Гражданское право древнего. Гражданское право древней руси


Мое любимое проклятие

https://ficbook.net/readfic/819977

Кассандра Готрик (https://ficbook.net/authors/142353)

Беты (редакторы):

Мисс ЛунЛистХорт (https://ficbook.net/authors/318850)

Фэндом:

Ориджиналы

Пейринг или персонажи:

Жанры:

Романтика, Ангст, Юмор, Драма, Фэнтези, Мистика, Повседневность, Даркфик, POV, Hurt/comfort, Мифические существа, Стёб, Учебные заведения, Попаданцы, Первый раз

Предупреждения:

Смерть основного персонажа, Насилие, Изнасилование, Беременность, Смерть второстепенного персонажа

Размер:

Макси, 514 страниц

Кол-во частей:

Статус:

закончен

Описание:

В восемнадцать я впервые задумалась о собственной смерти. Жизнь превратилась в кошмар, выхода не было, и никто не мог мне помочь. Тогда и решила призвать на помощь демона, совсем не подумав о последствиях...

Посвящение:

Мирам Рая и Ада, миру людей, а также двум моим музам, без которых даже слова бы не написала.

Публикация на других ресурсах:

Без моего согласия запрещено. Категорически. Увижу плагиат - убью.

http://cs306515.vk.me/v306515077/5cff/mWQ56icpXh8.jpg

Рисунки от Ноэру:

http://cs425016.vk.me/v425016116/1184/zkxp0BQCyhQ.jpg

Янелиабар при первой встрече с жертвой:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11a2/AYCRN1NUYuk.jpg

Надежда после смерти:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11e9/mAnnWNN1YO4.jpg

Война демона Янелиабара и кота Васьки:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11d5/8QBn2OPVdZs.jpg

"Любящая" сестра Янелиабара - Рильза:

http://cs313120.vk.me/v313120077/1fd7/64Z8Hbk5nEs.jpg

Сон Надежды:

http://cs313120.vk.me/v313120077/1fcf/tweIlN7E4fk.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/175c/whe1xrzkIzs.jpg

Идиллия между главными героями:

http://cs425016.vk.me/v425016116/1770/qE2te5HSU4U.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/1f5d/HXQ_P-pT4mw.jpg

Сатанахия и Марбас:

http://cs425016.vk.me/v425016116/2969/NFaF6SSQHBY.jpg

Сатанахия:

http://cs425016.vk.me/v425016116/2a17/_DXlSwIOllg.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/2a71/jEXTfyMa-sg.jpg

Барбатос:

http://cs425016.vk.me/v425016116/3877/EWPzofNwNaA.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/386d/XsNcJTYgAd0.jpg

Раздел первый: Рай. Часть 1. Когда жизнь стала адом

Часть 2. Пришло время перемен

Часть 3. Повелитель мух

Часть 4. Любовь, побеждающая страх

Часть 5. Ангел смерти и демон жизни

Часть 6. Духовный палач

Часть 7. Хозяин и слуга

Часть 8. Контракт

Часть 9. Янелиабар

Часть 10. Новая жизнь, новые возможности, новый дом

Часть 11. Начало веселой жизни, или Цветы из ада

Часть 12. Когда прошлое не отпускает

Часть 13. Преступление и наказание

Часть 14. Эрогенная зона

Часть 15. Синдром айлурофобии

Часть 16. Демон-хранитель

Часть 17. «Ты чувствуешь это?..»

Часть 18. Вместе в душе веселее

Часть 19. Новый (старый) однокурсник, или Парень Нади

Часть 20. Истинное лицо демона

Раздел второй: Ангел. Часть 1. Вокруг Земли верхом на лошади, или Любовь Яна

Часть 2. Прощай, училище!

Часть 3. Петька - дурак, или Ревность конкурентки

Часть 4. Проверка

Часть 5. Багамские острова. Флористия и Ливандер

Часть 6. «Подари мне крылья...»

Часть 7. Любимая мамочка, или Как от меня демона забрали

Часть 8. Демонический Кембридж

Часть 9. «Девушка, а можно вас поцеловать?»

Часть 10. Тяжелые будни слуги

Часть 11. Тень любимого, или «Просто позволь мне жить»

Часть 12. Ангел и Демон. Птица и Лошадь

Часть 13. Грех первый - Обжорство

Часть 14. Грех второй - Лень

Часть 15. Грех третий - Зависть

Часть 16. Грех четвертый - Гордыня

Часть 17. Грех пятый - Похоть

Часть 18. Грех шестой - Жадность

Часть 19. Грех седьмой - Гнев

Часть 20. Смерть с неба

Раздел третий: Демон. Часть 1. Левиафан. Дерево Лисайры

Часть 2. Самаэль. Зеркало Души

Часть 3. Лилит. Медальон Любви

Часть 4. Вельзевул. Сад Голема

Часть 5. Абаддон. Сфинкс Али-Ревона

Часть 6. Леонард. Замок Гламис

Часть 7. Сатанахия. Кровь Марбаса

Часть 8. Зепар. Красная Исфинея

Часть 9. Астарот. Лабиринт Боли

Часть 10. Барбатос. Пение кита

Часть 11. Асмодей. Проклятие Соломона

Часть 12. Мурмур. Ода кошкам

Часть 13. Фурфур. Гимн оленям

Часть 14. Азазель. Черный козел

Часть 15. Аластор. Глаз Сатаны

Часть 16. Бегемот. Битва Хаоса

Часть 17. Велиал. Гибель Атлантиды

Часть 18. Наама. Страсть Каина

Часть 19. Ваал. Мировое божество

Часть 20. Люцифер. Солнечный ангел

Раздел четвертый: Ад. Часть 1. Благодатный огонь Иерусалима

Часть 2. Начало конца

Часть 3. Охранник Короля

Часть 4. Мария

Часть 5. Проткнутое сердце, или Красная катана

Часть 6. Адский приговор

Часть 7. Сатана и Люцифер - две части одного целого

Часть 8. Исчезновение и зарождение жизни

Часть 9. Выполненная миссия, или Окончательный уход

Часть 10. Взгляд души

Часть 11. Черные вороны под дождем

Часть 12. «Гром Божий» и «Божий огонь»

Часть 13. «Даже ангелы смерти лгут»

Часть 14. «Благословение Божье» и «Божье исцеление»

Мои руки затряслись, и я процедила сквозь зубы:

Откуда у тебя этот костюм, олень?

Распродажа. Акция была, - ответил он, улыбнувшись.

В этот момент Ян рассмеялся, чуть не свалившись с бревна. А я схватилась за голову. Эти кости! Это же... Это же... Бедренная кость! Человеческая бедренная кость!

Нет... О небо... Мне сейчас станет плохо...

А ты просто убеждай себя, что это были зайцы! - и Ян снова рассмеялся.

Я грозно зашипела и, набросившись на своего демона, начала душить. А олень сидел и улыбался, напевая песенку и жаря над огнем новые куски мяса своих жертв, которых поймал сегодня утром в грешном мире.

Часть 14. Азазель. Черный козел

Посвящается Ноэру. Спасибо, дорогая, за то, что читаешь мои истории уже не знать сколько времени. А еще спасибо за все рисунки к моим фанфикам. Мне, как автору, очень приятно:) Спасибо тебе за все. Я счастлива, что могу называть тебя подругой.

«Ступая на землю, я даже не ожидал, что все повернется именно таким образом. Мне казалось, что вера моя в собственные силы - всемогущая.

Когда были созданы первые люди, ангелов заполонила ревность. Тогда мы были только душами, призраками без оболочки и, понимая, что люди лучше нас, требовали изменений у Отца. Тогда он дал нам тело, а двести ангелов под моим командованием отправил на землю, как мы все того и хотели.

Когда спустились на гору Хермон, почувствовали свободу действий. Мы пошли к людям и, если бы знали, чем это закончится, то половина из нас вернулась бы на небеса.

Люди - существа далеко не идеальные. Они были созданы уже грешными и никогда не могли сравниться своей святостью с нами. Бог слишком много им позволил. А нам, когда дал тело человеческое, передались их возможности, желания и страхи. И мы... поддались им.

