Кпрф предмет метод источники принципы. Предмет, понятие, источники, нормы и система кпрф как правовой отрасли

Понятие КПРФ как отрасли права

Конституционное право - ведушря отрасль права России, пред­ставляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регу­лирующих общественные отношения, которые определяют организаци­онное и функциональное единство общества: основы конституционного строя Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной влас­ти и систему местного самоуправления. Конституционное право - одна из отраслей системы права Россий­ской Федерации. Как и любая отрасль права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, т.е. общеобязатель­ных правил поведения людей, правил, соблюдение которых в необходи­мых случаях обеспечивается применением государственного принуж­дения в различных формах. Правовые нормы, образующие отрасль, характеризуются внутренним единством, определенными общими при­знаками, тесно связаны между собой и отличаются от норм других отраслей права. Эти признаки обусловлены особенностями обществен­ных отношений, на регулирование которых направлены правовые нормы, образующие отрасль. Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государ­ственной власти. Но поскольку эта отрасль права регулирует столь важ­ную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает ведущий характер в системе права. Собствен­но, с конституционного права начинается формирование (не обязательно исторически, но логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национально­го права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им. Конституционное право теснее всех других отраслей свя­зано с политикой и политической системой. Властные отно­шения соприкасаются не только с индивидуальными прояв­лениями свободы человека, но и с коллективными действия­ми людей через политические партии и общественные объе­динения, которые путем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затем в функционирова­нии этих органов. Конституционное право - юридическая основа демок­ратии, ее закрепление и мера. Демократия - широкое по­нятие, включающее экономический, социальный и полити­ческий аспекты. Конституционное право призвано закреп­лять основы народовластия во всех этих аспектах, посколь­ку современная демократия это не стихийное, а упорядо­ченное состояние общества, полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенное ограничение своей свободы во имя ее сохранения. Некоторые институты конституционного права как бы непосредственно выражают народовластие, и тогда даже употребляются термины "представительная демократия", "парламентская демократия", "политическая демократия". Демократической сущностью проникнуты и другие институ­ты - институт основных прав и свобод граждан, принципы судопроизводства, основы федерализма и т. д. В демократи­ческом государстве конституционное право создает специ­альные гарантии против опасности сползания к тоталита­ризму; определенные нормы и институты, регулирующие, например, правовое положение средств массовой информа­ции, прямо направлены против использования СМИ в анти­демократических целях.

Основания и порядок прекращения российского гражданства

Гражданство РФ - устойчивая правовая связь лица с РФ, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Кроме отношений по приобретению гражданства, федеральное законодательство регулирует и порядок прекращения гражданства РФ. Гражданство РФ прекращается: вследствие выхода из гражданства; по иным основаниям, предусмотренным ФЗ «О гражданстве» или международным договором РФ. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории РФ или на территории иностранного гос-ва, осуществляется добровольно в общем порядке. Выход из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя. Выход из гражданства РФ не допускается, если гражданин РФ: имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом; привлечен компетентными органами РФ в кач-ве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения. Гражданство РФ прекращается также в рез-те негативной оптации, т.е. когда гражданин при изменении государственной границы РФ выбрал гражданство другого гос-ва. Решение о приобретении или прекращении гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Субъекты инициативы референдума

Конституция закрепляет право каждого участвовать в управлении гос-вом. Данное право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и ч/з представителей. В соотв. С ФКЗ «О референдуме РФ»: Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум РФ проводится на всей территории РФ. Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не м.б. принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно. Инициатива проведения референдума РФ принадлежит: не менее чем двум миллионам граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10 процентов из них; Конституционному Собранию в случае, предусмотренном Конституции Российской Федерации. В период м/у назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов субъекты граждане выступавшие с инициативой проведения референдума, не могут выступать с инициативой о проведении нового референдума РФ. Также они не могут выступать с инициативой о проведении референдума РФ в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории РФ в соответствии с решением, принятым уполномоченным федеральным органом, а также в случае, если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, ГД ФС РФ.

Вопросы не подлежащие рассмотрению на референдуме

Конституция закрепляет право каждого участвовать в управлении гос-вом. Данное право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и ч/з представителей. В соотв. С ФКЗ «О референдуме РФ»: Референдум РФ - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Референдум РФ наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум РФ проводится на всей территории РФ. Референдум РФ проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник референдума РФ обладает одним голосом. Гражданин РФ голосует на референдуме РФ лично. Участие в референдуме РФ является свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается. В ходе референдума РФ никто не м.б. принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением референдума РФ, рассматриваются избирательными комиссиями, комиссиями по проведению референдума РФ, органами государственной власти и органами местного самоуправления открыто и гласно. На референдум РФ не могут выноситься вопросы: изменения статуса субъектов РФ; досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ, СФ ФС РФ, ГД ФС РФ, а равно о проведении досрочных выборов Президента РФ, ГД ФС РФ или досрочного формирования СФ ФС РФ либо об отсрочке таких выборов (формирования); принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств гос-ва; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

Виды избирательных систем

В своей совокупности они дают наиболее полное представление об образующих избирательную систему элементах, различное сочетание и содержательное наполнение которых обусловливают выделение различных видов избирательных систем .

Действующее законодательство о выборах предусматривает возможность использования следующий типов избирательных систем : мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы.

