Инспектор дорожно патрульной службы требования. Если ваш автомобиль остановил сотрудник дпс

Алгоритм правильного поведения при встрече с инспектором дорожно-постовой службы интересует многих водителей. Это часто позволяет не только не испортить свое настроение, но и сэкономить деньги.

Рассмотрим распространенные действия автолюбителей, которые заведомо являются ошибочными, и разберем, как правильно поступать в конкретных ситуациях. При этом здесь будет учтена не только буква закона, но и психологические аспекты, ведь общение с представителями правоохранительных органов порой представляет собой стратегически сложный и тонкий процесс.

Не нужно выходить из своего автомобиля.

При этом совершенно неважно, сделали вы это по своей инициативе или по просьбе стража правопорядка. Ни один водитель, опираясь на правила дорожного движения, не обязан покидать свой автомобиль. А вот согласно Приказа министра МВД (Административный регламент № 185 п.70), инспектор может предложить автовладельцу выйти из авто, переместить транспортное средство в другое место, на которое укажет работник ДПС, или перейти в патрульную машину в случаях:

  • явного наличия у водителя симптомов алкогольного опьянения или видимых проблем со здоровьем;
  • необходимости устранения технической неисправности ТС;
  • установленного факта нарушения транспортировки грузов;
  • необходимости сверки фактических номеров кузова и агрегатов транспортного средства с данными, зафиксированными в регистрационных документах;
  • когда владелец транспортного средства может оказать какую-либо помощь сотрудникам органов или пострадавшим на дороге, а также при осуществлении любых процессуальных действий;
  • когда своим поведением владелец ТС несет потенциальную угрозу работнику ГИБДД;
  • когда пребывание сотрудника дорожно-постовой службы около остановленного автомобиля угрожает его непосредственной безопасности (в частности, если он находится на проезжей части) или становится помехой для остальных участников дорожного движения.

Таким образом, инспектор не может требовать выйти из автомобиля, он может лишь попросить, мотивируя вышеупомянутыми обстоятельствами. Выполнять же его просьбу или нет – это решение водитель принимает по своему желанию.

Документируйте происходящее с помощью диктофона или видеорегистратора.

Использовать диктофона или видеорегистратора в любых случаях при остановке автомобиля инспектором ГИБДД имеет право каждый водитель. Это подтверждено нормами действующего законодательства, а именно «Законом о Полиции», статья №8 которого указывает на открытость и публичность, которыми должен руководствоваться инспектор. Более того, в соответствии со ст. 25 Административного регламента, представитель ДПС не имеет права запретить автовладельцу вести фото- и видеосъемку, а также аудиозапись, если эти действия не нарушают закон. При этом на наличие таких нарушений сотрудник в этом случае обязан указать.

Руководство ГИБДД не раз инициировало обращение к владельцам транспортных средств, в котором призывало их использовать диктофон и видеокамеру.

Не слишком ярко оперируйте диктофоном.

Особо темпераментные водители нередко суют диктофон прямо инспектору в лицо. Днем это может сыграть на руку автовладельцу, так как сотрудник ДПС получит прямой намек вести себя соответствующим образом. Другое дело, если на улице ночь, и вы откровенно нарушили. Ваши агрессивные и открытые манипуляции с диктофоном могут быть неверно трактованы инспектором. Поэтому лучшим решением станет положить его в нагрудный карман, наговорив на пленку дату и время происшествия.

Помните, что аудиозапись – не инструмент воздействия на представителя органов, а скорее механизм, который позволит грамотно вести дело в суде.

Спрашивайте, почему вас остановили.

