Наказание ст 183 ч 3 ук. Субъект и субъективная сторона

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -

наказываются штрафом в размере до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 183 Уголовного Кодекса РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления является установленный порядок осуществления законной предпринимательской деятельности и добросовестная конкуренция. В качестве дополнительного непосредственного объекта в квалифицированном и особо квалифицированном составах могут выступать имущественные интересы граждан и юридических лиц.

2. Предметом преступления являются коммерческая, налоговая и банковская тайны. Под коммерческой тайной понимается научно-техническая, технологическая, производственная, финансово-экономическая или иная информация (в том числе составляющая секреты производства (ноу-хау)), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введен режим коммерческой тайны (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). К налоговой тайне относятся любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: а) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; б) об идентификационном номере налогоплательщика; в) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; г) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (). Банковская тайна предполагает тайну об операциях, о счетах и вкладах клиентов и корреспондентов (ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности").

3. С точки зрения объективной стороны ст. 183 УК предусматривает два состава преступления.

Первый из них (ч. 1) характеризуется действием в виде собирания сведений, составляющих ту или иную тайну. Уголовно наказуемый характер собиранию придает способ совершения преступления, являющийся обязательным признаком объективной стороны: похищение документов, подкуп, угроза любого рода (в том числе применением насилия), а также иной незаконный способ (насилие, неправомерный доступ к компьютерной информации, прослушивание телефонных переговоров и т.п.).

Преступление является оконченным с момента совершения действий по собиранию соответствующих сведений независимо от того, завладело лицо ими же нет.

4. Второй состав (ч. 2) характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) разглашением, т.е. доведением до сведения постороннего третьего лица, либо б) использованием в любой форме при ведении экономической деятельности сведений, составляющих ту или иную тайну.

Указанные действия должны быть незаконными, т.е. совершаться либо без согласия владельца соответствующей тайны, либо без оснований, предусмотренных законодательством для разглашения или использования той или иной тайны без согласия владельца.

Преступление признается оконченным с момента совершения действий по разглашению независимо от того, стала ли тайна достоянием третьего лица, либо с момента начала действий по использованию.

5. Субъективная сторона обоих составов преступления характеризуется прямым умыслом.

6. Субъект преступления применительно к ч. 1 общий, а применительно к ч. 2 специальный - лицо, которому соответствующая тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

7. Квалифицированный по отношению к ч. 2 состав (ч. 3) предполагает ответственность за совершение действий с причинением крупного ущерба (примечание к ст. 169 УК) либо из корыстной заинтересованности, а особо квалифицированный по отношению к ч. 2 состав (ч. 4) - за совершение действий, повлекших тяжкие последствия.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 183. Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 n 121-ФЗ)