Беженцы: понятие, статус

Беженец - это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений. В отличие от беженца, вынужденный переселенец, - как правило, гражданин РФ, по тем же основаниям вынужден­ный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию России или вынужденный покинуть место жительства на территории одного субъекта РФ и прибывший на территорию другого субъекта. Для получения статуса беженца необходимо ходатайство лица в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания (за рубежом - в дипломатическое представительство или консульское учреждение России; на границе - при отсутствии поста иммиграционного контроля - в орган погранич­ного контроля). Ходатайство подается и рассматривается в установлен­ные законами сроки. После проверки соответствующих сведений над­лежащий орган Федеральной миграционной службы выдает свидетель­ство о принятии (регистрации) ходатайства, что влечет распростране­ние на лицо комплекса необходимых прав и направление его в центр временного размещения. После такого предварительного рассмотрения ходатайства названный орган принимает решение по существу о предо­ставлении лицу статуса беженца или вынужденного переселенца, о чем выдается соответствующее удостоверение установленного образца. Оно действительно на всей территории России в течение 5 лет. В необходимых случаях статус беженца или вынужденного переселенца может продлеваться на каждый последующий год по заявлению лица. Лица, признанные беженцами или вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут все обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Эти лица вправе в течение трех месяцев избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых органом миграционной службы, либо населенный пункт, в котором проживают их родственники при условии согласия последних. Установлены льготные условия для приобретения беженцами или вынужденными переселенцами российского гражданства. Органы гос. власти и органы м/с обязаны оказывать беженцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связан­ных с устройством на новом месте жительства. Для временного размещения беженцев создаются центры, являющиеся государственными учреждениями Федеральной миграционной служ­бы России. В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца и вынужденного переселенца. Лицо утрачивает статус беженца: после получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо при приобретении гражданства РФ; если снова добровольно воспользовалось защитой гос-ва своей гражданской принадлежности; если, лишившись гражданства, снова его добровольно приобрело и др. основания.

Компетенция Президента РФ

Компетенция определяется особым местом Президента в системе государственной власти и закрепляется в конституционных нормах и в действующем законодательстве. Президент назначает Председателя Правительства РФ с согласия ГД, назначает на должность заместителей Председателя Правитель­ства и федеральных министров по предложению Председателя Прави­тельства. Президент представляет СФ кандидатуры для на­значения на должности судей КС, ВС, ВАС, Ген. прокурора. Назначает же перечисленных судей и Ген. прокурора СФ.Президент представляет ГД кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ, ставит перед Думой вопрос об освобождении его от должности. Президент назначает пять членов (1/3) ЦИК РФ. Он назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией и федеральным за­коном; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, преду­смотренных Конституцией. Президент подписывает и обнародует федеральные законы Россий­ской Федерации, обладает правом отлагательного вето . Президент вносит законопроекты в ГД; наде­лен полномочиями обращаться в КС с запросами о соответствии Конституции РФ нормативных актов, о толковании Конституции. Президент имеет право, наряду с другими субъектами, указанными в ст. 134 Кон­ституции, вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции. Президент назначает также своего полномочного представителя в Конституционном Суде Российской Федерации. Кроме решения вопросов о составе Правительства, Президент имеет право председательство­вать на его заседаниях, принимает решения об отставке Правительства. Постановления и распоряжения последнего в установленных Консти­туцией случаях могут быть отменены Президентом. Перед вновь из­бранным Президентом Правительство слагает свои полномочия. Председатель Правитель­ства после своего назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, т.е. их переч­не. Президент вправе приостанавливать действие актов органов испол­нительной власти субъектов Федерации в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Президент назначает на должность и осво­бождает от должности своих полномочных представителей в регионах федерации Как глава государства Президент обладает широкими полномочиями во внешнеполитической и военной областях. Президент осуществляет руководство внешней политикой; определяет основные ее направления, ведет переговоры и подписывает междуна­родные договоры Российской Федерации; подписывает ратификацион­ные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредиту­емых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает дипломатических представителей. России в иностранных государствах и международных организациях после консультаций с соответствую­щими комитетами или комиссиями палат ФС РФ. Президент утверждает военную доктрину РФ; является Верховным Главнокомандующим Во­оруженными Силами России; назначает и освобождает высшее коман­дование Вооруженных Сил; присваивает высшие воинские звания; фор­мирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, ста­тус которого определяется федеральным законом. Президент обладает и иными полномочиями, вытекающими из его статуса как главы государства. К таким полномочиям относятся реше­ние вопросов гражданства, предоставления политического убежища; награждение государственными наградами РФ, присвоение почетных званий РФ и высших специ­альных званий; осуществление помилования. Конституция отнесла к полномочиям Президента право назначения всероссийского референдума . Президент для реализации своих функций и полномочий осуществ­ляет правотворческую деятельность. Он издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. Для выполнения своих полномочий Президент формирует Админи­страцию Президента РФ .

Счётная палата Федерального Собрания РФ, порядок формирования, состав, полномочия

Счетная палата РФ является постоянно действующим органом гос. финансового контроля, образуемым ФС РФ и подотчетным ему. В рамках задач, определенных ФЗ, Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Счетная палата является юр лицом. Задачами СП являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов гос. средств и использования федеральный соб-сти; финансовая экспертиза проектов ФЗ, а также нормативных правовых актов федеральных органов гос. власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий и др. СП состоит из Председателя, заместителя председателя, аудиторов СП, аппарата СП. Председатель СП назначается на должность ГД (больш-вом голосов) сроком на 6 лет. Председателем СП м.б. гражданин РФ, имеющий высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области гос. управления, государственного контроля, экономики, финансов; представляет СП в органах гос. власти РФ и за рубежом и др. Председатель СП издает приказы и распоряжения, осуществляет прием и увольнение сотрудников аппарата СП, заключает хозяйственные и иные договоры. Председатель имеет право принимать участие в заседаниях СФ и ГД, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, Президиума Правительства РФ. Заместитель Председателя назначается (больш-вом голосов) на должность СФ сроком на 6 лет. Заместитель Председателя СП не м.б. депутатом ГД, членом Правительства РФ, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Аудиторами СП являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности СП, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. При формировании СП СФ и ГД назначают (больш-вом голосов) по 6 аудиторов сроком на 6 лет. Аудиторами СЧ м.б. назначены граждане РФ, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Аудиторы СП не могут заниматься другой оплачиваемой деятельность, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Для рассмотрения вопросов планирования и организации работы СП, методологии контрольно-ревизионной деятельности, отчетов и информационных сообщений, образуется Коллегия СП. В состав Коллегии Счетной палаты входят Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты. Аппарат СП состоит из инспекторов СП и иных штатных сотрудников. В служебные обязанности инспекторов входит непосредственная организация и проведение контроля в пределах компетенции СП.

Личные и трудовые гарантии.

