Краткая характеристика основных отраслей российского права. Система права российской федерации

3. В городе А. собирались разместить базу по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегиче-ского назначения. Следствием этого неизбежно стало бы ухудшение экологического состояния местности. В то же время база предоставила бы несколько сотен новых рабочих мест жителям города, й это улучшило бы их материальное положение. В местной прессе началась дискуссия. Одни считали, что нельзя риско вать своей жизнью и здоровьем, другие настаивали на размещении базы при установлении контроля со сто роны Комитета по экологии. Кого бы поддержали вы? Почему?

1. Система права - это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также в их дифференци-ации на отрасли и институты. В системе права мож-но выделить три уровня: первый (низший) уровень составляют нормы права; второй - правовые инсти-туты; третий (высший) - отрасли права. Первичным, исходным элементом системы йрава являются нормы права. Они объединяются в правовые институты и в отрасли права. Последние выступают в качестве подсистем единой системы права. Отраслью права называется совокупность взаимосвязанных правовых норм и институтов, регулирующих относительно самостоятельную сферу однородных общественных отношений.

Разделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений. По этой причине они относительно обособляются друг отдруга.

Современная система российского права включает в качестве подсистем следующие отрасли права.

1. Констшпуционное (государственное) пра во - совокупность правовых норм, закрепляю-щих основы общественного и государственного строя, правовое положение личности, порядок и де-ятельность высших органов государственной власти в стране, национально-государственное устройство и т. п. Основным источником конституционного пра-ва Российской Федерации является Конституция РФ 1993г.

2. Административное право - совокупность правовых норм, регулйрующих управленческие от-ношения, складывающиеся в сфере исполнительной

власти (в деятельности органов государственного уп-равления). Важнейший источник административно-го права - Кодекс РФ об административных право-нарушениях.

3. Гражданское право - отрасль права, регулирующая имущественные, а также некоторые лич-ные неимущественные отношения. Отношения в сфере гражданского права регулируются Граждан-ским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, феде-ральным гражданским законодательством.

4. Семейное право - отрасль права, регулирую-щая имущественные и личные неимущественные от-ношения в сфере брачно-семейных отношений. В ос-нове семейного права Российской Федерации лежит Семейный кодекс РФ.

5. Трудовое право - совокупность правовых норм, определяющих условия возникйовения, изменения и прекращения трудовых отношений, продол-жительность рабочего времени и времени отдыха, вопросы охраны труда и т. п. Основным норматив-но-правовым актом трудового права является Трудо-вой кодекс РФ.

6. Финансовое право - отрасль права, регули-рующая отношения, которые возникают в процессе финансовой и бюджетной деятельности государства, деятельности банков и других финансовых учрежде-ний. Нормы финансового права содержатся в Конс-титуции РФ, Бюджетном кодексе РФ, законах о го-сударственном бюджете, налогах и сборах и иных нормативно-правовых актах.

7. Уголовное право - совокупность юридиче-ских норм, установленных высшими органами госу-дарственной власти и определяющих, какие общест-венно опасные деяния являются преступными и какие наказания за их совершение могут быть на-значены. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

8. Земелъное право - отрасль права, регули-рующая общественные отношения, объектом кото-рых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования.

Важнейшим источником земельного права является Земельный кодекс РФ.

Все указанные отрасли относятся к отраслям ма-тпериалъного права, так как содержат правовые нормы, непосредственно регулирующие поведение субъектов права.

Отраслями процессуалъного права, содержащи-ми правила применения государственными органа-ми, должностными лицами норм материального пра-ва, являются следующие.

1. Гражданско-процессуалъное право - сово-купность норм права, регулирующих деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возни-кающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность ар-битражных судов и нотариата. Отношения в сфе-ре гражданского судопроизводства регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

2. Уголовно-процессуалъное право - совокуп-ность юридических норм, регулирующих деятель-ность правоохранительных органов и судов по рас-следованию и рассмотрению уголовных дел. Основ-ным источником права данной отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Особой отраслью права является международное право, которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокуп-ность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международно-го права служат международные договоры, соглаше-ния, конвенции, заключаемые между государства-ми, а также уставы международных организаций.

2. Полипгическая партпия - это специализироорядоченная группа, объ-единяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров и служащая для борьбы за по-литическую власть.

Признаками партии являются:

1) наличие программы, в которой сформулирова-ны цели и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нор-мы внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная сеть первичных местных орга-низаций.

История политических партий в современном по-нимании этого слова начинается с XVIII-XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демократии появилась необходимость привлечения широких общественных слоев к участию в управлении государством. Первоначалыю политические партии формировались в результате объединения парла-ментских фракций с комитетами по поддержке кан-дидатов на местах. Сейчас, наряду с этим «парламентским» путем создания партий, существует еще несколько. Партии возникают в результате трансформации непартийных структур (профсоюзов, религиозных, промышленных обществ, клубов). До-вольно часто партии создаются популярными и влиятельными политическими деятелями под собст-венные.кандидатуры, Особой разновидностыо поли-тических партий стали массовые партии, формирующиеея «снизу», в результате оформления стихий-ных социальных движений.

Среди функций политических партий выделяют:

1) политическую - овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) социального представительства - каждая пар-тия либо выражает в политической жизни интересы какого-то социального слоя, либо пытаетея создать себе прочную опору в обществе;

3) социальной интеграции - примирение интере-еов различных социальных групп, достижение кон-сенсуса в обществе;

4) политического рекрутирования - подготовка и выдвижение кадров для различных политических институтов;

5) идеологическую - разработка партийной иде-ологии и программ;

6) электоральную - организация и участие в из-бирательных кампаниях;

7) набора новых членов в партию и их политиче-ское воспитание.

