Ирада Аюпова: «Доступ к архивным фондам — гарантия свободы. Ирада аюпова, директор главного архивного управления республики татарстан: «мы преданы своим традициям «электронный документ» - а что это такое

«Потом придет поколение эсэмэсочников»: архивариусов РТ призвали активнее собирать письма и дневники граждан

Звонок министру связи РФ Николаю Никифорову был вынужден сделать со вчерашней коллегии главного архивного управления при кабмине РТ премьер-министр РТ Ильдар Халиков - настолько важным ему показалось решение поднятых архивариусами проблем. Среди прочего выяснилось, что до сих пор нет точного понятия, что такое электронный документ, как и где он должен храниться. Также корреспондент «БИЗНЕС Online» узнал о продолжающемся рассекречивании архивов и скором создании на их сайтах читальных залов.

А ЧТО У НАС С ИСТОРИЕЙ МИНИСТЕРСТВ?

Заседание коллегии главного архивного управления при кабмине РТ накануне стало, помимо прочего, презентацией Ирады Аюповой в качестве полноправного главы ведомства. Напомним, что ныне главный архивариус республики в конце ноября 2015-го сменила на этом посту Данила Ибрагимова , в управление с поста первого замминистра культуры РТ. В культурном ведомстве Аюпова запомнилась тем, что была ключевым игроком министерства в решении почти всех острых и конфликтных вопросов и вообще слыла любимицей среди сотрудников. В последнем можно было лишний раз убедиться на ведомства Айрата Сибагатуллина в этот вторник, где теперь уже руководителя архивного управления встретили неожиданным для подобных мероприятий шквалом аплодисментов. Теперь энергичный и обаятельный чиновник должна очаровывать своих новых коллег. Наверняка в этом ей должно помочь и повышение зарплат сотрудникам аппарата, которое по времени совпало с приходом Аюповой на новую должность.

Внимание, которое в правительстве обращают на архивное управление, должно было подчеркнуть участие в заседании премьер-министра Ильдара Халикова и вице-премьера - министра информатизации и связи РТ Романа Шайхутдинова . Кстати, сама Аюпова тоже стала членом правительства, а у ее предшественника такого статуса не было. Сама глава архивного управления особенно не скрывает, что хочет изменить неприметный образ возглавляемого ею учреждения, но говорить о каких-то конкретных шагах спустя два месяца после начала работы, судя по всему, пока рано.

Вводя собравшихся в курс дела, Аюпова сообщила, что на 1 января 2016 года в республике действуют 5 государственных и 46 муниципальных архивов, 2 573 архива органов государственной власти и организаций и 287 поставщиков обязательного экземпляра документов. Архивы содержат 25 583 фонда, в которых хранится 7 млн. 90 тыс. единиц хранения. За 2005 - 2015 годы объем архивного фонда РТ увеличился на 13%. Приоритетной задачей на 2016 год для своей службы Аюпова назвала повышение качества и доступность оказываемых услуг, в том числе и переход на оказание услуг целиком в электронном виде. Среди планов - продолжение сотрудничества с наукой, с журналом «Гасырлар авазы - Эхо веков», а также изучение «генеалогии» татарстанских министерств и ведомств , тщательный анализ их истории.


«ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ» - А ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Начав выступление, как и положено, лицом к залу, в дальнейшем Аюпова, видимо, от волнения заметно повернулась влево, к сидевшему в президиуме Халикову, да так и прочла свой доклад - контролируя глазами, как премьер реагирует на ее слова.

«Приоритетом в работе архивного сообщества должно стать построение единого информационного пространства, объединяющего в том числе федеральные, региональные и муниципальные архивы», - заявила начальник управления. Сегодня же единого понимания, где какие документы хранятся, нет. Помочь архивистам выйти на «информационное поле» могло бы введение электронного документа. Увы, в реальности это становится просто скан-копией документа, подписанной «живой» подписью. «На сегодня созданные в электронном виде документы, которые обрабатывались внутри системы, распечатываются, подписываются вручную, скрепляются печатью и на бумаге сдаются в архив», - пояснил удивленному залу Шайхутдинов. Главная причина такой нелепицы - отсутствие нормативной базы по электронному архиву. Для того чтобы идентифицировать, что сдается в архив, нужно определить понятие электронного документа, его формата и состава, а также режима хранения и технологического стандарта .

