Метод права социального обеспечения и его особенности. Система права социального обеспечения

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определённого комплекса общественных отношений.

Необходимо рассмотреть особенности метода права социального обеспечения.

1) Сочетание императивного и диспозитивного методов, а также централизованного, регионального и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, так как отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер. В связи с этим законодатель использует главным образом императивный способ их правового регулирования. В то же время наряду с императивным методом используется и диспозитивный, пределы которого существенно ограничены.

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в данной сфере осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов и подзаконных актов, так и на региональном уровне путём издания соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами Федерации, потому что предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников. Субъекты России вправе за счёт собственных источников устанавливать дополнительные меры социальной защиты. Регулирование в области социального обеспечения возможно и на муниципальном уровне, и в рамках конкретной организации.

2) Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов права социального обеспечения устанавливаются нормативным путём, а договорное регулирование, по общему правилу, недопустимо. Однако нельзя отрицать тот факт, что нередко стороны трудового правоотношения своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (право на получение денежной выплаты в случае ухода работника на пенсию или при рождении ребёнка, предоставление бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение и т.д.). Таким образом, договорный способ формирования прав и обязанностей субъектов трудового правоотношения (работника и работодателя) распространяется и на сферу социального обеспечения, но в том случае, если оно относится к работнику. При этом условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

3) Специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение правоотношений

В данной отрасли права подавляющее большинство юридических фактов - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей. В результате наступления этих событий утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно. К таким событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности; инвалидность; потеря семьёй кормильца; безработица; достижение определённого возраста; нуждаемость в постоянном постороннем уходе и другие. Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида социального обеспечения, на который претендует гражданин.

4) Абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения

Общее юридическое положение субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения характеризуется тем, что между ними нет ни отношений равенства, ни отношений подчинённости. Имущественные права принадлежат гражданам, а обязанности по обеспечению этих прав возлагаются на компетентные органы, предоставляющие тот или иной вид обеспечения. Обязанности же граждан в указанных правоотношениях носят не материальный, а процедурный либо процессуальный характер (например, обязанность предоставить необходимые документы для назначения пенсии или пособия). социальное обеспечение монетизация льгота

Гражданин в правоотношениях по социальному обеспечению обладает правом на волеизъявление, а орган, осуществляющий социальной обеспечение, несёт юридическую обязанность принять соответствующее решение согласно нормам законодательства, которое в свою очередь может быть как положительным, так и отрицательным. При этом законодатель исключает усмотренческий подход органов социального обеспечения в реализации прав граждан в указанной сфере. Деятельность данных органов урегулирована посредством категорических предписаний.

5) Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

В праве социального обеспечения не предусмотрены репрессивные санкции. За правонарушения к гражданам могут применяться правовосстановительные и правоограничивающие санкции. Правовосстановительная санкция применяется к гражданину, причинившему материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение. В этих случаях гражданин обязан возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на отдельные виды социального обеспечения на определённый срок. Например, при нарушении режима, установленного лечащим врачом, застрахованному лицу снижается размер пособия по временной нетрудоспособности со дня допущенного нарушения. Правоограничивающие санкции могут быть применены также к лицу, признанному безработным, в случае невыполнения им своих обязанностей в виде уменьшения размера пособия по безработице либо приостановления его выплаты на определённый срок. Однако сфера применения данных санкций достаточно узка.

К другому субъекту правоотношения - органу, осуществляющему социальное обеспечение, санкции не применяются. Указанный орган должен восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не имел возможности в полном объёме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, в частности, в том случае, если гражданин недополучил причитающиеся ему определённые денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Специфика способа защиты нарушенного права заключается в отсутствии особого правового механизма для такой защиты. Для защиты своих прав в сфере социального обеспечения граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком.

Метод правового регулирования общественных отношений является важнейшим дифференцирующим критерием разграничения отраслей права. Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль в общей системе права сформировалось недавно. Вопрос о сущности и содержании ее метода является одним из сложных в силу неоднозначности взглядов ученых на эту проблему и находится на стадии научных дискуссий.

В соответствии с положениями общей теории права под методом правового регулирования понимается совокупность приемов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определенного комплекса общественных отношений.

Всякий отраслевой метод правового регулирования общественных отношений характеризуется не одним каким-либо признаком, а представляет собой целый комплекс средств и способов воздействия на общественные отношения, регулируемые нормами данной отрасли права. Метод не является застывшей правовой категорией, с изменением общественных отношений меняется и содержание метода.

