Л. Н

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Функции теории государства и права – это основные направления воздействия данной познавательной системы на научный и учебный процесс.

1) Онтологическая функция - первая и отправная. Онто­логия –учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности. Выпол­няя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоя­щее время, какова их судьба и т.д.

2) Гносеологическая функция . Гносеология, или теория по­знания, нацелена на изучение природы познания, его отно­шения к реальности и т.д. Теория государства и права, вы­рабатывая теоретические конструкции и приемы, тем са­мым способствует развитию правового познания.

Вопрос о том, насколько сфера политики, государства и права познаваема, отнюдь не прост. Агностицизм (философское направление, исходящее из принципиальной непознаваемости окружающего мира) в той или иной мере вновь становится популярен.

В сфере государства и права, хотя, по-видимому, это и непросто разглядеть, познать, все-таки есть возможность вывести некие общие тенденции, закономерности. Ибо социальное регулирование и в аспекте органов власти, и в аспекте правил поведения, имеет некие «модельные ситуации» и соответственно дает возможность определить его основные закономерности. Именно ТГП познает, объясняет и формулирует наиболее глубокие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права в их органической взаимосвязи, а также взаимодействия со смежными общественными явлениями. Однако это один аспект.

Другой – заключается в том, что ТГП концентрирует достигнутый ею уровень познания государства и права в специальных понятиях (категориях), которые имеют основополагающее значение при изучении конкретных, частных аспектов государственно-правовой реальности. Благодаря своей абстрактной природе, эти понятия одинаково приложимы к любой отрасли права, их логическое и систематическое значение остается тем же самым, независимо от того, к какому конкретному содержанию они прилагаются.

3) Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных юридических понятий и принципов (догм права).

4) Эвристическая функция . Эвристика –это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государ­ственно-правовых явлений, а открывает новые закономер­ности в их развитии, в наше время, в частности в условиях рыночной экономики. Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием выводов общего характера.

5) Методологическая функция . Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отноше­нию к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретичес­кую и логическую целостность. Обобщая государственно-пра­вовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «не­сущими конструкциями» отраслевых и специальных юриди­ческих наук.

6) Политико-управленческая функция . Государство и пра­во всегда были и будут фокусом политической борьбы, ост­рых политических дискуссий. Термин «политика» в перево­де с греческого –«искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление. Теория государства и права призвана формировать на­учные основы как внутренней, так и внешней государствен­ной политики, обеспечивать научность государственного управления.

7) Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

8) Идеологическая функция . Идеология –система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируются мировоззрение и жиз­ненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических уста­новок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о госу­дарстве и праве, создает научную основу для формирова­ния общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на право­сознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

9) Практически-организаторская функция . Теория госу­дарства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для ре­шения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переход­ный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

10) Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие. На основе познания законо­мерностей развития государства и права анализируемая на­ука выдвигает гипотезы об их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позво­ляет «заглянуть»" в будущее государственности. Научно обо­снованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

11) Пропедевтическая функция предполагает получение обучаемыми предварительных юридических знаний, являющихся базовой основой для усвоения отраслевых и прикладных учебных дисциплин.

12) Воспитательная функция связана с формированием у обучаемых юридического мировоззрения и правовой культуры, выработкой устойчивых стереотипов правомерного поведения, привития навыков профессионального коллективизма и корпоративной солидарности.

Функции теории государства и права взаимосвязаны, дополняют друг друга. Лишь взятые в единстве, в системе, они дают полное представление о назначении теории госу­дарства и права.

В юридической учебной литературе в целом сложился однотипный подход к определению, как количества, так и содержания функций теории государства и права. Взгляды ученых различаются не значительно.

Основные подходы к классификации функций теории государства и права:

На наш взгляд дискуссионным является как содержание и обоснованность выделения таких функций, как «гносеологическая» и «онтологическая» функции.