Таким образом, партия является одним из важ-нейших институтов гражданского общества, осу-ществляющих связь между ним и государством.

Существуют несколько классификаций политических партий в соответствии с различными крите-риями:

1) в зависимости от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Кадровые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр - парламентские фракции. Массовые партии имеют сложную организацион-ную структуру, они многочисленны, основным ис-точником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламент-скими фракциями. В соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» в подитической партии должно состоять не менее 50 тыс. членов, при этом более чем в половине субъектов РФ она должна иметь региональные отделения числен-ностью не менее 500 чел.;

2) в зависимости от степени участия в осуществ-лении политической власти партии делятся на пра вящие и оппозиционные. Последние могут быть легалъными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегалъными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабилъные и неустой чивые;

4) по характеру членства политические партии могут быть открытыми (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и за крытыми (с болыним количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и слож-ным механизмом приема);

5) по характеру целей и отношению к существую-щему общественно-политическому строю партии де-лятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об-вдественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих поряд-ках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразова-ния, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар-тии можно условно подразделить на левые (комму-нистические, социалистические, социал-демократи-ческие и другие партии, которые выступают за инте-ресы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), пра- вые (партии, отстаивающие неприкосновенность ча-стной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытающиеся примирить крайние интересы в поли-тике).

Совокупность всех существующих и действую-щих в стране партий называется партийной сис- темой. При авторитарных и тоталитарных ре-жимах у власти, как правило, бессменно находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо функционируют под жестким контролем правящей партии.

Одним из признаков демократического режима является многопартийностъ, под которой пони-маются существование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществлении власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократиче-ская партии -в США, Консервативная и Лейбори-стская партии - в Великобритании). Такие системы называют двухпартийными, что, однако, не исклю-чает свободного функционирования и участия в по-литической жизни других партий (например, ком-мунистических).

В Конституции РФ (принята на референдуме 12 декабря 1993 г.) признаются политическое много-образие и многопартийность (ст. 13). Все обществен-ные объединения равноправны. В настоящее время в нашей стране действуют десятки политических пар-тий, но говорить о стабильности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организаций, крайне невелика числен-ность. В то же время интересы социальных групп представлены в партийной системе не в полной мере.

3.. Этот спор носит мировоззренческий характер и не может быть разрешен однозначно. Позицйи каждой из сторон уязвимы. Противники размещения базы по уничтожению двигателей твердотопливных ракет стратегического назначения оперируют категория-ми экологического мышления, поскольку масшта-бы возможной угрозы окружающей среде действи-тельно велики. С одной стороны, требования эколо-гической безопасности заставляют задуматься о негативных последствиях для жизни и здоровья на-селения. Но с другой - решение проблем утилиза-ции вредных веществ также необходимо. Надо от-метить, что требования различных экологических движений часто становятся преградой на пути про-мышленного развития. Лидерьг этих движений не принимают во внимание интересы отдельных терри-тррий в размещении производственных ресурсов/ко-торые не только обеспечат работой значительную часть населения, но и смогут стать дополнительным источником пополнения доходов местного бюджета. Кроме того, нельзя забывать и о техническом про-грессе в сфере средств нейтрализации негативных экологических последствий техногенного вмеша-тельства человека в природную среду.

Сторонникам размещения экологически вредных производств хотелось бы напомнить о необратимости многих отрицательных последствий непродуман-ных экономических решений. Необходим жесткий государственный контроль за действиями крупных предприятий, хищнически относящихся к окружающей среде. В природе нельзя видеть лишь неисчзрпаемую кладовую естественных богатств. Самим же предпринимателям стоит максимально нейтрализовать негативное общественное мнение, осуществ-ляя экологические программы.

Правосудие в России.

А) история правосудия;

Б) система российского судопроизводства;

В) права и обязанности судей;

Г) порядок обращения в суд;

Д) особенности российского правосудия;

Трудовое право.

Семейное право.

1.Система российского права.

Система права – это внутренняя структура права, выражающаяся в единстве и согласованности составляющих его норм, а также их дифференциация на отрасли и институты.

Разделение права на отрасли обусловлено тем, что общественные отношения весьма разнообразны и соответственно юридические нормы, входящие в систему права, как бы «специализируются» в регулировании какого-то вида общественных отношений.

