Какие взыскания являются административными в доу. Административное взыскание

Университет «Кайнар»

Административное право

Самостоятельная работа студента с преподавателем на тему:

Виды административных взысканий


Глава 1. Виды административных взысканий

За совершение административных правонарушений к физическому лицу могут применяться следующие административные взыскания:

Предупреждение;

Административный штраф;

Возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения;

Конфискация предмета, явившегося орудием либо предметом совершения административного правонарушения, а равно имущества, полученного вследствие совершения административного правонарушения;

Лишение специального права;

Лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий, в том числе исключение из реестра;

Приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя;

Принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения;

Административный арест;

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан иностранца или лица без гражданства.

К юридическим лицам за совершение административных правонарушений могут применяться административные взыскания, перечисленные выше (кроме приостановления или запрещения деятельности индивидуального предпринимателя и административного ареста), а также приостановление или запрещение деятельности или отдельных видов деятельности юридического лица.

Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание). Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательным средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности – более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.

Штраф – мера имущественного характера. В связи со сложившейся финансовой ситуацией в нашей стране предусмотрено определение размеров штрафа кратно месячному расчетному показателю (МРП) устанавливаемому законом РК о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию. То есть речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т.д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.

В ст. 50 КоАП подчеркнуто, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Все дело в том, что это – мера взыскания, а взысканию лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, - значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. К сожалению подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.

Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.

В числе взысканий КоАП называет два вида лишения специального права: управления транспортными средствами и охоты. Подобная санкция применяется за грубое или систематическое нарушение порядка пользования правом. Взыскание относится к числу длящихся, минимальный размер его –один месяц, а максимальный – два года (лишение права управления транспортными средством может быть на срок до 10- ти лет).

Административный арест применяется на срок до 15суток (за отдельные виды правонарушений до 30 суток) по постановлению районного (городского) суда, судьи. Административному аресту не могут подвергаться беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до 12 лет, несовершеннолетние, инвалиды I и II групп, а также к женщинам в возрасте свыше 58 лет и мужчинам в возрасте свыше 63 лет.

Административный арест применяется лишь в исключительных случаях. Это означает, что судья, прежде чем избрать такое взыскание, должен установить, что применение иных мер воздействия к правонарушителю нецелесообразно.

Административное выдворение за пределы Республики Казахстан состоит в принудительном и контролируемом перемещении лиц через государственную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных законом, - контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Казахстана. Это взыскание может применяться только к иностранцам и лицам без гражданства.

Многими нормативными актами предусмотрено такое взыскание, как отзыв лицензии, квалификационного аттестата (аттестаты выдаются только индивидуальным субъектам). Такие документы выдаются только в порядке разрешительной системы и на определенный срок. Лицензия и квалификационный аттестат предоставляют право заниматься определенной деятельностью, а их отзыв лишает такого права. Поэтому названная мера – это тоже лишение специального права. Рассматриваемое административное взыскание применяется за совершение уполномоченными лицами, нарушений, связанных с деятельностью, предусмотренной лицензией (квалификационным аттестатом).

Отзыв лицензии отличается от лишения права тем, что последняя мера применяется только к гражданам, а отзыв лицензии используется как мера воздействия и на юридических лиц. Лишение права производится на срок до трех лет. А лицензия и аттестат отзываются навсегда. Но это не означает, что лицо никогда не будет иметь такого разрешения.

Отзыв действует с даты соответствующего постановления. И эти он отличается от аннулирования лицензии, что означает признание ее недействующей с даты подачи.

Глава 2. Принципы наложения административных взысканий

В главе 7 Кодекса об административных правонарушениях закрепляют следующие принципы карательного воздействия:

Административное взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, предусмотренных в статье особенной части настоящего раздела за данное административное правонарушение, в точном соответствии с положениями настоящего Кодекса.

Административное взыскание должно быть справедливым, соответствующим характеру правонарушения, обстоятельствам его совершения, личности правонарушителя.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, в том числе его поведение до и после совершения правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитывается характер административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Наложение административного взыскания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было наложено указанное взыскание, устранения допущенных нарушений и возмещения ущерба.

За одно административное правонарушение может быть наложено одно основное либо основное и дополнительное.


Введение

Глава 1. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

2 Предупреждение

3 Исправительные работы

4 Административный арест

1.5 Лишение специального права и лишение права заниматься определенной деятельностью

6 Конфискация, депортация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения

Глава 2. ПРИНЦИПЫ НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

2 Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений

Заключение


Введение


Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения. Статья 23 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест.

Система административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим последствиям санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

В теории права юридическая ответственность понимается как реализация правовой санкции в случае правонарушения, как применение наказания к правонарушителю. При этом наказание выступает как общеправовая категория, присутствующая и в выговоре за нарушение трудовой дисциплины, и в административном штрафе, и в лишении свободы, назначенном по приговору суда, и во взыскании гражданско-правовой неустойки.


Глава 1 ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ


Административное взыскание является мерой административной ответственности.

Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами.

Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством.

За совершение административных правонарушений применяются следующие виды административных взысканий:

) предупреждение;

) исправительные работы;

) административный арест;

) лишение специального права;

) лишение права заниматься определенной деятельностью;

) конфискация;

) депортация;

) взыскание стоимости.

В отношении юридических лиц применяются административные взыскания, указанные в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 части статьи 6.2 КоАП.

Административные взыскания, указанные в пунктах 3, 4, 6, 7, 9 статьи 6.2 КоАП, налагаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Административные взыскания в виде административного ареста за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.27 настоящего Кодекса, а также в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, налагаются органами внутренних дел.

К основным и дополнительным административным взысканиям относятся:

Предупреждение, штраф, исправительные работы и административный арест применяются в качестве основного административного взыскания.

Лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также депортация могут применяться как в качестве основного, так и дополнительного административного взыскания.

