 УК РФ. Представившись сотрудником милиции, он незаконно проник в квартиру Б., где совершил изнасилование.

Как уже было отмечено, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 139 УК РФ, наступает, если проникновение в жилище было незаконным. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ проникновение в жилище считается незаконным, если оно совершено против воли проживающих в нем лиц. Разрешается беспрепятственное проникновение в жилище в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами или на основании судебного решения.

Наиболее распространенной является ситуация, когда проживающие лица находятся в жилище и ясно дают понять, что возражают против вхождения в него. Проникновение в жилище при таких обстоятельствах является незаконным и должно влечь ответственность по ст. 139 УК РФ.

Нередки случаи, когда лицо на законных основаниях входит в жилище, но в последующем отказывается его покинуть по требованию проживающего лица. Содержат ли такие действия состав рассматриваемого преступления? Очевидно, что нет, т.к. отсутствует общественно опасное деяние - незаконное проникновение в жилище. Кстати, в законодательстве некоторых государств (например, ФРГ, Швейцарии, Болгарии) предусмотрена уголовная ответственность за подобные действия. Так, по ст. 123 УК ФРГ наступает ответственность не только за незаконное проникновение в квартиру, торговое или охраняемое помещение, но и за то, что лицо «не выполняет настоятельную просьбу уполномоченного лица покинуть данное помещение». Деяние в форме бездействия, состоящее в отказе покинуть жилище, представляет меньшую общественную опасность, чем незаконное проникновение в него. Оставлять его вовсе безнаказанным, по нашему мнению, нельзя. В связи с этим целесообразно как минимум ввести административную ответственность за отказ покинуть жилище по требованию проживающего лица.

Например, А.С. Курманов предлагает дополнить КоАП РФ ст. 5.58 «Нарушение неприкосновенности жилища» в следующей редакции: «Незаконный отказ покинуть жилище по требованию проживающего лица влечет наложение...».

Из общего правила, содержащего запрет на проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, Конституция РФ делает два исключения. Беспрепятственное проникновение в жилище возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании решения суда. Фактически речь идет только о случаях, предусмотренных федеральными законами. Суд может разрешить проникновение в жилище только на основании федерального закона. В частности, давая разрешение следователю на производство обыска или выемки в жилище, суд руководствуется правилами, предусмотренными УПК РФ. В Российской Федерации действует ряд таких законов.

Среди них можно выделить Законы: от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации» (п. 12 ст. 30), от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (ст. 6), от 03.04.1995 «О Федеральной службе безопасности» (ст. 9), от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 9), от 27.05.1996 «О государственной охране» (ст. 15), от 06.02.1997 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24), от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении» (ст. 12), от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (п. 11 ч. 3 ст. 11), от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (п. 6 ч. 1 ст. 64), от 07.02.2011 «О полиции» (ст. 15).

Так, в соответствии со ст. 15 Закона «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые и иные помещения, земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Закон РФ «О милиции», который утратил силу в связи с принятием ФЗ «О полиции», в качестве одного из оснований разрешал сотрудникам милиции проникновение в жилище при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В новом Законе полномочия сотрудников полиции расширены и они получили право беспрепятственно проникать в жилище не только во время преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, но и во всех случаях, когда имеются основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Сотрудник полиции обязан уведомить проживающих лиц об основаниях проникновения, за исключением случаев, когда промедление может создать угрозу жизни или здоровью граждан, сотрудников полиции или повлечь иные тяжкие последствия. Совершая проникновение в жилище, он должен использовать для этого безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу. Закон предоставляет право при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилище. В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона для разрушения запирающих устройств может применяться огнестрельное оружие.

О каждом случае проникновения в жилище помимо воли находящихся там граждан сотрудник полиции в течение 24 часов обязан письменно уведомить прокурора и представить рапорт своему непосредственному начальнику. В этот же срок о факте проникновения в жилище уведомляются проживающие в нем лица или собственник жилого помещения, если проникновение было осуществлено в их отсутствие.

В ст. 16 Закона «О полиции» предусмотрена возможность оцепления (блокирования) жилых помещений. Это мероприятие может проводиться для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

Необходимость проникновения в чужое жилище нередко возникает при расследовании уголовных дел. Это связано с производством различных следственных действий в жилище человека.

В УПК РФ неприкосновенность жилища закреплена в качестве принципа уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 12 УПК осмотр жилища возможен без судебного разрешения, если против его производства не возражают проживающие в нем лица. Обыск и выемка в жилище во всех случаях должны производиться на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены и без судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК).

