Иногда в качестве формы государственного устройства. Доклад: Формы государства

ЗАВЕЩАНИЕ

распоряжение гражданина на случай смерти относительно принадлежащего ему имущества с назначением наследников, совершенное в установленной законом форме. Назначение наследника - существенная часть 3. Если в этой части оно недействительно, то теряют силу и большинство иных распоряжений, которые в нем содержатся. Поскольку 3. является односторонним актом, согласия наследника или иных получающих что-либо по 3. лиц в момент составления не требуется.

3. является инструментом института наследования,который обеспечивает устойчивость имущественных правоотношений в обществе в случае смерти участника обязательства. Для совершения 3. необходимы три условия: а) дееспособность завещателя в момент составления 3. Это требование обеспечивается нотариальным удостоверением 3.; б) соблюдение установленной законом формы 3.; в) надлежащее назначение наследника.

В качестве общего правила законодатель устанавливает письменную форму - собственноручное 3..написанное целиком самим завещателем, подписанное и датированное им. Машинописные тексты не допускаются во избежание подлога. Кроме того, законодательство РФ предусматривает 3. как публичный акт. который совершается при участии официального должностного лица (как правило, нотариуса). К нотариальному приравнивается 3.. удостоверенное в больнице, санатории, на морском или речном судне, -в отдаленных экспедициях и т.д. В том случае, когда завещатель в силу болезни или по другим обстоятельствам не может собственноручно подписать 3., по его просьбе подпись ставит рукоприкладчик в присутствии должностного лица. Об этом делается пометка при удостоверении 3. с указанием причин, по

которым завещатель не смог подписать 3. собственноручно (ст. 542 ГК РСФСР).

Надлежащее назначение наследника заключается в том, что он должен быть назван непосредственно завещателем. Поэтому 3., в котором определение наследников предоставляется третьему лицу. считается недействительным. Существенное заблуждение, обман и принуждение при назначении наследника делают 3. недействительным.

Каждый гражданин вправе завещать свое имущество в пользу любого физического лица (лиц), а также государства или юридического лица, распределив между ними наследство по своему усмотрению. Законодательства ряда стран предусматривают возможность составления так называемых совместных 3., в которых выражена воля двух или нескольких лиц.

Кроме имущественных в 3. могут быть включены распоряжения иного рода, назначение исполнителя 3., признание внебрачного ребенка, ходатайство о назначении опекуна несовершеннолетнему. Законодательство РФ, так же как и большинства других развитых стран, содержит правило об обязательной доле независимо от содержания 3. Это правило распространяется на нетрудоспособных и несовершеннолетних наследников первой очереди: пережившего супруга, родителей, усыновленного, усыновителей, детей, иждивенцев. 3. не может лишить наследника по закону обязательной доли, равняющейся 2/^ от той доли, которая причиталась бы ему при отсутствии 3.

Исполнение 3. возлагается на назначенных в 3. наследников. При сложном характере завещательного распоряжения завещатель может назначить специальное лицо - душеприказчика. Душеприказчик осуществляет свои действия по исполнению 3. безвозмездно, но имеет право на возмещение расходов, связанных с охраной и управлением наследственной массой. Эти расходы возмещаются наследниками в пределах стоимости унаследованного имущества (ст. 545 ГК РСФСР).Иски о недействительности 3. рассматриваются в судебном порядке. 3. может быть оспорено заинтересованным лицом по любому из трех существенных условий. Если нарушены права обязательных наследников, 3. признается недействительным лишь в той части. в которой уменьшается обязательная доля наследников по закону. В том случае, если ее можно выделить из незавещанного имущества, 3. признается действительным.

Лит.: Бондарев Н.И., Эйдино-ва Э.Б. Завещания, приравниваемые к нотариальным, и их исполнен не. М., 1975; Панов В.П. Международное частное право. М., 1996;Рубанов А.А. Право наследования. М., 1978; Рясенцев В.А. Наследование по закону и по завещанию в СССР, М., 1972.

Павлов В.П.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗАВЕЩАНИЕ" в других словарях:

    - (will) Документ, в котором содержатся указания по поводу распоряжения имуществом какого либо лица после его смерти. Завещание не имеет юридической силы до момента смерти завещателя и, по желанию завещателя (testator), может быть неоднократно… … Финансовый словарь

    Духовная, последняя воля, последнее распоряжение. ... .. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. завещание духовная, последняя воля, последнее распоряжение, завещанное имущество;… … Словарь синонимов

    Как лит ый жанр использование словесной формы (зачина, формул, композиции, заключения) юридического завещания для разработки дидактической или сатирической тематики. Как дидактический жанр З. вливается в общую форму поучения (см.). Как… … Литературная энциклопедия

    - (will) Документ, в котором содержатся указания по поводу распоряжения имуществом какого либо лица после его смерти. Завещание не имеет юридической силы до момента смерти завещателя и по желанию завещателя (testator) может быть неоднократно… … Словарь бизнес-терминов

    завещание - Документ, в котором содержатся указания по поводу распоряжения имуществом какого либо лица после его смерти. Завещание не имеет юридической силы до момента смерти завещателя и, по желанию завещателя (testator), может быть неоднократно изменено,… … Справочник технического переводчика

    Завещательное распоряжение составленное в соответствии с действующим законодательством и по определенной форме, нотариально заверенное письменное распоряжение владельца имущества, ценностей, денежных вкладов о том, в чье владение должна быть… … Экономический словарь

    Распоряжение гражданина своим имуществом на случай смерти, а также сам документ, которым оно оформляется. В соответствии со ст. 534 ГК РСФСР каждый гражданин может оставить по 3. все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной… … Юридический словарь

    ЗАВЕЩАНИЕ, распоряжение гражданина относительно своего имущества на случай смерти, сделанное в установленной законом форме (нотариальной или приравненной к ней). По российскому праву гражданин может завещать все свое имущество или часть его… … Современная энциклопедия

    Распоряжение гражданина относительно своего имущества на случай смерти, сделанное в установленной законом форме (нотариальной или приравненной к ней). По российскому праву гражданин может завещать все свое имущество или часть его одному или… … Большой Энциклопедический словарь

    ЗАВЕЩАНИЕ, завещания, ср. (книжн.). 1. Документ, в котором кто нибудь дает распоряжения о своем имуществе на случай своей смерти. 2. перен. Посмертная воля, то же, что завет. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Наследованию по завещанию посвящена гл. 62 ГК РФ.