Административный регламент предусматривает все ситуации, при которых инспектор имеет право остановить транспортное средство. Такими ситуациями являются:

  • Факт нарушения правил дорожного движения;
  • Наличие ориентировки, указывающей на совершенное правонарушение со стороны водителя, его пассажиров или непосредственно транспортного средства;
  • Существование документально подтвержденной информации о том, что автомобиль находится в угоне или используется в противоправных целях;
  • Возникновение необходимости привлечь водителя или находящихся в авто людей в качестве свидетелей или понятых, в случае совершения третьими лицами дорожно-транспортного происшествия;
  • Осуществление распорядительно-регулировочных мероприятий, а также необходимость эксплуатации транспортного средства в целях обеспечения правопорядка;
  • Необходимость оказания помощи сотрудникам органов или третьим лицам в случае дорожно-транспортного происшествия;
  • Проверка документов на пользование автомобилем, на перевозимый груз, а также проверка водительских прав (на это уполномочены сотрудники только стационарных постов ДПС).

При этом, случаи проведения спецопераций всегда сопровождаются наличием соответствующих документов, которые инспектор обязан предъявить по требованию водителя. Чтобы убедиться в достоверности выдаваемой ему информации, автовладелец может позвонить по телефону доверия ГИБДД (номер телефона сотрудник также обязан предоставить).

Требуйте предъявить рабочее удостоверение в развернутом виде.

В любом фильме сотрудник милиции/полиции предъявляет удостоверение. Инспектор ДПС – такой же точно сотрудник, поэтому он также обязан это делать по первому требованию водителя. В случае отказа на вашу просьбу у вас есть все основания предположить, что перед вами оборотень в погонах. Закрывайте окна, блокируйте двери и набирайте «02» или «112», чтобы сообщить о возникшей ситуации.

Если вам показали удостоверение, внимательно ознакомьтесь с его данными – как минимум, вам не помешает обращаться к инспектору, зная его ФИО, звание и рабочее подразделение. В дальнейшем такая информация может стать полезной, если придется обжаловать противоправные действия сотрудника ДПС в суде. Да и знать, кому вы отдаете на ознакомление свои документы, тоже полезно.

При этом водитель имеет полное право подробно ознакомиться с удостоверением, поэтому не нужно стесняться просить подержать его в открытом виде подольше. А вот пытаться брать документ в свои руки категорически не следует.

Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, зачем давать те документы, которые инспектору, возможно, не нужны. Поэтому поинтересуйтесь, что именно он хочет видеть. Во-вторых, если вы ведете видеосъемку, там четко будет видно, что вы давали, а чего нет. При использовании диктофона можно озвучивать свои действия и перечислять передаваемые документы.

Не следует пытаться избегать передачи документов в руки сотруднику ДПС. Не нужно рождать ненужные подозрения в свой адрес. Тем более, инспектор обязан досконально ознакомиться с ними, убедившись в подлинности.

Не выходите из машины по просьбе инспектора сверить номера кузова и двигателя.

Закон не обязывает водителя помогать разглядеть инспектору номера агрегатов, чтобы сравнить их с данными, указанными в техпаспорте. Если такая просьба поступила, вы вправе отказать. Если же вы решили пойти навстречу, не стесняйтесь уточнить у инспектора: «открыть капот – просьба или требование?». Юридически эти два понятия сильно различаются.

При этом подобное требование уместно лишь после составления протокола о правонарушении и предоставлении сотрудником ДПС понятых в количестве двух человек.

Каждый видел фильмы западных режиссеров, в которых при задержании полицейские извещают нарушителя, что все им сказанное может быть использовано против него самого. Ситуация с открытием капота и прочими видами выполнения просьб могут сложиться схожим образом. Инспектор может спокойно сказать потом что-то вроде: «я попросил, мне показали». То есть вы сделали это по своей инициативе, и ему в таком случае невозможно что-либо инкриминировать.

Помните, что просьба выйти вас из авто – это всего лишь попытка навязать вам свои правила игры, выманить на свою территорию, что психологически подавляет.

Не отвечайте на все вопросы работника ДПС.