Рассмотрим особенности метода права социального обеспечения.

1. Сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов.

Статья 72 Конституции Российской Федерации закрепляет, что вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов, а также направленных на их реализацию иных правовых актов центральных органов государственной власти, так и на региональном (локальном) уровне путем издания соответствующих нормативных актов субъектов Федерации. При этом на федеральном уровне в настоящее время закрепляется определенный минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который не может быть понижен ни при каких условиях субъектами Федерации, ибо предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников.

Регулирование пенсионного обеспечения в централизованном порядке осуществляется Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г., Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. и другими актами, связанными с предоставлением пособий, компенсационных выплат и других видов социальных услуг).

Субъекты Федерации за счет собственных источников и при наличии возможностей вправе устанавливать дополнительные меры социальной защиты: надбавки к пенсиям, пособиям и т.д. Регулирование в области социального обеспечения возможно на муниципальном уровне, а также в рамках конкретного предприятия. Оно выражается в том, что на основе нормативных актов, принимаемых собственником соответствующих финансовых источников, в нецентрализованном порядке предусматриваются дополнительные виды социального обеспечения с целью повышения степени социальной защищенности человека.

2. Методу права социального обеспечения присущи специфические способы определения содержания правоотношений.

Права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем. Так, например, договорное регулирование отношений в области социального обеспечения возможно в рамках конкретного предприятия. Во-первых, в коллективном договоре могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством (надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию и т. п.), во-вторых, закрепление гарантий социальной защищенности возможно в индивидуальном трудовом договоре (контракте), стороны которого могут установить дополнительные виды, условия, повышенные размеры обеспечения по сравнению с предусмотренными нормами права (оказание материальной помощи в случае ухода в отпуск, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение, бесплатное лекарственное обеспечение в случае болезни и т.д.)

Условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными. Если же речь идет о более льготном обеспечении, то здесь допускается полная свобода усмотрения.

3. В праве социального обеспечения отражена специфика юридических фактов, с которыми связано возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

В данной отрасли почти все юридические факты -- это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей, в результате которых утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно (старость, инвалидность, безработица, потеря кормильца, бедность, рождение ребенка, смерть и т.д.).

Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают при наличии совокупности юридических фактов из сложных фактических составов, которые имеют:

  • - правовые основания обеспечения;
  • - волеизъявление лица, ими обладающего;
  • - решение компетентного органа о назначении вида обеспечения, на который претендует гражданин.
  • 4. В праве социального обеспечения установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения.

Общее юридическое положение субъектов социально-обеспечительных правоотношений характеризуется, прежде всего, тем, что между ними нет ни отношений власти и подчинения, ни отношений равенства. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом. Имущественные права принадлежат гражданам, а соответствующие обязанности возлагаются на компетентные государственные и иные органы.

Кроме того, законодатель исключает усмотренческий подход обязанной стороны в реализации прав граждан на тот или иной вид социального обеспечения, деятельность органов социального обеспечения урегулирована посредством категорических предписаний. Так, например, орган социальной защиты населения не может отказать в назначении гражданину пенсии в связи с отсутствием денег в Пенсионном фонде. Обязанная сторона должна совершить гарантированные действия для реализации права граждан на пенсионное обеспечение. Второй же стороне правоотношения -- гражданину предоставлена свобода распоряжения правами.

5. Для метода права социального обеспечения характерна специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права.

Специфика санкций в сфере социального обеспечения заключается, во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно перепоручили суммы полагающихся выплат. К другому субъекту правоотношения (государственному или иному органу) имущественные санкции не применяются. В случае неполучения гражданами денежных сумм восстановление прав последних производится путем выплаты причитающихся им средств. Такую принудительную выплату нельзя считать санкцией, потому что орган социальной защиты населения не несет материального ущерба, а лишь выполняет свои обязанности.

Вторая отличительная черта санкций состоит в том, что они носят право восстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают переполученную сумму в полном объеме и дополнительных лишений при этом не испытывают. Кроме того, при предоставлении отдельных видов обеспечения применяются и специфические санкции. Так, например, к лицам, систематически нарушающим правила внутреннего распорядка в доме-интернате, может быть применена такая мера, как выписка из этого учреждения.