Кроме того, еще не выработаны требования к оборудованию, на котором будут храниться электронные данные, к инфраструктуре этого оборудования, требования по резервному копированию данных . «Должна быть разработана и сертифицирована технология, обеспечивающая достоверность документов с электронно-цифровой подписью через длительное время, а также ряд других вопросов», - рассказал министр. То есть на данный момент легитимность бумаг, находящихся в электронном документообороте, судя по всему, стремится к нулю. Хотя это и общемировая проблема. Некоторые ученые даже всерьез ставят почти философский вопрос о том, что полный переход на электронные архивы может привести к тому, что со временем колоссальное количество информации, содержащейся на различных хранителях информации вроде жестких дисков, будет попросту утрачено по причине их недолговечности.


«ПОТОМ ПРИДЕТ ПОКОЛЕНИЕ ЭСЭМЭСОЧНИКОВ...»

Зал с интересом выслушал руководителя федерального архивного агентства Андрея Артизова . Среди прочего он отметил, что архивистам надо научиться работать со «срезами» баз данных, то есть не выдавать документ целиком, а выискивать в нем необходимую информацию, а также сообщил, что продолжается работа по рассекречиванию архивов. Интересно прозвучало предложение обратить особое внимание на комплектование архивов личными документами: «Пока еще живо поколение, которое помнит, что такое письмо, дневник, мемуар, которое еще обладает эпистолярным наследием, надо принимать личные фонды. Потом придет поколение эсэмэсочников... А письма, как бумажки, исчезнут. От этого никуда не денешься». Артизов пообещал, что в ближайшем будущем для хранения архивной информации будут использоваться облачные технологии, а на сайтах архивов создадут платные виртуальные читальные залы .

Подводя итоги, Халиков сообщил, что уже созвонился с министром связи и массовых коммуникаций РФ Николаем Никифоровым и он подтвердил готовность совместно решать проблемы, которые были обозначены на коллегии. Напомнив, что от архивистов часто зависит «судьба человека», премьер заверил, что продолжает заниматься тем, чтобы уровень жизни архивных работников был не ниже, чем у работников в других сферах. Он подчеркнул, что Татарстану нужна программа развития архивного дела, и высоко оценил перспективы сотрудничества архивариусов с КФУ, Академией наук РТ. Вместе с тем премьер-министр призвал собравшихся не забывать об их особой роли - освещать памятные даты республики - и даже назвал одну из них: 16 февраля 1976 года с конвейера в Набережных Челнах сошел первый «КАМАЗ».

Интересно, что многострадальный вопрос о возможном новом для архивного управления не поднимался на коллегии вовсе. Видимо, потому, что он далек от разрешения.

Далеко не все архивные документы будут рассекречены

Гостьей «Реального времени» вчера стала Ирада Аюпова, председатель Государственного комитета по архивному делу РТ. Читателей интересовали вопросы свободного доступа к архивным документам, стоимость услуг, возможность в будущем получать информацию из той части архивных документов, что сейчас засекречена, и многое другое.

Архив в интернете

Один из часто повторяемых вопросов читателей касался возможности пользоваться архивными документами в интернете. Действительно, это было бы удобно и могло бы сэкономить большое количество времени тому, кто нуждается в той или иной справке.

«Сейчас идет очень большая полемика по доступности документов, хранящихся в архивах. Не секрет, что один из символов нового времени - открытие архивных фондов. Для любого пользователя доступ к архивным фондам - это гарантия свободы. Но для того, чтобы разместить в режиме реального времени всю хранящуюся у нас информацию, нужно проделать весьма большую работу. Фонды РТ - одни из крупнейших в РФ. Если мы говорим о региональных архивах, то мы занимаем четвертое место. В наших архивах более 7 миллионов единиц хранения. 4,2 миллиона единиц хранения - это документы, входящие в состав российского архивного фонда и хранящиеся на территории нашей республики. Чтобы все это оцифровать, нужно очень много времени. Помимо оцифровки нужно еще обеспечить систему доступа к информации. В прошлом году мы внедрили единую систему, которая объединяет все архивы, находящиеся на территории Татарстана, как государственные, так и муниципальные. На первом этапе мы оцифровали научно-справочный аппарат. Это значит, вы можете узнать по контекстному поиску, есть ли тот или иной документ. Вы узнаете, набрав, например, слово «КАМАЗ», в каких архивах и какие документы хранятся», - рассказала Ирада Аюпова.

По ее словам, как только будет отлажена работа научно-справочного аппарата, будут уже прикрепляться сканы самих документов. То есть в будущем посмотреть тот или иной интересующий документ в интернете не составит труда.

