Изъятие земельных участков. Процедура изъятия участка

С 01.04.2015 вступили в силу изменения законодательства, касающиеся права собственности на землю.

В частности, упрощены некоторые этапы процедуры отчуждения землевладения в пользу государства:

  • Определены правила поиска владельца. Причём отсутствие сведений в ГКН и ЕГРП теперь не является помехой для изъятия.
  • На сумму выкупа не повлияет стоимость произведённых неотделимых улучшений и возведённых объектов, если они не соответствуют правилам использования земли данного типа.
  • На подписание соглашения о выкупе участка даётся 90 дней. Иначе будет подан судебный иск о проведении такого процесса в принудительной форме.

Такие новшества связаны с тем, что на сегодняшний день больше половины земельных наделов не учтены в государственных реестрах. Это произошло из-за того, что система оформления прав на недвижимое имущество появилась спустя несколько лет после начала процесса приватизации.

Основания для изъятия земельного участка у собственника

Законодательством утверждён ряд причин для отчуждения владения. Среди них можно выделить следующие:

  1. Государственные и муниципальные нужды , такие как:
    • Исполнение обязательств по международным договорам РФ.
    • Возведение и реконструкция объектов федерального, регионального и местного значения.
    • Проведение работ необходимых для недропользования. В этом случае также правомерно изъятие лесного участка.
    • Иная деятельность, регламентированная нормативными актами РФ.
  2. Способ эксплуатации землевладения противоречит его назначению, или оно вообще никак не используется.
  3. Нарушение земельного законодательства.
  4. Форс-мажорные обстоятельства, в связи с которыми властям временно потребовался этот участок.
  5. Преступление, совершённое владельцем земли.

Этапы изъятия земельного участка у собственника

Согласно действующим нормативным документам РФ процедура отчуждения состоит из нескольких этапов:

  1. Инициировать процесс и составить соответствующее заявление имеют возможность лица, указанные в правовых актах, а также сами федеральные, региональные или местные исполнительные власти.
  2. Решение об изъятии принимают уполномоченные властные структуры.
  3. Правообладатель должен быть уведомлен письменно. В СМИ публикуется сообщение об экспроприации имущества.
  4. В ситуации когда сведения об изымаемом объекте отсутствуют в ЕГРП и ГКН владелец обязан и в течение 60 дней после объявления обратиться в административное учреждение. Ему необходимо предоставить заявление и набор правоустанавливающих документов с указанием почтового адреса и способа для связи. В противном случае собственность будет признана публичной в судебном порядке. Таким образом, новые правила позволяют государству признать право собственности на бесхозяйную недвижимость гораздо быстрее.
  5. Владелец, лишённый своей недвижимости по умолчанию, вправе обратиться к властям за компенсацией в случае, если землевладение не было передано третьему лицу.
  6. Выкуп осуществляется субъектом, для нужд которого необходим данный участок либо Российской Федерацией. Для этого производится оценка рыночной стоимости имущества, иных прав на него, подлежащих прекращению, упущенной выгоды и других объектов, находящихся на его территории и принадлежащих данному собственнику.
  7. С согласия хозяина ему может быть предоставлен равноценный земельный надел взамен изымаемого.
  8. Составляется соглашение об экспроприации, в котором прописываются её сроки, размер предусмотренной выплаты и другие особенности процедуры.

Постановление об изъятии земли

Чтобы уведомить все заинтересованные стороны о начале процесса отчуждения органы исполнительной власти региона или муниципального образования обязаны разработать и направить им документ, который содержит краткую информацию об изымаемой недвижимости.

Образец:

Правительство Саратовской области

Распоряжение

г. Саратов

Об отчуждении земельных участков для государственных нужд Саратовской области

В соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, законом Саратовской области от 22 декабря 2011 года № 101 «Об управлении земельным фондом» и постановлением Правительства Саратовской области от 14 октября 2014 года № 475 «О развитии автомобильных дорог». Для строительства автомагистрали Балашов - Аркадак, на территории Октябрьского муниципального образования в Балашовском районе:

Экспроприировать для государственных нужд Саратовской области земельный участок с кадастровым номером 64:06:043902:37 площадью 22550 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения. Адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Саратовская область, Балашовский район, ООО «Совхоз Октябрьский».