Одним из элементов отраслевого метода правового регулирования является порядок разрешения споров. Что касается способов защиты субъективных прав в социальном обеспечении, то законодательством предусматривается как административный, так и судебный порядок разрешения споров. Какая-либо особая процедура отсутствует. Так, например, в соответствии со ст. 129 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 г. споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, удержаний из пенсии, взыскания излишне выплаченных сумм пенсии разрешаются вышестоящим органом социального обеспечения. Если гражданин (предприятие, организация) не согласен с принятым этим органом решением, спор разрешается в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

На протяжении всего времени своего существования род человеческий стремился к объединению. Ведь еще в самом начале эволюции стало понятно, что человек - это групповое существо, которое не может жить вне среды себе подобных. Поэтому люди начали создавать определенные примитивные формации. В самом начале они представляли собой родоплеменные общины. Но постепенное разрастание этих социальных объединений привело к появлению сверхструктуры, а именно государства. Однако появилась иная, более насущная проблема. Любому государству необходим универсальный регулятор общественных отношений, которого попросту не существовало. В процессе его поисков были перепробованы разные методы влияния на например, насилие, религия и т. п. Но абсолютно все они не приносили должного результата. По истечении большого количества времени появилось право. Его следует считать наиболее удачным регулятором общественных отношений, так как оно исходит и от государства, и от человека. На сегодняшний день право является ключевым способом организации, регулирования и координации действий общества. Вследствие эволюции оно проникло практически во все сферы человеческой жизни. Чтобы как-то упорядочить процесс регулирования, право было разбито на отдельные отрасли. Одной из них сегодня является социальное обеспечение. Институты и отдельные нормы данной отрасли имеют свою специфику, а реализация происходит путем использования специальных методов, о которых пойдет речь далее в статье.

Понятие права социальной направленности

Прежде чем рассматривать каждый в отдельности метод права социального обеспечения, необходимо разобраться, что собой представляет данная отрасль. В современном РФ отрасль социального обеспечения - это совокупность норм права, которые посредством специфических методов производят регулирование общественных отношений в сфере распределения между людьми части внутреннего валового продукта. Проще говоря, данной отраслью регулируются отношения в сфере получения населением денежных выплат от государства, медицинской помощи, льгот и т. п. Следует отметить, что представленные категории распределяются между людьми в строго установленном количестве и порядке. Помимо этого, отрасль социального обеспечения позволяет гражданам РФ сохранить и защитить свои конституционные права, регламентирующие помощь государства.

Но представленная отрасль изначально не существовала на территории нашего отечества. Процесс её становления имеет свою длительную и достаточно интересную историю.

История развития права социальной направленности

Метод права социального обеспечения и его особенности, как и сама отрасль, формировались достаточно долго на территории современной России. Вообще сама политика социального обеспечения, а точнее, её отдельные положения впервые были сформированы лишь во времена Российской империи. Изначально для власти в государстве данный вопрос был реальной угрозой. Ведь никто не хотел давать какие-либо права обычному населению. Но по мере развития российского империализма вопрос социального обеспечения населения становился все острее. Таким образом, в "Своде законов Российской империи" предусматривались специальные выплаты за полученные увечья на производстве. Это стало первым шагом на пути к созданию принципиально новой отрасли правового регулирования. Уже в 1886 году в России отменили плату рабочих за медицинское обслуживание. С падением императорского режима и прихода к власти коммунистической партии социальное обеспечение становится ключевым интересом государственной власти. Можно сказать, что именно на этом этапе и зарождается одноименная отрасль, ведь многие вопросы требовали именно юридического урегулирования.

Система права социального обеспечения

Нужно отметить, что каждый метод права социального обеспечения напрямую связан с системой этой специфической отрасли юридического регулирования отношений. Сам по себе к анализу этой отрасли позволяет увидеть её мельчайшие детали и характерные особенности, а также выработать догматические принципы регулирования конкретных социальных отношений, которые входят в спектр действия этой достаточно важной части права. Следует заметить, что, как и многие государства СНГ, Российская Федерация принадлежит к странам с права. То есть, любая юридическая отрасль делится на два основных элемента: общую и особенную часть. Система права социального обеспечения в данном случае не является каким-то исключением. Однако внутреннее строение каждой представленной части, представляет значительный интерес в процессе изучения социальной отрасли. Таким образом, в общую и особенную часть входят следующие элементы, а именно:

1. Общая часть показывает, что собой представляет право социального регулирования вообще. Сюда входят нормы, регулирующие социальные права человека, принципы данной отрасли, компетенцию органов власти в процессе предоставления людям социальных благ и т. п. Следует отметить, что метод права социального обеспечения, а точнее, существующая совокупность методов, закреплены именно в общей части.

