Государственно-частное партнёрство. Проект ФЗ «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации Области применения государственно-частного партнёрства
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ
Об основах государственно-частного партнерства
в Республике Ингушетия
Принят
Народным Собранием
Статья 1. Предмет регулирования настоящего За-кона
Настоящий Закон устанавливает основы правового регулирования, порядок и условия участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства путем заключения и исполнения от имени Республики Ингушетия соглашений о государственно-частном партнерстве.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоя-щем Законе
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) государственно-частное партнерство - взаимовыгодное сотрудничество Республики Ингушетия с частным партнером в реализации социально значимых, производственных, инфраструктурных, инновационных, инвестиционных, национальных проектов и программ, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных;
2) общественная инфраструктура - это объекты, комплексы объектов, используемые для удовлетворения общественных потребностей, обеспечение которых законодательно возложено на государственные органы власти;
3) соглашение - договор, заключаемый Республикой Ингушетия в лице Правительства Республики Ингушетия или органом уполномоченным Правительством Республики Ингушетия с юридическим лицом, либо индивидуальными предпринимателями, направленный на осуществление деятельности на основе государственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом, нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;
4) частный партнер - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, объединение юридических лиц, осуществляющее деятельность на основании соглашения;
5) стороны - Республика Ингушетия в лице Прави-тельства Республики Ингушетия или уполномоченного Правительством Республики Ингушетия органа и частный партнер, участвующий в соглашении; решением Правительства Республики Ингушетия и (или) условиями соглашения может быть предусмотрено участие (возможность участия) иных юридических лиц и (или) физических лиц на стороне частного партнера;
6) объект соглашения - имущество, создаваемое, ре-конструируемое, модернизируемое или эксплуатируемое в соответствии с соглашением;
7) реконструкция объекта соглашения - мероприя-тия по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным оборудованием, а также по изменению технологического или функционального назначения объекта соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта соглашения;
8) эксплуатация объекта соглашения - использова-ние объекта соглашения партнером в соответствии с назначением объекта соглашения, в том числе в целях производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, в порядке и на условиях, определенных соглашением.
Статья 3. Принципы участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства
Участие Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства основывается на принципах:
1) законности;
2) эффективного использования бюджетных ассигно-ваний, владения, пользования и распоряжения государственным имуществом Республики Ингушетия;
3) участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частных партнерств с иными участниками указанных отношений, включая, в том числе, приоритетность исполнения обязательств, принимаемых Республикой Ингушетия в рамках соглашений государственно-частного партнерства;
4) равноправия участников государственно-частного партнерства в отношениях, связанных с заключением и исполнением со-глашений;
5) соблюдения прав и законных интересов участников соглашений;
6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества сторон соглашений;
7) развития социально-экономических, производст-венных, финансовых, инновационных, инфраструктурных факторов, определяющих степень привлекательности инвестиционного рынка Республики Ингушетия и снижающих инвестиционные риски.
Статья 4. Цели участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства
Целями участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства является развитие общественной инфраструктуры для обеспечения экономического роста, улучшение качества услуг, предоставляемых с использованием общественной инфраструктуры, повышение эффективности эксплуатации общественной инфраструктуры, достигаемые за счет привлечения внебюджетного финансирования капитальных вложений и оборотного капитала предприятий, осуществляющих эксплуатацию общественной инфраструктуры и предоставление услуг с ее использованием, привлечение частных инвестиций, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Республики Ингушетия, создание нового имущества для реализации приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы Республики Ингушетия.
Статья 5. Формы государственно-частного парт-нерства в Республике Ингушетия
Формами государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются:
1) долевое участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц посредством предоставления им бюджетных инвестиций;
2) совместное участие в реализации инвестиционных проектов, в том числе имеющих статус регионального значения;
3) предоставление имущества, находящегося в собст-венности Республики Ингушетия, в доверительное управление, аренду, в том числе на льготных условиях;
4) участие в концессионных соглашениях;
5) возможность передачи объекта в возмездное поль-зование частного партнера с последующей передачей в собственность на условиях определенных нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;
6) иные формы, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 6. Виды государственной поддержки развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия
1. Основными видами государственной поддержки развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются:
1) субсидии на возмещение части затрат или недопо-лученных доходов, связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) и реализацией частным партнером товаров (работ, услуг) по установленным соглашением тарифам;
2) предоставление государственных гарантий Республики Ингушетия;
3) предоставление налоговых льгот;
4) размещение государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров;
5) финансирование Правительством Республики Ин-гушетия строительства объектов согласно представленным частными партнерами проектов с последующим выкупом частными партнерами указанных объектов на условиях, определенных нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;
6) субсидирование части (2/3) процентной ставки по кредитам, полученным в российских кредитных учреждениях на реализацию инвестиционных проектов на территории Республики Ингушетия.
