К признакам правового государства относятся. Основные признаки правового государства

Правовое государство - особая форма организации политической власти в обществе, при которой признаются и гарантируются естественные права человека, реально проводится разделение государственной власти, обеспечивается верховенство правового закона и взаимная ответственность гражданина перед государством и государства перед гражданином.

Правовое государство является одним из существенных достижений человеческой цивилизации. Его основополагающими качествами являются:

1) признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

2) верховенство закона;

3) организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

Идея утверждения права (или закона) в общественной жизни своими корнями восходит к древности – к периоду в истории человечества, когда возникли первые государства. Ведь для того, чтобы упорядочить социальные отношения с помощью права, государство должно было конституировать себя законодательным путем, то есть определить правовые основы государственной власти.

Признаки правового государства:

Ограничение государственной власти правами и свободами человека и гражданина (власть признает неотчуждаемые права гражданина);

Верховенство права во всех сферах общественной жизни;

Конституционно-правовая регламентация принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Наличие развитого гражданского общества;

Правовая форма взаимоотношений (взаимные права и обязанности, взаимная ответственность) государства и гражданина;

Верховенство закона в системе права;

Соответствие норм внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;

Прямое действие конституции.

В Конституции РФ поставлена задача построения правового государства (ст.1) и закреплены все основополагающие принципы правовой государственности.

Специфические (закреплены в Конституции РФ):

1. Приоритет интересов личности - принцип гуманизма (ст.2)

2. Суверенитет народа и принципы демократии (ч 1,2 ст 3)

3. Принцип разделения властей (ст. 10)

4. Принцип независимости суда (ч.1 ст 120)

5. Подчинение государства праву (ч.2 ст.15)

6. Провозглашение нерушимости прав человека со стороны государства и установления основного механизма гарантий, прав и свобод человека (гл.2 ст.17)

7. Приоритет норм международного права перед нормами национального права (ч. 4 ст.15)

8. Принцип верховенства Конституции по отношению к другим законам и нормативным актам (ч.1 ст.15)

9. Принцип ответственности государства и личности.Правово́е госуда́рство (нем. Rechtsstaat) - государство, вся деятельность которого подчинена нормам и[прим. 1] фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов[прим. 2]. Принцип соблюдения предписаний права всеми его субъектами, в том числе, обладающими властью лицами или органами, называется «законностью» в российской и «верховенством права» (англ. rule of law) в западной юриспруденции. Следует иметь в виду, что в российском правоведении также существует термин «верховенство закона», под которым понимается подчинённость закону всех подзаконных актов и актов правоприменения. Верховенство закона является одним из основных компонентов правового государства.

Можно указать ряд наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны. К ним относятся:

1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения;

2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина;

3) легитимность и демократический характер власти;

4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности;

5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей;

6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции;

7) свобода мнений, слова и печати, независимость средств массовой информации;

8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность;

9) классовый мир, партнерство и национальное согласие;

10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей

Теория и практика правового государства позволяет выделить следующие его отличительные признаки:

Суверенитет народа , конституционно-правовая регламентация государственного суверенитета. Это означает, что именно народ является конечным источником власти, государственный же суверенитет носит представительный характер.

Верховенство закона , выражающего правовые принципы общества. Законы правового государства опираются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязательной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами, издаваемыми государственными органами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии. В этой связи встает вопрос о качестве самого закона. В подлинно демократическом правовом государстве закон должен соответствовать праву, быть гуманным, справедливым, прогрессивным, закреплять неотъемлемые права человека.

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действуют строго на основе и во исполнение законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации и учреждения несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и государство, его должностные лица ответственны за свои действия перед гражданами. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства, а государство несет ответственность за соблюдение прав личности, гарантирует ей достойные условия жизнедеятельности. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу.

Разделение властей . В соответствии с принципом разделения властей власть не должна быть сосредоточена в руках одного лица или одного органа, а должна быть рассредоточена, чтобы избежать деспотизма, между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Принцип разделения властей требует самостоятельности, независимости, строгого разграничения компетенций этих трех властей, наличия системы сдержек и противовесов, с помощью которой каждая ветвь власти могла бы ограничивать другую. Принцип разделения властей не исключает, а предполагает единство и взаимодействие властей, а также определенное верховенство законодательной власти, конституционные решения которой обязательны для всех.

Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте как сбалансированное соотношение центральной власти с региональной, местной властью. Сосредоточение слишком большой власти у центра может приводить к игнорированию местных интересов, и наоборот, чрезмерная компетенция местных органов может отрицательно сказаться на общенациональных интересах.


