Конституция российской федерации как источник экологического права. Успехи современного естествознания Конституция рф найти статьи регулирующие экологические отношения

  • 8. Экологическое законодательство.
  • 10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.
  • 11. Понятие и общая характеристика объектов экологического права.
  • 12. Окружающая среда как объект экологического права, ее соотношение с понятиями «природная среда», «естественная экологическая система».
  • 13. Общая характеристика права собственности на природные объекты.
  • 14. Природные объекты как объекты права собственности. Фонды природных ресурсов.
  • 15. Субъекты права собственности на природные объекты, их правомочия.
  • 16. Общая характеристика права природопользования.
  • 17. Экономическое регулирование охраны окружающей среды.
  • 18. Понятие и структура эколого-правового механизма охраны окружающей среды.
  • 19. Понятие и основные направления экологизации законодательства. Гарантии исполнения эколого-правовых предписаний.
  • 20. Понятие и принципы управления природопользованием и охраной окружающей среды.
  • 21. Система органов экологического управления. Их функции.
  • 22. Государственный учет природных ресурсов и ведение кадастров.
  • 23. Планирование и прогнозирование рационального природопользования и охраны окружающей среды.
  • 24. Экологический контроль и экологический мониторинг.
  • 25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.
  • Каковы принципы экологической экспертизы?
  • Каковы виды экологической экспертизы?
  • Каковы объекты государственной экологической экспертизы на федеральном уровне?
  • Какие органы являются специально уполномоченными государственными органами в области экологической экспертизы?
  • 26. Нормирование охраны окружающей среды.
  • 27. Экологические права граждан.
  • 28. Понятие и виды юридической ответственности за экологические правонарушения.
  • 29. Понятие и виды экологических правонарушений.
  • 30. Уголовная ответственность за экологические преступления.
  • 31. Административная ответственность за экологические правонарушения.
  • 32. Механизм возмещения вреда окружающей среде.
  • 33. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
  • 34. Понятие и виды вреда окружающей среде.
  • 35. Общая характеристика экологических функций правоохранительных органов.
  • 36. Соотношение права собственности на природные объекты и права природопользования.
  • 37. Земля как объект правового регулирования.
  • 38. Земельный фонд. Категории земель.
  • 39. Право собственности на землю. Эколого-правовые аспекты.
  • 40. Права и обязанности собственников земель, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
  • 41. Виды вещных прав на землю. Общая характеристика.
  • 42. Земельный кодекс рф. Общая характеристика.
  • 43. Государственное управление земельным фондом. Общая характеристика.
  • 44. Мониторинг земель. Земельный контроль.
  • 45. Государственный учет земель, государственный земельный кадастр.
  • 46. Землеустройство.
  • 47. Ответственность за земельные правонарушения.
  • 48. Понятие недр как объекта правового регулирования. Фонд недр.
  • 49. Право пользования недрами.
  • 51. Основные требования правовой охраны недр.
  • 52. Воды как объект правового регулирования.
  • 53. Право водопользования, его виды.
  • 54. Государственное управление охраной и использованием вод.
  • 55. Правовая охрана вод.
  • 56. Лес как объект правового регулирования.
  • 57. Право лесопользования, его виды.
  • 58.Государственное управление использованием и охраной лесов.
  • 59. Правовая охрана лесов.
  • 60. Животный мир как объект правового регулирования.
  • 62. Право пользования животным миром, его виды и особенности.
  • 63. Правовая охрана животного мира.
  • 2. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграции жи­вотных.
  • 64. Атмосферный воздух как объект правового регулирования.
  • 65. Правовая охрана атмосферного воздуха.
  • 66. Общая характеристика правового режима особо охраняемых природных территорий.
  • 67. Правовая охрана окружающей среды городов и других населенных пунктов.
  • 70. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды, принципы и объекты охраны
  • 3. Принципы международного права окружающей среды
  • 71. Международное законодательство в области охраны окружающей среды, международные организации и конференции в области охраны.
  • 72. Байкал как объект эколого-правового регулирования.
  • 9. Конституция рф как источник экологического права.

    Конституция Российской Федерации - основной источник экологического права. Именно в Конституции РФ определены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, в том числе и в сфере экологических отношений, федеративное устройство государства, органы государственной власти, их компетенция и др. В Конституции содержатся основополагающие принципы, определяющие цели, порядок, методы и нормы правового регулирования экологических отношений в нашей стране.

    В статье 2 Конституции определено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый, согласно статье 42, имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Земля и другие природные ресурсы, как это предусмотрено статьей 9 Конституции, используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, при этом указанные природные объекты могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природным ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Предусмотрено также (ст. 36), что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

    Важное значение для правового регулирования экологических отношений имеют и конституционные положения, касающиеся разграничения компетенции федеральных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации. Так, в статье 72 п. «д» предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры.

    Установлено также, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. При наличии таких противоречий действует федеральный закон, принятый в полном соответствии с Конституцией Российской Федерации. В случае же противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным по вопросам вне пределов ведения Российской Федерации или совместного ведения РФ и ее субъектов, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации

    10. Фз рф «Об охране окружающей среды» как головной акт экологического права.

