Когда нужны сту. Разработка и согласование сту по пожарной безопасности

В данной статье мы хотим подробно осветить такие вопросы как:

    входят ли специальные технические условия (СТУ) на проектирование в части обеспечения пожарной безопасности в состав проектной документации?

    можно ли сказать, что «разработка СТУ» входит в понятие «разработка (подготовка) проектной документации»?

Итак, что такое СТУ (Специальные технические условия) и из чего состоит проектная документация (ПД)? Состав проектной документации утвержден Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 (ред. от 10.12.2014) «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Всё содержимое Положения о составе разделов проектной документации, утвержденного Постановлением №87, это как раз и есть ответ на вопрос: из чего состоит ПД и что в себя включает?

Проектная документация для объектов капитального строительства состоит из нескольких разделов: Пояснительная записка, Архитектурные решения, Конструктивные и объёмно-планировочные решения и т.д. В том числе ПД содержит и раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (МОПБ), в который включаются описания и обоснования проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности проектируемого объекта, включая графические материалы в виде структурных схем систем противопожарной защиты и схем эвакуации. СТУ по обеспечению пожарной безопасности не содержатся в составе какого-либо раздела проектной документации, а также не фигурируют в постановлении как самостоятельный раздел. О специальных технических условиях в Постановлении №87 упомянуто только однажды — в пункте 5:

«В случае если для разработки проектной документации на объект капитального строительства недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены, разработке документации должны предшествовать разработка и утверждение в установленном порядке специальных технических условий. …»

Разработка СТУ должна предшествовать разработке проектной документации! Даже, если не погружаться глубоко в нормативно-техническую взаимосвязь между СТУ и проектной документацией, с точки зрения логики русского языка, уже понятно, что наличие слова «предшествовать» в п.5 Постановления №87 отделяет понятия «разработка СТУ» и «разработка ПД» друг от друга, формально расставляя эти два события по разным местам на временной шкале. Уже нельзя сказать что СТУ и проектная документация — это одно и то же.

Что такое СТУ? Исходя из того же пункта 5 Постановления №87, специальные технические условия — это документ, который содержит вновь разработанные нормы — те самые, недостающие или отсутствующие в нормативной базе РФ нормативные требования для проектирования конкретного уникального объекта или объекта с нестандартными проектными решениями. Примерно такое же определение «Специальным техническим условиям» дают ч. 8 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О БЕЗОПАСНОСТИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ) и ч. 2 статьи 78 Федерального Закона №123-ФЗ от 22.07.2008 (ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ О ТРЕБОВАНИЯХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ). Приказ Минрегиона России №36 от 01.04.2008 (пункт 2) прямо говорит о том, что «СТУ являются техническими нормами , содержащими (применительно к конкретному объекту капитального строительства) дополнительные к установленным или отсутствующие технические требования в области безопасности, отражающими особенности инженерных изысканий, проектирования, строительства, эксплуатации, а также демонтажа (сноса) объекта».

Таким образом, СТУ по обеспечению пожарной безопасности — документ, содержащий нормы, нормативные требования .

Получается, что по своему техническому смыслу любые СТУ — это индивидуальный нормативный документ , в соответствии с требованиями которого осуществляется проектирование конкретного объекта, для которого СТУ и были разработаны.

На графической схеме (ниже) просто, но наглядно, показано, что нормативные требования в части обеспечения пожарной безопасности, включенные в СТУ, стоят в одном ряду с требованиями, содержащимися в других документах: ФЗ №123-ФЗ и в нормативных документах (Сводах Правил). Проектная организация, имея на руках разработанные и согласованные в установленном порядке СТУ по пожарной безопасности, разрабатывает все разделы ПД (особенно это касается раздела МОПБ) для своего уникального (нестандартного) объекта в соответствии со следующими группами «пожарных норм»:

    нормативными требованиями Федерального Закона №123-ФЗ,

    нормативными требованиями нормативных документов (Сводов Правил),

    нормативными требованиями СТУ.

Специальные технические условия по пожарной безопасности, Федеральный Закон №123-ФЗ и нормативные документы по ПБ – вместе составляют комплекс документов, формирующих единый, полный набор нормативных требований в области пожарной безопасности (для уникального объекта).

В данной статье мы не затрагиваем вопрос значимости и юридического статуса Специальных технических условий как нормативного документа, равного по статусу Сводам Правил, например. Мы рассматриваем только назначение и роль документа «Специальные технические условия» с нормативно-технической точки зрения, основываясь на определениях этого документа, закрепленных в законодательстве.

Понятно, что если Специальные технические условия содержат обоснование отступлений от нормативных требований пожарной безопасности, то это не могут быть отступления от требований ФЗ, это могут быть только отступления от требований Сводов Правил. Поэтому разработчик проектной документации имеет право при проектировании объекта рассматривать и применять требования СТУ, как более приоритетные, в части противоречащей требованиям Сводов Правил. Для этого собственно законодательством и предусмотрена возможность обоснования в СТУ отступлений от требований нормативных документов, коими являются Своды Правил, но не является ФЗ.

