Фз от 21.07 1993 5485 1. ФЗ «О государственной тайне

Государственная тайна – установленный законодательством круг сведений, разглашение которых может привести к снижению обороноспособности страны или причинить существенный вред национальной безопасности, экономическим или политическим интересам. Защите от несанкционированного распространения подлежит , относящаяся к следующим сферам:

  • Вооруженные силы государства.
  • Сведения о внешнеполитической деятельности государства.
  • Информация о научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработках, данные об экономических показателях по отдельным направлениям.
  • Сведения, относящиеся к деятельности органов национальной безопасности, внешней разведки и оперативно-розыскных мероприятий, проводимых правоохранительными структурами.

Для сохранения государственной тайны законодательством страны вводится особый административно-правовой порядок в данной сфере - режим секретности. Для его обеспечения разрабатывается комплекс мер по защите таких сведений от разглашения и противодействия шпионажу и разведке иностранных государств. С этой целью вводится уголовная ответственность за передачу секретной информации третьим лицам или незаконного ее распространения.

Важность сведений, относящихся к государственной тайне различна, часть из них может носить стратегический, оперативный или локальный характер. Соответственно этому и вводится понятие о степени секретности для каждого из перечисленных уровней. В каждой из стран устанавливается своя система обозначений в указанной области, которая закрепляется законом или иными нормативно-правовыми актами.

Любая информация, в том числе и относящаяся к секретной, существует на носителях разных видов. Это могут быть и материальные объекты: бумага и виртуальные - компьютерные файлы на жестких и лазерных дисках, картах памяти и тому подобное. Носителем информации признается и человек, обладающий секретными сведениями. Доступ к государственной тайне производится на основании допуска, который оформляется компетентными органами после проверок.

Законодательное обеспечение и состав секретных сведений в РФ

В Российской Федерации правовое регулирование в данной области осуществляется на самом высоком уровне. В 1997 году 6 октября Государственной Думой принят Федеральный закон, который получил наименование «О государственной тайне». Впоследствии отдельные положения данного нормативного акта редактировались и в них вносились изменения. Документ такого высокого уровня, регламентирующий вопросы сохранения государственной тайны в нашей стране, принят впервые.

Этим законом уточняется состав секретной информации в соответствующих разделах. В частности, в военной сфере государственной тайной считаются:

  • Стратегические, оперативные и мобилизационные планы, а также документы по управлению, строительству и развертыванию армии и флота.
  • Перспективные разработки в сфере НИОКР, проектирования новых и модернизации существующих образцов боевой техники и вооружений.
  • Технология производства, хранения и утилизации боевых частей ядерного оружия и их компонентов и способы их применения.
  • Тактико-технические данные оружия и техники.
  • Дислокация воинских частей, оборонных объектов их назначение и состояние.

В сфере экономики и перспективных научно-технических исследований секретными являются сведения о планах подготовки страны или отдельных областей к войне и мобилизационных ресурсах. Кроме того, не подлежат разглашению данные об объектах гражданской обороны, размерах и составе оборонного заказа. Государственной тайной является информация о запасах драгоценных металлов и камней, а также стратегических материалов. Список их определяется Постановлением Правительства.

В области внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности к категории секретных отнесены сведения, неконтролируемое распространение которых может нанести вред безопасности или интересам страны. Не подлежит разглашению также и информация о политика в сфере финансов по отношению к иностранным государствам.

В области внешней разведки и обеспечения национальной безопасности государственную тайну составляют данные о составе и задачах соответствующих органов и их финансировании. Секретными являются сведения об оперативно-розыскных мероприятиях, которые ими проводятся. Тайну составляют также данные о защите информационных систем и средств правительственной связи.

Понятие о степени секретности и грифах документов

Степень секретности сведений устанавливается исходя из важности информации для безопасности страны. Для ее определения производится оценка возможного ущерба, который может быть нанесен в случае их разглашения. В РФ установлены следующие степени секретности:

  • Особой важности;
  • Совершенно секретно;
  • Секретно.

Указанные обозначения используются в качестве грифов секретности на официальных документах. Для доступа к данной информации лицо должно имеет допуск соответствующего уровня, который оформляется после проверки органами национальной безопасности. Использование перечисленных грифов для засекречивания сведений, прямо не отнесенных законом к государственной тайне, строго запрещается.

В иностранных государствах существуют свои собственные системы, направленные на обеспечение сохранности секретов. Так, в Соединенных Штатах Америки не существует специального закона о государственной тайне. Деятельность правительственных органов в этой сфере регулируется Указом Президента № 13526. Степени и грифы секретности в госорганах США аналогичны тем, что установлены в нашей стране:

  • Top Secret – совершенно секретно, особой важности.
  • Secret – совершенно секретно.
  • Confidential – секретно.