В процессе расследования уголовных дел может возникнуть необходимость производства не только осмотра, обыска или выемки в жилище, но и других следственных действий, например, допроса, наложения ареста на имущество, получения образцов для сравнительного исследования. Уголовно-процессуальный закон не дает ответа на вопрос, как поступать в случаях, если против производства указанных следственных действий в жилище возражают проживающие в нем лица. Думается, что в подобных ситуациях дознавателю или следователю следует руководствоваться ч. 1 ст. 12 УПК и, получив отказ от проживающих лиц, совершать проникновение в жилище только на основании судебного решения.

Подводя итог, можно сказать, что Конституция РФ, действующее законодательство защищают право каждого человека на неприкосновенность его жилища. Наличие ст. 139 в УК РФ в значительной мере сдерживает рост числа нарушений данного вида, которых могло бы быть гораздо больше при ее отсутствии. При этом законодательство современной России в части охраны неприкосновенности жилища требует дальнейшего совершенствования. В целом проблема неприкосновенности жилища не может быть решена только правовыми средствами. Для достижения этой цели необходимо, чтобы у большинства граждан сформировалась высокая правовая культура, концентрированным выражением которой является уважительное отношение к правам и свободам других лиц.

Неприкосновенность жилища Согласно статье 25 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 ЖК РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных ЖК РФ целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения. Право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни (ст. 151 ГК РФ). Право на неприкосновенность жилища является одним из важнейших в международном праве и закреплено во многих международных правовых актах. Так, согласно ст. 12 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, "никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища". Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 года предусматривает, что не должно быть никакого вмешательства со стороны государственных органов в пользовании этим правом, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц. Согласно статье 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, никто не может подвергаться произвольным или незаконным посягательствам на неприкосновенность жилища. Законодательством предусмотрены основания и порядок ограничения принципа неприкосновенности жилища. Согласно ст. 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Согласно статье 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции", сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилье и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участи, осматривать их при наличии данных полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках. Согласно пункту "з" ст. 13 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", органам федеральной службы безопасности предоставлено право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан. Федеральные органы государственной охраны в целях осуществления государственной охраны имеют право: беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности при пресечении преступлений, создающих угрозу безопасности объектов государственной охраны, а также при преследовании лиц, подозреваемых в совершении таких преступлений, если промедление может создать реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны. Обо всех случаях вхождения в жилые и иные помещения против воли проживающих в них граждан федеральные органы государственной охраны уведомляют прокурора в течение 24 часов*(131). В соответствии с частью 1 ст. 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 165 УПК РФ от 18 декабря 2001 года N 174-ФЗ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения*(132). Обыск и выемка в жилище в соответствие с ч. 2 ст. 12 УПК РФ могут производиться на основании судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 165 УПК РФ. В исключительных случаях, когда производство осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, а также личного обыска не терпит отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены на основании постановления следователя без получения судебного решения. В этом случае следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомляет судью и прокурора о производстве следственного действия. К уведомлению прилагаются копии постановления о производстве следственного действия и протокола следственного действия для проверки законности решения о его производстве. Получив указанное уведомление, судья в течение 24 часов проверяет законность произведенного следственного действия и выносит постановление о его законности или незаконности. Если судья признает произведенное следственное действие незаконным, все доказательства, полученные в ходе такого следственного действия, признаются недопустимыми. Понятие "проживающие в жилище на законных основаниях граждане" включает в себя лиц, имеющих или право пользования на законном основании, т.е. при наличии документов, подтверждающих аренду, наем, поднаем жилого помещения и пр. Лица, занимающие противоправно (самовольное заселение построенного жилого дома без ордера, заселение без соответствующего разрешения освободившейся комнаты в коммунальной квартире, и т.п.), не имеют право на реализацию предусмотренных комментируемой статьей прав. Незаконным проникновением следует считать не только вхождение в жилище, но и размещение в нем специальных технических средств для аудиовизуального наблюдения, выселение гражданина из законно занимаемого им помещения, временное использование для любых целей жилого помещения в отсутствии владельца или пользователя жилища, и т.п. Норма статьи 139 УК РФ предусматривает следующую ответственность за нарушение неприкосновенности жилища: 1) незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, наказывается штрафом в размере от 40 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3-х месяцев. 2) то же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, - наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до 2-х лет. 3) деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются штрафом в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2-х лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 2-х до 5-ти лет, либо арестом на срок от 2-х до 4-хмесяцев, либо лишением свободы на срок до 3-х лет. Кроме мер уголовно-правовой ответственности к нарушителю могут быть применены гражданско-правовые санкции, в частности, компенсация морального и иного причиненного вреда. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 13 "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации "при рассмотрении вопросов о необходимости проникновения в жилище обязывает Верховные суды республик, краевые, областные суды, Московский и Санкт-Петербургский городской суд, суд автономной области и автономных округов, военные суды округов, групп войск, флотов и видов Вооруженных Сил принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд. Районные (городские) народные суды, военные суды армий, флотилий, соединений и гарнизонов не могут отказать в рассмотрении таких материалов в случае представления их в эти суды. Указанные материалы представляются судье уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством и Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации". По результатам рассмотрения материалов судьей выносится мотивированное постановление о разрешении провести оперативно-розыскные или следственные действия, связанные с проникновением в жилище, либо об отказе в этом. Если судья не дал разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд. Прекращение права собственности на жилое помещение предусмотрено п. 2 ч. 1 ст. 446 ГПК РФ в случае, если жилое помещение (его части) для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, но при этом представляет собой предмет ипотеки. Определение оснований, порядка и условий выселения граждан из жилых помещений находится в компетенции органов государственной власти Российской Федерации. В частности, условия и порядок выселения гражданина, право пользования жилым помещением которого прекращено или который нарушает правила пользования жилым помещением, предусмотрено ст. 35 ЖК РФ, поднанимателя и вселенных совместно с поднанимателем граждан - ч. 4 ст. 79 ЖК РФ, временных жильцов - ч. 5 ст. 80 ЖК РФ, нанимателя и членов его семьи, занимаемых помещение по договору социального найма, - ст. 84-91 ЖК РФ, - ст. 103 ЖК РФ, выселение бывшего члена жилищного кооператива - ст. 133 ЖК РФ (см. комментарии к указанным статьям). Ограничения права пользования жилым помещением предусмотрены ст. 56 Конституции Российской Федерации, а также нормами ст. 12 и 13 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении". В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, в том числе , которое не относится к числу прав, не подлежащих ограничению.

