Название примет пусть оно от того. Средневековая германия. уголовное право

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе.
6 класс.
2016 - 2017 учебный год.
Знание текстов художественных произведений.
По приведенным отрывкам определите произведение и автора.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
«Прибежала девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на черного похожа. Видно, что дочь. Тоже глаза черные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса».
« При мысли о своем одиночестве я заплакал, но, вспомнив, что слезы никогда не прекращают несчастий, решил продолжать свой путь и во что бы то ни стало добраться до разбитого судна..»Максимальное количество баллов – 6.
Блиц – опрос.
1.Назовите имя великого русского поэта, откликнувшегося на гибель А. С. Пушкина стихотворением «Смерть Поэта» и сосланного за это на Кавказ.
2. Что дал король подземных жителей Алеше?
3. Назовите имя девушки, полюбившейся немому Герасиму.
4. Как начинаются русские народные сказки?
5. Назовите имя героя, в сердце которого попал осколок дьявольского зеркала.

Историко – литературные задания.
1. Крылов А. Федор Иванович
2. Жуковский Б. Иван Андреевич
3. Гоголь В. Лев Николаевич
4. Тургенев Г. Николай Васильевич
5. Тютчев Д. Иван Сергеевич
6. Толстой Е. Василий Андреевич


1. «… он устроил ее себе сам, по своему вкусу; соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках. Истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее - не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика стул на трех ножках…»
« – На боте! Э-эй, на боте! Остановитесь! Заблудился я! Э-эй! Дяденьки! Кто там живой? Э-эй, штурвальный!»
«.. Я остановился у входа, пораженный невиданным зрелищем. Две струи света резко лились сверху, выделяясь полосами на теменном фоне стен,; свет этот проходил в два окна…, стены были сложены из камня.
Под окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся».

С именами каких русских писателей связаны эти места:
Москва, Тарханы, Кавказ.
Москва, Царскосельский лицей, Михайловское.
Архангельская губерния, Москва, Московский университет.
Ясная Поляна, Москва, Кавказ.
Орел, Спасское – Лутовиново, Московский университет.
Максимальное количество баллов – 5
Знание теории литературы.

«Вот на другой день и пошел туда Данилушко. Горка хоть небольшая, а крутенькая. С одной стороны и вовсе как срезано. Глядельце тут первосортное. Все пласты видно, лучше некуда»
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
2.Соотнесите термины и определения.
1. Фольклор А. Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
2. Баллада Б.Устное народное творчество.
3. Сказка В. Стихотворение в основе которого чаще всего лежит историческое событие, предание с острым, напряженным концом.
4.Кульминация Г. .Основная мысль художественного произведения.
5.Идея Д. Момент наивысшего напряжения в художественном произведении.
Максимальное количество баллов – 5.
Определите, какими средствами выразительности являются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень» выделенные слова: олицетворением, эпитетом, сравнением, метафорой.
Полдень.

Лениво катится река,

Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан

Литература и другие виды искусства.

За каждый ответ – 1 балл.
Творческое задание.
«Проба пера»
Напишите сочинение – миниатюру на тему: « Мой город в будущем». Эта тема позволит вам помечтать и пофантазировать. Смелее! Не ограничивайте свое воображение. Но не забудьте, что вы пишете художественное произведение: обращайте внимание на образность и речь.
Максимальный балл – 10.

ОТВЕТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
I. Знание текстов художественных произведений.
1. «Бородино» - М. Ю. Лермонтов.
2. «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой.
3. «Робинзон Крузо» Даниель Дефо.
Максимальное количество баллов – 6.
Блиц – опрос.
М. Ю. Лермонтов
Семечко
Татьяна.
«В некотором царстве, в некотором государстве…»
Кай.
Максимальное количество баллов -5.
II. Историко - литературные задания.
1. Соедините стрелками фамилии писателей и поэтов с их полными именами.
Крылов Иван Андреевич.
Жуковский Василий Андреевич
Гоголь Николай Васильевич
Тургенев Иван Сергеевич
Тютчев Федор Иванович
Толстой Лев Николаевич
Максимальное количество баллов -6.
2. Назовите место, где происходит действие, укажите название произведения и автора.
1. Каморка Герасима. «Муму» И. С. Тургенев.
2. Берег реки Енисей. «Васюткино озеро» В. П. Астафьев.
3. Подземелье, склеп. «В дурном обществе» В. Г. Короленко.
Максимальное количество баллов – 9.
3. С именами каких русских писателей связаны эти места:
1.Москва, Тарханы, Кавказ – М. Ю. Лермонтов.
2.Москва, Царскосельский лицей, Михайловское – А. С. Пушкин.
3.Архангельская губерния, Москва, Московский университет – М. В. Ломоносов
4.Ясная Поляна, Москва, Кавказ – Л. Н. Толстой.
5. Орел, Спасское – Лутовиново, Московский университет –И. С. Тургенев.
Максимальное количество баллов – 4
Знание теории литературы.
Назовите жанр произведений, из которых приведены отрывки.
Сказ
Басня
Максимальное количество баллов – 2.
2. 2.Соотнесите термины и определения.
1 – Б; 2 – В; 3-А; 4 – Д; 5-Г.
3. Определите, каким средством выразительности являются в стихотворении Ф.И.Тютчева «Полдень» выделенные слова: олицетворением, эпитетом, сравнением, метафорой.
Полдень.
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
И всю природу, как туман,
Дремота жаркая объемлет,
И сам теперь великий Пан
В пещере нимф покойно дремлет.
«Дышит (полдень)» - олицетворение, «мглистый» - эпитет, « как туман» - сравнение, «лениво катится река, лениво тают облака, природу дремота жаркая объемлет» - метафоры.По 1 баллу за каждый правильный ответ.
Максимальное количество баллов- 6.
IV. Литература и другие виды искусства.
Назовите фамилии русских художников, проиллюстрировавших сказку «Царевна – Лягушка».
И. Билибин, В Васнецов
Максимальное количество баллов- 2.
V. «Проба пера»
При оценке творческой работы учитывается:
глубина и самостоятельность в раскрытии темы: понимание проблемы, заявленной в теме работы, объяснение её смысла, аргументация своей позиции; самостоятельность суждений; владение знаниями по истории и теории литературы и умение применять их при создании текста; отсутствие фактических недочётов, искажающих смысл текста (0–2 балла);
композиционная стройность, логичность, последовательность изложения: логическая связь частей работы, последовательное и логичное доказательство основной мысли работы, стройность композиции сочинения (0–2 балла);
оправданная образность языка и оригинальность стиля: владение разнообразной лексикой и синтаксическими конструкциями; соответствие лексики и синтаксиса избранному жанру и стилю изложения; яркость, образность языка и эстетический вкус автора; оправданная оригинальность авторского подхода к раскрытию темы (0–2 балла);
эстетический вкус, соответствие содержания и языковых средств жанру сочинения: построение высказывания в единстве формы и содержания по законам определённого жанра, соответствие структуры текста научному, художественному или публицистическому стилю; личностное отношение к проблеме и соответствующее замыслу речевое оформление, эмоциональность стиля без излишнего пафоса, стилевое единство и однородность (0–2 балла);
соблюдение речевых норм: ясное и чёткое выражение мыслей, присутствие в работе не более 1–2 речевых недочётов (0–2 балла).
Творческая работа оценивается в 10 баллов. Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.
Максимальное количество баллов за всю работу – 50.