Вступая в брак с земными женщинами, подвергались утехам, после чего на свет появлялись наши дети - великаны. Некоторые поняли свою ошибку, а некоторые продолжали грешить. Именно эти двести ангелов в человеческих телах научили людей наукам. Я также оставил после себя грехи. Научил мужчин создавать холодное оружие, прорывать шахты, добывать металл и драгоценные камни. А женщинам показал возможности косметики и красоту этих драгоценностей. Я стал причиной зависти и убийств, но мне на тот момент было настолько безразлично, что я и сам не заметил, как медленно скатился с небес на землю.

Бог тоже опоздал. К нам были присланы четыре ангела: Уриил, Михаил, Гавриил и Рафаэль. Они прибыли для того, чтобы наказать нас и навечно оградить от этого мира. Между тем, грех в людях уже расцветал, и никто не мог остановить этого.

Все мои собратья получили собственный срок наказания и были отправлены в Ад, где уже начинал развиваться мир. Мир, полный зла. А меня, Азазеля, заточили в пустыне Дудаил, где должен был находиться до Судного дня, а затем умереть в вечном огне.

Мое пребывание там длилось много лет. Я размышлял над всем и решил, что лишь в Аду мне место. Между тем, интересные люди уже знали о моем наказании. На праздники они приводили двух козлов. Белого отдавали Господу, а черного пускали в пустыню в дань мне, где этот козел падал в пропасть.

Теперь души этих черных козлов всегда бродят около меня. Их ненависть к людям так похожа на мою».

Я видела убийство людей! Я убивала людей! И... я ела людей! Кем я становлюсь?!

Всего лишь демоном.

Чудовищем!!!

Ах, как пафосно! Давай, признайся, что тебе то мясо очень понравилось. Я стоял за твоей спиной, потому все слышал и видел. Думала, так легко от меня убежать? Еще повезло, что на того оленя попала. А если бы кто-то похуже был? Что тогда?

Кто похуже? Кто может быть хуже оленя, который делает шашлыки из человеческого мяса?! Это же олень!

Ну, Азазель, например. Попалась бы ему - была бы проткнута и висела бы над огнем. А хотя, он лесов не любит, комаров наших демонических не переносит.

Это не меняет того, что я съела каких-то охотников! Ненавижу оленей...

Ой, ну успокойся уже! Хочешь действительно отдохнуть? Так давай до Азазеля все-таки съездим. Но не обещаю, что он там также шашлыки не делает. Все может быть. И поверь, что Фурфур - не самый кровожадный олень нашего района. Черный козел ему не уступает.

Мы именно сейчас переходили горную реку, отходя от того леса, где проживал сумасшедший олень. Я была в вечном стрессе, а Ян, как всегда, играл пофигиста.

Черный козел? Это кто? - тихо спросила, уже не способная на крик.

Так Азазеля называют в Аду. Когда-то давно он с другими ангелами спустился на землю, где подвергся человеческим утехам. Поэтому был приколот к скале в пустыне Дудаил, где должен был висеть до самого Судного дня. Но Сатана пришел к нему, освободил и затащил в Ад, где Азазель теперь - главный знаменосец Ада. Еще когда он был в пустыне, древние евреи приносили ему в жертву черного козла, а Богу - белого. Души тех животных до сих пор летают рядом с ним. А еще Азазель один из самых ловких бойцов адской армии. Так, как он владеет мечом, не может владеть никто. Астарот даже у него учился. И я учился. Когда-то, еще в молодости.

А почему ты говорил что-то об отдыхе, а потом сказал, что козел может сравниться с оленем?

Азазель живет во дворце, где можно достаточно хорошо отдохнуть. Особенно поесть виноград, который его слуги выращивают там. Но может попасть и так, что Азазель будет не в хорошем настроении, и тогда придется взять в руки меч.

Вот и чудесно. Я беру на себя виноград, а ты - меч.

Андрей Зарин

Мое проклятье

(Письмо самоубийцы ).

