Контракт считается исполненным. Исполнение контракта

Исполнение контракта - это реализация каждым из контрагентов принадлежащих им правомочностей, а также полное и надлежащее выполнение взятых на себя обязательств .

  • момент во времени, значимый для установления своевременности исполнения контракта;
  • процедуру и порядок документального оформления факта исполнения взаимных обязательств;
  • конечный результат - ситуацию, когда считается исполненным.

Если контрактом не оговорено иное:

  • обязательства по нему должны исполняться в натуре и не могут быть заменены денежной компенсацией;
  • каждый из контрагентов должен действовать лично.

Исполнение контракта в западной правовой доктрине

Обычно исполнение контракта означает положение, когда поставщик передал обозначенный товар, а принял его и расплатился. Определение актуально для сферы торговли и внешнеэкономической деятельности.

В англосаксонской правовой системе контракт - это любое дву- или многостороннее соглашение, аналог отечественно понятия «договор». Исполнение контракта может подразумевать множество разнотипных действий в пользу любых правосубъектных участников гражданского оборота, например:

  • передачу имущества, в т. ч.- прав интеллектуальной собственности;
  • выполнение работы;
  • уступку прав требования к должнику;
  • оказание услуг;
  • денежные взаиморасчеты.

Исполнение контракта в отечественной доктрине

Для обозначения соглашений Гражданский кодекс использует понятия «договор» и « ». Категория «контракт» применяется законодателем только в отношении действий для нужд государства либо муниципалитета, а именно:

  • выполнения подрядных работ (§ 5 гл. 37 ГК);
  • товарных поставок (§ 4 гл. 30 ГК).

Регламентация исполнения контрактных обязательств двойственна. К примеру, исполнению госконтрактов по отгрузочной разнарядке посвящена ст.531 ГК, оплате - ст.532 ГК РФ. В остальном они урегулированы общими положениями кодекса о поставке.

Исполнение госконтракта в РФ регламентировано ст.94 профильного ФЗ №44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Гозаказчик, выбравший исполнителя посредством тендера:

  • отслеживает исполнение контракта;
  • проводит экспертизу соответствия результатов услуг или поставок условиям контракта, при необходимости - с помощью сторонних экспертов;
  • в случае позитивного заключения экспертов подписывает передаточный акт;
  • производит оплату;
  • формирует отчет о расходе бюджетных средств и обнародует его через информационную систему ЕИС.

Ст. 94 ФЗ №44 оговаривает обязательное обеспечение контракта для нужд государства либо муниципалитета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

После того как процедура закупки завершена заказчик обязан представить на всеобщее обозрение отчет об исполнении контракта. Такое правило регламентировано частью 9 статьи 94 44-ФЗ. Каждый контрактный управляющий должен помнить правила оформления такого отчета и его основные особенности.

Что представляет собой отчет и кто его обязан формировать

Отчетом об исполнении контракта называют специальную форму, которую должен заполнить заказчик после окончания закупочной процедуры. Она размещена в личном кабинете государственной организации в ЕИС.

За правильное оформление отчета отвечает контрактный управляющий или специалист контрактной службы. В случае нарушения должностным лицом своих обязанностей на него накладывается штраф. Сотрудник должен будет выплатить в счет государства 50 тысяч рублей, а государственное или муниципальное учреждение – 500 000 рублей.

При каких закупках необходимо оформлять отчет

Законодательно установлены ситуации, при которых заказчик обязан оформлять отчет об исполнении договора:

  1. Поставщик исполнил свои обязательства по договору, заказчик принял товары или услуги, составил акт приема-передачи и произвел оплату.
  2. Поставщик исполнил очередной этап поставки товаров или услуг, а заказчик произвел оплату в установленном размере.
  3. Контракт был расторгнут по соглашению сторон или в одностороннем порядке.
  4. Организация поставщика ликвидирована. Доказательством необходимости формирования отчета в этом случае стало письмо Минэкономразвития за номером Д28и-2976 от 02.10.2015 г.

При этом в статье 94 44-ФЗ описывается несколько ситуаций, при которых оформление отчета не требуется. К ним относят:

  1. Закупку у единственного поставщика. Если сумма контракта не превышала 100 000 рублей, и было принято решение о выборе одного поставщика, то отчет можно не размещать. Это установлено частью 1 статьи 93 44-ФЗ.
  2. Закупку, не включенную в реестр. Это подтверждается разъяснением Министерства экономразвития за номером Д28и-963 от 08.04.2015 г.
  3. Договоры на ремонт и содержание помещений, относящихся к нежилому фонду.
  4. 4.Контракты на привлечение физических лиц к проведению сбора статистических данных.
  5. Договоры на получения библиотеками доступа к базам данных.
  6. Закупка товаров или услуг для нужд оперативно-розыскных организаций.

