Нарушение ст 221 ч 1 упк рф. Теория всего

Основной целью передачи страховых взносов на администрирование налоговым органам чиновники считают:

  • усовершенствование порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ОМС;
  • усиление платежной дисциплины при осуществлении расчетов с фондами.

Физическим лицам (застрахованным) не нужно беспокоиться о своих социальных гарантиях (пенсиях и пособиях), так как данная передача в полном объеме сохранит права на обязательное социальное страхование и не отразится на обеспечении пенсионных прав граждан. Суммы страховых взносов, поступающие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, как и раньше, будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах граждан (Письмо Минфина РФ от 13.04.2016 N 03-04-05/21124).

ПЛАТЕЛЬЩИКИ И ОБЛАГАЕМАЯ БАЗА С 2017 ГОДА.

Плательщиками страховых взносов являются те же страхователи, которые были до 2017 года. Напомним, что это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не имеющие статус индивидуального предпринимателя, которые производят выплаты в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений или гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа и по договорам об отчуждении исключительных прав (ст.ст.419-420 НК РФ).

При определении облагаемой базы также учитывается выплаченный доход в натуральном виде, который для исчисления страховых взносов оценивается в порядке аналогичном ст.105.3 НК РФ, т.е. по рыночной цене.

Как и раньше, расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

База для исчисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого застрахованного путем суммирования выплат начисленных с начала расчетного периода нарастающим итогом, для исчисления страховых взносов в ПФР и ФСС база ограничивается предельной величиной (ст.421 НК РФ).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ в 2016 году составляет 718 000 руб. Согласно п.4 ст.421 НК РФ предельная величина подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Начисления, превышающие предельную величину, взносами в ФСС не облагаются.

Предельная база по взносам в ПФР устанавливается Правительством РФ ежегодно в зависимости от размера средней зарплаты на соответствующий год, который увеличивается в 12 раз и на повышающий коэффициент. Величина этого коэффициента в 2017 году составляет 1,9, в 2018 году - 2,0, в 2019 году - 2,1, в 2020 году - 2,2, в 2021 году - 2,3 (п. 5 ст. 421 НК РФ).

Дополнительные тарифы для лиц, имеющих право на досрочный выход на пенсию, в ПФР начисляются на вознаграждение без ограничения предельным размером.

Предельная база для начисления медицинских взносов отсутствует. Это значит, что платить взносы нужно со всех выплат без ограничения по сумме.

ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

На 2017-2018 годы согласно ст.426 НК РФ предусмотрены следующие тарифы страховых взносов:

  • ПФР - 22 % к сумме вознаграждения не превышающую предельную величину и 10 % с суммы превышения.
  • ОМС - 5,1 % без ограничения по сумме.
  • ФСС - 2,9 % с суммы не превышающих предельную величину и 1,8 % с суммы вознаграждения в пользу временно пребывающих иностранцев за исключением высококвалифицированных специалистов.

Статьей 428 НК РФ предусмотрены дополнительные тарифы в ПФР к вознаграждению застрахованных лиц имеющих право на досрочное назначение пенсии в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. Если не проведена специальная оценка условий труда и нет действующей аттестации рабочих мест, то дополнительный тариф страховых взносов в ПФР составляет 9% или 6 % к сумме начисленного вознаграждения без учета предельной величины, в зависимости от категории будущих пенсионеров-досрочников.

В случае проведенной специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест в зависимости от присвоенного подкласса условий труда дополнительные тарифы в ПФР зависят от присвоенного класса условий труда и находятся в интервале от 2% до 8 % без учета предельной величины вознаграждения.

Так же сохранены пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, которые начисляют вознаграждения в пользу физических лиц и которые перечислены в ст.427 НК РФ. Например, это:

ВЫПЛАТЫ, ОСВОБОЖДАЕМЫЕ ОТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ.

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, перечислены в ст.422 НК РФ. Данная статья полностью повторяет ст.9 Федерального закона № 212-ФЗ. Однако, по сравнению с Законом № 212-ФЗ с 1 января 2017 года согласно п.2 ст.422 будут по иному начисляться страховые взносы на суточные при оплате расходов на командировки. Начисление страховых взносов на суточные будет производиться по правилам исчисления НДФЛ.