Лицо имеет право свободно распоряжаться своим имуществом. Оно может не согласиться с порядком , установленным законом, и самостоятельно определить своих наследников. Для этого требуется составить распоряжение — завещание.

Понятие и признаки завещания

Завещание — это односторонняя , которая создает права и обязанности после открытия наследства (п. 5 ст. 1118 ГК РФ). В юридической литературе завещание определяется как личное распоряжение гражданина принадлежащим ему имуществом на случаи смерти, сделанное в установленной законом форме.

Каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству и иным юридическим лицам. ГК РФ, закрепляя принцип свободы завещания, предоставляет гражданам право распорядиться любым имуществом (ст. 1120), распределить имущество между любыми лицами (п. 1 ст. 1119, п. 1 ст. 1121), указать их доли, подназначить другого наследника, равно как и лишить любого или всех наследников по закону права . При этом завещатель не обязан указывать причины лишения им наследства кого-либо из наследников по закону, так же как и причины отмены и изменения завещания.

Цель составления завещания заключается в том, чтобы определить порядок перехода всего наследственного имущества или его части к определенным лицам (в том числе государству).

Завещание характеризуется следующими признаками:

1. завещание является односторонней сделкой;

2. завещание носит строго личный характер. В соответствии с и. 3 ст. 1125 ГК РФ оно должно быть собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено, за исключением случаев, когда при составлении завещания приходится прибегать к помощи сведущего лица. При всех обстоятельствах совершение завещания через представителя не допускается (п. 3 ст. 1118). Завещание не может быть совершено на основании доверенности, не могут совершать завещание опекуны от имени своих подопечных;

3. завещание является единоличной сделкой , т. е. может быть составлено только от имени одного лица. Если же завещание содержит волеизъявление двух и более лиц (например, родители хотят составить совместное завещание в пользу своего сына), то оно может быть признано недействительным;

4. завещания обычно относят к срочным сделкам , так как смерть завещателя, на случай которой составляют завещание, неизбежно должна наступить, рано или поздно, т. е. наступление события обязательно должно произойти.

Одна из важнейших особенностей завещания состоит в том, что правовые последствия наступают не с момента совершения этой сделки, а после смерти завещателя — лица, ее совершившего.

Между оформлением завещания и тем моментом, когда оно приобретает силу, проходит некоторый срок. После того, как завещание надлежащим образом оформлено, оно еще не может быть реализовано, пока не наступят те юридические факты, с которыми связано его действие (смерть наследодателя, открытие наследства);

5. завещание является сделкой строгой формы. В соответствии со ст. 1124 ГК РФ оно должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом с указанием места и времени его удостоверения, собственноручно подписано завещателем. Несоблюдение нотариальной формы завещания влечет его недействительность (ст. 165 ГК РФ). Правило о форме завещания обусловлено тем, что завещание начинает действовать, когда завещателя уже нет в живых, и в случае какой-либо неясности его уже нельзя спросить, что он имел в виду, делая в завещании то или иное распоряжение.

Удостоверение завещания

Завещание может быть удостоверено:

К нотариально удостоверенным согласно ст. 1127 ГК РФ приравниваются:

  • завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, других стационарных лечебно-профилактических учреждениях, санаториях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, лечебных учреждений санаториев, а также директорами и главными врачами указанных домов для престарелых и инвалидов;
  • завещания граждан, находящихся во время плавания на морских судах или судах внутреннего плавания, плавающих под Государственным флагом РФ, удостоверенные капитанами этих судов;
  • завещания граждан, находящихся в разведочных, арктических и других подобных им экспедициях, удостоверенные начальниками этих экспедиций;
  • завещания военнослужащих и других лиц, находящихся на излечении в госпиталях, санаториях и других военно-лечебных учреждениях, удостоверенные начальниками, их заместителями по медицинской части, старшими и дежурными врачами этих госпиталей, санаториев и других военно-лечебных учреждений;
  • завещания военнослужащих, а в пунктах дислокации воинских частей, соединений, учреждений и военно-учебных заведений, где нет государственных нотариальных контор и других органов, совершающих нотариальные действия, также завещания рабочих и служащих, членов их семей и членов семей военнослужащих, удостоверенные командирами (начальниками) этих частей, соединений, учреждений и заведений;
  • завещания лиц, находящихся в местах лишения свободы, удостоверенные начальниками мест лишения свободы.

Перечень должностных лиц и случаев, при которых вышеуказанные должностные лица вправе удостоверять завещание, является исчерпывающим.

Для удостоверения завещания наследодатель должен лично явиться в нотариальную контору. Это действие, в силу личного характера завещания, не может быть выполнено на основании письменного сообщения гражданина или другим лицом по его поручению. В отдельных случаях, когда завещатель не может явиться в нотариальную контору (например, вследствие болезни), допускается возможность выезда нотариуса к завещателю в больницу или на дом.

Нотариус обязан разъяснить завещателю его нрава и обязанности по составлению завещания, в том числе о праве на обязательную долю в наследстве. Однако он не может отказать в удостоверении завещания, составленного иным образом. Нотариус обязан оказать содействие в составлении проекта завещания. Если проект завещания представлен нотариусу уже составленным, он проверяет содержание и законность сделанных завещателем распоряжений, а также проверяет, соответствует ли их содержание действительному намерению завещателя. В данном случае нотариус для выяснения воли завещателя должен побеседовать с завещателем без посторонних лиц.