Пишу традиционную в этих случаях записку: -- "В смерти моей никого не винить", -- и прошу передать ее, мой дорогой друг, следователю, приставу или околоточному. Словом, кому надлежит. Прилагаемое же письмо прочтите сами. Согласен, что для письма это длинно, но я уверен, что вы дочитаете его до конца и, может быть, даже заинтересуетесь им, если сумеете найти надлежащую точку зрения. Оканчиваю я свое земное поприще таким малодушием потому, что мне не под силу дольше нести "мое проклятие", мой таинственный дар, который многие чувствовали во мне и как-то странно, суеверно чурались меня. Не вынес я и, видя жизнь одним сплошным страданием и ужасом, трусливо предупреждаю событие. Этот кошмар терзал меня три года, с каждым днем становясь мучительнее и тяжелее... Вы помните мою Наташу? Вы ее видели, а раз видели, то не могли и забыть. Я полюбил ее сразу, как увидел. Сразу. Мы говорили с ней минут десять, я прощаясь притронулся к ее пальцам, пришел к себе домой и вдруг почувствовал, что в моей жизни не хватало ее, что она воздух моего дыханья, кровь моего сердца. Была теплая, короткая, осенняя ночь. Темное небо, засыпанное звездами и тихая, примиряющая грусть, разлитая в воздухе. Я распахнул окно, лег на подоконник, смотрел на мерцающие звезды и твердил: "люблю, люблю, люблю"! В груди моей росла и крепла уверенность, что и она меня любит. И это оказалось верным. Неделю спустя она шла рядом со мною, прислонив свою горячую щёку к моей, и нам обоим это не казалось чудесным. Между нами не было слов, банальных объяснений. Что-то непобедимо-сильное толкнуло нас друг к другу, спаяло в одно и наполнило одинокие жизни наши блаженством. Но тут же разразился и гром над нашими головами. У моей Наташи была чахотка. Подлая, злая, беспощадная наследственная чахотка. Мы поехали с Наташей к доктору. Это был мой приятель, чистый прямой и знающий свое дело. Мы просили у него только правды, беспощадной, смертельной, но правды. И он сказал ее. Наташа могла жить 6, 7, даже десять лет при тщательном уходе за своим здоровьем, при полном спокойствии. Любовь и замужество сократят ее жизнь до двух, трех лет. Да, это был приговор. Приговор, произнесенный устами врача, но предрешенный задолго, задолго до ее рождения. Что за нелепость! Жить, чувствовать, мыслить, что бы в расцвете сил стать жертвой беспощадного недуга? Но мы не могли расстаться. Наше чувство было сильнее нас. Я увез ее в Крым, потом в Алжир; мы были в Каире; потом опять в Крыму, а летом в моей Черниговской усадьбе... И в следующем году также. Описать нашу любовь я не в силах. Это было сплошное безумие, восторженное, упоительное; иногда полнее жгучей боли и страданий, иногда бурное, как ураган, злое, как глумление жертвы над палачом -- и всегда упоительное. Да и не нужно описывать это. И времени нет. Я упоминаю об этом периоде моей жизни только затем, чтобы перейти к последующему. Она сгорала, светя ярким пламенем, освещая для меня весь мир, согревая меня. Сгорала и от внутреннего недуга и от безумия нашей страсти. Иногда в объятьях моих она задыхалась от кашля, покрывалась потом и, случалось, окрашивала подушки и постель яркой кровью. Я уединялся, рвал свою грудь ногтями, рыдал и заклинал кого-то сохранить мне ее жизнь или дать умереть с нею. Она находила меня, осыпала ласками и снова пробуждала во мне порывы страсти. Да, это было безумие Мы прожили два года; два года пролетели сном, а на третий силы покинули ее. Прошел апрель. Мы жили в усадьбе и собирались уже ехать с нею в Египет, когда она решила остаться дома, чтобы... умереть. Был яркий день; теплый, ласковый день пробуждающейся природы, но Наташа зябла и у нас топили камин. Она сидела в легком камышовом кресле с накинутым на ноги пледом. Я сидел у ее ног и держал в руке ее горячую сухую руку. Я читал ей и остановился по ее просьбе. Она сидела, закинув голову, закрыв глаза. Я смотрел на нее и в первый раз увидел, как ужасно похудела она. На мгновение голова ее представилась мне обнаженным черепом и меня охватил ужас. Я сжал ее руку. Она открыла глаза. Ее глаза всегда были прекрасны. Большие, серые, добрые, иногда прозрачные как летнее небо, иногда темные, как в непогоду море. Но теперь, казавшиеся еще больше от худобы лица, сверкающие лихорадочным блеском, теперь, когда только в них сосредоточивалась вся ее жизнь, вся ее любовь, они были поразительны. Я смотрел в них и их глубина словно поглощала меня. -- Не надо ехать, -- тихо сказала она, -- я умру здесь, мой ясный!.. -- и улыбнулась. Я смотрел в ее сверкающие глаза и вдруг увидел в них... смерть. Да, смерть! В каком-то туманном образе, в каком-то отблеске, но ясно, мучительно ясно... словно из нее выглянула таинственная "она" и прощалась со мной. Это был только миг, но в этот миг и она поняла или увидела мое виденье. Она тихо пожала мою руку, а я приник к ее коленам и беспомощно зарыдал. Она гладила мои волоса, потом нагнулась, охватила мою голову руками и закашлялась. Я отнес ее на постель. Она была легка как пушинка, моя кроткая, моя нежная, моя единственная Мы никуда не поехали. В ясный майский догорающий день догорела и моя Наташа. В ясное ликующее майское утро я хоронил ее Жизнь моя кончилась. Я уехал и посещал все уголки, где были мы с нею вместе. . . И вот как это случилось в первый раз. Я был у пирамид. Лошадь я оставил с проводником у палатки торговца, продававшего лед и прохладительные напитки, а сам пошел к Малой пирамиде, где под навесом пальмы лежал большой камень. На этом камне, год назад, сидела моя Наташа, а я лежал подле нее и сбрасывал с ее ног туфли и целовал их, а она смеялась, отдергивала ноги и шутя говорила: "стыдись! на нас смотрят сорок веков"!.. Я опустился на этот камень и отдался воспоминаниям нашей любви. Что в ней бессмертного? Я оглянулся. Недалеко от меня лежала тяжелая, неуклюжая груда Малой пирамиды. Дальше, почти уходя своей верхней площадкой в небо, высилась Хеотова пирамида, а кругом -- песчаная пустыня, над нею небо с раскаленным солнцем, и эти пальмы с нависшей купою зеленых листьев наверху стройных стволов. Все не вечно! Но также высились эти каменные громады, лежала недвижно эта пустыня, красовались пальмы и жгли огнем тропические лучи и во времена фараонов, и когда пришел Омар, и когда Наполеон явился здесь со своими народами. Всех пережили и не бессмертны, не вечны! Что же в любви нашей было бессмертного?.. Я воскресил в душе моей все наши безумства, но не мог воскресить пережитых восторгов, а поднимал только со дна души бесконечную грусть. Умерла Наташа! И все вокруг напоминает мне о ней, но не живет снова то, что пережито. . . Вдруг, нарушая торжественную тишину, послышались веселые голоса, серебристый смех и из-за края пирамиды вышло несколько туристов. Я сразу узнал их. Это семейство англичан, приехавших в Александрию и остановившихся в той же гостинице, где и я. Общество состояло из пожилого господина, почтенной дамы, двух девушек, гувернантки и примкнувшего к ним молодого человека, вероятно, жениха одной из девушек. Девушки шли впереди и, оглядываясь, веселыми голосами перекликались с отставшими. Молодой человек нагонял их. Девушки заметили меня, только сравнявшись со мною, и сразу смолкли и пошли с забавною чинностью. Молодые, свежие, как весенние цветы. И, когда они уже миновали меня, одна из них остановилась, чтобы подождать отставших. Это была высокая, стройная с золотыми волосами блондинка. Чесучовое платье облегало ее фигуру, перехваченную зеленой лентой кушака. Белая легкая шляпа с длинным зеленым вуалем покрывала ее голову. Солнце светило на нее и она казалось воздушной. Дать ей в руки пальмовую ветвь и рисовать с нее вестника, посланного Деве Марии. Я невольно засмотрелся на нее. Она взглянула на меня и я вдруг похолодел... Меня охватил ужас, я даже приподнялся... Да! В лучистом взгляде ее голубых веселых глаз я вдруг увидал то, что тогда у Наташи: смерть! Она взглянула на меня из глубины ее глаз тем же туманным обликом, тем же смутным намеком... на одно мгновение, но ясно, ясно до осязательности! Все существо мое содрогнулось от грубого сознания: "она умрет"!.. А она звонко смеялась, дождавшись молодого человека и остальных членов компании, и они скрылись за пирамидой. Голоса их еще долго звенели в воздухе, потом смолкли и все погрузилось снова в торжественную тишину. Я старался разобраться в своих ощущениях. Как это произошло? Мои глаза встретились с ее; я заглянул в них, увидел это и в то же мгновение ужасное сознание грядущего озарило мой мозг, потрясло все мое существо. Да, так это и было. Это не была галлюцинация. Я сел на лошадь и медленно вернулся в гостиницу. На другой день я увидел то же семейство за табльдотом, но боялся взглянуть на милую девушку. Прошло несколько дней. Я забыл о том, что увидел в глазах девушки. Как вдруг однажды, возвращаясь в отель со своей одинокой прогулки, я был поражен смятением. В отеле что-то произошло необычное. Я спустился в столовую и там узнал, что девушка умерла, внезапно, как ее другая сестра, как ее отец -- от наследственного недуга сердца. Пожилой господин оказался ее дядей и опекуном. Меня охватил ужас. Я собрал вещи, рассчитался и на другой день оставил Александрию... Наступала вторая весна. Я поехал к себе, на могилу моей Наташи. Острая боль прошла, осталась тихая грусть. Ведь, мы оба знали, что любовь сократит ее жизнь! Вы знаете полковника Красова? Мы с ним соседи: у него именье, смежное с моим. Он заехал ко мне и потащил меня к себе, говоря, что только заехал повидать мать, после чего едет с женой за границу. Мать Красова жила постоянно в именье. Бодрая, свежая, несмотря на свои 60 лет, она очень нравилась покойной Наташе, и они любили друг друга. Ради нее я поехал к Красовым. Он говорил без умолку всю дорогу, вероятно, с добрым намерением развлечь меня. Жена