Гражданин васильев обратился в суд с требованием. В данном споре прав отец Виктора

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Постановка проблемы.

В «Сказке о молодильных яблоках и живой воде» одними из главных помощников героя становятся кони - быстрые, смелые, могучие. У П.П. Ершова в сказке «Конёк-горбунок» сивка-бурка мудр и предусмотрителен. Однако же фразеологизмы, связанные в нашем сознании с образом коня, «да тут ещё и конь невалялся», «пахать как ломовая лошадь», «бред сивой кобылы» имеют в определённом смысле негативный оттенок значения. В чём же дело? Почему конь, бывший на протяжении многих столетий верным спутником человека, воспринимается нами сегодня неоднозначно? В чём загадка образа этого животного, чью голову помещали и на коньке крыши, и на носовой части корабля, и на лёгких быстроходных коньках для катания на льду, этого таинственного существа, ставшего символом поэзии?

Обоснование актуальности темы.

Тема изучения образа лошади является актуальной, так как этот образ часто встречается в русских народных сказках, он использовался в традиционной русской народной культуре: в оформлении крестьянских построек и орнаментах предметов домашнего обихода, в народных верованиях, обрядах и жанрах фольклора, в художественной литературе, но современный читатель не всегда способен глубоко осознать многогранную роль этого образа. Издревле конь был связан с культом плодородия, с солнцем, которое уподобляли небесному коню, бегущему по небосводу. Конь - спутник воинов и богатырей. Мифологическим сознанием конь одновременно воспринимался как существо, связанное с потусторонним миром, и как посредник между «тем» и «этим» светом, как покровитель. Исследование способов раскрытия образа в различных видах искусства имеет большое значение для развития русского языка и расширения кругозора учащихся, ведь образно-выразительные средства языка, литературы являются неотъемлемой частью жизни людей. Цель исследования - рассмотреть роль образа лошади в русских народных обрядах, традиционной вышивке, русском фольклоре, русской литературе.

Задачи исследования:

    выяснить значение и происхождение слов: «лошадь», «конь», проанализировать фразеологизмы русского языка,

    выяснить значение образа лошади в фольклоре,

    определить роль лошади в народных обрядах;

    исследовать важность образа лошади в произведениях русской литературы.

Краткий обзор используемой литературы и источников.

Использованная литература, в частности «Этимологический словарь» Макса Фасмера, «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля, материалы краеведческого музея, является признанным и авторитетным источником информации. Следовательно, выводы, сделанные относительно значения образа лошади на основе изучения данной литературы, можно признавать научно обоснованными.

Степень изученности данного вопроса.

Вопрос о значении образа лошади в жизни и языке русского человека изучен недостаточно. Многочисленные данные разбросаны по различным источникам, и исследовательская работа ставит своей целью объединить разрозненные сведения об использовании образа лошади как многогранного символа.

Мною был проведён опрос 50 человек, среди которых были учащиеся школы, учителя и родители. При ответе на вопрос: «Какие ассоциации возникают у вас в связи со словами конь, лошадь и т.п.?» большинство опрошенных (80%) упомянули быстроту как главное качество лошади, и, как следствие: конный спорт, скачки, верховую езду, бег, наездников, всадников, скорость. У 60% опрошенных возникли ассоциации с природой и волей: овес, степь, вольное животное, деревня, луг, табун лошадей, грива, красота, грация, жеребёнок. Всего лишь 30% вспомнили о том, что лошадь всегда была, в первую очередь, помощником и соратником человека. У них возникли такие ассоциации, как седло, упряжка, конюшня, стойло, сбруя, труженица, помощник, выносливое животное. Наименьшее количество людей (10%) посмотрели на лошадь с научной или художественной точки зрения: они вспомнили о трёх богатырях и о том, что лошадь - парнокопытное животное. Проанализировав результаты, я сделала вывод, что взгляд на лошадь с художественной или научной точки зрения недостаточно разработан и заслуживает внимания.

Чтобы проверить уровень эрудиции респондентов, я задала следующий вопрос: «Какие вы знаете произведения, в которых бы упоминалась лошадь? (рассказы, сказки, стихи)». Абсолютное большинство опрошенных (80%) вспомнили сказку П.П. Ершова «Конек-горбунок», 50% назвали рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», 30% - героев былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и героя пушкинской «Песни о вещем Олеге». Были и единичные ответы: «Конь с розовой гривой», «Макар Чудра», «Капитанская дочка», герой сказок Сивка-бурка, казахская притча «Лошадь и верблюд», «Зелёная долина», «Подкова», «Необычный почтальон», песня Высоцкого, «Слово о полку Игореве», «Тихий Дон», стихотворения «Хорошее отношение к лошадям» В.В. Маяковского, «Зимнее утро» А.С. Пушкина, «Тройка» Н.А. Некрасова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, мультипликационный сериал «Серебряный конь», сказка «Белая лошадь». Исходя из полученных данных, я сделала вывод о том, что уровень знаний большинства читателей ограничен самыми популярными произведениями. И только некоторые увлечённые любители литературы могут назвать достаточно большое количество произведений (известных и не очень), в которых главные или второстепенные герои - лошади. Мне стало интересно исследовать тему изображения лошади в литературе.

Методы исследования:

изучение художественной и научно - популярной литературы,

систематизация и обобщение информации, лингвистический анализ.

Объект исследования: лошадь.

Предмет исследования: история взаимоотношений этноса и природы, народные обряды, традиционная вышивка, фразеологизмы русского языка, литературные произведения, в которых присутствует образ лошади.

Практическая значимость: исследование может быть использовано на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях, оно привлекает внимание к изучению современного русского языка. В ходе работы я изучила информацию, представленную в словарях и энциклопедиях, тексты художественной литературы, школьные учебники.

Гипотеза: Лошадь - давний верный спутник жизни человека, это сложный и многогранный символ. Различные толкования образа лошади объединяет то, что человек и лошадь легко находят общий язык, лошадь всегда готова прийти человеку на помощь.

2. Основная часть.

1) Происхождение слов «конь», «лошадь»

«Этимологический словарь русского языка» Макса Фасмераутверждает, что слово «конь» происходит из *komnь от древнего *kobnь; ср. кобыґла, комонь. Слово «лошадь» заимствовано из тюркского языка, именно оттуда оно пришло в древнерусский, приобретя форму *лоша. Склоняется на -ent-. В более поздний период имело окончание -дь, в наше время пришло с нулевым окончанием. Форма «лошак» возникла в связи со сближением со словом «ишак». Первоначально древнерусское *лоша, изменяемое по склонению на -ent- аналогично названиям многих животных этой категории; заимствование из тюркского.

«Малый академический словарь» гласит: «Лошадь - крупное домашнее животное, используемое для перевозки людей, грузов и т. п. Лошадь - по употреблению бывает: упряжная, верховая, вьючная; а первая: коренная, пристяжная, дышельная, выносная (подседельная и подручная)». В «Большой советской энциклопедии» даётся такое толкование: «Лошадь - крупное непарнокопытное животное семейства лошадиных».

2) Значение синонимов к слову «лошадь»

Изучив различные синонимы, я выяснила, что они употребляются для указания на масть лошади (белоножка, белогривка) , место выведения породы (анхитерий, аргамак, мустанг) , а также на принадлежность к тяжеловозам или верховым (битюг, иноходец ). Некоторые названия лошадей пришли в нашу речь из истории (Буцефал ), или литературы (Росинант). Существуют также просторечные синонимы, используемые в разговорной речи: коняга, кляча, лошаденка, лошадка, лошадушка (народно-поэтическое), савраска, скакун. Приведу значения некоторых из названных синонимов.

3) О сходстве значений имён литературных героев «Сивка - бурка вещая каурка» и «Карагёз»

Извечной мечтой человека было перемещение в пространстве и по воздуху с большой скоростью. До изобретения двигателей эта мечта воплощалась именно в образе волшебного коня. Народная фантазия создала образы лошадей мифических, обладающихневероятными способностями, и в первую очередь необычайной быстротой или даже крыльями. Сивка-бурка вещая (вещий) кау́рка - создание русского фольклора, в волшебных сказках это персонаж-помощник: конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место.

