История формирования многопартийности в россии.

В современной России процесс формирования многопартийности прошел несколько этапов. Первый из них можно назвать неформальным. Он охватывает время с 1986 по весну 1988 года. На этом этапе происходит образование массовых политических движений, в их недрах складывается устойчивое ядро лидеров и активистов. Весной и летом 1988 года в ходе массовых акций социального протеста начинается формирование собственно политических партий и их программ, развиваются территориальные организации. Первые партии оформляются к 1990 году. Это Социал-демократическая партия, Республиканская партия, Партия свободного труда, Либерально-демократическая партия, Российское христианско-демократическое движение, Демократический Союз, Крестьянская партия и другие. Многие из названных организаций уже прекратили свое существование или же вошли в другие политические силы. По экспертным оценкам число движений, принявших название “партия” на осень 1990 года составило около 40. Принятие в октябре 1990 года Закона СССР “Об общественных объединениях” стимулировало следующий этап формирования партий.

Многопартийность как принцип современной российской государственности закреплена в 13 статье Конституции, прошли выборы 1993 и 1995, 1999, 2003 года в Государственную Думу, где половина депутатских мандатов была распределена согласно количеству голосов, полученных списками кандидатов от политических партий.

В 2001 г был принят новый Закон о политических партиях. Его положения закрепили перечень обязательных требований, необходимых организации, чтобы она могла быть зарегистрирована в Министерстве Юстиции в качестве политической партии. Это наличие не менее 10 тысяч членов партии, филиалы и отделения не менее чем в половине субъектов Российской Федерации, нахождение руководящих органов партии на территории РФ. Закон способствовал консолидации общественных сил, укрупнению партий. В 2004 году в этот закон были внесены дополнения, касающиеся увеличения обязательного членства в партии до 50 тысяч. Данная поправка должна в еще большей степени способствовать созданию крупных, представительных партий.

На выборах депутатов Государственной Думы РФ, прошедших в декабре 2003 года победу одержала партия «Единая Россия», объединившая ряд центристских политических партий и движений, поддерживающих курс президента В.В.Путина. Ядро партии составили политическое движение «Единство» и блок «Отечество-Вся Россия».

В ходе подготовки декабрьских 2007 г. выборов в Государственную думу РФ были внесены существенные поправки в избирательной законодательство. Была введена вместо смешанной, пропорциональная система, предполагающая голосование избирателей только за кандидатов, представленных списком от политических партий. Также возрос избирательный порог – только те партии, которые смогут набрать более 7% голосов избирателей проходят в Думу и формируют свои партийные фракции. Данные изменения в законе направлены на усиление роли партий в обществе и приоритетное развитие крупных и влиятельных партий.



Партия «Единая Россия» превратилась в современной России в наиболее влиятельную политическую силу и оказывает существенное влияние на правительственный курс. На парламентских выборах 2007 года партия «Единая Россия», избирательный список которой возглавил единолично президент страны В.В. Путин, набрала 64% голосов избирателей. Благодаря подобному результату, Единая Россия получила конституционное большинство в парламенте.

К числуиных влиятельных политических партий сегодня можно отнести КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», то есть те партии, которые преодолели 7% барьер представлены в парламенте. Не смогли преодолеть 7 % барьер и пройти в Думу партии либеральные – «Яблоко» и СПС, игравшие заметную роль в Думах предыдущих созывов.

Приведем фрагмент Закона РФ «О политических партиях»:

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Российская многопартийность

Понятие «многопартийность» относится к двум периодам отечественной истории. Первая многопартийность появилась в России как завоевание Первой русской революции 1905 - 1907 гг. 17 октября 1905 г., в момент высшего подъёма Всероссийской политической стачки, издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (разработан при участии графа С. Ю. Витте) - законодательный акт, провозглашавший гражданские и некоторые политические свободы. В том числе свободу создания легальных политических партий. В 1905 г. были легализованы партии, созданные до Манифеста, и появились новые.

Российские партии начала XX в.

Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП). Образована 8-9 марта 1898 г. в г. Минске.

Партия социалистов-революционеров (эсеров). Образована в январе 1902 г.

Конституционно-демократическая партия (кадеты), «партия народной свободы». Образована в октябре 1905 г.

Союз 17 октября (октябристы) Образована в октябре 1905 г.