Отсутствие единого закона, впрочем, не означает отсутствия уголовной ответственности за разглашение сведений, относящихся к государственной тайне. Для этого приняты ряд законов «О шпионаже» и другие.

Свои особенности имеет система защиты государственных тайн в Великобритании. Уровней секретности здесь больше всего их пять, в дополнении к трем вышеназванным введены такие грифы, как Restricted (ограниченный доступ) и Protect (защищенная информация). Помимо степени секретности имеются ограничения связанные с гражданством лица:

  • «UK eyes only» - только для подданных Великобритании.
  • «Canukus eyes only» - только для британских подданных, а также граждан Канады и США.
  • «Auscannzukus» - для граждан государств участников договора о РЭБ.

В Китайской Народной Республике режим секретности обеспечивается специальной организацией, которая имеет статус национальной администрации. В стране установлено три уровня важности сведений, составляющих гостайну:

  • Совершенно секретно.
  • Высокая секретность.
  • Секретно.

Помимо государственных систем охраны информации существуют и такие что созданы в рамках международных организаций и военных союзов: НАТО, Европейская комиссия и других. Они имеют определенные особенности, связанные с необходимостью организации доступа к секретной информации граждан участников этих альянсов.

Зашита информации, составляющей гостайну

Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы в компетенции, которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним. В РФ координация деятельности всех служб, работающих в указанной сфере, осуществляется соответствующей межведомственной комиссией.

Данный орган действует на основании Положения, утвержденного Президентом страны. Режим секретности в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи. Органы с подобными функциями имеются также на предприятиях и в учреждениях, выполняющих государственные оборонные заказы и тому подобное.

За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такого рода деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите гостайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.

В США такими вопросами занимаются несколько организаций: Федеральное бюро расследований, Агентство национальной безопасности и Министерство внутренней безопасности. Каждое из названных ведомств решает свой круг задач, свои структуры имеют также Армия, Военно-морские силы, Корпус морской пехоты, предприятия Министерства энергетики и другие учреждения.

Обеспечение сохранности государственной тайны и IT – технологии

С развитием средств связи и появлением информационных сетей вопросы защиты режима секретности приобретают особое значение. В нашей стране создана государственная система, в задачи которой входит обеспечение сохранности сведений ограниченного доступа. В рамках этой системы формируются соответствующие структуры, ориентированные на решение следующих задач:

  • Противодействие технической разведке иностранных государств.
  • Формирование и реализация единой технической политике в сфере защиты государственной тайны.
  • Координация усилий и деятельности всех структур в данной сфере.

Государственной системе защиты информации предоставлено право издавать нормативные акты, а также контрольные функции по проверке полноты выполнения мероприятий. В структуру данной организации входит ФАПСИ, которое обеспечивает правительственную связь, а также обеспечение безопасности систем хранения и обработки информации.

Понятие государственной тайны возникло одновременно с появлением первых устойчивых общественных образований. Защита секретов от разглашения является одной из важнейших функций органов власти в каждой стране. Информация об обороноспособности страны, экономические показатели, мобилизационный потенциал и внешняя политика - важнейшие сферы от которых нередко зависит существование самого государства.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

План лекции:

1. Понятие государственной тайны.

2. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

3. Правовые основы защиты государственной тайны

Понятие государственной тайны
Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны

Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на следующих нормативно-правовых актах:
1. Конституция Российской Федерации;
2. Гражданский кодекс РФ;
3. Кодекс об административных правонарушениях;
4. Уголовный кодекс РФ;
5. Закон РФ «О государственной тайне»;
6. Законе РФ «О безопасности»;
7. ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации";
8. положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.

Гражданский кодекс предусматривает, что защита коммерческой тайны осуществляется способами, которые предусмотрены Кодексом и другими законами. Один из этих способов - возмещение причиненных убытков.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Соответствующие органы государственной власти и их должностные лица основываются на подготовленных в установленном порядке экспертных заключениях об отнесении незаконно распространенных сведений к сведениям, составляющим государственную тайну.

Государственную тайну составляют предусмотренные в специальных перечнях сведения, разглашение которых может, причинит существенный вред интересам России и образует состав преступления, административного или дисциплинарного проступка либо гражданско-правового деликта.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, может определяться только федеральным законом.

Существует конкретный перечень сведений, составляющих гос. тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень содержит сведения в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Гос. тайну составляют сведения:
1. в военной области;
2. в области экономики, науки и техники;
3. в области внешней политики и экономики;
4. в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности государства.
Отнесение сведений к гос. тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к гос. тайне, утверждаемым Президентом РФ.

Государственная тайна - это информация, сведения, несанкционированный доступ к которым может причинить вред интересам страны, государства. В Законе «О государственной тайне» дано такое определение: «государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной и оперативно-розыскной деятельности, рас- пространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации».