Конфискация, взыскание стоимости применяются в качестве дополнительного административного взыскания.

За одно административное правонарушение могут быть наложены основное либо основное и дополнительные административные взыскания.

Дополнительные административные взыскания применяются в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, за исключением взыскания стоимости.



Штраф является основной мерой административного взыскания и широко применяется в сочетании с дополнительными мерами, особенно конфискацией. В качестве примера можно назвать такие статьи КоАП, как ст. 9.16 (отказ в приеме на работу); ст. 11.7 (нарушение порядка ведения кассовых операций); ст. 11.21 (нарушение установленного порядка формирования и размещения страховых резервов); ст. 12.9 (нарушение порядка осуществления торговой посреднической деятельности) и др.

Со времени принятия и введения КоАП в действие в правовом регулировании административного штрафа произошли существенные изменения. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрено определение размеров штрафов, налагаемых на физических и юридических лиц в базовых величинах (в ряде случаев в процентах сумм налогов, пошлин, сборов и процентах от доходов, полученных в результате нарушения соответствующих норм и правил, например ст. 13.2, 13.4, 13.6 и др.).

Согласно законодательству от уплаты штрафа освобождаются несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет в случаях, если они не имеют своего заработка, стипендии и (или) иного собственного дохода), а также военнослужащие срочной службы.

При исчислении размера штрафа органам и должностным лицам, его применяющим как административное взыскание, следует иметь в виду, что базовая величина является величиной переменной и по мере развития инфляции постоянно корректируется соответствующим постановлением правительства . Увеличение базовой величины влечет и увеличение денежного выражения штрафа за одно и то же административное правонарушение. Поэтому законодателем установлено правило, по которому размер штрафа исчисляется в сумме, кратной базовой величине, установленной законодательством на момент окончания, пресечения или обнаружения (если день совершения установить невозможно) правонарушения.

Минимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может быть менее одной десятой базовой величины. Минимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может быть ниже двух базовых величин, а на юридическое лицо - десяти базовых величин.

Максимальный размер штрафа, налагаемого на физическое лицо, не может превышать пятидесяти базовых величин. Максимальный размер штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не может превышать двухсот базовых величин, а на юридическое лицо - тысячи базовых величин при исчислении штрафа в базовых величинах.

Штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, порядка налогообложения и управления, налагаемый на физическое лицо, может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать пятисот базовых величин.

Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратного размера стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Размер штрафа, налагаемого на физическое лицо в соответствии со ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь, устанавливается от десяти до пятидесяти базовых величин.

Административное законодательство в отличие от уголовного не предусматривает возможности назначения наказания ниже низшего предела. Поэтому наложение штрафа в меньшем размере, чем это указано в санкции соответствующей нормы, расценивается как нарушение законности .

Нужно отметить, что нередко нормы КоАП и других нормативных актов устанавливают размер штрафа в зависимости от того, какое по рангу должностное лицо этот штраф налагает. В таких случаях, если орган или должностное лицо, правомочные наложить штраф в определенном размере, видит, что нарушение серьезно, и потому штраф в таком размере будет явно несоразмерным тяжести содеянного, то он передает материал о проступке вышестоящему органу для наложения штрафа в более крупном размере.

Штраф может быть наложен и на месте совершения правонарушения в случаях, предусмотренных соответствующей статьей Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях. Такое право предоставлено строго ограниченному кругу должностных лиц - инспекторам некоторых государственных инспекций, контролерам на транспорте и др.

Штраф, если он не взыскивается на месте, должен быть уплачен нарушителем в срок, установленный законодательством. При неуплате штрафа по истечении данного срока штраф взыскивается в принудительном порядке из зарплаты или иного заработка, пенсии или стипендии оштрафованного.

административный взыскание правонарушение конфискация

1.2Предупреждение


Предупреждение применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое взыскание, предупреждение налагается путем издания письменного постановления. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться, как взыскания.

О профилактической роли административного воздействия свидетельствует широкое применение такой меры пресечения, как предупреждение о прекращении противоправного поведения (ряд государственных инспекций дает предписание) . Данная мера состоит в том, что нарушителю разъясняют противоправный характер его действий, обязывают их прекратить, устранить допущенные нарушения и предостерегают о возможности применения более строгих мер принуждения. Это производится письменно компетентным государственным органом, одновременно может быть установлен конкретный срок выполнения обязанности.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения является самостоятельным пресекательные средством, если закон устанавливает, что в начале к нарушителю должна применяться эта мера, а в случае дальнейшего неисполнения правовой обязанности - более строгая. Так, снести самовольно возведенное строение, установить административный надзор можно, если и после сделанного ему предупреждения гражданин продолжает нарушать закон.

Предупреждение о прекращении противоправного поведения производится, когда правонарушение еще и не окончено, с целью пресечения противоправного поведения, и в установленных законом случаях является обязательным первым принудительным средством. Во избежание путаницы необходимо рассматриваемое средство воздействия называть предостережением. Эту меру пресечения следует отличать от предупреждения как взыскание, которое налагается за определенный проступок компетентным государственным органом путем вынесения специального постановления.