Таким образом, отчет необходимо составлять практически для всех закупок. При этом любой человек получает возможность проконтролировать правильность и своевременность исполнения сторонами взятых на себя обязательств.

Сроки размещения отчета и иные правила

Отчет об исполнении сторонами договорных обязательств заказчик обязан оформить в виде электронного документа, который визируется электронной цифровой подписью. На это ему отводится семь рабочих дней . Для этого он заполняет соответствующую форму в ЕИС. Датой формирования такого отчета считается дата его публикации.

Отчет оформляется в формате, который позволяет сохранение, копирование и поиск отдельной информации из документа. К нему могут прилагаться графические изображения, которые копируют текстовые сведения.

Если в отчет включены сведения, содержащие государственную тайну, то он формируется, но не подлежит публикации в ЕИС. При этом датой оформления отчета признается дата его подписания контрактным управляющим или начальником контрактной службы.

Заказчикам необходимо внимательно следить за соблюдением регламентированного срока оформления отчета. В случае его нарушения за контрактного управляющего накладываются штрафные санкции в размере 15 000 рублей. Организация должна будет выплатить штраф в размере 50 000 рублей. Такое правило установлено статьей 7.70 КоАП России.

Согласно поправкам в законодательство, которые вступили в силу с 2017 года, в отчет должна быть включена информация о соответствии контракта план-графику. Если договор предусматривает исполнение отдельными этапами, то отчет формируется нарастающим итогом.

К отчету заказчик обязан приложить следующие документы:

  • Заключение по результатам проведенной экспертизы при поставке товаров или услуг отдельными этапами. Такой документ прикладывается в том случае, если заказчиком было инициировано проведение экспертизы.
  • Документы, подтверждающие приемку поставленных поставщиком товаров или услуг.
  • Другие документы, установленные законодательством.

Прикреплять к отчету документы, которые подтверждают факт оплаты заказчиком товаров или услуг, не нужно. Достаточно в тексте самого отчета указать реквизиты таких документов.

Последовательность действий при публикации отчета

Для того чтобы разместить в ЕИС отчет об исполнении договорных обязательств заказчику необходимо совершить следующие действия:

  1. В личном кабинете на официальном портале государственных закупок необходимо перейти во вкладку «Отчёты» → «Отчёты заказчиков».
  2. На загрузившейся странице нажать кнопку в правом верхнем углу «Создать информацию об отчёте заказчика»
  3. Выбираем тип отчёта - «Отчёт об исполнении контракта (результатах отдельного этапа исполнения контракта)»
  4. В появившейся форме «Информация о заказчике» вводим необходимую информацию. Поля, помеченные знаком звёздочки являются обязательными для заполнения.
  5. После того как все данные будут внесены, необходимо перейти на следующую вкладку - «Сведения о контракте». Выбираем из справочника номер контракта и источник финансирования (существует возможность отметить несколько пунктов). Если сведения о поставщике не подгрузились автоматически - следует нажать кнопку «Изменить» и заполнить поля, помеченные звёздочкой в завершении кликнув «Сохранить и закрыть».
  6. На вкладке «Информация об исполнении контракта» указываем количество товара, даты и цены со ссылками на подтверждающие документы.
  7. Вкладка «Информация о ненадлежащем исполнении контракта» позволяет выбрать 2 варианта: если договорные обязательства были исполнены в полном соответствии с контрактом - просто переходим к следующей вкладке. В противном случае понадобится выбрать из списков наименования показателя и обязательства, заполнить суть нарушения, неустойку и реквизиты документа подтверждающего её начисление.
  8. Следующая вкладка «Информация об изменении или расторжении контракта» заполняется при наступлении указанных событий. Тут понадобится выбрать причину и прикрепить обосновывающие документы.
  9. В последнем разделе понадобится прикрепить документы в соответствии с ч. 10 ст. 94, а именно заключение экспертизы (только внешней) и приёмочные документы.
  10. Нажимаем кнопку «Разместить», просматриваем печатную форму на наличие ошибок и в случае корректного заполнения подписываем ЭЦП.

После оформления отчета процедура закупки считается окончательно завершенной. Заказчик должен неукоснительно соблюдать все требования законодательства, тогда никаких претензий со стороны контролирующих органов не будет.