Распространены случаи, когда при остановке транспортного средства инспектор задает его владельцу множество вопросов, некоторые из которых сложно назвать конструктивными. В их числе можно перечислить: «куда едете», «почему спешите», «откуда едете», «какой знак был 200 метров назад», «знакомы ли Вам такие-то пункты правил дорожного движения» и т. п. В подобном случае водитель вправе задать встречный вопрос, что-то вроде «А должен ли я отвечать на все Ваши вопросы?».

При этом не нужно бояться инспектора, и не следует пытаться хамить ему. Ведите диалог вежливо и уверенно – закон на вашей стороне. Помните, что перед вами такой же точно человек, как и вы, только сейчас на его плечах погоны. Чтобы психологически было легче, можно представить, что надетая на нем форма – это обычная одежда, только наизнанку. После этого сразу станет легче и комфортнее.

Не фамильярничайте с инспектором.

Не нужно в процессе общения обращаться к работнику ГИБДД как «Начальник», «Командир» и использовать другие избитые и не очень корректные формы. Более того, такие манеры распределят ваши позиции не лучшим образом, ведь если кто-то начальник или командир, он же и заказывает музыку. Вы просто подтолкнете инспектора к доминирующей роли, и занять позицию «сверху» после этого будет очень тяжело.

Разговаривайте с ним с определенным чувством такта, но при этом на равных. Если вы не расслышали его имя и фамилию, смело переспрашивайте, чтобы было удобно обращаться. Кроме того, можно уверенно попросить показать служебное удостоверение, о чем был сказано в одном из пунктов данной статьи.

Обращаться лучше не по званию, а по имени отчеству. Это так же поможет распределить чаши весов удобным для вас образом.

А теперь несколько типичных ошибок с краткими комментариями к ним. Чего категорически не следует делать?

Не обращать внимания на наличие нагрудного знака у работника ДПС.

Отсутствие нагрудного знака у инспектора можно без преувеличения приравнять к отсутствию номерных знаков на вашем транспортном средстве. Обязательно обращайте на этот момент внимание, и если не обнаружите его, у вас есть все основания заподозрить что-то неладное.

Полностью опускать стекла.

Чем шире открыто окно автомобиля, тем в меньшей степени вы защищаете свое пространство. Если вы ведете видео или аудиозапись, повышается вероятность того, что инспектор попросту вырвет у вас из рук используемый девайс, после чего события могут разворачиваться каким угодно образом. Но уже вряд ли в вашу пользу.

Держать двери незаблокированными.

Даже если вы будете вести запись, фиксируя происходящее на камеру или диктофон, в силу ряда причин сотрудники ГИБДД могут попытаться вытащить вас из машины, что сделать гораздо проще, когда двери можно открыть. Чаще всего такой поворот событий происходит на фоне неуважительного разговора с инспектором (или ему может показаться, что вы разговариваете неуважительно), поэтому соблюдайте такт при общении и не забывайте надежно закрыть двери, слегка приоткрыть окно и включить аудио или видео устройство.

Не придавать значения тому, что инспектор не представился.

П. 20 Административного регламента гласит, что при остановке транспортного средства работник ДПС должен подойти к водителю и назвать свою должность, спецзвание, фамилию, а также сообщить причину остановки. При этом любой работник правоохранительных органов обязан внимательно выслушивать обратившихся к ним граждан, оказывая помощь в рамках своей компетенции, включая предоставление рекомендации, куда можно обратиться с возникшим вопросом.

Любые случаи, связанные с нарушением инспектором прав и свобод граждан, требуют с его стороны соответствующих разъяснений. Необходимость представиться водителю является одним из непреложных правил, несоблюдение которых, согласно Инструкции, может повлечь ответственность работника ДПС.

Отсутствие ошибок со стороны водителя при общении с инспектором ДПС становится залогом скорейшего и мирного завершения диалога и продолжения своего маршрута. Обратные ситуации нередко чреваты потерей времени, иногда – денег, и просто испорченным настроением. Предупрежден – значит, вооружен, и знание своих прав всегда делает сильнее и порождает уверенность.