3 Исправительные работы


Исправительные работы в соответствии со ст. 6.6 устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобожденного от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст. 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Исправительные работы не могут быть назначены:

  • беременным женщинам;
  • инвалидам I и II группы;
  • лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
  • женщинам в возрасте старше пятидесяти пяти лет и мужчинам в возрасте старше шестидесяти лет;
  • военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях; военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям. .
  • Отбываются исправительные работы по месту постоянной работы виновного, на предприятии и в организации, независимо от формы собственности: государственной, частной и др.
  • Часть заработка (не более 20 %) удерживается в доход государства (ст. 6.6 КоАП). Размер вычета определен в процентах, а не в твердой сумме. Таким образом, реальный размер вычета зависит от величины заработка. Удержания не производятся из пенсий и пособий, получаемых в порядке социального обеспечения и социального страхования, а также из выплат единовременного характера.
  • Применение исправительных работ, помимо материальных потерь для нарушителя, предусматривает и некоторые другие ограничения:
  • невозможность в течение срока отбывания исправительных работ уволиться по собственному желанию;
  • время отбывания не засчитывается в общий трудовой стаж, дающий право на получение ежегодного отпуска, надбавок к заработной плате за выслугу лет и других льгот.
  • Срок отбывания исправительных работ исчисляется со дня получения администрацией предприятия, организации, где работает нарушитель, копии постановления судьи по делу, которым нарушителю определено это взыскание. Если нарушитель находится в очередном отпуске, то началом срока отбывания исправительных работ должен считаться первый день его выхода на работу.
  • Нарушитель обязан отбыть исправительные работы до полной отработки положенного числа рабочих дней. В этот срок засчитывается время, в течение которого нарушитель не работал по уважительным причинам, и ему в соответствии с законом выплачивалась зарплата. .
  • Также засчитывается время болезни или то, которое было предоставление для ухода за больным, время, проведенное в отпуске по беременности и родам. Не засчитывается время болезни, вызванной опьянением или действиями, связанными с опьянением.
  • Назначение исправительных работ допускается за совершение довольно незначительного круга административных проступков.
  • Необходимо отличать исправительные работы как административное взыскание от такого же наказания, предусмотренного Уголовным кодексом. Последнее назначается приговором суда за совершение преступления на срок от двух месяцев до двух лет и влечет за собой судимость. Исправительные работы как мера административной ответственности не влекут судимости и не являются основанием для увольнения с работы.
  • 1.4 Административный арест
  • К лицам, совершившим административные правонарушения, в ряде случаев применяется такая мера административной ответственности, как административный арест (ст. 6.7 КоАП). Административный арест является наиболее тяжким взысканием из всех мер административной ответственности. Это вытекает из характера осуществляемого при этом принуждения и порядка его применения. Суть взыскания заключается во временном, краткосрочном лишении свободы с установлением особого режима содержания и возможным использованием арестованных без оплаты их труда на физических работах.
  • Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. Статья 6.7 КоАП предусматривает арест только за проступки, которые по своей опасности приближаются к преступлениям.
  • Арест может назначаться только судьей (органами государственного управления административный арест не применяется).
  • В ст. 6.7 КоАП не указывается, какие случаи могут рассматриваться как исключительные. Однако основания для применения ареста содержатся в конкретных статьях кодекса, предусматривающих соответствующие санкции. Они применяются, если по обстоятельствам дела и с учетом личности нарушителя другие предусмотренные в статье взыскания будут признаны недостаточными. Поскольку нижний предел административного ареста в законе прямо не указан, а продолжительность его исчисляется в сутках (в отличие от исправительных работ, которые исчисляются в днях), он назначается на срок не менее одних суток.
  • Часть вторая ст. 6.7 КоАП содержит перечень и указание на лиц, к которым не может применяться арест. Согласно ему данная мера административной ответственности не применяется к:
  • беременным женщинам;
  • инвалидам I и II группы;
  • женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;
  • лицам, имеющим на иждивении инвалидов I группы;
  • лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими восьмидесятилетнего возраста;
  • несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет;
  • военнослужащим, проходящим военную службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях;
  • военнообязанным во время прохождения сборов, а также лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.
  • Все указанные обстоятельства должны быть подтверждены соответствующими документами.
  • Применение административного ареста не влечет судимости, не является основанием для увольнения с работы и не прерывает стажа работы. .
  • Однако в отношении арестованных установлены определенные материальные последствия. В частности, за время нахождения под арестом им не выплачивается заработная плата по месту постоянной работы, взыскивается стоимость питания и содержания.
  • Порядок исполнения постановления об административном аресте, отбывания этого взыскания, а также вопросы трудового использования лиц, подвергнутых аресту, урегулированы в соответствующих статьях процессуально-исполнительного кодекса.
  • Режим содержания является одним из средств достижения целей ареста. Он обеспечивает:
  • ?строгую изоляцию, охрану и постоянный надзор за арестованными в целях предотвращения совершения ими новых правонарушений;
  • раздельное содержание арестованных в зависимости от пола, вида совершенного правонарушения;
  • соблюдение внутреннего распорядка спецучреждений ОВД;
  • применение к арестованным средств исправления и воспитания (воспитательная работа, трудовое использование).

В настоящее время такой режим определен лишь для нарушителей, арестованных за неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего или иного лица при исполнении ими обязанностей, и арестованных за совершение мелкого хулиганства.

К арестованным, нарушающим требования режима, могут применяться установленные меры воздействия. .

Например, к тем, кто проявляет буйство, оказывает сопротивление или совершает иные насильственные действия, применяется надевание наручников или связывание на время до двух часов.

Необходимо отметить, что в юридической теории и практике закреплены и применяются два вида ареста: дисциплинарный (по дисциплинарным уставам) и арест как мера уголовного пресечения, предусмотренный уголовно-процессуальным законодательством. Их нельзя отождествлять с административным арестом.

Административный арест и исправительные работы назначаются только судом, за исключением случаев, предусмотренных декретами Президента и другими законодательными актами Республики Беларусь.


1.5Лишение специального права и лишение права заниматься определенной деятельностью


Лишение специального права (ст. 6.8 КоАП) есть вид административного взыскания, состоящий во временном ограничении правосубъектности гражданина за административный проступок. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Если гражданин совершает определенные административные проступки, орган исполнительной власти на время лишает его специального права. Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами.

Управление источником повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил дорожного движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья, поэтому право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующие удостоверения. На территории Беларуси кроме национальных действуют также и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям Конвенции ООН о дорожном движении 1968 г.

Законодатель ограничивает возможность применения рассматриваемого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами и права охоты. Такая санкция применяется за грубые или систематические нарушения.