Если завещатель вследствие физических недостатков, болезни или по другим причинам (например, вследствие неграмотности) не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе и в его присутствии, а также в присутствии нотариуса (должностного лица) может быть подписано другим лицом (п. 3 ст. 1125 ГК РФ, ст. 44 Основ законодательства РФ о нотариате). При этом нотариус должен указать, что завещание подписано другим лицом и причины, в силу которых завещатель не имел возможности сам подписать завещание, с указанием причин невозможности собственноручного подписания.

Лицо, подписывающее завещание за завещателя, называется рукоприкладчиком ; это постороннее лицо, рассматриваемое как технический исполнитель завещания.

Завещание составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, один из которых остается у завещателя, а другой — на хранении у нотариуса (в соответствующем органе исполнительной власти, должностное лицо которого удостоверяет завещание).

Необходимо отметить, ГК РФ предусматривает существенные изменения, касающиеся формы завещания. Так, ст. 1129 допускает изложение гражданином последней воли в простой письменной форме в исключительных случаях, а именно: когда гражданин, находящийся в явно угрожающем его жизни положении и в силу сложившихся чрезвычайных обстоятельств, лишен возможности нотариально удостоверить завещание. Такое завещание должно быть собственноручно написано и подписано гражданином или лично им оглашено в присутствии двух свидетелей. При этом из содержания документа или устного волеизъявления должно быть ясно, что они представляют собой завещание. Завещание, совершенное в чрезвычайных обстоятельствах, подлежит обязательному исполнению лишь при условии утверждения его судом по требованию заинтересованных лиц либо свидетелей.

Предусмотрен также особый порядок нотариального удостоверения завещаний - закрытое завещание (ст. 1126 ГК РФ), которое завещатель вправе совершить, не предоставляя при этом никому, включая нотариуса, возможности ознакомиться с его содержанием. Такое завещание должно быть собственноручно написано и подписано завещателем под страхом его недействительности. Закрытое завещание передается в заклеенном конверте нотариусу лично завещателем в присутствии двух свидетелей, которые ставят на конверте свои подписи. Конверт запечатывается нотариусом в присутствии свидетелей в другой конверт, на котором указываются данные о завещателе. При представлении нотариусу свидетельства о смерти завещателя нотариус не позднее 15 дней вскрывает конверт в присутствии свидетелей и заинтересованных лиц и оглашает завещание, о чем составляется протокол.

В практике весьма распространены случаи признания завещания в целом или в части недействительным. Завещание может быть признано недействительным (ничтожным или оспоримым) по тем же основаниям, которые предусмотрены для недействительности сделок, — вследствие пороков содержания, формы, в субъектном составе, а также вследствие пороков воли.

Таким образом, под завещанием понимается односторонняя срочная сделка, носящая лично-формальный характер, устанавливающая порядок правопреемства в правах и обязанностях наследодателя после его смерти.

Гражданин, составляя завещание, вправе подназначить наследника. Это право закреплено в ст. 1121 ГК РФ: завещатель вправе указывать в завещании другого наследника на случай, если назначенный им наследник умрет до открытия наследства или не примет его. Например, возможна такая формулировка: «все свое имущество завещаю гражданину А. Если гражданин А умрет раньше открытия наследства, то все свое имущество завещаю гражданину Б».

Одним из видов завещательных распоряжений является завещательный отказ (легат). Завещатель вправе возложить на наследника по завещанию исполнение какого-либо обязательства (завещательный отказ) в пользу одного или нескольких лип (отказополучателей), которые приобретают право требовать его исполнения (ст. 1137 ГК РФ). Например, наследодатель оставил все свое имущество сыну и обязал его выплатить определенную денежную сумму племяннику.

Отказополучатель не является наследником и поэтому не несет ответственность по долгам наследодателя, не платит государственную пошлину при получении завещательного отказа. Правда, высказывается мнение, что «на отказополучателя как на преемника наследодателя распространяются правила об ответственности по долгам наследодателя пропорционально той части наследственной массы, которая к нему переходит» 2 . Однако большинство авторов и судебная практика придерживаются первой точки зрения, тем более что завещательный отказ может быть не в виде передачи части имущества, а, например, состоять в прощении долга, возложении обязанности купить какую-либо вешь и передать се отказополучателю.

К особым завещательным распоряжениям относится также возложение на наследника совершения каких-либо действий, направленных на осуществление какой-либо общеполезной цели (ст. 1139 ГК РФ). Например, обязанность организовать выставку произведений умершего художника. Если эти действия носят имущественный характер, то к возложению применяются правила о завещательном отказе.

Основное отличие возложения от отказа заключается в том, что даже при имущественном характере возложения завещанием не устанавливается конкретный выгодоприобретатель, а круг лиц, имеющих право требования исполнения, возложения значительно шире, чем в случае неисполнения завещательного отказа.

Принцип свободы завещания означает не только возможность оставить те или иные распоряжения на случай своей смерти, но и право пересмотреть их в любой момент, т. е. изменить или отменить ранее составленное завещание.

Особым видом завещательных распоряжений можно назвать распоряжения вкладчиков относительно своих вкладов в банках. Согласно ст. 1128 ГК РФ права на денежные средства, внесенные гражданином во вклад или другой счет в банке, могут быть завещаны по правилам, предусмотренным ГК РФ, либо посредством завещательного распоряжения в письменной форме в том филиале банка, в котором находится счет. В отношении денежных средств, находящихся на счетах, завещательное распоряжение имеет силу нотариально удостоверенного.

При составлении такого завещательного распоряжения вкладчик может сделать распоряжение о том, кому должен перейти вклад, если лицо, указанное в завещательном распоряжении, умрет ранее вкладчика либо не пожелает получить вклад, а также установить условия выдачи вклада (например, выплата сумм в определенные сроки, выдача вклада по достижении определенного возраста и т. д.).