Отрасли права Основные характеристики
1.Государственное (конституционное) право Ведущая отрасль российского права. Объединяет совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, в которых выражаются главные интересы общества и государства. В них устанавливаются основы взаимоотношений государства и личности, регулирует отношения между РФ в целом и её субъектами, закрепляют систему государственной власти и местного самоуправления. Основным источником конституционного права РФ является Конституция РФ 1993 г.
2.Административное право Совокупность правовых норм, регулирующих управленческие отношения, складывающиеся в сфере исполнительной власти (в деятельности органов государственного управления). Оно устанавливает правовой статус органов государственного управления, их компетенцию, права и обязанности граждан и общественных организаций в сфере государственного управления. Важнейший источник административного права – Кодекс РФ об административных правонарушениях.
3.Гражданское право Регулирует имущественные, а также некоторые неимущественные отношения, отношения собственности, в том числе и интеллектуальной. Гражданским правом защищаются неотчуждаемые права и свободы человека. Отношения в области гражданского права регулируются Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, федеральным гражданским законодательством
4.Финансовое право Регулирует отношения, связанные с финансовой и бюджетной сферой деятельности государства. В процессе этих отношений происходит составление и утверждение государственного бюджета, его исполнение, порядок установление и взимания налогов с населения, предприятий и организаций. Нормы финансового права содержатся в Конституции РФ, Бюджетном кодексе РФ, законах о государственном бюджете, налогах и сборах.
5.Трудовое право Регулирует отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности человека, в основе которой лежит трудовой найм, устанавливает порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, охрану труда. Основным нормативно-правовым актом трудового права является Трудовой кодекс РФ.
6.Семейное право Регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, связанные с браком и членством в семье, предусматривает порядок и условия заключения брака, его прекращение, права и обязанности супругов, родителей и детей. В основе семейного права лежит Семейный кодекс РФ.
7.Уголовное право Совокупность норм, определяющих, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, и какие наказания необходимо применять к лицам, виновным в их совершении. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.
8.Земельное право Регулирует общественные отношения, объектом которых является земля, выступающая одновременно как природный ресурс и как объект хозяйствования. Источником земельного права является Земельный кодекс.
9.Процессуальное право: - гражданско-процессуальное право - уголовно-процессуальное право Правила применения государственными органами, должностными лицами норм материального права. Регулирует деятельность судов в связи с рассмотрением в них споров, возникающих в сфере гражданских, семейных, трудовых, финансовых отношений, а также деятельность арбитражных судов и нотариата. Гражданско-процессуальный кодекс. Регулирует деятельность правоохранительных органов и судов по расследованию и рассмотрению уголовных дел. Уголовно-процессуальный кодекс.
10.Муниципальное право Регулирует отношения органов местного самоуправления с гражданами.
11.Налоговое, компьютерное, экологическое, предпринимательское право Эти отрасли регулируют отношения в различных сферах общественной жизни.

Особой отраслью права является международное право , которое не входит в систему права ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Источниками международного права служат международные договоры, соглашения, конвенции, а также уставы международных организаций.

2.Правосудие в России.

а) история правосудия;

Древний Восток: законы царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), древнеиндийские законы Ману, древнекитайский Шан-шу. Деление по отраслям ещё не существует, отличаются крайней жестокостью, действует принцип «око за око»;

Право Древней Греции и Древнего Рима считаются классическим. Законы устанавливались исходя из представлений о необходимости соблюдать меры. Римское право наделяло свободных граждан широкими правами: правом частной собственности, правом заключения сделок и договоров, иными имущественными правами, правом свободы слова и передвижения, правом неприкосновенности личности, вводился суд присяжных. Римское право делилось на частное и публичное;

В Средние века действовали нормы варварских прав: Салическая, Бургундская, Алеманская, Баварская (V – IX вв.). Деление на отрасли права не существовало, сложилось ленное право (отношения между сеньорами и вассалами), городское право, цеховое право. В основе средневекового суда также лежал сословный принцип: каждое сословие имело свой суд. Право находилось под сильным влиянием церкви – существовал Божий суд или ордалии (испытание раскалённым железом, судебные поединки, инквизиция);

В Англии появилась Великая хартия вольностей (1215 г.), которая формированию идеологии прав человека и легла в основу английской конституции;

В Новое время первая конституция появилась в США в 1787 г. Она закрепляла важнейшие особенности государства и права современной эпохи (демократия, разделение властей);

Формирование права в Киевской Руси берёт своё начало с произведений: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение детям», «Слово о полке Игореве», «Моление Даниила Заточника» - в них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным;

Главный древнерусский источник светского права – «Русская правда», в 1497 г. был принят первый законодательный кодекс Российского государства – «Судебник», в 1550 г. он был расширен во время правления Ивана IV. В 1649 г. Земский собор принимает новый правовой документ – «Соборное уложение», который учитывал мнения не только знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения;

В XIX веке правовая система совершенствовалась и дополнялась, были сделаны попытки ввести конституцию (М.М.Сперанский «Введение к уложению государственных законов», «Уставная грамота Российской империи», проект Валуева, Лорис-Меликова), в 1830 г. М.М.Сперанским была произведена кодификация законов и составлено «Полное собрание законов Российской империи» (45 томов). Буржуазные реформы 60-70-х годов способствовали демократизации общественной жизни (земская, городская, судебная реформы);

Во время первой российской революции был принят Манифест об усовершенствовании государственного порядка, юридически зафиксировавший дарование гражданских прав и свобод и право участвовать в управлении государством через Государственную думу. Вскоре были пересмотрены и утверждены Основные государственные законы Российской империи;

В советский период формирование правовой системы происходило под жёстким контролем ВКП(б) и нашло воплощение в Конституциях 1918, 1924, 1936, 1977 годов;

Правовой основой суверенной России является Конституция 1993 г. и разнообразные кодексы Российской Федерации;

б) система российского судопроизводства;

Система судопроизводства – это совокупность всех действующих на территории страны судов.

Конституционный суд даёт толкование Конституции и разрешает споры о соответствии всех законодательных актов Конституции. Этот суд может отменить законы, противоречащие Конституции и нарушающие права человека;

Верховный суд рассматривает уголовные, гражданские, административные дела, пересматривает решения судов общей юрисдикции, даёт разъяснение по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд рассматривает экономические споры между предпринимателями, рассматривают дела в порядке надзора;

Мировой суд осуществляет правосудие на местах, разрешают правовые споры незначительной сложности;

Суд присяжных представлен гражданами, которые выносят независимый вердикт виновности или невиновности подсудимого;

Третейский суд создаётся на добровольной основе сторонами и включает представителей спорящих сторон. Разбирательство дел производится бесплатно, но их решение не обязательно для исполнения. Третейские суды не входят в судебную систему страны;

в) права и обязанности судей;

Судьи имеют единый правовой статус;

Судьи не могут участвовать в политических движениях, не могут заниматься предпринимательской деятельностью;