Гносеологическая функция - изучение и объяснение процессов, происходящих в государственно-правовой надстройке, определение их сущности и содержания.

Онтологическая - выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества.

Очевидно, что приведенные определения похожи друг на друга как близнецы. Содержание и первой и второй функции заключается в объяснении государственно-правовых явлений. К указанным двум функциям можно добавить и такую функцию, как «эвристическая» (ее содержание сводится к открытию новых государственно-правовых закономерностей).

Следует заметить, что все связи явлений действительности могут быть либо закономерными и необходимыми, либо случайными. Теория государства и права, объясняя государственно-правовые явления, раскрывает специфику их необходимых и закономерных связей и зависимостей. Таким образом, «открытие новых закономерностей государственно-правовых явлений» и «объяснение явлений и процессов государственной и правовой жизни общества» - это единый процесс, разрывать который с логической точки зрения нецелесообразно.

Все три функции можно объединить в рамках одной – скажем гносеологической, содержание которой можно определить, как исследование предмета теории государства и права, т.е. наиболее общих закономерностей возникновения, развития и функционирования государства и права. Этой формулировкой могут быть охвачены, как познание государства и права, так и объяснение их сущности, а также открытие новых закономерностей.

Сформулируем собственное видение содержания иных функций теории государства и права.

Методологическая функция – теория государства и права разрабатывает и уточняет содержание понятий, которые используются всеми юридическими науками. Так, методологическое значение для отраслевых наук имеют такие понятия, как «право», «норма права», «правоотношение», «юридическая ответственность», «законность» и т.д. Кроме того, теория государства и права адаптирует отдельные философские идеи и принципы познания для исследования государства и права. В частности, в рамках теории государства и права изучались вопросы возможности использования синергетики и кибернетики в правовых исследованиях.

В учебной литературе выделяются идеологическая и воспитательная функции теории государства и права. На наш взгляд, они настолько взаимосвязаны, что целесообразно вести речь об идеолого-воспитательной функции. Поясним нашу позицию более подробно. Сравните содержание функций.

Идеологическая функция – теория государства и права приводит в систему идеи и взгляды о государстве и прав, воздействует непосредственно на сознание субъектов и социальную жизнь как важнейший идеологический фактор.

Воспитательная – проявляется в трех формах: 1) имеет обучающее значение, т.к. призвана знакомить студентов юридических вузов с исходными понятиями юридической науки; 2) способствует воспитанию уважения к праву, закону, повышению правовой культуры; 3) вооружает государственные органы и должностных лиц, средства массовой информации правильными ориентирами в сфере государственно-правовой жизни.

И в первом, и во втором случае генеральной линией в содержании функций является оказание влияния на правосознание с целью формирования, упорядочивания и приведение в систему знания о государстве и праве.

Теория государства и права не может выступать самостоятельной идеологией. Эта наука лишь создает теоретический фундамент, необходимый для разработки и создания идеологии. При этом представляется, что воспитательное значение теории государства и права носит идеологический характер. Формирование знаний о государстве и праве, а также чувства глубокого уважения к ним – есть идеология, свойственная правовому государству. Можно сказать, что идеолого-воспитательное влияние теории государства и права направлено как на рядовых граждан, так и на государство в лице его должностных лиц и служащих. Цель влияния заключается в обеспечении такой основы правового государства, как «взаимная ответственность государства и личности».

Содержание идеолого-воспитательной функции теории государства и права состоит в том, что формируется обобщенное и систематическое знание о государстве и праве с целью обеспечения высокого уровня правовой культуры и правосознания рядовых граждан и должностных лиц (государственных служащих) необходимого для построения правового государства и гражданского общества.

Перейдем к анализу следующей функции – организаторской (организационно-управленческая, практически-организаторская). В юридической литературе нет единой позиции в вопросе наименования этой функции. Приведем некоторые определения.