У славян (как, впрочем, и у многих других народов) конь считался проводником в царство мертвых, поэтому был основным жертвенным животным на похоронах. Сивка-бурка - это родовой конь, волшебная сила которого основана на том, что он является обитателем царства мертвых. Оказывается, неслучайно он появляется, как и положено существу из потустороннего мира - в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

Конь этот трёхцветный: сивый - «темно-серый с сединой», бурый - «темно-коричневый с сероватым или красноватым оттенком» (ср.: бурёнка), каурый - «дикая» масть; «светло-гнедой» (от сев.-тюрк. kovur «карий»), окраска туловища рыжеватая, грива и хвост рыже-коричневые, темнее корпуса. Кроме того, «кауриться, коуриться» значит «быть угрюмым, показывать неудовольствие; глядеть исподлобья; упрямиться». Эпитет «вещий» - тот, кому все ведомо, и кто предвещает будущее; прорицатель, а также умно говорящий. То есть, сивка-бурка вещая каурка - трехцветный конь-колдун. Что касается приказания «Встань передо мной, как лист перед травой», то фразеологический словарь русского литературного языка объясняет, его так: «как лист перед травой» - устар., экспрес.; тотчас же, сразу, очень быстро (появиться перед кем-либо).

Узнав столь интересные подробности значения имени «сивка-бурка вещая каурка», в частности происхождение от северо-тюркского корня kovur «карий», я вспомнила о Карагёзе, описанном Лермонтовым в повести «Бэла», главе романа «Герой нашего времени», так: «Как теперь гляжу на эту лошадь: вороная как смоль, ноги — струнки, и глаза не хуже, чем у Бэлы: а какая сила! скачи хоть пятьдесят верст; а уж выезжена — как собака бегает за хозяином, голос даже его знала!». Я предположила, что сходство в звучании слов каурка и Карагёз неслучайно. Как гласит Большая Советская Энциклопедия, (тур. karagoz - букв. - черноглазый), персонаж турецкого народного театра кукол, а также название театра кукол в Турции. Карагёз - герой и народного армянского театра кукол. Следовательно, у слов каурый и Карагёз общий корень kara «черный», очень давно заимствованный из тюркского языка и присутствующий во многих обрусевших словах. Из статьи Этимологического онлайн-словаря русского языка Макса Фасмера о происхождении слова «карий» я узнала: «ка́рий укр. ка́рий. «черный, темный», др.-русск. карый «черный», грам. 1391-1428 гг.; см. Корш, AfslPh 9, 509 и сл. Из тур., тат. и т. д. kara «черный»; см. Мi. ТЕl. I, 327; ЕW 112; Бернекер 1, 488». Однако в современном русском языке в слове «карий» значение корня kara изменилось. В «Большом словаре иностранных слов» даётся следующее толкование: «каряя, карее [от тюрк. kara - черный]. 1. О цвете глаз: тёмно-коричневый, каштановый. 2. О масти лошади: светлее вороного, но темнее гнедого.

Моя догадка подтвердилась. Выбор Лермонтовым имени лошади в соответствии с мастью был неслучаен. Но во всех ли словах часть «кара» означает чёрный? Оказалось, что нет.

4) Образ лошади в русском танце. Этимологическое сходство слов «карагод» и «хоровод»

Древнейшей формой танца является круговая пляска, хоровод, коло, хормос. На Белгородчине традиционный круговой танец имеет название «карагод», и означает «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. Одним из характерных подражательно-ассоциативных движений мужского традиционного танца Белгородского региона является движение имитирующее ход или скачки коня. Это движение исполнял заводила карагодного движения, он так и назывался «хозун-скакун» . Безусловно, выполнение этого ритуального движения требовало особого умения, ловкости, выучки, музыкальности. Движения в пляске заводилы - «хозуна-скакуна» состояли из замысловатых дробей, включали присядки, хлопушки, подскоки, прыжки, вращения. Необходимо отметить, что весь корпус, голова, руки этого исполнителя народного танца, подчиняясь порывам души, двигались вверх-вниз, из стороны в сторону. Он то наступал на партнершу, то поворачивался перед ней, широко раскрывая руки в стороны. Лошадь - единственное животное способное «выплясывать» - красоваться в беге, показывать особую поступь в игривом состоянии. Заводила карагодного движения то плясал, то скакал и тем самым выполнял важнейшие ритуальные функции, подражая на знаково - символическом уровне пластике особо почитаемых животных и персонажей.

В словаре Даля карагод, корогод - означает «хоровод». Словарная статья гласит: «Хоровод. м. или харагод и карагод, южн. круг, танок, улица, собрание сельских девок и молодёжи общего пола, на вольном воздухе, для пляски с песнями, хороводные песни, особые, протяжные, и хороводная пляска, медленная, более ходьба, нередко с подражанием в движеньях словам песни.::. Хороводник, охотник ходить по хороводам; - ница, девка коновод в хороводах, которая заводит, начинает. II - ник, - ница, коновод, зачинщик, затейник; выдумщик».

Действительно, такое значение слова корогод подтверждают и строки из стихотворения Есенина «За рекой горят огни...»: «А у наших у ворот// Пляшет девок корогод». Вместе с тем «Словарь русских говоров» указывает и многие другие значения слова корогод - «праздничное сборище людей», «укладка снопов из десяти бабок».

В статье «От хоровода до царя» В.А. Лагутин путём подбора доказательств утверждает: «В русском языке слова водить, предводитель, воевода и другие с корнем - вод - не нуждаются в комментариях. Слова воевода, коновод или кукловод имеют ту же структуру слова, что и хоровод, но это конкретные лица, а хоровод - сегодня обозначает действо. У болгар хоро - народный танец в круге с пением песен под народные музыкальные инструменты (волынка и др.). Название танца не включает второго слова и корня -вод-, как в русском. У древних греков первоначально танец, музыка и поэзия были не разными видами искусств, а единым целым, и это единое искусство называлось хорея (χορος - хор, χορεια - пляска, χορεvω - пляшу в хороводе). Здесь танец также назывался одним простым словом. Эти примеры показывают, что для обозначения и характеристики танца достаточно одного слова, добавление слова -вод, -водник уже обозначают конкретное лицо. Очевидно, что на ранней стадии существования хороводного действа, «хоровод» означало «лицо, организующее танцы и песни».

Из греческой мифологии известно прозвище Аполлона - Мусагет , то есть предводитель муз . Одной из функций Мусагета была организация хоровода для муз. Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой арфы, на которой играл Мусагет. Наши русские корни вод, гот и греческий гет означают одно и то же явление. У подножия Парнаса и далеко вдали от него жили многочисленные племенные предводители, которых называли αρχηγετης (архегет ) - греч. предводитель, вождь племени . Правы те исследователи, которые указывали на древность слова корогод. Слово - год < - гот < гет = гат (кат) в значении близком к значению слов «водить, предводить» > «предводитель, вождь, царь» существовало в середине II тысячелетия до н. э. в индоевропейской языковой среде Эгейского бассейна и в Малой Азии».

Первая часть слова карагод (кoрoгод) , это общеславянское слово «коло» (круг). У южных славян хоровод с таким же исполнением и значением называется «коло» (круг). Здесь нужно только учесть известную редукцию р/л , а так же переход коро - в кара - в диалектной акающей языковой среде. Значит, в данном случае происхождение корня кара- общеславянское.

5)О лошади в художественных произведениях

Во многих художественных произведениях русских классиков описываются отношения человека и лошади. В поэме "Крестьянские дети» Н.А. Некрасов создаёт образ доброй трудолюбивой лошадки, настоящего друга маленького мужичка: «Гляжу, поднимается медленно в гору Лошадка, везущая хворосту воз. И шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведет под уздцы мужичок». В строках сквозит взаимное тепло и забота мальчика и лошади, жизнь которых не мыслима друг без друга. Уменьшительно-ласкательный суффикс -к- создаёт ощущение дружеского общения и взаимовыручки между героями, а также, возможно, говорит том, что лошадка была небольшой. Указания же на скорость совершения действия, выраженного глаголом: «поднимается медленно в гору» и на количество поклажи, выраженное зависимым словом в причастном обороте «везущая хворосту воз» дают представление о том, насколько непростая была работа у трудолюбивой лошадки-помощницы.