Не секрет, что один из символов нового времени - открытие архивных фондов. Для любого пользователя доступ к архивным фондам - это гарантия свободы. Но для того, чтобы разместить в режиме реального времени всю хранящуюся у нас информацию, нужно проделать весьма большую работу

Кто мы, откуда мы?

Часть вопросов читателей касалась розыска предков и создания генеалогического древа. В последние годы такие запросы нередки. Люди все чаще и чаще хотят узнать, откуда пошел их род, кто были их предки. Но, увы, услуги архивов при розыске документов для составления генеалогического древа, недешевы. Читателей интересовало: «Почему?».

«Составить генеалогическое древо, если вы отдадите эту работу на аутсорсинг, будет стоить порядка 30 тысяч рублей и выше. Потому что по каждой последующей ветви все труднее и труднее разыскивать информацию. Это средняя цена по России, мы смотрели, сколько стоит эта услуга в Башкортостане, сколько она стоит в Перми. От 15 до 30 тысяч эта услуга тарифицируется в архивах. Если суммарно посчитать, столько же и будет у нас. Но вы должны понимать, что эта услуга может быть предоставлена вам бесплатно в том случае, если вы умеете работать с первоисточниками», - пояснила Аюпова.

По ее словам, сотрудники архива в этом году уже провели семинар для желающих, где объясняли, как начать изучать историю своей семьи. Можно, конечно, заказать составить древо специалистам, сейчас такие имеются, но в этом случае, советует Аюпова, требуйте подтверждения всех фактов, потому что в ином случае вы не сможете точно знать, что вам представлена достоверная информация. Кстати, сотрудники архива недавно совместно с «Татармультфильмом» презентовали проект для школьников, где ребята составляли свое генеалогическое древо, и участники проекта доходили до десятого-одиннадцатого колена.

К счастью, кражи из архивов - это редкость. За последние 20 лет Росархив не фиксировал таких происшествий. Работа по учету и инвентаризации фондов ведется постоянно

Зачем наши архивы мормонам?

Один из читателей попросил прояснить историю с кражей документов из архива Саратова, был некоторое время назад такой печальный случай. «Из государственного архива в Саратове были украдены завхозом метрические книги. Есть такая секта в Америке - мормоны. Они собирают информацию по всем родившимся и умершим людям, к сожалению, они имели доступ и к нашим архивам. В 90-е годы мормоны предложили услуги по оцифровке метрических книг, но взамен забирали себе цифровые копии. В Саратове украденные книги были проданы последователям мормонов. Они записывают в свои ряды умерших людей, своего рода это «мертвые души». Надо понимать, что бесплатно ничего не делается, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В Саратове, например, предполагают, что к этим архивным данным проявили интерес американские спецслужбы. К счастью, кражи из архивов - это редкость. За последние 20 лет Росархив не фиксировал таких происшествий. Работа по учету и инвентаризации фондов ведется постоянно», - пояснила Аюпова.

Читателей интересовала ситуация с рассекречиванием архивов. Все ли документы и по всем ли направлениям можно будет получить при необходимости? Ирада Аюпова ответила отрицательно. По ее словам, не стоит рассекречивать все документы, касающиеся годов репрессий. Ведь в делах репрессированных часто хранятся написанные на них доносы, но у доносчиков есть потомки, которые ни в чем не виноваты, будет негуманно ставить этих людей под удар. Не будут в свободном доступе документы, связанные с усыновлением, они касаются частной жизни граждан и тайну усыновления никто не отменял.

КОНЦЕРТНЫЙ ДИРЕКТОР НАРОДНОЙ АРТИСТКИ РОССИИ, ПОЙМАННЫЙ НА ПОПЫТКЕ ПОДКУПА, ОБВИНИЛ ТАТАРСТАНСКИХ ЧИНОВНИКОВ В СОЗДАНИИ ФИРМ-ПРОКЛАДОК

Детали громкого уголовного дела в отношении шоумена Виталия Елькина, который выиграл тендер минкульта РТ на проведение серии мероприятий в преддверии Универсиады, стали известны «БИЗНЕС Online». Напомним, его повязали при попытке переуступить победу другому участнику «Казанской ярмарки» за скромный «гонорар» в 5 млн. рублей. Однако на суде колоритный продюсер назвал дело «заказным», а его защита пытается очернить замминистра культуры Ираду Аюпову и даже бывшего вице-премьера РТ Равиля Муратова.