И кстати говоря, сам факт того, что документ «Специальные технические условия» является инструментом, позволяющим обосновать отступления от требований нормативных документов (СП), — это ещё один веский аргумент в подтверждение того, что СТУ — это, по смыслу, нормативный документ. Получается, что нормы, содержащиеся в СТУ, фактически способны заменить в определённой части нормы Сводов Правил в случае отступления от СП. Кроме того, часть 9 статьи 6 Федерального Закона №384-ФЗ от 30.12.2009 говорит о том, что согласованные в установленном порядке специальные технические условия могут являться основанием для включения содержащихся в таких специальных технических условиях требований к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки в национальные стандарты и своды правил, применение которых обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона. То есть, СТУ — это нормы для конкретного объекта, но они имеют теоретическую возможность «перекочевать» в нац. стандарты и СП, в случае массового применения и схожести.

Надо отметить, что существует несколько факторов, из-за которых может ошибочно показаться, что СТУ – это всё-таки часть проектной документации. Во-первых, СТУ – это, как и проектная документация, адресный, индивидуальный документ, который, как и все разделы ПД, разрабатывается для одного конкретного объекта кап. строительства. При этом, СТУ и проектная документация вместе должны направляться в органы Экспертизы. И если не погружаться глубоко в суть вопроса, то можно принять СТУ за раздел проекта. Только надо понимать, что на самом деле СТУ направляются в Экспертизу не в качестве раздела ПД, а в качестве нормативного документа, в соответствии с которым были разработаны разделы ПД, содержащие уникальные проектные решения. Во-вторых, несмотря на то, что по логике и в теории разработка специальных технических условий (адресного нормативного документа) должна предшествовать разработке проектных решений, на практике очень часто получается наоборот. Зачастую только в процессе проектирования можно понять, что заказчик строительства или проектная организация планирует применить нестандартное проектное решение, которое выходит за рамки актуальной нормативной базы в области ПБ, и для которого недостаточно нормативных требований по пожарной безопасности. То есть только тогда, когда уже началась разработка ПД, становится понятно, что объект превращается в уникальный (нестандартный) в той или иной степени, и поэтому необходима разработка СТУ по пожарной безопасности на проектирование этого объекта. Это влечет за собой ввод нового этапа «разработка СТУ», который выполняется параллельно разработке ПД. Поэтому может показаться, что СТУ – это просто один из разделов проектной документации. Возникает ситуация, при которой СТУ фактически подгоняются максимально близко, насколько это возможно, под уже готовое уникальное проектное решение, которое заказчик предполагает, планирует применить на своём объекте. И в принципе, такой ход событий является нормальным, если говорить о практической стороне вопроса: по-другому просто невозможно иной раз, не начав проектировать, выявить недостаточность норм и, как следствие, необходимость в разработке СТУ. Как же понимать тогда Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №87, в котором говорится о том, что разработке ПД должны предшествовать разработка и согласование специальных технических условий, если на практике всё получается вроде бы наоборот? Дело в том, что если говорить о взаимосвязи двух процессов: 1) разработка и согласование СТУ и 2) разработка и согласование ПД , в начале проектирования, то картина одна: как правило, действительно, первым начинается процесс разработки проектной документации. Однако слово «предшествовать» п.5 Постановления №87 несёт в себе более глубокий смысл. Если рассматривать как связаны оба эти процесса цельно, от начала и до конца каждого из них, на всём отрезке проектирования, то картина вырисовывается совсем другая. Сначала завершается процесс: разработка и согласование СТУ – то есть, официально появляются нормативные требования (после согласования СТУ в МЧС и в Минстрое). И только потом завершается процесс разработки и согласования (экспертизы) ПД – то есть официально появляется окончательный проект с положительным заключением Экспертизы. И даже если в самом начале проектирования заказчик строительства заложил в проект некое нестандартное проектное решение, то оно пока ещё является его планом ; заказчик может на этом начальном этапе только планировать и предполагать , что в будущем будут разработаны и согласованы СТУ, легализующие возможность использования этого уникального решения именно в том виде, в котором хочет заказчик. Полноценные основания для включения этого проектного решения в проект у заказчика появляются только после, того как официально получены нормы, по которым это проектное решение было (будет) спроектировано, то есть после разработки и согласования СТУ. Также надо понимать, что СТУ это далеко не всегда постоянный, неменяющийся документ, который от разработки 1-ой редакции и до окончания всех согласований не подвергается никаким корректировкам. Процедура согласования специальных технических условий заключается в том, что СТУ рассматриваются и обсуждаются на двух нормативно-технических советах МЧС России и Минстроя России по очереди, где члены советов (эксперты, учёные) могут посчитать необходимым откорректировать, доработать СТУ (имеют полное на это право). Поэтому специальные технические условия в процессе согласования могут преобразиться в такую редакцию, которая будет отличаться от планируемой в начале. Бывает, что корректировки, вносимые в СТУ на стадии согласования, носят принципиальный характер. Это бывает нечасто, но теоретически такое возможно в рамках действующей процедуры соглсасования СТУ. В этом случае, заказчику иногда приходится корректировать своё нестандартное проектное решение так, чтобы оно соответствовало требованиям окончательной редакции СТУ, учитывающей мнения членов НТС. Иначе проект не пройдёт Экспертизу, т.к. будет на лицо несоответствие проекта требованиям согласованных СТУ в части обоснования нестандартных решений. Именно в таких ситуациях и становится очевидным, что сначала должны всё-таки появится нормы в окончательном варианте (согласованные СТУ), полностью прошедшие те этапы создания, на которых были возможны какие-либо изменения, а уже потом появляется основание использовать в проекте планируемое ранее нестандартное проектное решение с учетом приведения проекта в точное соответствие с требованиями этих норм (полностью согласованных СТУ). И в конечном итоге проект разрабатывается в соответствии с СТУ, проект подгоняется под финальную редакцию СТУ (с учетом мнения членов НТС), а не наоборот.