2. Государственная поддержка развития государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
Статья 7. Условия предоставления государствен-ного имущества для создания, реконструкции, эксплуатации объекта соглашения
1. Недвижимое или движимое имущество, находящееся в собственности Республики Ингушетия либо принадлежащие Республике Ингушетия исключительные права, предоставляются частному партнеру для осуществления им деятельности, предусмотренной соглашением, в целях создания, реконструкции, эксплуатации частным партнером объекта недвижимого или движимого имущества (объекта соглашения), право пользования и владения на который может быть передано частному партнеру.
Право долевой собственности частного партнера на создаваемый, реконструируемый объект определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в зависимости от его вклада в образование и приращение общего имущества, в целях дальнейшей эксплуатации указанного объекта для осуществления деятельности, определенной соглашением.
Право собственности частного партнера на создавае-мый, реконструируемый объект определяется в соответствии с граждан-ским законодательством Российской Федерации.
2. В целях создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения частному партнеру предоставляется государственное имущество, не обремененное правами третьих лиц.
3. Механизм передачи Республикой Ингушетия ис-ключительных прав или имущества частному партнеру для создания, реконструкции, эксплуатации объекта соглашения устанавливается Правительством Республики Ингушетия.
Статья 8. Объекты соглашения о государственно-частном партнерстве
1. Участие в государственно-частных партнерствах осуществляется в целях создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения о государственно-частном партнерстве, входящих в состав следующего имущества:
1) транспортной инфраструктуры, в том числе мостов, стоянок автотранспортных средств, пунктов пропуска автотранспортных средств, пунктов взимания платы с владельцев автотранспортных средств и транспорта, включая автомобильный, воздушный, водный транспорт и иные виды транспорта общего пользования;
2) системы коммунального хозяйства, включая объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки бытовых отходов, а также объектов, предназначенных для обеспечения функционирования и благоустройства жилищного и нежилого фонда на территории Республики Ингушетия;
3) объектов по производству, передаче и распределе-нию электрической и тепловой энергии, в том числе гидротехнических сооружений;
4) объектов производственной и инженерной инфра-структур аэропортов, аэродромов;
5) объектов подвижной и стационарной связи и теле-коммуникаций;
6) объектов, используемых для осуществления лечеб-но-профилактической, медицинской и иной деятельности в системе здра-воохранения;
7) объектов образования, воспитания, культуры, спорта и иных объектов социально-культурного и социально-бытового назначения;
8) объектов, используемых для осуществления организации отдыха граждан, туризма и рекреации;
9) объектов, используемых для осуществления сель-скохозяйственной деятельности;
10) объектов в сфере инновационной деятельности;
11) объектов по производству строительных материалов;
12) иных объектов.
2. Создание, реконструкция, модернизация и (или) эксплуатация частным партнером объектов соглашения, входящих в состав имущества, указанного в части 1 настоящей статьи, допускается на условиях соглашения, если иное не установлено федеральным законодательством.
Статья 9. Условия участия Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства
1. Участие Республики Ингушетия в проектах госу-дарственно-частного партнерства в формах, предусмотренных настоящим Законом или нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия осуществляется при условии обязательного согласования в соглашениях следующих условий:
1) объект соглашения;
2) срок действия соглашения и (или) порядок его оп-ределения;
3) порядок создания, реконструкции и (или) эксплуа-тации объекта соглашения;
4) порядок расчетов между сторонами;
5) распределение рисков между сторонами;
6) право собственности на объект соглашения, распределение долей Республики Ингушетия и частного партнера в праве собственности на указанный объект, условия и момент возникновения таких прав.