Для осуществления своей деятельности депутат обладает рядом гарантий, в том числе личными и трудовыми. Депутат ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Депутат ГД без согласия палаты не м.б.: привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в суд. порядке; задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу; подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гр. или по уг. делу об обстоятельствах, ставших им известными в связи с осуществлением ими своих полномочий. Подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. В случае депутату увечья или иного повреждения здоровья, повлекших утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы м/у ежемесячным денежным вознаграждением депутата на день выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по гос. страхованию. Освобождаются от военных сборов. Срок полномочий депутата засчитывается в стаж федеральной государственной службы и в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии их поступления на работу или на службу в течение 6 мес. после прекращения полномочий депутата. Депутату работавшим до избрания депутатом ГД, по трудовому договору, после прекращения их полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. Военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговой полиции, таможенных органов избранные депутатами, по окончании срока их полномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) или досрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). Супругу депутата ГД, уволенным в связи с переездом члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы для осуществления ими своих полномочий в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняются: стаж работы (службы) по специальности; стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок (в том числе районных коэффициентов) к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет, на выплату вознаграждения по итогам работы организации за год, на который приходится переезд, а также на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если эти лица на момент переезда занимали должность, работали по специальности либо работали (служили) в местности, которые предусматривают предоставление соответствующей льготы.

Состав и структура ГД РФ

Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рас­сматривается как выразитель интересов народа данного государства. ГД состоит из 450 депутатов, из них 225 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а остальные 225- на основе пропорционального представительства по общефедеральному округу. Деятельность ГД осуществляется в соотв. С Конституцией и Регламентом ГД. Для осуществления своих полномочий она образует из числа сво­их депутатов комитеты (по экономической политике, по аграрным вопросам, по законодательству и др.) и комиссии (мандатная, для подсчета результатов тайного голосования, для проверки определенных данных о реальных событиях и поведении должностных лиц и др.), в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, про­водится проработка законодательных инициатив и законопроектов. В состав комитета должно входить не менее 12 и не более 35 депутатов. Поскольку основ­ная законодательная деятельность приходится на Думу, в ней больше комитетов, чем в СФ. Председатели и заместители председателей комитетов избираются палатой, а их персональный со­став утверждается палатой с учетом пожеланий депутатов. В соответст­вии с Регламентом ГД было образовано 29 коми­тетов. Кроме того, внутри Думы действуют депутатские объединения: фракции и группы, внутренняя деятельность которых организуется са­мостоятельно. Фракциями являются депутатские объединения, сфор­мированные на основе избирательного объединения, прошедшего в ГД по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам. Не вошедшие во фракции де­путаты могут образовать депутатские группы, причем их численность должна быть не менее 55 депутатов. Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Депу­тат вправе состоять только в одном депутатском объединении. Совме­стная деятельность депутатов в группах и фракциях необходима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым ГД. На весь срок своих полномочий Дума избирает из своего состава Председателя палаты и его заместителей, которые не могут быть пред­ставителями одной фракции, депутатской группы. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палаты в ГД создается Со­вет Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фрак­ций и депутатских групп (заместители Председателя участвуют в рабо­те с правом совещательного голоса).

Компетенция ГД. РФ

Парламент - это общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти. Кроме того, парламент рас­сматривается как выразитель интересов народа данного государства. ГД состоит из 450 депутатов, из них 225 избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным избирательным округам, а остальные 225- на основе пропорционального представительства по общефедеральному округу. Деятельность ГД осуществляется в соотв. С Конституцией и Регламентом ГД. К ведению ГД относятся: дача согласия Президенту РФ на назна­чение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Пред­седателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Упол­номоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает постановления по вопро­сам, отнесенным к ее ведению Конституцией РФ. Постановления ГД принимаются большин­ством голосов от общего числа депутатов ГД, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Консти­туцией РФ.

Состав и структура Совета Федерации Федерального Собрания РФ

В соответствии с Конституцией РФ и ФЗ "О порядке формирования СФ ФС РФ" в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Представители от субъектов РФ в СФ являются членами СФ ФС РФ. Председатель СФ, первый заместитель Председателя СФ и заместители Председателя избираются из числа членов СФ тайным голосованием с использованием бюллетеней. СФ может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. Председатель СФ: созывает заседания СФ, в том числе внеочередные; формирует проект повестки дня заседания, вносит его на рассмотрение Совета палаты; ведет заседания палаты; подписывает постановления СФ; распределяет обязанности м/у первым заместителем Председателя СФ и заместителями Председателя СФ; организует работу Совета палаты и ведет его заседания; координирует работу комитетов и комиссий СФ и т.д. Для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности СФ образуется Совет палаты. Является постоянно действующим органом СФ. В состав Совета палаты входят Председатель СФ, первый заместитель Председателя СФ, заместители Председателя СФ, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты. Совет палаты: утверждает графики заседаний СФ на весеннюю и осеннюю сессии; обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание СФ; рассматривает проект повестки дня заседания СФ; принимает решения о проведении парламентских слушании; решает иные вопросы в соответствии с настоящим Регламентом. В соотв. с Регламентом СФ образует комитеты и комиссии из числа членов палаты. Комиссии бывают постоянными и временными. Комитеты и постоянные комиссии СФ образуются для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий СФ, предварительного рассмотрения одобренных ГД и переданных на рассмотрение СФ проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, принятых ГД и переданных на рассмотрение СФ федеральных законов, а также других вопросов, отнесенных к ведению СФ. Временные комиссии создаются СФ для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. Каждый член СФ, за исключением Председателя, первого заместителя Председателя и заместителей Председателя, обязан состоять в одном из комитетов СФ и м.б. членом только одного комитета палаты. Комитет, постоянная комиссия СФ по основным направлениям своей деятельности может образовывать подкомитеты, подкомиссии. При этом в состав подкомитета, подкомиссии должны входить не менее трех членов СФ. Председателем подкомитета, подкомиссии, как правило, является заместитель председателя комитета, комиссии палаты. В настоящий момент в СФ действуют 16 комитетов и 7 комиссий.