СТУ по пожарной безопасности — это по сути нормативные требования, необходимые для проектирования нестандартного объекта, то есть это нормативный документ, который в идеале уже нужно иметь на руках к моменту разработки проектных решений (точно также как мы имеем на руках ФЗ №123-ФЗ и Своды Правил). И несмотря на то, что на практике почти всегда СТУ разрабатываются одновременно с ПД, — формально применять требования СТУ при проектировании можно только после разработки и согласования СТУ, когда этот документ приобретает свою финальную редакцию и официальный статус, пройдя через все необходимые нормативно-технические советы (МЧС России и Минстроя России).

Проектная документация — это по сути описание и обоснование (текстовое, графическое, расчетное) проектных решений. Как нельзя сказать, что фраза «описание проектных решений» по смыслу включает в себя «разработку нормативных требований», так и нельзя сказать, что термин «проектная документация» включает в себя «Специальные технические условия».

Специальные технические условия по своему определению в рамках действующего законодательства ни при каких обстоятельствах не могут входить в состав проектной документации, являться её составной частью или самостоятельным разделом проекта. СТУ — это нормы, которые необходимы проектировщику для разработки конкретных проектных решений (проектной документации).

Соответственно, такой вид деятельность как «разработка (подготовка) проектной документации» не может включать в себя по умолчанию такую работу как «разработка СТУ».

Необходимость написания данной статьи вызвана тем, что, на практике в рамках своей деятельности профессиональные разработчики СТУ постоянно сталкиваются со случаями полного непонимания и незнания со стороны заказчиков СТУ, генеральных проектных организаций, и даже экспертов государственной (или негосударственной) экспертизы простой истины: ни формально, ни технически, специальные технические условия (СТУ) по пожарной безопасности — это не проектная документация, а индивидуальный нормативный документ, имеющий свой (особый) статус.

Каким образом проявляется это непонимание, и к чему оно приводит, мы постараемся подробнее рассказать в следующих статьях на примере конкретных случаев из реальной деятельности в области разработки СТУ.

Специальные технические условия (СТУ) – это документ, содержащий требования на проектирование и дальнейшее строительство конкретного объекта с учетом его индивидуальных особенностей, документ включает в себя комплекс дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий по противопожарной защите.

Разработка специальных технических условий на объекты капитального строительства осуществляется в следующих случаях:

  1. если нормативно-техническими документами в области пожарной безопасности не установлены требования к объекту, т.е. объект является технически сложным и уникальным;
  2. если проект содержит проектные решения, отличные от проектных решений в рамках действующих нормативных требований в области пожарной безопасности (например, превышение площади пожарного отсека, отсутствие системы пожаротушения, и т.д.).

Этапы разработки и согласования СТУ

Разработка СТУ в соответствии с техническим заданием

Оценка исходных данных: архитектурно-планировочных решений, конструктивных и объемно-планировочных решений, генерального плана, инженерных систем и др. На основании проводимого анализа определяется перечень необходимых компенсирующих или дополнительных мероприятий по пожарной безопасности, которые и являются основой специальных технических условий. Срок разработки – до 15 рабочих дней.

Согласование в МЧС России

СТУ направляются на согласование в МЧС России. Срок согласования – 30 календарных дней (может быть продлен до 45 дней).

Согласование в Минстрое России

Согласованные в МЧС России документы передаются на согласование в Минстрой России. Срок согласования – 30 календарных дней (может быть продлен до 90 дней).

Специальные технические условия представляют собой отдельный акт, в котором излагаются нормы и правила, необходимые при написании проектно-сметной документации. В отношении обеспечения пожарной безопасности составление техусловий нужно, когда в нормативных документах нет соответствующих требований к объекту или же действующие правила не подходят для конкретного сооружения, если применяются нетипичные проектные решения. Третий повод подготовки СТУ – наличие отступлений. Об этом сказано в части 8 статьи 6 ФЗ № 384.

Кто вправе составлять СТУ

СТУ – не раздел проекта. Данный факт многие не учитывают: техусловия относятся к нормативным требованиям, в то время, когда проект имеет описательный характер. В нем обосновывается выбор конструктивных решений, особенности архитектуры и прочие моменты.