Союз русского народа. Образован в ноябре 1905 г.

Русская монархическая партия. Возникла весной 1905 г.

Особенность первой русской многопартийности.

Первые политические партии в России появились до начала революции 1905 - 1907 гг. Причём это были революционные партии (РСДРП и ПСР).

- Значительное число партий, их многообразие даже в рамках одного направления.

- Различные расколы, размежевания, дробления и слияния не миновали почти ни одну организацию.

Формирование партий шло не «снизу», когда из рядов той или иной социальной группы, класса выделялись наиболее активные её члены для отстаивания общих интересов, а, наоборот, «сверху», когда представители фактически одного социального слоя - интеллигенции - поделили между собой сферы полномочного представительства интересов почти всех групп российского населения. Поэтому состав не только руководящего ядра политических партий, но зачастую и рядовых членов был по преимуществу интеллигентским.

Вторая российская многопартийность появилась в ходе «перестройки». По мере утраты политической инициативы КПСС в Советском Союзе усилился процесс формирования новых политических партий. Создание многопартийности свидетельствовало о появлении ростков гражданского общества, росте политического сознания населения, осознавших себя гражданами, от которых зависит будущее страны.

Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя в мае 1988 г. Демократический союз. Лидер - В. Новодворская. Первоначально программные задачи ДС формулировались как «ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной демократии на всех уровнях… радикальное преобразование экономики на основе свободной конкуренции различных форм собственности и др.»»

Либерально-демократическая партия России (ЛДПР). Лидер - В. Жириновский. Образована в 1989 г. Первоначально партия выдвинула пять основных принципов: правовое государство, многопартийная система, многоукладная экономика, президентская форма правления, деидеологизация всех общественных институтов.

Крестьянская партия России (КПР). Председатель партии Ю. Черниченко. Партия образовалась в сентябре 1990 г. Основная цель партии - «возрождение крестьянина - хозяина, крестьянина - собственника и защита его политических, экономических и социальных интересов». Партия выступала за ликвидацию «ликвидацию колхозно-совхозной монополии», за «многообразие форм собственности на землю с приоритетом частного владения землёй и правом купли-продажи её».

Республиканская партия Российской Федерации (РПРФ). Учредительный съезд партии состоялся в ноябре 1990 г. Основу её членов составили представители «Демократической платформы в КПСС», вышедшие из её рядов на XXVIII съезде. Сопредседателями партии были В. Лысенко, В. Шостаковский и В. Сулакшин. Новая партия выдвинула в качестве главных «старые, но нереализованные лозунги большевиков: «Землю — крестьянам», «Фабрики - рабочим», «Власть - Советам», «Мир - народам».

Демократическая партия России (ДР). Учредительная съезд данного движения (выросшего из соответствующего из избирательного блока) проходил в Москве в октябре 1990 г. В состав движения первоначально вошли 30 политических партий и непартийных организаций либерально-демократического направления, из которых наиболее активную роль в учреждении ДР сыграли представители ДПР, РПРФ, РХДД, СДПР, КДП (ПНС), ПСТ, КПР, обществ «Апрель», «Мемориал», «Щит» и др. На съезде были выработаны основные принципы деятельности ДР: «гарант общественного согласия и опора будущему президенту», «идеологическая опора альтернатива КПСС», «ненасильственное решение национальных, социальных проблем и других вопросов». В течении первого года деятельности ДР была самым массовым и популярным демократическим движением в стране. С её помощью на президентских выборах был выдвинут и победил единый кандидат демократических сил - Б. Ельцин, а также мэры Москвы и Ленинграда Г. Попов и А.Собчак. В дни августовского политического кризиса ДР стала основным политическим организатором сопротивления ГКЧП. Однако после августа 1991 г. в деятельности ДР наступил перемол. Главная цель демократов - свержение монополии КПСС - была достигнута, и разъединение единых ранее политических сил стало неизбежным. Начался распад ДР на радикал-демократов и умеренных демократов, завершившийся организационным размежеванием.

Особенности второй многопартийности

В силу неразвитости гражданского общества партии возникают не как каналы связи гражданского общества и власти, а как клиентелы, выражающие групповые интересы.

Малая численность большинства партий (количество членов вновь образующихся партий часто ограничивается руководством в центре и на местах).

- Нередко партии проявляют активность лишь в период предвыборных кампаний.