Вклад может быть завещан одному или нескольким лицам. В последнем случае вкладчик указывает размер долей, если такое указание отсутствует, то вклад выдается в равных долях.

В таком многообразии форм выражения воли завещателя воплощается принцип свободы завещания. Данный принцип обеспечивается соблюдением тайны удостоверения завещаний: нотариус, другое должное лицо, удостоверяющее завещание, не вправе до открытия наследства разглашать сведения, касающиеся содержания завещания, факта его совершения, изменения или отмены. Это правило распространяется также на лиц, которым о совершении нотариальных действий стало известно в связи с выполнением ими служебных обязанностей. За разглашение как самой тайны составления завещания, так и тайны его содержания нотариус и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, несут установленную законом ответственность. Например, частный нотариус может быть лишен лицензии на занятие нотариальной деятельностью, исключен из нотариальной палаты, на него может быть возложена обязанность возместить клиенту имущественный ущерб и компенсировать моральный вред.

В соответствии со ст. 1134 ГК РФ завещатель может поручить исполнить завещание как одному или нескольким лицам, так и постороннему лицу, не являющемуся его наследником. Такое лицо называется исполнителем завещания (душеприказчиком). Назначение исполнителя завещания относится к особым завещательным распоряжениям наследодателя и осуществляется им по своему усмотрению. Если завещатель не назначил исполнителя завещания, то завещательные распоряжения исполняются назначенными в завещании наследниками.

При удостоверении завещания необходимо получить согласие исполнителя, которое должно быть выражено в письменной форме: в виде надписи на самом завещании либо в виде заявления, приложенному к завещанию.

Законодатель не ограничивает лицо в возможности определения, как нескольких, так и одного наследника на свое имущество. Именно благодаря завещанию достигается возможность передачи всего имущества одному наследнику, в случае наступления смерти его владельца.

В ином же случае, отсутствие такового документа будет служить основанием для перехода прав в порядке, который определен законом, предусматривающем очередность и деление общей массы на доли.

По личному убеждению наследодателя, даже при наличии большого количества близких родственников, наследодатель вправе принять решения о передаче всего принадлежащего ему имущества, после его смерти, в собственность одного наследника.

Завещание может быть подготовлено наследодателем самостоятельно. Составить его необходимо в двух экземплярах. С документом стоит направиться к, который удостоверит волю его составителя и укажет, что составитель осознает значение совершаемых им действий.

Гражданин составляющий завещание должен быть в полном объеме дееспособен и никто кроме него самого не может подписывать завещание.

Так же он не обязан описывать по какой причине он собирается оставить наследственную массу одному наследнику.

Документ, помимо данных о наследодателе и определенном им наследнике, не обязательно должен содержать перечень всего имущества которое переходит по наследству.

Необходимые документы

Явиться к нотариусу необходимо с:

  • самим завещанием (если таковое уже подготовлено);
  • личными документами;
  • документацией, указывающей на наличие прав на имущество.

Пример завещания на все имущество

Обязательные наследники

Даже при составлении завещания, наследодателю необходимо помнить о существовании таких лиц, которые смогут получить в общей массе принадлежащего ему имущества.

Вопрос предоставления обязательной доли определенному законом кругу лиц, не может быть разрешен наследником. Такие наследники обязаны получить положенное им имущество даже тогда, когда сам наследодатель не желал оставить им имущества.

В число обязательных наследников входят:

  1. дети, не достигшие совершеннолетия или не имеющие трудоспособности;
  2. супруг (а), не имеющий (ая) трудоспособности;
  3. нетрудоспособные родители;
  4. граждане, находившиеся на иждивении усопшего.

Указанные наследники получают в обязательном порядке ½ от той наследственной части, которая могла быть получена ими в том случае, если бы они наследовали по законодательно установленной очередности.

В каком случае завещание всего имущества одному наследнику может быть оспорено

Бывают случаи когда родственники рассчитывающие на имущество завещателя не согласны с изъявленной волей наследодателя обращаются в суд, для признания завещательного документа недействительным.

Оспаривание распоряжения в суде может происходить на следующих основаниях:

  • если будут предоставлены факты недееспособности завещателя на момент составления распоряжения и их признает суд;
  • если составление документа происходило в результате обманной деятельности и завещатель неосознавал ответственность такового распоряжения;
  • если документ составлялся под угрозой и давлением.

Госпошлина за составление завещания у нотариуса

Помощь, оказанная нотариусом, в части составления завещательного документа, должна быть оплачена ему, исходя из определенных им тарифов. Как правило, такая цена не превышает 2 тыс. руб., в зависимости от региона проживания.

Обязательным платежом является госпошлина, которая оплачивается за составление документа у нотариуса. Ее размер определен ст. 333.24 НК , а именно п. 13 ч. 1 таковой. Подлежащая оплате сумма равна 100 руб.

Ответы консультанта на вопросы наших читателей

Можно ли оспорить завещание на одного наследника?

Мною было написано завещание, в соответствии с которым унаследовать должен один из моих племянников. Иные наследники отсутствуют. Могут ли другие племянники оспорить документ?

Для оспаривания должны быть уважительные обстоятельства. К примеру, если наследник докажет, что документ был составлен с применением угроз, заблуждения и пр.

Может ли родственник претендовать на обязательную долю в завещании?

Завещание издано на имя постороннего лица. В то же время, у наследодателя имеется родственник, который мог бы наследовать по второй очереди.

Ранее завещание было составлено на его имя, но позже отменено. Может ли он претендовать на то имущество, которое имеется в квартире? Что нужно ему сделать для того, чтобы наследник не смог стать собственником имущества внутри квартиры?

Претендовать на собственную долю в общей массе, родственник сможет лишь тогда, когда законом для него определена обязательная доля.

Также у родственника имеется возможность доказать в судебном процессе, что имущество, расположенное в унаследованной квартире, было приобретено при его участии.