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, -
наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, -
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.
(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)
4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, -
наказываются лишением свободы на срок до десяти лет.
Комментарий к статье 183
1. Редакция ст. 183 УК в отличие от действующей до 1 февраля 2002 г. редакции значительно расширила круг регулируемых правоотношений в диспозиции комментируемой статьи.
Статья состоит из четырех частей. Законодатель ввел в название и диспозицию статьи новый конструктивный признак - разглашение сведений, составляющих налоговую тайну, и указал на такое отягчающее обстоятельство, как причинение крупного ущерба, при совершении деяний, подпадающих под признаки комментируемой уголовно-правовой нормы.
Усилена ответственность за незаконное получение и разглашение указанных выше сведений, совершенных из корыстной заинтересованности.
Максимальная мера наказания за совершение преступления по ст. 183 УК РФ, действующей с 1 февраля 2002 г., была определена законодателем в виде лишения свободы на срок до 3 лет (ч. 2 ст. 183 УК), по ч. 3 ст. 183 УК - до 5 лет, предусмотрена и санкция до 10 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 183 УК РФ).
2. Объектом анализируемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие защиту и неприкосновенность коммерческой, налоговой и банковской тайны.
Предмет преступления - сведения, составляющие указанную тайну.
3. О понятии "коммерческая тайна" сказано в ст. 139 ГК РФ. Содержание и объем сведений, составляющих коммерческую тайну, определяются чаще всего самими предпринимательскими структурами. Это обычно финансовый и производственный план фирмы, состояние рынка сбыта, сведения о контрагентах, договорах и т.д.
4. Вместе с тем существует определенный перечень сведений, которые не составляют и не могут составлять коммерческую тайну, о чем сказано в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 г. N 35 (СП РСФСР. 1992. N 1 - 2. Ст. 7). Так, не относятся к коммерческой тайне документы, предоставляющие право заниматься предпринимательской деятельностью, учредительные документы, государственная отчетность по установленной форме, сведения об обязательных налогах и платежах, документы, подтверждающие платежеспособность предприятия, сведения о численности работающих, их заработная плата и т.п.
5. В других нормативных актах также имеются положения о том, что соответствующие сведения не могут считаться коммерческой тайной. Согласно ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 21 марта 2002 г., 28 декабря 2002 г.) не могут быть предметом коммерческой тайны размеры и структура дохода такой организации, сведения о ее расходах и др. Чрезвычайно важными являются положения ст. 30 гл. 7 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.), где сформулированы требования об обязательном раскрытии определенной информации на рынке ценных бумаг.
6. Следует иметь в виду, что Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены дополнения и изменения в ФЗ от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918), в ред. Федерального закона от 28 декабря 2002 г. N 185-ФЗ (см. указанный Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ. 9 августа. 2001 г.)). В частности, в ФЗ "О рынке ценных бумаг" ст. 42 дополнена новым пунктом 11; п. 4 ст. 44 изложен в новой редакции (см. более подробно комментарий к ст. 174 УК РФ в новой редакции и ст. 174.1 УК).
7. Упомянутым выше ФЗ от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ внесены также дополнения и изменения в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в ред. ФЗ от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) (ВСНД РСФСР и ВС РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 2001. N 26. Ст. 2586). Изменения и дополнения внесены в п. 6 ст. 20, в ст. 26 изменен ряд пунктов (см. подробнее комментарий к ст. ст. 172, 174 УК РФ в новой редакции, а также к ст. 174.1 УК).
8. Понятие налоговой тайны раскрывается в ст. 102 Налогового кодекса РФ. Так, налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом, за исключением сведений, перечисленных ниже:
- сведения, разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
- сведения об идентификационном номере налогоплательщика;
- сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
- сведения, предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам) (см.: Порядок доступа к конфиденциальной информации налоговых органов, утвержденный Приказом МНС РФ от 3 марта 2003 г. N БГ-3-28/96).
9. Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
10. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
11. Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с перечнями, определяемыми Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, органами государственных внебюджетных фондов.
12. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
13. Федеральным законом N 104-ФЗ от 7 июля 2003 г. "О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц" признаны утратившими силу ст. ст. 86.1, 86.2, 86.3 Налогового кодекса Российской Федерации, которые регулировали порядок контроля за расходами физических лиц и порядок информирования налогового органа должностными лицами, учреждениями и организациями, причастными к совершению сделок, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и т.д.
14. Состав сведений, составляющих банковскую тайну и соблюдение режима этой тайны, изложен в ст. 857 ГК РФ, ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 в ред. от 7 июля 1995 г. (3 февраля 1996 г.) N 17-ФЗ с последующими изм. и доп. (СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492). Так, по смыслу ст. 857 ГК РФ банк обязан гарантировать клиенту тайну банковского счета и банковского вклада, а также осуществление операций по счету, включая и сведения о самом клиенте. При этом сведения, являющиеся банковской тайной, могут быть представлены лишь самим клиентом и (или) его представителем (см. ниже). Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
15. В ст. 26 ФЗ "О банках и банковской деятельности" сказано, что кредитные организации и Центробанк России гарантируют тайну об операциях, счетах (вкладах) своих клиентов, иных сведениях, устанавливаемых Федеральным законом. Эта же статья определяет круг лиц и организаций, которые официально имеют право потребовать и получить сведения, отнесенные к банковской тайне (суды, органы арбитража, органы прокуратуры, следствия, дознания, ГНИ, органы валютного контроля, федеральный антимонопольный территориальный орган, органы нотариата и аудиторские организации, при этом последние не вправе раскрывать третьим лицам сведения об операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, полученные в ходе проводимых проверок).
16. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 121-ФЗ (РГ от 9 августа 2001 г.) дополнена редакция ч. 5 ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности": "Информация по операциям юридических лиц, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и физических лиц представляется кредитными организациями в уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем".
На основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 8 апреля 2003 г.) был издан Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в рамках которого образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России).
17. Перечень финансовых операций, подлежащих обязательному контролю, дается в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями от 25 июля, 30 октября 2002 г.), где говорится, что операции с денежными средствами или иным имуществом подлежат обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600000 рублей, а по характеру своему данная операция относится к одному из видов операций, предусмотренных п. 2 ст. 6 данного ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ.
18. Банки и кредитные организации обязаны также сообщать в уполномоченный орган обо всех финансовых операциях и других сделках с денежными средствами или иным имуществом, совершенных на крупную сумму, превышающую один миллион рублей (примечание к ст. 174 УК в ред. ФЗ от 08.12.2003).
19. Указом Президента РФ от 25 июля 2003 г. N 840 "О признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации" признан утратившим силу Указ Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" (с изменениями от 21 марта 1995 г., 6 января 1998 г., 3 августа 1999 г., 25 июля 2000 г., 8 апреля 2003 г.), согласно которому банки и кредитные учреждения обязаны были информировать налоговые органы о совершении сделок физическими лицами на сумму, эквивалентную 10 тыс. долларов США и выше. Согласно действующему Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом на сумму, превышающую 600000 руб.