То есть суммы суточных, превышающие 700 рублей в день при командировке по России и 2500 рублей в день при командировке за пределами России, с 1 января 2017 года облагаются страховыми взносами.

В настоящий момент страховые взносы не начисляются на суммы суточных установленных локальным актом по организации.

ПОРЯДОК ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЧИСЛЕННЫХ ПОСОБИЙ.

Начисленная сумма страховых взносов в ФСС уменьшается на сумму начисленных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и пособий связанных с рождением детей. До 1 января 2017 года действует правило, что зачет суммы превышения расходов на выплату пособий возможен только в пределах расчетного периода, по окончании расчетного периода производится возврат.

В новом законе (ст.431 НК РФ) не сказано, что сумму начисленных пособий к возмещению можно принять только в рамках расчетного периода (календарного года ст.423 НК РФ).

Как и прежде осуществлять контроль за правильностью начисления пособий будут фонды социального страхования на основании данных переданных ФНС в органы ФСС. Если сумма расходов превышает начисленные взносы, то после проверки правильности расходов территориальным органом ФСС, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей, либо возмещению в порядке, прописанном в новой редакции Закона 255-ФЗ.

Таким образом, камеральную проверку по одному и тому же расчету будут проводить сразу два контролирующих органа - ФНС и отделение ФСС.

СРОКИ УПЛАТЫ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ.

Согласно п.3 ст.431 НК РФ сумма начисленных взносов уплачивается не позднее 15-го числа следующего календарного месяца. Перечисляются страховые взносы в рублях и копейках отдельными платежными поручениями в отношении страховых взносов в ПФР, ОМС и ФСС (п.6 ст.431 НК РФ).

Ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца следующего за отчетным кварталом, в налоговые органы предоставляется расчет по страховым взносам, в котором будут указываться обобщенные суммовые показатели о начисленных выплатах и страховых взносах за расчетный период и отдельно по каждому застрахованному лицу (п.7 ст.431 НК РФ, Письмо ФНС от 19.07.2016 г. № БС-4-11/12929@). Форму отчетности утвердит ФНС.

Обратите внимание, что сумма страховых взносов в ПФР по застрахованным лицам должна соответствовать обобщенной сумме указанной в расчете. Если будут обнаружены расхождения, то расчет будет считаться непредставленным, о чем страхователю не позднее следующего дня будет направлено уведомление.

В течение пяти дней с момента получения уведомления плательщик страховых взносов должен внести исправления и только тогда расчет будет считаться принятым первоначальной датой.

Сведения персонифицированного учета, как и раньше, будут предоставляться в ПФР, но не ежеквартально, а один раз в год не позднее 1 марта года следующего за отчетным (ст.11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 года).

ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ.

Организациям с обособленными подразделениями следует обратить внимание на изменения по уплате взносов и сдаче отчетности.

С 1 января 2017 года не требуется обязательного наличия отдельного баланса у обособленных подразделений для постановки их на учет в целях исчисления и уплаты страховых взносов.

До 2017 года данные требования были установлены п.11 ст.15 Закона № 212-ФЗ. Обязанность платить взносы с начисленного вознаграждения в пользу застрахованных начиная с 2017 года и представлять отчетность по месту нахождения каждого обособленного подразделения возникает, если это подразделение начисляет доходы в пользу физических лиц (п.7, п.п.11-13 ст.431 НК РФ).

СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.

Согласно 34 главе НК РФ плательщиками страховых взносов также являются индивидуальные предприниматели, адвокаты нотариусы и иные лица согласно пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, не производящие выплаты в пользу физических лиц.

База обложения взносами у данных страхователей, как и ранее, является минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода, увеличенный на 12. К этой сумме применяется тариф страхового взноса, установленный в ст. 425 НК РФ (26%). С дохода, превышающего в расчетном периоде 300000, 00 руб. тариф страхового взноса в ПФР составляет 1%. При этом сумма страховых взносов в ПФР не должна превышать восьмикратного годового тарифа.

Сумма в ПФР на год = 7500,00(МРОТ) х 12(мес.) х 26 % = 23400,00 руб. + 1% с превышения дохода 300000,00 руб., но не более 187200,00 руб.(23400,00×8)

Сумма в ОМС на год = 7500,00 (МРОТ) х 12(мес.) х 5.1% = 4590,00 руб.

ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Для исполнения Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 по передаче полномочий по администрированию страховых взносов налоговыми органами ФНС России подготовила проект дорожной карты по созданию единого механизма администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование (Письмо от 02.02.2016 N БС-4-11/1539@). В данном проекте предусмотрены переходные положения, согласно которым на ФНС будут возложены обязанности по:

  • приему уточненных расчетов по страховым взносам (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) за расчетные периоды до 2017 года;
  • приему уточненных обязательств страхователей по уплате страховых взносов в ФСС РФ при вынесении органами фонда решений о возврате перерасхода средств на цели социального страхования работников, относящихся к расчетным периодам до 2017 года;
  • проведению камеральных проверок уточненной отчетности (РСВ-1 ПФР, РСВ-2, РВ-3, 4-ФСС и 4-а ФСС) по обязательствам плательщиков страховых взносов, возникшим до 1 января 2017 года;
  • проведению выездных проверок страхователей по обязательствам, возникшим до 1 января 2017 года (глубина - 3 года);
  • контролю за погашением сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам по предоставленным отсрочкам (рассрочкам) и принятым решениям о реструктуризации до 1 января 2017 года.

Как видим, с 1 января 2017 года плательщиков страховых взносов ожидает усиление фискального контроля за уплатой страховых взносов. Кроме того, придется изучить и освоить новые формы отчетности. У организаций с обособленными подразделениями появятся новые обязанности в части отчетности по страховым взносам.

Приходите на ближайшие Круглые столы или заказывайте по ним конспекты, в том числе по теме страховые взносы, где вы узнаете последние новости и разрешите ваши вопросы

Июль 2016 г. Эксперты компании «Правовест Аудит»

C 1 января 2017 года появится новая глава 34 НК РФ о страховых взносах. ФНС подробно рассказала о новых обязанностях компаний, фондов и налоговиков.

С 2017 года расчет и уплату страховых взносов курирует НК РФ. В кодексе появились новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и новая глава 34 о страховых взносах.

Положения главы 34 НК РФ не действуют для страховых взносов на травматизм. Эти взносы по-прежнему будет курировать ФСС.

Как новая глава 34 НК РФ поделила контроль над взносами между ФНС, ФСС и ПФР

Полномочия по взносам, которые перейдут к ФНС:

– контроль за расчетом и уплатой взносов;

ФСС остается администратором страховых взносов на травматизм. Новая глава 34 НК РФ о страховых взносах сохраняет механизм возмещения пособий и других расходов на социальное страхование. ФСС по-прежнему будет проверять расходы на больничные и детские пособия.

Функции страхователей

Новая глава 34 НК РФ о страховых взносах перечисляет следующие функции страхователей:
– уплата взносов;

– учет доходов и взносов по каждому физлицу, которому компания начисляла и платила вознаграждения;

– сдача расчета по страховым взносам в ИФНС и сведений о застрахованных лицах в системе персучета;

– представление в налоговые органы документов, необходимых для расчета и уплаты взносов;

– хранение в течение шести лет документов, необходимых для расчета и уплаты взносов;

Кто платит взносы в 2017 году

Статья 419 НК РФ закрепляет две категории плательщиков взносов:

  1. плательщики, которые начисляют вознаграждения физлицам (организации, ИП);
  2. плательщики, которые не начисляют вознаграждения физлицам. Например, предприниматели без работников.

Если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, то он должен начислить и заплатить взносы отдельно по каждому основанию. ИП с работниками должен заплатить взносы за себя и с выплат в пользу своих работников. Это правило в 2017 году не изменилось.

Объект, база и лимиты по взносам в 2017 году

Объект по взносам Глава 34 НК РФ сохраняет. Страховыми взносами будут облагаться выплаты гражданам, застрахованным в системе обязательного пенсионного, социального и медицинского страхования:

  • в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг;
  • по договорам авторского заказа в пользу авторов произведений;
  • по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Предприниматели без сотрудников продолжат считать взносы исходя из МРОТ, а если их доход превысит 300 тыс. руб., они заплатят дополнительные взносы. Тарифы для ИП на 2017 год >>

База по взносам – сумма выплат в пользу «физика», с которой компания должна заплатить взносы. Здесь глава 34 НК РФ о новых взносах не вводит никаких значительных изменений с 2017 года.