В случае смерти гражданина его имущество передаётся в порядке наследования его наследникам. В законодательстве существует два способа наследования имущества :

  • по закону (применяется в том случае, если наследодатель не оставил после себя завещания). Наследниками являются лица, состоящие в родственных отношениях с наследодателем;
  • по завещанию (применяется в том случае, если имеется завещание, т.е. наследодатель прямо выразил свою волю относительно принадлежащего ему имущества). Наследниками могут являться любые лица, даже те, которые не имеют степень родства с наследодателем.

Что такое завещание и для чего оно необходимо?

Завещание представляет собой выраженное волеизъявление наследодателя о том, кому после его смерти будет принадлежать его имущество или часть этого имущества .

Завещание просто необходимо составить в том случае, если имеется множество наследников, и возможны споры между ними относительно причитающегося каждому из них размера наследственного имущества. Немаловажным является и тот факт, что в случае наследование имущества будет происходить по закону, с учётом очередей наследования, и лицо, которому наследодатель хотел бы завещать своё имущество, просто ничего не получит по наследству, или получит меньшую его часть.

Например, у наследодателя имеется жена и дочь от совместного брака. Кроме этого, от первого брака у него имеется совершеннолетний трудоспособный сын. У наследодателя в собственности имеется трёхкомнатная квартира. В случае его смерти на данную квартиру будут претендовать его жена, дочь и сын от первого брака. Однако наследодатель желает оставить данную квартиру своей жене и дочери. Выходом из этой ситуации как раз и будет возможность составить завещание, по которому его наследниками и будут являться жена и дочь.

Когда завещание не требуется?

Во-первых, завещание не требуется в том случае, если у наследодателя отсутствует имущество, которое он может завещать, или судьба принадлежащего имущества ему безразлична . В этих случаях вопроса: «нужно ли завещание?» у наследодателя просто может не возникнуть.

Во-вторых, если по закону наследство получат те родственники, которым он и хотел бы оставить своё имущество. Например, из ближайших родственников у него имеется лишь супруга, коей он и желает оставить завещание. В этом случае не важно, оставит он ей имущество по завещанию или не оставит, по закону она всё равно получит всё его имущество, т.к. иных наследников не существует.

Консультация о необходимости составления завещания

Хотя занимаются нотариусы, однако юридических консультаций о его необходимости они не дают.

Поэтому для решения вопроса о том, нужно ли завещание, или оно не требуется для выполнения воли наследодателя, следует обратиться за консультацией к юристу . Для этого необходимо будет предоставить ему всю информацию относительно принадлежащего имущества и определения круга возможных наследников, которые по закону смогут претендовать на имущество.