После отмены Указа Президента N 1006 единственным получателем информации о сделках физических (в т.ч. и юридических) лиц становится КФМ РФ. Таким образом, сумма, подлежащая обязательному контролю, фактически удвоилась с 10000 долларов США до 600000 руб. (т.е. до 20000 долл. США на момент издания Указа).
20. Статья 183 УК в новой редакции, как было уже сказано ранее, состоит из 4-х частей, которые предусматривают различные преступления, объединенные как бы единым предметом посягательства, - это сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну.
21. Объективная сторона части 1 ст. 183 УК носит формальный характер. Преступление считается оконченным с момента совершения действий по собиранию сведений, составляющих коммерческую, банковскую или налоговую тайну. Рассмотрим способы собирания сведений:
1) собирание сведений путем похищения документов;
2) собирание сведений путем подкупа;
3) собирание сведений путем угроз;
4) собирание таких сведений иным незаконным способом.
22. Таким образом, объективная сторона ч. 1 ст. 183 УК объединена единым понятием "собирание".
Собирать сведения можно законным и незаконным путем. При этом незаконный путь предполагает собирание рассматриваемых сведений посредством похищения документов, подкупа или угроз, в отношении лиц, которые владеют такой информацией, а равно иными средствами такого рода. "Иной, незаконный способ" дает право толковать это же собирание сведений любым противоправным путем: имеет место расширительное толкование слова "иной". Здесь не только хищение, подкуп и (или) угрозы, но также шантаж, вымогательство, копирование информации и документа, использование различных подслушивающих устройств, проникновение в компьютерную сеть и т.п.
23. Наступление вредоносных последствий как достижение преступного результата является необязательным, т.к. ч. 1 ст. 183 УК предполагает оконченным деяние с момента начала "собирания" таких сведений. Состав преступления - формальный.
24. Субъектом преступления по смыслу ч. 1 ст. 183 УК РФ является физическое вменяемое лицо, не имеющее законного доступа к указанной информации.
25. Следует обратить внимание и на следующее, довольно важное, на наш взгляд, обстоятельство. В том случае, если способом собирания анализируемых выше сведений явились факты подкупа людей, выполняющих управленческую функцию в коммерческой или иной организации, или (и) должностных лиц, их ответственность должна наступать не только по ч. 1 ст. 183 УК, но и по ч. ч. 1 или 2 ст. 204 или ст. 291 УК. (Этой же позиции придерживается Б.В. Волженкин. См.: Комментарий к УК РФ. М.: Спарк, 2000. С. 389.)
26. Объективной стороной деяния, предусмотренного ч. 2 данной статьи, являются действия по незаконному разглашению или использованию сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе.
27. Под разглашением понимается предание сведений огласке, в результате которой они стали известны посторонним лицам, либо предоставление сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, лицу, не имеющему права на ознакомление с ними. Указанную тайну обязаны соблюдать все работники, равно иные лица, которым тайна известна в связи с выполнением профессиональной или служебной деятельности. Это могут быть работники государственной власти и управления, правоохранительных органов, суда, нотариата и пр. Тайна должна соблюдаться и в тех случаях, когда лицо уволилось с работы, причем до тех пор, пока сведения перестали быть охраняемой тайной.
28. Незаконное использование может осуществляться посредством передачи сведений посторонним лицам либо путем принятия различных решений и осуществления действий на основе собранной информации самим виновным.
Из текста части 2 статьи вытекает, что виновный законно, т.е. в силу своих полномочий или по иным основаниям, обладает по долгу службы или работы сведениями, составляющими коммерческую, налоговую или банковскую тайну, но не имеет согласия владельца этих сведений на их разглашение или использование, которое является незаконным уже в силу факта отсутствия такого согласия. Вместе с тем, на наш взгляд, согласие владельца не может устранить незаконность разглашения или использования коммерческой, налоговой или банковской тайны, если такие действия запрещены действующими нормативно-правовыми актами или затрагивают законные права и интересы других лиц. Исключения составляют случаи, указанные в п. п. 6 - 8, и другие, которые специально оговорены в федеральном законодательстве. Так, например, статья 9 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г., 7 августа 2001 г., 28 декабря 2002 г.) гласит, что о каждой сделке, заключенной в соответствии с установленными организатором торговли правилами, любому заинтересованному лицу предоставляется следующая информация:
дата и время заключения сделки;
наименование ценных бумаг, являющихся предметом сделки;
государственный регистрационный номер ценных бумаг;
цена одной ценной бумаги;
количество ценных бумаг.
29. Состав преступления будет и в действиях тех лиц, к которым информация попала случайно, либо если лица незаконно получили ее, либо она была доверена им. Важно лишь установить, что лицу действительно известен характер разглашаемых сведений, что они представляют коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Данная точка зрения является доктринальным взглядом на поставленную проблему и выражает мнение авторов.
30. Объективную сторону ч. 3 ст. 183 УК составляют те же деяния (незаконное собирание вышеупомянутых сведений, их незаконное разглашение и использование, т.е. деяния, указанные в диспозициях ч. 1 и ч. 2 ст. 183 УК), но совершенные при причинении крупного ущерба или же совершенные из корыстной заинтересованности.
31. Законодатель в самой статье 183 УК РФ не раскрывает понятие крупного ущерба. Однако из примечания к ст. 169 УК РФ, как и сказано было выше, крупный ущерб - сумма более 250 тысяч рублей. Причем для правильной квалификации очень важное значение имеет установление причинной связи между наступлением крупного ущерба и анализируемым деянием, т.к. наступление крупного ущерба может совпадать по времени с совершением деяния, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ, но находиться в причинной связи с другими обстоятельствами: некачественным предоставлением услуг потерпевшим, увольнением квалифицированного персонала, появлением на рынке конкурирующих структур и т.д.
32. Корыстная заинтересованность может быть не только материальной - стремление обогатиться, но может заключаться также в иной личной заинтересованности: зависть, обида, месть, стремление добиться первенства в конкурентной борьбе, уменьшить клиентскую базу хозяйствующего субъекта, желание устранить конкурента путем причинения ему убытков и т.д.
33. Часть 4 ст. 183 УК предусматривает совершение более опасного деяния (деяния, предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия) и наказания в виде лишения свободы на срок до 10 лет (для сравнения: ч. 2 ст. 183 УК "старой" редакции предусматривала максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 3-х лет). В силу положений п. 4 ст. 15 УК анализируемое деяние признается тяжким преступлением.
Конструктивным признаком объективной стороны ч. 4 ст. 183 УК является совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2, 3 комментируемой статьи, повлекших за собой "тяжкие последствия". При этом законодатель также не раскрывает какие-либо признаки и не дает определения "тяжких последствий". В диспозициях статей главы 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности" не содержится указания на совершение деяния, причинившее "тяжкие последствия". Только в ст. 196 УК "Преднамеренное банкротство" фигурирует словосочетание "иные тяжкие последствия". Полагаем, что под тяжкими последствиями, указанными в диспозиции ст. 183 УК РФ, следует понимать причинение владельцу особо крупного ущерба, банкротство организации и (или) предпринимателя, нарушение прав граждан, работающих в обанкротившейся организации, вынужденную безработицу работников и т.п.
34. Субъективная сторона ч. ч. 1 - 4 ст. 183 УК РФ совершается с прямым умыслом. Лицо желает наступления неблагоприятных тяжких последствий владельцу указанных сведений и сознательно их допускает.
35. Субъектом рассматриваемого преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-ти лет, но если при этом упомянутое лицо не является владельцем коммерческой, налоговой или банковской тайны. В том случае, если анализируемые сведения незаконно разглашает и (или) использует должностное лицо (прокурор, следователь, дознаватель, налоговый или таможенный инспектор, другие должностные лица), частный нотариус и (или) аудитор, получившие эти сведения в силу занимаемой должности, содеянное следует квалифицировать по совокупности преступлений: ст. 286 и соответствующая часть ст. 183 УК РФ и (или) ст. 202 УК РФ.