Разработка и согласование СТУ относится к нелицензируемым видам деятельности. Организациям не требуется дополнительное разрешение на работу, не надо получать аккредитацию и прочее. В приказе Минстроя № 248 от 15 апреля 2016 года в пункте 4 утвержден Порядок разработки и согласования СТУ, согласно которому процедуру вправе проводить организации с достаточной материально-техническую базу и опыт в проведении подобного рода работ. Закон разрешает заниматься СТУ любой фирме, без ограничений. Допуск СРО не применяется к этому типу деятельности, поскольку технические условия не являются частью ПСД.

Правовая основа

Методические указания в части составления СТУ, их необходимость обусловлена следующими нормативными актами:

  • ФЗ № 69 от 21.12.1994 года, ст. 20;
  • ФЗ № 123, часть 2 ст. 78;
  • ФЗ № 384 от 30 декабря 2012 г., ч. 8, статья 6. Вводит в действие технический регламент относительно капитального строительства;
  • Постановление Правительства РФ 87 в редакции от 21 апреля 2018 года, пункт 5. Документ допускает применять СТУ при составлении проекта;
  • Приказ Минэкономразвития № 36 от 1.04.2008 г. определил порядок разработки, содержание, экспертизу и последующее применение составленных расчетов.

Написание техусловий регламентируется отдельными нормативными актами МЧС РФ и Минстроя РФ, предписывающие включение оценку пожарных рисков и регламентирующие процедуру проверки предоставленных документов.

Проверка СТУ

Согласование техусловий ПБ проводится в:

  • МЧС РФ: разработан Приказ № 710 от 28 ноября 2011 г.;
  • Минстрой РФ: процесс регламентирован Приказом от 15 апреля 2016 года № 248.

Необходимо последовательно обращаться в оба министерства, а не одновременно. Для столичных организаций процедура оценки (второй этап) осуществляется в Правительстве Москвы, то есть после МЧС разрешается подавать документы на экспертизу в Минстрой или в Москомэкспертизу в профильный комитет.

Какие проблемы снимает СТУ

Разработка специальных технических условий требуется для соблюдения нормативных норм пожарной безопасности при проектировании, строительстве и дальнейшей эксплуатации объектов и сооружений.

Грамотная разработка СТУ избавляет от решения ряда распространенных вопросов:

  • Для жилых зданий, высотой более 75 метров, и иных сооружений офисных, производственных и многопрофильных (более 50 м.) в случае отсутствия требований ПБ в создании проекта.
  • Не приходится монтировать автоматические системы тушения пожаров там, где по нормам ПБ подобные механизмы обязаны быть. Финансовая экономия;
  • В части проектировочных решений уходит необходимость составления специальных обоснований, например, если превышена площадь пожарного отсека, какие-либо проблемы с конструкцией эвакуационных путей и прочие моменты;
  • Допускается снижать расстояния между объектами, нет требований к особым параметрам противопожарных перегородок;
  • Отсутствуют правила к обеспечению пожарных проездов для спецтехники к сооружениям нестандартной формы или сложной архитектуры.

Этапы разработки

Составление СТУ делится на шесть этапов. Рассмотрим все стадии в отдельности, чтобы понять, когда процесс «тормозиться», и кто ответственен за это:

  1. Получение исходной информации от заказчика. Скорость и полнота представленных сведений прямым образом влияет на оперативность работы в целом. Здесь все зависит от клиента: он единственный исполнитель на данном этапе.
  2. Непосредственно разработка СТУ: на это уходит в среднем три недели, иногда процесс занимает 40 рабочих дней. Сюда не включено время, необходимое для утверждения техусловий заказчиком.
  3. Оценка пожарных рисков проводится одновременно со вторым этапом. Здесь важна полнота первичной информации, поскольку для начала расчетов требуются специальные данные. Когда они отсутствуют, что процесс затягивается из-за сбора недостающей информации. За второй и третий этап ответственен разработчик техусловий.
  4. Утверждение заказчиком: важная стадия, ведь по СТУ впоследствии строиться объект. Проводится корректировка и внесение замечаний.
  5. Согласованные СТУ подаются на проверку в МЧС РФ. Регламент определяет срок от 30 до 45 дней, который уходит на рассмотрение документов в министерстве.
  6. Экспертиза в Минстрое России. Так как у процесса нет статуса государственной услуги, то в учреждении документы могут находиться от месяца до трех.

Последние два этапа зависят исключительно от работы чиновников. Причем, разрешенных законом способов «ускорить» процесс не существует. Все организации, обещающие согласовать СТУ за две недели, сильно лукавят. Разработчик СТУ никаким образом не в состоянии повлиять на сроки рассмотрения документов в государственных органах. Предоставление данной услуги и ее сроки полностью в компетенции госорганов.

В понятие сопровождение процесса согласования входит составление СТУ, их отправка и получение, а также защита приведенных данных, оформление разъяснений и внесение требуемых коррективов.