Взыскание относится к числу длящихся, минимальный его размер - шесть месяцев, а максимальный - пять лет. Исходя из принципа гуманизма закон не разрешает применять такую меру, как лишение права управления транспортным средством, в отношении лиц, которые пользуются им в связи с инвалидностью, за исключением случаев, когда они привлекаются за управление транспортным средством, будучи в состоянии опьянения. . Нельзя лишать права охоты лиц, для которых она является основным источником существования.

К транспортным средствам законодатель относит все виды автомобилей, тракторы и иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, мотоциклы и другие механические транспортные средства, мопеды, маломерные суда. Виды нарушений правил управления транспортными средствами, за которые назначается лишение права управления, точно сформулированы в КоАП.

Лишение права охоты предусмотрено не за все, а только за систематические и грубые нарушения правил охоты.

Лишение права заниматься определенной деятельностью согласно ст. 6.9 КоАП применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требует- специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким ни дом деятельности.

Лишение права заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от шести месяцев до одного года. Лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, устанавливается в пределах срока лишения права управления транспортными средствами, указанного в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.


1.6Конфискация, депортация и взыскание стоимости предмета административного правонарушения


Конфискация в соответствии со ст. 6.10 КоАП Республики Беларусь состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, совершившему административное правонарушение, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся, только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь.

Кроме «обычной» конфискации правонарушитель, может быть, подвергнут и специальной конфискации, включающей в себя принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, изъятых в качестве орудий или средств совершения административного правонарушения.

Если лицо, совершившее административное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся объектами правонарушения, обращаются в доход государства по решению суда.

Конфискация вещей, являющихся непосредственными объектами административных таможенных правонарушений, производится независимо от того, находятся они в личной собственности лица, совершившего административное таможенное правонарушение, или нет. . В случае если лицо, совершившее административное таможенное правонарушение, не установлено, вещи, являющиеся непосредственным объектом такого правонарушения, подлежат обращению в собственность государства по решению суда.

Депортация (ст. 6.11 КоАП Республики Беларусь) - административное выдворение за пределы Республики Беларусь - применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Эти субъекты согласно законодательству, могут быть подвергнуты административному выдворению как мере административного взыскания за следующие нарушения:

  • если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц;
  • если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка;
  • ? если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное, валютное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности.
  • В Законе Республики Беларусь от 18 июня 1993 г. № 2435-ХП «О здравоохранении» предусмотрено, что если иностранные граждане и лица без гражданства уклоняются от освидетельствования на выявление заражения вирусом иммунодефицита человека (СПИД) или профилактического наблюдения, они могут быть выдворены из Республики Беларусь в порядке, установленном ее законодательством (ст. 27 Закона).
  • Решение о применении этой меры в зависимости от оснований выдворения принимается органами внутренних дел или органами государственной безопасности с последующим уведомлением об этом через МИД Республики Беларусь соответствующих дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств. В соответствии с п. 28 Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь выдворение производится органами внутренних дел или органами государственной безопасности.
  • Депортация может исполняться добровольно и в принудительном порядке. В первом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства самостоятельно определяют способ и транспортное средство для выезда из республики и в установленный срок покидают ее пределы. . Административное выдворение осуществляется в принудительном порядке, когда иностранные граждане уклоняются от выезда либо имеются достаточные основания полагать, что они могут скрыться на территории республики от органов, исполняющих данное административное взыскание. Такие лица с санкции прокурора могут быть задержаны на срок, необходимый для выдворения.
  • Эта мера осуществляется за счет личных средств выдворяемых либо за счет принимающих их организаций или лиц, их пригласивших. Предусмотрен также механизм и порядок компенсации государственным органам денежных затрат, связанных с производством депортации. Иностранному гражданину, выдворенному за пределы Республики Беларусь, может быть отказано во въезде в республику на срок до трех лет.
  • Взыскание стоимости предмета административного правонарушения. Такая мера административного взыскания состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Согласно ч. 2 ст. 6.12 КоАП решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств может быть принято при отсутствии предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения против порядка таможенного регулирования. Под стоимостью понимается регулируемая цена, если таковая на эти предметы установлена, а в других случаях - свободная цена на день выявления правонарушения. Если определить стоимость товаров и транспортных средств невозможно, то в указанном порядке она определяется на основании заключения эксперта.
  • Таким образом, рассмотрев понятие административного взыскания и его виды, можно сделать следующие выводы:
  • ? государство реагирует на нарушение или неисполнение установленных им административно-правовых норм путем привлечения виновных к ответственности;
  • наряду с другими средствами административное
    взыскание позволяет обеспечивать нормальное функционирование государственных и общественных органов, поддерживать общественный порядок и безопасность;
  • административная ответственность выражается в следующих основных формах, объединяемых понятием «административные взыскания»:
  • морального характера (предупреждение);
  • имущественные и денежные (штраф, конфискация взыскание стоимости предмета административного правонарушения);
  • направленные на личность нарушителя (исправительные работы, административный арест, лишение специального права, депортация).

Специфическим признаком административных взысканий является то, что они носят характер наказания. . Это отличает их от иных мер административного принуждения.


Глава 2 ПРИНЦИПЫ НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ


1 Смягчающие и отягчающие обстоятельства административных взысканий


Административное взыскание за совершенное административное правонарушение налагается с учетом положений Общей части настоящего Кодекса в пределах, установленных санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение. Специальная конфискация, взыскание стоимости или лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, применяются независимо от того, указаны ли они в санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса.