МОСКОВСКОГО ШОУМЕНА ВЗЯЛИ С ПОЛИЧНЫМ

В Вахитовском районном суде Казани на прошлой неделе начался допрос 38-летнего Виталия Елькина - бывшего концертного директора Надежды Бабкиной . Он и 61-летний глава компании «Вечный зов» Михаил Мананов обвиняются в совершении покушения на коммерческий подкуп и пособничестве в этом (ч. 5 ст. 33, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 204 УК РФ). Мананов и Елькин на протяжении многих лет занимались организацией и постановкой театральных представлений и концертов в Москве. Попытка «взять» Казань закончилась для них громким скандалом и скамьей подсудимых.

В январе 2013 года компания «Вечный зов», генеральным директором которой являлся Мананов, стала победителем аукциона, который проводило министерство культуры РТ. Цена контракта составила 39 млн. рублей (при начальной (максимальной) цене контракта в 40 млн. рублей). Второе место, несмотря на предложение аналогичной цены, заняло ОАО «Казанская ярмарка», поскольку его заявка поступила позже. Еще в аукционе участвовал индивидуальный предприниматель из Нижнекамска.

Министерство выбирало исполнителя для организации шоу-программ, некоторые из которых должны были пройти в дни проведения Универсиады. Всего подрядчику предстояло организовать 50 мероприятий, включая концерты, фестивали, прием, размещение и питание гостей и т. д. Версия следствия: московские продюсеры изначально имели преступный умысел, намереваясь перехватить контракт. Такая схема, и правда, весьма распространена. Мошенникам надо подсуетиться и первыми подать заявку на участие в интернет-аукционе на выполнение того или иного госзаказа или предложить чуть меньшую цену. Затем проигравшей по формальным причинам конкурс компании, которая на деле способна выполнить контракт, предлагается его выкупить. На первый взгляд, в нашей истории все развивалось строго по такому сценарию.

По мнению следствия, Мананов и Елькин не собирались организовывать концерты и иные мероприятия. Якобы московские шоумены из корыстных побуждений решили переуступить госзаказ за 5 млн. рублей ОАО «Казанская ярмарка». Однако ее руководство, заподозрив неладное, обратилось в правоохранительные органы. В результате 21 февраля 2013 года Елькин, представившийся коммерческим директором «Вечного зова», подписал соглашение о расторжении госконтракта в обмен на ключ от банковской ячейки с деньгами. После получения 5 млн. рублей он и был задержан сотрудниками МВД. Добро на оперативные мероприятие выдал заместитель министра внутренних дел РТ Рафаиль Гильманов , а обвинительное заключение утверждал лично заместитель генпрокурора РФ Сергей Зайцев . Впрочем, уже весной 2013 года импресарио выпустили из казанского СИЗО под залог опять же в 5 млн. рублей.

На каждое судебное заседание Елькин приезжает при параде с большим чемоданом, который доверху набит томами уголовного дела. Обвиняемый всем своим видом демонстрирует статус звезды шоу-бизнеса. Действительно, Елькин - популярный персонаж бульварной прессы. До скандала с минкультом РТ интерес к нему был вызван в основном тем, как на импресарио подействовала удивительная диета, разработанная Бабкиной. Благодаря чудодейственной методе Елькин якобы скинул 40 кг за полгода.

Подсудимый родом из Ижевска. В одном из своих интервью Бабкина заявила: «Меня окружает ижевская мафия!» Дело в том, что кроме Елькина с этим городом связаны многие артисты ансамбля Бабкиной «Русская песня», включая бывшего возлюбленного народной артистки Евгения Гора .

АГЕНТЫ МИНКУЛЬТА ПОД ПРИКРЫТИЕМ

Следствие в обвинительном заключении приводит, казалось бы, веские доводы против москвичей, подставивших местный минкульт. Во-первых, в день проведений аукциона на сотовый Юлии Адгамовой - начальника отдела государственного заказа минкульта РТ, позвонил неизвестный мужчина. Он попросил передать «казанской компании», чтобы они «отошли», угрожая в противном случае снизить собственную цену до суммы, за которую контракт невозможно будет выполнить, - 10 млн. рублей. При этом звонивший заявил, что «казанская компания» аффилирована с минкультом, и заверил, что позже он готов переуступить контракт. Следователи считают, что этим загадочным мужчиной был Мананов.

Узнав о подозрительном звонке, согласно версии следствия, в игру вступила первый заместитель министра культуры Айрата Сибагатуллина . Она вышла на связь с сотрудниками УЭБ МВД по РТ, которые предложили ей участие в оперативно-разыскных мероприятиях, а именно выступить в роли «живца», на которого оперативники решили ловить злоумышленников.