2. Помимо условий, предусмотренных в части 1 на-стоящей статьи, участие Республики Ингушетия в проектах государственно-частного партнерства осуществляется при согласовании в соглашениях любых иных условий, не противоречащих действующему законодательству, в частности:
1) перечень находящихся в государственной собственности Республики Ингушетия зарегистрированных земельных участков, иных объектов движимого и недвижимого имущества, предоставляемых частному партнеру, а также указание права (передача в собственность, передача в аренду, иное) на котором передаются указанные земельные участки и объекты недвижимого и движимого имущества;
2) обеспечение частным партнером предоставления потребителям товаров (работ, услуг) в соответствии с соглашением;
3) целевые показатели качества услуг, предоставляе-мых частным партнером с использованием объекта соглашения, которые ему необходимо обеспечить в результате осуществления соглашения о государственно-частном партнерстве;
4) технико-экономические показатели и характеристики, которых необходимо достигнуть в результате создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения;
5) согласование с Республикой Ингушетия прекращения (приостановления) эксплуатации частным партнером объекта соглашения, за исключением случаев, когда такое прекращение (приостановление) вызвано действием обстоятельств непреодолимой силы, а также иных случаев, предусмотренных действующим законодательством и соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством;
6) порядок и сроки передачи объекта соглашения Республике Ингушетия, включая требования к его качеству, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность Республике Ингушетия;
7) объем участия, в том числе финансирования, пре-доставления гарантий, предоставления имущества, имущественных и не-имущественных прав, каждой из сторон соглашения, необходимого для создания, реконструкции и (или) эксплуатации объекта соглашения, или порядок его определения;
8) распределение между Республикой Ингушетия и частным партнером доходов в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением о государственно-частном партнерстве;
9) условия и сроки перехода бремени содержания имущества, передаваемого по соглашению, а также рисков случайной гибели или повреждения указанного имущества;
10) порядок передачи информации, имущества и прав, в том числе прав интеллектуальной собственности, в целях после-дующей эксплуатации объекта соглашения Республике Ингушетия, в случае, если объект соглашения подлежит передаче в собственность Республике Ингушетия;
11) срок выполнения работ по созданию и (или) ре-конструкции объекта соглашения, его ввода в эксплуатацию, а также порядок продления этого срока;
12) плата, подлежащая внесению за использование объекта соглашения, находящегося в собственности Республики Ингуше-тия или за выкуп объекта соглашения частным партнером в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Республики Ингушетия;
13) порядок осуществления Республикой Ингушетия контроля за исполнением соглашения;
14) способы обеспечения исполнения обязательств сторон соглашения;
15) компенсационные и гарантийные обязательства, включая поручительство и банковскую гарантию, принимаемые на себя частным партнером и (или) иными лицами, участвующими в соглашении на стороне частного партнера;
16) страхование в связи с исполнением соглашения;
17) источники дохода частного партнера в связи с осуществлением деятельности, предусмотренной соглашением;
18) права и обязанности иных лиц, участвующих в соглашении, в частности, по осуществлению контроля за выполнением сторонами условий соглашения, даче согласия на выполнение определенных действий, сбор и распределение денежных средств в рамках соглашения, осуществлению иных платежей в объеме и в порядке согласно соглашению, а также выполнению иных прав и обязанностей по соглашению;
19) согласование с Республикой Ингушетия организации, привлекаемой частным партнером для осуществления эксплуатации объекта соглашения, и существенных условий договора с ней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством;
20) согласование с Республикой Ингушетия подрядчика (генерального подрядчика), привлекаемого частным партнером для осуществления строительства, реконструкции объекта соглашения, и существенных условий договора с ним;
21) право Республики Ингушетия на отстранение ча-стного партнера либо иных лиц от эксплуатации объекта соглашения и осуществление его эксплуатации Республикой Ингушетия на условиях, определенных в соглашении, в случае существенного нарушения частным партнером условий соглашения или при наступлении иных обстоятельств, указанных в соглашении, в частности, для предотвращения, снижения или устранения риска или последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения здоровья, безопасности и сохранности имущества физических и юридических лиц, охраны окружающей среды;
22) право Республики Ингушетия на прекращение соглашения в случае отказа кредитной организации, предоставившей денежные средства, от дальнейшего кредитования частного партнера, осуществляемого в целях исполнения частным партнером обязательств по соглашению;
23) исключительные случаи одностороннего измене-ния условий соглашения и (или) одностороннего отказа от его исполнения;
24) арбитражная оговорка, предусматривающая воз-можность разрешения споров по соглашению третейским судом или международным коммерческим арбитражем;
25) иные условия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
Статья 10. Порядок управления проектами госу-дарственно- частного партнерства Республикой Ингушетия
1. Основой управления проектами государственно-частного партнерства в Республике Ингушетия являются нормативные правовые акты стратегического (комплексного) социально-экономического развития Республики Ингушетия на средне- и долгосрочный периоды, содержащие перечни проектов, предполагаемых к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства.
2. Республика Ингушетия на основе нормативных правовых актов о стратегическом (комплексном) социально-экономическом развитии на средне- и долгосрочный периоды и содержащихся в них перечней проектов, предполагаемых к реализации на основе соглашений государственно-частного партнерства принимают программы развития государственно-частного партнерства.
3. Реализация таких проектов государственно-частного партнерства предполагается в течение не менее чем 1 года.
4. Государственно-частные партнерства организуются на принципах координации со средне- и долгосрочным бюджетным планированием, в том числе на основе использования долгосрочных республиканских целевых программ.
5. Проекты государственно-частного партнерства по реконструкции, модернизации или новому строительству однотипных объектов, находящиеся в собственности Республики Ингушетия могут объединяться в республиканские программы с целью выставления на конкурс в качестве единого (интегрированного) проекта.