его и мать встретили меня с сердечным радушием. Мы сели на веранде, выходящей в сад. Цвела черемуха и ее аромат кружил голову. Красов в первый раз вез жену за границу, и она с жадным любопытством расспрашивала меня о моих путешествиях, интересуясь всякой мелочью. Где и что выгоднее покупать? Какие сувениры везти из Швейцарии, из Италии? Был ли я в Монако, играл ли в Монте-Карло? Она расспрашивала обо всем с таким увлечением, что я оживился и отвечал ей многословно и подробно. Красов любовался женою и счастливо смеялся, мать его снисходительно улыбалась. На веранду подали чай. Надвинулся вечер, наш украинский вечер. Темное небо засветилось звездами, защелкали соловьи, бесшумно мелькнула летучая мышь. Я поднялся уезжать. Красов приказал заложить шарабан и захотел сам отвезти меня. -- Ну, до свиданья! -- сказала мне его жена на прощанье, -- теперь уж до зимы. Вы, вероятно, в Петербург? Да, я собирался в Петербург. -- Вы когда же едете? -- спросил я. -- Не позднее послезавтра, -- ответил Красов. -- Но это не мешает, пока вы здесь, навещать старуху! -- сказала мне его мать. Я поцеловал ее руку и, поднимая голову, благодарно взглянул на нее. Она улыбалась, ласково глядя на меня, а в ее глазах... да! Я увидел то необъяснимое, что видел в глазах Наташи, в глазах той девушки. Я отвернулся и почти бегом сошел вниз, за веранду, через сад, к крыльцу, где ждал экипаж. Красов нагнал меня и спросил не без удивления: -- Что с вами? Вы пошли так поспешно. -- Мне стало что-то не по себе, -- ответил я. Мы сели и он тронул лошадь. Экипаж встряхнулся и плавно покатился по мягкому грунту. В темноте раздавались удары копыт да подле меня красным огоньком вспыхивал кончик сигары, освещая усы, нос и козырек фуражки Красова. Мне вдруг показалось, что на мне лежит обязанность предупредить его. -- Полковник, -- сказал я, -- вы, надеюсь, не сомневаетесь в моем к вам расположении? Вероятно, в голосе моем послышались особые ноты, потому что он тотчас сдержал бег лошади, взял вожжи в одну руку и обернулся ко мне. -- Что вы хотите сказать мне? -- спросил он. Я хотел только посоветовать вам отложить свой отъезд на несколько дней... на неделю, -- ответил я. -- Почему? Я не мог объяснить ему причины. -- Почему вы это советуете? -- повторил он. -- Я не хотел бы объяснять вам причины, -- уклончиво сказал я. Он больше не спрашивал, раскурил сигару, взял вожжи и погнал лошадь. Я сошел у своего крыльца. Красов пожал мне руку и сказал: -- Странно это, но я послушаю вас! До свиданья. Приезжайте утешать мою жену, -- прибавил он и уехал. Я вошел в дом и долго не мог уснуть. Ходя по кабинету, я все старался додуматься, галлюцинация ли это, вызываемая каким-то странным предчувствием, или посылаемый мне откуда-то кем-то видимый знак. Я ничего не чувствовал, проведя весь вечер с матерью Красова и почувствовал сразу, едва заглянул в ее глаза... но я не до чего не додумался и на другое утро уехал на окраину своего именья в хутор, где начался сенокос. На третий день приехал за мною посланный от Красова. Его мать умерла... Я вернулся, и мы хоронили эту прекрасную женщину. Ее гроб опустили рядом с могилою моей жены... Накануне похорон после панихиды Красов удержал меня и сказал: -- Тогда вы удивили меня и я подумал, что вам нужно в чем-нибудь мое участие. Но теперь я удивлен еще больше. Как вы узнали об этом? Я смутился. -- Я не скажу вам, как. Мне показалось. Красов задумчиво кивнул: -- Понимаю! Вы, вероятно, видели когда-нибудь один из ее страшных припадков удушья, а в этот вечер уловили какие-нибудь едва заметные его признаки. Действительно. Она страдала астмой и однажды я с женой были при ее припадке. Я даже ездил за доктором. И я с облегчением ухватился за это объяснение и надолго успокоился. Это было так естественно! Красовы не поехали за границу и, по окончании отпуска, он с женою вернулся в Петербург. Я приехал из именья в конце ноября. Сезон был в разгаре. И вот началось мое мучение, когда я понял, что наделен особым даром и что дар этот для меня "проклятие", бремя, превышающее мои силы. Как это происходило, я и сам не знаю. Вероятно вам случалось входить в комнату умирающего больного или находиться при умирающем. Вы входили в его комнату и вчера, и третьего дня, и неделю назад; вы находились у его постели ежечасно; поправляли его изголовье, давали лекарство, помогали есть. И ничто не смущало вашего духа. Но вот вы вошли к нему сегодня и вас вдруг охватила жуть, в вашу душу вдруг проникло сознание, безотчетное, но неумолимо ясное, что он уже обречен. По внешности все то же. И он, может быть, даже оживленнее обычного, но вы уже узнали и стараетесь избегать его взгляда, чтобы не передать ему своей страшной тайны. Потому что она, несомненно, одна из самых страшных. Вы продолжаете быть подле него и наблюдаете, что с каждым входящим повторяется тоже, что с вами. Вот вошел с беспечным лепетом ребенок и вдруг стал на цыпочки и заговорил шепотом Ах, это наблюдали все! Любимая собака воет и не находит себе места, кошка беспокойно мечется... Смерть вошла и безмолвным ужасом охватила всех живущих... Ну, вот: точно также я ощущал это сразу, бесповоротно, при взгляде в глаза человека. Вы понимаете мой ужас? Я взглядывал на человека и в то же мгновение весь проникался сознанием "он уже не жилец"! И потом боялся подойти к нему, заговорить с ним, чтобы не выдать ему своей ужасной тайны. Понимаете вы весь ужас этого?.. Моим знакомым стало казаться, что во мне что-то есть, что я "проклятый" и многие стали суеверно избегать меня. Помните Грянева? Я не любил его. Это был злой, насмешливый ум, мелкого тщеславия душа. Однажды на вечере за ужином он с вызовом спросил меня: -- Ну, кого вы обрекли сегодня? Я взглянул на него и увидел, что обреченный он. Беспощадная смерть туманила насмешку его взора и глядела на меня. Я угрюмо ответил ему: -- Вас! Он выронил стакан и лицо его стало белей его сорочки, а в глазах отразился ужас. Мне стало больно. Я поднялся из-за стола и уехал. Грянев помер спустя неделю. Перед этим он всем говорил, что я предсказал ему смерть и смеялся. После его смерти меня окружил ужас окружающих. Я стал искать уединения и только подле вас находил иногда отдых душе своей. Смерть! Кругом смерть! Разве это не достаточно ужасно? Я входил в театр и видел эту проклятую вокруг себя. Вот молодой офицер с девушкой. Лицо его сияет счастьем, губы улыбаются, а я вижу на нем уже печать смерти. Вот девушка подросток; вот молодая женщина; крепкий по виду, как дуб мужчина. Все обречены смерти! И мне начинало казаться, что я среди мертвецов; я начинал слышать трупный запах и убегал... Помню, была елка у Фаргосовых. Все веселились. Дети прыгали с веселыми криками вокруг елки, потом танцевала молодежь. Я стоял в стороне и смотрел на общее веселье. И вдруг стал видеть ее! Она пахнула на меня холодом от юного радостного студента; потом от молодой девушки, подошедшей ко мне с картонажем. Усмехнулась из глаз прошедшей мимо меня дамы... Я перестал понимать окружающее, а когда очнулся, все смотрели на меня с каким-то суеверным страхом и старались отойти от меня подальше. О, я знаю: все мы смертны. Знаю: мы рождены чтобы умереть, -- но можно ли видеть это? Можно ли жить, когда видишь, -- и уж наверное знаешь, -- что вот этот говорящий с вами умрет, и эта, и эти!.. Особенно дети!.. Я сидел в Александровском сквере. Мальчик подкатил мне под ноги мячик и подбежал ко мне. Я поднял и подал ему мячик, взглянул в его лучистые глазки и увидел его приговор. Крошечный Херувим! Что он сделал? Для чего было вызывать его к жизни?.. Ужас охватывал меня все сильнее; мое проклятие пригибало меня к земле. Я остерегался смотреть людям в глаза, остерегался глядеть по сторонам, ходил опустив голову. Вы смеялись: "словно отверженный"! Я, действительно, отвержен. Я почувствовал облегчение только тогда, когда твердо решил прервать это мучение. Сегодня утром я подошел к зеркалу и на меня из моих глаз взглянул призрак смерти. В первый раз я не почувствовал ужаса и в душе моей улеглось смятение. Вы поймете меня и оправдаете мою "трусость". Этим летом я беседовал с одним ученым доктором психиатром в Париже. Он заинтересовался моим рассказом. Внимательно выслушал меня и сказал: -- Я допускаю это. Не смерть в виде оголенного черепа смотрит на него, а он просто угадывает ее приближение. Ведь, мы без ошибки предскажем ее за минуту, за две? Увеличивайте нервную впечатлительность человека и признаки ее присутствия будут для него уловимы тогда, когда нам они совсем не видны. Несомненно в человеке готовом умереть от болезни задолго до смерти уже начинают происходить физиологические изменения, но они неуловимы для нас, а для исключительно нервной организации вашего знакомого вполне осязательны. Это возможно!.. Потом он сказал: -- Такого человека врач не отказался бы иметь консультантом. Исход болезни он знал бы заранее. Помните, сказку о смерти, договорившейся с шарлатаном?.. Я спросил, может ли человек от этой способности избавиться. Он развел руками. -- Что я скажу вам? Этот случай такой редкий. Несомненно это психическое расстройство... хотя... это может быть и особая способность, дар! Вы говорите, он от этого несчастен. Это он! Другой, напротив, быть может, был бы счастлив и извлек из этого дара земные блага. Я сказать ничего не могу, а исследовать его было бы интересно. И все. Дальше он ничего не нашел мне сказать. Понятно, интереса этого я ему не доставил. Быть может, и правда нашлись бы люди, для которых было бы благом то, что для меня проклятие: и облегчило бы им трудность жизненного пути, а не отягчило бы, как меня. Но я не могу. Подавленный тяжестью своего дара "видеть", пораженный ужасом этой неустанной "пляски смерти", я трусливо убегаю прочь к неизвестному от этого кошмара непрестанных страданий.