Требования предъявляемые к судьям КС

КС РФ – суд. орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий суд. власть посредством конституционного судопроиз­водства. Судьей КС м.б. назначен гражданин РФ, достигший ко дню назначения возраста не менее сорока лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность СФ по представлению Президента РФ. Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда не ограничены сроком. Такой срок имеют судьи КС. Судья КС назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается. Судья Конституционного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в котором ему исполняется 70 лет. КС состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Рег­ламентом КС. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем 3 года подряд. В состав одной и той же палаты не могут входить Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, пол­номочий председательствующего в ее заседаниях определяется на засе­дании палаты.

Правовое положение члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ

38. Законодательные органы государственной власти субъектов Федерации

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской 220 Федерации, избираемым населением соответствующего субъекта. Все основные?ы организации деятельности законодательных (пред­ставительных) органов субъектов Федерации регламентированы в их конституциях, уставах и законах.

Наименование органа представительной власти и количество де­путатов (представителей), включая работающих на штатной оплачива­емой основе, определяются органами государственной власти респуб­лики, края, области, города федерального значения, автономной обла­сти, автономного округа самостоятельно с учетом исторических, национальных и других условий и традиций. Например, областная Дума (Саратовская, Воронежская, Московская, Костромская области и т.д.), Народное Собрание (Республика Дагестан, Карачаево-Черке­сия, Ингушетия), Законодательное Собрание (Алтайский край, Ир­кутская, Кемеровская, Нижегородская области и т.д.), Народный Ху­рал (Республика Бурятия и Калмыкия), Законодательный султан (Эвенкийский автономный округ) и др.

В основном парламенты субъектов Федерации однопалатные, со­стоят не более чем из 50 депутатов. Они избираются на основе всеоб­щего, равного и прямого избирательного права при тайном голосова­нии сроком не более чем на 5 лет.

Законодательный (представительный) орган государственной вла­сти субъекта является правомочным, если в его состав избрано не ме­нее двух третей от установленного числа депутатов.

Порядок работы законодательных (представительных) органов субъектов Федерации определяется их регламентом. Обычно они из­бирают из своего состава Председателя и его заместителей, которые руководят работой этого органа.

Органы представительной власти субъектов Федерации являются постоянно Действующими, хотя и работают в сессионном порядке. Для предварительного рассмотрения и подготовки?ов, относящихся к ведению этих органов, из числа депутатов создаются постоянные и временные комиссии (комитеты).

Можно выделить следующие основные направления деятельности законодательного (представительного) органа субъекта Федерации:

принятие конституции (устава) субъекта и поправок к ним;

осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта Федерации и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов в пределах полномочий субъекта РФ;

иные полномочия, установленные российской Конституцией и законодательством.

Обязательным является принятие законов субъектов Федерации по таким важным?ам, как: бюджет; основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти; порядок прове­дения референдума и выборов в законодательный орган субъекта Федера­ции, а также выборов высшего должностного лица субъекта; порядок дея­тельности органов местного самоуправления и процедура их избрания; программы социально-экономического развития субъекта; налоги и сбо­ры; порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Феде­рации; административно-территориальное устройство субъекта и по­рядок его изменения; схема управления и структура высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта Федерации. По иным?ам данный законодательный орган принимает постановления. В 1995-1999 гг. законодательные органы большинства субъектов Феде­рации издали от 150 до 200 законов.

Правом законодательной инициативы в законодательном органе субъекта обладают депутаты, высшее должностное лицо члена Федера­ции, представительные органы местного самоуправления. Кроме того, такое право может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории дан­ного субъекта Федерации, в соот с его Конституцией (Уста­вом).

Проект закона субъекта Федерации рассматривается законодатель­ным органом субъекта Федерации не менее чем в двух чтениях. Законы субъекта Федерации принимаются большинством голосов от установ­ленного числа депутатов, а Конституция (устав) субъекта Федерации, поправки к ним - большинством не менее двух третей голосов.

Принятый законодательным органом закон направляется для об­народования высшему должностному лицу субъекта Федерации, кото­рый обязан его либо подписать, либо отклонить в срок, который не должен превышать четырнадцати календарных дней с момента по­ступления закона. В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта («наложения вето») депутаты большинством не менее двух третей голосов могут преодолеть данное решение. Затем высшее должностное лицо субъекта Федерации обязано подписать и обнаро­довать региональный закон.

Особую роль в деятельности законодательного органа государст­венной власти субъекта Федерации играют контрольные функции, за­ключающиеся в проверке соблюдения и исполнения принятых им за­конов, исполнением бюджета и соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью республики, края, области, города фе­дерального значения, автономной области, автономного округа.

Законодательный орган государственной власти субъекта испол­няет свои полномочия в течение всего срока, на который он избирает­ся, однако федеральный закон специально предусматривает случаи до­срочного прекращения полномочий этого законодательного органа. В случае досрочного прекращения полномочий законодательного органа субъекта Федерации назначаются внеочередные выборы, кото­рые проводятся не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий.

Исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации

Исполнительные органы государственной власти субъекта Федера­ции в пределах ведения России и по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов входят в единую (общероссийскую) систему исполни­тельной власти. Единство этой системы предполагает большую структурно-функциональную схожесть органов исполнительной власти как федеральных, так и региональных, повышенную степень организацион­но-правового взаимодействия и определенную соподчиненность. На основании положений ст. 78 Конституции РФ федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов при взаимном соглашении могут передавать друг другу осуществление части своих полномочий.

В соот с конституционным принципом разделения госу­дарственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, действующим не только на федеральном, но и на уровне субъектов Фе­дерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации осуществляет свои полномочия самостоятельно.

В субъекте Федерации устанавливается система органов исполни­тельной власти, возглавляемая руководителем высшего исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Федерации (его высшим должностным лицом).