Практически-организаторская – теория государства и права разрабатывает рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства, улучшению правотворческой и правоприменительной деятельности государства, позволяет своевременно выявлять малоэффективные и устаревшие правовые нормы.

Организаторская – проявляется в поиске решений и подходов к массе насущных проблем, с которыми столкнулись различные государства на рубеже XX-XXI века.

Организационно-прикладная функция проявляется в преобразовании, реформировании государственно-правовой жизни, в разработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Следует отметить, что теория государства и права относится к историко-теоретическим наукам, поэтому связь с практикой носит отдаленный и опосредованный множеством звеньев характер. В этой связи говорить о прикладной функции было бы не совсем корректно. В то же время связь с практикой хоть и отдаленная, но все-таки существует. К примеру, теория государства и права разрабатывает: 1) вопросы юридической техники (без них нельзя обойтись при подготовке проектов нормативных правовых актов), 2) понятия пробелов и коллизий в праве, способов и форм их преодоления и разрешения (теоретические выводы крайне важны для правоприменителя); 3) способы и методы толкования права (они создают условия, при которых толкование правовых норм обеспечивает правильное уяснение их содержания и смысла. Знание и применение способов толкования необходимо как в процессе правоприменения, так и в правоинтерпретационной деятельности). Существует также ряд иных проблем, которые изучаются теорией государства и права и имеют важное значение для юридической практики. Их исчерпывающий перечень не так принципиален.

Важно понимать, что выводы и предложения теории государства и права имеют ориентирующее значение для практики. Непосредственно об организационно-управленческом влиянии теории государства и права на юридическую деятельность говорить крайне сложно, поскольку предмет изучения – наиболее общие закономерности возникновения, развития государства и права. Изучение организационно-управленческого механизма функционирования государства с целью разработки предложений по совершенствованию структуры государственного аппарата и действующих норм права – не является основной задачей теории государства и права, хотя такие предложения и могут быть сформулированы в рамках данной науки. Таким образом, название функции – «организационная», «организационно-управленческая», на наш взгляд представляются не совсем корректными. Более точное и правильное название можно определить, как «практико-ориентирующая» функция.

Практико-ориентирующая функция теории государства и права заключается в общетеоретической разработке проблем юридической деятельности (вопросы юридической техники создания норм права, техника применения права в условиях пробела в праве и правовых коллизий, способы и приемы толкования права, понятие деформации правового сознания, направления, формы и методы повышения правовой культуры граждан и должностных лиц и т.д.), в результате которой формируется система теоретических положений необходимых для того, чтобы юридическая деятельность была результативной и эффективной.

Наконец, еще одна функция о которой следует сказать – это прогностическая функция. Ее содержание определяют в целом однотипно. К примеру, по мнению А.В. Малько, эта функция проявляется в предвидении тех или иных изменений в государственно-правовой действительности.

А.Н. Головистикова отмечает, что прогностическая функция заключается в конструировании научных гипотез дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей.

Соглашаясь в целом с указанными определениями, хочется добавить, что прогнозы развития государства и права могут создаваться лишь при условии тесного взаимодействия различных областей научного знания – экономики, политологии, социологии, отраслевых юридических наук. Прогнозы, которые может дать теория государства и права формулируются в наиболее общей форме и связаны с развитием государства и права в рамках того или иного исторического типа государства, формы государства и правовой семьи.

Таким образом, для теории государства и права характерны следующие функции:

Гносеологическая функция;

Методологическая функция

Идеолого-воспитательная функция;

Практико-ориентирующая функция;

Прогностическая функция.

Для того, чтобы составить комплексное впечатление о теории государства и права необходимо также рассмотреть ее особенности и место в системе общественных и юридических наук.

Функции теории государства и права

Теория государства и права как фундаментальная наука выполняет ряд важных функций.

Онтологическая функция - первая и отправная. Онтология - учение о бытии, в котором исследуются основы, принципы бытия, его структура, закономерности.