2. Особенная часть в большей степени состоит из конкретных правовых институтов. Ими регулируются вопросы предоставления тех или иных социальных видов обеспечения. Институты объединяются в специальные группы для более эффективного и оперативного влияния на конкретные общественные отношения. На сегодняшний день система данной отрасли является одной из лучших в плане реализации юридических норм и представления интереса государства в отдельных вопросах социальной политики.

Учитывая все вышеперечисленные особенности, можно сделать вывод, что система права социального обеспечения выстроена таким образом, чтобы население как можно более полно и быстро получало все необходимые блага.

Методы правовой отрасли - общие понятия

Метод права социального обеспечения - это совокупность приемов и способов реального регулирования юридической отраслью отношений, которые входят в её предмет. В данном случае предмет является крайне важным условием существования методологической базы вообще. Ведь если не существует конкретных отношений, которые необходимо регулировать, то зачем тогда механизм этого регулирования вообще? Поэтому в теории права социальной направленности долгое время не могли выделить способы воздействия на отношения, которые, в свою очередь, не были до конца разработаны. Но, по мере развития отраслевых институтов, выработался не только механизм влияния, но и понятие методологической базы. Таким образом, метод права социального обеспечения - это конкретная группа специфических приемов, которые регулируют отношения в сфере социального обеспечения всего населения Российской Федерации и конкретных граждан. Стоит отметить тот факт, что методологическая база в целом охватывает как общепринятые приемы регулирования, так и специфические, существующие исключительно в данной отрасли. Помимо этого, значительную роль играет система права социального обеспечения. Благодаря ей институт методов существует и поддается теоретическому осмыслению.

Характерные особенности методов правового регулирования

Как и в остальных правовых отраслях в социальном обеспечении используются общепринятые методы, а именно: диспозитивный и императивный. Но особенность заключается в том, что они приобретают собственную специфику, когда используются в праве социального обеспечения. Однако представленная особенность не является единственной. Таким образом, метод права социального обеспечения характеризуется следующими особенностями, а именно:

1. Как правило, при регулировании конкретных общественных отношений происходит сочетание императивного и диспозитивного способов. Это значит, что институт, который называется «Методы права социального обеспечения», на практике не работает исключительно в виде властного веления государства. Подобный принцип регулирования был разработан вследствие особенностей сторон, характера правоотношений и юридических мер воздействия на нарушителей юридического режима.

2. В процессе оказания непосредственного влияния используется сочетание централизованного регулирования с локальным. Это значит, что социальные блага предоставляются субъектам не только со стороны государственных, но и иных органов, например, муниципальных, которые находятся в ведении субъектов Федерации. Не допускается договорное регулирование Потому что эта отрасль подчинена минимальным стандартам, которые установлены в государстве. Поэтому даже обязательное страхование граждан осуществляется в пределах законодательства РФ и регулируется им же.

3. Методы регулирования зависят от юридических фактов, которые порождают отношения в сфере социального обеспечения. Помимо этого, весомое значение играют санкции, применяемые к нарушителям правового режима. Что касается первой категории, то она напрямую зависит от поведения и деятельности людей. А вот с санкциями дело обстоит интереснее. Суть в том, что институт ответственности в праве социального обеспечения, по сути, не развит в полной мере. Поэтому, как показывает практика, граждане чаще всего избегают какой-либо ответственности за нарушения каких-либо норм отрасли социального обеспечения.

4. Методы на практике регулируют отношения в режиме автономности субъектов друг от друга. Как мы знаем, основными сторонами отрасли является государство и социум. Каждый из них наделен спектром своих прав и обязанностей, и они ни коим образом не подчиняются друг другу.

5. Как уже указывалось ранее, субъекты права социального обеспечения не подчиняются друг другу. Поэтому органы власти не могут принимать решения на свое усмотрение, которые будут как-то касаться процесса жизнедеятельности обычных граждан.