Жилищная энциклопедия. - М.: Гарант . Л. Ю. Грудцына . 2008 .

Смотреть что такое "Неприкосновенность жилища" в других словарях:

    Неприкосновенность жилища - осмотр жилища может производиться только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а обыск и выемка в жилище на основании судебного решения, но за исключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 165 УПК России … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

    Неприкосновенность жилища - (англ the sanctity/inviolability of the home) конституционный принцип, а также субъективное право граждан, обеспечивающие охрану жилища от несанкционированного вторжения. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ* никто не вправе проникать в жилище … Энциклопедия права

    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА Юридический словарь

    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - конституционное право граждан. Означает, что никто не может войти в жилище гражданина. Допускается только в случаях, предусмотренных законом или на основании судебного решения … Большой Энциклопедический словарь

    Неприкосновенность жилища - конституционное право граждан. Означает, что никто не может войти в жилище гражданина. Допускается только в случаях, предусмотренных законом или на основании судебного решения. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА - одно из основных конституционных личных прав человека. Н.ж. означает, что никто не должен проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Главная конституционная гарантия Н.ж. заключается в том, что обыск может производиться только на… … Юридическая энциклопедия

    неприкосновенность жилища - конституционное право граждан. Означает, что никто не может войти в жилище гражданина. Допускается только в случаях, предусмотренных законом, или на основании судебного решения. * * * НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ ЖИЛИЩА,… … Энциклопедический словарь

    неприкосновенность жилища - одно из основных конституционных личных прав человека. Означает, что никто не должен проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Главная конституционная гарантия Н.ж. заключается в том, что обыски могут производиться только на основании … Большой юридический словарь

Конституцией РФ гарантируется право граждан на неприкосновенность жилища и иных владений. В чем суть данного права и как на практике оно реализуется?

Понятие неприкосновенности жилища

Одним из прав человека, которые гарантируются Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ, является право на неприкосновенность жилища. Это означает, что никто не имеет права войти в жилище без согласия людей, на законных основаниях проживающих в нем.

Жильем признается любое помещение, которое по всем санитарным нормам подходит для проживания в нем людей. Это может быть комната в общежитии, частный дом, гостиничный номер, квартира. Гараж, подсобное помещение, обустроенный сарай не могут считаться жилищем, однако в определенных случаях даже купе в вагоне поезда, которое закрывается изнутри, может быть признано жилищем.