Средневековая Германия

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало » 1 .

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.

Сборник состоит из ^ 2ух крупных раз­делов :


  1. Земского права (Ландрехта, 3 книги)

  2. Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).

ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .

Свободные делились на:


  • благород­ных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,

  • и неблагородных .
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает.

Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:


  1. шеффенские люди (участвовали в суде епископа),

  2. чиншевики (заседа­ли в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)

  3. и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):

Наёмные бойцы (судебный поединок),

Дети наёмных бойцов,

Актеры,

Все незаконнорожденные,

Осужденные за кражу / грабеж,

Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.

Несво­бодные люди делились на:


  • крепостных

  • и зависимых людей (холопов ), кото­рые:
▪ несли денежные повинности,

▪ платили чинш,

▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.

Самый желаемый ста­тус - статус свободы .

Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .

Кроме того, Земское право регулировало нормы:

Государственного,

Имущественного,

Семейного,

Наследственного,

Уголовного права,

Уголовного процесса,

Которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .

В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской влас­ти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоста­вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ­начен духовный, императору - светский. Папе предназна­чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера­тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна­чит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается » 2 .

ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :


  • порядок получения, держания и утра­ты ленов,

  • обсуждает виды ленов, в том числе городских,

  • и особен­ности ленного быта и нравов.

^ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Ленное право было основой всех имуществен­ных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще оп­ределялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных 3 земель.

^ Не являлись субъектами ленного права:

Духовенство,

Женщины,

Кре­стьяне,

Незаконнорожденные дети,

Лица, лишенные своего статуса

Соответствен­но, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.

^ Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.

Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,

Обязаться оказывать «уважение»,

Участвовать в суде сеньора

И нести службу,

Однако право жестко ограничи­вало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только ^ 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требова­ли согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .

^ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Собственнические права имели свои ограничения .

1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.

2) Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».

Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньори­альные права на эти земли.

ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось вла­дение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился соб­ственником.

^ Владение признавалось и за женщинами . Счита­лось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она са­ма («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии огра­ничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наслед­ства вследствие греха их предков ».

Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .

СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).

^ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вре­да (ЗП кн.2 ст.38, 40, 47, 48), гораздо меньше внимания привлекают обязательства из договоров , что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений .

Обязательства в феодальном праве делились на:

- ленные

- чиншевые

Т.к. 2 основные формы землевладения: лен и чинш .

ЛЕННОЕ обязательство – это обязательство вассала по отношению к сеньору.

У ленника было 3 обязанности :


  1. верность,

  2. служба

  3. уча­стие в феодальной курии сеньора.

У сеньора перед ленником так­же были определенные обязанности:


  • не обременять чрезмерной службой,

  • не отказывать ему в правосудии,

  • не переводить в более низкий ранг,

  • не лишать лена бесправным способом и др.

Основа ленной системы - договор о верности между гос­подином и вассалом . Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).

Невыполнение обязательств влекло за собой потерю чести в судебном порядке .

^ ЗЕМСКОМУ ПРАВУ известны договоры:

Купли-продажи,

Хранения,

Личного найма,

Аренды,

Поручительства

Подробно проработаны договоры личного найма .

Господин мог расторгнуть договор со слугой досрочно, при этом будучи обязан заплатить ему за отработанное время. Если же слуга по своей инициативе досрочно уходил от господина, то обязан уплатить господину сумму своего жалования, а уже полученное вернуть в 2-ном размере (за исключением случаев, когда расторжение договора по инициативе работника было вызвано женитьбой последнего, либо наложением на него обязанностей опекуна.

Пропажу имущества слуги без его вины, происшедшую на работе, хозяин должен возместить ущерб.

^ Способы обеспечения обязательств :

Поручительство,

Присяга.

Недействительность обязательств :

Если оно дано под принуждением . Если обещание было дано под страхом причинения вреда жизни или здоровью, то давший его освобождался от ответственности.

Если оно дано захваченным в плен человеком.

^ СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права.

В области семейно-наследственных отношений самым харак­терным было положение о том, что


  • при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа ,

  • а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы ,

  • и были соответственно ограничены в правах наследования (см. ниже).

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти (ЗП кн.1 ст.31 §§1,2), но распоряжался им один муж , жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой, а до этого момента все ее имущество находилось во владении мужа на правах опеки .

Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа .

Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться ».

В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым на­значением , например «утренний дар» (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни (ЗП кн.1 ст.20 §1). Для него существовал особый порядок использования в случае прекращения брака.

Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа (ЗП кн.1 ст.21 §2). Предусматривалась также «продуктовая доля» , устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства (ЗП кн.1 ст.24 §2).

^ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗЕМСКОМУ ПРАВУ:

ЗП в ст.6 §1 кн.1 дает определение понятию «наследство» - это все, что человек оставляет после себя из своего имущества.

ЗП ст. 6 §2 кн.1: «тот, кто принимает наследство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости движимого имущества», за исключением обязательств из деликтов (влияние РЧП).

Правила земского права требовали, чтобы все сыновья были вознаграждены из общей суммы наследства (в отличие от ленного права).


  • уроды,

  • карлики,

  • дети-калеки 4 .
(по­скольку на них не могли быть возложены военно-служилые обязан­ности). Ближайшие родственники должны взять на себя попечение о них.

Кроме того, права ребенка могут быть оспорены :

Если он родился раньше положенного срока, после заключения брака (§1 ст.36 ЗП кн.1),

Если он родился позже положенного срока после смерти мужа (§2 ст.36 ЗП кн.1)

Ограничения наследственных прав:

В ЗП кн.1, ст.17 говорится: «Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства».

В ст.37 кн.1 ЗП также сказано, что тот, кто открыто прелюбодействует с чужой женой или изнасилует женщину или девушку, тот, если даже он и женится на ней, никогда не получит от нее законных детей (!!!). Т.о. дети не будут равны по статусу своему отцу, а значит, не смогут претендовать и на его наследство.

^ НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЛЕННОМУ ПРАВУ:

В отличие от Земского права, Ленное право предусматривало принцип единонаследования (ПРИНЦИП МАЙОРАТА). Лен отца переходил старшему сыну, но это правило не распространялось на земское право , где все сыновья призывались к наследованию.

^ Лишенными права на получение лена и на защиту по ленно­му праву были следующие категории лиц 5 :

- клирики,

- женщины,

- крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки),

- купцы ,

А также «лишенные прав» ,

- «все нерыцар­ского звания» со стороны отца и их предков.

В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился само­властным собственником.

Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу - в этих случаях права собственности так­же охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность опреде­лялась возрастом от 12 до 24 лет ) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.

^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Хотя в статьях 13, 14, 16, 32 кн.2 ЗП в достаточно изложены виды преступлений и наказаний за них, в Саксонском Зерцале тем не менее не приводится четкой классификации преступлений (ЗП кн.2 ст.13). Однако, учитывая и общеимперское законодательство, можно выделить следующие категории преступлений :

1) нарушение земского мира :

- нарушения привилегий церкви (неповиновение церковным властям, неуважение духовных лиц, еретичество и т. п.),

- нарушения императорских привилегий (незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество, мятежи), а также использование в год «земского мира» своего кулачного права, грабежи на больших дорогах и вблизи городов.

2) злодеяния:

Умышленные убийства

Поджоги

Грабежи

Отравления

Колдовство

3) проступки – прочие преступления (напр., если кто-то рубит дрова, косит траву, ловит рыбу в местах, принадлежащих другому → штраф в размере 3 шиллинга (ЗП кн.2 ст.28 §1,2))

За преступления, отнесенные к категории «злодеяния» и некоторые преступления из разряда «нарушение мира» обычно предусматривалась смертная казнь в квалифицированной форме :

Повешение,

Отсечение головы,

Сожжение на костре,

Колесование (как правило, за преднамеренные преступления).

Практико­вались также:


  • выкалывание глаз,

  • посажение на кол,

  • сдирание кожи,

  • зака­пывание живьем в землю (за преступления «против Его Величества»)
и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Суровые наказания влекло покушение на собственность . Мелкая кража (на сумму менее 3-х шиллингов) влекла по Саксонскому Зерцалу потерю чести и прав + телесное наказание (побои и выстригание волос) 6 .

За крупную кражу полагалось повешение. Причем ночного вора дозволялось безнаказанно убить на месте.

Предусматривалось также наказание за укрывательство (штраф → ЗП кн.3 ст.23)

+ Должностные преступления (судья) → ЗП кн.2 ст.13 §8: «Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник . Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием ».

За проступки назначались телесные наказания и штрафы .

Уклонившийся от суда объявлялся находящимся «под подозрением» . В некоторых случаях он подвергался «королевской опале» и если продолжал скрываться больше 1 года, то в его адрес объявлялась «высшая опала». Такой человек лишался всех прав, в том числе имущественных и семейных. Очиститься от опалы можно было только путем явки в суд.

Среди наказаний упоминается вергельд и указываются его размеры (ЗП кн.3 ст. 45).

Саксонское Зерцало знает также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

^ Обстоятельства смягчающие наказание:

Беременность женщины-преступницы (ЗП кн.3 ст.3),

Слабоумие и сумасшествие (там же),

Необходимая оборона, и если убивший скрылся с места преступления (ЗП кн.2 ст.14 → к уплате высшего вергельда, но не к смертной казни).

^ Отягчающие вину обстоятельства:

Размер украденного,

Ночное время совершения преступления,

Клятвопреступничество (изобличенному в судебном поединке → смертная казнь).

^ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс носил состязательный характер . Судья (граф) только руководил процедурой рассмотрения спора в качестве председательствующего, но сам в вынесении решения не участвовал.

«Проект» решения выносили судебные заседатели (шеффены – в земском суде, вассалы – в ленном суде и т.д.). Недовольная сторона оспаривала этот «проект». Затем судебные заседатели голосовали, после чего выносилось окончательное решение суда.

Германскому праву было известно обжалование судебного приговора в вышестоящий суд. Высшей инстанцией являлся королевский суд.

+ ^ 4 уважительных причины для неявки в суд (ЗП кн.2 ст.7):

Болезнь,

Служба Богу за пределами страны,

Имперская служба.

Доказательства:

1) свидетельские показания,

2) очистительная присяга (+ клятва соприсяжников),

3) судебный поединок (ЗП кн.1 ст.63).

В некоторых случаях очистительная присяга освобождала от обязательств или обвинений. Зачастую вместе с испытуемым присягали и соприсяжники – 2-6 человек.

ЗП кн.1 ст.39 – не могут очистить себя присягой: лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в грабеже или краже.

К ним применялся ордалий → 3 возможности на выбор:

Испытание раскаленным железом,

Кипящей водой (опустить руку по локоть в котел с кипящей водой),

Судебный поединок.

Предусматривалась возможность нанять вместо себя бойца для судебного поединка. Ответственность наемного бойца за поражение на поединке → отсечение руки.

Постепенно ордалии перестают применяться в гражданских спорах. К ним прибегали только в делах о нарушении мира, причинении телесных повреждений (нанесении ран), и преступлениях, совершенных с применением насилия (грабеж).

1 пер. Дембо

2 Теория 2-ух мечей приводится в Саксонском Зерцале как выражение идеи равноправия папы и императора в противовес притязаниям папства на всемирное господство над светскими властями.

3 ЛЕН (т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку моне­ты, виноградники, судебный лен (право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штра­фы), городской лен (такой лен­ник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязы­вался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями) и пр.

4 СЗ, Земское право кн.1 ст.4

5 ст. 4 гл.1 Ленрехта

6 СЗ, ЗП кн.2 ст. 13 §1.

Юридическое: «Саксонское Зерцало»

Саксонское Зерцало и саксонское ленное право. Иллюминированный манускрипт XIV века / Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. 14. Jh. Cod. 3.1 Aug. 2°, 199. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.

Все иллюстрации – из рукописи Cod. 3.1 Aug. 2° , изготовленной между 1348 и 1362/71 годами, озаглавленной «Саксонское Зерцало и саксонское ленное право» /Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht, хранящейся в Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel /Библиотеке герцога Августа в городе Вольфенбюттель , что в Нижней Саксонии, Германия.

Разумным сделать не смогу
Я всех людей сегодня
И праву всех не научу
Без благости господней.
Кто, не поняв меня, за то

Ругать начнет мое ученье,
Пусть знает - это неумно:
Считать неловкому пловцу
Виною многоводную реку,
А не свое уменье...