Выполняя онтологическую функцию, теория государства и права отвечает на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникли, что они представляют собой в настоящее время, какова их судьба и т. д.

Гносеологическая функция. Гносеология, или теория познания, нацелена на изучение природы познания, его отношения к реальности и т. д. Теория государства и права, вырабатывая теоретические конструкции и приемы, тем самым способствует развитию правового познания.

Эвристическая функция. Эвристика - это искусство нахождения истины, новых открытий. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением государственно-правовых явлений, а открывает новые закономерности в их развитии, в наше время, в частности, в условиях рыночной экономики.

Методологическая функция. Будучи фундаментальной наукой, теория государства и права выполняет по отношению к отраслевым юридическим наукам методологическую функцию, задавая им определенный уровень, теоретическую и логическую целостность. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, принципы, идеи и выводы служат своеобразными «опорными пунктами», «несущими конструкциями» отраслевых и специальных юридических наук.

Политико-управленческая функция. Государство и право всегда были и будут фокусом политической борьбы, острых политических дискуссий. Термин «политика» в переводе с греческого - «искусство управления государством». Венцом политики выступает государственная власть. Вот почему партии и политические движения ведут столь активную борьбу за политическую власть. Кому принадлежит государственная власть, тот решает, по сути, все дела. Реализуется эта функция через государственное управление.

Теория государства и права призвана формировать научные основы как внутренней, так и внешней государственной политики, обеспечивать научность государственного управления.

Идеологическая функция. Идеология - система основополагающих (базовых) идей, понятий, взглядов, в соответствии с которыми формируется мировоззрение и жизненная позиция личности, социальных групп, общества в целом. Без базовых интегрирующих идеологических установок и мотивов ни личность, ни государство, ни общество обойтись не могут. Не случайно кризисные периоды в жизни общества обычно сопровождаются потерей идеологических ориентиров, бездуховностью и смутами. Теория государства и права аккумулирует и приводит в систему идеи о государствен праве, создает научную основу для формирования общественной и индивидуальной политической и правовой культуры. Таким образом, она воздействует на общественную жизнь, поведение людей не только через государство и право, но и непосредственно, как важный идеологический фактор, оказывающий влияние на правосознание субъектов права и тем самым на регулирование общественной жизни в целом.

Практически-организаторская функция. Теория государства и права служит научной основой функционирования государства и права, вырабатывает рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства, особенно в современный сложный переходный период. Правда, в этом отношении наука в большом долгу перед обществом.

Прогностическая функция. На основе признания закономерностей развития государства и права анализируемая наука выдвигает гипотезы о их будущем, истинность которых затем проверяется практикой.

Научное прогнозирование имеет большое значение для предвидения в государственно-правовой сфере, оно позволяет «заглянуть» в будущее государственности. Научно обоснованные прогнозы будят мысль, придают уверенность в действиях и тогда, когда не полностью осуществляются.

Задание 1. Назовите и охарактеризуйте функции теории государства и права. Можно ли определить доминирующую функцию теории государства и права?

Ответ: Теория государства и права изучает государство и право в наиболее общем виде, т.е. включает в себя наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития правового государства. Как и любая другая значимая отрасль науки она имеет свои функции.

Функциями теории государства и права принято считать главные направления исследовательской деятельности, которые выявляют и представляют роль теории государства и права как науки в юридической практике и общественной жизни.