6. Существует несколько способов защиты, которые использует методы права социального обеспечения. Судебная практика свидетельствует о существовании судебного способа, который используется, если административный порядок не принес должного результата. Как мы понимаем, в суд субъекты отрасли обращаются в том случае, если в порядке рассмотрения их жалоб вышестоящими органами не произошло никаких изменений.

Отдельные виды методов

Итак, в статье мы рассмотрели ключевые особенности методологической базы социального обеспечения. Что касается конкретных видов способов регулирования, то в процессе социального обеспечения используются основные и дополнительные методы. К основным можно отнести запреты и дозволения. С их помощью координируются наибольшие группы общественных отношений этой юридической отрасли. Дополнительными методами является поощрение, подтверждение, ограничение и т. д. Как мы видим, все представленные виды заимствованы из общей теории правового регулирования. Их специфика заключается исключительно в предмете права социального обеспечения.

Предмет отрасли

Метод права социального обеспечения как отрасти права напрямую зависит от её предмета, то есть тех правоотношений, на которые непосредственно распространяется юридический регламент. В свою очередь, предметом можно назвать комплекс отношений материального и процессуального характера, возникающие в связи с распределением внутри социума конкретных благ. Отношения, как правило, соотносятся между собой в отдельных группах, например:

1. Отношения обеспечения в форме предоставления денежных средств.

2. Отношения в форме предоставления населению услуг, социального характера, например, медицинского обслуживания.

3. Отношения процедурного характера, которые непосредственно связаны с получением гражданами тех или иных благ.

Нормативные источники отрасли социального обеспечения

Существует множество источников, которые фактически регламентируют методы права социального обеспечения. Из практики мы знаем, что в РФ есть целая система нормативных актов, благодаря которым отрасль «живет». Таким образом, отрасли состоит из следующих элементов:

1. Конституция РФ.

2. Федеральное законодательств (ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», «О государственном пенсионном обеспечении» и т. д.).

3. Указы президента Российской Федерации.

4. Международные правовые акты, ратифицированные в России.

Учитывая нормативную базу, метод права социального обеспечения можно назвать сборным способом регулирования отношений, который создан из положений представленных нормативных актов и международных соглашений.

Соотношение права социального обеспечения с иными отраслями

Существует целый ряд отраслей, с которым соотносится и взаимодействует право социального обеспечения. Это доказывает единство и централизацию всей юридической системы РФ. Таким образом, сегодня право социального обеспечения наибольшим образом соотносится с трудовым и гражданским правом. Соотношение существует из-за фактической схожести этих отраслей.

Заключение

Итак, в статье мы рассмотрели метод права социального обеспечения и его отдельные характеристики. В заключение следует отметить, что некоторые положения отрасли все еще нуждаются в значительной теоретической проработке, чтобы на практике их можно было использовать без каких-либо трудностей.

Метод правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетание, которые в концентрированном виде выражаются, прежде всего, в правовом положении (статусе) субъектов. Метод правового регулирования - специфический способ или совокупность способов, посредством которых осуществляется воздействие на поведение участников правовых отношений.

Метод правового регулирования зависит: 1) от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или иные правовые нормы; 2) от характера субъектов правового отношения; 3) от характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения; 4) от различных средств обеспечения и охраны правовых норм. Одни и те же общественные отношения могут регулироваться либо методом властных распоряжений, либо методом договора.

В практике чрезвычайно большое значение приобретает разделение частных и публичных отношений, дозволительных и обязательных, императивных и диспозитивных .

Предмет и метод начиная с 40-х годов XX столетия является важным элементов при разграничении отраслей права.

Ряд ученых придают важное значение методу правового регулирования. Но предмет и метод - взаимосвязанные критерия для разграничения отрасли права, так как предмет отвечает на вопрос, что регулируется правом, а метод - как регулируется. В основном многие ученые придерживаются мнения, что каждая отрасль права обладает самостоятельным методом .

Метод правового регулирования может быть комбинированным, а может быть и уникальным, в зависимости от отрасли права.

Например, при сравнении гражданских и административных отношений просматривается разделение императивных и диспозитивных отношений.

В гражданских отношениях стороны выступают в роли юридических и физических лиц. Органы государственной власти выступают как юридические лица и лишены возможности использовать свою власть. И наоборот, в том правовом отношении, в котором государственный орган выступает обязательно, как один из субъектов правового отношения, в роли органа, обладающего властными полномочиями, регулятором такого общественного отношения будет норма административного права. В Гражданском кодексе РФ этот вопрос разрешается следующим образом: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством» (п. 3 ст. 2) .

