Исключительная подведомственность. Образовательный портал - все для студента юриста

Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминовФинансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Значение подведомственности достаточно многогранно. Прежде всего, подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами.

Подведомственность является одним из юридических условий , определяющих возникновениеправа на обращение в суд .

Подведомственность означает отнесение вопроса к рассмотрению определенного органа, к его ведению.

Подведомственность - это относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Единого определения подведомственности в процессуальной литературенет. Термин«подведомственность» имеет исконнорусское происхождение и означает«подвести под ведомство» , ввести какой-либо юридический вопрос (дело) в систему учреждений, обслуживающих какую-либо государственную отрасль. То есть подведомственность означает, что решение какого-либо вопроса находится в чьем-либо ведении.

В основном нормы подведомственности включаются в процессуальные законы , однаков ряде случаев они помещаются ив материальных законах .Например, в ст. 30 СК определена судебная подведомственность признания брака недействительным, а в ст. 23 установлен судебный порядок расторжения брака. Нормы института подведомственности имеются и в Гражданском кодексе (ст. 148, 843, п, 6 ст. 1055), и в других кодексах.

Подведомственности существенно отличается от более широкого понятия компетенции *, которая означает совокупность правомочий суда, включающая в себя и подведомственность и подсудность дел. Подведомственность же характеризует конкретное дело, подлежащее разбирательству в определенном порядке.

* Компетенция (лат. competentio - добиваюсь, соответствую, подхожу)- совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного, органа или должностного лица, определяющих их место в системе государственных органов.

Правом разрешать юридические дела , т.е. споры о праве и другие правовые вопросы (об установлении того или иного юридического факта, правового состояния лица или имущества и др.), по законодательству России пользуются различные органы .

Во-первых , органы государства, осуществляющие судебную власть : Конституционный Суд России, суды общей юрисдикции и арбитражные суды, конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Во-вторых, в отдельных случаях, предусмотренных законом, - органы исполнительной власти. Например, в соответствии с п. 1 ст. 85 Конституции России Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. Целый ряд органов исполнительной власти (либо при органах исполнительной власти) наделен юрисдикционными полномочиями правоустановительного характера, например органы загса, налоговые органы, Палата по патентным спорам Российского агентства по патентам и товарным знакам, Апелляционная комиссия Минздрава России по вопросам сертификации лекарственных средств и др.

В-третьих, органы, создаваемые, назначаемые или избираемые самими сторонами спора, к числу которых можно отнести, например, третейские суды, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, трудовые арбитражи, посредников. Юридические дела могут разрешаться и иными органами и лицами, наделенными юрисдикционными полномочиями, например нотариусами.

Кроме того, граждане России на основании ч. 3 ст. 46 Конституции РФ и в соответствии с международными договорами Российской Федерации вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека , если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В частности, граждане России вправе обращаться за защитой в Европейский суд по правам человека.

Каждый из названных органов, в том числе и суд общей юрисдикции, вправе разрешать только те дела, которые отнесены законом к его ведению, т.е. подведомственны ему.

В зависимости от того, относит ли закон разрешение определенной категории дел к ведению исключительно каких-либо одних органов или нескольких различных органов , подведомственность может быть подразделена на единичную (исключительную) и множественную .

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на ижди­вении может только суд.

Например, споры о лишении родительских прав, дела об установлении усыновления разрешаются только судами общей юрисдикции. Дела о несостоятельности (банкротстве) отнесены к исключительной подведомственности арбитражных судов. Следовательно, в отношении таких дел установлена исключительная подведомственность.

Напротив, значительная часть имущественных споров между гражданами, между организациями имеют множественную подведомственность, так как могут разрешаться не только государственными (общей юрисдикции, арбитражными), но и третейскими судами.

Множественная подведомственность в зависимости от способа выбора из нескольких юрисдикционных органов, которым дело подведомственно по закону, может быть подразделена на договорную , императивную , альтернативную.

Договорной является подведомственность, определяемая взаимным соглашением сторон. Например, по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникший из гражданских правоотношений, может быть передан на разрешение третейского суда (ч. 3 ст. 3 ГПК, ст. 5 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"). Другим примером может быть избрание соглашением сторон нотариальной формы защиты прав. В частности, по соглашению сторон любая сделка может быть удостоверена нотариально, даже если по закону для сделок данного вида нотариальная форма не требовалась (п. 2 ст. 163 ГК).