    С принятием Закона от 10 января 2002 г. «Об охране окру­жающей среды» утратил силу прежний Закон РСФСР от 19 де­кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды» 1 . Закон РСФСР знаменовал новый этап в развитии российского экологи­ческого законодательства как законодательства нового поколе­ния. Его значение заключалось в том, что он заложил основы про­грессивного развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических, социальных усло­вий развития общества и государства на современном этапе.

    Новый Закон в основном заимствовал структуру прежнего.

    Как говорится в преамбуле, этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружаю­щей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружаю­щей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поко­лений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возни­кающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

    Учитывая в основном негативные оценки специалистов по поводу этого Закона, назовем некоторые его достоинства. При этом важно подчеркнуть, что сами достоинства носят условный характер. К таким достоинствам можно отнести, в частности, претензию законодателя на всестороннее (комплексное) регули­рование отношений по охране окружающей среды. При этом имеется в виду попытка более широко, в сравнении с прежним Законом, предусмотреть механизм регулирования в данной сфере. Применительно к прежнему Закону высказывались обо­снованные претензии по поводу отсутствия в нем требований об оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, об экологической сертификации, об экологическом ауди­те. В новом Законе, хотя и с дефектами, некоторые положения об этих инструментах появились. Так, об экологическом аудите говорится лишь в статье, определяющей основные понятия. Предусмотрены общие положения об экологическом предпри­нимательстве.

    В контексте концепции устойчивого развития важное значе­ние имеет регулирование нормирования допустимого изъятия компонентов природной среды (ст. 26 Закона). Особенно важно то, что Закон предусмотрел требование о нормировании допусти­мого изъятия ресурсов недр. В отличие от земель, лесов, вод, объ­ектов животного мира, в отношении недр в действующем законо­дательстве требования о нормировании не установлены.

    Законом определен юридический критерий уровня проектиро­вания предприятий и иных объектов. Таким критерием является внедрение наилучших существующих технологий. Под наилуч­шей существующей технологией понимается технология, осно­ванная на последних достижениях науки и техники, направлен­ная на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющая установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.

    С учетом дефектов практики введения в эксплуатацию пред­приятий и иных объектов достоинством Закона является положе­ние об административной и иной ответственности руководителей и членов комиссий по приемке в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов за приемку в эксплуатацию объек­тов, не соответствующих требованиям законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 58).

    В условиях развития рыночной экономики вполне обоснован­ным является требование ст. 53 о том, что при приватизации и национализации имущества обеспечиваются проведение меро­приятий по охране окружающей среды и возмещение вреда окру­жающей среде, Новый Закон предусматривает установление зон экологичес­кого бедствия (ст. 57). Им исключены зоны чрезвычайной эколо­гической ситуации, которые предусматривались Законом 1991 г. наряду с зонами экологического бедствия. В прежнем Законе от­сутствовали четкие критерии, разграничивающие две указанные зоны. На практике соответствующие положения не применялись. Повышению эффективности природоохранной деятельности может способствовать запрет на совмещение функций государст­венного контроля в области охраны окружающей среды и функ­ций хозяйственного использования природных ресурсов (ст. 65). Из нового Закона вполне обоснованно исключена статья о ма­териальной ответственности за экологические правонарушения как не содержащая экологических характеристик.

    В целом Закон об охране окружающей среды резко критику­ется специалистами по многим основаниям 1 . В нем не отражены подходы к охране окружающей среды и современные концепции государственной экологической политики России в XXI столетии, а также не учтены два ряда факторов: а) произошедшие измене­ния социально-политического и экономического устройства; б) результаты проведенной в стране правовой реформы, в первую очередь созданное экологическое законодательство. Он содержит множество декларативных положений. В нем не использованы современные средства юридической техники. Не регулируются процессуальные отношения. Текст Закона изобилует стилисти­ческими погрешностями.

    Закон об охране окружающей среды как головной акт в теоре­тическом плане с учетом специфики и сложности объекта регули­рования занимает специфическое место в системе экологического законодательства и права 1 . Специфика такого акта определяется прежде всего тем, что с учетом единства природы, применительно к интегрированному и дифференцированному подходам в разви­тии экологического законодательства и права создаваемый им ме­ханизм регулирования экологических отношений носит универ­сальный характер. Элементы этого механизма - экологическое нормирование и стандартизация, оценка воздействия планируе­мой деятельности на окружающую среду, экологическая экспер­тиза, сертификация, аудит, лицензирование, меры экономичес­кого стимулирования, планирование, финансирование, страхова­ние, мониторинг, контроль и некоторые другие - служат дости­жению целей как охраны окружающей среды в целом, так и обеспечения рационального использования и охраны отдельных природных ресурсов.

    На практике из-за вышеотмеченных дефектов он не сможет вполне реализовать свою роль.

    3.2. Экологические вопросы в Конституции Российской Федерации

    Отечественное экологическое законодательство основывается на ряде положений Конституции Российской Федерации. Так, в главе 1 "Основы конституционного строя" в статье 9 говорится "Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории".