- Недифференцированность социальных интересов осложняет формирование идеологии, программ партии.

- Партии часто организуются на основе личностных симпатий, а не единства убеждений.

Тенденции увеличения числа политических партий, политического веса ряда из них в жизни общества, а в дальнейшем сокращения политических, возможно, создание двух политических объединений сменяющих друг друга у власти.

- Отсутствие центристских партий

Черты сходства первой и второй многопартийности

1) Значительное число партий даже в рамках одного направления.

Например, в 90-е годы XX века возникли: Российская партия коммунистов (РКП), Союз коммунистов (СК), Российская коммунистическая рабочая партия (РКРП), Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ), Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ).

2) Создание партий «сверху».

3) Неразвитость гражданского общества обусловила создание партий представителями одной социальной группой - интеллигенцией.

4) Многочисленные размежевания и дробления.

5) Незначительное влияние политических партий на политическую жизнь страны.

6) При всём многообразии партий и движений в центре политической борьбы в 90-е годы, как и в 1917 г. оказались два направления - коммунистическое и либеральное .

Официально в СССР была одна партия ВКП (б)-КПСС. В позднем СССР появилась такая шутка, что у нас не многопартийность, а многоподъездность. Ибо всякий «подъезд» дома на Старой Площади, где базировался аппарат ЦК КПСС, имел свои интересы.

Все это так и не так. Попытка Ленина вместо обычной демократии с ее многопартийностью создать нечто свое, особенное, провалилась фактически сразу после окончания гражданской войны. Уже тогда значительная часть коммунистов поддержала так называемую «рабочую оппозицию», которая требовала, чтобы рабочий класс не был ширмой для ленинцев, а получил бы через профсоюзы реальную власть на производстве. Оппозицию эту возглавил Шляпников, который был белой вороной среди руководителей партии большевиков, так как в отличие от них был настоящим рабочим от станка.

Эта оппозиция вызвала у Ленина бешенство, он даже в своей речи обронил фразу, что это враги и их надо расстреливать. В итоге соборными усилиями Ильича и Троцкого, рабочая оппозиция была разгромлена, в партии была объявлена чистка и из нее исключили почти треть коммунистов. Т.е. Ленин обошелся без расстрелов. Пока без расстрелов, ибо та ненормальная система, которую он создал, еще приведет к Большому террору, а потом и вообще распаду СССР.

Ленин создал эту систему под себя, он был абсолютно тоталитарен. Он единственный из крупных мировых политиков, которому в качестве образца для общества нравилась армия. Он восхищался, как огромная масса людей движется в колонах, но вот прозвучал приказ одного человека и вся эта масса роет окопы, занимает оборону, потом опять движется, куда скажут, без вопросов и протестов. Для Ленина – это идеал общества. Именно такое общество он и создавал.

Но насколько Ленин был психически здоров? Его безумие в явном виде проявилось в 1923 году, но это не значит, что если в 1917 году он не лаял на луну, то он был здоров, он и тогда был явно болен, только это было не очень заметно. Ведь все русские и мировые светила от медицины так и не смогли разобраться в причинах его психической болезни, отсюда версия, что это могло быть следствием сифилиса. Именно версия, потому ничто другое не объясняло того, что происходило с Лениным, ибо его психическая болезнь не была следствием атеросклероза или ранения.

И вот этот псих создал государство под себя, попирая очевидные всему человечеству истины, и пытаясь создать нечто свое, этакое, чтобы ему, Ленину, удобно и приятно было руководить обществом.

В России до 1917 года реально существовала многопартийность, и эта система очень хорошо себя проявила в Государственной Думе и вообще в политической жизни общества.

У нас ведь многие считают до сих пор, что многопартийность – это миф, что все это создается для того, чтобы дурить народ, что власть на самом деле едина во всех странах мира, а много партий это чтобы создать такую дымовую завесу над тайными делами «начальников».

Многопартийность, как часть демократии возникает в странах Европы часто еще при монархиях. Ибо если при ранних монархиях роль верховного арбитра в споре между разными социальными группами с разными интересами играет сам монарх, то со временем это становится делать все труднее. Отсюда чтобы избежать постоянных гражданских войн и мирно решать все вопросы, и возникает многопартийность. Когда арбитром становится не монарх, а сам народ. И при этих условиях гражданскую войну начинать не нужно, достаточно новых выборов.