Понятие государства и права, «русское право», виды права

Общая теория государства и права является общетеоретической юридической наукой. Государство и право неразрывно связаны между собой.Право - это совокупность правил поведения, выгодных государству и одобренных им посредством принятия законодательства. Государство не может обходиться без права, которое служит своему государству, обеспечивает его интересы. В свою очередь право не может возникнуть помимо государства, поскольку лишь государственные законодательные органы могут принять общеобязательные правила поведения, требующие их принудительного исполнения. Государство вводит меры принуждения к соблюдению норм права.

Изучение государства и права следует начинать с понятия и происхождения государства.

Государство - это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности. Основными признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество, исключительное право на легальное насилие. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Государственная власть является суверенной, т.е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой и самостоятельной по отношению к другим государствам. Государство выступает официальным представителем всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения налоги и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти. Издание законов и правил, обязательных для населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Известно несколько исторических типов государств и права - рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы государственного правления, государственного устройства, политического режима.

История права России - история правовой культуры российского общества и правовой практики в России.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8

Виды права :

  1. Конституционное право – регулирование отношений личности и государства, организация государства и его конституционные характеристики.
  2. Административное право – регулирование отношений государственных органов, должностных лиц, а также публичные функции государства.
  3. Гражданское право – имущественные и личные неимущественные отношения, права собственности и т.д.
  4. Предпринимательское право – правовые нормы организации и ведения предпринимательской деятельности
  5. Трудовое право – отношения в сфере рынка труда.
  6. Финансовое право – отношения в сфере налогообложения, государственных денежных средств и ценных бумаг.
  7. Уголовное право – общественные отношения, связанные с правонарушениями преступного характера, и наказание (уголовная ответственность).
  8. Экологическое право – взаимодействие общества и природы, охрана окружающей среды и экологическая безопасность.
  9. Семейное право – регулирует семейные отношения.

Виды процессуального права:

  1. Гражданское процессуальное право.
  2. Уголовно-процессуальное право.
  3. Арбитражный процесс (характерно только для России).

Таковы основные отрасли права

Международное право – это система правовых норм, регулирующих отношения между государствами, отношения с участием иностранных субъектов и объектов права, учитывающая иностранные нормативно-правовые акты и правовые особенности.

Договоры Руси с Греками

Договоры Руси с Византией - первые известные международные договоры Древней Руси, заключённые в 907 (факт существования соглашения сомнителен), 911, 944, 971 годы. Сохранились только древнерусские тексты договоров, переведённые с греческого языка на старославянский и дошедшие в составе «Повести временных лет», куда они были включены в начале XII века. Самые ранние письменные источники русского права; содержат нормы Закона Русского.

  • Договор 907 года - первый русско-византийский договор. Факт заключения договора сомнителен, предполагается, что текст договора представляет собой летописную конструкцию. По другому предположению, рассматривается как подготовительный к договору 911 года.
    • Текст Русско-византийского договора 907 года в Викитеке (оригинал и русский перевод)
  • Договор 2 сентября 911 года заключён после успешного похода дружины князя Олега на Византию около 907 (См. статью Русско-византийская война 907 года). Он восстанавливал дружественные отношения государств, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков, изменял береговое право (вместо захвата выброшенного на берег судна и его имущества владельцы берега обязывались оказывать помощь в их спасении).
    • Текст Русско-византийского договора 911 года в Викитеке (оригинал и русский перевод)
  • Договор 944 года заключён после неудачного похода войск князя Игоря на Византию в 941 и повторного похода в 944 (См. статью Русско-византийская война 941-944 годов). Подтверждая в несколько изменённом виде нормы 911 года, договор 944 года обязывал русских послов и купцов для пользования установленными льготами иметь княжеские грамоты, вводил ряд ограничений для русских купцов. Русь обязалась не претендовать на крымские владения Византии, не оставлять застав в устье Днепра, помогать друг другу военными силами.
    • Текст Русско-византийского договора 944 года в Викитеке (оригинал и русский перевод)
  • Договор июля 971 года подвёл итог русско-византийской войне 970-971 годов. Заключён князем Святославом Игоревичем с императором Иоанном Цимисхием после поражения русских войск под Доростолом (по версии «Повести временных лет», после победы союзного войска над византийским). Договор содержал обязательства Руси не нападать на Византию, а также не подталкивать к нападению на Византию третьи стороны и помогать Византии в случае таких нападений.

3. Редакции, списки, структура Правды Русской. Обычное и "княжое" право в Правде Русской.

Наиболее известным памятником древнерусского права является Русская Правда. Ее подлинный текст, как и оригиналы подавляющего большинства древних актов, не сохранился. Однако Русская Правда дошла до нас более чем в ста позднейших списках (копиях). По содержанию и времени составления принято выделять три основных редакции Русской Правды - Краткую (43 ст), Пространную(121ст) и Сокращенную .

1. Краткая редакция Русской Правды появилась в XI веке. Она состоит из Правды Ярослава (Древнейшей правды) (1-17ст), Правды Ярославичей(18-42ст) и дополнительных статей - «покона вирного» и «урока мостникам». (42 и 43 ст) Ее текст при публикациях обычно разделяют на 43 статьи. Она сохраняет обычаи, свидетельствует об отсутствии соц деления общ, содержит нормы угол и права и процесса.

2. Пространная редакция Русской Правды была составлена в XII веке. Она основывалась на Краткой редакции и включала в себя Суд Ярослава Владимировича (Мудрого), Устав Владимира Всеволодовича (Мономаха) и дополнительные статьи . Пространная редакция Русской Правды втрое больше Краткой (в ней выделяют около 120 основных и десятка дополнительных статей). В отличие от своей предшественницы, Пространная Правда содержит не только уголовные и процессуальные нормы, но и нормы гражданско-правовые; она также регламентирует правовое положение различных слоев населения. Свидетельствует о развитии феодальнотнош.

3.Что касается Сокращенной редакции , то она представляет собой выборку тех статей из Пространной редакции, которые не утратили своего значения для Московского государства XV столетия.

Русская Правда является официальным актом, первым общегосударственным светским судебником в нашем Отечестве. Она была принята светской властью и не вторгалась в церковную юрисдикцию. Некоторые пересечения с церковным законодательством наблюдаются лишь в области наследственного права.

Основным источником Русской Правды послужило обычное право . Вместе с тем в ней обобщены судебная практика и отдельные законы, принимавшиеся князьями в разное время. При ее создании была проделана определенная работа по систематизации права. Русская Правда - это свод феодального права, о чем свидетельствует наличие отраженных в ней: социального неравенства, княжеской публичной власти, защиты права собственности на землю, дифференцированной защиты имущественных прав, достаточно развитых товарно-денежных отношений, дифференциации в наследственных правах и т. д.

Русская Правда содержит нормы уголовного, гражданского и процессуального права, однако отрасли и институты права в ней еще четко не выражены. Для ее современников право представлялось цельным, единым и неделимым. Следует еще раз подчеркнуть, что оригинальный текст Русской Правды даже неразделен на статьи : современная постатейная разбивка была предложена позднейшими исследователями и носит в основном археографический характер. В Русской Правде нет явного разграничения между уголовной и гражданской ответственностью, не фигурирует понятие преступления (в его современном значении).

Русская Правда понимает правонарушение как причинение материального и морального вреда конкретному лицу или группе лиц. Поэтому среди видов преступлений, рассматриваемых Русской Правдой, отсутствуют государственные и политические преступления, но имеются преступления против личности, к которым относились убийство, нанесение телесных повреждений, оскорбление и т. п.; имущественные преступления - хищение, незаконное пользование чужим имуществом, порча межевых знаков и др. Основным видом наказаний по Русской Правде были денежные штрафы. Примечательным является отсутствие в системе уголовных наказаний смертной казни и тюремного заключения.

Русская Правда не дает определения таких понятий гражданского права, как «собственность», «договор», но уже активно защищает само право собственности, различает движимое и недвижимое имущество, договоры купли-продажи, займа, поклажи (хранения), личного найма и т. д.

В Русской Правде нет разграничения между уголовным и гражданским процессом. Судебный процесс был единым и носил ярко выраженный состязательный характер. Система судебных доказательств состояла из вещественных доказательств, свидетельских показаний, роты (присяги) и ордалий (испытаний огнем, железом или водой).