    Многие экологические положения включены в главу 2 Конституции Российской Федерации "Права и свободы человека и гражданина". Можно выделить три типа статей, представляющих интерес с точки зрения экологической безопасности. Во-первых, это статьи, непосредственно посвященные экологическим правам и обязанностям граждан. Во-вторых, статьи, в которых упоминаются экологические проблемы. В-третьих, статьи, посвященные более общим проблемам, дающие основы для экологической деятельности наряду со многими другими видами деятельности. Рассмотрим все ттри типа статей в указанном порядке.

    Основной для экологического законодательства является статья 42 "Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением". Таким образом, в этой статье Конституции выделено три правовых элемента:

    во-первых, право на благоприятную окружающую среду, природную или антропогенную;

    во-вторых, право на достоверную информацию о состоянии окружающей природной среды, независимо от того, является ли в рассматриваемый момент времени эта среда благоприятной или нет;

    в-третьих, гарантируется право за возмещение ущерба в случае экологических правонарушений (но не в случае причинения вреда природными явлениями, например, землетрясением или наводнением).

    Это право естественным образом сочетается с экологическими обязанностями: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (статья 58).

    Перейдем к статьям, в которых упоминаются экологические проблемы . В части 2 статьи 36 сказано: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц". Здесь весьма важен текст после слова "если". Он подчеркивает условность (неабсолютность) понятия собственности, его подчиненность интересам общества. Например, согласно этой статье Конституции владелец земельного участка на берегу водоема обязан обеспечить доступ граждан к водоему для осуществления их права на отдых (если, конечно, сам водоем не принадлежит указанному владельцу участка).

    В статье 41 говорится о поощрении в Российской Федерации деятельности, способствующей экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. В статье 37 констатируется, что: "Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены". Согласно статье 21: "Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам".

    Весьма многие статьи главы 2, касающиеся более общих блоков проблем, дают юридическое обоснование действиям по повышению экологической безопасности . Например, такие статьи, как 20-я и 53-я:

    Статья 20 "Каждый имеет право на жизнь".

    Статья 53 "Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц".

    Согласно статье 24 органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять информацию гражданину, касающуюся его прав и свобод, в том числе экологического характера. Свобода распространения экологической информации вытекает из статьи 29. Возможность создания экологических организаций (объединений) гарантируется статьей 30. Возможность активной деятельности таких организаций вытекает из статьи 31, а право граждан и организаций обращаться в органы власти гарантируется статьей 33. Статья 44 обеспечивает возможность проведения научных изысканий в области экологии. Ряд статей посвящен защите прав и свобод (статьи 45-48). Исполнение обязанности платить налоги (статья 57) обеспечивает финансированием природоохранную деятельность.

    Можно отметить некоторые особенности действующей Конституции. Во-первых, экологические права граждан, как видно из проведенного выше анализа, вытекают из общих прав и свобод граждан. Выделение Законодателем отдельных экологических статей, прежде всего 42-й и 58-й, свидетельствует о большой общественной значимости экологических проблем. Во-вторых, глава 2 Конституции РФ, вопреки названию, говорит не только о правах и свободах , но и об обязанностях граждан.

    В главе 3 "Федеративное устройство" Конституции РФ есть ряд статей, связанных с распределением прав и обязанностей в области экологии между федеральным центром и субъектами федерации. Согласно статье 71 к ведению центральных органов Российской Федерации относится установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития страны. Центр определяет статус и организует защиту сухопутных территорий, морей, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. В соответствии со статьей 72 Конституции РФ к совместному ведению РФ и субъектов РФ относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. Они вместе занимаются природопользованием, охраной окружающей среды и обеспечением экологической безопасности. Их общая забота - особо охраняемые природные территории (заповедники и др.). Разработка и совершенствование земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды также относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

    В статье 114 Конституции РФ одной из задач Правительства РФ указано обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

    Конституцией Российской Федерации определены процедуры разработки, принятия и совершенствования экологического законодательства, установлены органы, ответственные за такую работу, гарантирована возможность активного участия в ней общественных организаций (объединений).

    Отметим, что согласно ст. 71 Конституции к. ведению Российской Федерации, наряду с перечисленными выше сферами деятельности, относятся в рассматриваемой области:

    Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических);

    Федеральная государственная собственность (прежде всего на природные ресурсы) и непосредственное управление ею;

    Производство ядовитых веществ, наркотических веществ, установление порядка их использования и контроль за исполнением этого порядка;

    Разработка и введение в действие гражданского и гражданско-процессуального законодательство (как основных рычагов защиты природных ресурсов и их владельцев);

    Метеорологическая служба,

    Стандартизация и метрология (в том числе в области охраны окружающей среды).

    Согласно статье 72 Конституции в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся, кроме указанных выше, следующие направления деятельности:

    Защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе экологических);

    Разграничение государственной собственности (прежде всего на природные ресурсы).