Судьёй может стать 25-летний гражданин с юридическим образованием;

Судьи не сменяются, независимы и подчиняются только закону, неприкосновенны;

Судьи не могут быть привлечены к административной и дисциплинарной ответственности;

Жизнь, здоровье, имущество судей подлежат обязательному государственному страхованию за счёт бюджета;

г) порядок обращения в суд;

Необходимо написать исковое заявление, которое подаёт истец к ответчику;

В исковом заявлении необходимо написать наименование суда, его местонахождение, ФИО, место проживания истца и ответчика, объяснить причину спора;

К исковому заявлению прилагаются справки или иные доказательства по спору;

Исковое заявление можно предъявить лично судье, направить по почте заказным письмом;

д) особенности российского правосудия;

Коллегиальность – участие присяжных заседателей;

Гласность – на суде может присутствовать любой человек, и заседание суда может освещаться СМИ;

Равноправие и состязательность;

Судебное заседание ведётся на национальном языке;

Существует презумпция невиновности;

3.Трудовое право.

Трудовое право – отрасль права, нормы которой регулируют общественно-трудовые отношения, а сами общественно-трудовые отношения выступают в этом случае как трудовые правоотношения. Содержание трудовых правоотношений составляют определённые права и обязанности, которые приобретают стороны в процессе трудовой деятельности. Нормы трудового права распространяются на предприятия всех форм собственности, вне зависимости от того, кому они принадлежат. Источник трудового права – Трудовой кодекс РФ, принятый 1 февраля 2002 г.

Работник имеет право:

На условия труда, соответствующие требованиям безопасности и гигиены;

На равное вознаграждение за равный труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера вознаграждения;

На отдых, на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в других случаях;

На судебную защиту своих прав и другие права;

Работник обязан:

Добросовестно выполнять свои трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Бережно относится к имуществу предприятия, учреждения, организации;

Выполнять установленные нормы труда;

Чтобы гражданин мог вступить в трудовые отношения, он должен обладать правоспособностью и дееспособностью: с 15 лет (с 14 лет с разрешения родителей), иметь определённый набор документов: трудовая книжка, паспорт, ИНН, СНИЛС (пенсионное страховое удостоверение), диплом, медицинская справка.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Сторонами коллективного договора являются работники в лице профсоюза или иного уполномоченного и работодателя непосредственно или в лице уполномоченных представителей. Договор заключается на срок не более 3 лет.

Трудовой договор – это соглашение между работником и работодателем (юридическим и физическим лицом), в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, а работник обязуется лично выполнять порученную работу, соблюдая действующие в организации правила внутреннего распорядка.

Основание прекращения трудового договора:

Соглашение сторон;

Истечение срока трудового договора;

Расторжение трудового договора по инициативе работника;

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ликвидация организации, сокращение штата, несоответствие работника занимаемой должности, нарушение трудовой дисциплины и неоднократное неисполнение работником трудовых обязанностей, отсутствие на работе более 4 месяцев);

Отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора;

Обстоятельства, не зависящие от воли сторон;

4.Семейное право.

Семейное право – отрасль права, нормы которого регулируют личные и имущественные отношения, вытекающие из брака и принадлежности к семье.

Брак – это юридически оформленный добровольный и свободный союз женщины и мужчины, направленный на создание семьи и порождающий взаимные личные, а также имущественные права и обязанности супругов.

Брачно-семейные отношения в РФ регулируется семейным правом, основным источником которого является Семейным кодексом РФ (1.03.1996).

Условия заключения брака:

Брак может быть признан недействительным в случае:

Не соблюдены условия заключения брака;

Сокрытие лицом, вступающим в брак, наличие венерической болезни или ВИЧ-инфекции;

Заключение фиктивного брака;

Брачный договор – юридический акт, который регламентирует имущественные права и обязанности супругов и заключается до государст-венной регистрации или в любой другой период брака.

Развод – формальное прекращение личных и имущественных отношений супругов.

В органах ЗАГСа расторжение брака производится в следующих случаях:

При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей;

По заявлению одного из супругов, если другой супруг судом признан безвестно отсутствующим, недееспособным или осуждённым за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше 3-х лет;

Муж не может расторгнуть брак в случае беременности жены и в течении года после рождения ребёнка;

Срок рассмотрения заявления в течении месяца со дня подачи заявления.

В случае возникновения споров между супругами расторжение брака рассматривается судом.

Алименты – принудительное взыскание с родителей денежных средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных взрослых членов семьи (25% - 1 ребёнок, 30% - 2, 50% - 3 и более).

Лекция № 29

Правонарушения и юридическая ответственность.

План.

Виды правонарушений.


Похожая информация.


Современную правовую систему РФ можно отнести к романо-германской правовой семье.

Основным источником права являются законы и другие нормативные правовые акты. В России как в государстве федеральном законодательство делится на федеральное и законодательство субъектов РФ. Разграничение предметов ведения между РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления установлено в ст. 71–73 Конституции РФ.

В исключительном ведении РФ находятся: регулирование прав и свобод человека и гражданина; формирование федеральных органов государственной власти; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, федеральные налоги и сборы; внешняя политика и иные вопросы.

К совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесены: общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; социальная защита и иные вопросы.

Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти. Во главе правовой системы России стоит Конституция РФ; далее следуют федеральные конституционные законы, иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, подзаконные нормативные акты отраслевых министерств и ведомств. Также действуют регламенты Совета Федерации и Государственной думы.

К правовым актам субъектов РФ относятся конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, указы президентов республик в составе РФ, указы, постановления и распоряжения губернаторов и других глав администраций субъектов РФ, постановления правительств субъектов РФ и иные акты нормативного характера законодательных органов субъектов РФ.