Департаменту имущественных отношений Саратовской области направить копию настоящего распоряжения:

  • правообладателю земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • в Росреестр Саратовской области.
  • Главному управлению автомобильных дорог Саратовской области: выступить заказчиком работ по оценке земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • провести переговоры с собственником изымаемого имущества для урегулирования условий отчуждения;
  • обеспечить подготовку и направление владельцу участка для подписания проекта соглашения об изъятии;
  • выступить от имени Правительства Саратовской области стороной в соглашении об отчуждении недвижимого имущества для государственных нужд;
  • заключить с правообладателем земельного участка соглашение об изъятии;
  • осуществить оплату размера возмещения стоимости отчуждённой собственности;
  • обеспечить регистрацию права государственной собственности Саратовской области на изымаемый участок.
  • Предоставить в Департамент имущественных и земельных отношений Саратовской области свидетельство права собственности на изъятую недвижимость;
  • подготовить и представить в суд требование о принудительном отчуждении данного имущества, в случае, если в установленные законодательством сроки вышеуказанное соглашение не будет подписано и предоставлено.

Контроль за исполнением возложить на руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Саратовской области.

Губернатор Самарской области Соболев И.А.

Принудительное изъятие участков

На принятие решения владельцу недвижимого имущества даётся не более 90 дней . Если он не согласен с условиями выкупа, предложенными представителями государственных структур, то в судебную инстанцию направляется соответствующее требование. Рассмотрев материалы практики, становится понятно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу государства.

Реквизия

При наступлении чрезвычайных обстоятельств земля может быть временно реквизирована для публичных нужд. Если впоследствии её нельзя будет вернуть, то собственнику выплачивается рыночная стоимость имущества или предоставляется равноценный участок (по его желанию).

Компенсация за изъятие земельного участка

Для определения величины денежных затрат на выкуп проводится оценка:

  • Отчуждаемого участка.
  • Возведённых на нём недвижимых объектов и произведённых неотделимых улучшений, при условии, что все работы велись в соответствии с назначением земли.
  • Упущенной выгоды.
  • Иных убытков.

Собственнику выплачивается возмещение в денежном эквиваленте либо предоставляется схожее по параметрам имущество.

Таким образом, в процессе отчуждения землевладения можно выделить несколько этапов:

  • Принятие решения.
  • Разработка соглашения об изъятии.
  • Его подписание либо подготовка судебного иска.
  • Возмещение убытков.

Если по вашему участку, на котором посажен сад или стоит пасека, должна пройти федеральная трасса или газопровод, то при его изъятии можно будет получить компенсацию не только за землю и строения.

Она положена и за упущенную выгоду, которую вы могли бы получить за проданные яблоки или мед. Однако торговаться придется быстро.

Главное новшество: сокращены сроки, в течение которых власти должны договориться с собственником об условиях изъятия принадлежащего ему земельного участка для госнужд - с 1 года до 3 месяцев. По истечении этого времени чиновники смогут обратиться за отчуждением земли в суд.

Еще одна новация: поправки разрешают чиновникам изымать земельные участки по инициативе организаций, полный список которых должно утвердить Правительство. Чтобы изъять землю, компания должна подать соответствующее ходатайство в органы власти.

Кроме того, документ разрешает изымать землю у собственников и в других случаях. Например, если на участке находится многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащий сносу. Землю могут изъять для разработки месторождений полезных ископаемых или для увеличения площади природного заповедника.

Кроме того, поправки уточняют порядок расчета денежного возмещения, которое власти должны выплатить собственнику отчуждаемого земельного участка. Так, в него входит рыночная стоимость земли и построек на ней, убытки, причиненные гражданину в результате изъятия земельного надела, а также упущенная выгода.

Как и ранее, вместо денег собственник может выбрать равноценный земельный участок или квартиру. Если стоимость нового объекта недвижимости будет превышать размер денежного возмещения, гражданину предложат доплатить.

В соответствии с законодательством России, граждане, владеющие земельными участками на правах собственности вправе распоряжаться имуществом по своему усмотрению — продавать, обменивать, сдавать в аренду и так далее. Однако есть случаи, когда должностные лица уполномоченных органов власти вправе изъять земельные участки. Все отношения, касающиеся владения землей закреплены в Федеральном Законе № 136. По каким основаниям допустимо наступление такой ситуации, будет рассмотрено дальше в статье.

136 Федеральный Закон «Земельный кодекс Российской Федерации» был принят депутатами Государственной Думы 28 сентября 2001 года. 10 октября того же года члены Совета Федерации одобрили законопроект. Официальная дата вступления в действие закона приходится на 25 октября 2001 года.

Закон о земельных участках регулирует процесс использования земель. Сохранение земель необходимо для ведения хозяйства и быта населения, проживающих на них.

Условия владения землями регламентируется настоящим 136 ФЗ и Гражданским Кодексом России. В соответствии с рассматриваемым земельным законом, выделяются несколько категорий земель в зависимости от целевого назначения. Земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, радиовещания, информатики, энергетики, телевидения, связи;
  • для осуществления космической деятельности;
  • оборонительно-стратегические земли;
  • других специальных назначений;
  • охраняемых территорий;
  • охраняемых объектов;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • запаса.