Незыблемость свободы личности, ее прав , чести и достоинства. Первооснова правового государства – признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Правовое государство исходит из того, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения, права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан, реализацией законов и других нормативных актов, гибкого механизма гарантий свободы народного волеизъявления. Правовое государство призвано создать развитую и действенную систему судебных органов, арбитража, народного (государственного) контроля и т.п.

Правовое государство явилось важным этапом в расширении свободы индивида и общества. Однако в своем классическом, либеральном варианте концепция правового государства делает акцент на формальном, правовом равенстве, не затрагивая проблемы достижения фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому в послевоенный период идея правового государства была дополнена теорией и практикой социального государства.

Теория построения государства на протяжении многих веков терзала умы учёных, философов и политиков. Абсолютно все хотели знать, какое государство достойно называться «лучшим». В процессе неустанных научных трудов, которые возникли в протест диктатуре большинства и абсолютной власти монархов, выработалась специфическая концепция государственного строя, основанного на праве. Сегодня понятие «правовое государство» не вызывает никакого удивления, но несколько столетий назад это было настоящей новеллой в мире политики и права. В XXI веке большая часть мировых стран стремится к тому, чтобы получить звание «правового государства». Интересен тот факт, что данная концепция имеет массу отличительных черт и особенностей, которые будут детально рассмотрены в статье.

История развития теории «правового государства»

Следует учитывать тот факт, что концепция правового государства возникла в эпоху Нового времени, но её появлению предшествовала целая череда исторических событий. Таким образом, мы можем говорить о развитии знаний, которые впоследствии вошли в теорию. Правовое государство - это страна, держава, которая живёт и строит свою деятельность на основе норм и принципов права. Это понятие объясняет лишь частицу всей концепции, многие учёные с ней не согласны. История о правовом государстве в узком понятии тянется со времён правления Месопотамского царя Хаммурапи. Он был первым человеком, который ввёл в своём государстве законы. Дальше история повествует о греческих полисах, где царила демократия, римском праве, которое регулировало все отрасли человеческой жизни, а также о знаменитых революциях эпохи Средневековья и Нового Времени, в которых люди боролись за свои свободы. Отсюда следует, что развитие знаний о праве, государстве и их соотношении продолжалось много столетий. Но чтобы понять, каковы признаки правового государства, нужно рассмотреть теорию в её классическом виде, появившуюся в период с XVI по XVIII век.

Классическая теория правового государства

«Отцами» теории считаются Джон Локк, Иммануил Кант, и Монтескье.

Они утверждали, что к отличительным признакам правового государства относится не только принцип тесной взаимосвязи государственной деятельности и права, но ещё и уважение свобод человека, разделение властей на основные ветки. Благодаря этим основополагающим принципам можно построить правовое государство, которое будет существовать для народа, а не за счёт него.

Впоследствии теория была существенно доработана. На сегодняшний день она является ключевой для многих учёных, потому что показывает, как взаимодействует государство и право. доказали тот факт, что абсолютно любая страна - это прежде всего юридическая, а не политическая категория.

Понятие правового государства

Итак, учитывая богатую историю развития концепции, можно выделить современное понятие термина. Правовое государство - это страна, в которой вся деятельность подчинена принципам и юридическим нормам, органы верховной власти разделены в зависимости от своих полномочий, осуществляется защита прав и свобод человека. Следует отметить, что конституционализм - это исключительный признак правового государства. Благодаря ему воплощается в жизнь принцип разделения властей и другие основополагающие идеи режима. Подобное государство отличается рядом признаков, которые нужно рассматривать не только в системной взаимосвязи, но и отдельно друг от друга.

Основные 3 признака правового государства

За всю историю существования теории учёные выдвинули массу идей по поводу основных её признаков. Таким образом, в их просто масса. Нельзя сказать, что одни верные, а другие нет. В каждой теории есть рациональное зерно, однако к отличительным признакам правового государства относится:

  • Защита прав и свобод человека.
  • Разделение властей на три взаимодополняющие ветки.

Исключительным признаком правового государства является конституционализм, так как именно в нём воплощены все перечисленные выше аспекты.

Верховенство права

Отличительным признаком правового государства является верховенство юридических норм. Данный принцип, причисленный к разряду основных, характеризуется исключительной ролью права в государстве. При этом органы власти обязаны действовать в пределах полномочий, которые им делегированы законодательными актами. Очень часто верховенство права подкрепляется строгой иерархией нормативных актов, в которой закон наделяется высшей юридической силой после конституции. Принцип осуществляется посредством обеспечения режима законности, равенства всех перед законом.