Наименование органа исполнительной власти республики, края, области, города федерального значения, автономной области, авто­номного округа и его главы устанавливается соответствующим пред­ставительным (законодательным) органом субъекта: Правительство (Бурятия, Дагестан, Саратовская область и т.д.), Кабинет министров (Татарстан, Башкортостан), Администрация (Тамбовская, Иркутская области и т.д.). Также различны наименования должностей руководи­телей исполнительной власти субъектов Федерации: Президент (Рес­публики Адыгея, Бурятия, Тыва и т.д.), Глава Республики (Республика Коми), Председатель Правительства (Хакасия), Губернатор (Тверская, Ленинградская области, город Санкт-Петербург и т.д.), Глава админи­страции (Костромская, Новгородская области и т.д). В ряде регионов допускается двойное название: «Глава администрации (губернатор) области» (Ростовская, Омская, Калининградская и т.д), «губернатор (глава администрации) области» (Самарская, Нижегородская). И лишь в Москве - городе федерального значения высшее должност­ное лицо именуется мэром.

В случае если Конституция (Устав) субъекта предусматривает нали­чие высшего должностного лица субъекта Федерации, то данное лицо по должности одновременно возглавляет данный высший исполнитель­ный орган государственной власти. Высшее должностное лицо субъекта Федерации избирается гражданами РФ, проживающими на территории субъекта Федерации, на основе всеобщего, равного и прямого избира­тельного права при тайном голосовании. Срок его полномочий состав­ляет не более 5 лет и не может превышать двух сроков подряд.

В задачи органов исполнительной власти субъекта Федерации вхо­дят исполнение Конституции РФ и федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ, законодательства субъ­екта Федерации, разработка и осуществление мер по обеспечению комплексного социально-экономического развития региона, участие в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Основными полномочиями высшего исполнительного органа го­сударственной власти субъекта Федерации являются: осуществление мер по реализации, обеспечению и защите прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка и борьбе с преступностью; разработка и представление на утверждение законодательному органу бюджета и обеспечение его исполнения; формирование иных органов исполнительной власти субъекта Федерации; распоряжение и управление собственностью субъекта Федера­ции; заключение договоров с федеральными органами исполнитель­ной власти о разграничении предметов ведения и полномочий;

осуществление иных исполнительно-распорядительных функ­ций и полномочий, возложенных на них Конституцией РФ, федераль­ными законами, указами Президента, решениями Правительства РФ и правовыми актами законодательных органов субъектов Федерации.

Одной из важнейших обязанностей исполнительной власти явля­ется предоставление отчета в установленном порядке по определен­ным?ам (исполнение бюджета, реализация программ социаль­но-экономического развития субъекта Федерации) законодательной власти.

Нормы кп РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие о/о, составляющие основы конст строя, правового положения личности, гос устройства, организации и деят-и органов гос-ва и МСУ. При этом нормы кп могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Н-р, ст. 37 К. РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит прежде всего нормы кп, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой "тп.

Предметом кп являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1. основ конст строя Ф, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов гос устройства и разделения властей, соц и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в гос-ве;

2. взаимоотношений м/у гос-м и личностью, правовых основ статуса российских гр-н, лиц без гражданства, иностр гр-н, находящихся на территории России, прав и свобод ч-ка и гр-на и гарантий их реализации;

3. федеративного устройства России, состава и компетенции ее SS, исключительной компетенции Ф и предмета совместного ведения Ф и SS, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т.д.;

4. организации и функционирования с-мы органов власти РФ: Президента, ФС, Прав-ва, органов судебной власти, органов власти SS Федерации, а также МСУ.

Конституционно-правовые нормы - это общеобяз-е правила поведения, установленные или санкционированные гос-вом в целях охраны и регулир-я определенных о/о, кот осущ-ся через конкретные права и обяз-ти и обеспечиваются принудительной силой гос-ва.

КПН классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

УН - это нормы, закрепляющие право SS осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. ОН закрепляют обязанности SS соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. ЗН - это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.



2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы.

ИН - это нормы, которые не допускают свободы усмотрения S в применении установленного ими правила.

ДН - это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия S с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы.

МН - это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию о/о.

ПН - это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые "нормы-принципы" и "нормы-цели".

Источниками КП РФ служат правовые нормативные акты, т.е. такие акты, которые содержат хотя бы одну норму кп. К ним относятся правовые акты, действующие на всей территории РФ, и акты, имеющие сферу действия только на территории конкретного S Федерации или территории, в пределах которой осуществляется мест/самоупр.

В первой группе особое место занимает Конст РФ.

К числу источников кп, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся и ФЗ. В К! предусматривается принятие ФКЗ и ФЗ, которые различаются:

1. по юридической силе;

2. по порядку принятия;

3. по предметам ведения;

4. по возможности применения в отношении них отлагательного вето Президентом РФ.

К источникам кп относятся "ФКЗ о референдуме РФ", "ФКЗ о Конституционном Суде", такие законы РФ, как "Закон о гражд-ве РФ", "Закон о статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата ГД Федерального Собрания РФ" и многие другие.

Источниками конституционного права являются и содержащие конституционно-правовые нормы правовые акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства.

Источником отрасли являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных вспомогательных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: Декларация о государственном суверенитете, Декларация о языках народов России, Декларация прав и свобод человека и гражданина.

К числу источников, действующих только на территории субъектов РФ, относятся прежде всего конституции республик и уставы других субъектов РФ. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти.

К!! республик и уставы должны соответствовать К! России и фз. По отношению к другим нпа, принимаемым органами S Ф., они обладают более высокой юр силой. Формами установления правовых норм, действующих только на территории S, являются такие правовые норм акты, как з-ны, постановления, иные нормативные акты, принимаемые его органами законод и исполн власти. К источникам относятся и правовые акты представ органов мсу, содержащие КПН, в частности, их уставы (положения).

Среди источников кп следует выделить и такую специфическую форму, как договоры. В их числе можно назвать Федеративный договор от 31 марта 1992 г.

В сислему источников кп входят и некоторые законы бывшего СССР в той части, в которой они не противоречат К! России и ее законам. Согласно принципу приоритета международного права общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью национальной правовой системы. Следовательно, такие принципы и нормы могут являются источниками кп.

2. конституционные отношения, их субъекты, объекты, содержание и классификация

КПО - это о/о, урегулированные нормами кп. Их содержание составляют права и обяз-ти участников правоотношения.