    Разумеется, не все на свете относится к ведению федерального центра, единоличному или вместе с субъектами федерации. Вне пределов ведения РФ и ее полномочий по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, что весьма важно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Это размежевание экологической компетенции «по вертикали» представляется весьма существенным для рассмотрения проблем развития, совершенствования и непосредственного применения экологического законодательства. Эти проблемы решаются на всех уровнях. А именно: на федеральном - Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ, Президентом и Правительством РФ, а также федеральными агентствами, службами, министерствами, ведомствами, комитетами и другими центральными органами. На уровне субъектов Российской Федерации - правотворческими (не только законодательными, но и исполнительными и судебными) органами субъектов. Следующие уровни разграничения - между субъектами федерации и органами местного самоуправления, между этими органами и конкретными предприятиями. Конкретные направления развития, совершенствования и применения экологического законодательства, совершенствования системы экологических нормативно-правовых, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, а также соответствующие правовые формы и процедуры будут рассмотрены далее, хотя по необходимости довольно кратко.

    Как и в любой иной области, в регулировании отношений собственности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды, признания, охраны и защиты экологических прав и законных интересов человека и Конституция играет основополагающую роль. Эта роль предопределена тем, что в Конституции закрепляются (признаются) права и свободы человека и гражданина, гарантии их соблюдения и защиты, заложены основы правовой системы, основы организации и пределы государственной власти.

    При анализе Конституции России как источника экологического права можно выделить две группы норм :

    1. общего характера , важные с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
    2. экологические .

    Нормы общего характера

    К общим относится норма, сформулированная в ст. 1 : "Российская федерации есть демократическое федеративное правовое государство". Характеристика РФ как правового государства означает, что в организации и деятельности государства, в том числе при подготовке и принятии экологически значимых решений, превалируют принципы права , а не мотивы политической и иной целесообразности. Правовое государство исходит, с одной стороны, из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и возложения на соответствующих субъектов обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Построение правового государства послужит мощным фактором установления строгого экологического правопорядка в России. С другой стороны, соблюдение требований экологического права будет служить одним из критериев правового государства.

    В соответствии со ст. 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. "Достойная жизнь человека" включает в свое содержание, наряду с материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические компоненты. В той мере, в какой проблемы окружающей среды затрагивают экологические интересы человека, эти проблемы носят социальный характер. Соответственно последовательное их решение в интересах человека и общества с помощью средств экологического права является инструментом создания в России социального государства.

    Конституция в России закрепила разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10). Применительно к экологическому праву это – разделение деятельности по формированию современного законодательства об окружающей среде, обеспечению его реализации, а также рационального природопользования и охраны окружающей среды, последовательному соблюдению, охране и защите экологических прав физических и юридических лиц. Соответствующие ветви власти при этом являются независимыми одна от другой. Цель разделения властей - создание гарантий от произвола, обеспечение законности.

    Экологические (специальные) нормы

    При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные - экологические нормы.

    Одной из центральных по значимости является ст. 9 , согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данная норма определяет роль и место природных ресурсов, с учетом их естественных и экономических свойств, в жизнедеятельности как общества в целом, так и народов, проживающих на соответствующих территориях. Именно в этой норме закрепляется экологическая функция государства и субъектов-природопользователей. Ст. 9 устанавливает также многообразие форм собственности на природные богатства (частная, государственная, муниципальная и иная). Устанавливая право собственности на землю и другие природные ресурсы иных субъектов, кроме государства, Конституция РФ 1993 г. поставила Россию в ряд современных государств и заложила правовые предпосылки для развития рыночной экономики.

    Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также в ст. 36 Конституции РФ, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю - основное средство производства и операционный базис.
    В соответствии с п. 2 ст. 36 владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Закрепляя принцип свободы собственника, Конституция РФ воспроизвела принцип, воплощенный в конституциях передовых зарубежных государств. Он заключается в возможности ограничения свободы собственника земли и других природных ресурсов ради общего блага: он свободно владеет, пользуется, и распоряжается природными ресурсами до тех пор, пока при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц.

    С учетом значимости последовательного решения вопроса об информировании населения об экологических опасностях немалый правовой смысл имеет норма ст. 41 Конституции об ответственности соответствующих должностных лиц за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3).

    В развитие содержащегося в ст. 2 Конституции положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба , причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Определяя эколого-правовой статус человека и гражданина, наряду с правами, Конституция устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам .

    С учетом федеративного устройства России Конституция определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71) и совместного ведения РФ и субъектов Федерации (ст. 72) в области прав человека и гражданина, собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды. Обоснованно то, что защита экологических прав человека и гражданина, регулирование некоторых отношений собственности на природные ресурсы, природопользования и охраны окружающей среды в целом отнесено Конституцией РФ к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации.

    В ведении Российской Федерации находятся:

    • регулирование и защита прав человека и гражданина;
    • федеральная государственная собственность и управление ею (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
    • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации;
    • ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
    • производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
    • определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

    В совместном ведении находятся:

    • вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
    • разграничение государственной собственности (применительно к природным ресурсам и иным объектам, имеющим отношение к рассматриваемой сфере);
    • природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории;
    • осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
    • земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
    • защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей.