Что касается правовых актов органов местного самоуправления, то их виды, порядок принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Важное место в правовой системе России занимают руководящие разъяснения Пленума Верховного суда РФ, заключения Конституционного суда РФ.

Иногда применяется в качестве источника права правовой обычай (обычаи делового оборота в гражданском праве).

Частью 3 ст. 11 Конституции РФ предусмотрена возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Сторонами такого договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом соответствующего субъекта РФ его органы государственной власти.

Заключаемые договоры и соглашения не могут передавать, исключать или иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметы ведения РФ и предметы совместного ведения.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

8. Отрасли права.

Система права - это сложное юридическое понятие, состоящее из правосознания, правоотношений и юридических норм, характеризующееся внутренним единством и целостностью, призванное поддержать такой порядок в обществе, который необходим для обеспечения свободы личности и сохранения цивилизованного существования человечества. Нельзя исключать из содержания права, его системы такие понятия, как правовые идеи, ценности, правовые притязания и правовые отношения.

Характеристика системы права предполагает наличие непосредственной связи форм (источников) права с факторами экономического, политического и идейно-нравственного характера. При этом право в соотношении с экономикой выступает в первую очередь как правоотношения, в соотношении с политикой - как закон, а в соотношении с нравственными воззрениями, идеологией и иными духовными категориями - как правосознание. Правоотношения представляют собой конкретную форму, а нормы права и правосознание - абстрактные формы права. Сочетание этих трех форм права и образует некие разноуровневые, но единые образования, представляющие собой системы права.

Система права как сложное юридическое явление характеризуется следующими основными признаками: во-первых, внутренним единством составляющих ее элементов; во-вторых, система права имеет единую социальную природу; в-третьих, она основана на нравственно-правовых принципах, таких, как идеи свободы, равенства, справедливости и гуманности; в-четвертых, в основе формирования системы права лежит идея права, суть которой состоит в осознании необходимости существования свободной личности, ее прав и свобод; в-пятых, система права призвана регулировать и упорядочивать определенные общественные отношения, возникающие между субъектами права; в-шестых, содержание системы права получает свою внешнюю форму выражения в следующих источниках: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой договор и нормативно-правовой акт.

Система норм права - это ее внутреннее строение, характеризующееся как единое целое, в котором нормы права согласованы между собой и не действуют изолированно друг от друга. В современном государстве система норм права должна не только соответствовать существующим общественным отношениям, не только быть их выражением, но также быть внутренне согласованным выражением, которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий.

Система норм права имеет определенное строение, подразделяется на составляющие ее относительно самостоятельные автономные образования - отрасли права и институты, регулирующие качественно однородные группы общественных отношений. Отдельные нормы права совместно с другими однородными нормами принадлежат тем или иным правовым институтам. От такой принадлежности зависит регулятивная роль норм права, определяется их социальное назначение. Правовые институты объединяются в подотрасли либо в отрасли права, которые и составляют систему норм права данного общества.

Можно выделить три общие классификации всей системы правовых норм:

Деление системы права каждой страны на публичное и частное право ;

Подразделение всех норм права на нормы материального и процессуального права ;

Подразделение всей системы норм права на отдельные отрасли и институты права.

В зависимости от того, какие общественные отношения нормы права регулируют, они объединяются в обособленные, относительно самостоятельные группы. Самые большие такие группы именуются отраслями права.

Отрасль права - это часть системы права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, с присущим ей особым методом правового регулирования.

Отрасли права могут относиться к области частного или публичного права и к материальному или процессуальному праву.

Каждая отрасль права отличается от другой своим особым предметом и методом правового регулирования. Под предметом правового регулирования понимаются те общественные отношения, которые регулируются правом. Заметим, что предметом самой юридической науки является право как общественное явление. Каждая отрасль права связана с определенным видом общественных отношений. Предмет правового регулирования является основанием или критерием построения системы правовых норм в отрасли права, подотрасли либо правового института. Именно нормы этих структурных элементов системы права качественно отличаются друг от друга, имеют свое назначение, выполняют определенные функции. Следовательно, под предметом правового регулирования каждой отрасли права понимается качественно однородная группа общественных отношений, регулируемая нормами данной отрасли права.

Система права - совокупность правовых норм государства и её внутреннее строение, которое выражается в согласованности и упорядоченности норм права, в её единстве, и разделении на относительно самостоятельные части. Недопустимо путать систему права с правовой системой - системой правовых явлений общества.

Система права – это его внутреннее строение (содержание), состоящее изправовых элементов , взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Система права состоит из отраслей права, подотраслей права, институтов права, субинститутов права. Первичным элементом системы права является норма.

Отрасль права – это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые комплексы однородных общественных отношений.Отрасль права -совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения присущим ей методом правового регулирования. Отрасль права представляет собой основной компонент системы права.

В качестве элементов отрасли права выделяются подотрасли, правовые институты и субинституты.

Подотрасль – совокупность норм, регулирующих несколько сторон (участков) однородных общественных отношений.Подотрасли регулируют отдельные группы общественных отношений, характеризующиеся своей спецификой и обособленностью. Например, в отрасли конституционного права можно выделить подотрасль избирательного права.

Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих одну сторону (участок) качественно однородных отношений.Правовой институт – это небольшая группа правовых норм, регулирующих сравнительно небольшую группу общественных отношений. Например, в гражданском праве – институт исковой давности.

Правовые институты подразделяются на простые, регулирующие правоотношения внутри одной отрасли, и сложные, регулирующие правовые отношения в нескольких отраслях права.