3.

Der Sachsenspiegel und das sächsische Lehnrecht. Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 51. 14. Jh. Pergament. 35 × 27 cm. Herzog August Bibliothek Wolfenbüttel.

А право наше с давних пор
От предков перешло.
Не хочет этого понять,
И только то, что им дано

Нам хочет навязать.
Ну что ж, так надобно узнать,
Кто этот муж и каково
Его действительно лицо?
Затем проверка здесь нужна,

Чтоб не было бы нам вреда;
Известно ибо нам давно:
Не может птичка петь зело
Сильнее горла своего.
Любой пусть скажет, если может,

И глубже и умней,
И если людям тем поможет,
Он будет чародей. {36-53} <...>

4.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 62

А между тем какой закон
Способен вечно и везде
Всем полностью быть по душе.
.

И право то, что здесь дано,
Не выдумано мной оно,
А с давних пор от предков перешло.
Наука - благородный клад,

Его кто для себя лишь сохраняет,
Тот каждый день себя тем уменьшает,
Мудрец пусть думает о том
И честно делится во всем.
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

Названье примет пусть оно
«Зерцало саксов», оттого
Что право саксов в нем дано
И чтоб оно правдиво отражало,
Как образ женщины - зерцало...
. . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.

Итак, вы все благодарите
Фон Фалькенштейна назовите
Графа Хойера - за то,
Что на родной язык передано.
Его совету вняв,
Эйке фон Репков сочинял.
Сперва он неохотно предпринял,
Но вот, когда же он узнал,
Как велико желанье господина,
Не мог он просьбу отклонить,
Господскую любовь забыть,
Когда к работе приступал
И по латыни излагал,
Без помощи не мог мечтать
Он по-немецки написать. {123-275}

6.


Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 63

Книга первая

Два меча предоставил бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору - светский. Папе предназначено ездить верхом в положенное время на белом коне, и император должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это значит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе. Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается .

7.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 65

§ 1. Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия участвовать трижды в году в церковном суде в том епископстве, где он проживает. Свободные же люди бывают трех родов: люди, могущие быть шеффенами , которые должны участвовать в епископском суде, чиншевики в суде пробства и поселенцы [ландзассы] в суде декана [архипастыря].

§ 2. Равным образом они должны участвовать в светских судах. Шеффены - в суде графа через каждые 18 недель по королевскому приказу [банну]. Если же суд по поводу преступления назначается через 14 ночей после очередного суда , то [шеффены] обязаны участвовать в нем для того, чтобы осуществить суд над преступлением. Тем самым они оправдали свою земельную собственность перед судьей, и, таким образом, их земельная собственность свободна от судебной повинности . <...>

8.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 66

§ 1. Origines предсказывал в свое время, что должно быть шесть веков, каждый век по тысяче лет, а на седьмом веке мир должен погибнуть. Так вот, нам известно из священного писания, что с Адама начался первый век, с Ноя второй, с Авраама третий, с Моисея четвертый, с Давида пятый, с рождением Христа - шестой. В седьмом мы живем без определенного счета.

§ 2. Равным образом установлено 7 военных щитов , из которых королю принадлежит первый; епископам, аббатам и аббатисам - второй; светским князьям - третий, если они становятся вассалами епископов; сеньорам - четвертый; лицам, могущим быть шеффенами, и вассалам, - пятый, а их вассалам - шестой. Как христианство в седьмом веке в точности не знает, как долго этот век будет существовать, точно так же и о седьмом щите неизвестно, имеет ли он ленное право и военный щит . Шестой щит превратился в седьмой благодаря тому, что светские князья стали вассалами духовных князей , чего раньше никогда не было. Как феодальная лестница кончается на седьмом щите, точно так же и родство заканчивается седьмой степенью .

9.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 74

§ 3. Далее заметим, где родство начинается и где оно кончается: в голове находятся муж и жена, которые соединены законным браком. Место шеи занимают дети, если они полнородные, происходят от того же отца и той же матери. Неполнородных [единокровных или единоутробных] отодвигают в следующую часть тела. Если, однако, два брата женятся на двух сестрах, а третий брат на сторонней женщине, то их дети все же равны при получении наследства, если они равного рождения. Дети полнородных братьев находятся там, где плечи сходятся с руками; равным образом и дети сестер. Это первая степень родства, которую причисляют к родным, - дети братьев и дети сестер . В локтевом суставе находится вторая [степень родства] . В запястье - третья. В первом суставе среднего пальца - четвертая. Во втором суставе - пятая. В третьем суставе среднего пальца - шестая степень родства. На седьмом месте находится ноготь, а не сустав, поэтому здесь кончается родство, и его называют ногтевым родством. Те, которые находятся между головой и ногтем и могут причислить себя к одинаковой степени родства, получают наследство в равной доле. Кто может причислить себя к более близкому родству, тот прежде получает наследство 19. Родство кончается на седьмой степени для наследования, хотя папа разрешил брать жену в пятой степени родства. Но папа не может устанавливать никакого права, которое ухудшало бы наше земское или ленное право.

10.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 75

На уродов и на карликов не переходит ни наследство, ни лен, равно как и на детей-калек. Наследники и их ближайшие родичи должны тогда принять на себя попечение о них. Далее, если родится ребенок немым, или безруким, или безногим, или слепым, то он наследник по земскому праву, но не наследует лена. Но если он получил лен до того, как он таким стал, то он лена не теряет. Прокаженный не получает ни лена, ни наследства. Но если он получил их до заболевания, то он сохраняет и передает их по наследству, как другой человек.

11.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 79

§ 1. Если сын при жизни отца возьмет жену, равную по рождению, и приживет с ней сыновей, а затем умрет раньше своего отца, не будучи еще выделен, то его сыновья участвуют в наследстве своего деда наравне с братьями их отца вместо своего отца. Но все они получают только долю одного лица. Не может быть такого положения в отношении детей дочери, чтобы они получили одинаковую долю, что и дочь из наследства деда или бабки.

12.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 81

§ 2. Дочь, которой в [родительском доме] не выделена ее доля, не делит материнскую долю с дочерью, которая выделена. Однако то, что причитается ей по наследству, то она должна делить с сестрой. Женщина нецеломудренным поведением вредит своей женской чести; своих прав, однако, она не теряет, равно как и своего наследства.

13.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 83

§ 3. Священник участвует в равной доле с сестрой в материнско-женской доле и имеет равную долю с братьями в земельной собственности и наследственном имуществе. Никто не может считаться на положении священника , разве только он был обучен и посвящен в священники и был пострижен в священники раньше, чем ему стало причитаться материнское имущество. Если же женщина не имеет другого брата, кроме священника, то она получает равную долю, как и он, в наследстве и в материнском имуществе. После смерти священника из его достояния не выделяется материнского имущества, ибо все, что он оставляет, является наследственной массой . Не выделенная сестра не делит материнского имущества со священником, если он имеет церковь или приход. <...>

14.

