Григорий Яковлевич Бахчиванджи: биография. Бахчиванджи Г.Я

Бахчиванджи Григорий Яковлевич (20.02.1909 – 27.03.1943)

Герой Советского Союза.

Родился 20 февраля 1909 года в станице Бриньковской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Долгое время жил в Мариуполе. Грек.

Трудовую жизнь начал с 1925 года, работая в литейной мастерской.

Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, там же слесарничал. В 1931 году был призван в ряды Красной Армии. Увлекся авиацией. В 1933 году получил специальность авиационного техника по вооружению, но у Григория Бахчиванджи была другая цель - стать летчиком. И он им стал - в числе лучших курсантов, он окончил Оренбургскую военную авиационную школу летчиков.

Годы службы - 1931-1943 гг.

В 1934 году окончил Оренбургское училище летчиков.

С 1935 года на летно-испытательной работе в НИИ ВВС.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го ИАП (истребительного авиаполка) специального назначения, сформированного на базе НИИ ВВС.

Летчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы.

Совершил на самолете МИГ-3 около 70 боевых вылетов. В первом бою сбил лично 2 вражеских самолета разведчика Do-215 . Всего же, за период с 1-го июля по 10 августа 1941 года старший летчик 402-го истребительного авиаполка (57-я смешанная авиационная дивизия, 6-я Воздушная армия, Северо-Западный фронт) капитан Г. Я. Бахчиванджи совершил около 70 боевых вылетов, в воздушных боях уничтожил 7 вражеских самолетов (в некоторых источниках приводятся и другие цифры - 5 лично и 5 в группе, 5 лично и 10 в группе).

В этом человеке счастливо сочетались такие черты характера, как мужество и застенчивость, простота и обаяние, жизнелюбие и бесстрашие, и главное - активная жизненная позиция.

Она проявилась у него еще в Гражданскую войну, когда, будучи 9-летним мальчиком, он в течение нескольких дней прятал отца и 5-х матросов Севастопольской флотилии под террасой своего дома. Он приносил им еду, рассказывал об обстановке в городе, выполнял поручения отца по связи с товарищами. Когда в городе начались расстрелы, он нашел нужного рыбака, и тот ночью переправил матросов и Якова Ивановича в Мариуполь. Но там они попали в руки белых. Тогда подросток Григорий Бахчиванджи тоже переправляется в Мариуполь, и в одной из передач сумел передать отцу 2 ножовки. Выждав время, когда начальник охраны уехал на соседнюю станцию, отец Гриши с товарищами перепилили тюремную решетку.

Побег удался. Таким образом, 9-летний мальчик спас отца и матросов от неминуемой гибели.

С августа 1941 года - на летно-испытательной работе.
15 мая 1942 г. совершил первый полет на 1-м советском реактивном самолете БИ (БИ-1).

Погиб 27 марта 1943 года при испытаниях третьего экземпляра самолета БИ (БИ-3) - место смерти пос. Билимбай Свердловская область.

Григорий Бахчиванджи похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронен его напарник по испытаниям БИ-1 Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на «Аэрокобре», и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представители ГК НИИ ВВС на могиле Г. Я. Бахчиванджи, до этого времени безымянной, был установлен обелиск.

Память

Платформа «Бахчиванджи» пригородного сообщения по Ярославской железной дороге.

Памятник - мемориал в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Г. Я. Бахчиванджи присвоено школе.

Памятник и мемориальный камень на территории аэропорта Кольцово (город Екатеринбург).

Памятник в городе Приморско-Ахтарск. Улица в Мариуполе. Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

Через много лет после гибели Бахчиванджи, в 1962 году, когда были более подробно изучены его полеты, встал вопрос о его достойном увековечении памяти летчика, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но решения этого пришлось ждать долгие годы. Преградой этому служило то, что 17 октября 1942 года, за испытания первого в мире боевого истребителя с ЖДД, Г. Я. Бахчиванджи уже был награжден орденом Ленина. …Однако многие видные государственные деятели и военачальники продолжали настаивать на своем и, наконец,

28 апреля 1973 года Григорию Яковлевичу Бахчиванджи за мужество и героизм, проявленные
при освоении новой реактивной техники и в боях с врагами в период Великой Отечественной войны, было присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно. Григорий Бахчиванджи награжден орденами Ленина (дважды) и медалями.

Одной из наиболее ярких «врезок» в нашей памяти о нашем великом соотечественнике стали слова первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина: «Без полета Бахчиванджи…не было бы 12 апреля 1961 года» - первого полета человека в космос. …Первый испытатель реактивных самолетов

Григорий Бахчиванджи проторил дорогу в космос первому космонавту в мире Юрию Гагарину!

Летчик-испытатель, капитан

Герой Советского Союза
Первым в нашей стране совершил полет на реактивном самолете БИ в мае 1942 г.