В действующем законодательстве довольно четко регламентированы вопросы, связанные с использованием информации. Существуют сведения, которые, согласно правовым нормам, являются конфиденциальными. В законодательстве, в частности, используются такие понятия, как банковская, коммерческая, налоговая тайна. За незаконное собирание таких сведений предусматриваются наказания по ст. 183 УК РФ. Рассмотрим особенности ее применения.

Основной состав

За собирание информации, составляющей тайну (налоговую, банковскую, коммерческую), путем угроз, подкупа, похищения документации, а также иными противоправными действиями санкции устанавливает ч. 1 ст. 183 УК РФ.

Согласно положениям нормы, виновному грозит:

  • Взыскание в сумме до полумиллиона рублей либо составляющее доходы за 1 год.
  • До 1 года исправительных работ.
  • Принудительные работы/тюремное заключение до 2 лет.

Квалифицирующие признаки

В диспозиции ч. 2 ст. 183 УК РФ определен специальный субъект преступления. Наказание по 2-й части предусматривается для граждан, которым сведения, указанные в 1-й части, были доверены либо известны в силу работы или службы. Ответственность по ч. 2 ст. 183 УК РФ применяется в случае разглашения или использования этим лицом информации, без согласия на это ее владельца.

Виновному может грозить одно из следующих наказаний:

  • Взыскание до 1 млн руб. или в сумме доходов за 2 года с запретом на замещение должностей, осуществление деятельности, определенных судьей, до 3 лет.
  • Исправительные работы до 2 лет.
  • Принудительные работы или тюремное заключение на срок, не превышающий 3 лет.

Особо квалифицирующие обстоятельства

В ч. 3 ст. 183 УК РФ закрепляются наказания за деяния, указанные во 2-й части, повлекшие крупный ущерб либо совершенные по мотивам корыстной заинтересованности.

За это виновному грозит:

  • взыскание до 1,5 млн руб. или составляющее доходы за 3 года с лишением его права замещать должности, вести деятельность определенного рода на период до 3 лет;
  • принудительные работы/тюремное заключение до 5 лет.

Если деяния, закрепленные в диспозициях ч. 2-3, повлекли тяжкие последствия, субъекту могут назначаться или принудительные работы до 5 лет, или до 7 лет тюремного заключения.

Ст. 183 УК РФ с комментариями

Понятие "коммерческая тайна", перечень данных, которые могут быть к ней отнесены, присутствуют в нескольких правовых документах. В их числе, в частности, 139-я статья ГК, ст. 3, 5 ФЗ № 98.

О налоговой тайне и сведениях, которые признаются в качестве нее, говорится в 102-й норме НК.

Что касается банковской тайны, то понятие раскрывается в 857-й статье ГК и ст. 26 ФЗ № 395-1.

Собирание информации по смыслу ст. 183 УК РФ считается преступным, если осуществляется противоправными способами. Некоторые из них прямо упоминаются в диспозициях 1-й и 2-й частей. Объективную сторону коротко можно определить так: по ст. 183 УК РФ квалифицируются любые противоправные действия, если их цель состоит в получении информации, указанной в норме.

Особенности посягательства

Собирание данных, о котором говорится в ст. 183 УК РФ, следует рассматривать не как итог действий, а как процесс.

Соответственно преступник, вполне возможно, не сможет достичь цели. Допустим, он похитил какую-то документацию, получил возможность ею распорядиться либо ознакомиться с содержанием, однако реально прочитать текст, предоставить ее стороннему субъекту не смог, поскольку был задержан. Деяние, тем не менее, будет считаться завершенным в момент осуществления этих действий.

Если же посягательство совершается посредством осуществления действий, определяемых как разбой, то оно будет признано оконченным в момент нападения, даже если требуемый документ не поступит в распоряжение злоумышленника.

Подкуп

Это действие предусмотрено в анализируемой норме в качестве одного из способов совершения деяния. Между тем если подкуп был направлен на граждан, исполняющих функции управления в коммерческой либо иной компании, а также должностных лиц для получения от них информации, содержащей налоговую, банковскую, коммерческую тайну, деяние дополнительно подпадает под статью 204 или 291 Кодекса.

Угрозы

Они выражаются по-разному. Угрожать злоумышленник может путем уничтожения имущества, насильственными действиями, распространением информации (соответствующей действительности либо ложной), позорящей потерпевшего, его родственников, или других сведений, способных нанести вред интересам лиц.

В судебной практике по ст. 183 УК РФ принимается во внимание, что максимальные санкции за угрозу убийством либо нанесение здоровью потерпевшего тяжкого ущерба в таких случаях охватывается этой нормой. Соответственно, дополнительная квалификация по 119-й статье не осуществляется, если только угроза не была высказана по мотивам, предусмотренным во 2-й части 119-й нормы.

Прочие противоправные действия

Их перечень достаточно широк.

К другим неправомерным действиям можно, например, отнести получение информации:

  • путем нарушения ;
  • при несанкционированном доступе к компьютерной базе данных;
  • ознакомление со сведениями, не сопровождающееся изъятием электронных/материальных носителей, содержащих их, и проч.

При наличии оснований содеянное квалифицируется по совокупности норм, в т. ч. со статьями 272, 238, так как ст. 183 не обеспечивает защиту объектов, охраняемых этими нормами.

Применение насилия

Если преступление, предусмотренное анализируемой нормой, совершается с насильственными действиями, то они должны квалифицироваться дополнительно по соответствующим нормам Кодекса о посягательствах против личности, если в них закреплена более строгая санкция, чем за деяние, установленное в части первой 183-й статьи.