Wolfenbüttel, Herzog August Bibl., Cod. 3.1 Aug. 2°, 87

Часть вторая. Lehnrecht /Ленное право .

Примечания:

[*] В написании имени автора «Саксонского Зерцала» существует большой разнобой: Эйке (Eike), Эйко (Еіко, Еісо), Хекко (Нессо) или Хейко (Неіко). Его родная местность сейчас называется Реппихау . Это наименование в XIII в. звучало иначе. В источниках к личному имени Эйке добавляетеся: фон («ван», «де») Рипихове, Рибекове, Репехове, Рипхове, Репхове, Репгау, Репхов, Репгов, Репго, Репегоув и т. д. Эйке фон Репков имел серьезный юридический опьіт и был признанным знатоком права.

[**] В XIII в. вся территория тогдашней «Большой Саксонии» делилась на несколько частей, в том числе на Вестфалию и Остфалию. Единое Саксонское герцогство распалось в конце XII в. В «Саксонском зерцале» Эйке фон Репков свел воедино право главным образом тогдашней Восточной Саксонии, т. е. Остфалии, практически охватывавшей всю восточную часть Германии.

[***] Саксонское зерцало. – М. Наука, 1985. Содержащийся в книге перевод на русский язык обеих частей «Саксонского зерцала» - Земского права (с немецкого языка XIII в.) и Ленного права (со средневековой латыни) - был выполнен в конце 40-х - середине 50-х годов видным советским ученым-правоведом и историком, ленинградским профессором Л.И. Дембо, перу которого принадлежит в основном также комментарий, сопровождающий текст перевода.


Средневековая Германия

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

В стихотворном предисловии к сборнику (ок. 1230 г. ) дается следующее объяснение его названия, типичного для средневековых памятников вообще и для немецких памятников права в частности:

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало » 1 .

Сборник представляет собой запись сложившегося к началу XIII в. обычного права Восточной Саксонии в изложении большого знатока этих обычаев Эйке фон Репгофа. Последний был не только составителем сборника, но и его истолкователем.

Сборник состоит из ^ 2ух крупных раз­делов :


  1. Земского права (Ландрехта, 3 книги)

  2. Ленного права (Ленрехта, 3 главы, причем главы 2-я и 3-я содержат законоустановления о порядке судопроизводства (2-я) и о городском лене (3-я)).

ЛАНДРЕХТ содержит положение о сословном делении .

Свободные делились на:


  • благород­ных (ЗП кн.1, ст.3 §2 – 7 военных щитов) их правовые отношения регулировались Ленным правом,

  • и неблагородных .
Каждый христианин обязан по достижении им совершеннолетия 3 раза в год принимать участие в цер­ковном суде в том епископстве, где он проживает.

Свободные люди, занятые в судах, подразделялись на 3 категории:


  1. шеффенские люди (участвовали в суде епископа),

  2. чиншевики (заседа­ли в суде пробста, руководителя монастырского хозяйства)

  3. и поселенцы (были заняты в суде декана, священника капитула).

+ 4) К свободным также относились люди, лишенные права (ЗП, кн.1, ст. 38):

Наёмные бойцы (судебный поединок),

Дети наёмных бойцов,

Актеры,

Все незаконнорожденные,

Осужденные за кражу / грабеж,

Откупающиеся от смертной казни или телесных наказаний.

Несво­бодные люди делились на:


  • крепостных

  • и зависимых людей (холопов ), кото­рые:
▪ несли денежные повинности,

▪ платили чинш,

▪ пребывали и статусе арендатора, или батрака, или лита.

Самый желаемый ста­тус - статус свободы .

Как и Бомануар, фон Репгоф полагал, что человек-хри­стианин по естественному праву свободен , однако в действующей правовой системе господствует иной принцип: человек может стать собственностью другого .

Кроме того, Земское право регулировало нормы:

Государственного,

Имущественного,

Семейного,

Наследственного,

Уголовного права,

Уголовного процесса,

Которые применялись в земских судах в отношении свободного шеффенского сословия .

В ст.1 кн.1 ЗП говорится о взаимодействии церкви и светской влас­ти, трактующемся в духе концепции двух мечей : «Два меча предоста­вил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназ­начен духовный, императору - светский. Папе предназна­чено ездить верхом в положенное время на белом коне, и импера­тор должен держать ему стремя, чтобы седло не сползло. Это зна­чит: кто противится папе и не может быть принужден церковным судом, того император обязан принудить при помощи светского суда, чтобы был послушен папе . Точно так же и духовная власть должна помогать светскому суду, если он в этом нуждается » 2 .

ЛЕНРЕХТ подробно излагает особенности ленных (феодально-зависимых) отношений :


  • порядок получения, держания и утра­ты ленов,

  • обсуждает виды ленов, в том числе городских,

  • и особен­ности ленного быта и нравов.

^ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ВЕЩНОЕ ПРАВО

Ленное право было основой всех имуществен­ных отношений между лицами благородного происхождения. Правовое положение человека вообще оп­ределялось по его месту в феодально-служебной иерархии (ранее упоминались условных 7 «щитов», начиная с короля). Только принадлежность к одному из таких классов предоставляла возможность быть полноценным собственником ленных 3 земель.

^ Не являлись субъектами ленного права:

Духовенство,

Женщины,

Кре­стьяне,

Незаконнорожденные дети,

Лица, лишенные своего статуса

Соответствен­но, они считались только пожизненными держателями так или иначе перешедших в их владение земель и не передавали их по наследству.

^ Причисление к ленному праву было напрямую связано с рыцарским достоинством : никакие другие юридические основания не давали прав на лен.

Ленно-вассальные отношения представляли своего рода договор . Он заключался в определенной процедуре и с учетом взаимных обязательств сеньора и вассала . Получивший от кого-либо лен должен был принести присягу,

Обязаться оказывать «уважение»,

Участвовать в суде сеньора

И нести службу,

Однако право жестко ограничи­вало сроки военной службы и даже ее порядок: королевская служба исполнялась только ^ 6 недель в году за счет самого ленника и только в исконных «тевтонских» землях (т. е. заграничные походы требова­ли согласия самого вассала), о походе следовало извещать ленника не менее чем за 6 недель .

^ ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ

Собственнические права имели свои ограничения .

1) Во-первых, имелись земли («заповедные леса»), использование которых вообще запрещалось, включая возможность охотиться, собирать плоды и т. П.