В 1941 г. в составе легендарного 402-го иап воевал под Новгородом

402-й истребительный авиаполк был сформирован из летчиков-испытателей научно-исследовательского института и летчиков, сражавшихся на Северо-Западном фронте в начальный период войны. 23 июля 1941 г. полк перебазировался на Новгородскую землю - на аэродромы Кречевицы и Крестцы. 402-й иап выполнял задачи по прикрытию от авиации противника Новгорода, Сольцов, Шимска, Старой Руссы, Бологое. Здесь во всем своем блеске проявился летный талант капитана Григория Бахчиванджи. С 23 июля по 10 августа 1941 г. он произвел около 70 боевых вылетов на разведку, сопровождение своих бомбардировщиков, штурмовку противника, патрулирование и прикрытие наших войск. На Северо-Западном фронте летчик Г. Бахчиванджи сбил 7 самолетов противника.

10 августа 1941 года Григория Бахчиванджи, как опытного летчика, отозвали с фронта на Урал - для испытания первых советских реактивных самолетов на базе НИИ ВВС в Свердловске. С аэродрома «Кольцово» 15 мая 1942 года капитан Бахчиванджи поднял в небо реактивный самолет конструкции В.Ф. Болховитинова БИ-1 - самолет, который проложил путь не только реактивной авиации, но и раскрыл двери для завоевания космоса. Известны слова Юрия Гагарина: «Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно бы, не было и 12 апреля 1961 года».

Летчик Г. Бахчиванджи погиб во время очередного испытательного полета на БИ-1. Похоронен под Свердловском (ныне Екатеринбург) - на кладбище поселка Малый Исток, неподалеку от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 г. на могиле установлен обелиск.

Звание Героя Советского Союза «За героизм и самоотверженность, проявленные при испытании первых советских самолетов с реактивными двигателями» было присвоено Г.Я. Бахчиванджи 28 апреля 1973 г. (посмертно).

Награжден двумя орденами Ленина. Уроженец Краснодарского края.

Именем Григория Бахчиванджи названы: поселок при аэродроме «Чкаловский» (Московская область), платформа 41 км Московской железной дороги; улицы, площади, школы в городах Урала и Краснодарского края. Памятники установлены: на родине героя в станице Бриньковская, на могиле и близ места падения самолёта БИ-1 (Свердловская обл.), у международного аэропорта «Кольцово» и бюст на ул. Бахчиванджи (Екатеринбург). Именем Григория Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны.

Литература к справке

Полынин Ф.П. Боевые маршруты. - М.: Воениздат, 1972. - С. 164. - Глава «На Северо-Западе».
. Экономов Л. А. Капитан Бахчиванджи: док. повесть. - М.: ДОСААФ, 1972. - 272 с.
. Пономарев С. Он воевал под Новгородом // Новгородская правда. - 1973. - 19 авг.
. Советская военная энциклопедия. - Т. 1. - М.: Воениздат, 1976. - С. 412.

Бахчиванджи Григорий Яковлевич (1908-1942).

Лётчик-испытатель, Герой Советского Союза (1973 г.).

Родился 7 февраля (20 февраля) 1908 года в станице Бриньковская Приморско-Ахтарского района Краснодарского края, где окончил семь классов школы. Грек по происхождению.
В 1931 году IX съезд комсомола принял шефство над Военно-Воздушными силами Красной Армии и комсомолец Григорий Бахчиванджи, выполняя решение съезда, добровольно попросился в авиацию.
С 1931 года в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).
С 1932 года член ВКП(б).
В 1933 году окончил авиатехническое училище, а в 1934 году — Оренбургскую школу пилотов.
В 1935 году Григорий Яковлевич после окончания Оренбургской школы летчиков прибыл в полк. За образцовый показ техники пилотирования и глубокие знания авиационной техники лётчика направляют в научно-исследовательский институт Военно-воздушных Сил РККА (НИИ ВВС) на лётно-испытательную работу. Сначала лётчик работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

С началом Великой Отечественной войны, в 1941 году, лётчик добровольно уходит на фронт в составе 402-го ИАП, сформированного на базе НИИ ВВС, лётчик-истребитель. Участвовал в обороне Москвы. Совершил шестьдесят пять боевых вылетов на истребителе МиГ-3 , провел 26 воздушных боев. Сбил лично 2 вражеских самолёта и 3 в группе.

04.07.1941 г. — Дорнье-217 — лично
05.07.1941 г. — Юнкерс-88 — лично
07.07.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с А.Г.Прошаковым
10.07.1941 г. — Хейнкель-112 — в группе с Кожевниковым
02.08.1941 г. — Юнкерс-88 — в группе с П.Х.Ананековым и Жаровым

В середине августа 1941 года отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого советского ракетного истребителя БИ-1 . 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел… взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.
15 мая 1942 года легендарный лётчик выполнил первый полет на БИ-1 с работающим жидкостным ракетным двигателем (ЖРД). Полёт был произведён с аэропорта «Кольцово» в Свердловске.