Из этого следует, что при причинении в ходе собирания информации, отнесенной к банковской, коммерческой, налоговой тайне, побоев, легкого ущерба здоровью, деяние подпадает только под часть 1 ст. 183.

Субъективный аспект

Деяние совершается всегда с прямым умыслом.

В качестве субъекта преступления может выступать лицо, не только соответствующее требованиям 19-й статьи УК, но и в силу служебных обязанностей не имеющее доступа к информации, указанной в диспозиции части 1 183-й статьи, и поэтому вынужденное добиваться такого доступа противоправными способами.

На особенности субъекта преступления указывает и санкция, вменяемая, к примеру, по п. 3 ст. 183 УК РФ. Речь, в частности, о лишении лица специального права. Это дополнительное наказание является обязательным.

Незаконное использование сведений

Оно может осуществляться лично либо посредством передачи информации сторонним гражданам.

В первом случае, как правило, злоумышленником движет возможность получить выгоду. К примеру, субъекту были доверены или стали известны по работе/службе сведения о скором повышении стоимости акций. Соответственно, он может использовать эту информацию для совершения выгодной сделки.

Кроме того, полученные сведения субъект может использовать для компрометации нанимателя, для нанесения вреда иным лицам.

Исключения

УК обеспечивает защиту только законных интересов. В этой связи, служащие организации, обладающие доступом к конфиденциальной информации, должны ее раскрывать без согласия руководителя, если субъект, требующий предоставления сведений, имеет на это право.

К примеру, сообщение банковским сотрудником следователю, действующему в рамках УПК и в соответствии с положениями 26-й статьи ФЗ № 395-1, данных по операциям, произведенным со средствами, находящимися на счете юрлица, не является разглашением банковской тайны, даже когда против этого возражали владелец счета и руководство организации.

Аналогичным образом расцениваются действия того же служащего, передающего информацию представителям органов, осуществляющих контроль в сфере налогообложения.

Дополнительно

К тяжким последствиям можно отнести банкротство учреждения, а также вызванные этим отрицательные социальные последствия. В числе последних, например, безработица, нарушение деятельности предприятий ЖКХ и так далее. Такие последствия могут являться результатом не только умышленных, но и неосторожных действий.

В соответствии с примечанием к 169-й статье УК, считается сумма, превышающая 1,5 млн руб.

Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну

Комментарий к статье 183 УК РФ:

1. Основной непосредственный объект - общественные отношения, складывающиеся в сфере коммерческой, налоговой и банковской деятельности в части сохранения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Дополнительным объектом выступают интересы физических и юридических лиц, владельцев указанной конфиденциальной информации. Предмет преступления - сведения, составляющие коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Предмет преступления является общим для двух самостоятельных составов (ч. ч. 1 и 2 ст. 183 УК).

2. Диспозиция статьи является бланкетной. Согласно ст. 139 ГК РФ информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Под банковской тайной согласно ст. 857 ГК РФ следует понимать тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (ст. 26), конкретизируя эту правовую конструкцию, относит к категории банковской тайны банковские счета и банковские вклады не только клиентов, но и своих корреспондентов, а также иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит Федеральному закону. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (ред. от 03.10.2002) содержит перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну и, соответственно, остаются за пределами предмета данного преступления. Например, учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устав, документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), и др.

Налоговая тайна - это в соответствии со ст. 102 НК РФ любые полученные налоговым органом, органом внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщиках, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Объективная сторона данного преступления характеризуется деянием в форме собирания сведений, совершаемого путем похищения документов; подкупа; угроз; иным незаконным способом.

Собирание сведений означает их нахождение, изъятие, группирование и т.п. Похищение документов означает их хищение любым способом. В этом случае квалификации по совокупности со ст. 325 УК не требуется. Подкуп как способ собирания означает их незаконное получение за вознаграждение. Если будут установлены признаки коммерческого подкупа или взяточничества, требуется квалификация по совокупности с соответствующими статьями (ст. ст. 204 и 291 УК). Угроза как способ действий должна быть реальной и иметь характер немедленно выполнимой. Среди иных способов необходимо выделить использование высоких технологий, что в ряде случаев требует квалификации по совокупности (например, со ст. ст. 138 или 272 УК).

4. Состав преступления - формальный. Преступление считается оконченным с момента совершения деяния любым из указанных способов независимо от того, удалось ли завладеть информацией.

5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

6. Субъект преступления - общий: вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 183 УК предусматривает ответственность за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. Разглашение означает передачу сведений хотя бы одному лицу. Использование сведений представляет собой распоряжение ими любым способом. Их противоправность предполагает, что владелец сведений не давал согласия на осуществление таких действий и не имеется законных на то оснований. Данный состав преступления - формальный, преступление считается оконченным с момента разглашения или использования сведений. Субъективная сторона в этом случае характеризуется только прямым умыслом. Субъект преступления - специальный: лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе или работе.

8. Часть 3 предусматривает повышенную ответственность за деяние, причинившее крупный ущерб (см. примечание к ст. 169 УК) или совершенное из корыстной заинтересованности. Корыстный мотив предполагает желание незаконного обогащения. Как представляется, этот квалифицированный состав не может быть применен к деянию, указанному в ч. 1 комментируемой статьи. Хотя было бы справедливо получить такие разъяснения от высших судебных инстанций.

9. В ч. 4 ответственность усиливается за совершение деяний, предусмотренных ч. ч. 2 и 3, но повлекших тяжкие последствия. Тяжкие последствия относятся к категории оценочных признаков и определяются, исходя из конкретных фактов и обстоятельств (таковыми могут признаваться банкротство предприятия, массовые увольнения рабочих, голодовки со смертельным исходом и т.п.).