При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

) чистосердечное раскаяние физического лица, совершившего административное правонарушение;

) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий такого правонарушения;

) добровольное возмещение или устранение причиненного вреда либо исполнение возложенной на лицо обязанности, за неисполнение которой налагается административное взыскание;

) наличие на иждивении у физического лица, совершившего административное правонарушение, малолетнего ребенка;

) совершение административного правонарушения физическим лицом вследствие стечения тяжелых личных, семейных или иных обстоятельств;

) совершение административного правонарушения физическим лицом под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

) совершение административного правонарушения несовершеннолетним или лицом, достигшим семидесяти лет;

) совершение административного правонарушения беременной женщиной.

Суд, орган, ведущий административный процесс, могут признать смягчающими административную ответственность и иные обстоятельства, не указанные в настоящей статье.

Смягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

) продолжение противоправного деяния, несмотря на требование прекратить его;

) совершение административного правонарушения повторно;

) вовлечение несовершеннолетнего в административное правонарушение;

) совершение административного правонарушения группой лиц, то есть хотя бы двумя физическими лицами, совместно участвовавшими в его совершении в качестве исполнителей;

) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

) совершение административного правонарушения по мотивам расовой, национальной либо религиозной розни;

) совершение административного правонарушения в отношении женщины, беременность которой заведомо известна физическому лицу, совершившему административное правонарушение;

) совершение административного правонарушения с использованием лица, заведомо для физического лица, совершившего административное правонарушение, страдающего психическим заболеванием или слабоумием;

) совершение административного правонарушения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

) совершение административного правонарушения должностным лицом в связи с исполнением служебных обязанностей;

) совершение административного правонарушения в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии.

Суд, орган, ведущий административный процесс, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать отягчающим административную ответственность обстоятельство, указанное в пункте 2 части 1 настоящей статьи.

Суд, орган, ведущий административный процесс, не могут признать отягчающим ответственность обстоятельство, не указанное в настоящей статье.

Отягчающее административную ответственность обстоятельство, предусмотренное статьей Особенной части настоящего Кодекса в качестве признака административного правонарушения, не может учитываться при определении меры ответственности физического лица, совершившего административное правонарушение.

2.2 Наложение административного взыскания при совершении нескольких административных правонарушений


При совершении двух или более административных правонарушений, образующих совокупность, основное и дополнительные административные взыскания налагаются за каждое совершенное административное правонарушение в отдельности.

Порядок, предусмотренный частью 1 статьи 7.4 КоАП, применяется и в случаях совершения нескольких административных правонарушений, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же судом или органом, ведущим административный процесс. При этом суд, орган, ведущий административный процесс, наложив основное либо основное и дополнительное административные взыскания отдельно за каждое административное правонарушение, окончательно определяют административное взыскание за совершенные административные правонарушения путем полного или частичного сложения таким образом, чтобы оно не превышало:

) штраф, исчисляемый в базовых величинах и налагаемый на физическое лицо, - ста базовых величин, а в случаях нарушения законодательства в области безопасности движения и эксплуатации транспорта - двухсот базовых величин, законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления - четырехсот базовых величин;

) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на индивидуального предпринимателя, - четырехсот базовых величин, а в случаях нарушения законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, таможенного регулирования и порядка управления - тысячи базовых величин;

) штраф, исчисляемый в базовых величинах, налагаемый на юридическое лицо, - двух тысяч базовых величин;

) лишение специального права - пяти лет;

) лишение права заниматься определенной деятельностью - двух лет, за исключением лишения права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, срок которого не может превышать пяти лет;

) административный арест - двадцати пяти суток.

К окончательному основному административному взысканию суд, орган, ведущий административный процесс, присоединяют дополнительные административные взыскания, наложенные за отдельные административные правонарушения.

Постановления о наложении административных взысканий, относящихся к различным видам, наложенные за отдельные административные правонарушения, приводятся в исполнение самостоятельно.

При наложении взыскания за совершение нескольких правонарушений, образующих повторность, взыскание налагается в пределах санкции статьи Особенной части настоящего Кодекса, предусматривающей ответственность за данное правонарушение.


Глава 3. СРОК ДАВНОСТИ НАЛОЖЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ


Срок административного взыскания исчисляется в случае применения:

административного ареста - сутками;

лишения специального права и лишения права заниматься определенной деятельностью - месяцами, годами.

Административное взыскание может быть наложено:

) за совершение административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

) за совершение длящегося административного правонарушения - не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования - не позднее шести месяцев со дня его совершения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.21, частями 1 и 2 статьи 15.22, частью 1 статьи 15.26, статьей 15.30, частями 3-7 статьи 15.32, частью 3 статьи 15.35, частью 3 статьи 15.37, статьей 15.51, частью 1 статьи 15.63 КоАП, - не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.24, 20.1, 21.1-21.4, 21.6-21.8, 21.12, 21.17, 23.7-23.9, 23.11-23.13, 23.20, 23.23, частями 1, 2, 5 и 6 статьи 23.27, статьями 23.36, 23.37, 23.42, частью 1 статьи 23.45, статьями 23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 КоАП, - не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 13.1, 13.8-13.11 КоАП, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, статьей 13.14 КоАП, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.21, частями 3 и 4 статьи 23.27, частью 1 статьи 23.55 КоАП, - не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения;

) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 КоАП, - на физических лиц и индивидуальных предпринимателей - не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев со дня его обнаружения;

) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.79 КоАП, - не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела, прекращения проверки и разъяснения заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо прекращения предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но не позднее трех лет со дня совершения административного правонарушения.

В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

В случае невозможности установить личность иностранных граждан или лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания или транзитного проезда, в течение сорока восьми часов административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня установления личности иностранного гражданина или лица без гражданства.

В срок административного ареста засчитывается срок административного задержания физического лица ст.7.7 КоАП.

Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением ст.7.8 КоАП.