Можно выделить следующие функции теории государства и права:

  • 1) Онтологическая. Данная функция изучает государственно-правовые явления и анализирует их;
  • 2) Прогностическая. Направлена на обеспечение наукой теории государства и права, прогнозирования развития государства и права в будущем, выявление закономерностей развития и проблем, которые могут возникнуть в процессе;
  • 3) Гносеологическая - призвана обеспечить познание категорий государства и права, а также иных государственных и правовых явлений. С ее помощью осуществляется получение нужных знаний, при этом они толкуются с научных позиций;
  • 4) Методологическая. При ее реализации теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как в процессе обобщения государственно-правовой практики она изучает методологические вопросы всей юридической науки, формирует базовые государственно-правовые понятия, выводы, основополагающие утверждения, которые используют другие юридические науки в качестве основных при изучении своих предметов;
  • 5) Прикладная. Данная функция состоит в разработке практических рекомендаций для многих сфер государственно-правовой области функционирования;
  • 6) Политическая, или политико-управленческая, или организационно-управленческая. Функция, которая направлена на выработку методов и средств для перестройки правовых и государственных институтов использования норм права, дальнейшего укрепления законности, а также формирования органов государственной власти, создает условия для обеспечения научности государственного управления, построения научных основ как для внутренней, так и для внешней политики;
  • 7) Эвристическая. Это функция, с помощью которой теория государства и права, используя логические приемы, правила исследования, выявляет закономерности в развитии права и государства;
  • 8) Воспитательная функция, с помощью которой теория государства и права обеспечивает правовое воспитание граждан государства;
  • 9) Идеологическая. Данная функция характеризуется тем, что она решает вопросы по сбору идей, взглядов, представлений о государстве и праве для разработки научного обоснования объяснения государственно-правовых явлений;
  • 10) Практически-организаторская. Функция, которая проявляется в том, что теория государства и права разрабатывает рекомендации, которые призваны обеспечить совершенствование государственно-правового строительства, законодательства, а также юридической практики;
  • 11) Теоретико-познавательная функция состоит в научной интерпретации государственно-правовых явлений;
  • 12) Учебная. Эта функция призвана обеспечивать общетеоретическую подготовку по теории государства и права как учебного предмета.

Все названные функции ТГП взаимосвязаны и могут дать позитивный результат только лишь если будут взяты в определенном комплексе.

Задание 2. Причины возникновения государства и права

Ответ: Государство и право - важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права - составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.

Проблема понимания причин возникновения государства и права, как и прежде, в современной науке остается дискуссионной. Во-первых, в основе данной проблемы лежат различные идейные, философские точки зрения и течения. Например, для сторонников теории "что государство существовало всегда" такая проблема вообще не стоит. Во-вторых, историческая и этнографическая науки дают все более новые знания о причинах происхождения государства и права.

Основные причины:

  • 1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;
  • 2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей - купцов;
  • 3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;
  • 4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально--классовое расслоение общества.

Задание 3. Соотношение классового и общесоциального подходов к понятию государства

Ответ: Классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем социальные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государственная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции, Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее, установление классового (сословного) характера государственной власти не исчерпывает проблемы сущности государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания государства и политической власти.

Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства, основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория "государства всеобщего благоденствия", теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе "отвратительной доктриной" и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Л. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства - поддержка образования, здравоохранения, социальное обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств.

Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отражает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы).

Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониальной зависимости, нередко складывается такая обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независимости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр.

В-третьих, при определенных условиях может возникнуть государство, в котором власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми.

И, наконец, самое главное, - общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян - феодалов, без рабочих - капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения.

Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интересах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции.

Общесоциальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В государстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые интересы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой. В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельческом обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возможностей реализовать свои интересы принадлежит господствующему классу. Однако существующее мнение о полном бесправии рабов, "ужасных" условиях жизни, принудительном характере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельскохозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда - мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздействия - идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы - материальная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юридически, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабовладельческого государства. Значение общесоциальной стороны государственной деятельности возрастало по мере движения общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринимателей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится меньше, повышается политическая стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляющей государственной деятельности снижается доля его классового содержания.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины ХХ в., государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства.

Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов.

Таким образом, современное государство по-прежнему выполняет классовые функции. Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами.