Р.З. Лившиц отмечал «бедность» альтернативы при нормотворчестве .

Также Лившиц скептически относился к разделению права на отрасли права из-за метода. Например, он писал, что «совершенно непригодного для этой цели внутреннего критерия, коим является метод правового регулирования. На самом деле отрасли права, равно как и отрасли законодательства, нужно выделять исключительно по предмету правового регулирования, т.е. по той группе общественных отношений, которые составляют реальную жизнь правовых норм» .

По мнению автора, некоторые исследователи неосновательно недооценивали значение метода правового регулирования для отрасли права. Несмотря на то что метод у каждой отрасли права не является единственным и уникальным, значение его слишком велико для правового регулирования любой отрасли права. Ответ на вопрос, как регулировать вполне определенные отношения, весьма важен.

Итак, метод любой отрасли права представляет собой совокупность приемов и способов «нормативно-организационного воздействия на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями» .

В.С. Андреев определил, что праву социального обеспечения свойственны следующие особенности.

  • 1. Все входящие в предмет регулирования отношения должны находиться в компетенции государства в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства - в компетенции профсоюзов или органов колхозов.
  • 2. Одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим - органы государства или по его поручению профсоюзы либо органы колхозов.
  • 3. Посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение .

Дискуссионность приведенных выше особенностей права социального обеспечения не может оспорить заслуги В.С. Андреева в выделении особенности метода права социального обеспечения как социальной алиментации.

В.А. Тарасова, Р.И. Иванова определяли метод права социального обеспечения как метод социально-алиментарных притязаний и представлений, означающий особое сочетание юридических приемов и способов воздействия (запретов, велений, дозволений и материальных предоставлений) на социально-обеспечительные отношения, что обеспечивает осуществление бесплатного, безэквивалент- ного распределения материальных благ и услуг из фондов социального обеспечения на принципах всеобщности, высокого уровня жизнеобеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации .

Политические формы государства меняются и, учитывая, что право социального обеспечения - одна их самых политизированных дисциплин, включающая экономические изменения в обществе, приводят к изменению метода правового регулирования отрасли. Развитие обязательного социального страхования приводит к возвратному характеру страховых отчислений.

Работник платит, производит отчисления работодатель, чтобы впоследствии получить определенные материальные блага. Исчезает бесплатность, безэквивалентность, во всяком случае применительно к большинству физических лиц.

Можно сказать, что право социального обеспечения включает императивный и диспозитивный методы правового регулирования, но все-таки основным методом можно считать императивный с подавляющим большинством обязывающих, предписывающих норм. Право социального обеспечения имеет договорный метод как второстепенный, дополнительный.

С помощью дозволений устанавливаются основные права человека в сфере социального обеспечения. В праве социального обеспечения имеет место дозволение особого рода, при котором субъективное право лица сводится только к одному праву требования. Однако при осуществлении своих прав физические лица должны выполнить и определенные обязанности. В частности, пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий пенсию, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение ее размера или прекращение выплаты. Аналогичные нормы содержатся и в других законах, определяющих права на различные виды социального обеспечения. Следовательно, надлежащее поведение управомоченного субъекта (физического лица) достигается не только при помощи дозволения, но и предписания (обязывания). В связи с развитием государственной социальной помощи как самостоятельной организованной формы социального обеспечения особенности метода приобретают новые черты. Адресное оказание социальной помощи подразумевает, что малоимущее лицо может лишь направить государственному органу свою просьбу, но не требовать получения конкретного вида социальной помощи. Орган социальной защиты производит проверку уровня доходов и имущественного положения обратившегося и принимает решение о видах и размерах помощи по своему усмотрению с учетом финансовых возможностей субъекта РФ .

Так, право выбора физического лица заключается в выборе вида социального обеспечения, в выборе срока обращения выплат. Сроки нередко устанавливаются законом (например, пособие по беременности и родам). Поэтому диспозитивность метода правового регулирования имеет свою специфику, так как право выбора может быть установлено законом. Физическое лицо в том числе вправе самостоятельно решать, обращаться за получением трудовой пенсии по старости или нет. Без волеизъявления самого физического лица предоставленное законом право может быть не реализовано. Это является существенным признаком метода права социального обеспечения.