При наличии хотя бы одного из смягчающих обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 5 части 1 статьи 7.2 КоАП, и отсутствии отягчающих обстоятельств, предусмотренных пунктами 1, 3-9 и 11 части 1 статьи 7.3 КоАП, административные взыскания в виде штрафа налагаются в размере, уменьшенном в два раза, либо в пределах установленных в санкциях статей Особенной части настоящего Кодекса минимальных и максимальных размеров, уменьшенных в два раза.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, можно сделать вывод, что административное взыскание налагается в пределах, установленных актом, предусматривающим ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание может применяться лишь к лицу, его совершившему, в пределах санкции, предусмотренной за данное правонарушение. Не допускается применение взыскания ниже низшего предела.

Взыскания за административные правонарушения должны налагаться с учетом: характера совершенного правонарушения, определяемого объектом посягательства, его последствиями, распространенностью данного вида праонарушений и состоянием борьбы с ними; личности нарушителя и степени его вины (предшествующее поведение на работе и в быту, умышленное или неосторожное нарушение и т. д.); имущественного положения, с тем чтобы при применении взысканий, влекущих неблагоприятные для нарушителя последствия (штрафа, исправительных работ, лишения специальных прав), не были ущемлены интересы его малообеспеченной семьи.

Административные взыскания являются карательными, "штрафными" санкциями и состоят в лишении или ограничении прав, благ.

Задачу специального предупреждения некоторые наказания решают не только своим воспитательным воздействием, но и лишением субъекта возможности совершать новые нарушения.

Поэтому можно различать меры, которые оказывают только исправительно-воспитательное воздействие (штраф, исправительные работы) и которые наряду с исправительно-воспитательным воздействием создают невозможность совершения новых нарушений (конфискация, лишение прав).

Взыскания в какой-то степени сходны с мерами пресечения, с их помощью осуществляется специальная превенция.

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

Список использованной литературы


1. Алехин А.П., Козлов Ю.М. Административное право. Учебник. - М., 1994., с. 195.

2Административное право Республики Беларусь. Альбом схем: Учебн. Пособ. / Под ред. А.И. Сухарковой. Мн.: Академия МВД РБ, 1995., с. 286.

Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1993., с. 256.

Бахрах Д.Н Административная ответственность: Учебн. Пособ. М., 1999., с. 246.

5Вельский К.С. К вопросу о предмете административного права / "Государство и право", 1997. № 11, с, 14-21.

Вельский К.С. О системе административного права / "Государство и право", 1998, № 3, с, 5-11.

Кулапов В.Л. Основы теории государства и права: Методические рекомендации для повторения курса. - Саратов: СГАП, 1999., с. 163.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Мн., 2002.

Манохин В.М., Адушкин Ю.С.. Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. М.: Юристъ, 1996., с. 186.

с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Административное взыскание - это мера ответственности, при­меняемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное взыскание всегда выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Оно, являясь принуди­тельной мерой, в то же время содержит в себе и воспитательную цель.

Нормы Кодекса об административных правонарушениях закрепляют систему видов административных взысканий: предупреж­дение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совер­шения или предмета административного правонарушения; конфиска­ция орудия совершения или предмета административного правонару­шения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пре­делы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета админист­ративного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также администра­тивное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в соответствии с положениями ст. 3.3. КоАП РФ могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий. Другие административ­ные взыскания, перечисленные нами ранее - могут применяться толь­ко в качестве основных.

За одно административное правонарушение уполномоченным на то органом или должностным лицом может быть наложено либо толь­ко основное взыскание, либо основное и дополнительное взыскания вместе.

Предупреждение и административный штраф

Предупреждение как мера административного взыскания выно­сится в письменной форме - протоколом. Но есть случаи, предусмот­ренные законом, когда данный вид взыскания может выноситься иным способом. Устное предупреждение не является административным взысканием.

Административный штраф есть денежное взыскание. В системе административных взысканий - это самая распространенная мера, которая применяется почти за все виды административных правона­рушений.

В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены не­сколько вариантов исчисления величины штрафа:

Во-первых, величина, кратная минимальному размеру оплаты труда на момент окончания или пресечения правонарушения (без учета районных коэффициентов);

Во-вторых, величина, кратная стоимости предмета административ­ного правонарушения на момент окончания или пресечения пра­вонарушения;

В-третьих, сумма неуплаченных налогов, сборов, подлежащих упла­те на момент окончания или пресечения административного пра­вонарушения, либо сумма незаконной валютной операции.

Возмездное изъятие орудия совершения или

предмета административного правонарушения

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета адми нистративного правонарушения состоит в его принудительном изъятии и последующей его реализации с передачей вырученной суммы быв­шему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.

Однако необходимо помнить о том, что возмездное изъятие огне­стрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охрана является основным источником существования.

Возмездное изъятие следует отличать от реквизиции. Разница в том, что возмездное изъятие - это мера административного взыска­ния за правонарушение, в то время как основанием для реквизиции является не правонарушение, а государственная необходимость.

Принудительное изъятие предмета, явившегося объектом правона­рушения, может быть обращено в пользу собственника, например, изъя­тие незаконно выловленной рыбы для возвращения собственнику.

Конфискация орудия совершения или предмета

административного правонарушения

Конфискация орудия совершения или предмета администра­тивного правонарушения состоит в принудительном безвозмездном

обращении этого предмета в собственность государства. Причем, как подчеркивается в ст. 3.7. КоАП, конфискованы могут быть лишь пред­меты, находящиеся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Однако за нарушение таможенных правил, предметы контрабанды подлежат конфискации независимо от того, являются ли они собствен­ностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ч. 1 ст. 380 ТК РФ).

Конфискация допускается только по судебному решению. Кон­фисковано может быть не вообще все имущество нарушителя, а лишь те предметы, которые являются орудиями или объектами администра­тивных проступков. Конфискация служит как основной, так и дополни­тельной (например, к штрафу) мерой административного взыскания.