Именно таким путем шла Россия и после февраля 1917 года, ибо самая массовая и самая социалистическая партия – эсеры, была партией демократов, которая не собиралась узурпировать власть и готова была решать все вопросы мирным путем, путем выборов. Ленин прекрасно понимал, что он никогда не сумеет выиграть у эсеров честным путем, отсюда он пошел на заговор, на силовой захват власти и установление господства своей партии, в которой он был фактически диктатором. Открытая диктатура ему была просто не нужна, он и так продавливал все решения, какие хотел.

И вот он создал эту свою Совдепию с одной партией, с монополией на мысль и что? Так тут же внутри его партии появилась рабочая оппозиция, по сути, партия в партии. Стоило ему заболеть, как тут же в партии возникли новые фракции. На самом деле внутри ВКП (б) возникли, по меньшей мере, две разные партии. Если бы это было в нормальной стране, то и «левые» и «правые» просто бы образовали свои партии и апеллировали бы к народу – чья программа лучше.

Ибо «левые» - Троцкий, Зиновьев, Каменев, и «правые» - Бухарин, Рыков, Томский предлагали совершенно разные пути развития общества и страны пусть формально и в рамках одной и той же идеологии. Спросят, а где тут Сталин был со своей программой, а не было у Сталина никакой своей программы, этот «гений» был слаб, чтоб выдвинуть свою программу, и чтобы иметь свою партию, он потом уже возьмет идеи и «левых» и «правых», когда получит власть, и его стиль - это коммунистическая эклектика.

Но в 20-е годы не голосовал народ, не участвовал в выборе реальной власти, но хотя бы голосовала партия, именно честным и демократическим путем «правые» победили «левых». Сталин эту малину поломал, он выиграл выборы на 17 съезде, но больше рисковать не хотел. Он не хотел зависеть от воли партии, он прекрасно понимал, что придет время и его не переизберут в качестве лидера.

А представим себе, что эти выборы в 1927 году состоялись бы как нормальные, т.е. народ выбирал между Бухариным и Троцким. Кто бы победил? Конечно, Бухарин. С разгромным счетом, Троцкий получил бы не более чем СПС и Яблоко на последних выборах. Ну и какой смысл был при таком раскладе изгонять Троцкого из страны? И вообще кого и зачем изгонять и расстреливать?

А затем, что проведи коммунисты реальные выборы в 1921 или даже в 1927 году и допусти до них эсеров и меньшевиков, то 80% крестьян проголосовали бы за эсеров, и 70% рабочих проголосовали бы за меньшевиков. Коммунисты прекрасно понимали, что они навязали себя обществу, победили за счет террора и держались у власти за счет него.

И вся их гнилая система отрицала демократию, причем любую даже внутрипартийную. Ну и хрен бы нам с ними, пусть бы они друг друга изгоняли и расстреливали, если бы эта система не принесла такие огромные издержки обществу, если бы эта система не отбросила общество назад, да мы и до сих пор не можем вылезти из лап этой системы.

Но многопартийность – это не миф, что мы можем видеть даже по истории партии коммунистов. В 1921 году появляется «рабочая оппозиция», которую Ленин, Троцкий, Бухарин и Сталин задавили. Потом в рамках ВКП (б) появляются две партии - «левые» и «правые», здесь победили «правые». Но мы видим, что проигравшие в отличие от нормальной Системы не уходят в оппозицию, они изгоняются из партии, преследуются.

Когда Сталин пришел к власти, он прекрасно понимал, что помимо его власти внутри советской машины есть другие центры власти. И все 20 с лишним лет, что он был у власти, он постоянно наносит удары по этим центрам силы.

Он физически уничтожает и «левых», и «правых» в партии, он понимает, что центром силы являются спецслужбы и начинает тотальное уничтожение руководителей спецслужб, он истребляет верхушку армии, как потенциальный центр силы.

После 1945 года его репрессии носят то же направление: удар по военным, точечные расстрелы среди самой верхушки армии, он постоянно тасует кадры спецслужб, постоянно кого-то сажает в тюрьму, включая самых высокопоставленных спецслужбистов, он наносит удар по партии («Ленинградское дело»).

Придурочные поклонники Сталина до сих пор говорят, что иначе было нельзя. Это в вашей системе, которую построили сумасшедшие, нельзя, а во всем мире почему-то можно.