Требование Конституции РФ распространяется на жилище, а также на все документы и предметы, находящиеся в нем.

Если нарушено право на неприкосновенность жилища, то есть, произошло незаконное вторжение в жилье, совершенное против воли проживающих в данном жилище лиц, то это является преступлением против констутиционных прав и свобод гражданина, и считается уголовно наказуемым.

Ограничение неприкосновенности жилища

Законодательством предусмотрены порядок и основания, когда ограничивается право на неприкосновенность жилища. Так, согласно федеральным законам, сотрудники органов федеральной службы имеют право беспрепятственно войти в жилище гражданина, осматривать его в случае наличия оснований полагать, что там совершено или в данный момент совершается преступление, при обеспечении государственной, общественной и личной безопасности граждан при катастрофах, стихийных бедствиях, эпидемиях, авариях и массовых беспорядках, а также в случае преследования лиц, которые подозреваются в совершении преступлений, если промедление ставит под угрозу здоровье и жизнь граждан.

Об ограничении конституционных прав гражданина и проникновении в его жилье без его согласия федеральные органы должны в течение суток уведомить прокурора.

Во всех остальных случаях обыск и выемка по уголовному делу может производиться только с согласия граждан, проживающих в жилище. Если нет согласия граждан, проживающих в жилище, на проведение оперативных мероприятий, обыск может осуществляться только с санкции прокурора на основании решения суда.

В отдельных случаях, когда обыск не терпит отлагательств, обыск может осуществляться без санкции прокурора лишь на основании постановления следователя. В таких случаях следователь должен в течение 24 часов уведомить судью и прокурора о проведении следственного действия.

Статьей 139 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища:

  1. За вторжение в жилое помещение и другие частные владения против воли граждан, проживающих в нем, предусмотрен штраф в размере более 40 000 рублей, либо обязательные работы на срок до 180 часов, либо работы исправительные на срок до 1-го года, либо арест до 3-х месяцев.
  2. За то же деяние, но осуществленное с применением насилия, - штраф до 200 000 рублей, либо ограничение свободы на срок до 2-х лет.
  3. За те же деяния, но с использованием своего служебного положения - штраф в размере 100-300 тысяч рублей, либо лишение свободы в течение трех лет, либо арест на срок до четырех месяцев, либо запрет занимать должность на срок до пяти лет.

Выселение из жилого помещения

Неприкосновенность жилья неразрывно связана с принципом недопустимости произвольного выселения из жилища. Согласно данному принципу, никто не может быть выселен из жилья иначе как по основаниям, предусмотренным федеральными законами или Жилищным кодексом РФ.

Жилищным кодексом РФ предусмотрены некоторые основания, по которым граждане могут быть выселены. Выселяться могут граждане, у которых право пользования помещением прекращено, либо которые нарушают правила пользования жилым помещением. Могут быть выселены поднаниматели и вселенные вместе с ними граждане, наниматели и члены их семьи, занимающие помещение по договору социального найма и др.

Стоит отметить, что в современном обществе преобладает юридическая неграмотность, и граждане просто не знают своих элементарных прав либо способов, как их защитить. Поэтому, когда нарушено право на неприкосновенность жилища, лучше получить юридическую консультацию профессионалов, специализирующихся в области жилищного права.

После принятия Основного закона в 1993 году, провозгласившего, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, также было установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются, прежде всего, обязанностью российского государства. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы не только Конституцией РФ, но, также и общепризнанными принципами и нормами международного права. Таким образом, отображение в Основном законе вышеназванных положений, с одной стороны, служит своего рода подтверждением включения России в мировое сообщество, а с другой,- оно призвано оказывать стимулирующее воздействие на законотворческий процесс, касающийся закрепления обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и такого важнейшего права, как право на неприкосновенность жилища.

В основных международных актах - Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), а также Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.), анализируемое право выделяется особо.

После того, как Россия вступила в Совет Европы, на нее автоматически были наложены дополнительные обязательства, касающиеся строгого соблюдения Конвенций, относящихся к защите личных прав и свобод человека, в том числе и права на неприкосновенность жилища. Таким образом, перед Министерством юстиции РФ и Президентом РФ в 1999 г. встала задача о приведении действующего законодательства в соответствие с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, отдельно существовала оговорка о необходимости уточнения норм Уголовного Кодекса Российской Федерации, относящихся к ответственности за посягательство на неприкосновенность жилища, потому что государство не просто должно выступать гарантом данного права, но также и должно обеспечивать его действенную защиту всеми доступными средствами, поскольку рассматриваемое право является существенной составляющей индивидуальной свободы каждого человека.