По своему значению Русская Правда явилась не только выдающимся государственно-правовым актом своего времени, но и фундаментальной основой для последующего законодательства великорусского, белорусского, украинского и литовского народов.

Дополнительно:

Уголовное право Древней Руси

В древнерусском юридическом языке не существовало какого-либо устойчивого термина для обозначения преступлений. Отдельные преступления именовались обидой, соромом, пагубой, протором и т.д. Преступление воспринималось как деяние, ущемляющее частные интересы, то есть как причиняющее конкретный моральный или материальный вред конкретному лицу или группе лиц (отсутствовало понятие общественной опасности преступного деяния). Поэтому уголовное право Древнерусского государства знало лишь два вида преступлений - против личности и имущественные. Преступления против личности регламентировались целой системой правовых норм, которые содержались уже в договорах Руси с Византией.40 Как отмечалось, в Древнерусском государстве был узаконен обычай кровной мести. Таким образом, государство перекладывало осуществление карательных функций на своих граждан. В случае совершения убийства, когда убийца скрывался, и его не удавалось найти, производилась конфискация его имущества в пользу родственников убитого. Впрочем, родственники могли отказаться от имущественной компенсации и продолжать искать преступника, чтобы отомстить. В равной степени, родственники имели право отказаться от кровной мести, получив за это имущественную компенсацию. Кровная месть была упразднена Ярославичами (сыновьями Ярослава Мудрого) и полностью заменена денежными выплатами – вирой (штрафом) в пользу князя и головничеством (компенсацией) в пользу родичей убитого.41 К преступлениям против личности кроме убийства относились также: причинение увечий, побои, оскорбление действием. Необходимо заметить, что сроков исковой давности для преступлений против личности не существовало.

Среди имущественных преступлений выделялись различные виды хищения - татьба (кража), разбой, конокрадство; а также - уничтожение чужого имущества, повреждение межевых знаков, поджог, злостная неуплата долга.42

Субъектом преступления мог быть кто угодно, кроме холопа, за действия которого отвечал его господин (хозяин). Однако потерпевший мог и сам расправиться (вплоть до убийства) с обидчиком - холопом, не обращаясь в суд.

Объективная сторона преступлений имела следующую характерную чертупреступное деяние подразумевало в основном форму действия, бездействие же не являлось основанием уголовного преследования. Лишь в очень немногих случаях наказуемо было и преступное бездействие (например, невозвращение долга). Преступления делилось на две стадии: покушение на преступление (например, угроза оружием без нанесения удара) и оконченное преступление.

Что касается субъективной стороны преступления, то умысел и неосторожность еще не разделялись, однако проводились определенные различия между прямым и косвенным умыслом.43 Четкого разграничения мотивов преступления и понятия виновности древнерусское право еще не знало.

Существовало представление о необходимой обороне (убийство вора в момент совершения преступления) и превышении ее пределов (убийство вора после его задержания).

Древнерусскому праву уже известен институт соучастия (разбойное нападение «скопом»), но без четкого разграничения ролей соучастников; а также - понятие рецидива (повторности преступления). К смягчающим уголовную ответственность обстоятельствам относилось состояние алкогольного опьянения, а к отягчающим - корыстный умысел.44 Каких-либо возрастных пределов, исключающих привлечение к уголовной ответственности не предусматривалось. Не существовало понятия невменяемости, но было уже известно состояние аффекта, освобождающее от наказания.

Что касается системы наказаний за уголовные преступления, то смертная казнь в дошедших до нас древнерусских законах не упоминается.45 В Русской Правде высшей мерой наказания является «поток и разграбление».46 Основным же видом наказаний в ней и других законодательных памятниках того периода выступают денежные штрафы – вира и продажа, размер которых зависел от тяжести преступления. Помимо штрафов следовало выплатить и компенсацию пострадавшим от преступления – «головничество» (в случае убийства) или «урок» (при совершении других преступлений). Таким образом, главной целью наказания в Древнерусском государстве было возмещение причиненного вреда и вознаграждение судебных органов за осуществление правосудия. В случае финансовой несостоятельности обвиненного по суду, взыскание обращалось на его личность («выдача головой») и на личность членов его семьи (объективное вменение).

Гражданское право Древней Руси

Гражданское право в Древнерусском государстве отличалось относительной развитостью системы норм, регулирующих отношения собственности, предполагающей право владения, пользования и распоряжения имуществом. Особой охране подлежала княжеская собственность.

Основанием возникновения обязательств в Древнерусском государстве являлись договоры и факт причинения вреда.

Одним из наиболее регламентированных законодательством договоров был договор займа. Существовали: обычный или бытовой договор займа, упрощенный по формальным признакам договор займа между купцами; и закупничество (договор займа с самозакладом). В законе (Устав Владимира Мономаха) была установлена процентная ставка по договорам займа, которая зависела от срока, на который осуществлялся заем, при этом, краткосрочный заем был наиболее дорогостоящим (до 50%). Объектом займа могли быть не только деньги, но и вещи, определенные родовыми признаками: хлеб, мед и т.д. Договор купли-продажи безусловно был широко распространен в Древней Руси, но почти не урегулирован законодательно.47 Известен также договор хранения или поклажи. Хранение считалось дружеской услугой, осуществлялось безвозмездно и не требовало соблюдения каких-либо формальностей при заключении договора. В юридических памятниках того периода упоминаются и договоры комиссии и перевозки.

Что касается формы заключения договора, то в основном она была устной, сопровождалась некоторыми формальностями – рукобитием, связыванием рук и т.п. В отдельных случаях при заключении договора должны были присутствовать свидетели. Письменная форма заключения договора применялась при сделках, связанных с распоряжением недвижимым имуществом, а некоторые договоры требовали специальной регистрации.

Наследственное право в Древнерусском государстве имело отличительную особенность – порядок наследования зависел от принадлежности к определенному социальному слою. Так, как уже отмечалось, князья наследовали в соответствии с лествичным правом, наследство бояр и дружинников могли получить их сыновья и дочери, а имущество смердов могло перейти по наследству только к сыновьям. В случае их отсутствия имущество смерда считалось выморочным и поступало в пользу князя. Древнерусское право знало наследование по закону и наследование по завещанию. Наследование по закону происходило автоматически, в случае отсутствия завещания. Завещание составлялось в устной (изустный завет) или в письменной форме (духовная грамота). При наследовании по закону сыновья имели преимущество перед дочерьми,48 а среди сыновей некоторое предпочтение отдавалось младшему из них (минорат).49 Необходимо также отметить, что правами на наследство обладали только законные дети (рожденные в законном браке).50

Что касается семейного права, то в Древнерусском государстве оно прошло длительный этап развития. Изначально, при языческих верованиях, на Руси существовало многоженство и обрядовое похищение невест (умыкание). С принятием христианства семейное право начало основываться на других принципах: моногамии, затрудненности развода, неравного положения законных и внебрачных детей, наказаний за измену (прелюбодеяние) и т.д. В соответствии с рецепцией (заимствованием) византийского канонического права, брачный возраст для невесты устанавливался в 12-13 лет, а для жениха – в 15. Акты гражданского состояния, в том числе брак, рождение ребенка, смерть, как уже отмечалось, подлежали церковной регистрации.51

Вопрос об имущественных отношениях между супругами в тот период не совсем ясен. Очевидно, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал споры об имуществе между супругами («промежи мужем и женою о животе»). Жена сохраняла право собственности на свое приданое (имущество привнесенное ею при заключении брака), а также на имущество, подаренное ей мужем, которые она могла передавать по наследству. Но, вместе с тем, жена находились в полной зависимости от мужа, а дети от отца, имевшего над ними почти безграничную власть.