1. При отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.

До одобрения сделки представляемым другая сторона путем заявления совершившему сделку лицу или представляемому вправе отказаться от нее в одностороннем порядке, за исключением случаев, если при совершении сделки она знала или должна была знать об отсутствии у совершающего сделку лица полномочий либо об их превышении.

2. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

3. Если представляемый отказался одобрить сделку или ответ на предложение представляемому ее одобрить не поступил в разумный срок, другая сторона вправе потребовать от неуправомоченного лица, совершившего сделку, исполнения сделки либо вправе отказаться от нее в одностороннем порядке и потребовать от этого лица возмещения убытков. Убытки не подлежат возмещению, если при совершении сделки другая сторона знала или должна была знать об отсутствии полномочий либо об их превышении.

Комментарий к Ст. 183 ГК РФ

1. В соответствии со ст. 182 ГК РФ представитель действует от имени представляемого в силу полномочия, выражаемого в праве представителя выступать от чужого имени. Только в случаях, когда представитель совершает сделки и иные действия в рамках предоставленных ему полномочий, его действия порождают, изменяют или прекращают права и обязанности для представляемого. Таким образом, наличие у представителя соответствующих полномочий является необходимым условием всякого представительства, условием приобретения, изменения или прекращения прав и обязанностей для представляемого.

Вопрос о правовой природе представительского полномочия является дискуссионным: одни авторы рассматривают его как проявление гражданской правоспособности, особое субъективное право, которому не соответствует чья-либо конкретная обязанность представителя; другие считают, что рассматриваемое полномочие является субъективным правом, которому противостоит обязанность представляемого принять на себя все юридические последствия действий представителя; третьи определяют это полномочие как юридический факт, восполняющий недостаток дееспособности представляемого.

———————————
Советское гражданское право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1986. Ч. 1. С. 228.

Советское гражданское право / Под ред. О.А. Красавчикова. М., 1972. Ч. 1. С. 214; Советское гражданское право / Под ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. М., 1979. Т. 1. С. 207.

Иоффе О.С. Советское гражданское право. М., 1967. С. 201 — 203.

Существует также следующее определение представительского полномочия — это субъективное право, производное от правосубъектности представляемого, делегированное представителю по воле представляемого или принадлежащее ему в силу обстоятельств, указанных в законе. Поэтому осуществление (реализация) полномочия представителем является юридическим фактом, порождающим права и обязанности для представляемого.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд. М., 2004. Т. 1. Общая часть. С. 545. Обзор точек зрения см. также: Невзгодина Е.Л. Представительство по советскому гражданскому праву. Томск, 1980; Андреев В.К. Представительство в гражданском праве. Калинин, 1978.

Полномочие представителя, на основании которого он совершает самостоятельное юридическое действие, формируется представляемым. Следовательно, представительство основано на взаимодействии актов волеизъявления представляемого и представителя. В связи с этим при представительстве установленное в гл. 9 ГК РФ требование о соответствии волеизъявления действительной воле стороны сделки относится в равной мере как к представителю, так и к представляемому.

———————————
Гражданское право. Часть первая / Под ред. В.П. Мозолина, А.И. Масляева. М., 2003. С. 301.

Комментируемая статья предусматривает последствия заключения сделки неуполномоченным лицом, т.е. лицом, которое не наделено правом выступать от чужого имени либо наделено таким правом, но выходит за пределы предоставленных полномочий. При отсутствии у лица полномочий выступать от чужого имени или при выступлении им от чужого имени с превышением предоставленных полномочий по общему правилу не создаются никакие права и обязанности для представляемого. Совершенная сделка для другого лица является незаключенной.

В юридической литературе предлагается различать существенное превышение полномочий и несущественное со всеми вытекающими отсюда последствиями. Такая классификация не лишена смысла, если виды превышения полномочий связывать с их последствиями. Общим критерием определения последствий существенного и несущественного превышения полномочий является осуществление полномочия не в интересах представляемого. Превышение полномочий считается существенным, кроме случаев, когда такое превышение не повлекло существенных неблагоприятных последствий для представляемого. Так, в силу п. 2 ст. 973 ГК РФ поверенный вправе отступить от указаний доверителя, если по обстоятельствам дела это необходимо в интересах доверителя и поверенный не мог предварительно запросить доверителя либо не получил в разумный срок ответ на свой запрос. Поверенный обязан в любом случае уведомить доверителя о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным.

———————————
Носкова Ю.Б. Представительство в российском гражданском праве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2004. С. 9.

Заключение сделок неуполномоченным лицом на практике происходит не часто и, как правило, имеет место, когда участники сделки ошибочно полагают, что действуют в соответствии с правилами о представительстве, но в действительности представитель необходимыми полномочиями не располагает, например, в связи с прекращением действия доверенности, выходом представителя за пределы полномочий и т.д.

Итак, общее правило таково: представительство без полномочий не порождает присущие представительству последствия, т.е. не создает действиями одного лица, действующего от имени и в интересах другого лица, права и обязанности у другого лица, от чьего имени заключена сделка.

Комментируемая статья по существу дополняет это общее правило еще тремя правилами о последствиях заключения сделки неуполномоченным лицом. Одно из этих дополнительных правил касается последствий таких действий для неуполномоченного лица, другое введено в целях обеспечения интересов третьих лиц, с которыми лицо, действовавшее без полномочий, заключило сделку, третье — в целях обеспечения интересов представляемого. Рассмотрим эти правила подробнее.

2. Для неуполномоченного лица, т.е. лица, действовавшего от чужого имени без полномочий или с превышением предоставленных полномочий, последствия таких действий сводятся к тому, что это лицо само может стать стороной в сделке с третьим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сделка в таком случае будет считаться заключенной от имени неуполномоченного лица и в его интересах. Это лицо будет нести перед контрагентом все обязанности по данной сделке и отвечать за ее неисполнение.