    Помимо предметов совместного ведения субъекты Российской Федерации в соответствии со ст. 76 осуществляют собственное правовое регулирование.

    Таким образом, в Конституции РФ определены основы и закономерности развития федеративной структуры законодательства об окружающей среде.

    Экологические права граждан в Конституции Российской Федерации

    В соответствии с ч.1 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

    Ст. 36 Конституции РФ (ч. 2) закрепляет ненанесение ущерба окружающей среде и ненарушение прав и законных интересов других лиц в качестве ограничений свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами.

    Ст. 42 Конституции РФ провозглашает право каждого (гражданина - авт.) на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Экологические права граждан в экологическом и земельном законодательстве Российской Федерации

    экологический право конституция

    Нормы природоохранного и природноресурсового законодательства

    Федеральный закон от 10 января 2002г. "Об охране окружающей среды" к числу основных принципов охраны окружающей среды (ст. 3) относит:

    • · соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
    • · обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
    • · обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
    • · соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством.

    Глава III. "Права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды".

    Ст. 11 "Права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды":

    • 1. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
    • 2. Граждане имеют право:
      • o создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
      • o направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
      • o принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
      • o выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
      • o обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

    Экологические права реализуются гражданами непосредственно или через создаваемые ими общественные и иные некоммерческие объединения.

    Ст. 12 "Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды"

    • 1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:
      • o разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;
      • o за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;
      • o оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
      • o организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;
      • o обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;
      • o участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;
      • o обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
      • o организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
      • o организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;
      • o рекомендовать своих представителей для участия в проведении государственной экологической экспертизы;
      • o подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
      • o предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
      • o осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

    Помимо норм главы III, данный Закон содержит множество других положений, имеющих отношение к экологическим правам и интересам граждан. Ст. 15 "Федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, целевые программы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации окружающей среды и мероприятия по охране окружающей среды"

    2. Разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации осуществляется с учетом предложений граждан и общественных объединений.

    Ст. 18 "Экологическое страхование"

    1. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.

    Ст. 32 "Проведение оценки воздействия на окружающую среду"

    2. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

    Ст. 35 "Требования в области охраны окружающей среды при размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов"

    • 1. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
    • 3. В случаях, если размещение зданий, строений, сооружений и иных объектов затрагивает законные интересы граждан, решение принимается с учетом результатов референдумов, проводимых на соответствующих территориях.

    Ст. 44 "Требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений"

    1. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека [...]

    Ст. 68 "Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) и общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль)"

    • 3. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
    • 4. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
    • 5. Результаты общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественного экологического контроля), представленные в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению в порядке, установленном законодательством.

    Ст. 74 "Экологическое просвещение"

    2. Экологическое просвещение, в том числе информирование населения о законодательстве в области охраны окружающей среды и законодательстве в области экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами.

    Ст. 79 "Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды"

    • 1. Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
    • 2. Определение объема и размера возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется в соответствии с законодательством.

    Ст. 80 "Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды"

    Требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

    Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. "Об экологической экспертизе"направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду (преамбула). К принципам экологической экспертизы отнесены (ст.3):

    гласность,

    участие общественных организаций (объединений),

    учет общественного мнения.

    Глава IV посвящена специально правам граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы, а также общественной экологической экспертизе:

    Ст. 19 "Права граждан и общественных организаций (объединений) в области экологической экспертизы"

    • 1. Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
      • o выдвигать предложения о проведении в соответствии с настоящим Федеральным законом общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
      • o направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
      • o получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
      • o осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
    • 2. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией государственной экологической экспертизы и при принятии решения о реализации объекта государственной экологической экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию государственной экологической экспертизы и отражающие общественное мнение.

    Ст. 20 "Общественная экологическая экспертиза"

    Общественная экологическая экспертиза организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также по инициативе органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Ст. 21 "Объекты общественной экологической экспертизы"

    Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона (то есть объектов государственной экологической экспертизы - авт.), за исключением объектов экологической экспертизы, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну.

    Ст. 22 "Проведение общественной экологической экспертизы"

    • 1. Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней.
    • 2. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения государственной экологической экспертизы тех же объектов экологической экспертизы.
    • 3. Общественные организации (объединения), осуществляющие общественную экологическую экспертизу в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
      • o получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в пункте 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (то есть, в объеме, предназначенном для государственной экологической экспертизы - авт.);
      • o знакомиться с нормативно - технической документацией, устанавливающей требования к проведению государственной экологической экспертизы;
      • o участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений общественной экологической экспертизы.

    Ст. 23 "Условия проведения общественной экологической экспертизы"

    • 1. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций (объединений) о ее проведении. При наличии заявлений о проведении общественной экологической экспертизы одного объекта экологической экспертизы от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
    • 2. Орган местного самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении общественной экологической экспертизы обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении общественной экологической экспертизы, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным.
    • 3. В заявлении общественных организаций (объединений) о проведении общественной экологической экспертизы должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии общественной экологической экспертизы, сведения об объекте общественной экологической экспертизы, сроки проведения общественной экологической экспертизы.
    • 4. Общественные организации (объединения), организующие общественную экологическую экспертизу, обязаны известить население о начале и результатах ее проведения.