Дальше начался шпионский детектив. Выиграв тендер, 2 февраля 2013 года Елькин встретился с Аюповой. Итогом стала видеозапись, которую сделала первый замминистра. Ролик теперь числится среди доказательств вины подсудимых. Несмотря на то что чиновница нечаянно поставила камеру вверх ногами, суть разговора ясна. Елькин интересовался, кто еще принимал участие в аукционе (якобы для того, чтобы проконсультироваться с ними). Так московский гость узнал от заместителя министра номер Руслана Семенова - представителя ОАО «Казанская ярмарка». Попросив у нее сотовый телефон (сославшись на дорогой роуминг), Елькин договорился о встрече с Семеновым. Рандеву состоялось в тот же день.

Семенов возглавляет на «Казанской ярмарке» отдел конкурсного производства и электронных торгов. Представитель ООО «Вечный зов» предложил ОАО «Казанская ярмарка» выступить субподрядчиком при исполнении государственного контракта с минкультом, от чего Семенов отказался из-за отсутствия коммерческой выгоды и риска работы с незнакомым контрагентом.

Тогда Елькин объяснил, что можно вообще отказаться от исполнения обязательств по госконтракту в пользу компании, занявшей по итогам аукциона второе место. Импресарио сообщил, что ООО «Вечный зов» может отказаться от исполнения обязанностей за вознаграждение в размере 30% от суммы контракта, но представители «Казанской ярмарки» сочли отступные слишком большими. Поторговавшись, Елькин согласился на 15%.


Тем временем еще в начале февраля 2013 года Адгамова отправила в ООО «Вечный зов» 9 заявок на проведения различных мероприятий, но москвичи отказались их проводить, ссылаясь на неправильное оформление заявок. В итоге, по заверению минкульта, «Вечный зов» оплатил только два мероприятия в Елабуге на 90 тыс. и 150 тыс. рублей. При этом подрядчики своими «выходками» (несвоевременной оплатой) даже сорвали проведение международного музыкального фестиваля «Искусство смычка», который проводил Рустем Абязов .

Все разногласия решено было уладить в ходе очередной встречи Елькина с чиновниками минкульта 19 февраля. Параллельно, как полагают следователи, концертный агент Бабкиной вел переговоры с Манановым (он находился в это время в Индии) о деталях переуступки контракта. Приехав в очередной раз в Казань, Елькин заявил команде Сибагатуллина о желании расторгнуть соглашение, поскольку их компании якобы неудобно вести дела из Москвы. На вопрос Аюповой, чем еще им не понравился контракт, импресарио ответил, что не до конца понял его условия.

Контракт был расторгнут, получены ключи от банковской ячейки, деньги из нее изъяты, на московского гостя надеты наручники…

«АЮПОВА ПРЕДЛАГАЛА ВВЕСТИ В КАЧЕСТВЕ ПОСРЕДНИКОВ НЕНУЖНЫЕ, НАВЯЗАННЫЕ ЕЮ ФОНДЫ»

Судить шоумена доверили судье Лили Галимовой (к слову, она вскоре должна вынести приговор «обаятельному мошеннику» - французу Франку Пиксиоли ). На прошлой неделе Галимова выслушала исповедь Елькина, которую транслировали его адвокаты.

Версия подсудимого, озвученная в суде, оказалась прелюбопытной. Елькин утверждает, что неоднократно требовал от силовиков проверить заказной характер уголовного дела. Шоумен полагает, что «Казанская ярмарка» попросту пыталась ликвидировать московского конкурента в борьбе за лакомый госконтракт.

По версии стороны защиты, «Вечный зов» собирался отрабатывать контракт честно, но представители минкульта РТ якобы выдвинули неприемлемые условия финансирования, которые и стали причиной конфликта.

«Для организации концертов по выигранному ООО «Вечный зов» контракту Аюповой специально были созданы два фонда, - заявил в суде адвокат Анатолий Рубан . - Если бы Мананов напрямую как заказчик, выигравший контракт, получал деньги на организацию концертов, ООО «Вечный зов» с учетом вычета налогов доставалось бы 93 процента, а выступающим артистам достались бы более высокие гонорары. При схеме Аюповой, которая предлагала ввести в качестве посредников ненужные, навязанные ею фонды, артисты получали бы меньший гонорар, а часть прибыли оседала бы на счетах этих фондов, которые контролировала Аюпова. ООО «Вечный зов» получало бы в этом случае всего 72 процента от суммы контракта».