Императивной называют подведомственность, при которой дело рассматривается несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности либо при установлении обязательного предварительного внесудебного порядка урегулирования спора. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (гл. 60 ТК). Согласно ст. 452 ГК требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в соответствующие сроки.

При императивной подведомственности каждый последующий орган из числа участвующих в разрешении дела наделен правом контроля за правильностью принятых до него по спору другими органами решений. Так, суд, рассматривая трудовой спор, вправе не согласиться с решением, принятым по нему комиссией по трудовым спорам, и разрешить его по существу.

Альтернативной называют подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. В соответствии с традиционно принятой трактовкой правил альтернативной подведомственности заинтересованное в разрешении спора лицо вправе обратиться по своему усмотрению к любому из органов, названных в законе.

Однако по ныне действующему законодательству заинтересованное лицо, обратившись за разрешением спора в несудебном порядке в соответствии с правилами альтернативной подведомственности, не лишается права на обращение в суд. Такое понимание правил альтернативной подведомственности вытекает из ст. 46 Конституции РФ, согласно которой каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, п. 2 ст. 11 ГК и иных законодательных актов. Поэтому и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном и административном порядке (например, в пп. 3 п. 1 ст. 30.1 КоАП) заинтересованное лицо вправе обжаловать решение, вынесенное органом исполнительной власти, местного самоуправления, должностным лицом, в суд.

Можно выделить несколько критериев, определяющих подведомственность дела определенным органам.

1. Одним из самых важных критериев выступает характер спорного правоотношения , т.е. содержание спора. Так, ст. 22 ГПК РФ закрепляет круг дел, относящихся к компетенции суда.

2. Не менее важным является и субъектный состав правоотношения . Особую важность субъектный состав приобретает при разграничении компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. В отличие от арбитражных судов суды общей юрисдикции согласно ч. 1 ст. 22 ГПК рассматривают дела с участием всех граждан и организаций, наделенных правом на судебную защиту (ст. 36 ГПК), а также иностранных лиц.

3. Спорность или бесспорность спора определяет необходимость предварительного разрешения спора или возможность непосредственной реализации исполнительным органом прав гражданина (Так, дела бесспорного характера подведомственны суду общей юрисдикции только в случаях, указанных в законе, например дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК, дела об установлении усыновления ребенка (ст. 125 СК). Подведомственность дел о расторжении брака между судами общей юрисдикции и органами записи актов гражданского состояния также определяется в основном наличием или отсутствием спора между супругами (ст. 18-23 СК).

Таким же образом разграничивается подведомственность между органами по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и судами. При наличии бесспорности права такая регистрация производится учреждением юстиции, а при возникновении спора - на основании решения суда (п. 3 ст. 165 ГК).

В ряде случаев обязательную силу имеют нотариально удостоверенные сделки, которые в случае невыполнения их условий создают право для одной из сторон требовать принудительного исполнения ее условий, например, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (ст. 100 СК).

4. Наличие или отсутствие соглашения между сторонами спора о предварительном досудебном порядке урегулирования спора или о передаче спора на рассмотрение определенного органа характеризует возможность немедленного обращения в суд за защитой нарушенного права.

5. Характер оспариваемого акта (нормативный или ненормативный) определяет необходимость обращения в конституционные (уставные) суды, арбитражные либо суды общей юрисдикции.

6. Уровень органа, принявшего акт, определяет звено судебной системы, в котором этот акт может быть оспорен.

Важный признак подведомственности, как определение ее правил только в законе, например в ст. 22 ГПК, ст. 27-33 АПК, ст. 11 ГК, ст. 18-23, 27, 35, 41 и др. СК и т.д.

Порой даже специалистам в области юриспруденции бывает трудно разграничить между собой те или иные понятия. Это в полной мере касается подведомственности («ведомство») и подсудности («суд»). При подаче заявлений и жалоб в общие и специальные судебные органы, очень важно не ошибиться. Это позволит сохранить своё время и получить искомый результат значительно быстрее.

Определение

Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.

Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.