    Ст. 24 "Отказ в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы"

    • 1. В государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случае, если:
      • o общественная экологическая экспертиза ранее была дважды проведена в отношении объекта общественной экологической экспертизы;
      • o общественная экологическая экспертиза проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
      • o порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
      • o устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей общественную экологическую экспертизу, не соответствует требованиям статьи 20 настоящего Федерального закона;
      • o требования к содержанию заявления о проведении общественной экологической экспертизы, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.
    • 2. Перечень оснований для отказа в государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы, приведенный в пункте 1 настоящей статьи, является исчерпывающим.
    • 3. Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы.

    Ст. 25 "Заключение общественной экологической экспертизы"

    • 1. Заключение общественной экологической экспертизы направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим государственную экологическую экспертизу, заказчику документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
    • 2. Заключение общественной экологической экспертизы приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
    • 3. В случае придания юридической силы заключению общественной экологической экспертизы на руководителя и членов экспертной комиссии общественной экологической экспертизы распространяются требования статей 30 - 34 настоящего Федерального закона (то есть, ответственность экспертов государственной экологической экспертизы - авт.).
    • 4. Заключения общественной экологической экспертизы могут публиковаться в средствах массовой информации, передаваться органам местного самоуправления, органам государственной экологической экспертизы, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.

    Федеральный закон от 4 мая 1999 г. "Об охране атмосферного воздуха"согласно преамбуле, направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

    Приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека отнесены к принципам государственного управления в области охраны атмосферного воздуха (ст.3).

    Ст. 29 "Права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха"

    • 1. Граждане, юридические лица и общественные объединения имеют право на:
      • o информацию о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, а также об источниках загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него;
      • o участие в проведении мероприятий по охране атмосферного воздуха и их финансирование;
      • o участие в обсуждении вопросов о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать вредное воздействие на качество атмосферного воздуха;
      • o обсуждение программ охраны атмосферного воздуха и внесение в них своих предложений об улучшении его качества.
    • 2. Граждане и общественные объединения имеют право предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей природной среде, причиненного загрязнением атмосферного воздуха.
    • 3. Представители общественных объединений имеют право доступа на территории объектов хозяйственной и иной деятельности, имеющих источники загрязнения атмосферного воздуха и вредного физического воздействия на него, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

    Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула).

    Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений (ст. 5).

    в ряде своих норм прямо указывает как на факт существования общественных интересов в области использования недр, так и на необходимость их соблюдения.

    В соответствии со ст. 3 и 4, в компетенцию, соответственно, органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования входит защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ, кроме того, в компетенцию органов субъектов РФ входит защита интересов малочисленных народов.

    В компетенцию органов местного самоуправления входит введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей (ст.5).

    Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ст.20, ч.2, п.1).

    Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами (ст.24). И т.д.

    Не допускаются действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов (ст. 62).

    Использование отдельных водных объектов или их частей может быть ограничено, приостановлено или запрещено, права пользования водными объектами могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо для охраны здоровья населения, окружающей природной среды, прав и законных интересов других лиц (ст. 63, 89).

    Водопользователи обязаны не допускать нанесения вреда здоровью людей, окружающей природной среде (ст.92). И т.д.

    В соответствии со ст. 21 ЛК РФ, граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и не входящих в лесной фонд лесах, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный лесной сервитут).

    Граждане имеют право бесплатно находиться на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, собирать для собственных нужд дикорастущие плоды, ягоды, орехи, грибы, другие пищевые лесные ресурсы, лекарственные растения и техническое сырье, участвовать в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных мероприятиях, охотиться, если иное не предусмотрено законодательством РФ (ст. 86).

    Граждане и общественные объединения могут участвовать в обеспечении рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в соответствии с законодательством РФ (ст. 102).

    Лесопользователи осуществляют свои права свободно, если это не ухудшает состояния лесов и земель лесного фонда, не наносит вред окружающей природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц (ст. 25).

    Леса, расположенные на землях городских поселений, предназначены для отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, а также для сохранения благоприятной экологической обстановки. В этих лесах запрещается осуществление лесопользования, несовместимого с их назначением (ст. 133). И т.д.

    Привлечение граждан и общественных объединений к решению задач в области охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира является одним из основных принципов государственного управления (ст. 12).

    Граждане и юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации, участвуют в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания в порядке, предусмотренном законодательством РФ. В связи с этим граждане и юридические лица имеют право:

    получать от органов государственной власти соответствующую информацию;

    проводить общественную экологическую экспертизу;

    осуществлять общественный экологический контроль;

    проводить мероприятия по охране животного мира и среды его обитания;

    содействовать реализации соответствующих государственных программ.

    Органы государственной власти при осуществлении своих полномочий в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания обязаны учитывать предложения и рекомендации граждан и юридических лиц (ст. 10).