В стихотворении «Под жестокой рукой человека» картина совершенно иная: Н.А. Некрасов с болью в сердце описывает жесточайшие муки и покорность «плачущей, кроткой» лошади, беззащитной, беспомощной в руках избивающего её погонщика и преступное равнодушие «праздных прохожих». Эпитеты создают образ измученного донельзя животного: «чуть жива, безобразно тоща», «непосильную ношу», «по плачущим, кротким глазам», «полосатая вся от кнута», от которого щемит сердце. Нечеловечески озлоблен и бездушен погонщик, не видящий словно, что издевается над жалкой «клячонкой», «безответной жертвой народа». Некрасова всегда возмущала немая покорность русского народа, воплощением которого в стихотворении стала «лошадь-калека». И в этом стихотворении лошадь не взбрыкнула, не заупрямилась, не дала отпора. Наполнена горьким сарказмом «возмутительная сцена»: «А погонщик недаром трудился - Наконец-таки толку добился!», «А погонщик при каждом прыжке В благодарность за эти усилья Поддавал ей ударами крылья И сам рядом бежал налегке»

Альберт Лиханов в повести «Кикимора» романа «Русские мальчики» рассказывает совершенно иную по характеру историю о конюхе Мироне и лошади Машке. Здесь смирение и покорность животного оказались небезграничными. Лошадь долго «молчала и только взглядом молила о пощаде». Но безнаказанность всегда провоцирует усиление жестокости. Мирон вымещал на Машке всю свою пьяную злобу и неустроенность. «Каждый раз, перед тем как запрячь, он нещадно лупил Машку». Прошли годы, и наконец, в один из дней «много лет битая Машка вдруг зароптала, заходила на поводу перед своим хозяином, блеснула расширенным зрачком, поднялась на задние ноги - неуверенно, неумело поднялась, видать, с детства своего так не вставала, играя, а тут поднялась, заржала диким, тоскливым голосом и вдруг ударила передними копытами своего хозяина». Это произошло неожиданно, в один миг. Но Альберту Лиханову удалось остановить мгновение и укрупнённо показать то, что должно было случиться давно: торжество справедливости. И у такого тихого и работящего существа, как Машка, терпение закончилось... «Конюха Мирона убила собственная жестокость».

Эту тему подхватывает и продолжает В.В. Маяковский, воспевая взаимопонимание человека и лошади в стихотворении «Хорошее отношение к лошадям». Здесь противопоставлено добро в лице лирического героя стихотворения и зло в образе смеющейся толпы зевак. В стихотворении поэт последовательно и настойчиво проводит параллель между человеком и лошадью. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Но неожиданно упавшая, «потерянная» лошадь получает поддержку. Поэт показывает, как трудно, но абсолютно необходимо найти в себе силы встать, не обращая внимания на насмешки и унижения со стороны тех, кому безразлична твоя судьба.

Рассказы К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» и «Сивый мерин» наполнены душевным теплом, они оба имеют счастливый конец. В рассказах речь идёт о лошадях, которые уже не могли полноценно работать. «Мне казалось, что если мерин о чем-нибудь и думает, то главным образом о людской неблагодарности и бестолковости. Что он слышал за всю свою жизнь? Одни только несправедливые окрики: «Куда, дьявол!», «Заелся на хозяйских хлебах!» Благодарности не было. А он всю жизнь таскал, хрипя и надсаживаясь, по пескам, по грязи, по липкой глине, по косогорам, по «битым» дорогам и кривым проселкам скрипучие, плохо смазанные телеги с сеном, картошкой яблоками и капустой («Сивый мерин»).

Для русских писателей-классиков отношение к лошадям явилось мерилом человечности, милосердия, великодушия. Среди общей массы людской жестокости и эгоизма обязательно находились люди, считавшие своим долгом заботиться о лошадях из благодарности за их долгую трудовую жизнь.

В рассказе «Сивый мерин» это колхозный конюх Петя, недавно вернувшийся из армии белобрысый красноармеец, образумивший председателя колхоза Леонтия Кузьмича, сказав ему: «Ты за копейкой гонись, но и совесть свою береги. Отдай мне этого мерина, пусть он у меня поживет на вольном воздухе, попасется, - ему и жить-то осталось всего ничего". Поглядите, даже морда у него - и та кругом седая».

А в рассказе «Теплый хлеб» мельник Панкрат, вылечивший и раненого коня, и жестокого, равнодушного мальчика Фильку, наотмашь ударившего по губам коня, пришедшего за хлебом:

«- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью - тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?»

6) Происхождение фразеологизма «Пахать как ломовая лошадь»

Значение фразеологизма «Пахать как ломовая лошадь» кажется достаточно прозрачным. Слово ломовой значит «занимающийся перевозкой тяжестей». Поэтому фразеологизм обычно используют для характеристики женщины (или группы лиц), несущей на себе бремя тяжёлой, изнурительной физической или умственной работы и отличающейся особым упорством, выносливостью и усердием в труде. В основе образа лежит метафора, уподобляющая человека, занимающегося тяжёлой, изнурительной работой, деятельностью, требующей больших усилий домашнему животному-тяжеловозу (лошади, приспособленной для перевозки тяжёлых грузов). Образ фразеологизма связан с мифологическими представлениями о лошади как о животном, символизирующем трудолюбие, выносливость, энергию, силу. Языковая тайна выражения заключается в его происхождении и изменении исконного значения слова «пахать».

В книге Л. В. Успенского «Слово о словах» рассказывается о диалектной речи в районе Великих Лук. Там на вопрос: «Вань, а ваши где?» - можно было услышать:

«Да батька уже помешался, так ён на будворице орёт, а матка, тая шум с избы пашет…» Будворица, ободворица - это «приусадебный участок», шум - «мусор», помешаться - «пахать поле по второму разу». Перевод всего ответа на литературный русский язык звучит как: «Отец закончил вторую вспашку поля и теперь пашет огород возле избы, а мать, та выметает мусор из избы». Здесь мы встречаем глагол «пахать» в значении «мести, подметать».

Такое значение у этого глагола встречается во многих говорах севера и северо-запада европейской части России. Вот еще несколько примеров: запахни печь - «почисти печь», она веником в избе вспашет, надо опахать баню. С таким же значением «пахать» употребляется в болгарском и сербохорватском языках.

Каково же происхождение и первоначальное значение слова «пахать»? Славянские языки дают такие параллели: чеш. рáсhаti «делать, учинять (обычно о дурных поступках)», диал. «пасти скот», словац. рaáсhаt «совершать (преступление)», ст.-польск. расhаć «совершать», «пахать». Русский этнограф Д. К. Зеленин писал, что первоначально в восточнославянских говорах глагол «пахать» обозначал такую вспашку, когда пахотное орудие «…увлекает взрыхленную рассыпавшуюся при проведении землю вместе с собою, точь в точь как веник или метла загребает подметаемый сор и… сметает». Это вроде бы говорит о первичности значения «мести». Однако если мы обратимся к древнерусским памятникам, то увидим, что в них глагол «пахать» часто употребляется в значении «расчищать землю от кустов и деревьев, подготавливая ее под пашню»: и пашет те пустоши, орет и сено косит (XVII век), а черной лес пахать (1589), и тех лесов… не пахати (1589). О сходных значениях говорят и диалектные данные: пахать смольё «надрубать хвойное дерево для получения смолы» (арханг., вологд.). У латышского слова puost «чистить, убирать, наряжать» есть характерное употребление в сочетаниях типа mežu puost «корчевать, вырубать лес (для пашни)».