Сравнение

Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.

Итак, подведомственность определяет вид суда, который будет рассматривать дело, в то время как подсудность – конкретный орган, его территориальное расположение. О подсудности стороны могут договориться, но о подведомственности – нет.

Выводы сайт

  1. Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.
  2. Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.
  3. Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.
  4. Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.

В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин «подведомственность дел», без расшифровки. Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед , до и в целом или с , нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность — это возможность защитить свои права.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная — полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная — полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как ), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об . А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя — разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности — ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

  • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
  • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства ();
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности , их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Подведомственность – отнесение спора о или иного юридического дела к компетенции определенного органа.

Каждый орган может рассматривать только те вопросы, которые ему подведомственны. Если, например, в суд обшей юрисдикции поступит заявление по делу, подлежащему разрешению в Конституционном суде, судья отказывает в принятии заявления (п. 1 ст. 134 ГПК), а в случаях, когда нарушение подведомственности обнаружится уже после начала процесса, производство по делу должно быть прекращено (п. 1 ст. 220 ГПК).

Виды подведомственности:

  • исключительная;
  • множественная.

Исключительная – дело рассматривается только непосредственно судом и не может разрешаться по существу другими органами. Для разрешения спора судом не требуется обязательного досудебного порядка обращения в какие-либо иные органы. К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность недействительным и т. д.

Множественная – означает, что юридический вопрос может быть разрешен в или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде. В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа, либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

Разновидности множественной подведомственности:

  1. альтернативная – спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном, нотариальном порядке, третейским судом). Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте);
  2. договорная – определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись;
  3. условная – означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду, т.е. до разбирательства судом дело должно быть рассмотрено другим органом;
  4. императивная – означает, что закон устанавливает строгое последовательное прохождение дела по юрисдикционным органам. Подведомственность дел определяется по связи исковых требований. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие – арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований. Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подсудность: понятие и содержание

Подсудность гражданско-правовой институт, нормы которого регулируют разграничение компетенции между конкретными судами судебной системы.

Институт подсудности - разграничение компетенции между судами внутри само­стоятельной ветви судебной системы . Таким образом, правила подсудности определяют компетенцию конкретных судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел по первой инстанции.

Принимая исковое заявление (заявление) и определяя, что гражданское дело подведомственно судам общей юрисдикции, судья должен решить, какому из судов судебной системы оно подсудно.

Виды подсудности:

  1. родовая (предметная) подсудность;
  2. территориальная подсудность;
  3. подсудность по связи дел.

Родовая (предметная) подсудность – определяет компетенцию судов различных звеньев судебной системы (различных уровней) в качестве судов первой инстанции. Все подведомственные судам общей юрисдикции гражданские дела распределены между судами различных звеньев (уровней) судебной системы Российской Федерации. Одни гражданские дела отнесены законом к ведению мировых судов, другие – районных (городских) и т. д. Критерием отнесения конкретных гражданских дел к ведению судов того или иного уровня являются характер (род) дела, предмет и субъектный состав спора.

Территориальная подсудность – определяет пространственную компетенцию одноуровневых судов судебной системы . После того как выяснено, суду какого звена (уровня) судебной системы подсудно конкретное гражданское дело, необходимо определить, какому из однородных судов оно подсудно по территории, т.е. определить пространственную компетенцию одноуровневых судов, или территориальную подсудность конкретного дела.

Территориальная подсудность делится на:

  1. альтернативную , или подсудность по выбору истца – предусмотрена для ряда категорий гражданских дел, разрешение которых законом отнесено к компетенции двух или более судов одного уровня. Право выбора между несколькими судами, которым подсудно конкретное дело, закон предоставляет истцу;
  2. исключительную – сущность заключается в том, что для некоторых категорий дел закон точно определяет, какой суд компетентен их разрешать;
  3. договорную – стороны по соглашению между собой могут изменить территориальную подсудность для конкретного дела. Недопустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда РФ, а также правил исключительной подсудности. Соглашение сторон об изменении территориальной подсудности для конкретного дела возможно до принятия его судом к производству. Соглашение сторон о подсудности должно быть выражено в письменной форме. Это может быть самостоятельный документ, в котором выражена


Просмотров