Как мы знаем, по способам регулирования право делится на частное и публичное. Основное различие заключается в том, что частное право основано на равенстве в правах; в публичном же праве одна из сторон имеет полномочия по отношению к другой. Гражданское право является, пожалуй, одним из самых ярких (если не единственным) примером частного права. При этом интересно, что гражданское право стран Романо-германской правовой системы практически полностью основано на римском частном праве. Ведь уже в Древнем Риме были разработаны такие актуальные сегодня институты права, как ипотека, наследование и тому подобное. Нужно отметить, что гражданское право преобразовывалось, но не менялось. Ничего лучше римского частного права за 1,5 тысячелетия не придумали. В настоящее время существует множество отраслей права, выделившихся из гражданского и ставших самостоятельными. Например, акционерное, жилищное, вексельное, предпринимательское и т.д. Но давайте идти по порядку: сначала рассмотрим процесс возникновения права в Древней Руси, а уж потом обратимся к современности. Древнейшие источники права на Руси Право у восточных славян возникло одновременно с государством, никакого так называемого общинного права до возникновения государства не существовало. Каковы же источники права в этот период? Прежде всего - обычное право, нормы которого до нас не дошли. Известно, что примерно в IX веке действовал так называемый Закон русский. Текст его до нас пока не дошёл. Вероятнее всего, что это был письменный сборник, в котором имелись нормы обычного права. Первый известный письменный источник права - это договор Олега с Византией 911 года. В нем и упоминается Закон русский, который содержал некоторые нормы уголовного права Древней Руси. Одна из статей этого Закона предусматривала ответственность за убийство - смертную казнь на месте преступления. Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи - нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона - "равным за равное". Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют "Законом русским". Первыми писанными памятниками древнерусского права, дошедшими до нас, были договоры Руси с Византией. Заключенные после успешных военных походов, эти договоры носили международно-правовой характер, но в них вместе с тем получили отражение нормы Закона русского. (Из этих договоров мы, собственно, и знаем об основном содержании древнерусского обычного права). Договора 911, 944 и 971 гг. содержали нормы торгового права, например правила регистрации отдельных товаров «наволок». Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в Х в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право. Устав Владимира определял взаимоотношения княжеской власти с церковью. Он предусматривал установление налога в пользу церкви (так называемая десятина). Во времена Владимира церковное землевладение ещё не получило развития, поэтому тогда десятина являлась основным источником дохода духовенства. Церковь по Уставу получала право суда в отношении духовенства и всех людей подвластных церкви. Кроме того, перечислялись дела, которые рассматривались церковным судом в отношении любых лиц. К компетенции церкви относились главным образом дела в области семейно- брачных отношений. Устав Ярослава посвящался главным образом семейно-брачным отношениям, преступлениям против семьи и нравственности. Встречались наказания за эти деяния как бы двойственные и от; князя и от епископа. Почти все наказания имущественного характера. Только в одном случае предусматривалась смертная казнь - ст. 13 Устава. В этой статье устанавливалась ответственность мужа за двоежёнство. Устанавливалось наказание 40 гривен в пользу епископа, а незаконная жена (как правило молодая) заключалась в монастырь. Если же муж причинял зло своей законной жене (например, убьет раздосадованный на то, что его разлучали с более молодой), то в этом случае, возможно, было применение смертной казни. В Устав Ярослава встречаются статьи, которые носят ярко выраженный классовый характер. За изнасилование и оскорбление женщины устанавливался штраф, размер которого зависел от положения потерпевшей. Если потерпевшая была женой или дочерью боярина, то наибольшая сумма. Если малого боярина, то меньше, если простого человека, то ещё меньше. Русская правда Наиболее же крупным памятником древнерусского права является Русская Правда, сохранившая свое значение и в последующие (за киевским) периоды отечественной истории. Русская Правда составлялась на протяжении длительного времени (в Х1-Х11 вв.), но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Впервые ее текст был обнаружен В.Н.Татищевым в 1738 г. Сейчас известны более ста ее списков, значительно отличающихся друг от друга и по объему, и по структуре, да и по содержанию. Правовой памятник принято делить на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологически и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой редакции и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она была составлена тогда, когда шла борьба за киевский престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава расправилась с новгородцами, положив тем самым начало затяжному и невыгодному для Ярослава конфликту. Стремясь задобрить новгородцев, он и "дал" им Правду, повелев им "по ее грамоте ходите". Правда Ярославичей включает следующие два десятка статей Краткой редакции (так называемый Академический список). Как явствует из ее заголовка, сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии ближайшего окружения. Составление текста относится примерно к середине XI в. Со второй половины того же столетия стала формироваться Пространная редакция, сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню разработки правовых институтов это уже следующий этап в развитии древнерусского права, хотя наряду с новыми постановлениями Пространная Правда включает и видоизмененные нормы Краткой редакции. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан правовой статус различных категорий населения. К XIII-XIV вв. относится возникновение Сокращенной редакции, которая представляет собой выборку из статей Пространной Правды, приспособленных для регулирования более развитых общественных отношений периода политической раздробленности на Руси. Кроме Русской Правды, которая стояла в центре правовой системы Древнерусского государства, в эпоху Киевской Руси из правовых источников были известны церковные уставы князей Владимира и Ярослава Мудрого, от которых пошла история церковного законодательства, а также статьи из правовых сборников других славянских народов. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Значение имели и Кормчие книги -византийские сборники церковно-гражданских постановлений, большей частью относящиеся к области семейно-брачного права. Вся совокупность правовых обычаев и законов, действовавших на Руси, создавала основу для довольно развитой системы древнерусского права. Как и всякое феодальное право, оно было правом-привилегией, т.е. закон предусматривал неравноправие людей, принадлежавших к разным социальным группам. Так, холоп не имел почти никаких прав. Весьма ограниченной была правоспособность смердов, тем более закупов. Зато права и привилегии верхушки феодального общества закон брал под усиленную защиту. Гражданское право на Руси Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права - право собственности и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи - коней, тягловый скот, холопов и пр. Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой. Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли- продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей - послухов. Купля-продажа земли, по- видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков. Наиболее полно в Русской Правде регламентирован договор займа. В 1113 г. произошло восстание киевских низов против ростовщиков, и Владимир Мономах, призванный боярами, чтобы спасти положение, принял меры к упорядочению взимания процентов по долгам. Закон в виде объекта займа называет не только деньги, но и хлеб, и мед. Существуют три вида займа: обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами (с упрощенными формальностями); заем с самозакладом - закупничество. Просматриваются различные виды процентов в зависимости от срока займа. Срок взимания процентов ограничен двумя годами. Если должник выплачивал проценты в течение трех лет, то он имел право не возвращать кредитору одолженной суммы. Краткосрочный заем влек за собой наиболее высокую процентную ставку. Современность Теперь вернемся к современности и рассмотрим гражданское право поподробнее. Источником права является внешняя форма выражения права, т. е. совокупность нормативных актов, в которых содержатся нормы права. В законодательстве правовые нормы находят свое официальное выражение. Гражданское право находит свое выражение непосредственно в Гражданском кодексе и ряде специальных законов. Гражданский кодекс - основной законодательный акт, объединяющий нормы гражданского права. Существуют так же и всевозможные специальные нормативные акты (например, Федеральные законы). Но поскольку ГК является основополагающим документом, мы рассмотрим его более тщательно. Статья 71 Конституции отнесла к ведению в Российской Федерации гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское законодательство состоит из Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения. ГК не относится к числу федеральных конституционных законов, поскольку он не отвечает требованиям, предъявляемым к такого рода актам ст. 108 Конституции РФ. Имеется в виду, что федеральный конституционный закон принимается, во-первых, только по вопросам, указанным Конституцией (принятие ГК как федерального конституционного закона Конституцией не предусмотрено), и, во-вторых, с соблюдением специальной процедуры голосования, предполагающей квалифицированное большинство - 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого Кодекс принимался простым большинством голосов. Вместе с тем ГК по своей юридической силе в определенной мере приравнивается к федеральным конституционным законам. Это выражается в том, что по отношению к любым другим федеральным законам он занимает положение "первого среди равных". Практическое значение отмеченного особого положения ГК состоит в том, что при коллизии гражданско-правовых норм, содержащихся в любом нормативном акте (в том числе федеральном законе), со статьями ГК суд, как и любой другой орган, применяющий право, обязан руководствоваться нормами ГК. При этом важно подчеркнуть, что общие принципы действия законов, которые признают, что последующий акт вытесняет ранее изданный, а специальный - общий акт, в данном случае не применяются. Следовательно, примат ГК носит абсолютный характер, а значит, сохраняется по отношению к актам, принятым после вступления в силу ГК, и к различного рода специальным актам, если только иное, то есть возможность отступления в таком акте от норм Кодекса, в самом ГК прямо не предполагается. Речь идет об имеющейся во многих статьях ГК оговорке: "если иное не предусмотрено в законе". Современные проблемы источников гражданско-правового регулирования. В части первой Гражданского кодекса появилась норма, которая имеет основополагающее значение не только для собственно гражданского, но и всего российского законодательства: речь идет о ст. 3 Гражданского кодекса РФ, которая закрепляет следующие новые положения: 1.