При возникновении каких-либо сомнений или спорных моментов, всегда можно тут же набрать службу доверия ГИБДД, номера телефонов которой указаны на остановившем вас патрульном автомобиле. В любом случае, сам инспектор должен предоставить эту информацию по первому требованию. В службе доверия оперативно реагируют на поступающие сигналы, поэтому далеко не всегда сотрудники ДПС заинтересованы в разрешении конфликта таким путем.

Всем удачной дороги и поменьше встреч с инспекторами ГИБДД!

Чтобы быть защищенным на дороге и аргументировано отстаивать собственный взгляд на произошедшее, каждому автомобилисту важно знать права и обязанности инспектора ДПС ГИБДД 2018 .

Останавливаться или нет?

Форма и хорошо различимый нагрудный знак, вежливость и тактичность – таковы главные приметы работника дорожно-постовой службы, деятельность которого с 2009 года регулировалась приказом № 185. Из него, в частности, следует, что автоинспектор имеет право останавливать автомобиль на стационарных постах и в оборудованных помещением и средствами спецсвязи местах нахождения нарядов ДПС. Такие правила во многом определялись плохим качеством радиосвязи и отсутствием интернета.

ориентировка на авто или водителя;

необходимость получения свидетельских показаний по конкретному правонарушению;

при совершении регулировочного маневра, например, для создания коридора для скорой помощи, машин МЧС и пр.;

привлечение автомобиля для выполнения служебных обязанностей, привлечение водителя и/или транспортного средства для помощи пострадавшим.

С 20 октября 2018 года вступил в силу новый регламент МВД – приказ № 664. Где инспектор ДПС имеет право остановить автомобиль теперь? В любом месте на дороге.

Новые права инспектора ДПС многие расслабившиеся автомобилисты уже могли прочувствовать на собственной шкуре, когда сотрудник ГИБДД возникал из ниоткуда и приказывал остановиться характерным взмахом полосатой палочки.

Остальные действия инспектора остались без изменения. Он обязан:

представиться, указав фамилию и должность, номер значка;

озвучить причину остановки;

предъявить раскрытое удостоверение, не выпуская его из рук (по просьбе водителя).

Останавливаться следует в том случае, если вы убеждены, что сотрудник обращается к вам и его требования вам понятны. Если ваша остановка противоречит правилам дорожного движения, например, есть запрещающие знаки, участок дороги имеет ограниченную видимость или прекращение движения создаст опасность на дороге, вы имеете право не реагировать.

Что может проверить сотрудник ДПС?

Стоит знать, что имеет право проверить инспектор ДПС, а что – нет. Первое – огнетушитель, аварийка и аптечка. Эти предметы водитель обязан иметь для того, чтобы не нарушать правила эксплуатации транспортного средства. Проверить их наличие могут, но отсутствие вовсе не свидетельствует о нарушении. Вполне возможно, что водитель час назад тушил чей-то автомобиль или оказывал первую медицинскую помощь, а теперь отравляется в ближайший магазин, чтобы купить новый огнетушитель или лекарственные средства.

На заметку! Составить протокол полицейский может, но в этом случае вам необходимо приложить к бумаге свою объяснительную причины отсутствия огнетушителя, аптечки или знака аварийной остановки.

Нередко нарекания вызывает степень тонированности стекол. Имеет ли право инспектор ДПС замерять тонировку? Да, но только при наличии закрепленных в ГОСТе приборов (Блик, Свет, Тоник и пр.), имеющих:

свидетельство об исправности и точности данных от метрологической службы;

этикетку с датой проверки;

личную пломбу автоинспектора.

Ст. 27 КоАП РФ не запрещает задержание и доставку водителя в ГИБДД на срок до 3 часов, но не предполагает задержание и доставку автомобиля на станцию техобслуживания при наличии свидетельства о прохождении ТО.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять техосмотр? Ответ зависит от категории транспортного средства. У водителей личных авто – нет, а у водителей такси, общественного транспорта и спецтранспорта, перевозящего опасные грузы, – да.