Основания для изъятия земельного участка по закону

В законе о земельных участках содержится информация об изъятии земель — основания, условия и процедура.

Статья 49 ФЗ № 136

В статье 49 перечислены причины, которые могут стать основанием для изъятия земель:

  1. в соответствии с международными договорами России;
  2. в связи со строительством или реконструкцией объектов государственного значения. В перечень входят объекты:
  • энергетические системы регионального значения;
  • системы использования атомной энергии;
  • системы обороны и безопасности;
  • системы федерального транспорта;
  • космической деятельности;
  • линейного производства;
  • электрической, газовой системы, так же теплоснабжения, централизованных схем водоснабжения (горячего, холодного);
  • дорог регионального, межмуниципального и местного значения;

Изъятие земельных участков возможно по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами России. По закону, изъятие земель осуществляется для государственных и муниципальных нужд.

Статья 50 136 закона

Данная статья гласит об условиях конфискации земельного участка. Изъятию подлежит земля по решению суда. Конфискуется земельная собственность на безвозмездной основе в качестве санкций за совершенное преступление.

Статья 51 Федерального Закона «Земельный Кодекс Российской Федерации»

Положения 51 статьи обуславливают правила реквизиции земельных участков. По закону, реквизиция земель возможна в случаях стихийных бедствий, эпидемий, аварий. В общем при всех ситуациях, носящих чрезвычайный характер. Земельный участок подлежит изъятию уполномоченными органами власти на определенный промежуток времени. Необходимы данные действия для осуществления защиты жизненно важных интересов населения и государства в целом.

Если по возникшим уважительным причинам, уполномоченные исполнительные органы власти не могут вернуть собственнику реквизированный земельный участок, то они обязаны возместить рыночную стоимость изъятого имущественного объекта. Если на протяжении какого-либо времени собственнику не возвращается изъятый участок земли, то он вправе обратиться с жалобой в судебную инстанцию. В случае, если по мнению владельца земли, ему возвращают низкую стоимость за объект владения, он вправе обратиться в судебную инстанцию для установления верной стоимости.

Перед подачей искового заявления в судебную инстанцию рекомендуется ознакомиться с полной версией Федерального Закона № 136. Ознакомиться с текстом закона об изъятии земли можно

Территория, являющаяся объектом личного землепользования, иногда подлежит отчуждению для федеральных или местных нужд . Это происходит через ряд комплексных мер по поиску нужной земли, ее оценке и уплате компенсации бывшему владельцу. Законные основания для этого определены в , и . На основании нормативов изъятие земель для государственных и муниципальных нужд осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • Строительство сооружений стратегического использования.
  • Постройка энерго- и коммуникационных узлов.
  • Конструирование объектов атомной промышленности.
  • Воздвижение инженерных сооружений и узлов связи.
  • Реконструкция военных объектов.
  • Строительство транспортных узлов. Например, железнодорожных вокзалов, станций и аэропортов.
  • Воздвижение космодромов.
  • Модернизация и оснащение линейных структур естественных монополий.
  • Строительство коммуникационных систем электро-, газо- и термоснабжения.
  • Прокладка автомагистралей для государственных нужд.

Существуют и другие основания для изъятия недвижимости. Они регламентированы отдельными нормативными актами и договорами между сторонами.

Изъятие земельных участков для государственных нужд происходит на компенсационной основе путем установки их выкупной стоимости, которая будет передана новым фактическим собственникам. Процедура отчуждения частных земель предусматривает обязательное уведомление собственников.

Законодательством также установлено понятие , как лишение преимущественного владения участком в пользу государства или общества, которое устанавливается на ограниченный период или на постоянной основе. Такое действие допускается при чрезвычайных и экстренных ситуациях, катастрофах и иных обстоятельствах, при которых территории требуется для исполнения срочных государственных задач.

Помимо государственных органов и их дочерних учреждений по субъектам Федерации, правом на обращение с ходатайствами об изъятии земель наделены и некоторые организации. Перечень таких организаций установлен

Постановление об изъятии земельного участка

Постановление об отчуждении земельного участка в пользу государства составляется после утверждения акта о выборе конкретной территории под необходимые нужды. В течение двух месяцев после принятия этого документа компетентная комиссия согласовывает и направляет постановление фактическому владельцу участка. В период 5 суток после утверждения решения, информация о смене собственника направляется в Росреестр по месту расположения рассматриваемого надела.