Но это не означает, что не существует договорного метода правового регулирования в праве социального обеспечения. В предоставлении медицинских услуг важную роль играет договор об оказании медицинских услуг. Тем не менее важным является тот юридический факт, что вышеуказанные договорные условия основаны на законе.

В государственной системе социального обеспечения важную роль играют государственные органы, на которые возложена обязанность по выплате пенсий, пособий и др. Существенным недостатком, пробелом правового регулирования является отсутствие ответственности вышеуказанных государственных органов, несвоевременно и неверно исполняющих обязанности по выплатам. Причем ответственность должна носить взаимный характер. Ведь нередко, например, пособие по безработице может быть получено обманным путем.

В статье подробно рассмотрим такое понятие, как право социального обеспечения. Почти каждый человек в своей жизни сталкивался с ситуациями, которые вытекают из темы нашей статьи. Рассмотрим ключевые стороны этого вопроса, чтобы ориентироваться в нем и умело решать вопросы. Мы обсудим скорее теоретическую стороны, чем практическую. Но, тем не менее, новые знания могут очень пригодится на практике.

Понятие

Право социального обеспечения - это комплексное понятие, которое включает в себя большую совокупность норм. Они регулируют общественные отношения в области подушевого распределения ВВП. При этом используются специфические методы, которые мы будем более конкретно рассматривать ниже. Регулирование отношений происходит путем выплаты денежных средств в виде страхования, обеспечения, социальных услуг и медицинской помощи людям, которые в этом действительно нуждаются. Всё это происходит в определенном порядке, который устанавливает государство. Можно сказать, что таким образом реализуется конституционное право человека на защиту.

Предмет

Понятие права социального обеспечения мы уже разобрали, но что оно собой представляет на практике? Предметом его является огромная подгруппа отношений, которые возникают в обществе. Они могут быть процедурно-процессуального и материального характера. Взаимоотношения вытекают из необходимости распределения какой-то части ВВП посредством социальной системы распределения. Делятся эти отношения на три основных группы:

  • отношения между людьми в исключительно денежной форме;
  • отношения, которые касаются предоставления различных услуг в натуральной форме (сюда может относится бесплатная помощь медиков, хозяйственная помощь по дому, обучение и помощь в поиске работы инвалидам, выдача им необходимых средств передвижения, предоставление определённых льгот, курортное лечебное лечение, обучение детей);
  • процессуальные и процедурные отношения, которые чаще всего касаются реализации и защиты определенного права на какой-то вид социальной защиты (сюда входит процесс установления фактов, предоставления их соответственным органам, собственно получение этого права и его защита).

Метод

Понятие права социального обеспечения предполагает наличие определенной методики работы. Методом является конкретный набор практик и приёмов, которые позволяют в необходимом русле корректировать правовые отношения между людьми. При этом метод во многом зависит от разделительного характера взаимоотношений.

Интересно, что сюда входят как общие методы, межотраслевые, так и специфические, которые могут быть применены только в таких условиях.

Чем же характеризуется метод права социального обеспечения? Вот основополагающие моменты:

  1. Доминирование императивного способа управления, но при этом умелое его сочетание с диспозитивным способом. Также отмечается полная власть императивного принципа.
  2. Использование в работе взаимодействия центрального, муниципального, регионального и даже локального уровней управления. Однако надо сказать, что на практике управление по договорённости, то есть локальное, чаще всего не происходит. При этом все вопросы, которые касаются социального обеспечения, находятся во власти субъектов РФ. На федеральном уровне есть определенный стандарт минимальной помощи, который даже субъекты страны понизить не могут. Область социального страхования тоже полностью подведомственна федеральному законодательству.
  3. Возможность введения санкций, а также специфика определённых фактов, которые в абсолютном большинстве не зависят от желания людей. Санкции могут быть не только ограничивающие, но и восстановительные, но в этой области права никогда не используются карательные санкции. При этом в любой сложной ситуации ущерб возмещается лицу полностью, а не частично, чего вполне возможно добиться в других отраслях права. Однако при этом право социального обеспечения является довольно неразвитым институтом власти. Здесь по факту отсутствуют любые санкции, которые бы касались протиправного, неполного или запоздалого предоставления помощи людям.
  4. Сравнительная автономность людей в отношениях друг с другом.
  5. Нарушенные права защищаются в судебном и административном порядке.
  6. Невозможность принимать какие-либо решения по поводу уместности предоставления услуг органами, которые должны их предоставлять.