Единственное исключение – суточные. С 2017 года для них действуют те же лимиты, что и для НДФЛ (п. 2 ст. 422 НК РФ). От взносов освобождена сумма не более 700 руб. в день для командировок по России, лимит по загранпоездкам – 2500 руб. Раньше от взносов освобождались суточные в том размере, который был предусмотрен во внутренних документах работодателя.

Лимиты по взносам в 2017 году выросли. Новые значения установило Правительство в постановлении от 29 ноября 2016 г. № 1255. Новые лимиты по взносам на 2017 год – в таблице.

Лимиты по взносам в 2017 -2016 году

Тарифы страховых взносов в 2017 году

Для основной категории страхователей до конца 2018 года сохранится тариф в размере 30 процентов: 22 % - на обязательное пенсионное страхование, 2,9 % - на социальное страхование и 5,1 % – на медицинское страхование.

Ставки по взносам в 2017 – 2018 годах

* За исключением иностранцев, признанных высококвалифицированными работниками.

С 2019 года основной тариф страховых взносов заявлен в размере 34 процентов: 26 % - на обязательное пенсионное страхование в пределах лимита, 2,9% - на обязательное страхование в пределах лимита, 5,1 % - на обязательное медицинское страхование.

Для некоторых страхователей продолжат действовать пониженные тарифы . К льготникам по–прежнему относятся:

– малый и средний бизнес на УСН, который работает в социальной и производственной сфере, аптеки на спецрежимах, ИП на патенте, благотворительные организации и социально ориентированные некоммерческие организации на УСН. Они до конца 2018 года применяют пониженный тариф взносов в размере 20;

– организации, которые работают в ИТ; хозяйственные общества и партнерства, которые внедряют результаты интеллектуальной деятельности; плательщики, заключившие соглашение о технико-внедренческой деятельности; плательщики, заключившие соглашение о туристско-рекреационной деятельности. Они до конца 2017 года применяют тариф взносов в размере 14 % , в 2018 году - 21 % и в 2019 – 28 %;

– плательщики вознаграждений членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0 %;

– участники проекта «Сколково». Они в течение 10 лет с момента получения статуса участника проекта применяют тариф страховых взносов в размере 14% ;

– плательщики со статусом участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя, со статусом резидента территории опережающего социально-экономического развития, со статусом резидента свободного порта Владивосток. Они в течение 10 лет со дня получения статуса вправе применять пониженный тариф в размере 7,6 %.

Дополнительные тарифы не изменятся. Если работодатель провел спецоценку условий труда, то он применяет дифференцированные размеры дополнительных тарифов.

Тарифы для предпринимателей в 2017 году

В новой главе 34 НК РФ о взносах сказано: если предприниматель зарегистрировался не с января и снялся с учета до конца года, то он заплатит взносы пропорционально отработанным месяцам. Это правило действовало и раньше.

НК РФ в статье 430 сохранил для ИП освобождение от уплаты взносов за периоды:

  1. военной службы по призыву;
  2. ухода одного из родителей за каждым ребенком до полутора лет;
  3. ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

Как платить взносы в 2017 году

Новая глава 34 НК РФ о страховых взносах с 2017 года не меняет порядок их уплаты. Компании по-прежнему будут перечислять взносы каждый месяц не позднее 15-го числа, а рассчитывать их в рублях и копейках. Количество платежек не изменится.

Расчетным периодом, как и в 2016 году, признается календарный год, а отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

В 2017 году компания все также сможет уменьшить взносы на расходы по соцстрахованию. Для возмещения пособий страхователи будут обращаться в ФСС. Для проверки расходов налоговики будут передавать в фонд данные из расчета по взносам.

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс дополнен новой главой 34 «Страховые взносы». Что предусмотрено в этой главе – читайте в данном обзоре. Также вы можете скачать новую главу в составе НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2017 года.

Новая глава про страховые взносы

С 1 января 2017 года Налоговый кодекс РФ пополнится новой главой 34 «Страховые взносы». В эту главу входят статьи 419-432, регулирующие правила начисления и уплаты страховых взносов. Одновременно с этим основные принципы, касающиеся налогов, с 2017 года станут распространятся и на страховые взносы. Это предусмотрено Федеральным законом от 03.07.16 № 243-ФЗ.