На заметку! С конца 2018 г. каждый техосмотр будет фиксироваться на камеру, чтобы снизить количество выданных диагностических карт без фактической проверки технического состояния автомобиля.

Зачем же тогда проходить осмотр, если штрафа не будет? Во-первых, чтобы убедиться в исправности автомобиля и повысить степень его безопасности, во-вторых, чтобы получить выплаты по страховому полису, в-третьих, чтобы приобрести сам полис. Имеет ли право инспектор ДПС проверять ОСАГО? При наличии техосмотра у перечисленных выше категорий транспорта, нет.

Имеет ли право инспектор ДПС проверять страховку ? По действующим правилам дорожного движения, да, так как она входит в перечень обязательных документов, которые водитель должен иметь при себе во время управления транспортным средством наряду с водительскими права ми и регистрационными документами на авто. Но предъявлять автогражданку нужно только при оформлении протокола или при дорожно-транспортном происшествии.

Отвечая на вопрос, имеет ли право инспектор ДПС проверять тахографы , следует понимать, что специальным оборудованием оснащаются только автобусы (с количеством пассажирских мест более 8) и грузовики массой более 3,5 тонн. Именно в них и проверяется наличие тахографов.

Досмотр, осмотр или обыск?

Имеет ли право инспектор ДПС проверять багажник? Может ли брать личные вещи, открывать сумки, бардачок? Эти вопросы нередко вызывают споры в силу незнания различий между досмотром, осмотром и обыском. Предлагаем разобраться.

При визуальном осмотре автомобиля сотрудник ДПС оценивает внешнее состояние транспортного средства. Инспектор может также заглянуть в салон авто через стекла. Этим осмотр и ограничивается.

Досмотр предполагает более широкие возможности, но для них должны быть основания – подозрение, что в авто находится что-либо, доказывающее совершенное преступление (оружие, наркотические средства, краденые вещи и пр.). Досмотр обязательно проводится в присутствии двух понятых и завершается составлением протокола, при этом досматриваться может не только содержимое авто, но и личные вещи, однако показывать их должен владелец. Настоятельно рекомендуется вести запись происходящего, причем делать это могут обе стороны.

Важно! При личном досмотре понятые должны быть того же пола, что и задержанный, а их поиск полностью ложится на плечи подразделения полиции.

Крайне важно, что во время досмотра полицейский не может самостоятельно брать ваши вещи, выкладывать их из авто, переставлять, переносить и т.д. – делать всё это по его просьбе должен владелец транспорт ного средства или понятые. Как только полицейский коснулся содержимого в машине, его действия приравниваются к обыску, на который представитель закона должен иметь разрешение прокурора.

На заметку! Если осмотр проводится при отсутствии водителя или лиц, сопровождающих грузы, не может, то проведение досмотра без водителя допускается.

Открывать багажник по просьбе инспектора вы не обязаны. Если он хочет досмотреть содержимое, пусть приглашает понятых и составляет протокол. Иногда полицейские идут на хитрость и просят предъявить огнетушитель или знак аварийки, которые обычно лежат именно в багажнике. И снова вы не обязаны выполнять данную просьбу.

После проведения досмотра составляется протокол, где указывается опись найденных вещей, дата и время, данные участников процедуры. Копия сразу же передается водителю для ознакомления, а затем дается на подпись оригинал. В случае отказа подписывать документ, в нем ставится соответствующая отметка.

Новое в законодательстве-2018

Перечислим наиболее значимые нововведения, которые регламентируют права водителей перед инспектором в законах 2018 года , в первую очередь, упомянутого в начале приказа 664.

Автоинспекторам разрешено фиксировать нарушения камерами в зоне действия временных знаков. Однако, если знак дорожники не убрали в заявленные сроки, то нарушившим правила в зоне действия неактуальных знаков штрафы выписывать не будут.