Юридическое значение при закреплении гарантий, касающихся свободы личности заключается в том, что, законодатель уже на официальном уровне признает строго определенные отношения между личностью, государством и обществом, а также непосредственно определяет правовой статус личности.

Анализируемое конституционное право зачастую порождает многообразные взаимосвязи в обществе, участниками которых являются различные субъекты права. Поэтому появляется объективная необходимость в правовом регулировании отношений, касающихся реализации данного права.

Правовое регулирование данных отношений в настоящее время осуществляется нормами нескольких отраслей отечественного права. Например, сюда следует отнести нормы административного, гражданского, жилищного, уголовного, уголовно-процессуального права. Но важнейшую роль в правовом регулировании рассматриваемых отношений, касающихся неприкосновенности жилища, играет, конечно же, конституционное право.

Представляется, что отнюдь не все отношения, которые обеспечивают конституционное право, касающееся неприкосновенности жилища, находят свое отражение в сфере регулирования правоотношений. Кроме того, они наполняются нормативным содержанием только в той степени, в какой имеется необходимость для обеспечения свободы человека, который находится в жилище, а также в целях восстановления нарушенного конституционного права при помощи привлечения виновных к ответственности. Другими словами, многие составляющие данного конституционного права сегодня все еще остаются вне поля зрения законодателя.

При раскрытии нормативного содержания рассматриваемого конституционного права принципиальную важность имеет четкое и правильное понимание понятия «неприкосновенность». Если исходить из буквального толкования, то он означает: «нельзя трогать, или охраняемый от любого посягательства извне, а также от кого-нибудь, защищенный от любых посягательств и от кого-либо».

Данный смысл заложен и в понятии «неприкосновенность жилища». «Термин «неприкосновенность» (как личности, так и жилища), - говорит С.Н. Наумов, - наполнен гуманизмом и очень глубоким содержанием, а также оно тражает недопустимость неправомерных посягательств на личные права человека».

Кроме того, неприкосновенность жилища - это, прежде всего, строго определенное социальное благо. Его смысл состоит в том, что в жилище имеются условия для уединения, а также пребывания в кругу семьи близких людей в целях восстановления физических и духовных сил и т.д.

Хотелось бы отметить, что в юридической литературе достаточно широко обсуждаются те вопросы, которые относятся к юридической природе конституционных прав и обязанностей. Некоторые авторы не принимают во внимание их субъективный характер, анализируя конституционные права как одни из элементов правоспособности.

Но, тем не менее, данная точка зрения зачастую подвергается критике со стороны многих ученых - правоведов в области теории права. Хотелось бы обратить внимание на то, что правоспособность - это отвлеченная способность человека быть носителем прав и юридических обязанностей, а право, в свою очередь, - это определенная возможность пользования конкретным социальным благом. «Правоспособность, - говорит Е.В. Затворницкая, - очень часто отличается от любого права человека, так как является предпосылкой, а, следовательно, она, прежде всего, нечто первичное, которое предшествует праву, т.е. это условное правообладание. Изначально, законодатель признает за всеми людьми способность быть носителями прав и обязанностей и осуществлять их при определенных условиях».

Провозглашая конституционные права и обязанности в качестве одной из составляющих правоспособности человека, сторонники этой концепции пытаются доказать то, что данные права являются своего рода принадлежностью всем и никому, а могут стать принадлежностью человека лишь в том случае, если он вступит в определенное правовое отношение. В целях доказательства отсутствия субъективной составляющей конституционных прав, им приписываются определенные особенности правоспособности, в результате чего они объявляются ее элементами. Кроме того, социальный смысл и юридическая природа правовой способности и конституционных прав и обязанностей являются различными. Это две отдельные составляющие правового статуса личности, каждая из которых наделена характерными особенностями, собственной, только ей присущей юридической природой, которая является следствием их социального и политического назначения.

Однако здесь необходимо отметить: безличных прав не существует вообще. При характеристике конституционных прав человека в качестве субъективных, необходимо обязательно обращать внимание на характерное обстоятельство, которое заключается в том, что анализируемые права принадлежат любому гражданину. Субъективность гарантируемых конституционных прав заключается в том, что они являются принадлежностью не только всем людям вообще, но также и каждому гражданину в отдельности.