Задание 4. Понятие, признаки, структура государственных органов

государство право общесоциальный

Ответ: Орган государства - это самостоятельное подразделение аппарата государственной власти, а также юридически оформленная, экономически и организационно обособленная часть государственного механизма, которая наделена государственно_властными полномочиями и имеет все необходимые средства для реализации задач и функций государства в пределах своих полномочий.

Орган государства формируется на основе нормативно _ правовых документов, которые определяют принципы его организации и сферу деятельности как одного из подразделений государственного аппарата.

Государственный орган - это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

  • 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.
  • 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

  • 3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.
  • 4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции - властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции - это не только его право, но и обязанность.
  • 5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:
    • а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);
    • б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.
  • 6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).
  • 7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Задание 5. Раскройте понятие «исторического типа» государства и права

Ответ: Исторический тип государства и права - совокупность не черт, а самих государств и правовых систем (самого государства и правовой системы, если исторический тип включает только одно государство и одну правовую систему). Это категория, отражающая единство не коренных черт, а самих государств и правовых систем. Лишь такое понимание типа государства и права соответствует реальному положению вещей. Оно идентично пониманию общественно-экономической формации, которая представляет собой не совокупность социально-экономических черт, а определенную структуру общества, известный социально-экономический строй, присущий определенной стадии общественного развития.

Исследуемая типологии как особый вид классификации характеризуется не только тем, что объектом классификации здесь выступают сами государства и правовые системы, но и особыми классификационными признаками. Она базируется на определенных признаках систематики. Поэтому во избежание путаницы для обозначения свойств и черт, образующих тип, целесообразно использовать специальный термин, которым обозначалась бы совокупность признаков, характерных для той или иной группы явлений и благодаря которым одна группа может быть отграничена от другой.

Тип государства и права -- совокупность государств и правовых систем, который отличается от совокупности черт государств и правовых систем, на основе которых образуется тип. «Типаж» -- распространенная гносеологическая категория, которая, неся большую познавательную нагрузку, выполняет значительную объяснительную функцию, способствует проведению четких граней между группами однородных явлений, отграничению результатов от признаков классификации. Рассматривая «типаж» как классификационные признаки в государственно-правовой типологии, необходимо в то же время выделять в нем ведущее начало, каковым выступает сущность входящих в тип конкретных государств и правовых систем.

Под историческим типом государства и права следует понимать определенную совокупность, точнее, систему государств и правовых систем, которая обусловлена единством и неизменностью классовой сущности и других коренных свойств. Исторический тип государства и права есть государственно-правовая структура общественно-экономической формации. Он представляет собой высшую систематическую единицу в государственно-правовой типологии, покоящейся на общественно-экономической формации. С другой стороны, наряду с приведенным термин «тип» и другие производные от него термины (например, типовое, типическое) могут употребляться и в других смыслах. Словом «тип», например, зачастую именуют образец, которому должен соответствовать ряд предметов, образцовое явление, выступающее в качестве нормы. Иногда «тип» выражает образ, содержащий обобщенные черты какой-либо группы явлений. Используют его и для обозначения экземпляра, обладающего специфическими свойствами. Но при всем том в любом случае данный термин обозначает определенное явление, предмет, процесс и т. д., которые обладают характерными признаками.

Следовательно, тип государства и права (и как типическое -- образцовое, и как единица в систематике) -- прежде всего сами государство и право, а не их черты. Типический образ, типическое явление, предмет, процесс, обладая особенностями, свойственными какой-нибудь их группе, служат примером, соответствующим определенным образцам и стандартам как обобщенно-конкретным проявлениям их свойств. Поэтому типизация государства и права означает не только распределение их по типам, но и выявление наиболее высокой степени активности признаков типа, т. е. типажа отдельных конкретных государства и права, что и делает последнее типом, типическим, разумеется, если такие признаки ему присущи. Это типическое может проявиться в разных формах. Вместе с тем типичны лишь те государства и правовые системы, в которых свойства и признаки типа, в особенности классовая сущность, отражаются наиболее ярко. Очень выпукло типическое выступает в повторяющихся, широко распространенных явлениях. Но типическое -- не всегда самое распространенное, повторяющееся, хотя этот факт и нельзя не учитывать. Типическое применительно к изучаемой области обнаруживается путем выявления в индивидуальном, конкретном государстве и праве существенных закономерных сторон, присущих государству и праву той или иной классовой общественно-экономической формации как таковому.