4.5789473684211 Рейтинг 4.58 (19 Голосов)

Выполнение контракта - это процесс при котором поставщик выполняет взятые на себя обязанности в рамках подписанного с Заказчиком договора. Любой контракт должен выполняться в соответствии с планом - то есть поэтапно.

1. Общие сведения исполнения контракта

Выполнение договора в рамках 44 Федерального Закона, несет в себе совокупность действий, направленных на исполнения взятых обязательств поставщиком перед Заказчиком и подлежащих исполнению в установленные сроки. Список таких действий определяется в 94 статье нормативного акта, в который входит:

1. Прием поставляемых продуктов, работ и услуг.
2. Оплата поставщику плату за его работу в рамках контракта Заказчиком.
3. Взаимодействие обеих сторон в случае изменения пунктов договора или расторжения контракта.
4. Соблюдение сроков договора Исполнителем.
5. Качественное исполнение своих обязательств Исполнителем перед Заказчиком.

2. Обязанности сторон при исполнении контракта

Исполнение контракта в рамках 44-ФЗ накладывает определенные требования, которые подлежат к исполнению, в противном случае выполнение контракта будет признано ненадлежащим. Законодательная база устанавливает ряд обязательств как для поставщика так и для Заказчика. Для Исполнителя:

1. Своевременно предоставить достоверные сведения о процессе исполнения условий контракта. Субъект должен, в том числе, сообщить о сложностях, возникших у него в ходе осуществления оговоренных действий.

2. Предоставить результаты производства работ, поставки продукции, оказания услуг в установленный соглашением период.
Для Заказчика:

  • На заказчика возлагается обязанность выполнить экспертизу результатов, принятых от поставщика. Данная процедура выполняется субъектом за счет собственных средств.
  • Для проведения экспертизы могут привлекаться компетентные граждане и организации на основании договора.

3. Нюансы исполнения контракта

Необходимо отметить, что исполнение контракта по 44-ФЗ предусматривает обязательное проведение экспертизы, если закупка производится у одного поставщика/подрядчика. Кроме того, Правительство может установить и иные случаи, в которых должна проводиться данная процедура.

Соответствующие правила введены Законом №140, внесшим изменения в 44-ФЗ.


Хотите бесплатную рассылку тендеров с авансом?

Подпишитесь и работайте с предоплатой от заказчика, не замораживайте свои средства!

4. Возможности заказчика

Данному участнику в отдельных случаях предоставляется право не привлекать экспертов. К ним относятся ситуации, когда осуществляется закупка:
  • Товаров, работы, услуг центрального депозитария или не относящихся к сфере деятельности участников естественных монополий.
  • Для госнужд , установленного по Указу или Распоряжению Президента, или в случаях, предусмотренных поручениями Главы страны либо Постановлениями Правительства. Работ по мобилизационной подготовке. На сумму не более 100 тыс. р.
  • Услуги которые осуществляются исполнительным органом в рамках его полномочий или подведомственным ему учреждениям, унитарным предприятиям. Компетенция последних определяется федеральным законодательством, нормативными актами Правительства или Президента, а также правовыми региональными постановлениями.
  • Российской военной техники и вооружения, не имеющих аналогов и выпуск которых осуществляет единственный производитель, у поставщика, включенного в реестр. Порядок его ведения и формирования стоимости поставки определяются Правительством.
  • Услуг по водоотведению, водо-, газо-, теплоснабжению, подключению к инженерно-техническим сетям по регулируемым тарифам, хранению/вывозу психотропных и наркотических соединений. Исключение составляет реализация сжиженного газа.
  • Определенных услуг вследствие чрезвычайных ситуаций, аварий техногенного/природного характера, действия непреодолимой силы, при возникновении необходимости оказания медпомощи в экстренных случаях или в неотложной форме. К ним, в том числе, относятся закупки по контрактам, заключенным исполнительным федеральным органом с иностранной структурой на лечение гражданина РФ за рубежом.
В последнем случае соответствующие работы не должны присутствовать в перечне объектов, необходимых для предоставления гуманитарной помощи, ликвидации последствий ЧС техногенного/природного характера, а использование других методов определения Исполнителя, требующих временных затрат, признано нецелесообразным.

5. В дополнение к исполнению договора.

В рамках исполнения контракта по 44-ФЗ заказчик может освобождаться от обязанности привлекать экспертов также в случаях, когда производится закупка:

    Печатных/электронных изданий конкретных авторов у издателей, если последние обладают исключительными правами или лицензиями на использование этих объектов, а также предоставление доступа к ним для поддержания нормальной деятельности муниципальных и государственных учебных заведений, библиотек, научных организаций.