    МОСКВА, 22 ноя – РИА Новости. Доля мусора, который будет сжигаться в РФ, в перспективе не превысит 20%, до 60% отходов будет перерабатываться, сообщил в интервью РИА Новости специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов. “Мы сжигать будем от силы 15-20 процентов. Большую часть – 50-60 процентов твердых бытовых отходов – мы должны перерабатывать. Это бумага, картон, пластик, стекло. Это сжигать не надо. Это перерабатывается. А сжигается в основном органика, то, что невозможно переработать: остатки пищевых отходов. На основе сжигания получается либо компост,…

    Игорь Азнаурян офтальмохирург, доктор медицинских наук, профессор, основатель детских глазных клиник «Ясный взор» Ясный взор После лазерной коррекции зрение все равно опять упадет! Нет — во‑первых, лазерную коррекцию зрения (ЛКЗ) тебе предложат сделать только если близорукость или дальнозоркость не прогрессируют. Во‑вторых, крайне редко и только при очень высоких степенях близорукости и дальнозоркости зрение действительно может снизиться. Это называется регресс результата, о чем добрый доктор тебя предупредит, если твоя близорукость, например, достигла 12 диоптрий. Чем больше степень миопии или дальнозоркости, тем выше вероятность того, что какая-то часть проблемы вернется. Но, как правило, не более 5−10% – если врач…

    Чай с добавками (лимоном, медом, малиновым вареньем, имбирем) Этот вкусный напиток значительно полезнее для здорового человека. Мед содержит много полезных микроэлементов: кальций, магний, витамин С. Витамин С, содержащийся и в лимоне, и в меде действительно благотворно воздействует на организм при респираторных и воспалительных заболеваниях, но цитрусовые могут раздражать воспаленную из-за ОРВИ слизистую, а мед является сильнейшим аллергеном. Если вы готовы рискнуть, то помните, что во время болезни напитки и пища не должны быть ни слишком горячими, ни слишком холодными. А по рекомендациям ВОЗ при простуде стоит пить обычную теплую воду. В малине содержится большое количество салициловой кислоты, которая уничтожает патогенные микроорганизмы и уменьшает воспалительный процесс. Это была хорошая новость, а вот плохая: любое варенье…

    1. Полезно спать в прохладе Оптимальная температура воздуха для сна — 17−19 градусов. Если спать в пижаме, можно перегреться. В прохладной атмосфере организм с большим эффектом восстанавливается, а сам сон становится глубже и продолжительнее. 2. Улучшает отношения Контакт «кожа к коже» полезен, потому что способствует выработке «гормона счастья» окситоцина. Чаще всего так спят пары, которые недавно встречаются. 3. Помогает похудеть Сон голышом, как уже написано выше, помогает не перегреться, и организм лучше запасает коричневый жир, который потом сжигает для получения энергии. 4. Помогает контролировать уровень инсулина Прохладная атмосфера положительно влияет на выработку гормонов лептина (регулятор аппетита) и адипонектина (участвует в метаболизме глюкозы и жирных кислот). А значит,…

    Гоша Семенов генеральный директор компании bluesleep.ru bluesleep.ru В спальне слишком тепло Начнём с довольно известного факта, о котором, тем не менее, многие забывают — особенно осенью и зимой, когда включено отопление, а открывать окно лишний раз не хочется. Учёные уже доказали, что высокая температура сокращает время глубокого сна, а именно оно важно, чтобы высыпаться. Оптимальная температура в спальне не выше +22 градусов, а перед сном помещение желательно хорошо проветрить. Также не рекомендуется вечером принимать горячую ванну или посещать сауну: перегрев организма тоже не способствует здоровому сну. Ты сама не заметила, как выпила (или съела) кофеин Всем известно, что кофеин мешает сну, потому мы пьем кофе по утрам, чтобы…

    Валерий Ильинский Основатель и генеральный директор Genotek Давай проверим, сможешь ли ты отличить правду о генах от вымысла? Женский оргазм связан с генами ПРАВДА. Влияние генетики на женское сексуальное здоровье и поведение активно изучается. Ученые обнаружили взаимосвязь между определенными вариантами генов и возрастом первого полового контакта, способностью получить оргазм при мастурбации, верностью партнеру, выраженностью сексуального желания и возбуждения, готовностью ко вступлению в брак и склонностью к частой смене партнеров. В большинстве таких исследований ученые рассматривают генетические вариации в рецепторе дофамина, который отвечает за нашу мотивацию. Нашлись и гены, определяющие, как сильно на твою сексуальную конституцию повлияют, например, антидепрессанты. Если человек засыпает во время стресса, то всему виной гены ПРАВДА. Нарколепсия — самое хорошо…

    Инсульт у меня случился 31 января 2019 года. В тот день ничего не предвещало беды. Я вместе с коллегами поехала в картинг-центр. И когда проходила круг на большой скорости, почувствовала невыносимую боль — словно что-то взорвалось в голове. Мне стало плохо, я сжала зубы и подумала: «Главное — не упасть в обморок». После чего потеряла сознание, и мой карт на полном ходу взрезался в ограждение. Минут через двадцать я очнулась. Пока ждали скорую, я сама передвигалась, выходила на улицу, хотя в таких случаях человек должен находиться в горизонтальном положении. Просто окружающие не знали толком, что со мной случилось и что нужно делать. Помню, как ехала на скорой, как долго ждала очереди на прием. Дежурный доктор направил меня в реанимацию, и уже на следующий…