Задание 6. Известный русский юрист Ф. В. Тарановский в 1917 г. писал: «Правовым стали называть и теперь называют государство не по его задаче и компетенции, а по приемам его деятельности». Поясните, что имел в виду ученый?

Ответ: Он имел в виду, что специфическим признаком правового государства в современном ею понимании является безусловное признание правовых форм и правовых пределов для всех проявлений государственной власти. Однако права граждан у него должны соразмеряться с «общественной необходимостью», а не быть самоцелью. Тарановский Ф.В. говорил, что право неразрывно связано с государством: государство составляет непосредственную среду для развития права, и государственная организация в свою очередь облекается в правовые формы.

Литература

  • 1. Абдулаев М.И. Теория государства и права
  • 2. Зубанова С.Г. Теория государства и права
  • 3. Кушнир И.В. Теория государства и права
  • 4. Мелехин А.В. Теория государства и права
  • 5. Денисов А.И. Теория государства и права

Теоретическое и практическое значение теории государства и права раскрывается в её функциях– основных направлениях её воздействия на сознание субъектов и в целом на общественные отношения. В литературе называется множество функций теории государства и права.

Наиболее значимые функции теории государства и права: познавательная, прогностическая, воспитательная, идеологическая, методологическая, онтологическая, эвристическая, организационно-прикладная.

Познавательная (гносеологическая) функция теории государства и права выражается в изучении и анализе разнообразных явлений и процессов, связанных с государственной и правовой действительностью, их влиянием на важнейшие государственно-правовые институты.

Знания о сущности права, его структуре и системе, основных источниках права позволяют правильно объяснить закономерности правотворческой деятельности, несовершенство отдельных правовых институтов и норм, выявить пробелы и противоречия в праве.

Прогностическая функция теории государства и права позволяет предсказать на основе знаний общих закономерностей и исходя из конкретных условий общественных отношений перспективу развития государственно-правовых явлений. Знание общих закономерностей позволяет спрогнозировать негативные тенденции развития государственно-правовой сферы и на этой основе предложить конкретные меры для их предупреждения.

Следовательно, теория государства и права, основываясь на накопленных знаниях, может помочь наметить пути дальнейшего развития и функционирования государственно-правовых институтов, общую их структуру и компетенцию, позволяющие получить положительные результаты. Особое место прогностическая функция теории государства и права занимает в деле дальнейшего совершенствования законодательства, регулирования новых отношений, связанных с развитием и усложнением общественных связей.

Воспитательная функция теории государства и права реализуется в процессе изучения исходных понятий и фундаментальных категорий предмета.



Теория государства и права дает базовые знания о сущности государства и права, их социальном назначении, ценности юридических явлений. Данное обстоятельство, в свою очередь, способствует повышению уровня правового сознания и правовой культуры.

Общая теория права призвана синтезировать области практической и теоретической юриспруденции и одновременно снабдить философским обоснованием такие важные сферы правосознания и правореализации, которые связаны с духовно-культурным и воспитательным воздействием права, с его важнейшими социальными функциями и результатами.

Идеологическая функция заключается в том, что теория государства и права формирует систему взглядов и идей о государстве и праве, о их роли в обществе и жизни каждого человека, о месте личности в государственно-правовой сфере.

Онтологическая функция (онтология – учение о бытие) теории государства и права проявляется в познании сути государственно-правовых явлений, позволяет ответить на вопросы, что есть государство и право, как и почему они возникают и действуют.