  • Услуг, связанных с организацией и обеспечением визитов глав зарубежных стран, их правительств, парламентских делегаций, руководства международных структур. В частности, речь об обслуживании оргтехники, компьютерного и звукотехнического оборудования, транспортном и гостиничном обслуживании, питании.
  • Продукции, работ, услуг для обеспечения функционирования объектов госохраны. К ним, в числе прочего, относят деятельность по организации выездных мероприятий, осуществляемых Президентом, Правительством, палатами ФС.

В рамках договоров на предоставление услуг по ремонту и содержанию нежилых помещений (одного либо нескольких), предоставленных в оперативное управление либо безвозмездную эксплуатацию заказчику, если они оказываются другим субъектам, использующим объекты, расположенные в том же здании.
По контрактам энергоснабжения или купли-продажи электроэнергии с гарантирующим поставщиком. Услуг экспертов или экспертных служб. В рамках договоров на предоставление услуг, связанных с отправкой сотрудника в служебную командировку. К ним, в частности, относят обеспечение проезда до места, наем помещения для временного проживания, питание, транспортное обслуживание.

Освобождение от обязанности также предусмотрено:

  • При аренде нежилого сооружения/помещения для обеспечения региональных, федеральных или муниципальных нужд, а также заказчиком, ведущим деятельность за рубежом.
  • Если в качестве результата выполненной работы, предусмотренной договором, выступает проектная документация на объект капстроительства либо итоги инженерных изысканий, подвергнутые или не подвергнутые госэкспертизе, если она является обязательной, согласно законодательству.

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ Законодательство предусматривает возможность:

  • Предоставления гарантии банка, соответствующей требованиям 45 статьи Закона. Внесение денег на счет, указанный заказчиком. На этом р/с должны учитываться операции со всеми средствами, которые ему поступают.
  • Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ является обязательным. Без предоставления гарантии или внесения средств договор будет считаться незаключенным. Соответствующие положения закрепляет 96 статья нормативного акта.
Испытываете сложности с участием в торгах?

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

6. Отчет об исполнении контракта

На основании ч. 9 ст. 94 44-ФЗ результаты исполнения контракта должны быть отражены в отчете, который публикуется единой информационной системе. Исключением из этого правила являются:
  • малые закупки (пункты 4,5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);
  • закупка услуг на содержание и ремонт нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование (пункт 23);
  • закупка услуг в рамках статнаблюдения (пункт 42);
  • закупка библиотеками доступа к базам данных (пункт 44);
  • закупка для нужд оперативно-розыскной деятельности (пункт 46);
  • закупка для нужд госохраны (п. 52).
Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1093, которое разработано на основании ч. 11 ст. 94 44-ФЗ. Как избежать досадных ошибок в отчетах об исполнении контрактов, разъяснит эксперт » Такой отчет должен публиковаться госзаказчиком в ЕИС в течение 7-ми рабочих дней с момента:
  • оплаты исполненного контракта и утверждения госзаказчиком акта приемки поставленных работ (товаров, услуг);
  • оплаты и приемки отдельного этапа выполнения госконтракта;
  • расторжения госконтракта, определенного в соглашении сторон, судебном акте или уведомлении об одностороннем отказе от выполнения госконтракта.

7. Видео-инструкция Отчет об исполнении контракта


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Каждый участник госзакупок обязательно должен знать - что такое обеспечение исполнения контракта, для чего оно применяется и в каких случаях без него можно обойтись.
Начнем с ответа на главный вопрос. Обеспечение исполнения контракта это денежное обязательство, которое предоставляется победителем тендера при заключении контракта для покрытия возможного ущерба заказчика, на случай неисполнения или некачественного исполнения поставщиком своих обязательств.
Получается, что под обеспечением исполнения контракта подразумевается внесение исполнителем залога, который является для заказчика своего рода страховкой ответственности исполнителя за взятые на себя обязательства по контракту.

Законодательно вопросы обеспечения исполнения контрактов регламентируются статьей 96 Федерального закона № 44-ФЗ. Разберемся, о чем говорится в законе:

1. Требование обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ - право или обязанность заказчика

Ответ на этот вопрос зависит от выбранной процедуры проведения закупки. Во всех случаях проведения закупок в форме аукционов или конкурсов в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта.