Защита человеческих прав и свобод

К отличительным признакам правового государства относится реальная возможность защиты прав человека, а также пути её реализации. Большинство сторонников естественного права уверены, что даже с учётом государственного интереса нарушение свобод человека никаким образом не должно проявляться в современном обществе.

Однако следует подчеркнуть достаточно разный подход к пониманию «прав человека» и их нарушению. Например, в США все ещё существует смертная казнь, которая не считается лишением права человека на жизнь. Это лишь наиболее суровая мера наказания преступников. Во многих странах Восточной Европы люди преследуют любые проявления гомосексуалии. Существуют теории о том, что права и свободы человека будут реально обеспечиваться в том размере, в каком они признаются национальным законодательством, и не более того.

Разделение властей на три основные ветви

Принцип был во многом разработан уже представленными «отцами» теории правового государства (Локком, Монтескье, Гоббсом). Он подразумевает учение о том, что вся должна быть разделена на три ветви, которые будут полностью независимы друг от друга. Принцип стал ключевым в современной теории государства и права. Практически в каждой стране эта теории воплотилась в жизнь. Конечно, были разработаны определённые механизмы взаимодействия основных ветвей друг с другом.

Таким образом, представлена парламентом, легислатурой, народным собранием (в каждой стране название может быть разным). За исполнительную власть отвечает специально уполномоченный центральный орган, а судебная воплощается в жизнь посредством системы судов в государстве.

Дополнительные признаки

Следует отметить тот факт, что к отличительным признакам правового государства относится ряд дополнительных аспектов, которые не являются основными, но играют важную роль. Например, от уровня правовой культуры будет напрямую зависеть процесс реализации принципа верховенства юридических норм (законов), так как люди должны не только соблюдать эти нормы, но и понимать их суть. Также при ответе на вопрос о том, какие признаки правового государства существуют, нужно обязательно сказать о взаимной ответственности как государства, так и человека. Когда обязанности распространяются только на граждан, они фактически лишаются права голоса перед государственным велением, что является прямым нарушением их свободы. Принцип конституционализма исключительный и проявляется в наличии конституции - основного базиса юридической системы всего государства.

Итак, в статье мы выяснили, каковы признаки правового государства. Практически все они когда-то были лишь недоработанными теориями, концепциями. Зато сейчас все страны мира существуют на основе этих теоретических знаний.

В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права.

В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании.

Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола.

Представители позитивистского направления , напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения.

В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д.

Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом.

Признаки права

Рассмотрим основные признаки права.

Нормативность

3. Нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в нормативных актах либо в других юридических документах (судебных решениях, договорах и др.). Значительная их часть облекается в законодательную форму. Иная часть права существует в других формах. Вот почему право никогда не может совпадать с законодательством. Оно шире законодательства по объему и соотносится с ним как целое и часть. Все же другие социальные нормы (обычаи, традиции, нормы морали и др.) возникают и существуют чаще в форме стабильных убеждений людей или в форме общественного мнения.

4. Юридические нормы отличаются формальной определенностью. Она проявляется не только в том, что правовые предписания находят письменное выражение в различных юридических документах, но и в том, что они по своему содержанию отличаются четкостью, определенностью и даже лапидарностью, т. с. предельно сжатым, кратким и выразительным слогом. Достигается это с помощью правовых понятий, их определений, выработанных столетиями применения и использования правил законодательной техники. Благодаря такой определенности субъекты права четко знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, размер и вид ответственности за совершенное правонарушение. Формальная определенность, важнейшее свойство права, позволяет внести строгость и четкость в общественный порядок, избежать произвольного толкования и применения юридических норм. Уместно заметить, что термин «закон» образован от сочетания слова «кон» (гранина) и частицы «за», означающей предел движения, предел поступков. Таким образом, даже этимологически закон означает четкие границы поведения субъектов права.

5. Нормы права образуют не просто совокупность, а именно систему. Причем систему разветвленную и детализированную, отличающуюся внутренним единством, согласованностью и логической взаимосвязью. В отличие от права нормы морали, обычаи закрепляют главным образом лишь общие принципы и эталоны поведения. Системность в право привносится именно законодателем, хотя эта его деятельность и имеет объективные предпосылки и основания. Существующие в сознании, в поведении нормативные установки этим свойством не обладают. Только в системе, во взаимосвязи правовые нормы могут проявить свои регулирующие свойства, поскольку общественные отношения, регулируемые правом, как правило, также взаимосвязаны. Причем чем теснее увязка и согласованность правовых предписаний, тем эффективнее право. Напротив, несогласованность юридических норм между собой, их противоречие приводят к тому, что многие юридические нормы не действуют.

Право — это система обязательных правил поведения (норм), формально определенных и закрепленных в официальных документах, поддерживаемых силой государственного принуждения.