Форма государственного устройства - это политико-территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между центральными и местными властями.
Решать абсолютно все задачи, стоящие перед государством, из центра нецелесообразно, а во многих случаях и невозможно. Поэтому территория государства после определенного порога численности населения и размеров территории делится на части, каждая из которых имеет свои органы власти и управления. Характер взаимоотношений между центральными и местными органами и составляет проблему государственного устройства.
Она возникла после того, как увеличившиеся размеры территории государства, далеко вышедшей за рамки города с окрестностями, потребовали создания специальных органов и учреждений для управления периферией.
В период абсолютизма центральная власть в лице монарха определяла административно-территориальное деление страны - систему единиц, на ко-торые делилась ее территория и в которых действовали назначенные из цен-тра должностные лица или органы власти. Деление в большинстве случаев не было чисто искусственным, не определялось произвольно проведенными на карте линиями. Обычно оно строилось с учетом фактического расселения людей, реальных связей между поселениями. Учитывались при этом и адми-нистративные задачи - интересы обороны, полицейского контроля, удобство сбора налогов и т. д. В более крупных государствах административно- территориальное деление становилось ступенчатым: мелкие единицы, сохра-няя свою обособленность, включались в крупные. Объединение мелких фео-дальных государств приводило к тому, что прежние государства превраща-лись в территориальные единицы нового крупного государства, носящие ис-торический характер. В дальнейшем многие из них перестали быть государ-ственными единицами, как, скажем, Пьемонт в Италии, Валахия в Румынии, Уэльс в Великобритании, тогда как другие сохранили определенные государ-ственные признаки (например, Бавария в Германии, Сицилия в Италии) (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 353- 354).
Возможны различные варианты взаимоотношений между центральными и местными властями. По форме государственного устройства различают унитарные и федеративные государства. Кроме того, в теории государства и права традиционно определенное внимание уделяется различным видам объединений государств: конфедерациям, содружествам, сообществам и т. п.
Унитарным(unus (лат.) - один) является единое государство, части которого не обладают признаками государственности. К унитарным государствам относится, например, Республика Беларусь, что закреплено в части I статьи I Конституции РБ: «Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство».
Унитарное государство делится на административно-территориальные единицы. Они не обладают политической самостоятельностью, хотя в эконо-мической, социальной, культурной сферах могут наделяться значительной компетенцией для управления соответствующей территорией с учетом ее осо-бенностей. Как правило, административно-территориальные единицы имеют одинаковый юридический статус, равное положение по отношению к госу-дарству в целом (это симметричные унитарные государства). Если же на той или иной территории существуют достаточно яркие национальные, истори-ческие, культурные или иные особенности, которые обуславливают специфи-ческие подходы к управлению данной территорией, может иметь место поли-тическая или административная автономия (это асимметричные унитарные государства). Права у органов административной автономии несколько шире, чем у органов обычных административно-территориальных единиц, но границы самостоятельности автономий устанавливают высшие органы государства. Административно-территориальное деление может быть двух-, трех- или четырехзвенным. Его не имеют вообще только некоторые крайне малые государства.
Унитарное государство характеризуется единой структурой государственного аппарата на всей территории страны. Компетенция высших органов ни юридически, ни фактически не ограничена компетенцией местных органов. В зависимости от административно-территориального деления государства действует один уровень высших органов государства и один или несколько уровней местных органов.
В унитарном государстве существует единое гражданство, административно-территориальные единицы собственного гражданства не имеют. Есть одна конституция, единое законодательство; нормотворческая деятельность местных органов носит подчиненный, подзаконный характер.
Унитарные государства можно разделить на децентрализованные, отно-сительно децентрализованные и централизованные с точки зрения соотноше-ния компетенции высших и местных органов, участия первых в формирова-нии вторых. Здесь прослеживается связь с различными моделями организа-ции местного самоуправления.
Федерация (foedus (лат.) - союз) - сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности.
Федерации могут быть образованы или в результате договора (иногда он заключается в письменной форме) между ранее независимыми государствами, или путем присоединения к государству территорий с сохранением их определенной государственной самостоятельности, или вследствие развития стремлений к обретению государственности в административно-территориальных или автономных единицах унитарных государств.
В мире сейчас насчитывается около двадцати федераций. Это в большинстве своем достаточно крупные государства, расположенные на всех материках - Австрия, ФРГ, Россия, Индия, Малайзия, Нигерия, Танзания, США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия, Австралия и т. д. После второй мировой войны число федераций значительно возросло. В последние десятилетия наблюдаются процессы как ликвидации (стали унитарными государствами Индонезия, Ливия, Уганда; распались СССР, ЧССР), так и возникновения (Бельгия - 1993 г., Эфиопия - 1994 г.) федеративных государств.
Субъекты, т. е. составные части федерации, в большей или меньшей степени обладают признаками самостоятельных государств, одновременно и федерация - единое суверенное государство. В связи с этим при конструиро- вании и теоретическом осмыслении различных моделей федеративных государств возникает немало практических и теоретических проблем.
В некоторых федеративных государствах составляющие их государственные образования имеют свои конституции (США, Мексика, ФРГ, СССР) и свое гражданство (США, СССР, т. е. здесь двойное гражданство). В отдельных федерациях эти признаки самостоятельной государственности у субъектов федераций отсутствуют (Индия, Нигерия, Пакистан). Существуют также проблемы соотношения федерального законодательства и законодательства субъектов федераций.
Основная отличительная особенность построения государственного ап-парата в федеративных государствах - наличие двух уровней высших госу-дарственных органов - федерации в целом и субъектов федерации. Союзный парламент, как правило, двухпалатный, обычно здесь принята следующая модель: верхняя палата отражает интересы субъектов федерации, от каждого субъекта федерации в нее входит равное количество депутатов вне зависимо-сти от численности населения; нижняя палата избирается всем населением федерации.
Охраной внешних границ федерации занимаются федеральные погранвойска, обороной федеративного государства- федеральные вооруженные силы.
В случае отсутствия согласия по каким-либо вопросам между центральной властью и органами политико-территориальных единиц чрезвычайно остро встает проблема суверенности федеративных государств и субъектов федераций. Суверенность власти, по определению, означает ее верховенство и независимость на какой-либо территории, а в принципе - неограниченность и неделимость. Если мы называем государствами и федерацию, и субъекта федерации, получается, что на одной и той же территории будут действовать две суверенные организации власти, а это уже нонсенс. Можно ли в этом случае вообще говорить о двух суверенных государствах или только об одном суверенном государстве? Но тогда что первично: суверенитет субъекта федерации или суверенитет федерации в целом? Если признать, что первичен суверенитет федерации и что окончательное разрешение любого вопроса зависит от федеральных органов, то в этом случае не имеют большого смысла все претензии субъектов федерации на самостоятельную государственность. Если же отдать первенство суверенитету субъектов федераций, то это в ко-нечном счете подорвет целостность федерации как единого государства. Из-вестно высказывание французского государствоведа начала XX века А. Эсме- на относительно того, что федеративное государство разбивает суверенитет.