При проведении закупок в форме запроса котировок, запроса предложений или закупки у единственного поставщика заказчик по своему усмотрению вправе установить требование обеспечения исполнения контракта.

2. Какие есть способы обеспечения исполнения контракта

Исполнение контракта может обеспечиваться двумя возможными способами - предоставлением банковской гарантии , выданной банком или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет.
Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

3. Срок действия банковской гарантии для целей обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Срок действия банковской гарантии обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Не забудьте внимательно ознакомиться с документацией по закупке. Там может быть указан точный срок действия банковской гарантии. Если нет - руководствуйтесь требованиями законодательства.

4. Если обеспечение не предоставлено своевременно

Тогда все очень нехорошо. Контракт заключается только после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта. В случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следствие - включение уклонившегося от заключения контракта участника в реестр недобросовестных поставщиков.

5. Размер обеспечения исполнения контракта

Здесь все предельно конкретно. Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30 процентов начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В случае, если аванс превышает 30 процентов начальной цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

6. Если начальная цена была снижена на 25 и более процентов

В данной ситуации вступает в действие ст. 37 «Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона» Федерального закона № 44-ФЗ. В соответствии с частью 1 ст. 37 участник закупки, с которым заключается контракт, должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в 1,5 раза размер обеспечения, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона. При этом размер обеспечения не может быть меньше размера аванса, если контрактом предусмотрена выплата аванса.

Это очень жесткое требование. В практике работы Кредитно-Страхового агентства встречались случаи, когда в результате существенного снижения в ходе торгов начальной (максимальной) цены контракта требуемый размер обеспечения исполнения контракта, определенный с учетом требований ч. 1 ст. 37, существенно превышал размер самого контракта.
Ситуация, на первый взгляд, абсурдная. И избежать ее можно, воспользовавшись возможностями, предоставляемыми исполнителям частью 2 ст. 37. В этой части статьи говорится о возможности исполнителя избежать 1,5 кратного увеличения размера обеспечения. Для этого необходимо предоставить заказчику информацию, подтверждающую добросовестность участника.
Доказательства добросовестности необходимо брать из реестра контрактов и предъявлять заказчику при подписании проекта контракта. Поставщик в течение года, предшествующего дню подачи заявки, должен иметь не менее 3 исполненных контрактов. Если их 3, то все они должны быть исполнены без нарушений. Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.
Но необходимо учитывать, что действие п. 2 ст. 37 распространяется только на контракты с начальной (максимальной) ценой, не превышающей 15 млн. рублей.

7. Может ли исполнитель контракта снизить размер его обеспечения

Оказывается, может. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен и сам способ обеспечения исполнения контракта. Например, вместо денежного депозита возможно предоставление банковской гарантии на меньшую сумму (с учетом уже выполненных обязательств по контракту).
Это положение закона может быть актуально для участников, не успевших в установленные сроки оформить банковскую гарантию обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту. В этом случае исполнение контракта может быть обеспечено денежными средствами, а в дальнейшем, денежные средства могут быть заменены на банковскую гарантию.
С экономической точки зрения это не выгодно, но альтернатива такому решению - внесение победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков за уклонение от заключения контракта (см. пункт о несвоевременном предоставлении обеспечения).

8. В каких случаях не применяются требования об обеспечении исполнения контракта

Действительно, в законе предусмотрены случаи, когда положения Федерального закона № 44-ФЗ об обеспечении исполнения контракта не применяются:
- если контракт заключается с государственным или муниципальным казенным учреждением;
- если предметом закупки являются услуги по предоставлению кредита;
- если предмет контракта является получение бюджетным учреждением банковской гарантии.

9. Каким требованиям должна отвечать банковская гарантия

В статье, посвященной обеспечению заявок на участие в госзакупках, мы уже отмечали, что Федеральный закон № 44-ФЗ устанавливает достаточно жесткие требования к банковским гарантиям , используемым для целей обеспечения тендерных заявок и обеспечения исполнения контрактов. Сами требования подробно изложены в ст. 45 указанного закона.

Банковская гарантия по 44-ФЗ должна быть выдана банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения. Перечень банков можно найти на сайте Министерства финансов России. Ознакомиться с ним можно, перейдя по ссылке: http://minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/.
Необходимо помнить, что указанный перечень ежемесячно обновляется. И почти всегда - в сторону сокращения. Причины - ухудшение финансового состояния и отзыв лицензий у ряда банков. Для того чтобы не попасть в неприятную ситуацию эксперты Кредитно-Страхового агентства настоятельно рекомендуют перед заключением договора с банком о предоставлении банковской гарантии обязательно проверить наличие данного банка в свежем перечне Минфина.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и ее содержание должно отвечать требованиям ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ.