Эвристическая функция (эвристика – искусство нахождения истины) теории государства и права выражается в открытии новых закономерностей развития государственно-правовых явлений.

Организационно-прикладная функция теории государства и права проявляется в выработке рекомендаций и предложений по решению актуальных проблем государственно-правового строительства.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов. Знание основных правовых принципов, понятий и категорий позволяет на практике верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Методологическая функция проявляется в определении подходов к изучению государственно-правовых явлений. Кроме того, система методов познания, разрабатываемых в теории государства и права, творчески используется другими отраслевыми науками.

Основную методологическую нагрузку несут понятия и категории, вырабатываемые теорией государства и права.

Правовые понятия – это понятия, которыми оперирует юридическая наука, законодательство и правоприменительная практика. Понятие (наряду с суждением и умозаключением) является одной из основных форм мышления. Оно отражает и закрепляет существенные (отличительные) признаки предметов или явлений объективного мира и процесса мышления и представляет собой простейшую структурную единицу мысли.

Понтия о государстве и праве – важнейшая разновидность социально-политических понятий. Такими понятиями, как «государство», «закон», «государственная власть», оперировали, наполняя их соответствующим содержанием, ещё древние философы.

Понятия также не остаются неизменными, они постоянно развиваются, корректируются, наполняются новым содержанием. Игнорирование этого обстоятельства ведет к отрыву от реальной жизни, к догматизму. Понятия только тогда будут объективными, когда они отражают социальную действительность, потребности её развития. Например, демократия предполагает участие широких масс в управлении государством, реальные права и обязанности индивидов и их гарантии, материальное обеспечение всестороннего развития личности и др.

Правовые понятия имеют особый предмет отражения – государственно-правовые явления. Многие юридические понятия закрепляются нормами права, что объясняется практическими потребностями правового регулирования общественных отношений.

По сфере применения правовые понятия можно разделить на три группы:

Общеправовые – применяющиеся всеми юридическими науками («правоотношения», «законность» и т.д.);

Межотраслевые – имеющие значение для нескольких отраслей права («проступок», «материальная ответственность» и др.);

Отраслевые – пределы применения которых определяются границами отрасли («трудовое соглашение», «обвиняемый» и др.).

Наиболее общие, предельно широкие правовые понятия называются правовыми категориями . Они представляют собой результат обобщения существующей государственно-правовой действительности, юридических понятий. Например, обобщив понятия уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности мы получаем более широкое понятие «юридическая ответственность». Такое понятие и будет правовой категорией. Оно, отвлекаясь от признаков, свойственных отдельным видам отраслей ответственности и акцентируя внимание на общем, что присуще юридической ответственности в целом, выделяет её наиболее существенные признаки.

Теория государства и права непосредственно связана с формированием у будущих юристов профессионального правового сознания, умения свободно и уверенно ориентироваться в юридической сфере. Она закладывает фундамент индивидуальной правовой культуры, формирует научную базу юридического мировоззрения, глубокое уважение к праву как величайшей социальной ценности.

Теория государства и права вооружает будущих юристов знанием основных государственно-правовых принципов и понятий. Не вызывает сомнений утверждение, что знание принципов может возместить незнание некоторых фактов.

Знание основных правовых понятий и категорий позволяет верно квалифицировать политические и правовые ситуации, с научных позиций давать правильную оценку сложным государственно-правовым явлениям, вскрывать их подлинную сущность, понимать их социальное назначение.

Таким образом, теория государства и права непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих юристов.

Вопросы для самоконтроля

1. Различия науки и учебной дисциплины «Теория государства и права».

2. Понятие объекта и предмета науки и учебной дисциплины.

3. Методология теории государства и права.

4. Место теории государства и права в системе гуманитарных наук.

5. Место теории государства и права в системе юридических наук.

6. Функции теории государства и права.

Темы рефератов:

1. Всеобщие методы исследования.

2. Прогностическая функция теории государства и права.



Просмотров