Новые статьи главы 34 «Страховые взносы»

Статьи новой главы НК РФ будут регулировать вопросы начисления, уплаты и контроля за страховыми взносами с 2017 года. Перечислим этим статьи:

  • Статья 419. Плательщики страховых взносов;
  • Статья 420. Объект обложения страховыми взносами;
  • Статьи 421. База для исчисления страховых взносов для плательщиков, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам;
  • Статья 422. Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;
  • Статья 423. Расчетный период. Отчетный период;
  • Статья 424. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений;
  • Статья 425. Тарифы страховых взносов;
  • Статья 426. Тарифы страховых взносов в 2017 – 2018 годах;
  • Статья 427. Пониженные тарифы страховых взносов;
  • Статья 428. Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков;
  • Статья 429. Тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности;
  • Статья 430. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам;
  • Статья 431. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, и порядок возмещения суммы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • Статья 432. Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

1. Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

1) об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;

2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;

3) о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

1.1. В случае сложности или большого объема уголовного дела срок, установленный частью первой настоящей статьи, может быть продлен по мотивированному ходатайству прокурора вышестоящим прокурором до 30 суток.

2. Установив, что следователь нарушил требования части пятой статьи 109 настоящего Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

2.1. Установив, что к моменту направления уголовного дела в суд срок домашнего ареста или срок содержания под стражей оказывается недостаточным для выполнения судом требований, предусмотренных частью третьей статьи 227 настоящего Кодекса, прокурор при наличии оснований возбуждает перед судом ходатайство о продлении срока домашнего ареста или срока содержания под стражей.

3. В случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части первой настоящей статьи, прокурор выносит мотивированное постановление.

4. Постановление прокурора о возвращении уголовного дела следователю может быть обжаловано им в течение 72 часов с момента поступления к нему уголовного дела с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору, а при несогласии с его решением - Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти). Вышестоящий прокурор в течение 10 суток с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих постановлений:

1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя;

2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.

5. Обжалование решения прокурора, указанного в пункте 2 части первой настоящей статьи, в порядке, установленном частью четвертой настоящей статьи, приостанавливает его исполнение.

Комментарий к статье 221 Уголовно-процессуального Кодекса РФ

1. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, являются заключительным этапом досудебного производства, обладающим определенной самостоятельностью: для него установлены свои срок, задачи и итоговые решения.

2. Комментируемая статья изложена в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ, который подчинен идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Об этом см. ком. к ст. 37. Согласно этой идее прокурор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения. По буквальному смыслу ком. статьи прокурор теперь лишен права самостоятельно составить новое обвинительное заключение, прекратить уголовное дело или преследование, внести какие-либо коррективы в обвинительное заключение, изменить меру пресечения (кроме случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи). На данном этапе производства по делу у прокурора есть всего два основных полномочия: либо согласиться с обвинительным заключением, либо возвратить дело следователю со своими указаниями. Такое положение не полностью согласуется со статусом прокурора как органа надзора за следствием и как будущего государственного обвинителя. Так, прокурор - государственный обвинитель вправе представлять суду по своему усмотрению доказательства, отказаться от обвинения, изменить его в сторону смягчения, ходатайствовать о прекращении дела (ч. ч. 5, 7 и 8 ст. 246 и др.).

С учетом толкования процессуальных норм в системе представляется неоправданным в ком. статье лишение прокурора полномочий изменить обвинительное заключение в части смягчения обвинения, дополнения списка свидетелей со стороны обвинения, составления нового обвинительного заключения, прекращения дела. Возвращение дела следователю по данным основаниям ведет к значительному увеличению сроков следствия и содержания под стражей. Кроме того, исполнение данного решения прокурора приостанавливается в случае обжалования следователем, а само обжалование может быть многоступенчатым. Такой громоздкий механизм противоречит праву быть судимым без неоправданной задержки (п. "c" ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах). Так, ч. 3 ст. 88 УПК предусматривает полномочия прокурора признать доказательство недопустимым. Использование термина "прокурор", а не "государственный обвинитель" подчеркивает, что это полномочие распространяется на досудебное производство. В связи с этим пункт 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" предоставляет прокурору право исключить из обвинительного заключения доказательства, полученные с нарушением закона, путем вынесения об этом мотивированного постановления. Согласно п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

3. Десятисуточный срок исчисляется со дня поступления дела к прокурору (по правилам ст. 128 УПК) и может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 221 УПК. О порядке продления данного срока см. п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия". При большом объеме уголовного дела прокурор также наделен полномочиями ознакомиться с делом в процессе предварительного следствия (см. ком. к ст. 37), что особенно актуально при содержании обвиняемого под стражей.

