Кто занимается депортацией. Что такое депортация: понятие, причины, процедура

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики.

Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но, прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления и число их неуклонно растет.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия.

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Необходимо изучить причины, источники, обусловливающие правонарушения, и на этой основе построить такую систему профилактической деятельности, которая обеспечила бы постепенное сокращение преступности. Важным направлением в системе предупреждения преступности является комплексная разработка проблемы ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних. Предупредить правонарушение несовершеннолетних можно, если к профилактической работе привлечь семью, ближайшее окружение.

Наиболее существенной причиной правонарушений несовершеннолетних являются недостатки в их нравственном воспитании. Следовательно, предупреждение правонарушений несовершеннолетних лежит прежде всего в педагогизации различных сфер нравственного воздействия в процессе воспитания детей и подростков. Возрастные особенности несовершеннолетних требуют психологически и методически грамотного подхода к этому контингенту.

Цель: изучить особенности правонарушений среди несовершеннолетних.

Рассмотреть психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей;

Указать причины и описать меры профилактики правонарушений юности.

1. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей

Переходя к вопросу психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей необходимо отметить, что наиболее существенный вклад в разработку данной проблемы внесли такие ученые как: В.Л. Васильев, М.И. Еникеев, А.П. Закалюк, В.Ф. Пирожков, А.П. Северов, А.П. Тузов и др. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2012.

Большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, имеет возрастную мотивационную специфику; эти правонарушения порой совершаются на почве озорства, ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, стремления к самоутверждению, подражанию авторитетам и т.д.

Психологическая ломка переходного возраста, несформированность устойчивых нравственных позиций, неправильная трактовка многих явлений, высокая подверженность групповым воздействиям, импульсивность - все это поведенческая основа подросткового возраста, которую нельзя не учитывать в работе с несовершеннолетними.

Преступность несовершеннолетних обусловлена взаимным влиянием отрицательных фактов внешней среды и личности самого несовершеннолетнего. Чаще всего преступление совершают так называемые «трудные», педагогически «запущенные» подростки. В ряде исследований отмечается, что для подростков-правонарушителей характерен низкий уровень развития познавательных и общественных интересов. На формирование идеалов такого подростка чрезмерное влияние оказывают сверстники, особенно старшие по возрасту, имеющие опыт антисоциального поведения. У большинства таких подростков в структуре личности доминируют отрицательные качества: лень, безволие, безответственность, конформизм, нечуткость, агрессивность и т. п.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на то, что поведение подростков отличается рядом особенностей. Так, им присущи недостаточность жизненного опыта и связанный с этим низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, повышенная эмоциональная возбудимость, импульсивность, двигательная и вербальная активность, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе, негативизм, неуравновешенность возбуждения и торможения.
Физиологическая перестройка организма подростка связана с обострением внимания к половым-сексуальным вопросам. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М. : Юрайт-Издат, 2011.

Для всех или почти всех несовершеннолетних, вставших на путь совершения преступлений, выбор такого варианта поведения непосредственно или, в конечном счете, связан с личностными деформациями.

Личность подростка-правонарушителя характеризуется крайним индивидуализмом, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества, а интересы его сосредоточены на зрелищах, видео, игровые клубы и компьютерные игры, в меньшей степени телевидение, спортивных играх. Эта гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне происходит за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру. Низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общей бездеятельности и отсутствии трудолюбия - являются типичными для подростка-правонарушителя.

Особенности интересов, потребностей, отношений в сфере ведущей деятельности, характерные для несовершеннолетних преступников, включают стойкую утрату связей с учебным или трудовым коллективом, полное игнорирование их правовых и нравственных оценок.

Стремление к достижению успехов в учебной и производственной деятельности, общественной работе у правонарушителей замещено, как правило, досуговыми потребностями и интересами. Сама система оценок и предпочтений у таких людей все больше ориентируется на эту сферу. Именно здесь фиксируются и гипертрофированные потребности и интересы, связанные с погоней за модной одеждой, информацией, значимой для данной микросреды, и т. д.

При оптимальных условиях воспитания указанные особенности несовершеннолетних могут быть нейтрализованы соответствующей социально положительной деятельностью. При неблагоприятных социальных условиях эти особенности как бы "катализируют" вредные влияния, приобретают отрицательную направленность.

Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально положительных, так и в сторону социально отрицательных влияний.

Рассматривая противоправную направленность поведения несовершеннолетних необходимо обратить внимание на то, что для них характерно проявление особого типа поведения, а именно - делинквентного (от лат. "delinguens" - совершающий проступок). Это разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения, которое детерминируется педагогической запущенностью, невоспитанностью, отсутствием должной культуры и в определенных случаях психическими аномалиями: неадекватностью реакций, ригидностью, негибкостью поведения, склонностью к аффективным реакциям. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М. : Юрайт-Издат, 2011.