Законодатель определяет категории лиц, к которым не применяет­ся конфискация в процессе административного разбирательства. Так, например, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, иных орудий охоты, не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права

Лишение специального права, предоставленного данному граж­данину, предполагает лишение права управлять транспортными сред­ствами, права охоты сроком до трех лет за грубое или систематичес­кое нарушение порядка пользования этим правом.

Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус.

Лишение права управления средствами транспорта относится к наиболее строгим административным взысканиям. Применение этого административного взыскания влечет для водителя-профессионала запрет на определенный срок работать по специальности, а для водителя-любителя - в течение установленного срока управлять принад­лежащим ему транспортным средством.

Однако и здесь законодатель делает исключение для определен­ной категории лиц. Так, в соответствии со ст. 3.8. КоАП, данное взыскание не может применяться к лицам, которые пользуются этими сред­ствами в связи с инвалидностью, кроме случаев управления в состоянии опьянения, невыполнения требования работника милиции об оста­новке транспортного средства, оставления в нарушение установлен­ных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого они являются, уклонения от прохождения в установленном порядке освидетельствования на состояние опьянения.

Лишение права охоты применяется к тем лицам, которые грубо нарушают правила охоты, например, охота без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями или способами и так далее.

Применение этого административного взыскания отнесено к пол­номочиям Государственной охотничьей инспекции.

Лишение права охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования (п. 4 ст. 3.8. КоАП).

Административный арест

Административный арест применяется в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до 15 суток. А за нарушение требований режима чрезвычайного поло­жения или режима в зоне проведения контртеррористической опера­ции - до 30 суток.

Административный арест назначается только судьей (ст. 3.9. КоАП).

Лица, к которым применяется административный арест, лишаются на его срок свободы, содержатся под стражей в специально пред­назначенных для этой цели учреждениях органов внутренних дел (изо­лятор временного содержания или спецприемник) и используются на физических работах.

Также законодатель в статье 3.9. КоАП определяет, что админист­ративный арест не может применяться: к беременным женщинам; жен­щинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет; к лицам, не достигшим 18-летнего возраста; к инвалидам первой и второй групп.

Применение административного ареста не влечет судимости и не является основанием для увольнения с работы.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста.

Административное выдворение за пределы Российской Феде­рации иностранных граждан и лиц без гражданства состоит в прину­дительном и контролируемом перемещении лиц через государствен­ную границу за пределы страны, а в случаях, предусмотренных зако­нодательством Российской Федерации, - контролируемом самосто­ятельном выезде выдворенных из Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства может быть подвергнуто административному выдворению за следующие право­нарушения:

Если его действия противоречат интересам обеспечения государ­ственной безопасности или охраны общественного порядка;

Если это необходимо для охраны здоровья и нравственности на­селения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, проживающих на территории РФ;

Если гражданин другого государства грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Россий­ской Федерации, таможенное, валютное или иное российское зако­нодательство.

Дисквалификация

Дисквалификация - это новый вид административного взыска­ния, который заключается в лишении физического лица права зани­мать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управле­нию юридическим лицом, а также осуществлять управление юридичес­ким лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Рос­сийской Федерации.

Административное наказание в виде дисквалификации назначает­ся судьей. Данный вид административного наказания может быть при­менен только к лицам, осуществляющим организационно-распоряди­тельные функции в органе юридического лица, к членам совета дирек­торов, а также лицам, осуществляющим предпринимательскую деятель­ность без образования юридического лица, в том числе, к арбитраж­ным управляющим.

Административное взыскание - это мера государственного принуждения (мера ответственности), применяемая от имени государства по решению уполномоченных органов к лицу, совершившему административное правонарушение.

Применение административного взыскания преследует следующие цели:

  • воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
  • предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
  • предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).

Административное взыскание не может иметь своей целью:

Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего, используется метод морального воздействия, затем - материального. Кроме того, в наиболее серьезных случаях правонарушитель может быть лишен отдельных прав. Достаточно часто административное взыскание сочетает в себе эти методы.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • штраф;
  • возмездное изъятие предмета или орудия административного правонарушения;
  • конфискация предмета или орудия административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);
  • дисквалификация;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Перечень административных взысканий составлен по принципу перечисления от менее тяжкого к более тяжкому. Все указанные взыскания могут применяться в качестве основных, а такие, как возмездное изъятие, конфискация предметов, административное выдворение, кроме того, и в качестве дополнительных административных взысканий.

Законами Российской Федерации могут быть установлены и другие виды административных взысканий.

Предупреждение является административным взысканием, оказывающим в основном моральное воздействие. Кроме того, возможна иная смысловая нагрузка предупреждения: иногда государственные органы в предупреждении разъясняют противоправный характер действий нарушителя, который для него неочевиден. Данный вид административных взысканий применяется за совершение незначительных административных правонарушений и может налагаться только путем издания письменного постановления.

Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, хотя и оказывают определенное моральное воздействие, не могут рассматриваться как административное взыскание. Юридическое значение предупреждения в основном заключается в том, что оно является основанием для последующего применения административного взыскания по признаку повторности.

Штраф - это денежное взыскание в пользу государства, налагаемое в качестве взыскания за административное правонарушение. Данная мера ответственности наиболее распространена в административном праве, так как она, с одной стороны, отличается оперативностью исполнения, а с другой - воздействует на материальные интересы нарушителя, что чаще всего не является безразличным для него. Административный штраф выражается в величине, кратной минимальному размеру месячной оплаты труда, а также в величине, кратной стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества, либо размеру незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения (например, сумме неуплаченных налогов).

Штраф устанавливается в пределах от 1/10до 25 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) на граждан, на должностных лиц - до 50 МРОТ, а на юридических лиц - 1000 МРОТ. Штраф, исчисляемый в зависимости от стоимости похищенного, утраченного, поврежденного имущества либо размера незаконного дохода, полученного в результате административного правонарушения, не может превышать трехкратный их размер. В исключительных случаях в связи с выполнением обязательств, вытекающих из международных договоров, и особой необходимостью усиления административной ответственности законами Российской Федерации может быть установлен штраф в большем размере.