Но с чем в итоге пришли к смерти Сталина? Как были эти центры силы, так они и остались. Борьба за власть разгорелась между спецслужбами, которые возглавил Берия, и которые вполне ощущали себя партией власти в стране и верхушкой КПСС. Лидер КПСС Хрущев объединил усилия КПСС с армией, и совместно они свалили спецслужбы.

На какой-то момент Хрущев объединяет общество за счет его однородности, ибо большая часть населения это уже родившиеся в СССР молодые люди с промытыми мозгами, но дальше борьба разгорается с новой силой.

Никиту Хрущева скидывает тогдашнее руководство страны, но при Брежневе начинает формироваться новый монстр – КГБ, как альтернатива партийной власти. Парадокс советской власти – КГБ становится… либеральной оппозицией режиму! И если говорить о брежневском времени, то сам черт ногу сломит разбираться во всех этих группировках, которые на самом деле вели себя как политические партии. Но если в нормальной системе арбитром выступает народ, то здесь такая апелляция к народу была невозможной, хотя проведи выборы в году 1979, и пойди КГБ на эти выборы как партия, кометчики бы победили.

Самый лучший вариант для СССР был бы, если бы КГБ сделал ставку на Косыгина, последнего крупного государственного деятеля России, после него фигур такого масштаба не было, но такой союз был не реален по многим причинам, в том числе, по причине отрицательного отношения Косыгина к КГБ.

Так сколько было реальных партий в СССР в период позднего Брежнева? Ну, во-первых, эти кретины в силу ленинской национальной политики умудрись создать только 14 больших партий по национальному признаку. Вдумайтесь в это! Всякая страна просто истерично избегает создания реальных партий власти по национальному признаку, здесь создали аж 14 таких партий, в конце к ним прибавилась и коммунистическая партия РСФСР, которая, кстати, могла спасти СССР, если бы была создана хотя бы в 1989 году.

Кроме этого было множество национальных партий в автономных республиках.

И это были действительно партии в полном смысле слова. Да, ими руководили из центра, но на местах-то власть была их. И они опирались на народы, чье национальное самосознание советская власть развивала зачем-то 70 лет. И в рамках СССР эти партии хорошо понимали интересы своих народов и защищали их. И в таком виде единый СССР в 21 веке существовать, бесспорно, не мог. Требовалась трансформация. И ее начал Горбачев.

Если исходить из того, что сто раз уже писалось, то вырисовывается поразительная картина. И сам Горбачев и все его Политбюро – это люди, которые выдвигались Андроповым и опирались потом на КГБ, а не КПСС. С одной стороны, вроде как опираться на КПСС в деле реформ было бессмысленно, но с другой стороны, Горбачев и попыток таких не делал. Ведь для того чтобы реально реформировать всю эту систему, Горбачев должен был ясно осознать чего он хочет и подбирать под эти цели людей, лет 10 расставлять их на ключевые позиции по всей стране и во всех структурах, а уж потом реформировать страну.

А так что получилось? Партия под названием «КГБ» объявила войну всем другим партиям. Лучше всего об этом рассказал Кравчук, он рассказал, что Горбачев приехал в Киев, выступил перед трудящимися с такой речью, что вы снизу на партократов давите, а мы будем сверху.

Ну не дурак?

И в СССР началась межпартийная борьба. Понятно, что местные элиты не хотели отдавать власть. Да и не понятно, кому ее отдавать?

Скажем, московская партийная организация была сопоставима по влиянию с республиканскими компартиями, не случайно, что Андропов после прихода к власти свалив министра МВД Щелокова, начал атаку на Гришина, главу московской партийной организации. Но тот устоял, уже при Горбачеве его сняли и поставили… Ельцина. Когда говорят, что тогда не знали, кто такой Ельцин, то врут, его и поставили, потому что хорошо знали, что он из себя представляет. Дуролом. Вот он и начал избиение кадров московской партийной организации. Но зачем? С какой целью? И ведь на место Гришина и Ельцина пришел потом Прокофьев, который был умнее их обоих раз в десять. И московская партийная организация наряду с питерской стала основной новой компартии РСФСР и оппозицией Горбачеву.