Примерные сроки составления

Разработка СТУ длится от 3 до 3,5 месяцев: все зависит от оперативности заказчика в части предоставления исходных сведений и наличия конструктивных особенностей объекта. Не стоит также забывать, что разработка и согласование СТУ – процесс, в который вовлекается сразу несколько участников. На скорость составления влияет то, насколько хорошо налажено взаимодействие между всеми сторонами.

Расчет стоимости

Итоговая цена на разработку СТУ начинается от 800 тысяч рублей. Сюда входит полный комплекс предоставляемых услуг: от проверки объекта и проекта до прохождения всех этапов согласования во властных структурах.

Да, начальная стоимость достаточно внушительная, однако, эти цифры несопоставимы с вероятными финансовыми потерями в случае необходимости переделки уже готовых сооружений или их частей, проведении ненужных противопожарных мероприятий.

Фирмы ведут достаточно гибкую ценовую политику, позволяя заказчикам самостоятельно проводить некоторые этапы разработки СТУ, например, процедуру согласования. Условия, влияющие на стоимость:

  • Сложность возводимого объекта, его параметры.
  • Скорость выполнения работ: за срочность придется доплатить.
  • Присутствие стандартных конструктивных решений снижает итоговую стоимость, а уникальные элементы или детали повышают цену.
  • Отклонение от принятых нормативов: данный факт берется во внимание, когда строительство объекта уже началось, и в процессе выяснились разногласия между ПСД и действующими нормами в СНиПах и ГОСТах.

Прежде, чем заключать договор с конкретной фирмой, надо убедиться, что организация обладает достаточным опытом в данной сфере. Ведь ошибки или просчеты потом могут дорого (в финансовом смысле) обойтись заказчику. Важно, чтобы организация занималась разработкой СТУ для разных типов объектов: жилых, производственных и иных. Плюс, если в списке стоят предприятия нефтегазовой сферы, поскольку составление документации для них требует высшей квалификации от сотрудников. Опыт подтверждается реальными работами, а не словами менеджера. Требуется также узнать репутацию исполнителя и ознакомиться с отзывами на сайтах в интернете.

Специальные Технические Условия пожарной безопасности (СТУ)

При проектировании и строительстве новых объектов, в случае отклонения от пожарных норм требуется разработка СТУ, в которых разрабатываются нормы пожарной безопасности применительно к данному конкретному объекту.

Зачастую разработка СТУ требуется для складских логистических комплексов, торговых, развлекательных, офисных центров, зданий и сооружений нефтегазовой отрасли.

СТУ (специальные технические условия) – это документ, содержащий правила проектирования, которые разрабатываются для уникального объекта строительства, для которого не определены нормативные требования пожарной безопасности в общих нормативных документах. СТУ позволяют урегулировать несоответствия проекта существующим требованиям в области пожарной безопасности, и при этом сохранить возможность применения проектных решений с точки зрения экономической и технической целесообразности. СТУ являются обязательной частью проектной документации для этих объектов, входят в состав проектной документации в Раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (раздел ППМ, МОПБ). Раздел ППМ содержит описание принятых проектных решений в части обеспечения пожарной безопасности объектов различного функционального назначения. В первую очередь в обязательном порядке должны предусматриваться решения, обеспечивающие эвакуацию людей при пожарах.

Основание для разработки СТУ — отсутствие норм проектирования для объектов, имеющих особые уникальные параметры.

В процессе разработки СТУ устанавливаются четкие требования для конкретного объекта, что даёт возможность существенно упростить подготовку проектной документации и её последующее согласование. Вместе с СТУ выполняется Расчет пожарных рисков (согласно 404 приказу МЧС), в котором расчетным путем подтверждается безопасность пребывания людей на объектах. Необходимость в проведении расчетов по оценке пожарного риска определяется наличием в проекте решений, применение которых требует обоснования такими расчетами. Расчет риска может проводиться на разных стадиях, и в зависимости от особенностей проекта, может являться как приложением к СТУ, так и входить в состав раздела МОПБ.

СТУ пожарной безопасности разрабатывается для следующих объектов:

  • Технически-сложные, уникальные объекты
  • Объекты без установленных норм проектирования
  • Отступления от норм в проектной документации
  • Несоответствие проекту (допущены ошибки при строительстве)
  • Невозможности проведения некоторых обязательных мероприятий по пожарной безопасности на объекте

Необходимость разработки СТУ:

  • Здания высотой более 50 метров
  • Жилые дома высотой более 75 метров
  • Здания у которых более одного подземного этажа
  • Здания особо сложной архитектуры
  • Объекты находящиеся на территории двух и более субъектов РФ
  • Объекты с зафиксированными нарушениями, устранение которых не представляется возможным

Первичная документация для разработки СТУ:

  • Архитектурно-планировочные решения
  • Чертежи
  • Схема организации земельного участка
  • Описание объекта в целом
  • Функциональное назначение помещений
  • Сведения о наличии и количестве пожароопасных веществ и материалов, а также о количестве людей в помещениях

Этапы разработки и согласования СТУ:

  1. Анализ предоставленной документации, составление перечня отступлений
  2. Подготовка технического задания ТЗ на разработку СТУ
  3. Расчет пожарных рисков в рамках разрабатываемых СТУ
  4. Формирование итогового документа СТУ, согласование с Заказчиком
  5. Согласование СТУ в Департаменте Надзорной Деятельности МЧС России и в Минстрое РФ .
  6. В отдельных случаях СТУ по обеспечению пожарной безопасности согласовываются только c МЧС России.
  7. После согласования, в качестве приложения к проектной документации, СТУ предоставляется в орган (не)государственной экспертизы, где все разделы проекта проверяются на соответствие действующим требованиям пожарной безопасности, в том числе требованиям специальных технических условий.