можно классифицировать прежде всего по S и объекту.

SS кпо являются гос-во, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица мест/самоупр, гр-не, лица без гр-ва и иностранцы. В определенных случаях - народ и этносы РФ (н-р, в процессе референдума).

Объектами кпо могут служить территория гос-ва, гр-во, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.

Можно классифицировать к/о и по другим признакам:

¾ по сроку действия различаются постоянные и временные отношения;

¾ по назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные отношения;

¾ по целевому назначению различают правоустановительные и правоохранительные правовые отношения.

Возникновению, прекращению или изменению правоотношения предшествует юр факт - событие или действие. Событие происходит независимо от воли субъекта, действие связано с волеизъявлением последнего. Действия % на юр акты и юр поступки.

КП России выступает как отдельная отрасль российского права, как наука и как учебная дисциплина.

Как отрасль права - конституционное право - представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования гос. власти, и гос. устройства, закрепляющие правовой статус личности.

Наука КПРФ подробно изучает отрасль «КПРФ»; анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития КП, множество иных вопросов.

Учебная дисциплина - более узкое понятие, чем «наука». Отличие учебной дисциплины КП от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины - не изучение и исследование всей отрасли конституционного права, а доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, ознакомление с ней

КПРФ занимает центральное место в системе отраслей права России. Нормы КП предопределяют содержание правовых норм других отраслей права, которые не могут противоречить конституционным. Зависимость иных отраслей права от норм КП подтверждается тем, что принятие новой Конституции обычно ведет к смене всего законодательства.

КП России - ведущая отрасль права РФ. Такая его роль обусловлена важным значением общественных отношений, которые закрепляются и регулируются нормами этой отрасли.

Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федерального устройства государства, разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Все отрасли права основывают на закрепленных КП принципах организации системы власти.

Роль КП как ведущей отрасли права обусловлена и тем, что именно её нормами регулируется сам процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, органы, их издающие, соотношение их юридической силы.

Главным источником КПР является Конституция РФ - базовый закон государства, нормы которого считаются исходными для всех отраслей права.

КП, как все право в целом, развивается и изменяется, отражая те процессы, которые происходят в социальной, политической и экономической жизни общества.

Предметом регулирования права в целом являются общественные отношения, отдельной отрасли права - специфический круг общественных отношений.

Предмет регулирования КПРФ составляют две основные сферы общественных отношений:

отношения между человеком и государством в РФ (отношения основ конституционного строя России, власти народа в пашей стране, форм и механизмов се осуществления; конституционного статуса личности, основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина);

властеотношения (федеративного устройства Российского гос-ва; статуса РФ и субъектов РФ, их взаимоотношений; административно-территориального устройства субъектов РФ; гарантий развития национальных и межнациональных отношений в РФ; системы, способов формирования, компетенции гос. органов и органов местного самоуправления, а для многих из этих органов - также и порядка (процедур) деятельности).

Предмет регулирования КПРФ не исчерпывается указанными группами отношений. Поскольку права и свободы человека тесно связаны с общественным порядком - формами собственности, экономической, политической, социальными системами, данные отношения также входят в предмет регулирования КПР. Специфика в том, что КП регулирует основополагающие принципы данных отношений.

Метод КП – совокупность приемов и способов воздействия на ОО.

Методами КП, как и в любой другой отрасли являются:

императивный метод;

диспозитивный метод.

Императивный метод представляет собой такое предписание правовой нормы, которое не предоставляет субъекту правоотношения свободы выбора поведения, а повелевает ему поступать только строго определенным образом (т.е. властное предписание)

Диспозитивный метод, в отличие от императивного, предусматривает возможность субъекта правоотношений применять правовую норму по своему усмотрению (метод равноправия, основывающийся на дозволении)

КП, являясь публичным правом, отдает предпочтение императивному методу правового регулирования, так как в большей степени содержит нормы-принципы, обязательные для других отраслей права.

В свою очередь эти методы делятся на способы воздействия:

1)Дозволение – применяется преимущественно к регулированию правового статуса личности, и наделение компетенцией гос. органов. (наделение органов гос-ва определенными полномочиями для выполнения их задач)

2)Обвязывание – организация государственной власти либо исполнение гражданского долга перед государством (Правительство РФ обязано подать в отставку при вынесении ГД двух вотумов недоверия в течение 3-х месяцев)

3)Запрещение – действия нарушающие ПиС ЧиГ, или посягающие на государственные или общественные интересы (запрет несанкционированных массовых политических демонстраций)

Также существуют метод общего нормирования (регулирования) (чтобы отобрать и отразить самые важные положения, характеризующие строй общества и государства) и метод детального регулирования (только соответствующих общественных отношений, напр. выборы депутатов и должностных лиц, статус Президента РФ и т.д.).

Кроме того есть и другие методы КП:

1) СУБОРДИНАЦИИ (подчинение ряда «силовых» министров непосредственно Президенту)

2) КООРДИНАЦИЯ, СОГЛАСОВАНИЕ – согласительные процедуры, осуществляемые Президентом при разрешении спора м/у субъектами

3) РЕПРЕССИВНЫЕ – используются в исключительных случаях (во время объявления ЧП - высылка лиц, подстрекающих к общественным беспорядкам, в другие районы страны).

КПР, являясь частью единой правовой системы государства, само представляет собой сложную систему. Система отрасли выражается в ее внутреннем строении, обусловленном связями, существующими между ее нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определенные правовые образования, которые обладают признаками элемента системы, а также структуру последних. Основной элемент системы КПРФ - правовой институт, то есть группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Правовые институты подразделяются на подинституты, нормы. Институты, подинституты тесно взаимосвязаны. Одни и те же нормы могут входить в разные конституционно-правовые институты.

В системе КП принято выделять следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли и объединяют нормы, закрепляющие:

Основы конституционного строя;

Основы правового статуса человека и гражданина (права и свободы);

Федеративное устройство государства;

Систему гос. власти и систему местного самоуправления (основы избирательного права; институт Президента РФ; законодательная власть; исполнительная власть: местное самоуправление; судебная власть и прокуратура).