Информация тесно связана с ее носителями – материальными объектами, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Правовой основой режима секретности являются Конституция, законы Российской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», а также принятые на основе последнего закона акты Президента и Правительства*. Нужно отметить, что Закон «О государственной тайне» – первый в российской истории акт такого уровня по этому вопросу. Раньше эти вопросы решались подзаконными актами, которые к тому же сами были секретными, не публиковались. Принятие по этому вопросу открытого правового акта, к тому же имеющего высшую юридическую силу, – еще один штрих в развитии российской демократии, в повышении роли закона в административно-правовом регулировании.

Можно назвать такие признаки государственной тайны:

1) это очень важные сведения;

2) их разглашение может причинить ущерб государственным интересам;

3) перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне, закрепляется федеральным законом;

4) она охраняется мерами уголовной ответственности (ст. 275, 276, 283 УК РФ) и иными принудительными средствами;

5) для ее охраны создан специальный административно-правовой режим – режим секретности.

Секретность – важное средство обеспечения государственной безопасности. С другой стороны, засекречивание сведений – это предусмотренное Конституцией ограничение закрепленного ее ст. 27 права граждан «свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом».

Практика учит, что режим секретности может быть использован для ограничения демократических институтов, усиления власти государственного аппарата. Засекречивание – любимое «лакомство» бюрократии: чем больше секретности, тем больше власть чиновников. Используя секретность, бюрократия может манипулировать широкими массами, скрывать истинные результаты своей деятельности, свои ошибки и преступления, ограничивать или вообще не допускать контроля за власть имущими. Любое необоснованное расширение режима секретности усиливает власть аппарата, ограничивает демократию. Поэтому режим секретности – передовая линия борьбы демократии и тоталитаризма, а его реальное состояние отражает результаты этой борьбы.

Режим секретности является постоянным, общегосударственным. Его требования обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами власти, местного самоуправления, предприятиями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами России, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства о государственной тайне.

Как и вся иная деятельность исполнительной власти, деятельность по обеспечению секретности должна быть эффективной: основанной на принципах целесообразности, законности, оперативности.

Главные элементы режима секретности: правила засекречивания, защиты государственной тайны, рассекречивания*.

Отнесены к государственной тайне и засекречены могут быть названные в законе сведения в военной области, о внешней политике, экономике, научно-исследовательских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, о разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности.

Не подлежат засекречиванию сведения о:

Чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях;

Состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельскогохозяйства, преступности;

Привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

Фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами;

Размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

Состоянии здоровья высших должностных лиц России.

Должностные лица, засекретившие такие сведения, могут быть привлечены к ответственности, а граждане вправе обжаловать такие акты в суд .

Засекречивание сведений и их носителей состоит в установлении ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Установлены три степени секретности и соответствующие им грифы (реквизиты), проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительном документе на него: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать размеру ущерба, который может быть причинен безопасности страны в случае их распространения. Правила отнесения информации к той или иной степени секретности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Президент утверждает Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.(*Такой перечень был утвержден распоряжением Президента от 30 мая 1997 г. В нем названы руководители ряда федеральных ведомств (МВД, МИД, МПС, ГТК, Банка России и др.), а также руководитель Администрации Президента, начальник Главного управления специальных программ Президента. Распоряжением от 23 января 1999 г. в этот список внесены также министры торговли, юстиции и еще ряд руководителей госкомитетов.)

Государственные органы, руководители которых наделены правом засекречивать информацию, разрабатывают развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Основанием для засекречивания является соответствие информации перечням сведений, подлежащих засекречиванию. Уполномоченному должностному лицу направляются предложения о засекречивании, оно принимает решение о необходимости делать это и степени секретности. При засекречивании, помимо прочих обстоятельств, необходимо учитывать реальную возможность сохранить тайну и экономическую целесообразность (соответствие расходов на обеспечение тайны и пользы от этого, влияние засекречивания на экономические связи и т. д.).

Защита государственной тайны прежде всего предполагает организационное обеспечение: создание ведомств, органов, структурных единиц, которые постоянно и профессионально занимаются этим делом. Иными словами, необходимо организационное обеспечение. Оно представлено Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, Федеральной службой безопасности. Федеральным агентством правительственной связи и информации, службой фельдъегерской связи, Службой внешней разведки, государственной технической комиссией и другими административными ведомствами и исполнительными органами государственной власти.

А в организациях, предприятиях, учреждениях созданы специальные подразделения, обеспечивающие режим секретности (в прошлом они чаще всего назывались первыми отделами). Ответственность за организацию защиты государственной тайны органом, предприятием, учреждением возлагается на его руководителя.