В толковом словаре Даля значение «обрабатывать землю» как основное несёт русское слово «орать». «ОРАТЬ - орывать землю (ору и орю, орешь) сев. и малорос. новорос. пахать или взрывать, для посева, сабаном, плугом, косулей, сохою, оралом, ралом; местами говор. орать, о сабане, плуге; пахать, о сохе. Орем землю до глины, а едим мякину! оранка, орьба ж. оранье ср. действ. по глаг. взорал пашню. пашня, взоранная земля. Есть орало, да нечего орать. Оратай, оратель, оральщик, орач, орала, зап. оратый, пск. орбец, орец, орел? пахарь, хлебопашец, землепашец, земледел, -лец, собств. плугарь, кто соху держит».

И лишь во вторую очередь это слово означает «Орать (ору, орешь, лат. os, оris?), кричать благим матом, реветь, зевать, гаркать во все горло, горланить, надсаживаться криком. Кто-то орет на улице, не то пьяный, не то караул кричат!»

Глагол орать образован от индоевропейского корня *аr∂ -. Он имеет соответствия во всех славянских языках: чеш. orati , слвц. orat ’, польск. orać , оrzе , укр. орати , болг. ора , ст.-слав. орати. В «Слове о полку Игореве» употреблено название пахарей - ратаеве (И. п. мн. ч. от ратай)’. Тогда по русской земле редко ратаеве кикахуть … [покрикивали]. Можно вспомнить и крылатое выражение из Библии (Книга пророка Исайи): «…и перекуют мечи свои на орала , и копья свои - на серпы», т. е. на мирные крестьянские орудия, необходимые в каждом хозяйстве. Поскольку лошадь использовалась именно для обработки земли, можно сделать вывод, что фразеологизм «пахать как ломовая лошадь» не исконно русский. Он появился позднее, когда значения слов «пахать» и «орать» сблизились, и стали употребляться как синонимы.

Примеры использования фразеологизма я нашла в газетах и литературных произведениях.

«Унаследовала его здоровье и Екатерина Григорьевна - мать Николая. Работала в колхозе всю жизнь как ломовая лошадь. За день, к слову, могла выкосить гектар травы, что не каждому мужику под силу». («Красноярский рабочий», 2002.)

7) Топонимы Старого Оскола, связанные с использованием образа лошади

Из материалов краеведческого музея я узнала, что в топонимах - названиях слобод Старого Оскола отразился род занятий жителей, населявших слободы во время их основания и заселения. Проанализировав обязанности ямщиков, ездоков и казаков, я выяснила, что труд служилых людей в начале XVII века был немыслим без лошадей. Таким образом, в топонимах увековечены не только служилые люди, но и их верные помощники - лошади.

Ямская слобода была основана в 1600 году, когда воевода Богдан Сабуров определил добровольно прибывших служилых людей в пригороде Оскола. Данная категория оскольского служилого люда заключала с правительством договор на длительный срок по перевозке государственных грузов и почты, имея все необходимое для «гоньбы» (быстрой езды) - лошадей, подводы, упряжь. Располагались дворы «ямских охотников» за протоком речки Осколец у южной окраины города.

В период строительства крепостных сооружений Ездоцкойслободы из городов Данкова и Дедилова прибыли служилые люди на станичную службу. Разъездная станица состояла из 10 человек - голова, его помощник атаман, шесть рядовых ездоков и два вожжа. Данковские и Дедиловские ездоки поселились в пределах крепости, а также на «Сведенской поляне» (район храма Пророка Ильи). Слобода упоминается в документах за 1615 год.

Особенностью слободы Ездоцкой было наличие ипподрома. В прекрасном живописном месте, на Ездоцком лугу состязались породистые лошади. Конезаводчиком и владельцем ипподрома был Илларион Владимирович Поляков, до самозабвения любивший лошадей. Оскольские рысаки гремели на всю округу, брали призы в Харькове, Воронеже, Киеве. Ипподром работал и в первые годы советской власти. 1 мая, 7 ноября происходили скачки на ипподроме, играл духовой оркестр, проходили праздничные мероприятия.

В Казацкой слободе селились казаки - категория служилых людей, выполнявших довольно широкий спектр государевой службы: сторожевая, посольская, караульная, передача срочных сообщений, сопровождение грузов. Оскольские казаки набирались на службу по найму, получая земельное и денежное жалование. В большинстве случаев лошадь была постоянным спутником казака во время несения им службы. Слобода упоминается в дозорной книге за 1615 год.

3.Заключение. В данной исследовательской работе через использование фольклорного материала и художественных произведений мною показано, какую важную роль играли и играют лошади в жизни человека. Хорошо написал о лошадях в пьесе «На дне» Максим Горький: «Ежели людей по работе ценить… тогда лошадь лучше всякого человека».

Список литературы:

    Абросимова, Д. Лошадь в русских обрядах, верованиях, фольклоре [Электронный ресурс] http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/117/9108.html

    Войнова, Л. А., Жуков В. П., Молотков А. И., Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. — Изд-во: Русский язык, 1986 г.; 4-е изд., стереотип.

    Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка (любое издание)

    Конь [Электронный ресурс] http://www.symbolarium.ru/

    Кротова, В.Н., Собинникова, В.И. Историческое комментирование фонетики и грамматики русского языка. - Воронеж, 1987.

    Лермонтов, М.Ю. «Герой нашего времени» (любое издание)

    Лиханов, А. А.«Русские мальчики» «Кикимора» (любое издание)

    Маяковский, В.В. «Хорошее отношение к лошадям» (любое издание)

    Некрасов, Н.А. Поэма "Крестьянские дети», «Под жестокой рукой человека» (любое издание)

    Откупщиков, Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии. - 4-е изд., перераб. - СПб.: «Авалон», «Азбука-классика», 2005. - 352 с.

    Паустовский, К.Г. «Сивый мерин», «Теплый хлеб» (любое издание)

    Пушкин, А.С. Песнь о вещем Олеге (любое издание)

    Терещенко, А. В. Быт русского народа. Ч. I / Вступ. ст. А. Ф. Чистякова. - М.: Русская книга, 1999. -- (Народная мудрость).

    Токмакова, О.С. Оппозиция танков и карагодов в традиции Курско-Белгородского пограничья Народная культура и проблемы ее изучения Вып 4. [Электронный ресурс] URL: http://www.vantit.ru/narodnaja-kultura-4/559-oppozitsija-tankov.htm

    Успенский, Л.В. Слово о словах. Эврика- М.: Молодая гвардия, 1979. 240 с.илл.

    Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка - М.: 38-издание, 1984.

    Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. = Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О. Н. Трубачёва. — 4-е изд., стереотип. — М.: Астрель — АСТ, 2004. — Т. 4. — 860 с. — ISBN 5170185502.

    Шанский, Н М., Иванов В.В. Современный русский язык - М.: Просвещение, 1981.