Каждый элемент системы отрасли КП, его наиболее крупный институт характеризуется наличием особых правовых черт, свойственных нормам данного института.

Ранее КП РФ называлось «государственное право». С развалом СССР образовалось КП России. Как в нашей стране, так и за рубежом в качестве названия рассматриваемой нами отрасли права используются оба эти термина. Между ними нет принципиальной разницы, и дело чаще всего в традиции. В США и во Франции, например, используется термин «конституционное право», а в Германии, тоже демократическом правовом государстве, - «государственное право». В России в дореволюционный период использовались оба названия, хотя собственно конституции в стране не было, что вызывало спор о терминах. После 1917 г. название «государственное право» стало более распространенным скорее всего из-за малозначительной и формальной роли социалистических конституций и тотального огосударствления общественной жизни. В современных условиях большинство российских исследователей склоняются к замене традиционного названия на «конституционное право». В этом видят своеобразный знак отказа от тоталитарной государственности в пользу конституционализма и демократии.

Вопрос 2. КП как наука

Наука КП - это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

Наука КП есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о КП как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях.

Наука конституционного права – отраслевая наука, изучающая отрасль конституционного права РФ, это обширная система знаний. Наука КП РФ опирается на определенную систему источников:

· Труды ученых (отечественных и зарубежных)

· Нормативно-правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы

· Практика – это процессы на базе действия норм КП РФ.

Предмет науки конституционного права (круг изучаемых проблем и их влияние на общественную жизнь) составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить на; а) нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права; б) регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

Все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т.е. не только
действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих
этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее
время и в будущем;

Не только отдельные нормы, но их объединения, в т.ч. закономерности развития отрасли КП, ее
характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;

Властеотношения - отношения, связанные с осуществлением гос. власти; территориальные пределы
осуществления гос. власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами
Федерации, отношения человека и государства;

Конституционно - правовой статус личности, политических партий и других общественных
объединений, различных социальных общностей;

Вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука КП занимает особое место среди других юридических наук, это единственная из правовых наук, которая изучает общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке КП являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Напр., разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль КП в национальных системах права всех современных государств.

Ведущее положение науки КП среди других правовых наук предопределяет и её задачи. Это:

Прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества;

Наука КП РФ изучает действующее КП, его историю, теорию и развитие самой науки о нем.

Раскрывает закономерности российского КП, анализирует содержание его институтов, методы конст-прав. регулирования

Создает правовые концепции, предлагает точные формулировки правовых норм для совершенствования законодательства

Формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует сама наука

Изучает эффективность действующего законодательства

Наука изучает статистические данные, показывающие развитие определенных конст-прав.институтов и их тенденции

Среди теоретических концепций, которым наука уделяет особое внимание находятся проблемы:

1) Конст-прав.регулирование собственности

2) Возможности и пределы гос.регулирования и саморегулирования экономики

3) Правовое положение и роль общественных объединений

4) Народный, национальный, государственный суверенитет

5) Государственная власть и власть МСУ

6) Проявление в качестве качеств РФ как демократического, социального, правового, светского гос-ва

7) Унитаризм, автономия, федерализм

8) Народное представительство, формы непосредственной демократии

В науке КП, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, врезультате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли КП, на структуру Конституции. Один из них:

а) общетеоретические вопросы науки и отрасли КП:

б) учение о Конституции;

в) основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);

г) конституционный статус личности;

д) территориальная организация гос. (публичной) власти;

е) конституционные основы системы гос. органов, их организации и деятельности.

С развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

В настоящее же время наука российского КП развивается под преобладающим влиянием Конституции РФ 1993 г., предшествовавшей её принятию отмены действия Конституции РФ 1978 г. Безусловное влияние на развитие науки оказывает практика гос. строительства, практика работы гос. органов, состояние реализации конституционных прав и свобод граждан. Постепенно преодолевается полное отрицание и замалчивание работ советских ученых-государствоведов и безгранично восторженное восхваление работ дореволюционных авторов.

Понятие КП РФ и его место в системе юр. дисциплин.

КП - ведущая отрасль российского права. Право это единство норм, оно подразделяется на различные отрасли: на основные и вторичные. Среди основных отраслей права КП занимает ведущую роль (это публичная отрасль права КП появилась только с появлением последней Конституции в СССР, КП не было, т.к. интереса к правам и свободам личности не было, не было интереса к построению гражданского общества.

Конституционно-правовое регулирование горазддо шире гос.-правового регулирования.

КП должно вырабатывать принципы устройства страны. КП в России появилось в результате демократич. реформ (конституц. реформа) 80-е годы. Человеку стали уделять больше внимания. Произошло признание м/н норм права. КП - это более высокий в демократическом, соц., политич. смыслах, степень развития права.

Нормы КП охватывают в своем регулировании наиболее важные, фундаментальные, общественные отношения, связанный с современным развитием и функционированием российского общества и гос-ва.

Нормы КП носят превичный учредительный хар-р. Они юридически первичны. С др. стороны, др. нормы тоже влияют на развитие КП. КП - центр юр. сис-мы. Главным источником КП явл-ся Конституция РФ. Конституция явл-ся также базовым источником и для др. отраслей, но не главным.

Предмет и метод КП.

Главным критерием определения отраслей права явл-ся предмет и метод правового регулирования.

Предмет КП - совокупность опред. Обществ. Отношений, урегулирующих или объективно подлежащих регулированию конституционно-правовые нормы (КПН).

КПН явл-ся регулятивными в своем большинстве. Общественное отшение, ~ явл-ся предметом КП - это не части общественных отношений, ~ связаны с фундаментальными основаниями.

В отличии от др. отраслей права, например ~ регулирпуют те или иные обществ. Отношения в целом, но его, например, регулируют лишь тот срез обществ. отношений, ~ относятся к базовым и фундаментальным, ~ составляют основу современного развития и функционирования современного росс. общ-ва, т.е. м. сказать, что КП - это совокупность общих принципов всей правовой сис-мы страны и всех входящих в нее отраслей права.