При этом Елькин в своих показаниях утверждает, что Аюпова лично звонила ему на сотовый и кричала о том, что никаких проплат по «схеме Мананова» не будет.

«Вечный зов» пытается доказать, что в тот недолгий период, когда контракт еще действовал, команда Сибагатуллина всячески вставляла им палки в колеса и якобы несвоевременно сообщала о планируемых событиях. Впрочем, эти доводы следователям подтвердить не удалось, а, по мнению прокурора, Мананов и Елькин попросту создавали видимость активной деятельности.

По версии шоумена, ОАО «Казанская ярмарка» и минкульт аффилированы между собой. В материалах дела есть следующее заявление Елькина: «Я предупредил Николаева (руководитель СК РФ по РТ Павел Николаев - прим. ред. ), что если из меня не прекратят выбивать показания, то я оставляю за собой право пойти на крайние меры защиты от посягательств - вплоть до голодовки и суицида. Как мне впоследствии стало известно, причиной такого поведения работников следствия стало крышевание интересов ОАО «Казанская ярмарка» одним из высокопоставленных руководителей республики. По имеющимся у меня сведениям, Аюпова является родственницей первого заместителя премьер-министра Муратова (бывший первый вице-премьер РТ Равиль Муратов - прим. ред. ), который является учредителем или совладельцем ОАО «Казанская ярмарка». А руководит «Казанской ярмаркой» Лев Семенов. Ранее Семенов работал в правительстве Татарстана совместно с Муратовым».

Надо сказать, что обоснование столь широковещательных обвинений выглядит несколько странно. Согласно данным , Муратов официально не имеет никого отношения к ОАО «Казанская ярмарка», 85,78% акций которого находятся в собственности КЗИО Казани. Да и биография Льва Семенова - бывшего первого замглавы Нижнекамска и гендиректора ОАО «Бахетле-Агро», скорее, говорит о его принадлежности к команде Ильсура Метшина .

Еще одна деталь, на которую ссылаются адвокаты, - видеозапись, сделанная Семеновым во время первой встречи с Елькиным. Они заявляют, что между звонком их подзащитного и встречей в офисе «Казанской ярмарки» прошло всего несколько часов. Якобы за это время Семенов не мог съездить в здание УЭБ МВД по РТ, чтобы в присутствии понятых получить видеозаписывающее устройство и успеть вернуться на рабочее место. По мнению Рубана, эта «молниеносность» свидетельствует о том, что результаты оперативно-разыскных мероприятий сфальсифицированы.

На предложение более развернуто представить свою позицию и доказательства своей правоты и сам Елькин, и его адвокат ответили «БИЗНЕС Online» отказом.

«НИ НА МНЕ, НИ НА МОИХ РОДСТВЕННИКАХ НЕТ НИ ОДНОГО ФОНДА»

Аюпова, с которой связалась газета «БИЗНЕС Online», все обвинения, озвученной адвокатами Елькина в суде, отвергает.

- Ирада Хафизяновна, о каких фондах идет речь?

Ни на мне, ни на моих родственниках нет ни одного фонда. Порядок исполнения контракта был четко прописан в договоре. Договор они либо не прочли, либо не в полном объеме его придерживались. Официально мы отправили им только одну заявку по фестивалю «Искусство смычка», который проводил Рустем Абязов. В заявке был указан перечень услуг. Наименование контрагента указано не было. Мы подали заявку, а они очень долго задерживали проплату. А на этот фестиваль, как правило, приезжают артисты из-за рубежа, их «завтраками» невозможно кормить… В результате заявка исполнена не была.


- Вся схема по оплате и взаимодействию с организаторами была четко прописана в договоре?

Разумеется, там был детальный регламент: мы подаем заявку, они организуют мероприятие, после этого идет проплата. А здесь получилось так, что они просто взяли у нас план мероприятий и действовали, как им заблагорассудится, начался полный хаос.

Какова позиция министерства относительно заявлений руководителей ООО «Вечный зов» о том, что им пришлось отказаться от госконтракта, так как министерство якобы с нарушениями и несвоевременно подавало заявки и тем самым препятствовало осуществлению контракта?

Мы подали только одну заявку. Но суть этого дела заключается совершенно в другом, это разные нормы материального права. Если их не устраивало качество подачи наших заявок, то есть Гражданский кодекс, который регламентирует взаимодействие сторон в рамках исполнения контракта, они могли предъявить нам требования и претензии по регламентации. Но ведь это не было сделано.