    «Большой словарь иностранных слов».- Издательство «ИДДК», 2007.

    http://cryt.narod.ru/article1_2.html

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. < > Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах. < > Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи, быть иноходцем или скакуном? нежели заниматься тем, что не существует. (А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву») Б) Прочтя печальное посланье, тотчас на свиданье Стремглав по почте поскакал И уж заранее зевал, Приготовляясь, денег ради, На вздохи, скуку и обман 1. Объясните, что означают выделенные выражения. 2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б). 3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём слов. Ответы и критерии оценивания 1. «Табель о рангах» документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами. Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл). «Почтовая кляча» лошадь на почтовой станции. Система почтовых станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла). «По почте поскакал» воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл). 1

2 2. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла). 3. Монолог почтовой лошади. Занимательность содержания, точность описаний, наличие/отсутствие фактических ошибок Обращение к текстам произведений, упоминания других произведений Единство стиля и общая логика Общая грамотность (наличие/отсутствие орфографических, пунктуационных, речевых, грамматических ошибок) Итого 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 0 10 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 0 5 баллов 25 баллов Выберите для аналитической работы только один вариант: прозаический ИЛИ стихотворный текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно. Рекомендуемый объём слов. Вариант 1 Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая,) ДУРАКИ На первый взгляд кажется, будто все понимают, что такое дурак и почему дурак чем дурнее, тем круглее. Однако если прислушаешься и приглядишься поймёшь, как часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека. Вот дурак, говорят люди. Вечно у него пустяки в голове! Они думают, что у дурака бывают когда-нибудь пустяки в голове! В том-то и дело, что настоящий круглый дурак распознаётся прежде всего по своей величайшей и непоколебимейшей серьёзности. Самый умный человек может быть ветреным и поступать необдуманно дурак постоянно всё обсуждает; обсудив, поступает соответственно и, поступив, знает, почему он сделал именно так, а не иначе. Если вы сочтете дураком человека, поступающего безрассудно, вы сделаете такую ошибку, за которую вам потом всю жизнь будет совестно. Дурак всегда рассуждает. Простой человек, умный или глупый, безразлично, скажет: Погода сегодня скверная ну да всё равно, пойду погуляю. А дурак рассудит: Погода скверная, но я пойду погулять. А почему я пойду? А потому, что дома сидеть весь день вредно. А почему вредно? А просто потому, что вредно. Дурак не выносит никаких шероховатостей мысли, никаких невыясненных вопросов, никаких нерешенных проблем. Он давно уже всё решил, понял и всё знает. Он человек рассудительный и в каждом вопросе сведёт концы с концами и каждую мысль закруглит. 2

3 При встрече с настоящим дураком человека охватывает какое-то мистическое отчаяние. Потому что дурак это зародыш конца мира. Человечество ищет, ставит вопросы, идёт вперёд, и это во всём: и в науке, и в искусстве и в жизни, а дурак и вопроса-то никакого не видит. Что такое? Какие там вопросы? Сам он давно уже на все ответил и закруглился. В рассуждениях и закруглениях дураку служат опорой три аксиомы и один постулат. Аксиомы: 1) Здоровье дороже всего. 2) Были бы деньги. 3) С какой стати? Постулат: Так уж надо. Где не помогают первые, там всегда вывезет последний. Дураки обыкновенно хорошо устраиваются в жизни. От постоянного рассуждения лица у них приобретают с годами глубокое и вдумчивое выражение. Они любят отпускать большую бороду, работают усердно, пишут красивым почерком. Солидный человек. Не вертопрах, говорят о дураке. Только что-то в нём такое Слишком серьёзен, что ли? Убедясь на практике, что вся мудрость земли им постигнута, дурак принимает на себя хлопотливую и неблагодарную обязанность учить других. Никто так много и усердно не советует, как дурак. И это от всей души, потому что, приходя в соприкосновение с людьми, он всё время находится в состоянии тяжёлого недоумения: Чего они все путают, мечутся, суетятся, когда всё так ясно и кругло? Видно, не понимают; нужно им объяснить. Что такое? О чём вы горюете? Жена застрелилась? Ну так это же очень глупо с её стороны. Если бы пуля, не дай бог, попала ей в глаз, она бы могла повредить себе зрение. Боже упаси! Здоровье дороже всего! Ваш брат помешался от несчастной любви? Он меня прямо удивляет. Я бы ни за что не помешался. С какой стати? Были бы деньги! Один лично мне знакомый дурак, самой совершенной, будто по циркулю выведенной, круглой формы, специализировался исключительно в вопросах семейной жизни. Каждый человек должен жениться. А почему? А потому, что нужно оставить после себя потомство. А почему нужно потомство? А так уж нужно. И все должны жениться на немках. Почему уж на немках? спрашивали у него. Да так уж нужно. Да ведь этак, пожалуй, и немок на всех не хватит. Тогда дурак обижался: Конечно, всё можно обратить в смешную сторону. 3

4 Дурак этот жил постоянно в Петербурге, и жена его решила отдать своих дочек в один из петербургских институтов. Дурак воспротивился: Гораздо лучше отдать их в Москву. А почему? А потому, что их там очень удобно будет навещать. Сел вечером в вагон, поехал, утром приехал и навестил. А в Петербурге когда ещё соберёшься! В обществе дураки народ удобный. Они знают, что барышням нужно делать комплименты, хозяйке нужно сказать: «А вы всё хлопочете», и, кроме того, никаких неожиданностей дурак вам не преподнесёт. Я люблю Шаляпина, ведёт дурак светский разговор. А почему? А потому, что он хорошо поёт. А почему хорошо поёт? Потому что у него талант. А почему у него талант? Просто потому, что он талантлив. Всё так кругло, хорошо, удобно. Ни сучка ни задоринки. Подхлестнёшь и покатится. Дураки часто делают карьеру, и врагов у них нет. Они признаются всеми за дельных и серьёзных людей. Иногда дурак и веселится. Но, конечно, в положенное время и в надлежащем месте. Где-нибудь на именинах. Веселье его заключается в том, что он деловито расскажет какой-нибудь анекдот и тут же объяснит, почему это смешно. Но он не любит веселиться. Это его роняет в собственных глазах. Всё поведение дурака, как и его наружность, так степенно, серьёзно и представительно, что его всюду принимают с почётом. Его охотно выбирают в председатели разных обществ, в представители каких-нибудь интересов. Потому что дурак приличен. Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Дурак глубоко презирает то, чего не знает. Искренне презирает. Это чьи стихи сейчас читали? Бальмонта. Бальмонта? Не знаю. Не слыхал такого. Вот Лермонтова читал. А Бальмонта никакого не знаю. Чувствуется, что виноват Бальмонт, что дурак его не знает. Ницше? Не знаю. Я Ницше не читал! И опять таким тоном, что делается стыдно за Ницше. Большинство дураков читают мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые. Название это, впрочем, очень неправильное, потому что в дураке, сколько он себя ни набивает, мало что удерживается. Всё, что он всасывает глазами, вываливается у него из затылка. Дураки любят считать себя большими оригиналами и говорят: По-моему, музыка иногда очень приятна. Я вообще большой чудак! Чем культурнее страна, чем спокойнее и обеспеченнее жизнь нации, тем круглее и совершеннее форма её дураков. 4

5 И часто надолго остаётся нерушим круг, сомкнутый дураком в философии, или в математике, или в политике, или в искусстве. Пока не почувствует ктонибудь: О, как жутко! О, как кругла стала жизнь! И прорвёт круг. (1912) Вариант 2 Василий Андреевич Жуковский () УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ Был сильный вихорь, сильный дождь; Кипя, ярилася пучина; Ко брегу Рино, горный вождь, Примчался с дочерью Уллина. «Рыбак, прими нас в твой челнок; Рыбак, спаси нас от погони; Уллин с дружиной недалёк: Нам слышны крики; мчатся кони». «Ты видишь ли, как зла вода? Ты слышишь ли, как волны громки? Пускаться плыть теперь беда: Мой чёлн не крепок, вёсла ломки». «Рыбак, рыбак, подай свой чёлн; Спаси нас: сколь ни зла пучина, Пощада может быть от волн Её не будет от Уллина!» Гроза сильней, пучина злей, И ближе, ближе шум погони; Им слышен тяжкий храп коней, Им слышен стук мечей о брони. «Садитесь, в добрый час; плывём». И Рино сел, с ним дева села; Рыбак отчалил; челноком Седая бездна овладела. И смерть отвсюду им: открыт Пред ними зев пучины жадный; За ними с берега грозит Уллин, как буря беспощадный. Уллин ко брегу прискакал; 5