Интерес к этой непростой проблеме обострился в конце 80-х - начале 90-х годов, когда начались процессы, которые привели к распаду СССР и об- разованию СНГ. Отечественные ученые пытались разрешить эту проблему самыми разнообразными способами. Утверждалось, что полным суверенитетом наделена только федерация. Суверенитет субъектов федерации ограничен (прежде всего суверенитетом федерации), и поэтому субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова. Теоретически допускали суверенитет субъекта федерации, но только если за ним признается право на одностороннее решение о выходе из федерации. Кстати говоря, большинство зарубежных конституций не называют субъекты федераций суверенными.
Известна и противоположная точка зрения, которая состоит в абсолютизации суверенитета субъектов федераций.
Одной из теоретических проблем явилась необходимость различать по-нятия «суверенитет» и «компетенция». Суверенитет - это качество, свойство государства, он не может быть ограниченным. Ограниченной может быть только компетенция (количественный показатель), но это не исключает суве-ренности государства. С другой стороны, суверенитет предполагает прежде всего неподчиненность власти. Поэтому получили распространение идеи так называемого кооперативного федерализма, согласно которым являются го-сударствами и суверенны и федерация в целом, и субъект федерации, по-скольку отношения между ними строятся на принципах кооперации, сотруд-ничества, согласования интересов, они не основаны на подчинении одного государства другому.
Заслуживает внимания концепция ограниченного, «разделенного» суверенитета. Суверенитет федерации в целом и субъекта федерации взаимно ограничивают друг друга, отношения между ними строятся на основе принципа «трех сфер полномочий». В соответствии с этим принципом существуют исключительные полномочия федерации, совместные полномочия федерации и субъектов федерации и полномочия субъектов федерации. В рамках своих полномочий федерация и субъекты федерации являются суверенными. Рассмотрим принцип «трех сфер полномочий», обратясь к Конституции Российской Федерации 1993 года (подробнее об этом см., например: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 224-237).
Исключительные полномочия федерации составляет круг вопросов, которым занимаются только федеральные органы. Как правило, к таким вопросам относится лишь то, что необходимо и достаточно для установления и защиты суверенной государственной власти федерации, для защиты прав и свобод каждого человека, в какой бы части страны он ни проживал.
В соответствии со статьей 71 Конституции РФ 1993 года в ведении Российской Федерации находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социаль- ного, культурного и национального развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет и некоторые другие вопросы (подробнее см. текст соответствующей статьи).
Совместные полномочия федерации и субъектов федерации. Здесь одними и теми же проблемами занимаются и федеральные органы, и органы субъектов федерации. Это, как правило, те проблемы, которые в полной мере не могут быть разрешены отдельно ни федерацией, ни ее субъектами. Здесь выработаны соответствующие юридические процедуры сотрудничества, принятия совместных решений.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) находятся: обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления и некоторые другие вопросы (подробнее см. текст соответствующей статьи).
Полномочия субъектов федерации. Это полномочия, необходимые для решения разнообразных проблем местного значения.
В соответствии со статьей 73 Конституции РФ 1993 года вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Отдельный вопрос - обладают ли субъекты федерации правом сецессии, т. е. правом свободного выхода из федерации? Современные зарубежные конституции не предусматривают такого права. Более того, в федеративных государствах оно рассматривается даже в негативном плане - как подрыв це-лостности суверенного государства. В конституционном законодательстве многих федеративных государств установлены гарантии их целостности, а попытки выхода из состава федерации подавлялись преимущественно воо-руженным путем (в США в 1861-1865 гг., в Мексике в 30-х гг. XX в., в Нигерии в 70-х гг.). Известны и успешные (хотя и незаконные) попытки сецессии - в 1965 году отделился Сингапур от Малайзии, в 1971 году на территориях, принадлежавших Пакистану, образовалось государство Бангладеш. В Конституциях СССР 1924, 1936 и 1977 годов было закреплено право выхода союзных республик из состава СССР, что было связано с содержащимся в работах В.И. Ленина обоснованием права наций на самоопределение вплоть до отделения. До начала 90-х годов оно не использовалось, однако во време-на «перестройки» выступало в качестве формально-юридического основания сепаратистских претензий: в 1991 году Латвия, Литва и Эстония вышли из состава СССР.
Федеративная форма государственного устройства крайне разнообразна. По-разному могут называться и федерации: Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия, Российская Федерация, Швейцарская Конфедерация, Союз Советских Социалистических Республик, Объединенная Республика Танзания, Королевство Бельгия и т. д.; и субъекты федераций- штаты, кантоны, провинции, земли, республики и т. д. Различно и количество субъектов федераций: 50 в США, 25 в Индии, 16 в ФРГ, 10 в Канаде, 3 в Бельгии.
В зависимости от принципа образования существуют национально- государственные федерации (которые строятся с учетом национальных осо-бенностей населения, но их относительно немного, это Эфиопия, Бельгия, СССР) и административно-территориальные федерации (это США, Брази-лия, Мексика, Австралия, Германия, Австрия). Ни первый, ни второй прин-ципы образования федераций нельзя абсолютизировать, каждый из них имеет свои плюсы и минусы, каждый может быть применен с учетом конкретной ситуации (подробнее см.: Сравнительное конституционное право. С. 481-483).
Федерации, состоящие из обладающих одинаковыми полномочиями субъектов, называют симметричными (СССР). В случае различия правового статуса составных частей это асимметричная федерация (Россия). Абсолютно симметричных федераций, даже при одинаковом названии их субъектов, в настоящее время не существует, поскольку и в этом случае имеются особенности в правовом положении составных частей сложного государства. Можно говорить лишь о наличии относительно симметричных федераций.
Возможны различные варианты взаимоотношения между центральной федеральной властью и органами субъектов федерации. По этому критерию различают относительно централизованные федеративные государства со значительными полномочиями федеральных органов, они приближаются к унитарным государствам (СССР); и относительно децентрализованные федеративные государства - со значительными полномочиями субъектов федерации.
Какая форма государственного устройства самая лучшая? Как правило, так вопрос вообще не ставился. На решение проблемы унитарного или феде-ративного устройства государства очень часто влияние оказывала не столько целесообразность, сколько нерациональные факторы - сложившиеся исторические условия, политическое заимствование, подражание, колониальное воздействие и т. п.