Нормативная база:

Приказ Минстроя России от 15.04.2016 г., №248/пр «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

Порядок организации работы МЧС России по согласованию СТУ определен Приказом от 28 ноября 2011 года № 710.
Приказ МЧС РФ от 28 ноября 2011 г. N 710 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Выдержка из ФЗ №123, Статья 78, п.2.

«Для зданий, сооружений, строений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности»

Раздел ППМ (раздел МПБ, МОПБ) – это раздел 9 (раздел 8 для линейных объектов) проектной документации (в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87) на объекты капитального строительства.

Согласно п. 9 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ в состав проектной документации объектов капитального строительства включается раздел «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (раздел ППМ, раздел МОПБ).

Разработка и согласование (специальные технические условия) СТУ на обеспечение пожарной безопасности – это технические нормы проектирования, которые разрабатываются на конкретный объект капитального строительства, для которого недостаточно или не установлены требования пожарной безопасности и надежности в действующей нормативно – правовой документации.

Стоимость разработки СТУ на обеспечение пожарной безопасности

Название Вид работ/услуг Стоимость [руб.] Действие
Изготовление СТУ Разработка специальных технических условий (СТУ) на обеспечение пожарной безопасности и сопровождение в согласующих организациях 900 000 RUB Заказать услугу
Инженерные мероприятия Разработка комплекса инженерных мероприятий (КИМ) 450 000 RUB Заказать услугу

Предоставляем свои услуги в разработке и согласовании специальных технических условий (СТУ) для объектов любых функциональных назначений и сопровождает при согласовании в Минрегионе РФ и МЧС РФ. Знания наших специалистов позволяют быстро и успешно разрабатывать и согласовывать СТУ для заказчиков с положительным результатом.

Порядок разработки и согласования специальных технических условий устанавливается Министерством регионального развития Российской Федерации, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности в соответствии с Приказом от 01.04.2008г. №36.

В специальных технических условиях должны содержаться следующие данные:
  • детальное обоснование необходимости разработки СТУ и недостающие нормативные требования для данного конкретного объекта;
  • перечень вынужденных отступлений от требований действующих технических нормативных документов;
  • сведения об инвесторе (заказчике), генеральной проектной организации и разработчике СТУ;
  • описание объекта в целом и его важнейших элементов с изложением объемно-планировочных и конструктивных решений с приложением схемы организации земельного участка и чертежей архитектурно-планировочных решений.
Разработка сту по пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
  • Приказ Министерства регионального развития РФ от 01.04.2008г. №36. О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства;
  • Федеральный закон от 22 июля 2008г. №123-ФЗ. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности;
  • Федеральный закон от 30.12.2009г. №384-ФЗ. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений;

СП 2.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

Специальными техническими условиями являются правила проектирования, отдельно разрабатываемые для уникального строительного объекта, в том числе опасного производственного объекта, для которого в общих нормативных документах нет определений нормативных требований относительно их пожарной безопасности. Для таких объектов в соответствии с нормами и правилами Российской федерации разработка СТУ является обязательной частью проектной документации.

Степень обеспеченности планируемого к строительству объекта действующими нормативными положениями ИКЦ ПТБ делит разработку СТУ на три вида.

Нормы первого вида содержат технические требования на проектирование, строительство и эксплуатацию объектов согласно статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В эти нормы входят и иные объекты, при составлении проекта которых не достаточно требований по надежности и безопасности, которые установлены нормативными техническими документами.

Нормы второго вида отличаются особыми техническими требованиями, предъявляемыми для обеспечения сейсмической безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов на площадках сейсмичностью 9 баллов.

Нормы, которые содержат технические требования на проектирование и строительство объектов в части обеспечения пожарной безопасности относятся к третьему виду.

Разработка СТУ начинается с получения исходных данных относительно конкретного объекта. Идет ознакомление с принципиальными техническими решениями объекта, в том числе объемно-планировочными и конструктивными решениями, применяемыми материалами и изделиями. Применимы ли они в целом к объекту или его частям, отдельным видам конструкций или инженерным систем.

Необходимы так же отчеты по инженерным изысканиям.

Анализируя имеющуюся нормативную базу конкретного объекта, служащего основой для выработки недостающих нормативных положений, разрабатывают отсутствующие СТУ по определенным направлениям.