6 Он видит: дочь уносят волны; И гнев в груди отца пропал, И он воскликнул, страха полный: «Моё дитя, назад, назад! Прощенье! возвратись, Мальвина!» Но волны лишь в ответ шумят На зов отчаянный Уллина. Ревёт гроза, черна как ночь; Летает чёлн между волнами; Сквозь пену их он видит дочь С простёртыми к нему руками. «О, возвратися, возвратись!» Но грозно раздалась пучина, И волны, чёлн пожрав, слились При крике жалобном Уллина. (1833) Критерии оценивания Баллы Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания; 15 наличие/отсутствие ошибок в понимании текста. Шкала оценок: Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность. 10 Шкала оценок: Обращение к тексту для доказательств, использование 5 литературоведческих терминов. Шкала оценок: Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоновом материале. 5 Шкала оценок: Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и 5 пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку материала). Шкала оценок: Максимальный балл 40 Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов «тройке», 10 баллов «четвёрке» и 15 баллов «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). Максимальный балл за все выполненные задания 70. 6


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1. «ЭХ, КОНИ, КОНИ, ЧТО ЗА КОНИ!..» Прочитайте. А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал,

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС Задания, ответы и критерии оценивания 1. БИБЛИОТЕКАРЬ Отберите из представленных произведений только

Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2013/2014 учебного года Санкт-Петербург Этап 1 (школьный) Задания для 11 класса Максимальное количество баллов 66 Имя: Фамилия: Класс: Задание 1. Перед

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2014 2015 учебный год) 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе 1.Общая характеристика олимпиадных заданий регионального этапа Сложность организации

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Дополнительный вариант 1.Общая характеристика олимпиадных

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2016 2017 учебный год) Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного

Анализ лирического произведения: первая проба Как часто вы слышите на уроке литературы слово «анализ»! Так часто, что оскомину набило: заниматься расчленением (анализ это именно расчленение) художественного

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» (гл.) и выполните задания. - Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный

Критерии оценивания и ответы к заданию 1. 11 класс 1.1. Ответы: Цех поэтов Гилея Обэриуты Серапионовы братья 2, 4, 9 5, 8, 11, 13 3, 7, 10 1, 6, 12 За каждый полностью верно записанный столбец по 1 баллу.

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А. П. Чехова «Крыжовник» и выполните задания. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный,

Прочитайте внимательно фрагмент из рассказа А.П.Чехова «Ионыч» и выполните задания. Старцев подумал и вечером поехал к Туркиным. Вера Иосифовна, уже сильно постаревшая, с белыми волосами, пожала Старцеву

Критерии 9-11 классы Муниципальный этап олимпиады для учеников 9-11 класса состоит из одного аналитического задания (с опорой на предложенные направления для анализа; время выполнения 3,5 астрономических

Монетки в море Мы монетки кидали в море, Но сюда мы, увы, не вернулись. Мы с тобою любили двое, Но не вместе в любви захлебнулись. Нашу лодку разбили волны, И любовь потонула в пучине, Мы с тобою любили

Прочитайте внимательно фрагмент из повести Н. В. Гоголя «Шинель» и выполните задания. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела

Реальный профиль Прочитайте внимательно фрагмент романа И. А. Гончарова «Обломов» (часть II, глава) и выполните задания. Что ж здесь именно так не понравилось? Все, вечная беготня взапуски, вечная игра

Прочитайте внимательно фрагмент из пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» (Действие) и выполните задания. Любовь Андреевна. Нет, давайте продолжим вчерашний разговор. Трофимов. О чем это? Гаев. О гордом человеке.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Общая характеристика олимпиадных заданий заключительного этапа Заключительный этап

Как волк своё получил дна"жды но"чью лиса" пошла" в ау"л 1 за ку"рицей. Она" пошла" туда" потому", что о"чень хоте"ла есть. В ау"ле лиса" укра"ла* са"мую большу"ю ку"рицу и бы"стро-бы"стро побежа"ла в

ВХОДНОЙ ТЕСТ I. Заполните анкету. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РУССКОГО ЯЗЫКА им. А.С.ПУШКИНА АНКЕТА Фамилия, имя (на родном языке / на русском языке) Дата рождения пол муж. / жен. Страна (гражданство) Домашний

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовывать следующим

Итоговое сочинение 2015 2016 учебный год Нормативно-правовая база проведения и оценки итогового сочинения Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок проведения

«Папа, мама, я дружная семья» Сборник Москва, ЮАО ГОУ ЦО «Школа здоровья» 1998 «Лукоморье». 2008 Усанова Настя, 5-б Любит читать моя семья, Разные книжки читает она. Есть детективы, фантастика есть, И

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО МХК 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит определённая работа, которую лучше организовывать так: внимательно

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Поясните, можно ли считать слова Аносова монологом, и приведите

Тема 25. Подготовка к написанию сочинения по роману А. С. Пушкина «Дубровский» на выбранную тему Маршрут 1 Тема сочинения: «Владимир Дубровский русский Робин Гуд» Маршрут 2 Тема сочинения: «Жестокие и

Хорошо" дое"хали? спроси"л сын, прислу"шиваясь к же"нскому го"лосу из-за две"ри. Он знал, что э"то был го"лос той да"мы, кото"рая встре"тилась ему" при вхо"де. Да"ма сно"ва вошла" в вагон. Вро"нский вспо"мнил

Добрый день, здравствуйте! Сегодня седьмое февраля, и сегодня я хочу чуть-чуть поговорить с вами о Пушкине. Почему сегодня о Пушкине? Давайте посмотрим вот на этот памятник. Вы видите: тут даты рождения

Евгений Онегин герой романа А. С. Пушкина Евгений Онегин... Сколько раз я слышала эти слова, еще до того, как прочитала роман. В повседневной жизни это имя стало уже почти именем нарицательным. С самого

Ревела буря, дождь шумел; Во мраке молнии летали, И бесперерывно гром гремел, И ветры в дебрях бушевали Ко славе страстию дыша, В стране суровой и угрюмой На диком бреге Иртыша Сидел Ермак, объятый думой.

Всероссийская олимпиада школьников по литературе Муниципальный этап Требования по организации и проведению муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе Главная цель изучения учебного

Вариант 3 Часть 1. Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1 7; 8, 9. «Гроза» А.Н. Островский Кабанова. Поди, Феклуша, вели приготовить закусить что-нибудь. Феклуша уходит.

Шаблоны сочинении ЕГЭ по русскому Шаблон написания сочинения: 1. Формулировка проблемы. Среди множества проблем современности особенно актуальной остаётся Именно этот вопрос, который не может не беспокоить

«Образование в Политехническом университете залог успешного завтрашнего дня» Эта жизнерадостная девушка из Вьетнама очень любит Санкт-Петербург. Данг Тхи Суан приехала в Северную столицу несколько лет

Прочитайте внимательно фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя "Мертвые души" (Том первый, глава одиннадцатая) и выполните задания.... жили в одном отдаленном уголке России два обитателя. Один был отец семейства,

ЗАДАНИЯ ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ЭТАПА по ЛИТЕРАТУРЕ Литература Время выполнения: 240 мин. 8 класс Внимательно прочитайте формулировки двух заданий. Все они разного типа. Выберите и выполните то задание, которое,

И. Члаки У КАБИНЕТА ВРАЧА (пьеса в одном действии) 2 У кабинета врача сидят двое: муж и жена. Они молоды. ОН. Что ты ему скажешь? ОНА. Скажу, что болит грудь. ОН. Так и скажешь? ОНА. Так и скажу. ОН. И

Математика в гостях у сказки Одной из форм работы является создание детьми математических сказок, которые развивают математическое творчество. Там, где находится место математической сказке, там всегда

Методика подготовки учащихся к написанию сочинения на ОГЭ по русскому языку (задания 15.1, 15.2, 15.3) Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского и иностранных

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 8-9 классы Задание 1 1.

ГБОУ СОШ 84 Лебедева С.С. Способы передачи чужой речи Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу на несколько дней». Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу на несколько дней. И долго, долго

Схема оценивания экзаменационного теста по русскому языку и литературе за курс гимназического образования, 2016.. Тестовые задания Возможные варианты ответов Схема оценивания 1. Ответьте полным предложением

12 класс, 2013 год Русский язык и литература (реальный профиль) П/Э СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА Задание А (40 баллов) Тестовые задания Критерии оценивания Баллы 1. Определите тему беседы главных героев фрагмента.