Делинквентное поведение в значительной мере обусловлено неблагополучением семейного воспитания, иногда "гиперопекой", или крайне жестким обращением, неблагоприятным влиянием микросреды и т.п.
Первыми проявлениями делинквентного поведения являются прогулы в школе, драки со сверстниками, мелкое хулиганство, отнимание денег у слабых сверстников, их терроризирование, шантаж, угоны велосипедов, мотоциклов, вызывающее поведение в общественных местах.

Своевременно не пресеченные такие формы поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивое антисоциальное поведение.

В ряде случаев социальная адаптация подростков затрудняется непатологическими психическими отклонениями.

Основная мера борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних - это педагогически и психологически правильно организованный процесс их интенсивной социализации.

При этом, как отмечает М.И. Еникеев, важно не прямое воздействие, не так называемая "парная педагогика" - "хороший-плохой", а воздействие на подростка через референтную для него группу. Искусство воспитания как раз и состоит в том, чтобы организовать включение подростка в социально положительные группы. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2012.

2. Причины и профилактика правонарушений юности

Преступление - крайняя форма неуважения к общественным установкам, когда человек переступает черту, положенную законом. Преступление показывает, что лицо, его совершившее, далеко отошло от границ допустимого. Важно выяснить причины, приведшие подростка к правонарушению или преступлению. Рассмотрим некоторые из них.

Семейное неблагополучие.

Семья - важнейший институт социализации подрастающего поколения. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей. Какую бы сторону жизни ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в эффективности на том или ином возрастном этапе развития личности не может сыграть ни одно общественное или государственное учреждение, как бы ни было оно совершенно. Отсутствие родительской семьи или семейное неблагополучие, напротив, почти всегда создает реальные сложности в формировании детей и подростков, преодолеть которые обществу до сегодняшнего дня не удается.

Исследования криминологов, социологов, педагогов, психологов, приведенные в разны е годы, показали, что подростки, выросшие в неполных семьях, совершали правонарушения в 2-4 раза чаще, чем подростки, воспитывавшиеся в полных семьях. Неполные семьи придают своеобразие криминогенным факторам, детерминирующим противоправное поведение подростков.

Неблагоприятное бытовое окружение

Это одна из распространенных причин правонарушений среди подростков. Превращение большой семьи в малую, рост числа однодетных и неполных семей, дезорганизация семьи повысили необходимость для детей искать общения вне дома как своеобразную компенсацию дефицита эмоциональных контактов с родителями. В школе, где он успевал, ему тоже плохо. Таким образом, из трех основных сфер жизнедеятельности подростка: семья, школа, досуг - в двух ему плохо. Но есть неоспоримый психологический закон - никто не хочет быть плохим, тем более подросток. И закон этот потребует компенсации, и она будет найдена в досуговом поведении, в сферах безобидных, даже окружающими поощряемых, - в спорте, увлечении музыкой, одеждой.

Средства массовой коммуникации

Говоря о влиянии на ребят средств массовой коммуникации, нужно в первую очередь отметить их информационное воздействие. Они образуют систему неформального образования, существенно отличающуюся от системы обучения в учебных заведениях. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2011.

Кино и телевидение являются мощными источниками формирования навыков агрессивного поведения. Посредством телевидения дети и подростки получили многочисленные возможности обучения широкому спектру форм агрессии, не выходя из дома. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что демонстрация насилия по телевидению внушает зрителям:

а) агрессивные стили поведения;

б) приучает к насилию;

в) искажает представление об окружающей реальности.

Физическую агрессию часто показывают по телевидению как образцовое средство разрешения конфликтов, причем большее число агрессивных действий совершает супергерой.

Поскольку телевизионный мир населен злодеями, людьми, лишенными принципов, он может исказить представление о реальном мире. Кроме того, кино, видео показывают самые различные стандарты жизни, а ребята не в состоянии трезво оценить возможности - свои, семьи, государства. В результате у подростков формируются потребности, которые совершенно не соотносятся с возможностями их удовлетворения. Подстрекательство со стороны взрослых

Низкая правовая грамотность

Правовая безграмотность - одна из причин правонарушений и преступлений несовершеннолетних. Социологические исследования показали, что только единицы учащихся могут правильно ответить на вопросы о праве и законе, значительная часть их проявляет неосведомленность в вопросах действующего законодательства. Учащиеся не всегда знают, что некоторые моральные запреты санкционированы законом, и многие поступки не только не допустимы с точки зрения нравственности, но и влекут за собой ответственность по закону.

О правовой неосведомленности свидетельствует и судебно-следственная практика. Кража вещей, рэкет, поломка телефонов-автоматов, драки с нанесением телесных повреждений, истязания - все это совершается подростками, нередко находящимися в неведении об ответственности за содеянное.