Хотелось бы согласиться с мнением О.В. Фирсова, который указывает, что конституционные права и обязанности «это действительные (а не вымышленные) права, так как они гарантируют каждому человеку возможность пользоваться социальными, материальными и духовными благами. Устанавливая важнейшие права и обязанности, нормы Основного закона в тоже время указывают на вероятное и социально- обусловленное поведение».

Здесь хотелось бы обратить внимание на вопрос о субъекте, т.е. о том лице, кто является обладателем права на неприкосновенность жилища. Основной закон в качестве данного субъекта называет российских граждан. Таким образом, анализируемое конституционное право является всеобщим.

Кроме того, в ч.3 ст. 62 Конституции РФ говорится о том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им по закону личных, имущественных, семейных и иных прав. Неприкосновенность жилища как раз и относится к правам, которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются наравне с российскими гражданами.

Также хотелось бы отметить, что в соответствии с международным законодательством российское государство должно обеспечивать право на жилище и его неприкосновенность в отношении тех лиц, которые относятся к дипломатическому корпусу. Это касается, прежде всего, ст.22 Венской Конвенции о дипломатических отношениях 1961 г.

Законодательная форма осуществления конституционного права на жилище - это нормы гражданского законодательства, регулирующие разнообразные имущественные отношения, которые складываются по поводу жилых помещений. Сюда также входят нормы Жилищного Кодекса РФ, которые регламентируют порядок предоставления и пользования жильем в домах жилого государственного фонда, жилищно-строительных кооперативов и других общественных организаций.

Правосубъектная форма осуществления данного конституционного права является определенным элементом содержания правоспособности граждан, являющейся, в свою очередь, юридической предпосылкой для возникновения, изменения и прекращения жилищных правоотношений.

Здесь будет достаточным указания на ст.9 ГК РФ, раскрывающей содержание правоспособности граждан и прямо указывающей на то, что на основании закона они вправе пользоваться жилыми помещениями. Кроме того, часть 1 ст.7 ЖК РФ говорит о том, что граждане РФ наделены правом на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Итак, обращаясь к последней из указанных форм осуществления рассматриваемого конституционного права, хотелось бы отметить, что это определенное субъективное имущественное право на определенное жилое помещение, являющееся одной из составляющих содержания конкретного гражданского и жилищного правоотношения. Система форм реализации конституционного права на неприкосновенность жилища в принципе идентична той, которая очерчена применительно к праву на жилище. В связи с этим указанные формы реализации права на неприкосновенность жилища наполняются особым содержанием.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъекту рассматриваемого конституционного права противостоит юридическая обязанность, которая заключается в том, что кто бы то ни было не вправе нарушать субъективное право лица на неприкосновенность его жилища. Следовательно, в рассматриваемом аспекте характеристики юридической природы анализируемого конституционного права можно сказать, что данное право признается абсолютным, а его осуществление предполагает обязанность других лиц воздерживаться от каких - либо посягательств на него, т.е. не вторгаться в жилое помещение против воли субъекта данного права. Итак, эта обязанность лежит на гражданах, а также представителях органов власти государства.

Кроме того, рассматриваемое конституционное право самым тесным образом связано с иными личными правами. Сюда следует отнести, прежде всего, право на личную неприкосновенность. Данное право не может быть, например, обеспечено, если жилое помещение гражданина не защищено от произвольного вторжения других лиц.

Право на неприкосновенность жилища очень тесно связано именно с правом граждан на жилище. Т.е. право на жилище и право на его неприкосновенность - это два правомочия, которые являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми. Кроме того, данные правомочия являются составляющими необходимых и жизненно важных социальных благ каждого человека. Т.е. нельзя говорить о неприкосновенности жилища, если право на него не будет признаваться.

Частная собственность нуждается в соответствующей защите, но далеко не всегда ее владелец может постоять за себя и дать отпор злоумышленникам. В такой ситуации поможет закон о неприкосновенности жилища. В нем четко указано, что без разрешения владельца ни одно лицо не имеет права заходить в помещения, даже если это сотрудники правоохранительных органов (за редким исключением). Рассмотрим подробнее особенности этого запрета.