Урок 4 Грех Представьте себе, что ваш друг подарил вам дворец, полный всевозможных замечательных вещей, и устроил все для вашего удовольствия. Он сделал вам только одно предупреждение: Прошу тебя, не прыгай

Зощенко М. «Самое главное Жил на свете мальчик Андрюша Рыженький. Это был трусливый мальчик. Он всего боялся. Он боялся собак, коров, гусей, мышей, пауков и даже петухов. Но наибольше всего он боялся чужих

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 5-7 классы Задание 1 1.

1 Учитель: Здравствуйте, ребята! День рождения 3 класса (1 сентября). Вот и закончились летние каникулы, прозвенел школьный звонок. День Знаний - праздник особый, хотя каждый год он повторяется вновь и

Урок 57 1. -Почему Иисус устал? -Хотя Иисус был полностью Бог, Он, также, был полностью человек. 2. -Почему Иисус был в состоянии приказать ветру и морю утихнуть? -Потому что Иисус был Бог. 3. -Почему

Район/ Муниципий MINISTERU EDUCAŢIEI A REPUBICII MODOVA AGENŢIA NAŢIONAĂ PENTRU CURRICUUM ŞI EVAUARE Место жительства Учебное заведение Фамилия, имя ученика РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

Сила принятого решения! В Мире существует сила, которая включает любовь, веру, доверие, доброту, прощение или наоборот... Зло, горечь, гордость, непрощение! Эта сила заложена Богом в нашу природу человека,

СОН ПРО КУРОЧКУ РЯБУ Жили-были дед и баба Каждый вечер перед сном дед рассказывала Гоше сказку. Обычно новую. Но иногда внук хотел услышать сказку, которую он уже знал. Сегодня был именно такой случай.

Полина Павловна и Амстердам Глава 1 Москва В мире много интересных и красивых городов. Каждый город имеет свою историю, своих героев. Каждый город имеет свой характер и незабываемый колорит. Чем старше

СХЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ТЕСТА гуманитарный профиль Задание А (40 баллов) Nr Задание Вариант ответа Критерии оценивания Общее кол-ство баллов 1. Назовите и охарактеризуйте вид речи, который лежит в основе фрагмента.

Деликатные соседи по комнате оставили отца с дочерью наедине. Таня напоила Николая Григорьевича чаем, настоящим цейлонским, купленным в хорошем магазине напротив представительства на Гран Пера. Щукин с

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ 2 КЛАСС I. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ. Прочитай текст. ЁЖИК Дедушка подарил детям жика. Летом он жил в сенях. Зимой ж уснул в норе. Прид т жик весной голодный. Берегитесь, мыши!

Идиотская идея «меня это не касается» Добрый день, друзья. Я продолжаю писать статьи социальной направленности на различные злободневные темы. Темы подсказывают мои сотрудники. В каждой из таких статей

Чарли Урамаганунта Алло? Алло, здравствуйте Здравствуйте Кто говорит? А кто вам нужен? Мне нужен...нужен...мне нужен электрик! Вы электрик? Нет, я не электрик. Вы ошиблись Ошиблась...Вы точно не электрик?

Инструкция по выполнению задания Уважаемый школьник! Выполняя задания, внимательно читай вопросы. Пиши ответы аккуратным, разборчивым почерком. Задания можно выполнять в любой последовательности, но не

Как писать сочинение-рассуждение на морально-этическую тему. Памятка (подготовка к заданию С2.2 ГИА 2012) 1. Что такое «сочинение по заданному тексту»? Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение

МЕТЕЛЬ 1 1. В конце" 1811 го"да жил в своём поме"стье 2 Ненара"- дове до"брый Гаври"ла Гаврилович Р**. Он был о"чень гостеприи"мный челове"к; сосе"ди ча"сто е"здили к нему" поесть, попи"ть, поигра"ть в

Али-Баба и сорок разбойников В давние времена жили два брата Касим и Али-Баба. Касим был богатым торговцем, его жену звали Фатима. А Али-Баба был беден, и женат он был на девушке Зейнаб. Однажды жена сказала

Прочитайте внимательно фрагмент из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (том, часть, глава) и выполните задания. Князь Андрей, думавший, что ему было все равно, возьмут ли или не возьмут Москву так, как

Диагностическая работа в формате ОГЭ-2015 Вариант 9 Инструкция по выполнению работы Диагностическая работа состоит из 3-х частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение диагностической работы по русскому

Итоговое сочинение по литературе в 11 классе Дата написания и пересдачи, место проведения Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором

В Заколдованные давние времена на берегу весело журчащего ручья располагалось волшебное королевство маленького народа фей и эльфов. Аккуратные домики, утопающие в листьях папоротников, скрывались среди

Анализ семейных взаимоотношений Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса (АСВ) Текст опросника для родителей детей от 11 до 21 года Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (2015 2016 учебный год) Основной вариант 1.Общая характеристика олимпиадных заданий

Прочитайте.

А) Между тем как лошадей моих перепрягали, я любопытствовал, рассматривая доставшиеся мне бумаги. <…> Между многими постановлениями, относящимися к восстановлению по возможности равенства во гражданах, нашёл я табель о рангах . <…> Но теперь дуга коренной лошади звенит уже в колокольчик и зовет меня к отъезду; и для того я за благо положил лучше рассуждать о том, что выгоднее для едущего на почте, чтобы лошади шли рысью или иноходью, или что выгоднее для почтовой клячи , быть иноходцем или скакуном? –нежели заниматься тем, что не существует.

(А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Б) Прочтя печальное посланье,
[…] тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

  1. Объясните, что означают выделенные выражения.
  2. Напишите имя автора отрывка Б) и имя главного героя произведения, пропущенное в отрывке Б).
  3. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог почтовой лошади: как ей живётся, кого приходится возить, как с ней обращаются. Упомяните другие произведения русской литературы, упоминающие почтовых лошадей. Объём – 150–200 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. «Табель о рангах» – документ в виде таблицы, устанавливавшей соответствие между гражданскими, военными, духовными и учёными чинами.

Введён в обращение указом Петра I в 1722 году (1 балл).

«Почтовая кляча» – лошадь на почтовой станции. Система почтовых

станций учреждена государством для быстрого сообщения между населёнными пунктами. Лошадей меняли на станциях, расположенных через несколько десятков вёрст друг от друга, что давало возможность путешествовать, почти не останавливаясь (2 балла).

«По почте поскакал» – воспользовался системой почтовых станций для проезда (1 балл).

  1. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин» (0,5 балла), Евгений (0,5 балла).
  2. Монолог почтовой лошади.

Задание 2. ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Василий Андреевич Жуковский (1783–1852)

УЛЛИН И ЕГО ДОЧЬ

Был сильный вихорь, сильный дождь;
Кипя, ярилася пучина;
Ко брегу Рино, горный вождь,
Примчался с дочерью Уллина.

«Рыбак, прими нас в твой челнок;
Рыбак, спаси нас от погони;
Уллин с дружиной недалёк:
Нам слышны крики; мчатся кони».

«Ты видишь ли, как зла вода?
Ты слышишь ли, как волны громки?
Пускаться плыть теперь беда:
Мой чёлн не крепок, вёсла ломки».

«Рыбак, рыбак, подай свой чёлн;
Спаси нас: сколь ни зла пучина,
Пощада может быть от волн –
Её не будет от Уллина!»

Гроза сильней, пучина злей,
И ближе, ближе шум погони;
Им слышен тяжкий храп коней,
Им слышен стук мечей о брони.

«Садитесь, в добрый час; плывём».
И Рино сел, с ним дева села;
Рыбак отчалил; челноком
Седая бездна овладела.

И смерть отвсюду им: открыт
Пред ними зев пучины жадный;
За ними с берега грозит
Уллин, как буря беспощадный.

Уллин ко брегу прискакал;
Он видит: дочь уносят волны;
И гнев в груди отца пропал,
И он воскликнул, страха полный:

«Моё дитя, назад, назад!
Прощенье! возвратись, Мальвина!»
Но волны лишь в ответ шумят
На зов отчаянный Уллина.