Правовое воспитание как один из видов профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних

Формирование правовой культуры школьников

Правовое воспитание воздействует не только на сознание, но и на определенную сторону поведения людей. Сознание и поступки людей находятся в единстве и взаимообусловленности. Поскольку поведение человека в нормальных условиях совершается на основе сознательно принимаемых решений, от уровня сознания, интеллектуального и эмоционального развития человека в решающей степени зависит его поведение. Само сознание также формируется только в процессе активной социальной деятельности. Это позволяет говорить о едином понятии культуры сознания и поведения, культуры человеческих отношений. Можно представить "дом" в три этажа. На первом этаже разместились правовые знания и умения ими пользоваться. Второй этаж обозначает отношение к праву. А третий - поведение и деятельность в ситуациях, имеющих правовое содержание. Как и всякий дом, наш опирается на "фундамент". "Фундаментом" правовой культуры человека выступают его политические и нравственные взгляды и убеждения. От того, насколько добротно сложен фундамент, во многом зависит:

качество правовых знаний и умение ими пользоваться;

характер отношения к закону (чувство уважения к нему, чувство законности);

готовность исполнять правовые нормы, активно содействовать укреплению законности и правопорядка.

Правовая культура человека - явление уникальное. Ее уникальность заключается в тесной связи основных частей, причем у каждого человека эта связь своеобразна и неповторима. Итак, правовая культура человека - это основанное на политических и нравственных убеждениях нерасторжимое единство глубоких и разносторонних правовых знаний и умений, уважения к закону, активной правоохранительной деятельности, в которой находят наиболее полное воплощение знания права и уважения к нему. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2011.

Работа по воспитанию правовой культуры способствует не только предупреждению правонарушений, но и формирует у подростков твердые моральные принципы, понимание и принятие норм общества.

Начиная работу по формированию правовой культуры, необходимо обратить внимание на следующие аспекты:

молодежь необходимо прежде всего учить основам демократии, так как она не знакома не только со своими обязанностями, но и правами; не знает, что такое свобода, личность, правовое государство;

правовые нормы неотрывны от представлений о добре и зле, о красивом и безобразном, о созидательном и разрушительном. И следовательно, должна прослеживаться тесная связь правового воспитания с нравственным и эстетическим;

о законе нужно говорить увлекательно. Сухая информация не доходит ни до ума, ни до сердца людей. Учитывая возрастные особенности подростков, необходимо использовать различные творческие формы для их правового просвещения. психологический интерес потребность подросток

Внеклассные и внешкольные формы правового воспитания

Прежде всего необходимо, чтобы работа по формированию правовой культуры велась в школе не эпизодически, а представляла собой систему.

В работе школы по правовому воспитанию есть специальные педагогические методы стимулирования правоохранительной деятельности. В нашей школе разработаны и действуют документы: Устав школы; законы школы.

В разнообразных формах воспитательного воздействия на подростков важное значение имеет вовлечение их в те или иные игровые и творческие мероприятия. Решая поставленные в области правового воспитания задачи, мы планируем ряд различных игровых и творческих мероприятий, в которых участвуют сами ребята.

Учитывая тот факт, что в профилактической работе по предупреждению правонарушений и преступлений среди подростков большое внимание уделяется организации свободного времени подростков, в школе созданы условия для саморазвития личности ребенка.

Последним звеном в создании системы правового воспитания является рефлексивный этап, когда проводится анализ результатов и корректировка деятельности по формированию правовой культуры школьников.

Заключение

Кардинальные перемены, переживаемые нашим обществом во всех сферах политической и социально-экономической жизни, не могут не распространяться на превентивную и пенитенциарную практику в области предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

Содержание перестройки воспитательно-профилактической системы, прежде всего, определяется тем, что существовавшая ранее «карательная» профилактика, основанная на мерах социального контроля, общественно административного и уголовного наказания, должна быть заменена на охранно-защитную профилактику, представленную комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-технологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др.

Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов.

Таким образом, на основании данной работы можно сделать вывод о необходимости организации в школе систематической работы по формированию правовой культуры учащихся. Правовое воспитание и обучение призвано сформировать у учащихся современное правовое мышление, помочь новому поколению российской молодежи войти в жизнь более терпимыми, миролюбивыми, свободными от идеологического максимализма и фанатизма.

Решите задачу:

О каком профессиональном значимом качестве сотрудника органов внутренних дел идет речь в приведенных результатах исследования:

«… способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия, способность быстро устанавливать контакт с новыми людьми, умение быстро найти нужный тон, целесообразную форму общения в зависимости от психологического состояния и психологических особенностей собеседника, умение отстаивать собственную точку зрения, умение вжиться в роль, способность к перевоплощению, умение слушать и тактически грамотно переводить разговор на значимые темы, умение применять психологические приемы с целью выявления значимой информации».

2.1. Можно ли данное качество совершенствовать? Если да, то выберите возможные варианты ответов: а) целенаправленно вырабатывать указанные умения в практической деятельности; б) при помощи тренингов, специальных занятий; в) самостоятельно тренируясь в житейской практике общения; г) наблюдая за более опытными сотрудниками и стараясь использовать их опыт.