Горбачев нигде не добивался никаких успехов, на международной арене он чего-то добился только за счет односторонних уступок Западу. Компартии стран социалистического лагеря его ненавидели, тогда опора Горбачева КГБ стал готовить операции по свержению этих компартий, а так бы они держались и до сего дня в качестве влиятельных сил.

Против Горбачева тихой сапой восстали и все компартии в СССР, тогда КГБ стал приводить к власти «народные фронты», которые состояли из агентуры. Все эти нацмены, которые создали из республик СССР независимые государства, были агентами КГБ, о чем сто раз уже писали.

Т.е. КГБ работал на дурака, который сам не знал, что делает.

Кончилось это тем, что Горбачев подставил КГБ в Вильнюсе, и КГБ в целом в августе 1991 года за него не вписался, все они вместе с главой КГБ Крючковым понимали, что Горбачев откажется от них. Что он и их подставит.

В итоге Горбачев вернулся вроде победителем из Фороса, он был президентом СССР, а власти у него уже не было. КГБ уже не работал на него, эта организация была в состоянии хаоса. КПСС сам же Горбачев фактически запретил.

Вот тогда и развалился СССР, но кто его развалил?

Некоторые мерзавцы говорят, что это сделали русские националисты. И смех и грех. СССР распался из-за борьбы тех партий, которые реально существовали в его недрах. А главные виновники окончательного развала были хохлы. Ибо их партийная организация сохранила власть не только над местным КГБ, но и в значительной степени над армией, которая была на территории Украины. Они вывели Украину из состава СССР, чего не ждал от них ни Горбачев, ни Ельцин.

Тоже вот вопрос об аналитиках, которые тогда работали во всех центральных структурах, они явно не соображали, что происходит в стране.

Таким образом, мы приходим к простому выводу, что игнорировать демократию и многопартийность можно, но бесполезно. Эта самая многопартийность существовала в СССР, но не в том виде, когда она работает на благо обществу, а в виде бомбы замедленного действия.

В этом виде она существует и по сей день, увы. Все попытки перейти к цивилизованным формам демократии у нас пока не увенчались успехом.

Постепенно КПСС стало утрачивать политическую власть и инициативу - это привело к формированию многопартийности в СССР.

Весной 1988 г. "Демократический союз", во главе с В. Новодворской, провозгласил себя оппозицией КПСС. В апреле того же года возникают народные фронты в Прибалтике. Позже аналогичные организации возникают и в остальных союзных и автономных республиках, позже они трансформируются в националистические политические партии и общественные организации. С развитием политической мысли и свободомыслия в СССР появляются всё новые организации, отражающие эти изменения.

Либеральные силы представлял "Демократический союз", христианские демократы, конституционные демократы, либеральные демократы. Наиболее крупной демократической партией стала "Демократическая партия России". Осенью 1990 г. возникла Республиканская партия Российской Федерации.

Социалистические и социал-демократические направления были представлены "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России", а также "Социалистической партией".

Но при всем многообразии политических сил реально соперничало лишь два направления: коммунистическое и либеральное.

В июне 1990 г. была образована Коммунистическая партия РСФСР, которое придерживалось достаточно традиционалистских позиций. Это привело к тому, что к XXVIII съезду КПСС правящая партия пришла в состоянии раскола. Однако съезд не преодолел кризиса в партии, не смог сплотить различные группировки, не стал он так же и реформировать саму партийную систему. Таким образом, выход из партии стал все более интенсивным (с 1985 г. по лето 1991 г. численность КПСС сократилось на 6 миллионов человек).

Евреи Франции после II крестового похода
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью. Те, кто привык убивать, грабить, насиловать, считали евреев преступниками, клеветали на них, обвиняя в употреблении христианской крови. Во Франции такой кровавый навет был в...

Брахманизм.
Данная религия направлена на утверждение верховенства знати. Основное произведение - "Законы Ману". Члены всех варн в принципе свободны, так как рабы - вне варн. Но сами варны и их члены - неравноправны: две первые варны - господствующие, две другие (вайшьи и шудры) - подчиненные. Основные положения: 1. Многобожие. 2. Зако...

Три центра культуры
К началу европейской колонизации Северной Америки коренные обитатели континента заселяли практически всю нынешнюю территорию Соединенных Штатов. В колониальный период картина размещения индейцев в пределах современных границ США выглядела следующим образом. Большая часть жила на востоке страны. Особой плотностью населения выделялся райо...