Информация о банковской гарантии должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в Единой информационной системе, в срок, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой ее выдачи, или дня внесения изменений в условия банковской гарантии.
Справедливости ради необходимо отметить, что наряду с жесткими требованиями к обеспечению исполнения контрактов в форме банковских гарантий Федеральный закон № 44-ФЗ содержит положения, существенно облегчающие жизнь исполнителям. В отличие от Федерального закона № 223-ФЗ, регламентирующего закупки госкомпаний, в данном случае заказчикам не предоставлено право по своему усмотрению устанавливать требования к банкам-гарантам. Заказчик обязан принять гарантию любого банка, включенного в перечень Минфина.
В этом случае не придется ломать голову, чтобы понять с какого такого перепуга заказчик возжелал в качестве обеспечения исполнения контракта получить гарантию, например, "Королевского банка Шотландии", где этот банк искать и надо ли ехать в Шотландию для оформления банковской гарантии.

10. В какой срок возвращается обеспечение исполнения контракта

Срок возврата обеспечения исполнения контракта в Федеральном законе № 44-ФЗ не регламентирован, что теоретически позволяет заказчикам удерживать денежные средства, предоставленные в виде обеспечения, в течение неограниченного периода времени. Но на практике заказчики, как правило, возвращают обеспечение в течение месяца после окончания срока действия контракта.
Иногда необоснованная задержка в возврате денежного обеспечения объясняется традиционной медлительностью и бюрократизмом государственных учреждений, или недобросовестными действиями отдельных заказчиков.
В тех случаях, когда для целей обеспечения исполнения контрактов используется банковская гарантия, заказчик ее не возвращает, поскольку гарантия, в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ, является безотзывной.

На этом пока остановимся. Мы рассмотрели основные моменты, касающиеся обеспечения исполнения государственных контрактов, заключаемых в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». В заключение, эксперты предлагают Вашему вниманию рекомендации, которые, как нам кажется, позволят Вам избежать неоправданных рисков, связанных с участием в закупках.

1. Обязательно учитывайте необходимость организации обеспечения тендерных заявок и обеспечения исполнения контракта. Если Ваша компания не располагает собственными денежными средствами или не готова вывести их из оборота для использования в качестве обеспечения на время исполнения контракта, заблаговременно позаботьтесь о получении банковских гарантий. Их стоимость несоизмерима с размером отвлекаемых собственных средств. Вы всегда можете узнать у специалистов Кредитно-Страхового агентства стоимость необходимой Вам гарантии в различных банках и выбрать наиболее выгодные условия.

2. Планируйте затраты, связанные с участием в закупках, не только по размеру, но и по времени. Необходимо понять не только на какой период будет заморожено обеспечение тендерной заявки или обеспечение исполнения контракта, но и к какому сроку это обеспечение необходимо предоставить. В целях экономии средств и времени подумайте о возможности использования лимита на банковские гарантии. Заблаговременно установив лимит в одном из банков, Вы сможете быстро и на выгодных условиях получать банковские гарантии тогда, когда это будет Вам нужно. Не знаете, как это сделать - обратитесь в Кредитно-Страховое агентство .

3. Реально оценивайте возможность получения Вашей компанией банковской гарантии в крупных банках. Такие банки часто декларируют очень низкие ставки комиссий за выдачу гарантии. Но как оказывается на практике, для подачи заявки необходимо подготовить огромный пакет документов. При этом официальный срок принятия решения по заявке составляет от 2 недель и не всегда выдерживается. Будьте готовы к постоянным запросам дополнительной информации.
Подумайте, готовы ли Вы к подобному марафону. Специалисты Кредитно-Страхового агентства всегда смогут подобрать для Вашей компании несколько банков, где Вы сможете получить гарантии в короткие сроки с минимальным пакетом документов.

4. Всегда оценивайте рентабельность закупки. Перед участием в торгах установите предел цены, ниже которого опускаться нельзя. Помните, что снижение цены на 25 и более процентов может увеличить размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза. Подумайте, можете ли Вы себе это позволить. Заранее оцените возможность получения банковской гарантии на такую сумму и ее стоимость, обратившись в Кредитно-Страховое агентство .