2.2. Выделите среди этих составляющих данного качества те, которые у Вас развиты и те, которые необходимо формировать и совершенствовать.

В приведенных результатах исследования идет речь о профессиональном значимом качестве сотрудника органов внутренних дел - коммуникабельности.

2.1. Данное качество можно совершенствовать, посредством: а) целенаправленно вырабатывать указанные умения в практической деятельности; б) при помощи тренингов, специальных занятий; в) самостоятельно тренируясь в житейской практике общения; г) наблюдая за более опытными сотрудниками и стараясь использовать их опыт.

2.2. У меня развита способность располагать к себе людей, вызывать у них чувство доверия. Необходимо формировать и совершенствовать - умение отстаивать собственную точку зрения

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 2011.

2. Бондаренко, Т. А. Юридическая психология для следователей: учебное пособие / Т. А. Бондаренко. - М. : ЦОКР МВД России, 2011.

3. Веретенникова А.Е. Коммуникативная культура сотрудников органов внутренних дел: монография / А.Е. Веретенникова. - Омск: ОмА МВД России, 2011.

4. Еникеев М.И. Юридическая психология: Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2012.

5. Копылова Г.К. Психология в деятельности органов внутренних дел: курс лекций Г.К. Копылова. М.: ЦОКР МВД России, 2011.

6. Костина, Л. Н. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел: учебное пособие. В 2-х частях / Л. Н. Костина. - Орел: ОрЮИ МВД России, 2011.

7. Немов, Р. С. Психология: учебник / Р. С. Немов. - М. : Юрайт-Издат, 2011.

8. Смирнов В.Н., Петухов Е.В. Психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.

9. Столяренко А. М. Социальная психология: учебник / ред. Столяренко А. М.. - 2-е изд., доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

10. Пряхина, М. В. Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел (в схемах с пояснениями): учебное наглядное пособие / М. В. Пряхина, В. Н. Устюжанин. - М.: ДГСК МВД России, 2011.

11. Юридическая психология: учебник для студентов вузов / И. В. Лебедев; ред. В. Я. Кикоть. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность правонарушений несовершеннолетних как объектов профилактического воздействия. Особенности социализации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях закрытого типа. Основы профилактики преступности несовершеннолетних в Брянской области.

    дипломная работа , добавлен 03.10.2010

    Cоциально-демографические и нравственно-психологические характеристики несовершеннолетних правонарушителей в Казахстане. Криминогенные обстоятельства, способствующие совершению ими правонарушений. Практика борьбы с преступностью несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 01.11.2015

    Социальные ориентации молодежи и проблема правонарушений. Характеристика неформальных подростковых групп. Социально-психологические особенности подростковых криминогенных групп. Предупреждение групповой преступности несовершеннолетних.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2005

    Особенности социализации и формирования личности несовершеннолетнего преступника. Сущность процесса реинтеграции. Уголовная ответственность несовершеннолетних по законодательству Германии. Профилактика преступности среди несовершеннолетних в г. Астрахань.

    дипломная работа , добавлен 11.06.2012

    Понятие преступного поведения подростков. Причины и предупреждение подростковой преступности. Социализация и формирование личности несовершеннолетних правонарушителей. Особенности уголовной ответственности и наказания и условия освобождения от них.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Теория социальной дезорганизации. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних. Психологические особенности личности несовершеннолетних правонарушителей. Манипуляция сознанием. Подсознание против мировоззрения.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2015

    Тенденции роста преступности среди несовершеннолетних, методы ее снижения и профилактики. Основные виды и причины детских и юношеских преступлений. Статистические данные по уголовным делам, совершенным подростками. Исследование агрессивности личности.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Сущность государственной политики в системе предупреждения и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные причины и условия, способствующие совершению подростками правонарушений, а так же пути их устранения и профилактика.

    дипломная работа , добавлен 07.06.2013

    Понятие и сущность допроса несовершеннолетних. Психологические особенности несовершеннолетних. Тактические и психологические особенности проведения допроса несовершеннолетних в зависимости от ситуации. Порядок фиксации хода и результатов допроса.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Состояние, динамика и причины преступности несовершеннолетних. Структурные, мотивационные и иные основные криминологические характеристики преступлений несовершеннолетних. Некоторые личностные и половозрастные особенности несовершеннолетних преступников.

Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера.

Основные типы акцентуаций уже были перечислены выше. Рассмотрим подробнее каждый из них в связи с их физическими особенностями.

