Комитет по предпринимательству в сфере туризма. Первые «трещины» нового закона о туризме Новый закон в туризме с 01.01

С наступлением нового года кардинально меняются некоторые отрасли, в том числе и закон о туризме 2017 года. Туристические фирмы получат новые требования, которые несколько будут жестче, чем были. Но при всем этом права самих туристов будут защищаться на должном уровне.

Ситуация в туризме

Туристическая отрасль за последние 2-3 года никак не могла процветать и развиваться. На это оказал влияние появившийся кризис в стране, что вызвало сокращение туристов по всем направлениям для отдыха. Многое оказало влияние и установленные запреты по определенным туристическим местам. Теперь есть ограничения на поездки в некоторые страны мира, на курорты. В большей степени это связано с политической направленностью, а не от самих отдыхающих.

Стоит отметить, что не все туристические компании и фирмы смогли уверенно играть на рынке. Жизнь определенных из них сократилась, и они сбавили свои обороты до минимального значения. Они делали все для того, что сократить свои затраты, но при этом угодить клиентам. Но все же зачастую именно права отдыхающих нарушались почти постоянно.

С этой целью, с целью защиты прав потребителей, правительство страны начала внедрять в жизнь реформу, которая напрямую касается деятельности в области туризма.

Инновации в туризме с 2017 года

Государственный реестр туристических агентств начал появляться еще в 2015 году по инициативе президента страны. Это было предпринято для того, чтобы с рынка начали уходить полностью фирмы-однодневки, обманывающих простых граждан и создающих плохое мнение вообще о таких фирмах. Если какой-либо фирмы нет в реестре, с которой турист решил заключить договор, то лучше всего от нее вообще отказаться, так как есть большая вероятность мошенничества. Сотрудничать нужно именно с теми, кто проверен и позволяет делать карьеру на положительных отзывах.

Объединение «Турпомощь» полноценно начало функционировать в марте 2016 года. В настоящий момент каждая туристическая компания обязательно должна быть в списке реестра. Если этого не будет, то продать путевки для туристов будет невозможно. Фирмы должны подтвердить факт заключенных договоров с операторами, входить в перечень компаний реестра.

Фирма может быть вообще исключена из реестра. Здесь причиной может стать уведомление от самого оператора о том, что произошел разрыв любых договорных отношений с фирмой, являвшейся агентом.

По новому законодательству в сфере туризма от 2017 года к агентству относится лишь тот, кто осуществляет реализацию путевок, а также работающие за размер комиссии от туристического оператора. При этом они выступают от его имени или же по поручению. В настоящий момент это позволит значительно сократить количество агентств по всей стране, которых ранее насчитывалось более сорока тысяч. Законодательно они никак не контролировались.

Стоит отметить, что такие кардинальные меры направлены в большей степени на осуществление отдыха граждан за пределами страны. Но все же в настоящее время повышается количество желающих провести свой отпуск на российских курортах. По этой причине закон будет несколько корректироваться и изменяться, чтобы права туристов были защищены на всех уровнях и в полном объеме.

Среди новшеств стоит выделить и следующие очень важные пункты:

  • Реализованные путевки вносятся в реестр, где указываются полные сведения о гражданах, отдыхающих за границей, с местом, временем пребывания и других моментах. Это позволяет владеть информацией даже на случай каких-либо чрезвычайных происшествий.
  • Создается фонд персональной ответственности. Он необходим для того, чтобы страховать возможные риски для отдыхающих. От каждой путевки в него будет уходить 1% от полной стоимости.
  • Размер компании будет влиять на величину вносимых взносов в системе «Турпомощи» с 1 января 2017 года.
  • Появление электронной путевки, что начнет функционировать лишь с 2018 года.
  • К числу руководителей не смогут относиться те лица, у которых имеется не снятая и не погашенная судимость.

Размеры страховых взносов туроператоров с 2017 года

Фонд «Турпомощи» претерпел изменения, и теперь он будет состоять из двух фондов, куда добавиться еще и фонд персональной ответственности, прописанный в законе. Компенсационный будет заменен на резервный, куда будут вноситься средства в установленных размерах. При этом он не будет облагаться налогами.

Если у туроператора будет не более десяти тысяч туристов на выезд в течение года, а стоимость туристического продукта в данном направлении составит не более 40 млн рублей, то тогда размер взноса будет составлять 50 тысяч рублей. При количестве выездных туристов не более 100 тысяч человек – сумма будет увеличена вдвое до ста тысяч рублей.

300 тысяч рублей придется платить тем туристическим операторам, которые смогли отправить на отдых в течение года от ста до пятисот тысяч туристов. А если их количество будет превосходить полмиллиона, то размер взноса будет равен пятистам тысячам рублей.