- По всей видимости, они просто выбрали такую схему защиты в суде…

Да, это очевидная подмена норм материального права. Предположим, вы заключили контракт на поставку мебели. По условиям контракта поставка должна быть в течение 40 дней. И поставщик хочет поставить вам мебель, а вы ему препятствуете. В случае если со стороны поставщика было официальное подтверждение его намерения добросовестно исполнить контракт, вы как заказчик не сможете предъявить к нему претензии о несвоевременном исполнении контракта. Со стороны нашего подрядчика таких претензий не было.

БАБКИНА ХРАНИТ МОЛЧАНИЕ

Из материалов дела складывается ощущение, что чиновницы явно намучались, заключив контракт с ООО «Вечный зов», - организация мероприятий оказалась под угрозой срыва, иногда Елькин попросту не отвечал на звонки. В деле есть буквально следующее признание: «Мне звонил заместитель министра, но я был в душе и не смог ответить…»

Примет ли во внимание судья Галимова версию Елькина и Мананова, станет известно в июне - тогда будет озвучен приговор.

Впрочем, судя по всему, Мананов может отделаться легким испугом. Как сообщил «БИЗНЕС Online» источник, близкий к делу, подсудимый пенсионного возраста может получить освобождение от наказания в связи с объявленной амнистией в честь 70-летия Победы. Елькин же на снисхождение рассчитывать не может.

Теоретически на судьбу бывшего концертного директора Бабкиной может повлиять и характеристика, выданная ему ансамблем «Русская песня». Судя по этому документу, подсудимый был настоящим фаворитом народной артистки РФ. Его характеризуют как ответственного и трудолюбивого, при этом отмечая, что он уволился по собственному желанию с поста заместителя директора коллектива 13 февраля 2013 года, то есть буквально за несколько дней до задержания. Впрочем, на ее сайте он по-прежнему указан в качестве концертного агента. Узнать о нынешних взаимоотношениях Елькина с Бабкиной не удалось. Телефон Надежды Георгиевны оказался недоступен, а ее пресс-атташе Константин Филиппов отказался комментировать эту детективную историю.

Руководителем Главного архивного управления Республики Татарстан назначена наша землячка, выпускница Азербайджанского института нефти и химии Ирада АЮПОВА. О себе, своих детстве и юности, проведенных в Баку, в который влюблена до сих пор, и успешной карьере в Казани она рассказала в беседе с корреспондентом «Азербайджанских известий» Региной АСЛАНОВОЙ.