Астенический тип – физически слабый человек с отставанием в физическом развитии, угловатостью, слабо развитыми мышцами конечностей, ускоренным ростом. Для астеника характерны повышенная утомляемость, раздражительность, он медленно восстанавливает силы после физических упражнений. Быстрая смена событий отрицательно влияет на реакцию, сообразительность, критичность. Целеустремленный (порой в ущерб общему интересу) астеник может поставить какую-то цель и будет действовать по программе, не обращая внимания на важность других дел. Он плохо адаптируется в экстремальных ситуациях, долгое пребывание в подобной обстановке чревато эмоциональным взрывом оборонительного характера, появлением желания срочно избавиться от раздражителя (собеседника). Раздражительность здесь связана с повышенной утомляемостью. Астеник чаще всего выжидает случайной развязки конфликта, уходит в себя, замыкается. Одиночество и беззащитность могут спровоцировать суицидальные попытки.

В процессе воспитания астеника необходимо равномерно загружать физической работой и спортом. Педагог должен помнить, что астеники от природы спокойны, склонны к уединению, нерешительны, неуверенны, во всем сомневаются, недоверчивы к людям, глубоко переживают обман, медлительны. Многолюдные аудитории, шум, конфликты, необходимость идти на контакт с незнакомыми людьми, делать самостоятельный выбор цели могут стать причиной стресса. Тревожная медлительность, страх или опасение за близких нередко толкают астеника на преступление или другие необдуманные действия. Юристу и педагогу необходимо помнить, что астеник склонен к рассуждениям, демагогическим высказываниям, внимание его сужено, поэтому полученная от него информация о случившемся может быть незначительной по объему. Речь у астеников характеризуется точностью выражений, лаконичностью, скупостью словосочетаний. Если астеники сомневаются, то предпочитают промолчать или избежать ответа.

Гипертимный тип – физически развитый человек. Поэтому подростки такого типа предпочтение отдают урокам физкультуры, игровым видам спорта. Отличаются организованностью в подобных занятиях. Настроение у гипертимов часто меняется, причем преобладает повышенное эмоциональное состояние, характеризующееся стремлением к общению. Действия и поступки зависят от настроения. Подростки гипертимного склада стремятся выполнять задания (например, уроки) в присутствии родителей или друзей, при этом подчеркивая свои возможности, эрудицию, широту знаний. Отличаются ослабленной самокритикой и повышенным самомнением, бывают ленивы, поверхностны, необязательны. Гипертимы зачастую обладают творческими способностями. Они общительны, отличаются веселым нравом, даже в трудные для себя минуты могут пошутить. Деловиты, в сложных и трудных ситуациях не теряются, не отчаиваются. Берутся за многие дела, но, к сожалению, не всегда доводят их до конца. В незнакомой для себя обстановке адаптируются быстро. Однако деловитость иной раз показная, порой таким образом они скрывают свои отрицательные качества.

Гипертим, как правило, лидер. Подросток занимает лидирующее место среди сверстников, пытается внедрить больше демократии, решает многие вопросы на уровне компромисса, но в то же время строго следит за уровнем своего авторитета в коллективе. Юристу следует помнить, что гипертимы могут направить свои творческие возможности на антиобщественные поступки, стать вдохновителями противозаконных акций, преступлений. Несмотря на незначительную концентрацию внимания, гипертим запоминает много, но бессистемно и поверхностно. Его речь характеризуется быстротой и импровизацией. Если его настроение меняется в сторону депрессии, то речь становится противоречивой и нелогичной.

Эмоционально неустойчивый тип отличается невыдержанностью и нетерпеливостью, недостаточной управляемостью. Подростки такого типа отличаются импульсивностью, крайней формой проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Компромиссов в конфликтах не признают. Не любят длительной, кропотливой работы, их раздражают вопросы организации деятельности. Предпочитают проводить досуг в азартных играх, употребляют спиртные напитки, дурманящие вещества. Как правило, такие подростки – выходцы из неблагополучных семей. Речь у них дезориентирована, нелогична. В период больших стрессовых потрясений могут потерять самообладание. Стараются как можно реже вступать в диалог, в обмен мнениями.

Эпилептоиды увлекаются спортом, следят за своим физическим развитием, у них очень рано начинается половое созревание. Сверхувлеченность чем-либо порой приводит их к злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью (дисфории). Раздражительность накапливается и может реализоваться в аффективном взрыве, если есть на ком сорвать зло. Взрыв может произойти в любом месте, отличаясь не только большой силой, но и продолжительностью. Мощным регулятором поведения эпилептоидного подростка является сверхидея, а точнее, невозможность ее реализации. Ради достижения своей цели подросток становится безжалостным к слабому противнику, неуступчивым и жестоким. Энилептоидный тип всегда чувствует себя лидером, устанавливая правила поведения, выгодные ему.

Представители этого склада характера обладают изощренной мстительностью и коварством. Они испытывают наслаждение, наблюдая за мучениями противника, и боязливо осторожны со всеми незнакомыми. Подростки отличаются работоспособностью и аккуратностью, очень плохо переносят контроль и вмешательство в свои дела. Берутся за дело, которое может принести определенный успех, и боятся неудач, ошибок, промахов в выполняемой работе. Необходимо помнить, что эпилептоиды бывают веселыми, подвижными, активными в чужой для себя среде и в то же время, оказавшись в привычной обстановке, становятся сдержанными и немногословными.