Статья 11. Полномочия исполнительных органов государствен- ной власти Республики Ингушетия при заключении и исполнении соглашений государствен-но-частного партнерства
1. Решение о заключении соглашения государственно-частного партнерства, в том числе в отношении объектов, находящихся в собственности Республики Ингушетия принимается Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным Правительством Республики Ингушетия органом (далее - уполномоченный орган).
2. Соглашения государственно-частного партнерства от имени Республики Ингушетия заключает Правительство Республики Ингушетия или уполномоченный орган.
3. Контроль за исполнением условий соглашений ча-стным партнером осуществляется Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным органом.
4. По специальному поручению Правительства Рес-публики Ингушетия от имени Республики Ингушетия его отдельные права и обязанности по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности Республики Ингушетия в рамках соглашений государственно-частного партнерства, в том числе по принятию решений и совершению иных юридических действий, связанных с проведением конкурса, могут осуществлять юридические лица.
Статья 12. Заключение соглашения о государст-венно-частном партнерстве
1. Соглашение заключается Правительством Респуб-лики Ингушетия или уполномоченным органом на конкурсной основе.
Проведение конкурсной процедуры устанавливается Правительством Республики Ингушетия в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Ингушетия.
2. Порядок заключения соглашения, а также его типовая форма утверждаются Правительством Республики Ингушетия.
3. Контроль за исполнением частным партнером условий соглашений, а также регистрация, учет и хранение соглашений осуществляется Правительством Республики Ингушетия или уполномоченным органом.
Статья 13. Гарантии прав партнеров при за-ключении и исполнении соглашений
1. В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов Республики Ингушетия или должностных лиц этих органов, частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с гражданским законодательством.
2. Условия соглашения могут изменяться в целях обеспечения имущественных интересов частного партнера, существовав-ших на день подписания соглашения о государственно-частном партнерстве, в случае наступления следующих обстоятельств:
1) нарушение или ненадлежащее исполнение какого-либо обязательства по соглашению о государственно-частном партнерстве Республикой Ингушетия;
2) принятие решения или совершение действий каким-либо органом государственной власти Республики Ингушетия, препятствующих исполнению частным партнером своих обязательств по соглашению о государственно-частном партнерстве, включая необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;
3) обнаружение на предоставленном частному партнеру земельном участке или другом недвижимом или движимом имуществе обременении, которые не были и не могли быть известны партнеру при заключении соглашения.
3. Объемы и сроки участия Республики Ингушетия в финансировании создания, реконструкции, эксплуатации объектов соглашения могут изменяться в установленном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и соглашением.
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Ингушетия Ю-Б.Б. Евкуров
г. Магас
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" подготовлен во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № ВЗ-П13-9168 и
от 01.01.01 г. № ИШ-П13-2467, в соответствии с которыми необходимо представить в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный в том числе на снятие существующих ограничений и расширяющий возможные формы реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства (далее соответственно - законопроект, ГЧП).
В настоящий момент в Российской Федерации ввиду отсутствует возможность осуществить финансирование всей необходимой публичной инфраструктуры, требуемой для реализации полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и , в соответствующих сферах деятельности исключительно за средств. В действующем законодательстве отсутствуют достаточные правовые условия для инвестирования в долгосрочные в целях улучшения доступности и повышения качества публичных услуг на условиях распределения рисков и привлечения частных инвестиций и компетенций - проекты государственно-частного партнерства.
Проведенный анализ законодательных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также сложившейся практики реализации проектов ГЧП показал, что в настоящее время отсутствует возможность реализации проектов ГЧП по формам сотрудничества, используемым в мировой практике. В мире активно используется 9 основных форм соглашений о государственно-частном партнерстве. При этом действующее российское законодательство регулирует только две формы: концессионные соглашения и контракты жизненного цикла в отношении автомобильных дорог.
Рассматриваемый законопроект устраняет данные ограничения и создаст условия для использования исчерпывающего перечня форм государственно-частного партнерства, принятого в мировой практике.
Таблица возможных форм ГЧП: действующее и законопроект
Модели ГЧП, используемые в мировой практике | Модели ГЧП в РФ | Проект федерального закона Об основах государственно-частного партнерства» |
Строительство/ реконструкция объекта, объект передается в собственность публичного партнера, осуществляется эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации. | ||
Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность публичного партнера. | ||
Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации. | ||
Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, передача его в аренду публичному партнеру (с правом выкупа). (BOL/DBOLT/DBOL/DBOLT) | ||
Проектирование и/или строительство/реконструкция объекта, осуществляется эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, а затем передача объекта в собственность публичного партнера. | ||
Эксплуатация объекта в течение согласованного с публичным партнером срока, получение дохода от эксплуатации, на объект остается у публичного партнера. (Operation and maintenance) | ||
Осуществляется проектирование, строительство/ реконструкция объекта, финансирование указанных мероприятий, и эксплуатация объекта по стандартам качества, согласованным с публичным партнером, а публичный партнер выплачивает частному партнеру вознаграждение. (DBFO/PFI (КЖЦ)) | Только для автомобильных дорог | |
Частный сектор приобретает или берет в аренду активы государства, модернизирует их, выступает оператором, не беря определенных обязательств по срокам передачи активов государству Lease-develop-operate (LDO) Wrap-around addition (WAA)) | ||
Публичный и частный партнер создают совместное предприятие (как правило, в форме компании с целевой правоспособностью), которое осуществляет выполнение ГЧП проекта. Публичный и частный партнер получают доход с вложенного в предприятие капитала. (LABV (Совместное предприятие)) |
Нормы российского законодательства предусматривают использование ограниченного числа моделей преимущественно в рамках реализации концессионных соглашений, что существенно ограничивает возможности инвестора по привлечению заемного финансирования.