Второй компонент защиты – система допуска должностных лиц, граждан, организаций к государственной тайне. Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по ее защите осуществляется путем получения ими в установленном порядке лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Допуск должностных лиц и граждан России к государственной тайне производится в порядке разрешительного производства. Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительном порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятии руководитель организации принимает решение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.

Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административно-правового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.

За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу (тарифной ставке) в зависимости от степени секретности сведений (соответственно 25, 20 и 10 процентов). А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере:

5% – при стаже работы от 1 до 5 лет;

10 /о – при стаже работы от 5 до 10 лет;

15 /о – при стаже работы свыше 10 лет*.

Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационно-штатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.

Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.

В соответствии со ст. 114, 115, 119 ГПК РСФСР иски, связанные с государственной тайной, рассматриваются судами субъектов Федерации.

В особом, упрощенном порядке, без прохождения разрешительной процедуры допускаются к секретным сведениям члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочии, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну. Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Передача секретной информации от одной организации другой, другим государствам (т. е. распоряжение сведениями, составляющими государственную тайну) производится только с разрешения компетентного органа государственной власти. Для обеспечения режима секретности установлены правила проведения совещаний, на которых используются сведения, составляющие государственную тайну.

В этом деле широко применяются разнообразные технические средства шифрования, передачи, хранения данных. Транспортировка ее носителей обеспечивается Федеральной службой фельдъегерской связи. На органы Федеральной службы безопасности возложена обязанность осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях и в учреждениях независимо от форм собственности.

Рассекречивание сведений и их носителей - снятие ранее введенных ограничений на распространение информации и на доступ к ее носителям. Как правило, оно, как и засекречивание, производится в административном порядке, по решению тех должностных лиц, которые признали, что сведения относятся к государственной тайне.

По общему правилу срок засекречивания не должен превышать тридцати лет, и носители государственной тайны рассекречиваются не позднее сроков, установленных при их засекречивании. В исключительных случаях срок рассекречивания может быть продлен путем принятия специального решения.

Необходимо отметить, что некоторые сведения: об оперативно-розыскной, разведывательной деятельности и др. никогда не должны рассекречиваться.

Рассекречивание может производиться досрочно. Во-первых, в связи с международными обязательствами России. Во-вторых, из-за изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закон обязал органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Досрочное рассекречивание может быть осуществлено руководителями органов государственной власти, предприятия, организаций, если они установят, что их подчиненные необоснованно засекретили носители информации. Граждане вправе обращаться с запросами о рассекречивании в архивы и другие организации. Кроме того, обоснованность отнесения сведений к государственной тайне может быть обжалована в суд. Сведения могут быть рассекречены по просьбе гражданина или на основании решения суда.

Раздел VI. ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

(часть третья в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Статья 21. Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Целью проведения проверочных мероприятий является выявление оснований, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона.

Для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются следующие социальные гарантии:

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверки компетентными органами не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Статья 21.1. Особый порядок допуска к государственной тайне

(введена Федеральным законом от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 21 настоящего Закона.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления ответственности указанных лиц федеральным законом.

Статья 22. Основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне

Основаниями для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

(в ред. Федерального закона от 06.10.1997 N 131-ФЗ)

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 23. Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

возникновения обстоятельств, являющихся согласно статье 22 настоящего Закона основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если такие условия предусмотрены в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении на основании этого с ним трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Статья 24. Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:

права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Статья 25. Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну

Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Омский государственный технический университет

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и

таможенное дело»

ТЕМА 18. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ

Введение

§2. Основные положения Указа Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203. Об утвержден «Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне»

§3. Иные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в области государственной тайны.

Заключение

Список использованных источников

Введение

Пункт 4 статьи 29 Конституции гласит, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Данная норма устанавливает целый ряд прав человека в области информации. Право искать, получать, производить и распространять информацию без предварительного разрешения и уведомления государства и его органов любым законным способом, независимо от государственных границ и независимо от форм выражения, не подлежит ограничению со стороны государства, кроме распространения сведений, составляющих государственную тайну.

Права человека в области информации более полно раскрываются и конкретизируются в Федеральном законе от 20.02.95 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (в ред. от 10.01.03), который регулирует отношения в области формирования и использования, сбора, обработки, хранения, поиска, распространения информации и ее защите.

§1. Основные положения Закон рф от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «о государственной тайне»

1.1. Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Статья 1 Закона устанавливает, что сфера действия настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной властей (далее - органы государственной власти), местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

1.2. Во второй статье Закона «О гостайне» дается расшифровка основных терминов и определений, которые относятся к понятию государственная тайна, и в частности:

государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

перечень сведений, составляющих государственную тайну, - совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

носители сведений, составляющих государственную тайну, - материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

(в концепции современного естествознания)

допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений;

гриф секретности - реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

1.3. Статья 5 определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состояния их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

о подготовке кадров , раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.



Просмотров