Например, если гражданин арендовал на лето дачу для семьи товарища по работе без полномочий, договор аренды дачи будет признан заключенным, с тем, однако, что арендатором является тот, кто действовал без полномочий. Именно ему придется платить арендную плату или нести отрицательные последствия, связанные с отказом от договора (потеря задатка, уплата неустойки и др.). Такие последствия наступают именно потому, что гражданин-сослуживец не был уполномочен на заключение договора аренды. Он мог быть уполномочен, например, на подыскание дачи для семьи товарища, но не на заключение договора аренды, т.е. вышел за пределы предоставленных полномочий.

Следует иметь в виду, что правило о том, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, далеко не всегда может быть реализовано на практике. Очень часто неуполномоченное лицо в силу разных объективных причин (иной правовой статус, отсутствие лицензии, отсутствие права заниматься определенным видом деятельности и т.п.) не может быть стороной в той сделке, которую оно совершило. Так, невозможно возложить на гражданина (например, работника коммерческой организации), оказавшегося неуполномоченным представителем коммерческой организации, обязанности по сделкам, связанным с поставкой товара, снабжением энергией или газом, перевозкой грузов и т.п. Подобные сделки, если только они не одобрены впоследствии представляемым, должны считаться в зависимости от конкретных обстоятельств либо ничтожными, либо оспоримыми.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что при рассмотрении таких дел следует иметь в виду, что суд не может на основании п. 1 ст. 183 ГК РФ признать представителя стороной по соглашению, заключенному во изменение или дополнение основного договора. Такое соглашение признается ничтожным (ст. 168 ГК), поскольку по своей природе является неотъемлемой частью упомянутого договора и не может существовать и исполняться отдельно от него (п. 6 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57 «О некоторых вопросах практики применения ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации»).

———————————
Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: Систематизированный сборник в двух частях // Вестник ВАС РФ. 2003. Спец. приложение к N 10. Ч. 1. С. 104 — 105.

В литературе правильно отмечается, что для того чтобы сделка считалась заключенной с неуполномоченным представителем, по смыслу закона требуется согласие на это третьего лица. Данное условие вполне оправданно, поскольку третье лицо должно выразить свою волю на вступление в договорные отношения с лицом, с которым оно не намеревалось устанавливать такие отношения.

———————————
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая / Под ред. Н.Д. Егорова, А.П. Сергеева. М., 2005. С. 417.

3. Правило о том, что лицо, действовавшее от чужого имени без полномочий, само становится в таком случае стороной в сделке с третьим лицом со всеми вытекающими отсюда последствиями, предусмотрено законом в целях обеспечения интересов третьего лица, с которым лицо, действовавшее без полномочий, заключило сделку.

При этом предполагается, что третье лицо, с которым заключена сделка, знало или должно было знать о том, что лицо не было управомочено заключать сделку, поскольку у третьего лица всегда имеется возможность проверить полномочия лица, заключающего сделку (ст. 312 ГК). Третьи лица освобождаются от исполнения обязательств по заключенной с неуполномоченным лицом сделке лишь в том случае, если докажут, что не знали и не должны были знать об отсутствии полномочий у контрагента или превышении полномочий со стороны контрагента.

Таким образом, проверка полномочий представителя третьими лицами составляет необходимый момент в процессе осуществления отношений представительства. Надобность в такой проверке отпадает лишь в случаях, когда полномочие очевидно явствует из обстановки, в которой действует представитель, например, продавец в розничной торговле, приемщик в ателье бытового обслуживания и т.п. В таких случаях продавцы, приемщики и другие работники, допущенные администрацией организации к исполнению работ, оказанию услуг и т.п., совершают сделки от имени организации в определенном месте, в определенном порядке, с применением определенной атрибутики, что создает у любого лица, вступающего с ними в контакт, уверенность, что оно имеет дело с уполномоченным представителем организации (см. комментарий к абзацу второму п. 1 ст. 182 ГК).

Если третьим лицом не проверены полномочия лица, заключающего сделку, или сделка заключена третьим лицом с неуполномоченным лицом сознательно (в расчете на последующее одобрение сделки представляемым), оно считается связанным данной сделкой. В частности, если сделка будет одобрена представляемым, третье лицо не может отказаться от принятых на себя обязательств со ссылкой на отсутствие полномочий у представителя.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ также обратил внимание на то, что п. 1 ст. 183 ГК РФ применяется независимо от того, знала ли другая сторона о том, что представитель действует с превышением полномочий или при отсутствии таковых (п. 4 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

4. Правило о том, что, если представитель действовал без полномочий или с превышением полномочий, представляемый вправе одобрить заключенную представителем сделку задним числом, введено в закон в целях обеспечения интересов представляемого.

В связи с этим Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал, что при рассмотрении арбитражными судами исков к представляемому (в частности, об исполнении обязательства, о применении ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства), основанных на сделке, заключенной неуполномоченным лицом, следует принимать во внимание, что установление в судебном заседании факта заключения упомянутой сделки представителем без полномочий или с превышением таковых служит основанием для отказа в иске к представляемому, если только не будет доказано, что последний одобрил данную сделку (п. 1 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

В случае последующего одобрения представляемым сделки, совершенной не- управомоченным представителем, наступают такие же последствия, как если бы в момент совершения сделки представитель имел необходимые полномочия, т.е. создаются, изменяются или прекращаются гражданские права и обязанности по данной сделке для представляемого. Последующее одобрение сделки представляемым по своей юридической природе является односторонней сделкой представляемого, т.е. действием, совершаемым исключительно по воле самого представляемого.

Последующее одобрение сделки представляемым должно последовать в пределах нормально необходимого или установленного при совершении сделки срока. При этом независимо от того, когда именно будет одобрена сделка представляемым, он считается стороной с самого момента совершения этой сделки представителем.