Министерство регионального развития Российской Федерации проводит согласование СТУ. Прежде чем предоставить проект СТУ в Минрегион России он направляется в организацию, сведения, о которых внесены в реестр организаций по проведению научно-технической экспертизы СТУ для прохождения независимой научно-технической экспертизы.

Разработка СТУ для объектов любых функциональных назначений входит в услуги компании «РосТехПроект».

Будем рады сотрудничеству с вами.

1 апреля 2008 года, несмотря на внешне несерьезный характер этой даты, глубоко изменило систему технического регулирования в России. Именно в этот день Министерство регионального развития Российской Федерации выпустило исторический приказ № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства», который кардинально поменял многолетний подход к проектированию зданий и сооружений с жесткого линейного соответствия действующим, и на тот момент во многом устаревшим СНиП или СП, на возможность некоторого отступления от существующих норм, хотя и с определенными оговорками про вынужденность этих отступлений.

С этого момента для всех людей, связанных со строительством, началась новая эпоха. Сначала очень аккуратно, опасливо, потом уже с большей уверенностью многие компании-заказчики пробовали использовать специальные технические условия при строительстве разнообразных объектов. Сейчас уже прошло более 5 лет с момента начала этого процесса, и в данном обзоре нам бы хотелось дать свой ретроспективный взгляд на историю разработки СТУ в России, благо мы сами не только были одними из пионеров в данной области, но и успешно продолжаем в ней работать по настоящее время.

В скором времени после выхода уже упомянутого приказа № 36 Минрегиона России мы приступили к разработке своего первого СТУ по тематике трубопроводного транспорта. Тема СТУ была очень специфическая, и никакой нормативной документацией не регламентированная: существовала построенная насколько лет назад линейная часть трубопровода не введенная в эксплуатацию, которую наш Заказчик хотел приспособить под перекачку ШФЛУ (широкая фракция легких углеводородов). Предмет СТУ, помимо редкой ситуации с построенным и брошенным трубопроводом, заключался в том, что в соответствии со СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» трубопроводы Ду500 вообще запрещается использовать для перекачки ШФЛУ. Также существовала проблема ненормативных сближений (по требованиям того же СНиП 2.05.06-85* для наибольшего разрешенного диаметра продуктопровода ШФЛУ (Ду400)) нашего трубопровода с различными объектами инфраструктуры. Тут следует отметить, что сами по себе эти расстояния были достаточно большими (около 1000 м), однако, после печально знаменитой аварии на магистральном продуктопроводе ШФЛУ «Сибирь-Урал-Поволжье», произошедшей 4 июня 1989 вблизи железнодорожного перегона «Аша — Улу-Теляк » под Уфой, требования к расположению магистральных трубопроводов, транспортирующих сжиженные углеводородные газы (СУГ), были сильно ужесточены.

Разработка первого СТУ была очень долгой, с проведением большого количества натурных испытаний металла труб, подтверждающих их соответствие существующим требованиям, с проведением предварительной внутритрубной диагностики линейной части и оценкой его текущего технического состояния. Сам получившийся документ содержал около 120 страниц и очень подробно раскрывал все аспекты проектирования, реконструкции, строительства, приемки в эксплуатацию и самой эксплуатации продуктопровода. Следует отметить, что часть разделов этих СТУ дублировала существующую НТД, но так как документ был первым, то подсознательно казалось, что больше не меньше, хуже от этого не будет. Пояснительная документация составляла и того больше - страниц 300, включая в себя подробный анализ риска для рассматриваемого трубопровода. Соответственно, обязательная на тот момент научно-техническая экспертиза таких огромных СТУ длилась более полугода, причем, так как образцов СТУ тогда еще не существовало, то требования к документу вырабатывались прямо по ходу экспертизы, которую в то время проводил Центр методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ОАО ЦНС). В несколько итераций СТУ приобрели окончательный вид и положительное заключение экспертизы на них подписал сам И.Д. Красулин, руководитель разработки того самого СНиП 2.05.06-85*, от указаний которого наши СТУ и отступали. После этого, вместе с положительным заключением экспертизы, СТУ были направлены на согласование в Министерство регионального развития РФ, где, после проведения нормоконтроля и последующей редакторской правки, и были успешно согласованы. Забирали СТУ, как первенца из роддома - уж очень тяжело они дались…

В дальнейшем все остальные СТУ разрабатывались уже быстрее, появлялся опыт и у нас - разработчиков, и у экспертов, и у ответственных специалистов Минрегиона России, пока в один прекрасный момент не были изменены правила согласования СТУ. Вместо научно-технической экспертизы в независимой организации и последующего согласования СТУ Минрегионом, при самом Министерстве был создан научно-технический совет, который взял на себя часть функций экспертизы. Пока эта система не сформировалась, несколько месяцев получить согласование СТУ было практически невозможно.