    1. Тромбы Минимальный риск появления тромбов — у обладателей первой группы, у второй и третьей он на 30% выше, у четвертой — на 20%. 2. Рак желудка Здесь опять же повезло тем, у кого первая группа. А вот у второй риск гораздо выше, но причины этого пока не известны. 3. Язвы В этом вопросе повезло обладателям второй и третьей группы, а те, у кого первая, могут с большей вероятностью страдать от язвы желудка. Специалисты предполагают, что все дело в разном иммунном ответе на инфекцию. 4. Сердечная недостаточность Самый высокий риск — у третьей и четвертой групп, а у первой и второй — на четверть меньше. Почему так — пока никто не знает. 5. Рак поджелудочной железы И вновь обладатели первой группы имеют наименьшие шансы…

    Можно ли чувствовать себя красивой и жить счастливо с псориазом? Мы поговорили об этом со специалистами, финалисткой конкурса «Мисс Вселенная» и «вице-мисс Россия 2009» Ксенией Шипиловой, а также с директором отдела красоты Cosmopolitan и генеральным директором Johnson & Johnson в России Катериной Погодиной на открытой лекции 24 октября в «Зарядье». Запись прямого эфира доступна по этой ссылке, а мы пока расскажем как это было. «Псориаз — социальное заболевание», — говорит Николай Потекаев, главный внештатный специалист по дерматовенерологии и косметологии Минздрава России. Это значит, что оно сильно меняет восприятие человеком самого себя и сказывается на его жизни. И его слова подтверждает история Ксении Шипиловой. «Сейчас мне 28 лет, и уже 18 из них я живу с диагнозом „псориаз“, — вспоминает…

    1. Ты больше не следишь за собой. Печально, но факт: после 45 случается, что женщина как будто опускает руки — не покупает красивую и модную одежду, отказывается от маникюра и косметолога, считает, что ей уже поздно идти в спортзал или записаться на танцы. Такое отношение к себе может сказаться и на собственной самооценке, и на отношениях с любимым мужчиной. А вывод прост: если хочешь оставаться привлекательной, ни в коем случае не переставай себя баловать, заботиться о себе, делать то, что доставляет радость. 2. Ты перестала заниматься сексом. С началом менопаузы в организме женщины начинается глобальная гормональная перестройка, может снизиться желание, появляются неприятные ощущения во время секса из-за сухости слизистой в интимной зоне. Здесь важно помнить, что отказываться от секса…

    Анна с мужем Виталием живут в Воронеже. Поженились, наладили быт, а через три года — долгожданная беременность. В июне, когда Анна была уже на шестом месяце, на очередном медосмотре врач заметил, что «что-то не так» с лейкоцитами. Она еще раз пересдала кровь, анализы отправили гематологу. А тот поставил примерный диагноз: «хронический миелоидный лейкоз». Сейчас сестра Анны Ольга рассказывает, что, пока ждали подтверждающий диагноз анализ — мутации генов, успели всей семьей пережить встречу со смертью. Никто не знал, как быстро станет развиваться лейкоз, сколько времени есть у Анны и успеет ли она выносить и родить малыша. Первый диагноз не подтвердился, и хотя было понятно, что лейкоз у Анны просто другого вида,…

    1. Ешь мало молочных продуктов Для роста мышечной массы и снижения веса важно употреблять больше молочного, особенно кисломолочного: творога, йогурта, ряженки. 2. Спишь в тепле Исследования показали, что если установить в спальне температуру не выше 18−19 градусов, будет активнее сжигаться так называемый коричневый жир, который используется для обогревания тела. 3. Полностью исключаешь углеводы В целом диеты с низким содержанием углеводов полезнее диет с минимумом жиров, но полностью убирать их не стоит, особенно если ты занимаешься спортом. Мышцы требуют гликогена, который вырабатывается из углеводов, в противном случае у тебя просто не будет энергии. 4. Неправильные перекусы Не нужно есть низкокалорийные рисовые батончики, позволь себе орехи. Жирные кислоты в них…

    К числу распространенных урологических заболеваний относится мочекаменная болезнь. Чаще всего конкременты образуются у людей среднего и старшего возраста. Как правило местом локализации камней становятся почки, реже они появляются в мочевом пузыре или мочеточниках. Этиология заболевания Причины возникновения заболевания до конца не изучены, однако специалисты выделяют несколько предрасполагающих к данной патологии факторов: неправильный рацион, включающий продукты с большим количеством белка и кислот (к образованию камней может привести и недостаток фосфора и кальция); малоподвижный образ жизни; патологическое строение мочевыводящих путей, например, слишком узкие мочеточники; хронические воспалительные патологии. Клиническая картина мочекаменной болезни Это…



    Просмотров