Ревёт гроза, черна как ночь;
Летает чёлн между волнами;
Сквозь пену их он видит дочь
С простёртыми к нему руками.

«О, возвратися, возвратись!»
Но грозно раздалась пучина,
И волны, чёлн пожрав, слились
При крике жалобном Уллина.

Критерии оценивания Баллы
Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания;

наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Общая логика и композиция текста, его стилистическая однородность.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Обращение к тексту для доказательств, использование

литературоведческих терминов.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Историко-культурный контекст, наличие/отсутствие ошибок в фоно

вом материале.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие речевых, грамматических, орфографических и

пунктуационных ошибок (в пределах изученного по русскому языку

материала).

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Максимальный балл 40

Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёхбалльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).

Максимальный балл за все выполненные задания – 70.

Прочитайте.

«Ну, […], – ему сказала,
Коль умел ты усидеть,
Так тебе мной и владеть.
Дай мне место для покою
Да ухаживай за мною
Сколько смыслишь. Да смотри:
По три утренни зари
Выпущай меня на волю
Погулять по чисту полю.
По исходе же трёх дней
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине;
Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка ,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами < …>

  1. Напишите имя автора и название произведения, откуда взят этот отрывок.
  2. Вставьте имя персонажа, пропущенное в первой строке.
  3. Напишите имя персонажа, который говорит эти слова.
  4. Объясните значение выделенных слов и выражений.
  5. Представьте, что лошади наделены даром речи. Напишите монолог коня из произведения, откуда взят отрывок, о своём хозяине. Объём – около 100 слов.

Ответы и критерии оценивания

  1. П.П. Ершов, «Конёк-Горбунок» (1 балл).
  2. Иван (1 балл).
  3. (Волшебная) кобылица (1 балл).
  4. Вершок – мера длины, равная приблизительно 4,5 см (1 балл).

Аршин – мера длины, равная приблизительно 71 см (1 балл). В сказке эти слова могут употребляться как примеры художественного преуменьшения и преувеличения.

  1. Монолог коня

Задание 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом

Саша Чёрный (Александр Михайлович Гликберг, 1880–1932)

БРОДЯЧИЙ ПЁС

Медленно покачиваясь, я возвращался с моря в свою лесную сторожку, нагруженный, как мул, купальным костюмом, халатом, сеткой с овощами и подобранными у тростников дикими грушами. У колодца я обернулся: сзади меня кто-то вежливо вздохнул, словно хотел сказать: «Обернитесь, пожалуйста».

Из тростниковых джунглей вышла на тропинку тощая долговязая собака из той же незнатной породы, у которой хвост крендельком, а уши варениками. Я остановился, пёс тоже. Он внимательно, опытным глазом бродяги осмотрел мои пожитки, мою выгоревшую на солнце куртку, моё лицо и, когда я снова стал подыматься в гору, решительно пошёл за мной, точно я был его дедушкой, с которым он встретился после многолетней разлуки.

Его решение было нетрудно понять: «Нездешний… Не фермер – фермеры не купаются… Мяса не ест, но пустой желудок можно и супом с хлебом наполнить. Не злой, скорее добрый, стало быть, не прогонит. Из той породы людей, которые каждый год наезжают со всех сторон в Прованс, чтобы валяться на песке у моря и ничего не делать. Вроде бродячих собак…»

Пёс не ошибся, я его не прогнал и у дверей сторожки исполнил первый долг гостеприимства: дал ему в жестянке из-под сардинок холодной колодезной воды. Жестянка была гораздо меньше собачьей жажды, но я терпеливо подливал воду, пока пёс, из вежливости омочив последний раз язык, не взглянул на меня благодарными глазами:

– Спасибо.

Он немного хитрил со мной, но что ж – не схитришь – не поужинаешь… такая уж судьба всех бродяг.

Я сидел в сторожке, он у порога, снаружи. Он, конечно, постарался мне объяснить, как умел, что он совсем не хочет есть, что пошёл он за мной только потому, что я ему понравился. Осторожно, словно невзначай, перенёс он переднюю лапу за порог. Но я очень люблю собак и очень не люблю блох – глаза наши встретились, и он понял, что поужинать и на дворе можно.

Я размочил сухой хлеб в разбавленном водой скисшем молоке (не бежать же мне на соседнюю ферму за сливками!). Пёс съел. Он был очень голоден – впалые бока, чуть-чуть торопливые глотки… Но не чавкал, старался есть медленно, с достоинством, как не всегда едят даже сытые мальчики.

Потом я разогрел рисовый суп с томатами. Блюдо не совсем подходящее, но разве у меня собачья кухмистерская?

Мы честно поделили между собой суп, а на закуску я ему дал бумагу изпод масла, которую он, жмуря глаза от удовольствия, старательно облизал – так облизал, что бумажка совсем прозрачной стала. От вина отказался. Даже обиделся, как, впрочем, собаки всегда обижаются, если человек им что-то несуразное предложит. И в самом деле: предложи вам кто-нибудь после ужина копировальных чернил, разве вы не обиделись бы?

Из виноградника выполз с киркой старичок Сангинетти, хозяин моего жилища, маленький, похожий на хитрую ящерицу, человечек. Посмотрел на лежавшую у порога собаку, почмокал плохо выбритой губой и сказал:

– Ваш пёс? Не ваш? Здесь ни у кого такого нет – уж я знаю… Не люблю ни кошек, ни собак! Кошки – воровки, собаки кусаются. Вот вы её накормили, а она вам за это, хи-хи, брюки порвёт…

Вздор какой! Какая собака обидит человека, который её накормил и у своего порога приветил?

Псу тоже не понравился сухой, похожий на шорох выцветших листьев кукурузы, голос старичка. Он толкнул меня носом в колени, вильнул дважды хвостом (ужин был неважный, особенно вилять не стоило) и, презрительно обогнув старого клеветника, исчез за холмом в кустах можжевельника. Сыт, вечер тихий и тёплый – а что завтра будет, об этом только люди думают…

  1. Что можно сказать о рассказчике? Обоснуйте свои умозаключения, обратившись к тексту.
  2. Как рассказчик относится к природе?
  3. Как показан в рассказе пёс? С помощью каких художественных приёмов?
  4. Зачем в рассказе нужен образ «старичка Сангинетти»?
  5. Какие художественные детали (в первую очередь портретные) вам запомнились? Почему?
  6. Как вы понимаете смысл финала (последнее предложение) рассказа?

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом стихотворении, отвечая на поставленные вопросы (можно ответить не на все вопросы). Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно.

Майя Ивановна Борисова (1932–1996)

ПЕСЕНКА ВЕСЕННЕГО СОЛНЫШКА

Встану рано-рано я, не спеша
Разбужу румяного малыша.
Приласкаю сонного –
Ничего особенного –
Буду я, солнышко, нянюшкой.
Станет небо розовым над тобой,
Станет лужа каждая голубой.
Буду раскрашивать,
Ничего страшного –
Буду я, солнышко, маляром.
Закоптились за зиму облака,
Надо бы в Неве их прополоскать.
Потружусь за стиркою,
Ничего стыдного –
Буду я, солнышко, прачкою.
Посмотри на улицу – там светло.
Выходи на улицу – там тепло.
Рано, поздно ли –
Вы и сами поняли:
Это я, весеннее солнышко!

  1. Почему стихотворение называется «Песенка…»?
  2. Обращено ли стихотворение к кому-нибудь? Если да, к кому?
  3. Чем напоминает это стихотворение народные песни и чем отличается от них?
  4. Обратите внимание на рифмы. Что в них необычного?
  5. Как устроены строфы в стихотворении?
  6. Зачем нужны повторы?

Критерии оценивания

Критерии оценивания Баллы
Наличие/отсутствие прямых связных ответов на вопросы и

наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.

Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15

15
Общая логика текста и композиция работы.

Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10

10
Подкрепление доказательств текстом, уместность цитирования.

Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5

5
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических

ошибок.2017-2018 / Город: /



Просмотров