4. Задачей деятельности прокурора по поступившему с обвинительным заключением делу является проверка качества проведенного следствия. Эта проверка служит процессуальной формой его надзора над производством предварительного следствия. Предметом проверки является выяснение объективности, всесторонности, полноты предварительного следствия, а также отсутствия нарушений процессуального закона во время его производства.

5. Указанными в ком. статье полномочиями обладает только сам прокурор или его заместитель (ч. 5 ст. 37 УПК).

6. Утверждение обвинительного заключения и направление дела в суд в порядке ст. 222 УПК производится, когда прокурор признает произведенное расследование качественным и достаточным для поддержания обвинения в суде, а само дело - подготовленным к суду (отсутствие оснований для приостановления дела, отсутствие процессуальных нарушений, оснований для возвращения дела судом по ст. 237). Изучая материалы дела, прокурор должен убедиться в том, что виновность обвиняемых полностью доказана и при подтверждении в суде указанных следователем доказательств будет вынесен обвинительный приговор. При недостаточно доказанной виновности прокурор обязан принять иное решение.

7. Прокурор вправе вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или для пересоставления обвинительного заключения для устранения выявленных им недостатков. Основаниями для этого могут быть:

1) неполное и необъективное выявление подлежащих доказыванию обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК;

2) необходимость изменения обвинения. Об этом см. ком. к ст. 175;

3) допущенные следователем нарушения процессуального закона как при собирании доказательств, так и при совершении иных процессуальных действий;

4) необходимость розыска обвиняемого. Исключение составляет случай, когда прокурор согласен с проведением заочного судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК. См. ком. к ней. Закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ упразднил право прокурора ходатайствовать перед судом о применении ч. 5 ст. 247, однако без такой позиции прокурора заочное рассмотрение дела невозможно.

При возвращении дела следователю прокурор обязан указать в тексте постановления выявленные недостатки расследования (п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162).

8. С учетом принципа неприкосновенности личности (ч. 2 ст. 10 УПК) прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Как отмечает КС РФ, прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу (см. Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П). Если к моменту направления дела в суд этот срок истекает или если он оказывается недостаточным для того, чтобы судья в стадии подготовки к судебному заседанию мог принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу, прокурор должен возвратить уголовное дело следователю для обращения в суд с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в соответствии со статьями 108 и 109 УПК.

9. Часть 4 ком. статьи регламентирует процедуру обжалования следователем постановления прокурора о возвращении дела и рассмотрении этого ходатайства (жалобы). Об этом см. также ком. к п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 10 ч. 1 ст. 39.

При применении данной процедуры следует обратить внимание на следующее:

Обжалование носит двухинстанционный (по сути, апелляционный) характер. Первым ходатайство-жалобу рассматривает вышестоящий прокурор, а при обжаловании его решения - Генеральный прокурор. При этом в период рассмотрения ходатайства исполнение обжалуемого постановления прокурора приостанавливается;

Время обжалования не включается в срок предварительного следствия (ч. 3 ст. 162 УПК в ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ). При этом возникает неопределенность в вопросе о том, исключается ли из срока следствия только время, предназначенное для подачи жалобы следователем (72 часа), или же и время рассмотрения данной жалобы прокурором (10 суток). В данном случае буквальный смысл нормы, предполагающий лишь эти 72 часа, оказывается предпочтительным, т.к. время рассмотрения жалобы прокурором, как и продолжительность всей деятельности прокурора по утверждению обвинительного заключения (ч. ч. 1 и 1.1 ст. 221 УПК), регламентируется законом отдельно от сроков следствия. Следственный орган, получив постановление прокурора о возвращении дела, либо устанавливает срок дополнительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК) и приступает к его производству, либо в течение 72 часов обжалует это решение;

Вышестоящий прокурор при отмене постановления нижестоящего прокурора лично утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд. Такое законодательное решение может заставить нижестоящего прокурора и подчиненных ему должностных лиц поддерживать обвинение вопреки принципу оценки доказательств по своему внутреннему убеждению (ст. 17 УПК) либо заявить об отказе от обвинения.