Но при всем при этом остается очень много нюансов и неточностей в ФЗ, которые могут привести не только к проблемам функционирования фирм, но и их полному разорению с течением времени с начала действия новых положений закона.

Неясные моменты

Все вопросы вы можете задать опытным юристам. Получите бесплатную юридическую консультацию онлайн или по телефону, отправив запрос:

Нельзя получить ответ по агентствам, которые сотрудничают сразу с несколькими операторами в области туризма. Так, например, для реализации путевок в Венгрию существует три оператора. Но вместе с ними работают все агентства-посредники. Вопрос тут возникает в том, что из операторов в таком случае должна предоставлять информацию об имеющихся агентах, а также как происходит сотрудничество и взаимодействие с иностранными операторами. Что касается последних, то также не дан ответ по поводу того, как с них брать оплату.

В определенных ситуациях по установленным направлениям, операторы должны внести предоплату от полной стоимости выбранного тура, заключив соглашение. Но как поступать тем фирмам, которые работают лишь от комиссионных оператора, в размере 10-15%. Некоторые фирмы на этом фоне не смогут выжить и будут вынуждены принять решение о своей ликвидации. Это приведет к ослаблению туристического рынка. Пока условие будет оставаться в качестве обязательного, с рынка будут постепенно уходить одна за другой фирмы. Неизвестно их будет количество.

Проблемным остается направление регистрации в едином реестре фирм и компаний. Никакой государственный орган исполнительной власти не закреплен в качестве ответственного. То есть, нет того лица, кто будет отвечать за полноценную информацию в реестре и ее корректировку. Некоторыми полномочиями обладает объединение «Турпомощь», но все власти у него как такового не имеется.

В настоящий момент есть лишь одно условие, при котором может работать туристическое агентство на рынке – это наличие заключенного договора. Но этого совершенно недостаточно, чтобы вывести на необходимый уровень весь бизнес в области туризма. Вероятнее всего будут вноситься еще какие-либо изменения, и происходить корректировки в процессе существования законодательного акта.

Агентская деятельность турфирм с 1 января 2017 года

Инновации качественно коснулись работы агентов. Теперь они обладают своей ответственностью перед туристом, с которым работают. Туристический продукт должен быть реализован ему на должном уровне, в противном случае агент понесет установленную ответственность. Больше всего здесь касается передачи денежных средств, полученных от желающего отдохнуть туроператору. Кроме этого есть обязательное уведомление оператора о том, что заключен договор с туристом. Происходит согласование об условиях предоставления услуг и вариантах путешествия, отдыха. Несоблюдение данных норм приведет к появлению гражданской ответственности у туроператора.

Агенты не обязаны вступать в ряды «Турпомощи». А вот операторы должны сообщать в обязательном порядке о заключенных договорах с контрагентами.

Финансовая обеспеченность туристических фирм с 2017 года

Оператор туризма может осуществлять страхование своей деятельности сразу у нескольких страховщиков. Достаточно заключить договор страхования ответственности туроператора. Кроме этого он имеет право на несколько гарантий перед банком. Банковские гарантии и договора на страхование ответственности должны действовать в течение одного срока и прекращать действие в один день.

Финансовая обеспеченность ответственности оператора, который осуществляет свою деятельность на местном рынке или в области въездного туризма, должна быть равна как минимум 500 тысяч рублей. Если же речь касается выездного туризма, то тут цифры несколько отличаются:

  1. 10 млн рублей как минимум, при количестве туристов не более десяти тысяч и размере туристского продукта – не более сорока млн рублей.
  2. Не меньше 50 млн для операторов, которые в предыдущем году не работали по выездному туризму, а также для юрлиц, которые ранее не осуществляли деятельности в данном направлении.
  3. 3 процента стоимости продукта туризма для операторов при количестве отдыхающих больше 10 тысяч и размере стоимости продукта как минимум в 40 млн рублей. При этом размер финансовой обеспеченности не должен быть меньше 50 млн рублей.

Полномочия туристов

Туристы будут защищены по новому закону о туризме от 2017 года лучше, чем раньше. Но это в большей степени касается именно выездного туризма. Так, до начала путешествия отдыхающему должны быть выданы на руки билеты в обе стороны, а также документы, подтверждающие факт брони места в гостинице. При этом для него разъясняется право на осуществление страхования других возможных рисков. Это осуществляется дополнительно, но уведомить туриста следует. Возникает гражданская ответственность у туроператора.

Каждое лицо, заключившее договор с компаниями, имеет право потребовать копию сертификата, согласно которого они внесены в Единый реестр.