Для существования отдельной отрасли права необходимо наличие следующих условий: однородности регулируемых общественных отношений, их важного значения для общества и государства, невозможности урегулировать данные отношения с помощью иных отраслей права, специфического метода правового регулирования.

В основе деления системы российского права на отрасли лежат предмет и метод правового регулирования. Если предмет позволяет ответить на вопрос, что регулирует отрасль права, то метод – каким образом осуществляется процесс регулирования.

Предмет правового регулирования – обособленная частькачественно однородных отношений, регулируемых нормами права. Предметом правого регулирования являются общественные отношения в сфере гражданского права, в сфере уголовного права, трудового права и т.д.

Отрасли права можно классифицировать по предмету правового регулирования:

1) конституционное право, регулирующее такие вопросы, как федеративное устройство государства, права, обязанности граждан, общественный строй, политическую систему и др.;

2) гражданское право, предметом которого являются имущественные и неимущественные отношения субъектов данной отрасли;

3) административное право, регулирующее сферу управленческой деятельности государства;

4) уголовно-процессуальное, регулирующее деятельность органов предварительного следствия и дознания, прокуратуры и суда по раскрытию и рассмотрению уголовных дел;

5) земельное право, регулирующее вопросы рационального использования земель, определения правового режима различных видов земли и т. д.

Существуют и иные отрасли права: гражданско-процессуальное, уголовное, семейное, трудовое, уголовно-исполнительное и т. д.

Выделяют также отрасли:

1) материального права, устанавливающие основные дефиниции определенной отрасли права и обязанности субъектов (гражданское, уголовное), и процессуального права, регулирующие порядок реализации и защиты предоставляемых государством прав и юридических обязанностей (гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное);

2) частного права, направленные на защиту интересов частных лиц (гражданское, семейное), и публичного, регламентирующие деятельность органов государственной власти и управления (конституционное, уголовное, административное).

Метод правового регулирования – совокупность юридических приемов, способов, процессуальных норм воздействия права на общественные отношения.

Императивный метод (категорический, властный) – способ воздействия, не допускающий отступления от правовых норм. Он, в свою очередь, делится на запретительные и обязывающие методы.

Диспозитивный (автономный) – способ воздействия, предоставляющий субъектам права возможность регулировать отношения между собой в пределах, определенных законом.

По регулируемым отношениям (в сфере государственной власти или в сфере частных интересов)права делится на публичное и частное.

Публичное право – это подсистема права, регулирующая отношения, обеспечивающие публичный (общегосударственный) интерес. Оно регулирует те отношения, в которых одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентных органов.

Частное право представляет собой подсистему права, регулирующие отношения, обеспечивающие частные интересы (лично-имущественные, брачно-семейные), автономный статус и инициативу частных собственников и юридических лиц в их имущественной деятельности и личных взаимоотношений.

РАЗЛИЧИЯ публичного и частного права

В системе современного российского права в зависимости от предмета и метода правового регулирования можно выделить следующие основные отрасли права.

1. Во главе всей системы норм права страны находится отрасль конституционного права, которая является базовой отраслью для всех других отраслей права. Конституционное (государственное) право - это область публичного права. Главная задача конституционного права - организация осуществления государственной власти и ее ограничение рамками правового закона. Государственное право регулирует отношения, возникающие между обществом, личностью и государством. Однако не все эти отношения регулируются государственным правом, а только те, которые устанавливают общие принципы организации и деятельности государственной власти. Конституционное право регулирует отношения, устанавливающие основы конституционного строя, конституционный правовой статус личности, форму государственного устройства, принципы организации и деятельности государственных органов, основы местного самоуправления. Принципы и положения, заложенные в конституционном праве, являются основополагающими для всех других отраслей права. Нормы конституции обладают высшей юридической силой.

2. Административное право - это область публичного права. Нормы административного права регулируют отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, то есть отношения власти и подчинения. Это исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной власти. Нормы административного права регулируют отношения, устанавливающие принципы организации и деятельности исполнительных органов государственной власти, систему этих органов, их структуру и полномочия. Административное право устанавливает, какие общественно опасные деяния являются административными правонарушениями, определяет меры административных взысканий за эти проступки и систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

3. Гражданское право - это область частного права. Гражданское право регулирует имущественные отношения и связанные с ними некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения, регулируемые гражданским правом, подразделяются на вещные, связанные с обладанием имуществом (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления), и обязательственные отношения, связанные с переходом имущественных благ от одного лица к другому. Личные неимущественные отношения, регулируемые нормами гражданского права, имеют своим предметом нематериальные блага (честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, право авторства). Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, правомочия собственников, регулируют права и обязанности участников гражданских правоотношений, определяют способы защиты права собственности, других имущественных и неимущественных прав и законных интересов субъектов гражданского права. Гражданское право устанавливает различные формы правовой организации юридических лиц и их компетенцию, определяет порядок реорганизации или ликвидации этого лица.

4. Уголовное право - это область публичного права. Уголовное право регулирует отношения, связанные с совершением преступления и применением мер уголовного наказания. Нормы уголовного права дают понятие преступления и определяют виды преступлений, раскрывают состав преступления. В уголовном законодательстве содержится исчерпывающий перечень уголовно наказуемых деяний и видов наказаний, рассматриваются обстоятельства, исключающие преступность деяния, определяются смягчающие и отягчающие уголовную ответственность обстоятельства.