Предмет - круг общ. отношений, связанный с основами конституционного строя РФ; основами конституционно-правового статуса человека и гражданина РФ; с гос. устройством РФ, ее федеративной формой, субъективным составом, с конституционными основами организации и функционирования гос. власти РФ в соответствии с принципами разделения властей, системой и правовым статусом фед. органов гос. власти; отношения, связанные с поправками и пересмотром конституции РФ.

Метод КП - это метод конституц. регулирования нормами КП обществ. отношений. Метод обеспечивания наиб. юр. силой обеспечивает охрану прав и свобод личности, общ-ва и гос-ва.

Конституционно-правов. нормы и их особенности.

КПН свойственны все те же признаки, ~ хар-ся нормами права вообще, но КПН обладют и определенной спецификой, обусловленной особенностями предмета прав. регул-ния.

Особенности.

2) правовые источники (внешняя форма закрепления и выражения КПН). Источники КП занимают верхнюю ступень в иерархии источников п.н.

3) КПН носят первичный, учредительный хар-р.

4) Своеобразие видов КПН. (Общезакрепленные нормы: нормы-принципы, нормы-цели, нормы-дефинации, нормы-задачи и т.д., регулятивные нормы, связанные с власти-отношениями фед. хар-ра.

5) Особенность во внутр. стр-ре.

6) Обеспечение реализации с помощью особого мех-зма (конституц. мех-зм реализации КПН).

4. Конституционно-правовые отношения; субъекты, содержание, объекты.

Черты КП отношений, свойственные правовым отн. вообще: S и O пр. отн., субъективные права и юридические обязанности.

Специфические черты КП отн.: S-ми КП отн. выступают такие специфич. S как Российское гос-во, росс. народ, S РФ., федеральные органы гос. власти, органы гос. власти S-в РФ, избирательные блоки, комиссии, объединения + отдельные граждане, их обществ. объединения, любые физ. и юр. лица, если на них КПН возлагают Df КП обязанности и предоставляют К права.

О КП отношений явл. гос. граница, территория, суверенитет, федер. собств. и тд.

Источники КП как отрасли права.

КПРФ - это ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституц. строя РФ, основы правового статуса личности, фед. гос. устройства РФ, основы орг-ции и функционирования российской гос. власти и отношения, связ. с направлением и пересмотрением Конституции РФ.

Юр. формы, в ~ выражены и закреплены НКП, назыв-ся источниками КП как отрасли. (В России это нормативно-правовые акты-законы и т.д., но только, если они содержат хотя бы одну норму КП.

Сис-ма нормат.-правовых актов, ~ явл-ся источниками КП, достаточно многообразны в зависимости от формы содержания и юр. силы делятся на 4 группы:

1. Конституция РФ, Конституция республик, уставы др. субъектов РФ.

2. Декларация, ~ содержит нормы КП о гос суверенитете РСФСР 90 г., декларация прав и свобод человека 91 г., декларация о гос суверенитете отдельн. республик.

3. Федеративный договор 21.03.92 о разграничении предметов ведения и полномочий между фед органами власти и органами гос власти субъектов РФ + 50 двусторонных договоров о том же.

4. Значит. кол-во фед Конституционных законов, и фед законов + з-ны субъектов РФ.

ФКЗ о прав-ве РФ

ФКЗ о судебной сис-ме РФ

ФКЗ о Референдуме

ФЗ об осн. гарантиях

ФЗ о выборах президента РФ

ФЗ о выборах депутатов Госдумы.

ФЗ о гражданстве РФ

ФЗ о порядке формирования совета федерации (Верхняя палата фед собрания)

5. Нормативные постановления палат федерального собрания (регламент Госдумы и регламент совета федерации)

6. М.б. отдельные нормативные уклады президента РФ (указ о порядке формирования в силу актов РФ, формимироания прав-ва).

7. Акты, принимаемые Конституционным судом РФ в порядке осуществления им Конституционного контроля, постановления, касаемые толкования Конституции.

8. Общепринятые принципы и, например, м/н права и м/н договоры РФ, касающиеся Конституционно-правовых отношений (м/н права человека и гражданина).

КП РФ как учебная дисциплина.

Выступает как одна из учебных юр. дисциплин. Как уч. дисциплина КП, опирающаяся на науку КП. Цель КП или дисциплины - доведение до обучаемых посредством педагогического и методич. приемов уже добытых конституц. наукой знаний, в тех объемах и пределах, ~ необходимы для подготовки высококвалифицированных специалистов. Система КП как дисциплины находит отражение в уч. программе (где учитывается логика изложения соответств. правовых институтов в действующей Конституции РФ; учитывает уровень науч. познаний, применительно к тем или иным иным КП явлениям; учит-ся объект и кач-во действующего конституционного закон-ва, перспективы его развития; учитывается объем учебных часов.

КП как наука.

КП выступает одновременно и отраслью правоведения и государствоведения. Предмет КП как науки: т.к. это отраслевая наука, то она имеет своим предметом изучение КП как отрасли права, раскрывает его место в системе др. отраслей права, формирует его осн. понятия, ~ оперируют современным конституционным законодательством. Занимается исследованием конституционно-правовых норм, анализом их источников и анализом процессов, связанных с реализацией ПН. К предмету КП относят и конституционно-правовые отношения с их спецификой. Выявляет эффективность деятельности КПН, предлагает науч. рекомендации, связанные с дальнейшим развитием КП в целом и конституц. закон-ва. Также КП изучает практику гос мех.

Задачи КП как науки.

1) Научное обоснование формирования в России новой отрасли права как КП.

2) Второй блок проблем связан с понятием, формальным содержанием Конституции.

3) КП как наука - это система взглядов, принципов, идей, представлений юридических, политологич., государствоведч. знаний, выраженных через научные понятия и категории, дефиниции о КПН, и регулируемых ими обществ. отношениях, охватывающих основы организации современного российского общ-ва и гос-ва, принципы конституционного строя, основы правового положения личности, орг-ции и формы осуществления гос власти РФ.



Просмотров