Истероидный тип особое внимание уделяет своей личности, стремится казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Всем своим поведением, поступками старается обратить на себя внимание. Однако он неинтересен, привязанности его поверхностны и неглубоки, все рассчитано на эффект, ради которого в ход идут обман, лесть, создание провокационной ситуации. Истероид может упорно, настойчиво продвигаться к желаемой цели (например, к экстравагантному завершению какого-то мероприятия). Как только необходимый результат достигается, интерес к нему пропадает. Подросток избирателен в общении. Тянется в основном к тем, кому он нравится. Его интересуют яркие предметы, необычная информация.

Истероидный тип способен "удалить" из памяти события, которые ему известны, но неприятны. Истероиды часто совершают необдуманные поступки, способны вести двойную игру, сообщая ложную информацию с невинным выражением лица. Педагог или юрист не обнаружит следов угрызения совести, сострадания или сопереживания, так как ложь для истероида в момент общения приобретает значение истины. Наблюдаются признаки бахвальства. Жажда мести порой вытесняется разумным, логическим подходом в анализе сложившейся ситуации. Истероид бросается на обидчика, если чувствует, что с ним поступают несправедливо, обижают. Физическое насилие исключается, но крику, ругани, истерики бывает предостаточно.

Следует подчеркнуть, что истероиду присуще чувство жалости, особенно когда он может на этом эффектно сыграть. Истероид быстро приспосабливается к сложившейся обстановке, даже к неожиданно изменившейся ситуации относится спокойно. Он всегда чувствует малейшие колебания в настроении собеседника и прогнозирует его вероятное поведение. Обладает высокой самовнушаемостью и склонностью к суицидальным демонстрациям. Суицидальные попытки обставляются по возможности безопасными действиями, сопровождаются прощальными записками, "тайными" признаниями и др.

Педагоги и юристы должны помнить, что истероиды склонны к правонарушению: мошенничеству, подделке документов, кражам, обману лиц, к которым они вошли в доверие.

Лабильный тип характеризуется неустойчивостью настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием малозначимых или ничтожных поводов. С окружающими подросток общителен, искренне чувствителен, очень привязывается к людям, близким ему по духу. Предпочитает дружить с теми, кто всегда готов ему оказать духовную и материальную помощь, защитить при реальной опасности или несправедливости. При неблагоприятной обстановке в семье стремится уйти из дома, по тяге к группированию со сверстниками подвержен мало. Болезненно относится к утрате доверия близких, родных или полной разлуке с ними. Успокоение получает в сближении с соратниками по общему делу, интересам, при повышенном внимании к его проблемам и заботам.

Шизоидный (интровертированный) тип отличается замкнутостью, погруженностью в мир далеких от реальной жизни мыслей, идей, образов, влечений. Подросток шизоидного типа не устанавливает тесных контактов со своими сверстниками, поскольку не способен угадывать мысли, желания и переживания других, попять чужую беду. Он бурно реагирует на все попытки вторгнуться во внутренний мир своих увлечений, интересов, желаний и устремлений.

Замкнутость и отгороженность затрудняют контакт. Алкоголь и наркотические средства иногда используются в качестве "коммуникативного допинга", облегчающего установление контактов со сверстниками. Шизоидные подростки предпочитают совершать преступления в одиночку.

Конформный тип характеризуется постоянным соглашательством с тем, что диктует непосредственное окружение. Особое влияние на подростков конформного типа оказывает среда. В хорошем окружении это неплохие ребята, но в дурной компании они могут быть втянуты в групповые правонарушения. Представители подобного типа не стремятся менять свой образ жизни, "плывут по течению", им не свойственны инициатива, смелость, принципиальность и т.д. Подростки-конформисты не в состоянии противостоять негативному влиянию, их легко подбить на употребление алкоголя, наркотиков, преступление.

Как уже было сказано, в чистом виде типы акцентуаций практически не встречаются, однако часто один из них доминирует.

Как определить черты акцентуации характера подростка, чтобы грамотно строить процесс общения с ним? Особое внимание уделяется наблюдениям, беседам, опросам и др. Значительную пользу могут принести тесты, успешно апробированные в самых разных детских коллективах. Выявление признаков, связанных с акцентуацией характера, помогает юристу более эффективно работать с подростком, выявлять особенности черт личности и предвидеть вероятные варианты поведения. Особое значение придается возможному вовлечению подростковых акцентуантов в девиантное поведение.

Семейное неблагополучие и школьные неудачи заставляют подростков искать компенсацию эмоциональной неудовлетворенности в товарищеских группах. Группа несовершеннолетних играет существенную роль в криминализации личности подростков. В результате такого общения они сближаются, находят друг у друга сочувствие и взаимопонимание. Подростки привыкают к досуговой группе и не стремятся выйти из нее.