Из Определения КС РФ от 07.06.2011 N 751-О-О следует, что возвращение дела прокурором для дополнительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, невозможно после возвращения дела судом в соответствии со статьей 237 УПК. Закон не предполагает проведение дополнительного расследования уголовного дела после возвращения судом этого дела прокурору для устранения препятствий к его судебному рассмотрению.

Решение прокурора по уголовному делу

Комментарий к статье 221 УПК РФ:

1. Действия и решения прокурора по делу, поступившему с обвинительным заключением, являются заключительным этапом досудебного производства, обладающим определенной самостоятельностью: для него установлены свои срок, задачи и итоговые решения.

2. Комментируемая статья изложена в ред. ФЗ от 05.06.2007 N 87-ФЗ, который подчинен идее разграничения функций расследования и поддержания обвинения в суде. Об этом см. ком. к ст. 37. Согласно этой идее прокурор как будущий государственный обвинитель не участвует в расследовании, а лишь утверждает его итог в виде обвинительного заключения. По буквальному смыслу ком. статьи прокурор теперь лишен права самостоятельно составить новое обвинительное заключение, прекратить уголовное дело или преследование, внести какие-либо коррективы в обвинительное заключение, изменить меру пресечения (кроме случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи). На данном этапе производства по делу у прокурора есть всего два основных полномочия: либо согласиться с обвинительным заключением, либо возвратить дело следователю со своими указаниями. Такое положение не полностью согласуется со статусом прокурора как органа надзора за следствием и как будущего государственного обвинителя. Так, прокурор - государственный обвинитель вправе представлять суду по своему усмотрению доказательства, отказаться от обвинения, изменить его в сторону смягчения, ходатайствовать о прекращении дела (ч. ч. 5, 7 и 8 ст. 246 и др.).

С учетом толкования процессуальных норм в системе представляется неоправданным в ком. статье лишение прокурора полномочий изменить обвинительное заключение в части смягчения обвинения, дополнения списка свидетелей со стороны обвинения, составления нового обвинительного заключения, прекращения дела. Возвращение дела следователю по данным основаниям ведет к значительному увеличению сроков следствия и содержания под стражей. Кроме того, исполнение данного решения прокурора приостанавливается в случае обжалования следователем, а само обжалование может быть многоступенчатым. Такой громоздкий механизм противоречит праву быть судимым без неоправданной задержки (п. "c" ч. 3 ст. 14 Пакта о гражданских и политических правах). Так, ч. 3 ст. 88 УПК предусматривает полномочия прокурора признать доказательство недопустимым. Использование термина "прокурор", а не "государственный обвинитель" подчеркивает, что это полномочие распространяется на досудебное производство. В связи с этим пункт 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" предоставляет прокурору право исключить из обвинительного заключения доказательства, полученные с нарушением закона, путем вынесения об этом мотивированного постановления. Согласно п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

3. Десятисуточный срок исчисляется со дня поступления дела к прокурору (по правилам ст. 128 УПК) и может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 1.1 ст. 221 УПК. О порядке продления данного срока см. п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия". При большом объеме уголовного дела прокурор также наделен полномочиями ознакомиться с делом в процессе предварительного следствия (см. ком. к ст. 37), что особенно актуально при содержании обвиняемого под стражей.

4. Задачей деятельности прокурора по поступившему с обвинительным заключением делу является проверка качества проведенного следствия. Эта проверка служит процессуальной формой его надзора над производством предварительного следствия. Предметом проверки является выяснение объективности, всесторонности, полноты предварительного следствия, а также отсутствия нарушений процессуального закона во время его производства.

5. Указанными в ком. статье полномочиями обладает только сам прокурор или его заместитель (ч. 5 ст. 37 УПК).

6. Утверждение обвинительного заключения и направление дела в суд в порядке ст. 222 УПК производится, когда прокурор признает произведенное расследование качественным и достаточным для поддержания обвинения в суде, а само дело - подготовленным к суду (отсутствие оснований для приостановления дела, отсутствие процессуальных нарушений, оснований для возвращения дела судом по ст. 237). Изучая материалы дела, прокурор должен убедиться в том, что виновность обвиняемых полностью доказана и при подтверждении в суде указанных следователем доказательств будет вынесен обвинительный приговор. При недостаточно доказанной виновности прокурор обязан принять иное решение.