5. Процессуальное право - это область публичного права. Процессуальное право делится на гражданский и уголовный процессы. Предметом регулирования уголовно-процессуального права являются отношения, связанные с деятельностью органов дознания, следствия и суда по возбуждению, расследованию и рассмотрению уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют права и обязанности участников процесса, порядок вынесения судебного приговора, его обжалования и опротестования. Гражданско-процессуальное право регулирует правоотношения в сфере гражданского судопроизводства. Нормы гражданско-процессуального права устанавливают порядок рассмотрения дел по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений, а также порядок обжалования, опротестования и реального исполнения принятого решения.

Помимо названных выше отраслей права, в системе норм права можно выделить также отрасли, в свое время отделившиеся от основных: трудовое право, семейное право, финансовое право, земельное право, коммерческое право, банковское право, природоохранительное право, криминология, уголовно-исполнительное право и др.

Отрасли права, в свою очередь, подразделяются на подотрасли и правовые институты. Подотрасль права - часть отрасли права, регулирующая относительно самостоятельный блок однородных общественных отношений присущим ей методом правового регулирования. Например, в конституционном праве - избирательное; в природоохранительном праве - горное, водное, лесное; в гражданском праве - жилищное, авторское, наследственное и др.

Правовой институт - это элемент отрасли права, включающий совокупность юридических норм, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Правовые институты могут быть отраслевыми и межотраслевыми (комплексными). Отраслевой правовой институт представляет собой однородные группы юридических норм внутри одной отрасли права. Например, в конституционном праве - институт правового статуса личности, в административном праве - институт государственной службы, в международном праве - институт дипломатического права, в гражданском праве - институт обязательств и т.д. Межотраслевые правовые институты объединяют в себе правовые нормы, относящиеся к нескольким отраслям права. Институт избирательного права, например, включает в себя нормы государственного, административного и уголовного права.

Система российского права.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Система российского права.
Рубрика (тематическая категория) Юриспунденкция

Классификация правовых систем.

Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета͵ правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всœех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). При этом наряду с особенностями, отличиями в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют группировать их в "правовые семьи" (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.

Существует несколько критериев объединœения, классификации правовых систем различных государств.

1. Общность генезиса (возникновения и последующего

развития). Иначе говоря, системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни (произрастают из одного древнего государства, основаны на одних и тех же правовых началах, принципах, нормах).

2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идет о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы (в законах, договорах, судебных решениях, обычаях), об их роли, значении, соотношении.

3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, это находит выражение на микроуровне - на уровне строения нормы права, ее элементов, а также на макроуровне - на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделœений).

4. Общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах это идеи свободы субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других - теологические, религиозные начала (к примеру, мусульманские страны), в третьих - социалистические, национал-социалистические идеи и т.п.

5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права. Родственные в правовом отношении страны обычно используют тождественные или сходные по своему значению термины, что объясняется единством их происхождения. По этой же причинœе законодатели стран, входящих в одну правовую систему, при разработке правовых текстов применяют одинаковые юридические конструкции, способы построения нормативного материала, его упорядочения, систематизации.

С учетом изложенного в науке выделяют следующие правовые системы: 1) англосаксонскую (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.); 2) романо-германскую (страны континœентальной Европы, Латинской Америки, некоторые страны Африки, а также Турция); 3) религиозно-правовые (страны, исповедующие в качестве государственной религии ислам, индуизм, иудаизм); 4) социалистическую (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба); 5) систему обычного права (экваториальная Африка и Мадагаскар).

Самостоятельно.

4. Основные правовые системы народов мира.

Основные правовые семьи современности

К романо-германской правовой семье относятся правовые системы Италии, Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Швейцарии и др.
Размещено на реф.рф
В качестве самостоятельной группы правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить славянские правовые системы (Югославии, Болгарии и т. д.). Современная правовая система России, при всœех ее особенностях, более родственна именно романо-германской правовой семье.

Среди признаков романо-германской правовой семьи можно выделить следующие:

Единая иерархически построенная система источников писанного права, доминирующее место в которой занимают нормативные акты (законодательство);

Главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т. п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;

Имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой;

Высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов;

Весомое положение занимают подзаконные нормативные акты (регламенты, инструкции, циркуляры и др.);

Делœение системы права на публичное и частное, а также на отрасли;

Правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и

гражданина;

Особое значение имеет юридическая доктрина, разработавшая и разрабатывающая в университетах основные принципы (теорию) построения данной правовой семьи.

К англо-саксонской правовой семье относят национально-правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др.
Размещено на реф.рф
Среди признаков данной семьи можно выделить следующие:

Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформулированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);

Юридические прецеденты носят индивидуальный (казуистический) характер;

Ведущую роль в формировании права (в правотворчестве) отводятся судом, который в этой связи занимает особое положение в системе государственных органов;

На первом месте находятся не обязанности, а права человека и гражданина, защищаемые прежде всœего судом;

Главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ во многом определяет право материальное.

Отсутствие кодифицированных отраслей права;

Отсутствие классического делœения права на частное и публичное;

Статутное право (законодательство) и юридические обычаи выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников;

Юридическая доктрина, как правило, носит сугубо прагматический, прикладной характер.

К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.

Главный творец права Бог, а не общество, государство, в связи с этим юридические предписания даны раз и навсœегда, в них нужно верить и, соответственно, строго соблюдать;

Источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т. д. и действующих в отношении индусов;

Весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями, образует в своей совокупности единые правила поведения;

Особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в базе конкретных решений;

Отсутствует делœение права на частное и публичное;

Нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;

Судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;

Во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека как

это имеет место в романо-германскои и англо-саксонской правовых семьях).

К семье традиционного права относятся правовые системы Мадагаскара, ряда стран Африки и Дальнего Востока.

Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:

Доминирующее место в системе источников права занимают обычаи и традиции, имеющие, как правило, неписаный характер и передаваемые из поколения в поколение;

Обычаи и традиции представляют из себясинтез юридических, моральных, мифических предписаний, сложившихся естественным путем и признанных государствами;

Обычаи и традиции регулируют отношения в первую очередь групп или сообществ, а не отдельных индивидов;

Нормативные акты (писанные законы) имеют вторичное значение, хотя их принимается в последнее время всœе больше и больше;

Судебная практика (юридический прецедент) не выступает в качестве основного источника права;

Судебная власть руководствуется идеей примирения, восстанавливая согласие в общинœе и обеспечивая ее сплоченность;

Юридическая доктрина не играет значительной роли в юридической жизни данных обществ;

Архаичность многих ее обычаев и традиций.

Лекция №4.

Тема: Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность

1. Понятие и виды правомерного поведения.

2. Понятие, признаки и виды правонарушений.

3.Юридический состав правонарушения.

4.Понятие, признаки и виды юридической ответственности.

Самостоятельное изучение . 5. Цель, функции и принципы юридической ответственности. 6. Юридическая ответственность и другие виды государственного принуждения.

Система российского права. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Система российского права." 2017, 2018.

  • - Система российского права. Отрасль права.

    Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .


  • - Система российского права. Отрасли права.

    В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) оплата труда - это система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления руководством организации выплат членам коллектива за выполнение ими должностных обязанностей. Именно об особенностях... .


  • - Система российского права, его отрасли

    Понятие и элементы системы права. Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права. Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему... .


  • - Система российского права: общая характеристика основных отраслей.

    Конституционное право. Система права Российской Федерации включает более двадцати отраслей права. Характерна тенденция возникновения новых отраслей как структурных частей системы права. Ведущей отраслью является государственное или конституционное право. Оно... .


  • - Система российского права

    Система права -это его внутреннее строение, которое выражается в единстве согласованности всех действующих в государстве правовых норм и вместе с тем в разделении права на относительно самостоятельные части. Из различных групп правовых норм складываются другие элементы... .[читать подробнее] .


  • Инструкция

    Так как Российская Федерация является федеративным государством, то особенностью его правовой системы является наличие двух уровней: федерального и уровня субъектов РФ. Причем федеральное законодательство априори выше по юридической силе, чем законодательство субъектов федерации.

    Федеральный уровень законодательства составляют следующие НПА:
    1. Конституция Российской Федерации;
    2. Общепризнанные принципы и нормы международного права; международные договоры и соглашения Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке;
    3. Законы о поправках к Конституции России;
    4. Федеральные конституционные законы (ФКЗ);
    5. Федеральные законы (ФЗ);
    6. Акты Президента Российской Федерации;
    7. Акты Правительства Российской Федерации;
    8. Ведомственные НПА.

    Конституция Российской Федерации– это НПА, обладающий высшей юридической силой на территории РФ; основа правовой системы России. Помимо выполнения своей юридической функции как регулятора общественных отношений, Конституция Российской Федерации – политический документ, декларирующий цели государства в различных сферах жизни общества, например, в социальной, экономической, культурной и т.д.

    Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры и соглашения России являются, согласно положениям ст.15 Конституции Российской Федерации, составной частью российской правовой системы. Причем Конституция Российской Федерации устанавливает примат норм международного права перед национальным правом, закрепляя это положение в ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации.

    Законы о поправках к Конституции Российской Федерации выделяются отдельным пунктом ввиду усложненного порядка их принятия, а именно: они требуют одобрения не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. Кроме того, необходимо согласие 2/3 представительных (законодательных) органов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день - не менее 54 субъектов Российской Федерации.

    Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются по вопросам, на которые прямо указывает Конституция Российской Федерации, например, порядок принятия нового субъекта в состав России; введение чрезвычайного и военного положения и т.д. Их отличительными особенностями являются обладание большей юридической силой в отличие от федеральных законов, а также усложненный порядок принятия (одобрение не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и не менее чем 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ). Президент Российской Федерации правом вето в отношении ФКЗ не обладает.

    Федеральные законы – основной вид НПА, которыми регулируются общественные отношения. ФЗ принимаются по вопросам, отнесенным к исключительной компетенции Российской Федерации, и вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов. Полный перечень данных вопросов закреплен в ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации. За принятие ФЗ должны проголосовать 50%+1 от общего числа депутатов Государственной Думы РФ и 50%+1 от общего числа членов Совета Федерации РФ.

    Акты Президента Российской Федерации. К данным подзаконным актам относятся указы и распоряжения. Они принимаются только по вопросам ведения РФ и не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

    К актам Правительства Российской Федерации относятся постановления и распоряжения. Они принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Правительства Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, а также во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации. Если постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации будут противоречить НПА, обладающим большей юридической силой, они могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

    Ведомственные НПА принимаются федеральными органами исполнительной власти. Это такие акты, как правила, инструкции, приказы, положения. Для того, чтобы данные акты получили юридическую силу, они должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ. Если же данные НПА будут противоречить вышестоящим актам, то они могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

    На уровне субъектов РФ действует следующая иерархия НПА:
    1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации – становой хребет правовой системы субъекта РФ, определяющий его правовой статус и систему законодательства;
    2. Законы субъекта Российской Федерации – издаются по вопросам совместного ведения РФ и субъектов и по вопросам исключительного ведения субъектов. Они не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству;
    3. Акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации – например, приказы и распоряжения высшего должностного лица субъекта РФ (губернатора); постановления Правительства субъекта РФ и т.д. Данные акты определяют порядок исполнения федеральных и региональных НПА.



    Просмотров