Ответственность туроператора с 2017 года и возможные наказания

Ответственность туроператора будет увеличена. Если взять, например, отсутствие регистрации в Едином реестре туроператоров, то с 2017 года размере штрафа составит от пяти до десяти миллионов рублей. Пострадают при этом и сами должностные лица, не выполнившие в полной мере свои обязанности, установленные законодательно. Кроме штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей, они будут отстраняться от деятельности как минимум на полгода. Более подробно вас проконсультирует юрист бесплатно по телефону или онлайн.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность», сообщается на сайте Кремля.

Наиболее серьезные изменения закона касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два - резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей - для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать . Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Напомним, что Госдума приняла законопроект сразу в двух чтениях 19 февраля 2016 года. На последней стадии замглавы Комитета по экономической политике и предпринимательству Михаил Емельянов внес последнюю поправку - о вступлении в силу нового закона не после официального опубликования, а с 1 января 2017 года. «Мы предложили перенести их на 1 января 2017 года для того, чтобы успеть внести соответствующие изменения в налоговое законодательство», - . Напомним, что компенсационный фонд «Турпомощи» не облагается налогом. Недавно в Думу был , который вводит аналогичные условия для резервного фонда, который после вступления в силу законопроекта № 677890-6, заменит собой компенсационный.

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность».

В его подготовке приняли участие Комитет ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма, Российский союз туриндустрии.

В новую редакцию закона были внесены около ста изменений.

Наиболее серьезные из них касаются организации фонда «Турпомощи». Вместо одного «компенсационного», туроператоры будут вносить средства в два – резервный (заменит компенсационный) и фонд персональной ответственности. Напомним, что закон предусматривает новую дифференциацию взносов в резервный фонд:

«50 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составил не более чем 10 тыс. туристов включительно, а общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год составила не более чем 40 млн рублей;

100 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет не более чем 100 тыс. туристов включительно, за исключением туроператоров, указанных в абзаце втором настоящей части;

300 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 100 тыс. туристов, но не более чем 500 тыс. туристов включительно;

500 тыс. рублей – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов.»

Частично закон регулирует и агентскую деятельность. У турагента, например, появляется самостоятельная ответственность за свою часть работы с туристом: «Турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента». Речь, в частности, идет об обязательстве агента передать денежные средства, полученные «от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором».

Турагент также обязан уведомить туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта. Турагент обязан согласовать с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условия путешествия (в том числе потребительские свойства туристского продукта) на основании запроса туриста и (или) иного заказчика, адресованного турагенту.

В законе нет нормы, обязывающей агентства вступать в реестр при «Турпомощи». Документ лишь предусматривает обязанность туроператора уведомлять объединение о своих контрагентах.

Ответственный секретарь Комитета по предпринимательству в сфере туризма, Е.Иванкова

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для « », в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию , вице-президент . По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

Вчера Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Он обсуждался почти два года и получил условное название закона об усилении ответственности туроператоров.

В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, это потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки.
Цель нынешних изменений - совершенствование законодательства в части правового регулирования выездного туризма, усиление ответственности участников рынка и повышение уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Предполагалось, что закон вступит в силу уже к летнему сезону 2016-го года. Однако турбизнесу удалось перенести этот срок и синхронизировать начало действия закона с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс.
На освобождении резервного и персонального фонда «Турпомощи» от налогов, а главное, на одновременном принятии налогового законопроекта вместе с поправками в отраслевой закон с самого начала настаивал Российский союз туриндустрии.
По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, очень важно, что оба закона вступят в силу одновременно. Это избавит турбизнес от необоснованных трат, так как нельзя облагать налогами средства, выделяемые компаниями в интересах потребителей. К тому же перенос даты вступления закона в силу на 1 января 2017 года позволит бизнесу адаптироваться к довольно серьезным изменениям в работе.

Финальный текст проекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» пока еще не обнародован. Однако уже сейчас можно назвать основные изменения, которые ждут отрасль:

- Фингарантии для туроператоров сохраняются . Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта — когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Взносы в «Турпомощь» отныне будут дифференцированными в зависимости от масштабов бизнеса компании. Минимальный взнос составит 50 тысяч рублей, максимальный — 500 тысяч рублей.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств , а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта . В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.

Серьезным достижением нового закона Юрий Барзыкин называет нормы, направленные на конкретизацию полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях, а также определение прав муниципальных образований. Эта тема также уже очень давно обсуждается в туризме. Разграничение и конкретизация этих полномочий, будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, социально-экономическому развитию регионов.

По оценкам экспертов, данных корреспондентам отраслевых СМИ, промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности.

30 марта приглашаем на семинар: Изменения Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в РФ»: новые правовые обязанности и последствия для турфирм



Просмотров