Девиантная (криминогенная) группа оказывает постоянное влияние на своих членов. Во-первых, группа является важнейшей базой формирования взглядов и установок подростка. Во-вторых, она оказывает на несовершеннолетнего мощное психологическое воздействие и заставляет действовать определенным образом, в том числе неправомерным. В третьих, группа притупляет, стирает у подростка малейшее желание воспротивиться давлению и продемонстрировать чувство собственного достоинства. В-четвертых, основу взаимоотношений девиантной группы и подростка составляют механизмы защиты, которые снимают социальный контроль, его барьерное и тормозящее действие. В-пятых, группа формирует появление такого психологического механизма, как подражание. В-шестых, она снижает у подростков страх перед возможным уголовным наказанием. В-седьмых, формирует и стимулирует мотивацию антисоциального поведения.

Источником девиантного поведения подростка служит социальное неравенство, т.е. противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения. Например, неудовлетворенная потребность в самоутверждении может привести к совершению насильственных преступлений, употреблению алкоголя или наркотических веществ.

Стихийные уличные компании подлежат нейтрализации, разобщению или переориентации. Общеизвестно, что подросток необязательно подвержен внешним негативным воздействиям. Он может активно сопротивляться, бороться с ними, решительно отвергать и не воспринимать. Представляется, что борьба с негативными условиями способствует воспитанию положительных черт личности подростка.

Большинство преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеют возрастную специфику. Пожалуй, наиболее сложным является возраст 14–16 лет, когда подросток уже не принадлежит к категории детей, но еще не стал взрослым. Психологи и юристы считают, что этот возраст характеризуется многочисленными поведенческими реакциями:

  • реакция оппозиции (побеги из дома, бравирование агрессивным поведением по отношению к взрослым, опьяненным состоянием и др.);
  • реакция имитации (подражание определенному лицу, возвеличивание "преступника-рецедивиста");
  • реакция компенсации – восполнение отдельных неудач успехами в другом виде деятельности (прогулы в школе компенсируются дерзким поведением в компании подростков);
  • реакция эмансипации – стремление освободиться от опеки старших, самоутверждение;
  • реакция группирования – объединения подростков в группы, стремление сверстников совершать совместные действия, в том числе правонарушения;
  • реакция увлечения – проявляется в подростковых хобби: стиль в одежде, музыке, длительные разговоры у подъездов, физическое совершенствование, азартные игры и т.д.

Поведенческие реакции способствуют совершению противоправных действий.

Правовые нарушения совершаются на почве самоутверждения, подражания криминальным авторитетам, озорства, стремления получить сиюминутную выгоду, ложного товарищества, превышения желания над возможностями и др.

Система незначительных правонарушений, провинностей, проступков определяется как делинквентное поведение. Причинной является педагогическая запущенность, психологические аномалии, неблагополучное семейное воспитание, неблагоприятное воспитание микросреды, нравственные пороки подростка и др.

В подростковом возрасте формы преступного поведения можно своевременно искоренить. В то же время среди несовершеннолетних имеются лица с достаточно стойкой антиобщественной направленностью.

Важнейшей мерой борьбы с несовершеннолетними правонарушителями является профессионально организованный процесс предупреждения преступных проявлений и своевременный вывод подростка из преступной группировки.

  • ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ

Именно несовершеннолетние главным образом уязвимы для преступного мира. Как правило, в этом возрасте происходит психологическая ломка переходного возраста: у подростка пока еще не сформированы устойчивые нравственные позиции, он импульсивен и, помимо этого, у него высокая предрасположенность групповым воздействиям, что делает его подверженным негативному влиянию извне. Поэтому необходимо изучать и знать мотивы, побуждающие подростков на совершение каких - либо противоправных деяний, ведь по статистике свое первое преступление 60 % преступников – рецидивистов совершили именно в подростковом возрасте.

  • Преступления против государственной власти и проблемы их профилактики
  • Проблемные вопросы участия группы прокуроров в судебном разбирательстве
  • Вклад Макаренко А.С. в становлении пенитенциарной педагогики
  • Проблемы, допускаемые следователем при подготовке предъявления лица для опознания

Данной проблеме посвящены многочисленные исследования и фундаментальные научные труды: Алексеевой А.И., Бабаевой М.М., Ветрова Н.И., Васильева Ю.В., Гилинского Я.И., Голубева В.П., Долговой А.И., Ермакова В.Д., Жигарева Е.С., Забрянского Г.И., Игнатенко B.И., Кудрякова Ю.Н., Миньковского Г.М., Овчинского B.C., Панкратова В.В., Плешакова В.А, Пирожкова В.Ф., Сибирякова C.T. и многих других.

Предмет исследования - развитие несовершеннолетних.

Объект исследования - особенности несовершеннолетних преступлений.

Цель работы - исследовать психологические особенности несовершеннолетних преступников.

Задачи исследования:

  • изучение личности несовершеннолетних преступников;
  • исследовать некоторые категории лиц.