Вообще все, что касается процедуры согласования специальных технических условий, за прошедшие 5 лет уже менялось несколько раз. Выходили и изменялись нормативные документы Министерства, содержащие требования к составу и оформлению СТУ. СТУ, как часть системы технического регулирования, были внесены в федеральное законодательство (пункт 8 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»), менялся состав научно-технического совета и т.д. Да, что говорить, если даже ответственный орган федеральной власти за прошедшие 5 лет сменился уже трижды: сначала за согласование СТУ отвечал сам Минрегион России, затем Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой России), и вот теперь Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской федерации (Минстрой России). То ли еще будет…

Но если отвлечься от самой процедуры согласования, то с помощью СТУ за прошедшее время нам удалось решить целый ряд технических проблем наших заказчиков, которые до появления этого могущественного инструмента остались бы нерешенными. В течение этих 5 лет мы разрабатывали СТУ на самые разнообразные объекты нефтегазовой промышленности: магистральные и промысловые трубопроводы, кустовые площадки, объекты очистки и переработки нефти и газа. Вот только краткий перечень тех вопросов, которые нам вместе с нашими заказчиками удалось решить:

  • размещение трассы трубопроводов в пределах действующей и перспективной застройки населенных пунктов;
  • размещение объектов на кустовых площадках в соответствии с новыми техническими требованиями (например, дополнительные требования к расстояниям между устьями скважин, количеству скважин на кусте и др.);
  • размещение трассы трубопровода на сокращенных расстояниях от объектов инфраструктуры;
  • оснащение трубопроводов механо-технологическим оборудованием в соответствии с условиями прокладки (например, изменение расположения и количества узлов запорной арматуры, запуска СОД);
  • изменение конструкции объектов (например, дополнительные требования к применению внутренней изоляции на промысловых нефтегазопроводах);
  • размещение площадочных объектов в соответствии с новыми техническими требованиями.

Но главное то, что все приведенные выше технические решения не только решали поставленные нашими заказчиками вопросы, но и обеспечивали необходимый уровень промышленной, пожарной или сейсмической безопасности объектов. Иногда для этого приходится не просто разрабатывать новые технические решения в рамках существующей концепции проектирования, но и предлагать новые подходы к самой концепции проектирования и обеспечения безопасности трубопроводов. Более подробно про один такой случай, а именно применение концепции исключения разрывов можно прочитать перейдя .

Правда, иногда удается решить проблемы заказчика и более простым способом. Вот пример. В одном известном северном регионе России было запланировано строительство установки комплексной подготовки газа (УКПГ). ВНТП 01-81 «Нормы технологического проектирования объектов газодобывающего предприятия и станции подземного хранения газа» п. 8.4. на установках подготовки газа для обеспечения непрерывности производства предписывают: «установки подготовки газа (первичной сепарации, низкотемпературной сепарации, абсорбционной осушки газа и др.) включают от 2 до 6 технологических линий, одна из которых используется в качестве резервной…». Следует отметить, что по действующему законодательству этот документ ВНТП 01-81 не является обязательным, однако местный филиал ФАУ Главгосэкспертиза России этого иногда не признает, и, так как никакой замены этому ВНТП до сих пор не вышло, требует следовать его нормам. В нашем же случае строительство отдельной резервной линии низкотемпературной сепарации на УКПГ было явно нецелесообразно ввиду прогнозируемой неравномерности объемов добываемой продукции на месторождении (максимальная добыча прогнозируется лишь в течение нескольких лет из планируемого времени эксплуатации).

Таким образом, построенная резервная линия будет иметь технологическое значение только около 30 % времени расчетной эксплуатации УКПГ. Все остальное время данный объект не будет иметь технологического значения, одновременно увеличивая потенциальную опасность УКПГ. Это связано с появлением на площадке дополнительного сложного оборудования, влияющего на прочность конструкции всего объекта и увеличивающего общую вероятность отказов.

Теперь сравним график поставки газа на рассматриваемую УКПГ с типичным распределением отказов по времени на любом промышленном объекте.

Из сравнения двух графиков очевидно, что период полной загрузки УКПГ совпадает с минимальным периодом отказов оборудования установки, а периоды максимальных отказов по причине начальных дефектов и износа соответствуют временным интервалам, когда УКПГ загружена не полностью, и резервом является одна из основных линий НТС. Исходя из этих посылок, нам удалось разработать и успешно согласовать СТУ на УКПГ, разрешающее строительство установки без резервной технологической линии на начальном этапе эксплуатации. Впоследствии при падении объемов газа и потенциальном увеличении отказов по причине износа в резерв было запланировано вывести одну из действующих линий.

Это всего лишь несколько примеров, каким образом с помощью СТУ можно принимать более гибкие проектные решения. Однако, самое главное при разработке специальных технических условий, это помнить о промышленной или пожарной безопасности проектируемого объекта. Все технические решения в СТУ должны быть обоснованы и надежность, и безопасность объекта после разработки СТУ должна быть, по меньшей мере, не ниже, чем существующие показатели промышленной безопасности и надежности объекта строительства, заданные действующими нормативными документами РФ и зарубежных стран. Всегда нужно помнить, что ответственность за принятые технические решения, даже при согласовании СТУ федеральными органами РФ, лежит на заказчике строительства и разработчике СТУ, и пользоваться этим очень интересным инструментом только в целях экономии бюджета, безусловно, не следует.



Просмотров