5. Перед подачей заявки проанализируйте достаточность собственных оборотных средств для исполнения контракта. Возможно, условиями закупки не предусмотрено авансирование. В этом случае рекомендуем заранее обратиться в банк за получением кредитных средств.
Если Вы привыкли дорожить своим временем, то эксперты Кредитно-Страхового агентства помогут Вам отправить заявку в банки-партнеры на получение банковского продукта «Кредит на исполнение госконтракта».

И удачи Вам на рынке госзакупок!

Кредитно-Страховое агентство - мы делаем Госзакупки доступными!

,
ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А.Б. Соловьева НИУ-ВШЭ

В ходе исполнения контрактов у заказчиков и поставщиков возникает масса вопросов. Ведущий эксперт Института управления закупками и продажами имени А. Б. Соловьева НИУ-ВШЭ ответил на самые злободневные вопросы наших читателей.

Бюджетное учреждение объявило электронный аукцион на проведение капитального ремонта здания. Начальная максимальная цена была определена сметой, являющейся приложением к аукционной документации. Итоговая сумма в смете включает в себя размер НДС по ставке 18%. Заявку на участие в аукционе подала только одна организация, которая работает по УСН, то есть не является плательщиком НДС (). Каким образом учреждение должно определить сумму контракта: с учетом НДС или без него?

Пользователь без подписи

Закон № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд:

В данной ситуации Вы должны заключить контракт с учетом НДС. Государственный или муниципальный контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона, вне зависимости от применяемой им системы налогообложения ( ; ; письмо Минэкономразвития России от 25 января 2011 г. № Д22-88).

Изменить цену после заключения контракта нельзя – цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта ( ; далее – Закон № 44-ФЗ). Даже если исполнитель контракта использует УСН, контракт все равно заключается по цене, предложенной победителем (то есть с НДС). При оплате товаров, поставляемых в рамках госконтракта, заключенного с победителем электронного аукциона, уменьшение цены контракта на сумму НДС не производится и поставленные товары оплачиваются по цене, указанной в контракте (письмо Минфина России от 5 сентября 2014 г. № 03-11-11/44793).

Заказчиком был объявлен открытый конкурс на выполнение работ по ремонту здания. В извещении, конкурсной документации и проекте контракта было закреплено требование к подрядчику о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства (). Была подана и одобрена одна заявка, конкурс признан несостоявшимся, и заказчик был вынужден заключить контракт с единственным поставщиком. Однако на этапе заключения договора подрядчик не согласился с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, аргументируя это тем, что он сам является субъектом малого предпринимательства. Можно ли привлечь подрядчика к ответственности?

Администрация Яранского муниципального района Кировской области)

Да, подрядчика, не согласившегося с требованием о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, можно привлечь к гражданско-правовой ответственности. Такая ответственность определяется условиями госконтракта – причем положение об ответственности является существенным условием контракта и должно обязательно в нем присутствовать ().

Наше учреждение провело электронный аукцион, по результатам которого заключило контракт на поставку бензина и дизельного топлива сроком до 31 декабря 2014 года. Если мы не исполним контракт на установленную сумму до конца 2014 года, сможем ли мы работать по данному контракту и в 2015 году, вплоть до его полного исполнения?

Марина Дружинина

Нет, Вы не сможете работать по данному контракту в 2015 году.Срок действия контракта относится к существенным условиям. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по не зависящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;

    МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

    Узнать, может ли подрядчик продлить контракт на выполнение проектных работ, если он не укладывается в срок, а также получить разъяснения по другим интересующим вопросам можно из экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ.

  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами страны ().

Поскольку Ваш случай не относится к вышеперечисленным, изменить существенные условия заключенного контракта невозможно.

Наша организация является поставщиком по госконтракту. Контракт был заключен 4 декабря 2013 года, окончательное его исполнение должно было состояться в феврале 2014 года, но на сегодняшний день оплата так и не произведена. Как нам рассчитать неустойку за просрочку исполнения обязательств?

Мария Лаврова

Несмотря на то, что контракт был заключен в 2013 году, во время действия старого закона о госзакупках (Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ " "; далее – Закон № 94-ФЗ), неустойка за просрочку исполнения обязательств рассчитывается по действующему в настоящее время Закону № 44-ФЗ (). Если речь идет о нарушении заказчиком срока оплаты товара (работы, услуги), поставщик вправе потребовать уплаты неустойки (штрафа, пени) (). Пеня устанавливается за каждый день просрочки в размере 1/300 действующей на дату уплаты пеней Банка России (на сегодняшний день ее размер составляет 8,25%) от неуплаченной в срок суммы.