Рассмотрим соотношение права и закона (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение права и закона

«Право» и «закон» — это взаимосвязанные, но различные понятия. В целом «право» шире, чем «закон». Отличия здесь таковы:

  • закон — не единственный вид нормативных актов, к числу которых относятся и указы, и постановления, и инструкции, и корпоративные акты;
  • помимо нормативных актов, нормы права могут содержаться в судебных решениях (прецедентах), обычаях, договорах.

1 вариант.

1.Отличительным признаком государства является

1) наличие единой территории 3) единая система ценностей

2) общая для всех граждан религия 4)обязательность участия граждан в политической жизни

2.Что является отличительным признаком демократического политического режима?

1)федеративное устройство 3)гарантии прав и свобод граждан

2) право на взимание налогов 4) наличие публичной власти
3. Что является отличительным признаком правового государства?

1)наличие суверенитета 3)налогообложение граждан

2)деятельность правоохранительных органов 4) верховенство закона
4.Организация верховной власти, стоящей над обществом

1) страна 2)государство 3)политическая партия 4)общественное движение


5.Что понимается под формой правления?

1) организация высших органов власти 3) политический режим

2) распределение власти по территории страны 4) политическая система
6. В государстве Н. правительство формирует президент. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?

1) конституционная монархия 3) абсолютная монархия

2) парламентская республика 4) президентская республика
7.Верны ли следующие суждения о правах человека в демократическом обществе?

А. Права человека присущи всем людям от рождения.

Б. Права человека могут дароваться государством своим гражданам.

8. Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А. При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б. В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения


5.Что является формой непосредственного народовластия?

1)выборы 2)многопартийность 3)референдум 4)парламентаризм


9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?





10. В приведённом списке указаны черты сходства и отличия выборов и референдума . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) является (ются) выражением народовластия

2) проводится (ятся), как правило, регулярно

3) служит формой демократии

4) предполагает выдвижение кандидатов

11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.


Характеристики Типы режимов

А) гарантии прав и свобод личности 1) демократический

Б) власть единой массовой партии 2) тоталитарный

В) официальная обязательная идеология

Г) политический плюрализм


А

Б

В

Г

Проверочные тесты по теме «Политика».

2 вариант.

1. Признаком любого государства является

1)многопартийность 3)суверенитет

2) разделение властей 4) парламентаризм


2.Отличительным признаком федеративного государства является

1) избрание высших органов государственной власти

2) верховенство исполнительной власти

3) наличие органов местного самоуправления

4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти

3.Что является отличительным признаком правового государства?

1) наличие системы законодательства

2) равноправие и равенство граждан перед законом

3) функционирование правоохранительных органов

4) наличие суверенитета


4.Постоянная политико-правовая связь человека и государства, выраженная в их взаимных правах и обязанностях

1) подданство 2) повиновение 3) натурализация 4)гражданство

5.Система осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности

1) форма правления 3) государственное устройство 2)политическая система 4) политический режим


6. К политической сфере общества относятся отношения между

1) инспектором ГИБДД и водителем автомашины

2) кандидатом в депутаты и его избирателями

3) тренером и его командой

4) продавцом и покупателем в магазине
7. Верны ли следующие суждения о политических режимах?

А. К демократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет парламент – коллективный законодательный орган.

Б. К недемократическим режимам принадлежат такие формы правления, в которых главную роль играет правитель, чья власть абсолютна.

1) верно только А 3) верны оба суждения


8. Верны ли следующие суждения о политической власти?

А. Политическая власть выполняет в обществе функции управления и контроля.

Б. Политическая власть обращена ко всем гражданам государства.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) неверны оба суждения
9. В стране Н. социологическая служба провела опрос молодёжи. Был задан вопрос: «Как вы участвуете в политической жизни общества?

Результаты опроса представлены в таблице.

Проанализируйте данные таблицы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе данных таблицы.


  1. Около четверти опрошенных участвуют в политической жизни посредством выборов.

  2. Более четверти опрошенных состоят в политических партиях.

  3. Каждый третий опрошенный не интересуется политикой.

  4. Каждый пятый опрошенный следит за публикациями в прессе по вопросам политики.

  5. Около трети опрошенных граждан участвует в митингах и демонстрациях.
10. В приведённом ниже списке указаны черты сходства и отличия понятий государство и правовое государство . Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) территория с определёнными границами

2) имеет определённый тип режима власти

3) наличие системы разделения властей

4) гарантируется соблюдение прав и свобод человека


11. Установите соответствия между типами политических режимов и их характеристиками: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
Характеристики Типы режимов

Б) референдум 2) представительная

В) выборы депутатов


А

Б

В


Просмотров