Инспектору отныне запрещено препятствовать водителю, который снимает происходящее на камеру (видео или фото). Если гаишник ссылается на 24 статью Конституции, то ему стоит напомнить, что речь в ней идет о запрете публикации съемки частного лица. Вы выкладывать видео нигде не собираетесь, да и сотрудника полиции вряд ли можно считать частным лицом.

Лишать водительского удостоверения или снимать регистрационные знаки на месте автоинспектор не имеет права.

Передавать документы инспектору нужно в чистом виде, освободив от обложек, скрепляющих цепочек и прочего. В противном случае полицейский обязан вернуть документы и попросить их очистить от мишуры.

Имеет ли право инспектор ДПС снимать ксенон? Нет, но на основании части 3 статьи 12.5 КоАП он вполне может выписать штраф – от 500 до 5000 рублей, или инициировать судебное дело по лишению водителя прав.

С 20 октября ГИБДД перестает выдавать справки о ДТП – именно те, что нужны страховой в качестве подтверждения. Сотрудник ГИБДД выдаст либо протокол о возбуждении/отказе от возбуждения административного дела, либо протокол о штрафе.

Имеет ли право инспектор ДПС штрафовать пешеходов? Несомненно, ведь они являются равноправными членами дорожного движения, за безопасность которого отвечает ГИБДД.

На заметку! С сентября 2013 г. по ст.12.29 КоАП пешеходам-нарушителям выписывается штраф в 500 рублей, чаще – делается устное предупреждение.

Зная закон, легко отстоять свою позицию, избежав скандала и ущемления своих прав. При всех нарушениях следует незамедлительно звонить 02 и в 10-дневный срок подавать письменную жалобу на незаконные действия полицейского.

Сотрудники ДПС ГИБДД РФ, осуществляя контроль выполнения автомобилистами правил дорожного движения, руководствуются рядом нормативно-правовых актов и документов, которые определяют их основные права и обязанности. Соблюдение прописанных в НПА положений строго контролируется и при превышении полномочий или не соблюдении отдельных регламентов автомобилисты, по отношению к которым был составлен протокол о правонарушении, имеют право его обжаловать и даже признать недействительным.

Особенности несения службы

При несении службы сотрудник автоинспекции имеет определенные права, пользование которыми позволяет ему контролировать и своевременно выявлять или предотвращать правонарушения, совершаемые всеми участниками дорожного движения. В частности, сотрудники ГИБДД имеют право останавливать транспортные средства в случае совершения управляющим им лицом правонарушения, а также проведения специальных мероприятий (по задержанию преступника или в случае плана-перехвата). Также у автоинспекторов есть следующие права:

  • Требовать от автомобилиста предоставления документов на транспортное средство (технического паспорта), а также прав на управление той категории транспортных средств, к которой отнесено остановленное авто;
  • Задержать водителя до полного выяснения всех обстоятельств конкретной ситуации;
  • Направить водителя на медицинское освидетельствование, если есть основания полагать, что он находится в наркотическом или алкогольном опьянении причем отказ от прохождения процедуры может грозить автомобилисту привлечением к ответственности;
  • Останавливать транспортное средство в том случае, если имеются основания полагать, что данное авто находится в угоне, либо же разыскивается то лицо, которое в данный момент управляет им;
  • Требовать предоставления транспортного средства в ситуациях, когда оно необходимо для выполнения служебного задания или автомобилист нужен для присутствия в качестве свидетеля произошедшего ДТП, понятого для досмотра другого участника ДД или транспортного средства.

Основные обязанности инспекторов ГИБДД регламентируются нормативно-правовыми актами и устанавливают определенные рамки поведения при остановке транспортных средств, при общении с водителями, которые ими управляли, порядок и правила составления протоколов об административных правонарушениях. Отдельно определены также действия в тех ситуациях, когда у них имеется подозрение на то, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения, совершил преступление, причастен к аварии или является виновным в ней.