Психологические особенности несовершеннолетних преступников

Возрастную специфику имеет большинство преступлений, совершаемых несовершеннолетними, рассмотрим это подробнее. «Подростковый период характеризуется значительными как физиологическими, так и психологическими изменениями в организме, что сопровождается бурным физическим развитием, перестройкой эндокринной системы, половым созреванием и др. Недостаточная

сформированность нервной системы, а также преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, неумение сдерживать эмоции и впечатлительность, что зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Поэтому, в этот период подростку наиболее трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество. Также одновременно с этим происходит интенсивное социальное развитие личности: начинает формироваться мировоззрение, нравственные убеждения, принципы и идеалы, система оценочных суждений, самосознание, ощущение самостоятельности и взрослости. Именно возникшее чувство взрослости и стремление быть и считаться взрослым является особенностью личности подростка и выражается в его новой жизненной позиции по отношению к людям и вообще к окружающему миру, а также определяет содержание и направление социальной активности, систему стремлений и переживаний. Социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости к усвоению норм, ценностей, способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в отношениях между ними» .

Оптимальные условия воспитания компенсируют данные особенности несовершеннолетнего соответствующей социально - положительной деятельностью, но в неблагоприятных условиях эти особенности катализируют вредные влияния и приобретают отрицательную направленность, таким образом, динамизм психической деятельности подростка в равной мере делает его податливым в сторону как социально - положительных, так и социально - отрицательных влияний.

Изучение правонарушений несовершеннолетних показывает, что подростки чаще всего совершают преступления под влиянием сверстников или взрослых лиц, подчиняясь давлению референтных лиц.

Также условием, способствующим формированию личности «трудного» подростка в большинстве случаев, выступает: отрицательная атмосфера в семье и неблагоприятные семейные условия (аморальное поведение родителей или родственников, алкоголизм и т.д.). Но нередки и те случаи, когда искаженную нравственную атмосферу вокруг несовершеннолетнего создают именно любящие его и желающие ему всякого добра, но не обладающие достаточной педагогической культурой родители.

Таким образом, факторы, влияющие на антисоциальное поведение несовершеннолетних, следующие: индивидуальные особенности личности подростка, обуславливающие его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», а также внешняя социальная среда.

«Причинами же криминального заражения среди несовершеннолетних являются: дефекты социализации, упущения в семейном воспитании, неогражденность от влияния криминальной среды, невключенность подростка в социализированные группы и несформированность у него социально - положительных интересов, а также недостаточность жизненного опыта, низкий уровень самокритичности, отсутствие всесторонней оценки жизненных обстоятельств, внушаемость, подражательность, обостренность чувства независимости, стремление к престижу в референтной группе и негативизм.»

Во многих случаях мотивы преступлений, совершенных подростками, отличают: инфантильность, стремление к самоутверждению, подражание авторитетам и то, что они совершаются на почве озорства.

Человеческая жизнь обладает рядом переломных этапов и самый сложный из них - отрочество, когда подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Этот период сопровождается повышенной впечатлительностью ко всему, что делает человека взрослым, и поэтому необходимо уделить особое внимание, чтобы последствия не оказались плачевными.

Таким образом, можно разграничить несколько типов несовершеннолетних преступников:

  1. преступники, которые стали из-за случайного стечения обстоятельств;
  2. совершившие преступления много раз из-за антиобщественной позиции личности;
  3. при процессе совершении преступлений из-за отрицательной направленности личности .

Подводя итоги, можно отметить, что рост преступности несовершеннолетних напрямую зависит от конкретного и правильного исследования деталей особенностей ряда личности лиц, которые не достигли 18-летнего возраста. При этом, это не единственный фактор, который поможет понизить преступность ряда несовершеннолетних. Сильное влияние на них может оказать социально-экономическое расслоение населения, этнические и религиозные противоречия, невеликое финансирование программ профилактики преступности.

Список литературы

  1. Ажиев В. В. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Теория и практика общественного развития. № 5. 2012. С. 288-291.
  2. Дмитриева Г. Ь., Шостакович Б. В. Агрессия и психическое здоровье. СПб. : Юридический центр Пресс, 2002. 464 с.
  3. Домова, А.И., Социально - психологические аспекты преступности несовершеннолетних [Текст] / А. И. Домова. - М.: Юридическая литература, 2004. - 160 с.
  4. Еникеев, М.И. - Юридическая психология. [Текст] / М.И. Еникеев - 2 - е изд., перераб. - М.: Норма, 2006. – 234 с.
  5. Ильяшенко А. Н. Социальная среда в генезисе преступного поведения (особенности криминализации несовершеннолетних под влиянием социальной микросреды) : монография. М. : ВНИИ МВД России, 2001. 94 с.
  6. Эминов В. Е., Антонян Ю. М. Личность преступника и ее формирование // Актуарные проблемы российского права. 2015. № 1. С. 107-112.


Просмотров