Существует ряд теоретических обоснований федерализма как предпочтительной системы организации управления. Так, концепция дуалистического федерализма, развившаяся на раннем его этапе и нашедшая известное отражение в Конституции США 1787 года, заключалась в идее равновесия между федерацией и ее субъектами, которые имеют каждый свою компетенцию и не вмешиваются в дела друг друга. Это, разумеется, было идеалистическое представление, от которого реальная жизнь изначально отличалась довольно сильно. Позднее была разработана концепция кооперативного федерализма, которая основана на идее взаимного дополнения центра и субъектов федерации, их взаимовыгодного сотрудничества. На этой идее базируется ряд современных федеративных конституций, в частности, германский Основной закон (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 366). Иногда в литературе высказывается точка зрения, согласно которой наряду с унитаризмом и федерацией существует и третья форма территориально-политического устройства - так называемое «регионалистское государство». К нему относят гибридные формы, занимающие промежуточное положение между автономией и субъектом федерации, которые существуют, к примеру, в Италии, Испании, Шри-Ланке (см.: Сравнительно конституционное право. С. 481).
Проблемы политико-территориального устройства чрезвычайно сложны, они далеко не исчерпываются материалом данного параграфа.
Заметим, что в последние годы в литературе само понятие «форма госу-дарственного устройства» подвергается критике, и уже наметилась тенденция к исключению его из научного оборота. Термин «государственное устройст-во» кроме употребления в узком специально-юридическом смысле (см. опре-деление) может использоваться и более широко - как характеристика в целом государственного строя страны. Именно это обстоятельство и предопределя-ет его не вполне удачное применение в узком смысле. Взамен предложены понятия «территориальная организация публичной власти», «территориаль-но-политическая организация государства», однако отмечается, что для обо-значения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не най-ден (см.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 2. С. 352-353; Сравнительно конституционное право. С. 468-469).
Теория государства и права обычно обращается к теоретическим основам не только унитаризма и федерализма, но и объединений государств. Прежде всего рассмотрению подлежат конфедерации.
Конфедерация - (в переводе с латинского означает «сообщество») - объединение государств для решения каких-либо политических, военных, экономических, социальных задач.
Классический пример конфедеративного союза - Соединенные Штаты Америки с 1781 до 1787 года (а фактически - до 1791, когда вступили в силу первые 10 поправок к Конституции США). Конфедерацию в первой половине XIX века - с 1815 по 1848 год - образовывали швейцарские кантоны (в этой связи отметим, что официальное название этого государства - Швейцарская Конфедерация - не отражает его федеративного устройства и носит истори-ческий характер). С 1958 по 1961 год существовала Объединенная Арабская Республика - конфедерация Египта и Сирии; а в 80-е годы - конфедерация Гамбии и Сенегала.
Субъекты конфедерации сохраняют суверенитет практически в полном объеме. Они продолжают иметь собственные государственные органы, гражданство, территорию, свою конституцию и законодательство, свои источники дохода; самостоятельно осуществляют власть на своей территории. Некоторое ограничение суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые повлекли добровольное объединение данных государств.
Конфедерация создается, как правило, на договорной, добровольной основе для решения определенных задач (политических, военных, экономических, социальных и т. д.). Юридическое оформление конфедеративного союза происходит путем заключения договора: так, образование союза между 13 американскими штатами провозгласили «Статьи конфедерации» 1781 года.
Иногда конфедерации называют государственными образованиями, но это не вполне точный термин: следует четко определить, являются они государствами или нет. Конфедерация не обладает признаками государства, это не государство, а союз государств. Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления, которые могут издавать нормативные акты, принимать управленческие решения. Однако в предмет ведения конфедерации входит ограниченный круг вопросов. Образуются только те органы, которые необходимы для решения задач, стоящих перед конфедерацией. Органы конфедерации формируются, как правило, высшими органами государств, входящих в конфедерацию.
Есть особенности и в процедуре принятия актов конфедерации, которые выражаются прежде всего в достаточно широких полномочиях у представителей субъектов конфедерации.
В конфедерациях нет единого конфедеративного гражданства. Нет и единой территории конфедерации: есть только территории субъектов конфедерации, они сами ее и охраняют. Оборона конфедерации (если это еще и военный союз) осуществляется союзной армией, но последняя состоит из воинских формирований субъектов конфедерации.
Конфедерации не обладают суверенитетом. У органов конфедерации есть полномочия в определенных сферах, но они настолько ограничены, что ни о какой суверенности не может быть и речи.
В конфедерациях нет конституции и законодательства: есть только договор о создании конфедерации, подписанный представителями всех субъектов конфедерации. Органам конфедерации предоставляется право издания нормативных документов, но они носят рекомендательный характер или же для вступления в юридическую силу должны быть одобрены высшими орга-нами субъектов конфедерации.
Конфедеративные налоги не устанавливаются, как правило, нет и общей конфедеративной собственности. Финансовые средства, необходимые для решения стоящих перед конфедерацией задач, объединяются по соглашению субъектов конфедерации. Органы конфедерации находятся на территории одного из субъектов конфедерации, который обеспечивает их работу, предоставляет необходимую собственность.
Субъекты конфедерации имеют право сецессии, т. е. право свободного выхода из конфедерации. А выход из состава федеративного государства рассматривается как подрыв его целостности, что было показано выше.
Если мы обратимся к истории, то заметим, что конфедерации являются не очень устойчивыми образованиями. Как и государства, конфедерации создаются для управления делами общества, однако слишком ограниченные полномочия конфедеративных органов делают это управление весьма за- труднительным, а в некоторых случаях и невозможным. Поэтому конфедерации являются временным союзом, который может эволюционировать в двух направлениях. Если возникает потребность в более эффективной организации управления, конфедерация при необходимости перерастает в федерацию (США, Швейцария). Конфедерация может прекратить свое существование, если задачи, поставленные этим союзом, оказались выполненными, или же в случае возникновения серьезных противоречий среди субъектов конфедерации.
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, во второй половине двадцатого столетия заметно разнообразнее стали формы межгосударственных объединений. Можно указать на следующие основные виды: а) содружество наций (типа Британского содружества); б) сообщества конфедеративного типа (двух- и четырехсторонние объединения России с другими государствами); в) содру-жество независимых государств (СНГ и Европейский союз с конфедератив-ными элементами); г) конфедерации (в прошлом - США, Швейцария, в по-следние десятилетия- Сенегамбия); д) универсальные объединения госу-дарств (типа ООН); е) институциональные межгосударственные объединения (типа Межпарламентского Союза); ж) функционально-целевые объединения государств (типа Совета Европы, МОТ, ЮНЕСКО); з) федерации - террито-риальные, национально-территориальные, этнические (см.: Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 1997. № 2. С. 24-32). Эта классификация далеко не бесспорна, однако она наглядно демонстрирует сложность проблемы объединений государств, которая не исчерпывается изучением основных характеристик конфедераций.
Исследование участия унитарных и федеративных государств в различного рода союзах приобретает в современных условиях для России и Республики Беларусь особую актуальность. Интересен анализ интеграционных про-цессов, наблюдаемых как в отношениях между этими двумя государствами, так и в рамках Содружества Независимых Государств (см. обзор специальной литературы по теме, а также учредительные и иные документы СНГ, Договор об образовании Сообщества Беларуси и России от 2 апреля 1996 г., Договор о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 г., Устав Союза Беларуси и России).

Просмотров