В отсутствие эффективного и достаточного регулирования договорных инструментов ГЧП на федеральном уровне некоторые субъекты Российской Федерации стали разрабатывать и принимать региональные законы о ГЧП.
К настоящему времени региональные законы о ГЧП приняты более чем в 60 субъектах Российской Федерации. Главным образом целью разработки регионального закона о ГЧП являлось создание правового инструмента, который бы стал альтернативой концессионным соглашениям.
Анализ регионального законодательства в сфере ГЧП позволяет выделить две основных группы региональных законов о ГЧП:
группа 1: законы содержат достаточно детальное регулирование вопросов ГЧП и во многом имеют схожие положения с законом Санкт-Петербурга о ГЧП, включают детальное описание форм ГЧП (форм участия публичного партнера), гарантии прав партнеров и т. д.1;
группа 2: законы содержат рамочное регулирование отношений в сфере ГЧП, включают лишь общие положения (зачастую состоят из 5 - 7 статей) и являются фактически декларативными документами.
Одной из ключевых проблем регионального законодательства в сфере ГЧП является наличие рисков противоречия указанных законов и, соответственно, конкретных положений соглашений по проектам ГЧП, реализуемых в соответствии с такими законами, императивным нормам федерального законодательства. Важно отметить, что указанные риски объективны, вызваны отсутствием надлежащего регулирования отношений в рамках ГЧП на федеральном уровне и в целом не зависят от качества подготовки законов субъектов Российской Федерации.
Законопронет расширит возможные Развитие правового регулирования государственно-частного партнерства на федеральном уровне установит в России единую терминологию государственно-частного партнерства для реализации проектов ГЧП в Российской Федерации, установит полномочия Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при реализации субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями соглашений о государственно-частном партнерстве, в том числе по контролю за деятельностью частного партнера по соблюдению им условий соглашения о ГЧП.
Устанавливаются обязательства публичного и частного партнеров при реализации соглашения о ГЧП, в том числе по обязательному финансированию и эксплуатации и (или) техническому обслуживанию объекта соглашения частным партнером. При этом регламентируется возможность использования сторонами соглашения различных форм участия в соглашениях о ГЧП и их сочетания в зависимости от целей конкретного проекта, в том числе с использованием форм, предполагающих нахождение объекта соглашения в частной собственности.
В соответствии с законопроектом предполагается исключительно конкурсный порядок заключения соглашений о ГЧП, а также устанавливаются гарантии прав и законных интересов частных партнеров и кредиторов.
Закрепление указанных норм в федеральном законодательстве определит общее направление развития федерального и регионального нормотворчества в сфере ГЧП.
Кроме того, законопроект устраняет существующие ограничения в федеральном законодательстве для реализации проектов ГЧП. В частности, привлечение субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием на основании возмездного договора частного лица подпадает под действующие нормы Федерального закона от 01.01.01 г. "О защите конкуренции", в котором заложены запреты на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых является предметом торгов. С принятием законопроекта указанная проблема будет устранена.
Законопроектом вносятся изменения в Земельный кодекс Российской Федерации в части установления возможности предоставления , находящегося в государственной или , на котором располагается объект соглашения о государственно-частном партнерстве и (или) который необходим для осуществления инвестором обязательств в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве в ходе единых торгов на реализацию соглашения о государственно-частном партнерстве.
Вносятся изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие ведение общего учета операций, подлежащих налогообложению по соглашению о государственно-частном партнерстве; порядок включения имущества, передаваемого по соглашению о государственно-частном партнерстве в состав имущества, подлежащего амортизации.