2) Во-вторых, права даже полноценных собственников простирались только «на глубину сошника» . ЗП кн.1 ст.35: «Все сокровища, находящиеся в земле глубже, чем вспахивае т плуг, принадлежат королевской власти ».

Зарытые и найденные в земле клады считались королевским достоянием. Разрабатывать недра (по тому времени - серебряные рудники) можно было только с разрешения (т. е. КОНЦЕССИИ ) того, кому принадлежали верховные сеньори­альные права на эти земли.

ВЛАДЕНИЕ. Наряду правом собственности признавалось вла­дение , в том числе, и леном. Ненасильственное, неоспариваемое владение охранялось и не могло быть отторгнуто. При истечении срока давности владения - в 30 лет 1 год и 1 день (институт приобретательной давности очевидно был перенят из римского права с присоединением срока ленной присяги) - владелец становился соб­ственником.

^ Владение признавалось и за женщинами . Счита­лось, что наутро после брачной ночи супруг должен подарить жене некоторое имущество, слуг и т. п., которыми распоряжалась она са­ма («утренний дар» ). Однако наследование по женской линии огра­ничивалось , «так как женщины по своему полу все лишены наслед­ства вследствие греха их предков ».

Владению придавалось большое значение. Владельцем, в отличие от римского права, признавался простой держатель вещи, независимо от того, желал ли он господствовать над ней или нет. Владельцем вещи считался также и залогоприниматель .

СЗ также уделяет внимание разграничению понятий «добросовестного » и «недобросовестного » владения и защите прав добросовестного приобретателя (как и во французском праве), купившего вещь, находясь в заблуждении относительно того, что продавец был ее собственником (ЗП кн.2 ст.36).

^ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО

В области обязательственных отношений самое большое внимание уделено обязательствам, вытекающим из причинения вре­да (ЗП кн.2 ст.38, 40, 47, 48), гораздо меньше внимания привлекают обязательства из договоров , что связано было со слабым развитием товарно-денежных отно­шений .

Обязательства в феодальном праве делились на:

- ленные

- чиншевые

Т.к. 2 основные формы землевладения: лен и чинш .

ЛЕННОЕ обязательство – это обязательство вассала по отношению к сеньору.

У ленника было 3 обязанности :


  1. верность,

  2. служба

  3. уча­стие в феодальной курии сеньора.

У сеньора перед ленником так­же были определенные обязанности:


  • не обременять чрезмерной службой,

  • не отказывать ему в правосудии,

  • не переводить в более низкий ранг,

  • не лишать лена бесправным способом и др.

Основа ленной системы - договор о верности между гос­подином и вассалом . Ленник должен принести своему господину известную присягу в том, что он будет ему верен и будет ему другом. Таким образом, ленник является по отношению к своему господину обязанным, поскольку он его человек и от него держит лен (1.8).

Невыполнение обязательств влекло за собой потерю чести в судебном порядке .

^ ЗЕМСКОМУ ПРАВУ известны договоры:

Купли-продажи,

Хранения,

Личного найма,

Аренды,

Поручительства

Подробно проработаны договоры личного найма .

Господин мог расторгнуть договор со слугой досрочно, при этом будучи обязан заплатить ему за отработанное время. Если же слуга по своей инициативе досрочно уходил от господина, то обязан уплатить господину сумму своего жалования, а уже полученное вернуть в 2-ном размере (за исключением случаев, когда расторжение договора по инициативе работника было вызвано женитьбой последнего, либо наложением на него обязанностей опекуна.

Пропажу имущества слуги без его вины, происшедшую на работе, хозяин должен возместить ущерб.

^ Способы обеспечения обязательств :

Поручительство,

Присяга.

Недействительность обязательств :

Если оно дано под принуждением . Если обещание было дано под страхом причинения вреда жизни или здоровью, то давший его освобождался от ответственности.

Если оно дано захваченным в плен человеком.

^ СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

Вопросы заключения брака регулировались нормами канонического права.

В области семейно-наследственных отношений самым харак­терным было положение о том, что


  • при сословно-неравном бра­ке жена следовала состоянию мужа ,

  • а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени со­циальной лестницы ,

  • и были соответственно ограничены в правах наследования (см. ниже).

На время брака все имущество пребывало в режиме общно­сти (ЗП кн.1 ст.31 §§1,2), но распоряжался им один муж , жена полностью лишалась та­кой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой, а до этого момента все ее имущество находилось во владении мужа на правах опеки .

Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей (Gerade), хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа .

Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: «Имущество жены не дол­жно ни расти, ни уменьшаться ».

В особом режиме пользования пребывали вещи с целевым на­значением , например «утренний дар» (Morgengabe) - свадебный дар в первый день брачной жизни (ЗП кн.1 ст.20 §1). Для него существовал особый порядок использования в случае прекращения брака.

Другой вид - имущество мужа из разряда недвижимости, выделяемое для пожизненного содержания жены в случае смерти мужа (ЗП кн.1 ст.21 §2). Предусматривалась также «продуктовая доля» , устанавливаемая только после прекраще­ния брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства (ЗП кн.1 ст.24 §2).

^ НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗЕМСКОМУ ПРАВУ:

ЗП в ст.6 §1 кн.1 дает определение понятию «наследство» - это все, что человек оставляет после себя из своего имущества.

ЗП ст. 6 §2 кн.1: «тот, кто принимает наследство отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости движимого имущества», за исключением обязательств из деликтов (влияние РЧП).

Правила земского права требовали, чтобы все сыновья были вознаграждены из общей суммы наследства (в отличие от ленного права).


  • уроды,

  • карлики,

  • дети-калеки 4 .
(по­скольку на них не могли быть возложены военно-служилые обязан­ности). Ближайшие родственники должны взять на себя попечение о них.

Кроме того, права ребенка могут быть оспорены :

Если он родился раньше положенного срока, после заключения брака (§1 ст.36 ЗП кн.1),

Если он родился позже положенного срока после смерти мужа (§2 ст.36 ЗП кн.1)

Ограничения наследственных прав:

В ЗП кн.1, ст.17 говорится: «Кто не равен другому по рождению, тот не может получить его наследства».

В ст.37 кн.1 ЗП также сказано, что тот, кто открыто прелюбодействует с чужой женой или изнасилует женщину или девушку, тот, если даже он и женится на ней, никогда не получит от нее законных детей (!!!). Т.о. дети не будут равны по статусу своему отцу, а значит, не смогут претендовать и на его наследство.

^ НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЛЕННОМУ ПРАВУ:

В отличие от Земского права, Ленное право предусматривало принцип единонаследования (ПРИНЦИП МАЙОРАТА). Лен отца переходил старшему сыну, но это правило не распространялось на земское право , где все сыновья призывались к наследованию.