- 25.80 Кб

I Введение.

Возникновение института многопартийности - один из важнейших признаков становления в стране гражданского общества. Появление и развитие политических партий в значительной мере свидетельствует об эффективности политической системы общества, является важным фактором укрепления демократической природы государства, обеспечения политических прав его граждан.

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.

Процесс становления партийной системы в России далек от завершения. Феномен многопартийности современной России напоминает эффект прорвавшейся плотины: много грохота и шума, поднявшиеся вверх брызги переливаются всеми цветами политического и эмоционального спектра. Но падает ли этот бурлящий поток на колесо общественного прогресса, заставляет ли его вращаться? Этот вопрос остается во многом неясным для самих политиков, политологов, а также для обыкновенных людей, нынешних и потенциальных сторонников тех или иных партий. Выявить и просчитать эффективность функционирования института многопартийности – задача сложная, многоаспектная. Она включает в себя и такой момент: в какой мере существующим партиям – оптом и в розницу – удалось вписаться в подспудно действующую логику исторического процесса, в сложившиеся в современном российском обществе реалии? Ответ на подобный вопрос неизбежно требует предварительного прояснения, насколько политические партии и движения способны сегодня оценить прошлое и настоящее, а также сформулировать видение будущего страны, оказавшейся на переломе эпох и судеб целых поколений россиян? Без этой мировоззренческой самоориентации и ориентации своих сторонников ни одна политическая партия не вправе рассчитывать на удачную политическую судьбу.

II Основная часть.

  1. Основные этапы становления многопартийности в России.

Немецкий социолог Макс Вебер делил историю развития политических партий в Европейских странах на три основных периода, когда они представляли собой:

А) аристократические группировки;

Б) политические клубы;

В) современные массовые партии

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX- XX веков.

Историю современной российской многопартийности можно подразделить на шесть относительно коротких периодов:

1) развитие неформальных общественных организаций (1986-88 гг.);

2) период действия народных фронтов и создания протопартийных структур (1988-89 гг.);

3) "первая волна" партиобразования (1990-91 гг.);

4) "вторая волна" партиобразования после августовских событий 1991 г. (1991-93 гг.);

5) радикальная ломка сложившейся системы протопартий в результате политического кризиса 1993 г. и образования новых политических партий в период деятельности I Государственной Думы (конец 1993 - конец 1995 гг.); 6) период после выборов во II Государственную Думу (с конца 1995 г.).

Первые два периода составляют этап своего рода "внутриутробного" развития российской многопартийности, а последующие - этап ее функционирования и развития, отразивший качественные изменения в природе политических партий.

Этапы Хронологические рамки Основные партии Содержание этапа
I Рубеж XIX- XX вв. Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров) Зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества
II 1905- 1907 гг. Партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа» Формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу
III 1917- 1920 гг. РСДРП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики Сохранение многопартийности
IV 1920- 1977 гг. РКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС) Единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной
V 1977- 1988 гг. КПСС Юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС
VI 1988- 1991 гг. КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, Зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона
VII
1988- 1991 гг.
«Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др. «Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР)
VII 1991-1993 гг. « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России» Распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий
IX Рубеж XX- XXI вв. «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко» Принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ
  1. Партии в современной России.

Многопартийная система в России сложилась в 1905-1908 гг. В 1916 г. насчитывалось 244 политических партий, в условиях административно- командной системы в России сложилась безальтернативная однопартийная система.

В настоящее время в Российской Федерации зарегистрировано более 300 партий, организаций, движений, фондов и других объединений. Однако переход от однопартийности к многопартийности идет крайне сложно и болезненно, не сформировались устойчивая партийно-политическая структура, четкое размежевание политических сил.

Согласно информации с вебсайта Министерства юстиции Российской Федерации, по состоянию на 25 июня 2011 года, в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий:

  1. «Единая Россия»
  2. «Коммунистическая партия Российской Федерации»
  3. «Либерально-демократическая партия России»
  4. «Патриоты России»
  5. «Правое дело»
  6. «Справедливая Россия»
  7. «Российская объединенная демократическая партия Яблоко».

Следует отметить, что избирательная система тоже во многом претерпела изменения, которые безусловно влияют на становление многопартийности в России.