Нормативно-правовые акты и служебная документация

При выполнении служебных обязанностей, пользовании правами и прочих действиях, связанных с несением службы, сотрудник ГИБДД РФ руководствуется пунктами и положением нормативных актов, регламентирующих его работу. По состоянию на 2018 год ранее действующие наставления по работе дорожно-патрульной службы Госинспекции безопасности ДД были заменены на утвержденный Приказом МВД №664 Административный регламент МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками ДД в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В октябре 2017 года в силу вступил уже Административный регламент исполнения, который впоследствии более детализировал основные полномочия сотрудников ГИБДД и определил их права и обязанности. Параллельно с этим сотрудники ГИБДД также опираются на должностные инструкции, содержащих данные относительно несения службы, составленные с учетом их звания и занимаемой ими должности.

Нормы поведения сотрудника ГИБДД

При остановке транспортного средства инспектор ГИБДД должен соблюдать определенные правила, которых от него требует действующее законодательство и составленная должностная инструкция. В первую очередь автоинспектор должен представиться, причем при просьбе от остановленного водителя повторить свое имя и звание он не имеет права отказывать. Предъявление удостоверения автоинспектором теперь не является обязательным действием - его выполняют только по требованию водителя. Параллельно с этим обязанностью сотрудника ГИБДД при остановке транспортных средств является выполнение следующих действий:

  • Вежливое общение с водителем, отсутствие повышенного тона или ненормативной лексики по отношению как к самому автомобилисту, так и пассажирам, находящимся в транспортном средстве;
  • Озвучивание непосредственной причины, по которой сотрудник ГИБДД остановил транспортное средство;
  • Препятствование действиям незаконного характера, которые могут исходить от автомобилиста;
  • Требование пройти медицинское освидетельствование предъявляется только в том случае, когда имеются явные признаки такого состояния;
  • Соблюдение установленного порядка проверки документации;
  • Озвучивание предложения оформить протокол о нарушении правил дорожного движения;
  • Отсутствие препятствий автомобилисту в случае изъявления им желания провести видеосъемку разговора с инспектором.

Отдельно стоит отметить, что озвучивание просьбы покинуть транспортное средство допустимо только в том случае, если необходимо устранение имеющихся неисправностей, нарушений правил транспортировки грузов, имеются основания полагать, что он находится в состоянии алкогольного опьянения или характерных признаков сильной усталости или же болезненного состояния. Также сюда будут относиться ситуации, когда в соответствии с допустимыми ситуациями имеется необходимость проведения досмотра транспортного средства или они могут теоретически представлять опасность для самого инспектора ДПС.

Обязанности инспектора ДПС при остановке автомобиля

При остановке транспортного средства автолюбители имеют ряд прав, а инспектор - ряд обязанностей. До этого момента мною часто обсуждались права, которые имеют водители при составлении протоколов и вынесении постановлений. Однако ряд важных прав повляется у автолюбителя уже сразу после остановки транспортного средства, то есть ещё до составления первого протокола.

Для выяснения тех прав, которые есть у водителей при останове автомобиля нужно обратиться к Административному регламенту ГИБДД от 02.03.2009г. №185 (далее - Регламент ГИБДД).

Прочитав Регламент ГИБДД, мы узнаем что:

Во-первых, инспектор ДПС обязан уважительно относиться ко всем остановленным автолюбителям. Он обязан обращаться к автолюбителям на «Вы», быть вежливым, тактичным и объективным (пункт 19 Регламента ГИБДД).

Там же в Регламенте ГИБДД предусмотрена обязанность инспектора излагать в понятной форме все свои просьбы и требования. При этом инспектор обязан исключать из своей деятельности все ситуации, когда автолюбитель может неправильно его понять. Он не должен умалчивать какие-либо важные сведения, не должен вводить автолюбителя в заблуждение или использовать при общении уловки. Пренебрежение к автомобилисту, неправомерное «давление», завуалированные угрозы - недопустимы. Такие незаконные действия могут привести не только к дисциплинарной ответственности инспектора, но и к отмене составленного протокола.