Действие Федерального закона от 01.01.01 г. "О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) не распространяется на отношения, связанные с заключением и реализацией соглашений о ГЧП, в целях исключения неоднозначности трактования и риска переквалификации соглашения о ГЧП в исполнение контракта на поставку товаров, выполнение работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Закон действие на правоотношения по концессионным соглашениям. Соответственно, соглашения о ГЧП в форме концессионных соглашений выведены из-под действия Закона в силу того, что для концессионных соглашений установлена отдельная конкурсная процедура для их заключения. В соответствии с законопроектом предполагается, что для неконцессионных форм ГЧП будут установлены отдельные процедуры заключения соглашения о ГЧП: в отношении региональных и муниципальных проектов такие процедуры будут заложены в региональном законодательстве, в отношении федеральных проектов - в нормативных Правительства Российской Федерации.
Необходимо отметить, что после принятия проекта федерального закона № 000-6 «О внесении изменений в Федеральный закон
«О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» нормы законопроекта не будут действовать применительно к заключению соглашений ГЧП в отношении объектов тепло-, и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, поскольку отраслевыми законодательными актами (Федеральный закон -ФЗ
«О », Федеральный закон -ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении») будут установлены ограничения на передачу прав владения и пользования объектами тепло-, водоснабжения и водоотведения только в рамках концессионного соглашения или . Указанное ограничение не будет распространяться на случаи отчуждения таких объектов в соответствии с законодательством о приватизации государственного и муниципального имущества, а также законодательством о банкротстве.
В целях реализации положений законопроекта потребуется принятие постановлений Правительства Российской Федерации, устанавливающих:
требования к порядку проведения, предмету и результатам общественного обсуждения решений органов власти субъектов Российской Федерации, муниципальных органов о заключении соглашений о ГЧП;
порядок подготовки соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация;
порядок определения процедуры принятия решения о реализации соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;
процедуру проведения конкурса на право заключения соглашения о ГЧП, публичным партнером в котором выступает Российская Федерация;
процедуру осуществления публичным партнером контроля за исполнением частным партнером условий соглашения о ГЧП и ходом его реализации для соглашений о ГЧП, публичным партнером в которых выступает Российская Федерация.
Принятие законопроекта также предполагает внесение изменений в ряд актов Правительства Российской Федерации, в том числе - в целях установления возможности получения государственных гарантий Российской Федерации при реализации соглашений о ГЧП.
Принятие законопроекта определит общее направление развития нормотворчества в сфере ГЧП на всех уровнях власти в Российской Федерации, устранит существующие ограничения в федеральном законодательстве и установит необходимые правовые условия для привлечения частного капитала в публичную инфраструктуру.
1 Такие достаточно детальные законы субъектов Российской Федерации о ГЧП составляют меньшую часть в общей массе законов о ГЧП.
) Принят Законодательным Собранием15 июля 2010 года Настоящий Областной закон принят в целяхобеспечениястабильных условийразвития различных форм государственно-частного партнерства в Ростовскойобласти,привлеченияиэффективногоиспользования государственных и частных ресурсов,включая материальные , финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения. Статья 1. Государственно-частное партнерство 1. ДляцелейнастоящегоОбластногозаконапод государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочноговзаимодействия(сотрудничества)междуРостовской областью либо Ростовской областьюимуниципальнымиобразованиямив Ростовскойобласти,соднойстороны,и российским или иностранным юридическим или физическимлицомлибодействующимбезобразования юридическоголицаподоговорупростоготоварищества(договоруо совместнойдеятельности)объединениемюридическихлиц(далее- партнеры),с другой стороны,с целью реализации общественно значимых проектов в экономикеисоциальнойсференатерриторииРостовской области,которое осуществляетсяпутемзаключенияиисполнения соглашений (договоров). 2. Участиемуниципальныхобразованийвгосударственно-частном партнерстве определяетсяисполнительно-распорядительнымиорганами соответствующих муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством. Статья 2. Цели и задачи государственно-частного партнерства 1. Целью государственно-частного партнерства является привлечение частныхиэффективноеиспользованиегосударственныхресурсовдля развитияэкономикиисоциальнойсферы,повышенияуровняжизни населения Ростовской области. 2. Основнымизадачамигосударственно-частногопартнерства являются: 1) привлечение частного капитала в экономику Ростовской области; 2) повышениеэффективностииспользованиягосударственной собственности Ростовской области; 3) развитиеинвестиционногоиинновационногопотенциалов Ростовской области; 4) техническое и технологическоеразвитиеобщественнозначимых производств и объектов; 5) эффективное использование бюджетных средств. Статья 3. Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства Государственная политикаРостовскойобластивсфере государственно-частногопартнерства формируется и действует на основе следующих принципов: 1) добросовестность ивзаимовыгодноесотрудничествоучастников соглашений; 2) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений; 3) добровольность принятия на себя обязательств иобязательность ихисполнениявтечениесрокадействиясоглашениясторонами государственно-частного партнерства; 4) равныеусловиядоступапартнеровкучастиюв государственно-частном партнерстве ; 5) распределение ответственности, рисков, достигнутых результатов проекта между участниками соглашений; 6) доступностьинформационногоресурсаопроектах государственно-частного партнерства для партнеров; 7) открытость принятия решений о выборе партнеров. 2. Соглашение(договор),заключенноесторонами государственно-частногопартнерства,можетпредусматривать согласованные по срокам: 1) обязательстваинвесторапосозданиюобъектакапитального строительства, находящегося в собственности инвестора; 2) обязательства муниципального образования по созданиюобъектов капитального строительства, в том числе линейных объектов, находящихся вмуниципальнойсобственностиинеобходимых дляобеспечения присоединения(подключения)объектакапитальногостроительства, находящегося в собственности инвестора, к сетям тепло-, водоснабжения, водоотведения и(или)подведениякграницамучастка,накотором расположенобъекткапитальногостроительства,находящийсяв собственности инвестора, объектов транспортной инфраструктуры,втом числе автомобильныхдорогобщегопользованияместногозначения, мостов; 3) обязательства Ростовской области по софинансированию расходов муниципальных образований, возникающихприсозданиисоответствующих объектов капитального строительства, в том числе линейных объектов; 4) обязательства Ростовской области попредоставлениюинвестору субсидий на возмещение частизатратна выполнениеработ,оказание услугпоприсоединению(подключению)объектакапитального строительства,находящегосявсобственностиинвестора,ксетям электро-, газоснабжения в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете. (ЧастьвредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 5. Заключение и исполнение соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства 1. Соглашение(договор)врамкахгосударственно-частного партнерства от имениРостовскойобластизаключаетсяПравительством Ростовской области. от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Порядок подготовки, заключения,регистрации,учетаихранения соглашений (договоров) в рамкахгосударственно-частногопартнерства, примерные формы соглашений(договоров)вотношенииразличныхформ государственно-частногопартнерстваутверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 2. Соглашения(договоры)заключаютсянаоснованииконкурса. Порядок проведенияконкурсаутверждаетсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) 3. Порядокорганизациивзаимодействияоргановисполнительной власти Ростовскойобластииисполнительно-распорядительныхорганов соответствующих муниципальных образованийповопросам,связаннымс заключениемиисполнениемсоглашений(договоров),заключенных сторонамигосударственно-частногопартнерства,атакжепорядок контроля за исполнением соглашений (договоров), заключенныхсторонами государственно-частногопартнерства,утверждаютсяПравительством Ростовской области.(ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 09.12.2011 г. N 764-ЗС) Статья 6. Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах Финансирование расходов, связанных с участием Ростовскойобласти в государственно-частных партнерствах, осуществляется за счетсредств областного бюджета в соответствии собластнымзакономоб областном бюджете . (ВредакцииЗаконаРостовскойобласти от 24.12.2012 г. N 1015-ЗС) Статья 7. Вступление настоящего Областного закона в силу Настоящий Областной закон вступает всилупоистечениидесяти дней со дня его официального опубликования. Глава Администрации (Губернатор) Ростовской областиВ.Ю. Голубев г. Ростов-на-Дону 22 июля 2010 года N 448-ЗС
Закон посвящен государственно-частному и муниципально-частному партнерству в Российской Федерации (далее - ГЧП и МЧП соответственно).
ГЧП, МЧП - это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения. Цель - привлечение в экономику частных инвестиций, обеспечение доступности товаров, работ, услуг и повышение их качества.
Соглашение о ГЧП, МЧП заключается между публичным и частным партнерами на срок не менее 3 лет.
Частным партнером может быть российское юрлицо. Исключение - ГУПы и МУПы; государственные и муниципальные учреждения; публично-правовые компании и иные создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов юрлица; хозтоварищества и общества, хозпартнерства, находящиеся под контролем публичных образований; дочерние хозобщества указанных выше организаций; созданные ими НКО в форме фондов. Установлен исчерпывающий перечень требований, которым должен соответствовать частный партнер.
Закреплены обязательные элементы соглашения о ГЧП, МЧП. Это строительство и (или) реконструкция объекта частным партнером. Полное или частичное финансирование им создания объекта. Осуществление частным партнером эксплуатации и (или) техобслуживания объекта. Возникновение у него права собственности на объект при условии обременения последнего. При этом если совокупный объем госинвестиций превышает сумму частных вложений, то объект передается в публичную собственность не позднее дня прекращении соглашения.
Установлен закрытый перечень объектов соглашения о ГЧП, МЧП. Это в т. ч. автодороги, мосты, транспорт общего пользования (кроме метрополитена), объекты ж/д и трубопроводного транспорта, морские, речные и специализированные порты, водные и воздушные суда, аэропорты, объекты по производству, передаче и распределению электроэнергии, гидротехнические сооружения, объекты благоустройства территорий, а также те, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты здравоохранения, в т. ч. предназначенные для санаторно-курортного лечения, объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты соцобслуживания населения.