Раскрыть тайну гибели Бахчиванджи удалось лишь через несколько лет. При испытаниях моделей в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено явление затягивания самолета в пике, бороться с которым тогда не умели. Оно было изучено на практике инженером-летчиком А.Г.Кочетковым и другими испытателями.
Похоронен был лётчик под городом Свердловском (ныне Екатеринбург) — на кладбище посёлка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта «Кольцово». В феврале 1963 года на могиле установлен обелиск.

Награды:
-два ордена Ленина.
-Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1973 года капитан Бахчиванджи Григорий Яковлевич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Г.Я.Бахчиванджи у опытного перехватчика БИ-1.

Список источников:
Бахчиванджи, Григорий Яковлевич. Cайт «Герои Страны».
В.Мишин. Полет в реактивную эру.
Сайт «Испытатели» (www.testpilot.ru).

15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации.


Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".

15 Мая 1942 года Григорий Яковлевич выполнил первый полет на БИ-1, открыв тем самым новую эру реактивной авиации.


Родился 20 февраля 1909 г. в станице Бриньковская ныне Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. С 1925 года работал в литейной мастерской. Затем был помощником машиниста на паровозе в Приморско-Ахтарском депо Краснодарского края. Потом строил завод в Мариуполе, работал на нем слесарем.

С 1931 года в Советской Армии. Окончил Оренбургское летное военное училище в 1934 году, имея 2 военные специальности: техника по вооружению и летчика.

С 1935 г. на летно-испытательной работе в НИИ ВВС. Вначале Бахчиванджи работал на разведывательных самолетах, потом на истребителях. Спустя некоторое время ему поручили проведение испытаний новых авиамоторов в полете.

В 1941 году участвовал в Великой Отечественной войне в составе 402-го особого истребительного авиаполка, сформированного на базе НИИ ВВС. Воевал на истребителе МиГ-3, который испытывал накануне. С 1 июля по 10 августа 1941 г. совершил около 70 боевых вылетов, при обороне Москвы сбил 6 (5) самолётов противника.

В середине августа 1941 г. отозван с фронта в НИИ ВВС для испытаний первого ракетного истребителя БИ-1. 20 февраля 1942 года при запуске двигателя на испытательном стенде, несмотря на грамотные действия Бахчиванджи, произошел... взрыв. Струя азотной кислоты под давлением облила лицо и одежду Арвида Палло. При взрыве головка двигателя сорвалась с креплений, пролетела между баками азотной кислоты, ударилась о бронеспинку сиденья пилота и сорвала крепежные болты. Бахчиванджи ударился головой о доску приборов и рассек лоб. Но он не отказался от продолжения испытаний, а, вернувшись из госпиталя, с еще большей настойчивостью включился в работу.

Задание летчику на седьмой полет, состоявшийся 27 марта 1943 г, предусматривало доведение скорости горизонтального полета самолета до 750 - 800 км/ч по прибору на высоте 2000 м. По наблюдениям с земли, седьмой полет, вплоть до конца работы двигателя на 78-й секунде, протекал нормально. После окончания работы двигателя самолет, находившийся в горизонтальном полете, опустил нос, вошел в пикирование и под углом около 50° ударился о землю. Машина вместе с пилотом упала в 6 км южнее аэродрома. Причина затягивания самолета с прямым крылом в пикирование на скоростях выше 900 км/ч была выяснена уже позже.

Похоронен на кладбище поселка Малый Исток, расположенного недалеко от аэропорта Кольцово. Рядом с ним похоронены его напарник по испытаниям БИ Константин Груздев, погибший в феврале 1943 года на "Аэрокобре", и Трофим Чигарев, погибший в октябре 1941 года. Лишь в феврале 1963 года представителями ГК НИИ ВВС на могиле Бахчиванджи, до того времени безымянной, был установлен обелиск.

Награжден Орденами Ленина (дважды) и медалями.

28 апреля 1973 г. Г.Я.Бахчиванджи посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Светлая память о нем и его полетах в неведомое отражена:

В наименовании платформы "Бахчиванджи" пригородного сообщения по Ярославской ж.д.;

Установкой памятника в станице Бриньковской (на родине летчика) и в Кольцово (НИИ ВВС, Свердловская область), где имя Бахчиванджи присвоено школе;

Именем Бахчиванджи назван кратер на обратной стороне Луны

Известны слова Юрия Гагарина: "Без полетов Григория Бахчиванджи, возможно, бы не было и 12 апреля 1961 года".



Просмотров