понятие “гражданское законодательство” отныне включает в себя только Кодекс и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Иные нормативные акты сюда больше не относятся; 2.нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать положениям Гражданского кодекса; 3.отношения, на которые распространяется действие Гражданского кодекса, могут регулироваться указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, но, если эти акты противоречат положениям Кодекса или иного закона, применяется Гражданский кодекс. Ни в одном акте столь детально и четко не закреплялась главенствующая роль Кодекса по отношению к иным правовым актам. Согласно ст. 3 ГК, гражданское законодательство состоит из “настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных Федеральных законов”. Определение, которое дает Кодекс, “узкое”. Научная доктрина дает более широкое понятие гражданского законодательства, которое включает в себя: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты министерств и ведомств, нормативные акты СССР и СНГ. Виды источников: Правовые акты: Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ, Федеральные законы, которые составляют гражданское законодательство; Указы Президента, постановления Правительства, которые создаются на основании и во исполнение закона в пределах установленной компетенции. Конституция РФ закрепляет наиболее общие положения гражданско- правового регулирования, дает отсылку к отраслевым кодифицированным нормативным актам, которые призваны урегулировать все общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Данные акты являются базой для развития всего гражданского законодательства. Федеральный закон. Вопрос о Федеральном законе слабо решен в Гражданском Кодексе. Федеральный закон регулирует отдельные виды общественных отношений, порой вопрос о том, какой нормативный акт применить в первую очередь, решается не в пользу ГК. К другим актам относятся указы Президента РФ. Это подзаконные нормативные акты. “Не должны противоречить Гражданскому Кодексу”. Постановления Правительства РФ принимаются на основании и во исполнение ГК и иных законов. При противоречии ГК могут быть отменены. Акты министерств и ведомств. Инструкция “О регистрации актов министерств и ведомств министерства юстиции”. Должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Нормы международного права. Интеграция России в мировую экономику приводит к тому, что международные правовые акты и договоры занимают все большее место в российском законодательстве. Нормы международного права имеют примат над нормами Гражданского кодекса. Усложнение системы источников гражданского права нормативными актами Союза ССР и РФ. Их применениями. Обычаи делового оборота. Не являются источниками гражданского права, но являются источниками гражданско-правового регулирования. Применяются исключительно в сфере предпринимательских отношений. Понятие источников гражданского законодательства в соответствии с ГК является “узким” и не включает в себя всех источников гражданско-правового регулирования, научная доктрина дает более широкое понятие законодательству, чем Кодекс, в связи с тем, что гражданское законодательство находится в стадии развития. Главенствующая роль Гражданского Кодекса в системе гражданского законодательства не решает всех проблем, связанных с применением норм гражданского права, поскольку отношения, регулируемые гражданским правом, очень объемные и постоянно изменяются, развиваются. В этой связи является актуальным применение иных источников гражданско-правового регулирования, что в свою очередь вызывает определенные трудности с их применением. Кроме того, в ряде случаев, оговоренных в законе, в качестве источников гражданского права могут быть международные договора и иностранные гражданские законы. Применение гражданских законов иностранных государств и международных договоров Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям. Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и др. Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента". Вместе с тем важную роль в регулировании такого рода отношений играет международное право. Соответствующие указания на этот счет содержатся в самой Конституции РФ. В силу п. 4 ст. 15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Приведенное положение воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса. Среди международных актов особое место занимают многосторонние договоры (конвенции), имеющие прямое отношение к регулированию гражданских отношений. Следует прежде всего указать на Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров (Венскую конвенцию). Указанная Конвенция состоит из 101 статьи. Они посвящены порядку заключения соответствующих договоров, правам и обязанностям контрагентов, средствам правовой защиты, применяемым при нарушении сторонами своих обязанностей, определению момента перехода риска случайной гибели передаваемых по договору товаров, обеспечению поставок товаров отдельными партиями и др. Россия является участником и других аналогичных актов, включая, в частности, Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов (имеются в виду автомобильные перевозки), Варшавскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международной воздушной перевозки, Афинскую конвенцию о перевозке морем пассажиров и их багажа, конвенции из области патентного права (Патентную конвенцию по охране промышленной собственности, Многосторонний договор о патентной кооперации, Конвенцию о международной регистрации фабричных и товарных знаков), ряд других конвенций, в том числе Всемирную (Женевскую) конвенцию об авторском праве, Женевские вексельные конвенции и др. Вступившие в силу для РФ международные договоры (кроме договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике "Бюллетень международных договоров", а в случаях необходимости также в "Российской газете". Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает возможные коллизии международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу первого: "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора". В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15). Ну и на последок хочется немного посмеяться. Ведь иногда, руководствуясь серьезными правовыми документами, можно очень странно себя вести. Вот несколько примеров из российской истории рассмотрения гражданских исков. Семнадцать лет чумы В 1559 году возник спор по поводу подмосковного села. Андрей Александрович Квашнин отдал село, свою вотчину, в монастырь. Данило и Василий Григорьевичи Квашнины утверждали, что они "таковы ж отчичи, как и он", и просили дать им возможность выкупить село (осуществить право родового выкупа). В дело вмешались новые претенденты - новгородские родственники Квашнина Митька Васильев сын, Воинко, Михайло и Семен Григорьевы дети, и также захотели выкупить вотчину. На вопрос судьи, почему они "терпели", не обращались в суд 17 лет (столько времени прошло с момента покупки села А.А. Квашниным), истцы ответили, что в Новгороде было "поветрие" и ездить в Москву не разрешалось. Судья признал причину неуважительной, так как в Новгороде "живет поветрие на время". Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV - XVI вв.) - М.: Мысль, 1985. С. 184, 194-195. Плохая музыка делает проживание невозможным Случилось это в конце XIX века. Пожилой человек снял второй этаж загородного дома под дачу. Хозяйка дома постоянно заводила патефон на балконе первого этажа. Дачнику музыка мешала отдыхать, и он съехал до истечения срока, а неустойку платить отказался. Дело дошло до суда. Мировой судья решил, что постоянно звучащая громкая музыка вредит здоровью и делает проживание невозможным; договор расторгнут правомерно, неустойка уплате не подлежит. Виноградов Л.А. Наём квартир и иных помещений. (Сборник законов с разъяснениями Правительствующего Сената по 1 апреля 1910 года, научными истолкованиями и практикой правительственных и общественных установлений). - М., 1910. С. 103-104. Лошадь без управления В декабре 1921 года у Баулина, жителя деревни в Московской губернии, увели лошадь, о чем он заявил в уголовный розыск Москвы. В марте 1922 года точно такая же по приметам лошадь была украдена у Соловьева из Калужской губернии; Соловьев также обратился в угрозыск Москвы. В мае лошадь была обнаружена в Московском уезде и передана Баулину. Соловьев узнал об обнаружении лошади, которая по приметам совпадала с пропавшей у него, отправился к Баулину, увидел свою лошадь и обратился в народный суд. Свидетели Соловьева подтвердили, что лошадь принадлежала Соловьеву, а свидетели Баулина - что лошадь принадлежала Баулину. Выход из сложившейся тупиковой ситуации был найден: лошадь отвели в деревню, где жил Соловьев (расстояние более 100 километров!). Там, по словам очевидца, "...лошадь была пущена без управления и она пошла сначала на водопой, а потом повернула к дому Соловьева... Несколько раз пускалась лошадь без управления и каждый раз она подходила к дому Соловьева, ни разу не заходя в другие дворы". Эксперимент не оставил сомнений: лошадь принадлежала Соловьеву. Молчанов. Интересный судебный случай. // Еженедельник Советской Юстиции. 1922. № 31/32. С. 22. Использованная литература 1. Конституция РФ 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля 1999 г.) 3. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. 4. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.) 5. Комментарий к части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.)



Просмотров