История неприкосновенности

Первые идеи о запрете вмешательства в личную жизнь возникли еще во времена буржуазной революции в Европе. Официально такое право было зафиксировано в законах Франции, позднее такое понятие стало международным и было принято в СССР («по наследству» перейдя России). Интересен тот факт, что в США такого понятия, как частная жизнь или личная собственность, фактически отсутствует. Безусловно, нечто подобное все равно существует, но исходит не из действующего законодательства, а из судебных прецедентов. С каждым годом эти права постепенно модернизируются, чтобы лучше соответствовать изменениям в мире. Во многих странах мира закон о неприкосновенности жилища, если он вообще существует, фактически не играет никакой роли. Государственные структуры, в случае если это необходимо, могут игнорировать это право, что вполне логично, особенно при поиске опасных преступников.

Понятие

Ст. 25 Конституции РФ «О неприкосновенности жилища» не дает четкого определения того, что же подразумевается под таким помещением. Однако такие данные указаны в ФЗ №26. Так, под жилищем понимается частный дом, со всеми включенными туда как жилыми, так и нежилыми помещениями. Квартиры также относятся к этому определению, собственно, как и любая другая постройка, в которой можно хотя бы временно проживать. Таким образом, право на неприкосновенность жилища относится практически к любым помещениям. Исключения могут составлять нежилые строения, но и то лишь в некоторых случаях.

Следует помнить, что ни одно место жительства, даже предназначенное для этого, но имеющее функцию передвижения, не получает защиты от этого закона. Например, можно привлечь к ответственности за проникновение в частный дом или квартиру, но не в купе поезда, каюту корабля, дом на колесах и так далее. Все они относятся к транспортным средствам и правила там регулируются совершенно по-другому.

Что такое неприкосновенность жилища

Определение достаточно простое. Закон о неприкосновенности жилища подразумевает тот факт, что никто не имеет права любым способом проникать в помещение, если на то нет разрешение его владельца или иного лица, которое имеет право на проживание в нем. Лишь в некоторых случаях может срабатывать исключение, если это предусматривается решениями суда или же отдельными нормами федеральных законов. Однако даже такие ситуации должны строго регламентироваться и документироваться в установленные сроки (они могут изменяться в зависимости от возникших условий).

Наказание за нарушение

Право на неприкосновенность жилища также подразумевает и возможные виды штрафов или иных форм взысканий. Если проникновение произошло без разрешения жильца/владельца, без особых отягчающих условий, то наказание может быть реализовано как в денежном эквиваленте, так и в виде принудительных работы или даже ареста. Так, лицо, нарушившее неприкосновенность жилища, ответственность за которое несет другой человек, обязано выплатить сумму до 40 000 рублей. Если заработная плата не позволяет производить такие платежи, то общий объем выплат может составить оплату за 3 месяца работы злоумышленника. В качестве альтернативы может применяться наказание в виде обязательных работ на 15 суток, ареста на 3 месяца или же исправительного труда сроком до 1 года. Но и это еще не все.

Если проникновение произошло с использованием угроз или даже насилия, то штраф значительно увеличивается, вплоть до 200 000 рублей (или оплаты за работу сроком в 18 месяцев). Альтернатива тоже есть - исправительный или принудительный труд на 2 года, а еще один вариант - арест на тот же самый срок.

Возможные исключения из общего правила

Статья 139 УК РФ не освещает вопросы касательного того, при каких условиях проникновение все же может совершаться. Но об этом уже говорит ст. 25 Конституции РФ. Там дана четка отсылка на закон «О полиции», подразумевающая возможность входа сотрудников правоохранительных органов в следующих ситуациях:

  • При необходимости установить обстоятельства произошедшего несчастного случая.
  • Когда нужно пресечь совершающееся преступление.
  • В том случае, если возникает необходимость задержать лиц, потенциально возможно виновных в преступлениях.
  • Для обеспечения должного уровня безопасности любых граждан, общественности, при чрезвычайной ситуации или беспорядках.

Каждый раз, когда возникает необходимость воспользоваться перечисленными выше возможностями, собственник и/или жильцы помещения, куда произошло проникновение, обязаны быть поставлены в известность не позднее суток. Разумеется, при условии, что их не было на месте в этот момент. В любом случае важно наличие специального судебного решения, без которого осуществлять такие действия сотрудник полиции не имеет права. Единственный вариант, когда даже оно не требуется - при необходимости принимать решение и исправлять ситуацию прямо сейчас. В таком случае суд необходимо уведомить не позже суток с момента происшествия. Например, полицейский видит потенциального самоубийцу.

Если у него есть такая возможность, то он имеет право проникнуть в его жилище и предотвратить попытку суицида. Также если группа преступников, преследуемая правоохранительными органами, захватывает какое-то жилое помещение, полиция имеет полное право немедленно начинать штурм, не дожидаясь разрешения владельцев или решения суда. Разумеется, если такая срочность действительно целесообразна.