^ Лишенными права на получение лена и на защиту по ленно­му праву были следующие категории лиц 5 :

- клирики,

- женщины,

- крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки),

- купцы ,

А также «лишенные прав» ,

- «все нерыцар­ского звания» со стороны отца и их предков.

В течение 1 года и 6 недель новый владелец лена должен был принести присягу сеньору в присутствии других вассалов. Если этого не происходило (по вине сеньора), то ленник становился само­властным собственником.

Нельзя было отобрать у наследника лен, не принять его присягу - в этих случаях права собственности так­же охранялись неукоснительно: «Согласно праву, ленник сохраняет то, чем господин вопреки справедливости отказался его наделить». До вступления в права наследства будущий ленник (юность опреде­лялась возрастом от 12 до 24 лет ) оставался под опекой сеньора. Но с 13 лет он уже мог быть признан полноценным ленником, с 12 лет имел право получать доходы от лена.

^ УГОЛОВНОЕ ПРАВО

Хотя в статьях 13, 14, 16, 32 кн.2 ЗП в достаточно изложены виды преступлений и наказаний за них, в Саксонском Зерцале тем не менее не приводится четкой классификации преступлений (ЗП кн.2 ст.13). Однако, учитывая и общеимперское законодательство, можно выделить следующие категории преступлений :

1) нарушение земского мира :

- нарушения привилегий церкви (неповиновение церковным властям, неуважение духовных лиц, еретичество и т. п.),

- нарушения императорских привилегий (незаконный сбор пошлин, фальшивомонетничество, мятежи), а также использование в год «земского мира» своего кулачного права, грабежи на больших дорогах и вблизи городов.

2) злодеяния:

Умышленные убийства

Поджоги

Грабежи

Отравления

Колдовство

3) проступки – прочие преступления (напр., если кто-то рубит дрова, косит траву, ловит рыбу в местах, принадлежащих другому → штраф в размере 3 шиллинга (ЗП кн.2 ст.28 §1,2))

За преступления, отнесенные к категории «злодеяния» и некоторые преступления из разряда «нарушение мира» обычно предусматривалась смертная казнь в квалифицированной форме :

Повешение,

Отсечение головы,

Сожжение на костре,

Колесование (как правило, за преднамеренные преступления).

Практико­вались также:


  • выкалывание глаз,

  • посажение на кол,

  • сдирание кожи,

  • зака­пывание живьем в землю (за преступления «против Его Величества»)
и такие изувечивающие наказания, как вырывание языка и отсечение руки.

Суровые наказания влекло покушение на собственность . Мелкая кража (на сумму менее 3-х шиллингов) влекла по Саксонскому Зерцалу потерю чести и прав + телесное наказание (побои и выстригание волос) 6 .

За крупную кражу полагалось повешение. Причем ночного вора дозволялось безнаказанно убить на месте.

Предусматривалось также наказание за укрывательство (штраф → ЗП кн.3 ст.23)

+ Должностные преступления (судья) → ЗП кн.2 ст.13 §8: «Судья, который не наказывает за преступление, тот сам подлежит тому же наказанию, которому должен был подвергнуться преступник . Никто не обязан посещать судебное заседание этого судьи и участвовать с ним в суде, поскольку он сам пренебрег правосудием ».

За проступки назначались телесные наказания и штрафы .

Уклонившийся от суда объявлялся находящимся «под подозрением» . В некоторых случаях он подвергался «королевской опале» и если продолжал скрываться больше 1 года, то в его адрес объявлялась «высшая опала». Такой человек лишался всех прав, в том числе имущественных и семейных. Очиститься от опалы можно было только путем явки в суд.

Среди наказаний упоминается вергельд и указываются его размеры (ЗП кн.3 ст. 45).

Саксонское Зерцало знает также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

^ Обстоятельства смягчающие наказание:

Беременность женщины-преступницы (ЗП кн.3 ст.3),

Слабоумие и сумасшествие (там же),

Необходимая оборона, и если убивший скрылся с места преступления (ЗП кн.2 ст.14 → к уплате высшего вергельда, но не к смертной казни).

^ Отягчающие вину обстоятельства:

Размер украденного,

Ночное время совершения преступления,

Клятвопреступничество (изобличенному в судебном поединке → смертная казнь).

^ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Процесс носил состязательный характер . Судья (граф) только руководил процедурой рассмотрения спора в качестве председательствующего, но сам в вынесении решения не участвовал.

«Проект» решения выносили судебные заседатели (шеффены – в земском суде, вассалы – в ленном суде и т.д.). Недовольная сторона оспаривала этот «проект». Затем судебные заседатели голосовали, после чего выносилось окончательное решение суда.

Германскому праву было известно обжалование судебного приговора в вышестоящий суд. Высшей инстанцией являлся королевский суд.

+ ^ 4 уважительных причины для неявки в суд (ЗП кн.2 ст.7):

Болезнь,

Служба Богу за пределами страны,

Имперская служба.

Доказательства:

1) свидетельские показания,

2) очистительная присяга (+ клятва соприсяжников),

3) судебный поединок (ЗП кн.1 ст.63).

В некоторых случаях очистительная присяга освобождала от обязательств или обвинений. Зачастую вместе с испытуемым присягали и соприсяжники – 2-6 человек.

ЗП кн.1 ст.39 – не могут очистить себя присягой: лишенные прав за грабеж или кражу при вторичном обвинении в грабеже или краже.

К ним применялся ордалий → 3 возможности на выбор:

Испытание раскаленным железом,

Кипящей водой (опустить руку по локоть в котел с кипящей водой),

Судебный поединок.

Предусматривалась возможность нанять вместо себя бойца для судебного поединка. Ответственность наемного бойца за поражение на поединке → отсечение руки.

Постепенно ордалии перестают применяться в гражданских спорах. К ним прибегали только в делах о нарушении мира, причинении телесных повреждений (нанесении ран), и преступлениях, совершенных с применением насилия (грабеж).

1 пер. Дембо

2 Теория 2-ух мечей приводится в Саксонском Зерцале как выражение идеи равноправия папы и императора в противовес притязаниям папства на всемирное господство над светскими властями.

3 ЛЕН (т. е. феодальное пожалование) мог быть предоставлен не только в виде земельных владений. В качестве лена могло быть дано право на сбор в свою пользу таможенных пошлин, на чеканку моне­ты, виноградники, судебный лен (право вершить сеньориальный суд и получать в свою пользу штра­фы), городской лен (такой лен­ник не нес собственно военной службы, но, живя в городе, обязы­вался защищать город в случае нужды; пользовался он и другими привилегиями) и пр.