Ирада Хафизяновна, примите наши поздравления с назначением на высокий пост. Насколько сложно, на ваш взгляд, совмещать ответственную работу и одновременно поддерживать домашний очаг? К чему обязывает государственная служба?
- В моей жизни сегодня работа занимает практически все жизненное пространство. Если ты работаешь в системе государственной службы, ты - человек системы, постоянно должен быть доступен, подчиняться правилам и распорядку, которые порой не вписываются в личные или семейные планы. Но я все-таки восточный человек. Поэтому дома я прежде всего дочь, жена, мать, сестра. И в системе жизненных приоритетов, несмотря на всю мою вовлеченность в работу, семья на первом месте.
Я обожаю готовить. В нашей семье все любят и татарскую, и азербайджанскую кухню. В выходные могу испечь зур бэлиш - это большой пирог с мясом и картошкой, а можем всей семьей накрутить большую кастрюлю маленьких-маленьких долмушек из виноградных листьев или испечь пахлаву. На нашем столе все-таки в большей степени чувствуется влияние азербайджанской кухни. Мы едим много зелени, мяса, овощей. Празднуем Новруз, печем шекер-буру, пахлаву, шор-гохал, собираемся всей семьей на праздничный плов, украшаем хончу. Для нас это неотъемлемая часть семейных традиций.
- Когда ваша семья переехала в Баку? Какими вы помните свои детство и юность? Каковы воспоминания о Баку?
- Родители матери моей мамы переехали в Баку еще в конце XIX века, а отец матери - в начале XX века. Их корни уходят в Мордовию, в Рамадановский район. Всю свою жизнь мой дед Умяр Невлютов проработал на бакинских нефтяных промыслах. Мама родилась в Баку в 1945 году. В их семье было шесть детей, но выжили только трое - три сестры. В 17 лет мама уехала в Казань. Училась сначала в химико-технологическом институте, потом - в знаменитом Казанском государственном университете на филологическом факультете, где познакомилась с отцом. Папа - уроженец Татарстана, из Нурлатского района. Это была большая любовь. Папа добивался мамы три года. Одно из условий брака - молодые будут жить в Баку, где наша семья и обосновалась. Мама преподавала русский язык в азербайджанской школе, папа работал инженером на радиозаводе.
Таким вот образом я родилась в Баку, в рабочем поселке Серебровского. Когда слышу песню Анжелики Варум «Городок», у меня на глазах наворачиваются слезы - она как будто обо мне и нашем дворе, который всегда жил большой дружной семьей.
В студенческие годы я вышла замуж, стала мамой - моя дочь София тоже родилась в Баку. Спустя десятилетия моя любовь у Баку не прошла. И хотя я сегодня живу в России, в Татарстане, я помню свою первую родину, свой родной двор, первых учителей, всех, кто меня воспитал, кто стал частичкой меня.
- Насколько близки татарская и азербайджанская культуры?
- И татарская, и азербайджанская культуры имеют тюркские корни. Нас сближают и религия, и то, что мы на протяжении столетий в постоянной связи с русской культурой.
Очень близок язык, близка философия, много общего в традициях, обрядах. Конечно, городская татарская культура сегодня сохранилась в меньшей степени, чем азербайджанская. К примеру музыкальная культура, музыкальные инструменты. Струнные, ударные инструменты в традиционной музыкальной татарской культуре сегодня не столь явно выражены, как раньше. Можно сказать, что это было в какой-то степени утрачено. В советское время даже проведение Сабантуя носило несколько иную окраску. А многие другие татарские праздники, к примеру Нардуган, Сюмбеля и другие, сегодня забыты. Кстати, близким по сути азербайджанскому Новрузу был праздник Карга боткасы - грачиная каша, праздник пробуждения природы. Сегодня о нем мало кто знает.
Интересно, что многие татары, живущие за пределами республики, в большей степени сохранили чистоту традиций, фольклора. Сейчас ведется активная работа по изучению нашего нематериального культурного наследия как в Республике Татарстан, так и за ее пределами.
Театральная культура тоже имеет схожие черты. Особенно это сходство видно в философских театральных постановках. Менталитет, образ мышления очень близки. Это актуально для литературы. Кстати, один из основоположников татарского театрального искусства - Нариман Нариманов. Конечно, есть и различия - в танцах, костюмах, кухне. Но это только повышает интерес наших народов к изучению культуры друг друга.
- До нового назначения вы были заместителем министра культуры Татарстана. Контактировали ли по работе с азербайджанской диаспорой Татарстана или коллегами из Азербайджана? Может, были какие-то совместные проекты?
- В Татарстане есть Ассамблея народов Татарстана. Эта организация объединяет все национально-культурные автономии народов, проживающих на территории республики. В том числе и азербайджанскую. Есть площадка - Дом дружбы народов. Ведется системная работа по проведению мероприятий самого разного профиля - начиная с работы воскресной школы и заканчивая реализацией масштабных международных проектов.
Очень тесное сотрудничество происходило в театральном сообществе - как со стороны академических театров, так и со стороны детских, кукольных театров. Были проекты с библиотеками, в том числе в рамках празднования юбилея татарского поэта Габдуллы Тукая, писателями, фотографами, кинематографистами. Культура не имеет границ, доступ к культурному наследию можно получить в нынешнем мире достаточно просто. Но мы многому научились у Азербайджана. Так, два года назад мы направляли в Азербайджан для обмена опытом руководителей муниципальных органов управления культурой. Они ездили в Баку для изучения опыта работы по сохранению объектов культурного наследия, режиму охраны территории Ичери шэхэр.
- Как вам нравится современный Азербайджан? Часто ли бываете в Баку? Остались ли там родственники, друзья?
- Я бываю в Баку не так часто, как хотелось бы. Но масштабы изменений в Азербайджане поражают. Дороги, развязки, набережная, парки, обустройство города - это достойно уважения и восхищения. У меня там есть родственники, друзья. Мы общаемся, но не часто. Последний раз в Баку я была в 2013 году. Правда, проездом из Стамбула, всего несколько часов. Я попросила партнеров по организации поездки из Азербайджана провести мне ночной тур по Баку. И вот в четыре часа утра мы поднялись почти к телевышке, и оттуда такой потрясающий вид открылся на ночной Баку - древняя Девичья башня, бульвар, море, площадь Флага, новый концертный зал, где проходило «Евровидение». Захватило дух, навернулись слезы, когда мы посетили школу, где я училась. Всем нашим гостям я показала свой Баку. И одна из наших родственниц, Галия апа, подарила мне книгу, подписав ее: «Ираде, которая искренне любит Баку и помогла влюбиться в него и мне».



Просмотров