Не допускается заключение соглашения в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей или их совокупности, объектов водоснабжения и водоотведения. Формой ГЧП или МЧП для таких объектов является концессионное соглашение.
Определены полномочия соответствующих органов власти в области ГЧП, МЧП. Перечислены гарантии прав и законных интересов частных партнеров при реализации соглашения о ГЧП, МЧП. Прописана процедура его подготовки, заключения, исполнения, прекращения.
Корреспондирующие поправки внесены в Земельный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы РФ, в Законы о недрах, оценочной деятельности и др.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки.
Настоящий Областной закон принят в целях обеспечения стабильных условий развития различных форм государственно-частного партнерства в Ростовской области, привлечения и эффективного использования государственных и частных ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические ресурсы, для развития экономики и социальной сферы Ростовской области, повышения уровня жизни населения.
С т а т ь я 1. Государственно-частное партнерство
1. Для целей настоящего Областного закона под государственно-частным партнерством понимаются формы среднесрочного и долгосрочного взаимодействия (сотрудничества) между Ростовской областью либо Ростовской областью и муниципальными образованиями в Ростовской области, с одной стороны, и российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц (далее – партнеры), с другой стороны, с целью реализации общественно значимых проектов в экономике и социальной сфере на территории Ростовской области, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений (договоров).
2. Участие муниципальных образований в государственно-частном партнерстве определяется исполнительно-распорядительными органами соответствующих муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством.
С т а т ь я 2. Цели и задачи государственно-частного партнерства
1. Целью государственно-частного партнерства является привлечение частных и эффективное использование государственных ресурсов для развития экономики и социальной сферы, повышения уровня жизни населения Ростовской области.
2. Основными задачами государственно-частного партнерства являются:
1) привлечение частного капитала в экономику Ростовской области;
2) повышение эффективности использования государственной собственности Ростовской области;
3) развитие инвестиционного и инновационного потенциалов Ростовской области;
4) техническое и технологическое развитие общественно значимых производств и объектов;
5) эффективное использование бюджетных средств.
С т а т ь я 3. Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства
Государственная политика Ростовской области в сфере государственно-частного партнерства формируется и действует на основе следующих принципов:
1) добросовестность и взаимовыгодное сотрудничество участников соглашений;
2) соблюдение прав и законных интересов участников соглашений;
3) добровольность принятия на себя обязательств и обязательность их исполнения в течение срока действия соглашения сторонами государственно-частного партнерства;
4) равные условия доступа партнеров к участию в государственно-частном партнерстве;
5) распределение ответственности, рисков, достигнутых результатов проекта между участниками соглашений;
6) доступность информационного ресурса о проектах государственно-частного партнерства для партнеров;
7) открытость принятия решений о выборе партнеров.
С т а т ь я 4. Формы государственно-частного партнерства
1. Формами государственно-частного партнерства являются следующие соглашения (договоры):
1) об участии сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов;
2) об участии Ростовской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
3) о предоставлении государственного имущества Ростовской области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;
4) концессионные;
5) иные соглашения (договоры), заключенные сторонами государственно-частного партнерства и отвечающие целям и задачам государственно-частного партнерства, установленным статьей 2 настоящего Областного закона.
2. Часть утратила силу - Областной закон от 24.12.2012 № 1015-ЗС.
3. Конкретные обязательства сторон, условия соглашения (договора), в том числе порядок и этапы его выполнения, сроки и объемы участия сторон в осуществлении государственно-частного партнерства, определяются сторонами государственно-частного партнерства при заключении соглашения (договора).
С т а т ь я 5. Заключение и исполнение соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства
1. Соглашение (договор) в рамках государственно-частного партнерства от имени Ростовской области заключается Правительством Ростовской области.
Порядок подготовки, заключения, регистрации, учета и хранения соглашений (договоров) в рамках государственно-частного партнерства, примерные формы соглашений (договоров) в отношении различных форм государственно-частного партнерства утверждаются Администрацией Ростовской области.
2. Соглашения (договоры) заключаются на основании конкурса. Порядок проведения конкурса утверждается Администрацией Ростовской области.
3. Порядок организации взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области и исполнительно-распорядительных органов соответствующих муниципальных образований по вопросам, связанным с заключением и исполнением соглашений (договоров), заключенных сторонами государственно-частного партнерства, а также порядок контроля за исполнением соглашений (договоров), заключенных сторонами государственно-частного партнерства, утверждаются Администрацией Ростовской области.
С т а т ь я 6. Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах
Финансирование расходов, связанных с участием Ростовской области в государственно-частных партнерствах, осуществляется за счет средств областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете.
С т а т ь я 7. Вступление настоящего Областного закона в силу
Настоящий Областной закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области В.Ю. Голубев