7. Прокурор вправе вернуть уголовное дело следователю для производства дополнительного следствия или для пересоставления обвинительного заключения для устранения выявленных им недостатков. Основаниями для этого могут быть:

1) неполное и необъективное выявление подлежащих доказыванию обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК;

2) необходимость изменения обвинения. Об этом см. ком. к ст. 175;

3) допущенные следователем нарушения процессуального закона как при собирании доказательств, так и при совершении иных процессуальных действий;

4) необходимость розыска обвиняемого. Исключение составляет случай, когда прокурор согласен с проведением заочного судебного разбирательства в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 247 УПК. См. ком. к ней. Закон от 05.06.2007 N 87-ФЗ упразднил право прокурора ходатайствовать перед судом о применении ч. 5 ст. 247, однако без такой позиции прокурора заочное рассмотрение дела невозможно.

При возвращении дела следователю прокурор обязан указать в тексте постановления выявленные недостатки расследования (п. 1.15 Приказа Генпрокуратуры РФ от 02.06.2011 N 162).

8. С учетом принципа неприкосновенности личности (ч. 2 ст. 10 УПК) прокурор обязан немедленно освободить всякого незаконно содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК. Как отмечает КС РФ, прокурор при утверждении обвинительного заключения и направлении уголовного дела в суд обязан проверить, не истекает ли установленный судом срок содержания обвиняемого под стражей и достаточен ли он для того, чтобы судья имел возможность принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу на судебных стадиях производства по делу (см. Постановление КС РФ от 22.03.2005 N 4-П). Если к моменту направления дела в суд этот срок истекает или если он оказывается недостаточным для того, чтобы судья в стадии подготовки к судебному заседанию мог принять решение о наличии или отсутствии оснований для дальнейшего применения заключения под стражу, прокурор должен возвратить уголовное дело следователю для обращения в суд с ходатайством о продлении срока содержания обвиняемого под стражей в соответствии со статьями 108 и 109 УПК.

9. Часть 4 ком. статьи регламентирует процедуру обжалования следователем постановления прокурора о возвращении дела и рассмотрении этого ходатайства (жалобы). Об этом см. также ком. к п. 5 ч. 2 ст. 38, п. 10 ч. 1 ст. 39.

При применении данной процедуры следует обратить внимание на следующее:

Обжалование носит двухинстанционный (по сути, апелляционный) характер. Первым ходатайство-жалобу рассматривает вышестоящий прокурор, а при обжаловании его решения - Генеральный прокурор. При этом в период рассмотрения ходатайства исполнение обжалуемого постановления прокурора приостанавливается;

Время обжалования не включается в срок предварительного следствия (ч. 3 ст. 162 УПК в ред. ФЗ от 28.12.2010 N 404-ФЗ). При этом возникает неопределенность в вопросе о том, исключается ли из срока следствия только время, предназначенное для подачи жалобы следователем (72 часа), или же и время рассмотрения данной жалобы прокурором (10 суток). В данном случае буквальный смысл нормы, предполагающий лишь эти 72 часа, оказывается предпочтительным, т.к. время рассмотрения жалобы прокурором, как и продолжительность всей деятельности прокурора по утверждению обвинительного заключения (ч. ч. 1 и 1.1 ст. 221 УПК), регламентируется законом отдельно от сроков следствия. Следственный орган, получив постановление прокурора о возвращении дела, либо устанавливает срок дополнительного расследования (ч. 6 ст. 162 УПК) и приступает к его производству, либо в течение 72 часов обжалует это решение;

Вышестоящий прокурор при отмене постановления нижестоящего прокурора лично утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд. Такое законодательное решение может заставить нижестоящего прокурора и подчиненных ему должностных лиц поддерживать обвинение вопреки принципу оценки доказательств по своему внутреннему убеждению (ст. 17 УПК) либо заявить об отказе от обвинения.

Из Определения КС РФ от 07.06.2011 N 751-О-О следует, что возвращение дела прокурором для дополнительного расследования в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК, невозможно после возвращения дела судом в соответствии со статьей 237 УПК. Закон не предполагает проведение дополнительного расследования уголовного дела после возвращения судом этого дела прокурору для устранения препятствий к его судебному рассмотрению.



Просмотров