4 СЗ, Земское право кн.1 ст.4

5 ст. 4 гл.1 Ленрехта

6 СЗ, ЗП кн.2 ст. 13 §1.

Имущественные отношения супругов определяются брачным договором. Если стороны своим брачным договором не установили иного режима, в качестве законного признается система управления и пользования, или система соединения имуществ супругов. Эта система характеризуется тем, что сохраняется раздельность права собственности на имущество супругов; муж осуществляет единое управление и пользование семейным имуществом; в отношении своего отдельного имущества жена сохраняет самостоятельность.

Взаимоотношения между детьми и родителями строятся на принципе осуществления родительской власти отцом, если он не лишен ее. К матери родительская власть переходит лишь после смерти отца или лишения его родительской власти, но и тогда к матери может быть назначен советник, контролирующий ее действия. Родительская власть обширна по объему. Дети могут являться объектом эксплуатации со стороны родителей. Если родители содержат детей, то последние обязаны работать в хозяйстве родителей сообразно со своими силами и своим положением в жизни. От такой обязанности освобождались дети из буржуазных семей.

Внебрачные дети по отношению к матери и к ее родственникам занимают юридическое положение законных детей. Однако права матери несколько уже по сравнению с теми, какими пользуется мать по отношению к детям рожденным в браке. Незаконный ребенок и его отец не признавались состоящими в родстве. Правда, внебрачный ребенок мог требовать от отца предоставления содержания соответственно общественному положению матери до достижения 16-летнего возраста. Однако такая обязанность отпадала, если мать в период зачатия находилась в близости с другим мужчиной. Такой связи не придавалось значения, когда по обстоятельствам дела невозможно было допустить, чтобы мать зачала ребенка от этой связи.

Наследование . Германский кодекс при наследовании по закону закреплял систему «парантелл» (линий), представляющих собой группу родственников, происходящих от общего предка. Первую парантеллу составляли нисходящие наследники, вторую парантеллу – родители и их нисходящие, третью – дед и бабка и их нисходящие и т.д. Таким образом, наследниками являлись родственники любой степени, могущие доказать свое родство с наследодателем, сколь отдаленно оно бы ни было. В отличие от Кодекса Наполеона, переживший супруг занимал более привилегированное положение. Он частично наследовал вместе с наследниками первых двух парантелл, если таковых не было, то супруг получал все наследство полностью (параграф 1931 ГГУ).

Более последовательно, чем кодекс Наполеона, ГГУ проводит принцип свободы завещаний. Совершать завещание можно было с 16-летнего возраста, однако до достижения 21-года делалось это в публичной форме.

Охраняя интересы законных наследников, ГГУ установил некоторые ограничения завещательной свободы. Таким ограничением, в частности, является обязательная доля. Лица, имеющие право на обязательную долю в наследстве, вправе требовать ее предоставления в размере половины стоимости доли данного наследника при наследовании по закону. При этом лицо, имеющее право на обязательную долю, наследником не является.

В Германии, так же как и во Франции, право отличалось пестротой. Нормы права группировалась применительно к сословным и общественным группам, чтобы лучше обеспечивать социальное неравенство: споры феодалов разрешались «ленным правом», «дворовое право» определяло обязанности крестьян, «служилое» право – холопов. Городское население судилось по рано возникшему и развившемуся городскому праву. Как и везде в немецком праве этого периода, преобладает обычай. Нормы обычного права не были записаны и передавались устно. Они получали свое подтверждение на общинных сходках и судах, что носило название указаний. Дополнение к этим нормам были приговоры судов шеффенов. Приговоры основывались на совести. Около 1230 года антгальский рыцарь и судья Эйхе фон Ренгоф составил право восточной части Саксонии и получил название «Саксонского зерцала».

«Названье примет пусть оно

«Зерцало саксов» от того,

Что право саксов в нем дано,

И чтоб его правдиво отражало,

Как образ женщины зерцало.»

«Саксонское зерцало» делилось на две части: земское и ленное право. Первая включает в себя гражданское, уголовное и государственное право. Вторая содержит в себе положения, определяющие взаимоотношения между феодалами.

«Саксонское зерцало» санкционирует феодальную иерархию и эксплуатацию феодалами трудящихся масс. Характерной чертой «Сак5сонского зерцала» является его отрицательное отношение к притязанием римского папы на главенство в феодальном мире. «Саксонское зерцало» требует не только ограничения власти германских императоров, но и настаивает на том, чтобы один из крупнейших феодалов Германии имел право суда над императором.

Таким образом «Саксонское зерцало» выражало интересы крупных феодалов, противодействующих преодолению феодальной раздробленности, стремившихся добиться полной независимости от центральной власти и совершенно не желавших установления каких бы то ни было границ их произволу. «Саксонское зерцало» было распространено, главным образом, на севере Германии и послужило основой для права города Магдебурга, откуда оно распространилось в южную Германию, Голландию и Польшу.

Другой сборник, который был составлен неизвестным лицом, получил название «Швабского зерцала». Иначе этот сборник назывался «Императорским правом», т.к. в нем подробно говорится о взаимоотношениях императора с папой. В противоположность «Саксонскому зерцалу» этот сборник рьяно пропагандирует идею господства папы в феодальном мире. В Германии действовало также каноническое право и под его влиянием складывались брачно-семейные отношения. Единственной формой брака был брак церковный. Церковь создала сложную систему условий действительности брака. Кроме достижения определенного возраста, необходимо было учитывать степень родства и свойства между будущими супругами. Недействительным был брак, заключенный после помолвки с другим лицом, или с лицом, не получившим крещения. В Германии семейные отношения супругов строились на общности имущества, но женщина находилась под опекой мужа и управление имуществом осуществлялось мужем. Сама форма заключения брака выражала тот факт, что муж покупал право опеки над женщиной, уплачивая отцу жены покупную цену (витуум). Церковь категорически отвергала развод, однако, в некоторых случаях, (например, при супружеской измене), допускала раздельное жительство. При этом имущество подлежало разделу, доля жены составляла одну треть или половину.

Сложным было положение внебрачных детей. Их признание либо запрещалось совсем, либо было связано с большими ограничениями.

В наследственном праве долгое время существовала общность семейного имущества, и завещание первоначально было неизвестно. В разделе семейного имущества участвовал и умерший. Доля его шла вначале на погребальные обряды, а впоследствии поступала церкви за упокой души. Женщины первоначально были отстранены от наследования, т.к. они могли жить в родительском доме и получить обратно свое приданное. В городах женщины получили довольно рано равное с мужчинами право на наследование имущества.



Просмотров