Изменения по сравнению с предыдущими выборами:

1) «Гражданская сила», Союз правых сил и Демократическая партия России объединились в партию «Правое дело»;

2) Аграрная партия России присоединилась к « Единой России»;

3) Партия социальной справедливости и Российская экологическая партия «Зелёные» (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) присоединились к «Справедливой России»;

4) Партия мира и единства (не была зарегистрирована на предыдущих выборах) и Партия возрождения России (в предыдущих выборах не участвовала) присоединились к «Патриотам России»;

5) «Народный союз» (не был зарегистрирован на предыдущих выборах) преобразован в общественное объединение.

Новшества:

1) 10 % участков по всей стране будут оборудованы электронными комплексами обработки избирательных бюллетеней - КОИБами, таких комплексов будет около 20 тысяч.

2) Ещё около 10 тысяч избирательных участков будут оборудованы веб- камерами.

3) На выборах в Госдуму 2011 года партии будут собирать 150 тыс. подписей, а в дальнейшем число подписей уменьшится до 120 тыс. подписей. Также устанавливается, что партии, представленные в не менее чем одной трети региональных парламентов, также освобождаются от сбора подписей. При этом при сборе подписей на выборах депутатов Госдумы на один субъект РФ должно приходиться не более 5 тыс. подписей избирателей. Партии могут собирать подписи с запасом в 5 % (количество брака не может превышать 5 %), а максимальное количество подписей, которые подвергаются проверке, составляет 35 % .

4) При распределении депутатских мандатов будет использоваться не только основной 7%-й барьер, но и два дополнительных проходных барьера - партии, набравшие более 6 % голосов, получат по 2 мандата, партии, набравшие более 5 % голосов, получат по 1 мандату. На следующих выборах в 2016 году проходной барьер составит 5 %.

5) «Единая Россия» впервые примет участие в теледебатах на федеральных выборах.

III Заключение.

Таким образом, можно сказать, что процесс становления многопартийности становится все более сложным и запутанным, возникают новые партии и политические течения, резко меняются очертания и облик ранее существовавших. На процесс развития многопартийности влияют объективные и субъективные факторы, которые можно разбить на три группы: проблемы внешнего по отношению к многопартийности характера; проблемы многопартийности как таковой, имеющей свои закономерности и особенности функционирования, как общего, так и национального характера; проблемы, свойственные структурным элементам многопартийности или ее основополагающим компонентам (партии, партийные союзы, блоки).

Можно предположить, что в судьбе будущей российской многопартийной системы проявятся следующие мировые тенденции. Во-первых, упрощение партийной системы. Через блокирование на выборах постепенно создаются условия для перерастания многопартийности в двухпартийное. Во-вторых, прежнее значение партий даже в избирательных кампаниях уменьшается. Сокращается число “твердых” сторонников какой-либо партии. Все большую роль играет не партийная принадлежность, а восприятие кандидата.

Используемая литература:

  1. Главный редактор - Юрий Коргунюк. Книга "Российская многопартийность". М.: Фонд ИНДЕМ, 1996 г.
  2. В.В. Лапаева. «Становление многопартийности в России».//Государство и право.№ 8 -1995 г.
  3. «Право и многопартийность в России». (Сборник статей и материалов). М., 1994 г.
  4. Автономов А. « Основные проблемы формирования партийной системы в России / Формирование политической системы России.» М., 1996.
  5. Третьяков В. « Многопартийности все еще нет/ Парламентаризм и многопартийность в современной России.» М., 2000.

    Интернет ресурсы:

  1. Сайт информационно-аналитического еженедельника о деятельности политических организаций в России http://rapn.ru/?grup=10&doc= respol.
  2. http://www.cikrf.ru/banners/ duma_2011/polit_part/progr/ index.html
  3. http://www.zonazakona.ru/ showthread.php?t=34604

Описание работы

Если прибегнуть к аналогиям с экономикой, можно сказать, что многопартийность играет в политической системе ту же роль, какую рынок играет в системе производства. Подобно тому, как рынок создает механизм обратной связи между потребителем и производителем, многопартийная система служит посредником между гражданином и государственной властью. Прежде чем пытаться понять, каким образом многопартийность выполняет эту функцию, уточню, что представляет собой ее элементарный "кирпичик" - политическая партия. Партия - специализированная организационно упорядоченная группа, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе. Проще говоря, политическая партия – это организация, борющаяся за власть.



Просмотров