Например, отношения, связанные с последующим одобрением сделок представляемым, могут возникать при создании хозяйственных обществ (общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества), когда учредители совершают необходимые для деятельности хозяйственного общества сделки еще до его государственной регистрации. По всем этим сделкам солидарную ответственность несут сами учредители хозяйственного общества. Общество же несет ответственность по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием участников (акционеров) общества (п. 3 ст. 10 Закона об акционерных обществах, п. 6 ст. 11 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Последующее одобрение сделки представляемым может быть выражено в любой форме, однозначно свидетельствующей о воле представляемого на признание сделки, заключенной неуправомоченным представителем. Такая воля может быть выражена в письменном документе (письме, телеграмме, факсе и т.п.) или посредством конклюдентных действий (принятием исполнения, производством расчетов и т.п.).

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ указал на то, что при разрешении споров, связанных с применением п. 2 ст. 183 ГК РФ, судам следует принимать во внимание, что под прямым последующим одобрением сделки представляемым могут пониматься, в частности:

— письменное или устное одобрение независимо от того, адресовано или нет оно непосредственно контрагенту по сделке;

— признание представляемым претензии контрагента;

— конкретные действия представляемого, если они свидетельствуют об одобрении сделки (например, полная или частичная оплата товаров, работ, услуг, их приемка для использования, полная или частичная уплата процентов по основному долгу, равно как и уплата неустойки и других сумм в связи с нарушением обязательства, реализация других прав и обязанностей по сделке);

— заключение другой сделки, которая обеспечивает первую или заключена во исполнение либо во изменение первой;

— просьба об отсрочке или рассрочке исполнения;

— акцепт инкассового поручения.

Так, по одному из дел коммерческая организация заключила с брокерской фирмой договор поручения на покупку на товарной бирже товара по определенной в договоре на брокерское обслуживание цене. Брокерская фирма при заключении от имени клиента — коммерческой организации договора купли-продажи согласилась оплатить товар по более высокой цене. После получения экземпляра товара клиент произвел предоплату всей партии товара, как было первоначально указано в договоре на брокерское обслуживание. В связи с возникшим впоследствии спором относительно того, может ли договор считаться при этих условиях действительным, Высший Арбитражный Суд РФ признал, что действия покупателя (клиента брокерской фирмы) по оплате всей партии товара должны расцениваться как последующее одобрение заключенной сверх полномочий сделки.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1993. N 10. С. 41.

В другом деле к хозяйственному обществу был предъявлен иск о выплате задолженности за электроэнергию. Ответчик иск не признал, ссылаясь на то, что договор энергоснабжения был заключен его структурным подразделением, не имеющим соответствующего полномочия на заключение данного договора. Кроме того, ответчик утверждал, что впоследствии он не одобрил совершенную неуполномоченным структурным подразделением сделку. Суд первой инстанции согласился с доводами ответчика. Аналогичную позицию заняла и апелляционная инстанция. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ вынес решение об изменении постановления апелляционной инстанции на том основании, что договор энергоснабжения все же был одобрен ответчиком, что выразилось, в частности, в том, что ответчик в течение двух лет фактически пользовался электроэнергией. Данное обстоятельство, представляющее собой конклюдентное действие ответчика, было признано достаточным основанием для применения ст. 183 ГК РФ.

———————————
Вестник ВАС РФ. 1997. N 2. С. 93 — 94.

При оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым — юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченного в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение. Например, следует учитывать правила Закона об акционерных обществах, в соответствии с которыми крупная сделка должна быть одобрена советом директоров (наблюдательным советом) общества или общим собранием акционеров по правилам ст. 79 указанного Закона.

Действия работников представляемого по исполнению обязательства исходя из конкретных обстоятельств могут свидетельствовать об одобрении, при условии что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей, или основывались на доверенности, или полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали (см. комментарий абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК) (п. 5 информационного письма от 23 октября 2000 г. N 57).

5. Положения ст. 183 следует определенным образом соотносить с правилами ст. 986 ГК РФ, посвященными последствиям совершения сделки в чужом интересе.

Сходство указанных правил заключается в том, что в обоих случаях лицо заключает сделку в интересах другого лица и за его счет, а заинтересованное лицо может одобрить или не одобрить данную сделку, что оборачивается аналогичными правовыми последствиями.

Различие рассматриваемых правил заключается в следующем. Неуправомоченный представитель совершает сделку от имени представляемого, хотя и не имеет для этого необходимых полномочий. Третье лицо, с которым он вступает в сделку, как правило, имеет возможность проверить его полномочия. Если третье лицо этого не сделало или проявило невнимательность, оно не вправе в последующем оспорить данную сделку, если последняя будет одобрена представляемым.

В отличие от неуполномоченного представителя, лицо, совершившее сделку в чужом интересе (гестор), действует от собственного имени, хотя и не в своем интересе. Поэтому права и обязанности из данной сделки первоначально приобретает сам гестор, хотя и с намерением передать их лицу, в интересах которого он действовал (доминусу). Что касается третьего лица, то оно может быть либо уведомлено о том, что сделка совершена в интересах доминуса, либо не знать об этом обстоятельстве. В первом случае оно не может возражать против перехода прав и обязанностей по данной сделке к доминусу, если последний ее одобрит. Во втором случае для такого перехода требуется согласие третьего лица.

По смыслу закона и с учетом действующих правил об уступке прав требования и переводе долга (гл. 24 ГК) согласие третьего лица необходимо тогда, когда к доминусу переходят не только права, но и обязанности по сделке. Если же дело ограничивается передачей доминусу одних лишь прав, возникших из совершенной в его интересах сделки, достаточно извещения третьего лица о состоявшейся уступке прав.

———————————



Просмотров