Это основные положения, на которых базируется метод права социального обеспечения.

Функции

Есть 7 основных функций, которые государство реализует посредством права этой области. Перечислим их:

  1. Производственная. Она заключается в том, что предоставление права социального обеспечения чаще всего проистекает из трудовой деятельности человека. Таким образом, уровень и качество услуг напрямую зависят от того, деятельностью какого рода занималось лицо и в каком размере оно получало вознаграждение. Правильно реализуемое право социального обеспечения позволяет своевременно выводить из трудовой деятельности тех, кто потерял способность трудится, и стареющих работников.
  2. Экономическая. Происходит некоторое выравнивание доходов людей за счет того, что при потере работы человек получает средства от государства. Способствует аккумуляции денежных средств.
  3. Политическая заключается в том, что защита прав социального обеспечения является реализацией государством социальной политики.
  4. Социально-реабилитационная - поддержание людей на социальном уровне.
  5. Духовно-идеологическая.
  6. Защитная.
  7. Демографическая - увеличивается продолжительность жизни, происходит стимуляция рождаемости.


Принципы права социального обеспечения

К ним мы относим:

  • доступность социальной помощи для всех граждан;
  • предоставление услуг и помощи без связи с трудовой деятельностью человека, если это необходимо;
  • установление такого уровня в системе права социального обеспечения, при котором люди смогут достойно жить на полученные средства;
  • большое количества оснований, по которым человек может получить помощь от государства;
  • различие в условиях предоставления помощи с учетом социальных обстоятельств;
  • непосредственное участие общественных организаций в процессе разработки, принятия и приведения в действие основных норм.

Источники

Источники права социального обеспечения есть международные и российские. К первым относят международные акты, Декларацию прав человека от 1948 года, конвенции и рекомендации от МОТ.

Источниками права социального обеспечения в России являются федеральные законы, Указы Президента и постановления правительства, однако ключевую роль играет Конституция. Также принимаются во внимание правовые акты от федеральных органов власти, субъектов страны и различных муниципальных организаций.

Международное право

Источники права социального обеспечения мы рассмотрели, но как положения внедряются на практике, особенно те, которые составлялись на международном уровне? Есть три основных способа, которые применяются именно в России:

  1. Первый означает полное принятие и исполнение норм, которые предлагаются в международных актах. Это подразумевает, что все положения не трансформируются специально под российское законодательство, а просто принимаются такими, какие они есть. Несмотря на то что это, казалось бы, не гибкий метод, его довольно часто и успешно используют.
  2. Использование в российском законодательстве только части из предложенных норм.
  3. Рассмотрение и последующая реализация всех норм, которые могут предложить зарубежные коллеги, исходя из своего опыта. Такой метод был широко распространен в СССР.

Источники международного права

Основной источник - международный пакт о социальных, экономических и культурных правах человека, которые основываются на принципах ООН. Краткое содержание пакта заключается в том, что граждане каждого государства, которое подписывает соглашение, имеют полное право как на защиту, так и на страхование со стороны государства.

Система права социального обеспечения в странах бывшего СССР имеет свои особенности. Права граждан в этих государствах зависят от положений в Соглашении о гарантиях прав человека в плане пенсионного обеспечения. Соглашение было заключено весной 1992 года в столице России. Участниками являются все страны СНГ.

Трудовые пенсии

Право и организация социального обеспечения ярче всего проявляется на трудовых пенсиях. Это выплаты, которые происходят каждый месяц, для страхования лиц, которые больше не могут продолжать трудовую деятельность. Пенсии могут выдаваться на разных основаниях: общих и досрочных. Порядок начисления досрочных пенсий отдельно оговорен в законодательстве. Однако право и реализация социального обеспечения предполагают получение пенсии лицами, которые не имели трудовой деятельности без веских на то причин. Это означает, что пенсия будет выплачиваться даже тем, кто не работал на государственной основе, то есть не получал официальную зарплату, из которой вычитались отчисления на социальное страхование. Таким людям назначается пенсия в минимальном размере.

Трудовая пенсия может начисляться по инвалидности. В таком случае всё зависит от того, зарегистрирован ли человек в определённых государственных структурах, обеспечивающих социальную помощь. В любом случае он имеет на это право. И организация социального обеспечения во многом зависит от людей, которых вы сами выбираете в местные органы власти - помните об этом.



Просмотров