Служебное положение и наказание

Если же сотрудник полиции все же воспользовался своим статусом и незаконно проник в помещение, он также будет оштрафован. Закон о неприкосновенности жилища подразумевает наказание в виде суммы размером до 300 000 рублей (или заработной платы за 2 года). Как и во всех остальных случаях, есть и альтернативные меры:

  • Лишение свободы на 3 года.
  • Арест на 4 месяца.
  • Принудительная работа на 3 года.
  • Запрет занимать должность сроком до 5 лет.

Таким образом, даже сотрудники полиции не могут воспользоваться своим служебным положением, а если все же решат это сделать, наказание будет вполне ощутимым.

Субъект

Согласно существующему принципу неприкосновенности жилища, нарушителем считается любое физическое лицо, при условии что оно вменяемое и достигло возраста 16 лет. Оно должно прекрасно представлять себе суть производимых действий, а также тот факт, что они являются противозаконными и в конечном итоге могут привести к наказанию. Особенно применимо это к ситуациям, связанным с насилием или угрозой его применения, не говоря уже об использовании служебного положения.

В том случае, если виновник действительно окажется неадекватным человеком, который просто не способен отвечать за свои действия и при этом абсолютно не понимает сути проблемы, к нему может быть проявлено снисхождение. Штраф будет уменьшен, как и альтернативные сроки наказания. Некоторые преступники пытаются воспользоваться этой особенностью и выдают себя за неадекватных, но медицина вполне способна выдать действительно правильный диагноз. Так что даже если действительно больной гражданин, не понимая, что именно он делает, выполняет работу в пользу преступной группировки, они все равно получат наказание в полном объеме. А вот их "инструмент", скорее всего, отделается легким штрафом.

Потерпевший

Право на неприкосновенность жилища, которое определяет статья 139 УК РФ, подразумевает наличие пострадавшей стороны. Это и есть потерпевший. Он характеризуется как лицо, которое получило право на использование (или в собственность) помещения. Это не обязательно должен быть собственник, ведь все то же самое распространяется и на арендующих граждан, вне зависимости от того, какой именно документ дает такое право. Кроме того, потерпевшей стороной по умолчанию считаются абсолютно все, что находились в момент проникновения, люди, как постоянно там обитающие, так и попавшие туда с разрешения или ведома владельцев/жильцов, при условии, что злоумышленники применяли угрозы или насилие.

Способ проникновения

У каждого есть право на частную жизнь - неприкосновенность жилища. И не важно, как оно было нарушено, каким образом попал внутрь преступник. Это может быть как простое проникновение через дверь с угрозами или насилием, а также скрытный вход через окно или любые другие проемы. Понятие неприкосновенности жилища охватывает весь спектр возможных действий злоумышленников, опираясь не на способ, а на фактический результат, исходя из которого уже и будет применяться наказание.

Таким образом, преступник может зайти в квартиру через дверь, выломать стену или разбить окно, но во всех случаях это будет классифицироваться как проникновение. В законе специально не указаны все варианты возможного входа в помещение, так как учесть абсолютно все невозможно. И не нужно.

Насилие или угрозы

Преступник получит максимальный срок или максимальный штраф в том случае, если он не просто специально пытается проникнуть в помещение, но делает это запугивая жильцов или нанося им телесные повреждения. Принцип неприкосновенности жилища напрямую связывает масштаб нанесенного ущерба и ответственность за него. Так, насилие квалифицируется как прямое воздействие на жертву, нанесение ей ударов или других типов повреждений. Угрозы, в свою очередь, это запугивание потерпевшего. Они могут выражаться как в словесной форме, так и быть просто замахами, способными дать понять, что сейчас будет нанесена травма. Следует помнить, что помимо ответственности за проникновение в жилище, нанесший травмы также нарушает ст. 111, 112 и 119 УК РФ, тем самым только ухудшая свое положение.

Вывод

Исходя из всего сказанного выше, можно сделать определенные выводы. И первым из них является тот, что конституционное право на неприкосновенность жилища в нашей стране продумано достаточно неплохо. С одной стороны, обычные граждане защищены как от злоумышленников, так и произвола правоохранительных органов. С другой - полиция все же имеет возможность игнорировать такие правила при весьма разумных условиях, направленных на стабилизацию обстановки, поиск преступников, пресечение возможных проблем, спасения жизни и так далее. Подобным могут похвастаться лишь некоторые страны.



Просмотров