Заказчиком заключен контракт на проведение капитального ремонта здания, в цену которого включена стоимость строительных материалов. В ходе исполнения контракта у заказчика появилась возможность использовать собственные строительные материалы. Может ли заказчик по соглашению с подрядчиком уменьшить цену контракта на величину, равную стоимости строительных материалов?

Сергей Михайлович

Нет, Вы не можете уменьшить цену контракта. Цена контракта является его существенным условием. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, кроме случаев, прямо установленных в :

  • возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом (кроме случая осуществления закупки у единственного поставщика);
  • цена заключенного для обеспечения государственных и муниципальных нужд на срок не менее чем три года контракта равна либо превышает размер цены, установленный Правительством РФ, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно;
  • произошло изменение в соответствии с законодательством РФ регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;
  • при уменьшении ранее доведенных до заказчика-казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств ();
  • при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за пределами территории страны ().

Изменение условий уже заключенного контракта по указанному Вами основанию не предусмотрено. Если заказчик все же уменьшит цену контракта, он может быть привлечен к административной ответственности за изменение условий контракта в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для организаций ().

В период с июня 2014 года по сегодняшний день мы заключили 20 госконтрактов в качестве заказчика. При этом по 19 из них осуществлена поставка товара и услуг, что подтверждено всеми необходимыми документами. Однако отчеты об исполнении контракта контрактным управляющим размещены на Едином портале госзакупок не были. Какая ответственность может быть возложена на контрактного управляющего за неразмещение отчетов?

Тома Цурова

На контрактного управляющего может быть возложена административная и дисциплинарная ответственность.

Необходимость формирования отчета об исполнении контракта или его отдельного этапа обусловлена требованиями . Там же содержится требование о размещении такого отчета в единой информационной системе в сфере закупок (а до ее создания – на Едином портале госзакупок). Исключения предусмотрены лишь для закупок у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. и закупок организаций образования и культуры на сумму до 400 тыс. руб. Кроме того, требования о подготовке заказчиком отчета не применяются к закупкам, извещения об осуществлении которых размещены на Едином портале госзакупок или приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года.

Если отчет об исполнении или неисполнении контракта не размещен, ответственное должностное лицо подлежит административной ответственности (). Поскольку контрактные управляющие несут административную ответственность как должностные лица (), эта норма распространяется и на них. Штраф за непредоставление документов или инофрмации, подлежащих включению в реестр контрактов, составляет 20 тыс. руб.

Кроме того, контрактный управляющий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Ответственность контрактного управляющего зависит от осуществляемых им полномочий (). Как правило, в должностной инструкции контрактного управляющего закреплены его должностные обязанности и ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Наше учреждение заключило контракт на выполнение работ по Закону № 44-ФЗ. К настоящему моменту работы не выполнены, в связи с чем мы решили взыскать пени за время просрочки исполнения контракта, руководствуясь п. 6 Правил, утвержденных . С одной стороны, указанный пункт устанавливает: "Пеня начисляется за каждый день просрочки <...> и определяется по формуле: <...>". С другой стороны, сама формула исчисления пени, закрепленная указанными Правилами, содержит в себе количество дней просрочки. В связи с этим возникает вопрос: должна ли сумма пени, исчисленная по этой формуле, умножаться на количество дней просрочки, или она охватывает весь период нарушения подрядчиком своих обязательств?

Елена Онищенко

Нет, сумма пени не должна умножаться на количество дней. Как Вы верно отметили, в указанной формуле уже заложено количество дней просрочки, и этот факт является определяющим.

Осуществление закупок у единственного поставщика на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., возможно при условии, что совокупный годовой объем закупок не будет превышать 2 млн руб. или 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не будет составлять более чем 50 млн руб. (). Заказчик оплатил в 2014 году договоры, заключенные с единственными поставщиками в 2013 году по . Сумма совокупного годового объема закупок по этим договорам составляет 5 млн руб. Таким образом, заказчиком превышен годовой объем закупок у единственного поставщика по Закону № 44-ФЗ. Будет ли заказчик привлечен к ответственности за превышение этого лимита с учетом того, что контракт был заключен по ранее действовавшему закону?

Анастасия Григорьева

Нет, не будет. Контракт был заключен с единственным поставщиком в 2013 году по нормам . К отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, нормы Закона № 44-ФЗ применяются только в части прав и обязанностей (). Таким образом, об ответственности речи не идет.

Остались вопросы? Ждем ваших писем на E-mail: .

Приглашаем обсудить вопросы применения Закона № 44-ФЗ на нашем .



Просмотров