Постановление об изъятии земельного участка выглядит как официальное распоряжение, утвержденное печатью государственного органа и подписью его руководителя. Оно должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о рассматриваемом объекте. Его месторасположение, размер и кадастровый номер.
  2. Основания для изъятия.
  3. Период, на который изымается участок. Изъятие также может производиться на постоянной основе.
  4. Информация о собственнике, у которого изымается недвижимость.
  5. Поручительские обязательства конкретного государственного органа о необходимости извещения собственника земли об ее отчуждении, а также об обязательной регистрации вещного права на имущество.
  6. Информация о компенсациях бывшему собственнику недвижимости.

Согласно гражданскому и земельному законодательству определено трехкратное информирование собственника недвижимости, подлежащей изъятию:

  • До согласования об изъятии. Возможно информирование через СМИ.
  • После принятия соответствующего решения. До последней редакции ЗК РФ срок оповещения собственника составлял не менее одного года до момента отчуждения. В настоящий момент это положение было отменено и точные сроки предварительного оповещения не установлены.
  • После государственной регистрации перехода вещного права на имущество.

На сегодняшний день трехкратное оповещение собственника земли носит необязательный характер .

Порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд

Порядок изъятия земельного участка для муниципальных нужд :

  1. Рассмотрение вопроса о необходимости отчуждения частной собственности в .
  2. Составление соответствующего постановления компетентной комиссией, назначаемой органами федерального или местного значения.
  3. Уведомление собственника об изъятии конкретного участка полностью или его части.
  4. Составление соглашения с включением пункта о компенсации.
  5. Отчуждение собственности и регистрация перехода вещного права в Росреестре .

В случае неудовлетворения размером компенсации , собственник может обжаловать его размер в судебном порядке путем подачи соответствующего искового заявления . Делопроизводство осуществляется представителем государственного учреждения, в чье ведение будет предоставлен земельный надел. В течение пяти дней после принятия постановления информация о смене собственника направляется в Росреестр для оформления вещного права.

Последствия изъятия земли для государственных и муниципальных нужд

После того как земельный участок будет изъят, на индивидуальный лицевой счет бывшего собственника поступит денежная компенсация , определенная соглашением между сторонами . Отчужденный надел переходит в собственность заинтересованного государственного или муниципального органа, который регистрирует переход вещного права в Росреестре .

Земельный участок можно будет вернуть бывшему владельцу в случае, если это оговорено самим текстом соглашения. Если отчуждение произошло на постоянной основе, его возврат возможен только после прекращения соответствующего требования, на основании которого была изъята определенная территория.

В судебной практике известны случаи, когда отчужденная собственность была возвращена ее законному владельцу по причине несоблюдения законных прав. Это возможно после подачи соответствующего искового заявления. Например, о признании недействительным факта передачи земельного участка в государственную или муниципальную собственность.

Пример по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Гражданин Сивенков П.И. – обладатель надела земли, который он получил по наследству. Орган местного самоуправления решил изъять эту территорию под строительство автовокзала. Гражданину было направлено соответствующее постановление с просьбой подойти в отделение муниципалитета для оформления соглашения об изъятии.

Сивенков отказался заключать договор и составил исковое заявление в судебные органы. На основании разбирательств было установлено, что помимо земельного участка истца, в городе имеется множество других земель, как правило, пустующих. Законом же в качестве одного из условий правомерности изъятия земельного участка предусмотрен факт отсутствия других возможных вариантов строительства. Доказательств отсутствия таковых вариантов муниципалитет в суде не представил, соответственно, исковое заявление было удовлетворено.

Заключение

Отчуждение частной собственности в пользу государства происходит для строительства важных объектов инфраструктуры, а также для их реконструкции и ремонта. Данная процедура включает следующие этапы:

  1. Поиск федеральным или муниципальным органом подходящей земли.
  2. Принятие решения и составление соответствующего постановления.
  3. Уведомление собственника и оформление обоюдного соглашения.
  4. Выплата компенсации за землю.
  5. Регистрация перехода вещного права в Росреестре .

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по изъятию земли для государственных и муниципальных нужд

Вопрос : Здравствуйте. Меня зовут Николай. Я являюсь владельцем участка земли, который подлежит изъятию в пользу муниципалитета для строительства дороги. Как определяется размер денежной компенсации, положенной мне по закону?

Ответ : Добрый день, Николай. Согласно ст. 279 п. 6 размер возмещения и срок исполнения определяется в соглашении, которое будет заключено с вами представителем государственного учреждения. Если сумма компенсации вас не удовлетворит, вы вправе отказаться от подписания документа. В этом случае процедура изъятия земли будет осуществляться в судебном порядке.



Просмотров