Во-вторых, сотрудник обязан строго соблюдать закон (там же в Регламенте ГИБДД). Не должны допускаться нарушения процессуальных норм под видом необходимости привлечения «правонарушителя» к ответственности. Допущенные при получении доказательств нарушения должны приводить к исключению их из доказательной базы (часть 3 статьи 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В-третьих, в соответствии с пунктом 20 Регламента ГИБДД, сразу после остановки транспортного средства инспектор обязан представиться (сообщить свою должность, звание и фамилию). Сразу после этого он должен сообщить автолюбителю причину и цель обращения. Говорить инспектор должен громко и чётко.

Если автолюбитель не услышал что-то, то инспектор ДПС обязан повторить сообщаемые сведения. Он не имеет права уклоняться от исполнения вышеуказанной обязанности путём произнесения сообщаемых сведений скороговоркой, шёпотом, невнятно. Такие действия будут означать, что сотрудник не исполнил свою обязанность, а значить допустил нарушение.

Поскольку «остановка автомобиля» - принудительное действие, а значить ограничивает права автолюбителя, то инспектор обязан разъяснить остановленному автомобилисту основание и повод такого ограничения, а также права и обязанности, возникающие в связи с данными ограничениями (абзац 3 пункта 20 Регламента ГИБДД).

В-четвёртых, если автомобилист попросил автоинспектора предъявить служебное удостоверение, то он должен сделать это незамедлительно (абзац 5 пункта 20 Регламента ГИБДД). Для изучения текста служебного удостоверения автолюбителю должно быть предоставлено достаточное время. Недопустимым будет быстро взмахнуть удостоверением перед глазами автомобилиста, так чтобы он ничего не успел прочитать. Такое действие не будет считаться «предъявлением удостоверения».

В-пятых, все сигналы со стороны инспектора (например, сигнал об остановке автомобиля) должны быть четкими и понятными. Это требование пункта 22 Регламента ГИБДД. При этом недопустимыми со стороны инспектора будут любые действия, которые ставят под угрозу безопасность участников дорожного движения или провоцируют нарушение ПДД . Ведь сам смысл деятельности автоинспектора - обеспечение безопасности дорожного движения.

В-шестых, если, по мнению автоинспектора, водитель допустил нарушение ПДД , то сотрудник ГИБДД обязан подробно объяснить автолюбителю, в чём заключается якобы допущенное нарушение. Делать это нужно со ссылкой на конкретное законодательство (пункт 23 Регламента ГИБДД). При этом перед тем как требовать с автомобилиста объяснений, инспектор обязан разъяснить ему права ( КоАП РФ и Конституцию РФ). Незаконным будет являться требование автоинспектора дать пояснения до момента разъяснения права. Автомобилист имеет полное право не согласиться с сотрудником ГИБДД о том, что якобы было допущено нарушение.

В-седьмых, по требованию автолюбителя сотрудник ГИБДД обязан разъяснить порядок обжалования своих действий. В случае возникновения конфликта или предъявления водителем претензий такие разъяснения должны даваться автоинспектором без каких-либо напоминаний (абзац 2 пункта 23 Регламента ГИБДД). При этом автолюбитель имеет право попросить у сотрудника ГИБДД номер телефона и местонахождение ответственного лица. Инспектор обязан предоставить данные сведения (абзац 4 пункта 23 Регламента ГИБДД).

Пункт 25 Регламента ГИБДД предоставляет водителю право использовать видео- и аудиозапись при общении с инспектором (если таковое не запрещено законодательством). Инспектор не имеет право препятствовать этому.

Все вышеуказанные действия сотрудником ГИБДД должны производиться сразу после возникновения соответствующей обязанности, без напоминания. Сам факт исполнения автоинспектором своей обязанности, но только после неоднократных напоминаний водителя или через продолжительный период времени после наступления соответствующей обязанности не исключает возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности. Ведь обязанность должна исполняться своевременно, без попыток уклонения.



Просмотров