Возмездное изъятие предмета, являвшегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. Возмездное изъятие огнестрельного оружия и боевых припасов не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя. Однако иногда допускаются исключения из этого правила, например, в случае конфискации предметов контрабанды. Законодательством предусмотрен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов к лицам, для которых охота является основным источником существования.

Лишение специального права, предоставленного данному гражданину специальным индивидуальным правовым актом, в случае грубого и систематического нарушения порядка его использования. Речь идет о праве управления транспортными средствами и о праве охоты. Очень близко к лишению специального трава стоит такая мера ответственности, как аннулирование или приостановление лицензии. Однако в этом случае срок не указывается. По общему же правилу лицо может быть лишено специального права на срок от одного месяца до двух лет.

Не могут быть лишены права охоты лица, для которых охота является основным источником существования. Кроме того, не могут быть лишены водительских прав лица, которые пользуются транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев наиболее грубых нарушений.

Дисквалификация - это новый вид административных санкций и заключается он в лишении физического лица права управлять юридическим лицом: единолично, в составе его исполнительного (правления, дирекции) или контролирующего (совета директоров) органа. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Административный арест может применяться только в исключительных случаях и только по решению суда. Такой вид административного взыскания целесообразен только в тех случаях, когда исчерпаны все другие возможности воздействия на нарушителя. Срок административного ареста не может превышать 15 суток, однако в условиях чрезвычайного положения этот предел увеличивается до 30 суток.

Административный арест не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, к лицам, не достигшим 18 лет, к инвалидам I и II групп.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства введено не так давно, в 1995 г., хотя фактически использовалось и ранее. Законодательство предусматривает два способа административного выдворения:

  • самостоятельный выезд выдворяемых из Российской Федерации под контролем соответствующих органов;
  • принудительное перемещение указанных лиц через Государственную границу РФ за пределы Российской Федерации.

Законодательство отдает преимущество второму способу выдворения, так как первый может применяться только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное взыскание – меры государ­ственного принуждения в отношении лица, совершив­шего административный проступок, которое применяется с целью воспитания лиц, а также предупреждения совершения новых правонарушений как правонарушителями, так и другими лицами.

Взыскания характеризуются тем, что обычно их применение создаёт для нарушителей состояние наказанности , которое сохраняется в течение установленного законом срока и является одним из элементов исправительно-воспитательного воздействия .

Административные взыскания выражаются, как правило, либо в моральном, либо в материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные взыскания сочетают одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы).

Виды и порядок применения административных взы­сканий определяются КУоАП.

Закон подразделяет административные взыскания на основные идополнительные. Возмездное изъятие, административное выдворение и конфискация предмета может применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий, остальные - только в качестве основных. Административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены.

Виды административных взысканий:

1) Предупреждение – взыскание морального характера, письменное или в другой форме (например, в виде записи в талоне к свидетельству водителя) официальное предостережение уполномоченным должностным лицом о недопустимости совершения правонарушений. Предупреждение влечёт за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные взыскания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным с вытекающими из этого последствиями. Устное предупреждение не является административным взысканием.

2) Штраф – имущественное взыскание или изъятие у нарушителя определенной денежной суммы в пользу государства. Является наиболее распространённым взысканием, предусмотренным почти за все виды административных правонарушений. Размер административного штрафа, как правило, исчисляется в соотношении с необлагаемым налогом минимумом дохода граждан в месяц, сумма которого изменяется и на сегодняшний день составляет 17 гривень. По отношению к должностным и юридическим лицам в сравнении с гражданами законодательством установлены более высокие размеры штрафа.

3) Возмездное изъятие предмета – состоит в принудительном изъятии (реквизиции) только предмета, который являлся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Изъятые предметы на основании постановления о возмездном изъятии сдаются компетентным органом (должностным лицом) в магазин по месту нахождения имущества для реализации в порядке комиссионной торговли. Вырученная от продажи сумма передаётся бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.


4) Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, в собственность государства. Конфискации подлежит лишь предмет, находящийся в частной собственности физического лица-правонарушителя, если иное не предусмотрено законодательством. Конфискуется именно соответствующий предмет, а не имущество, что отличает эту меру административной ответственности от аналогичной меры уголовного наказания.

5) Лишение специального права предоставленного гражданину, относится только к праву управления транспортными средствами и праву охоты за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этими правами. Максимальный срок, предусмотренный законом равен 3 годам.

6) Исправительные работы – мера административного взыскания, которая объединяет в себе аспекты материально-ограничительного воздействия. Применяется на срок до 2 месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с отчислением до 20% заработка в доход государства. Срок исправительных работ не может быть менее 15 дней. Разумеется, данное взыскание не может применяться к правонарушителям, не имеющим постоянного места работы.

7) Административный арест наиболее суровая мера административного взыскания – устанавливается только за отдельные виды административных правонарушений близких к преступлениям и применяется в исключительных случаях. Применяется только в судебном порядке на срок до 15 суток.

Административное выдворение из пределов Украины применяется по решению органов внутренних дел или СБУ к иностранцам, лицам без гражданства, если:

– их действия противоречат интересам обеспечения безопасности Украины или охраны общественного порядка;

– они грубо нарушили законодательство о правовом статусе иностранцев.

Иностранец обязан покинуть территорию Украины в срок, определенный в решении о выдворении. Иностранцы, которые уклоняются от выезда, подлежат задержанию и выдворению в принудительном порядке.

Дела об административных правонарушениях рассматривают:

а) административные комиссии при органах государственной исполнительной власти или исполнительных комитетах органов местного самоуправления;

б) исполнительные комитеты поселковых и сельских советов;

в) районные суды (судьи единолично) ;

г) должностные лица органов внутренних дел, государственных инспекций, других уполномоченных органов.



Просмотров